Полярная правда. 1954, апрель.

Ж и г а П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 96 (7818) 23 апреля 1954 г. К*-: т Ы-і'.:. к ® :. ѵ Ш і Ш& feicS i І.-І—• 1 г \ *•( iSčSj 1 *•:V* g g lj .0 U a H’.I- SŠ& gE ~.u g f! Й І наг 1 P ' i r I и I t ; : І. ' Ш - 1 З а с е д а н и я В е р х о в н о г о С о в ета СССР 0 Государственном бюджете СССР на 1954 год Доклад Министра финансов СССР депутата Л. Г. ЗВЕРЕВА (Окончание. Начало см. в № «Полярной правды» от 22 апреля 1954 года). В 1954 году возрастет количество уча­ щихся в начальных и средних школах, в техникумах и в высших учебных заведе­ ниях. Только за один год число учащих­ ся, оканчивающих среднюю школу, увели­ чится примерно в два раза по сравнению с 1953 годом, что свидетельствует о серьезных успехах в осуществлении по­ ставленной XIX съездом Коммунистической партии задачи развития всеобщего сред­ него образования. В высшие учебные за­ ведения и техникумы в 1954 году будет принято более одного миллиона человек. Большие средства выделяются на раз­ витие советской науки. На финансирова­ ние Академии наук СССР, Академий наук союзных республик, научно-исследова­ тельских институтов из бюджета и дру­ гих источников в 1954 году ассигнуется свыше 9,5 миллиарда рублей. В бюджете па 1954 год увеличиваются ассигнования на содержание больниц, по ­ л и кли н и к , амбулаторий, родильных домов, детских яслей п других учреждений здра­ воохранения; расширяется сеть домов от­ дыха и санаториев. В Государственном бюджете на 1954 год средства социального страхования преду­ смотрены в сумме 24,7 миллиарда руб­ лей, что па 6,7 процента больше прошло­ го года. Эти средства направляются на выдачу пособий йо временной нетрудо­ способности, пенсий, ва оплату стоимости путевок в санатории и дома отдыха и на другие нужды рабочих и служащих. В 1954 году Правительством намечено осуществить широкую программу строи­ тельства жилых домов; на государственное жилищное строительство выделяется 25,5 миллиарда рублей, что значительно пре­ вышает затраты в истекшем году. В результате увеличения расходов го­ сударства на соцнальпо-культурные меро­ приятия, нового снижения государствен­ ных розничных цен на товары народного потребления, а также повышения загото­ вительных и закупочных цен на сельско­ хозяйственные продукты п других меро­ приятий население Советского Союза’ по­ лучит за счет бюджета в 1954 г $ у До­ полнительные против 1953 года выгоды в размере около 45 миллиардов рублей. Осуществляя широкие планы мирного хозяйственного и культурного строитель­ ства, Советское государство в то же время проявляет постоянную заботу об обороне страны. Расходы на оборону в бюджете на 1954 год определены в сумме 100,3 миллиарда рублей, что составляет 17,S процента всех расходов бюджета. Предусмотренные в Го­ сударственном бюджете СССР средства обеспечивают необходимую обороноспособ­ ность страны и совершенствование воору­ женных сил СССР, охраняющих мирный труд советских людей и безопасность па­ шей Родины. (Аплодисменты). Советское государство в своей мирной политике исходит из того, что важным фактором укрепления международного со­ трудничества является развитие экономи­ ческих отношений с теми странами, кото­ рые в свою очередь также стремятся к это­ му. СССР неуклонно расширяет внешне­ торговые связи с другими странами, в то время ка к правящие круги империалисти­ ческих государств, п прежде всего США, всячески тормозят развитие внешней тор­ говли с СССР. Такая политика империа­ листических государств наносит ущерб прежде всего экономике самих этих стран, сокращает занятость паселеппя в этих странах и понижает его жизненный уро­ вень. Вот почему политика Советского Союза, направленная па укрепление мира и на расширение деловых экономических отно­ шений с иностранными государствами, на­ ходит горячую поддержку среди самых ши­ роких слоев населения всех стран, кото­ рое кровно заинтересовано в 'защите мира и ослаблении напряженности в междуна­ родных отношениях. Повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и режим экономии— важнейшее условие выполнения бюджета Д о х о д ы б ю д ж е т а Предусмотренные в проекте бюджета расходы полностью обеспечиваются сред­ ствами, поступающими в доход бюджета. В Государствеппом^бгоджете на 1954 год, так же ка к и в 1953 году, значительно возрастают поступления от социалистиче­ ских ^предприятий при одновременном дальнейшем снижении налоговых плате­ жей населения. В 1954 году при общем объеме доходов Государственного бюджета СССР в 571,8 миллиарда рублей поступле­ ния от социалистического хозяйства со­ ставят 497 миллиардов рублей пли 86,9 процента всех доходов бюджета. Доходы бюджета от социалистических предприятий и организаций определены исходя из утвержденного народнохозяйст­ венного плана производства и снижения себестоимости продукции. При этом посту­ пления палога с оборота запроектированы в сумме 234,3 миллиарда рублей, а от­ числения от прибылей предприятий и ор­ ганизаций в размере — 92,6 миллиарда рублей. Необходимым условием поступления до­ ходов бюджета является выполнение каж ­ дым предприятием установленных планов производства продукции в утвержденном ассортименте п заданий по снижению се­ бестоимости, строгое соблюдение финансо­ вой дисциплины, неуклонное проведение режима экономии на всех участках хозяй­ ственной и финансовой деятельности. Налоги с населения запроектированы в Государственном бюджете на 1954 год в сумме 45,7 миллиарда рублей, что состав­ ляет 8 процентов доходной части бюдже­ та. Поступления сельскохозяйственного налога предусмотрены в сумме 4,2 милли­ арда рублей. Уровень налогового обложе­ ния сельского населения в 1954 году уменьшается более чем в 2,5 раза ио сравнению с 1952 годом. Поступления от реализации государст­ венных займов по подписке среди населе­ ния в бюджете на 1954 год намечены в сумме 15,9 миллиарда рублей. Выплата населению из Государственного бюджета в виде выигрышей и по тиражам погашения займов составит в этом году 10,5 миллиар­ да рублей. Одним нз показателей роста благосо­ стояния населения нашей страны являет­ ся большое увеличение трудовых сбереже­ ний. В 1954 году предусматривается рост вкладов населения в сберегательные кас­ сы на 9,5 миллиарда рублей, а общая сум­ ма вкладов достигнет к концу года более 48 миллиардов рублей. Бюджеты союзных республик Государственные бюджеты союзных республик, включающие республиканские и местные бюджеты, запроектированы на 1954 год. в общей сумме 119,5 миллиарда рублей, то есть на 13,7 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году. Значительный рост в 1954 году бюдже­ тов союзных республик непосредственно связан с важнейшими задачами, стоящими перед Советами Министров и исполкомами Советов депутатов трудящихся по даль­ нейшему развитию всех отраслей народ- пого хозяйства республик — промышлен­ ности, сельского хозяйства, жилищно-ком­ мунального, дорожного хозяйства, по обес­ печению крутого подъема производства предметов народного потребления и куль­ турного строительства. Расходы на финансирование предприя­ тий и организаций республиканского и местного подчинения в бюджетах союзных республик составят 35,5 миллиарда руб­ лей, а включая собственные средства хо­ зяйства — 56,9 миллиарда рублей, что означает увеличение против 1953 года на 56.6 процента. Капитальные вложения на развитие ме­ стной и топливной промышленности в те­ кущем году увеличиваются на 45 процен­ тов по сравнению с 1953 годом. Большие средства в республиканских и местных бюджетах предусматриваются на социально-культурные мероприятия. В 1954 году на эти цели выделяется 73,2 миллиарда рублей, из них на просвеще­ ние — 41,4 миллиарда рублей, па здра­ воохранение и физическую культуру — 22.7 миллиарда рублей. Объем бюджетов союзных республик па 1954 год запроектирован в следующих суммах: РСФСР — 66 миллиардов 570 миллионов рублей. Украинская ССР — 22 миллиарда 988 миллионов рублей, Бело­ русская ССР — 4 миллиарда 289 мил­ лионов рублей, Узбекская ССР — 3 мил­ лиарда 738 миллионов рублей, Казахская ССР — 5 миллиардов 313 миллионов руб­ лей, Грузинская ССР — 2 миллиарда 775 миллионов рублей. Азербайджанская ССР — 2 миллиарда 57 миллионов рублей, Литовская ССР — 1 миллиард 741 милли­ он рублей. Молдавская ССР — 1 миллиард ,406 миллионов рублей, Латвийская ССР— ская СрР — 1 миллиард 250 миллионов рублей. Таджикская ССР — 1 миллиард 272 миллпопа рублей, Армянская ССР — 1 миллиард 221 миллион рублей, Турк­ менская ССР — • 1 миллиард 75 миллионов рублей,5 Эстонская ССР — 1 миллиард 179 миллионов рублей и Карело-Финская ССР — 950 миллионов рублей. Необходимо, чтобы предусмотренные по бюджетам союзных республик доходы были полностью и в срок получены, а бюджет­ ные ассигнования правильно и эффективно использованы. Однако отдельные республиканские и местные органы не проявляют должной настойчивости в мобилизации предусмот­ ренных по бюджету ресурсов и допускают нарушения в использовании средств. Сле­ дует в связи с этим отмстить, что бюджеты Киргизской ССР и Туркменской ССР не выполняются в течение двух последних лет. Не выполнены в 1953 году также бюджеты Владимирской и Новосибирской областей. Все еще слабо осуществляется контроль за выполнением хозяйственными организа­ циями республиканского и местного под­ чинения производственных и финансовых планов. В результате этого в Карело-Фип- ской ССР, в Башкирской АССР п Воро­ нежской области многие предприятия и хозяйственные организации не выполнили в 1953 году планы прибылей и платежей в бюджет п допустили недостаток оборот­ ных средств. Мало еще занимаются вопросами улуч­ шения финансовой работы исполкомы Со­ ветов депутатов трудящихся в Алтайском крае, Тюменской. Ярославской и Киров­ ской областях, где в 19^3 году допуска­ лись незаконное расходование государст­ венных средств на содержание админист­ ративно-управленческого персонала, вне­ плановые капитальные вложения и дру­ гие затраты. Необходимо устранить недостатки по исполнению бюджета, улучшить работу по выполнению доходов, усилить проверку правильности использования бюджетных ассигнований и контроль за хозяйствен­ ной и Финансовой д°ятельностыо пред­ приятий, организаций и учреждений, стро­ го соблюдая режим экономии в расходова- 1 миллиард 654 миллиона рублей, Кир гиз-1шш государственных средств. Товарищи депутаты! .Успешное выпол­ нение Государственного бюджета в 1954 году требует решительного увеличения внутрихозяйственных накоплений и наи­ более рационального и экономного их ис­ пользования. Основой роста внутрихозяйственных на­ коплений было и остается пеуклоннос рас­ ширение производства и систематическое снижение себестоимости продукции и из­ держек обращения, осуществление жёстко­ го режима экономии в расходовании средств. Государственный бюджет на 1954 год предусматривает поступление доходов от социалистического хозяйства, исходя нз заданий народнохозяйственного плана по увеличению объема и снижению себестои­ мости продукции. Планом предусмотрено снпл;ение себестоимости промышленной продукции на. 4,4 процента, себестоимости железнодорожных перевозок — па 2,6 процепта, стоимости стронтслыю-монтаж ных работ — на 3 процента и издержек обращения — па 4,7 процента. Предприятия и хозяйственные органи­ зации должны получить в текущем году прибыль в общей сумме 123,2 миллиарда рублей, или на 33,4 миллиарда рублей больше, чем в 1953 году. Поступления в бюджет по отчислениям от прибылей, как уже было сказано, определены на 1954 год в сумме 92,6 миллиарда рублей, или на 22,3 миллиарда рублей больше 1953 года. В деле снижения себестоимости промыш­ ленной продукции первостепенное значе­ ние имеет систематическое повышение производительности общественного труда. В нашей стране созданы все условия для быстрого роста производительности труда. Развитие тяжелой промышленности и особенно машиностроения позволило оспастпть все отрасли народного хозяй­ ства передовой техникой. Широко прово­ дится механизация тяжелых и трудоем­ ких работ, электрификация и автоматиза­ ция производства. Народное хозяйство СССР располагает квалифицированными кадрами рабочих, инженерно-технических работников п других специалистов и хозяйственных ру­ ководителей. В больших масштабах про­ водится подготовка и повышение квали­ фикации рабочих и служащих. В 1954 го­ ду на подготовку и повышение квалифи­ кации кадров массовых профессий рабочих п служащих в общем количестве около S миллионов человек государство вы­ деляет из бюджета и других источников 3,1 миллиарда рублей и на подготовку кадров через трудовые резервы — 5,4 миллиарда рублей. Во многих отраслях хозяйства еще да­ леко не полностью используются все име­ ющиеся возможности роста производитель­ ности труда. Вследствие серьезных недостатков в ор­ ганизации производства в 1953 году и в первом квартале 1954 года не выполни­ ли задания ио производительности труда Министерство лесной и бумажной про­ мышленности, Министерство угольной промышленности. Министерство транс­ портного и тяжелого машиностроения, Ми­ нистерство промышленности строитель­ ных материалов. Министерство промыш­ ленности продовольственных товаров. Особенно неблагополучно обстоит дело с производительностью труда в лесной и угольной промышленности. Но Министерству лесной и бумажной промышленности СССР вывозка древеси­ ны на одпого рабочего при резко возрос­ шем уровне механизации лесозаготовок была в 1953 году ниже, чем в 1940 го­ ду, на 4 процента. Планы го производи­ тельности труда на лесозаготовительных предприятиях пе выполняются в течение ряда последних лет и выработка па одно­ го рабочего остается почти на одном уров­ не. На некоторых комбинатах, ка к, папрп- мер, сУдмуртлес» и «Свердлес», в 1953 году производительность труда даже сни­ зилась по сравнению с 1952 годом. Министерство угольной промышленно­ сти, несмотря на огромную помощь, си­ стематически оказываемую Правительст­ вом, такліе не выполняет задапнй по про­ изводительности труда. В 1953 году пе выполнили заданий по производительно­ сти труда больше половины угольных шахт. Имеются шахты, тресты и комби­ наты, которые пе достигли даже довоенно­ го уровня производительности труда. Так, добыча угля на одпого рабочего по комби­ нату Ворошиловградуголь в 1953 году была ниже довоенной. Одним из факторов, сдерживающих рост производительности труда в лесной, угольной и других отраслях промышлен­ ности, является неудовлетворительное ис­ пользование техники п наличие серьез­ ных недостатков в организации труда. На лесозаготовительных предприятиях в конце 1953 года работала лишь четвер­ тая часть исправных трелевочных лебе­ док и несколько более половины трелевоч­ ных тракторов и лесовозных автомобилей. Не выполнялись установленные нормы выработки на этих механизмах. На отдельных угольных шахтах ис­ пользовались в 1953 году лишь 55 — 60 процентов наличного состава угольных комбайнов, врубовых и углепогрузочных машин. Отрицательно сказывается па произво­ дительности труда неритмичность работы многих предприятий, когда выпуск про­ дукции в третьей декаде месяца намного превышает выпуск продукции в первой декаде Это приводит к неполному исполь­ зованию оборудования и нерационально­ му использованию рабочей силы. Планом развития народного хозяйства на 1954 год предусмотрен рост произво­ дительности труда в промышленности на 8,3 процента и в строительстве — на 8,6 процента. В настоящее время неотложная задача состоит в том. чтобы в центре всей рабо­ ты по руководству дальнейшим развитием народного хозяйства находилась забота о значительном повышении производитель­ ности труда. Надо развернуть подлинно широкое народное движение за значитель­ ный подъем производительности труда на каждом промышленном предприятии, на каждой стройке, на транспорте, в каждом колхозе, совхозе, в машинно-тракторных станциях. Широкие массы трудящихся пашен страны с большим подъемом включились в соревнование, начатое по инициативе передовых предприятии Москвы и Мос­ ковской области, за досрочное выполнение государственного плана 1954 года, за дальнейший рост производительности тру­ да, снижение себестоимости и улучшение качества продукции. Важнейшее значение для более быстрого повышения производительности труда приобретают вопросы организации произ­ водства и правильного руководства хозяй­ ством. Необходимо поднять уровень организа­ ции производства, шире внедрять прогрес­ сивные методы труда, организовать работу по циклу, выпуск изделий по графику. В больших масштабах необходимо развивать специализацию производства и коопери­ рование промышленных предприятии, всемерно осуществлять стандартизацию и унификацию технологии производства де­ талей, узлов п отдельных изделий. Надо серьезно улучшить дело технического нор­ мирования труда на предприятиях. Необходимо отмстить, что предприятия, не выполняющие планов по производи­ тельности труда, не выполняют, ка к пра­ вило, также заданий ио снижению себе­ стоимости продукции и накоплениям. Министерство лесной и бумажной про­ мышленности из года в год не выполняет государственных планов заготовок и вы­ возки леса и пе обеспечивает растущей потребности народного хозяйства в лесо­ материалах. Производительность труда на лесозаготовках, как уже было сказано, яв­ ляется низкой, а себестоимость высокой. На протяжении последних лет эта от­ расль продолжает оставаться убыточной. Так, в 1951 году убытки лесной промыш­ ленности составили 1,4 Миллиарда руб­ лей, в 1952 году — 1.S миллиарда руб­ лей, в 1953 году — 2,2 миллиарда руб­ лен. В 1953 году себестоимость но лесо­ заготовительным предприятиям вместо предусмотренного планом снижения на 3 процента значительно повысилась по срав­ нению с 1952 годом. Неблагополучно обстоит дело с вы­ полнением иланов по снижению себестои­ мости продукции п на предприятиях Ми­ нистерства угольной промышленности. Значительная часть трестов и комбинатов угольной промышленности систематиче­ ски не выполняют задании но снижению себестоимости; себестоимость всей продук­ ции но Министерству за 1953 год была превышена иротив плана более, чем на 700 миллионов рублей. Большое значение для снижения себе­ стоимости и мобилизации ресурсов в хо­ зяйстве имеет экономия в использовании сырья, материалов, топлива и электро­ энергии на единицу продукции, сокраще­ ние потерь от брака и ликвидация других непроизводительных затрат. Многие хозяйственные руководители не ведут надлежащей борьбы за мобилиза­ цию внутренних резервов производства допускают потери и непроизводительные расходы. Потери от брака но промышлен­ ным предприятиям союзных министерств за 1953 год составили 3,2 миллиарда рублей. В мартеновских цехах предприятии черной металлургии в результате несоблю­ дения установленных норм расхода сырья и материалов перерасходовано металло- шихты 238 тысяч тонн и в прокатных цехах металла свыше 200 тысяч тонн. На предприятиях рыбной промышлен­ ности в 1953 году брак, непроизводитель­ ные расходы и другие потери составили около 300 миллионов рублей. Высокая себестоимость отдельных видов продукции нередко вызывается тем, что министерства и главные управления не уделяют долд:ного внимания вопросам пра­ вильного размещения программы производ­ ства по отдельным предприятиям с уче­ том их специализации, кооперирования, а также обеспечения рентабельности нх работы. Все это ведет к удорожанию продукции. Имеется немало фактов, когда на пред­ приятиях, находящихся примерно в одина­ ковых условиях, себестоимость аналогич­ ной продукции резко различается. Так, изготовление однотипного стан­ дартного дома на предприятиях Министер­ ства промышленности строительных ма­ териалов стоило в 1953 году 56,4 тысячи рублей, а на предприятиях Министерства строительства — 75,6 тысячи рублей, себестоимость другого однотипного дома соответственно составила — 56 тысяч рублей и 92 тысячи рублей. * Даже по такому сравнительно неслож­ ному виду продукции, как стеклянная посуда, себестоимость одних и тех же из­ делий на однородных предприятиях раз- лпчиа. Так, себестоимость одного стакана па Гусевском хрустальном заводе в полтора раза выше, чем себестоимость такого же стакана на Дятьковском хрустальном заво­ де, а себестоимость кувшина на Гусев­ ском заводе выше в два с лишним раза, чем себестоимость такого же кувшина на Дятьковском заводе. Это объясняется тем, что на Гусевском заводе допускался пере­ расход сырья, электроэнергии, большой бой продукции и другие непроизводитель­ ные потери. Серьезного внимания заслуживают воп­ росы пспользовашія инструмента и тары, затрата на которые по народному хозяйст­ ву исчисляются десятками миллиардов рублей. До последнего времени большое количе­ ство универсального инструмента изго­ товляется самими предприятиями, что об­ ходится в несколько раз дороже, чем на предприятиях инструментальной промыш­ ленности. В результате этого народному хозяйству наносится пемалый ущерб. Не уделяется должного внимания бе­ режному использованию инструмента. Опыт передовых предприятии показывает, что при правильной организации восста­ новления и ремонта инструмента можно сократить потребность в нем на 20— 25 процентов. Немалые резервы экономии имеются в использовании тары, затраты па которую в народном хозяйстве по далеко неполным данным превышают 10 миллиардов руб­ лей в год. Большая часть тары, особенпо деревянной, повторно попользуется ^в на­ стоящее время не более чем на 15— 20 процентов. Правильное использование та­ ры принесет народному хозяйству крупную экономлю. Только повторное использова­ ние деревянной тары позволит сэко­ номить в течение года миллионы кубомет­ ров лесоматериалов и многие сотни мил­ лионов рублей. Значительные резервы дальнейшего снижения себестоимости имеются также в автотранспортном хозяйстве. За последние годы проведен ряд "меро­ приятий по улучшению работы автотранс­ порта. Одпако себестоимость автоперевозок остается все еще высокой. Грузовой авто­ мобильный парк зачастую используется неудовлетворительно: ;| велики порожние пробеги автомашин, зачастую автома­ шины почти половину рабочего времени простаивают в ожидаппи погрузки и вы­ грузки. Все’ еще слаба механизация по­ грузочно-разгрузочных работ. Все это ве­ дет к удорожанию стоимости перевозок. ' Важное значение для снижения себе­ стоимости автоперевозок имеет централи­ зованная доставка грузов. Применяемый в Москве порядок централизованной достав­ ки грузов позволил высвободить значи­ тельное число работников для других от­ раслей хозяйства, резко улучшить работу автотранспорта; использование автомоби­ лей повысилось прп перевозках кирпича в 2,8 раза, у гл я .— в 4,3 (раза, черных металлов — в 4,7 раза. При этом расхо­ ды предприятий и строек по доставке гру­ зов при централизованных перевозках снизились в 1953 году на 39 процентов. Исключительно большое народнохозяй­ ственное значение имеет повышение ка­ чества продукции* Успешное решение этой задачи даст возможность добиться серьез­ ной экономии общественного труда. Вы­ пуск машин и оборудования высокого ка ­ чества, соответствующих современному техническому уровню, увеличивает их производительность и срок службы, спо­ собствует росту производительности труда и снижению себестоимости продукции. Повышение качества товаров народного потребления является одним из важных условий роста материального благосо­ стояния трудящихся. Советские товары должны быть добротными и красивыми и полностью удовлетворять возросший спрос и вкусы потребителей. Однако имеются еще предприятия, ко­ торые продолжают выпускать продукцию низкого качества, грубо нарушают госу­ дарственные стандарты и технические ус­ ловия. В 1953 году по Ташкентскому и Таганрогскому заводам сельскохозяйствен­ ного машиностроения было забраковано приемщиками Министерства сельского хо- . зяйства СССР и возвращено для устране­ ния дефектов 16 процентов, предъявлен­ ных к сдаче машин. Имеется немало фактов, когда; выпу­ скаются товары народного потребления пониженного- качества. Необходимо решительно устранять не­ достатки, приводящие к выпуску продук­ ции низкого качества, обеспечить на каж ­ дом предприятии производство высокока­ чественных изделий II товаров. * * * Советское государство ежегодно направ­ ляет крупные средства на капитальное строительство. В этой связи серьезное значение имеет снижение стоимости стро­ ительства. Передовые стройкп пакопилп ценный опыт организации строительных работ, распространение которого позволит улучшить качество строительства, сокра­ тить сроки и снизить его стоимость. Одна­ ко многие строительные организации все еще не выполняют заданий пятплетнего плана о снижении стоимости строительных работ и имеют крупные убытки. На многих стройках пе обеспечена пра­ вильная организация работ, имеет место текучесть.рабочей силы, простои рабочих и простои механизмов, строительство мно­ гих предприятий, зданий и сооружений не заканчивается в установленные сроки, что приводит к росту незавершенного строительства. Такое положение имеет место, в частности, но Министерству неф­ тяной промышленности СССР и Министер­ ству промышленности продовольственных товаров СССР. Все еще не изжита практи­ ка распыления материальных н денежных средств но многочисленным стройкам и строительным организациям, среди кото­ рых имеется большое количество мелких организаций, неэффективно использующих средства мехапизаціш. Строительные организации Министер­ ства строительства СССР в 1953 году пре­ высили плановую стоимость строительно- монтажных работ на 9 процентов, в ре­ зультате вместо того, чтобы получить 1,1 миллиарда рублей прибыли, установ­ ленной но плану, допустили свыше 700 но также Министерством электростанций и электропромышленности СССР — на 10,3 процента, на строительстве предприя­ тии союзного подчинения Министерства промышленности строительных материалов СССР — на 12,8 процента п Министерства промышленности продовольственных това­ ров СССР.— на 12,7 процента. .. Серьезное значение для выполнение планов капитальных работ и снижения стоимости строительства имеет улучшение проектно-сметного дела. Между тем мно­ гие стройкп несвоевременно обеспечивают­ ся проектно-сметной документацией, что задерживает строительство. Далеко еще недостаточно внедряются типовые и пов­ торные проекты в строительстве. Одпнм из источников финансирования капитального строительства является, как известно, мобилизация внутрихозяйст­ венных ресурсов строек. Однако многие министерства и ведомства допускают рост сверхнормативных запасов материалов и оборудования в строительстве. Это в пер­ вую очередь относится к Министерству черной металлургии СССР,. Министерству нефтяной промышленности СССР, Мини­ стерству электростанций и электропро­ мышленности СССР. Руководители строек должны принять серьезные меры, чтобы довести запасы материалов и оборудования до установленных нормативов. Баикп долгосрочных вложений должны усилить контроль за мобилизацией строи­ тельными организациями внутренних ре­ сурсов, выполнением пмп задапнй по сни­ жению стоимости строительства и планов накоплений, а также за целевым исполь­ зованием средств, направляемых на ка- мнллионов рублей убытка. Превышение плановой стоимости строительства допуще - 1 читальное строительство. * * * Поставленные Партиен и Правительст­ вом задачп в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта н других отраслей народного хозяйства требуют усиления внимания со стороны всех ру­ ководителей предприятий и хозяйствен­ ных организаций к вопросам экономики производства. Следует, одиако, сказать, что многие руководители хозяйственных организаций не уделяют достаточного внимания вопро­ сам укрепления финансового хозяйства предприятий, не следят за состоянием фи­ нансов. Выполнение, планов они оценива­ ют только лишь по количественным^ пока­ зателям, не используют в должной мерс хозяйственный расчет, не проводят над­ лежащего режима экономии в использова­ нии материальных п денежных средств. С таким отношением к вопросам эконо­ мики производства и организации финан­ сов необходимо решительно покончить. Задача состоит в том, чтобы использовать финансы для улучшения хозяйственной деятельности предприятий, укрепления хозяйственного расчета п строгого прове­ дения режима экономпн. Направляя подавляющую часть бібД- жетных средств па развитие социалисти­ ческой экономики, Советское государство принимает меры к тому, чтобы всемер­ но сократить затраты, пе связанные не­ посредственно с развитием народного хо­ зяйства и удовлетворением нужд населе­ ния. В первую очередь это относится к расг ходам на управление, размер которых ос­ тается все еще высоким. Многие руково­ дители министерств и ведомств вместо то­ го, чтобы систематически улучшать рабо­ ту аппарата п сокращать его, нередко ставят вопрос об увеличении штатов уп­ равленческого аппарата. Руководителям министерств и организа­ ций следует решительно сокращать из­ лишние звенья, добиваться улучшения ра­ боты аппарата и экономии средств на его содержание. Партия п Правительство . предъявляют также большие требования к работникам финансовой системы, которые должны усилить контроль за выполнением пред­ приятиями и хозяйственными организа­ циями заданий по снижению себестоимо­ сти и прибылям, за соблюдением режима экономии, за своевременным поступлени­ ем платежей в бюджет.. Многие финансовые' и банковские ор­ ганы еще слабо осуществляют фішансо- у вый контроль непосредственно на пред­ приятиях, в хозяйственных организациях, не вскрывают имеющихся резервов сни­ жения себестоимости продукции, не про­ являют должной активности в постановке вопросов перед'руководящими органами об устранении недостатков в работе хозяйст-. венных организаций. Работники финансовых и кредитных учреждений должны более оперативно осуществлять финансовый контроль за деятельностью хозяйственных организа­ ций, глубже .изучать их экономику, фи­ нансы п оказывать им необходимую по­ мощь в- улучшении финансово-хозяйствен­ ной деятельности. Товарищи депутаты! Представленный на утверлгдепио Вер­ ховного Совета СССР Государственный бюджет СССР на 1954 год имеет большое народнохозяйственное значение и будет способствовать осуществлению задач ком­ мунистического строительства. Выполнение бюджета сыграет важиую роль в осуществлении выработанных Центральным Комитетом Коммунистиче­ ской партии и Правительством Советско­ го Союза планов дальнейшего развития социалистического хозяйства, повышения материального и культурного уровня жиз­ ни народов нашей страны. (Аплодис­ менты), І

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz