Полярная правда. 1954, апрель.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 88 (7810) 14 апреля 1954 г. Семинар секретарей райкомов и горкомов партии В обкоме КПСС закончил работу семи нар первых секретарей горкомов н райко мов партии, начальников политических отделов. Участники семинара заслушали и обсу дили доклады секретарей Кандалакшского и Терсклго райкомов КПСС тт. Кознева и Верещагина «О руководстве райкома пар тии партийными организациями колхозов по выполнению Постановления сентябрь ского Пленума ЦК КПСС «О мерах даль нейшего развития сельского хозяйства СССР». С докладом о развитии техники добычи рыбы и рыбообработки в Мурманском бассейне пыступпл старший научный сот рудник ПИНРО кандидат технических на у к тов. Старовойтов. Секретари Ленинского и Микояновского райкомов КПСС. тт. Аксеновекий и Лыков поделились опытом работы по руководству цеховыми партийными организациями. На семинаре были прочитаны лек ции и доклады: «О развитии народ ного хозяйства Мурманской области», «Партийное руководство работой школ и органов народного образования», «'Руко водство делом приема в КПСС н орган иза- дпя работы с кандидатами в члены КПСС», «Об итогах работы X II съезіа ВЛКСМ», і«Успехн великого ..китайского народа в строительстве могуч-го народно- демократического государства я их значе ние и я укрепления,мира» и зр. В работе семинара 'приняли участие секретари обкома КПСС гг Прокофьев, Анисимов, Курпаков. ШИРЕ РАЗМАХ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ Коммунистическая партия в Совет ское правительство повседневно за ботятся о том, чтобы еще выше под нять культурный уровень советского народа. В нашей стране повсеместно создана широкая сеть культурно-про светительных учреждений, нз года в год увеличиваются ассигнования на культурное строительство. В деле коммунистического воспи тания трудящихся культурно-просве тительным учреждениям принадлежит большая роль. Они прпзваны со всей полнотой удовлетворять культурные запросы населения. В нашей области есть немало клубов, библиотек, изб- чнтален, которые успешно решают по ставленные перед ннмн задачи. Одна ко есть еще н такие,, которые не справляются с возложенными ва них обязанностями, не являются центром культурно-массовой работы. Культпросветучреждення должны добиться того, чтобы удовлетворять запросы трудящихся, чтобы нх отдых был бы интересным и содержатель- пыл. В 'этом культпросвётучрежде- ввям обязаны оказать помощь руко- ‘ водители местных Советов, ^проф союзных организаций в предприятий. Ниже публикуются письма трудя щихся, рассказывающие о культурном обслуживании населения. Отчет партийной организации на заседании бюро райкома КПСС На днях бюро Терского райкома КПСС васлушало отчет секретаря партийной организапип села Порья-губа тов. Попова. Бюро райкома отметило, что эта партий ная организация и ее секретарь тов. Попов слабо вникают в хозяйственную деятель ность колхоза «Красный Октябрь». Об ѳтом свидетельствует тот факт, что за послед ние полгода вопросы, связанные с рабо той и деятельностью колхоза, на партий ных собраниях не обсуждались. а ведь кол хоз «Красней, Октябрь» считается одним нз отстающих в районе. Бюро райкома КПСС также отметило, что в колхозе «Красный Октябрь» медленно развертывается борьба за выполнение по становлений сентябрьского и февральско- мартовского Пленумов ЦК КПСС. Подго товка к весеннему севу здесь проходит неудовлетворительно. Учеба секретарей парторганизаций На днях Кировский райком КПСС (обла сти) провел пятидневный семинар секре тарей партийных организаций/ Участники семинара прослушали лекции о квадратно- гнездовом способе посадки картофеля, об агротехнике, о путях получения высоких урожаев овощей в Мурманской области, о роли масс и личности в истории, о между народном положении, о задачах партийных организаций в связи с решениями фев ральско-мартовского Пленума ЦК КПСС и ряд других. На семинарских занятиях секретари пар тийных организаций заслушали и обсуди ли доклаіы по отдельным вопросам-партий ной работы в порядке обмена опытом. С докладами на семинаре выступили секре тари партийных организаций: апатитовой фабрики— тов. Щеколдин, рудника имени С. М. Кирова — тов. Владимиров, райис полкома — тов. Громова, городской боль ницы — тов. Кабкина и хругиб. В Мончегорской городской библиотеке Библиотеки занимают большое место в системе культурно-просвстительпой рабо ты. Они призваны помогать читателям по вышать их политический и культурный уровень. Работники библиотек обязаны хорошо знать своих читателей, учитывать их интересы, заботиться об удовлетворе нии их культурных запросов, широко про пагандировать книгу. Библиотечная ра бота должна быть направлена на то, что бы способствовать выполнению производ- <«гвенных задач, стоящих перед коллек тивами: Мончегорская городская библиотека оказывает немалую помощь своим чита телям. Работники библиотеки тт. Дмит риева, Смслова, Архипова и другие чутко относятся к запросам читателей, добросо вестно выполняют свои обязанности. Об этом говорили читатели на конференции, обсуждая работу библиотеки за минувший год. Читатели внесли ряд ценных предло жений и вскрыли недостатки. В частно сти, на конференции говорилось о необхо димости проводить читательские конфе ренции непосредственно в цехах, в обще житиях, в бригадах, о сохранности библио течного фонда, об организации массовых мероприятий и т. п. В Мончегорской городской библиотеке до сего времени не приобретены удобные, хо рошо сделанные стеллажи и шкафы, хотя уже в течение нескольких лет ту т наме чается приобрести необходимое оборудова ние. Но Мончегорский горисполком п об ластное управление культуры не оказы вают помощи в этом деле. Отсутствие каталогов, а также недоста точное количество стеллажей, шкафов и витрин усложняет работу библиотекарей, затрудняет подбор необходимой читателю литературы. Имеются и другие недостатки, мешаю щие работе библиотеки. Так. например до сего времени в городе не открыта пе реплетная мастерская, библиотечный кол лектор плохо комплектует к н и г и , не при сылает в достаточном количестве книг, пользующихся большим спросом у чита- И» / А. ЗИФЕРМАН. Читатель библиотеки. Концерт на лесоучастке Великий Остров Клуб в поселке Северный начал свою работу не так давно. Он занимает не большое. по уютное помещение, оформ лен лозунгами, портретами, плака тами. Вечерами рабочие-лесорубы охотно приходят отдохнуть в чистом светлом клубе, в котором всегда тепло. С большим вниманием слушают лесорубы лекции, доклады, смотрят кинокартины, слушают концерты, играют в шахматы, домино и шашкп. читают газеты и журналы. Участники художественной самодеятель ности поселка Северный часто выступают в своем клубе с концертами. С успехом прошел, например, концерт 13 марта. ‘21 марта 1954 года участниками художе ственной самодеятельности поселка Север ный был дан ш т е р т на мастерском уча стке Великий Остров, который находится в 18 километрах от поселка Северный. Начальник лесопункта тов. Карасев свое временно предоставил транспорт для уча стников концерта. Активное участие принимали в нем бухгалтер Д. Паршин, возчик Б. Уса- пов, комсомольцы В. Рогожникова. А. Ца рева. Т. Осякова, С. Чнчин. Хорошо вы ступили Ф. Куликов. Д. Межурицкая, Ба салаева И другие. Лесорубы мастерского участка Великий Остров тепло поблагодарили участников художественной самодеятельности за кон церт. Еще до начала нашего концерта участ ники художественной самодеятельности побеседовали с лесорубами, которые рас сказали о том, что лекторы агитбригады забыли к ним дорогу. Следует сказать, что на мастерском ле соучастке Великий Остров есть свой хо роший клуб, но работа в пем не проводит ся, та к как нет работника клуба. Лесору бам участка некуда пойти в свободное время, негде интересно и полезно отдох нуть. В клуб лесоучастка Северный при езжала агитбригада лесобнржи Княжая. Лесорубы были очень довольны, хотя у них в клубе всегда бывает весело. А вот на лесоучасток Великий Остров агитбрига да лесобиржп Княжая съездить не сочла нужным, хотя задалась целью обслужить все мастерские лесоучастки. Л. СМИРНОВА. Заведующая клубом поселка Се верный. Н о в ы е ч и т а т е л и Где провести досуг? В поселке Абрам-мыс есть клуб, но, как ни странно, судоремонтникам негде провести свой досуг. Дело в том, что в клубе 18 дней в месяц демонстрируются кинофильмы, а в оставшиеся дни помеще ние клуба занято под различные совеща ния. И вот почитать газеты, журналы, по играть в шахматы пли шашки в клубе негде. При клубе есть комната, где можно бы ло бы отдохнуть. Но в эту комнату нель зя попасть, она почти всегда на замке. Руководители Судоремонтных мастер ских должны позаботиться о том, чтобы были созданы условия для культурного отдыха трудящихся. В. ШВЕЦОВ. Я провожу громкие читки и беседы в доме 42 по улице «30 лет Комсомола» в городе Кпровске. Тут живет много мо лодых рабочих управления жилищно-ком мунального хозяйства комбината «Апа тит». Они охотно посещают читки п бе седы. Немало молодых рабочих не являлось читателями Кировской библиотеки. Теперь, когда у них появилась любовь к книге, большинство из них записалось в библио теку пли берет книги нз пункта выдачи литературы, организованного при обще житии. Книга помогает молодым рабочим лучше познать мир, любить нашу классическую п советскую литературу, на образах кото рой г воспитываются миллионы молодых строителен коммунизма. М. МЕЛЁХИНА. * * * Проводить беседы п громкие чтения в общежитиях молодых рабочих стало пра вилом для Кировской библиотеки. Так, мне была поручена работа с молодежью, про живающей в общежитии по улице «30 лет Комсомола». Каждый раз, когда я сюда приходила, меня тепло встречали. В этом общежитии былп прочитаны книги Аркадия Гайдара, статьи из газет, например, статья М. Водопьянова «Трос в тайге». Перед выходом на экраны кино фильма «Звезда» молодые рабочие прочли одноименную повесть Казакевича. По просьбе жильцов общежития состоялись читки книг В. Василевской — «Просто любовь» и Е. Поповкина — «Семья Руба- нюк». Сейчас я веду работу по пропаганде книги в общежитии Л"» 35 по отой же улп- ле. Тут у меня также установилась друж ба с читателями. Некоторые из них стали постоянными посетителями читального за ла библиотеки. И. ГЛАВАТСКИХ. Улучшить обслуживание оленеводов Для обслуживания оленеводов Ловозор- ского района создано три красных чума. Для того, чтобы они могли выполнять по ставленную перед ними задачу, необходи мо в каждом красном чумо иметь трех ра ботников: двух культмассовиков и одного фельдшера. Однако в -действительности этого нет. В красных чумах работает по два человека, а в чумо >5 3 — всего лишь один человек. Плохо обстоит дело с передвижением красного чума от одной бригалы к другой. За красными чумами закреплены олени. Но они к весне истощаются и ими нельзя пользоваться — их не заменяют. Летом мы добирались в пастушеские бригады на лодке. Однако у нее не было мотора и приходилось затрачивать немало сил и времени, чтобы преодолеть большое расстояние. Сейчас мы получили мотор. Но у нас пет специалиста, который мог бы управлять им. Да и лодок у нас недоста точно — одна лодка на два чума. Отдел культуры не заботится о том, что бы повышать знания работников чума Так, нам приходится выступать с лекция ми и беседами на различные темы. Но вот уже в течение трех лет накто нз нас не был на курсах. Как-то в Ловозере был начальник об ластного управления культуры тов. Коно валов. Собрав культпросветработников, он говорил о том, что необходимо лучше об служивать оленеводов, чаще бывать в бригадах. Но тов. Коновалов почему-то ничего не сказал о том, каким образом ѳто надо делать, как • устранить имеющиеся недостатки и добиться того, чтобы каждый красный чум был образцовым. Т. ,|СОЖУХАРЬ. Фельдшер. Неправильный подход к важному делу Коллектив художественной самодеятель ности нашего клуба был участником рай онного и областного смотров художест венной самодеятельности. Танцевальный коллектив, исполнявший «Поморскую кад риль». был награжден Почетной грамотой Мурманского облисполкома. Вернувшись со смотра, участники само деятельности с новой силой взялись за свою работу. В первом квартале они под готовили и провели 3 вечера художествен ной самодеятельности. Для самодеятельного коллектива боль шой радостью явилось сообщение из обла стного управления культуры о том, что исполнители «Поморской кадрили» могут выехать на 10 дней в Ленинград для то го, чтобы разучить этот танец. Участники художественной самодеятельности изъяви ли желание выехать в Ленинград. Но пред седатель колхоза тов. Кожин на мою просьбу отпустить людей заявил: — Хватит, поездили. Будьте довольны, что в Мурманске побывали. Пришлось обратиться за помощью в сельский Совет. Но председатель Совета не мог убедить тов. Кожпна. Дело дошло до председателя райисполкома. Но не тут-то было. Тов. Кожин остался при своем мне нии. В. КОЖИН. Заведующий Оленпцкпм клубом. Пустые обещания В 1953 году нас, рабочих железнодорож ного строительного участка, поселили в дои Л ! 52 «а» но улице Туристов. В этом до ме нет ни красного уголка, ни радио. Сре ди жильцов но проводится культурно-мас- совой работы — бесед, лекций и т. п. Руководители участка — редкие гости в нашем доме Они не заходят сюда даже по нашим убедительным просьбам. Не сколько раз мы. например, просили, на чальника отдела кадров о том, чтобы к нам пришли начальник политотдела п на чальник участка и провели бы беседу с рабочими, послушали наши претензии. На все просьбы у него всегда готов ответ: — Сейчас мне некогда. На днях наве даюсь. Правда, один раз начальник отдела кад ров пообещал, что в* четверг в общежитии побывают руководители участка. Но после обещанного четверга прошло- уже много недель, а к нам так никто и не зашел, не поинтересовался тем. как удовлетворяются культурные запросы рабочих. Н. ЦЫМБАЛЮК. ’ Работница участка дорожного строи тельства № 2. Ответственный период в работе путейцев Весна т - один из.самых ответственных периодов в работе путейцев. Быстрое тая ние снега, частые дожди, половодье рек и озер всегда приносят много хлопот желез нодорожникам. Чтобы не допустить расст ройства пути, размывов железнодорожного полотна, нужно заблаговременно п тща тельно подготовиться к пропуску весенних вод. Включаясь в предмайское социалисти ческое соревнование, путейцы Мурманской дистанции взяли на себя повышенные обязательства, дали слово во всеоружии встретить весенний паводок. П свое слово они держат с честыо. Намного раньше намеченного графиком срока коллектив дистанции заготовил весь необходимый протпворазмывочный мате риал: камень, кули, лес, пиломатериалы, Фашины, проволоку п другие. Сейчас весь этот материал погружен на подвижной со став и в случае надобности быстро буд^т доставлен $ местам, угрожающим размы вом пути. На дистанции заблаговременно были развернуты работы по вскрытию от снега и льда кюветов, водоотводных и нагорных канав, труб, лотков, мостов. Одновременно освобождаются от снега откосы, выемки и косогоры, которые угрожают сплывом. Сейчас все эти работы закончены до срочно. Наряду с подготовкой к пропуску ве сенних вод особое внимание должно быть уделено текущему содержанию пути. И с этой задачей путейцы справляются не плохо. При последнем проходе путеизмери тельного вагона путь на дистанции полу чил оценку на 33 балла лучше, чем пре дусмотрено планом. Отличного состояния пути добилйсь; коллективы 6-го околотка (дорожный мастерков. Ганичев) в 7-го околотка (дорожный мастер тов. Медведев). Они лучше всех подготовились s про пуску весенних вод. В предпраздничные дни особенно напря- * женно трудятся путевые рабочие тт. Кок шаров, Щукин, Ефремов, Алексеев, Дарьев, Суровцев, Попов. Они ежедневно выраба тывают до 130 процентов нормы. Большая ответственность дожцтея сей- і час на путевке обходчиков. До Первого мая они. обязались полностью произвести добивку костылей, закрепление противоуго- нов и на 50 процентов закончить смазку болтов. Отлично выполняют свои обяза тельства путевые обходчики тт. Макспно-- ва, Кожпна, Бурков, Сатюков, Тукин Я другие. Одновременно коллектив путейцев ведет деятельную подготовку к летним путевым работам. Изготовляя и ремонтируя мате риалы верхнего строения пути, рабочие механической мастерской непрерывно по вышают темпы работы. Подхватив ценный почин трудящихся Москвы ,и Московской области, путейцы с повой силой развер нули соревнование за дальнейшее повыше ние производительности труда. Много творческой инициативы в этом Деле проявляет кузнец коммунист Василий 17 Григорьевич Вихарев. На днях он скон струировал- оригинальное приспособление для. холодной 'рубки " накладок. Оно дало возможность поднять производительность труда на этой операции в восемь раз. Сей час приспособление тов. Вихарева успеш но применяется и другими кузнецами ма стерской. Путейцы Мурманской дистанции при кладывают все усилия к тому, чтобы с честыо выполнить свои предмайские со циалистические обязательства, обеспечить быстрое и безопасное продвижение поез дов. А. СНЕГИРЕВ. Заместитель начальника Мурман ской дистанции пути по полит части. Художник - гуманист Выдающийся русский художник Васи лий Васильевич Верещагин вошел в исто рию русского искусства, ка к явление чрез вычайной. исключительной значительно сти. Это произошло потому, что о своих произведениях он мог бы подобно Льву Толстому сказать, что гла&ный их герой — правда. I Суровая неподкупная правда в основной части творчества, Верещагина касалась яв ления. которое-глубочайшим образом вол новало все человечество,— войны. ‘ Ху- дожнпк-гуманпст всю жизнь боролся про тив всевозможных видов насилия и угне тения и основной его темой была война. Во всем мировом искусстве он стал пер вым, обратившим правдивое изображение войны против войны. В одном нз писем к П. М. Третьякову Верещагин писал: «Пе редо мною, как перед художником, война, н я ее бью. сколько у меня есть сил; силь ны ли. действительны ли мои удары, это другой вопрос, вопрос моего «таланта».' но я бью с размаха и без пощады». Верещагин был убежден, что война — большое несчастье н что правдивое ее изображение должно помотать поджигате лям захватнических войн делать их чер ное дело И в то же время он .глубоко со знавал, что. оборонительная война — вели- киА народный подвиг. С глубоким патрио тизмом. именно таким подвигом он нзобра: зил войну 1812 года и крушение аван тюры Наполеона. /Среда, из которой вышел Верещагин, мало благоприятствовала будущему его творческому пути Отец-помещик не считал занятие искусством делом, подходящим для сына «столбового дворянина». Мальчика отдали в Военный корпус для малолет них; когда ему было всего .8 лет: одиннад цати £ет он перешел в Морской корпус. Отупляющая обстано&ка николаевской военной школы угнетающе действовала на будущею художника но он учился с не обычайной настойчивостью и шел одним нз первых. Еще тогда он занимался рисо ванием п. окончив корпус, тотчас зьс по дал в отставку и поступил в Академию ху дожеств. Возмущенный его поступком, отец отказал ему в какой бы то ни было мате риальной поддержке, но Верещагин, зара батывая на жизнь переводами, яллюетра- (К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ В. В. ВЕРЕЩАГИНА). пнями и уроками, твердо шел ио избран ному пути. 0н успешно учился в Академии художеств и получил даже серебряную медаль за композицию н«*І «классическую тему». Однако в 1863 году Верещагин ушел из Академии, уничтожив свою только что одобренную здесь работу. Причиной было то. что он считал чепухой искусство, оторванное от действительности, от жизни. В эти годы он познакомился с произве дениями Герцена н другой запрещенной литературой. Пламенные слова великого революционного демократа, идеи борцов за освобождение нзрода укрепили у Вереща гина глубокую ненависть к самодержавно- крепостническому режиму, ко всем угне тателям трудового люда. Это нашло свое отражение в его живописи. В 1868 году Верещагин впервые уви дел войну во всей ее правде. Прикоманди рованный к командующему армией на время похода против бухарского эмира, ху дожник стал свидетелем ожесточенной во оруженной борьбы. Он явился активным участником обороны занятого русскими войсками Самарканда, за что был награж ден Георгиевским крестом. Впечатления, полученные от этих дней, он воплотил в ряде произведений, привлекающих своим мастерством и поразительных по правди вости, с которой они передают пережитое. В серии туркестанских картин находят ся известные советским людям произве дения: «Высматривают», «Смертельно ра неный», «Парламентеры». «У крепостной стены Пусть войдут», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи». «Тор жествуют» и другие. Три замеча тельные картины этой серии — «Во шли», «Забытый» и «Окружили, пресле дуют» — были в припадке нерьного раз дражения уничтожены художником, кото рого травила пресса, обвинявшая его в отсутствии патриотизма и в клевете на ар мию. Одним нз самых замечательных произ ведений Верещагина является картина «Апофео? войны». Она изображает сложен ную высокой пирамидой груду черепов. Подобные «памятники» в древние времена Феодальные завоеватели воздвигали из го лов погубленных ими людей, прославляя этим свое могущество. Чтобы подчеркнуть идею своей картины, художник вырезал на раме: «Посвящается всем великим за воевателям: прошедшим, настоящим и бу дущим», указав этпм, что «Апофеоз вой н ы »— это не только обличение жестоко сти среднеазиатских феодальных тиранов, но п разоблачение всех тех цивилизован ных хищников, которые, стремясь к зах вату целых стран, варварски уничтожают нх народы. После выставок своей туркестанской се рии Верещагин предпринял путешествие в Индию. Преодолевая величайшие трудно сти, не щадя здоровья, он в сотнях этюдов увековечил облик чудесной страны— ее горы, реки, сказочные памятники архи тектуры. Но еще большее его внимание привлекали люди и отношения между ни ми. Внимательный и чуткий художник воочию увидел народ древней культуры, порабощенный колонизаторами. У Вереща гина уже тогда возникла мысль, полно стью неосуществленная им, изобразить ис торию «заграбастання англичанами Ин дии». К индийским темам, впрочем, он вернулся несколько позже и в другой свя зи. Создавая серию «Казней», он изобра зил древне-римскую казнь — распятие на кресте, царскую расправу над революцио нерами и, наконец, «Подавление индий ского восстания англичанами». Эта пос ледняя картина, рисующая момент рас стрела империалистическим^ палачами прикрученных веревками к пушкам уча стников восстания, является гневным об личением хищнической колониальной по литики капиталистических захватчиков. В 1877 году на Балканах вспыхнула русско-турецкая война. Художник бросил семью., начатые работы и отправился на Фронт. «Я захотел видеть большую войну и представил ее потом на полотне не та кою. какою она по традиции представ ляется. а такою, какая она есть в дейст вительности*.— писал впоследствии Вере щагин. «...Выполнить цель, которой я задался, — подчегокнвал он.— дать обществу кар тину настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль, из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытывать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своею кровью, сво им мясом, иначе картины будут не то...». Верещагин действительно выстрадал свою серию картин, посвященную балканской воине. Вместе с воинами рус ской армии, освобождавшей угнетенные балканские пароды, он проделал все труд ности похода. Под Плевной он потерял своего брата п тщетно пытался найти его тело на поле боя. Среди картин балканской серии широ кую известность получили такие произве дения, ка к «Перед атакой», «После ата ки», «Побежденные», «Шипка-Шейпово», «Под Плевной», «На Шш іке все спокойно», и многие другие. В основе каждой из этих картин лежат подлинные наблюдения на самом месте событий. Не только документальная обоснован ность каждой детали составляет достоин ство этих потрясающих картин. Высокое мастерство изобразителя всегда подчи няется глубокому переживанию, той ос мысливающей идее, которой художник ос вещает изображенные им события. Это или скорбь, когда он за бесстрастными фи гурами священника и причетника изобра жает кажущееся ' бесконечным поле, усеянное телами русских воинов, среди ко торых были сотни раненых, добитых и изуродованных турками. Или это ногодова- нне на царский генералитет в картине, где изображен Александр I I со штабом в день 30 августа 1877 года, когда ради царских именин был начат неподготовлен ный. окончившийся неудачей штурм Плев- ны, в результате которого русская армия потеряла много тысяч человек. Глубокое негодование звучит и в состоящей из трех частей картине Верещагина «На Шипке все спокойно». Заглавие это художник взял из тех шаблонных донесений, какие ежедневно посылали царские командиры, проводя время в карточной игре и не за ботясь о том. что происходило на передо вой линии. В первой части картины изо бражен забытый команднрами-кзптежни- ками часовой на посту среди разыгравшей ся снежной вьюги, во второй — верный своему долгу воин замерзает и, наконец, в третьей — буран засыпает окоченевшее тело. Картина «На Шипке вое спокойно» будила гнев против тех, кто преступно гу бил тысячи людей. . В девяностых годах Верещагин отдал десять лет упорнейшего труда изображе нию героической эпопеи 1812 года. Рабо ту над этой серией художник считал свое образным «подарком самому себе»— так велико было его увлечение героическим народным подвигом. Каждая из картин серии свидетельствует о том, ка к глубоко изучил художник огромное количество па мятников эпохи. Но главное в этих полот на х— новая опенка основпых историче ских сил п деятелей войны 1S12 года. Вся серия объединена общей идеей: она говорит о непобедимости народа, о его ве ликой силе, патриотизме, несокрушимой воле, которые стали главной причиной поражения интервентов. Верещагин пока зал, как тщетно дожидался Наполеон на По клонной горе в солнечном мареве осеннего дня ключей и «делегации бояр». Опустев шей встретила его Москва, и вот мы видим незадачливого завоевателя п его гордых маршалов,. идущих по Кремлевской -стене, залитых заревом огромного пожара. Одной из центральных картин серии является большая композиция «На большой дороге — отступление, бегство!». Вековые бере зы, окаймляющие Смоленский тракт, по крыты инеем. В солнечном сиянии мороз ного дня ярко сверкает снег. По обеим сторонам дороги под снегом скорее угады ваются, чем видны, остатки разбитых ору дий, зарядных ящиков, останки солдат «великой армии», солдат, пришедших гра бить русскую землю и нашедших могилу в ее снегах. И по этой дороге впереди за кутавшихся в своп плащи маршалов в зе леной шубе и*меховой шапке с палкой в руке, оставив позади карету, спасается честолюбец— «великий завоеватель», мечтавший покорить вселенную. Трудно придумать образ, звучащий с такой силой приговора, как это глубоко верное изобра жение подлинного исторического эпизода, поднятое великим художни ком-реалистом до высокого обобщения, звучащее в пол ную силу и в нашу эпоху. В двух картинах «Взят с оружием в руках» и «Не ззмай, дай подойти!» ху дожник изобразил народных мстителей — партизан, непоколебимая решимость кото рых оказалась сильнее, чем могучая армия из двенадцати наций под предводительст вом самого прославленного полководца Ев ропы. Картины, посвященные 1812 году, как и многие другие произведения Верещаги на, вызвали недовольство правящих кру гов самодержавной России, назвавших их «тенденциозными». Отношение реакции ко всему прогрессивному сказывалось н пН личном благосостоянии художника. Вскоре после того, ка к вспыхнула рус ско-японская война, Верещагин вместе с известным русским флотоводцем адмиралом С. 0. Макаровым отправился на место военных действий1— з Порт-Артур. Там он принял активное участие в рейде-вы лазке осажденного флота, вышедшего на встречу японской эскадре. Как известно, 13 апреля 1904 года флагманский броне носец «Петропавловск», на котором нахо дились Макаров и Верещагин, был подор ван .японской миной п погиб со всем эки пажем. Один из трех спасшихся матросов видел художника на верхней палубе за не сколько секунд до катастрофы, что-то за рисовывающим в свой блокнот. Верещагин погиб на боевом посту борца за подлинно демократическое и глубоко реалистиче ское искусство, которому посвятил всю свою творческую жизнь. И в последние годы творчества Вереща гина п в предреволюционный период цром- ко звучали голоса буржуазных эстетов, - противников идейного реализма, пропове довавших принципы «искусства для ис кусства». т. е. такого искусства, которое не связано с жизнью, с борьбой за лучшее будущее. Представители этого «направле ния» старались принизить или свести на нет значение творчества художника-пат- риота. Прогрессивные же деятели русского искусства П. М. Третьяков, В. В. Стасов, И. Е; Репин высоко ценили гений Вереща гина':1 После победы Великой Октябрьской со циалистической революции наследие Вере щагина стало достоянием всего народа, во шло в золотой ФЬнд нашего гіскусства. В Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее сотни ты сяч советских зрителей с огромным ин тересом рассматривают картины художнп- ка-реалиста. Высокую оценку В. В. Вере щагину дал на совещании деятелей совет ской музыки А. А. Жданов, назвав его имя в ряду имен классиков рус-'кой Анвописн. А. ТИХОМИРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz