Полярная правда. 1954, апрель.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 88 (7810) 14 апреля 1954 г. Семинар секретарей райкомов и горкомов партии В обкоме КПСС закончил работу семи­ нар первых секретарей горкомов н райко­ мов партии, начальников политических отделов. Участники семинара заслушали и обсу­ дили доклады секретарей Кандалакшского и Терсклго райкомов КПСС тт. Кознева и Верещагина «О руководстве райкома пар­ тии партийными организациями колхозов по выполнению Постановления сентябрь­ ского Пленума ЦК КПСС «О мерах даль­ нейшего развития сельского хозяйства СССР». С докладом о развитии техники добычи рыбы и рыбообработки в Мурманском бассейне пыступпл старший научный сот­ рудник ПИНРО кандидат технических на­ у к тов. Старовойтов. Секретари Ленинского и Микояновского райкомов КПСС. тт. Аксеновекий и Лыков поделились опытом работы по руководству цеховыми партийными организациями. На семинаре были прочитаны лек­ ции и доклады: «О развитии народ­ ного хозяйства Мурманской области», «Партийное руководство работой школ и органов народного образования», «'Руко­ водство делом приема в КПСС н орган иза- дпя работы с кандидатами в члены КПСС», «Об итогах работы X II съезіа ВЛКСМ», і«Успехн великого ..китайского народа в строительстве могуч-го народно- демократического государства я их значе­ ние и я укрепления,мира» и зр. В работе семинара 'приняли участие секретари обкома КПСС гг Прокофьев, Анисимов, Курпаков. ШИРЕ РАЗМАХ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ Коммунистическая партия в Совет­ ское правительство повседневно за­ ботятся о том, чтобы еще выше под­ нять культурный уровень советского народа. В нашей стране повсеместно создана широкая сеть культурно-про­ светительных учреждений, нз года в год увеличиваются ассигнования на культурное строительство. В деле коммунистического воспи­ тания трудящихся культурно-просве­ тительным учреждениям принадлежит большая роль. Они прпзваны со всей полнотой удовлетворять культурные запросы населения. В нашей области есть немало клубов, библиотек, изб- чнтален, которые успешно решают по­ ставленные перед ннмн задачи. Одна­ ко есть еще н такие,, которые не справляются с возложенными ва них обязанностями, не являются центром культурно-массовой работы. Культпросветучреждення должны добиться того, чтобы удовлетворять запросы трудящихся, чтобы нх отдых был бы интересным и содержатель- пыл. В 'этом культпросвётучрежде- ввям обязаны оказать помощь руко- ‘ водители местных Советов, ^проф­ союзных организаций в предприятий. Ниже публикуются письма трудя­ щихся, рассказывающие о культурном обслуживании населения. Отчет партийной организации на заседании бюро райкома КПСС На днях бюро Терского райкома КПСС васлушало отчет секретаря партийной организапип села Порья-губа тов. Попова. Бюро райкома отметило, что эта партий­ ная организация и ее секретарь тов. Попов слабо вникают в хозяйственную деятель­ ность колхоза «Красный Октябрь». Об ѳтом свидетельствует тот факт, что за послед­ ние полгода вопросы, связанные с рабо­ той и деятельностью колхоза, на партий­ ных собраниях не обсуждались. а ведь кол­ хоз «Красней, Октябрь» считается одним нз отстающих в районе. Бюро райкома КПСС также отметило, что в колхозе «Красный Октябрь» медленно развертывается борьба за выполнение по­ становлений сентябрьского и февральско- мартовского Пленумов ЦК КПСС. Подго­ товка к весеннему севу здесь проходит неудовлетворительно. Учеба секретарей парторганизаций На днях Кировский райком КПСС (обла­ сти) провел пятидневный семинар секре­ тарей партийных организаций/ Участники семинара прослушали лекции о квадратно- гнездовом способе посадки картофеля, об агротехнике, о путях получения высоких урожаев овощей в Мурманской области, о роли масс и личности в истории, о между­ народном положении, о задачах партийных организаций в связи с решениями фев­ ральско-мартовского Пленума ЦК КПСС и ряд других. На семинарских занятиях секретари пар­ тийных организаций заслушали и обсуди­ ли доклаіы по отдельным вопросам-партий­ ной работы в порядке обмена опытом. С докладами на семинаре выступили секре­ тари партийных организаций: апатитовой фабрики— тов. Щеколдин, рудника имени С. М. Кирова — тов. Владимиров, райис­ полкома — тов. Громова, городской боль­ ницы — тов. Кабкина и хругиб. В Мончегорской городской библиотеке Библиотеки занимают большое место в системе культурно-просвстительпой рабо­ ты. Они призваны помогать читателям по­ вышать их политический и культурный уровень. Работники библиотек обязаны хорошо знать своих читателей, учитывать их интересы, заботиться об удовлетворе­ нии их культурных запросов, широко про­ пагандировать книгу. Библиотечная ра­ бота должна быть направлена на то, что­ бы способствовать выполнению производ- <«гвенных задач, стоящих перед коллек­ тивами: Мончегорская городская библиотека оказывает немалую помощь своим чита­ телям. Работники библиотеки тт. Дмит­ риева, Смслова, Архипова и другие чутко относятся к запросам читателей, добросо­ вестно выполняют свои обязанности. Об этом говорили читатели на конференции, обсуждая работу библиотеки за минувший год. Читатели внесли ряд ценных предло­ жений и вскрыли недостатки. В частно­ сти, на конференции говорилось о необхо­ димости проводить читательские конфе­ ренции непосредственно в цехах, в обще­ житиях, в бригадах, о сохранности библио­ течного фонда, об организации массовых мероприятий и т. п. В Мончегорской городской библиотеке до сего времени не приобретены удобные, хо­ рошо сделанные стеллажи и шкафы, хотя уже в течение нескольких лет ту т наме­ чается приобрести необходимое оборудова­ ние. Но Мончегорский горисполком п об­ ластное управление культуры не оказы­ вают помощи в этом деле. Отсутствие каталогов, а также недоста­ точное количество стеллажей, шкафов и витрин усложняет работу библиотекарей, затрудняет подбор необходимой читателю литературы. Имеются и другие недостатки, мешаю­ щие работе библиотеки. Так. например до сего времени в городе не открыта пе­ реплетная мастерская, библиотечный кол­ лектор плохо комплектует к н и г и , не при­ сылает в достаточном количестве книг, пользующихся большим спросом у чита- И» / А. ЗИФЕРМАН. Читатель библиотеки. Концерт на лесоучастке Великий Остров Клуб в поселке Северный начал свою работу не так давно. Он занимает не­ большое. по уютное помещение, оформ­ лен лозунгами, портретами, плака­ тами. Вечерами рабочие-лесорубы охотно приходят отдохнуть в чистом светлом клубе, в котором всегда тепло. С большим вниманием слушают лесорубы лекции, доклады, смотрят кинокартины, слушают концерты, играют в шахматы, домино и шашкп. читают газеты и журналы. Участники художественной самодеятель­ ности поселка Северный часто выступают в своем клубе с концертами. С успехом прошел, например, концерт 13 марта. ‘21 марта 1954 года участниками художе­ ственной самодеятельности поселка Север­ ный был дан ш т е р т на мастерском уча­ стке Великий Остров, который находится в 18 километрах от поселка Северный. Начальник лесопункта тов. Карасев свое­ временно предоставил транспорт для уча­ стников концерта. Активное участие принимали в нем бухгалтер Д. Паршин, возчик Б. Уса- пов, комсомольцы В. Рогожникова. А. Ца­ рева. Т. Осякова, С. Чнчин. Хорошо вы­ ступили Ф. Куликов. Д. Межурицкая, Ба­ салаева И другие. Лесорубы мастерского участка Великий Остров тепло поблагодарили участников художественной самодеятельности за кон­ церт. Еще до начала нашего концерта участ­ ники художественной самодеятельности побеседовали с лесорубами, которые рас­ сказали о том, что лекторы агитбригады забыли к ним дорогу. Следует сказать, что на мастерском ле­ соучастке Великий Остров есть свой хо­ роший клуб, но работа в пем не проводит­ ся, та к как нет работника клуба. Лесору­ бам участка некуда пойти в свободное время, негде интересно и полезно отдох­ нуть. В клуб лесоучастка Северный при­ езжала агитбригада лесобнржи Княжая. Лесорубы были очень довольны, хотя у них в клубе всегда бывает весело. А вот на лесоучасток Великий Остров агитбрига­ да лесобиржп Княжая съездить не сочла нужным, хотя задалась целью обслужить все мастерские лесоучастки. Л. СМИРНОВА. Заведующая клубом поселка Се­ верный. Н о в ы е ч и т а т е л и Где провести досуг? В поселке Абрам-мыс есть клуб, но, как ни странно, судоремонтникам негде провести свой досуг. Дело в том, что в клубе 18 дней в месяц демонстрируются кинофильмы, а в оставшиеся дни помеще­ ние клуба занято под различные совеща­ ния. И вот почитать газеты, журналы, по­ играть в шахматы пли шашки в клубе негде. При клубе есть комната, где можно бы­ ло бы отдохнуть. Но в эту комнату нель­ зя попасть, она почти всегда на замке. Руководители Судоремонтных мастер­ ских должны позаботиться о том, чтобы были созданы условия для культурного отдыха трудящихся. В. ШВЕЦОВ. Я провожу громкие читки и беседы в доме 42 по улице «30 лет Комсомола» в городе Кпровске. Тут живет много мо­ лодых рабочих управления жилищно-ком­ мунального хозяйства комбината «Апа­ тит». Они охотно посещают читки п бе­ седы. Немало молодых рабочих не являлось читателями Кировской библиотеки. Теперь, когда у них появилась любовь к книге, большинство из них записалось в библио­ теку пли берет книги нз пункта выдачи литературы, организованного при обще­ житии. Книга помогает молодым рабочим лучше познать мир, любить нашу классическую п советскую литературу, на образах кото­ рой г воспитываются миллионы молодых строителен коммунизма. М. МЕЛЁХИНА. * * * Проводить беседы п громкие чтения в общежитиях молодых рабочих стало пра­ вилом для Кировской библиотеки. Так, мне была поручена работа с молодежью, про­ живающей в общежитии по улице «30 лет Комсомола». Каждый раз, когда я сюда приходила, меня тепло встречали. В этом общежитии былп прочитаны книги Аркадия Гайдара, статьи из газет, например, статья М. Водопьянова «Трос в тайге». Перед выходом на экраны кино­ фильма «Звезда» молодые рабочие прочли одноименную повесть Казакевича. По просьбе жильцов общежития состоялись читки книг В. Василевской — «Просто любовь» и Е. Поповкина — «Семья Руба- нюк». Сейчас я веду работу по пропаганде книги в общежитии Л"» 35 по отой же улп- ле. Тут у меня также установилась друж­ ба с читателями. Некоторые из них стали постоянными посетителями читального за­ ла библиотеки. И. ГЛАВАТСКИХ. Улучшить обслуживание оленеводов Для обслуживания оленеводов Ловозор- ского района создано три красных чума. Для того, чтобы они могли выполнять по­ ставленную перед ними задачу, необходи­ мо в каждом красном чумо иметь трех ра­ ботников: двух культмассовиков и одного фельдшера. Однако в -действительности этого нет. В красных чумах работает по два человека, а в чумо >5 3 — всего лишь один человек. Плохо обстоит дело с передвижением красного чума от одной бригалы к другой. За красными чумами закреплены олени. Но они к весне истощаются и ими нельзя пользоваться — их не заменяют. Летом мы добирались в пастушеские бригады на лодке. Однако у нее не было мотора и приходилось затрачивать немало сил и времени, чтобы преодолеть большое расстояние. Сейчас мы получили мотор. Но у нас пет специалиста, который мог бы управлять им. Да и лодок у нас недоста­ точно — одна лодка на два чума. Отдел культуры не заботится о том, что­ бы повышать знания работников чума Так, нам приходится выступать с лекция­ ми и беседами на различные темы. Но вот уже в течение трех лет накто нз нас не был на курсах. Как-то в Ловозере был начальник об­ ластного управления культуры тов. Коно­ валов. Собрав культпросветработников, он говорил о том, что необходимо лучше об­ служивать оленеводов, чаще бывать в бригадах. Но тов. Коновалов почему-то ничего не сказал о том, каким образом ѳто надо делать, как • устранить имеющиеся недостатки и добиться того, чтобы каждый красный чум был образцовым. Т. ,|СОЖУХАРЬ. Фельдшер. Неправильный подход к важному делу Коллектив художественной самодеятель­ ности нашего клуба был участником рай­ онного и областного смотров художест­ венной самодеятельности. Танцевальный коллектив, исполнявший «Поморскую кад­ риль». был награжден Почетной грамотой Мурманского облисполкома. Вернувшись со смотра, участники само­ деятельности с новой силой взялись за свою работу. В первом квартале они под­ готовили и провели 3 вечера художествен­ ной самодеятельности. Для самодеятельного коллектива боль­ шой радостью явилось сообщение из обла­ стного управления культуры о том, что исполнители «Поморской кадрили» могут выехать на 10 дней в Ленинград для то­ го, чтобы разучить этот танец. Участники художественной самодеятельности изъяви­ ли желание выехать в Ленинград. Но пред­ седатель колхоза тов. Кожин на мою просьбу отпустить людей заявил: — Хватит, поездили. Будьте довольны, что в Мурманске побывали. Пришлось обратиться за помощью в сельский Совет. Но председатель Совета не мог убедить тов. Кожпна. Дело дошло до председателя райисполкома. Но не тут-то было. Тов. Кожин остался при своем мне­ нии. В. КОЖИН. Заведующий Оленпцкпм клубом. Пустые обещания В 1953 году нас, рабочих железнодорож­ ного строительного участка, поселили в дои Л ! 52 «а» но улице Туристов. В этом до­ ме нет ни красного уголка, ни радио. Сре­ ди жильцов но проводится культурно-мас- совой работы — бесед, лекций и т. п. Руководители участка — редкие гости в нашем доме Они не заходят сюда даже по нашим убедительным просьбам. Не­ сколько раз мы. например, просили, на­ чальника отдела кадров о том, чтобы к нам пришли начальник политотдела п на­ чальник участка и провели бы беседу с рабочими, послушали наши претензии. На все просьбы у него всегда готов ответ: — Сейчас мне некогда. На днях наве­ даюсь. Правда, один раз начальник отдела кад­ ров пообещал, что в* четверг в общежитии побывают руководители участка. Но после обещанного четверга прошло- уже много недель, а к нам так никто и не зашел, не поинтересовался тем. как удовлетворяются культурные запросы рабочих. Н. ЦЫМБАЛЮК. ’ Работница участка дорожного строи­ тельства № 2. Ответственный период в работе путейцев Весна т - один из.самых ответственных периодов в работе путейцев. Быстрое тая­ ние снега, частые дожди, половодье рек и озер всегда приносят много хлопот желез­ нодорожникам. Чтобы не допустить расст­ ройства пути, размывов железнодорожного полотна, нужно заблаговременно п тща­ тельно подготовиться к пропуску весенних вод. Включаясь в предмайское социалисти­ ческое соревнование, путейцы Мурманской дистанции взяли на себя повышенные обязательства, дали слово во всеоружии встретить весенний паводок. П свое слово они держат с честыо. Намного раньше намеченного графиком срока коллектив дистанции заготовил весь необходимый протпворазмывочный мате­ риал: камень, кули, лес, пиломатериалы, Фашины, проволоку п другие. Сейчас весь этот материал погружен на подвижной со­ став и в случае надобности быстро буд^т доставлен $ местам, угрожающим размы­ вом пути. На дистанции заблаговременно были развернуты работы по вскрытию от снега и льда кюветов, водоотводных и нагорных канав, труб, лотков, мостов. Одновременно освобождаются от снега откосы, выемки и косогоры, которые угрожают сплывом. Сейчас все эти работы закончены до­ срочно. Наряду с подготовкой к пропуску ве­ сенних вод особое внимание должно быть уделено текущему содержанию пути. И с этой задачей путейцы справляются не­ плохо. При последнем проходе путеизмери­ тельного вагона путь на дистанции полу­ чил оценку на 33 балла лучше, чем пре­ дусмотрено планом. Отличного состояния пути добилйсь; коллективы 6-го околотка (дорожный мастерков. Ганичев) в 7-го околотка (дорожный мастер тов. Медведев). Они лучше всех подготовились s про­ пуску весенних вод. В предпраздничные дни особенно напря- * женно трудятся путевые рабочие тт. Кок­ шаров, Щукин, Ефремов, Алексеев, Дарьев, Суровцев, Попов. Они ежедневно выраба­ тывают до 130 процентов нормы. Большая ответственность дожцтея сей- і час на путевке обходчиков. До Первого мая они. обязались полностью произвести добивку костылей, закрепление противоуго- нов и на 50 процентов закончить смазку болтов. Отлично выполняют свои обяза­ тельства путевые обходчики тт. Макспно-- ва, Кожпна, Бурков, Сатюков, Тукин Я другие. Одновременно коллектив путейцев ведет деятельную подготовку к летним путевым работам. Изготовляя и ремонтируя мате­ риалы верхнего строения пути, рабочие механической мастерской непрерывно по­ вышают темпы работы. Подхватив ценный почин трудящихся Москвы ,и Московской области, путейцы с повой силой развер­ нули соревнование за дальнейшее повыше­ ние производительности труда. Много творческой инициативы в этом Деле проявляет кузнец коммунист Василий 17 Григорьевич Вихарев. На днях он скон­ струировал- оригинальное приспособление для. холодной 'рубки " накладок. Оно дало возможность поднять производительность труда на этой операции в восемь раз. Сей­ час приспособление тов. Вихарева успеш­ но применяется и другими кузнецами ма­ стерской. Путейцы Мурманской дистанции при­ кладывают все усилия к тому, чтобы с честыо выполнить свои предмайские со­ циалистические обязательства, обеспечить быстрое и безопасное продвижение поез­ дов. А. СНЕГИРЕВ. Заместитель начальника Мурман­ ской дистанции пути по полит­ части. Художник - гуманист Выдающийся русский художник Васи­ лий Васильевич Верещагин вошел в исто­ рию русского искусства, ка к явление чрез­ вычайной. исключительной значительно­ сти. Это произошло потому, что о своих произведениях он мог бы подобно Льву Толстому сказать, что гла&ный их герой — правда. I Суровая неподкупная правда в основной части творчества, Верещагина касалась яв­ ления. которое-глубочайшим образом вол­ новало все человечество,— войны. ‘ Ху- дожнпк-гуманпст всю жизнь боролся про­ тив всевозможных видов насилия и угне­ тения и основной его темой была война. Во всем мировом искусстве он стал пер­ вым, обратившим правдивое изображение войны против войны. В одном нз писем к П. М. Третьякову Верещагин писал: «Пе­ редо мною, как перед художником, война, н я ее бью. сколько у меня есть сил; силь­ ны ли. действительны ли мои удары, это другой вопрос, вопрос моего «таланта».' но я бью с размаха и без пощады». Верещагин был убежден, что война — большое несчастье н что правдивое ее изображение должно помотать поджигате­ лям захватнических войн делать их чер­ ное дело И в то же время он .глубоко со­ знавал, что. оборонительная война — вели- киА народный подвиг. С глубоким патрио­ тизмом. именно таким подвигом он нзобра: зил войну 1812 года и крушение аван­ тюры Наполеона. /Среда, из которой вышел Верещагин, мало благоприятствовала будущему его творческому пути Отец-помещик не считал занятие искусством делом, подходящим для сына «столбового дворянина». Мальчика отдали в Военный корпус для малолет­ них; когда ему было всего .8 лет: одиннад­ цати £ет он перешел в Морской корпус. Отупляющая обстано&ка николаевской военной школы угнетающе действовала на будущею художника но он учился с не­ обычайной настойчивостью и шел одним нз первых. Еще тогда он занимался рисо­ ванием п. окончив корпус, тотчас зьс по­ дал в отставку и поступил в Академию ху­ дожеств. Возмущенный его поступком, отец отказал ему в какой бы то ни было мате­ риальной поддержке, но Верещагин, зара­ батывая на жизнь переводами, яллюетра- (К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ В. В. ВЕРЕЩАГИНА). пнями и уроками, твердо шел ио избран­ ному пути. 0н успешно учился в Академии художеств и получил даже серебряную медаль за композицию н«*І «классическую тему». Однако в 1863 году Верещагин ушел из Академии, уничтожив свою только что одобренную здесь работу. Причиной было то. что он считал чепухой искусство, оторванное от действительности, от жизни. В эти годы он познакомился с произве­ дениями Герцена н другой запрещенной литературой. Пламенные слова великого революционного демократа, идеи борцов за освобождение нзрода укрепили у Вереща­ гина глубокую ненависть к самодержавно- крепостническому режиму, ко всем угне­ тателям трудового люда. Это нашло свое отражение в его живописи. В 1868 году Верещагин впервые уви­ дел войну во всей ее правде. Прикоманди­ рованный к командующему армией на время похода против бухарского эмира, ху­ дожник стал свидетелем ожесточенной во­ оруженной борьбы. Он явился активным участником обороны занятого русскими войсками Самарканда, за что был награж­ ден Георгиевским крестом. Впечатления, полученные от этих дней, он воплотил в ряде произведений, привлекающих своим мастерством и поразительных по правди­ вости, с которой они передают пережитое. В серии туркестанских картин находят­ ся известные советским людям произве­ дения: «Высматривают», «Смертельно ра­ неный», «Парламентеры». «У крепостной стены Пусть войдут», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи». «Тор­ жествуют» и другие. Три замеча­ тельные картины этой серии — «Во­ шли», «Забытый» и «Окружили, пресле­ дуют» — были в припадке нерьного раз­ дражения уничтожены художником, кото­ рого травила пресса, обвинявшая его в отсутствии патриотизма и в клевете на ар­ мию. Одним нз самых замечательных произ­ ведений Верещагина является картина «Апофео? войны». Она изображает сложен­ ную высокой пирамидой груду черепов. Подобные «памятники» в древние времена Феодальные завоеватели воздвигали из го­ лов погубленных ими людей, прославляя этим свое могущество. Чтобы подчеркнуть идею своей картины, художник вырезал на раме: «Посвящается всем великим за­ воевателям: прошедшим, настоящим и бу­ дущим», указав этпм, что «Апофеоз вой­ н ы »— это не только обличение жестоко­ сти среднеазиатских феодальных тиранов, но п разоблачение всех тех цивилизован­ ных хищников, которые, стремясь к зах­ вату целых стран, варварски уничтожают нх народы. После выставок своей туркестанской се­ рии Верещагин предпринял путешествие в Индию. Преодолевая величайшие трудно­ сти, не щадя здоровья, он в сотнях этюдов увековечил облик чудесной страны— ее горы, реки, сказочные памятники архи­ тектуры. Но еще большее его внимание привлекали люди и отношения между ни­ ми. Внимательный и чуткий художник воочию увидел народ древней культуры, порабощенный колонизаторами. У Вереща­ гина уже тогда возникла мысль, полно­ стью неосуществленная им, изобразить ис­ торию «заграбастання англичанами Ин­ дии». К индийским темам, впрочем, он вернулся несколько позже и в другой свя­ зи. Создавая серию «Казней», он изобра­ зил древне-римскую казнь — распятие на кресте, царскую расправу над революцио­ нерами и, наконец, «Подавление индий­ ского восстания англичанами». Эта пос­ ледняя картина, рисующая момент рас­ стрела империалистическим^ палачами прикрученных веревками к пушкам уча­ стников восстания, является гневным об­ личением хищнической колониальной по­ литики капиталистических захватчиков. В 1877 году на Балканах вспыхнула русско-турецкая война. Художник бросил семью., начатые работы и отправился на Фронт. «Я захотел видеть большую войну и представил ее потом на полотне не та­ кою. какою она по традиции представ­ ляется. а такою, какая она есть в дейст­ вительности*.— писал впоследствии Вере­ щагин. «...Выполнить цель, которой я задался, — подчегокнвал он.— дать обществу кар­ тину настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль, из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытывать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своею кровью, сво­ им мясом, иначе картины будут не то...». Верещагин действительно выстрадал свою серию картин, посвященную балканской воине. Вместе с воинами рус­ ской армии, освобождавшей угнетенные балканские пароды, он проделал все труд­ ности похода. Под Плевной он потерял своего брата п тщетно пытался найти его тело на поле боя. Среди картин балканской серии широ­ кую известность получили такие произве­ дения, ка к «Перед атакой», «После ата­ ки», «Побежденные», «Шипка-Шейпово», «Под Плевной», «На Шш іке все спокойно», и многие другие. В основе каждой из этих картин лежат подлинные наблюдения на самом месте событий. Не только документальная обоснован­ ность каждой детали составляет достоин­ ство этих потрясающих картин. Высокое мастерство изобразителя всегда подчи­ няется глубокому переживанию, той ос­ мысливающей идее, которой художник ос­ вещает изображенные им события. Это или скорбь, когда он за бесстрастными фи­ гурами священника и причетника изобра­ жает кажущееся ' бесконечным поле, усеянное телами русских воинов, среди ко­ торых были сотни раненых, добитых и изуродованных турками. Или это ногодова- нне на царский генералитет в картине, где изображен Александр I I со штабом в день 30 августа 1877 года, когда ради царских именин был начат неподготовлен­ ный. окончившийся неудачей штурм Плев- ны, в результате которого русская армия потеряла много тысяч человек. Глубокое негодование звучит и в состоящей из трех частей картине Верещагина «На Шипке все спокойно». Заглавие это художник взял из тех шаблонных донесений, какие ежедневно посылали царские командиры, проводя время в карточной игре и не за­ ботясь о том. что происходило на передо­ вой линии. В первой части картины изо­ бражен забытый команднрами-кзптежни- ками часовой на посту среди разыгравшей­ ся снежной вьюги, во второй — верный своему долгу воин замерзает и, наконец, в третьей — буран засыпает окоченевшее тело. Картина «На Шипке вое спокойно» будила гнев против тех, кто преступно гу­ бил тысячи людей. . В девяностых годах Верещагин отдал десять лет упорнейшего труда изображе­ нию героической эпопеи 1812 года. Рабо­ ту над этой серией художник считал свое­ образным «подарком самому себе»— так велико было его увлечение героическим народным подвигом. Каждая из картин серии свидетельствует о том, ка к глубоко изучил художник огромное количество па­ мятников эпохи. Но главное в этих полот­ на х— новая опенка основпых историче­ ских сил п деятелей войны 1S12 года. Вся серия объединена общей идеей: она говорит о непобедимости народа, о его ве­ ликой силе, патриотизме, несокрушимой воле, которые стали главной причиной поражения интервентов. Верещагин пока­ зал, как тщетно дожидался Наполеон на По­ клонной горе в солнечном мареве осеннего дня ключей и «делегации бояр». Опустев­ шей встретила его Москва, и вот мы видим незадачливого завоевателя п его гордых маршалов,. идущих по Кремлевской -стене, залитых заревом огромного пожара. Одной из центральных картин серии является большая композиция «На большой дороге — отступление, бегство!». Вековые бере­ зы, окаймляющие Смоленский тракт, по­ крыты инеем. В солнечном сиянии мороз­ ного дня ярко сверкает снег. По обеим сторонам дороги под снегом скорее угады­ ваются, чем видны, остатки разбитых ору­ дий, зарядных ящиков, останки солдат «великой армии», солдат, пришедших гра­ бить русскую землю и нашедших могилу в ее снегах. И по этой дороге впереди за­ кутавшихся в своп плащи маршалов в зе­ леной шубе и*меховой шапке с палкой в руке, оставив позади карету, спасается честолюбец— «великий завоеватель», мечтавший покорить вселенную. Трудно придумать образ, звучащий с такой силой приговора, как это глубоко верное изобра­ жение подлинного исторического эпизода, поднятое великим художни ком-реалистом до высокого обобщения, звучащее в пол­ ную силу и в нашу эпоху. В двух картинах «Взят с оружием в руках» и «Не ззмай, дай подойти!» ху­ дожник изобразил народных мстителей — партизан, непоколебимая решимость кото­ рых оказалась сильнее, чем могучая армия из двенадцати наций под предводительст­ вом самого прославленного полководца Ев­ ропы. Картины, посвященные 1812 году, как и многие другие произведения Верещаги­ на, вызвали недовольство правящих кру­ гов самодержавной России, назвавших их «тенденциозными». Отношение реакции ко всему прогрессивному сказывалось н пН личном благосостоянии художника. Вскоре после того, ка к вспыхнула рус­ ско-японская война, Верещагин вместе с известным русским флотоводцем адмиралом С. 0. Макаровым отправился на место военных действий1— з Порт-Артур. Там он принял активное участие в рейде-вы­ лазке осажденного флота, вышедшего на­ встречу японской эскадре. Как известно, 13 апреля 1904 года флагманский броне­ носец «Петропавловск», на котором нахо­ дились Макаров и Верещагин, был подор­ ван .японской миной п погиб со всем эки­ пажем. Один из трех спасшихся матросов видел художника на верхней палубе за не­ сколько секунд до катастрофы, что-то за­ рисовывающим в свой блокнот. Верещагин погиб на боевом посту борца за подлинно демократическое и глубоко реалистиче­ ское искусство, которому посвятил всю свою творческую жизнь. И в последние годы творчества Вереща­ гина п в предреволюционный период цром- ко звучали голоса буржуазных эстетов, - противников идейного реализма, пропове­ довавших принципы «искусства для ис­ кусства». т. е. такого искусства, которое не связано с жизнью, с борьбой за лучшее будущее. Представители этого «направле­ ния» старались принизить или свести на нет значение творчества художника-пат- риота. Прогрессивные же деятели русского искусства П. М. Третьяков, В. В. Стасов, И. Е; Репин высоко ценили гений Вереща­ гина':1 После победы Великой Октябрьской со­ циалистической революции наследие Вере­ щагина стало достоянием всего народа, во­ шло в золотой ФЬнд нашего гіскусства. В Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее сотни ты ­ сяч советских зрителей с огромным ин­ тересом рассматривают картины художнп- ка-реалиста. Высокую оценку В. В. Вере­ щагину дал на совещании деятелей совет­ ской музыки А. А. Жданов, назвав его имя в ряду имен классиков рус-'кой Анвописн. А. ТИХОМИРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz