Полярная правда. 1954, апрель.

№ 87 (7809) 13 апреля 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Работники береговых предприятий! НИ НА МИНУТУ НЕ ЗАДЕРЖИВАЙТЕ ТРАУЛЕРЫ СВЕРХ ПЛАНОВЫХ СРОКОВ! ☆ ☆ ☆ Почему корабли простаивают Используя весьма благоприятную сырье­ вую базу сейчас корабли тралового флота доставляют в порт тысячи центнеров трески, пикши. зубатки, камбалы, пал­ туса. Задача береговых организаций — суметь быстро обработать пришедший в порт корабль: разгрузить его, произвести необходимые ремонтные работы, обеспе­ чить нужным снаряжением и продоволь­ ствием с тем, чтобы моряки, не теряя попусту ни одной минуты, могли выйти в поре. Промысловое время дорого, а особен­ но. сейчас, когда каждый траулер в сред­ нем берет за час от трех ло восьми цент­ неров рыбы. Но если в море, стремясь быстрее спустить л поднять трал, быстрее разде­ лывать и убирать улов, промысловики бо­ рются за каждую минуту промыслового времени, научились ценить его, то в пор­ ту, где следует организовать четкую рабо­ ту по обслуживанию флота, где руководи­ тели береговых организаций получают воз ­ м ож н ее лично наблюдать за передвиже­ нием судов и оперативно принимать не­ обходимые меры, в порту сплошь и рядом теряются уже не минуты, а часы и сутки дорогого промыслового времени. Очень ча­ сто корабли простаивают в ожидании не­ обходимых перестановок, снабжения, под разгрузкой, причем причиной этих за­ держек нередко является нарушение опре­ деленных инструкций, неоперативность в действиях отдельных работников, а порой попросту разгильдяйство или косность В редакцию «Полярной правды» посту­ пают письма, в которых поднимается воп­ рос о недопустимости сверхнормативных простоев траулеров в порту. При сложив­ шейся благоприятной обстановке на про­ мысле сокращение простоев судов является огромным резервом для увеличения добычи рыбы, одним из средств для выполнения и перевыполнения государственных зада­ ний, вдвое большего по сравнению с третьим кварталом илана по добыче рыбы во втором квартале. Автор одного из пи­ сем приводит примеры, когда из-за воз­ мутительной безответственности и халат­ ности работников рыбного порта была приостановлена разгрузка судов, простояли рабочие. 7 апреля бригада грузчиков рыб­ ного порта под руководством бригадира тов. Трупкпна и прораба первого района тов. Истомина, разгружая траулер «Димит­ ров», подала в мойку вместе с соленой ры­ бой несколько стамп свежей рыбы и ме- разделанной мелочи. Мойку пришлось оста­ новить и в течение часа рассортировывать рыбу. Судно непроизводительно стояло. G апреля при разгрузке траулеров «Засоль­ щик* р «И. Сивков» из-за того, что часть рыбы была подана в мойку вместе со льдом, 1 час 10 минут простояли несколь­ ко рабочих приемочного цеха рыбокомби­ ната, была задержана и разгрузка судна. Однако в задержку судов под выгруз­ кой вносят свою долю п работники рыбо­ комбината, ставя преграды для бригад рыбного порта, стремящихся досрочно раз­ грузить корабли, сэкономить промыслови­ кам время. Многие бригады грузчиков в своих предмайских обязательствах дали слово досрочно обрабатывать корабли и стремятся сдержать это слово. Так, брига­ да, возглавляемая тов. Гусевой, в свою смену на 4 часа 5 минут раньше срока выполнила задание при обработке трауле­ ра «Россия», выгрузив 106 тонн рыбы, бригада тов. Франчук выгрузила за смену с траулера «Судак» 131 тонну рыбы, справившись с работой на 5 часов 17 ми­ нут раньше срока. Но порой на пути грузчиков возникают неожиданные пре­ грады. Об этом рассказывается в другом письме в редакцию. Рефрижераторное судно Л: 168, имея на борту 72 тонны свежей рыбы, из них 12 тонны в ящиках, 30 марта стало под раз­ грузку. Но когда на борту осталась рыба в ящиках, дело застопорилось: диспетчеры рыбногс порта и рыбокомбината не могли решить, как выгружать рыбу: в ящиках прямо на автомашины, как было указано в заявке, или взламывать ящики и про­ пускать рыбу через мойку. Спорили до се­ редины следующего дня, пока не вмешался о д ь р из руководителей главка. С 16 ча­ сов дня рыбу стали пропускать через мой­ ку, но спустя шесть часов диспетчер ры­ бокомбината тов. Ануфрневский снова приостановил выгрузку, потребовав, чтобы рыба в ящиках доставлялась на автома­ шины. Рыбный порт снова обратился в главк и т. д. В результате этой организационной не­ разберихи (рефрижераторное судно Х і 16$ простояло сверх срока І9 часов. 30 мартз пять часов простояло в ожидании раз­ грузки судно «Юпитер» — диспетчер тов. Ануфрпевскпй не мог решить, куда вы­ гружать рыбу. Факты, когда нераспорядительность или неоперативность работников рыбоком­ бината вызывают задержку судов, не еди­ ничны .8 апреля у одного іп причалов был поставлен под разгрузку траулер «Беломорск». Бригада грузчиков тов. Ко- зениной, встав на трудовую вахту, ьзялл обязательство обработать судно за свою смену на 30 минут раньше срока В мой­ ки приемочного цеха рыбокомбината одна за 'другой начали подаваться стампы с рыбой Вдруг в середине дня — сигнал: прекратить подачу, так как одна из ро­ торных моек оказалась заваленной рыбой и остановилась. Часть бригады в течение 40 минут была вынуждена простаивать, пока не был ликвидирован завал. После обеденного перерыва повторилась та же картина — мойка оказалась заваленной. Пятнадцать минут в приемочном цехе шел жаркий, но пустой спор между диспетче­ ром первого района рыбного порт.ч тов. Большаковым н диспетчером рыбокомби­ ната тов. Кузьминым грузчиками рыбно­ го порта и работниками приемочного це- ца на тему: кто вниоват? Мойка и поло­ вина бригады грузчиков стояли. Потом еще 10 минут ликвидировался завал. Наконец, конвейер мойки двинулся, но через не- сколіко минут был выключен — не хвати­ ло свободных тачек... — У нас частенько такие скандалы происходят. — рассказывает грузчик тов. Крнннцкнй. — ругаются до хрипоты, а дело движется плохо. Мы могли бы на­ много быстрее разгружать траулеры. Вче­ ра, например, подали 102 тонны... В это время движение стамп снова пре­ кратилось. — В чем дело? — Да опять мойку завалило, — до­ несся сверху голос лебедчика. — Ну вот. еще минут двадцать поте­ ряем, а они очень дороги... эти минуты... — и тов. Криннцкнн заторопился в цех. Эти и другие подобные, факты, а они наблюдаются почти ежедневно, свидетель­ ствуют о том, что в организациях, обслу­ живающих промысловые суда в порту, нет настоящей борьбы с недостатками в работе. — 0 чем там говорить,— нередко за­ являют руководители рыбокомбината и рыбного порта, — простояло судно каких- то несколько минут... Между тем порой эти «несколько ми­ нут» влекут за собой часы и сутки про­ стоя. Надо знать цену промысловой минуты, надо организовать работу по обслужива­ нию судов так, чтобы корабли не имели ни одной минуты сверхнормативных про­ стоев в порту. К. АЛЕКСАНДРОВ. В С П А Ш Е Ш Ь В С Р О К , П О С Е ЕШ Ь В С Р О К Б У Д Е Т У Р ОЖА Й ВЫСОК! Добьемся высоких урожаев Выполняя постановление :ентябры*.кого Пленума Центрального Комитета КПСС, коллектив подсобного хозяйства Мурман­ ской судоверфи успешно ведет подготовку к весеннему севу, борясь за получение высоких урожаев. Вывозка органических удобрений иа по­ ля закончена полностью. Есфі в прошлые годы навоз на иолях складывался малень­ кими кучами, пз-.м чего он выветривался, что являлось грубым нарушением агро­ техники, то теперь весь он сложен в шта­ беля по 20— 25 тонн. Одно- только нто мероприятие может дать значительную прибавку урожая. Илаи по изготовлению торфоперегной­ ных горшочков перевыполнен на 5 тысяч штук. В нынешнем году вся рассада капу­ сты будет высажена в торфоперегнойных горшочках квадратным способом. Карто­ фель также будем садить квадратно-гнездо­ вым способом с местным внесением орга­ но-минеральных удобрений. Минеральными удобрениями наше хо­ зяйство полностью обеспечено. Семена кар­ тофеля для посадки есть. Отсутствуют только семена вики, овса и редиса. Пх должны нам выделить Сельхозснаб п кон­ тора «Заготзерно». Теперь перед нашим коллективом стоит еще одна важная задача: провести весен­ ний сев в сжатые сроки и на высоком аг­ ротехническом уровне. Работники нашего хозяйства охвачены горячим желанием сделать все зависящее от них, чтобы в этом году добиться высо­ ких урожаев всех сельскохозяйственных культур. Л. БАСКАКОВ. Бригадир-полевод. Б ол ьш и е н едоделки П л о д ы б е з о т в е т с т в е н н о с т и с у д о р е м о н т н и к о в Средний траулер 845 ремонтировали судоремонтные мастерские Абрам-мыса. Они на 15 суток задержали выход судна на промысел. Задержка произошла в основном из-за плохой организации труда и брако­ дельства. Одну и ту же работу переделы­ вали по несколько раз: например, подвод трубопроводов к редуктору, съемку ци­ линдровых крышек, Нельзя признать удовлетворительным и качество ремонта. Трубопроводы были сделаны из плохого материала, сварены из нескольких обрезков. В море нам не раз приходилось останавливаться и устранять течь, терять промысловое время. На про­ мысле стала протекать цилиндровая крыш­ ка. При осмотре выяснилось, что она лоп­ нула, так как была поставлена с переко­ сом. Не обеспечены суда сельдяного флота за­ пасными частями. Например, на складе не нашлось запасного поршня, а цилинд­ ровую крышку мне удалось получить только с помощью главного инженера пе­ ред самым отходом. Уже на промысле об­ наружилось, что размеры се не выдержа­ ны. Поэтому мы были вынуждены в труд­ ных морских условиях заниматься подгон­ кой цилиндровой крышки, снимать коллек­ тор. ---------------ІШ І1 ІІ1Ш ІІІІІІІІШ ІШ 1 ------------------ Техническому отделу управления сель­ дяного флота надо предъявлять более жест­ кий требования к судоремонтным мастер­ ским. при отклонении от заданных разме­ ров браковать детали, привлекать к ответ­ ственности бракоделов. У нас взято социалистическое обяза­ тельство выловить 10150 центнеров сель­ ди при плане 7800 центнеров и мириться с головотяпством пекоторых су­ доремонтников мы не хотим. И. ЖУРАВЛЕВ. Старший механик среднего трау­ лера № 845. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ. „ А г и т а т о р а м и н а д о р у к о в о д и т ь “ ТІоі таким заголовком в номере «Поляр­ ной правды» за 23 марта была опубликова­ на заметка, в которой указыва­ лось на плохое руководство со стороны партбюро МТЭЦ агитационной раоотои., ________ ___UJLLU.-U „w f 0 , пп, п п - т? - к ряд практических мероприятии, направ- Секрстарь партоюро тов. Косой сообщает, что заметка обсуждалась на заседании ленных на резкое улучшение агитационно- партбюро и партийном собрании. Принят I массовой работы. Колхоз Г О Т О В И Т С Я к весне Еще задолго до наступления теплых весенних днѳй в колхозе «Коммунар» Кан­ далакшского района полным ходом шла подготовка к посевной. Ремонт сельскохо­ зяйственного инвентаря, вывозка на поля органических и минеральных удобрений производились по заранее составленному плану. На ремонте инвентаря отлично порабо­ тал 70-летний кузнец тов. Давыдов Бла­ годаря его усилиям весь инвентарь у нас готов к посевной. На поля мы вывезли 400 тонн навоза (вместо 250 тонн ио плану) и 14 тонн минеральных удобрений для подкормки многолетних трав. На вывозке удобрений хорошо труди­ лись колхозницы тт. Богданова, Ермолина и Никулина. В прошлом году мы провели одну под­ кормку и сняли по 28 центнеров трав с гектара, почти в полтора раза перевыпол­ нив план. В нынешнем году намечаем про­ вести двухкратную подкормку и рассчи­ тываем удвоить урожай трав. Для увеличения площади под посаіку каіртофеля квадратно-гнездовым способом Кандалакшская МТС дополнительно должна подготовить нам еще 2 гектара земли и убрать с полей камни. На участке много­ летних трав также надо провести ремонт всей осушительной системы. Однако МТС пока еще никаких работ в колхозе не производит, хотя договор на них уже заключен. Правление артели совместно с МТС со­ ставило план расширения местной кор­ мовой базы на 1954— 56 гг., но об этих работах в МТС также, видимо , забыли. Е. АХО. Бригадир полеводческой бригады. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС устано­ вил, что основной задачей МТС является всемерное повышение урожайности сель­ скохозяйственных культур в колхозах, обеспечение роста общественного пого­ ловья скота при одновременном повыше­ нии его продуктивности, увеличение ва­ ловой н товарной продукции земледелия и животноводства в аЗслужнваемых колхо­ зах. С момента Пленума ЦК партии прошло более семи месяцев. За этот период в Мур­ манскую МТС пришли новые кадры меха­ низаторов, специалистов, земледелия и жи ­ вотноводства. Машігнно-тракторная стан­ ция получила также значительное количе­ ство новых сельскохозяйственных машин: экскаватор, два бульдозера, два картофе­ леуборочных комбайна, фрез-барабаны п много другой мощной совершенной техни­ ки . В два раза по сравнению с- 1940 го­ дом возросла мощность тракторного пар­ ка МТС. Однако, как отметил в своем постанов­ лении второй пленум Мурманского об­ ластного комитета КПСС, МТС еще илохо перестраивает свою работу в свете поста­ новлений Пленумов ПК КПСС. План тракторных работ в 1953 году машинно-тракторная станция не выполни­ ла МТС крайне медленно осуществляет механизацию трудоемких процессов в поле­ водстве н животноводстве, допускала низ­ кое качество работ, в связи с чем план урожайности сельскохозяйственных куль­ тур и продуктивности животноводства в ряде обслуживаемых машинно-тракторной станцией колхозов остался невыполнен­ ным. Совершенно неудовлетворительно в кол­ хозах, обслуживаемых МТС, идет подго­ товка к проведению зесснннх полевых работ. В прошлом году колхозы «Тулома», «Энергия» и другие получили исключи­ тельно низкий урожай картофеля и дру­ гих сельскохозяйственных культур из-за невыполнения плана внесения удобрений на поля. И сейчас, несмотря на то, что до начала весеннего сев4 остзлось мало вре­ мени, заготовка и вывозка местных удоб­ рений в этих колхозах проходит крайне медленно. Так, на 1 апреля из 2700 тонн по плану колхоз «Тулома», Кольского рай­ она. заготовил н вывез на поля только 1364 тонны навоза. Отстает с выполнением этой важной ра­ боты колхоз «Энергия», Полярного района, где план по вывозке удобрений выполнен только на 40 процентов. Срывается план вывозки местных удобрений на поля в кол­ хозах «Северная звезда» и «Ударник» этого же района. Всего в колхозах зоны МТС из 5630 тонн навоза по плану фактически выве­ зено нн поля всего 3538 тонн. Во многих колхозах, обслуживаемых Мурманской МТС, навоза для выполнения установленного плана не хватает. Его надо восполнить торфом. Однако только один колхоз «Тулома» приступил к заготовке торфа для приготовления торфокомпостов. П очти все колхозы зоны МТС прекра­ тили заготовку такого ценного вида мест­ ных удобрений, как зола:-ее собрано всего лишь около двух тонн. В колхоз «Энергия» до сих пор из Сельхозснаба не завезены минеральные удобрения. С 5 апреля колхозы должны были при­ ступить к закладке парников, а с 15 ап­ реля — к посеву семян для выращивания капустной рассады в торфоперегнойных горшочках. Однако к этой важной работе еще не приступали. В» многих колхозах отсутстьуют даже парниковые рамы, не отремонтированы старые рамы. В колхозе «Тулома», из необходимых по плану 400 парниковых рам, в наличии пока имеется лишь 109 рам. Не очищены от снега и пар­ никовые котлованы. Неполностью заго­ товлено и не вывезено к парникам биотоп­ ливо. Илохо готовятся колхозы к яровизации картофеля. С 10 апреля колхозы ужо должны были приступить к закладке кар­ тофеля на яровизацию. Но в колхозах <ѵТу- лома», имени Третьей пятилетки и «Удар­ ник» даже не выделены помещения для яровизации. В первых двух колхозах поме­ щения для яровизации должна подготовить с помощью шефствующих организаций ма­ шинно-тракторная станция. В колхозе «Ударник» ежегодно исполь­ зуемое правлением артели помещение для яровизации картофеля, занял под жилье работник рьгбакколхозсоюза и, несмотря на неоднократные категорические требова­ ния председателя колхоза тов. Косинова и празленпя артели, упорно не желает его освобождать. / Механизаторы Мурманской МТС ^ еще слабо помогают колхозникам в скорейшем осуществлении полной механизации тру­ доемких процессов-в животноводстве. Совершенно неудовлетворительно ру­ ководит работой МТС в подготовке к ве­ сеннему севу и успешном завершении зи­ мовки общественного скота областное уп­ равление сельского хозяйства. — Работники облсельхозуправления— очень редкие гости в МТС,— говорят ис­ полняющий обязанности директора глав­ ный механик МТС тов. Житков и секре­ тарь парторганизации тов. Опякнн.— На­ чальник облсельхозуправления тов. Добров был давно, з из трех его заместитетелей только один тов. Волков заезжал на не­ сколько часов, да и то мало оказал какой- либо практической помощи в решении ря­ да важных вопросов. А нерешенных дел у нас еще очень много. Вот, например, нуж ­ но помочь наладить учет и отчетность только что пришедшему на производство молодому специалисту тов. Невзоровой. Но никто из облсельхозуправления этим не за­ нялся. Нулша также помощь агроному тов. Шеркудовой. Но работникам облсельхозуп- равлевгая, видно, не до нас: им надо свод­ ки составлять... Долг механизаторов ^руководителей Мур­ манской МТС— с честью выполнить по­ четную задачу, поставленную перед ма­ шинно-тракторными станциями Коммуни­ стической партией Советского Союза. А. КОВТУН. В с т р е ч а с ш е ф а м и Коллектив Мурманского областного к у ­ кольного театра шефствует над клубом Кольского зверосовхоза. Недавно состоя­ лась встреча работников зверосовхоза с шефами. От имени коллектива театра выступил главный режиссер тов. Пирогов. Он рас­ сказал, какую помощь окажет театр клубу Кольского зверосовхоза. От имени коллектива рабочих и слу­ жащих Кольского зверосовхоза председа­ тель рабочего комитета зверосовхоза тов. Мусішов поблагодарил артистов Мурман­ ского областного театра кукол. В заключение встречи артисты театра показали спектакль «Сумка, чалма и сви­ рель». Н. ФАТЕНКОВ. Председатель правления клуба Кольского зверосовхоза. ШКОЛЫ НАШЕЙ ОБЛАСТИ НА ПУТЯХ К ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ Наша страна находится на пути строи­ тельства коммунистического общества. Для перехода к коммунизму требуется осуще­ ствить ряд предварительных условий, од­ ним из которых является культурный рорт нашего советского общества. Чтобы обе­ спечить такой культурный подъем нашего общества, XIX съезд КПСС принял реше­ ние о переходе от семилетнего обучения на всеобщее среднее образование и о введении в школах политехнического обучения. В связи г историческими решениями XIX съезда КПСС перед советскими учите­ лями. перед деятелями народного образования стоит задача — орга­ нически связать теорию с практи­ кой, умственный труд с физическим тру­ дом в процессе воспитания и образования, подготовить детей к жизни, к участию в строительстве коммунизма, вооружить их практическим умением -и навыками, соз­ дать им все условия для свободного выбо­ ра професси1!. Проведенная недавно педагогическая конференция, посвященная вопросам осу- Щ'МП’вленпя политехнического обучения в школах области, показала, что ряд школ и учителей Кольского полуострова достиг некоторых успехов в области политехни­ ческого обучения. В женской средней школе 2 гор. Мур­ манска большую работу по политехниче­ скому обучению учениц проводит учи­ тельница биологии М. Г. Воеводкнна. Она поставила своей задачей подготовить уче­ ниц к практической деятельности в сель­ ском хозяйстве путем ознакомления их с применением мичуринской науки в прак­ тике социалистического сельского хозяй­ ства. привить им практические навыки самостоятельной работы. Энтузиаст .своего дела, она проводит большую внеклассную работу в уголке живой при­ роды и на пришкольном участке, приви­ вает своим ученицам'уважение и любовь I к труду, воспитывает ответственность за I порученное дело развивает их творческую инициативу, аккуратность, силу воли, на­ стойчивость в достижении цели и другие ценные качества, которые необходимы бу­ дущему строителю коммунистического об­ щества. Юннатки школы под руководством тов. Воеводкпной вырастили на окнах и столах кабинета много культур — картофель, томаты, огурцы, фасоль, мор­ ковь. кукурузу, тыкву и другие. В про­ цессе работы ученицы ведут дневники на­ блюдений. получают целый ряд ценных на­ выков: умение изготовлять органические удобрения, вести подкормку минеральными солями, навыки в иоливке растений и рых­ лении почвы, в посеве растений на опре­ деленную глубину, в заделке семян п т. п. Таким путем тов. Воеводкпна вооружает своих учащихся знанием основ современно­ го сельскохозяйственного производства, прививает им материалистическое миро­ воззрение. Учительница химии этой же школы тов. М. Д. Стасенко также уделяегг серьез­ ное внимание политехническому обучению и углубляет знания учениц, знакомя их с научными принципами химического про­ изводства через хорошо подготовленные эк­ скурсии. Так, проводя экскурсии в ли­ тейный цех Мурманской судоверфи, на хлебозаводы она помогает своим ученицам привести в единую систему знания о на­ учных основах современного производст­ ва. Все ученицу успевают по химии, а многие учатся на «5» в «4». В женской средней школе М 2 налаже­ на тесная связь с шефом — судоверфью гор. Мурманска Парторганизация, адми­ нистрация завода, передовики производст­ ва внимательно и заботливо относятся к школе. Школа я завод составили совмест­ ный нлан работы t ученицами. Над от­ дельными классами шефствуют цехи, уче­ ницы знакомятся с работой цеха, передо­ выми производственниками. На заводе ор­ ганизовано шесть кружков для учении. Де­ сятиклассницы занимаются в электротех­ ническом кружке, которым руководит тов. Березовский. Действуют радиотехнический и чертежно-конструкторский кружки, ко­ торыми руководят тт. Эрштад-»’ и Щекин. Они составляют плачы своей работы вме­ сте с учителями физики, подчиняя круж ­ ковую работу требованиям учебной про­ граммы. способствуя глубокому изучению основ наук. Значительная работа проделана в срод­ ней школе X : 1 гор. Кандалакши. Решения XIX сі.езда партии и сентябрьского Плену­ ма ЦК КПСС положены в основу работы этой школы. В процессе обучения биологии учащиеся получают полезные навыки в области сельскохозяйственного производст­ ва на оснои* прочных знаний биологиче­ ской науки. В средней школе создан учеб­ но-опытный пришкольный земельный уча­ сток. Пришкольный участок стал базой для прошения практикумов по биологии и ос­ новам дарвинизма для привития элемен­ тов политехнизации и любви к сельскохо­ зяйственному труду. Для того, чтобы уча­ щиеся на практике познали силу челове­ ка над природой, законы управления ею, на пришкольном участке ставится целый ряд опытов: каждый учащийся 5 — 6 классов проращивал семена пшеницы ржи, наблюдал отдельные этапы формирования растений, делал отщнпку корней. Все школьники обязательно экспериментируют на участке, так как проверенное опытом и проанализированное детским умом ос­ тавляет в сознание ребенка неизгладимый след. В Мурманской области плохо обстоят де­ ло с внедрением в производство кормовых силосиых культур. Юннаты 1-й школы начали искания в этой области с первого дня организации пришкольного участка. Два года они испытывают разведение к у ­ курузы. Юннатами получены хорошие уро­ жаи: стебли кукурузы поднялись до 2-х метров, а початки на ней достигли 15 саптиметроз длины И, хотя они не дозре­ ли, все же представляют прекрасный си­ лосный корм для скота в условиях Севера. Опыт школы Л; 1 г. Кандалакши широ­ ко освещался в печати. Значительная работа по внедрению эле­ ментов политехнизации проводится в Нпв- ской средней школе. Учитель биологии тов. Баранов в своей практической деятельно­ сти большое внимание уделяет организа­ ции лабораторных работ с живыми расте­ ниями. «Мир нельзя познать за партой, а биологию выучить в классе на уроке». Таков девиз учителя Баранова. Поэтому он с первых шагов обучения прививает учащимся любовь к растениям, практиче­ ские навыки работы с ними . На окнах школы и у себя дома ученики Нивской средней школы выращивают огур­ цы, помидоры, ведут за ними тщательное наблюдение, записи и получают плоды. Силами ребят создан пришкольный уча­ сток. От Зашейковского лесничества школа получила и высадила 20 кедров. . кусты малины, смородины, рябину, пихту, чере­ муху, березу. За каждым классом закреп­ лен хозяйственный участок. Юннаты ведут опытные работы, кото­ рые представляют большую ценность. Учитывая указания сентябрьского Пле­ нума ЦК КПСС об увеличении урожайности картофеля, школа провела опыт: «Влияние величины клубня на урожай картофеля». Проделан также опыт: «Влияние глубины заделки клубней на урожай картофеля». Многие бывшие учащиеся Нивской средней школы избрали себе специально­ сти, связанные с сельским хозяйством, 20 из них стали лесоводами, многие учатся в Мичуринском сельскохозяйственном техни­ куме Бывшая ученица школы тов. Тепу- кина учится на биологическом факультете вуза. Интересная работа по политехнизации проводится в школе Уг 1 гор. Мончегорска, на станции юннатов в Коле. Особый ин­ терес представляют работы по внедрению квадратно-гнездового метода посадки кар­ тофеля и квадратного — капусты, по из­ готовлению торфоперегнойных горшочков. Заслуживают внимания работы в обла­ сти политехнизации, провозимые учителя­ ми физики и химии школ области. Приме­ ром в этом может служить учитель физи­ ки 10-й базовой школы г. Мурманска тов. Петров. Внеклассніія работа, которую он проводит систематически, помогает учени­ кам овладеть практическими навыками, расширяет кругозор ребят, закрепляет и углубляет их знания. В кабинете физики много приборов, с любовыо изготовленных руками учащихся. Такие приборы, как сетка для просушивания стеклянных и эбонитовых палочек, изоляциолные шта­ тивы. приборы для демонстрации различ­ ных теплоемкостей для превращения лу­ чистой энергии в механическую, универ­ сальный кран, индикатор давления, де­ монстрационная модель водопровода, элек­ тромагнитный кран, модель аэросаней с бензинным моторчиком, аэродинамическая труба с набором обтекаемых тел и другие, сделанные ребятами под руководством учи­ теля Петрова, могут быть изготовлены в любой школе несложными инструментами. Наряду с закреплением теоретического материала при изготовлении этих приборов тов. Петров вырабатывает у учащихся на­ вык работы со столярным и слесарным инструментом. Он много работает над собой, следит за новейшей литературой по физике, тща­ тельно готовится в внеклассным мероприя­ тиям. Он проводит вечера по физике, на которых знакомит учащихся с работами крупнейших русских ученых и изобрета­ телей. К этим вечерам ребята тщательно готовятся, они ве только выступают с до­ кладами. но и строят приборы и модели, демонстрирующие тему. Так, например.1 к вечеру на тему: «Электростатика»— они сделали лампу Лодыгина, свечу Яблочкн- на. аппарат Шиллинга, демонстрационную модель ввонка в с. д. Большую работу по привитию практи­ ческих навыков учащимся на уроках фи­ зики п р о в о д и т учительница (она же ди­ ректор школы) гор. Кировска А. Ф. Бонда­ рева. Она добивается от учащихся созна­ тельного восприятия учебноѴо материалам внимательного наблюдения за природой, отводит практическим и лабораторным ра­ ботам значительное место. С первых уроков физики учащиеся зна­ комятся с простейшими измерительными приборами, вырабатывают умение работать с масштабной линейкой, мензуркой, веса­ ми. В дальнейшем круг приборов услож­ няется. Тов. Бондарева ^проводит с учащи­ мися экскурсии на производство, где они знакомятся с современной техникой. Так, во время экскурсии на электростанцию ребята познакомились с трансформатором, системой выключателей, аккумулятором, пультом управления. На промышленных предприятиях они получили представле­ ние о работе котлов, насосов, о хлориро­ вании воды, о снабжении города паром и водой. Проводились ею экскурсии в физио­ терапевтический и рентгеновский каби­ неты. Конференция, посвященная задачам осу. ществлення политехнического обучения в школах Мурманской области, принесла большую пользу. Она обогатила учителей опытом проведения политехнического обу­ чения по ряду предметов, сделала дости­ жения передовых учителей и коллекти­ вов достоянием всех работников народного образования области. Большую помощь учителям оказала выставка работ по по­ литехнизации. Мурманский областной институт усо­ вершенствования учителей, учитывая по­ желания педагогов, проведет дальнейшую работу по углублению и обобщению опыта в области внедрения в практику принци­ пов политехнического обучения. М. КОЛОТОВА. Директор Мурманского института усовершенствования учителей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz