Полярная правда. 1954, апрель.
№ 87 (7809) 13 апреля 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Работники береговых предприятий! НИ НА МИНУТУ НЕ ЗАДЕРЖИВАЙТЕ ТРАУЛЕРЫ СВЕРХ ПЛАНОВЫХ СРОКОВ! ☆ ☆ ☆ Почему корабли простаивают Используя весьма благоприятную сырье вую базу сейчас корабли тралового флота доставляют в порт тысячи центнеров трески, пикши. зубатки, камбалы, пал туса. Задача береговых организаций — суметь быстро обработать пришедший в порт корабль: разгрузить его, произвести необходимые ремонтные работы, обеспе чить нужным снаряжением и продоволь ствием с тем, чтобы моряки, не теряя попусту ни одной минуты, могли выйти в поре. Промысловое время дорого, а особен но. сейчас, когда каждый траулер в сред нем берет за час от трех ло восьми цент неров рыбы. Но если в море, стремясь быстрее спустить л поднять трал, быстрее разде лывать и убирать улов, промысловики бо рются за каждую минуту промыслового времени, научились ценить его, то в пор ту, где следует организовать четкую рабо ту по обслуживанию флота, где руководи тели береговых организаций получают воз м ож н ее лично наблюдать за передвиже нием судов и оперативно принимать не обходимые меры, в порту сплошь и рядом теряются уже не минуты, а часы и сутки дорогого промыслового времени. Очень ча сто корабли простаивают в ожидании не обходимых перестановок, снабжения, под разгрузкой, причем причиной этих за держек нередко является нарушение опре деленных инструкций, неоперативность в действиях отдельных работников, а порой попросту разгильдяйство или косность В редакцию «Полярной правды» посту пают письма, в которых поднимается воп рос о недопустимости сверхнормативных простоев траулеров в порту. При сложив шейся благоприятной обстановке на про мысле сокращение простоев судов является огромным резервом для увеличения добычи рыбы, одним из средств для выполнения и перевыполнения государственных зада ний, вдвое большего по сравнению с третьим кварталом илана по добыче рыбы во втором квартале. Автор одного из пи сем приводит примеры, когда из-за воз мутительной безответственности и халат ности работников рыбного порта была приостановлена разгрузка судов, простояли рабочие. 7 апреля бригада грузчиков рыб ного порта под руководством бригадира тов. Трупкпна и прораба первого района тов. Истомина, разгружая траулер «Димит ров», подала в мойку вместе с соленой ры бой несколько стамп свежей рыбы и ме- разделанной мелочи. Мойку пришлось оста новить и в течение часа рассортировывать рыбу. Судно непроизводительно стояло. G апреля при разгрузке траулеров «Засоль щик* р «И. Сивков» из-за того, что часть рыбы была подана в мойку вместе со льдом, 1 час 10 минут простояли несколь ко рабочих приемочного цеха рыбокомби ната, была задержана и разгрузка судна. Однако в задержку судов под выгруз кой вносят свою долю п работники рыбо комбината, ставя преграды для бригад рыбного порта, стремящихся досрочно раз грузить корабли, сэкономить промыслови кам время. Многие бригады грузчиков в своих предмайских обязательствах дали слово досрочно обрабатывать корабли и стремятся сдержать это слово. Так, брига да, возглавляемая тов. Гусевой, в свою смену на 4 часа 5 минут раньше срока выполнила задание при обработке трауле ра «Россия», выгрузив 106 тонн рыбы, бригада тов. Франчук выгрузила за смену с траулера «Судак» 131 тонну рыбы, справившись с работой на 5 часов 17 ми нут раньше срока. Но порой на пути грузчиков возникают неожиданные пре грады. Об этом рассказывается в другом письме в редакцию. Рефрижераторное судно Л: 168, имея на борту 72 тонны свежей рыбы, из них 12 тонны в ящиках, 30 марта стало под раз грузку. Но когда на борту осталась рыба в ящиках, дело застопорилось: диспетчеры рыбногс порта и рыбокомбината не могли решить, как выгружать рыбу: в ящиках прямо на автомашины, как было указано в заявке, или взламывать ящики и про пускать рыбу через мойку. Спорили до се редины следующего дня, пока не вмешался о д ь р из руководителей главка. С 16 ча сов дня рыбу стали пропускать через мой ку, но спустя шесть часов диспетчер ры бокомбината тов. Ануфрневский снова приостановил выгрузку, потребовав, чтобы рыба в ящиках доставлялась на автома шины. Рыбный порт снова обратился в главк и т. д. В результате этой организационной не разберихи (рефрижераторное судно Х і 16$ простояло сверх срока І9 часов. 30 мартз пять часов простояло в ожидании раз грузки судно «Юпитер» — диспетчер тов. Ануфрпевскпй не мог решить, куда вы гружать рыбу. Факты, когда нераспорядительность или неоперативность работников рыбоком бината вызывают задержку судов, не еди ничны .8 апреля у одного іп причалов был поставлен под разгрузку траулер «Беломорск». Бригада грузчиков тов. Ко- зениной, встав на трудовую вахту, ьзялл обязательство обработать судно за свою смену на 30 минут раньше срока В мой ки приемочного цеха рыбокомбината одна за 'другой начали подаваться стампы с рыбой Вдруг в середине дня — сигнал: прекратить подачу, так как одна из ро торных моек оказалась заваленной рыбой и остановилась. Часть бригады в течение 40 минут была вынуждена простаивать, пока не был ликвидирован завал. После обеденного перерыва повторилась та же картина — мойка оказалась заваленной. Пятнадцать минут в приемочном цехе шел жаркий, но пустой спор между диспетче ром первого района рыбного порт.ч тов. Большаковым н диспетчером рыбокомби ната тов. Кузьминым грузчиками рыбно го порта и работниками приемочного це- ца на тему: кто вниоват? Мойка и поло вина бригады грузчиков стояли. Потом еще 10 минут ликвидировался завал. Наконец, конвейер мойки двинулся, но через не- сколіко минут был выключен — не хвати ло свободных тачек... — У нас частенько такие скандалы происходят. — рассказывает грузчик тов. Крнннцкнй. — ругаются до хрипоты, а дело движется плохо. Мы могли бы на много быстрее разгружать траулеры. Вче ра, например, подали 102 тонны... В это время движение стамп снова пре кратилось. — В чем дело? — Да опять мойку завалило, — до несся сверху голос лебедчика. — Ну вот. еще минут двадцать поте ряем, а они очень дороги... эти минуты... — и тов. Криннцкнн заторопился в цех. Эти и другие подобные, факты, а они наблюдаются почти ежедневно, свидетель ствуют о том, что в организациях, обслу живающих промысловые суда в порту, нет настоящей борьбы с недостатками в работе. — 0 чем там говорить,— нередко за являют руководители рыбокомбината и рыбного порта, — простояло судно каких- то несколько минут... Между тем порой эти «несколько ми нут» влекут за собой часы и сутки про стоя. Надо знать цену промысловой минуты, надо организовать работу по обслужива нию судов так, чтобы корабли не имели ни одной минуты сверхнормативных про стоев в порту. К. АЛЕКСАНДРОВ. В С П А Ш Е Ш Ь В С Р О К , П О С Е ЕШ Ь В С Р О К Б У Д Е Т У Р ОЖА Й ВЫСОК! Добьемся высоких урожаев Выполняя постановление :ентябры*.кого Пленума Центрального Комитета КПСС, коллектив подсобного хозяйства Мурман ской судоверфи успешно ведет подготовку к весеннему севу, борясь за получение высоких урожаев. Вывозка органических удобрений иа по ля закончена полностью. Есфі в прошлые годы навоз на иолях складывался малень кими кучами, пз-.м чего он выветривался, что являлось грубым нарушением агро техники, то теперь весь он сложен в шта беля по 20— 25 тонн. Одно- только нто мероприятие может дать значительную прибавку урожая. Илаи по изготовлению торфоперегной ных горшочков перевыполнен на 5 тысяч штук. В нынешнем году вся рассада капу сты будет высажена в торфоперегнойных горшочках квадратным способом. Карто фель также будем садить квадратно-гнездо вым способом с местным внесением орга но-минеральных удобрений. Минеральными удобрениями наше хо зяйство полностью обеспечено. Семена кар тофеля для посадки есть. Отсутствуют только семена вики, овса и редиса. Пх должны нам выделить Сельхозснаб п кон тора «Заготзерно». Теперь перед нашим коллективом стоит еще одна важная задача: провести весен ний сев в сжатые сроки и на высоком аг ротехническом уровне. Работники нашего хозяйства охвачены горячим желанием сделать все зависящее от них, чтобы в этом году добиться высо ких урожаев всех сельскохозяйственных культур. Л. БАСКАКОВ. Бригадир-полевод. Б ол ьш и е н едоделки П л о д ы б е з о т в е т с т в е н н о с т и с у д о р е м о н т н и к о в Средний траулер 845 ремонтировали судоремонтные мастерские Абрам-мыса. Они на 15 суток задержали выход судна на промысел. Задержка произошла в основном из-за плохой организации труда и брако дельства. Одну и ту же работу переделы вали по несколько раз: например, подвод трубопроводов к редуктору, съемку ци линдровых крышек, Нельзя признать удовлетворительным и качество ремонта. Трубопроводы были сделаны из плохого материала, сварены из нескольких обрезков. В море нам не раз приходилось останавливаться и устранять течь, терять промысловое время. На про мысле стала протекать цилиндровая крыш ка. При осмотре выяснилось, что она лоп нула, так как была поставлена с переко сом. Не обеспечены суда сельдяного флота за пасными частями. Например, на складе не нашлось запасного поршня, а цилинд ровую крышку мне удалось получить только с помощью главного инженера пе ред самым отходом. Уже на промысле об наружилось, что размеры се не выдержа ны. Поэтому мы были вынуждены в труд ных морских условиях заниматься подгон кой цилиндровой крышки, снимать коллек тор. ---------------ІШ І1 ІІ1Ш ІІІІІІІІШ ІШ 1 ------------------ Техническому отделу управления сель дяного флота надо предъявлять более жест кий требования к судоремонтным мастер ским. при отклонении от заданных разме ров браковать детали, привлекать к ответ ственности бракоделов. У нас взято социалистическое обяза тельство выловить 10150 центнеров сель ди при плане 7800 центнеров и мириться с головотяпством пекоторых су доремонтников мы не хотим. И. ЖУРАВЛЕВ. Старший механик среднего трау лера № 845. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ. „ А г и т а т о р а м и н а д о р у к о в о д и т ь “ ТІоі таким заголовком в номере «Поляр ной правды» за 23 марта была опубликова на заметка, в которой указыва лось на плохое руководство со стороны партбюро МТЭЦ агитационной раоотои., ________ ___UJLLU.-U „w f 0 , пп, п п - т? - к ряд практических мероприятии, направ- Секрстарь партоюро тов. Косой сообщает, что заметка обсуждалась на заседании ленных на резкое улучшение агитационно- партбюро и партийном собрании. Принят I массовой работы. Колхоз Г О Т О В И Т С Я к весне Еще задолго до наступления теплых весенних днѳй в колхозе «Коммунар» Кан далакшского района полным ходом шла подготовка к посевной. Ремонт сельскохо зяйственного инвентаря, вывозка на поля органических и минеральных удобрений производились по заранее составленному плану. На ремонте инвентаря отлично порабо тал 70-летний кузнец тов. Давыдов Бла годаря его усилиям весь инвентарь у нас готов к посевной. На поля мы вывезли 400 тонн навоза (вместо 250 тонн ио плану) и 14 тонн минеральных удобрений для подкормки многолетних трав. На вывозке удобрений хорошо труди лись колхозницы тт. Богданова, Ермолина и Никулина. В прошлом году мы провели одну под кормку и сняли по 28 центнеров трав с гектара, почти в полтора раза перевыпол нив план. В нынешнем году намечаем про вести двухкратную подкормку и рассчи тываем удвоить урожай трав. Для увеличения площади под посаіку каіртофеля квадратно-гнездовым способом Кандалакшская МТС дополнительно должна подготовить нам еще 2 гектара земли и убрать с полей камни. На участке много летних трав также надо провести ремонт всей осушительной системы. Однако МТС пока еще никаких работ в колхозе не производит, хотя договор на них уже заключен. Правление артели совместно с МТС со ставило план расширения местной кор мовой базы на 1954— 56 гг., но об этих работах в МТС также, видимо , забыли. Е. АХО. Бригадир полеводческой бригады. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС устано вил, что основной задачей МТС является всемерное повышение урожайности сель скохозяйственных культур в колхозах, обеспечение роста общественного пого ловья скота при одновременном повыше нии его продуктивности, увеличение ва ловой н товарной продукции земледелия и животноводства в аЗслужнваемых колхо зах. С момента Пленума ЦК партии прошло более семи месяцев. За этот период в Мур манскую МТС пришли новые кадры меха низаторов, специалистов, земледелия и жи вотноводства. Машігнно-тракторная стан ция получила также значительное количе ство новых сельскохозяйственных машин: экскаватор, два бульдозера, два картофе леуборочных комбайна, фрез-барабаны п много другой мощной совершенной техни ки . В два раза по сравнению с- 1940 го дом возросла мощность тракторного пар ка МТС. Однако, как отметил в своем постанов лении второй пленум Мурманского об ластного комитета КПСС, МТС еще илохо перестраивает свою работу в свете поста новлений Пленумов ПК КПСС. План тракторных работ в 1953 году машинно-тракторная станция не выполни ла МТС крайне медленно осуществляет механизацию трудоемких процессов в поле водстве н животноводстве, допускала низ кое качество работ, в связи с чем план урожайности сельскохозяйственных куль тур и продуктивности животноводства в ряде обслуживаемых машинно-тракторной станцией колхозов остался невыполнен ным. Совершенно неудовлетворительно в кол хозах, обслуживаемых МТС, идет подго товка к проведению зесснннх полевых работ. В прошлом году колхозы «Тулома», «Энергия» и другие получили исключи тельно низкий урожай картофеля и дру гих сельскохозяйственных культур из-за невыполнения плана внесения удобрений на поля. И сейчас, несмотря на то, что до начала весеннего сев4 остзлось мало вре мени, заготовка и вывозка местных удоб рений в этих колхозах проходит крайне медленно. Так, на 1 апреля из 2700 тонн по плану колхоз «Тулома», Кольского рай она. заготовил н вывез на поля только 1364 тонны навоза. Отстает с выполнением этой важной ра боты колхоз «Энергия», Полярного района, где план по вывозке удобрений выполнен только на 40 процентов. Срывается план вывозки местных удобрений на поля в кол хозах «Северная звезда» и «Ударник» этого же района. Всего в колхозах зоны МТС из 5630 тонн навоза по плану фактически выве зено нн поля всего 3538 тонн. Во многих колхозах, обслуживаемых Мурманской МТС, навоза для выполнения установленного плана не хватает. Его надо восполнить торфом. Однако только один колхоз «Тулома» приступил к заготовке торфа для приготовления торфокомпостов. П очти все колхозы зоны МТС прекра тили заготовку такого ценного вида мест ных удобрений, как зола:-ее собрано всего лишь около двух тонн. В колхоз «Энергия» до сих пор из Сельхозснаба не завезены минеральные удобрения. С 5 апреля колхозы должны были при ступить к закладке парников, а с 15 ап реля — к посеву семян для выращивания капустной рассады в торфоперегнойных горшочках. Однако к этой важной работе еще не приступали. В» многих колхозах отсутстьуют даже парниковые рамы, не отремонтированы старые рамы. В колхозе «Тулома», из необходимых по плану 400 парниковых рам, в наличии пока имеется лишь 109 рам. Не очищены от снега и пар никовые котлованы. Неполностью заго товлено и не вывезено к парникам биотоп ливо. Илохо готовятся колхозы к яровизации картофеля. С 10 апреля колхозы ужо должны были приступить к закладке кар тофеля на яровизацию. Но в колхозах <ѵТу- лома», имени Третьей пятилетки и «Удар ник» даже не выделены помещения для яровизации. В первых двух колхозах поме щения для яровизации должна подготовить с помощью шефствующих организаций ма шинно-тракторная станция. В колхозе «Ударник» ежегодно исполь зуемое правлением артели помещение для яровизации картофеля, занял под жилье работник рьгбакколхозсоюза и, несмотря на неоднократные категорические требова ния председателя колхоза тов. Косинова и празленпя артели, упорно не желает его освобождать. / Механизаторы Мурманской МТС ^ еще слабо помогают колхозникам в скорейшем осуществлении полной механизации тру доемких процессов-в животноводстве. Совершенно неудовлетворительно ру ководит работой МТС в подготовке к ве сеннему севу и успешном завершении зи мовки общественного скота областное уп равление сельского хозяйства. — Работники облсельхозуправления— очень редкие гости в МТС,— говорят ис полняющий обязанности директора глав ный механик МТС тов. Житков и секре тарь парторганизации тов. Опякнн.— На чальник облсельхозуправления тов. Добров был давно, з из трех его заместитетелей только один тов. Волков заезжал на не сколько часов, да и то мало оказал какой- либо практической помощи в решении ря да важных вопросов. А нерешенных дел у нас еще очень много. Вот, например, нуж но помочь наладить учет и отчетность только что пришедшему на производство молодому специалисту тов. Невзоровой. Но никто из облсельхозуправления этим не за нялся. Нулша также помощь агроному тов. Шеркудовой. Но работникам облсельхозуп- равлевгая, видно, не до нас: им надо свод ки составлять... Долг механизаторов ^руководителей Мур манской МТС— с честью выполнить по четную задачу, поставленную перед ма шинно-тракторными станциями Коммуни стической партией Советского Союза. А. КОВТУН. В с т р е ч а с ш е ф а м и Коллектив Мурманского областного к у кольного театра шефствует над клубом Кольского зверосовхоза. Недавно состоя лась встреча работников зверосовхоза с шефами. От имени коллектива театра выступил главный режиссер тов. Пирогов. Он рас сказал, какую помощь окажет театр клубу Кольского зверосовхоза. От имени коллектива рабочих и слу жащих Кольского зверосовхоза председа тель рабочего комитета зверосовхоза тов. Мусішов поблагодарил артистов Мурман ского областного театра кукол. В заключение встречи артисты театра показали спектакль «Сумка, чалма и сви рель». Н. ФАТЕНКОВ. Председатель правления клуба Кольского зверосовхоза. ШКОЛЫ НАШЕЙ ОБЛАСТИ НА ПУТЯХ К ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ Наша страна находится на пути строи тельства коммунистического общества. Для перехода к коммунизму требуется осуще ствить ряд предварительных условий, од ним из которых является культурный рорт нашего советского общества. Чтобы обе спечить такой культурный подъем нашего общества, XIX съезд КПСС принял реше ние о переходе от семилетнего обучения на всеобщее среднее образование и о введении в школах политехнического обучения. В связи г историческими решениями XIX съезда КПСС перед советскими учите лями. перед деятелями народного образования стоит задача — орга нически связать теорию с практи кой, умственный труд с физическим тру дом в процессе воспитания и образования, подготовить детей к жизни, к участию в строительстве коммунизма, вооружить их практическим умением -и навыками, соз дать им все условия для свободного выбо ра професси1!. Проведенная недавно педагогическая конференция, посвященная вопросам осу- Щ'МП’вленпя политехнического обучения в школах области, показала, что ряд школ и учителей Кольского полуострова достиг некоторых успехов в области политехни ческого обучения. В женской средней школе 2 гор. Мур манска большую работу по политехниче скому обучению учениц проводит учи тельница биологии М. Г. Воеводкнна. Она поставила своей задачей подготовить уче ниц к практической деятельности в сель ском хозяйстве путем ознакомления их с применением мичуринской науки в прак тике социалистического сельского хозяй ства. привить им практические навыки самостоятельной работы. Энтузиаст .своего дела, она проводит большую внеклассную работу в уголке живой при роды и на пришкольном участке, приви вает своим ученицам'уважение и любовь I к труду, воспитывает ответственность за I порученное дело развивает их творческую инициативу, аккуратность, силу воли, на стойчивость в достижении цели и другие ценные качества, которые необходимы бу дущему строителю коммунистического об щества. Юннатки школы под руководством тов. Воеводкпной вырастили на окнах и столах кабинета много культур — картофель, томаты, огурцы, фасоль, мор ковь. кукурузу, тыкву и другие. В про цессе работы ученицы ведут дневники на блюдений. получают целый ряд ценных на выков: умение изготовлять органические удобрения, вести подкормку минеральными солями, навыки в иоливке растений и рых лении почвы, в посеве растений на опре деленную глубину, в заделке семян п т. п. Таким путем тов. Воеводкпна вооружает своих учащихся знанием основ современно го сельскохозяйственного производства, прививает им материалистическое миро воззрение. Учительница химии этой же школы тов. М. Д. Стасенко также уделяегг серьез ное внимание политехническому обучению и углубляет знания учениц, знакомя их с научными принципами химического про изводства через хорошо подготовленные эк скурсии. Так, проводя экскурсии в ли тейный цех Мурманской судоверфи, на хлебозаводы она помогает своим ученицам привести в единую систему знания о на учных основах современного производст ва. Все ученицу успевают по химии, а многие учатся на «5» в «4». В женской средней школе М 2 налаже на тесная связь с шефом — судоверфью гор. Мурманска Парторганизация, адми нистрация завода, передовики производст ва внимательно и заботливо относятся к школе. Школа я завод составили совмест ный нлан работы t ученицами. Над от дельными классами шефствуют цехи, уче ницы знакомятся с работой цеха, передо выми производственниками. На заводе ор ганизовано шесть кружков для учении. Де сятиклассницы занимаются в электротех ническом кружке, которым руководит тов. Березовский. Действуют радиотехнический и чертежно-конструкторский кружки, ко торыми руководят тт. Эрштад-»’ и Щекин. Они составляют плачы своей работы вме сте с учителями физики, подчиняя круж ковую работу требованиям учебной про граммы. способствуя глубокому изучению основ наук. Значительная работа проделана в срод ней школе X : 1 гор. Кандалакши. Решения XIX сі.езда партии и сентябрьского Плену ма ЦК КПСС положены в основу работы этой школы. В процессе обучения биологии учащиеся получают полезные навыки в области сельскохозяйственного производст ва на оснои* прочных знаний биологиче ской науки. В средней школе создан учеб но-опытный пришкольный земельный уча сток. Пришкольный участок стал базой для прошения практикумов по биологии и ос новам дарвинизма для привития элемен тов политехнизации и любви к сельскохо зяйственному труду. Для того, чтобы уча щиеся на практике познали силу челове ка над природой, законы управления ею, на пришкольном участке ставится целый ряд опытов: каждый учащийся 5 — 6 классов проращивал семена пшеницы ржи, наблюдал отдельные этапы формирования растений, делал отщнпку корней. Все школьники обязательно экспериментируют на участке, так как проверенное опытом и проанализированное детским умом ос тавляет в сознание ребенка неизгладимый след. В Мурманской области плохо обстоят де ло с внедрением в производство кормовых силосиых культур. Юннаты 1-й школы начали искания в этой области с первого дня организации пришкольного участка. Два года они испытывают разведение к у курузы. Юннатами получены хорошие уро жаи: стебли кукурузы поднялись до 2-х метров, а початки на ней достигли 15 саптиметроз длины И, хотя они не дозре ли, все же представляют прекрасный си лосный корм для скота в условиях Севера. Опыт школы Л; 1 г. Кандалакши широ ко освещался в печати. Значительная работа по внедрению эле ментов политехнизации проводится в Нпв- ской средней школе. Учитель биологии тов. Баранов в своей практической деятельно сти большое внимание уделяет организа ции лабораторных работ с живыми расте ниями. «Мир нельзя познать за партой, а биологию выучить в классе на уроке». Таков девиз учителя Баранова. Поэтому он с первых шагов обучения прививает учащимся любовь к растениям, практиче ские навыки работы с ними . На окнах школы и у себя дома ученики Нивской средней школы выращивают огур цы, помидоры, ведут за ними тщательное наблюдение, записи и получают плоды. Силами ребят создан пришкольный уча сток. От Зашейковского лесничества школа получила и высадила 20 кедров. . кусты малины, смородины, рябину, пихту, чере муху, березу. За каждым классом закреп лен хозяйственный участок. Юннаты ведут опытные работы, кото рые представляют большую ценность. Учитывая указания сентябрьского Пле нума ЦК КПСС об увеличении урожайности картофеля, школа провела опыт: «Влияние величины клубня на урожай картофеля». Проделан также опыт: «Влияние глубины заделки клубней на урожай картофеля». Многие бывшие учащиеся Нивской средней школы избрали себе специально сти, связанные с сельским хозяйством, 20 из них стали лесоводами, многие учатся в Мичуринском сельскохозяйственном техни куме Бывшая ученица школы тов. Тепу- кина учится на биологическом факультете вуза. Интересная работа по политехнизации проводится в школе Уг 1 гор. Мончегорска, на станции юннатов в Коле. Особый ин терес представляют работы по внедрению квадратно-гнездового метода посадки кар тофеля и квадратного — капусты, по из готовлению торфоперегнойных горшочков. Заслуживают внимания работы в обла сти политехнизации, провозимые учителя ми физики и химии школ области. Приме ром в этом может служить учитель физи ки 10-й базовой школы г. Мурманска тов. Петров. Внеклассніія работа, которую он проводит систематически, помогает учени кам овладеть практическими навыками, расширяет кругозор ребят, закрепляет и углубляет их знания. В кабинете физики много приборов, с любовыо изготовленных руками учащихся. Такие приборы, как сетка для просушивания стеклянных и эбонитовых палочек, изоляциолные шта тивы. приборы для демонстрации различ ных теплоемкостей для превращения лу чистой энергии в механическую, универ сальный кран, индикатор давления, де монстрационная модель водопровода, элек тромагнитный кран, модель аэросаней с бензинным моторчиком, аэродинамическая труба с набором обтекаемых тел и другие, сделанные ребятами под руководством учи теля Петрова, могут быть изготовлены в любой школе несложными инструментами. Наряду с закреплением теоретического материала при изготовлении этих приборов тов. Петров вырабатывает у учащихся на вык работы со столярным и слесарным инструментом. Он много работает над собой, следит за новейшей литературой по физике, тща тельно готовится в внеклассным мероприя тиям. Он проводит вечера по физике, на которых знакомит учащихся с работами крупнейших русских ученых и изобрета телей. К этим вечерам ребята тщательно готовятся, они ве только выступают с до кладами. но и строят приборы и модели, демонстрирующие тему. Так, например.1 к вечеру на тему: «Электростатика»— они сделали лампу Лодыгина, свечу Яблочкн- на. аппарат Шиллинга, демонстрационную модель ввонка в с. д. Большую работу по привитию практи ческих навыков учащимся на уроках фи зики п р о в о д и т учительница (она же ди ректор школы) гор. Кировска А. Ф. Бонда рева. Она добивается от учащихся созна тельного восприятия учебноѴо материалам внимательного наблюдения за природой, отводит практическим и лабораторным ра ботам значительное место. С первых уроков физики учащиеся зна комятся с простейшими измерительными приборами, вырабатывают умение работать с масштабной линейкой, мензуркой, веса ми. В дальнейшем круг приборов услож няется. Тов. Бондарева ^проводит с учащи мися экскурсии на производство, где они знакомятся с современной техникой. Так, во время экскурсии на электростанцию ребята познакомились с трансформатором, системой выключателей, аккумулятором, пультом управления. На промышленных предприятиях они получили представле ние о работе котлов, насосов, о хлориро вании воды, о снабжении города паром и водой. Проводились ею экскурсии в физио терапевтический и рентгеновский каби неты. Конференция, посвященная задачам осу. ществлення политехнического обучения в школах Мурманской области, принесла большую пользу. Она обогатила учителей опытом проведения политехнического обу чения по ряду предметов, сделала дости жения передовых учителей и коллекти вов достоянием всех работников народного образования области. Большую помощь учителям оказала выставка работ по по литехнизации. Мурманский областной институт усо вершенствования учителей, учитывая по желания педагогов, проведет дальнейшую работу по углублению и обобщению опыта в области внедрения в практику принци пов политехнического обучения. М. КОЛОТОВА. Директор Мурманского института усовершенствования учителей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz