Полярная правда. 1954, апрель.
№ 85 (7807) 10 апреля 1Ѳ54 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 П Р Е Д М А Й С К О Е СОЦИА ЛИС Т ИЧ Е С КО Е С О Р Е В Н О В А Н И Е Закрепляем достигнутое Готовясь отмстить праздник 1 Мая, коллектив участка жилищного строитель ства строительного управления морского бассейна соревнуется за повышение производительности труда, за досрочный ввод в эксплоатацию домов для моряков арктического пароходства. Строители обя зуются выполнить апрельский план до срочно на 5 дней при хорошем и отлич- нон качестве работ, добиться массового освоения передовых методов труда, не иметь пи одного рабочего, не выполняюще го норм. Ведущие бригады плотников тт. Желненкова, Федотова. Першина приняли обязательство выполнить свои полугодовой план к 1 мая. Наш коллектив закрепляет предвыбор ные успехи. Не жалея сил, трудятся шту катуры гг. Нвкин, Супонов, Смирнов, Ботов и другие. Все они перевыполняют нормы. Желая ускорить строительство, повы сить его качество, рабочие неустанно со вершенствуют производство. Например, организовано массовое изготовление кар низов. Это нововведение практически осу ществили и внедрили штукатуры тт. Су понов и Смирнов. Результат оказался от личный. Такой способ устройства карни зов позволил нам сократить расход рабо чего времени штукатуров на 30 процентов. Ход строительства несколько замедляет ся из-за неудовлетворительной работы га ража строительного управления (заведую щий гаражом тов. Швырясв). Машины ежедневно приходят на участок с большим опозданием, нередко выходят пз строя. Рабочие нз-за несвоевременной подвозки материалов простаивают. В плохом состоянии находятся механиз мы Ремонт механизмов щюизводится недоброкачественно. Этот ремонт для неко торых «механизаторов» стал своеобразной кормушкой, и резко удорожает строитель ство. Механизмы часто выходят из строя ввидѵ того, что они обслуживаются недо статочно подготовленными людьми. Об атом много говорят в управлении, но мер не принимают. Недостаточно уделяет внима ния эксплоатацпи и ремонту механизмов главный инженер тов. Гуревич. А. ТОЛМАЧЕВ. Начальник участка жилищного строительства строительного уп равления морского бассейна. .xwfc*Ллѵ\'.ѵѵ. уДѵ<•;;vsciii Кандалакшский консервный завод. На снимке (слева направо): передовые работницы консервного цеха тт. П. К. МАКСИМОВА и А. И. ЧЕПЕЛЕВА за работой. Фото Б. Вкрнна. ---------* * *--------- Р е з іо п т в а г о н о в б е з о т ц е п о к о т п о е з д о в В течение четырех месяцев подряд смена вагонного мастера тов. Иренина держит первенство в соревновании по пункту технического осмотра вагонов станции Мурманск. Сейчас в коллективе широко развернулось предмайское социали стическое соревнование. Взяв обязательство на 5 процентов сок ратить простой вагонов под осмотром п ремонтом, не иметь на конец отчетных суток остатка неотремонтированных ва гонов на специально выделенных путях, не допускать отцепок вагонов в пути сле дования по техническим неисправностям, передовики соревнования с честыо держат свое слово. Слесари тт. Арефьев. Плескин, Янков ский, Коростпн, Цепелев ежедневно пере выполняют сменные задания в полтора раза и больше. В свободное от осмотра со ставов время они в течение марта отремон тировали без отцепки от поездов и сдали приемщику с хорошей оценкой 23 вагона. Значительно сокращают простой соста вов под осмогром и не допускают отцепок вагонов в пути следования по техническим неисправностям осмотрщики вагонов тт. Шастов. Павлов. Маслов, станционные за- лпвалыцпки тт. Сннебрюхова, Сафонова, Немчинов. Этих успехов смена тов. Дренина доби лась благодаря правильной расстановке рабочих, широкому совмещению профессий п взаимопомощи, применению метода ра боты прославленного краенолпманского ос мотрщика вагонов тов. Щебликина. Д. НЕМЧИНОВ. Осмотрщик вагонов станции Мур манск. По примеру москвичей Пнсьмо коллективов передовых предприятий города Москвы и Мо сковской области о развертывании со циалистического соревнования за дальнейшее повышение производи тельности труда находит у коллекти ва рабочих, служащих и инженерно- технических работников Кандалакш ского консервного комбината широ кий отклик. На основе дальнейшего повышения производительности труда они стремятся успешно осуществить принятое на себя обязательство — выполнить четырехмесячный план к 21 апреля и к I мая дать 200 тысяч банок консервов сверх плана. Свое слово консервщики держат — они обеспечили перевыполнение производственной программы в пер вом квартале и к 1 апреля дали стране 178,5 тысячи банок консервов сверх плана Своих темпов коллектив стремится не снизить в апреле. При задании выпускать в сутки 19 тысяч банок консервов коллектив дал 1 ап реля — 22 тысячи банок, а 2-го числа — свыше 20 тысяч. Изо дня в день перевыполняют нормы работница рыборазделочного цеха тов. Серебрякова, мойщіща тов. Чекалева, резчица консервного цеха тов. Крілсанова. обтирщнца тов. Ми шина и мнопіе другие. Оіш доби ваются этого применением передовых методов труда, настойчивым совер шенствованием производственного процесса. Но усилия коллектива консервщи ков иногда сводит на нет плохое обеспечение завода необходимыми материалами со стороны отдела снаб жения Кольского госрыбтреста (уп равляющий тов. Чукчин, начальник отдела снабжения тов. Раздобурдип). Из-за того, что в срок не была заве зена жесть, коллектив имел простои 3 и 5 апреля. Шпагат обычно при сылают нам маленькими партиями по 200—300 килограммов, между тем, завод расходует в день до 40 кило граммов. При этом получаемый шпа гат — недоброкачественный. Он тол стый. его приходится подвергать до полнительной обработке для того, чтобы можно было использовать. Кольский госрыбтрест должен устранить эти недостатки и обеспе чить коллективу Кандалакшского кон сервного комбината все возможности для успешного выполнения и пере выполнения предмайских социалисти ческих обязательств. П. КРАЙНОВ. Председатель завкома Канда лакшского консервного комби ната. Устранить недостатки На днях на обогатительной Фабрике комбината «Апатит» состоялось комсомоль ское собрание, на котором были заслушаны отчеты начальников смен комсомольско- молодежных технологических бригад 1 и 3 апатитовой фабрики т г. Растворова и Бессмертного о работе в первом квартале 1054 года. Докладчики подвели итоги производст венной деятельности своих бригад за три месяца текущего года и отметили ряд недо статков. тормозящих выполнение заданий. — Основной причиной гтггаванпя tfn- шей бригады в социалистическом соревно вании является слабая производственная дисциплина. — сказал тов. Растворов. — Некоторые члены бригады еще не по-ком сомольски относятся к выполнению своих обязанностей, плохо овладевают техниче скими знаниями. К таким комсомольцам следует отнести т г. Еросенкову, Гнатойко и других. Другой причиной отставания в выполнении обязательств является отсут ствие взаимопомощи н обмена опытом между рабочими. Затем выступил тов. Бессмертный. — Квартальный план наша бригада завершила 17 марта, — сказал он. — С момента организации комсомольско-моло дежной бригады мы держали первенство в социалистическом соревновании. Однако не все благополучно с качеством. Если в январе был один случай брака, а в феврале коллектив добился присуждения звания бригады отличного качества, то в настоя щее время имеется два случая брака. Выступившие в прениях комсомольцы мастер тов. Канцарин, флотатор тов. Гна тойко, классифнкаторщица тов. Жданова и бригадир электромонтеров тов. Кузин вскрыли ряд серьезных недостатков в ра боте и потребовали немедленного их устра нения. В прениях также выступили главный инженер апатитовой фабрики тов. Кель- манзон и начальник мельнично-флотацион ного цеха тов. Нестерова, которые указали на отсутствие взаимопомощи между члена ми бригад, на плохие качественные пока затели. Резкой критике было подвергнуто бюро ВЛКСМ фабрики за то, что оно еще мало уделяет внимания молодым рабочим и не достаточно проводит среди них политико- воспитательную работу. Комсомольское собрание приняло реше ние, направленное на улучшение качест венных показателей в работе, на успешное выполнение предмайских социалистиче ских обязательств и досрочное выполнение апрельского задания. Г. ходько. Девять паровозов отремонтированы сверх плана Цеховая комсомольская организация промывочного цеха Кандалакшского паіро- ьозного депо, которая объединяет также комсомольцев подъемочпого, заготовитель ного и автоматною цехов, выступила ини циатором предмайского социалистического соревнования в своем коллективе. Во всех этих цехах преимущественно работает молодежь. Молодые ремонтники напряженно борются за выполнение своих повышенных предпраздничных обяза тельств, с каждым днем повышают произ водительность труда. В марте усилиями всего коллектива депо сверх плана из промывочного іремонта было выпущено де вять паровозов. Наибольших успехов в предмайском со ревновании добился молодой слесарь заго товительного цеха тов. Григорьев. Его вы работка не бывает ниже двух норм в смену. Более чем в полтора раза перекрывают сменные задания слесари-автоматчики тт. Федоров и Беляков. От полутора до двух норм в смену вы рабатывает ежедневно слесарь подъемоч- ного цеха Николай Сашихпн. Л. РЕУТОВ. Успешно провести отельную кампаниюволеньих стадах V III пленум Мурманского обкома КПСС принял решение об организации крутого подъема отраслей сельского хозяйства об ласти, для развития которых у нас имеют ся благоприятные экономические и .при родные условия. К числу таких отрас лей относится оленеводство, для развития которого имеются обширные пастбищные угодья с хорошей травяной и ягельной ра стительностью. Большие возможности для развития оле неводства в нашей области используются еще плохо. В оленеводческих хозяйствах ежегодно наблюдается большой непроизво дительный отход оленей. Так, в 1953 году этот отход по области составил до 5 тысяч голов Особенно плохо обстоит дело с сохране нием молодняка. В прошлом году отход телят только по Ловозерскому району до стиг 20,5 процента. Большой отход телят ежегодно бывает в период отела. Главной причиной этого является то, что до сих пор большинство оленеводческих хозяйств не производит отделение маточного поголовья оленем на период отела от нсплодовой части стада. Ведь отдельный выпас маточного пого ловья оленей в период отёла является весьма важным мероприятием в оленезод- стве и обеспечивает высокий процент сохранения телят. При отдельном выпасе маточного пого ловья пастухам легче производить охрану и наблюдение за телящимися важенками. Бригадир оленьего стада № 1 колхоза «Краснощелье», Довозерского района, ком мунист Петр Иванович Терентьев в 1952 году применил отдельный выпас маточного поголовья оленей в перпод отёла и добился высоких показателей в сохране нии телят. В его стаде отход телят в пе риод отёла составил только 3,3 процента. А в стаде 3 этого же колхоза, р кото ром маточное поголовье выпасалось вместе с неплодовой частью стада, отход телят составил 0,7 процента. В 1953 году в колхозе «Краснощелье» оыло произведено отделение маточного по головья оленей от неплодовой части стада во всех бригадах, что позволило в два ра за сократить отход телят в период отёла. Бригада тов. Терентьева на 93,5 процен та сохранила взрослое поголовье оленей вместо 91 процента по плану. Бригада тов. Терентьева в текущем году обязалась выполнить план увеличения по головья оленей на 102 процента, сохра нить взрослое поголовье оленей на 94 про цента, получить деловой выход телят на конец года не менее 82 процентов, к осеннему подсчету иметь в стаде 95 про центов оленей средней и вышо средней упитанности, сократить до минимума безызвестные потерн. Сейчас бригада успешно готовится к предстоящему отёлу оленей. Все олени здесь доведены до удовлетворительной упи танности, отельные места обследованы, для минеральной подкормки животных в ста до завозится соль-лизунец: маточное по головье на перпод отёла отделяется от не плодовой части стада. На период отёла и летнего выпаса оленей колхоз обеспечил бригады всем необходимым. До момента отёла оленей осталось очень мало времени. Но подготовка к отёлу в ряде хозяйств области идет неудовлетво рительно Так, в колхозе «Тундра», Лово- зерского (района, не укомплектованы пасту шеские бригады, не проведено разделение стад на маточное поголовье и неплодовую часть, не оОследоэаны отдельные пастби ща. Редко бывают в оленьих стадах зоо- ветспециалнсты. Они не знают, в каком состоянии находится маточное поголовье оленей в колхозах. Главной задачей правлений колхозов, зооветеринарных специалистов и пасту- хов-оленеводов является мобилизация всех сил на успешное проведение отёла оленей. Полное сохранение телят в перпод отёла оленей — это практическое выполнение задач, поставленных сентябрьским Плену мом ЦК КПСС в области дальнейшего раз вития, животноводства и создания в нашей стране обилия продовольственных продук тов. В. ФЕДОТОВ. Кандидат ветеринарных наук. Студенты^ горных институтов и техникумов нашей Родины, приезжая в город Кировск в дни каникул, непременно посещают Дом техники, где собраны экспонаты со всего Кольского полуострова, представлены образцы природных богатств нашей области. На еппмке (слева направо): студенты Ленинградского горного института Лев САВИЦКИЙ, Олег ДУНДО и Нина ЕЛИСЕЕВА в одном нз залов Кировского Дома техники. Фото Б. Внрнна. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ В о с п и т а т е л ь м о л о д е ж и Заслуженным авторитетом не только среди железнодорожников, но и всех тру дящихся Мончегорска пользуется старший машинист паровоза Владимир .Петрозич Смирнов. За 18 лет работы машинистом оп вос питал много замечательных водителей ло комотивов. Бывшие его ученики тт. Бе ляев и Зубко, работавшие вместе с ним в годы Великой Отечественной войны на бронепоезде, стали подлинными мастерами своего дела. Теперь они работают машини стами в Мурманском электровозном депо, успешно водят тяжеловесные поезда.' Свой богатый практический опыт и на копленные знания Владимир Петрович неустанно передает молодым паровозникам. В 1951 году он вел курсы помощников машинистов и машинистов Индивидуально им недавно подготовлены два машиниста и помощник машиниста. Воспитывая молодежь, тов. Смирнов сам настойчиво работает над повышением сво их знаний, перенимает и успешно приме няет на практике передовые приемы тру да. Сейчас он учится в школе мастеров и изучает в кружке историю партии. Достойную встречу готовит Владимир Петрович Первомаю. Его бригада успешно водит тяжеловесные поезда, экономит топ ливо, пе имеет случайных ремонтов локо мотива. Между последними подъемочны- мн ремонтами паровоз тов. Смирнова про бежал 100 тысяч километров вместо 35 тысяч километров по норме. Этим самым сэкономлено многэ государственных сіредств. Заслуги Владимира Петровича Смирнова перед Родиноп высоко оценены партией и правительством. Он награжден орденом Красной Звезды и тремя медалями. Т. БОРЗЫХ. Не удовлетворяться количественными показателями Выборы в Верховный Совет СССР кол-! лектив лесопункта Княжая Кандалакшско го леспромхоза встретил выполнением квартального плана вывозки древесины. Сейчас труженики леса прилагают -все усилия к тому, чтобы завершить полуго довую программу к празднику 1 Мая. Количественные показатели у нас неплохие, но, к сожалению, только коли чественные. С планом по сортаментам, по выходу деловой древесины лесопункт не справился. Надо прямо сказать, на эту сторону работы участка обращается недо статочно внимания. При раскройке хлы стов много деловой древесины идет на дрова. Зачастую древесина бракуется из- за незнания бракерами государственных стандартов. Очень часто рабочие жалуются на ор ганизационные неполадки. Например, на мастерском участке Великий сстров отвод лесосек для бригад мастер перепоручает одному из рабочих, а иногда /рабочие за нимают лесосеку самовольно. Это создает обезличку, дезорганизует производство. Неблагополучно обстоит дело с трудовой дисциплиной. Хозяйственные руководители либеральничают с лодырями и разгпльдяя- ми, а мастера подчас укрывают прогуль щиков. На участке Габреж сам мастер тов. Капышнпскші показал себя как неди сциплинированный, нерадивый работник. На его участке крайне низка трудовая дисциплина. Валка леса производится бес системно. Мастер подписывает наряды, в ы -. давая невыполненные работы за сделан ные. і часток по сдал Ковдской сплавной кон торе тысячи кубометров вывезенного к сплаву леса. А. КУДРЯШОВ. Работник лесопункта Княжая Кандалакшского леспромхоза. Справедливые претензии охотников рыболовов За тесное содружество портовиков, и работников станции Мурманск! Редакция «Полярной правды» получила письмо старшего диспетчера первого уча стка Мурманского торгового порта тов. Волкова. Говоря о недостатках в работе станции Мурманск, мешающих портовикам сокращать стояночное время судов, сни жать себестоимость погрузки и выгрузки, тов. Волков предлагал провести совместное совещание представителей порта и стан ции, чтобы добиться более четкого взаимо действия этих важнейших звеньев транс портного конвейера. Кировский райком КПСС, редакция «По лярной правды», руководители Мурманско го торгового порта и станции Мурманск созвали такое совещание. На нем присут ствовало более 70 человек. Участники со вещания вскрыли резервы повышения про изводительности труда, ускорения обработ ки судов и вагонов, снижения себестоимо сти перевалки грузов с водного на желез нодорожный и с железнодорожного на вод ный транспорт. Начальник первого участка Мурманского торгового порта тов. Сенюта, начальник транспортно-экспедиторской конторы тов. Севернков в своих выступлениях указали на необходимость значительно шире при менять наиболее рациональный способ раз грузки судов — непосредственно с борта парохода в вагоны. К сожалению, портови ки не всегда имеют возможность осуществ лять это на практике из-за того, что станция пе обеспечивает пх порожняком. Например, в марте таким методом было обработано только 12 процентов грузов, доставленных пароходом «Сухуми», и 27 процентов грузов, находившихся в трюмах парохода «Мета». Весь груз, привезенный пароходом «Якан», осел на причалах. В 1953 голу только примерно. 12 процентов гипсового камня, прибывшего в Мурманск, попало непосредственно из трюмов в вагон. Все это удорожает перевалку грузов. А ведь порт и без того в первые два месяца 1954 года не выполнил планового задания по себестоимости. Одной из причин, мешающих обеспе чить необходимое количество подвижного состава для перевалки грузов с судна непосредственно в вагоны, является не удовлетворительное планирование. Заме ститель начальника отдела аксплоатации Мурманского отделения дороги тон. Татз- ринский и заместитель начальника стан ции Мурманск тов. Лопатко на конкрет ных фактах показали, что комбинат «ІІе- ченганикель» и пароходство зания;ают планы отгрузки на железную дорогу. Со ответственно и управление дороги плани рует отделению меньше подвижного со става, чем требуется. Снижение себестоимости, повышение производительности труда в первую оче редь зависят от уровня механизации погру- зо-разгрузочных работ. Вследствие не договоренности работников станции и пор та в этом важном деле допущены значи тельные промахи. Старший диспетчер пор та тов Чернов и старший диспетчер пер вого участка тов. Волков рассказали, как. например, производится в порту погрузка сахара в вагоны. Железнодорожники воз ражают против того, чтобы ящики взве шивать вместе с площадкой автопогрузчи ка. Их тррбозание вынуждает выполнять много лишней, бесполезной работы. Грузчик должен разместить ящики на площадке автопогрузчика, затем снять их и поставить на весы, потом снова уложить на площадке и только после этого по грузить в вагон. А можно было бы взве шивать ящики прямо на площадке авто погрузчика и затем из общего веса вы честь ее вес. Это единственно правиль ное решение вопроса наталкивается на ка кую-то стену бюрократизма. Участники совещания отмечали, что большим злом являются происходящие по вине весовщиков порта недогрузка ваго нов, или, наоборот, загрузка сверх преде лов. допустимых техническими условиями. В этих случаях приходится терять не сколько часов для того, чтобы исправить оплошность. Многие выступавшие па совещании от мечали, что плохо поставлена информация о прибывающих грузах. — Суточный план работы порта, — сказал грузчик тов. Шаулов, — состав ляется к 11 часам, а информацию о под ходе вагонов с апатитовым концентратом порт получает только к 15 часам В ре зультате план нередко ломается, дезорга низуется работа участка. Заведующий товарной конторой станции тов Яковлев считает, что в порту при низили роль оперативных работников. Им нужно предоставить больше самостоятель ности До сих пор все вопросы решаются только через главного диспетчера порта. А ему одному трудно справиться с такой большой нагрузкой. Как правило, гьри ветре в 7— 8 баллов портальные и железнодорожные краны без- денствуют и разгрузка в порту прекра щается. В это время простаивают вагоны и суда. Между тем, работники порта не ищут способов, позволяющих не прекра щать погрузо-разгрузочные операции при сильном ветре. Они совсем забыли о малой механизации, надеясь только на порталь ные краны. Участники совещания высказали неко торые другие взаимные претензии. Пор товики жаловались на то, что иногда стан ция подает грязные и неисправные ваго ны. несвоевременно вывозит пх с террито рии порта после погрузки. Составители нпредко отказываются подать вагоны на 2— 3 метра, как просят грузчики. Железнодорожники настаивали на том, чтобы в порту Оылп установлены вагон ные весы, чтобы прп разгрузке судоз рваные мешки и разбитые я щ и к и откла дывать в сторону, а не грузить в вагоны. О необходимости установить единые но времеии смены в порту и на станции го ворила грузовой диспетчер станции Мур манск тов. Веревкина. Она призвала соб равшихся наладить тесное сотрудничество и взаимопомощь Секретарь Кировского райкома КПСС тов. Тихонов осудил поведение начальни ка порта тов. Косякова и начальнпка :тан- цпи тов Бурмистрова, не пожелавших явиться на совещание. Он критиковал стремлен ир некоторых хозяйственников оправдывать неполадки объективными причинами и подчеркнул необходимость повысить рель иартиГіных организаций в налаживании тесного взаимодействия станции и порта. И В нашей области насчитываются сотни любителей, занимающихся охотой и рцб- ной ловлей. Но у нас не созданы условия для широкого развития данных видов спорта. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в течение двух сезонов 1952 года охота в области была вообще запрещена, а в осенний сезон 1953 года охотники не имели возможности приобрести пороха, дроби и гильз В настоящее время порох и дробь есть в охотобществе, по их не про дают, та к как нет специально оборудован ного для продажи боеприпасов поме щения. Сколько бы мы ни обращались с прось бами по этому поводу к председателю добровольного общества охотников и рыбо ловов тов. Пухову и в отдел по делам охоты при облисполкоме, но все безре зультатно. БАТЕНКОВ, ФЕДОРОВ, КУДРЯ ШОВ, ТРАВКИН, ПАРФЕНОВ. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ»’ „Пропагандисты нуждаются в помощи" Под таким заголовком в номере газеты «Полярная правда» от 25 февраля 1954 года была опубликована статья пропаган диста тов. Скуратовой. В статье указы валось на существенные недостатки в ра боте Кандалакшского городского семинара руководителей кружков повышенного типа по изучению истории партии. Автор статьи отмечала, что на семинарах теоретические собеседования с пропагандистами не про водятся, методический разбор отдельных тем не практикуется, представители гор-» кома, посещающие кружки , дают противо речивые советы. Секретарь Кандалакшского горкома КПСС тов. Шестериков сообщил в редакцию, что горком партии, в целях улучшения работы постоянно действующих семинаров пропа гандистов, организовал учебу руководите лей семинаров. -ІІШ ІІІШ Ш Ш ІШ Ш ІШ - К Н И Ж Н А Я П О Л К А В кнпжпые магазины облкнпготорга поступи ла следующая литера тура: О дальнейшем увели чении производства зер на в стране и об освое нии целинных и залеж ных земель. Постановле ние Пленума ПК КПСС, принятое 2 марта 1954 года по докладу тов. Н. С. Хрущева. Госпо- лнтиздат. 1954 г., ти раж 3 млн. экз., стр. 39. цена 45 коп. В. МОЛОТОВ. Об ито гах Берлинского совеща ния. Заявление Мини стра Ннч}гуаниых Дел СССР. Госполитиздат. 1954 г., тираж 500 тыс. экз.. стр. 31. цена 25 коп. Е. СИЛАЕВ. Албания. Географгиз. 1953 г.. тираж 40 т. экз., стр. 175, цена 4 руб. 95 коп. В книге дается науч но-популярная эконо мико-географическая ха рактеристика Народной Республпки Албании. 3. МУРЗАЕВ. Н. М. Пржевальский. Гео графгиз 1953 г., ти раж 100 тыс. экз., стр. 55. цена S5 коп. Популярный очерк пассказывает о великом русском путешествен нике. последователе И. М. Пржевальском, о его знаменитых путе шествиях в Пентраль- •ную Азшо. В очерке описывается природа Центральной Азип, из лагаются главные ре зультаты научных ис следований И. М. Прже вальского Н.СНЕГИРЕВА, Е. КО РИДАЛИНА. В пионер ском отряде. Учпедгиз. 1953 г., тираж 50 тыс. ѳкз., стр. 79, цена 1 руб. 10 коп. В брошюре рассказа но о жизни п работе в 1952— 1953 учебном году пионерского отря да 5 класса одной пз- московских мужских школ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz