Полярная правда. 1954, апрель.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 77 (7799) 1 апреля 1954 г. К 300-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ Воссоединение двух братских Триста лет назад на многолюдной Пе реяславской Радо украинский s . народ изъявил свою волю — войти в состав ■русского государства. Украинскому на роду нелегко было сбросить иго поль ских панов и шлях тичей, под которое он попал. Но подоб но тому, к а к зреет зерно и превращает ся в высокий колос, та к зрела, набухала, росла народная не нависть и народная сила. После вековой исполненной героиз ма борьбы, поело предельного накала шестилетней освобо дительной войны, на чавшейся з 164S го ду, украинский на род разбил цени пан ского ига и воссое динился с братским русским народом. Польское владиче- Ьтво пмело весьма тяжелые последствия для украинского на селения. Крепостни ческая эксплоатация селян принимала все более жестокий ха рактер. К экономи ческому и политиче скому бесправию прибавилось нацио нальное и религиоз ное угнетение. От невыносимого панского ига кресть яне Галиции, Подо- лии ,' Волыни и дру гих мест бежали в незаселенные плодо родные степи в бас сейнах Днепра и Бу га. Этп переселенцы, или. точнее, беглецы стали ядром будуще го казачества. С конца XYI века начинаются каоацко-крестьянскио вос стания против папской Польши и мест ных эксплуататоров. Ведя борьбу про тив гнета чужеземных поработителей, свою свободу и независимость, украинский народ боролся вместе с тем за воссоединение с Россией, с единокровным русским народом. В течение полусіолстяя Велась кровопролитная борьба. Повстанцы не раз одерживали верх, но использовать успех не могли и в конечном счете терпе ли поражение, за которым следовала полоса жестокого террора панов. Крестьяне дей ствовали недостаточно организованно. Однако эта полувековая борьба имела большое значение. Она расшатывала поль скую крепостническую систему, повыша ла национальное самосознание украинско го народа, способствовала росту его воен ного искусства. К середине XV II века экономический, политический и национально-религиозный гнет панов на Украине достиг своей край ней точки. • Доведенный до отчаяния парод снова взялся за оружие. Новое восстание, вспыхнувшее в 1648 году, вылилось в грандиозную общенародную войну, выдви нуло талантливых руководителей и при вело, пакорец, к свержению ига польской шляхты на Украине. Народно-освободительную войну украин ского парода возглавил зажиточный ка- озк, Чигиринский сотник Богдан Хмель ницкий. Он, подобно многим украинцам, ' был разорен н оскорблен польскими шлях тичами. В декабре 1647 года Хмельниц кий бежал, преследуемый польскими властями, в Запорожье. Прогнав стояв ший в Сечн польский гарнизон, он при нялся за организацию восстания. Рассчитывая задушить восстание в за родыше, польское правительство двпнуло в район Сечи целую армию под начальст вом коронного гетмана Потоцкого. Хмель ницкий выступил в апреле 1648 года пз Сечи, ведя за собой около 8000 повстан цев и небольшой отряд крымских татар, с которыми он заключил временный союз. 8 мая близ урочища Желтые Воды (подле нынешнего города Александрии) казаки разбили польский авангард', а че рез неделю, после упорного боя у Корсунп были разгромлены и главные силы По тоцкого, причем сам он попал в плен Победы прп Желтых Водах и Корсунп способствовалп бурному развитию освобо дительной войны. Пламл восстания с каждым днем разгоралось все ярче. Хмельницкий проявил дарование круп ного военного и государственного деятеля. Выражая стремление украинского народа, давно желавшего укрепить и углубить свои связи с русским народом путем воссое динения г» одном государстве, в мае 164S года Хмельницкий обратился к царю Алек сею Михайловичу с просьбой о помощи в начатой украинским вародом войне II для Московского правительства воссоеди нение Украины с Россией было весьма желательно: оно укрепляло Российское го сударство, способствовало иовышению его международного авторитета. Воссоединение отвечало чаяниям русского парода, его го рячим симпатиям к украинское;; собрату. <: * * В феврале 1651 года польсяо-шляхет- НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ФРАНЦИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США вражды и недоверия между ними, не гово ря уже о том, что оно сопровождается гонкой вооружений, со всеми вытекающи ми отсюда последствиями для народов. Плакат художников В. Корецкого, К. Иванова, О. Савостюка и Б. Успен ского, выпускаемый к 300-летию воссоединения Украины с Россией Государ ственным издательством изобразительного искусства. (Фотохроника ТАСС). екпе войска двинулись двумя отрядами па Украину. Численный перевес был на стороне польско-шляхетской армии, располагавшей к тому же лучшим вооружением. Украин ская армия у города Берестечко потерпела тяжелое поражение, которое поставило Украину перед угрозой нового порабоще ния. Однако и в этот тяжелый момент-укра инский народ не склонил голову перед захватчиками. Хмельницкий со своими соратниками принялся формировать новую армию. Быстрое восстановление воеігпого могущества Украины вынудило папов вступить в переговоры. 1S сентября 1651 года в Белой Церкви был подписан мир ный договор. Украина вновь становилась польской провинцией п целиком попадала в тиски польских крепостнических по рядков. Ослабление .религиозного гнета и увели чение числа реестровых казаков (за кото рыми польские власти признавали лич ную свободу и имущественные права) с 6 до 20 тысяч человек — вот завоевания по сравнению с тем, что имело место перед началом освободительной воины. Кроме 20.000 реестровых весь народ возвращал ся в прежнее подневольное положение. Едва окончилась зима, Хмельницкий бросил новый клич к борьбе. Изданный им с этой целью в марте 1652 года универсал характерен тем, что он обращен ко всем «посполитым» (а не только к казакам), и зовет на борьбу во имя достижения не только национальных, но и экономиче ских, и социальных прав. Универсал вновь привлек к Богдану народные сердца. От дельные партизанские ручейки начали вливаться в широкое русло общенацио нального движения. В мае 1652 года была одержана круп ная побеаа над польско-шляхетской арми ей па берегу Буга, около города Батога. Эта победа значительно ослабила военные силы Польши. На Украине многое измени лось после Батога: пани опять покидали захваченные поместья и спешно уезжалл в Польшу. Так прошел 1652 год. Успехи, достиг нутые украинским народом в этом году, почти свели к нулю все то, чего добились поляки после Берестечка. В 1653 году па Украину вторглось 70- тысячное польское войско, среди которого было до 30^ тысяч солдат немецкой пехоты. Однако войска Хмельницкого снова одер жали победу (близ гЬрода Жванец). Но шесть лет кровопролитной войны чрезвычайно опустошили Украину. Сплошь и рядом переписчики указывали: «оставшиеся жители все умерли с голоду» или «жители разбежались». Хмельницкий все это видел, теперь он особенно отчетливо понимал, что необходи мо было дать измученной стране надежную опору против внешних врагов. Давнее, веками жившее в украинском народе стремление вновь оказаться в одной семье с русскими собратьями приобрело теперь небывалую остроту. Начиная с первого обращения гетмана к царю в мае 1648 года, между Россией и Украиной происходил непрерывный обмен «грамотами» и посольствами. В феврале 1651 года в Москве заседал Земский собор, вынесший решение о при нятии Украины в подданство. Таким обра зом, в принципе воп рос был решен. Но в 1651 году момент для соединения был неблагоприятен: этот акт должен был не минуемо вызвать воину с Польшей, а Московское прави тельство в то время не считало себя го товым к войне. Весною 1652 года гетман вновь пишет Алексею Михайло вичу: «Пожалей нас, го сударь православ ный, умилосердись над православными божьими церквами и нашею невинною кровью. Ничего не исполняют поляки, что с нами постано вили. Со слезами просим твое царское величество: не дай, великий государь, клятвопреступникам и мучителям разо рить нас до конца; прими нас под свою крепкую руку». Московская помощь нужна была срочно. Польские паны жаж дали реванша за ба- тогское поражение и готовили новое кро вавое вторжение в пределы измученной, опустошенной стра ны. Нельзя было быть уверенным, что удастся отразить ото вторжение. Каждый тень был дорог, про медление с военной помощью Московско го государства могло иметь для Украины очень тяжелые по следствия. 1 октября 1653 года Земский Собор вынес историческое решение о принятии Украины в подданство Московского госу дарства. А 8 (1S) января 1654 года на со званной в г. Переяславле общенародной Ра де прозвучал громовой клич: — Волим под царя православного! Украинский народ шел к своему стар шему брату. Соединение с русским наро дом спасло Украину от неминуемого по глощения ее панской Польшей, либо сул танской Турцией. Такое поглощение сули ло полную утерю национальной самобыт ности и беспросветную тяжкую долю для народа. Широкие массы украинского народа с великим удовлетворением встретили весть о состоявшемся воссоединении с русским государством. Польское правительство не сразу согла силось признать отпад плодородных обла стей, обогащавших всю Речь ІІосполнтую. Силой оружия оно хотело приостановить ход истории. Возникла длительная война, в которой русско-украинской армии про тивостояли войска панской Польши и Та тарская орда. Лишь в 1667 году было за ключено перемирие (Андрусовское). Поль ское правительство признало вхождение в состав Московского государства левобереж ной Украины, но удержало за собой право бережную; исключением являлся город Киев, расположенный на правом Днепра, он отходил к России. Прошли годы... Сбылось то, о чем мечтали многие по коления — все украинское население, ос вободившееся от иноземного ига, воссоеди нилось в единой семье, получило нацио нальную п политическую независимость, и вместе с тем воссоединилось с братским русским народом. 31 марта Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов принял посла Фран ции в СССР г-на Л. Жокса, посла Велико британии в СССР г-на У. Хэйтера и посла США в СССР г-на Ч. Болена и вручил им і Сладует считаться также с тем, что обра- аналогичные ноты Советского Правитель-! зованпе военной группировки одних го- ства Правительствам Франции, Велико-’ британни и США. Ниже публикуется текст ноты Совет ского Правительства Правительству Фран ции, «Советское Правительство считает необ ходимым обратить внимание Правитель ства Франции на следующее. Советский Союз последовательно прово дил и проводит политику мира и улучше ния отношений между государствами. Это нашло свое выражение в тех предложе ниях, которые Советское Правительство выдвинуло в Организации Объединенных Наций о всеобщем сокращении вооруже ний государств, а также о запрещении атомного и других видов оружия массово го уничтожения. Разрешение задачи всеобщего сокраще ния вооружений, а также запрещения атомного, как и других наиболее опасных видов оружия массового уничтожения, означало бы огромное облегчение тяжелого бремени, которое несут народы в настоя щее время, в связи с продолжающейся гонкой вооружений, и устранение опасно сти применения для разрушительных це лей таких великих научных открытий, каким является открытие способов исполь зования атомной энергии. Разрешение этой задачи имело бы важнейшее значение для укрепления мира и безопасности народов. До сих нор, как известно, не удалось достигнуть соответствующих международ ных соглашений по указанным вопросам, ввиду встретившихся ннй. Это рбстонтельство, однако но умалять значения усилий государств, и прежде всего великих держав, несущих особую ответственность за поддержание международного мира, в деле достижения таких соглашений. Что касается Советско го Союза, то он и впредь будет настаивать на необходимости значительного сокраще ния вооружений и вооруженных сил го сударств и па достижении соглашения, обеспечивающего недопущение использо вания атомной энергии для целей разру шения и массового истребления людей. Значение таких усилий, государств все более возрастает, особенно в связи с тем, что разрушительная сила атомного ору жия непрерывно увеличивается и, кроме того, появилось водородное оружие, мощь которого во много раз превосходит мощь атомного оружия. Не может быть сомнений в том, что использование атомного и водо родного оружия в войне принесло бы неисчислимые бедствия для народов, озна чало бы массовое уничтожение мирного населения, разрушение больших городов — центров современной промышленности, культуры н науки, в том числе старейших центров^ цивилизации, каковыми являются крупнейшие столицы государств мира. Прилагая соответствующие усилия с целыо облегчить возможность достижения соглашений по указанным важным вопро сам, Советское Правительство исходит также из того, что существуют и другие, еще неиспользованные возможности укреп ления мира. В этой связи необходимо прежде всего отмстить значение вопроса об укреплении безопасности в Европе, поскольку сохране ние мира в Европе имеет решающее зна чение для поддержания всеобщего мира и недопущения новой мировой войны. Руководствуясь этим, Советское Прави тельство на Берлинском совещании мини стров иностранных дел Франции, Англии, США н СССР внесло на рассмотрение предложение «Об обеспечении безопасно сти в Европе» и выдвинуло в связи с этим проект основ «Общеевропейского До говора о коллективной безопасности в Европе». Проект Договора предусматривает созда ние общеевропейской системы безопасно- o e p e r y j e T H на основе коллективных усилий всех * j государств Европы. Участниками Договора 1могут бьиь все европейские государства, независимо от их общественного строя, в том числе и Германия, причем впредь до объединения Германии участниками До говора могли бы быть Германская Демо кратическая Республика и Германская Федеральная Республика. В случае воору женного нападения на кого-либо пз участ- В опубликованном постановлении Цент-! пиков, Договор предусматривает оказание рального Комитета КПСС, Совета Минист- номоіци государству, подвергшемуся напа- сударств неизбежно вызывает соответст вующие мероприятия со стороны других государств, в интересах обеспечения пх безопасности. В результате возникает положение, ког да отношения между государствами осно вываются ле на стремлении к взаимному' сотрудничеству в интересах сохранения ■мира, а на таком противопоставлении од них государств другим государствам, кото рое неішежно ведет к усилению напря женности в отношениях между государст вами, и, тем самым, к усиле нию угрозы новой войны. В этой связи нельзя не считаться с тем, что как первой мировой войне, так и вто рой мировой войне предшествовало созда ние противостоящих друг другу военных группировок государств, раскол Европы на два враждебных лагеря. При этом нельзя забывать особо опасную роль германского милитаризма в таких военных группиров ках и в развязывании первой и второй мировой войны. Все это подчеркивает значение вопроса о том, чтобы политике, направленной на создание противостоящих друг другу воен ных группировок государств, была проти вопоставлена политика эффективного сот рудничества между всеми европейскими государствами в деле поддержания и у к репления мира. Такое сотрудничество меж ду всеми европейскими государствами, большими и малыми, независимо от пх важным • общественного строя, позволило бы нзбе- затрѵдне-! жать такого положения, когда Европа дению, всеми доступными средствами, включая применение вооруженной силы в целях восстановления и поддержания меж дународного мира и безопасности в Европе. р ікнм образом, проект основ Общеевро пейского Договора направлен на создание эффективной системы коллективной безо пасности в Европе в соответствии с прин ципами Устава Организации Объединен ных Нации. Создание общеевропейской системы кол лективной «безопасности положило бы ко нец образованию в Европе противопостав ленных друг другу военных группировок государств. Образование таких группиро вок неизбежно ведет к обострению отно- усиленню ров Союза ССР и Президиума Верховного Совета СССР о 300-летии воссоединения Украины с Россией указывается, что это — «выдающееся историческое событие, большой национальный праздник украин ского и русского народов п всех народов Советского Союза. ...Исторической заслугой Богдана Хмель ницкого является то, что он, выражая стремление украинского народа к тесному союзу с русским народом л возглавляя процесс складывания украинской госу дарственности, правильно понимал ее за дачи и перспективы, видел спасение у к раинского народа в его объединении с ве ликим русским народом... Широкому раз маху народного движения в освободи- j шеннй между государствами, к тельной войне и его выдающимся успехам; способствовала постоянная помощь п под-; держка русского государства и особенно народных масс России... Воссоединение Украины с Россией, несмотря на то, что во главе России стоя ли тогда царь п помещики, пмело огром ное прогрессивное значение для дальней шего политического, экономического и культурного развития украинского п рус ского народов». В настоящее время Украине принадле жит одно из виднейших мест в созвездии Советских Республик, Она стала страной могучей индустрии — угля, металла, ма шин, страной Днепрогэса и механизиро ванного Донбасса; она стала страной вы соких урожаев хлеба и сахарной свеклы; страной сплошной грамотности, высокого развития науки, искусства п литературы. К. ОСИПОВ. не юлж- периодически втягивается в опустошитель- ! ные войны, о чем свидетельствует опыт истории европейских государств за пос леднее столетие. Именно поэтому Советское Правительст во неоднократно обращало внимание Пра вительства Франции, равно как и Прави тельств Англии и США, на ту опасность, которая связана с созданием военных группировок государств. В частности, Со ветское Правительство обращало внима ние на это в связи с планами создания так называемого «Европейского оборони тельного сообщества:;, ведущими к восста новлению германского1 милитаризма, со всеми вытекающими отсюда опасными по следствиями для» дела мира в Европе, осо бенно для безопасности соседних с Запад ной Германией государств. Как известно. планы образования «Европейского оборонительного сообщества» предусматривают создание замкнутой воен ной группировки шести европейских го сударств, иод флагом которой организуется так называемая «европейская армия», со стоящая из вооруженных сил Франции, Италии, Бельгии. Голландии, Люксембурга, а также Западной Германии. Главная роль в этой «европейской армии» отводится за падногерманским вооруженным силам во главе с гитлеровскими генералами, что де лается вопреки обязательствам, взятым Францией, Англией и Соединенными Шта тами совместно с Советским Союзом, о не допущении возрождения германского ми литаризма, причем ужо в настоящее вре мя вынашиваются планы создания не скольких десятков западногерманских ди визий. Хорошо известно также, что в связи с планами организации «европейской ар мии» правящие круги Западной Германии открыто ставят своей целью ускоренное проведение ремилитаризации Западной Германии и осуществление мероприятий но созданию регулярных вооруженных сил всох родов и уже не считают нужным скрывать свои агрессивные цели в отно шении соседних государств. Миролюбивые народы Европы и в особенности соседи Западной Германии не могут поэтому не испытывать законного чувства тревоги за свою безопасность в связи с той угрозой, которую представляет возрождаемый гер манский милитаризм н вовлечение Запад ной Германии в «Европейское оборони тельное сообщество». ІІт п і ио пути возрождения германского милитаризма и создания военных груп пировок в Европе, это значит не только не содействовать укреплению мира, а, на против, вести дело к подготовке новой войны. Между тем. в настоящее время, как ни когда раньше, существует необходимость, чтобы ві'с миролюбивые государства и , в первую очередь, великие державы напра вили свои усилия на предотвращение новой войны, на то, чтобы народы Европы, в том числе германский народ, не были втянуты в новую войну, которая в пы - нешннх условиях представляет особую опасность для народов. Эта задача может быть успешно разрешена, если, вместо противопоставленных друг другу военных группировок европейских государств, в Европе будет создана система безопасно сти, основанная на совместных усилиях всех европейских государств. Создание такой системы коллективной безопасности в Европе отвечает, вместе с тем, интере сам укрепления всеобщего мира. Именно поэтому идея коллективной безопасности в Европе, особенно после Берлинского со вещания, ужо нашла активную поддерж к у со стороны ряда государств, а также ь ш и р о к и х международных кругах. При обсуждении на Берлинском сове щании советского предложения о заклю чении Общеевропейского Договора выяви лись расхождения, которые не позволили достигнуть согласованного решения. Од нако, учитывая значение достижения со ответствующего соглашения но этому важ ному вопросу, Советское Правительство считает целесообразным продолжить рас смотрение этого предложения. В связи с обсуждением советского пред ложения об обеспечении коллективной безопасности в Европе высказывались мнения о нежелательности того, чтобы Соединенные Штаты Америки оставались в стороне от Договора о коллективной безопасности в Европе. Учитывая это об стоятельство и принимая во внимание участие Соединенных Штатов в период второй мировой войны в общей борьбе против гитлеровской агрессии и ту ответ ственность, которую США, наряду с Со ветским Союзом, Францией и Англией, не сут за послевоенное урегулирование в Европе, а также считаясь с точкой зре ния, выраженной Правительством США на Берлинском совещании, Советское Прави тельство, со своей стороны, не видит пре пятствий к положительному разрешению г-спроса об участии США в «Общеевропей ском Договоре о коллективной безопасно сти в Европе». Таким образом, то затруд нение на пути к достижению соглашении по вопросу о создании системы коллектив ной безопасности в Европе, на которое укрывалось до сих пор, должно было бы отпагть. При обсуждении советского предложе ния об Общеевропейском Договоре на Бер линском совещании- затрагивался также вопрос относительно места и роли «Орга низации Северо-атлантического договора» в связи с созданием системы коллективной безопасности в Европе. При этом предста витель Франции, как и представители Англии и США, утверждал, что Северо атлантический договор носит оборонитель ный характер и не направлен против ка кого-либо государства или группы госу дарств. С такого рода заявлениями высту пают официальные представители Фран ции, как и представители США и Англии, н после Берлинского совещания, касаясь советского предложения по вопросу о соз дании общеевропейской системы коллек тивной безопасности. П о з и ц и я Советского Правительства в отношении Северо-атлантического догово ра хорошо известна. Правительство СССР не разделяло и не может разделять в на стоящее время ту точку зрения, что ука занный договор носит оборонительный ха рактер. При этом Советское Правительство исходит пз того, что Северо-атлантический договор создает замкнутую группировку государств, игнорирует задачу предотвра щения новой германской агрессин, и, по скольку из великих держав, входивших в антигитлеровскую .коалицию, в этом до говоре не участвует только СССР, Севе ро-атлантический договор не может не рассматриваться к а к агрессивный договор, направленный п р о т и в Советского Союза. Совершенно очевидно, что «Организа ция Северо-атлантического договора» мог ла бы при соответствующих условиях утратить свой агрессивный характер в том случае, если бы ее участниками ста ли все великие державы, входившие в антигитлеровскую коалицию. В соответ ствии с этим, руководствуясь неизменны ми принципами своей миролюбивой внеш ней политики и стремясь к уменьшению напряженности в международных отно шениях, Советское Правительство выра жает готовность рассмотреть совместно с заинтересованными правительствами воп рос об участии СССР в Северо-атлантиче ском договоре. Поскольку Правительство Франции, а также правительства Англии и США заяв ляют о своем стремлении к ослаблению международной напряженности, и к укреп лению мггра, то можно было бы ожидать, что они положительно отнесутся к тому, чтобы былп приняты меры в целях обес печения такого положения, при котором Северо-атлантический договор приобрел бы действительно оборонительный гарактер и создались бы условия, исключающие воз можность вовлечения той или иной части Германии в военные группировки. В этом случае «Организация Северо-атлантиче ского договора», перестала бы Сыть замк нутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения дру гих европейских стран, что, наряду с соз данием эффективной системы коллективной безопасности в Европе, пмело бы важ нейшее значение для укрепления всеобще го мира. Советское Правительство имеет в виду, что возникающие в связи с этим вопросы могли бы получить удовлетворительное для всех заинтересованных государств разрешение в интересах укрепления мира и безопасности народов. Аналогичные ноты Советским Прави тельством .направлены также Правитель- стзам Англіш и США». -Ш Ш Ш ІШ ІШ ІШ ІШ Ш - Новьые механизмы на предприятиях транспорта Из года в год улучшается техническое недавно смонтирована механически перед- оснащение железнодорожного транспорта, питающаяся кран-балка, полностью заме на предприятиях Мурманского отделения только за последний год введены в эксплоатацию десятки новых станков, различных механизмов и приспособлений, облегчающих труд работах, оОеспечп- вающих повышение производительности пруда, экономию средств и материалов, улучшение качества выпускаемой продук ции. Так, в Мурманском вагонном депо сей час с успехом применяется новый шеечно накатный станок «Рафамет», обеспечив- шпіі резкое ускорение 'технологического процесса и высокое качество обработки шеек колесных иар. В колесном цехе депо лившая раоочих, занятых перькаткой ко лесных пар. Новые приборы — «металлизаторы» получили коллективы Кандалакшского па ровозного и электровозного допо. С по мощью этих приборов можно снова вводить в строй сильно изношенные детали и ин струмент, что дает большую экономию средств. Обеспечить четкое п безопасное продви жение поездов — в этом заключается глав ная задача железнодорожников. Решать эту задачу людям та кисе помогают различные механизмы. Особенно широко применяются они яа заполярном электрифициро ванном участке Кировской На тяговых подстанциях эксплоатацию новые, более удобные в работе ртутные магистрали, введены в мощные и выпрямители, обеспечивающие безаварийную работу энергосети. В Кандалакшском электровоз ном депо освоен магнитный дефектоскоп для проверки венцов зубчатых передач. Девять линейных станций отделения дополнительно оборудованы маршрутно контрольными устройствами, способствую щими безопасному пропуску поездоз по станциям. Техническая оснащенность предприятий непрерывно растет Это создает условия для дальнейшего улучшения работы транс порта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz