Полярная правда. 1953, январь.
2 <• I П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 2 2 (7436 ) 2 7 января 1 9 5 3 г. В помощь изучающим марксистско-ленинскую философию ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАК НАУКА О Р А З В И Т И Я О Б Щ Е С Т В А $ ) 1 . Оцгн к з источников сготы жарксист- «ао-ленинскоіі партии состоит и том, что ее деятельность опирается на знание -объективных, законов развития общества, на теорию исторического материализма. Исторический материализм дает силу ориентировки, возможность видеть внут реннюю связь явлений, раскрывать смысл происходящих событий, предвидеть даль нейший ход общественного развития. В отличие от всех других обществен ных наук исторический материализм изучает не ту или иную сторону общест венной жизни, не тот или иной вид об щественных явлений н отношений, а об; щество в целом, общие законы его раз вития. В своем классическом труде «О диалек тическом и историческом материализме» И. В. Сталин пишет: «Исторический ма териализм есть распространение положе ний іиалектическлго материализма на изучение общественной жизни, примене ние положений диалектического материа лизма к явлениям жизни общества, к .изучению общества, к изучению истории общества» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 535). В этой замечательной формуле раскры ваются и предмет исторического материа лизма, и единство, неразрывная связь диалектического и исторического мате риализма. Иногда ставят вопрос та к: является ли „ исторический материализм научной тео рией или это только- метод? Это непра вильная постановка вопроса. Историче ский материализм является одновременно я методом и научной материалистической теорией о закономерностях развития об щества, наукой, объясняющей историю общества, смену одной общественно-эко номической Формалин другой Формацией. Эта теория дает объяснение связи между всеми социальными явлениями: экономи ческими, политическими. идеологиче скими. Исторический материализм дает един ственно правильное, материалистическое объяснение внутренней связи, взаимодей ствия производительных сил и производ ственных отношений. материалистнчч скую теорию базиса и надстройки, тео рию классовой борьбы и государства, тео рию социальной ' революции, тео рию развития общественного сознания. ’Вместе с тем исторический материализм является и научным диалектическим ме тодом познания общественных явлений, методом практической деятельности марксистской партии. Он потому являет ся единственно правильным методом по знания и общественной деятельности, что дает научное отражение объективных за конов развития общества. В трудах Марк са и Энгельса, Ленина и Сталина мате риалистическая теория и марксистский диалектический метод выступают в нераз рывном единстве. Подобно тому, как диалектический ма териализм есть едингтво материалистиче ской теории и марксистского диалектиче ского метода, так и исторический мате риализм есть ч материалистическая теория общества и метод его познания. Исторический материализм является научной теорией и методом для всех об щественных наук: политической эконо мии, юридических наук, истории, искус ствоведения, языкознания и т. д. Уче ный, политический деятель, если он не вооружен марксистской теорией, марк систским методом исследования, хотя бы он знал необозримое количество фактов, не в состоянии разобраться в них, попить их внутреннюю связь. Чтобы понять смысл происходящих событии, необходимо вооружиться научным методом. Такой ме тод познания общественных явлений да ет только исторический материализм. Но исторический материализм не есть, только метод изучения явлений. Он од новременно есть и метод революционного действия. Величие наших гениальных вождей Ленина и Сталина состоит в том, что они в своей деятельности всегда ру ководствовались марксистской теорией и марксистским научным методом, что по литику Коммунистической партии, ее стратегию и тактику они определяют в Профессор Ф. КОНСТАНТИНОВ + I I I . Возникновение исторического материа лизма подтверждает положение о законо мерности всех общественных явлении, в частности о закономерности возникнове ния общественных теорий. Необходимыми предпосылками возникновения историче ского материализма, как и марксизма r целом, явились обострение противоречий капитализма и выход на историческую арену рабочего класса. Марксизм не мог возникнуть в другую эпоху, например, в средние века. В докапиталистическую эпоху классовые отношения были скрыты под покровом сословных отношений. В условиях капитализма общество все бо лее резко раскалывается на два больших класса — пролетариат и буржуазию. Это явилось важнейшей предпосылкой воз никновения исторического материализма.- Исторический материализм, как науку о законах развития общества, могли со здать и создали идеологи класса, заинте ресованного в уничтожении эксплуата ции человека человеком, последовательно, до конца революционного класса,- каким является рабочий класс. Маркс и Энгельс, создавая исторический материализм, преодолели ограниченность старого, мета физического материализма. Они достроили материализм доверху, ка к выразился Ленин, т. е. распространили его на по знание общества. Создание исторического материализма — это величайший науч ный подвиг классиков марксизма. Суть великого открытия Маркса сфор_- мулировал Энгельс в своей знаменитой речи на могиле Маркса: прежде чем за ниматься^ политикой, наукой, искусством, соответствии с объективными законами j люди должны есть, пить, одеваться, а развития общества, открываемыми исто рическим материализмом и политической экономией. Исторический материализм является пе только орудием объяснения развития об щества, но и орудием революционного пре образования мира, орудием борьбы за коммунизм. Товарищ Сталин определяет исторический материализм как научно- историческую основу коммунизма. Истори ческий материализм является теоретиче ским обоснованием неизбежной гибели капитализма и победы коммунизма. а . Исторический материализм создан Марксом и Энгельсом в 40-х годах XIX •столетия. Свое дальнейшее развитие он получил в трудах Ленина и Сталина.. Возникновение исторического материализ ма знаменовало собой величайший рево люционный переворот в науке об обще стве. Человечество прошло длительный путь развития от первобытного общества до со циализма. от каменного топора до совре менных исполинских машин, приводимыі в движение силой электричества, от пер- івых проблесков сознания первобытного человека до современной марксистско- ленинской науки и философии. Что было движущей силой этого поступательного движения общества от низших Форм к высшим? На этот вопрос идеалисты от вечают, что развитие общества опреде ляется развитием сознания, разума. До Маркса и Энгельса господствовало іидеалпстпческое понимание истории об щества. Это значит, что зее явления об щественной жизни объяснялись сознани ем людей, их идеями. Разум, мнения пра вят миром — такова формула идеализма. Субъективные идеалисты считали, что іразум отдельных личностей — правите лей государства, законодателей, полко водцев — определяет ход общественного развития. Объективные идеалисты гово рили, что ход всемирной истории опреде ляется не разумом отдельных личностей, а мировым разумом, абсолютной идеей, т . е. богом. Так или иначе все идеалисты объясняют общественную жизнь сознани ем, ищут причины развития общества в идеях. Общественная жизнь, история об щества определяются общественным со знанием — вот суть идеализма. В действительности история общества есть объективный процесс, определяю щийся действием объективных законов, не зависящих от сознания и воли людей. Передовая общественная наука должна объяснить, почему в одну эпоху господ ствуют одни общественные идеи, а в дру гую — другие? Почему в одну и ту же . эпоху разные классы думают nfl-разному, имеют противоположные интересы, пели, -взгляды, принципы? Почему в дворпах богачей, помещиков и капиталистов мыс лят иначе, чем в хил:инах бедняков? По чему господа морганы. рокфеллеры, дю- лоны, Трумэны, Эйзенхауэры, ачесоны, даллесы хотят войны и стремятся раз жечь новую мировую войну, а народные массы хотят мира и борются за мир? Идеализм не может дать правильного от вета на эти соиросы, а они являются ре шающими для науки об обществе. На все эти вопросы дает научно обоснованный ответ только марксизм. Различие идей, взглядов, учит исторический материа лизм, обусловливается различием усло вий материальной жизни общества. Со знание людей отражает условия матери альной жизни общества. Вместе с измене- ' нпем этих условий изменяется и обще ственное сознание: политические, право вые, моральные, религиозные, философ ские и другие взгляды людей. Различные материальные интересы лю дей п различное сознание вытекают из производства, из классообщественного вых различий. Различие между идеализмом и мате риализмом состоит вовсе не в том, что идеализм признает, а материализм будто бы отрицает значение общественных идей, сознания в истории. Исторический материализм не только не отрицает, но подчеркивает великую роль передовых идей в развитии общества. Это различие прежде всего в том, что исторический материализм вскрывает материальные основы происхождения и изменения об щественных идей, теорий, а идеализм, сосредоточивая все внимание на идеях, на сознательных мотивах исторической деятельности людей, не в состоянии объяснить источника, корней этих моти вов и действительной роли идей в разви тии общества. Идеализм останавливается на поверхности изучаемой общественной жизни. Идеалисты видят лишь то, что' бросается в глаза, они видят сознатель ные мотивы деятельности людей, но не могут и не хотят вскрыть, чем же опре деляются эти мотивы. А они коренятся в основании общества, в условиях мате риальной жизни, в экономике. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в исто рии установили источник происхождения общественных идей, взглядов и учрежде ний, нашли коренные движущие силы истории. Они открыли великий закон общественной жизни, развития общества. Производство пиши, одежды, жилищ и других материальных благ есть жизнен ная основа и исходный пункт развития общества. Без производства нет человече ского общества. Общественные отношения складываются между людьми в процессе производства — экономические отноше ния образуют основу всей их социаль ной. политической и духовной жизни. Коренной порок всякого идеализма — отрицание объективной закономерности общественной жизни, истории общества. С точки зрения идеализма история есть хаос разрозненных событий, случайных действий людей, ошибок и заблуждений. Но наука — враг случайности. За слу чайными. единичными явлениями она вскрывает необходимую связь, эа кажу щимся хаосом событий — глубокую внутреннюю взаимообусловленность, т. е. закономерность. Исторический материа лизм впервые открыл подлинные объек тивные законы развития общества и по ставил изучение истории общества на научную основу. Далее, идеализм отрицает роль народ ных масс в истории и сводит историю к деятельности отдельных личностей: ца рей, полководцев, правителей, героев- одиночек. В противоположность идеализ му исторический материализм обращает внимание прежде всего на деятельность народных масс, как главных творцов истории, вскрывает условия жизни об щественных классов, выступающих на исторической арене, показывает их борь бу как движущую силу в антагонистиче ском обществе. Маркс к Энгельс для этого они должны заниматься мате риальным производством. Общественное производство материальных благ состав ляет жизненную основу всякого общест ва, способ производства определяет струк туру общества, его общественные идеи и учреждения. Изменение способа произ водства обусловливает изменение всего общества, его щей, политических, право вых н иных учреждений. Как всякое великое открытие, оно поразительно про сто. Но нужен был гений Маркса,^ чтобы открыть основной закон всемирной исто рии об определяющей роли способа про изводства в развитии общества. ‘ Товарищ Сталин, формулируя основное положение исторического материализма, пишет: «ключ к изучению законов исто рии общества нужно искать не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства, практикуемом обществом в каждый данный историче ский период, — в экономике общества» (Вопросы ленинизма, стр. 552). Доказав, что в общественной жизни определяющими являются отношения ма териальные, т. е. экономические, произ водственные, Маркс и Энгельс смогли раскрыть закономерности общественного развития, понять ход истории как строго закономерный, необходимый процесс. Смена общественных формаций и раз витие каждой из них определяются объективными законами. Как законы природы, открываемые естествознанием, так и законы развития общества, откры ваемые общественной наукой, отражают процессы, происходящие независимо от воли людей. Эти законы не только не за висят от воли и сознания людей, но оп ределяют эту волю и сознание. Реакцион ные классы, действующие наперекор этим законам, терпят неизбежно крах. Например, немецкая империалистическая буржуазия и ее цепные псы — гитле ровцы, начиная вторую мировую войну, ставили себе цель: разбить пашу страну — Родину социализма, подавить рабочее движение и установить фашистские по рядки в Европе, завоевать мировое гос подство. Вдохновители и пособники гит леровской агрессии — американские п английские империалисты не жалели средств для возрождения военной про мышленности Германии. Они ставили се бе цель — руками гитлеровской Герма нии разбить страну социализма, ослабить своих конкурентов' — Германию и Япо нию п самим прийти к мировому господ ству. Таковы былп цели и планы импе риалистической реакции. Она хотела по вернуть колесо истории вспять. А чем все это кончилось? Кончилось победой Советского Союза, разгромом не мецкой и японской фашистской тирании. Социалистическая держава в результате войны не только не ослабла, но стала еще более могущественной и несокруши мой. А от системы империализма отпал целый ряд стран в Европе и Азии. Выходит, что в истории действуют си лы более могущественные, чем действия, планы и воля реакционных классов и пх правительств. Об этом не мешало бы знать поджигателям новой мировой вой ны, претендентам на мировое господство. Как ни противятся реакционные клас сы и их правительства действию объек тивных исторических законов, как ни стремятся повернуть колесо истории вспять, они бессильны это сделать, по тому что их намерения и планы проти воречат законам истории, а законы истории отменить нельзя. Передовые классы потому достигают желаемых целей, что эти классы дейст- подвергли идеализм I V . , Исторический материализм учит, ч то , скне законы имеют силу для всех обще- особенностеи их общественного бытия, из всесторонней и уничтожающей критике, существуют законы общие, свойственные ственных Формаций: первобытного обще различного положения людей в системе і Только в результате революционной крп- всякому обществу, и законы особые, свой- ства. рабовладельческого общества, феода- тикн и преодоления идеализма можно ственные некоторым или только одной лизма. вуют в соответствии ё объективными законами развития общества, что их стремления отражают потребности разви тия материальной жизни общества, совпа дают с тенденциями исторического раз вития. Законы пауки, будь то законы приро ды или общества, выражают существен ные отношения между явлениями, т. е. такие отношения, которые с необходи мостью вытекают нз внутренней природы явлений. Так, капиталистически^ эконо мический базис общестра с необходи мостью порождает капиталистическую надстройку, т. е. буржуазные политиче ские, правовые, эстетические, религиоз ные, философские идеи и соответствую щие им учреждения. Чем объяснить, что буржуазия в пору своей молодости демагогически проповедо вала идеи либерализма, свободы, человеко любия, демократии, а в наше время выбро сила за борт идеи либерализма, демокра тии, свободы? Это произошло не случайно. Дело в том. что восходящая линия разви тия капитализма сменилась нисходящей. Крайне обострившиеся противоречия капи тализма в период империализма и превра щение буржуазии в класс реакционный с необходимостью породили реакционные идеи. Законы общества и законы природы су ществуют независимо от сознания. Has указывает товарищ Сталин, отменить, ликвидировать, преобразовать законы раз вития природы и общества нельзя. Но лю дп могут открыть, познать эти законы и, опираясь на них, использовать их в инте ресах общества. «Говорят, — указывает товарищ Сталин, — что экономические законы носят сти хийный характер, что действия этих за конов являются неотвратимыми, что обще ство бессильно перед ними. Это неверно. Это — фетишизация законов, отдача себя в рабство законам. Доказано, что общество не бессильно перед лицом законов, что об щество может, познав экономические за коны и опираясь на них, ограничить сфе ру их действия, использовать их в инте ресах общества и «оседлать» их, как это имеет место в отношении сил природы и их законов...» («Экономические проблемы социализма в СССР», стр. 6 ). Люди и только люди делают историю. Но они делают ее не как им заблагорассу дится. а на основе исторической необхо димости, обусловливающей их действия. Однако для хода истории, для ускорения и успеха тех или иных событий не безраз лично, сознают люди смысл и объектив ное значение того, что они делают, пли не сознают, организованы они или не ор ганизованы. сплочены они или разрозне ны. Какое значение имеет социалистиче ская сознательность и классовая органи зованность трудящихся для хода истории, видно на примере положения рабочего класса России, который под руководством Коммунистической партии повел за собой трудящееся крестьянство, взял власть в своп руки, создал могучее Советское госу дарство и построил социализм. Признание объективной закономерности хода истории не только не исключает ро ли идей, сознательной деятельности людей, а наоборот: сознательная деятельность имеет тем большее значение для истории, чем лучше, глубже и точнее сознание лю дей отражает историческую необходимость, закономерность. Передовой класс современ ности — рабочий класс в познании объек тивных законов общественного развития черпает уверенность в неизбежности побе ды коммунизма. Зная, что социализм не пустая мечта, а историческая необходи мость, рабочий класс и его партия дейст вуют уверенно и решительно, без колеба ний. и сила рабочего класса от этого уве личивается во стократ. Непобедимая сила политики партии Ленина — Сталина зак лючается в том, что Эта политика выра жает интересы трудящихся масс, опи рается на познанные объективные законы развития общества, отличается силой пред видения хода событий. Современные войны порождаются капи талистическим строем, они вытекают нз действия закона неравномерности экономи ческого и политического развития капи талистических стран в эпоху империализ ма, из действия основного экономического закона современного капитализма. Чтобы в корне уничтожить войны, нужно уничто жить капиталистический строй. Однако и в условиях капитализма народные массы своей организованной борьбой за мир мо гут сорвать планы поджигателей войны. Характеризуя соотношение между при знанием объективных законов развития общества и признанием значения созна тельной деятельности передовых классов, В. И. Ленин писал: «Марксизм отличает ся от всех других социалистических тео рий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективно го положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным призна нием значения революционной энергии, ре волюционного творчества, революционной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих иащупать и реализо вать связь с темн пли иными классами» (Соч., т. 13, стр. 21 — 22). коны классовой борьбы существуют и дей ствуют тогда, когда общество расколото на антагонистические классы. А есть за коны. которые свойственны только дан ной формации. Товарищ Сталин учит: «Различные общественные формации в своём экономическом развитии подчиняют ся не только своим специфическим эко номическим законам, но и тем экономи ческим законам, которые общи для всех формаций, например, таким законам, как закон об единстве производительных сил и производственных отношений в едином об щественном производстве, закон об отно шениях между производительными силами и производственными отношениями в про цессе развития всех общественных форма ций. Стало быть, общественные формации не только отделены друг от друга своими специфическими законами, но и связаны друг с другом общими для всех формаций экономическими законами» («Экономиче ские проблемы социализма в СССР», стр. 71). Закон об определяющей роли обществен ного бытия по отношению к обществен ному сознанию присущ всем ступеням развития общества. К числу таких же об щих законов относится положение об оп ределяющей роли способа производства в развитии общества: каков способ произ водства материальных благ, такова н структура общества, таковы и его идеи и учреждения. Изменение способа производства неиз бежно приводит к изменению общественно го с т р о я . Это один нз основных обще ственных законов. Практический вывод из этого для деятельности марксистской партии состоит в том. что она должна ов ладеть экономическими законами, если зта партия не хочет блуждать в потемках, если она хочет вести научно обоснован ную политику и управлять ходом собы тий. Во всех обществах действует закон об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке. Базис, как совокупность производственных отноше ний, определяет собой надстройку —ч . политические, правовые, религиозные, »ѵ художественные, философские взгляды и, соответствующие им учреждения. Баков базис, такова и надстройка данного обще ства. Изменение базиса .неизбежно приво дит, рано или • поздно, к изменению над стройки. Ликвидация данного базиез ведет в ликвидации соответствующей ему над стройки. Марксизм-ленинизм, устанавли вав зависимость надстройки от базиса, вместе с тем учит, что надстройка играет величайшую активную роль в формирова нии и развитии своего базиса. Б числу общих экономических законов, действующих во всех общественных фор мациях. относится закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Экономический закон обязательного со* ответствия производственных отношений ' характеру производительных сил давно пробивает себе дорогу в капиталистиче ских странах. Чтобы этот закон мог про ложить себе дорогу, надо преодолеть соп ротивление буржуазии, давно уже став шей реакционной силой. Для этого нужны передовые общественные силы, которые могли бы преодолеть действие реакцион ных сил и пробить дорогу закону обяза тельного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Такая сила нашла-ь в России в 1917 году в виде союза рабочего класса с трудящимся крестьянством. Эта сила проложила дорогу указанному закону: ка питалистические производственные отно шения были уничтожены, вместо них соз даны социалистические производственные отношения, соответствующие характеру современных производительных сил. Общим законом для всех антагонисти ческих формаций общества является со циальная. политическая революция. Рево люционный переход от одной обществен ной формации в другой вызывается кон фликтом производительных сил со стары ми, отживающими производственными от ношениями. I V . Материалистическое учение о законо- Под знаком этой варварской теории они мерности истории внушает буржуазии и ее прислужникам — правым социалистам страх и ужас, потому что из этого поло жения вытекает вывод о неизбежной ги бели капитализма. Поэтому идеологи бур жуазии оспаривают закономерность исто рического процесса, отрицают объектив ные законы истории. Раз законы истории против нее, — долой эти законы! Раз об щественная наука учит о неминуемой ги бели капитализма и торжестве социализ ма. — долой общественную науку, да здравствует мракобесие! Таков реакцион ный смысл идеалистических взглядов сов ременной буржуазии на общество. Б числу таких теорий относится, на пример, мальтузианство, возникшее в на чале XIX столетия. Современная буржуазия вновь подняла знамя мальтузианства, что бы оправдать бедствия трудящихся. Бур жуазные социологи и экономисты напи сали сотни книг, в которых пытаются до казать. что все бедствия народных масс проистекают оттого, что на земле будто бы слишком много людей, что существует будто бы абсолютное перенаселение. Во жаки и идеологи буржуазии проповедуют этот вздор, потому что они хотят снять ответственность за бедствия народа с экс плуататорских классов и перенести ответ ственность на природу, а заодно оправ дать разбойничьи войны как средство уничтожения населения, которое они объ являют «избыточным». Эта лживая тео рия была опровергнута еще Марксом. В наше время она опровергается всей жизнью социалистического общества. В Советском Союзе нет лишних людей. Не может быть лишних людей и на всем земном шаре, ибо производительные силы современного общества вполне могут обеспечить всех людей средствами к жизни, но капитали стический строй, интересы империалистов мешают этому. Буржуазия поставила себе па службу также расистскую теорию, т. е. лжеуче ние, которое делит народы на «высшие» и «низшие» расы и нацпи. Расисты ут верждают, что основой и движущей си лой истории является «борьба рас и на ций». На эту антинаучную теорию опи рались гитлеровцы. Сейчас эту дикую и человеконенавистническую теорию уси ленно проповедуют империалисты США и Англин. Под знаменем апгло-саксонского расизма империалисты США и Англии ве дут подготовку к новой мировой войне. ведут разбойничьи войны в Корее и Ма лайе. Расистская теория давно разоблачена марксизмом и опровергнута всем ходом истории. История показывает, что все на роды, все расы и нации одинаково спо собны к историческому и культурному ... творчеству. Народы Азии и Африки со з -^ дали высокую культуру в те времена^ когда жители Европы еще находились на уровне первобытной дикости . В Советском Союзе люди разных рас и наций на раз ных языках создают самую высокую, со циалистическую культуру. Буржуазные идеологи противопостав ляют историческому материализму так на зываемую геополитику. Теория «геополи тиков» — это помесь расизма и географи ческого объяснения истории и политики государств. Идеологи этой реакционной школы пытаются оправдать американский империализм и его бредовые планы завое вания мирового господства, «обосновы вать» их географическим положением США. так же, как гитлеровцы в свое вре мя стремились обосновывать свою разбой ничью политику требованиями «жизнен- * ного пространства» для германского импе риализма. На самом деле источник политики госу- • дарств. общественных классов кроется в * экономике. В нашу эпоху империалисти ческая политика капиталистических госу дарств находит свое объяснение в приро де_ монополистического капитализма, в действии основного экономического закона современного капитализма. Географические Факторы слѵжат для н а л о го в империали стической буржуазии США прикрытием е-ѳ подлинных грязных и разбойничьих це лей — ограбления и эксплуатации своего народа и нзродов других стран. Товарищ Сталин в своем гениальном труде «Экономические проблемы социализ ма в СССР», открыв основной экононнче- • ский закон современного капитализма, с новой силой разоблачил реакционную, за хватническую политику империалистиче ских государств. Вместе с тем товарищ Сталин нанес сокрушительный удар по реакционным буржуазным теориям, слу жащим прикрытием и «обоснованием» са мой подлой, самой разбойничьей, гнус ной полттпси аметтткап^клго ттерилли з- ма — злейшего врага свободолюбивых на родов. * * * капитализма, коммунистического Маркс и Энгельс, создавая науку об обществе — исторический материализм, опирались на опыт предшествующей исто пил и события современной им эпохи. Весь последующий ход общественного раз вития целиком подтвердил истинность истлппческого материализма. Великая заслуга Ленина и Сталина со стоит в том, что они, обобщив опыт новой эпохи, творчески развили исторический материализм дальше, обогатив его новыми положениями и открытиями. Ленин и Сталин подняли марксистскую науку об обществе — исторический мате риализм на новую, высшую ступень. С именем товарища Сталина связан новый этап в развитии марксистской философии, в развитии йсторпческого материализма. Особое значение, имеют такие труды товарища Сталина, как «0 диалектиче ском и историческом материализме», «Об основах ленинизма», «Марксизм и вопро- ) Сокращенная стенограмма иек-1 было создать подлинную науку о законах : общественно-экономической формации. Об- ! общества. Есть законы, действующие толь- сы языкознания», «Экономические пробле щ и , прочитанной в лектории МГУ . оощественного развития. Іщие пли так называемые соцпологдчс-! ко в некоторых формациях. Например, з а -! мы социализма в СССР». В х гениальном труде товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» дано научное обоснование объек тивного характера законов развития об щества, открыт основной экономический закон современного капитализма, раскры ты экономические законы развития социа листического общества, указаны условия н пути •постепенного перехода от социа лизма к коммунизму. Труд товарища Сталина нанес сокрушительный удар по волюнтаризму и фатализму в экономиче ской науке. Этот труд товарища Сталина знаменует собой новую, высшую ступень вазвития экономической науки и истори ческого материализма. Он идейно воору жает Коммунистическую партию, совет ский народ на борьбу за торжество ком мунизма. он вдохновляет братские комму нистические и рабочие партии на борьбу за победу демократии и социализма во всем мире.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz