Полярная правда. 1953, январь.

2 <• I П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 2 2 (7436 ) 2 7 января 1 9 5 3 г. В помощь изучающим марксистско-ленинскую философию ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАК НАУКА О Р А З В И Т И Я О Б Щ Е С Т В А $ ) 1 . Оцгн к з источников сготы жарксист- «ао-ленинскоіі партии состоит и том, что ее деятельность опирается на знание -объективных, законов развития общества, на теорию исторического материализма. Исторический материализм дает силу ориентировки, возможность видеть внут­ реннюю связь явлений, раскрывать смысл происходящих событий, предвидеть даль­ нейший ход общественного развития. В отличие от всех других обществен­ ных наук исторический материализм изучает не ту или иную сторону общест­ венной жизни, не тот или иной вид об­ щественных явлений н отношений, а об; щество в целом, общие законы его раз­ вития. В своем классическом труде «О диалек­ тическом и историческом материализме» И. В. Сталин пишет: «Исторический ма­ териализм есть распространение положе­ ний іиалектическлго материализма на изучение общественной жизни, примене­ ние положений диалектического материа­ лизма к явлениям жизни общества, к .изучению общества, к изучению истории общества» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 535). В этой замечательной формуле раскры­ ваются и предмет исторического материа­ лизма, и единство, неразрывная связь диалектического и исторического мате­ риализма. Иногда ставят вопрос та к: является ли „ исторический материализм научной тео­ рией или это только- метод? Это непра­ вильная постановка вопроса. Историче­ ский материализм является одновременно я методом и научной материалистической теорией о закономерностях развития об­ щества, наукой, объясняющей историю общества, смену одной общественно-эко­ номической Формалин другой Формацией. Эта теория дает объяснение связи между всеми социальными явлениями: экономи­ ческими, политическими. идеологиче­ скими. Исторический материализм дает един­ ственно правильное, материалистическое объяснение внутренней связи, взаимодей­ ствия производительных сил и производ­ ственных отношений. материалистнчч скую теорию базиса и надстройки, тео­ рию классовой борьбы и государства, тео­ рию социальной ' революции, тео­ рию развития общественного сознания. ’Вместе с тем исторический материализм является и научным диалектическим ме­ тодом познания общественных явлений, методом практической деятельности марксистской партии. Он потому являет­ ся единственно правильным методом по­ знания и общественной деятельности, что дает научное отражение объективных за­ конов развития общества. В трудах Марк­ са и Энгельса, Ленина и Сталина мате­ риалистическая теория и марксистский диалектический метод выступают в нераз­ рывном единстве. Подобно тому, как диалектический ма­ териализм есть едингтво материалистиче­ ской теории и марксистского диалектиче­ ского метода, так и исторический мате­ риализм есть ч материалистическая теория общества и метод его познания. Исторический материализм является научной теорией и методом для всех об­ щественных наук: политической эконо­ мии, юридических наук, истории, искус­ ствоведения, языкознания и т. д. Уче­ ный, политический деятель, если он не вооружен марксистской теорией, марк­ систским методом исследования, хотя бы он знал необозримое количество фактов, не в состоянии разобраться в них, попить их внутреннюю связь. Чтобы понять смысл происходящих событии, необходимо вооружиться научным методом. Такой ме­ тод познания общественных явлений да­ ет только исторический материализм. Но исторический материализм не есть, только метод изучения явлений. Он од­ новременно есть и метод революционного действия. Величие наших гениальных вождей Ленина и Сталина состоит в том, что они в своей деятельности всегда ру­ ководствовались марксистской теорией и марксистским научным методом, что по­ литику Коммунистической партии, ее стратегию и тактику они определяют в Профессор Ф. КОНСТАНТИНОВ + I I I . Возникновение исторического материа­ лизма подтверждает положение о законо­ мерности всех общественных явлении, в частности о закономерности возникнове­ ния общественных теорий. Необходимыми предпосылками возникновения историче­ ского материализма, как и марксизма r целом, явились обострение противоречий капитализма и выход на историческую арену рабочего класса. Марксизм не мог возникнуть в другую эпоху, например, в средние века. В докапиталистическую эпоху классовые отношения были скрыты под покровом сословных отношений. В условиях капитализма общество все бо­ лее резко раскалывается на два больших класса — пролетариат и буржуазию. Это явилось важнейшей предпосылкой воз­ никновения исторического материализма.- Исторический материализм, как науку о законах развития общества, могли со­ здать и создали идеологи класса, заинте­ ресованного в уничтожении эксплуата­ ции человека человеком, последовательно, до конца революционного класса,- каким является рабочий класс. Маркс и Энгельс, создавая исторический материализм, преодолели ограниченность старого, мета­ физического материализма. Они достроили материализм доверху, ка к выразился Ленин, т. е. распространили его на по­ знание общества. Создание исторического материализма — это величайший науч­ ный подвиг классиков марксизма. Суть великого открытия Маркса сфор_- мулировал Энгельс в своей знаменитой речи на могиле Маркса: прежде чем за­ ниматься^ политикой, наукой, искусством, соответствии с объективными законами j люди должны есть, пить, одеваться, а развития общества, открываемыми исто­ рическим материализмом и политической экономией. Исторический материализм является пе только орудием объяснения развития об­ щества, но и орудием революционного пре­ образования мира, орудием борьбы за коммунизм. Товарищ Сталин определяет исторический материализм как научно- историческую основу коммунизма. Истори­ ческий материализм является теоретиче­ ским обоснованием неизбежной гибели капитализма и победы коммунизма. а . Исторический материализм создан Марксом и Энгельсом в 40-х годах XIX •столетия. Свое дальнейшее развитие он получил в трудах Ленина и Сталина.. Возникновение исторического материализ­ ма знаменовало собой величайший рево­ люционный переворот в науке об обще­ стве. Человечество прошло длительный путь развития от первобытного общества до со­ циализма. от каменного топора до совре­ менных исполинских машин, приводимыі в движение силой электричества, от пер- івых проблесков сознания первобытного человека до современной марксистско- ленинской науки и философии. Что было движущей силой этого поступательного движения общества от низших Форм к высшим? На этот вопрос идеалисты от­ вечают, что развитие общества опреде­ ляется развитием сознания, разума. До Маркса и Энгельса господствовало іидеалпстпческое понимание истории об­ щества. Это значит, что зее явления об­ щественной жизни объяснялись сознани­ ем людей, их идеями. Разум, мнения пра­ вят миром — такова формула идеализма. Субъективные идеалисты считали, что іразум отдельных личностей — правите­ лей государства, законодателей, полко­ водцев — определяет ход общественного развития. Объективные идеалисты гово­ рили, что ход всемирной истории опреде­ ляется не разумом отдельных личностей, а мировым разумом, абсолютной идеей, т . е. богом. Так или иначе все идеалисты объясняют общественную жизнь сознани­ ем, ищут причины развития общества в идеях. Общественная жизнь, история об­ щества определяются общественным со­ знанием — вот суть идеализма. В действительности история общества есть объективный процесс, определяю­ щийся действием объективных законов, не зависящих от сознания и воли людей. Передовая общественная наука должна объяснить, почему в одну эпоху господ­ ствуют одни общественные идеи, а в дру­ гую — другие? Почему в одну и ту же . эпоху разные классы думают nfl-разному, имеют противоположные интересы, пели, -взгляды, принципы? Почему в дворпах богачей, помещиков и капиталистов мыс­ лят иначе, чем в хил:инах бедняков? По­ чему господа морганы. рокфеллеры, дю- лоны, Трумэны, Эйзенхауэры, ачесоны, даллесы хотят войны и стремятся раз­ жечь новую мировую войну, а народные массы хотят мира и борются за мир? Идеализм не может дать правильного от­ вета на эти соиросы, а они являются ре­ шающими для науки об обществе. На все эти вопросы дает научно обоснованный ответ только марксизм. Различие идей, взглядов, учит исторический материа­ лизм, обусловливается различием усло­ вий материальной жизни общества. Со­ знание людей отражает условия матери­ альной жизни общества. Вместе с измене- ' нпем этих условий изменяется и обще­ ственное сознание: политические, право­ вые, моральные, религиозные, философ­ ские и другие взгляды людей. Различные материальные интересы лю­ дей п различное сознание вытекают из производства, из классообщественного вых различий. Различие между идеализмом и мате­ риализмом состоит вовсе не в том, что идеализм признает, а материализм будто бы отрицает значение общественных идей, сознания в истории. Исторический материализм не только не отрицает, но подчеркивает великую роль передовых идей в развитии общества. Это различие прежде всего в том, что исторический материализм вскрывает материальные основы происхождения и изменения об­ щественных идей, теорий, а идеализм, сосредоточивая все внимание на идеях, на сознательных мотивах исторической деятельности людей, не в состоянии объяснить источника, корней этих моти­ вов и действительной роли идей в разви­ тии общества. Идеализм останавливается на поверхности изучаемой общественной жизни. Идеалисты видят лишь то, что' бросается в глаза, они видят сознатель­ ные мотивы деятельности людей, но не могут и не хотят вскрыть, чем же опре­ деляются эти мотивы. А они коренятся в основании общества, в условиях мате­ риальной жизни, в экономике. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в исто­ рии установили источник происхождения общественных идей, взглядов и учрежде­ ний, нашли коренные движущие силы истории. Они открыли великий закон общественной жизни, развития общества. Производство пиши, одежды, жилищ и других материальных благ есть жизнен­ ная основа и исходный пункт развития общества. Без производства нет человече­ ского общества. Общественные отношения складываются между людьми в процессе производства — экономические отноше­ ния образуют основу всей их социаль­ ной. политической и духовной жизни. Коренной порок всякого идеализма — отрицание объективной закономерности общественной жизни, истории общества. С точки зрения идеализма история есть хаос разрозненных событий, случайных действий людей, ошибок и заблуждений. Но наука — враг случайности. За слу­ чайными. единичными явлениями она вскрывает необходимую связь, эа кажу­ щимся хаосом событий — глубокую внутреннюю взаимообусловленность, т. е. закономерность. Исторический материа­ лизм впервые открыл подлинные объек­ тивные законы развития общества и по­ ставил изучение истории общества на научную основу. Далее, идеализм отрицает роль народ­ ных масс в истории и сводит историю к деятельности отдельных личностей: ца­ рей, полководцев, правителей, героев- одиночек. В противоположность идеализ­ му исторический материализм обращает внимание прежде всего на деятельность народных масс, как главных творцов истории, вскрывает условия жизни об­ щественных классов, выступающих на исторической арене, показывает их борь­ бу как движущую силу в антагонистиче­ ском обществе. Маркс к Энгельс для этого они должны заниматься мате­ риальным производством. Общественное производство материальных благ состав­ ляет жизненную основу всякого общест­ ва, способ производства определяет струк­ туру общества, его общественные идеи и учреждения. Изменение способа произ­ водства обусловливает изменение всего общества, его щей, политических, право­ вых н иных учреждений. Как всякое великое открытие, оно поразительно про­ сто. Но нужен был гений Маркса,^ чтобы открыть основной закон всемирной исто­ рии об определяющей роли способа про­ изводства в развитии общества. ‘ Товарищ Сталин, формулируя основное положение исторического материализма, пишет: «ключ к изучению законов исто­ рии общества нужно искать не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства, практикуемом обществом в каждый данный историче­ ский период, — в экономике общества» (Вопросы ленинизма, стр. 552). Доказав, что в общественной жизни определяющими являются отношения ма­ териальные, т. е. экономические, произ­ водственные, Маркс и Энгельс смогли раскрыть закономерности общественного развития, понять ход истории как строго закономерный, необходимый процесс. Смена общественных формаций и раз­ витие каждой из них определяются объективными законами. Как законы природы, открываемые естествознанием, так и законы развития общества, откры­ ваемые общественной наукой, отражают процессы, происходящие независимо от воли людей. Эти законы не только не за­ висят от воли и сознания людей, но оп­ ределяют эту волю и сознание. Реакцион­ ные классы, действующие наперекор этим законам, терпят неизбежно крах. Например, немецкая империалистическая буржуазия и ее цепные псы — гитле­ ровцы, начиная вторую мировую войну, ставили себе цель: разбить пашу страну — Родину социализма, подавить рабочее движение и установить фашистские по­ рядки в Европе, завоевать мировое гос­ подство. Вдохновители и пособники гит­ леровской агрессии — американские п английские империалисты не жалели средств для возрождения военной про­ мышленности Германии. Они ставили се­ бе цель — руками гитлеровской Герма­ нии разбить страну социализма, ослабить своих конкурентов' — Германию и Япо­ нию п самим прийти к мировому господ­ ству. Таковы былп цели и планы импе­ риалистической реакции. Она хотела по­ вернуть колесо истории вспять. А чем все это кончилось? Кончилось победой Советского Союза, разгромом не­ мецкой и японской фашистской тирании. Социалистическая держава в результате войны не только не ослабла, но стала еще более могущественной и несокруши­ мой. А от системы империализма отпал целый ряд стран в Европе и Азии. Выходит, что в истории действуют си­ лы более могущественные, чем действия, планы и воля реакционных классов и пх правительств. Об этом не мешало бы знать поджигателям новой мировой вой­ ны, претендентам на мировое господство. Как ни противятся реакционные клас­ сы и их правительства действию объек­ тивных исторических законов, как ни стремятся повернуть колесо истории вспять, они бессильны это сделать, по­ тому что их намерения и планы проти­ воречат законам истории, а законы истории отменить нельзя. Передовые классы потому достигают желаемых целей, что эти классы дейст- подвергли идеализм I V . , Исторический материализм учит, ч то , скне законы имеют силу для всех обще- особенностеи их общественного бытия, из всесторонней и уничтожающей критике, существуют законы общие, свойственные ственных Формаций: первобытного обще­ различного положения людей в системе і Только в результате революционной крп- всякому обществу, и законы особые, свой- ства. рабовладельческого общества, феода- тикн и преодоления идеализма можно ственные некоторым или только одной лизма. вуют в соответствии ё объективными законами развития общества, что их стремления отражают потребности разви­ тия материальной жизни общества, совпа­ дают с тенденциями исторического раз­ вития. Законы пауки, будь то законы приро­ ды или общества, выражают существен­ ные отношения между явлениями, т. е. такие отношения, которые с необходи­ мостью вытекают нз внутренней природы явлений. Так, капиталистически^ эконо­ мический базис общестра с необходи­ мостью порождает капиталистическую надстройку, т. е. буржуазные политиче­ ские, правовые, эстетические, религиоз­ ные, философские идеи и соответствую­ щие им учреждения. Чем объяснить, что буржуазия в пору своей молодости демагогически проповедо­ вала идеи либерализма, свободы, человеко­ любия, демократии, а в наше время выбро­ сила за борт идеи либерализма, демокра­ тии, свободы? Это произошло не случайно. Дело в том. что восходящая линия разви­ тия капитализма сменилась нисходящей. Крайне обострившиеся противоречия капи­ тализма в период империализма и превра­ щение буржуазии в класс реакционный с необходимостью породили реакционные идеи. Законы общества и законы природы су­ ществуют независимо от сознания. Has указывает товарищ Сталин, отменить, ликвидировать, преобразовать законы раз­ вития природы и общества нельзя. Но лю­ дп могут открыть, познать эти законы и, опираясь на них, использовать их в инте­ ресах общества. «Говорят, — указывает товарищ Сталин, — что экономические законы носят сти­ хийный характер, что действия этих за­ конов являются неотвратимыми, что обще­ ство бессильно перед ними. Это неверно. Это — фетишизация законов, отдача себя в рабство законам. Доказано, что общество не бессильно перед лицом законов, что об­ щество может, познав экономические за­ коны и опираясь на них, ограничить сфе­ ру их действия, использовать их в инте­ ресах общества и «оседлать» их, как это имеет место в отношении сил природы и их законов...» («Экономические проблемы социализма в СССР», стр. 6 ). Люди и только люди делают историю. Но они делают ее не как им заблагорассу­ дится. а на основе исторической необхо­ димости, обусловливающей их действия. Однако для хода истории, для ускорения и успеха тех или иных событий не безраз­ лично, сознают люди смысл и объектив­ ное значение того, что они делают, пли не сознают, организованы они или не ор­ ганизованы. сплочены они или разрозне­ ны. Какое значение имеет социалистиче­ ская сознательность и классовая органи­ зованность трудящихся для хода истории, видно на примере положения рабочего класса России, который под руководством Коммунистической партии повел за собой трудящееся крестьянство, взял власть в своп руки, создал могучее Советское госу­ дарство и построил социализм. Признание объективной закономерности хода истории не только не исключает ро­ ли идей, сознательной деятельности людей, а наоборот: сознательная деятельность имеет тем большее значение для истории, чем лучше, глубже и точнее сознание лю­ дей отражает историческую необходимость, закономерность. Передовой класс современ­ ности — рабочий класс в познании объек­ тивных законов общественного развития черпает уверенность в неизбежности побе­ ды коммунизма. Зная, что социализм не пустая мечта, а историческая необходи­ мость, рабочий класс и его партия дейст­ вуют уверенно и решительно, без колеба­ ний. и сила рабочего класса от этого уве­ личивается во стократ. Непобедимая сила политики партии Ленина — Сталина зак­ лючается в том, что Эта политика выра­ жает интересы трудящихся масс, опи­ рается на познанные объективные законы развития общества, отличается силой пред­ видения хода событий. Современные войны порождаются капи­ талистическим строем, они вытекают нз действия закона неравномерности экономи­ ческого и политического развития капи­ талистических стран в эпоху империализ­ ма, из действия основного экономического закона современного капитализма. Чтобы в корне уничтожить войны, нужно уничто­ жить капиталистический строй. Однако и в условиях капитализма народные массы своей организованной борьбой за мир мо­ гут сорвать планы поджигателей войны. Характеризуя соотношение между при­ знанием объективных законов развития общества и признанием значения созна­ тельной деятельности передовых классов, В. И. Ленин писал: «Марксизм отличает­ ся от всех других социалистических тео­ рий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективно­ го положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным призна­ нием значения революционной энергии, ре­ волюционного творчества, революционной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих иащупать и реализо­ вать связь с темн пли иными классами» (Соч., т. 13, стр. 21 — 22). коны классовой борьбы существуют и дей­ ствуют тогда, когда общество расколото на антагонистические классы. А есть за­ коны. которые свойственны только дан­ ной формации. Товарищ Сталин учит: «Различные общественные формации в своём экономическом развитии подчиняют­ ся не только своим специфическим эко­ номическим законам, но и тем экономи­ ческим законам, которые общи для всех формаций, например, таким законам, как закон об единстве производительных сил и производственных отношений в едином об­ щественном производстве, закон об отно­ шениях между производительными силами и производственными отношениями в про­ цессе развития всех общественных форма­ ций. Стало быть, общественные формации не только отделены друг от друга своими специфическими законами, но и связаны друг с другом общими для всех формаций экономическими законами» («Экономиче­ ские проблемы социализма в СССР», стр. 71). Закон об определяющей роли обществен­ ного бытия по отношению к обществен­ ному сознанию присущ всем ступеням развития общества. К числу таких же об­ щих законов относится положение об оп­ ределяющей роли способа производства в развитии общества: каков способ произ­ водства материальных благ, такова н структура общества, таковы и его идеи и учреждения. Изменение способа производства неиз­ бежно приводит к изменению общественно­ го с т р о я . Это один нз основных обще­ ственных законов. Практический вывод из этого для деятельности марксистской партии состоит в том. что она должна ов­ ладеть экономическими законами, если зта партия не хочет блуждать в потемках, если она хочет вести научно обоснован­ ную политику и управлять ходом собы­ тий. Во всех обществах действует закон об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке. Базис, как совокупность производственных отноше­ ний, определяет собой надстройку —ч . политические, правовые, религиозные, »ѵ художественные, философские взгляды и, соответствующие им учреждения. Баков базис, такова и надстройка данного обще­ ства. Изменение базиса .неизбежно приво­ дит, рано или • поздно, к изменению над­ стройки. Ликвидация данного базиез ведет в ликвидации соответствующей ему над­ стройки. Марксизм-ленинизм, устанавли­ вав зависимость надстройки от базиса, вместе с тем учит, что надстройка играет величайшую активную роль в формирова­ нии и развитии своего базиса. Б числу общих экономических законов, действующих во всех общественных фор­ мациях. относится закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Экономический закон обязательного со* ответствия производственных отношений ' характеру производительных сил давно пробивает себе дорогу в капиталистиче­ ских странах. Чтобы этот закон мог про­ ложить себе дорогу, надо преодолеть соп­ ротивление буржуазии, давно уже став­ шей реакционной силой. Для этого нужны передовые общественные силы, которые могли бы преодолеть действие реакцион­ ных сил и пробить дорогу закону обяза­ тельного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Такая сила нашла-ь в России в 1917 году в виде союза рабочего класса с трудящимся крестьянством. Эта сила проложила дорогу указанному закону: ка ­ питалистические производственные отно­ шения были уничтожены, вместо них соз­ даны социалистические производственные отношения, соответствующие характеру современных производительных сил. Общим законом для всех антагонисти­ ческих формаций общества является со­ циальная. политическая революция. Рево­ люционный переход от одной обществен­ ной формации в другой вызывается кон­ фликтом производительных сил со стары­ ми, отживающими производственными от­ ношениями. I V . Материалистическое учение о законо- Под знаком этой варварской теории они мерности истории внушает буржуазии и ее прислужникам — правым социалистам страх и ужас, потому что из этого поло­ жения вытекает вывод о неизбежной ги­ бели капитализма. Поэтому идеологи бур­ жуазии оспаривают закономерность исто­ рического процесса, отрицают объектив­ ные законы истории. Раз законы истории против нее, — долой эти законы! Раз об­ щественная наука учит о неминуемой ги­ бели капитализма и торжестве социализ­ ма. — долой общественную науку, да здравствует мракобесие! Таков реакцион­ ный смысл идеалистических взглядов сов­ ременной буржуазии на общество. Б числу таких теорий относится, на­ пример, мальтузианство, возникшее в на­ чале XIX столетия. Современная буржуазия вновь подняла знамя мальтузианства, что­ бы оправдать бедствия трудящихся. Бур­ жуазные социологи и экономисты напи­ сали сотни книг, в которых пытаются до­ казать. что все бедствия народных масс проистекают оттого, что на земле будто бы слишком много людей, что существует будто бы абсолютное перенаселение. Во­ жаки и идеологи буржуазии проповедуют этот вздор, потому что они хотят снять ответственность за бедствия народа с экс­ плуататорских классов и перенести ответ­ ственность на природу, а заодно оправ­ дать разбойничьи войны как средство уничтожения населения, которое они объ­ являют «избыточным». Эта лживая тео­ рия была опровергнута еще Марксом. В наше время она опровергается всей жизнью социалистического общества. В Советском Союзе нет лишних людей. Не может быть лишних людей и на всем земном шаре, ибо производительные силы современного общества вполне могут обеспечить всех людей средствами к жизни, но капитали­ стический строй, интересы империалистов мешают этому. Буржуазия поставила себе па службу также расистскую теорию, т. е. лжеуче­ ние, которое делит народы на «высшие» и «низшие» расы и нацпи. Расисты ут­ верждают, что основой и движущей си­ лой истории является «борьба рас и на­ ций». На эту антинаучную теорию опи­ рались гитлеровцы. Сейчас эту дикую и человеконенавистническую теорию уси­ ленно проповедуют империалисты США и Англин. Под знаменем апгло-саксонского расизма империалисты США и Англии ве­ дут подготовку к новой мировой войне. ведут разбойничьи войны в Корее и Ма­ лайе. Расистская теория давно разоблачена марксизмом и опровергнута всем ходом истории. История показывает, что все на­ роды, все расы и нации одинаково спо­ собны к историческому и культурному ... творчеству. Народы Азии и Африки со з -^ дали высокую культуру в те времена^ когда жители Европы еще находились на уровне первобытной дикости . В Советском Союзе люди разных рас и наций на раз­ ных языках создают самую высокую, со­ циалистическую культуру. Буржуазные идеологи противопостав­ ляют историческому материализму так на­ зываемую геополитику. Теория «геополи­ тиков» — это помесь расизма и географи­ ческого объяснения истории и политики государств. Идеологи этой реакционной школы пытаются оправдать американский империализм и его бредовые планы завое­ вания мирового господства, «обосновы­ вать» их географическим положением США. так же, как гитлеровцы в свое вре­ мя стремились обосновывать свою разбой­ ничью политику требованиями «жизнен- * ного пространства» для германского импе­ риализма. На самом деле источник политики госу- • дарств. общественных классов кроется в * экономике. В нашу эпоху империалисти­ ческая политика капиталистических госу­ дарств находит свое объяснение в приро­ де_ монополистического капитализма, в действии основного экономического закона современного капитализма. Географические Факторы слѵжат для н а л о го в империали­ стической буржуазии США прикрытием е-ѳ подлинных грязных и разбойничьих це­ лей — ограбления и эксплуатации своего народа и нзродов других стран. Товарищ Сталин в своем гениальном труде «Экономические проблемы социализ­ ма в СССР», открыв основной экононнче- • ский закон современного капитализма, с новой силой разоблачил реакционную, за­ хватническую политику империалистиче­ ских государств. Вместе с тем товарищ Сталин нанес сокрушительный удар по реакционным буржуазным теориям, слу­ жащим прикрытием и «обоснованием» са­ мой подлой, самой разбойничьей, гнус­ ной полттпси аметтткап^клго ттерилли з- ма — злейшего врага свободолюбивых на­ родов. * * * капитализма, коммунистического Маркс и Энгельс, создавая науку об обществе — исторический материализм, опирались на опыт предшествующей исто­ пил и события современной им эпохи. Весь последующий ход общественного раз­ вития целиком подтвердил истинность истлппческого материализма. Великая заслуга Ленина и Сталина со­ стоит в том, что они, обобщив опыт новой эпохи, творчески развили исторический материализм дальше, обогатив его новыми положениями и открытиями. Ленин и Сталин подняли марксистскую науку об обществе — исторический мате­ риализм на новую, высшую ступень. С именем товарища Сталина связан новый этап в развитии марксистской философии, в развитии йсторпческого материализма. Особое значение, имеют такие труды товарища Сталина, как «0 диалектиче­ ском и историческом материализме», «Об основах ленинизма», «Марксизм и вопро- ) Сокращенная стенограмма иек-1 было создать подлинную науку о законах : общественно-экономической формации. Об- ! общества. Есть законы, действующие толь- сы языкознания», «Экономические пробле­ щ и , прочитанной в лектории МГУ . оощественного развития. Іщие пли так называемые соцпологдчс-! ко в некоторых формациях. Например, з а -! мы социализма в СССР». В х гениальном труде товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» дано научное обоснование объек­ тивного характера законов развития об­ щества, открыт основной экономический закон современного капитализма, раскры­ ты экономические законы развития социа­ листического общества, указаны условия н пути •постепенного перехода от социа­ лизма к коммунизму. Труд товарища Сталина нанес сокрушительный удар по волюнтаризму и фатализму в экономиче­ ской науке. Этот труд товарища Сталина знаменует собой новую, высшую ступень вазвития экономической науки и истори­ ческого материализма. Он идейно воору­ жает Коммунистическую партию, совет­ ский народ на борьбу за торжество ком­ мунизма. он вдохновляет братские комму­ нистические и рабочие партии на борьбу за победу демократии и социализма во всем мире.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz