Полярная правда. 1953, январь.

т № 1Ѳ (7433 ) аз января 1 6 5 3 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А г УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ С Т А Л ИН С К ОЙ ПЯТИЛЕ ТКИ Ж г О б Я З А Т Е Л Ь С Т М ------------ 1 I----------------------Б Д Е Й С Т В И И - 1 Корабль ушел на промысел д о с р о ч но Экипаж среднего траулера М 424 в прошлом году одни* и? первых спра­ вился с выполнением государственного плана н социалистических обязательств, данных в письме товарищу Q. В. Сталину. Годовой план экипажем вы­ полнен на 135.9 процента, а социали­ стическое обязательство — на 123 про­ цента. Обсудив обращение моряков траулера «Киров» о достойной встрече дня вы­ боров в местные Советы депутатов тру­ дящихся, коллектив среднего траулера принял в новом году социалистическое обязательство: «Несмотря на 18-днев- нын ремонт судна в первом квартале, не предусмотренный планом, обязуемся не только выполнить квартальный план, но и выловить сверх плана 150 цент­ неров трески». Отход судна в море графиком был определен на 18 часов 16 января. Эки­ паж судна, подсчитав своп возможно­ сти, решил выйтн в море ранее наме­ ченного графиком срока и обратился к коллективу механических мастерских междурейсового ремонта с предложени­ ем начать соревнование за досрочное окончание ремонта. Все работы по ре­ монту машины и палубных механиз­ мов, за исключением некоторых завод- jj ских работ, выполнены силами экипа­ жа суіна. Застрельщиком соревнования явилась машинная команда под руко­ водством старшего механика тов. Ме- ренкова. Пример стахановского труда показали также рыбный мастер тов. ІІанькин, матросы тт. Никитин, Зай­ цев н другие. Машииная команда своими силами отремонтировала котел и лебедку, за­ кончив работу на 40 часов раньше, чем положено по нормативам. Хоэошо трудились и ремонтники бригады сле­ сарей тов. Оснача механических мастер­ ских междурейсового ремонта тт. Загос­ кин, Сафонов, Тюкнн. Они выполнили свои работы досрочно на 10 часов. Благодаря усилиям двух коллективов — судовой команды и раоочих мастер­ ских — средний траулер на 31 час раньше срока был готов к выходу в очередной рейс. За досрочную поіготовку корабля к промыслу приказом по управлению «Мурмансельдь» капитану среднем тра­ улера >5 424 комсомольцу тов. Мель­ никову, старшему механику тов. Me- ренкову н всему личному составу ко­ рабля объявлена благодарность. Нет сомнения, что этот патриотиче­ ский почин экипажа среднего траулера •N j 424 найдет горячую поддержку у моряков кораблей управления «Мур­ мансельдь». М. НИКИТИН. Помполит третьего отряда уп­ равления «Мурмансельдь». Из отстающих —в передовые В прошлом году экипаж среднего траулера 838 не справился с вы­ полнением годового плана и социали­ стических обязательств, данных кол­ лективом в письме товарищу П. В. Сталину. На общесудовом собрании, подводившем итоги работы экипажа в 1952 году, был вскрыт ряд недостат­ ков. а также неиспользованные ранее резервы. Моряки решили наверстать упущенное, решительно улучшить ра­ боту в новом году. Чтобы преодолеть отставание, команда судна наметила конкретные мероприятия, направлен­ ные на расширение социалистического соревнования, укрепление трудовой дисциплины, улучшение политико-вос­ питательной работы. Сейчас корабль находится на сель­ дяном промысле. Комсомольцы (комсорг тов. Лутаев) оказывают командованию среднего траулера действенную помощь. Они разъясняют всему коллективу суд­ на материалы I I I съезда партии, яв­ ляются аастрельшикамп социалистиче­ ского соревнования и сами показывают пример стахановского труда на промыс­ ле. Председатель судового профсоюзного жоиитета тов. Мурашов регулярно под­ водит итоги соревнования. Выявляются передовики, о которых знает весь кол­ лектив. Обращение экипажа траулера «Ки­ ров» к морякам и рыбообработчикам Мурмана о достойной встрече дня вы­ боров в местные Советы нашло горя­ чий отклик у коллектива среднего траулера № 838. Команда корабля под руководством капитана тов. Долганева обязалась в 22 февраля выловить 650 центнеров сельди вместо 600 центне­ ров по плану на первый квартал. Первые итоги лова сельди в Север­ ной Атлантике показывают, что коман­ да корабля успешно преодолевает недо­ статки промысла прошлого года, ис­ пользует все возможности для того, чтобы с первых же дней нового года работать по-стахановски и выйти из отстающих в передовые. В результате улучшения организации труда всего коллектива за первую полозину яшкѵря выловлено 380 центнеров сельди, что составляет 68 процентов квартального плана. Осваивая опыт лучших промыслови­ ков «Мурмансельди». борясь за сла­ женную. іпѵжную работу всего экипа­ жа. моряки среднего траулера 838 полны решимости не снижать взятых темпов добычи сельди. Н<»смотря на шторм и другие трудности лова в зим­ них условиях, стахановцы корабля обя­ зуются новыми трудовыми подарками встретить день выборов в местные Со­ веты депутатов трудящихся. А. ШУВАЛОВ. -tf * БЬісшро и высо ко качес т венно ремонтировашЬ т р а у л е р Ьі Пи с ь ма с Му р м а н с к о й с у д о в е р ф и 1. У С Т Р А Н И Т Ь Н Е П О Л А Д К И 17 января 1953 года в кабинете на­ чальника корпусно-котельного цеха Мур­ манской судоверфи поел* работы собра­ лись бригадиры, мастера, технологи, нор­ мировщики, которых пригласили для об­ суждения вопроса, почему цех из месяца в месяц по выполняет государственного плана, и предприятие в целом не справ­ ляется с соблюдением срока выхода из ремонта кораблей тралового флота и «Мурмансельди». Первым выступил заместитель началь­ ника цеха тов. Лотонпи. Он обрисовал ис­ торию отставания цеха на протяжении многих месяцев 1952 года и сказал, что план января также находится под угрозой срыва. — Сам не пойму в чем дело,— говорит тов. Лотонии,— ведь раньше мы государ­ ственный план не только выполняли, но и перевыполняли, корабли выпускали из ремонта досрочно, а теперь они простаи­ вают на верфи по 2 — 3 месяца сверх графика. На этом обширном совещании погово­ рили и разошлись, как говорится, с тем, с чем собрались. Таких совещаний и соб­ раний у нас в цеху было и раньше очень много, но толку никакого. Все оставалось попрежнему. У «ас иа верфи есть главный инженер тов. Груднев— первый заместитель іи - ректора. Он должен обеспечить соблюде­ ние графиков ремонта кораблей, рьяно бороться за соблюдение сроков, быть всегда там, где особенно дают себя знать неполадки, помогать начальникам цехов. А что же получается на деле? Его нет ни там. где отстают, нп там, где требует­ ся помощь. Тов. Грудпев п похи приходит только тогда, когда уже ясно, что план провален и выясняет почему, да на каком основа­ нии вы не вы по лни ли плана. Тогда и ле­ тят предупреждения и выговоры началь­ никам цехов и мастерам. Разве это допустимо, чтобы корабль подняли на слип и за 6 дней отремонти­ ровали, если определение дефектов про­ ходит 4 дня? От кого это зависит? Только от глав­ ного инженера. Несвоевременно в цех приходят заказы и чертежи, причем чер­ тежи неточные, поэтому появляются пе­ ределки, которые вошли в систему. П за это никто никакой ответственности не песет. Главный инженер не интересуется и нормированием, а ведь с этим у нас тоже неблагополучно. Стоит посмотреть норми­ ровочные карты— по десять раз здесь все зачеркнуто, перечеркнуто, и рабочие существующих норм не знают. Наши-нор­ мировщики в судоремонте разбираются] Но не только внутренние непорядки в плохо. Пз троих нормпоовшиков двое — ; цехе мешают выполнению социалистиче­ ских ооязательств. планового отдела судоверфи. Плановый отдел плохо координирует и согласосы- тт. Кузнецов и Красиков совсем недавно 1 на нашем предприятии. Не оказалось, па- пример, работы у газосварщика Красико­ ва. то его в нормировщики перевели. Так, без учета подготовки подбирает кадры; вает деятельность отдельных цехов, дает начальник отдела труда п зарплаты вер-' в цехи недоработанные планы. Для чего фи тов. Егорог. j даются такие планы, которыми обычно Большая текучесть на пашем пред- не пользуются — неизвестно. Это очень приятии, особенно среди тех, кто вновь тормозит работу цехов, приводит к техни- постунаег иа верфь. | ческим неувязкам, простоям и штурмов- А ведь им выплачивают подъемные 1 за проезд, выдают единовременное посо­ бие. II есть немало таких, которые, не проработав одного месяца, уезжают, не имея на то никакого права. Текучесть кадров велика потому, что па верфи убрать, требуется затратить много вре* мени. Мы стремимся во что бы то нп стало Очень сильно сказывается слабая работа выполнить взятые обязательства, а усло­ вия для этого не созданы. И. НУТЕП0В. Мастер отдела техничесного контроля деревообделочного цеха. 3. Н Е У В Я ЗК И МЕЖДУ. Ц Е Х А М И Поддерживая почин моряков передового траулера «Киров», коллектив электрора- щине перед сроком сдачи судна из ре­ монта. Вот некоторые примеры. Научно-иссле­ довательское судно 6 ёыло запланиро- диоцеха судоверфи развернул соцпалисти- пяш» пппѵлтнть ич пеѵонтт 11 января чеокое соревнование за достойную встречу к п « я к а тому, что па всрФп но “ но іипустнть пз ремонта і і января. не Поісчв. боится с пой. не создают условии для ^ р^ о ” ~ яі " о р ! і тав своп возможности, коллектив цех» так как до 13 января судно держал вось- обязался выпустить пз^ ремонта^ мой цех. высокопроизводительного труда. С. К0ЖЕВНИН0В. Бригадир судосборщиков котель­ ного цеха. 2. С ТРЕМИМ СЯ Р А Б О Т А Т Ь П О -С Т А Х А Н О В С К И , А УСЛОВИИ Д Л Я Э ТО ГО Н Е Т Большой объем работ нам определен на траулере >2 18. срок выхода из ремонта которого давно прошел Но мы еще и не приступали к делу, так как нас опять задерживает цех 8 . тралового флота и «Мурмансельди» до­ срочно. Результаты соревнования уже видны. Бригада электриков тов. Мирошничен­ ко обязалась на траулере iN? 44 закон­ чить работы вместо 11 к 3 января. Свое слово бригада сдержала. В первой поло- Подобных примеров можно привести і вине января эта бригада выполняла нор- очень м-ного. Такое положение дел прпво- мы не ниже qe¥ на jg o процентов. Как п все трудящиеся нашей области,, ант к тому, что в последние дни перед) Брипца электриков тов. Русова, рабо- коллектив деревообделочного цеха судо-, сроком выхода корабля из ремонта всегда тад ^ МОнтаже электропроводки на верфи поддержал обращение моряков тра- ! научно-исследовательском судне X : 6 , , улера «Киров» о развертывании социа-, тируют рабочие всех цехов. Большая. вырабатывала до полутора норм за сме- листического соревнования за достойную, скученность вызывает недоброкачествен-; ну 3іч>го онд довилась 5 Лаіч>даря своевре- ■встречу дня выборов в местные Советы ность ремонта. Многое потом приходится 1 депутатов трудящихся. На общем собра-! переделывать. ' нии были приняты социалистические обя-1 Рабочие некоторых специальностей, не- ! зательства, направленные иа досрочный ; смотря на повышенный плап, пспользуют- выпуск судов из ремонта. сн не по назначению. Например, коно- т- ' і п т п н г п тпртпП и р г я п т т р п т т чѵютоп R новную раооту ПО МОНТажу СИЛОВОЙ И Коллектив цеха горячо взялся за осу-, натчикп третпи месяц используются в г няѵчно - пгпртлпя - шестіпение обягітеікстп По-стлтанозекп качестве подсооных рабочих. То же самое осветительной сети на научно-псследова ществление ооязательств. но стахановски. п ѴП1ЯПЛТ п™ ппрнь тельском судне. Мы осязались выполнять трудятся столяры тт. Иванов, Лыков, Ко-. м°а;но сказать и о малярах, нее это оіень igQ ц нпоп Грипп Кнпорн тотнпкп бпигаі сильно отражается на выполнении плана . 1 нормы не менее, чем на и и процентов н няев, ьенпн, пир» ев, плотники иригад шѵатамѵ mm прт w 10 іней закончить весь монтаж к 15 января. Свое тт. Смирнова, Вещагина, Седунова, тике- не случайно поэтому наш цех за іи дней, ^ язатеіьств мы ВЬІп01ніпн лажники бригады тов. Глпнкова и другие, января выполнил только 19,5 процента: • Но нргмотпп на ато пет гвопт «н.яіа - 1 месяпного плана’ не случайно за 2 пос- Но сделать все это мы могли значи- ііо, несмотря на это, цех своих оояза дсдних МРСЯпа 1 9 5 2 т а судоверфь не 1 тельно раньше, если бы не неурядицы, выполнила плана по выпуску товарной происходящие из-за плохой работы пла­ менной подготовке рабочего места, пра­ вильной расстановке людей, уплотнения рабочего дня. Бригада, которой я руковожу, вела ос- тсльств не выполняет. Почему? Слабо на­ лажена в цехе организация труда. Неко­ торые мастера (гг. Хохлни, Козлов) рабо­ тают плохо. Рабочие по несколько дней не имеют на руках нарядов, не знают, сколько они заработали за ту пли иную работу. Оформление нарядов ведется* не- ! правильно. В нарядах указываются толь- , ко разряды и часы, а количество выпол- ! пяемой работы и оплата за нее пе ста- I вятся. Соревнующиеся брпгады и отдель- I пые рабочие пе знают о результатах сво­ его труда. Социалистическое соревнование в цехе I налажено слабо. Контроль за его ходом не организован, итоги подводятся редко, по- продукцпп. В цехе бездействуют многие станки и механизмы, нехватает самых простых инструментов — топоров, напильников, молотков. Дело доходит до того, что вновь поступающим нечем работать. нового отдела верфи. Плановый отдел ча­ сто рассылает по цехам неуточнеяныв планы. По таким планам к работе при­ ступать нельзя. Если же приступишь, то обязательно случится неувязка. Так, нам пришлось долго ждать, пока деревообде­ лочный цех закончит обшивку и отделку научно-исследовательского Но отдел главного Nмеханика, отдел снабжения (тов. Ефимов) и главный пн -'( помещений женер тов. Груднев смотрят на все это. судна. сквозь пальцы. От того, как плановый отдел будет ко- Экипажи кораблей, находящихся на, ордпнировать работу цехов, во многом за- ремонте, мало способствуют тому, чтобы висит выполнение плана верфи в целом. он был произведен как можно скорее. Ра­ бочие места па судах не подготавлп- этому соревнование зачастую носит фор- ваются. На палубах, обычно, снег, грязь, мальный характер. I захламленность. Для того, чтобы все это А. МАНУЕВ. Секретарь парторганизации злен- трорадиоцеха. П о п р и м е р у к а п и т а н а - н о в а т о р а Т и ф а н о в а По пути максимального использования сырьевой базы, повышения уловов сельдп j каждым судном идут сейчас экипажи j многих средних траулеров «Мурмансель­ ди». Большую помощь оказал им в этом опыт работы промысловнка-поватора ка­ питала среднего траулера «Араке» тов. Тифанова. Новые методы постановки дрифтерного порядка дели положитель­ ные результаты п на других кораблях, освоивших этот способ. Хороших результатов па сельдяном ло­ ву асбился экипаж среднего траудера 347 (капитан тов. Титов). Стремясь достойно встретить день выборов в мест­ ные Советы, коллектив корабля обязал­ ся к 22 февраля выполнить квартальный пл-ін. Отлично раоотают в эти дни дрпф- мейстер кимеомол<мі тов. Попов, моторист і комсомолец тов. Васильев, старшпй штур- , мап комсомолец тов. Уткпп, второй ме- * ханнк тов. Морозов. Огахаповпы-промысловпки крепко дер­ жат свое слово. За десять дней они су­ мели намного перекрыть месячный план добычи сельдп. Экипаж комсомольско-мо­ лодежного судна обязуется дать Родине ко дню выборов десятки центнеров сель­ дп сверх повышенных обязательста ЗА ТЕСНОЕ СОДРУЖЕСТВО НАУКИ ИПРАКТИКИ Директивы XIX съезда по пятому пя- тилегнему плану открывают величествен- бы объяснить, как ведет себя сельдь в і «Наставления по разведке селып», не­ определенные времена года, в каких ме-'данные в 1952 году, являются повторе­ ние перспективы дальнейшего развитая стах океана она должна накапливаться в ! нием предыдущих наставлений и инст- советской экономики. Предусмотренное j промысловых количествах, какие орудия ' рукцнй по промыслу сельди. Разница за- дпрективами съезда увеличение Флота лова наиболее эффективны. I ключается лишь в том, что первые на- рыбной промышленности, реет производ- Нашим промысловикам необходимо по- ставленил относились к прибрежному ло- ства рыбной продукции на 58 процентов собие. которое отвечало бы на вопросы: •ву, а вторые — вообще отвлеченные, по сравнению с 1950 годом обязывает где. когда, какими орудиями лова, на к а - : вне времени и пространства. Нричем но- рыбаков Мурмана работать лучше, сме*' кой глубине надо ловить сельдь, по ка- вые наставления частично иовторяют те лее осваивать новые промысловые вайо -' ким природным признакам можно ориеп -1 же ошибки. ны . применять передовые методы лова, тироваться, чтобы ессти успешный про- Промысловикам известно, что каждый увеличивать добычу рыбы. Практически осваивая новые промыс- мысел. Правда, в последние годы Полярный лозые районы в северовосточной Атлан- институт рыбного хозяйства и океано- тнке, большой шаг вперед сделали про- графин издавал инструкции и наставле- иысловнки «Мурмансельди». щія по промыслу и поиску сельди, но В 1950 году была разбита «теория», >они отстают от наших запросов, не отве- что сельдь ловится только в прибрежных ( чают современным требованиям промысла районах, внесена существенная поправка и поиска сельди и к тому же грешат в старую поговорку: «Держись берега — будет рыба». Промысловики стали ловить рыбу не только у берегов, но и непосред­ ственно в океане. С открытием вертикальных миграций сельди в зимнее время вопрос круглого­ дичного промысла был решен. Однако организация промысла в настоящее вре­ мя не может нас удовлетворить, тем бо- грубыми ошибками. Изданные в 1950 году «Наставления и инструкции по сельдяному промыслу» говорят о прибрежном промысле и не мо­ гут удовлетворить промысловиков, так как промысел сейчас ведется в океане и не связан с отмелями 1 и свалами. Эти на­ ставления учат промысловиков: «зон і I интенсивного цветения сельдь избегает: лее. что она имела серьезные н е д о с т а т к и ;^ опускается ниже ^ ра 3 вивающих- Л „ n„ t¥Tt 'СЯ водорослей, либо отходит в сторону». ѣабннетное руководство поиском сельдп і ~ „ со стороны промысловой разведки, пмев-І Утверждение, являясь ошибочным, шей в прошлом году всего пять кораб-. Принесло ШІ0 Г 0 вреда промысловикам, лей, не могло дать положительных ре -. пока на ка н ти ке не было установлено, зультатов для обеспечения флота сырье - :470 в 30Нах цветения мопіпо успешно ло- вой базой. П о э т т приходилось, как к | «“ ьіь. Как у берегов Исландии в чосзЕЫчайной мере, прибегать к поискам . r o w * так и в океане с сельди всем флотом. | 19о° г* по настоящее время. Флот ус- Тактика поиска сельди флегом приме- промышлял в зонах цветения, по- нялась и была допустима в силу необхо-, 07 *° центнеров рыбы за димостп в экспериментальный период. промысла. Но сейчас необходимо усилить | В тех же наставлениях говорится: поисковый Флот как путем 4 увелпчеипя «Присутствие в планктоне молодого ка­ толичества поисковых кораблей, так и лянуса розового нлп красного цвета... яв- иутем тщательного подбора кадров поис- ляется благоприятным показателем в от- ковикое. Надо добиться, чтобы промысло­ вая разведка была ответственной га обес­ печение Флота сырьевой базой. ношении сельди». П это утверждение нацеливает промыс­ ловиков на ложный путь отыскания І гося пищей сельди. До сего времени мы не имеем Фунда- красного калянуса. Практика промысла с j сельди еще не было вгентальной теоретической базы, которая: 1948 года показала, что там, где имеется ■надо понимать, что промысловый район имеет свои особенно­ сти, что существует какая-то причинная связь между поведением сельдп и гидро­ биологическими. метеорологическими ус­ ловиями в океане е каждый данный пе­ риод. Именно это заставляет сельдь дер­ жаться в определенных районах. П вот «Наставления по ралводке сель­ ди», изданные в 1952 году, на 20 стра­ нице учат промысловиков: «Сельдь не об­ разует также скоплений в районах ин­ тенсивного развития диатомовых водоро­ слей». Это положение рекомендует избегать районы зелени, однако что такое «диато: новые» зодороелп — наставление не объясняет: неігзвестно, можно ли ис­ кать сельдь вне диатомовых водорослей. П ром ы с л о в и к знает, что в морс бывает обильная зелень и бывает зелень разре­ женная. Так где жо следует искать сельдь? На 21 странице наставлений говорит­ ся. что «при больших количествах крас­ ного калянуса в планктоне скопления сельди маловероятны, так как обилие планктона показывает на то, что ее не было. Более вероятны концентрации сельдп на границах скопления каля­ нуса». Очень несмело выступают здесь авто­ ры наставлений. По утверждению авто­ ров. скопления сельдп маловероятны, это значит, что доля вероятности при таких условиях все же имеется. Если обилие в планктоне красного калянуса, являюще- показывает, что (по наставлениям калянус еще не отвечала бы на жизненно важные вопро-. красный каляиус, сельди в промысловых съеден сельдью), то терпеливые поискови- сы сельдяного промысла, которая иогла 1 количествах но бывает. 1 ьн, прочитав это наставление, будут ме­ тать сети на обильный красный каля- нус в ожидании, когда появится сельдь. Но ведь практикой, сотиями дрейфов про­ мысловиков доказано, что сельдь нужно искать там, где нет красного калянуса. Почему же это не сказать прямо? Третье пособие под названием «Про­ мысловая лоция» не соответствует свое­ му названию, так как является повторе­ нием предыдущих инструкций и настав­ лений в несколько ином изложении. Большую часть «Промысловой лоции» занимают описание жизни сельдей миро­ вого океана и общие тезисы о сельди на­ шего района. К разделу промысловой ло ­ ции отнесены несколько статистических данных о районах, где облавливалась сельдь в прошлые годы. «Промысловая лоция» также не является серьезным по­ собием, которое могло бы удовлетворить нужды промысловиков. В практике нам приходится встречать­ ся _в океане с различными видами тече­ ний, имеющими определенные закономер­ ности. В практике промысла сельди дриф- терпымп сетями знание направления и скорости течений играет первостепенную роль, так как это помогает удерживать корабль на облавливаемых косяках. ІЬ до сего времени промысловики ие знают этих закономерностей. Предложенная промысловикам схема течений в северовосточной Атлантико имеет настолько мелкий масштаб, что не ножет служить хорошим пособием. Полезным пособием для промысловиков мог бы явиться календарь уловов, состав­ ленный старшим научным сотрудником ІІПІІР0 тов. Юданоеым. но недостаток календаря в том. что он только конста­ тирует факты — уловы на сеть по ме­ сяцам в отдельных районах промысла, — п не отражает полностью существовав­ шую в то время промысловую обстанов­ к у — гидрологические, биологические и температурные условия, в которых про­ мысел шел успешно. В первой половине прошлого года тов. Юданов вел консультацию промысла по научной части. Однако его указания бы­ ли весьма расплывчатыми н, главным образом, сводились к тому, что повторяли поиски на путях миграции прошлых лет без учета особенностей климатических условий нового года. В частности, это привело к пассивной тактике выжидания подходов сельдп у ряда промысловиков и вызвало большой иролов в августе 1952 года. Кстати, эту ошибку усугубило и то, что, вырвавшись в голову хода сель­ дп, где шла сельдь крупных размеров, Флот не мог успешно вести лов, так как был недостаточно снабжен сетями с ячеей 34— 36 миллиметров. С конца же августа по ноябрь работ­ ники ІШНРО не принимали участия в промысле, хотя находились в промысло- івом районе на научно-исследовательском корабле и могли бы оказать серьезную помощь. В конце октября, когда флот подходил к районам, где сельдь уходит на глуби­ ну, наши научные работники оказались не в силах решить, где же находится сельдь, и предлагали вести попеки в юго- восточном направлении, иовторя прошло­ годнюю ошибку. Настойчивые телеграммы с берега требовали, чтобы промысловики покинули район промысла, где была по­ теряна сельдь, и начали вести поиски в районах отмелей, хотя это и не отвечало сезону промысла. Вопрекп этим указаниям, промыслови­ ки все же не покинули облавливаемого района п. перестроившись на глубинный лов. нашли исчезнувшую сельдь. Переходом на глубинный лов моряки «Мурмансельди» решили основную загад­ ку промысла зимой: определены время, место, температурный режим и другие условия, при которых промысловые скоп­ ления сельди опускаются на глубину. По приказу министра рыбной промьпп- лоігности в 1953 году в сельдяном про­ мысле снова предусматривается освоение активных орудий лова: сельдяного тра­ ла и кошелькового невода Но каждый год мы не выполняем этого указания, так как создание сельдяного трала силь­ но задержалось, не изучены районы в океане, где бы мог быть применен ко­ шельковый невод. В прошлом году про­ мысловики Кольского госрыбтрсста выхо­ дили на сейнерах с кошельковыми нево­ дами, но успеха не добились, так как (Стремились выходить в те районы, где .шел успешный промысел сетями. А прак­ ти кой доказано, что там. где успешно идет I дрифтерный промысел (т. е. там. где сельдь идет рассыпной массой), не мож**т |быть успешно применен невод. II. наобо­ рот. там, где нагульная сельдь подымает­ ся отдельный косяком, успешно приме­ няется невод, и не имеют успеха дриф­ терные сети. Поражает бездеятельность лаборатории добычи, имеющейся при Полярной ин­ ституте. которая уже длительное время не может изготовить эффективный сель­ дяной трал. За три года нашей .работы в Атлантике только раза два, да и то на короткое время, появлялись работники этой лаборатории на промысле. Пзученнем промыслового района севе- ровосточной Атлантики в ПІІНРО в ос­ новном занимаются только 2 научных работника — тт. Марти и Юданов. Могут ли два работника справиться с такой сложной задачей, тем более, что они, каж­ дый порознь, но оба параллельно, решают одни н те же вопросы. К чему это сопер­ ничество — совершенно непонятно. Можно было избежать многих ошибок, если бы ПННР0, его научные работники приблизили свою деятельность к нуждам производства. • Только общими, коллективными уси­ лиями можно добиться успеха в таком большом деле, как окончательное освое­ ние промысла в северовосточной Атлан­ тике. Этого требуют от нас пятая сталин­ ская пятилетка, решения XIX съезда партип. Для полного освоения северовосточной Атлантики у нас есть все возможности. Необходимо каждый поисковый корабль. & возможно и часть промысловых кораблей, сделать кораблями-лабораториями, снаб­ див их оборудованием для производства анализов поверхностных и глубинных вод океана: надо обучить штурманский состав производству гидрологических ра­ бот, с обязательным ведением специаль­ ных журналов. Научно-исследовательские корабли дол­ жны быть подлинными проводниками со­ ветской передовой науки и направлять деятельность кораблей, имеющих лабора­ тории. Уже это будет большим шагом в деле подлинного содружества науки и практики в освоении северовосточной Атлантики. П это мероприятие, несомнен­ но, найдет полную поддержку.со сторо­ ны промысловиков. Г. ШАПОВАЛОВ. Заместитель начальника северо-ат- лантичосной экспедиции по про­ мыслу. «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz