Полярная правда. 1953, январь.
т № 1Ѳ (7433 ) аз января 1 6 5 3 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А г УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ С Т А Л ИН С К ОЙ ПЯТИЛЕ ТКИ Ж г О б Я З А Т Е Л Ь С Т М ------------ 1 I----------------------Б Д Е Й С Т В И И - 1 Корабль ушел на промысел д о с р о ч но Экипаж среднего траулера М 424 в прошлом году одни* и? первых спра вился с выполнением государственного плана н социалистических обязательств, данных в письме товарищу Q. В. Сталину. Годовой план экипажем вы полнен на 135.9 процента, а социали стическое обязательство — на 123 про цента. Обсудив обращение моряков траулера «Киров» о достойной встрече дня вы боров в местные Советы депутатов тру дящихся, коллектив среднего траулера принял в новом году социалистическое обязательство: «Несмотря на 18-днев- нын ремонт судна в первом квартале, не предусмотренный планом, обязуемся не только выполнить квартальный план, но и выловить сверх плана 150 цент неров трески». Отход судна в море графиком был определен на 18 часов 16 января. Эки паж судна, подсчитав своп возможно сти, решил выйтн в море ранее наме ченного графиком срока и обратился к коллективу механических мастерских междурейсового ремонта с предложени ем начать соревнование за досрочное окончание ремонта. Все работы по ре монту машины и палубных механиз мов, за исключением некоторых завод- jj ских работ, выполнены силами экипа жа суіна. Застрельщиком соревнования явилась машинная команда под руко водством старшего механика тов. Ме- ренкова. Пример стахановского труда показали также рыбный мастер тов. ІІанькин, матросы тт. Никитин, Зай цев н другие. Машииная команда своими силами отремонтировала котел и лебедку, за кончив работу на 40 часов раньше, чем положено по нормативам. Хоэошо трудились и ремонтники бригады сле сарей тов. Оснача механических мастер ских междурейсового ремонта тт. Загос кин, Сафонов, Тюкнн. Они выполнили свои работы досрочно на 10 часов. Благодаря усилиям двух коллективов — судовой команды и раоочих мастер ских — средний траулер на 31 час раньше срока был готов к выходу в очередной рейс. За досрочную поіготовку корабля к промыслу приказом по управлению «Мурмансельдь» капитану среднем тра улера >5 424 комсомольцу тов. Мель никову, старшему механику тов. Me- ренкову н всему личному составу ко рабля объявлена благодарность. Нет сомнения, что этот патриотиче ский почин экипажа среднего траулера •N j 424 найдет горячую поддержку у моряков кораблей управления «Мур мансельдь». М. НИКИТИН. Помполит третьего отряда уп равления «Мурмансельдь». Из отстающих —в передовые В прошлом году экипаж среднего траулера 838 не справился с вы полнением годового плана и социали стических обязательств, данных кол лективом в письме товарищу П. В. Сталину. На общесудовом собрании, подводившем итоги работы экипажа в 1952 году, был вскрыт ряд недостат ков. а также неиспользованные ранее резервы. Моряки решили наверстать упущенное, решительно улучшить ра боту в новом году. Чтобы преодолеть отставание, команда судна наметила конкретные мероприятия, направлен ные на расширение социалистического соревнования, укрепление трудовой дисциплины, улучшение политико-вос питательной работы. Сейчас корабль находится на сель дяном промысле. Комсомольцы (комсорг тов. Лутаев) оказывают командованию среднего траулера действенную помощь. Они разъясняют всему коллективу суд на материалы I I I съезда партии, яв ляются аастрельшикамп социалистиче ского соревнования и сами показывают пример стахановского труда на промыс ле. Председатель судового профсоюзного жоиитета тов. Мурашов регулярно под водит итоги соревнования. Выявляются передовики, о которых знает весь кол лектив. Обращение экипажа траулера «Ки ров» к морякам и рыбообработчикам Мурмана о достойной встрече дня вы боров в местные Советы нашло горя чий отклик у коллектива среднего траулера № 838. Команда корабля под руководством капитана тов. Долганева обязалась в 22 февраля выловить 650 центнеров сельди вместо 600 центне ров по плану на первый квартал. Первые итоги лова сельди в Север ной Атлантике показывают, что коман да корабля успешно преодолевает недо статки промысла прошлого года, ис пользует все возможности для того, чтобы с первых же дней нового года работать по-стахановски и выйти из отстающих в передовые. В результате улучшения организации труда всего коллектива за первую полозину яшкѵря выловлено 380 центнеров сельди, что составляет 68 процентов квартального плана. Осваивая опыт лучших промыслови ков «Мурмансельди». борясь за сла женную. іпѵжную работу всего экипа жа. моряки среднего траулера 838 полны решимости не снижать взятых темпов добычи сельди. Н<»смотря на шторм и другие трудности лова в зим них условиях, стахановцы корабля обя зуются новыми трудовыми подарками встретить день выборов в местные Со веты депутатов трудящихся. А. ШУВАЛОВ. -tf * БЬісшро и высо ко качес т венно ремонтировашЬ т р а у л е р Ьі Пи с ь ма с Му р м а н с к о й с у д о в е р ф и 1. У С Т Р А Н И Т Ь Н Е П О Л А Д К И 17 января 1953 года в кабинете на чальника корпусно-котельного цеха Мур манской судоверфи поел* работы собра лись бригадиры, мастера, технологи, нор мировщики, которых пригласили для об суждения вопроса, почему цех из месяца в месяц по выполняет государственного плана, и предприятие в целом не справ ляется с соблюдением срока выхода из ремонта кораблей тралового флота и «Мурмансельди». Первым выступил заместитель началь ника цеха тов. Лотонпи. Он обрисовал ис торию отставания цеха на протяжении многих месяцев 1952 года и сказал, что план января также находится под угрозой срыва. — Сам не пойму в чем дело,— говорит тов. Лотонии,— ведь раньше мы государ ственный план не только выполняли, но и перевыполняли, корабли выпускали из ремонта досрочно, а теперь они простаи вают на верфи по 2 — 3 месяца сверх графика. На этом обширном совещании погово рили и разошлись, как говорится, с тем, с чем собрались. Таких совещаний и соб раний у нас в цеху было и раньше очень много, но толку никакого. Все оставалось попрежнему. У «ас иа верфи есть главный инженер тов. Груднев— первый заместитель іи - ректора. Он должен обеспечить соблюде ние графиков ремонта кораблей, рьяно бороться за соблюдение сроков, быть всегда там, где особенно дают себя знать неполадки, помогать начальникам цехов. А что же получается на деле? Его нет ни там. где отстают, нп там, где требует ся помощь. Тов. Грудпев п похи приходит только тогда, когда уже ясно, что план провален и выясняет почему, да на каком основа нии вы не вы по лни ли плана. Тогда и ле тят предупреждения и выговоры началь никам цехов и мастерам. Разве это допустимо, чтобы корабль подняли на слип и за 6 дней отремонти ровали, если определение дефектов про ходит 4 дня? От кого это зависит? Только от глав ного инженера. Несвоевременно в цех приходят заказы и чертежи, причем чер тежи неточные, поэтому появляются пе ределки, которые вошли в систему. П за это никто никакой ответственности не песет. Главный инженер не интересуется и нормированием, а ведь с этим у нас тоже неблагополучно. Стоит посмотреть норми ровочные карты— по десять раз здесь все зачеркнуто, перечеркнуто, и рабочие существующих норм не знают. Наши-нор мировщики в судоремонте разбираются] Но не только внутренние непорядки в плохо. Пз троих нормпоовшиков двое — ; цехе мешают выполнению социалистиче ских ооязательств. планового отдела судоверфи. Плановый отдел плохо координирует и согласосы- тт. Кузнецов и Красиков совсем недавно 1 на нашем предприятии. Не оказалось, па- пример, работы у газосварщика Красико ва. то его в нормировщики перевели. Так, без учета подготовки подбирает кадры; вает деятельность отдельных цехов, дает начальник отдела труда п зарплаты вер-' в цехи недоработанные планы. Для чего фи тов. Егорог. j даются такие планы, которыми обычно Большая текучесть на пашем пред- не пользуются — неизвестно. Это очень приятии, особенно среди тех, кто вновь тормозит работу цехов, приводит к техни- постунаег иа верфь. | ческим неувязкам, простоям и штурмов- А ведь им выплачивают подъемные 1 за проезд, выдают единовременное посо бие. II есть немало таких, которые, не проработав одного месяца, уезжают, не имея на то никакого права. Текучесть кадров велика потому, что па верфи убрать, требуется затратить много вре* мени. Мы стремимся во что бы то нп стало Очень сильно сказывается слабая работа выполнить взятые обязательства, а усло вия для этого не созданы. И. НУТЕП0В. Мастер отдела техничесного контроля деревообделочного цеха. 3. Н Е У В Я ЗК И МЕЖДУ. Ц Е Х А М И Поддерживая почин моряков передового траулера «Киров», коллектив электрора- щине перед сроком сдачи судна из ре монта. Вот некоторые примеры. Научно-иссле довательское судно 6 ёыло запланиро- диоцеха судоверфи развернул соцпалисти- пяш» пппѵлтнть ич пеѵонтт 11 января чеокое соревнование за достойную встречу к п « я к а тому, что па всрФп но “ но іипустнть пз ремонта і і января. не Поісчв. боится с пой. не создают условии для ^ р^ о ” ~ яі " о р ! і тав своп возможности, коллектив цех» так как до 13 января судно держал вось- обязался выпустить пз^ ремонта^ мой цех. высокопроизводительного труда. С. К0ЖЕВНИН0В. Бригадир судосборщиков котель ного цеха. 2. С ТРЕМИМ СЯ Р А Б О Т А Т Ь П О -С Т А Х А Н О В С К И , А УСЛОВИИ Д Л Я Э ТО ГО Н Е Т Большой объем работ нам определен на траулере >2 18. срок выхода из ремонта которого давно прошел Но мы еще и не приступали к делу, так как нас опять задерживает цех 8 . тралового флота и «Мурмансельди» до срочно. Результаты соревнования уже видны. Бригада электриков тов. Мирошничен ко обязалась на траулере iN? 44 закон чить работы вместо 11 к 3 января. Свое слово бригада сдержала. В первой поло- Подобных примеров можно привести і вине января эта бригада выполняла нор- очень м-ного. Такое положение дел прпво- мы не ниже qe¥ на jg o процентов. Как п все трудящиеся нашей области,, ант к тому, что в последние дни перед) Брипца электриков тов. Русова, рабо- коллектив деревообделочного цеха судо-, сроком выхода корабля из ремонта всегда тад ^ МОнтаже электропроводки на верфи поддержал обращение моряков тра- ! научно-исследовательском судне X : 6 , , улера «Киров» о развертывании социа-, тируют рабочие всех цехов. Большая. вырабатывала до полутора норм за сме- листического соревнования за достойную, скученность вызывает недоброкачествен-; ну 3іч>го онд довилась 5 Лаіч>даря своевре- ■встречу дня выборов в местные Советы ность ремонта. Многое потом приходится 1 депутатов трудящихся. На общем собра-! переделывать. ' нии были приняты социалистические обя-1 Рабочие некоторых специальностей, не- ! зательства, направленные иа досрочный ; смотря на повышенный плап, пспользуют- выпуск судов из ремонта. сн не по назначению. Например, коно- т- ' і п т п н г п тпртпП и р г я п т т р п т т чѵютоп R новную раооту ПО МОНТажу СИЛОВОЙ И Коллектив цеха горячо взялся за осу-, натчикп третпи месяц используются в г няѵчно - пгпртлпя - шестіпение обягітеікстп По-стлтанозекп качестве подсооных рабочих. То же самое осветительной сети на научно-псследова ществление ооязательств. но стахановски. п ѴП1ЯПЛТ п™ ппрнь тельском судне. Мы осязались выполнять трудятся столяры тт. Иванов, Лыков, Ко-. м°а;но сказать и о малярах, нее это оіень igQ ц нпоп Грипп Кнпорн тотнпкп бпигаі сильно отражается на выполнении плана . 1 нормы не менее, чем на и и процентов н няев, ьенпн, пир» ев, плотники иригад шѵатамѵ mm прт w 10 іней закончить весь монтаж к 15 января. Свое тт. Смирнова, Вещагина, Седунова, тике- не случайно поэтому наш цех за іи дней, ^ язатеіьств мы ВЬІп01ніпн лажники бригады тов. Глпнкова и другие, января выполнил только 19,5 процента: • Но нргмотпп на ато пет гвопт «н.яіа - 1 месяпного плана’ не случайно за 2 пос- Но сделать все это мы могли значи- ііо, несмотря на это, цех своих оояза дсдних МРСЯпа 1 9 5 2 т а судоверфь не 1 тельно раньше, если бы не неурядицы, выполнила плана по выпуску товарной происходящие из-за плохой работы пла менной подготовке рабочего места, пра вильной расстановке людей, уплотнения рабочего дня. Бригада, которой я руковожу, вела ос- тсльств не выполняет. Почему? Слабо на лажена в цехе организация труда. Неко торые мастера (гг. Хохлни, Козлов) рабо тают плохо. Рабочие по несколько дней не имеют на руках нарядов, не знают, сколько они заработали за ту пли иную работу. Оформление нарядов ведется* не- ! правильно. В нарядах указываются толь- , ко разряды и часы, а количество выпол- ! пяемой работы и оплата за нее пе ста- I вятся. Соревнующиеся брпгады и отдель- I пые рабочие пе знают о результатах сво его труда. Социалистическое соревнование в цехе I налажено слабо. Контроль за его ходом не организован, итоги подводятся редко, по- продукцпп. В цехе бездействуют многие станки и механизмы, нехватает самых простых инструментов — топоров, напильников, молотков. Дело доходит до того, что вновь поступающим нечем работать. нового отдела верфи. Плановый отдел ча сто рассылает по цехам неуточнеяныв планы. По таким планам к работе при ступать нельзя. Если же приступишь, то обязательно случится неувязка. Так, нам пришлось долго ждать, пока деревообде лочный цех закончит обшивку и отделку научно-исследовательского Но отдел главного Nмеханика, отдел снабжения (тов. Ефимов) и главный пн -'( помещений женер тов. Груднев смотрят на все это. судна. сквозь пальцы. От того, как плановый отдел будет ко- Экипажи кораблей, находящихся на, ордпнировать работу цехов, во многом за- ремонте, мало способствуют тому, чтобы висит выполнение плана верфи в целом. он был произведен как можно скорее. Ра бочие места па судах не подготавлп- этому соревнование зачастую носит фор- ваются. На палубах, обычно, снег, грязь, мальный характер. I захламленность. Для того, чтобы все это А. МАНУЕВ. Секретарь парторганизации злен- трорадиоцеха. П о п р и м е р у к а п и т а н а - н о в а т о р а Т и ф а н о в а По пути максимального использования сырьевой базы, повышения уловов сельдп j каждым судном идут сейчас экипажи j многих средних траулеров «Мурмансель ди». Большую помощь оказал им в этом опыт работы промысловнка-поватора ка питала среднего траулера «Араке» тов. Тифанова. Новые методы постановки дрифтерного порядка дели положитель ные результаты п на других кораблях, освоивших этот способ. Хороших результатов па сельдяном ло ву асбился экипаж среднего траудера 347 (капитан тов. Титов). Стремясь достойно встретить день выборов в мест ные Советы, коллектив корабля обязал ся к 22 февраля выполнить квартальный пл-ін. Отлично раоотают в эти дни дрпф- мейстер кимеомол<мі тов. Попов, моторист і комсомолец тов. Васильев, старшпй штур- , мап комсомолец тов. Уткпп, второй ме- * ханнк тов. Морозов. Огахаповпы-промысловпки крепко дер жат свое слово. За десять дней они су мели намного перекрыть месячный план добычи сельдп. Экипаж комсомольско-мо лодежного судна обязуется дать Родине ко дню выборов десятки центнеров сель дп сверх повышенных обязательста ЗА ТЕСНОЕ СОДРУЖЕСТВО НАУКИ ИПРАКТИКИ Директивы XIX съезда по пятому пя- тилегнему плану открывают величествен- бы объяснить, как ведет себя сельдь в і «Наставления по разведке селып», не определенные времена года, в каких ме-'данные в 1952 году, являются повторе ние перспективы дальнейшего развитая стах океана она должна накапливаться в ! нием предыдущих наставлений и инст- советской экономики. Предусмотренное j промысловых количествах, какие орудия ' рукцнй по промыслу сельди. Разница за- дпрективами съезда увеличение Флота лова наиболее эффективны. I ключается лишь в том, что первые на- рыбной промышленности, реет производ- Нашим промысловикам необходимо по- ставленил относились к прибрежному ло- ства рыбной продукции на 58 процентов собие. которое отвечало бы на вопросы: •ву, а вторые — вообще отвлеченные, по сравнению с 1950 годом обязывает где. когда, какими орудиями лова, на к а - : вне времени и пространства. Нричем но- рыбаков Мурмана работать лучше, сме*' кой глубине надо ловить сельдь, по ка- вые наставления частично иовторяют те лее осваивать новые промысловые вайо -' ким природным признакам можно ориеп -1 же ошибки. ны . применять передовые методы лова, тироваться, чтобы ессти успешный про- Промысловикам известно, что каждый увеличивать добычу рыбы. Практически осваивая новые промыс- мысел. Правда, в последние годы Полярный лозые районы в северовосточной Атлан- институт рыбного хозяйства и океано- тнке, большой шаг вперед сделали про- графин издавал инструкции и наставле- иысловнки «Мурмансельди». щія по промыслу и поиску сельди, но В 1950 году была разбита «теория», >они отстают от наших запросов, не отве- что сельдь ловится только в прибрежных ( чают современным требованиям промысла районах, внесена существенная поправка и поиска сельди и к тому же грешат в старую поговорку: «Держись берега — будет рыба». Промысловики стали ловить рыбу не только у берегов, но и непосред ственно в океане. С открытием вертикальных миграций сельди в зимнее время вопрос круглого дичного промысла был решен. Однако организация промысла в настоящее вре мя не может нас удовлетворить, тем бо- грубыми ошибками. Изданные в 1950 году «Наставления и инструкции по сельдяному промыслу» говорят о прибрежном промысле и не мо гут удовлетворить промысловиков, так как промысел сейчас ведется в океане и не связан с отмелями 1 и свалами. Эти на ставления учат промысловиков: «зон і I интенсивного цветения сельдь избегает: лее. что она имела серьезные н е д о с т а т к и ;^ опускается ниже ^ ра 3 вивающих- Л „ n„ t¥Tt 'СЯ водорослей, либо отходит в сторону». ѣабннетное руководство поиском сельдп і ~ „ со стороны промысловой разведки, пмев-І Утверждение, являясь ошибочным, шей в прошлом году всего пять кораб-. Принесло ШІ0 Г 0 вреда промысловикам, лей, не могло дать положительных ре -. пока на ка н ти ке не было установлено, зультатов для обеспечения флота сырье - :470 в 30Нах цветения мопіпо успешно ло- вой базой. П о э т т приходилось, как к | «“ ьіь. Как у берегов Исландии в чосзЕЫчайной мере, прибегать к поискам . r o w * так и в океане с сельди всем флотом. | 19о° г* по настоящее время. Флот ус- Тактика поиска сельди флегом приме- промышлял в зонах цветения, по- нялась и была допустима в силу необхо-, 07 *° центнеров рыбы за димостп в экспериментальный период. промысла. Но сейчас необходимо усилить | В тех же наставлениях говорится: поисковый Флот как путем 4 увелпчеипя «Присутствие в планктоне молодого ка толичества поисковых кораблей, так и лянуса розового нлп красного цвета... яв- иутем тщательного подбора кадров поис- ляется благоприятным показателем в от- ковикое. Надо добиться, чтобы промысло вая разведка была ответственной га обес печение Флота сырьевой базой. ношении сельди». П это утверждение нацеливает промыс ловиков на ложный путь отыскания І гося пищей сельди. До сего времени мы не имеем Фунда- красного калянуса. Практика промысла с j сельди еще не было вгентальной теоретической базы, которая: 1948 года показала, что там, где имеется ■надо понимать, что промысловый район имеет свои особенно сти, что существует какая-то причинная связь между поведением сельдп и гидро биологическими. метеорологическими ус ловиями в океане е каждый данный пе риод. Именно это заставляет сельдь дер жаться в определенных районах. П вот «Наставления по ралводке сель ди», изданные в 1952 году, на 20 стра нице учат промысловиков: «Сельдь не об разует также скоплений в районах ин тенсивного развития диатомовых водоро слей». Это положение рекомендует избегать районы зелени, однако что такое «диато: новые» зодороелп — наставление не объясняет: неігзвестно, можно ли ис кать сельдь вне диатомовых водорослей. П ром ы с л о в и к знает, что в морс бывает обильная зелень и бывает зелень разре женная. Так где жо следует искать сельдь? На 21 странице наставлений говорит ся. что «при больших количествах крас ного калянуса в планктоне скопления сельди маловероятны, так как обилие планктона показывает на то, что ее не было. Более вероятны концентрации сельдп на границах скопления каля нуса». Очень несмело выступают здесь авто ры наставлений. По утверждению авто ров. скопления сельдп маловероятны, это значит, что доля вероятности при таких условиях все же имеется. Если обилие в планктоне красного калянуса, являюще- показывает, что (по наставлениям калянус еще не отвечала бы на жизненно важные вопро-. красный каляиус, сельди в промысловых съеден сельдью), то терпеливые поискови- сы сельдяного промысла, которая иогла 1 количествах но бывает. 1 ьн, прочитав это наставление, будут ме тать сети на обильный красный каля- нус в ожидании, когда появится сельдь. Но ведь практикой, сотиями дрейфов про мысловиков доказано, что сельдь нужно искать там, где нет красного калянуса. Почему же это не сказать прямо? Третье пособие под названием «Про мысловая лоция» не соответствует свое му названию, так как является повторе нием предыдущих инструкций и настав лений в несколько ином изложении. Большую часть «Промысловой лоции» занимают описание жизни сельдей миро вого океана и общие тезисы о сельди на шего района. К разделу промысловой ло ции отнесены несколько статистических данных о районах, где облавливалась сельдь в прошлые годы. «Промысловая лоция» также не является серьезным по собием, которое могло бы удовлетворить нужды промысловиков. В практике нам приходится встречать ся _в океане с различными видами тече ний, имеющими определенные закономер ности. В практике промысла сельди дриф- терпымп сетями знание направления и скорости течений играет первостепенную роль, так как это помогает удерживать корабль на облавливаемых косяках. ІЬ до сего времени промысловики ие знают этих закономерностей. Предложенная промысловикам схема течений в северовосточной Атлантико имеет настолько мелкий масштаб, что не ножет служить хорошим пособием. Полезным пособием для промысловиков мог бы явиться календарь уловов, состав ленный старшим научным сотрудником ІІПІІР0 тов. Юданоеым. но недостаток календаря в том. что он только конста тирует факты — уловы на сеть по ме сяцам в отдельных районах промысла, — п не отражает полностью существовав шую в то время промысловую обстанов к у — гидрологические, биологические и температурные условия, в которых про мысел шел успешно. В первой половине прошлого года тов. Юданов вел консультацию промысла по научной части. Однако его указания бы ли весьма расплывчатыми н, главным образом, сводились к тому, что повторяли поиски на путях миграции прошлых лет без учета особенностей климатических условий нового года. В частности, это привело к пассивной тактике выжидания подходов сельдп у ряда промысловиков и вызвало большой иролов в августе 1952 года. Кстати, эту ошибку усугубило и то, что, вырвавшись в голову хода сель дп, где шла сельдь крупных размеров, Флот не мог успешно вести лов, так как был недостаточно снабжен сетями с ячеей 34— 36 миллиметров. С конца же августа по ноябрь работ ники ІШНРО не принимали участия в промысле, хотя находились в промысло- івом районе на научно-исследовательском корабле и могли бы оказать серьезную помощь. В конце октября, когда флот подходил к районам, где сельдь уходит на глуби ну, наши научные работники оказались не в силах решить, где же находится сельдь, и предлагали вести попеки в юго- восточном направлении, иовторя прошло годнюю ошибку. Настойчивые телеграммы с берега требовали, чтобы промысловики покинули район промысла, где была по теряна сельдь, и начали вести поиски в районах отмелей, хотя это и не отвечало сезону промысла. Вопрекп этим указаниям, промыслови ки все же не покинули облавливаемого района п. перестроившись на глубинный лов. нашли исчезнувшую сельдь. Переходом на глубинный лов моряки «Мурмансельди» решили основную загад ку промысла зимой: определены время, место, температурный режим и другие условия, при которых промысловые скоп ления сельди опускаются на глубину. По приказу министра рыбной промьпп- лоігности в 1953 году в сельдяном про мысле снова предусматривается освоение активных орудий лова: сельдяного тра ла и кошелькового невода Но каждый год мы не выполняем этого указания, так как создание сельдяного трала силь но задержалось, не изучены районы в океане, где бы мог быть применен ко шельковый невод. В прошлом году про мысловики Кольского госрыбтрсста выхо дили на сейнерах с кошельковыми нево дами, но успеха не добились, так как (Стремились выходить в те районы, где .шел успешный промысел сетями. А прак ти кой доказано, что там. где успешно идет I дрифтерный промысел (т. е. там. где сельдь идет рассыпной массой), не мож**т |быть успешно применен невод. II. наобо рот. там, где нагульная сельдь подымает ся отдельный косяком, успешно приме няется невод, и не имеют успеха дриф терные сети. Поражает бездеятельность лаборатории добычи, имеющейся при Полярной ин ституте. которая уже длительное время не может изготовить эффективный сель дяной трал. За три года нашей .работы в Атлантике только раза два, да и то на короткое время, появлялись работники этой лаборатории на промысле. Пзученнем промыслового района севе- ровосточной Атлантики в ПІІНРО в ос новном занимаются только 2 научных работника — тт. Марти и Юданов. Могут ли два работника справиться с такой сложной задачей, тем более, что они, каж дый порознь, но оба параллельно, решают одни н те же вопросы. К чему это сопер ничество — совершенно непонятно. Можно было избежать многих ошибок, если бы ПННР0, его научные работники приблизили свою деятельность к нуждам производства. • Только общими, коллективными уси лиями можно добиться успеха в таком большом деле, как окончательное освое ние промысла в северовосточной Атлан тике. Этого требуют от нас пятая сталин ская пятилетка, решения XIX съезда партип. Для полного освоения северовосточной Атлантики у нас есть все возможности. Необходимо каждый поисковый корабль. & возможно и часть промысловых кораблей, сделать кораблями-лабораториями, снаб див их оборудованием для производства анализов поверхностных и глубинных вод океана: надо обучить штурманский состав производству гидрологических ра бот, с обязательным ведением специаль ных журналов. Научно-исследовательские корабли дол жны быть подлинными проводниками со ветской передовой науки и направлять деятельность кораблей, имеющих лабора тории. Уже это будет большим шагом в деле подлинного содружества науки и практики в освоении северовосточной Атлантики. П это мероприятие, несомнен но, найдет полную поддержку.со сторо ны промысловиков. Г. ШАПОВАЛОВ. Заместитель начальника северо-ат- лантичосной экспедиции по про мыслу. «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz