Полярная правда. 1953, январь.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Н 1 0 (7424 ) 13 шшаря 1 9 6 3 г. ] И. В. Сталин об основных предварительных условиях перехода от социализма к коммунизму - По мер* нашего продвижения вперед все больше и больше розрастает органн- вующее, мобилизующее и преобразующее аначёние марксистско-ленинской теории. «Труды товарища Сталина, — говорил тов. Малепков в отчетном докладе XIX съезду партии, — являются ярким пока­ зателем того, какое выдающееся значение наша партия придаёт теории. Революци­ онная теория была, есть и буіет немевк- нупшм светочем, который озаряет путь продвижения нашей партии в нашего на­ рода вперед к полному торжеству комму­ низма». Гениальное произведение П. В. Сталина «Экономические проблимы социа­ лизма в СССР», исторические решения XIX съезда Коммунистическое партии яв­ ляются величественной программой по­ строения коммунизма. Опираясь на глубокое, всестороннее знание объективных законов социализма, товарпщ Сталин в своей работе « Эконо­ мические проблемы социализма в СССР» указывает основные пути создания необ­ ходимых условий для перехода к комму­ низму. «Для того, — пишет товарищ Сталпн. — чтобы подготовить действи­ тельный, а не декларативный переход к коммунизму, нужно осуществить по край­ ней мерс три основных предварительных условия. 1. Необходимо, во-перных. п р о ч н о обес­ печить... непрерывный рост всегл общест­ венного производства с преимуществен­ ным ростом производства средств произ­ водства... - 2. Необходимо, во-вторых, путем по­ степенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение то­ же пѵт?м постепенных переходов ваме- нить системой продуктообмена, чтобы центральная власть или другой какой- либо обшественно-акономическпй центр мог охватить всю продукцию обществен­ ного производства в интересах общества... 3. Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного роста общества, кото­ рый бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие пх физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование достаточное іля того, чтобы стать активными деятелями общественно­ го развития, чтобы они имели возмож­ ность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на вело жизнь, в си­ лу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии» (Стр. 66— 69). Осуществление этих условий базирует­ ся на основном экономическом законе Социализма, существенными чертами и требованиями которого является, как указывает товарищ Сталин, «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных в культурных потребностей всего общества путём не­ прерывного роста н совершенствования социалистического производства на базе высшей техники». Основной экономический закон социа­ лизма дает возможность понять и успеш­ но осуществлять задачи коммунистиче­ ского строительства. Из этих важнейших положении товарища Сталина исходил XIX съезд партии, утверждая директивы по пятому пятилетнему плану развития СССР. 1. Претворяя в жизнь сталинскую поли­ ти ку индустриализации страны и коллек­ тивизации сельскою хозяйства. Комму­ нистическая партия и Советское государ­ ство за годы довоенных пятилеток доби­ лись гигантского роста социалистическо­ го производства, добились превращения нашей Родины в могучею, социалисти­ ческую индустриально-колхозную іержа- ву с первоклассной индустрией, передо- вым, крупным, коллективным, самым Механизированным в мире сельским хо­ зяйством. За 13 предвоенных лет и за годы послевоенной пятилетки в нашей стране воздвигнуто около 15 гысяч сов­ ременных промышленных предприятий. В послевоенные годы был достигнут новый мощный подъем социалистической промышленности. В 1951 году объем промышленной продукции превзошел уровень іовоеняого 1940 года в 2 с лишним раза. Промышленность, произво­ дящая средства производства, по общему подъему производств* в 1951 году прев­ зошла довоенный уровонь в 2.4 раза. .Товарищ Сталин учит, что преимущест­ венный рост производств средств произ­ водства необходим для обеспечения обору­ дованием всех отраслей народного хо­ зяйства, для осуществления расширенно­ го воспроизводства. Преимущественный рост производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления предусматривается также п в новой пятилетке. В *1951— 1955 гг. темп роста производства средств произ­ водства (группа «А») определен в разме­ ре 13 процентов, а производство пред­ метов потребления (группы «Б») — 11 лроцентов. Производство средств произ­ водства должно вырасти за пятилетку, примерно, на 80 процентов, а производст­ во предметов потребления, примерно, на .65 процентов. В СССР осуществляется непрерывное совершенствование производства на базе высшей техники, на основе достижений передовой советской пауки, на основе технического прогресса. Наша тяжелая индустрия в огромных масштабах развер­ нула произвідство новых машиз и меха­ низмов. современного оборудования, кото­ рыми оснащались и оснащаются все от­ расли промышленности. Все более широ­ кое применение находяі новые, более совершенные технологические процессы, высокопроизводительные методы органи- ■ зации труда и производства. Только за I последние три года советское машино- • строение создало около 1.600 новых ти­ пов машин и механизмов. Для решения грандиозных задач ком­ мунистического строительства особенио важное значение пмеют высокие темпы развития советского машиностроения. Директивы XIX съезда партпи по пятому пятилетнему планѵ предусматривают увеличение производства продукции ма­ шиностроения и металлообработки за пя­ тилетие, примерно, в 2 раза. Советские люди, приводящие в движе­ ние сложную высокоразвитую современ­ ную систему орудий производства, сами постоянно совершенствуют своп навыки к труду, обогащают свои производствен­ ный опыт, повышают свой культурно- технический уровень. Непрерывно разви­ вается социалистическое соревнование, являющееся одной пз движущих сил со­ циалистического общества. Социалистические производствен­ ные отношения, т. е. отношения товари­ щеского сотрудничества и взаимопомо­ щи на базе общественной собственности на средства производства, у нас пол­ ностью соответствуют производительным силам страны и служат главной и ре­ шающей силой, определяющей пх разви­ тие. Об этом свидетельствует бурное развитие всех отраслей народного хозяй­ ства. История человечества не знает таких быстрых темпов развития, какими растет нашз социалистическая промыш­ ленность. Так, в 1951 году объем про­ дукции промышленности составил 1.2G6 процентов по сравнению с 1929 годом. Совершенно иная картина наблюдается в капиталистических странах. За время с 1929 по 1951 год промышленная про­ дукция в США выросла лишь на 100 про­ центов, в Англии — на 60 процентов, в Италии — ва 34 процента и во Франции — лишь на 4 процента. Если учесть, что имеющийся незначительный рост про­ мышленной продукции в капиталистиче­ ских странах происходил за счет гонки вооружений, то станет ясно, что промыш­ ленность ' капиталистических государств прозябает, топчется на месте, тогда как промышленность СССР и стран народной демократии бурно, все убыстряющимися темпами развивзется. О невиданно высоких темпах развития социалистической промышленности гово­ рят и следующие данные. За два года — 1951— 1952 гг. выпуск промышленной продукции в нашей стране превышает размеры промышленной продукции, выпу­ щенной за две довоенные пятилетки, вме­ сте взятые: за один лишь 1952 год вы­ пуск черных металлов, электроэнергии, угля, нефтепродуктов, цеМсйті и предме­ тов широкого потребления намного Пре­ вышает то количество, которое было про­ изведено за все годы первой пятилетки; за 1952 год изготовлено машин и обору­ довании гораздо больше чем за первую и вторую пятилетки, вместе взятые. Про­ грамма мощного экономического подъема, намеченная товарищем Сталиным в исто­ рической речи 9 февраля 1946 года, ус­ пешно выполняется. Выполнение пятого пятилетнего плана обеспечит дальнейшее мощное развитие производительных сил социалистической промышленности. Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану раз­ вития СССР предусматривают повышение уровня промышленного производства за пятилетие, примерно, на 70 процентов прп среднегодовой темпе роста всей ва­ ловой продукции промышленности, при­ мерно, на 12 процентов. Капи­ тальные вложения в промышленность в 1951— 1955 годах увеличиваются, при­ мерно, в 2 раза по сравнению с 1946 — 1950 годами. В 1955 году объем промышленной продукции увеличится по сравнению с 1940 годом в 3 раза. Неуклонный рост производства, разви­ тие по восходящей линии характерно и для нашего сельского хозяйства. Пока в области сельское хозяйства страны пре­ обладали старые капиталистические производственны0 отношения, темпы раз­ вития производительных сил были срав­ нительно медленные. В первые годы мир­ ного социалистического строительства после гражданской войны, когда • реша­ лась задача восстановления сельского хо­ зяйства, когза erne Ht были созданы все необходимые предпосылки тля перевода бедняпко-середпяцкпх хозяйств на путь социалистического развития, Советская власть базировалась на двух экономиче­ ских основах — на социалистической промышленности и на индивидуальном мелкотоварном крестьянском хозяйстве, порожіагопіем капиталистические элемен­ ты. Опираясь на закон обязательного соот­ ветствия производственных отношений характеру произволптельных сил. Совет­ ская власть при активной поддержке бед- няпко-середняцкпх масс крестьянства за­ менила в сельском хозяйстве старые производственные отношения новыми, со­ циалистическими производственными от­ ношениями. Новые социалистические производ­ ственные отношения оказели огромное влияние на дальнейшее развитие произ­ водительных сил сельского хозяйства. Онп обеспечили успешное решение задач меха­ низации сельского хозяйства, широкого применения иовейіпнх достижений науки, повышения производительности труда кол­ хозников, что позволило осуществить вы­ сокие темпы развития сельского хозяйст­ ва, необходимые для реализации програм­ мы коммунистического строительства. Про­ дукция сельского хозяйства за время 1933 по 1940 год выросла па 77 про­ центов. В США за это же время продук­ ция сельского хозяйства выросла всего лишь на 7 процентов. За период с 1928 по 1940 год тракторный парк в сельском хозяйстве увеличился с 26,7 тысячи до 523 тысяч тракторов. С 1940 гола общая мощность тракторного парка в МТС и совхозах увеличилась ча 59 процентов н комбайнов — на 51 процент. В послевоенной период социалистиче­ ское сельское хозяйство, несмотря на ог­ ромный ущерб, нанесенный фашистскими варварами, сделало новый крупный шаг вперед. Уже на третий год после оконча­ ния войны производство зерна было вос­ становлено. а в 1952 году оно достигло 8 миллиардов пудов. Зерновая проблема, считавшаяся ранее наиболее острой и серьезной проблемой, решена с успехом. Новым пятплетнпм планом предусмат­ ривается дальнейший крупный рост производства сельскохозяйственной про­ дукции, повышение урожайности всех сельскохозяйственных культур и увеличе­ ние продуктивности животноводства. Выполнение пятплетнего плана как в области промышленности, так и в обла­ сти сельского хозяйства обеспечит даль­ нейший крупный подъем производства и значительно ускорит решение историче­ ской задачи — создания изобилия пред­ метов потребления в нашей стране. 2. Одним из основных предварительных условий подготовки перехода к коммуниз­ му, как указывает товарищ Сталин, яв­ ляется поднятие колхозной собственности до уровня общенародной собственности пу­ тем постепенной замены товарообращения продуктообменом. Товарищ Сталпн дает решение п этой коренной задачи коммунистического строительства. Рассматривая взаимоотно­ шения между производительными силами и производственными отношениями на современном этапе развития социалисти­ ческого сельского хозяйства нашей стра­ ны. товарищ Сталпн указывает на две стороны этих взаимоотношений — на пол­ ное соответствие производственных отно­ шений характеру производительных сил и на наличие противоречий между произво­ дительными силами и производственными отношениями. Товарпщ Сталин пишет: «Конечно, наши нынешние производствен­ ные отношения переживают тот период, когда они. вполне соответствуя росту производительных сил, двигают их вперёд семимильными шагами» (Там же. стр. 67). Но это нп в какой мере не означает, что нет известных противоречий между двумя основными сторонами социалисти­ ческого производства. Противоречия есть и будут в силу того, что развитие произ­ водственных отношений отстает и будет отставать от развития производительных сил. Одпа из основных особенностей разви­ тия социалистического способа производ­ ства в нашей стране состоит в том, что противоречия между производительными силами и производственными отношения­ ми в результате правильной политики Коммунистической партии и советского правительства не могут дойти до кон­ фликта. Товарищ Сталпн учит, что «за­ дача руководящих органов состоит в том, чтобы своевременно подметить нарастаю­ щие противоречия и во-время принять меры к их преодолению путём приспо­ собления производственных отношений к росту производительных сил» (Там же, стр. 68). В настоящее время назревает противо­ речие между дальнейшим развитием произ­ водительных сил советского общества и такими экономическими явлениями, как колхозно-групповая собственность и то­ варное обращение. В развитии социали­ стического хозяйства иашей страны кол­ хозная собственность и товарообращение играют п еще будут пграть положитель­ ную роль в ближайшем будущем. Поэтому партия борется з.і дальнейшее всемерное укрепление и умножение групповой-кол- хозвой собственности. за дальнейшее ор­ ганизационно-хозяйственное укрепление колхозов, как необходимое . условие для поднятия колхозной собственности до уровня общенародной собственности. Но в то же время надо иметь в виду, что груп- повая-колхозная собственность п товар­ ное обращение, как указывает товарищ Сталин, «уже теперь начинают тормозить мощное развитие наших производитель­ ных сил, поскольку они создают препят­ ствия і.ля полного охвата всего народного хозяйства, особенно сельск-.го хозяйства, государственным планированием. Не мо­ жет быть сомпенпя. что чем дальше, тем больше будут тормозить эти явления даль­ нейший рост производительных сил на­ шей чстраны. Следовательно, задача со­ стоит в том, чтобы ликвидировать эти противоречия путём постепенного превра­ щения колхозпой собственности в обще­ народную собственность и введения про­ дуктообмена — тоже в порядке постепен­ ности — вместо товарного обращения» (Там же, стр. 68). Только на основе неуклонного роста общественного производства нашей страны возможно создание необходимого изобилия продуктов. Но чем дальше мы будем продвигаться впере* к коммунизму, тем больше колхозпая собственность и товар­ ное обращение будут служить препятст­ вием в разрешении этой задачи. Для того, чтобы преодолеть это п.ютнворечпе меж­ ду производительными силами и произ­ водственными отношениями в народном хозяйстве нашей страны, есть, как ука­ зывает товарищ Сталин, лишь один путь — постепенно поднять колхозно-группо­ вую собственность до уровня общенарод­ ной собственности. Но, «чтобы поднять колхозную собственность до уровня обще­ народной собственности, нужно выключить излишки колхозного производства из си­ стемы товарного обращения и включить их в систему продуктообмена между госу­ дарственной промышленностью и колхо­ зами» (Там же. стр 93). Теоретически обобщая уже имеющийся опыт зачаточных форм продуктообмена между социалистической промышлен­ ностью и колхозным производством, товарищ Сталин с гениальной щюзорлн- востью намечает конкретные пути п ж е ­ ненного перехода от колхозно-групповой собственности к общенародной собствен­ ности. Существующие зачатки продукто­ обмена в вилр так называемого «отовари­ вания» продукции хлопководческих, льноводческих, свекловичных и других колхозов уже показали, что они безуслов­ но выгодны не только для государства, но и для самих колхозов. Не случайно, что именно среди этих колхозов особенно много богатых. Задача, как указывает товарищ Сталин, состоит в том, чтобы «зачатки продуктообмена организовать во всех отраслях сельского хозяйства и раз­ вить их в широкую систему продуктооб­ мена с тем, чтобы колхозы получали за свою продукцию не только деньги, а глав­ ным образом необходимые изделия. Такая система потребует громадного увеличения продукции, отпускаемой городом деревне, поэтому её прпдётся вводить без особой торопливости, по мере накопления город­ ских изделий. Но вводить её нужно неук­ лонно, без колебаний, шаг за шагом со­ кращая сферу действия товарного обра­ щения и расширяя сферу действия про­ дуктообмена» (Там же, стр. 94). В процессе превращения групповой колхозной собственности в общегосударст­ венную собственность будет решаться и задача преодоления имеющего место су­ щественного различия между городом и деревней. Выполнение предусмотренных пятым пятплетнпм планом мероприятий по даль­ нейшему укпепленпю общественного хо зяйства колхозов, по дальнейшему подъему всех отраслей сельского хозяйства и росту сельскохозяйственного производства будет иметь большое значение для осуществле­ ния постепенного перехода от колхозно- кооперативной собственности к общегосу дарственной собственности путем введения продуктообмена вместо товарного обраще­ ния. 3. новые, более современные «ормы а т. (Там же). Непрерывное развитие социалистиче­ ского производства в нашей стране нахо­ дит яркое выражение в быстром росте Производительности труда, являющемся результатом не только совершенствования и широкого применения новейшей техни­ ки, но и неуклонного повышения кул^>- Семинар комсомольских работников Й1*|йях tips Мурманском бкоме ВЛКСМ МКойЧйл свою работу семинар завед Однпм из основных предварительных условий перехода к коммунизму, как учит товарищ Сталин, является такой культур­ ный рост общества, который бы обеспечпл всем членам общества всестороннее раз­ витие их Физических п умственных спо­ собностей. Для этого, указывает товарпщ Сталпн. необходимо сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов и тем самым дать достаточно сво­ бодного времени для получения всесто­ роннего образования. Партия и Советское государство доби­ лись огромных успехов в развитии науки и культуры. Расходы на просвещение увеличились с 22,5 миллиарда рублей в 1940 году до 57,3 миллиарда рублей в 1951 году. Сейчас в нашей страче обу­ чается 57 миллионов человек. Во всех областях коммунистического строительства работает в настоящее время около 5,5 миллиона специалистов с высшим п сред­ ним специальным образованием. Армия советской интеллигенции насчитывает в своих рядах свыше 10 миллионов чело­ век. Крупные успехи достигнуты в раз­ вития советской науки н техники, лите­ ратуры и искусства. Коммунистическая партия п Советское государство проделали колоссальную ра­ боту по осуществлению в нашей стране культуоной революции, по созданию новой народной интеллигенции из рабочих и крестьян, по воспитанию нового духовного облика советского человека — патриота социалистической Родины, сознательного строителя коммунизма. За годы советской власти неизмеримо поднялся культурно-технический уровень трудящихся Яркое свидетельство этому всенародный размах социалистического соревнования, мощный подъем творческой активности трудящихся, громадный рост числа рационализаторских и изобрета­ тельских предложений. Но, чтобы осуществить переход к ком­ мунизму, необходим неизмеримо больший рост культуры советских людей, необхо­ димо значительно выше поднять культур­ но-технический уровень трудящихся. В директивах XIX съезда партии по пятому пятплетнему плану ярко выра­ жены эти важнейшие задачи. Предусмат­ ривается завершить к концу пятилетки переход от семплетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилет­ ка) в столицах республик, городах рес­ публиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах; подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десяти­ летка) в остальных городах и сельских местностях: количество учащихся в 8— 10 классах в городских школах долж­ но быть увеличено в 1955 году по срав­ нению с 1950 гг дом в 4 раза п в ссль- екпх средних школах— в 4,5 раза. В связп с этим потребуется расширить подготовку учителей, улучшить работу органов народного образования. Строи­ тельство городских и сельских школ в новом пятилетии будет узеличено на 70 процентов по сравнению с предыдущим пятилетием. «В целях дальнейшего повышения со­ циалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспече­ ния учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессии, — говорится в директивах съезда. — приступить к осуществлению политехнического обучения в средней шко­ ле и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехниче­ скому обучению». Огромное значение имеет дальнейший подъем культурно-технического уровня трудящихся. В первые годы существова­ ния советской власти «культурно-техни­ ческий уровень рабочих был слишком низок п далеко отставал от уровня тех­ нического персонала» (И. Сталин. Эконо­ мические проблемы социализма в СССР, стр. 28). Но в ходи социалистического строительства значительные изменения произошли и в атом отношении. Соцсо­ ревнование приняло массовый характер потому, что. как указывает товарпщ Сталин — «сред;* рабочих нашлись це­ лые группы товарищей, которые не толь­ ко освоили технический минимум, но пошли дальше, стали в уровень с техни­ ческим персоналом, стали поправлять техников и инженеров, ломать существу ющие нормы, как устаревшие, ввоіяіь турно-техяпческого уровня трудящихся как города, так и деревня. У нас выросла целая армия новаторов производства, обо­ гащающая своим разносторонним творче­ ством советскую .вауку н технику. Но вместе с тем далеко не все еще сделано в отношении поднятия культурно-техни­ ческого уровня рабочих до уровня инже­ нерно-технического персонала, «Цто было бы, — пишет товарпщ Сталин, — если бы не отдельные группы рабочих, а большинство рабочих подняло свой куль­ турно-технический уровень до уровня пнженерно-технпческого персонала? Наша промышленность была бы поднята на высоту, недосягаемую для промышлен постп других стран» (Там же). В условиях капитализма подавляется всякая инициатива рабочих и крестьян. Буржуазия, которая считает трудящихся «сырым человеческим материалом, при­ годным лишь для эксплуатации», стре мйтся превратить их в автоматов, в по­ корных, послушных слуг. В социалистическом обществе положе­ ние в корне отличное. Советский социа лпстпческнй строй открыл неограничен­ ные возможности для непрерывного подъема культурно-технического уровня всех трудящихся. Опыт передовиков, но­ вые достижения науки и техники у нас становятся достоянием широчайших масс. Ярким свидетельством непрерывного роста производственной квалификации трудя­ щихся нашей страны, повышения ИХ культурно-технического уровня служит быстрое развитие творческой инициативы по линии технических изобретений и ра­ ционализации производства. Для того, чтобы добиться серьезного культурного роста строителей коммунисти­ ческого общества, необходимо также, ука­ зывает товарпщ Сталин, «...коренным об­ разом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не боль­ ше, как путём прямого повышения денеж­ ной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления» (Там же, стр. 69). В ^послевоенные годы уже достигнуты значительные успехи в повышения материального благосостояния советского народа. Об этом свидетельствует пятикратное снижение государственных розничных цен на продовольственные п промышленные товары за 1947— 1952 годы. В новом пятп.летнем плане преду­ сматривается дальнейшее повышение реальной зарплаты рабочих и служащих, с учетом снижения розничных цен не ме­ нее чем на 35 процентов, рост государст­ венных ассигнований на социальное стра­ хование. примерно, на 30 процентов по сравнению с 1950 годом, увеличение до­ ходов колхозников не : менее чем на 40 процентов. Для коренного улучшения жилищных условий в новой пятилетке увеличиваются капитальные вложения на государственное жилищное строительство, примерно, в два раза. В городах и рабо­ чих поселках намечено ввести в действие по линии государственного строительства новые жилые дома общей площадью около 105 миллионов квадратных метров. Пре­ дусмотрено также содействие строительст­ ву индивидуальных жилых домов в го­ родах и рабочих поселках, осуществляе­ мому населением за своп средства я с по­ мощью государственного кредита. Осуществление предусмотренной пятым пятилетннм планом программы нового подъема материального н культурного уровня советского народа значительно ускорит решение одной из коренных за­ дач коммунистического строительства — уничтожение существенного различия между умственным и физическим трудом. щих отделами кадров « оргработы paftofl- ных и городских комитетов комсомола. Для участников семинара были ,прочита­ ны лекции и доклады «О международном положении». «Развитие Мурманского края за годы советской власти», «Повседнев­ ная работа с комсомольскими кадрами И активом — одно и важнейших условий успешной работы районной и городской комсомольских организаций», «Критика н самокритика— коммунистический метод воспитания кадров», «Проверка исполне­ ния — главное в организационной работе комсомола». «О состоянии и мерах улуч­ шения идеологической работы среди мо­ лодежи» в другие. _____ * С содокладами на семинаре выступили: о руководстве цеховыми комсомольскими органиатппями и комсогруппамн — руктор Кандалакшского горкома ВДКСЫ тов. Куванян, об участии комсомольских организаций в хозяйственной деятельности предприятий и колхозов — тов Кирюхин (Мурманский горком ВЛКСМ) и тов. Кле- менко (Саамский райком ВЛКСМ), о прак­ тике руководства первичными комсомоль­ скими организациями — тов. Булдов (Ленинский райком ВЛКСМ) и другие. В Мончегорской детской музыкальной ш к о л е 15 декабря 1948 года в Доме пионеров состоялось первое занятие городской дет­ ской музыкальной школы. Впервые орга­ низованная в Мончегорске детская музы­ кальная школа имела в то время всего два фортепиано. Тут был лишь один пре­ подаватель. В школе занималось 36 лю- бнтелей музыки. С тех пор прошло четыре года. Все эти годы были годами непрерывного ро­ ста детской музыкальной школы. Почти вдвое увеличилось количество учащихся — теперь их 62 человека. Преподавание всех дисциплин ведется четырьмя опыт­ ными преподавателями музыки, имеющи­ ми специальное музыкальное и педагоги­ ческое образование. Школа имеет уже не два, а пять музыкальных инструментов. Недавно здесь открылся новый класс — класс баяна. На занятиях детской музыкальной шко­ лы, кроме игры на фортепиано нлн бая­ не. дети изучают музыкальную грамоту, музыкальную литературу. Они знакомят­ ся с лучшими произведениями классиков русской и западно-европейской музыки — Чайковского и Глинки, Моцарта и Бетхо­ вена, Грига. Баха. Шумана, изучают про­ изведения советских Композиторов. Незадолго до нового года учащиеся дет­ ской музыкальной школы держали полу­ годовые экзамены. Подавляющее большин­ ство юных музыкантов сдало экзамены только на «отлично» и ча «хорошо». От­ лично выдержала полугодовой экзамен ученица 6-го класса музыкальной школы Фаина Шитова. С отличными знаниями сдали экзамены ученипа 3-го класса Та­ ня Липина, Ларина Рябинина, ученица 2-го класса Людмила Арчубасова и мно­ гие другие. Газета «Мончегорский рабочий». 4. Выполнение пятого пятнлетнего плана явится крупным шагом вперед по пути к коммунизму, крупным шагом в осущест­ влении основных предварительных усло­ вий подготовки перехода от социализма к коммунизму. Товарищ Сталпн учит, что переход от социализма к коммунизму бу­ дет осуществляться постепенно, по мере создания необходимых предпосылок. Для осуществления этого перехода необходимо пройти ряд этапов экономического и культурного перевоспитания общества, «...в течеппе которых, — как указывает товарпщ Сталин, — труд нз средства толь­ ко лишь поддержания ж и з н и будет превра­ щён в глазах общества в первую жиз­ ненную потребность, а общественная соб­ ственность — в Незыблемую и Неприкос­ новенную основу существования обще­ ства». (Там же. стр. 66). Только претворив в жпзнь все указан­ ные товарищем Сталиным основные пред­ варительные условия, взятые вместе, можно будет перейти от социалистиче­ ской формулы — «от каждого по способ­ ностям, каждому по труду» к коммуни­ стической формуле — «от каждого по способностям, каждому по потребностям». * * * Гениальные «положения товарища Сталина об основных предварительных условиях перехода к коммунизму, о путях осуществления этих условий являются выдающимся образцом творческого разви­ тия марксизма, крупнейшим вкладом в марксистско-ленинскую политическую эко­ номию. Онп имеют неоценимое значение для марксистско-ленинской теории н для всей практической деятельности партпп и советского народа по строительству ком­ мунистического общества. Сталинские по­ ложения пмеют огромное международное значение, так как они дают ясную пер­ спективу для трудящихся стран парод ной демократии, строящих социализм, для трудящихся капиталистических стран в пх борьбе за свое освобождение от импе­ риалистического гнета. ПроJju Г. ВАСЕЦКИЙ. Трудовые подарки К<шектнв ящичного цеха бондарного завода горячо откликнулся на призыв экипажа траулера «Киров» о разверты­ вании соревнования за досрочное выпол­ нение двухмесячного и квартального пла­ нов в честь выборов в местные Советы депутатов трудящихся. Смены, рукородимые тт. Федоровым и Кузнецовым, взяли социалистические обя­ зательство выполнить план первого квар­ тала раньшо срока и выпустить сверх плана но 2107 ящнков. Сейчас между сменами развернулось соревнование. Луч­ шие результаты показывает смена тов. Федорова. Она выполпяет задания на 110— 112 процентов, выпуская 200 — 250 ящиков сверх нормы. Весь коллектив ящичного пеха стре­ мится достойно встретить знаменатель­ ный день 22 февраля. Пример стаханов­ ской работы показывает депутат район­ ного Совета депутатов трудящихся ста­ ночница Клинпова. Намного перевыпол­ няют задания станочницы тт. Косткова, Баракина, сборщики Круглов, Новикова, Мелёшкина, Акулинина, Глазова н дру­ гие. Завершена сплошная : радиофикация Недавно на факторип Дроздовскоі» ры­ бозавода произошло большое событие. Кол­ лектив стронтельно-монтажпого участка областного управления связп установил на фактории радиоузел. Теперь русские и саами, проживающие в самом отдаленном уголке Кольского полуострова, ежедневно слушают концерты, лекции, беседы, лите­ ратурные передачи и последние известия, передаваемые по радио из столицы пашей Родины н других городов Советского Союза. С установлением радиоузла на факто­ рии завершена сплошная радиофика­ ция городов, рабочих поселков, становищ и других населенных пунктов Кольского полуострова. В 1952 году связисты установили ра­ диоузлы нз лесоучастках Ерм-порог, Чукб- озеро, Кичаны, Ава-губа и т. д. Радио прочно вошло в быт трудящихся советского Заполярья. За последние годы связисты проделали большую работу по расширению радиофи­ кации в области. Сейчас насчитывается 245 радиоузлов. За два с половиной года построено 156,8 километра радиолиний По сравнению с 1949 годом количество радиоточек возросло в 1952 г. на 13.919. 11 радиоузлов реконструировано. Боевая задача Работников радиотран­ сляционной сети улучшить качество трансляции, изжить недостатки в ней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz