Полярная правда. 1953, сентябрь.

1Обязательный зкз ѵ. I >г , ;/дбіРствсИИ* я! '* » с.ѵ-„-иа Лени*51 \ \ б и б л и о т е к а I пролетарии всех стран , соединяйтесь " Т УГИ. яд » » »* ['• Ni 207 (7621) В. Меркурьев. — Ликвидировать от­ ставание в заготовке кормов. В. Харьков. — Восемь лет Демокра­ тической Республики Вьетнам. 1 СТРАНИЦА КОНСУЛЬТАЦИЯ. Б. Карасев. — Марксизм-ленинизм о роли народных масс и личности в истории. ВЧЕРА НАЧАЛСЯ УЧЕБНЫЙ ГОД. А . Тгопнн. — Первый урок. А . Мошииков. — Радость кольскнх уча­ щихся. К . Полтев. — В мореходных училищах. У МОРЯКОВ СЕВЕРНОГО ФЛОТА. 3 СТРАНИЦА УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТ­ КИ . Дадим стране больше апатита. В. Загурдаев. — Когда механизмы не в почете... Н. Ахматов. — Полнее исполь­ зовать производственные мощности. В. Попов. — Снижать себестоимость продукции. 4 СТРАНИЦА СЕНТЯБРЯ Пленум Советского Комитета защиты 2 СТРАНИЦА мира. ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ. П. Перву­ хин. — Коммунисты идут впереди. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ . За мир и переговоры. За мир и единство Германии. ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО 11 Г0Р0ДСН0Г0 КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСНОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Государственный • аппарат б Советской стране выполняет огромную роль в реше­ нии величественных задач коммунистиче­ ского строительства. Советский государст­ венный аппарат — это самый демократи­ ческий в мире, подлинно народный аппа­ рат управления. Его сила состоит в том, что он неразрывно связан с широчайшими массами трудящихся п опирается на нх творческую активность, что во всей своей деятельности его кадры руководствуются выработанной Коммунистической партией политикой, выражающей коренные инте­ ресы народа. Коммунистическая партия п Советское правительство проявляют повседневную заботу об укреплении государственного ап­ парата, о совершенствовании методов его -работы, требуя, чтобы советские учреж­ дения всегда былп на высоте стоящих перед ними задач, чтобы все звенья аппа­ рата работали четко и оперативно, чтобы работники государственного аппарата вер­ но служили своему пароду. Основатель Советского государства вели­ кий Ленин, обращаясь в 1921 году е ру­ ководителям центральных советских уч ­ реждений, писал:. «Машина советской ад­ министрации должна работать аккуратно, честно, быстро. От се расхлябанности не только страдают интересы частных лиц, но н все дело управления принимает ха­ рактер мнимый, призрачный. ...Требую впредь самых скорых и исчерпывающих ответов на направляемые вам дела и зап­ росы. Ограничиваться пустыми отписками да пересылкой в другие учреждения, зна­ чит также плодить волокиту и изводить бумагу». Высокие требования к работникам со­ ветских учреждений, сформулированные Лениным еще в первые годы Советской власти, имеют актуальное значение п в наши дни. Советский государственный ап­ п а р а т располагает ныне богатейшим опы­ том социалистического строительства, в нем работают воспитанные партией высо­ коквалифицированные п преданные делу коммунизма кадры, способные успешно проводить в жизнь директивы партии и правительства. Но при всем этом в дея­ тельности советского аппарата имеются еще серьезные недостатки. ' Один пз крупных недостатков в работе ‘ нногпх советских учреждений в центре и на местах состоит в нарушении нормаль- ' ного режима рабочего дня, что отрицатель­ но отражается на всей деятельности ап­ парата советских учреждений. В принятом на днях постановлении Со­ вета Министров СССР о режиме рабочего дня в министерствах, ведомствах п других советских учреждениях подвергнута резкой критике неправильная практика работы аппарата, прп которой грубо нарушается законодательство о режиме рабочего дня. Установлено, что руководители мини­ стерств, ведомств и других учреждений нередко начинают свою работу с опозда­ нием на 2 —- 3 часа, а заканчивают рабо­ чий день поздно ночью, без надобности за­ держивают часть сотрудников на работе, вызывают пх на службу в неурочное вре­ мя. В результате такой ненормальной ор­ ганизации рабочего времени и нарушения существующего режима самими руководи­ телями во многих министерствах и ведом­ ствах аппарат работает без достаточного контроля, расшатывается трудовая дпе- . цнпллна средп служащих. . Многочисленные факты доказывают, что там, где укоренился этот порочный стиль работы, чаще всего имеют место отстава­ ние в выполнении планов п производст­ венных заданий,’ крупные недостатки в руководстве предприятиями. Взять, е примеру, Министерство лесной н бумажной промышленностп. На первый взгляд кажется, будто его руЕоводптелп работают много и усердно, не щадя ни •сил, ни временп. В действительности же их работа, а по их вине и работа всего многочисленного аппарата этого министер­ ства организована плохо. Для руноводптс- лей министерства стало правилом начи­ нать рабочий день с опозданием па ^ва — три часа; потом, через несколько часов работы, устраивать длительный перерыв на обед, а затем бесЕонечные заседания в ночные часы. Такой распорядоЕ (вернее СЕазать бес- пор ядое !) в работе руЕоводнтелей мини­ стерства Ерайне осложняет всю деятель­ ность аппарата. СотрудннЕп отделов и глав­ ков, многочисленные посетители в первой половине дня не могут решить наиболее важных и неотложных вопросов, входя­ щих в компетенцию министра, его заме­ стителей, членов Еоллегпп и начальннЕов главков, таЕ каЕ рувоводптелн аппарата в утренние часы в министерстве не нахо­ дятся. Это нарушает организацию работы аппарата, ослабляет трудовую дисциплину сотрудннЕов, невольно приучает их начи­ нать свой рабочий день не спеша,- тав сказать, «вразвалву». Зато во второй по­ ловине рабочего дня, произвольно передви­ гаемой руЕоводителямп министерств и ве­ домств на ночное время, в работе сотруд­ ников аппарата наблюдается суетня, спеш­ ка, штурмовщина. У. Еабпнетов начальни- . ков нередЕо создаются очереди сотрудни­ ков п посетителей, ждущих решения безот­ лагательных дел. Порочный стиль работы находит свое выражение и в ночных заседаниях колле­ гии министерства. Проходящие в таких ус­ ловиях заседания коллегии дают мало пользы для дела, они иногда превращают­ ся в пустую говорильню. Многие проекты решении, вносимые на рассмотрение кол­ легии, готовятся наспех, а затем длитель­ ное время «дорабатываются» в специаль­ ных комиссиях. Такие факты свидетельст­ вуют о том, что руководители соответст­ вующих управлений и отделов ие выпол­ няют своих основных обязанностей в под­ готовке деловых проектов и квалифициро­ ванных предложений. Ясно, что непра­ вильный стиль работы руководителей и аппарата министерства но мог не отра­ зиться на деятельности предприятий лес­ ной и бумажной промышленности. Подобные недостатки имеют место в ра­ боте Министерства морского и речного флота и многих других министерств, ве- дрмств п учреждений. Нарушения режима в работе учреждений наносят серьезный ущерб делу, порождают волокиту и бюро­ кратизм, тормозят разрешение многих дей­ ствительно неотложных, яшзненно важных вопросов. Совершенно нетерпимо, что по­ добные недостатки получили распростра­ нение и в партийном аппарате. Борясь за улучшение работы государст­ венного аппарата, партия и правительство проявляют большую заботу о кадрах со­ ветских учреждений, кадрах, которые вме­ сте со всем народом честно, самоотвержен­ но трудятся на благо нашей социалистиче­ ской Родпны. При ненормальной организа­ ции рабочего времени и нарушении руко­ водителями учреждений существующего режима сотрудники аппарата лишаются необходимого временп для культурного и политического роста и повышения деловой квалификации, а также не могут уделять должного внимания семье и воспитанию детей. Известно также, что работа в ноч­ ное время отрицательно влияет на здоровье работников п снижает нх трудоспособность. Этп ненормальности решительно осуждают­ ся партией, правительством и должны і быть устранены. В целях упорядочения режима рабочего дня и укрепления трудовой дисциплины в министерствах, ведомствах и других совет­ ских учреждениях по постановлению пра­ вительства устанавливается твердый рас­ порядок рабочего дня. С 1 сентября 1953 года для учрежде­ ний и организаций союзного и республи­ канского значения, находящихся в городе Москве, начало работы установлено с 9 ча­ сов утра и окончание работы в 6 часов вечера с перерывом на обед продолжитель­ ностью 1 час. Для учреждений и органи­ заций местного значения установлено на­ чало работы с 10 часов утра и окончание работы в 7 часов вечера с перерывом на обед продолжительностью 1 час. Постановление правительства о режиме рабочего дня в министерствах, ведомствах и других советских учреждениях имеет большое государственное значение. Прове­ дение -этого решения в жизнь позволит значительно улучшить деятельность госу­ дарственного аппарата, сделает его более четко работающим. Это мероприятие пра­ вительства проникнуто заботой о совет­ ских людях — работниках государственно­ го аппарата. С введением строгого режима рабочего дня в советском аппарате для его многочисленных кадров создаются более благоприятные условия: будет вполне до­ статочно времени для культурного и поли­ тического роста п повышения деловой ква­ лификации. Вместе с тем работники госу­ дарственного аппарата получат возмож­ ность больше уделять внимания своей семье, воспитанию детей. Перед руководителями министерств, ве­ домств, всех советских учреждений, перед местными партийными организациями стоит задача настойчиво проводить в жизнь это важное государственное мероприятие, добиваться дальнейшего укрепления госу­ дарственной дисциплины во всех звеньях советского аппарата, повышать культуру труда советских служащих. Дело’ чести ра­ ботника советского аппарата — отдать каждый час, каждую минуту своего тру­ дового дня выполнению государственного долга на своем служебном посту. Надо р.бъявить решительную войну всяческим проявлениям бюрократизма и волокиты, усилить контроль и проверку исполнения, всемерно развертывать самокритику и осо­ бенно критику снизу. Министры, руководители ведомств и дру­ гих учреждений обязаны строго соблюдать установленный режим рабочего дня, кате­ горически запретить вызывать сотрудни­ ков на работу в неурочное время и удли­ нять рабочий день в учреждениях и орга­ низациях. В тех же случаях, когда рабо­ та в неурочное время вызывается крайней необходимостью, учреждения обязаны вы­ плачивать сотрудникам с нормированным рабочим днем за сверхурочные работы до­ полнительное вознаграждение в соответст­ вии с действующим законодательством, не перерасходуя при этом фонда заработной платы. В соответствии с установленным прави­ тельством режимом рабочего дня министры и руководителя центральных учреждений обязаны внести необходимые изменения в правила внутреннего распорядка. Советам Министров союзных республпЕ поручено также упорядочить- режим рабочего дня в учреждениях республиканского и местного значения. Проведение в жизнь решения правитель­ ства-о режиме рабочего дня в советских учреждениях еще более укрепит государ­ ственный аппарат, повысит его роль в борь­ бе за осуществление задач коммунистиче­ ского строительства. (Передовая «Правды» за 1 сентября 1953 года). Дружно и организованно Лучшие учащиеся школы Люба Пичуж- кина и Толя Пындык от пменп учениче­ ского коллектива благодарят Родину за огромную заботу о подрастающем поколе­ нии. Выражают они благодарность п сво­ им шефам за хорошо проведенный ремонт школьного зданпя. Во всех классах школы Л : 13 учебный год начался организованно. 3. ПОНОМАРЕВА. Председатель родительского коми­ тета школы. Сегодня, как и во всех школах jianieu страны, начались занятия в средней шко­ ле X: 13 города Мурманска, в которой обу­ чается свыше 1-100 человек. 8 часов 13 минут утра. Прозвенел зво­ нок. Ребята организованно выстраиваются на линейку. Директор школы тов. Смир­ нова поздравляет школьников с наступле­ нием нового учебного года и призывает нх к упорной и настойчивой учебе. Поздравляют учащихся п представители шефствующих над школой организаций. Задолго до начала занятий просторное светлое здание первой средней школы г. Кировска заполнилось веселой жизне­ радостной детворой. Приветливо встречали своих воспитанников классные руководи­ тели. После краткой речи директора школы тов. Корешонкова, поздравившего учащих­ ся с новым учеиным годом, раздался дол­ гожданный звонок, ’ известивший педаго­ гов и учащихся о начале первого урока. Организованно, строго по расписанию, прошли занятия во'всех классах. Не было случая неявки в школу детей без уважи­ тельных причин. * г. Кировск. (Наш соб. корр.). В мореходных училищах РадостЬ кодЬских учащихся Наступил этот долгожданный день. На­ чальник Мурманского мореходного учили­ ща издал приказ о зачислении в учплшце курсантов нового набора..Приказ этот вы­ весили в одном і<пз корпдоров. С утра до вечера здесь толпились подростки, которые съехались в Мурманск со всех концов страны, чтобы, поступив в училище, по­ лучить затем среднее морское образование, ьодигь корабли по просторам морей н океанов под флагом велпкон советской державы. Прочитав приказ, подростки гурьбой шли на телеграф и отправляли радостные вести родным и знакомым. «Принят в Мурманское мореходное» — эти слова ле­ тели по проводам в Москву, Ленинград, Киев, Краснодар, в десятки городов и сел Советского Союза. За два дня до начала занятий курсанты нового набора получили форменное обмун­ дирование. В безкозырках с надписью — «Мурманское мореходное училище», в. фор­ менках, с бляхами на ремнях ребята по­ чувствовали ’ себя моряками, стали более подтянутыми и сосредоточенными. С ними провели беседы об истории училища. Нз этих бесед ребята узнали о том, что многие воспитанники этого учи­ лища ныне возглавляют прославленные экипажи рыболовных кораблей, удостоены высоких правительственных наград. Вчера в училище начался новый учеб­ ный год. Ровно в 8 часов утра прозвенел звонок — курсанты первого курса запол­ нили аудитории п кабинеты. В 4 часа дня к занятиям приступили курсанты Высшего мореходного училища. Накануне здесь состоялся вечер, посвя­ щенный началу пового учебного года. Перед курсантами нового набора высту­ пили начальник училища инженер-капи­ тан 1 -го ранга флота рыбной промышлен­ ностп тов. Раевский, заведующий кафед­ рой марксизма-ленинизма кандидат фило­ софских наук тов. Карасев, кандидат хи­ мических науЕ тов. Краснов и другие пре­ подаватели. Они рассказали собравшимся об пх будущей профессии, о том, что с первых дней занятии надо хорошо учить­ ся. и добиваться глубоких знаний по всем предметам. ■ В первый день были прочитаны лекции по основам марксизма-ленинизма, по геог­ рафии морских путей п другим предметам. Однако существенные недостатки меша­ ют занятиям в Высшем и среднем море­ ходных училищах. В учебном корпусе все еще продолжается ремонт. Шум доносится в классы и аудитории, где занимаются курсанты. В спортивном зале, ремонт еще не на­ чинался. Зал заставлен мебелью и различ­ ным инвентарем. Не открыта библиотека. Промедление с ремонтом допущено по впне руководства строительного управле­ ния Главмурманрыбпрома (тов. Санков). Ремонтом зданпя оно занимается с 25 ию­ ня, но делает это неспеша. Виновато здесь и руководство училИща,, которое не обес­ печивало строителям достаточного фронта работ: некоторые помещения освобождены для ремонта только в последние дни. Трест «Мурманрыбстрой», несмотря на клятвенные заверения главного инженера тов. Лернера, опоздал с вводом в эксплоа- тацшо пристройки к учебному корпусу. Пз-за этого лаборатории и кабинеты заня­ ты под классы. В среднем мореходном учплшце мало тетрадей. Надо принять меры, чтобы они былп в достаточном количестве. Надо немедленно устранить недостатки, выявленные в первый день занятий. К . ПОЛТЕВ. Для учащихся Кольской железнодорож­ ной школы первый день занятий в новом учебном году был вдвойне торжественным. Одни из них сменили в этот день букварь на кни гу для чтения, другие перешли из начальной школы в семилетнюю. третьи стали на порог выпускного седьмого клас­ са. II все они испытывали опромную ра­ дость от того, что школа приобрела на­ рядный, праздничный вид. стала совсем неузнаваема, вместо одного этажа в ней стало два. Второй этаж надстроен за лето. Детей радовали просторные, светлые клас­ сы и то, что у них сейчас есть свой хоро­ ший спортивный зал, выделены помещения для пионерской комнаты и библиотеки. Хороший подарок учащимся приготови­ ли и шефы Кольской школы — электро- возиики Мурманского депо. Чтобы помочь в осуществлении политехнического обуче­ ния. электровознпкп изготовили для фи­ зического кабинета макет электровоза, сле­ сарный инструмент и измерительные при­ боры. Ими изготовлен также набор кубиков из меди, железа, латуни, никеля и других металлов. . В ответ на эту заботу учащиеся семи­ летней школы станции Кола обещают учиться только на «5» и «4». Пнтересно и оживленно в первый день учебы прошел урок географии в 7 клас­ се «А». Учительница Александра Петровна Ва­ тина просто п доходчиво раскрыла первую тему занятий «Географическое положение и территория Советского Союза». Чтобы учащиеся лучше закрепляли свои знания она часто вызывает их к карте и предла­ гает показывать границы Советского Сою­ за, самые крайние точки нашей великой Родины, соседние государства и страны на­ родной демократии. Попутно Александра Петровна выявляет, ка к учащиеся закре­ пили знание материала, пройденного в прошлом учебном, году. Хорошо отвечали на все поставленные вопросы Владпмпр Козлов. Рита Абрамо­ ва, Люба Алешина и другие. А. МОШНИКОВ. В школах Териберского района Организованно прошел первый день за- классов о том, какую огромную заботу о нятий в школах Териберского района. На детях нашей страны проявляют Коммунн- занятпя в Териберскую среднюю школу стпческая иартпя и Советское нравитель- явились все учащиеся первых, четвертых, ство, познакомили малышей с порядками пятых, седьмых и десятого классов. По в школе, с тем, что они будут изучать, сравнению с прошлым годом значительно В Рындской семплетней школе и нынче увеличилось число учащихся первых и учеба началась организованно. Для заня- десятого классов. Для обучения малышей тип хорошо оборудованы классные поме- создан дополнительный класс нз 25 уча- щенпя, учащиеся обеспечены книгами, шихся. тетрадями и другими школьными прпнад- На первых уроках учителя Лидия Алек- лежностямп. Школьный интернат отремон- сандровна Шульгина. Клавдия Васильевна тирован, пополнен новым оборудованием. Квашнина рассказали школьникам первых (Наш соб. корр.). Териберка. На днях наш корабль находился в море. Матросы и старшины образцово нес- ; ли ходовую вахту, грамотно эксплоатировалп корабельные механизмы п боевую технику. На практических занятиях и во время тренировок моряки настойчиво повышали своп знания по специальности, совершенствовали боевую выучку.. Особенно хорошо выполняли служебные обязанности на посту старшины 2 статьи Никешнн, Бураков п старший матрос Адрианов. Четкие, расторопные п уверенные действия моряков на походе офицер поставил в пример лпчпому составу. Прп подведении итогов командир корабля отметил отличившихся матросов и старшіш, призвал моряков к достижению новых успехов в боевой учебе, службе и дисциплине. А . ШАТОХИН . На ^горизонте показался скалистый бе­ рег. К нему былп устремлены взоры мат­ росов и старшин, собравшихся на верхней палубе после вахты. — Да, памятные места, — задумчиво произнес подошедший к морякам мичман Минаев. ‘ На корабле все знали, что их старший товарищ в годы войны служил на одной из подводных лодок. — Товарищ мичман! Расскажите нам о боевых походах, — попросили моряки. Мпчман Минаев немного помолчал, со­ бираясь с мыслями, а потом начал: — Однажды, находясь на позиции, под­ водная лодка Героя Советского Союза Гад- жпева обнаружила вражеский транспорт большого водоизмещения. Выйти в торпед­ ную атаку не удалось. Командир лодкп принял смелое и дерзкое решение: всплыть п потопить вражеское судно артиллерий­ ским огнем. Так п было сделано. Комендо­ ры меткими залпами нанесли транспорту серьезные повреждения, п он затонул. • Морякп внимательно слушали рассказ бывалого воина. Мнопіе пз них хорошо знали, что мичман Минаев рассказывает о том корабле, на котором он в годы войны сам участвовал в боевых походах. — А однажды. — сказал мичман, — мо­ рякп подводной лодки во главе с Хаджие­ вым смело вступили в бой с двумя фа­ шистскими стороліевымп кораблями и ка- тсром-охотнпком. Североморцы пз этой жаркой схватки также вышли победите­ лями. Долго еще беседовали морякп. Мичман Минаев поведал пм множество боевых эпизодов. Матрос В. ДЕМИЧЕВ. В начале каждого месяца киномеханик старший матрос Набатов объявляет на за­ седании комсомольского бюро план демон­ страции фильмов. Затем здесь обсуждают­ ся и утверждаются темы бесед, проводи­ мых перед каждой кинокартиной. Подго­ товка бесед поручается активистам с уче­ том нх способностей и желания. Следует отметить, что список воинов, которым по­ ручаются этп мероприятия, постоянно об­ новляется. В августе, например, впервые побеседовали с моряЕами перед демонстра­ цией фильмов еомсомольцы старший ма­ трос НиЕолай Толочео п старшина 2 ста­ тьи Василий Коржов. Тов. Толочко перед демонстрацией одного пз кинофильмов, по­ казывающих хпщнпчесЕий облнЕ амерп- ЕансЕих империалистов, провел беседу на тему: «В стране желтого дьявола». Комсомолец Василий Коржов • перед к п - нофильмом «Мы- из Кронштадта» провел беседу на тему: «Героические подвиги со­ ветских моряков в годы гражданской войны». Демонстрация Еинофпдьма о стойеостн моряеов Кронштадта и пх беззаветной преданности КоммунистпчесЕой партии п Советской власти была как бы продолже­ нием беседы. Умело подобранная тематика бесед, про­ водимых перед началом сеансов, помогает воинам глубже понять идейное содержа­ ние фильмов, воодушевляет личный состдв на борьбу за повые успехи в учебе и службе. • Старшина 1 статьи В. ЛУЗАКОВ. Заведывание—в образцовом порядке «Матросский глаз любит чистоту и по- ння, матросы боцманской команды научи- рядок», — таЕ говорит старший матрос лись четко выполнять все поставленные Царёв. Он умело воспитывает своих под- перед ними задачи, образцово содержат чиненных, подробно разъясняет им все вверенное пм заведывание. На решения вопросы, связанные со службой, умело пятой сессии Верховного Совета СССР и обучает их специальности. За это и любят речь товарища Г. М. Маленкова они отве- вопны своего командира, берут с него при- чают новыми успехами в боевой и поли­ мер безупречного выполнения воинского тической подготовке, неустанным повы- долга. шенпем дисциплины п организованности в Упорно и настойчиво повышая свои зна- своих рядах: . Интересные состязания У красного буя стоят шлюпки, подго- неослабевающим вниманием следят за іо - товленные для состязаний. В кормовой дом гонок. Каждый «болеет» за свою части ялов поблескивают моторы. Морякп шлюпку. наготове: они пристально следят за офп- Вот один из ялов заметно вырывается цером с ракетницей в руке. Состязания вперед. Моторист другой шлюпки Василий шлюпок под моторами — интересный и Сколотяный хотя и завел мотор со второй увлекательный вид спорта. На этпх со- попытки, но не теряет надежды «достать» ревнованнях морякп. демонстрируют своп соперника. Вдруг на шлюпке,- шедшей знания техники, умение управлять ею, впереди, остановился мотор. Лидером ста- денствовать расчетливо, хладнокровно. новится ял тов. Сколотяного, который в — Внимание! — предупреждает офп- упорной борьбе заслуженно добился побе- цер. ды. Хорошие результаты показали н мо- Вверх взлетает сигнальная ракета. II рякн других шлюпок, участвовавших в далеко над водным простором раздается этих состязаниях. • рокот моюров. Матросы и старшины с Матрос А . БОНДАРЕНКО. _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz