Полярная правда. 1953, сентябрь.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А j'S 213 (7627) 9 сентября 1953 е . 7 , 1953 Великий русский писатель Исполнилось 125 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Его творчест­ во принадлежит всему просвещенному че­ ловечеству, служит великому зелу укре­ пления дружбы и братств* свободолюби­ вых и миролюбивых народов. В. II. Ленин в статье «Л. Н. Толстой»,* говоря о рево­ люции 1905 года, явившейся прологом Великой Октябрьскзй социалистической революции, писал: «Его мировое значе­ ние, как художника, его мировая извест­ ность, ка к мыслителя и проповедника, п то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Л. Н. Толстой поставил столько ост­ рых и глубоких воп­ росов. так рельефно воплотил черты ис­ торического своеоб­ разия эпохи, что его произведения заняли одно пз первых мест в мировой художест­ венной литературе. Эпоха, рельефно от­ разившаяся в худо­ жественных произ­ ведениях н в учении писателя, охватыва­ ла 1861— 1905 го­ ды — порефорнен- . ный, но дореволю­ ционный период. Именно в эту эпоху ; Толстой сложился , к а к художник и ка к мыслитель. Русская жизнь по­ слезней трети XIX века развивалась в резко противоречи­ вых условиях. После падения крепостного права сложившиеся в течение многих ве­ ков устои крестьян­ ской жпзнп пошлп на слом с необычай­ ной быстротой. Ка­ питализм насаждал­ ся сверху и усилен­ но рос снизу, ознако слезы крепостниче­ ства пронизывали всю хозяйственную (особенно деревен- скуго) и всю поли­ тическую жизнь страны. Пережитки кре­ постного права сказывались прежде всего в том, -что с одной стороны земледелие находилось в руках разо­ ренных, обнищалых крестьян, которые ве­ ли устарелое, первобытное хозяйство, на наделах, урезанных в пользу помещиков в 1861 году. С другой же — оно было в р у - ' ках помещиков, которые обрабатывали землю трудом крестьян, т. е., по сути де­ ла, существовала старая крепостническая система хозяйства. Патриархальная дерев- 1 ня разрушалась, крестьяне бежали в го- ■рода, бросали земли, разорялись, голодали, выпирали. Быстро росли фабрики и заво­ ды, строились железные зорогп, развива­ лись крупная торговля и промышленность, поднимался крупный финансовый капитал. Деревня была буквально отдана на раз­ грабление капиталистам. Острая ломка старых устоев старой России привела к 1905 году. Черты исторического своеобра­ зия всей первой русской революции, ее силу, ее слабость, ка к указывал В. П. Ленин, поразительно рельефно вопло­ тил Лев Толстой в своих произведениях *— п ка к художник, и к а к мыслитель, и кай проповедник. Ленин видел величие Толстого в той, что он стал выразителем тех идей и настроений, которые сложи­ лись у миллионов русского крестьянства к началу революции. Владимир Пльич счи­ тал писателя зеркалом русской революции 1905 года и давал анализ его творчества с точки зрения характера этой революции и ее звижущих сил. Основные особенности и своеобразие, ' специфические черты Толстого-хузожнпка отчетливо видны в произведениях раннего перпоза его творчества. Уже первые про­ изведения показали всей Росспи, что в ли­ тературу пришел гениальный художник с глубоким проникновенным взглядом па ок­ ружающий мир, с высокими этическими требованиями в жизни, с оригинальным методом изображения человеческой пспхи- кп , с широкими связями с жизнью трудо­ вого крестьянства, с исключительным по­ ниманием его дум, чаяний, стремлений, с изумительной способностью рисовать жи ­ вые, обобщающие картины и образы рус­ ской жизни. Гениальное произведение «Война и мир» выходит за ранки романа, поаны, за ранки исторической хроники. Это произ­ ведение, воспроизводящее картины нацио­ нальной народной борьбы за свободу п не­ зависимость родины, с полным правом мо­ жет быть названо эпопеей. В нем худож­ н и к великолепно показал беззаветность и героизм народа, резко подчеркнув харак­ тер войны, когда борьбу вели не только регулярные войска, когда дубина народ­ ной войны поднялась и «гвоздила франпу- і зов до тех пор, пока не погибло все наше- ; ствпе». ' Оставаясь трезвым реалистом, Толстой дал широкую и верную картину борьбы народа ва свою независимость, показал его победу над врагом, несмотря на гни­ лость великосветского общества, пошлость, • карьеризм, мелочность, царившие в выс- ! ших кругах армии и общества. Вместе с тем он привнес в своп реалистические кар­ тины черты ограниченности. Образ Пла­ тона Каратаева, в которое сказалась пат­ риархальная крестьянская психология, вос­ питанная десятилетиями крепостного гне­ та, не может быть принят советским чита­ телем ка к образ народного героя. К миро­ воззрению и мироощущению такого кре­ стьянства стремился Толстой еще до «Вой­ ны и пира», где художник заставил Пьера Безухова испытать неотразимое влияние Каратаева и через него получить то спо­ койствие, то довольство собой, согласие с самим собой, к которым он тщетно стре­ мился прежде п не нашел их нп в филосо­ фии, ни в масонстве, ни в светской ж изни , нн в вине, нп в подвиге самопожертвова­ ния, нп в романтической любви к Наташе. Мысль Толстого о том, что учиться жить надо у народа, не вызывает возраже­ ния — она является верной основой на­ родности его творчества, но она становит­ ся ложной, когда истинным представите­ лем народа выдвигается Платон Каратаев. Такое одностороннее понимание у Толстого было не всегда и не везде; ему принадле­ жат замечательные образы, глубоко п вер­ но воспроизводящие черты подлинного на­ родного характера — преданность родине, бесстрашие, храбрость, мужество, бескоры­ стие. В «Войне и мире» это солдаты — герои Бородинского сражения, партизаны Отечественной войны 1812 года, крестьян­ ские массы. Проблема борьбы народа за свою независимость является первой п ос­ новной проблемой эпопеи. В «Войне и мире» в основном верно по­ казана роль личности в истории прежде всего в образах Кутузова и Наполеона. Эти два образа противопоставлены в эпопее так же, ка к они былп противопоставлены в жизни. В лицо Наполеона изображен само­ уверенный и самолюбивый полководец, привыкший к неизменным победам, к по­ корности, подобострастию, уверенный в правильности неверности своих распоря­ жений. Бессилие Наполеона, крах его ра­ ционализма, его руководства художник по­ казал прекрасно. Кутузов — народный герой. Он пони­ мал, что руководить сотнями тысяч людей, борющихся со смертью, нельзя одному че­ ловеку, что решаюшей силой в сражении является дух войск. Кутузов следил за этой силой п руководил ею, насколько это было в его власти. Распоряжения Куту­ зова, смысл его слов вытекали не пз хит­ рых соображений, а пз чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, та к же, ка к и в душе каждого русского чело­ века. В этом сила и народность Кутузова. Советский читатель, однако, не- может полностью «принять образ Кутузова, создан­ ный Толстым. В нем художник отступил от правды жнзнп, сделал полководца слишком пассивным, только прислушиваю­ щимся к тому, что надо делать, тогда как Кутузов организовал активное отступле­ ние, и, подготовив контр-насгупленпе, разбил Наполеона. Рассмотрев тайные пружины велико­ светского общества, художник-реалист об­ нажил противоречия и недостатки, разъ­ едавшие его. Правда, Толстой не дал еще в «Войне и мире» беспощадную критику этого общества. В исторических и бытовых картинах произведения писатель все же недостаточно показал общественные от­ ношения эпохи, мало уделил внимания такому злу, ка к крепостное право, не обна­ жив его так, ка к этого требовало полное соблюдение правды. В 1877 году, т. е. через шестнадцать лет после реформы 1861 года, Толстой закончил роман «Анна Каренина». В этот период в общественной жпзнп обозначи­ лись уже . первые последствия грабитель­ ской реформы, первые признаки уклады­ вавшегося строя. Роман «Анна Каренина» ставит большие вопросы о путях развития России, о силах, способных осуществить перестройку общества. То, что Толстой хорошо знал и видел — весь старый строй, крепостное право и соответствующий ему порядок, весь ари­ стократический ыно — все, что рушилось у всех на глазах — он резко критиковал и отрицал. Новое же, что стремительно на­ рождалось, писатель не понимал и не при­ нимал: отсюда его крптпка аристократи­ ческого общества и капитализма. Выход пз положения Толстой видел в народе. Глав­ ный герой романа Константин Левин ищет решения насущных вопросов в обращении к народу, в патрнархальвон укладе дере- J венской Руси. Левин понимал необходи­ мость отказа от всего старого, понимал превосходство идеала новой трудовой, ч и ­ стой жпзнп, но не знал, ка к совершить к ней переход. Этот переход не был осуще­ ствлен героем романа та к же, ка к он не был осуществлен Толстым в жизни, но до­ рогу Левин, к а к к автор романа, ощутил. С этпх позиции надлежит рассматривать и все те общественные слои общества, ко­ торые изобразил писатель. Бюрократиче­ ский мир, где Каренин строит свою карье­ ру и благополучие, аристократический свет княгини Лпдщі Ивановны, Бетси Тверской и пм подобных, великосветский мпр Вронского и его друзей, круг Степана Аркадьевича Облон­ ского, нир ученых и помещнков-консер- ваторов, губернское дворянство — все это подвергается от­ рицанию. Исключе­ ния не составляет и Анна: ее жизнь не та, трудовая, чистая и общая прелестная жпзнь, которую при­ знал Константин Ле­ вин, а тягостная, праздная, искусст­ венная, и личная, ко­ торую начинал отри­ цать Толстой. Реа­ лизм помог Толстому показать действи­ тельность во всей полноте, но не сног скрыть всех проти­ воречий художника. Отрицая старое, пи­ сатель смотрел не вперед, на рабочий класс, а назад — на мужика. Из общего смысла романа легко видеть, что главны­ ми действующими героями его являют­ ся Константин Левин и крестьяне, затем Анна, ка к наиболее прекрасное существо в той аристократи­ ческой среде, кото­ рую отрицает Тол­ стой. Через тридцать восемь лет после ре­ формы 1861 года, в то время, когда гра­ бительский характер ее проявился с пол­ ной сплои, вышел роман «Воскресение». Он отличается от «Войны и мира» и даже от «Анны Карениной» тем, что гениальный писатель, умножпвшпй свой художествен­ ный опыт и знание жизни, говорил о действительности современной ему ^оссип с иных позиций, чем раньше. Решительно порвав с привычными взглядами евоьіі среды, он обрушился со страстной крити­ кой на все государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на ра­ зорении крестьян и мелких хозяев вооб­ ще, на насилии и лицемерии. Роман «Во­ скресение» представляет новое и исклю­ чительное явление в этом именно плане — в плане резкой критики. В нем художник начисто отрицает праздную, нечистую жизнь аристократических кругов. Эта бес­ пощадная крптпка была попыткой найти настоящую причину бедствий масс, кото­ рые только что вышли на свободу нз кре­ постного права п увидели вместо нее но­ вые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни. С точки зрения этих масс идет критика Толстого, который в свое учение вносил их наивность, отчуж­ дение от политики, мистицизм, желание уйти от мпра, «непротивление злу», бес­ сильные проклятия по адресу капита­ лизма. «Война и мир», «Анна Каренина^ и «Воскресение» являются тремя, основны­ ми главами творчества великого художни­ ка. Они отражают большие исторические этапы русской общественной жпзни и борьбы п тесно связаны со всеми процес­ сами развития великой русской. литерату­ ры. В период работы над «Воскресением» Л. Н. Толстой написал народные рассказы, повесть «Смерть Ивана Ильича», пьесы «Плоды просвещения», «Власть тьмы» и другие произведения. После романа «Вос­ кресение» он выступил со многими публи­ цистическими произведениями, создал пье­ су «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат». Реакция после подавления революции 1905 года вызвала у Толстого резкий про­ тест. В известной статье «Не могу мол­ чать» гениальный писатель гневно опол* чплся протпв смертных казней, которые применяло правительство к революционе­ рам. Русское правительство, буржуазная цивилизация на Западе встретили в лпце Толстого гневного и беспощадного обличи­ теля. * * * - Творчество Толстого занимает особое место в истории русской жизни и литера­ туры. Достойный наследник Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и соратник современных ему писателей — Некрасова, Тургенева, Островского, — Лев Николае­ вич Толстой достиг вершины в развитии русского критического реализма. Толстой непревзойденный мастер не только русской, но н мировой литерату­ ры, на развитие которых он оказал ог­ ромное влияние. Величие Толстого неотделимо от величия русского народа и тех исторических собы­ тий в жизни России, которые отразил ге­ ниальный художник. В наследстве Л. Н. Толстого есть то, что пе умерло и не ум­ рет нігкогда, что принадлежит ка к драго­ ценное культурное наследство всему чело­ вечеству. Это — его бессмертные произ­ ведения. Лев Николаевич Толстой являет­ ся одним пз гениальнейших сынов вели кого русского народа. М . ДОБРЫНИН. 1 Доктор филологических наук. • а . а Трудящиеся Мурманской области отмечают знаменательную дату □ Рыболовный траулер «Днепр» готовил­ ся в очередному промысловому рей­ су. Много дней предстояло его экппажу пробыть в *. море. Судо­ вой библиотекарь, радист тов. Дементьев узнал, что большинство моряков судна лю­ бит читать произведения Л. Н. Толстого. Тов. Дементьев пошел в библиотеку базового комитета тралового флота и вы­ сказал там просьбу моряков. Заведующая библиотекой тов. Мельникова и работница передвижного абонемента тов. Демина по­ добрали для экипажа «Днепра» библио­ течку из произведений Л. Н. Толстого, а библиотекаря тов. Дементьева проинструк­ тировали, ка к провести беседу о жпзнп п творчестве Л. Н. Толстого. Находясь на промысле, далеко от род­ ных берегов, моряки траулера «Днепр» в свободное от работы время читают произ­ ведения великого русского писателя. На днях судовой библиотекарь тов. Дементьев провел с экипажем беседу о жпзни и твор­ честве великого русского писателя Л. Н. Толстого. Такую же беседу провел с моряками траулера «Уссуриец» судовой библиоте­ карь, радист-комсомолец тов. Иатраков. Передвижные библиотечки, в которых имеются произведения Л. Н. Толстого, вы­ даны экипажам более 30 кораблей. □ Библиотека Дома культуры имени С. М. Кирова деятельно отмечает 125-летне со дня рождения гениального русского писа­ теля Л. Н. Толстого. В библиотеке создано три иллюстративных и одна книжная выставки. Одна иллюстративная выставка посвя­ щена героической эпопее Л. Н. Толстого «Воина и мпр». На ней можно видеть портреты героев Отечественной войны 1S12 года — Кутузова и Давыдова, репро­ дукции с картин и рисунки. На книжной выставке представлены произведения Л. Н. Толстого и литера­ тура о нем. В детском абонементе библиотеки сде­ лан плакат для детей младшего возраста. Он рассказывает об основных вехах жиз­ ни писателя. Библиотека оказывает большую помощь юным читателям в ознакомлении нх с творчеством Л. II. Толстого. Дети проявляют огромный интерес к творчеству Л. Н. Толстого, пишут отзывы о прочитанных произведениях. 3 . ТИХОНОВА. И. о. заведующей библиотекой Дома культуры нменн С. М . Ки ­ рова. □ В библиотеке Мурманского городского Дома пионеров организована книжная выставка, посвященная 125-летпю со дня рождения Л. Н. Толстого. На ней пред­ ставлена литература для школьников старших классов. Как работал Л. Н. Толстой Велпкпй русский писатель Л. Н. Тол­ стой оставил колоссальное литературное наследство — от капитальных произве­ дений со множеством вариантов до целых томов дневников и ппсом. Толстого отли­ чала исключительная работоспособность. Писатель не жалел труда, чтобы начинать сначала свое сочинение, много раз пере­ делывать написанное. В наброске предис­ ловия, которое Толстой хотел наппсать к роману «Война и мпр», он говорит: «То мне казался нпчтожпым прием, которым я начинал, то хотелось захватить все, что я знаю и чувствую из того временп, то не­ обходимость выдумкою связывать те обра­ зы, картины и мыслп, которые сами со­ бой родились во мне, так мне становилась противна, что'й бросал начатое». Л. Н. Толстой приводил изречение од­ ного французского естествоиспытателя: «Гений — это терпение». « II не в том смысле, что дай я буду терпелив, — го­ ворил писатель, — а в том, чтобы не вы­ пускать из своих р у к вещи, пока не вло­ жишь в нее все, что можешь». Мыслп, планы будущих произведений, заметки, наброски писатель заносил в дневнпкп п записную кнпж ку . Заппсная книжка всегда лежала в широком кармане его блузы. Выбирая из богатства своих мыслей, из бесконечного множества вариантов от­ дельные моменты. Толстой создавал про­ изведения огромной художественной си­ лы. «Не могу» или «устал» для Толстого не существовало. Лев Николаевич трудился ежедневно, причем с утра до вечера. Утром бодрый, свежий он выходил пить кофе. Позавтра­ кав. Толстой брал стакан чая п уходил в кабинет. Здесь он работал до обеда. По вечерам 1 Толстой писал письма, чи­ тал литературу, беседовал с гостями, зна­ комил их и домашних со своими произве­ дениями. Вечера Лев Николаевич посвя­ щал также музыке и шахматам. Толстой любил физический труд, счи­ тая его необходимостью, отдыхом. Физи­ ческая работа восстанавливала его твор­ ческие силы. Он был сапожником, печни­ ком, землекопом, плотником, пахарем, ко­ сарем. Подготовительные работы, множество вариантов каждого произведения, чернови­ ки, письма, дневники, заметки показыва­ ют нам творческую лабораторию великого писателя. Работая над «Войной и миром», Толстой целые дни проводил в библиотеке Румянцевского музея, роясь в архивах того времени. Он собирал устные сведения, беседуя со мноппгп людьми того времени пли с темн, у которых были живы в па­ мяти рассказы современников. Лев Нико­ лаевич ездил на Бородинское поле, чтобы лучше описать Бородинское сражение. Каждое произведение Толстого имеет свою историю. В 1863 году, приступая к работе над романом «Война и нир», Лев Николаевич писал А. А. Фету: «Я тоскую и ничего не ппшу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, к а к мне трудна эта предварительная работа глубо­ кой пахоты того поля, на котором я прп- Г т* 7 п кни г нп RiimBRp — ген и а II.- 1іуждеи сеять- Обдумать и передумать все, іреди книг, на выставке, гениаль ,1то Но2:ст слуЧ11ться со в с е Ш 1 будущими о п п т п т - к ч і и а R И Ллттттпл п л р й я - ___ J u j людьми предстоящего сочинения, очень ные произведения В. И. Ленина, посвя щенные творчеству великого русского писателя. Учащиеся могут познакомиться с рядом работ о Толстом. Здесь же можно видеть его произведения трилогию «Дет­ ство», «Отрочество» и «Юность», «Сева­ стопольские рассказы», сборники повестей и рассказов и другие. Изготовлен альбом, в котором сосредо­ точены иллюстрации о жизни Л. Н. Тол­ стого. За последние дни значительно увели­ чился спрос читателей на произведения великого русского писателя. Ученики охотно читают и перечитывают «Войну и мир», «Анну Каренину», а также «Хол- стомер», «Хаджи Мурат», «Севастополь­ ские рассказы» и многое другое. Е. КОЛПАЧНИКОВА. Заведующая библиотекой. большого, и обдумать миллионы возмож­ ных сочетаний для того, чтобы выбрать пз них одну миллионную — ужасно труд­ но». Проф. Грузинский, исследовавший рукописи романа, ппшет, что «кроме наб­ росков и заметок, носящих характер про­ граммы пли конспекта, находится огром­ ное количество мелких и крупных эпи­ зодов п сцен, нашедших себе иную обра­ ботку или вовсе оставленных в стороне но разным причинам: одни потому, что более не соответствовали изменившимся автор­ ским намерениям и не могли быть при­ способлены в новому пзгпбу творчества (не только подробности плана, но и важ­ ные стороны общего замысла прошли че­ рез целый ряд изменений), другие отпали з процессе постепенной выработкп окон­ чательного текста романа». В сентябре 1S64 года Толстой сделал в дневнике’^ такую запись: «Скоро год,_ кав я но ппсал эту кни гу. П год хороший... Я начал с тех пор роман, напнеал листов 10 печ., но теперь нахожусь в периоде поправления и переделывания. Мучи­ тельно». Над «Войной и мирон» Толстой рабо­ тал шесть лет — с 1863 года по 1869 год. В процессе обдуньпзанпя романа пи­ сатель составлял подробные характеристи­ ки действующих лиц, которых в произве­ дении около пятисот. «Войну и нир» Лев Николаевич переписывал около десяти раз. Колоссальный труд затратил Л. Н. Тол­ стой на «Анну Каренину». Мысль создать роман возникла у него в 1870 году, а кончил писать его лишь в 1877 году. Работая для печати над отдельными частями «Анны Карениной», Толстой пи­ сал Страхову: «Все в нпх скверно, и все надо переделать и переделать все, что напечатано, и все перемарать, и все бро­ сить, и отречься и сказать: виноват, вперед не буду, и постараться писать что- нибудь нозое». Драма «Власть ткгы»' имеет сеяь-'-ре­ дакций. Толстой однажды говорил: «Я ограбил свои записные книж ки , чтобы наппсать «Власть тьмы». Велпвпй писатель взвешивал каждое слово. Он считал также, что каждому со­ чинению должна соответствовать одна определенная форма. «Странное дело — вто забота о совершенстве форны, — за­ писывает Толстой в дневник. — Напиши Гоголь свою комедию грубо, слабо, ее бы не читали... теперь». Толстой много работал над формой комедии «Плоды про­ свещения». Пьеса, предназначенная для домашнего спектакля под названием «Псхптрилась», превратилась в комедию- сатиру с большим социальным содержа­ нием. Грандиозна работа Толстого над рома­ ном «Воскресение». В рукописи он имеет 7 тысяч листов. «Воскресение» прошло через шесть редакций. Над романои Лев Николаевич работал десять лет. В процес­ се творчества он изучал соответствующую литературу, советовался с юристами, изу­ чал уголовный процесс, судебное произ­ водство, бывал в тюрьмах и судах. Через всю жизнь, через все творчество Льва Николаевича Толстого цроходпт упор­ ный напряженный труд. С. МАРКОВА . Наш соратник Среди великих имен, увенчавших сла­ вой нашу русскую литературу, пмя Льва Николаевича Толстого занимает выдающее­ ся место. Прекрасный знаток-человеческой души, непревзойденный художник слова, подняв­ шийся в своем творчестве до величайших художественных и социальных обобщений, гениальный писатель, рядом с которым, по выражению В. И. Ленина, в Европе по­ ставить некого, — таким еще со школь­ ной сканьп и запечатлился в нашей памя­ ти один пз замечательнейших представите­ лей русской нации. Произведения Толстого относятся к числу тех, которые нельзя читать один раз. Чем больше их читаешь, тем глубже понимаешь. Велика сила художественного пх воздействия. Недавно я вновь перечитала почти все его произведения, и неня вновь увлекла смелость, громадная сила таланта писа­ теля. Нельзя без волнения читать его рассказ «Люцерн», где он развенчивает хваленую демократию буржуазной Европы. Капитализм, каким его показывает Тол­ стой, — это громадное социальное бедст­ вие. Он уродует, искажает лучшие чело­ веческие чувства. Пмя Льва Николаевича Толстого с ог­ ромной любовью и уважением произносит каждый советский челевек. ^ Толстой дорог нам, ка к генналы тй сын русского народа, выдающийся мастер слова. Он дорог нам ка к искренний, прав­ дивый художник, ка к наш великий сорат­ ник по общей борьбе за дело мира, в борь­ бе за утверждение такой жпзни, в которой все лучшие качества человека раскрыва­ ются и служат всему обществу. Т. ГУЩ ИНА . г. Кнровск. в ясной ПОЛЯНЕ Этой весной мне с группой студентов Московского педагогического института удалось побывать в Ясной Поляне, в усадьбе, где долгое время жпл п рабо­ тал великий русский писатель Лев Ни­ колаевич Толстой. По широкой аллее из бпр:;з и елей мы подошлп к красивому белому зданию, в котором размещается теперь литератур­ ный музей. Каждый, кто находится в этом здании, может подробно познако­ миться с жизнью и творчеством нашего великого соотечественника. Здесь соб­ раны материалы о литературной и педа­ гогической деятельности Л. Н. Толстого. Здесь в Ясной Поляне Л. Н. Толстой писал своп выдающиеся произведения, учил крестьянских детей в открытой им школе. Сюда приезжали к писателю А. П. Чехов, А. М. Горький. Рядом с литературным музеем нахо­ дится дом, в котором Л. Н. Толстой жил со своей семьей. Здесь все сохранено так, ка к было прп жпзнп Льва Никола­ евича. Вокруг усадьбы раскинулись прекрасные леса, красивые аллеи. Экс­ курсовод показал нам любиное несто Л. Н. Толстого. Тан сохранилась ска- неечка, на которой Лев Николаевич бе­ седовал с прнезжавшнн в нему А. П. Чеховым. (Сн. с н и м о е внизу). В доме-иузее ны видели огромную библиотеку велпкого писателя, его ра­ бочий стол, небель, кровать. Таи сохра­ нены нногио его рукописи, фотографии. Во время оккупацпп, немецко-фашп- стскпе разбойники разграбили и унич­ тожили часть экспонатов нузея. Но бла­ годаря заботе Советского правительства музей приведен в образцовый порядок. Мы посетили могплу великого писа­ теля. .Перед смертью он завещал, чтобы его похоронплп над оврагом, в глубине леса, без панятнпка. С волнением стоя­ ли студенты у могилы Л. Н. Толстого, творца бессмертных романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресе­ ние» и других произведений, которые читают сейчас народы всего шгра. В Ясной Поляне ежедневно бывает много советских людей нз разных угол­ ков нашей Родпны. Посещают музей иностранные делегации, чтобы возло­ жить венки на могилу классика миро­ вой литературы. В этот же день вместе с нашей груп­ пой в Ясную Поляну приезжали наши друзья пз стран народной демократии — венгры, албанцы, корейцы, китай­ цы, чехи. Они с большим интересен осматривали дон, в котором жпл, ра­ ботал и творил для народов всего пира великий русский писатель Лев Нико­ лаевич Толстой. Н . ПАВЛЮ К. Заведующая учебной частью Мурманского Дома пионеров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz