Полярная правда. 1953, сентябрь.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А j'S 213 (7627) 9 сентября 1953 е . 7 , 1953 Великий русский писатель Исполнилось 125 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Его творчест во принадлежит всему просвещенному че ловечеству, служит великому зелу укре пления дружбы и братств* свободолюби вых и миролюбивых народов. В. II. Ленин в статье «Л. Н. Толстой»,* говоря о рево люции 1905 года, явившейся прологом Великой Октябрьскзй социалистической революции, писал: «Его мировое значе ние, как художника, его мировая извест ность, ка к мыслителя и проповедника, п то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Л. Н. Толстой поставил столько ост рых и глубоких воп росов. так рельефно воплотил черты ис торического своеоб разия эпохи, что его произведения заняли одно пз первых мест в мировой художест венной литературе. Эпоха, рельефно от разившаяся в худо жественных произ ведениях н в учении писателя, охватыва ла 1861— 1905 го ды — порефорнен- . ный, но дореволю ционный период. Именно в эту эпоху ; Толстой сложился , к а к художник и ка к мыслитель. Русская жизнь по слезней трети XIX века развивалась в резко противоречи вых условиях. После падения крепостного права сложившиеся в течение многих ве ков устои крестьян ской жпзнп пошлп на слом с необычай ной быстротой. Ка питализм насаждал ся сверху и усилен но рос снизу, ознако слезы крепостниче ства пронизывали всю хозяйственную (особенно деревен- скуго) и всю поли тическую жизнь страны. Пережитки кре постного права сказывались прежде всего в том, -что с одной стороны земледелие находилось в руках разо ренных, обнищалых крестьян, которые ве ли устарелое, первобытное хозяйство, на наделах, урезанных в пользу помещиков в 1861 году. С другой же — оно было в р у - ' ках помещиков, которые обрабатывали землю трудом крестьян, т. е., по сути де ла, существовала старая крепостническая система хозяйства. Патриархальная дерев- 1 ня разрушалась, крестьяне бежали в го- ■рода, бросали земли, разорялись, голодали, выпирали. Быстро росли фабрики и заво ды, строились железные зорогп, развива лись крупная торговля и промышленность, поднимался крупный финансовый капитал. Деревня была буквально отдана на раз грабление капиталистам. Острая ломка старых устоев старой России привела к 1905 году. Черты исторического своеобра зия всей первой русской революции, ее силу, ее слабость, ка к указывал В. П. Ленин, поразительно рельефно вопло тил Лев Толстой в своих произведениях *— п ка к художник, и к а к мыслитель, и кай проповедник. Ленин видел величие Толстого в той, что он стал выразителем тех идей и настроений, которые сложи лись у миллионов русского крестьянства к началу революции. Владимир Пльич счи тал писателя зеркалом русской революции 1905 года и давал анализ его творчества с точки зрения характера этой революции и ее звижущих сил. Основные особенности и своеобразие, ' специфические черты Толстого-хузожнпка отчетливо видны в произведениях раннего перпоза его творчества. Уже первые про изведения показали всей Росспи, что в ли тературу пришел гениальный художник с глубоким проникновенным взглядом па ок ружающий мир, с высокими этическими требованиями в жизни, с оригинальным методом изображения человеческой пспхи- кп , с широкими связями с жизнью трудо вого крестьянства, с исключительным по ниманием его дум, чаяний, стремлений, с изумительной способностью рисовать жи вые, обобщающие картины и образы рус ской жизни. Гениальное произведение «Война и мир» выходит за ранки романа, поаны, за ранки исторической хроники. Это произ ведение, воспроизводящее картины нацио нальной народной борьбы за свободу п не зависимость родины, с полным правом мо жет быть названо эпопеей. В нем худож н и к великолепно показал беззаветность и героизм народа, резко подчеркнув харак тер войны, когда борьбу вели не только регулярные войска, когда дубина народ ной войны поднялась и «гвоздила франпу- і зов до тех пор, пока не погибло все наше- ; ствпе». ' Оставаясь трезвым реалистом, Толстой дал широкую и верную картину борьбы народа ва свою независимость, показал его победу над врагом, несмотря на гни лость великосветского общества, пошлость, • карьеризм, мелочность, царившие в выс- ! ших кругах армии и общества. Вместе с тем он привнес в своп реалистические кар тины черты ограниченности. Образ Пла тона Каратаева, в которое сказалась пат риархальная крестьянская психология, вос питанная десятилетиями крепостного гне та, не может быть принят советским чита телем ка к образ народного героя. К миро воззрению и мироощущению такого кре стьянства стремился Толстой еще до «Вой ны и пира», где художник заставил Пьера Безухова испытать неотразимое влияние Каратаева и через него получить то спо койствие, то довольство собой, согласие с самим собой, к которым он тщетно стре мился прежде п не нашел их нп в филосо фии, ни в масонстве, ни в светской ж изни , нн в вине, нп в подвиге самопожертвова ния, нп в романтической любви к Наташе. Мысль Толстого о том, что учиться жить надо у народа, не вызывает возраже ния — она является верной основой на родности его творчества, но она становит ся ложной, когда истинным представите лем народа выдвигается Платон Каратаев. Такое одностороннее понимание у Толстого было не всегда и не везде; ему принадле жат замечательные образы, глубоко п вер но воспроизводящие черты подлинного на родного характера — преданность родине, бесстрашие, храбрость, мужество, бескоры стие. В «Войне и мире» это солдаты — герои Бородинского сражения, партизаны Отечественной войны 1812 года, крестьян ские массы. Проблема борьбы народа за свою независимость является первой п ос новной проблемой эпопеи. В «Войне и мире» в основном верно по казана роль личности в истории прежде всего в образах Кутузова и Наполеона. Эти два образа противопоставлены в эпопее так же, ка к они былп противопоставлены в жизни. В лицо Наполеона изображен само уверенный и самолюбивый полководец, привыкший к неизменным победам, к по корности, подобострастию, уверенный в правильности неверности своих распоря жений. Бессилие Наполеона, крах его ра ционализма, его руководства художник по казал прекрасно. Кутузов — народный герой. Он пони мал, что руководить сотнями тысяч людей, борющихся со смертью, нельзя одному че ловеку, что решаюшей силой в сражении является дух войск. Кутузов следил за этой силой п руководил ею, насколько это было в его власти. Распоряжения Куту зова, смысл его слов вытекали не пз хит рых соображений, а пз чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, та к же, ка к и в душе каждого русского чело века. В этом сила и народность Кутузова. Советский читатель, однако, не- может полностью «принять образ Кутузова, создан ный Толстым. В нем художник отступил от правды жнзнп, сделал полководца слишком пассивным, только прислушиваю щимся к тому, что надо делать, тогда как Кутузов организовал активное отступле ние, и, подготовив контр-насгупленпе, разбил Наполеона. Рассмотрев тайные пружины велико светского общества, художник-реалист об нажил противоречия и недостатки, разъ едавшие его. Правда, Толстой не дал еще в «Войне и мире» беспощадную критику этого общества. В исторических и бытовых картинах произведения писатель все же недостаточно показал общественные от ношения эпохи, мало уделил внимания такому злу, ка к крепостное право, не обна жив его так, ка к этого требовало полное соблюдение правды. В 1877 году, т. е. через шестнадцать лет после реформы 1861 года, Толстой закончил роман «Анна Каренина». В этот период в общественной жпзнп обозначи лись уже . первые последствия грабитель ской реформы, первые признаки уклады вавшегося строя. Роман «Анна Каренина» ставит большие вопросы о путях развития России, о силах, способных осуществить перестройку общества. То, что Толстой хорошо знал и видел — весь старый строй, крепостное право и соответствующий ему порядок, весь ари стократический ыно — все, что рушилось у всех на глазах — он резко критиковал и отрицал. Новое же, что стремительно на рождалось, писатель не понимал и не при нимал: отсюда его крптпка аристократи ческого общества и капитализма. Выход пз положения Толстой видел в народе. Глав ный герой романа Константин Левин ищет решения насущных вопросов в обращении к народу, в патрнархальвон укладе дере- J венской Руси. Левин понимал необходи мость отказа от всего старого, понимал превосходство идеала новой трудовой, ч и стой жпзнп, но не знал, ка к совершить к ней переход. Этот переход не был осуще ствлен героем романа та к же, ка к он не был осуществлен Толстым в жизни, но до рогу Левин, к а к к автор романа, ощутил. С этпх позиции надлежит рассматривать и все те общественные слои общества, ко торые изобразил писатель. Бюрократиче ский мир, где Каренин строит свою карье ру и благополучие, аристократический свет княгини Лпдщі Ивановны, Бетси Тверской и пм подобных, великосветский мпр Вронского и его друзей, круг Степана Аркадьевича Облон ского, нир ученых и помещнков-консер- ваторов, губернское дворянство — все это подвергается от рицанию. Исключе ния не составляет и Анна: ее жизнь не та, трудовая, чистая и общая прелестная жпзнь, которую при знал Константин Ле вин, а тягостная, праздная, искусст венная, и личная, ко торую начинал отри цать Толстой. Реа лизм помог Толстому показать действи тельность во всей полноте, но не сног скрыть всех проти воречий художника. Отрицая старое, пи сатель смотрел не вперед, на рабочий класс, а назад — на мужика. Из общего смысла романа легко видеть, что главны ми действующими героями его являют ся Константин Левин и крестьяне, затем Анна, ка к наиболее прекрасное существо в той аристократи ческой среде, кото рую отрицает Тол стой. Через тридцать восемь лет после ре формы 1861 года, в то время, когда гра бительский характер ее проявился с пол ной сплои, вышел роман «Воскресение». Он отличается от «Войны и мира» и даже от «Анны Карениной» тем, что гениальный писатель, умножпвшпй свой художествен ный опыт и знание жизни, говорил о действительности современной ему ^оссип с иных позиций, чем раньше. Решительно порвав с привычными взглядами евоьіі среды, он обрушился со страстной крити кой на все государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на ра зорении крестьян и мелких хозяев вооб ще, на насилии и лицемерии. Роман «Во скресение» представляет новое и исклю чительное явление в этом именно плане — в плане резкой критики. В нем художник начисто отрицает праздную, нечистую жизнь аристократических кругов. Эта бес пощадная крптпка была попыткой найти настоящую причину бедствий масс, кото рые только что вышли на свободу нз кре постного права п увидели вместо нее но вые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни. С точки зрения этих масс идет критика Толстого, который в свое учение вносил их наивность, отчуж дение от политики, мистицизм, желание уйти от мпра, «непротивление злу», бес сильные проклятия по адресу капита лизма. «Война и мир», «Анна Каренина^ и «Воскресение» являются тремя, основны ми главами творчества великого художни ка. Они отражают большие исторические этапы русской общественной жпзни и борьбы п тесно связаны со всеми процес сами развития великой русской. литерату ры. В период работы над «Воскресением» Л. Н. Толстой написал народные рассказы, повесть «Смерть Ивана Ильича», пьесы «Плоды просвещения», «Власть тьмы» и другие произведения. После романа «Вос кресение» он выступил со многими публи цистическими произведениями, создал пье су «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат». Реакция после подавления революции 1905 года вызвала у Толстого резкий про тест. В известной статье «Не могу мол чать» гениальный писатель гневно опол* чплся протпв смертных казней, которые применяло правительство к революционе рам. Русское правительство, буржуазная цивилизация на Западе встретили в лпце Толстого гневного и беспощадного обличи теля. * * * - Творчество Толстого занимает особое место в истории русской жизни и литера туры. Достойный наследник Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и соратник современных ему писателей — Некрасова, Тургенева, Островского, — Лев Николае вич Толстой достиг вершины в развитии русского критического реализма. Толстой непревзойденный мастер не только русской, но н мировой литерату ры, на развитие которых он оказал ог ромное влияние. Величие Толстого неотделимо от величия русского народа и тех исторических собы тий в жизни России, которые отразил ге ниальный художник. В наследстве Л. Н. Толстого есть то, что пе умерло и не ум рет нігкогда, что принадлежит ка к драго ценное культурное наследство всему чело вечеству. Это — его бессмертные произ ведения. Лев Николаевич Толстой являет ся одним пз гениальнейших сынов вели кого русского народа. М . ДОБРЫНИН. 1 Доктор филологических наук. • а . а Трудящиеся Мурманской области отмечают знаменательную дату □ Рыболовный траулер «Днепр» готовил ся в очередному промысловому рей су. Много дней предстояло его экппажу пробыть в *. море. Судо вой библиотекарь, радист тов. Дементьев узнал, что большинство моряков судна лю бит читать произведения Л. Н. Толстого. Тов. Дементьев пошел в библиотеку базового комитета тралового флота и вы сказал там просьбу моряков. Заведующая библиотекой тов. Мельникова и работница передвижного абонемента тов. Демина по добрали для экипажа «Днепра» библио течку из произведений Л. Н. Толстого, а библиотекаря тов. Дементьева проинструк тировали, ка к провести беседу о жпзнп п творчестве Л. Н. Толстого. Находясь на промысле, далеко от род ных берегов, моряки траулера «Днепр» в свободное от работы время читают произ ведения великого русского писателя. На днях судовой библиотекарь тов. Дементьев провел с экипажем беседу о жпзни и твор честве великого русского писателя Л. Н. Толстого. Такую же беседу провел с моряками траулера «Уссуриец» судовой библиоте карь, радист-комсомолец тов. Иатраков. Передвижные библиотечки, в которых имеются произведения Л. Н. Толстого, вы даны экипажам более 30 кораблей. □ Библиотека Дома культуры имени С. М. Кирова деятельно отмечает 125-летне со дня рождения гениального русского писа теля Л. Н. Толстого. В библиотеке создано три иллюстративных и одна книжная выставки. Одна иллюстративная выставка посвя щена героической эпопее Л. Н. Толстого «Воина и мпр». На ней можно видеть портреты героев Отечественной войны 1S12 года — Кутузова и Давыдова, репро дукции с картин и рисунки. На книжной выставке представлены произведения Л. Н. Толстого и литера тура о нем. В детском абонементе библиотеки сде лан плакат для детей младшего возраста. Он рассказывает об основных вехах жиз ни писателя. Библиотека оказывает большую помощь юным читателям в ознакомлении нх с творчеством Л. II. Толстого. Дети проявляют огромный интерес к творчеству Л. Н. Толстого, пишут отзывы о прочитанных произведениях. 3 . ТИХОНОВА. И. о. заведующей библиотекой Дома культуры нменн С. М . Ки рова. □ В библиотеке Мурманского городского Дома пионеров организована книжная выставка, посвященная 125-летпю со дня рождения Л. Н. Толстого. На ней пред ставлена литература для школьников старших классов. Как работал Л. Н. Толстой Велпкпй русский писатель Л. Н. Тол стой оставил колоссальное литературное наследство — от капитальных произве дений со множеством вариантов до целых томов дневников и ппсом. Толстого отли чала исключительная работоспособность. Писатель не жалел труда, чтобы начинать сначала свое сочинение, много раз пере делывать написанное. В наброске предис ловия, которое Толстой хотел наппсать к роману «Война и мпр», он говорит: «То мне казался нпчтожпым прием, которым я начинал, то хотелось захватить все, что я знаю и чувствую из того временп, то не обходимость выдумкою связывать те обра зы, картины и мыслп, которые сами со бой родились во мне, так мне становилась противна, что'й бросал начатое». Л. Н. Толстой приводил изречение од ного французского естествоиспытателя: «Гений — это терпение». « II не в том смысле, что дай я буду терпелив, — го ворил писатель, — а в том, чтобы не вы пускать из своих р у к вещи, пока не вло жишь в нее все, что можешь». Мыслп, планы будущих произведений, заметки, наброски писатель заносил в дневнпкп п записную кнпж ку . Заппсная книжка всегда лежала в широком кармане его блузы. Выбирая из богатства своих мыслей, из бесконечного множества вариантов от дельные моменты. Толстой создавал про изведения огромной художественной си лы. «Не могу» или «устал» для Толстого не существовало. Лев Николаевич трудился ежедневно, причем с утра до вечера. Утром бодрый, свежий он выходил пить кофе. Позавтра кав. Толстой брал стакан чая п уходил в кабинет. Здесь он работал до обеда. По вечерам 1 Толстой писал письма, чи тал литературу, беседовал с гостями, зна комил их и домашних со своими произве дениями. Вечера Лев Николаевич посвя щал также музыке и шахматам. Толстой любил физический труд, счи тая его необходимостью, отдыхом. Физи ческая работа восстанавливала его твор ческие силы. Он был сапожником, печни ком, землекопом, плотником, пахарем, ко сарем. Подготовительные работы, множество вариантов каждого произведения, чернови ки, письма, дневники, заметки показыва ют нам творческую лабораторию великого писателя. Работая над «Войной и миром», Толстой целые дни проводил в библиотеке Румянцевского музея, роясь в архивах того времени. Он собирал устные сведения, беседуя со мноппгп людьми того времени пли с темн, у которых были живы в па мяти рассказы современников. Лев Нико лаевич ездил на Бородинское поле, чтобы лучше описать Бородинское сражение. Каждое произведение Толстого имеет свою историю. В 1863 году, приступая к работе над романом «Война и нир», Лев Николаевич писал А. А. Фету: «Я тоскую и ничего не ппшу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, к а к мне трудна эта предварительная работа глубо кой пахоты того поля, на котором я прп- Г т* 7 п кни г нп RiimBRp — ген и а II.- 1іуждеи сеять- Обдумать и передумать все, іреди книг, на выставке, гениаль ,1то Но2:ст слуЧ11ться со в с е Ш 1 будущими о п п т п т - к ч і и а R И Ллттттпл п л р й я - ___ J u j людьми предстоящего сочинения, очень ные произведения В. И. Ленина, посвя щенные творчеству великого русского писателя. Учащиеся могут познакомиться с рядом работ о Толстом. Здесь же можно видеть его произведения трилогию «Дет ство», «Отрочество» и «Юность», «Сева стопольские рассказы», сборники повестей и рассказов и другие. Изготовлен альбом, в котором сосредо точены иллюстрации о жизни Л. Н. Тол стого. За последние дни значительно увели чился спрос читателей на произведения великого русского писателя. Ученики охотно читают и перечитывают «Войну и мир», «Анну Каренину», а также «Хол- стомер», «Хаджи Мурат», «Севастополь ские рассказы» и многое другое. Е. КОЛПАЧНИКОВА. Заведующая библиотекой. большого, и обдумать миллионы возмож ных сочетаний для того, чтобы выбрать пз них одну миллионную — ужасно труд но». Проф. Грузинский, исследовавший рукописи романа, ппшет, что «кроме наб росков и заметок, носящих характер про граммы пли конспекта, находится огром ное количество мелких и крупных эпи зодов п сцен, нашедших себе иную обра ботку или вовсе оставленных в стороне но разным причинам: одни потому, что более не соответствовали изменившимся автор ским намерениям и не могли быть при способлены в новому пзгпбу творчества (не только подробности плана, но и важ ные стороны общего замысла прошли че рез целый ряд изменений), другие отпали з процессе постепенной выработкп окон чательного текста романа». В сентябре 1S64 года Толстой сделал в дневнике’^ такую запись: «Скоро год,_ кав я но ппсал эту кни гу. П год хороший... Я начал с тех пор роман, напнеал листов 10 печ., но теперь нахожусь в периоде поправления и переделывания. Мучи тельно». Над «Войной и мирон» Толстой рабо тал шесть лет — с 1863 года по 1869 год. В процессе обдуньпзанпя романа пи сатель составлял подробные характеристи ки действующих лиц, которых в произве дении около пятисот. «Войну и нир» Лев Николаевич переписывал около десяти раз. Колоссальный труд затратил Л. Н. Тол стой на «Анну Каренину». Мысль создать роман возникла у него в 1870 году, а кончил писать его лишь в 1877 году. Работая для печати над отдельными частями «Анны Карениной», Толстой пи сал Страхову: «Все в нпх скверно, и все надо переделать и переделать все, что напечатано, и все перемарать, и все бро сить, и отречься и сказать: виноват, вперед не буду, и постараться писать что- нибудь нозое». Драма «Власть ткгы»' имеет сеяь-'-ре дакций. Толстой однажды говорил: «Я ограбил свои записные книж ки , чтобы наппсать «Власть тьмы». Велпвпй писатель взвешивал каждое слово. Он считал также, что каждому со чинению должна соответствовать одна определенная форма. «Странное дело — вто забота о совершенстве форны, — за писывает Толстой в дневник. — Напиши Гоголь свою комедию грубо, слабо, ее бы не читали... теперь». Толстой много работал над формой комедии «Плоды про свещения». Пьеса, предназначенная для домашнего спектакля под названием «Псхптрилась», превратилась в комедию- сатиру с большим социальным содержа нием. Грандиозна работа Толстого над рома ном «Воскресение». В рукописи он имеет 7 тысяч листов. «Воскресение» прошло через шесть редакций. Над романои Лев Николаевич работал десять лет. В процес се творчества он изучал соответствующую литературу, советовался с юристами, изу чал уголовный процесс, судебное произ водство, бывал в тюрьмах и судах. Через всю жизнь, через все творчество Льва Николаевича Толстого цроходпт упор ный напряженный труд. С. МАРКОВА . Наш соратник Среди великих имен, увенчавших сла вой нашу русскую литературу, пмя Льва Николаевича Толстого занимает выдающее ся место. Прекрасный знаток-человеческой души, непревзойденный художник слова, подняв шийся в своем творчестве до величайших художественных и социальных обобщений, гениальный писатель, рядом с которым, по выражению В. И. Ленина, в Европе по ставить некого, — таким еще со школь ной сканьп и запечатлился в нашей памя ти один пз замечательнейших представите лей русской нации. Произведения Толстого относятся к числу тех, которые нельзя читать один раз. Чем больше их читаешь, тем глубже понимаешь. Велика сила художественного пх воздействия. Недавно я вновь перечитала почти все его произведения, и неня вновь увлекла смелость, громадная сила таланта писа теля. Нельзя без волнения читать его рассказ «Люцерн», где он развенчивает хваленую демократию буржуазной Европы. Капитализм, каким его показывает Тол стой, — это громадное социальное бедст вие. Он уродует, искажает лучшие чело веческие чувства. Пмя Льва Николаевича Толстого с ог ромной любовью и уважением произносит каждый советский челевек. ^ Толстой дорог нам, ка к генналы тй сын русского народа, выдающийся мастер слова. Он дорог нам ка к искренний, прав дивый художник, ка к наш великий сорат ник по общей борьбе за дело мира, в борь бе за утверждение такой жпзни, в которой все лучшие качества человека раскрыва ются и служат всему обществу. Т. ГУЩ ИНА . г. Кнровск. в ясной ПОЛЯНЕ Этой весной мне с группой студентов Московского педагогического института удалось побывать в Ясной Поляне, в усадьбе, где долгое время жпл п рабо тал великий русский писатель Лев Ни колаевич Толстой. По широкой аллее из бпр:;з и елей мы подошлп к красивому белому зданию, в котором размещается теперь литератур ный музей. Каждый, кто находится в этом здании, может подробно познако миться с жизнью и творчеством нашего великого соотечественника. Здесь соб раны материалы о литературной и педа гогической деятельности Л. Н. Толстого. Здесь в Ясной Поляне Л. Н. Толстой писал своп выдающиеся произведения, учил крестьянских детей в открытой им школе. Сюда приезжали к писателю А. П. Чехов, А. М. Горький. Рядом с литературным музеем нахо дится дом, в котором Л. Н. Толстой жил со своей семьей. Здесь все сохранено так, ка к было прп жпзнп Льва Никола евича. Вокруг усадьбы раскинулись прекрасные леса, красивые аллеи. Экс курсовод показал нам любиное несто Л. Н. Толстого. Тан сохранилась ска- неечка, на которой Лев Николаевич бе седовал с прнезжавшнн в нему А. П. Чеховым. (Сн. с н и м о е внизу). В доме-иузее ны видели огромную библиотеку велпкого писателя, его ра бочий стол, небель, кровать. Таи сохра нены нногио его рукописи, фотографии. Во время оккупацпп, немецко-фашп- стскпе разбойники разграбили и унич тожили часть экспонатов нузея. Но бла годаря заботе Советского правительства музей приведен в образцовый порядок. Мы посетили могплу великого писа теля. .Перед смертью он завещал, чтобы его похоронплп над оврагом, в глубине леса, без панятнпка. С волнением стоя ли студенты у могилы Л. Н. Толстого, творца бессмертных романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресе ние» и других произведений, которые читают сейчас народы всего шгра. В Ясной Поляне ежедневно бывает много советских людей нз разных угол ков нашей Родпны. Посещают музей иностранные делегации, чтобы возло жить венки на могилу классика миро вой литературы. В этот же день вместе с нашей груп пой в Ясную Поляну приезжали наши друзья пз стран народной демократии — венгры, албанцы, корейцы, китай цы, чехи. Они с большим интересен осматривали дон, в котором жпл, ра ботал и творил для народов всего пира великий русский писатель Лев Нико лаевич Толстой. Н . ПАВЛЮ К. Заведующая учебной частью Мурманского Дома пионеров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz