Полярная правда. 1953, сентябрь.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Кя 206 (7620) 1 сентября 1953 г. Сегодня начинается учебный год в школах Быть на высоте своего призвания В решении задач, поставленных Комму нистической партией перед советской школой, решающей силой является друж ный, работоспособный педагогический кол лектив, каждый член которого ясно созна ет, что значит быть учителем. А призвание учителя высоко и почетно. Он#— воспитатель молодого поколения, проводник советской политики, идей нашей славной Коммунистической партпи. Его влияние на формирование мировоззре ния, характера и моральных качеств чело века огромно, ибо особенности его лично сти , его убеждения п настроения отража ются на всем процессе обучепня и воспи тания. Стало быть, учитель всегда должен быть на высоте своего призвания, помнить, что от него зависит правильное воспитание мо лодого человека советской эпохи, патриота, строителя коммунистического общества. Педагогический коллектив нашей шко лы хорошо, понимает это. Он дружен, по стоянно работает над повышением своего идейно-политического уровня, повседневно ищет лучшие методы, более • эффективные приемы обучения и воспитания. В прош лом году учителя А. В. Бпбнксарова и Е. В. Махонько добились полной успевае мости всех свопх учеников, а у А. М. Веселкиной, Е. А. Новокрещеновой и Н. А. Земцовой отставало только по одному школьнику. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко говорил, что советское общество основано на принципе коллективности, что у нас не может быть личности вне кол лектива, не может быть обособленной л и ч ной судьбы, личного пути и счастья, про тивопоставленных судьбе и счастью кол лектива. П каждый учитель нашей школы много работает над сплочением детского коллектива, над воспитанием в своих уче- - никах крепкой дружбы, чувства коллек тивизма, У нас пионер получает общест венное поручение и выполнение этого по ручения контролируется и оценивается коллективом — звеном, отрядом, классом. Тт. Бнбиксарова, Махонько, Веселкина и другпе умело отбирают и педагогически правильно перерабатывают для изложения учащимся учебный материал, объясняют его ясным, простым языком, шпроко ис пользуют многообразные средства нагляд ности, закрепляют пройденное путем хоро шо разработанной системы практических работ. На уроке у них — все ученики в цент ре внимания, особенно отстающие. Учителя нашей школы изучают индиви дуальные особенности свопх воспитанни ков, советуются с родителями учащихся, проводят большую внеклассную работу, подчиненную задачам повышения уровня обучения и воспитания н выполнению ре шений XIX съезда Коммунистической пар тии. Много у нас и недостатков. Мы еще не добились того, чтобы все учащиеся хоро шо выполняли домашние задания. Есть у нас и такие ребята, которые неправильно ведут себя на улице. Еще слабо мы прово дим разъяснительную работу с темп роди телями, дети которых плохо учатся, нару шают «Правила для учащихся», не орга низуем среди них педагогической пропа ганды. Есть много п других недостатков. II наша задача з наступавшем учебном году — работать еще упорнее п настойчи вее ^над собой, над повышением своего пдейно-полптпческого уровня и педагоги ческого мастерства, над дальнейшим спло чением детского коллсктлва, над тем, что бы все ученики нашей школы успевали и получали от свопх учителей прочные п глубокие знания. і Ю. ДАВЫДОВА. Заведующая базовой начальной школой нрн Мурманской педаго гическом учнлнще. На радость и счастье подрастающего поколения Сегодня у нас, учителей, большая ра дость. Мы вновь встречаемся после хоро шего отдыха со своими питомцами. Впере ди— напряженный, полный творческого дерзания т р у і на благо Родины, народа, на счастье и радость подрастающего поко ления. Каждый педагогический коллектив, каждый советский учитель стремятся к тому, чтобы наступивший учебный год был новым этапом в жизни школы, чтобы выпускные и переводные экзамены пока зали, что мы приумножили достигнутые в предыдущие годы творческие успехи. Этим живут и педагоги средней школы Х і 1 г. Кпровска. ^ Хочется оглянуться на пройденный путь, посмотреть в будущее, подумать о недостатках, которые были, о перспекти вах. Немало потрудился наш коллектив в прошлом учебном году, чтобы дать уча щимся глубокие и прочные знания, воору жить их необходимыми практическими на выками. Напряженный труд учителей не пропал даром. Весной этого года в нашей школе закончили обучение 55 человек. Все онп успешно сдали экзамены па аттестат зрелости. У большинства из нпх знания по основным предметам оценены на «5» и «4». Александр Зубакнн окончил школу с золотой медалыо, а Говердовский, Струнин, Владимирова, Берман и Руда- шевская — с серебряной. Перед советской молодежью открыты широкие горизонты. Желаешь учиться — учись где хочешь. Страна не жалеет на народное просвещение громадных средств. Государственный бюджет на 1953 год предусматривает свыше 62 миллиардов рублей на просвещение и культуру. Ка кое яркое свидетельство заботы Коммуни стической партии и Советского прави тельства о трудящихся нашей страны! Нам нужно больше школ, лечебных и дет ских учреждений. Так на пятой сессии Верховного Совета СССР заявил глава Со ветского правительства товарищ Г. М. Маленков. П с каждым годом школьная сеть в нашей стране растет, растет число учащихся. Пользуясь правом советского человека на образование, выпускники нашей шко лы продолжают учиться в высших учеб ных заведениях. Так, Нина Андреева, Ма рия Енбаева п другпе в этом учебном го ду поступили в университет. Аркадий Герман — в горный институт, Галина' Гурьева — в химпко-фармацевтпческий, Тамара Лобская — в институт железнодо рожного транспорта, Юрий Лутохпн — в институт механпзацпп сельского хозяйст ва, Станислав Власов — в политехниче ский институт и т. д. Учителя могут гор диться, что эти и другие выпускники школы сдавали экзамены в высших учеб ных заведениях на «5» и «4». Такие пе дагоги нашей школы, как тт. А. В. Поля кова, А. Ф. Бондарева, П. С. Семенов, Л. А. Волкова, Н. М. Сычева и другие, немало потрудились, чтобы дать учащимся основательные знания. Обучая школьников, педагопі нашей школы продолжают учиться сами. Они ов ладевают основами марксизма-ленинизма, повышают свое педагогическое мастерство. Преподаватели, не имеющие законченного высшего образования, поступили в заоч ные педагогический и учительский ин ституты. Наша школа в этом году лучше, чем в прошлом, подготовилась к планомерной деятельности. Здание приведено в поря док, физический, химический, географи ческий и биологический кабинеты попол нились новым инвентарем. Получена аппа ратура для звукового кино. Школьники под руководством педагогов привели в по рядок наглядные пособия. Значительно расширена материально-техническая база для осуществления директив XIX съезда КПСС о политехническом обучении. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют огромную забо ту о советском учителе. От нас требуется одно — работать лучше, приложить все своп творческие сплы к тому, чтобы поднять на более высокий пдейно-теоре- тпческнй уровень всю учебно-воспита тельную работу. Мы еще не 1 изжили второгодничества. Это не может не волновать наш коллек тив. Сейчас мы думаем над тем, ка к по высить качество уроков, как выполнить’ решения XIX съезда партпп о переходе к всеобщему среднему обучению, о политех ническом обучении. В текущем учебном году намечено больше проводить лабора торных работ по физике, химпи, биологии. Созданные в прошлом году технические кружки будут работать лучше. Намечено чаще проводить экскурсии на предприя тия города. Этп экскурсии будут носить более целеустремленный характер. Разработаны серьезные мероприятия по усилению внеклассной воспитательной ра боты. Партийная организация школы будет энергичнее бороться за решение задач по улучшению учебно-воспитательной рабо ты, по претворению в жпзнь решенпй XIX съезда КПСС. Ж изнь советского учителя немыслима без его участия в общественной деятель ности. В прошлом году мнопіе педагоги нашей школы работали агитаторами. Ком мунисты тт. Гушкевпч, Волкова, Вереща гина, Белоглазова, Богданова п Сычева являются пропагандистами. Часто высту пают с докладами п лекциями перед насе лением члены Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний тт. Корешонков, Бондарева п дру гпе. В новом учебном году наш коллектив усилит общественную работу. В. БЕЛЯКОВА. Секретарь партийной организации Кировской средней школы № 1. Родительское слово День 1 сентября радостен для всех со ветских детей, а для детен-саами— вдвой не. Каждый из нас, колхозников побережья, провожая своих ребятишек в школу, еще и еще раз подумает, какой забитой, каким вниманием окружают Коммунистическая партия. Советское правительство молодое поколение, как они много делают для раз вития народного просвещения и культуры. В царской Р оссии население Кольского полуострова было бесправным, безграмот ным и бескультурным. Совсем были лишены возможности учиться дети коренных жителей тундры — саамп. j Великая Октябрьская социалистическая революция озарила нашу жизнь ярким све том культуры. Здесь, как и по всей нашей стране, широко (развернулось строитель ство. Особенно уделяется большое внимание обучению подрастающего поколения. Те перь школы имеются почти во всех насе ленных пунктах Териберского района. Это позволяет охватить учебой всех детей школьного возраста. Огромную заботу Коммунистической партпи п Советского правительства о де тях саами испытывает каждая семья. Ска жу про себя. Старшие мои сыновья Федор и Иван получили образование в своем род ном поселке — Териберке. Федор трудится за пределами своего района, а Иван рабо тает в оленеводческой бригаде колхоза имени Ворошилова. Счастливо живет и третий мой сын — Василий. Он учится в Ленинградском институте народов Севера, находится на полном государственном обес печении. Хорошие условия для учебы созданы п мопм младшим детям. О том, какое огромное значение делу на родного образования уделяется в нашей стране, говорят решения пятой сессии Вер ховного Совета СССР. Государственный бюджет, направленный на дальнейший подъем народного просвещения и культу ры в нашей стране. С. СЕЛИВАНОВА. Колхозннца-саамн артели имени Ворошилова. В МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР С п о м о щ Ь ю ш е ф о в Подготовку к новому учебному году мы начали еще до весенних экзаменов. Весной провелп учет детей семилетнего возраста, договорились с шефами о проведении ре монта здания школы. Во время весенних экзаменов заготовили ремонтные материа лы. Было известно, кто будет проводить ремонт зданпя, а кто приводить в порядок школьную изгородь. Такая предварительная подготовка поз волила без задержки начать ремонт здания и мебели. Во всех работах активное участие при нимали шефы — работники торговли. Си лами шефов вывезены дрова и проделаны другие работы. Благодаря их активной но моіцн ремонт здания школы был закончен еще в июле. В школе производится заппсь вновь по ступающих учащихся. Коллектив школы делает все возможное, чтобы организованно начать учебный год. А . КРИНИЦИНА . Директор школы № 1. («Мончегорский рабочий*). Учиться, учишься а учиться 1953— 1954 учебный год — послед ний год моего пребывания в средней шко ле. Моя цель ясна п определенна: успешно закончить 10 -й класс и затем продолжить образование в высшем учебном заведении. Это нужно Родине. Она растет и крепнет, развивается наше народное хозяйство. Нам нужны высокообразованные специалисты, знающие свое дело, умеющие с наибольшей пользой отдать свои знания на обществен ное благо. В нашей стране непрерывно и бурно (развиваются наука и техника, а вместе с этим и возрастают требования к выпуск никам школы, желающим продолжить свое образование в университете и.тн институте. Поэтому с первого дня учебного года каж дый десятиклассник должен с наибольшей строгостью относиться к самому себе. Чем раньше выпускник правильно ре шит вопрос о том, кем ему быть, тем он увереннее пойдет к иамечепной целнг На этот вопрос у меня уже давно есть ответ. Я увлекаюсь физикой н хотел бы стать на учным работником в этой отрасли знания. Для достижения этой цели придется пора ботать — и немало. Учиться, учиться и учиться, как заве щал молодежи Ленин, — вот что должно быть девизом у каждого советского школь ника. *> Ю. РОГОЗИН. Ученик 10-го класса Кандалакш ской средней школы Л'о 1. Как уже сообщалось в советской, печа ти, 30 июля Советское Правительство на правило Правительству Соединенных Шта тов Америки ноту, з которой выражался протест Правительству США против гру бого нарушения 29 июля американским военным самолетом государственной гра ницы СССР недалеко от г. Владивостока. В советской печати также сообщалось, что 31 июля посол США в Москве г. Ч. Болен по поручению Правительства Соединенных Штатов передал Министерст ву Иностранных Дел СССР памятную за писку, в которой оспаривается факт на рушения американским военным самоле том государственной границы СССР н заявляется, будто американский самолет был атакован советскими истребителями во время обычного полета над Японским морем. В связи с указанной памятной за пиской 3 августа МИД- СССР направил Посольству США в Москве ноту, в кото рой Советское Правительство отклонило содержащийся в памятной записке протест, как лишенный всякого основания, и под твердило свою но^у от 30 июля. 5 августа Посольство США в Москве по поручению Правительства США прислало Министерству Иностранных Дел СССР новую ноту по этому вопросу, в которой повторяется заявление, содержащееся в указанной памятной записке. » 2G августа МИД СССР направил По сольству США в Москве следующую ноту: «В связи с нотой Правительства США от 5 августа с. г. Советское Правительст во считает необходимым заявить Прави тельству Соединенных Штатов Америки следующее. Советское Правительство не может при знать удовлетворительным ответ Прави тельства США на ноты от 30 июля и 3 августа с. г. относительно нарушения 29 июля государственной границы СССР американским военным самолетом «Б-50» в районе Владивостока. Как указывалось в упомянутых нотах Советского Правительства, на основании данных, включающих показания летчиков советских самолетов, имевших встречу с американским самолетом-нарушптелем над советской территорией,!! а также на осно вании данных, полученныі от наземных пунктов наблюдения, американский четы рехмоторный бомбардировщик типа «Б-50» 29 июля около G часов утра по местному времени (около 7 часов по владивосток скому декретному времени) нарушил госу дарственную границу СССР вначале в рай оне мыса Гамова п продолжал полет над территорией СССР около острова Аскольд недалеко от Владивостока. При приближе нии двух советских истребителей с целью указать американскому самолету, что он находится в пределах границ СССР, и предложить ему покинуть воздушное про странство Советского Союза американский бомбардировщик в 6 часов 12 минут утра по местному времени открыл по ним огонь. В результате одному нз советских самолетов было, нанесено серьезное пов реждение— пробиты фюзеляж п- левое крыло, а также нарушена герметичность кабины летчика. Ввиду указанных дейст вий американского самолета-нарушителя советские самолеты вынуждены были отт крыть ответный огонь, после чего амери канский самолет удалился в сторону моря. О дальнейшей судьбе американского само лета-нарушителя советские власти сведе ний пе имеют. Правительство США, как это видно пз его ноты от 5 августа, признает, что 29 июля в 6 часов 15 минут утра по местно му времени американский четырехмотор ный бомбардировщик «Б-50» обстрелял советский истребитель, что в отношении времени приблизительно совпадает с дан ными, указанными в советских нотах. Правительство США в своей ноте, од нако, заявляет, будто американский бом бардировщик государственной границы СССР не нарушал и был атакован совет скими истребителями во время налета над открытым морем. Между тем, приведенные в нотах Советского Правительства от 30 „ июля и 3 августа подтвержденные про веркой данные полностью опровергают заявление, будто американский самолет «Б-50» не нарушил границу СССР и был атакован советскими истребителями над Японским морем. • - * Поскольку факт нарушения советской государственной границы американским ~ военным самолетом точно установлен, Со ветское Правительство отклоняет содержа щийся в ноте Правительства США про тест, как лишенный всякого основания.. Правительство США в своей ноте заяв ляет, что 29 июля в 17 часов 50 минут (5 часов 50 минут вечера) по местному времени, то есть почта через 12 часов после инцидента, американские самолеты заметили в воде, в пункте с координатами 42 градуса 14 минут северной шпроты и 132 градуса 59 минут восточной долготы, две группы в 3 — 4 человека пз числа членов экипажа упомянутого бомбардиров щика «Б-50» п что в этом районе Япон ского моря якобы находилось 12 совет ских судов типа «РТ», занятых, ка к ска зано в ноте, «очевидно, подбиранием дру гих лиц, оставшихся в живых после ка тастрофы». Это заявление совершенно не соответствует действительности и является, повпдимому, результатом того, что поиски членов экипажа бомбардировщика «Б-50» производились, ка к это следует нз текста американской ноты, в неблагоприятных условиях тумана н темноты и что, следо вательно, Правительство США основывает ся на информации, находящейся в проти воречии с фактами. Произведенная советскими компетент ными властями тщательная проверка по казала, что в указанном в ноте районе Японского моря 29 пюля не было ника ких советских судов. Советское судно появилось в этом районе лишь на следую щий день, т . е. 30 июля, около 3 часов утра по местному времени. Это был рыбо ловный' траулер Х і 423, проходивший' через указанный в американской ноте район и производивший лов рыбы, К этому траулеру, согласно донесению его капитана, подходили два американских миноносца, причем американский и япон ский офицеры, находившиеся на катере, спущенном с одного нз миноносцев, залро- спли у капитана траулера сведения, ка сающиеся самолета «Б-50» и его экндц- жа. Поскольку команда траулера никаких остатков самолета и членов его экипажа в море не видела, капитан советского траулера, естественно, запрашиваемых сведений дать не мог. ѵ .. г В связи с содержащейся в ноте Прави тельства США просьбой информировать о том, не располагают ли советские власти сведениями относительно членов 'экипажа американского самолета «Б-50», Советское Правительство считает необходимым сооб щить, что в результате произведенного расследования подтвердилось, что совет ские власти не располагают никакими сведениями пб экипаже , американского бомбардировщика «Б-50». Подтверждая своп ноты от 30 июля и 3 августа, Советское Правительство вновь иастаивает на привлечении к строгой от ветственности лиц, виновных в наруше нии советской границы, и ожидает, что Правительством США будут приняты меры к недопущению впредь нарушения амери канскими самолетами государственной границы СССР». НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Перед августовскими учительскими со- ( С А В Г У С Т О В С К И Х вещаниями стояла определенная п ясная У Ч И Т Е Л Ь С К И Х С О В ЕЩ А Н И И ) цель — всесторонне обсудить важнейшие * вопросы, связанные с І задачами школ п органов народного образования в своей деятельности. Многого ожидали мы от *953 -— 1954 учебном году в свето реше - 1 доклада заведующего районным отделом на- ний XIX съезда Коммунистической партии родного образования. В этом докладе долж- Советского Союза. Конкретно, на этпх со вещаниях педагогические работники долж ны были получить глубокий анализ рабо ты школ и наметить правильные пути улучшения учебно-воспитательной работы в новом учебном году. На основе критики и самокритики участники совещания обя заны были вскрыть промахи и недостатки в деятельности педагогических коллекти вов и отдельных учителей, в работе орга нов народного образования. Каждый учи тель надеялся получить ясное пред ставление о том, что он должен делать в •новом учебном году, чтобы не повторить допущенных в прошлом году ошибок и работать лучше. Но для того, чтобы эти совещания дали максимум пользы и разрешили все вопро сы, волнующие учителей, к ним надр бы ло заблаговременно п серьезно подгото виться, Этого по вине Мурманского обла стного отдела народного образования и ря да городских и районных отделов не было сделано. Поэтому августовские совещания прошлп в некоторых районах области па низком организационном и идейном уровне. Особенно плохо прошло совещание учи телей в городе Кировске. К нему не было иіюведено совершенно никакой подготовки. Директор Хибинской семнлетней школы тов. Гу*рьев пишет в своем письме в редак цию «Полярной правды»: «Августовское учительское совещание имеет большое значение в жизни педаго гических коллективов района. Кащдый учитель, выезжая на совещание, надеялся услышать оценку своей работы и шкод района в целом, позаимствовать опыт лучших учителей, чтобы использовать его ві других районат. ны получить отражение задачп, стоящие перед школами п учителями в новом году, он должен вызвать творческое обсужде ние всех актуальных вопросов». Далее тов. Гурьев сообщает, что доклад заведующей районо тов. Струниной ока зался слабым и не взволновал участников совещания. Поэтому желающих выступить не оказалось.'’Пришлось объявить вынуж денный перерыв и на ходу «исправлять» то странное положение, в котором ока зались п райком партии,и райисполком, п отдел народного образования. Секретарю райкома КПСС тов. Крынкпну ничего не оставалось делать, ка к собрать в перерыв учптелей-коммунпстов и призвать пх к активному участию в прениях. Почему же это произошло? Да потому, что облоно провел незначительную органи заторскую работу по созыву учительских совещаний, не обязал руководителей район ных отделов народного образования тща тельно подготовиться к ним и принять все меры к тому, чтобы соответствующая под готовка была сделана и в школах. Поль зуясь бесконтрольностью со стороны обло- по и Кировского райисполкома, заведую щая районо тов. Струнина возвратилась ва отпуска за несколько часов до совеща ния и выступила с наспех написанным текстом доклада. Поверхностный, изобило вавший общими рассуждениями, он не от ражал коренных вопросов в деятельности школ района и вызвал у многих учителей недоумение. Не было проведено хорошей подго товки к учительским совещаниям в горо де Мурманске, в Полярном, Терском и На августовских совещаниях руководи тели школ и педагоги поставили перед отделами народного образования, райис полкомами и районными комитетами пар тии ряд актуальных вопросов, требующих немедленного разрешения. Отмечая недо статки, допущенные в прошлом учебном году, анализируя успехи передовых масте ров педагогического труда, учителя рас сказали о том, ка к онп добиваются претворения в жизнь решенпй XIX съезда КПСС, какие практические шаги предпри нимают для осуществления политехниче ского обучения, ка к борются за система тическое и прочное усвоение учащимися основ наук, являющееся обязательным ус ловием выполнения задач политехническо го обучения. Интересным было выступление на со вещании учительницы школы № 26 Кан далакшского района тов. Ростачевой. Она рассказала, ка к учащиеся связывают своп знания по биологии с жизнью, с практи кой, осветила работу юных натуралистов на пришкольном учебно-опытном участке. Интересен был и рассказ учительницы тов. Дрибенцовой (город Мурманск) об опыте работы с юннатами, о привитии школьникам практических навыков ухода за растениями. Тов. Пнонина из Умбской средней школы сообщила о том, что уча щиеся школы, успешно работая на при школьном земельном участке, выращивают ягодники и другие растения. В Териберской средней школе с целью ознакомления учащихся с производствен ной деятельностью района были проведены экскурсии учащихся на промысловые суда, в судоремонтные мастерские, на электро станцию и другпе предприятия. При школьный опытный участок позволил ученикам школы ознакомиться с элемен тарными основами сельскохозяйственного производства. В этом году ребята посеяли овес, посадили редис, картофель д другие культуры. Об .этом говорилось на учи тельском совещании в Териберке. Другие учителя сообщили, ка к они в процессе преподавания своего предмета знакомили учащихся с применением физи ки, химии, биологии в промышленностп п сельском хозяйстве,, о том, что онп стали больше уделять внимания проведению ла бораторных и практических работ в учеб ных кабинетах, шире развернули внеклас сную работу, связанную с задачами поли технического обучения. Много говорилось о том, как при изучении того или иного программного материала по физике, хи мии, биологии и математике давалось’ школьникам представление о современном производстве и его элементах — энерге тике, машинах, технологии и организации производства. Перед областным, городскими п район ными отделами народного образования стоит серьезная задача — обобщить п рас пространить среди всех школ областп не который опыт по политехнизации препо давания, накопленный передовыми учите лями, способствовать тому, чтобы в новом учебном году изучение основ наук теснее связывалось с общественно-полезной рабо-f той учащихся, чтобы эта работа была подчинена учебно-воспитательным целям. ' В выступлениях ряда учителей серьез ное внимание было уделено преодолению книжно-словесного преподавания, повы шению качества урока, всей учебно-воспи тательной работы, более тесной связи школы с семьей, организации детского коллектива, деятельности пионерских и комсомольских организаций в школе и т. п. Заведующая начальной базовой школой при Мурманском педагогическом училище тов. Давыдова подробно рассказала о том, к а к коллектив школы боролся в минув шем учебном году за лучшую постановку учебно-воспнтательной работы и каких он добился результатов. В частности, она со общила, что учителя изучают характер, индивидуальные особенности своих учени ков и поддерживают постоянную связь с родителями школьников. Это дает положи тельные результаты. Опыт работы коллек тива начальной базовой школы г. Мурман ска заслуживает глубокого изучения. Директора и учителя ряда школ Мурман ска, Кандалакшского и Терского районов обратили внимание учительства на то об стоятельство, что многие учителя встре чаются с родителями своих учеников тог да, когда школьник совершает какой-либо проступок пли оказывается уже отстаю щим. Задача заключается в том, чтобы в новом учебном году изжить такое ненор мальное явление. Родители могут оказать большую помощь школе в обучении и вос питании того пли иного школьника толь ко в том случае, еслп они но окажутся перед совершившимся фактом, а заблаго временно узнают, что их сын или дочь начинают плохо относиться к своим обя занностям, становятся на тот путь, кото рый не может их повести к хорошему. Именно в этом заключается творческое со дружество школы и семьи. / На учительских совещаниях много го ворилось о неудовлетворительном руковод стве областного, городских и районных отделов народного образования школами. Учительница тов. Синельникова (Терский район) заявила, что одной из причин низ кой успеваемости в школах ігвляется то, что руководители облоно и районо мало проявляют заботы о сохранении постоян ных кадров учителей. В ряде школ, ска зал заведующий учебной частью Кузомен- ской семплетней школы тов. Вортпгел, не имеется преподавателей по в'ажнейшнм дисциплинам. Об этом же говорилось и на учительском совещании в городе Киров ске. Ненормальным является такое положе ние, когда учителя до самого начала заня тий в школах не знают, где онп будут ра ботать. Такие факты пмеют место в Ки ровском районе. Многие отделы народного образования нашей областп не осуществляют государ ственного контроля над деятельностью школ, плохо анализируют работу учите лей, не оказывают педагогам достаточно методической помощп. Некоторые инспек тора школ не выполняют своих функций как представители государственного конт- ля за делом народного образования. Тов. артьянов (Полярный район) отметил, что инспектор отдела народного образования тов. Скобелева редко посещала некоторые школы, не могла дать квалифицированной Б помощп учителям и поэтому ее появление в этих школах не могло принести суще** ственной пользы. Не осуществляет достаточного контроля за работой учителей и Тернберсквй отдел народного образования. Например, Кнль- дпнекая начальная школа 2 в течение всего учебного года нп разу не была про инспектирована. Такое положение не ыо- жет быть терпимым в наступившем учеб ном году. Некоторые городские и районные отде^ лы народного образования относятся фор мально к проверке школ. Например, Хи бинская семилеткяя школа, ^Кировского района, была подвергнута проверке ин спектурой в начале второго полугодия* Носила она поверхносгаый характер. Пре подавание таких предметов, ка к география, биология, история и иностранный язык, не было проанализировано. Поэтому-то ре зультаты такого инспектирования не были значительными. Перед областным, городскими и район ными отделами народного образования стоит серьезная задача — установить бо лее тесную связь со школами, учитывать нужды и запросы педагогов, считаться е их предложениями и мнениями. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют, неустанную за боту о школе, об учителях, о подрастаю щем поколении. В ответ на эту заботу педагоги должны ответить самоотвержен ным трудом, страстным стремлением сде лать все, чтобы в новом учебном году поднять на более высокий уровень всю учебно-воспитательную работу. Школам, органам народного образования обязаны, оказывать систематическую помощь рай комы партии, партийные организации. Их задача — направлять деятельность педаго гических коллективов, оказывать помощь учителям в повышении идейно-политиче ского уровня и педагогического мастер ства. Нет сомнения в том, что учителя Мур манской области, воодушевленные реше ниями пятой сессии Верховного Совета СССР, успешно справятся со своими зада чами в наступившем учебном году, А^МОШКИН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz