Полярная правда. 1953, сентябрь.
Ъ 25 »•» Пролетарии всех строк, ѵоёдикяйтесь! п о л я р и а я Год издания 34-0 № 206 (7820). ВТОРНИК, С Е Г О Д Н Я ш н о м е р е : ' ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СЕНТЯБРЯ 1953 г. Ценз 20 коп. 1 СТРАНИЦА Б СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР. Об открытии н о е ы х зданніі Мо сковского государственного унпверснтс- та имени М. В. Ломоносова. 2 СТРАНИЦА В Министерстве Иностранных Дел СССР. * СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ УЧЕБ НЫЙ ГОД В ШКОЛАХ . Ю. Давыдова. — Быть на высоте своего призвания. В. Белякова. — На радость и счастье подрастающего поколения. С. Селива нова. — Родительское слово. А . Мошкин. — Насущные задачи школ Мурманской области. 3 СТРАНИЦА В КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗА ЦИЯХ. Ю. Соколов. — Задачи моло дых железнодорожников. За массовый спорт на селе. СОВЕТСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. И. Веревкин. — Сельский Совет за ра ботой. А . Ершов. — Бригада передовых. В. Родионов. — Американские тру дящиеся борются га свои права. 4 СТРАНИЦА Население Германской Демократиче ской Республики выражает благодар ность Советскому Союзу. За мир, единство и национальные права немецкого народа. Сообщение Советской службы инфор мации в Австрии. Сообщение ведомства печати при премьер-министре ГДР. ЗА ОТЛИЧНУЮ РАБОТУ ВСЕХ ШКОЛ ОБЛАСТИ Ваша замечательная Родина является центром мировой цивилизации. Наука, техника, литература, искусство — все от расли нашей социалистической культуры достигли в своем развитии громадны! ус пехов и продолжают бурно развиваться, оботащаясь все новыми и новыми дости жениями. Одним нз ярких свидетельств этого яв ляется завершение строительства и откры тие новых зданий Московского государ ственного университета имени М. В. Ло моносова. В публикуемом сегодня поста новлении Совета Министров С-ССР отме чается, что с вводом в действие новых зданий университета создаются широкие возможности для дальнейшего развития науки и подготовки квалифицированных специалистов для народного хозяйства на шей страны. Это — результат того, что Коммунисти ческая партия и Советское правительство неустанно заботятся о развитии просвеще ния и культуры в стране. Только на 1953 год по Государственному бюджету, утверж денному на пятой сессии Верховного Со вета СССР, на мероприятия по просвеще нию и культуре ассигнуется свыше 62 . миллиардов рублей. Большое внимание Советское государ ство уделяет школе, обучению и воспита нию подрастающего поколения. XIX съезд Коммунистической партии Советского рою- ва определил граніпозные перспективы дальнейшего развития общеобразователь ной школы — к концу текущей пятилетки должен быть завершен’ переход от всеоб щего семилегнего к всеобщему^ среднему образованию в столицах республик, горо дах республиканского подчинения, в обла стных, краевых и крупнейших промыш ленных центрах. Директивами съезда пре дусмотрено создание условий для пол ного осуществления в следующей пятилет ке всеобщего среднего образования. В це лях дальнейшего повышения социалисти ческого воспитательного значения школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю шкоду, условий для свободного выбора профессий, XIX съезд партии пред ложив приступить к осуществлению поли технического обучения. По всей нашей стране раскинулась гро мадная сеть школ. С каждым годом *она растет. Увеличивается число учащихся. Педагогические учебные заведения дают для пополнения армии учителей новые вы сококвалифицированные кадры. Ярко видны темпы развития общеобра зовательной школы п у нас в Мурманской области. В городах, рабочих поселках и селах Кольского полуостровз строятся но вые школы; начальные школы преобра зуются в сеивлетнпо, а семплетние — в средние; увеличивается число учащихся, особенно 8 - 1 — 10 -х классов. Проявляя 4 исключительную заботу об учителе. Советское государство в то же время ставит перед ним повышенные тре бования. Прежде всего, каждый педагоги ческий коллектив, каждый учитель в от дельности должны обеспечить дальнейший подъем всей работы школы, повысить ка чество обучения и воспитания детей. Н пусть сегодня, в первый день нового учебного года, каждый педагог нашей об ласти, переступая порог класса, подумает о тех задачах, которые стоят перед советским . учительством. Пея>еход к всеобщему среднему образова нию требует полного осуществления » во всех городах, рабочих поселках и селах всеобщего обязательного семилетнего обра- . эовання. Между тем, во многих школах нашей области это требование выполняет ся неудовлетворительно. В прошлом учеб- . ном году неполный охват обучением детей . школьного возраста был допущен в городе Мурманске, в Полярном, Терском и других районах области. Этот серьезный недоста ток еще не устранен. В период подготовки школ к новому учебному году плохо был проведен учет детей школьного возраста в Кировском и Ленинском районах города Мурманска, в городе Кировска и в отда ленных населенных пунктах Кольского и Кандалакшского районов. Чтобы закон о всеобщем семилетием обучении выполнялся в нашей области, исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся и их отделам на родного образования необходимо еще и еще раз проверить, учтены ли все дети школь ного возраста, все ли они охвачены шко лой. За полный охват обучением всех детей должны нести ответственность и директо ра школ. Пх обязанность — ежедневно контролировать, все ли учащиеся посе щают занятия, и немедленно принимать меры к предупреждению преждевременного выбытия детей из школы. Итоги прошлого учебного года показали, что многие учителя нашей области улуч шили качество преподавания, в результа те чего у их учеников повысилась заинте ресованность в учении. Хорошо работали такие педагоги, как т г . Бибпксарова, Ма хонько (начальная базовая школа при Мурманском педучилище), Воеводкина (женская средняя школа Ms 2 г. Мурман ска), Чсрвннскпй (железнодорожная шко ла 34), Пнопина (Умбская средняя школа), Семенов, Полякова (средняя шко ла Mš 1 г. Кировска) и многие другие. Эти учителя строго соблюдают принци пы органического единства обучения и воспитания, хорошо готовятся к занятиям, на высоком идейном и научно-педаго гическом уровне строят уроки, знают своих учеников, поддерживают связь с пх роди телями. Постоянное совершенствование своего педагогического мастерства являет ся непреложным законом в пх деятель ности. Какую большую пользу принес бы их опыт всем учителям, особенно молодым. Но сн не обобщается и не популяризируется в школах областным отделом народного об разования п институтом усовершенствова ния учителей. Честная, напряженная и целенаправлен ная работа передовых педагогов нашей области опровергает ложные рассуждения о том, что якобы второгодничество, отста вание отдельных школьников является за кономерным явлением. Такого взгляда придерживаются отстающие^ учителя, зак рывающие о своей служебной и моральной ответственности за порученное дело, за состояние знаний ученика и его поведе ние. Главная причина неудовлетворительной работы ряда школ нашей области заклю чается в слабой постановке преподавания, особенно русского языка и математики. Ряд учителей этпх дисциидин — напри мер, 1, 3 и 14-й школ Мурманска, Тери- берской средней, Лодейиинской семилет- ней," Захребетинской начальной п многих других — строят своп уроки на низком идейном н научно-педагогическом уровне, объяснений и закрепление программного материала подменяют длительным опросом учащихся, всю тяжесть в изучении пред мета перекладывают на плечп школьни ков. Такие дисциплины, ка к физика, химия и биология, во многих школах области, осо бенно в сельских, преподаются книжно словесным методом, без применения средств наглядности, эксперимента и прак тических работ в учебных кабинетах и на пришкольных опытных участках. «Уча щимся не дается представления о соври - 1 менном производстве и его элементах, не рассказывается о применении законов науки в промышленности и сельском хо зяйстве. Такое положение можно было наблюдать в прошлом году, например, в некоторых школах Терпберского и Поляр ного районов. Выполнить задачи, поставленные XIX съездом КПСС о политехническом обучении, возможно только прп связи науки с жизнью, обучения с общественно-полезной работой, подчиненной учебно-познаватель ным п воспитательным целям школы. Еще низок в школах нашей области уро вень внеклассной и внешкольной работы с учащимися, неудовлетворительно осуще ствляется руководство ШКОЛЬНЫМИ КОМСО МОЛЬСКИМИ п пионерскими организациями, не налажена планомерная деятельность ме тодических объединении. Этих недостатков у нас было бы значи тельно меньше, еслп бы областной, город ские и районные отделы народного образо вания глубже изучали деятельность педа гогических коллективов, учителей, предъявляли больше требовательности к тем руководителям школ и педагогам, ко торые работают плохо. Недостаточно осуществляют свое руко- водствд работой школ некоторые городские и районные комитеты партпп. которые ча ще всего оказывают свое содействие в раз решении только хозяйственных вопросов и еще мало внимания обращают на постанов к у обучения и воспитания. В своей речи на пятой сесспп Верхов ного Совета СССР Председатель Совета Ми нистров СССР товарищ Г. М. Маленков сказал: «Величественные задачи стоят перед советской страной. Осуществление этих задач поднимет нашу Родину нз но вую высоту, приведет к подъему благо состояния народа, к всестороннему расцве ту социалистического общества». Вместе со всем советским народом эти задачи вы полняет и учитель. Его обязанность — растить, воспитывать пашу молодежь вы сокообразованной, преданной Родине, пар тии, содействовать победе коммунизма в нашей стране. Новый учебный год должен быть шагом вперед в деле улучшения учебно-воспита тельной работы в школах нашей области. Московский государственный университет на Ленинских горах. Фото Н. Грановского (Фотохроника ТАСС).- В С О В Е Т Е М И Н И С Т Р О В С О Ю З А С С Р Об открытии новых зданий Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Совет М инистров С С С Р рассмотрел рапорт строителей новых зданий М осковско го государственного университета им . М . В . Ломоносова, за клю чение Правительственной комиссии , доклад М инистерства кул ь туры СССР н установил, что задание Правительства по строительству и вводу в э кс плуатацию основных зданий и сооружений университета на Л енинских горах выполнено. В течение 1949 — 1953 годов ь М оскве , на Л енински х горах построены: главное 32 -этажное здание М осковско го университета общим объемом 1370 ты с. куб . метров, в котором размещаются геологический и геогра фический факультеты , аудитории механико-математического факультета, общеуниверситетские кафедры, научная библиотека, актовый зал на 1500 мест и другие учебные и научные учреждения университета; здание физи ческого факультета объемом 274,6 ты с. куб . метров; здание химического факультета объемом 267,7 тыс. куб . метров; жилые помещения для с ту дентов и аспирантов — всего 5754 комнаты и 184 квар тиры для профессо ров и преподавателей; 'ботанический сад с соответствующими сооружения ми общей площадью 42 гектара ; комплекс культурно -бы товы х и спортивны х сооружений. Всего на территории университета воздвигнуто 27 основных и 10 об сл уж ивающ их зданий, общим объемом 2611 тыс. куб . метров. В новом здании университета имеется 148 аудиторий, более 1000 научно-учебных лабораторий, а та кж е помещение для библиотеки, рассчитанное на 1 . 200.000 томов. Лаборатории и кабинеты университета оснащаются новейшим учебно- научным оборудованием — электронное оборудование, специальные опти ческие приборы и рентгенозские аппараты , камеры для исследования ус ловных рефлексов, процессов обмена веществ и другое разнообразное обо рудование, отвечающее современным требованиям науки , для учебной ра- боты и научных исследовании в области механики, ф изики, химии , биоло гии , геологии, астрономии и т . д. , Осуществлено благоустройство и озеленение- территорий, прилегающих к зданиям М осковско го университета. Н а подъездах к университету по строены асфальтированные дороги и сооружены новые мосты. Заводами , проектными , научно-исследовательскими учреждениями и монтажными организациями министерств проведена большая работа по проектированию и изготовлению новых специальных видов оснащения для учебного процесса и научно-исследовательской работы в университете, по изготовлению и м онтаж у металлоконструкций , механизмов и оборудо вания, а та кж е снабжению строительства зданий университета необходи мыми строительными материалами. Совет М инистров С С С Р отметил, что с вводом в действие новых зда ний М осковско го государственного университета создаю тся ш ирокие воз можности для дальнейшего развития науки и под готовки квалифицирован ных специалистов для народного хозяйства нашей страны . Совет М инистров С С С Р постановил: • 1. О т кры т ь новые здания М о сковс ко го государственного университета имени М . В . Ломоносова 1 сентября 1953 года. 2. О бязать М инистерство кул ь туры С С С Р и ректорат М осковско го государственного университета имени М . В . Ломоносова обеспечить с 1 сентября 1953 года учебную и научную деятельность физического, хими ческого, механнко-математического, геологического и географического фа культетов в новых зданиях университета. Дворец науки—гордость советского народа Издание брошюры „Итоги переговоров между Советским правительством и Правительственной делегацией Германской Демократической Республики" Государственно© издательство полити ческой литературы выпустило в свет брошюру «Итоги переговоров между Со ветским правительством, и Правительст венной делегацией Германской Демократи ческой Республики». .. В брошюре помещены: Советско-гер манское коммюнике о переговорах между Советским правительством и Правительст венной делегацией Германской Демократи ческой Республики; Протокол о прекраще нии взимания. германских репараций и о. других мерах по облегчению финансово- экономических обязательств Германской Демократической Республики, связанных с последствиями воины: речь Председателя Созета Министров СССР Г. М. Маленкова на обеде в Кремле 22 августа 1953 го да; речь Председателя Совета Министров Германской Демократической Республики Отто Гротеволя на обеде в Кремле 22 ав густа 1953 года. ..(ТАСС). Первое сентября — радостный и тор- лсественный день в жизни советской мо лодежи. Во всех высших учебных заве дениях страны начинаются занятия. Со вет Министров Союза ССР постановил от крыть в этот день новые здания Москов ского государственного университета, воздвигнутого на Ленинских горах. Тыся чи юношей и девушек впервые пересту пят порог величественного дворца науки, созданного по воле Коммунистической партии и Советского правительства. Они заполнят прекрасно оборудованные ауди тории, научные лаборатории п рабочие ка бинеты. На кафедры поднимутся профес сора, преподаватели и прочтут вступи тельные лекции. Новое здаіше университета поражает своими огромными масштабами и гран диозностью. Эго — крупнейшее учебное заведение в мире. Дворец науки строила вся страна, весь советский народ. Над проектом этого ги гантского сооружения работал большой коллектив архитекторов и инженеров..Бы ло выполнено свыше 50 тысяч листов различных проектных чертежей п размно жено затем до одного миллиона экземпля ров. Одновременно с проектированием ар хитекторы и инженеры вели постоянный авторский надзор за ходом строительства. Новое строение на Ленинских горах — это не просто высотное здание, а огром ный архитектурный ансамбль, объеди няющий в единое целое 27 основных и 10 обслуживающих зданий, занимающих площадь в 320 гектаров. Общий объем этих сооружений презышает. 2.600 тысяч кубических метров. Новый ансамбль за мечателен не только свопмн масштабами, но и своеобразием архитектурных форм. (Беседа с автором проекта — действительным членом Академии архитектуры СССР Л. В. РУДНЕВЫМ) Почти на четверть километра подня лась ввысь увенчанная многогранным зо лотистым шпилем и пятиконечной звездой центральная 32-этажная часть главного корпуса. Она служит композиционным центром всего архитектурного комплекса. Широкая гранитная лестница ведет к главному входу этого здания. По ее сто ронам установлены монументальные брон зовые скульптуры юноши и девушки — «Молодые преобразователи природы», — такова тема этих скульптур. Над мощ ным гранитным портиком со стройными колоннами протянулся двадцатиметровый скульптурный барельеф — «Дружба на родов СССР». Над портпком, на фоне зна мен — орден Ленина, которым награжден университет. \ В высотной части зданпя размещаются актовый зал на 1500 мест, музей землеве дения; клуб со зрительным залом на S00 мест. Здесь же расположены ректорат университета, географический, геологиче ский и механо-математпческий факульте ты, более 400 учебных и научных лабора торий, оснащенных новейшими приборами по всем отраслям науки и техники. Вот как выглядит один пз этажей географического факультета. Здесь — 18 лаборатории и кабинетов, факультетская аудитория на 250 мест, четыре читаль ных зала, помещения для каталогов. В ла бораториях — все необходимее для опы тов: сжатый воздух, газ, горячая и хо лодная вода, всевозможный инвентарь. Для отделки вестибюлей и парадных внутренним благоустройством. Здесь созда-, помещении использованы гранит и мрамор ны самые благоприятные условия для учебы, проявления творческих способно стей, культурного и Физического разви тия молодежи. различных расцветок, мозаика, бронза, ценные породы дерева. Стены и потолки украшены живописью и художественной лепкой. Высотную часть здания обслужи вают 20 быстроходных лифтов. Они будут курсировать со скоростью 3,5 метра в се кунду. А во всех корпусах университета будет работать более ста пассажирских и грузовых лифтов. От центральной многоярусной части зданпя в обе стороны простираются, точно могучие крылья, восемнадцати, две надцати и девятпэтажные корпуса. В них — 5.754 комнаты для студентов п аспи рантов п 184 квартиры, в которых будут жить профессора и преподаватели. ІІх об щая жилая площадь превышает 64 ты сячи квадратных метров. Комнаты студентов и аспирантов име ют все удобства. В каждой из них — книжный шкаф, письменный и обеденный столы, комбинированная кровать-дп- ван, радио, телефон, настольная лампа. На всех этажах имеются хорошо оборудован ные гостиные с мебелью, коврами, карти нами и пианино. Здесь — читальные за лы, буфеты. Специальные пульты управ ления дают возможность вызвать студента к телефону, пли сообщить ему, что его ждут в вестибюле. За главным зданием возвышаются два огромных шестиэтажных корпуса. Здесь размещаются физический и химический Факультеты. В помещениях этпх корпу сов так же красиво и уютно, ка к и в глав ном зданип. Все лаборатории и кабинеты оборудованы новейшими приборами и установками. Рядом с этими корпусами возведены но вые здания биолого-почвенного факульте та, обсерватории, института механики, ме теорологической станции и многие другие. Несмотря на грандиозность и большое ко личество возведенных сооружений, они свободно и просторно располагаются на отвгденной площади. На свободной от застройки территории разбиты парки, скверы, бульвары, пло щадь которых достигает 100 гектаров. Наиболее крупную часть этой площади занимает агроботанический сад, располо женный рядом со зданием биолого-почвен ного факультета. Этот сад с оборудован ными экспериментальными теплицами и лабораторией искусственного климата явится^ замечательной учебно-экснеримен- тальной базой для проведения научно-пс- сдедовательских работ и практических за нятий. Особенно красиво выглядит централь ный зеленый партер, расположенный пе ред фасадом главного корпуса. Он занима ет площадь около 40 гектаров. Здесь вы сажены серебристые ели и сибирские ли ственницы, каштаны и душистые тополя, разбиты цветочные клумбы п газоны, со оружены фонтаны и установлены де коративные вазы. Вдоль широкой аллеи размещены высеченные пз гранита бюсты великих русских ученых — Ломоносова, Лобачевского, Чебышева, Докучаева, Мен делеева, Попова, Тимирязева, Мичурина, Чуковского, Павлова/ Герцена, Чернышев ского. Новое здание университета является пе только дворцом науки, но и дворцом искусства. Его помещения богато украше ны скульптурой,’ произведениями живопи си. Картины, скульптура, мебель, освети тельные приборы — все убранство отли чается единством п цельностью стиля. Гармоничное^ сочетание архитектуры и произведений искусства является отраже нием мирного труда советских людей, по казывает многообразие природы нашей великой Родины. Дворец науки на Ленинских горах — гордость советского народа. Его сооруже ние — яркое доказательство огромной за боты Коммунистической партии и Совет ского правительства о нашей молодежи, о дальнейшем расцвете передовой советской науки. - ... (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz