Полярная правда. 1953, октябрь.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 255 (7669) 28 октября 1953 г. Доклад Министра торговли СССР тов. МИКОЯНА А. И. на Всесоюзном совещании торговых работников 17 октября 1953 г. (Продолжение. Нач. са. в «Полярной правде» за 27 октября) Одно та крупных преимуществ нашей государственной и кооперативной торгов­ ли состоит в том, что она ведется по твердым ценам, которые систематически снижаются. Последовательное снижение цен в нашей стране — это незыблемый принцип политики Советского Правитель­ ства, направленный на увеличение поку­ пательной способности народа и создание дополнительных возможностей повышения Уіровня благосостояния каждого члена на­ шего общества. Мы снижаем цены даже на такие то­ вары, которых у нас пока еще недостаточ­ но, если эти товары имеют важное значе­ ние для массового потребления. Надо ска­ зать, что это вызывает дополнительный спрос и толкает нас на более быстрое уве­ личение производства дефицитных н не­ обходимых населению товаров. За время после 1947 года в нашей стране цены снижались 6 раз, в резуль­ тате чего общий уровень цеп понизился Гюлее чем s' 2 раза, а следовательно, п по­ купательная сила советского рубля более чем удвоилась. Население получило ог­ ромный выигрыш. В противоположность этому в капита­ листической торговле цены устанавли­ ваются стнхнГшо, капиталисты н спеку­ лянты используют малейшие возможности взвинтить нх и обогащаются на голоде и лишениях трудящихся. В послевоенный перпод во всех странах капитализма происходит спекулятивный взлет цен, в силу чего еще больше падают жизненный уровень и потребление трудящихся. Если в Советском Союзе после 1947 года пены па хлеб, мясо и масло снизи­ лись втрое, то во Франции цены на этп товары увеличились вдвое, а в Англии поднялись на хлеб почти в 2 раза, на мясо — в 1,5 раза и масло — в 2,5 ра­ па. В США пены тоже поднялись, но не­ сколько меньше. В нашей советской торговле нет места духу торгашества. Работники торговли обязаны строго соблюдать установленные цены, какое-либо их нарушение рассмат­ ривается к а к 5 преступление, и советский закон строго охраняет интересы потреби­ теля. В этом деле большая роль щлгнаіле- ж н т Государственной торговой инспекции. Государственная торговая инспекция яв­ ляется уполномоченным государства по контролю и должна вести решительную борьбу с попытками нарушения установ­ ленных цен, с обманом покупателя и принимать меры к предотвращению тако­ го рода нарушений. Важное значение имеет и обществен­ ный контроль профессиональных союзов. Контроль тогда является большой обще­ ственной силой, когда в нем принимают участие массы трудящихся. Обязанность руководителей торговых организаций — использовать вовсю этот контроль для улучшения дела торговли, помогать и со­ действовать работе контролеров. Всесторонний контроль за качеством товаров, продаваемых населению, пред­ ставляет собой одно нз проявлении неустанной заботы Советского Правительст­ ва о благе и здоровье людей. За годы Советской власти создана целая система государственного контроля за ка­ чеством товаров, на научной основе по­ ставлена проверка качества в специаль­ ных лабораториях, повсеместно организо­ ван санитарный надзор па промышлен­ ных предприятиях, в торговой сети и предприятиях общественного питания. Первостепенное значение в деле конт­ роля имеет деятельность таких организа­ ций, ка к инспекции по качеству продо­ вольственных товаров и промышленных товаров широкого потребления. Эти ин­ спекции до недавнего времени подчиня­ лись промышленным министерствам, те­ перь же онп переданы Министерству тор­ говли, что является новой большой по­ мощью торговле и облегчает борьбу ва высокое качество товаров народного пот­ ребления. Мы добиваемся того, чтобы доброкаче­ ственными былп все без исключения то­ вары, ка к дорогие, та к и дешевые. Старая купеческая мерка «дорого да лило, деше­ во да гнило» — не для нас. В капиталистической же торговле, дви­ жимой волчьим законом — «не обманешь, пе продашь», шпроко распространена про­ дажа порченых и фальсифицированных продуктов. Какое может быть капиталисту дело до здоровья людей, если сбыт порче­ ных п вредных товаров сну приносит ба­ рыши. Советское государство создало новую форму торговли, отвечающую требованиям социалистического общества, свободную от пороков п язв торговли капиталистической. У нас имеются образцовые торговые предприятия: гастрономы, универмаги, специальные магазины, которым могут по­ завидовать и в других странах. Задача зак­ лючается в том, чтобы к уровню работы этих магазинов подтянуть всю пашу тор­ говую сеть. Следует иметь в виду, что в условиях конкуренции, прп растущих трудностях сбыта, и в буржуазных странах созданы неплохие образцы организации торговых предприятий, техники, применяемой в тор­ говле, культуры обслуживания покупателя, в особенности хорошо обеспеченного поку­ пателя. Нельзя не осуждать тех товарищей, ко­ торые, под предлогом борьбы с низкопок­ лонством перед иностранщиной, игнори­ руют зарубежный опыт, перестали им ин­ тересоваться, его изучать, использовать то, что нам полезно. Шпроко распространяя передовой опыт наших лучших торговых предприятий, мы вместе с тем должны изу­ чать, перенимать нужное для нас в органи­ зации торговли и обслуживании покупате­ ля на лучших предприятиях буржуазных стран, не гнушаться применять этот полез­ ный опыт, а, освоив, использовать его в интересах широких масс. Задача состоит в том, чтобы имеющиеся в нашей торговле недостатки решительно вскрывать и устранять, добиваться такого улучшения постановки дела торговли, кото­ рого требуют от нас Советское Правитель­ ство и Коммунистическая партия, поднять торговлю на уровень, достойный тружени­ ков социалистического общества. прирост рыночных оондов в 1 BWгоду ПО СРАВНЕНИЮС 1050 годом Было установлено шелковые' мясопродукты рыбопродукты масло животное масло растительное сахар одежда ткани в том числе шерстяные и ткани мебель металлическая посуда швейные машины велосипеды радиоприемники и телевизоры часы Увеличивается также прирост рыноч­ ных фондов многих других товаров. Совет Министров СССР и ЦК КПСС сочлн необходимым предусмотреть на 1956 год еще более значительный рост рыночных фондов основных продовольственных и промышленных товаров по сравнению с 1950 годом: мясопродукты рыбопродукты масло животное масло растительное сахар ткани и обувь швейные машпны велосипеды радиоприемники и телевизоры мебель по пятилетнему плану в 1,9 раза в 1,7 » в 1,7 э в2 » в 2 » в 1,8 » в 1,7 » Новое задание в 2,3 раза в 2 .1 » в 1,9 в 2,6 в 2,3 в 2,4 в 1,8 в 3 в 2,5 в 2,4 в 3,5 в 2 в 2,2 в 2,4 в 4 в 4,9 в 5,1 в 5,5 в 4,4 в 2,6 в 2,6 раза в 2,3 » в 2,1 » в 2,8 » в 2,4 » в 2 » в 5,9 » в 6 » в 5,3 » в 4,8 » решаются вопро Р о с т т о в а р о о б о р о т а Огромные успехи нашего социалисти­ ческого строительства, рост промышлен­ ной и сельскохозяйственной продукцпп н неуклонное повышенпе покупательной способности населения обеспечили и ус­ пешный рост розничного товарооборота в пашей стране. Розничный товарооборот государствен­ ной и кооперативной торговли в 1953 го­ ду по сравнению с 1940 годом возрастает на 79 проц. (в сравнимых ценах). Бели за предыдущие трп года товарооборот возрастал в среднем в год на 13 проц. (в сравнимых ценах), то в 1953 году по отношению к 1952 году он возрастает на 20 проц, Серьезно изменяется в сторону улуч­ шения структура товарооборота. В довоен­ ном 1940 году промышленные товары в товарообороте страны і занимали 36,9 проц., а в 1953 году — ’45,3 процента. Одновременно необходимо остановиться на выполнении плана товарооборота в те­ кущем году. .В I квартале имело несто резкое отставание в выполнении установ­ ленного плана товарооборота, который был выполнен всего па 94,9 процента. План по товарообороту за I I и I I I кварталы се­ го года хотя и выполнен, но ещо пе пол­ ностью перекрыт недобор за I квартал, также не выполнено дополнительное зада­ ние по товарообороту. У нас до сих пор ещо имеются области и республики, торгующие организации ко­ торых плохо выполняют план. Взять к примеру торгующио организации г. Сверд­ ловска (зав. горторготделом т. Бубнов): онп за 9 месяцев 1953 года план товаро­ оборота выполнили на 96,5 проц.; Челя­ бинской области (зав. облторготделом т . Устинов) — на 97,1 проц.; Ворошп- ловградской области (зав. облторготделом т. Волков) — на 96,9 процента. Приня­ тые Правительством во II п I I I кварта­ лах 1953 года меры по увеличению ры­ ночных фондов и дальнейший рост денеж­ ных доходов населения создали все ус­ ловия для перевыполнения установленного на 1953 год плана товарооборота. Задача торговых работников заклю­ чается теперь в том, чтобы перевыполнить план товарооборота за IV квартал 1953 года и тем самым перевыполнить в це­ лом годовой план, обеспечив выполнение дополнительного падания по товарообо­ роту» Следует сказать несколько слов об им­ порте товаров широкого потребления. За последние годы мы стали использовать этот дополнительный источник снабжения населения. Став богаче, мы можем себе позволить теперь завоз по импорту таких продовольственных товаров, ка к рис, цитрусовые, бананы, ананасы, сельди, и таких промышленных товаров, как высо­ кокачественные шерстяные н шелковые ткани, мебель и некоторые другие обога­ щающие ассортимент товары. Эти товары пользуются хорошим спросом у населе­ ния. Всего мы в этом году закупаем за гра­ ницей товаров народного потребления на 4 миллиарда рублей, в том число на две трети суммы — пз стран народной демо­ кратии. В свою очередь мы вывозим за границу некоторые товары народного пот­ ребления, имеющиеся у нас в достатке, и помогаем некоторыми товарами странам народной демократии. Пмея в виду обеспечить крутой подъел советской торговли, Совет Минпстров и Центральный Комитет Коммунистической партпп на днях приняли важнейшее ре­ шение о мерах дальнейшего развития 1со­ ветской торговли, которое является для пас программой действий па ближайшие трп года; программу такого быстрого подъема советской торговли мы никогда не имели. Совет Минпстров СССР и ЦК нашей партпп прпзпалп необходимым в 1954 году увеличить объем розничного товаро­ оборота государственной и кооперативной торговли по сравнению с 1950 годом на 72 проц. (в сравнимых цепах) протпв 70 проц., предусмотренных на 1955 год пя- тплетнпм планом, т. е. превзойти задание пятилетпего плана, установленное на 1955 год, уже в 1954 году, а в 1955 го­ ду розничный товарооборот увеличить, примерно, в 2 раза по сравнению с 1950 годом. Некоторые спрашивают, что такое кру­ той подъем в торговло? Вот такой рост то­ варооборота и означает крутой подъем на деле. В -1955 году продажа населеппго продо­ вольственных и промышленных товаров значительно возрастет протпв задания, установленного пятилетиям планом, о чем сицетельствуют следующие данные; сы серьезного улучшения торговли продо­ вольственными и промышленными товара­ ми, изучения спроса населения на товары и намечен значительный рост материаль­ но-технической базы торговли и другие важные меры по развитию советской тор­ говли. Задача в области торговли в настоящее время состоит в том, чтобы серьезно дви­ нуть вперед дело развптпя советской тор­ говли и в ближайшие 2— 3 года обеспе­ чить бесперебойную продажу всех необхо­ димых населению товаров в каждом горо­ де и в каждом сельском районе. В торговле продовольственными товара­ ми характерной особенностью является значительное увеличение продажи наибо­ лее ценных продуктов питания. Потребление мяса в Москве в первом полугодии 1953 года возросло по сравне­ нию с первым полугодием 1950 года в 2 раза, в Ленинграде в 1,9 раза, в Моло­ тове в 2,2 раза, в Свердловске в 1,9 раза, в Челябинске в 2,5 раза. В других горо­ дах меньше, но имеется также большой рост. Животного масла в 1953 году будет продано на 108 тыс. тонн больше, чем в 1952 году. Сахара будет продано в 1953 году поч­ та на 600 тысяч тонн больше, чем в 1952 году. Нваповскпе текстильщики (Середская текстпльная фабрика) в 1909 году по­ требляли на душу 12,8 к г сахара в год, а советские текстильщики в 1952 году в сродном по стране — 31,2 к г сахара, а в 1953 году ѳта цифра превысит 35 к г. Как видите, более чем в 2 с лишним раза увеличено потребление сахара. Следует сказать, что у нас сахара все- таки хватает не во всех районах, иногда жалуются, что есть рафинад, но нет песка, илп есть сахарный песок — нет рафинада. Это организационные упущения хозяй­ ственников промышленности и торговли. Быстро растет и потребление виноград­ ного вина и превышает в настоящее время потребление 1940 г. в 1,8 раза. Это объяс­ няется в значительной степени повыше­ нием покупательной способности населе­ ния. П шампанское теперь пз предмета роскоши стало доступным для трудящихся нашей страны, что также является пока­ зателем общего благосостояния. Удовлетворение требований советского потребителя на высококачественные про­ довольственные товары должно стать зако­ ном для промышленности и торговли. Работники советской торговли должны предъявлять промышленности, в соответ­ ствии с запросами покупателей, требова­ ния в отношении расширения ассортимен­ та и улучшения качества продуктов пита­ ния и, тем самым, влиять на промышлен­ ность. Пищевая промышленность все еще не­ достаточно вырабатывает пользующихся заслуженной любовью населения таких продовольственных товаров, ка к: соспскп, котлоты, пельмени, колбасы и мясные по­ луфабрикаты; улучшенных сортов конфет в завертке:’ «Прозрачная», «Раковая шей­ ка», «Гусиные лапкп», «Лебедь», «Миш­ ка косолапый», с ореховыми и ягодными начинками. Промышленность продовольственных то­ варов должна резко увеличить производ­ ство товаров в расфасованном виде, в хо­ рошей и красивой упаковке. Необходимо также обеспечить во всех магазинах продажу та к называемых со­ путствующих товаров (например, в га­ строномических — уксуса, горчицы, хре­ на и другпх), при продаже консервов должны продаваться специальные ключи, ножп; прп продаже вина — пробочнпки, штопоры н т. д. Казалось бы, это мелочи, но все, что требуется для покупателя, — это по мелочи. В торговло картофелем и овощами имеется много серьезных недостатков, ко­ торые приводят к неудовлетворительному снабжению населения этими важнейшими продуктами питания. Запасы завозимых в города п промышленные центры картофе­ ля и овощей расходуются неравномерно. Основная масса картофеля и овощей расхо­ дуется в перпод августа — декабря, а с января— февраля торговля производится с большими перебоями. Необходимо обратить внпмаппе на строительство картофеле- и овощехранилищ и хорошо хранить запа­ сы картофеля п овощей, чтобы беспере­ бойно торговать ими всю зпму и весной. В текущем году были приняты меры к значительному увеличению продажи насе­ лению арбузов и дынь, что помогло, до известной степени, компенсировать недо­ статок фруктов. В текущем году за 2 ме­ сяца только пз централизованных фондов продано в городах 453 тыс. тонн арбузов и дынь, тогда как за 1952 год было про­ дано 234 тыс. тонн. Результаты проводимых мероприятий по подъему садоводства скажутся не так быстро. Поэтому задача состоит в том, что­ бы максимально использовать имеющиеся большие возможности по увеличению производства арбузов п дыньке тем, чтобы снабдить вдоволь рыног. ѳтимп бахчевыми культурами в 1954 году. Паше население за последние годы предъявляет повышенный спрос на улуч­ шенные хлебобулочные изделия, в осо­ бенности из сортовой пшеничной муки, а потребление простых сортов хлеба в свя­ зи с этим заметно сокращается. Напри­ мер, в Москве до войны продавалось го­ родских булок в среднем 700— 800 тыс. ш тук в сутки, теперь пх продается 2.300 тыс. ш тук; в Донбассе батонов п булок продается в 10 раз больше, на Урале — в 6 раз больше, чем в 1940 году. Поставлена задача *— дозестн выработ­ к у улучшенного штучного хлеба в 1956 году нз пшеничной сортовой муки до 75 проц., в то время ка к до войны такого хлеба вырабатывалось только 20 проц., и штучного хлеба пз обойной мукп до 40 процентоз. До войны такой хлеб в штуч­ ном виде почта не вырабатывался. Наряду с улучшением ассортимента хлеба с октября месяца с. г. проводится ряд мер по дальнейшему повышению пи­ тательной ценности п улучшению каче­ ства хлеба и мѵкп. За счет повышения содержания углеводов, полезных мине­ ральных солей п белковых веществ кало­ рийность хлеба значительно повысится. Будет обеспечен более тонкий помол мукп, что улучшит усвояемость хлеба, выпе­ каемого из этой мукп. промышленных товаров в текущем году. Тканей, одежды, обуви, трикотажа, чу­ лок и носков в текущем году будет про­ дано почти на 21 млрд. рублей, или на 23,5 проц. больше: чем в 1952 году. В то же время требования населения по ряду промтоваров не удовлетворяются. Нехватает меланжевых, пестротканных, ворсовых, подкладочных ц сорочечных тканей. Нехватает швейных изделии — костюмов, пальто, мужских сорочек и женских платьев пз искусственного шелка. Товары отгружаются неравномерно по срокам; без подсортировки по цветам, ри­ сункам, размерам, фасонам; заказы тор­ гующих организаций нарушаются. Так, например, Минский промторг заказал на 1953 год набивной ситец 37 рисунков, а получил транзитом с Московской выход­ ной базы в I квартале ситец только 3 ри­ сунков; сатин вместо 15 рисунков был отгружен одного рисунка. Казанская тор­ говая база Главтекстнльторга за II квар­ тал поставила городским торговым орга­ низациям Татарской АССР бельевых хлопчатобумажных тканей 138 проц. за­ каза, а сатина — 85 проц.. плательных летних ткал ей — 85,2 процента. Слабо поставлена работа в торговых ор­ ганизациях и магазинах по подсортиров­ ке товаров по размерам, ростам, фасонам, моделям, расцветкам. Допускаются перебои в продаже товаров отдельных видов, раз­ меров, фасонов, цветов, прп наличии их на торговых базах и складах. Советское Правительство, в целях наи­ более полного удовлетворения возросшего спроса населения на строительные мате­ риалы, выделило в текущем году для роз­ ничной продажи в городе и на селе стро­ ительных материалов почти в два с поло­ виной раза больше, чем было выделено пх для торговли в прошлом году. Населению и колхозам в 1953 году бу­ дет продано больше, чем в 1952 году: де­ ловой древесины и пиломатериалов в 3 раза, шифера в 2,5 раза, гвоздей строи­ тельных, железа сортового, мягкой кров­ ли, цемента в 1,8 раза, а также в уве­ личенных количествах олифы, белил, об­ лицовочной плитки, сухой гипсовой шту­ катурки н оконного стекла. С этого года начата продажа населению готовых стандартных домов для индиви­ дуального строительства-. Рост сбережений у населения создал возможность исполь­ зования их на строительство собственных домов и дач в городах и деревнях. С 1954 года в Москве. Ленинграде и ряде других городов будет организована более широкая продажа разных типов домов, на строи­ тельство которых будут приниматься за­ казы от населения. Изучение спроса населения, борьба за повышение качества товаров Как известно, пз самой сущности со­ ветской торговли вытекает необходимость всестороннего изучения спроса населения и всех его разнообразных потребностей. Только па этой основе можно обеспечить более правильное распределение товарных ресурсов по районам страны. Крупнейшим недостатком в торговле, который может превратиться в серьезный тормоз всего дела дальнейшего развптпя советской торговли, является неудовлетво­ рительное изучение сппоса населения на товары. Надо прямо сказать, что спрос населения работники торговли пока еще изучают плохо, а это приводит к серьез­ ным ошибкам в планировании завоза това­ ров по областям, краям и республикам. В таком крупном промышленном цент­ ре, ка к г. Горькпй, изучение покупатель­ ного спроса проводится, только в одном магазине. В г. Казани работа по изучению спроса налажена только в универмаге и в двух магазинах горпромторга. Многие торговые организации нзученпе спроса на­ селения сводят лишь к заполнению кар­ точек и ведомостей, которые почти не изучаются и в оперативной работе мало используются. В Главунпвермаге инфор­ мации с мест по изучению спроса не ана­ лизируются, не обобщаются и практи­ чески, за редкими исключениями, не ис­ пользуются. Завоз товаров по районам страны и по­ ставка пх торгующим организациям до сих пор производится по та к на­ зываемому «согласованному» с постав­ щиками ассортименту. В результате пло­ хого знания рынка и особенностей К сожалению, приходится отметить, что і СІІРоса населения на товары в ассортп- у нас еще не изжиты факты выпечки!мепте по Районам страны при согласова- хлеба неудовлетьорптельного качества: повышенной влажности и кислотности, не­ пропеченного, с подгоревшей коркой. В це­ лях обеспечения раз юобразного ассорти­ мента хлебобулочных изделий наше Пра­ вительство на д н я і утвердило большую программу дальнейшего развптпя хлебо­ пекарной промышленности, улучшения качества, ассортимента и торговли хлебом. Если в настоящее время в системе Ми­ нистерства промышленности продовольст­ венных товаров действует около 800 хле­ бозаводов п 1.100 механизированных хлебопекарен, построенных за десятки лет, то только в ближайшие три года должно быть построено еще 372 хлебопе­ карных предприятия с внедрением новей­ шей техники во всех процессах выпечки хлеба. Ввиду упущений в хлебопекарной и кондитерской промышленности спрос на­ селения на пирожные, торты и печенпе во многих городах не удовлетворяется. В связи с этим разработана и утверждена программа строительства прп хлебозаводах 200 слеппалпзнрованных кондитерских цехов по производству этпх изделий. Меры по улучшению качества хлеба и муки надо дополнить мерами по улучше­ нию перевозки и хранения хлеба. Во многих городах имеются фаі?ты перевозки и хранения хлеба в неприспособленном транспорте., навалом без соблюдения не­ обходимых санптарных требований, фак­ ты небрежного отношения к хлебу при погрузке п выгрузке его, что приводит в ряде случаев к ухудшению качества хле­ ба. По этим причинам зачастую к потре­ бителю попадает хлеб пониженного ка­ чества, мятый и потерявший товарный вид. Пеобходпмо по примеру Москвы, Ленин­ града и другпх крупных городов во всех городах перейтп на перевозку хлеба спе­ циализированны ч транспортом, завершив эту работу в 1955 году. Резко возросла продажа промышлен­ ных товаров широкого потребления в 1953 году по сравнению с довоенным периодом. В 1953 году по сравнению с 1940 го­ дом продажа шерстяных и шелковых тка ­ ней увеличилась в 5,3 раза, одежды в 2,1 раза велосипедов в 6 раз, а мото­ циклов, в 100 раз, но пх нехватает. Лег­ ковых автомобилей будет продано в 1953 году в 1,9 раза больше, чем в 1950 го­ ду, а до войны для личного пользования автомобили пе продазались. Говорят, что сейчас имеется очередь за автомобплямп на полгода. Этп трудности особого рода, не похожи на старые наши трудности. Значительно увеличилась продажа нпп ассортимента допускается ряд оши­ бок. Жизнь вносит своп существенные по­ правки, а согласованный ассортимент ос­ тается незыблемым. На практике согла­ сованный ассортимент часто превращает­ ся в принудительный для торговли. По действующим * основным условиям поставки торгующие оргаипзацпп обязаны выбирать товары в соответствии с согла­ сованным ассортиментом. Более того, ес­ ли торгующая организация не берет ка­ кие-либо товары из «согласованного» в центре ассортимента, то ей не дают вза­ мен другпх товаров, пользующихся спро­ сом населения в данном районе. Может быть, такой порядок и удобен для лени­ вых работников сбытовых баз, но торгов­ ле это приносит только вред. На совещании управляющих торгово­ сбытовых баз Главтекстнльторга приво­ дилось большое количество фактов, сви­ детельствующих о неправильном завозе товаров, принудительной сдаче товаров торгующим организациям н неудовлетво­ рительной работе по изучению спроса. В результате пришлось внести серьезные коррективы в планы завоза товаров в от­ дельные районы. В течение 1953 года несколько раз были внесены поправки в ассортимент производимых товаров, но все эти поправ­ ки вносились Министерством торговли с опозданием, когда на складах и базах бы­ лп накоплены чрезмерные запасы това­ ров, пользующихся ограниченным спро­ сом. Существующий порядок изучения спроса населения предполагает чрезмерную цент­ рализацию — стягивание в Министерство торговли слишком большого количества материалов, если хотите, даже ненужных в центре. Больше прав надо предоставить местам в части согласования поставки от­ дельных видов товаров, на которые насе­ лением предъявляется спрос. Изучение спроса населения города и деревни должны осуществлять как опто­ вые, так и розничные торговые организа­ ции. Следует всемерно поощрять опыт проведения конференций покупателей, ис­ пользование предложений граждан, орга­ низацию выставок товаров, ассортимент­ ных кабинетов, выступления в печати U т. п. В деле изучения и более полного удов­ летворения спроса населения особенно ве­ лики роль и значение товароведов. Никто не сможет так правильно, как грамотный товаровед, оценпть. соответствуют лп ас­ сортимент п качество товаров, получаемых от промышленности, вкусам и потребно­ стям покупателей. Междутем значениетовароведов у пас принижено. Мне кажется, ка к на заводе' после директора вторым лицом является главный инженер, так и в торговых орга­ низациях товаровед должен быть вторым лицом по части ассортимента н качества товаров. Пора подпять роль товароведов в торговле. Тогда вопросы качества п ас­ сортимента будут решаться гораздо ус­ пешнее. Наша Партпя и Правительство всегда уделяли неослабное внимание вопросам повышения качества продукцпп. Торго­ вые организации несут большую ответст­ венность за доведение до потребителя то­ варов высокого качества. Торговые работ­ ники ежедневно сталкиваются в своей ра­ боте с десятками миллионов советских по­ купателей, и первые отзывы о продавае­ мом товаре слышит продавец. Торговые работники непосредственно отвечают перед покупателем за продазае- мый товар. Торговые работники обязаны отражать интересы покупателя и защи­ щать эти интересы перед промышлен­ ностью в отношении качества и ассорти­ мента товаров, не допускать прокпкнове- нпя плохих товаров в торговую сеть.- В распоряжении торговли имеются все возможности для использования экономи­ ческих рычагов в борьбе за улучшение .качества товаров и пх ассортимент. Тор­ говые работники обязаны ставить перед промышленностью вошюсы организации производства новых видов товаров, стать хорошими проводниками новых товароз, повседневно толкать промышленность на производство высококачественных, поль­ зующихся спросом населения товаров. В целях улучшения качества Прави­ тельство обязало легкую промышленность увеличить производство высококачествен­ ных шерстяьых тканей «бостон», «мет­ ро», «люкс», «ударник», коверкот, драл- велюр, «столичный» п другие; улучшить отделку шелковых тканей, повысить прочность пх, увеличивать выпуск набпв- ных тканей п провести мероприятия, обе­ спечивающие сокращение усадки тканей пз искусственного шелка, а также улуч­ шить художественное оформление тканей. Намечен большой рост производства тканей пз штапельного волокна, стазшпх популярными у потребителей, чего нельзя сказать, о тканях, которые производят московские Первая ситценабивная фабри­ ка и Трехгорная мануфактура. Это про­ славленные предприятия, но штапель­ ные тканп пх не годятся, покупатель жа­ луется на плохое качество этпх тканей. Если фабрика имени Свердлова в г. Москве дает отличное штапельное полотно, которым покупатель доволен, предпочитает этп тканп заграничным тканям, то Трех­ горная мануфактура и Первая ситценабив­ ная фабрика взялись за производство штапельных тканей, не подготовившись по-настоящему, и опозорились Ь этим де­ лом. Нельзя далее терпеть, когда легкая промышленность выпускает товары одно­ образных, тусклых, мрачных расцветок п плохих рпсунков. Промышленность должна дать ткапп яркой, сочной п привлека­ тельной расцветки, прочного крашения. Легкая промышленность обязана разра­ батывать и осваивать модели п фасоны одежды применительно к сезонам, отвеча­ ющие требованиям и вкусам потребителей. Неотъемлемым элементом качества являет­ ся внешнее оформление продукцпп — ее отделка, изящная п добротная упаковка, красочная этикетка. Следует отметить, что ряд предприятий промышленности достиг хорошего оформле­ ния и отделки товаров, но это отнюдь нельзя сказать про многие предприятия ка к союзной, так п республиканской, коо­ перативной п местной промышленности, особенно районной. Задача состоит в том, чтобы подтянуть .отстающие в этом деле предприятия до уровня передовых. Вся на-, ша промышленность- должна выпускать товары высокого качества, добротные, кра­ сивые и по внешней отделке, и упаковке, не уступающие лучшим заграничным об­ разцам. Потребитель имеет основательные пре­ тензии к промышленности, в особенности пищевой, в части сохранения постоянного,' (Продолжение саі. па 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz