Полярная правда. 1953, ноябрь.

г № 280 (7694)27ноября І953Г« ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА БОЛЬШЕ ВЫСОКОМА ЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЬДИ СТРАНЕ! Глубинный лов в Северной Атлантике Директивы XIX съезда Коммунистиче­ ской партии по пятому пятидетнсму пла­ цу развития СССР, а та ксе постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС о расширении производства продовольствен­ ных товаров п улучшении пх качества определяют значительный рост рыбной промышленности. Моряки «Мурмансельдп», стремясь вне­ сти свой вклад в осуществление величест­ венного пятого пятилетнего плана, муже­ ственно преодолевают трудности плавания в открытом океане, совершенствуют про­ мысловое мастерство, настойчиво овладе­ вают техникой и с каждым годом увеличи­ вают вылов сельди. Освоение круглогодового промысла сельди открыло новые большие перспек­ тивы развития сельдяного рыболовства на Крайнем Севере. В «Мурмансельдп» вы­ росли опытные кадры промысловиков, любящие п знающие свое дело, постоянно совершенствующие технику лова. Накап­ ливая промысловый опыт, изучая мигра­ ционные пути сельди и осваивая новые районы промысла, наши новаторы внесли исключительно важное предложение о пе­ реходе в осенне-зимний период и в пе­ риод нереста на глубинный лов сельди. Этот метод способствует резкому увеличе­ нию вылова сельди, позволяет фактически сделать промысел сельди пе сезонным, а круглогодовым. В этой статье мне хочется рассказать о методах глубинного лова. ІІа нашем ко­ рабле он широко применяется и дал от­ личные результаты. Лов сельди на больших глубинах требует особенно тщательной подготовки. Эту подготовку мы так же, как и мо­ ряки ряда других передовых кораблей, начинаем еще в порту, перед отходом судна в море. Раньше при подъеме сетного порядка у нас часто рвались сети, так ка к они цеплялись за неровности бортов. Для обеспечения бесперебойной работы на промысле на этот раз у нас на корабле Порта с двух сторон для защиты сетей от повреждений былп обшиты. Ио примеру экипажей некоторых других судов мы обо­ рудовали на корабле вторую стрелу. Она была установлена под главной стрелой на специальных подшипниках. Кроме того, мы оборудовали ролики для пропускания се­ тей вожакового троса. Этим самым_ про­ цесс выметки, а также подъем сетей на борт корабля был облегчен. Время, затрачиваемое на переход ко­ рабля пз порта к месту промысла, у нас не пропадает даром. Во время перехода мы готовим поводцы и вожаковые тросы. Моряки жалуются, что во время дрейфа с сетями вожаковый трос скручивается, пз-за чего путается дрифтерный порядок и рыба в него не попадает. Чтобы из­ бежать этого, мы выпускаем во время хода судна вожаковый трос за борт. Находясь в воде, трос вытягивается, делается более эластичным. Благодаря этому во время работы с сетями он не скручивается. Следуя на промысел, мы производим набор сетей и подготовку резиновых шаров (кухтылей). Часто можно слышать, что моряки се­ туют на трудности при глубинном лове. Так, например, случается, что при вы- метке сетей с поводцами длиннее 30 мет­ ров, трос, на котором закреплен первый кухтыль, подходит под корму судна II иногда переходит под килем корабля на другой борт. Это затрудняет маневрен­ ность корабля, о иногда ведет к намотке орудий лова на винт. ІІа целом ряде су­ дов, в том числе и у нас, последнее время стал применяться специальный трос, сое- д іш я ю щ и х кухтыли и л и , к а к говорят мо­ ряки,— проводник. Применение его позво­ ляет быстро подтягивать сетной порядок, избегать простоев и аварий. Мы тщательно следим за тем, чтобы работа на промыеле шла четко и беспере­ бойно. В осенне-зимний период, когда в морс часто бушуют штормы, можно легко потерять сети. Уже в этом году на ряде кораблей было потеряно большое количе­ ство промыслового снаряжения из-за невнимательности моряков и в первую очередь мастеров по добыче рыбы. Когда дрифтерный порядок находится на боль­ шой глубине, а вожакового троса вы­ травлено мало, то при енльпом напряже­ нии трос лопается, и сети тонут. Чтобы избежать этого, мы стараемся вытравить как можно больше вожакового троса, и тем самым создать слабину, из­ бежать обрыва. Обычно мы вытравляем до двух бухт вожакового троса, затем подвязываем к нему кухтыли следующим образом: на расстоянии 30— 40 метров от первой сети находится иоводец с двумя кѵхтылями, длина его равна длине верх­ него н нижнего поводцов и высоте сети. Затем на расстоянии 50— 70 метров от первого троса снова идут кухтыли, при­ крепленные на поводце длиной до 15 метров. Но середине пролета между кух - тылями располагается груз в 10— 15 ки ­ лограммов. Это создает амортизацию н предохраняет трос от обрыва. При глубинном лове сельди основная сила тяжести ложится на вожаковый трос. Те, кто об этом забывает, легко мо­ гут потерять дрифтерный порядок. Мы па собственном опыте убедились, что к дрифтерному порядку необходимо подвя­ зывать дополнительный плав. Чтобы при этом сети уходили на большую глубину и стояли там в натянутом ровном положе­ нии, к нижней подборе необходимо до­ бавлять грузики. Таким образом, грузики будут оттягивать сети вниз, а дополни­ тельные кухтыли поддерживать пх в вер­ тикальном положении. При ведении промысла сельдп на боль­ ших глубинах особенно важно, чтобы каждый член экипажа хорошо знал свои обязанности. У нас на корабле организа­ ции труда и социалистическому соревно­ ванию уделяется самое серьезное внима­ ние. Большую помощь коллективу в борь­ бе за повышение вылова сельдп, за эконо­ мию материалов оказывает судовая ком­ сомольская организация. Многие комсо­ мольцы шефствуют над новичками, обу­ чают нх методам глубинного лова. Еще сравнительно недавно на нашем корабле, как и на других средних трауле­ рах, отсутствовал строгий контроль за расходованием промыслового снаряжения. Сейчас мы по примеру передовых экипа­ жей создали контрольные комсомольские посты, которые постоянно следят за пра­ вильной эксплоагациен орудий лова, бо­ рются за экономию сетсматериалов, соли и горючего. В результате применения глубинного лова сельди, экипаж среднего траулера Хг 465 уже имеет на своем счету 6400 центнеров добытой сельди. Годовой план выполнен на 105 процентов. Мы поста­ вили перед собой задачу выловить пе ме­ нее десяти тысяч центнеров сельди. При­ менение глубинного метода лова, внедре­ ние опыта передовиков сельдяного про­ мысла поможет нам справиться с этой задачей. Н. СЫЩЕНКО. Старший мастер по добыче рыбы среднего траулера № 465. По постановлению Совета М ини стров СССР и Ц К К П С С добы­ ча сельди в нашей стране в 1 9 5 4 году должна возрасти по сравнению с 1 9 5 0 годом в 2 ,1 раза, а в 1 9 5 5 год у — в 2 ,8 раза. В решении этой задачи немалую роль д олж ны сы гра ть тр уж е н и к и М урм анско го рыболовного бассейна. Передовые ры ба ки «М урм ансельдп» уж е сейчас со всей энер­ гией борю тся за наращивание темпов добычи сельди. Э том у и посвя­ щ ены публи куемы е сегодня материалы . = =----- — * * ІС .......................... ..... Почему простаивают корабли Над заливом раздаются три продолжи­ тельных гудка — очередной средний тра­ улер уходит в морс. Теперь на промысле считается больше кораблей, чем было раньше. Кажется, все * благополучно. На самом деле это не так. Известно, что в Тюва-губе корабли сельдяного флота получают промысловое воорул:енне, воду. Только после итого они могут следовать иа промысел. Но очень редко корабли без задержки уходят из Тюва-губы. Дело в том, что из Мурманска онн часто выходят неукомплектованны­ ми командами. «Доставим остальных в Тюва-губу на первом отходящем судне», — обычно заявляет диспетчер. Но вот корабль пришел в Тюва-губу, получил промысловое вооружение и... сто­ ит у причала. Стоит день, два, три, че­ тыре, а иногда и больше, хотя числится' находящимся в море. I Так. средний траулер «Секстан» должен| был уйти в морс 13 ноября в 10 часов. k Из-за того, что ремонт не был закончен, отход был перенесен на сутки. Затем ока­ залось, что юнга не может выйти на про­ мысел. Обещали доставить ее в Тюва-губу 15 ноября на траулере Л1: 6S6. Наконец, корабль пришел в Тюва-губу. Здесь уже стояли средние траулеры «Ко­ раблестроитель» и 347, ожидающие недостающих членов команды. К ним при­ соединился и траулер >3 147. 16-го нояб­ ря сообщили, что траулер Л : 6S6 должен быть в Тюва-губе в ‘23 часа. Но прошла ночь, наступил полдень, а этого корабля нет и нет. Средний траулер «Кораблестроитель» стоит в Тюва-губе с 6-го ноября, «II. Ост­ ровский» — с 10 ноября, «Секстан» — с 14 ноября. Все они ждут недостающих членов экипажей. В общей сложности ко­ рабли потеряли уже 20 судо-суток. За это время они могли бы выловить сотни центнеров рыбы. Пора прекратить выпуск судов из порта с неукомплектованными командами. Ви­ новников этого нужно наказывать, а не удовлетворяться тем, что суда отправля­ ются в Тюва-губу и там ожидают недоста­ ющих членов команды. Простои судов не­ терпимы особенно сейчас, когда Совет Ми­ нистров СССР и ЦК КПСС вынесли поста­ новление о расширении производства про­ довольственных товаров и улучшении их качества. В. КУЗЬМИН . Инструктор 4-го отряда по полит­ части. На сельдяном промысле Несколько дней под­ ряд в Северной Атлан­ тике бушевал сильный шторм. Промысловики не имели возможности добывать сельдь. Однако, ка к только ногода улуч­ шилась, в море были выставлены дрифтерные порядки. Лучших результатов допиваются промыслови­ ки, пользующиеся пере­ довыми методами рабо­ ты. На кораблях «Мур- манссльдп» все шире внедряется глубинный лов сельди. Так, напри­ мер, экипаж среднего траулера Л" 222, руко­ водимый ка питаном тов. Тарасовым, выловил 23 ноября в районе Фарер­ ских островов на 50 се­ тей 60 центнеров сель­ ди. Лов велся при све­ жей погоде иа глубине 60 метров. Успешно ведут про­ мысел на больших глу­ бинах моряки средних траулеров «Орочен» (ка ­ питан тов. Семенов), Л: S3 ! и другие. Лучше использовать богатства Белого моря В числе передовых судов сельдяного флота находится и коллектив среднего траулера «А.мга», одним нз первых завершивший выполнение годо­ вого плана. Сейчас на счету экипажа — 9.952 центнера рыбы. На снимке: передовики среднего траулера «Амга» (слева направо) стар­ шин механик Ф. М. БУРЫХ и матрос Н. Ф. МАЛЫГИН . Постановленно Совета Министров СССР и Центрального Комитета КПСС «О рас­ ширении производства продовольственных товаров и улучшении нх качества» пре­ дусматривает увеличение добычи рыбы и повышение качества выпускаемых рыб­ ных товаров. Это постановление выдви­ гает серьезные задачи перед рыбаками Кандалакшского и Терского районов, про­ мышляющих в Белом море. Коренное на­ селенно этих районов — рыбаки-колхозни­ ки, исстари занимающиеся рыбным про­ мыслом. Добыча рыбы и в настоящее время составляет у них главное занятно, являясь ведущей отраслью хозяйства. Прибрежные воды, охватывающие почти весь Кандалакшский залив и Терский бе­ рег, являются важнейшим рыбопромысло­ вым районом Белого моря. В его водах во­ дятся такие ценные породы рыб, как семга и беломорская сельдь. Кроме рыбы, объектом промысла здесь служит морской зверь: белуха, нерпа, морской заяц и тюлень. В Кандалакшском заливе моя:но добывать большое количе­ ство водорослей. Правильное развитие лова сельдп в Белом морс требует проведения ряда мероприятий. Перенесение сроков про­ мысла сельди с весны на летне-осен­ ний период и зиму, ставит перед рыбо­ хозяйственными организациями Канда­ лакшского района ряд новых задач. Во- первых, требуется создание промысловой разведки для поисков сельди. Летом и осенью сельдь ведет себя совершенно иначе чем весной и облавливать ее в ’это время значительно труднее. Если весной можно облавливать подошедшие к берегу косякн сельди, то летоІі и осенью пред­ варительно нужно обнаружить места кон­ центрации этой рыбы. При существующей организации промысла поисками сельди некому заниматься. Колхозникам это не под силу. Наиболее целесообразно пору­ чить промысловую разведку сельди в во­ дах Белого моря Кандалакшской и Тер­ ской МРС. Для этого необходимо выде­ лить нм суда, вооруженные кошельковы­ ми и тягловыми неводами, дрифтерными н ставными сетями, а также современны­ ми поисковыми приборами. Эти суда в летнее время, до середины июля, могли бы быть нсиользованы на прибрежном лове сельди на Мурмане, а с конца июля заниматься поисками сельдп в Белом мо­ ре. В зимнее же время команды этих су­ дов надо направлять на поиск сельди для подледного промысла. Организация по­ стоянной промысловой разведки г> Белом море позволила бы более полно использо­ вать летние и осенние концентрации сельди. Увеличению добычи беломорской сель- ди будет способствовать пересмотр прием­ ных цен на сельдь-сырец. Б настоящее время сельдь, пойманная весной — в апреле — в мае, оплачивается дороже, чем сельдь, пойманная осенью — в августе — октябре. Между том качество осенчпй сельди несравненно выше, чем сельди, пойманной в апреле — мае. Кроме того, облов летне-осенней сельди более трудое­ мок и сложен, чем сельди весенней. Необходимым мероприятием по увели­ чению добычи рыбы является организа­ ция зимнего подледного лова. Зима обычно является межпутишіым периодом в рыбном промысле в Кандалакшском п Терском районах. В этот период рыбаки ловом рыбы почти совершенно не занимаются. Отсутствие зимнего лова сельди осно­ вывалось на предположении о том, что зимой сельдь уходит из Кандалакшского залива в Центральную часть Белого моря, где она держится на глубине. Исследова­ ния Полярного института показали оши­ бочность такого предположения и дока­ зали, что зи м о й сельдь остается в залибо и лишь опускается в более отепленные горизонты воды. З имой скопления сельди в Кандалакшском заливе можно найти и в мелководной его части — в придонных слоях губ, и в глубоководной его части, а также в открытом заливе, в промежу­ точных, относительно теплых слоях, ко­ торые в разгар «гидрологической зимы» располагаются иа глубине от 25 до 50 метров. Зимой можно ловить сельдь только в Кандалакшском заливе, но и на Терском берегу, например, в районе Иорьей губы. Зимой должен быть развит и лов рыбы в пресных водоемах. Вблизи большинства населенных мест имеется много озер, в ко­ торых зимой можно ловить сигов, налима, щуку и других ценных пород рыб. Между тем эти озера почти совершенно не ис­ пользуются и особенно в зимнее время. Продуктивность озер Мурманской об­ ласти не является низкой, и промысловое использование этих водоемов позволят существенно увеличить вылов рыбы, осо­ бенно зимой, когда на беломорском по­ бережье нет массового лова рыбы и когда потребность населения в свежей рыбе особенно значительна. Постановление партии и правительства предусматривает также улучшение каче­ ства продовольственных товаров. II в этом отношении имеются большие возможности. Перенесение сроков промысла на леглс- осенний период позволяет добывать сырье болео высокого качества, та к как летом и особенно осенью сельдь является наи­ более упитанной и жирной. Жирность ее в этот период года повышается до 20 н даже более процентов против 7— S про­ центов весной. В связи с высоким качеством Канда­ лакшских сельдей существенное значение приобретает рациональная обработка про­ дукции сельдяного промысла. Еще не так давно Кандалакшский консервный комбинат изготовлял нз бе­ ломорской сельди кильки, анчоусы, шпро­ ты, сардины и другие изделия, пользую­ щиеся большим спросом у потребителей. Но за последнее время обработке беломор­ ской сельди но уделялось достаточного внимания. Выпуск многих товаров пре­ кратился, и большая часть продукции поступала на рынок только в соленом виде. Необходимо возродить лучшие способы обработки беломорской сельди. Нужно на­ ладить изготовление копчушек, килек в жестяных коробках, а также шпрот и сардин. Необходимо также улучшить ка­ чество обработки семги. Претворяя в жизнь постановление пар­ тии и Советского правительства, рыбохо­ зяйственные организации должны наряду с увеличением добычи рыбы обратить особое внимание на качество выпускае­ мой продукции, использовав для повыше­ ния его имеющиеся/богатые возможности. Б. ТАМБОВЦЕВ. Кандидат биологических наук. Пути увеличения добычм сельди Постановление Центрального Ііомитста КПСС и Совета Министров Союза ССР о резком увеличении выпуска продовольст­ венных товаров и улучшении нх качества предъявляет большие требования к рыбной промышленности Мурмана. Более тридцати процентов должен составить ежегодный Прирост добычи рыбы по северному бас­ сейну в течение ближайших трех лет. Серьезные задачи стоят перед Полярным институтом рыбного хозяйства и океаногра­ фии и промысловой разведкой. Научные работники в тесном содружестве с капита­ нами поисковых судов обязаны помочь мо­ рякам расширить районы промысла дон­ ных рыб н сельдп, выявить районы кон­ центрации морского окуня, улучшить ме­ тоды разведки рыбы. Большие задачи вытекают из постанов­ ления ЦК КПСС и Совета Министров Сою- са ССР о расширении производства Продо­ вольственных товаров и улучшении нх ка­ чества для моряков «Мурмапседын», кото­ рые должны обеспечить страну высокока­ чественной полярной сельдью. Успешное освоение моряками Мурмана в последние годы промысла сельди в морях Северной Атлантики позілляет успешно ре­ шить эту задачу. Однако дальнейшему раз­ витию промысла сельди мешают многие не­ решенные вопросы. 4 Коснемся прежде всего сырьевой базы и поисковой работы. Океанические сельди, являющиеся объектом нашего промысла, в наименьшей степени, по сравнению с дру­ гими, привязаны к прибрежным и берего­ вым водам. Только размножение этой сель­ ди, да и то не во всех районах, происходит вблизи берегов Еще за два— три года до наступления половор зрелости молодые сельди покидают прибрежные возы, начи­ ная свою жизнь в открытом океане. Взрослые океанические сельди только на короткий срок появляются вблизи берегов для того, чтобы отложить икру. После не­ реста они уходят далеко иа север для нагу­ ла. В конце лета начинается их передви­ жение обратно б местам размшшшия. Пу­ ти передвижения стай сельди не остаются строго постоянными. Изменения нх зависят от особенностей гидрологического режима, распределения корма, состояния погоды, а также физиологического состояния сель­ дей, зависящего от предшествующих усло­ вий их существования. Чтобы правильно решить вопрос о том, где и когда следует сконцентрировать флот, необходимо проведение больших ис­ следовательских работ и осуществление си­ стематической разведки. Уже давно назрел вопрос об организа­ ции в промысловой разведке Главмурман­ рыбпрома специального отдела, осуществ­ ляющего разведку сельди в Атлантике. Однако это не решено до сего времени. В 1953 г. поисковые суда «Мурмапсельдн» способствовали улучшению работы про­ мыслового флота. Но их работа могла быть значительно эффективнее, если бы руково­ дящий инженерно-тсхиическнй состав «Мурмансельдн» больше уделял внимания деятельности поисковых ѳкипажей и тех­ ническому состоянию судов. До сего времени существует порочная система, в результате которой ремонт по­ исковых кораблей производится в послед­ нюю очередь после окончания ремонта промысловых кораблей. Многие поисковые суда «Мурмансельдп» в 1953 г. уходили пз порта с неисправными и неотрегулирован­ ными поисковыми приборами и радиопелен­ гаторами. Приказ министерства об органи­ зации на одной из пловучих баз специаль­ ной мастерской для ремонта поисковой аппаратуры выполнен не был. Техниче­ ский отдел и отдел снабжения главка не обеспечили поисковые приборы запасны­ ми частями. Недооценка значения поисковой работы иа сельдяном промысле сильна еще и в главке и в управлении «Мурмансельдь», с ней нужно решительно покончить. В от­ деле разведки сельди должны быть опыт­ ные специалисты, осуществляющие руко­ водство поисковой работы в морс, квалифи­ цированные инженерно-технические кад­ ры, способные обеспечить нормальную экс­ плуатацию поисковых приборов. Недостаточно быстро развертывает ис­ следовательские работы Полярный инсти­ тут. После возвращения из длительного рей­ са исследовательского судиа «Проф. Меся­ цев» потребовался профилактический ре­ монт его механизмов. Но он проводится уже третий месяц на Мурманской судоверфи. В ремонте находится и второй корабль ин­ ститута -— «Академик Берг». Мы совершенно забросили сельдяной промысел в Баренцовом морс, где еще в 193S году передовые суда добывали только за летний и осенний период до 3,5— 1 ты­ сяч центнеров прекрасной по вкусовым качествам мурманской сельди. Важное значение в повышении произво­ дительности промысла имеет организация управления и руководство судами в море. Рост флота, а также увеличивающаяся в связи с этим работа по обслуживанию су­ дов не позволяет уже начальнику экспе­ диции заниматься расстановкой кораблей на косяке, он может решать только общую дислокацию флота. Расстановка судов при облове косяка может осуществляться толь­ ко флагманскими капитанами. Это стало очевидным давно. Формально флагманские капитаны имеются, по материальной заин­ тересованности в работе своих отрядов у іп іх нет. Расстановка судов на косяке, как правило, носит случайный характер. Опыт подсказывает, что отряд должен состоять из 12— 15 судов. Много спорят о том, нужно ли, чтобы капитан-флагман был освоболідеіпіым от командования суд­ ном или нет. Но этот вопрос сейчас совер­ шенно ясен. Флагманский капитан должен осуществлять оперативную разведку и расстановку кораблей. Делать и то и дру­ гое он мол:ет только имея в своем распоря­ жении корабль, причем оснащенный со­ временной поисковой и навигационной тех­ никой, располагая хорошим штурманским составом, опытным оператором и квалифи­ цированным радистом. Чтобы капптан- флагмац располагал достаточным временем для руководства своим отрядом, его стар­ ший иомощник должен иметь высокую ква­ лификацию. Следует усилить штурманский состав на флагманских судах. В распоряжении флаг­ манского капитана должен быть опытный дрифмейстер, рыбный мастер, наставник- механик и техник по поисковым приборам. Этот небольшой аппарат флагман исполь­ зует для посылки на суда своей группы в зависимости от необходимости оказать ту или иную помощь кораблям своего отряда. С особой тщательностью необходимо про­ думать систему оплаты капитаиа-флагма- на, команды его судиа и отрядных спе­ циалистов. Их заработки должны быть по­ строены с расчетом максимальной заинте­ ресованности в выполнении и перевыполне­ нии плана кораблями отряда. Большие резервы промысла связаны с постройкой н конструкцией орудий лова. Уловистость сетей определяется их цветом, толщиной нитки, величиной посадки сет­ ного полотна на подборы и т . п. Опыт по­ казал, что светлые сети ловят в несколько раз хуже, чем сети голубого, сішего и ко­ ричневого цвета. Особенно сильно сказы­ вается цвет сетей в полярный день. Тем не менее светлые сети в большом количестве выдают судам, хотя окраска нх не пред­ ставляет особых трудностей и легко может быть выполнена на Тюва-губской базе. Большую выгоду для промысла в летнее время года представляют сети из тонкой нитки. Только за счет этого уловистость сетей в полярный день может быть увели­ чена в два— три раза. Но эти сети нельзя использовать в осеннее время, когда на­ ступают штормовые погоды и концентрации сельди увеличиваются. В таких условиях сети из тонкой нитки будут быстро рваться. Важным резервом промысла является правильная установка сетей на глубину. Обычно толщина стан бывает не больше 8— 10 метров. Высота дрифтерных сетей в рабочем положении составляет 9— 10 метров. Ошибка в выборе горизонта уста­ новки сетей на 1— 5 метров снижает улов почти вдвое. Если же ошибка в установке дрифтерного порядка превышает высоту сетсй, то улова не бывает вовсе. Распределение стай сельди в толще во­ ды определяется с помощью эхолота, но, к сожалению, не все суда оборудованы эти­ ми простыми приборами. Наблюдения ПИНРО показали, что даже летом наибольшие скопления сельди дер­ жатся иа глубине 10, а иногда и 15— 18 метров, с наступлением же осени стаи по­ гружаются на глубину до 50— 80 метров. Лов сельди на глубине начал впервые про­ изводиться в декабре 1952 года. Еще в начале 1953 года указывалось, что глубинный лов в будущем следует начинать значительно раньше, чем это было сделано. Для этого необходимо флот перевооружить на дрифтерпые порядки с верхним вожа­ ком, обеспечить каждое судно чугунными грузиками и поводцовым капатом. С октября нынешнего года сельдь етала опускаться, но флот не был обеспечен нп грузиками, ни длинными поводцами. По­ лучилось это потому, что Главмурманрыб- пром не проверил подготовку флота к зим­ нему промыслу и неправильно информиро­ вал об обеспеченности этими материалами мпшістерство. Отсутствие взаимодействия мсл;ду бере­ говыми предприятиями и флотом сильно мешает работе. Из-за крайне неудовлетво­ рительной постановки снабжения судов моряки пе имеют возможности выставлять сейчас полное количество сетей, работают с неполной нагрузкой и теряют огромное количество рыбы. Преимущество работы с дрифтерными порядками с верхним вожаком очень вели­ ко. Промысловый отдет «Мурмаисельди», лаборатория техники лова ПИНРО и экс­ периментальная база доллшы продумать вопрос о переходе всего флота на новый способ воорул:ення, лучше сохраняющий дрифтерные норядкн в штормовую погоду. До сего времени нет едпных технических условий на постройку сетей, что приводит к их порыву при подвязывании к вожаку и перекосу порядков. В течение ближайших лет флот «Мур- мансельдп» должен пополниться новыми судами. Назрела необходимость улучшить существующий тип судна, увеличить его грузоподъемность, радиус действия и мощ­ ность. Однотипность механизмов па большин­ стве судов сельдяного нромыпа позволяет широко применить агрегатный метод ре­ монта. Однако этого еще не делается, хотя осуществление агрегатного ремонта нампо- го уменьшит сроки нахождения кораблей на судоремонтных предприятиях. Совершенно недостаточно изучается гі распространяется опыт передовых экипа­ жей. Эта большая и ответственная работа еще неудовлетворительно проводится инже­ нерно-техническими работниками «Мур- манссльдп» и ПИНРО. Только в 1953 году получил некоторое распространение в морс опыт команды среднего рыболовного трау­ лера «Орочен», капитанов тт. Тнфапова и Замарина. Научные работники ПИНРО должны ско­ рее переиздать наставление по разведке сельди, закончить брошюру, освещающую работу передовых экипажей кораблей, до­ полнить новыми материалами промысловые пособия, приступить к проведению бесед п лекций для капитанов поисковых и про­ мысловых кораблей. Повышение квалифи­ кации специалистов сельдяного промысла всех профилей должно вестись регулярно по заранее продуманным п разработанныя планам. Решения партии и правительства требу­ ют коренного улучшения качества рыбной продукции. В результате недооценки этого важного вопроса качество соленой сельди в 1953 году резко снизилось. Произошло это прежде всего пз-за того, что управлений «Мурмансельдь» не занималось подготов­ кой рыбных мастеров. На большинстве су­ дов обработку сельди производят люди, не имеющие соответствующих дипломов. Указания Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР об улучшении качества рыбных товаров обязывают рыба­ ков и рыбообработчиков значительно боль­ ше внимания уделять обработке сырца. Задача — обеспечить трудящихся хороши­ ми рыбными продуктами — ответственна и выполнима. 10. МАРТИ . Капдндат бнологнчесішх науп, лауреат Сталинской преынп. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz