Полярная правда. 1953, ноябрь.
г № 280 (7694)27ноября І953Г« ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА БОЛЬШЕ ВЫСОКОМА ЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЬДИ СТРАНЕ! Глубинный лов в Северной Атлантике Директивы XIX съезда Коммунистиче ской партии по пятому пятидетнсму пла цу развития СССР, а та ксе постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС о расширении производства продовольствен ных товаров п улучшении пх качества определяют значительный рост рыбной промышленности. Моряки «Мурмансельдп», стремясь вне сти свой вклад в осуществление величест венного пятого пятилетнего плана, муже ственно преодолевают трудности плавания в открытом океане, совершенствуют про мысловое мастерство, настойчиво овладе вают техникой и с каждым годом увеличи вают вылов сельди. Освоение круглогодового промысла сельди открыло новые большие перспек тивы развития сельдяного рыболовства на Крайнем Севере. В «Мурмансельдп» вы росли опытные кадры промысловиков, любящие п знающие свое дело, постоянно совершенствующие технику лова. Накап ливая промысловый опыт, изучая мигра ционные пути сельди и осваивая новые районы промысла, наши новаторы внесли исключительно важное предложение о пе реходе в осенне-зимний период и в пе риод нереста на глубинный лов сельди. Этот метод способствует резкому увеличе нию вылова сельди, позволяет фактически сделать промысел сельди пе сезонным, а круглогодовым. В этой статье мне хочется рассказать о методах глубинного лова. ІІа нашем ко рабле он широко применяется и дал от личные результаты. Лов сельди на больших глубинах требует особенно тщательной подготовки. Эту подготовку мы так же, как и мо ряки ряда других передовых кораблей, начинаем еще в порту, перед отходом судна в море. Раньше при подъеме сетного порядка у нас часто рвались сети, так ка к они цеплялись за неровности бортов. Для обеспечения бесперебойной работы на промысле на этот раз у нас на корабле Порта с двух сторон для защиты сетей от повреждений былп обшиты. Ио примеру экипажей некоторых других судов мы обо рудовали на корабле вторую стрелу. Она была установлена под главной стрелой на специальных подшипниках. Кроме того, мы оборудовали ролики для пропускания се тей вожакового троса. Этим самым_ про цесс выметки, а также подъем сетей на борт корабля был облегчен. Время, затрачиваемое на переход ко рабля пз порта к месту промысла, у нас не пропадает даром. Во время перехода мы готовим поводцы и вожаковые тросы. Моряки жалуются, что во время дрейфа с сетями вожаковый трос скручивается, пз-за чего путается дрифтерный порядок и рыба в него не попадает. Чтобы из бежать этого, мы выпускаем во время хода судна вожаковый трос за борт. Находясь в воде, трос вытягивается, делается более эластичным. Благодаря этому во время работы с сетями он не скручивается. Следуя на промысел, мы производим набор сетей и подготовку резиновых шаров (кухтылей). Часто можно слышать, что моряки се туют на трудности при глубинном лове. Так, например, случается, что при вы- метке сетей с поводцами длиннее 30 мет ров, трос, на котором закреплен первый кухтыль, подходит под корму судна II иногда переходит под килем корабля на другой борт. Это затрудняет маневрен ность корабля, о иногда ведет к намотке орудий лова на винт. ІІа целом ряде су дов, в том числе и у нас, последнее время стал применяться специальный трос, сое- д іш я ю щ и х кухтыли и л и , к а к говорят мо ряки,— проводник. Применение его позво ляет быстро подтягивать сетной порядок, избегать простоев и аварий. Мы тщательно следим за тем, чтобы работа на промыеле шла четко и беспере бойно. В осенне-зимний период, когда в морс часто бушуют штормы, можно легко потерять сети. Уже в этом году на ряде кораблей было потеряно большое количе ство промыслового снаряжения из-за невнимательности моряков и в первую очередь мастеров по добыче рыбы. Когда дрифтерный порядок находится на боль шой глубине, а вожакового троса вы травлено мало, то при енльпом напряже нии трос лопается, и сети тонут. Чтобы избежать этого, мы стараемся вытравить как можно больше вожакового троса, и тем самым создать слабину, из бежать обрыва. Обычно мы вытравляем до двух бухт вожакового троса, затем подвязываем к нему кухтыли следующим образом: на расстоянии 30— 40 метров от первой сети находится иоводец с двумя кѵхтылями, длина его равна длине верх него н нижнего поводцов и высоте сети. Затем на расстоянии 50— 70 метров от первого троса снова идут кухтыли, при крепленные на поводце длиной до 15 метров. Но середине пролета между кух - тылями располагается груз в 10— 15 ки лограммов. Это создает амортизацию н предохраняет трос от обрыва. При глубинном лове сельди основная сила тяжести ложится на вожаковый трос. Те, кто об этом забывает, легко мо гут потерять дрифтерный порядок. Мы па собственном опыте убедились, что к дрифтерному порядку необходимо подвя зывать дополнительный плав. Чтобы при этом сети уходили на большую глубину и стояли там в натянутом ровном положе нии, к нижней подборе необходимо до бавлять грузики. Таким образом, грузики будут оттягивать сети вниз, а дополни тельные кухтыли поддерживать пх в вер тикальном положении. При ведении промысла сельдп на боль ших глубинах особенно важно, чтобы каждый член экипажа хорошо знал свои обязанности. У нас на корабле организа ции труда и социалистическому соревно ванию уделяется самое серьезное внима ние. Большую помощь коллективу в борь бе за повышение вылова сельдп, за эконо мию материалов оказывает судовая ком сомольская организация. Многие комсо мольцы шефствуют над новичками, обу чают нх методам глубинного лова. Еще сравнительно недавно на нашем корабле, как и на других средних трауле рах, отсутствовал строгий контроль за расходованием промыслового снаряжения. Сейчас мы по примеру передовых экипа жей создали контрольные комсомольские посты, которые постоянно следят за пра вильной эксплоагациен орудий лова, бо рются за экономию сетсматериалов, соли и горючего. В результате применения глубинного лова сельди, экипаж среднего траулера Хг 465 уже имеет на своем счету 6400 центнеров добытой сельди. Годовой план выполнен на 105 процентов. Мы поста вили перед собой задачу выловить пе ме нее десяти тысяч центнеров сельди. При менение глубинного метода лова, внедре ние опыта передовиков сельдяного про мысла поможет нам справиться с этой задачей. Н. СЫЩЕНКО. Старший мастер по добыче рыбы среднего траулера № 465. По постановлению Совета М ини стров СССР и Ц К К П С С добы ча сельди в нашей стране в 1 9 5 4 году должна возрасти по сравнению с 1 9 5 0 годом в 2 ,1 раза, а в 1 9 5 5 год у — в 2 ,8 раза. В решении этой задачи немалую роль д олж ны сы гра ть тр уж е н и к и М урм анско го рыболовного бассейна. Передовые ры ба ки «М урм ансельдп» уж е сейчас со всей энер гией борю тся за наращивание темпов добычи сельди. Э том у и посвя щ ены публи куемы е сегодня материалы . = =----- — * * ІС .......................... ..... Почему простаивают корабли Над заливом раздаются три продолжи тельных гудка — очередной средний тра улер уходит в морс. Теперь на промысле считается больше кораблей, чем было раньше. Кажется, все * благополучно. На самом деле это не так. Известно, что в Тюва-губе корабли сельдяного флота получают промысловое воорул:енне, воду. Только после итого они могут следовать иа промысел. Но очень редко корабли без задержки уходят из Тюва-губы. Дело в том, что из Мурманска онн часто выходят неукомплектованны ми командами. «Доставим остальных в Тюва-губу на первом отходящем судне», — обычно заявляет диспетчер. Но вот корабль пришел в Тюва-губу, получил промысловое вооружение и... сто ит у причала. Стоит день, два, три, че тыре, а иногда и больше, хотя числится' находящимся в море. I Так. средний траулер «Секстан» должен| был уйти в морс 13 ноября в 10 часов. k Из-за того, что ремонт не был закончен, отход был перенесен на сутки. Затем ока залось, что юнга не может выйти на про мысел. Обещали доставить ее в Тюва-губу 15 ноября на траулере Л1: 6S6. Наконец, корабль пришел в Тюва-губу. Здесь уже стояли средние траулеры «Ко раблестроитель» и 347, ожидающие недостающих членов команды. К ним при соединился и траулер >3 147. 16-го нояб ря сообщили, что траулер Л : 6S6 должен быть в Тюва-губе в ‘23 часа. Но прошла ночь, наступил полдень, а этого корабля нет и нет. Средний траулер «Кораблестроитель» стоит в Тюва-губе с 6-го ноября, «II. Ост ровский» — с 10 ноября, «Секстан» — с 14 ноября. Все они ждут недостающих членов экипажей. В общей сложности ко рабли потеряли уже 20 судо-суток. За это время они могли бы выловить сотни центнеров рыбы. Пора прекратить выпуск судов из порта с неукомплектованными командами. Ви новников этого нужно наказывать, а не удовлетворяться тем, что суда отправля ются в Тюва-губу и там ожидают недоста ющих членов команды. Простои судов не терпимы особенно сейчас, когда Совет Ми нистров СССР и ЦК КПСС вынесли поста новление о расширении производства про довольственных товаров и улучшении их качества. В. КУЗЬМИН . Инструктор 4-го отряда по полит части. На сельдяном промысле Несколько дней под ряд в Северной Атлан тике бушевал сильный шторм. Промысловики не имели возможности добывать сельдь. Однако, ка к только ногода улуч шилась, в море были выставлены дрифтерные порядки. Лучших результатов допиваются промыслови ки, пользующиеся пере довыми методами рабо ты. На кораблях «Мур- манссльдп» все шире внедряется глубинный лов сельди. Так, напри мер, экипаж среднего траулера Л" 222, руко водимый ка питаном тов. Тарасовым, выловил 23 ноября в районе Фарер ских островов на 50 се тей 60 центнеров сель ди. Лов велся при све жей погоде иа глубине 60 метров. Успешно ведут про мысел на больших глу бинах моряки средних траулеров «Орочен» (ка питан тов. Семенов), Л: S3 ! и другие. Лучше использовать богатства Белого моря В числе передовых судов сельдяного флота находится и коллектив среднего траулера «А.мга», одним нз первых завершивший выполнение годо вого плана. Сейчас на счету экипажа — 9.952 центнера рыбы. На снимке: передовики среднего траулера «Амга» (слева направо) стар шин механик Ф. М. БУРЫХ и матрос Н. Ф. МАЛЫГИН . Постановленно Совета Министров СССР и Центрального Комитета КПСС «О рас ширении производства продовольственных товаров и улучшении нх качества» пре дусматривает увеличение добычи рыбы и повышение качества выпускаемых рыб ных товаров. Это постановление выдви гает серьезные задачи перед рыбаками Кандалакшского и Терского районов, про мышляющих в Белом море. Коренное на селенно этих районов — рыбаки-колхозни ки, исстари занимающиеся рыбным про мыслом. Добыча рыбы и в настоящее время составляет у них главное занятно, являясь ведущей отраслью хозяйства. Прибрежные воды, охватывающие почти весь Кандалакшский залив и Терский бе рег, являются важнейшим рыбопромысло вым районом Белого моря. В его водах во дятся такие ценные породы рыб, как семга и беломорская сельдь. Кроме рыбы, объектом промысла здесь служит морской зверь: белуха, нерпа, морской заяц и тюлень. В Кандалакшском заливе моя:но добывать большое количе ство водорослей. Правильное развитие лова сельдп в Белом морс требует проведения ряда мероприятий. Перенесение сроков про мысла сельди с весны на летне-осен ний период и зиму, ставит перед рыбо хозяйственными организациями Канда лакшского района ряд новых задач. Во- первых, требуется создание промысловой разведки для поисков сельди. Летом и осенью сельдь ведет себя совершенно иначе чем весной и облавливать ее в ’это время значительно труднее. Если весной можно облавливать подошедшие к берегу косякн сельди, то летоІі и осенью пред варительно нужно обнаружить места кон центрации этой рыбы. При существующей организации промысла поисками сельди некому заниматься. Колхозникам это не под силу. Наиболее целесообразно пору чить промысловую разведку сельди в во дах Белого моря Кандалакшской и Тер ской МРС. Для этого необходимо выде лить нм суда, вооруженные кошельковы ми и тягловыми неводами, дрифтерными н ставными сетями, а также современны ми поисковыми приборами. Эти суда в летнее время, до середины июля, могли бы быть нсиользованы на прибрежном лове сельди на Мурмане, а с конца июля заниматься поисками сельдп в Белом мо ре. В зимнее же время команды этих су дов надо направлять на поиск сельди для подледного промысла. Организация по стоянной промысловой разведки г> Белом море позволила бы более полно использо вать летние и осенние концентрации сельди. Увеличению добычи беломорской сель- ди будет способствовать пересмотр прием ных цен на сельдь-сырец. Б настоящее время сельдь, пойманная весной — в апреле — в мае, оплачивается дороже, чем сельдь, пойманная осенью — в августе — октябре. Между том качество осенчпй сельди несравненно выше, чем сельди, пойманной в апреле — мае. Кроме того, облов летне-осенней сельди более трудое мок и сложен, чем сельди весенней. Необходимым мероприятием по увели чению добычи рыбы является организа ция зимнего подледного лова. Зима обычно является межпутишіым периодом в рыбном промысле в Кандалакшском п Терском районах. В этот период рыбаки ловом рыбы почти совершенно не занимаются. Отсутствие зимнего лова сельди осно вывалось на предположении о том, что зимой сельдь уходит из Кандалакшского залива в Центральную часть Белого моря, где она держится на глубине. Исследова ния Полярного института показали оши бочность такого предположения и дока зали, что зи м о й сельдь остается в залибо и лишь опускается в более отепленные горизонты воды. З имой скопления сельди в Кандалакшском заливе можно найти и в мелководной его части — в придонных слоях губ, и в глубоководной его части, а также в открытом заливе, в промежу точных, относительно теплых слоях, ко торые в разгар «гидрологической зимы» располагаются иа глубине от 25 до 50 метров. Зимой можно ловить сельдь только в Кандалакшском заливе, но и на Терском берегу, например, в районе Иорьей губы. Зимой должен быть развит и лов рыбы в пресных водоемах. Вблизи большинства населенных мест имеется много озер, в ко торых зимой можно ловить сигов, налима, щуку и других ценных пород рыб. Между тем эти озера почти совершенно не ис пользуются и особенно в зимнее время. Продуктивность озер Мурманской об ласти не является низкой, и промысловое использование этих водоемов позволят существенно увеличить вылов рыбы, осо бенно зимой, когда на беломорском по бережье нет массового лова рыбы и когда потребность населения в свежей рыбе особенно значительна. Постановление партии и правительства предусматривает также улучшение каче ства продовольственных товаров. II в этом отношении имеются большие возможности. Перенесение сроков промысла на леглс- осенний период позволяет добывать сырье болео высокого качества, та к как летом и особенно осенью сельдь является наи более упитанной и жирной. Жирность ее в этот период года повышается до 20 н даже более процентов против 7— S про центов весной. В связи с высоким качеством Канда лакшских сельдей существенное значение приобретает рациональная обработка про дукции сельдяного промысла. Еще не так давно Кандалакшский консервный комбинат изготовлял нз бе ломорской сельди кильки, анчоусы, шпро ты, сардины и другие изделия, пользую щиеся большим спросом у потребителей. Но за последнее время обработке беломор ской сельди но уделялось достаточного внимания. Выпуск многих товаров пре кратился, и большая часть продукции поступала на рынок только в соленом виде. Необходимо возродить лучшие способы обработки беломорской сельди. Нужно на ладить изготовление копчушек, килек в жестяных коробках, а также шпрот и сардин. Необходимо также улучшить ка чество обработки семги. Претворяя в жизнь постановление пар тии и Советского правительства, рыбохо зяйственные организации должны наряду с увеличением добычи рыбы обратить особое внимание на качество выпускае мой продукции, использовав для повыше ния его имеющиеся/богатые возможности. Б. ТАМБОВЦЕВ. Кандидат биологических наук. Пути увеличения добычм сельди Постановление Центрального Ііомитста КПСС и Совета Министров Союза ССР о резком увеличении выпуска продовольст венных товаров и улучшении нх качества предъявляет большие требования к рыбной промышленности Мурмана. Более тридцати процентов должен составить ежегодный Прирост добычи рыбы по северному бас сейну в течение ближайших трех лет. Серьезные задачи стоят перед Полярным институтом рыбного хозяйства и океаногра фии и промысловой разведкой. Научные работники в тесном содружестве с капита нами поисковых судов обязаны помочь мо рякам расширить районы промысла дон ных рыб н сельдп, выявить районы кон центрации морского окуня, улучшить ме тоды разведки рыбы. Большие задачи вытекают из постанов ления ЦК КПСС и Совета Министров Сою- са ССР о расширении производства Продо вольственных товаров и улучшении нх ка чества для моряков «Мурмапседын», кото рые должны обеспечить страну высокока чественной полярной сельдью. Успешное освоение моряками Мурмана в последние годы промысла сельди в морях Северной Атлантики позілляет успешно ре шить эту задачу. Однако дальнейшему раз витию промысла сельди мешают многие не решенные вопросы. 4 Коснемся прежде всего сырьевой базы и поисковой работы. Океанические сельди, являющиеся объектом нашего промысла, в наименьшей степени, по сравнению с дру гими, привязаны к прибрежным и берего вым водам. Только размножение этой сель ди, да и то не во всех районах, происходит вблизи берегов Еще за два— три года до наступления половор зрелости молодые сельди покидают прибрежные возы, начи ная свою жизнь в открытом океане. Взрослые океанические сельди только на короткий срок появляются вблизи берегов для того, чтобы отложить икру. После не реста они уходят далеко иа север для нагу ла. В конце лета начинается их передви жение обратно б местам размшшшия. Пу ти передвижения стай сельди не остаются строго постоянными. Изменения нх зависят от особенностей гидрологического режима, распределения корма, состояния погоды, а также физиологического состояния сель дей, зависящего от предшествующих усло вий их существования. Чтобы правильно решить вопрос о том, где и когда следует сконцентрировать флот, необходимо проведение больших ис следовательских работ и осуществление си стематической разведки. Уже давно назрел вопрос об организа ции в промысловой разведке Главмурман рыбпрома специального отдела, осуществ ляющего разведку сельди в Атлантике. Однако это не решено до сего времени. В 1953 г. поисковые суда «Мурмапсельдн» способствовали улучшению работы про мыслового флота. Но их работа могла быть значительно эффективнее, если бы руково дящий инженерно-тсхиическнй состав «Мурмансельдн» больше уделял внимания деятельности поисковых ѳкипажей и тех ническому состоянию судов. До сего времени существует порочная система, в результате которой ремонт по исковых кораблей производится в послед нюю очередь после окончания ремонта промысловых кораблей. Многие поисковые суда «Мурмансельдп» в 1953 г. уходили пз порта с неисправными и неотрегулирован ными поисковыми приборами и радиопелен гаторами. Приказ министерства об органи зации на одной из пловучих баз специаль ной мастерской для ремонта поисковой аппаратуры выполнен не был. Техниче ский отдел и отдел снабжения главка не обеспечили поисковые приборы запасны ми частями. Недооценка значения поисковой работы иа сельдяном промысле сильна еще и в главке и в управлении «Мурмансельдь», с ней нужно решительно покончить. В от деле разведки сельди должны быть опыт ные специалисты, осуществляющие руко водство поисковой работы в морс, квалифи цированные инженерно-технические кад ры, способные обеспечить нормальную экс плуатацию поисковых приборов. Недостаточно быстро развертывает ис следовательские работы Полярный инсти тут. После возвращения из длительного рей са исследовательского судиа «Проф. Меся цев» потребовался профилактический ре монт его механизмов. Но он проводится уже третий месяц на Мурманской судоверфи. В ремонте находится и второй корабль ин ститута -— «Академик Берг». Мы совершенно забросили сельдяной промысел в Баренцовом морс, где еще в 193S году передовые суда добывали только за летний и осенний период до 3,5— 1 ты сяч центнеров прекрасной по вкусовым качествам мурманской сельди. Важное значение в повышении произво дительности промысла имеет организация управления и руководство судами в море. Рост флота, а также увеличивающаяся в связи с этим работа по обслуживанию су дов не позволяет уже начальнику экспе диции заниматься расстановкой кораблей на косяке, он может решать только общую дислокацию флота. Расстановка судов при облове косяка может осуществляться толь ко флагманскими капитанами. Это стало очевидным давно. Формально флагманские капитаны имеются, по материальной заин тересованности в работе своих отрядов у іп іх нет. Расстановка судов на косяке, как правило, носит случайный характер. Опыт подсказывает, что отряд должен состоять из 12— 15 судов. Много спорят о том, нужно ли, чтобы капитан-флагман был освоболідеіпіым от командования суд ном или нет. Но этот вопрос сейчас совер шенно ясен. Флагманский капитан должен осуществлять оперативную разведку и расстановку кораблей. Делать и то и дру гое он мол:ет только имея в своем распоря жении корабль, причем оснащенный со временной поисковой и навигационной тех никой, располагая хорошим штурманским составом, опытным оператором и квалифи цированным радистом. Чтобы капптан- флагмац располагал достаточным временем для руководства своим отрядом, его стар ший иомощник должен иметь высокую ква лификацию. Следует усилить штурманский состав на флагманских судах. В распоряжении флаг манского капитана должен быть опытный дрифмейстер, рыбный мастер, наставник- механик и техник по поисковым приборам. Этот небольшой аппарат флагман исполь зует для посылки на суда своей группы в зависимости от необходимости оказать ту или иную помощь кораблям своего отряда. С особой тщательностью необходимо про думать систему оплаты капитаиа-флагма- на, команды его судиа и отрядных спе циалистов. Их заработки должны быть по строены с расчетом максимальной заинте ресованности в выполнении и перевыполне нии плана кораблями отряда. Большие резервы промысла связаны с постройкой н конструкцией орудий лова. Уловистость сетей определяется их цветом, толщиной нитки, величиной посадки сет ного полотна на подборы и т . п. Опыт по казал, что светлые сети ловят в несколько раз хуже, чем сети голубого, сішего и ко ричневого цвета. Особенно сильно сказы вается цвет сетей в полярный день. Тем не менее светлые сети в большом количестве выдают судам, хотя окраска нх не пред ставляет особых трудностей и легко может быть выполнена на Тюва-губской базе. Большую выгоду для промысла в летнее время года представляют сети из тонкой нитки. Только за счет этого уловистость сетей в полярный день может быть увели чена в два— три раза. Но эти сети нельзя использовать в осеннее время, когда на ступают штормовые погоды и концентрации сельди увеличиваются. В таких условиях сети из тонкой нитки будут быстро рваться. Важным резервом промысла является правильная установка сетей на глубину. Обычно толщина стан бывает не больше 8— 10 метров. Высота дрифтерных сетей в рабочем положении составляет 9— 10 метров. Ошибка в выборе горизонта уста новки сетей на 1— 5 метров снижает улов почти вдвое. Если же ошибка в установке дрифтерного порядка превышает высоту сетсй, то улова не бывает вовсе. Распределение стай сельди в толще во ды определяется с помощью эхолота, но, к сожалению, не все суда оборудованы эти ми простыми приборами. Наблюдения ПИНРО показали, что даже летом наибольшие скопления сельди дер жатся иа глубине 10, а иногда и 15— 18 метров, с наступлением же осени стаи по гружаются на глубину до 50— 80 метров. Лов сельди на глубине начал впервые про изводиться в декабре 1952 года. Еще в начале 1953 года указывалось, что глубинный лов в будущем следует начинать значительно раньше, чем это было сделано. Для этого необходимо флот перевооружить на дрифтерпые порядки с верхним вожа ком, обеспечить каждое судно чугунными грузиками и поводцовым капатом. С октября нынешнего года сельдь етала опускаться, но флот не был обеспечен нп грузиками, ни длинными поводцами. По лучилось это потому, что Главмурманрыб- пром не проверил подготовку флота к зим нему промыслу и неправильно информиро вал об обеспеченности этими материалами мпшістерство. Отсутствие взаимодействия мсл;ду бере говыми предприятиями и флотом сильно мешает работе. Из-за крайне неудовлетво рительной постановки снабжения судов моряки пе имеют возможности выставлять сейчас полное количество сетей, работают с неполной нагрузкой и теряют огромное количество рыбы. Преимущество работы с дрифтерными порядками с верхним вожаком очень вели ко. Промысловый отдет «Мурмаисельди», лаборатория техники лова ПИНРО и экс периментальная база доллшы продумать вопрос о переходе всего флота на новый способ воорул:ення, лучше сохраняющий дрифтерные норядкн в штормовую погоду. До сего времени нет едпных технических условий на постройку сетей, что приводит к их порыву при подвязывании к вожаку и перекосу порядков. В течение ближайших лет флот «Мур- мансельдп» должен пополниться новыми судами. Назрела необходимость улучшить существующий тип судна, увеличить его грузоподъемность, радиус действия и мощ ность. Однотипность механизмов па большин стве судов сельдяного нромыпа позволяет широко применить агрегатный метод ре монта. Однако этого еще не делается, хотя осуществление агрегатного ремонта нампо- го уменьшит сроки нахождения кораблей на судоремонтных предприятиях. Совершенно недостаточно изучается гі распространяется опыт передовых экипа жей. Эта большая и ответственная работа еще неудовлетворительно проводится инже нерно-техническими работниками «Мур- манссльдп» и ПИНРО. Только в 1953 году получил некоторое распространение в морс опыт команды среднего рыболовного трау лера «Орочен», капитанов тт. Тнфапова и Замарина. Научные работники ПИНРО должны ско рее переиздать наставление по разведке сельди, закончить брошюру, освещающую работу передовых экипажей кораблей, до полнить новыми материалами промысловые пособия, приступить к проведению бесед п лекций для капитанов поисковых и про мысловых кораблей. Повышение квалифи кации специалистов сельдяного промысла всех профилей должно вестись регулярно по заранее продуманным п разработанныя планам. Решения партии и правительства требу ют коренного улучшения качества рыбной продукции. В результате недооценки этого важного вопроса качество соленой сельди в 1953 году резко снизилось. Произошло это прежде всего пз-за того, что управлений «Мурмансельдь» не занималось подготов кой рыбных мастеров. На большинстве су дов обработку сельди производят люди, не имеющие соответствующих дипломов. Указания Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР об улучшении качества рыбных товаров обязывают рыба ков и рыбообработчиков значительно боль ше внимания уделять обработке сырца. Задача — обеспечить трудящихся хороши ми рыбными продуктами — ответственна и выполнима. 10. МАРТИ . Капдндат бнологнчесішх науп, лауреат Сталинской преынп. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz