Полярная правда. 1953, ноябрь.
К з 27в(7С90)22 гголбря1953л П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А У м е л о б о р о т ь с я т с т и х и е й Постановление пар* тан п правительства т. „ о расширении цропз- опыта проі&ісловои работы в зимних условиях + ВОІСТБа Щ)020БОЛьст* венных товаров и улучшении их каче ства обязывает нас, промысловиков Мурма на. неуклонно добиваться увеличения добы чи рыбы, стараться за гс в самых трудных условиях выполнять государственный план. Чтобы успешно спразиться с этой задачей сейчас, в период ш то рм о в о й пого да, весь личный состав корабля — судо водители. мастера по добыче, палубная и машинная команды — должен тщательно подготовиться к работе в зимнее время. Так как зимой на промысловое снаряже ние и машину корабля ложится большая нагрузка. чем летом, то каждый член эки пажа должен еще более внимательно сле дить за порученными ему орудиями лова и механизмами, бережно ухаживать за ЕИМП* Работа промыслового траулера в зимних условиях резко отличается от работы в летний период. Влияние штормовой погоды и течений, частые снегопады нередко при водят к тому что корабли теряют косяки рыбы. В таких сложных условиях судово дители должны приложить максимум уси лии и практических знаний, чтобы удер жать корабль на косяке рыбы. Для этого, прежде всего, необходимо точ но знать местонахождение корабля даже тогда, когда из-за плохой видимости нет возможности определиться путем астроно мических наблюдений Большую помощь в атом случае оказывает ориентировка по планширу с нанесенными на пего глуби нами. Кроме того, ппп облозе косяка рыбы нам надо иметь определенный ориентир, зимой таким ориентиром служит светя щийся буй Но полностью надеяться на був нельзя пх или уносит штормом, или Срезают соседние корабли Поэтому совер шенно необходимо, чтобы каждую группу промыслозых кораблей обслуживал пло- вучий маяк с мощным прожектором. Особая бдительность требуется от штур манского состава и прп работе с тралом. Во время тумана или снегопада штурманы обязаны внимательно прислушиваться к Бзукозым сигналам, следить за передвиже нием траулеров, не допуская нарушений правил предупреждения столкновения су дов В случае необходимости на полубаке может быть поставлен «вперед смотря щий». который докладывает обо всем, что видит и слышит. Помимо всего этого, штурман обязан оперативно производить подъем и спуск трала, ставя при шести— семибальном вет ре судно в такое положение чтобы волна не ззлпвала палубу. Для этого надо хоро шо знать конструкцию корабля, та к как каждый траулер имеет своп определенные мореходные качества. Так. прп спуске и подъеме трала на «Комсомольце» мы удерживали судно носом на волну и пе до пускали обрывов трала у борта, пол ностью сохраняя улов. Совсем по-другому строится работа и» траулере «Киров», ко торый нужно удерживать кормой па вол ну. Штурманы нашего корабля тт. Ново сельский и Нльгоз отлично изучили море ходные качества траулера, умело удержи вают его в нужном положении, не допу скал навала корпуса судна па трал. Но одному штурману никогда не удаст ся сохранить улов, полностью поднять его на борт корабля, если остальные члены экипажа будут плохо знакомы с особенно стями работы зимой Поэтому судоводители нашего корабля регулярно проводят заня тия с личным составом, рассказывают, как нужно работать с тралом в штормовую по году. что должен делать каждый матрос, как правильно принять траловую доску пли квартропГ Намного усложняется в штормовой пе риод и работа мастеров по добыче. В это время орудиям лова приходится выдержи вать большую нагрузку, онп быстрее из нашиваются недаром старая морская по словица говорит —• «зимой вода тяжелая». Старшин мастер по добыче рыбы наше- поподнение учителем го корабля тов. Гсро- дилов учитывает эти особенности работы в зимний период, вни мательно осматривает орудия лова, своевре менно заменяет пришедшие в негодность части Подготовка снаряжения к следующе му рейсу ведется уже во время возвраще ния траулера в порт та к ка к на промысле эту работу вести невозможно — воза зали вает палубу. В результате такой постанов ки дела в первом кваитале этого гола. т. е. во виемя сильных штормов, у нас было сэкономлено на 29 тысяч рублей орудий лова. Чтобы не допустить перекоса сетей пои работе тпала. мы через кажзые сутки делаем проверку сетей п немедленно устра няем обнаруженные недостатки. В наблю дении за орудиями лова большую помощь мастерам по добыче оказывает штурман ский состав. Однако нормальной работе во время штормов мешает плохое снабжение. На пример. в десятом рейсе мы получили скобы (чекелп). которые не выдерживали рабочей нагрузки и мялись, поэтому при переходе с тпала на трал приходилось перерубать болты, работа затруднялась, терялось много промыслог>ого времени. Часто на корабль поступают и недоброка чественные веотлюги. Отделу снабжения необходимо обратить особое внимание нз то. чтобы в зимний период на промысло вые суда поступали орудия лова только хорошего качества. Сейчас при низкой температуре возду ха осложняется и обработка рыбы. Как правило, весь улов должен быть убран до подъема следующего трала, потому что если рыба замерзнет, сортность ее снизит ся, да и обрабатывать ее значительно труднее. Чтобы сохранить рыбу при боль шом улове, мы накрываем ее бррзентом. стараемся значительно ускорить обработ ку рыбы К рыборазделочному столу вы ходит вся команда, за исключением вах тенного штурмана и механика. Зимой особенно важно, чтобы матросы былп тепло одеты, имели доброкачеств рн - ные рукавицы. В этом отношении у нас также есть большие претензии к отделу снабжения. В последних рейсах рукавн- пы у матросов быстро намокали и рвались, руки зябли. Если в хороших рукавипах матрос первого класса разделывает 9 12 рыб в минуту, то б плохих рукавицах он обрабатывает 6— 8 рыб. Иногда нам до ставляют сапоги низкого качества. Од нажды и? 25 пар сапог, полученных на ми. 15 пар через два рейез вышли из строя. Значительно напряженнее должна ра ботать в зимних условиях п машинная команда Количество оборотов винта при тралении в этот период увеличивается с 80 до 8S в минуту. Следовательно, тре буется и более тщательный уход за дви гателем,. внимательный контроль за его работой. Во время шторма корму судна волна иногда поднимает в воздух, тогда винт работает вхолостую. Взхтенному ме ханику иадо внимательно следить за этим п в случае необходимости даже придер живать пар Второй механик нашем тра улера тов. Лазаренко, который давно пла вает на этом корабле и хорошо изучил его машину, хорошо справляется со своими обязанностями, не допустил ни одного случая простоя. Каждую минуту^ дрейфа су іна он использует для того, чтобы лиш ний раз осмотреть механизмы произвести небольшой профилактический ремонт. Всегда держат пар «иа марке» кочегары тт. Терешкии, Летовальцев Пехоз. В об разцовом иорядке содержит брашпиль и лебедку третий механик тов. Потапоз. Дружная и слаженная работа всего коллектива корабля помогает нам прео долевать трудности зимнего промысла, добызать больше рыбы для трудящихся нашей страны. П. БАЕВ. Капитан траулера «Киров», депу тат Верховного Совета РСФСР. Велика забота Комму нистической партии и Советского правительст ва о развитии народного образования в заполяр ной Мурманской обла сти. До Великого Октяб ря школы здесь насчи тывались единицами, не было ни одного средне го и высшего учебного заведения. Сейчас па Кольском полуострове десятки школ, в которых учатся многие тысячи детей рабочих,' промыслови ков. интеллигенции. В Мурманске н других го родах области работает ряд средних' и высших учебных заведенпГ*. Пз года в год армия учителей пополняется выпускниками Мурман ского учительского ин ститута. На очном и за очном отделениях здесь учатся сотни студентов. Недавно успешно окон чило заочное отделение института 12 студен тов. Диплом с отличием вручен учителю матема тики одной из школ г. Кнровска тов. Наз- мутдннову. на «хорошо» и «отлично» сдали го сударственные экзамены капитан рыболовного траулера «Комсомолец» тов. Требушный, норми ровщик тов. Логинов, учительница школы Л1 6 г. Кнровска топ. Павлова. Также успеш но завершили учебу ••чптельница * Лодейнпн- f’Koil школы (Терпбер- ский район) тов. Колес никова. учительница Грязногубской школы тов. Маврина, работник управления Мурманско го арктического паро ходства тов. Ковылин и другие. После трех лет уче бы, которая совмеща лась с работой, они по лучили дипломы учите лей семилетней школы. Сейчас на заочном от делении Мурманского учительского институ та занимаются 304 че ловека — люди различ ных профессий: учите ля, рабочие, служащие. На снимке (слева на право): окончившие за очное отделение учи тельского института тт. М. С. КОЛЕСНИ КОВА. А. К. НАЗМУТ- ДИНОВ, 3. Г. ПАВ ЛОВА. Фото Б. Внрнна. д© к о н ц а н е д о в е д е н о По следам материалов рабкоровского рейда + ИЛ КИРОВСКОЙ МАГИСТРАЛИ ЭКОНОМЯТ ТОПЛИВО Передовые бригады маневровых парово зов Мурманского и Кандалакшского депо, совершенствуя мастерство маневровой ра боты и отопления локомотивов, любовно ухаживая за машиной, из месяца в месяц экономят тысячи килограммов топлива. Больших успехов в соревновании за бе режливое расходование угля добились бригады маневровою паровоза Кандалакш скою депо, возглавляемые старшим маши нистом тов. Егоровым. Только в течение последнего месяца они сберегли семь тонн топлива. Несколько суток их локомотив работал в этом годѵ на сбереженном угле. Систематически экономят много топлива и бригады старшего машиниста Мурман ского депо тов. Ногпчева. В ноябре онп отложили в зимний запас 5704 килограм ма сбереженного угля. Свой локомотив передовики соревнова ния содержат всегда в отличном состоя нии и ежедневно перевыполняют задания по переработке вагонов в полтора раза. В ДОМА ОТДЫХА И САНАТОРИИ Сотни железнодорожников советского Заполярья ежегодно проводят свой отпуск п самых живописных уголках страны, в лучших здравницах Крыма, Кавказа, Риж ского взморья и других местах. Только за три квартала текущего года райпрофсожем Мурманского отделения Ки ровской железной дороги было выдано же лезнодорожникам -129 путевок в дома от дыха и санатории. Многим передовикам соревнования путевки выданы бесплатно. Сейчас старейший машинист маневро вого паровоза станции Чѵпа тов. Будкин находится в санатории Железноводска. В Сочи проводит свой отпуск главный кон дуктор станции Мурманск тов. Поросятни ков. На днях в Евпаторию выезжает до рожный мастер 12-й дистанции пути тов. Кириллов. о ч е р е д н о й р е й с в а г о н - к л у б а Недавно вагон-клуб Мурманского отде ления железной дороги отправился в оче редной рейс на полевые станции. Этот рейс продлится более месяца. В клубе для железнодорожников пока зываются кинокартины, организуются ве чера отдыха, будут читаться лекции и доклады на различные темы. За последние дни в вагон-клубе побыва ли сотни железнодорожников станций Ко ла, Шонгуй, Магнститы. Кина. Трудовые успехи лесозаготовителей Коллектив лесоучастка Зимняя губа, Потозерского леспромхоза, добился значи тельных успехов в соревновании за до стойную встречу 36-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Высоких производственных показателей достигли лесорубы Александр и Николай Куликовы. Онп ежедневно дают до двух норм выработки. Возчики тт. Гришин и Клевцов, работая в трудных условиях, выполняют сменное задание на 150 про центов. Ф. ПОЖЕНУХИН. Профорг лесоучастка. 22 сентября в «По- Ч* лярной правде» былп опубликованы мате риалы рабкоровского рейда по буфетам рыбокомбината, тор гового порта и бондарного завода. В этдх материалах поднимался один пз важней ших вопросов — вопрос о том, как забо тятся руководители предприятий об удов летворении нужд и запросов рабочих, что онп делают, чтобы лучше было организо вано общественное питание трудящихся во время обеденного перерыва. Рабкоры отмечали, что в буфетах ску ден ассортимент продуктоз, горячих обе дов нет, что там теснота, нехватает стуль ев. стаканов, тарелок и т. п. Все это было результатом прежде всего нерадивости руководителей указанных предприятии. Стоило только позаботиться об этих буфетах, навести там чистоту, до говориться со столовыми, снабжающими буфеты продуктами, установить 'контроль за обслуживанием рабочих, как все изме нилось бы. Дело чести сделать буфет предприятия образцовым, однако руководители пред приятий, профсоюзные и партийные орга низации все заботы о буфетах возлагали на рыбкоопы. Материалы рейда обсуждались на засе даниях заводских комитетов и исполкома Микояновского районного Совета депутатов трудящихся. Были вынесены соответству ющие решения, в том числе и решение обкома союза рабочих легкой и пищевой промышленности. Но что после этого из менилось? Редакция совместно с рабкорами вто рично проверила, каково же положение в буфетах, спустя два месяца после опубли кования материалов рейда. Председатель заводского комитета бон дарного завода тов. Казаков одним пз пер вых прислал ответ в редакцию. Он лако нично сообщил: будут приняты следую щие меры: в точение октября в помеще нии буфета пропззйдут ремонт. Завком предложил директору завода тов. Малыше ву посудомойку сделать непосредственно в самом помещении буфета, пополнить его инвентарь и отремонтировать имеющийся. Октябрь давно прошёл. Вот что сообщает в редакцию станочница бондарного цеха комсомолка С. Когут, одна пз автороз материалов рейда: «Ремонт в помещении буфета начали делать, спустя два месяца после опуб ликования материалов) рейда. Посу домойка до сих пор не перенесена в помещение буфета, а находится в ящичном цехе и закрыта на замок». Датее тов. Когут сообщает, что целую неделю идет ремонт и все это время буфет нормально не работает. Познакомившись с материалами рейда, главный инженер Мурманского торгового порта тов. Калинин дал редакции ответ. В одном из пунктов этого ответа сказано, что начальнику второго района порта дано указание своевременно предоставлять транспорт для перевозки грузов в буфет. Но не выполняется это указание и ио сей день. Диспетчеры второго района си стематически задерживают дежурную ма шину. -Поэтому задерживается и открытие буфета на полчаса и более. Буфетчица здесь новая. но порядки старые. Как сооб щили редакции тт. Силков, Игнатьев и Савельев, новая буфетчица тов. Иванова работает плохо, не обращая внимания на претензии рабочих, не стараясь сообщить об их заявках в столовую. Меню до сих пор однообразно, молоко в продаже бывает всегда к пелое и пе пото му, что свежего нет, а потому, как ука зывают авторы письма, что заведующая столовой М 2 тов. Марпенко никак не от регулирует доставку свежего молока в буфеты. Работники порта пишут: «Несмотря на ежедневные требова ния рабочих продавать свежее моло ко, буфетчица упорно предлагает простоквашу». Постановление Со вета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах . дальнейшего разви тия советской торгов- . ли» обязывает всех работников торговли организовать тща тельное изучение и всесторонний учет спроса потребителей. На оспозе изучения спроса ассортимент товаров должен пере сматриваться, меняться, становиться более разнообразным. В буфетах торгового порта есть все возможности работать так, как этого требуют партия и правительство, только работникам буфетов следует проя вить инициативу и настойчивость^ а ру ководителям порта нужно проверять вы полнение своих решений. Нам пишет оператор радиоузла рыбного порта комсомолец Нузовникоз, что ассор тимент продуктов в буфете очень ограни-, чей. Конфеты, колбаса есть только одного сорта, бывает дорогой жареный гусь п со вершенно непонятно, почему привозят сюг да даже... сырые котлеты. П п э ^ ко в , ват рушек, горячих блюд здесь не Сілвасг. По- прежиему в буфете на продукты льется с потолка вода из поврежденной трубы. Ежедневно в обеденный перерыв в этот буфет приходит сразу от 150 до 200 ра бочих порта— механизаторы, грузчики. В деле улучшения их обслуживания никаких мер не приняли работники столовой рыб коопа рыбного порта. хотя_ председатель правления рыбкоопа тов. Харламов и со общил, что коллектив столовой «-наметил ряд мероприятий, обеспечивающих запро сы рабочих буфетов в вопросе расшире ния ассортимента буфетной продукции п ряд других мероприятий для улучшения обслуживания покупателей» (!? ). сМеро приятия» эти, ка к видно, остались на бумаге. Очень медленно налаживается работа в буфетах рыбокомбината. Около месяца бу фет коптильного завода открывался свое временно, здесь был широкий' ассортимент пролуктоз. стаканов не нужно было ждать — их хватало. Буфет посетил заведующий столовой судоверфи тоз. Виноградов, два дня работу буфетчицы контролировали, но потом о буфете забыли. Депутат Микоянозского районного Созе- та работница коптильного зазодз тоз. Ба сова пишет: «Сейчас опять начались перебои в снабжешш буфбта. Буфетчица обма нывает покупателей. Большие круж ки, которые имеются в буфете, вме щают 2 стакана молока, однако бу фетчица никогда пе наливает полную меру, хотя плата взимается за 2 ста кана молока». Снова буфет открывается несвоевремен но. 10 ноября он был открыт на час поз же, поэтому рабочие остались без обеда. Сейчас этим буфетом никто не инте ресуется. Прежняя бесхозяйственность царит в буфетах холодильного завода и рыбозавода 1. Здесь ничего не сделано ни для расширения ассортимента продуктоз, ни для того, чтобы привести в порядок поме щения. Все это говорит о том. что многочислен ные решения, принятые после обсуждения материалов рейда о работе буфетов, в ря де мест остались на бумаге. Полным ходом идет сейчас приведение в порядок буфета иосолочяого завода. Стены покрашены масляной краской, готовится открытие для него дополнительного поме щения. Подведены трубы с горячей водой, а это позволило привозить горячие обеды. За работой и снабжением буфета следит профсоюзная и партийная организации. Буфетчица консервного завода тоз. Смо- ленлпкоза не сумела приучить посетителей записывать свои пожелания о меню в те традь. но она нашла выход, который пол ностью себя оправдывает. Тоз. Смоленнп- кова каждый вечер спрашивает работниц завода, какие блюда они хотели бы полу чить завтра. Надо дело по налаживанию работы бу фетов па предприятиях довести до конца. Ранним октябрьским утром иашпкист- пнетруктор Михаил Пвановпч Прокопенко вышел пз дома. Холодный воздух словно об жег ему лицо, и вся сонливость быстро пропада. Прокопенко ускорил шаги. Вот и депо. У электровоза уже постукивал моло точком по колесам, готовясь к очередной пробной поездке. Юрий Гудков, пареаек, недавно окончивший курсы машинистов. Прокопенко поздоровался, расспросил, испробованы лп тормоза, в каком состоянии песочное хозяйство. Сам еше раз осмотрел машину п убедился, что все в порядке. Можно было отправляться в поездку. Моло дой нашпнпст п его помощник заняли свои места в кабине электровоза. Михаил Ива нович стал за спиной Гудкова, изредка подсказывая ему, что нужно делать. Плот ный человек, с сеткой морщинок под гла вами Прокопенко казался особенно большим рядом с юношески стройным пареньком. Локомотив прицепили к составу. Приняв жезл от главного кондуктора, нашпнпст дал гудок и перевел ручки контроллера. Поезд тронулся. Михаил Иванович иеспе- ша іостал сигарету, тщательно размял ее в пальцах, вставил в мундштук п закурил. — Ну. поезжай сегодня самостоятельно, —- обратился он к Гудкову, устраиваясь па сидении за креслом машиниста. — Я не буду помогать. Считай, что меня здесь нет. — Попробую, — ответил Гудков. Михаил Пвановпч внимательно наблюдал ва молодым машинистом отмечал про себя каждую его удачу и промах. — Правильно тормозит, — думал Про копенко. с радостью сознавая, что. нако- неп-то, дело, кажется, пошло на лад. В первых поездках у молодого мзпіиніста никак пе получалось управление тормоза ми: то опоздает то поспешит затормозить. Парень за голову хватался: «лучше я буду Коммунистическая партия и Со ветское правительство проявляют огромную заботу о тружениках на шей страны. Долголетняя б е з уп речная работа coeerfKUx людей на важнейших участках хозяйства страны отмечается высокими пра вительственными наградами. М н о гие работники рыбной промыиьггн - носты, железнодорожники , моряки Мурманской области и другие ра ботники за последние годы на граждены за долголетнюю безуп речную работу орденами и медаля ми СССР . В числе награжденных за вы с лу гу лет и машинист-инструктор Мурманского электровозного депо М и ха и л Иванович Прокопенко. Его безупречный ■труд отмечен орде ном Трудо во го Красного Знам ени . О трудовых делах машиниста- инструктора тов . Прокопенко рас сказывается в публикуемой сегодня корреспонденции. помощником машиниста работать. Не выхо дит у меня Михаил Иванович». «Ничего, — говорил Прокопенко. — Не все сразу получается. Научишься». П он терпеливо объяснял, ка к нужно вести поезд, поправлял малейшую неточ ность в движениях. Так же настойчиво добивался Прокопенко от молодого маши ниста правильной п своевременной подачи сигналов. Но все еще случалось, что Г уд ков попад,тл с ними вппосак поатомѵ Ми хаил Иванович опасался иа него. И вот, сейчас, нарушив свое обещание не помо гать в отой поездке, он напомнил Гудкову: — Дай сигнал, когда подъедешь к стрелке. ...Несмотря на дождливую, ка к говорят железнодорожники, «буксовую» погоду, поезд прибыл в Имандру с опережением графика больше чем на 10 минут. В Имандре чуть ли не каждый железно дорожник знал Прокопенко, и местные, и мурманские, и кандатакшские машинисты. Молодежь здоровалась с ним особенно поч тительно. Михаил Иванович зашел пообедать в сто ловую. Увидев здесь Шпгарева, машиниста пз Мурманского депо он забеспокоился, до стал большие карманные часы с металли ческой цепочкой п, узнав, который час, заторопил его: — Шпгарев. смотри, не опоздай к поез ду. времени у тебя мало осталось. После нескольких часов отдыха бригада, с которой ехал Прокопенко, стала готовить ся в обратный путь Машинист-инструктор недовольно поглядывал на многочисленные винтовые сцепления вагонов. — Серьезный поезд, — сказал Михаил Иванович Гудкову, иройдя вдоль состава. — Будь особенно внимателен. Прозвучал свисток кондуктора, и поезд стал постепенно набирать скорость. На станции Оленья соггаз задержали. Михаил Иванович, дожидаясь отправления, вышел на переднюю площадку электровоза. Навстречу пз Мурманска шел пассажир ский. Подъезжая к семафору, машинист дал сигнал. — Сысоев едет по гудку слышу, — сказал Михаил Иванович. Когда поезд остановился, с подножки одного из вагонов соскочил юноша в новом костюме железнодорожника и торопливо за шагал к электровозу товарного состава. — Здравствуйте, Михаил Иванович, — еще пздалп приветствовал он Прокопенко, и с легкостью спортсмена забравшись на площадку локомотива, продолжал: — Бду в отпуск. Маршрут — Москва, Сочи, Сухуми Тбилиси.. А вы кого се годня сопровождаете? А, Гудков! — сам же и ответил он, пожимая руку показавшему ся в дверях молодому матаинпегу. — Ну, как дела? Доучиваемся? Вот «обкатает» тебя Михаил Иванович — и самостоятель но поедешь. Многие школу его прошли. Сколько у вас учеников, Михаил Иванович! Новиков. Шигарев. Мальков, Днркопос,— это все ваши... — Мои, — согласился Михаил Ивано вич, не досказав, что еще и 'Зубко, и Мака ров, и Пьянченков, и другие— своп проб ные поездки в качестве машиниста совер шали с пим Прокопенко, и что может быть поэтому он особенно близко в сердцу принимает успехи и неудачи каждого пз них. Но успехов было значительно больше, чем неудач. Вот и совсем недавно очеред ной выпуск «молнпп» на доске у входа в депо сообщал о трудовых победах машини стов из колонны Прокопенко — Пьянчен- ксва и Хохлова Они успешно провели по езда. почти в два раза превышающие ве совую норму. Успешно работали и другие машинисты этой колонны. За последние два месяца пе было ни одной задержки поезда по пх впне. Чтобы добпться таких результатов, Про копенко пришлось много поработать с бригадами. Инструктор не только совер шает пробные поездки с элекдровозниками, которые готовятся стать машинистами. Он отвечает за целую колонну электровозов. Инструктор должен знагь сильные и сла бые стороны машинистов своей колонны, их стиль работы И Михаил Иванович все это знает до мелочей. Знающим, опытным специалистом, уме лым воспитателем Михаил Иванович Про копенко стал, пройдя путь от слесаря, выпускника школы Фабрично-заводского ученичества до маишниста-ннструктора электровозною іеио В Ростовской области, в домике у самой станции Глубокая, в семье станционного сторожа вырос Михаил Прокопенко. Уже в годы Советской власти он поступил в школу и окончил 7 классов. Потом получил специальность слесаря и стал работать в депо станции Глубокая. Сначала он присматривался к работе па ровозников, а затем и сам отправился в первую поездку помощником машиниста. В 1933 году Прокопенко приехал в Мур манск. С год поездил помощником и вскоре сдал экзамены на звание машиниста. Советский народ строил новые пред приятия. создавал новые машины. Вместе с техническим могуществом нашей страны росли советские люди. В 1939 году был электрифицирован участок железной доро ги от Имандры до Мурманска. Прокопенко и многих его товарищей послали учиться на машинистов электровозов. Когда в депо появились электросекппп, Михаилу Пвано- вичу пришлось осваивать их. ...Закончилась Великая Отечественная война. Михаил Иванович продолжал рабо тать все в том же депо. С каждым годом увеличивался‘ поток грузов в Мурманск, а отсюда отправляли все больше рыбы и рыб ной продукции. Нужно было искать пути улучшения работы электровозного парка. Вместе с коллективом депо Михаил Ивано вич Прокопенко думал над тем, ка к заста вить машину быть еще более послушной в руках машиниста, еще более сильной. Однажды Прокопенко вел электросекщпо. На перегоне Магнетпты — Лопарская вы шел из строя один двигатель. Заводская аварийная схема предусматривала в подЬб- ных случаях работу на двух двигателях вместо четырех. Прокопенко доехал благо получно, но сразу же призадумался, ка к возвращаться обратно тем более, что к секции был прицеплеп дополнительный, четвертый вагон. — Хотя бы еще один двигатель заста вить работать. — соображал он, — иначе придется вызывать на помощь локомотив. У Михаила Ивановича зародилась мысль изменить аварийную схему подключения двигателей так. чтобы ехать ис на двух, а на трех двигателях. Электротехнику Прокопенко слал непло хо, слесарным делом еще смолоду занимал ся. Он решил, что справится с этой зада чей. И действительно, к отправлению поез да выводные концы кабеля былп переклю чены, и работатп три двигателя. Аварийную схему Прокопенко изучили и стали применять другие машинисты олек- тросекцпй. Когда Прокопенко назначили инструкто ром, ему пришлось отвечать за целую ко лонну электровозов. У Михаила Ивановича возникла мысль улучшить аварийную схему п на электровозе. П Прокопенко до бился своего. Михапл Иванович никогда не оставляет беспокойное, новаторское отношение к де лу. 0п постоянно ищет н находит нечто та кое, что нужно и можно усовершенствовать, улучшить. Недавно в депо был вывешен приказ о награждении Михаила Ивановича премией са предложенную им защиту си ловой цепп электровоза прп порче быстро действующего выключателя. Много времени Михаилу Ивановичу при ходится проводить в поездках. В любое вре мя дня п ночи его могут вызвать и отпра вить в рейс с бригадой. Поэтому он бывает очень доволен, когда вечер удается прове сти дома, поепдеть с женой, сынишкой, почитать газету. Обычно в такие вечера он достает пз футляра купленный год назад баян и пробует что-то наигрывать. Давно, еще молодым пареньком, он подружился с гармошкой-двухрядкой. А теперь решил овладеть более солидным музыкальным инструментом. Иногда Михапл Иванович достает адь- бом с фотографиями. Рассматривая снимки, Прокопенко вспоминает о довоенных годах своей жизни, о том, как он стал на ноги, окреп и вырос вместе с советской страной, советским народом. За безупречную долголетнюю работу на транспорте Михаил Иванович Прокопенко, умелый наставник электровознпкоз, на гражден орденом Трудового Красного Зпа- меіш. В. ГЛАДКОВ. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz