Полярная правда. 1953, ноябрь.

К з 27в(7С90)22 гголбря1953л П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А У м е л о б о р о т ь с я т с т и х и е й Постановление пар* тан п правительства т. „ о расширении цропз- опыта проі&ісловои работы в зимних условиях + ВОІСТБа Щ)020БОЛьст* венных товаров и улучшении их каче­ ства обязывает нас, промысловиков Мурма­ на. неуклонно добиваться увеличения добы­ чи рыбы, стараться за гс в самых трудных условиях выполнять государственный план. Чтобы успешно спразиться с этой задачей сейчас, в период ш то рм о в о й пого­ да, весь личный состав корабля — судо­ водители. мастера по добыче, палубная и машинная команды — должен тщательно подготовиться к работе в зимнее время. Так как зимой на промысловое снаряже­ ние и машину корабля ложится большая нагрузка. чем летом, то каждый член эки­ пажа должен еще более внимательно сле­ дить за порученными ему орудиями лова и механизмами, бережно ухаживать за ЕИМП* Работа промыслового траулера в зимних условиях резко отличается от работы в летний период. Влияние штормовой погоды и течений, частые снегопады нередко при­ водят к тому что корабли теряют косяки рыбы. В таких сложных условиях судово­ дители должны приложить максимум уси­ лии и практических знаний, чтобы удер­ жать корабль на косяке рыбы. Для этого, прежде всего, необходимо точ­ но знать местонахождение корабля даже тогда, когда из-за плохой видимости нет возможности определиться путем астроно­ мических наблюдений Большую помощь в атом случае оказывает ориентировка по планширу с нанесенными на пего глуби­ нами. Кроме того, ппп облозе косяка рыбы нам надо иметь определенный ориентир, зимой таким ориентиром служит светя­ щийся буй Но полностью надеяться на був нельзя пх или уносит штормом, или Срезают соседние корабли Поэтому совер­ шенно необходимо, чтобы каждую группу промыслозых кораблей обслуживал пло- вучий маяк с мощным прожектором. Особая бдительность требуется от штур­ манского состава и прп работе с тралом. Во время тумана или снегопада штурманы обязаны внимательно прислушиваться к Бзукозым сигналам, следить за передвиже­ нием траулеров, не допуская нарушений правил предупреждения столкновения су­ дов В случае необходимости на полубаке может быть поставлен «вперед смотря­ щий». который докладывает обо всем, что видит и слышит. Помимо всего этого, штурман обязан оперативно производить подъем и спуск трала, ставя при шести— семибальном вет­ ре судно в такое положение чтобы волна не ззлпвала палубу. Для этого надо хоро­ шо знать конструкцию корабля, та к как каждый траулер имеет своп определенные мореходные качества. Так. прп спуске и подъеме трала на «Комсомольце» мы удерживали судно носом на волну и пе до­ пускали обрывов трала у борта, пол­ ностью сохраняя улов. Совсем по-другому строится работа и» траулере «Киров», ко­ торый нужно удерживать кормой па вол­ ну. Штурманы нашего корабля тт. Ново­ сельский и Нльгоз отлично изучили море­ ходные качества траулера, умело удержи­ вают его в нужном положении, не допу­ скал навала корпуса судна па трал. Но одному штурману никогда не удаст­ ся сохранить улов, полностью поднять его на борт корабля, если остальные члены экипажа будут плохо знакомы с особенно­ стями работы зимой Поэтому судоводители нашего корабля регулярно проводят заня­ тия с личным составом, рассказывают, как нужно работать с тралом в штормовую по­ году. что должен делать каждый матрос, как правильно принять траловую доску пли квартропГ Намного усложняется в штормовой пе­ риод и работа мастеров по добыче. В это время орудиям лова приходится выдержи­ вать большую нагрузку, онп быстрее из­ нашиваются недаром старая морская по­ словица говорит —• «зимой вода тяжелая». Старшин мастер по добыче рыбы наше- поподнение учителем го корабля тов. Гсро- дилов учитывает эти особенности работы в зимний период, вни­ мательно осматривает орудия лова, своевре­ менно заменяет пришедшие в негодность части Подготовка снаряжения к следующе­ му рейсу ведется уже во время возвраще­ ния траулера в порт та к ка к на промысле эту работу вести невозможно — воза зали­ вает палубу. В результате такой постанов­ ки дела в первом кваитале этого гола. т. е. во виемя сильных штормов, у нас было сэкономлено на 29 тысяч рублей орудий лова. Чтобы не допустить перекоса сетей пои работе тпала. мы через кажзые сутки делаем проверку сетей п немедленно устра­ няем обнаруженные недостатки. В наблю­ дении за орудиями лова большую помощь мастерам по добыче оказывает штурман­ ский состав. Однако нормальной работе во время штормов мешает плохое снабжение. На­ пример. в десятом рейсе мы получили скобы (чекелп). которые не выдерживали рабочей нагрузки и мялись, поэтому при переходе с тпала на трал приходилось перерубать болты, работа затруднялась, терялось много промыслог>ого времени. Часто на корабль поступают и недоброка­ чественные веотлюги. Отделу снабжения необходимо обратить особое внимание нз то. чтобы в зимний период на промысло­ вые суда поступали орудия лова только хорошего качества. Сейчас при низкой температуре возду­ ха осложняется и обработка рыбы. Как правило, весь улов должен быть убран до подъема следующего трала, потому что если рыба замерзнет, сортность ее снизит­ ся, да и обрабатывать ее значительно труднее. Чтобы сохранить рыбу при боль­ шом улове, мы накрываем ее бррзентом. стараемся значительно ускорить обработ­ ку рыбы К рыборазделочному столу вы­ ходит вся команда, за исключением вах­ тенного штурмана и механика. Зимой особенно важно, чтобы матросы былп тепло одеты, имели доброкачеств рн - ные рукавицы. В этом отношении у нас также есть большие претензии к отделу снабжения. В последних рейсах рукавн- пы у матросов быстро намокали и рвались, руки зябли. Если в хороших рукавипах матрос первого класса разделывает 9 12 рыб в минуту, то б плохих рукавицах он обрабатывает 6— 8 рыб. Иногда нам до­ ставляют сапоги низкого качества. Од­ нажды и? 25 пар сапог, полученных на­ ми. 15 пар через два рейез вышли из строя. Значительно напряженнее должна ра­ ботать в зимних условиях п машинная команда Количество оборотов винта при тралении в этот период увеличивается с 80 до 8S в минуту. Следовательно, тре­ буется и более тщательный уход за дви­ гателем,. внимательный контроль за его работой. Во время шторма корму судна волна иногда поднимает в воздух, тогда винт работает вхолостую. Взхтенному ме­ ханику иадо внимательно следить за этим п в случае необходимости даже придер­ живать пар Второй механик нашем тра­ улера тов. Лазаренко, который давно пла­ вает на этом корабле и хорошо изучил его машину, хорошо справляется со своими обязанностями, не допустил ни одного случая простоя. Каждую минуту^ дрейфа су іна он использует для того, чтобы лиш­ ний раз осмотреть механизмы произвести небольшой профилактический ремонт. Всегда держат пар «иа марке» кочегары тт. Терешкии, Летовальцев Пехоз. В об­ разцовом иорядке содержит брашпиль и лебедку третий механик тов. Потапоз. Дружная и слаженная работа всего коллектива корабля помогает нам прео­ долевать трудности зимнего промысла, добызать больше рыбы для трудящихся нашей страны. П. БАЕВ. Капитан траулера «Киров», депу­ тат Верховного Совета РСФСР. Велика забота Комму­ нистической партии и Советского правительст­ ва о развитии народного образования в заполяр­ ной Мурманской обла­ сти. До Великого Октяб­ ря школы здесь насчи­ тывались единицами, не было ни одного средне­ го и высшего учебного заведения. Сейчас па Кольском полуострове десятки школ, в которых учатся многие тысячи детей рабочих,' промыслови­ ков. интеллигенции. В Мурманске н других го­ родах области работает ряд средних' и высших учебных заведенпГ*. Пз года в год армия учителей пополняется выпускниками Мурман­ ского учительского ин­ ститута. На очном и за­ очном отделениях здесь учатся сотни студентов. Недавно успешно окон­ чило заочное отделение института 12 студен­ тов. Диплом с отличием вручен учителю матема­ тики одной из школ г. Кнровска тов. Наз- мутдннову. на «хорошо» и «отлично» сдали го­ сударственные экзамены капитан рыболовного траулера «Комсомолец» тов. Требушный, норми­ ровщик тов. Логинов, учительница школы Л1 6 г. Кнровска топ. Павлова. Также успеш­ но завершили учебу ••чптельница * Лодейнпн- f’Koil школы (Терпбер- ский район) тов. Колес­ никова. учительница Грязногубской школы тов. Маврина, работник управления Мурманско­ го арктического паро­ ходства тов. Ковылин и другие. После трех лет уче­ бы, которая совмеща­ лась с работой, они по­ лучили дипломы учите­ лей семилетней школы. Сейчас на заочном от­ делении Мурманского учительского институ­ та занимаются 304 че­ ловека — люди различ­ ных профессий: учите­ ля, рабочие, служащие. На снимке (слева на­ право): окончившие за­ очное отделение учи­ тельского института тт. М. С. КОЛЕСНИ­ КОВА. А. К. НАЗМУТ- ДИНОВ, 3. Г. ПАВ­ ЛОВА. Фото Б. Внрнна. д© к о н ц а н е д о в е д е н о По следам материалов рабкоровского рейда + ИЛ КИРОВСКОЙ МАГИСТРАЛИ ЭКОНОМЯТ ТОПЛИВО Передовые бригады маневровых парово­ зов Мурманского и Кандалакшского депо, совершенствуя мастерство маневровой ра­ боты и отопления локомотивов, любовно ухаживая за машиной, из месяца в месяц экономят тысячи килограммов топлива. Больших успехов в соревновании за бе­ режливое расходование угля добились бригады маневровою паровоза Кандалакш­ скою депо, возглавляемые старшим маши­ нистом тов. Егоровым. Только в течение последнего месяца они сберегли семь тонн топлива. Несколько суток их локомотив работал в этом годѵ на сбереженном угле. Систематически экономят много топлива и бригады старшего машиниста Мурман­ ского депо тов. Ногпчева. В ноябре онп отложили в зимний запас 5704 килограм­ ма сбереженного угля. Свой локомотив передовики соревнова­ ния содержат всегда в отличном состоя­ нии и ежедневно перевыполняют задания по переработке вагонов в полтора раза. В ДОМА ОТДЫХА И САНАТОРИИ Сотни железнодорожников советского Заполярья ежегодно проводят свой отпуск п самых живописных уголках страны, в лучших здравницах Крыма, Кавказа, Риж­ ского взморья и других местах. Только за три квартала текущего года райпрофсожем Мурманского отделения Ки­ ровской железной дороги было выдано же­ лезнодорожникам -129 путевок в дома от­ дыха и санатории. Многим передовикам соревнования путевки выданы бесплатно. Сейчас старейший машинист маневро­ вого паровоза станции Чѵпа тов. Будкин находится в санатории Железноводска. В Сочи проводит свой отпуск главный кон­ дуктор станции Мурманск тов. Поросятни­ ков. На днях в Евпаторию выезжает до­ рожный мастер 12-й дистанции пути тов. Кириллов. о ч е р е д н о й р е й с в а г о н - к л у б а Недавно вагон-клуб Мурманского отде­ ления железной дороги отправился в оче­ редной рейс на полевые станции. Этот рейс продлится более месяца. В клубе для железнодорожников пока­ зываются кинокартины, организуются ве­ чера отдыха, будут читаться лекции и доклады на различные темы. За последние дни в вагон-клубе побыва­ ли сотни железнодорожников станций Ко­ ла, Шонгуй, Магнститы. Кина. Трудовые успехи лесозаготовителей Коллектив лесоучастка Зимняя губа, Потозерского леспромхоза, добился значи­ тельных успехов в соревновании за до­ стойную встречу 36-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Высоких производственных показателей достигли лесорубы Александр и Николай Куликовы. Онп ежедневно дают до двух норм выработки. Возчики тт. Гришин и Клевцов, работая в трудных условиях, выполняют сменное задание на 150 про­ центов. Ф. ПОЖЕНУХИН. Профорг лесоучастка. 22 сентября в «По- Ч* лярной правде» былп опубликованы мате­ риалы рабкоровского рейда по буфетам рыбокомбината, тор­ гового порта и бондарного завода. В этдх материалах поднимался один пз важней­ ших вопросов — вопрос о том, как забо­ тятся руководители предприятий об удов­ летворении нужд и запросов рабочих, что онп делают, чтобы лучше было организо­ вано общественное питание трудящихся во время обеденного перерыва. Рабкоры отмечали, что в буфетах ску­ ден ассортимент продуктоз, горячих обе­ дов нет, что там теснота, нехватает стуль­ ев. стаканов, тарелок и т. п. Все это было результатом прежде всего нерадивости руководителей указанных предприятии. Стоило только позаботиться об этих буфетах, навести там чистоту, до­ говориться со столовыми, снабжающими буфеты продуктами, установить 'контроль за обслуживанием рабочих, как все изме­ нилось бы. Дело чести сделать буфет предприятия образцовым, однако руководители пред­ приятий, профсоюзные и партийные орга­ низации все заботы о буфетах возлагали на рыбкоопы. Материалы рейда обсуждались на засе­ даниях заводских комитетов и исполкома Микояновского районного Совета депутатов трудящихся. Были вынесены соответству­ ющие решения, в том числе и решение обкома союза рабочих легкой и пищевой промышленности. Но что после этого из­ менилось? Редакция совместно с рабкорами вто­ рично проверила, каково же положение в буфетах, спустя два месяца после опубли­ кования материалов рейда. Председатель заводского комитета бон­ дарного завода тов. Казаков одним пз пер­ вых прислал ответ в редакцию. Он лако­ нично сообщил: будут приняты следую­ щие меры: в точение октября в помеще­ нии буфета пропззйдут ремонт. Завком предложил директору завода тов. Малыше­ ву посудомойку сделать непосредственно в самом помещении буфета, пополнить его инвентарь и отремонтировать имеющийся. Октябрь давно прошёл. Вот что сообщает в редакцию станочница бондарного цеха комсомолка С. Когут, одна пз автороз материалов рейда: «Ремонт в помещении буфета начали делать, спустя два месяца после опуб­ ликования материалов) рейда. Посу­ домойка до сих пор не перенесена в помещение буфета, а находится в ящичном цехе и закрыта на замок». Датее тов. Когут сообщает, что целую неделю идет ремонт и все это время буфет нормально не работает. Познакомившись с материалами рейда, главный инженер Мурманского торгового порта тов. Калинин дал редакции ответ. В одном из пунктов этого ответа сказано, что начальнику второго района порта дано указание своевременно предоставлять транспорт для перевозки грузов в буфет. Но не выполняется это указание и ио сей день. Диспетчеры второго района си­ стематически задерживают дежурную ма­ шину. -Поэтому задерживается и открытие буфета на полчаса и более. Буфетчица здесь новая. но порядки старые. Как сооб­ щили редакции тт. Силков, Игнатьев и Савельев, новая буфетчица тов. Иванова работает плохо, не обращая внимания на претензии рабочих, не стараясь сообщить об их заявках в столовую. Меню до сих пор однообразно, молоко в продаже бывает всегда к пелое и пе пото­ му, что свежего нет, а потому, как ука­ зывают авторы письма, что заведующая столовой М 2 тов. Марпенко никак не от­ регулирует доставку свежего молока в буфеты. Работники порта пишут: «Несмотря на ежедневные требова­ ния рабочих продавать свежее моло­ ко, буфетчица упорно предлагает простоквашу». Постановление Со­ вета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах . дальнейшего разви­ тия советской торгов- . ли» обязывает всех работников торговли организовать тща­ тельное изучение и всесторонний учет спроса потребителей. На оспозе изучения спроса ассортимент товаров должен пере­ сматриваться, меняться, становиться более разнообразным. В буфетах торгового порта есть все возможности работать так, как этого требуют партия и правительство, только работникам буфетов следует проя­ вить инициативу и настойчивость^ а ру­ ководителям порта нужно проверять вы­ полнение своих решений. Нам пишет оператор радиоузла рыбного порта комсомолец Нузовникоз, что ассор­ тимент продуктов в буфете очень ограни-, чей. Конфеты, колбаса есть только одного сорта, бывает дорогой жареный гусь п со­ вершенно непонятно, почему привозят сюг да даже... сырые котлеты. П п э ^ ко в , ват­ рушек, горячих блюд здесь не Сілвасг. По- прежиему в буфете на продукты льется с потолка вода из поврежденной трубы. Ежедневно в обеденный перерыв в этот буфет приходит сразу от 150 до 200 ра­ бочих порта— механизаторы, грузчики. В деле улучшения их обслуживания никаких мер не приняли работники столовой рыб­ коопа рыбного порта. хотя_ председатель правления рыбкоопа тов. Харламов и со­ общил, что коллектив столовой «-наметил ряд мероприятий, обеспечивающих запро­ сы рабочих буфетов в вопросе расшире­ ния ассортимента буфетной продукции п ряд других мероприятий для улучшения обслуживания покупателей» (!? ). сМеро­ приятия» эти, ка к видно, остались на бумаге. Очень медленно налаживается работа в буфетах рыбокомбината. Около месяца бу­ фет коптильного завода открывался свое­ временно, здесь был широкий' ассортимент пролуктоз. стаканов не нужно было ждать — их хватало. Буфет посетил заведующий столовой судоверфи тоз. Виноградов, два дня работу буфетчицы контролировали, но потом о буфете забыли. Депутат Микоянозского районного Созе- та работница коптильного зазодз тоз. Ба­ сова пишет: «Сейчас опять начались перебои в снабжешш буфбта. Буфетчица обма­ нывает покупателей. Большие круж ­ ки, которые имеются в буфете, вме­ щают 2 стакана молока, однако бу­ фетчица никогда пе наливает полную меру, хотя плата взимается за 2 ста­ кана молока». Снова буфет открывается несвоевремен­ но. 10 ноября он был открыт на час поз­ же, поэтому рабочие остались без обеда. Сейчас этим буфетом никто не инте­ ресуется. Прежняя бесхозяйственность царит в буфетах холодильного завода и рыбозавода 1. Здесь ничего не сделано ни для расширения ассортимента продуктоз, ни для того, чтобы привести в порядок поме­ щения. Все это говорит о том. что многочислен­ ные решения, принятые после обсуждения материалов рейда о работе буфетов, в ря­ де мест остались на бумаге. Полным ходом идет сейчас приведение в порядок буфета иосолочяого завода. Стены покрашены масляной краской, готовится открытие для него дополнительного поме­ щения. Подведены трубы с горячей водой, а это позволило привозить горячие обеды. За работой и снабжением буфета следит профсоюзная и партийная организации. Буфетчица консервного завода тоз. Смо- ленлпкоза не сумела приучить посетителей записывать свои пожелания о меню в те­ традь. но она нашла выход, который пол­ ностью себя оправдывает. Тоз. Смоленнп- кова каждый вечер спрашивает работниц завода, какие блюда они хотели бы полу­ чить завтра. Надо дело по налаживанию работы бу­ фетов па предприятиях довести до конца. Ранним октябрьским утром иашпкист- пнетруктор Михаил Пвановпч Прокопенко вышел пз дома. Холодный воздух словно об­ жег ему лицо, и вся сонливость быстро пропада. Прокопенко ускорил шаги. Вот и депо. У электровоза уже постукивал моло­ точком по колесам, готовясь к очередной пробной поездке. Юрий Гудков, пареаек, недавно окончивший курсы машинистов. Прокопенко поздоровался, расспросил, испробованы лп тормоза, в каком состоянии песочное хозяйство. Сам еше раз осмотрел машину п убедился, что все в порядке. Можно было отправляться в поездку. Моло­ дой нашпнпст п его помощник заняли свои места в кабине электровоза. Михаил Ива­ нович стал за спиной Гудкова, изредка подсказывая ему, что нужно делать. Плот­ ный человек, с сеткой морщинок под гла­ вами Прокопенко казался особенно большим рядом с юношески стройным пареньком. Локомотив прицепили к составу. Приняв жезл от главного кондуктора, нашпнпст дал гудок и перевел ручки контроллера. Поезд тронулся. Михаил Иванович иеспе- ша іостал сигарету, тщательно размял ее в пальцах, вставил в мундштук п закурил. — Ну. поезжай сегодня самостоятельно, —- обратился он к Гудкову, устраиваясь па сидении за креслом машиниста. — Я не буду помогать. Считай, что меня здесь нет. — Попробую, — ответил Гудков. Михаил Пвановпч внимательно наблюдал ва молодым машинистом отмечал про себя каждую его удачу и промах. — Правильно тормозит, — думал Про­ копенко. с радостью сознавая, что. нако- неп-то, дело, кажется, пошло на лад. В первых поездках у молодого мзпіиніста никак пе получалось управление тормоза­ ми: то опоздает то поспешит затормозить. Парень за голову хватался: «лучше я буду Коммунистическая партия и Со­ ветское правительство проявляют огромную заботу о тружениках на­ шей страны. Долголетняя б е з уп ­ речная работа coeerfKUx людей на важнейших участках хозяйства страны отмечается высокими пра­ вительственными наградами. М н о ­ гие работники рыбной промыиьггн - носты, железнодорожники , моряки Мурманской области и другие ра­ ботники за последние годы на­ граждены за долголетнюю безуп ­ речную работу орденами и медаля ­ ми СССР . В числе награжденных за вы с лу ­ гу лет и машинист-инструктор Мурманского электровозного депо М и ха и л Иванович Прокопенко. Его безупречный ■труд отмечен орде­ ном Трудо во го Красного Знам ени . О трудовых делах машиниста- инструктора тов . Прокопенко рас­ сказывается в публикуемой сегодня корреспонденции. помощником машиниста работать. Не выхо­ дит у меня Михаил Иванович». «Ничего, — говорил Прокопенко. — Не все сразу получается. Научишься». П он терпеливо объяснял, ка к нужно вести поезд, поправлял малейшую неточ­ ность в движениях. Так же настойчиво добивался Прокопенко от молодого маши­ ниста правильной п своевременной подачи сигналов. Но все еще случалось, что Г уд ­ ков попад,тл с ними вппосак поатомѵ Ми­ хаил Иванович опасался иа него. И вот, сейчас, нарушив свое обещание не помо­ гать в отой поездке, он напомнил Гудкову: — Дай сигнал, когда подъедешь к стрелке. ...Несмотря на дождливую, ка к говорят железнодорожники, «буксовую» погоду, поезд прибыл в Имандру с опережением графика больше чем на 10 минут. В Имандре чуть ли не каждый железно­ дорожник знал Прокопенко, и местные, и мурманские, и кандатакшские машинисты. Молодежь здоровалась с ним особенно поч­ тительно. Михаил Иванович зашел пообедать в сто­ ловую. Увидев здесь Шпгарева, машиниста пз Мурманского депо он забеспокоился, до­ стал большие карманные часы с металли­ ческой цепочкой п, узнав, который час, заторопил его: — Шпгарев. смотри, не опоздай к поез­ ду. времени у тебя мало осталось. После нескольких часов отдыха бригада, с которой ехал Прокопенко, стала готовить­ ся в обратный путь Машинист-инструктор недовольно поглядывал на многочисленные винтовые сцепления вагонов. — Серьезный поезд, — сказал Михаил Иванович Гудкову, иройдя вдоль состава. — Будь особенно внимателен. Прозвучал свисток кондуктора, и поезд стал постепенно набирать скорость. На станции Оленья соггаз задержали. Михаил Иванович, дожидаясь отправления, вышел на переднюю площадку электровоза. Навстречу пз Мурманска шел пассажир­ ский. Подъезжая к семафору, машинист дал сигнал. — Сысоев едет по гудку слышу, — сказал Михаил Иванович. Когда поезд остановился, с подножки одного из вагонов соскочил юноша в новом костюме железнодорожника и торопливо за­ шагал к электровозу товарного состава. — Здравствуйте, Михаил Иванович, — еще пздалп приветствовал он Прокопенко, и с легкостью спортсмена забравшись на площадку локомотива, продолжал: — Бду в отпуск. Маршрут — Москва, Сочи, Сухуми Тбилиси.. А вы кого се­ годня сопровождаете? А, Гудков! — сам же и ответил он, пожимая руку показавшему­ ся в дверях молодому матаинпегу. — Ну, как дела? Доучиваемся? Вот «обкатает» тебя Михаил Иванович — и самостоятель­ но поедешь. Многие школу его прошли. Сколько у вас учеников, Михаил Иванович! Новиков. Шигарев. Мальков, Днркопос,— это все ваши... — Мои, — согласился Михаил Ивано­ вич, не досказав, что еще и 'Зубко, и Мака­ ров, и Пьянченков, и другие— своп проб­ ные поездки в качестве машиниста совер­ шали с пим Прокопенко, и что может быть поэтому он особенно близко в сердцу принимает успехи и неудачи каждого пз них. Но успехов было значительно больше, чем неудач. Вот и совсем недавно очеред­ ной выпуск «молнпп» на доске у входа в депо сообщал о трудовых победах машини­ стов из колонны Прокопенко — Пьянчен- ксва и Хохлова Они успешно провели по­ езда. почти в два раза превышающие ве­ совую норму. Успешно работали и другие машинисты этой колонны. За последние два месяца пе было ни одной задержки поезда по пх впне. Чтобы добпться таких результатов, Про­ копенко пришлось много поработать с бригадами. Инструктор не только совер­ шает пробные поездки с элекдровозниками, которые готовятся стать машинистами. Он отвечает за целую колонну электровозов. Инструктор должен знагь сильные и сла­ бые стороны машинистов своей колонны, их стиль работы И Михаил Иванович все это знает до мелочей. Знающим, опытным специалистом, уме­ лым воспитателем Михаил Иванович Про­ копенко стал, пройдя путь от слесаря, выпускника школы Фабрично-заводского ученичества до маишниста-ннструктора электровозною іеио В Ростовской области, в домике у самой станции Глубокая, в семье станционного сторожа вырос Михаил Прокопенко. Уже в годы Советской власти он поступил в школу и окончил 7 классов. Потом получил специальность слесаря и стал работать в депо станции Глубокая. Сначала он присматривался к работе па­ ровозников, а затем и сам отправился в первую поездку помощником машиниста. В 1933 году Прокопенко приехал в Мур­ манск. С год поездил помощником и вскоре сдал экзамены на звание машиниста. Советский народ строил новые пред­ приятия. создавал новые машины. Вместе с техническим могуществом нашей страны росли советские люди. В 1939 году был электрифицирован участок железной доро­ ги от Имандры до Мурманска. Прокопенко и многих его товарищей послали учиться на машинистов электровозов. Когда в депо появились электросекппп, Михаилу Пвано- вичу пришлось осваивать их. ...Закончилась Великая Отечественная война. Михаил Иванович продолжал рабо­ тать все в том же депо. С каждым годом увеличивался‘ поток грузов в Мурманск, а отсюда отправляли все больше рыбы и рыб­ ной продукции. Нужно было искать пути улучшения работы электровозного парка. Вместе с коллективом депо Михаил Ивано­ вич Прокопенко думал над тем, ка к заста­ вить машину быть еще более послушной в руках машиниста, еще более сильной. Однажды Прокопенко вел электросекщпо. На перегоне Магнетпты — Лопарская вы­ шел из строя один двигатель. Заводская аварийная схема предусматривала в подЬб- ных случаях работу на двух двигателях вместо четырех. Прокопенко доехал благо­ получно, но сразу же призадумался, ка к возвращаться обратно тем более, что к секции был прицеплеп дополнительный, четвертый вагон. — Хотя бы еще один двигатель заста­ вить работать. — соображал он, — иначе придется вызывать на помощь локомотив. У Михаила Ивановича зародилась мысль изменить аварийную схему подключения двигателей так. чтобы ехать ис на двух, а на трех двигателях. Электротехнику Прокопенко слал непло­ хо, слесарным делом еще смолоду занимал­ ся. Он решил, что справится с этой зада­ чей. И действительно, к отправлению поез­ да выводные концы кабеля былп переклю­ чены, и работатп три двигателя. Аварийную схему Прокопенко изучили и стали применять другие машинисты олек- тросекцпй. Когда Прокопенко назначили инструкто­ ром, ему пришлось отвечать за целую ко­ лонну электровозов. У Михаила Ивановича возникла мысль улучшить аварийную схему п на электровозе. П Прокопенко до­ бился своего. Михапл Иванович никогда не оставляет беспокойное, новаторское отношение к де­ лу. 0п постоянно ищет н находит нечто та­ кое, что нужно и можно усовершенствовать, улучшить. Недавно в депо был вывешен приказ о награждении Михаила Ивановича премией са предложенную им защиту си­ ловой цепп электровоза прп порче быстро­ действующего выключателя. Много времени Михаилу Ивановичу при­ ходится проводить в поездках. В любое вре­ мя дня п ночи его могут вызвать и отпра­ вить в рейс с бригадой. Поэтому он бывает очень доволен, когда вечер удается прове­ сти дома, поепдеть с женой, сынишкой, почитать газету. Обычно в такие вечера он достает пз футляра купленный год назад баян и пробует что-то наигрывать. Давно, еще молодым пареньком, он подружился с гармошкой-двухрядкой. А теперь решил овладеть более солидным музыкальным инструментом. Иногда Михапл Иванович достает адь- бом с фотографиями. Рассматривая снимки, Прокопенко вспоминает о довоенных годах своей жизни, о том, как он стал на ноги, окреп и вырос вместе с советской страной, советским народом. За безупречную долголетнюю работу на транспорте Михаил Иванович Прокопенко, умелый наставник электровознпкоз, на­ гражден орденом Трудового Красного Зпа- меіш. В. ГЛАДКОВ. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz