Полярная правда. 1953, ноябрь.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' J0 289 (7683) 14 'ноября 1953 т. Пресс-конференция у Министра Иностранных Дел СССР В. М. Молотова хЗ ноября с. г. у тов. В. М. Молотова состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали представители советской печати, а та ксе находящиеся в Москве иностранные корреспонденты. В начале пресс-конференции тов. В. М. Молотов сделал следующее заявление: сЗ ноября Советское Правительство на правило Правительствам Англии, США и Франции нату о созыве совещания Мини стров иностранных дел. В ѳтой ноте Советское Правительство предложило созвать совещание Министров иностранных дел с тем, чтобы, во-первых, с участием Министров иностранных дел США, Англии, Франции, Советского Союза и Китайской Народной Республики рас смотреть мероприятия по уменьшению на пряженности в международных отноше ниях и чтобы, во-вторых, с участием Ми нистров иностранных дел США, Англии, Франции и Советского Союза обсудить германскую проблему и связанные с этим вопросы обеспечения безопасности Европы. Эта нота Советского Правительства вы звала за рубежом многочисленные отклики ка к со стороны официальных кругов, так и в органах печати разных направлений, поскольку в ней поставлены вопросы, разрешение которых имело бы большое значение для укрепления мира и между народной безопасности. В широких общественных кругах мно гих стран предложения Советского Прави тельства были встречены положительно. Иное отношение эти предложения встре тили со стороны правительственных кру гов и некоторых органов печати США и Англии^ а также Франции. Президент США Эйзенхауэр назвал даже советскую ноту «негативной», заявив, будто св со ветской ноте не проявляется никакого на мерения собраться вместе», хотя такое за явление явно противоречит действитель ности. Вопрос о созыве совещания Министров иностранных дел стоит теперь в центре внимания международного общественного мнения. Разговоры о том, будто Советский Союз не проявляет желания «-собраться вместе», не могут ввести в заблуждение тех, кто знаком с фактами. Не трудно убе диться, что дело обстоит ка к раз наоборот. Достаточно напомнить о том, что Совет ское Правительство только за последнее время уже трижды ставило перед Прави тельствами США, Англии и Франции воп рос о созыве совещания Министров ино странных дел: 4 августа, 28 сентября. 3 ноября. Дело, однако, не в том, что Советское Правительство хочет созыва совещания Министров иностранных дел, а Правитель ства США, Англии и Франции не хотят созыва такого совещания. Нельзя не при знать, что все эти правительства выска зались за созыв совещания Министров иностранных дел. Тем не менее, они не сумели до сих нор договориться о целях созыва такого совещания. Что касается позиции Советского Союза в этом вопросе, то она подробно изложена в его ноте от 3 ноября. Наша позиция за ключается в том, что совещание Минист ров иностранных дел необходимо и полез но, если созыв такого совещания будет служить целям смягчения напряженности в международных отношениях. Если су дить по некоторым заявлениям Прави тельств США, Англии и Франции, то они также высказываются за смягчение меж дународной напряженности. Но. очевидно, одно дело — высказаться за уменьшение напряженности в международных отноше ниях, и другое дело — сделать реальные шаги в этом направлении. Мы считаем, что совещание должно со стояться для того, чтобы сделать шаг впе ред в деле укрепления мира и международ ной безопасности. Этим целям и должно служить рассмотрение мероприятий по уменьшению напряженности в междуна родных отношениях, равно ка к и обсуж^ дение вопроса о Германии, включая вос становление ее национального единства и заключение мирного договора, поскольку решение германского вопроса теснейшим образом связано с обеспечением европей ской безопасности и, следовательно, со смягчением международной напряженно сти. На иную позицию встали Правительства США, А н гл и и и Франции. Они отказыва ются рассматривать вопрос о смягчении на пряженности в международных отноше ниях, а обсуждение германского вопроса стремятся подчинить не задачам восста новления единства Германии на миролю бивой и демократической основе, а зада чам ускорения ее ремилитаризации. Судите сами, можно ли, идя по этому пути, содействовать тому, чтобы сделать шаг вперед в деле укрепления мира и международной безопасности? Мы, совет ские люди, даем на это свой ответ: это нельзя будет рассматривать, ка к шаг вперед Е деле укрепления мира, это но будет содействовать разрядке в междуна родных отношениях.- В таком случае, для чого же было выдвинуто предложение о созыве совеща ния Министров иностранных дел четырех держав в Лугано? Очевидно, не ради того, чтобы сделать серьезные усилия к урегулированию назревших международ ных проблем и к уменьшению междуна родной напряженности. Не случайно, ко нечно, представитель госдепартамента США сразу же после опубликования ноты с предложением о конференции в Лугано выразил «большое сомнение в том, что будут достигнуты какие-либо оконча тельные соглашения в случае, если лу ганская конференция состоится». На днях опубликована статья депутата голландского парламента проф. Герретсо- на, который истолковывает позицию США, Англии и Франции, как прямое стремление все разговоры о конференции четырех держав привести к отрицатель ным результатам. «Есть даже все осно вания полагать,— говорит он,— что эта неудача и являлась пх настоящей целью». Можно, конечно, вести разговоры о со зыве совещания четырех держав, посколь ку невозможно игнорировать, что в ши роких международных кругах ость сочув ствие этому делу, а фактически дело вести к тому, чтобы эти разговоры кон чились неудачей. Советский Союз отно сится к этому совершенно иначе. Для не го вопрос о совещании но является пред метом спекуляции. Наш интерес к сове щанию, связанному с урегулированием назревших международных проблем, дик туется стремлением к уменьшению напря женности в международных отношениях, к укреплению мира и международной безопасности. Вот почему Советский Союз предлагал и предлагает рассмотреть с участием США, Англии, Франции, СССР и Китай ской Народной Республики вопрос о смяг чении напряжения в международных от ношениях. Никто но может отрицать, что участие Китайской Народной Республики имеет важнейшее значение для урегули рования назревших международных про блем, равно как нельзя серьезно говорить об урегулировании назревших междуна родных вопросов, не касаясь взаимоотно шений между Соединенными Штатами Америки и Китайской Народной Респуб ликой. Для полного урегулирования ко рейского вопроса, включая вывод иноет-; ранных войск из Кореи и решение про блемы объединения Корейского государст ва, также важно, чтобы другие страны считались с законными интересами такого государства Азии, как великая Китай ская Народная Республика. Сам факт до говоренности о совещании пяти великих держав, с участием Китая, свидетельство вал бы о том, что сделан реальный шаг к разрядке в международных отношениях, к укреплению мира. Недавно, выступая в палате общин, Иден говорил, будто смягчение напряжен ных отношении между Востоком и Запа дом зависит только от Советского Прави тельства. Это, конечно, неубедительно. Разве «запад» но. несет главной ответст венности за теперешние расхождения со странами Востока. С другой стороны, со вершенно очевидно, что участие Китая в совещании пяти держав было бы важным шагом к уменьшению расхождений меж ду Западом и Востоком. Все говорит о том, что если действи тельно имеется стремление к урегулиро ванию существующих международных проблем, то ключом к этому является рассмотрение вопроса об уменьшении на пряженности в международных отноше ниях. Однако было бы неправильно изоб ражать дело таким образом, будто предло жение подвергнуть рассмотрению вопрос об уменьшении международной напряжен ности означает попытку немедленно до биться общего урегулирования всех ж гу чих проблем, существующих ка к’ на За паде, та к и на Востоке. Никто не согла сится с таким упрощенным толкованием, извращающим смысл этого предложения. Но было бы неправильно заранее связы вать руки совещания, поскольку оно должно само установить, какие решения могли бы уже теперь содействовать раз рядке в международных отношениях. И в этом отношении позиция Советского Союза вполне ясна. Предложение рассмотреть мероприятия по смягчению напряженности в междуна родных отношениях мы поддерживаем, ру ководствуясь стремлением к укреплению мира и международной безопасности. По- ѳтому мы придаем первостепенное значе ние тому, чтобы совещание пяти держав исходило из необходимости остановить гонку вооружений, добиться существенно го сокращения вооружении, прежде всего, самих великих держав, на которых, сог ласно Уставу Организации Объединенных Наций, лежит главная ответственность за обеспечение мира и международной безо пасности. С задачей сокращения вооруже ний неразрывно связано также запреще ние атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения. Нет более важной и более неотложной проблемы для народов всего мира, чем проблема сокра щения вооружений, чем прекращение гон ки вооружении. Но мы выражаем готов ность рассмотреть и другие проблемы, от решения которых зависит уменьшение международной напряженности. В связи с этим нельзя пройти мимо од ного обстоятельства. Как в выступлениях государственных деятелей на Западе, так и в статьях большинства органов печати за рубежом замалчивается предложение СССР рассмотреть на совещании вопрос об уменьшении напряженности в между народной обстановке. Очевидно в этом ска зывается давление тех кругов, которые заинтересованы в поддержании — а,' мо жет быть, и в усилении международной на пряженности. и которые стремятся поме шать разрядке этой напряженности. Тем не менее мы выражаем уверенность, что такое противодействие со стороны агрес сивных кругов не только не ослабит уси лий людей, стремящихся к укреплению мира, но и вызовет еще большую реши мость добиться разрядки в международных отношениях. В советской ноте от 3 ноября предла гается обсудить с участием Министров иностранных дел США, Англии. Франции и СССР также германский вопрос. Ппкто не будет отрицать, что решение этого воп роса имеет важнейшее значение для обес печения европейской безопасности, для укрепления мира. Именно поэтому Совет ский Союз высказывается за то, чтобы об суждение германского вопроса включало проблему национального объединения Гер мании и заключение мирного договора с демократическим с миролюбивым общегер манским правительством. Это соответство вало бы интересам всех миролюбивых го сударств Европы и, разумеется, отвечало бы интересам самого германского народа. Иной позиции придерживаются Прави тельства США. Англии и Франции. Они отказываются от проведения каких-либо практических шагов по восстановлению единства Германии и от рассмотрения мирного договора Скоро будет два года, как Советское Правительство предложило Основы мирного договора с Германией. Тем не менее. Правительства трех держав до настоящего времени не высказали своего отношения к этим предложениям и не представили своего проекта мирного до говора. Их стремление, путем заключения парижского и боннского соглашений, по скорее вовлечь Западную Германию в агрессивную Северо-атлантическую груп пировку держав, направленную против Со ветского Союза и стран народной демокра тии, свидетельствует о таком курсе их п о л и т и к и , который не имеет ничего обще го с интересами восстановления нацио нального единства Германии, не говоря уже относительно обеспечения европей ской безопасности. В случае, если и дальше будет осуще ствляться этот агрессивный курс, то За падную Германию никто не сможет рас сматривать как миролюбивое'государство, так ка к она превратится в орудие опреде ленной империалистической группировки держав. При таком положении может быть и удастся на какой-то срок агрессивным кругам Северо-Атлантического блока до стичь некой договоренности с агрессивны ми кругами Западной Германии, но ре зультат будет один: ремилитаризирован ная Западная Германия, окончательно оказавшись в руках вчерашних гитлеіюв- цев и других реваншистов, заговорит сво им милитаристским языком, превратится в опасный очаг новой агрессии, с чем нельзя не считаться, если мы действи тельно заботимся о безопасности в Европе. Совершенно очевидно, что политика воз рождения германского милитаризма и стремление включить Западную Германию в агрессивную группировку Северо-Атлан тического блока представляет собою пря мую угрозу безопасности народов Франции. Польши, Бельгии. Чехословакии, Дании, Голландии и других европейских стран, лишает эти народы уверенности в своем завтрашнем дне, та к как при таком поло жении нельзя рассчитывать на безопас ность в Европе. В ното от 18 октября Правительства США, Англии и Франции законно связали германский вопрос с проблемой европей ской безопасности. Однако, проводимую ныне ремилитаризацию Западной Герма нии нельзя совместить не только с безо пасностью . ео соседей, но и с обеспече нием безопасности других стран Европы. Нельзя совместить с обеспечением евро пейской безопасности и все большее рас ширение сети американских военных баз в Европе и в других, прилегающих к гра ницам СССР районах. Печать на Заладе, ка к правило, обхо дит щекотливый вопрос об американских военных базах в Европе, Азин и Африке. Еще, кажется, не нашлось таких разбит ных журналистов, которые взялись бы серьезно доказывать, что американские военно-воздушные н военно-морские базы, которыми стремятся окружить Советский Союз и страны народной демократия, а такжо Китайскую Народную Республику, предназначены для нужд обороны Соеди ненных Штатов Америки. Этого нельзя доказать и этому тпікто не поверит. Но в таком случае, к а к можно отрицать обоснованность требования СССР обсудить этот вопрос — вопрос об американских военных базах на чужих территориях, если мы действительно стремимся обеспе чить безопасность для всех стран Европы и если мы стремимся к разрядке в меж дународных отношениях. Государственный секретарь США Дал лес может, конечно, заявлять, что амери канские военные базы в Европе, Азии и Африке «придают силу коллективной бе зопасности». Здесь под «коллективной безопасностью», как видно, отнюдь не ра зумеется безопасность для всех стран Европы, поскольку создание американ ских военных баз в одних странах Евро пы со всей очевидностью направлено, как угроза « си л о й » , против других стран Европы, где эти базы не создаются. Но это значит, что Даллес не собирается придавать значение заявлению американ ской ноты о европейской безопасности, занявшись лишний раз прославлением «силы», ка к облюбованного метода в международных отноіпенпях. Во всяком случае, не следует забывать о том, что в отношении Советского Союза этот метод уже полностью ■себя дискредитировал и отнюдь не сулит ничего хорошего тем, кто стал бы строить на этот счет какие- либо расчеты. Поскольку выяснилась явная неувязка в позиции трех держав по германскому вопросу, так как этот вопрос нельзя не связать с проблемой обеспечения безопас ности в Европе, Советское Правительство вынуждено было обратиться за соответст вующим разъяснением. В ноте Советского Правительства сказано в связи с этим следующее: «Советское Правительство хотело бы получить разъяснение от Правительства Англии, как и от Правительств СПІА и Франции, означает ли их заявление о готовности обсудить германский вопрос на совещании Министров четырех держав и их признание важности обеспечения европейской безопасности, что они не будут ставить себя б такое положение, когда, с одной стороны, предполагается на совещании рассмотреть германский вопрос, а. с. другой стороны, одновременно прини маются меры к ратификации парижского и боннского соглашений теми государст-! вами, которые их еще не ратифицдрова-1 ли. Получение такого разъяснения необ-! холимо ввиду того, что ратификация ука - | занных соглашении и пх вступление в і силу летает невозможным восстановление Германии как единого государства, а тем самым делает беспредметным и обсужде ние германского вопроса на совещании Министров иностранных дел четырех дер жав, так как такое совещание было бы связано заранее согласованными сепарат ными обязательствами трех держав и боннского ппавительства Аденауэра по вовлечению Западной Германии в Северо- Атлантический блок и созданию западно германской реваншистской армии». В Советском Союзе ждут разъяснения по этому вопросу. • После всего сказанного естественно воз никает вопрос: состоится ли совещание Министров иностранных дел? Ответ на этот вопрос зависит в первую очередь, от позиции США, Англии и Франции и, сле довательно. от того, пойдут ли они на рас смотрение вопроса j'n уменьшении напря женности в международных отношениях, а также германской проблемы и связанных с этим вопросов обеспечения безопасности Европы. Актуальность совещания Министров иностранных дел отнюдь не уменьшилась. Не следует, однако, поворачивать дето та ким образом, чтобы заранее сводить сове щание к обсуждению одной какой-либо проблемы и исключать из поля зрения такого совещания основной вопрос — воп рос о смягчении напряженности в между народных отношениях. Любой успех на этом пути, будет ли он касаться Запада или Востока, может рассматриваться ка к достижение миролюбивых стран. Сегодня за рубежом немало пишут на счет Бермудского совещания трех держав, хотя его специфические цели и сам сепа ратный характер этого совещания никак не могут обеспечить решения проблем, связанных с необходимостью разрядки в международной обстановке. Совещания та кого рода, имеющие характер противопо ставления одних государств другим госу дарствам, могут привести и е прямо про тивоположным результатам и даже по служить дальнейшему усилению напря женности в международных отношениях. В одном отношении, однако, и это сове щание является показательным. Тот факт, что и это совещание узкой группировки держав отнюдь не собираются* ограничить рассмотрением одной какой-то проблемы, лишний раз свидетельствует о том, что ньгне нельзя уйти от рассмотрения глав ного вопроса наших дней — нельзя уйти от вопроса об уменьшении напряженности в мсл:дународных отношениях, от вопроса об укреплении мира и международной безопасности, к которому приковано вни мание миллионов и миллионов людей и на необходимости безотлагательного рассмот рения которого настаивает Советский Союз». ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Прошлое и настоящее села Ловозеро построить универсальный магазин н сто ловую, а также механизировать хлебопе карню, которая - будет выпускать булки, пирожное, баранки .и другие изделия. Наступает зима, дуют холодные ветры, а в Ловозеро население в предпраздничные дни в своих магазинах покупало яблоки, виноград, помидоры, огурцы, лук. Разве в дореволюционные годы мог обитатель дале кого севера подумать об этом? _ .. Трудящиеся . Ловозерского района *—• саами и коми были преисполнены радости, когда встречали ЗС-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, принесшей трудящимся счастье и свободу. Хорошо живут члены колхоза «Тундра». Их доходы с каждым днем растут. Освоем хозяйстве к о л х о з н и к и проявляют отече скую заботу. О ни улучшают продуктивное животноводство, занимаются полеводст вом. В текущем году в колхозе, создана звероферма. Впервые колхоз получил при^ плод в 400 норок. Эти пушные зверьки оставлены на ферме для пополнения ос новного стада с тем, чтобы в будущем году сдать государству не менее 1000 ш тук шкурок и увеличить тем самым де нежные доходы артели. Ежегодно колхоз «Тундра» расширяет жилищное строительство, сооружает произ водственные здания. Он располагает лесо- рамой и автомашинами Оленеводы полу чают благоустроенное жилье. Все село радиофицировано. ‘ Есть элект рический свет. Трудящиеся имеют богатейшие возмож ности для того, чтобы проявить свои та ланты, способности. Государство не жа леет больших средств для развития на се ле культуры В колхозе «Тундра» имеют ся кружки художественной самодеятельно сти, в работе которых активно участвуют колхозники. Часто они выступают перед населением с концертами, спектаклями. • В 1953 голу на областных соревнова ниях в г. Мурманске члены спортивного общества колхоза «Тундра» завоевали первое место, получив ценные подарки. Колхозу «Тундра» вручец вымпел -пер венства области. Трудящиеся Ловозерского района гор дятся тем, что они живут в эпоху, осве щенную светом марксизма-ленинизма, п высказывают свою любовь и преданность Коммунистической партии и Советскому правительству, которые принесли счастье в тундру. П. ЮРЬЕВ.. Плановик Ловозерского рыбкоопа. Трудящиеся нашей советской страны радостно и счастливо отметили 36-ю го довщину Великой Октябрьской социали стической революции. Отметили славный всенародный праздник и жители села До* возеро. 36 лет отделяют нас от той поры, ког да народности Крайнего Севера — коми и саами, обреченные царским правительством на нищету и вымирание, влачили жалкое существование. Нынешнее село Ловозеро до революции было неболь шим становищем оленеводов, которых презрительно именовали лопарями Жили они в маленьких черных избушках и ве жах, оторванные от всего мира. Никаких путей сообщения с внешним миром не бы ло. Только зимой, раз в год, выезжали саамн и коми на оленях в старинный го род Колу, чтобы сбыть там продукцию своего труда. В Коле жили коммерсанты-эксплуатато ры. Они скупали у обитателей тундры ме ха, рыбу и оленей за бесценок и нажива ли селе капиталы. В селе Ловозеро не было никаких приз наков культуры. Отсутствовали почта, школа, больница. Жили кто как мог, про бавляясь скудным питанием и одеждой, изготовленной на месте примитивным, до машним способом. Вся жизнь оленеводов, горькая и безотрадная, протекала в поисках необходимого для того, чтобы прожить. О какой-либо культуре, о развлечениях, отдыхе саами не мог лаже мечтать. Кни га ,' библиотека, школа, какое-либо куль турно-просветительное учреждение — все это считалось для саами п коми недоступ ным, невозможным. Так было 3G лег тому назад. Другой стала жизнь саами п коми те перь, когда они окружены заботой Ком мунистической партии и Советского пра вительства. Теперь село Ловозеро — круп ный районный центр Оно соединено бла гоустроенными шоссейными дорогами с железнодорожными станциями и Мурман ском. Ежедневно по этим дорогам курси руют десятки автомашин. В послевоенные голы в районе вновь отстроено несколько) поселков В сете имеется средняя школа, две библиотеки, клуб, интернат, детский сад, детские ясли, почта телеграф, телефон, радиоузел. Все это хорошо оборудовіно и благоустроено. Не стало надобности саами и коми ездить куда-то за товарами, как это было раньше. В селе Ловозеро имеются магазины, чайная, хлебопекарня, овоще хранилище. В следующем году намечено Увеличить выпуск тары К а к мы в ы р а щи в а л и т о п о л ь Весной 1949 гола наша школа иолучи ла в районном лесхозе около 200 черенков тополя. Учителя биологии и учащиеся ре шили на пришкольном участке заложить небольшой питомник тополей. К этим че ренкам были добавлены черенки, взятые с двух тополей, которые уже много лет растут в селе Умба'. В школьном биологическом кабинете че ренки были помещены на одну треть сво ей высоты (7— S сантиметров) в банки с водой. Через 10— 15 дней на черенках появились корни. К этому времени были заготовлены ящики с землей (по 2— 3 стакана земли в каждом). Землю брали на пришкольном участке. Она состояла из песка, глины, торфа и перегноя. В про межутке между 5 и 10 июня черенки, которые уже имели листья, были вместе с землей высажены в открытый грунт. В течение лета 1949 года черенки хоро шо укоренились, дали побеги длиной 50— 60 сантиметров и достигли роста до 65— 70 сантиметров. На зимний период 1950 года черенки были оставлены без укрытия. Весной это го же года оказалось, что все черенки бла гополучно перезимовали, но верхушки по бегов на 5— 6 сантиметров у многих ра стений погибли. Весной и летом уход за тополями состоял в том, что мы разрыхля ли почву между тополями, вносили удоб рения и делали прополку. Со второго года:жизни тополи ежегодно дают прирост 90— 100 сантиметров, а не которые экземпляры и того больше. Начиная с весны 1951 года, мы ежегод но обрезали боковые побеги, оставляя на каждом растении всего 3— 4 верхних по бега. Из обрезанных побегов нарезали че ренки, которые у нас брали жители села. На пришкольном участке мы сейчас имеем 54 тополя в возрасте 4.5 года. Лучшие экземпляры достигли 5 метров 15 сантиметров высоты, остальные от 4,5 до 5 метров. Кроме этого, у нас есть 150 то полей в возрасте одного года, которые предназначены для озеленения поселка. За последние три года школа распро странила около 6 тысяч черенков среди на селения и организаций поселка, в том чис ле некоторое количество черенков было отправлено в школы района и в г. Кан далакшу. Летом текущего гола часть топо лей была пересажена ближе к поселково му клубу, детским яслям, больнице, по селковому н районному Советам С. КОГАН. Директор Умбской средней школы. В Нагорновском бондарном заводе есть немало передовых рабочих, таких, как тг. Швырев, Аверкин, ежедневно выпол няющих норму из 200— 230 процентоз. Но завод еще плохо удовлетворяет потреб ности флота в таре, особенно заливной. Моряки вынуждены были брать сухо тарные бочки. Но эти бочки, изго товленные еще зимой, долго лежали в штабелях и покрылись плесеныо, так как после мойки их не просушили. Поэтому их пришлось тщательно осматривать и заново перемывать, затрачивать на это дополнительные средства Несмотря на то, что такие факты были и в прошлом и в этом году, просушка тары после ремонта на заводе не организована. У нас есть возможность значительно увеличить выпуск бочек, внедрив в производство новые методы труда. Однако руководители завода откладывают в дол гий ящик рационализаторские предложе ния, направленные на ускорение ремонта тары. Еще весной начальник цеха по ремон т у тары тов. Кабанов предложил механи ческую обрезку уторов (краев) бочек. Это намного облегчило бы работу бонда рей, увеличило бы производительность труда. Сейчас обрезку уторов приходится производить вручную лучковой ПИЛОЙ, пилы часто тупятся, а для их точки нет даже доброкачественных напильников. Предложение тов. Кабанова приняли и передали в механический цех. На этом дето и кончилось, обрезка уторов все еще продолжается вручную. До сих пор не решен вопрос и о механической мойке бочек. И БЕЛЯЕВ. Рабочий Нагорновского бондарного завода. Наладить торговлю керосином Часть трудящихся нашего города еще пользуется бытовыми керосиновыми при борами, но в Мурманске трудно купить ке росин. В городе нет ни одного ларька, где бы постоянно торговали керосином. Нет и определенного места, где бы стояла маши на, торгующая вм. Одно время керосин продавали напротив магазина Хг 27, затем машина с ним стала останавливаться в еще более неудобном месте: нз площадке возле Дома междурейсового отдыха. Еще хуже если керосин привозят, в бочке на лошади. Иногда в керосине бы вает вода, иногда мусор. Продавец обычно бывает в нетрезвом состоянии и на возра жения отвечает: «Не нравится — не бе рите». От торговли керосином отмахиваются и Мурманторг, и облрыболовпотребсоюз. Е. ТИХОМИРОВА . Ширится сеть почтовых отделений $вязи В Пригородном поселке недалеко от клуба закончена отделка нового дома, над входом которого установлена вы веска: «11-е почтовое отделение связи». Новое почтовое отделение связи от крыто по наказам избирателей Микоя новского района. Работники почтового отделения произво дят прием и выдачу посылок, подписку на газеты и журналы. Здесь имеются сбере гательная касса, телеграф, телефон между городней связи, телефон-автомат. За последнее время в Мурманске н в прилегающих к нему пригородных посел ках открыто 3 почтовых отделения связи — на Угольной базе, в районе Жплстроя, в рабочем поселке у Ледового озерз. С каждым годом расширяется автобусный парк Мурманской авто транспортной конторы. Только в этом году парк увеличился на 23 ав тобуса и 10 легковых такси «Победа*. Здесь есть немало передовых шоферов, взявших обязательства наездить 100 ОООкилометров без капитального ремонта машин. Так, шофер такси «Победа> тов. В. К . Сабаев уже наездил 102.605 километров. Близко подошли к выполнению своих обязательств шоферы автобу сов тт. Н. К. Черкасская, Т. М. Крылов и М. С. Муратов. На снимке: лучшие шоферы автотранспортной конторы (слева направо) Т. М. КРЫЛОВ. В. К . САБАЕВ, Н. К . .ЧЕРКАССКАЯ и М. С. МУРА ТОВ. .Фото Б. Вирина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz