Полярная правда. 1953, ноябрь.
К* 263 (7677) 6 ноября 1953 НОВАТОР ПРОИЗВОДСТВА — Ну, как, Анна Михайловна, с б о л ь б о ' цесс вопчення уходпло всего л ш ь полтора сегодня выработаете? — с таким вопросом — два часа, вместо трех— четырех часов, обратилась сменный мастер б женщине не* затрачивавшихся ранее. Сейчас Анна Н е высокого роста, только что занявшей место! хайловна уже могла пропустить через пе- у коптильных печей. I чи за смену не 18 клетей с рыбой, как Та живо обернулась. Серые глаза ее ве- было ранее (это считалось то па среди коп- село поглядывали из-под низко опушенной .тильщнц завода самым лучшим достпже- иа лоб косынкп. На ев прпветлнвом с не сколько укрупненными чертамп лице поя вилась улыбка. — Да уж нп как не меньше 30 клетей, Екатерина- Васильевна, — задорно ответи ла она. — Смотри, девушки-то ка к рабо тают; обеспечат рыбой, не подведуті На противоположной стороне цеха горя чего копчения около столов трудились де вушки в белых халатах. Такого же цвета посыпки туго стягивали пх головы. Руки молодых работниц действуют быстро. Вот около станка стоят Тамара Стари кова и Тоня Мальчевская. Одна пз них быстро переворачивает рыбу, обрезает плавпикп. Другая — двумя легкими нада вливаниями больших пальцев отделяет от нее плечевые кости. Дальше треске предстоит зачистка. Этпм занимаются Фая Колесова, Капа Лобанова, Вера Булыгина, Елава Аникеева. Но гам и чистят стенки внутренней полости рыбы. Движения девушек быстры, скупы. Очищенную рыбу подхватывает кругло лицая полненькая девушка, стоящая около ванны с водой. Это Валя Шпшова. Рукава ее халата засучены. В руках — щетка. Ее задача — хорошо обмыть каждую рыбу и подать на соседний стол, зз которым стоят четыре работницы. Здесь происходит пред последний процесс подготовки рыбы для копчения — обвязка. Т у т " нужна особая внимательность. Чуть что не та к — запу тается шпагат, получится задержка. По этому Венера Пашкова, Галя Разумова, Ро за Еоллпева и Катя Попова особенно сосре доточены. Правда, у некоторых пз нпх еще не все движения та к же точны и рассчи таны. ка к у Кати Поповой. Но со временем все это прпобретется. У Кати — уже большой опыт на обвязке рыбы Движения рук ее почти неуловимы, видно лпшь, ка к переворачивается с боку на бок рыба и Шлепается на тела других, та к же обвя занных шпагатом. А там, немного в стороне, Тамара Лав рентьева и Аня Жарикова навешивают ры бу на рейки и устанавливают ее в клети, которые поступают потом в распоряжение коптильщицы Анны Михайловны Оборо- товон. Добрая слава идет об этой генщнне не только на коптильном заводе, но и на всем Мурманском рыбокомбинате. Мастером ско ростного копчения рыбы, новатором про изводства называют сейчас простую работ ницу Анну Михайловну Оборотову. А началось это летом, в июле... На за вод приехали два научных сотрудника Ленинградского отделения ВНПРО — Грец кая и Захарова. Онп-то и познакомили Анну Михайловну с новым методом копче ния рыбы, разработанным коптильщиком Ленинградского коптильного завода Кула гиным. Две недели работали вместе у пе чей трп советских женщины — простая работница и два научных сотрудника. Вме сте онп наблюдали и за температурой и за состоянием рыбы в камерах печей. Еоп- тплыцнца быстро поняла, в чем состоял «секрет» скоростного копчения по новому' методу. Нужно было несколько увеличить температуру в камере во время проварки рыбы. — Это и у нас можно делать, — заяви ла она тогда. Быстро овладевала Анна Михаиловна новым методом копчения. В то же время у нее самой часто возникала мысль: «Нельзя ли еще более ускорить процесс?» Подели лась своими мыслями с научными сотруд никами. Те одобрили. Стали коптить рыбу при более высокой температуре, достигаю щей 200— 240 градусов. Результаты полу чились значительно лучше. На весь про- Братский привет трудящимся стран народной демократии, успешно борющимся за дальнейший подъем народного хозяйства и повышение мате риального и культурного уровня жизни народа, за построение социалистичес кого общества! Да здравствует и крепнет нерушимая дружба и сотрудничество народно-демократических стран и Советского Союза! нием), а 28— 30— 32— 34 клети! — Анна Михайловна, поздравляю! — радостно обратилась однажды к ней науч ный сотрудник Ольга Павловна Грецкая.— Знаете, вы, дорогая, превзошли метод Ку лагина, разработали свой метод, метод Оборотовой! ...П с тех пор в цехе горячего копче ния коптильного завода началось движе ние за ускорение процесса копчения рыбы. Опытным коптильщицам Анна Михайлов на разъясняла существо нового метода, а с молодой коптильщицей Надеждой Михай ловной она работала некоторое время вме сте, делясь с нею своим опытом и зна ниями. Время копчения рыбы в гцехе сокращалось. Подготовленного сырья не стало хватать, пришлось поставить еще одну смену работниц на подготовку рыбы для копчения. ...Тяжелы клети с сырой рыбой. Рыба весит около 200 килограммов, а если при бавить к этому вес самой металлической клети и реек, получится солидная тя жесть. Но по монорельсу коптильщица Анна Михайловна легко вкатывает пх в камеру печи по две клетн на каждую печь, подбрасывает дров, чтобы быстрее под нять температуру. Затем она в специаль ном журнале записывает время закатки, чтобы потом узнать продолжительность процесса копчения. В распоряжении коптильщицы пять пе чей п у каждой пз них свой «характер», своп «капризы». О них коптильщица зна ет досконально: за семнадцать лет работы она хорошо изучила их. Вот первая печь, недавно построенная. Жару в ней — хоть отбавляй, поэтому меньше дров надо до жить, иначе погорит рыба. Самые «спо койные» печи — третья и четкзртая. В них рыба быстро и хорошо коптится. А за пятой печью — глаз п глаз нужен* того н гляди, здесь понизится температура. Анна Михайловна открывает дверки ка моры одной печи. Здесь идет еще под сушка рыбы. Капли воды, словно редкий дождик, падают вниз, на пламя. — Огонь велик, жару многовато, — думает коптильщица. И лопатой сып лет на горящие дрова древесные опилки. В другой печи идет собственно копче ние. Рыба набрала уже необходимый, как говорят здесь, коллер. Работница по внеш нему ее виду определяет, что скоро можно будет выкатывать клеть из печи. Нако нец, этот момент наступил. Копченая тре ска — полуфабрикат для консервного завода — готова. Теперь ее следует охла дить, а там две укладчицы уложат ее в ящики, чтобы отправить для Еыработки нз нее консервов «Треска в масле». Конец рабочего дня подходит совсем неожиданно для Анны Михайловны. — Так быстро!? — спохватывается коптильщица. — А я хотела еще несколь ко клетей выдать. Ну да ничего, резуль тат и та к неплохой. — Сколько? — любопытствуют работ ницы. — Тридцать, ка к обещала! Коптильщица радостно оглядывает лица подруг, которыо вместе с ней трудятся на заводе, вместе борются за то, чтобы в стране было в достатке различных про дуктов питания. На глаза ей попадается лозунг, висевший на стене: «Да здравст- в у г т советские женщины — активные строители коммунизма!» — Где-то я видела его, — думает оиа. — А, вспомнплз, в Призывах Централь ного Комитета нашей родной Коммунисти ческой партии. Нас, женщин, это наш труд прославляют. А . НИЖ НИК . (Из Призывов ЦК КПСС к 36-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции), и --------------------------------- Китайский народ добивается больших успехов в деле индустриализации своей родины. Создаются десятки новых машиностроительных заводов, реконструируются сущест вующие. На одном из заводов Шанхая впервые в истории страны налажено производство шариковых и роликовых подшипников. На снимке: осмотр готовой продукции в цехе шанхай ского подшипникового завода. Фото агентства Снньхуа. Крестьяне-передовики Китайской Народной Респуб лики ведут энергичную борьбу с вредителями сельского хозяйства, пользуясь при этом новейшими достижениями науки. На снимке: отличник труда Чэнь Юн-кан (провинция Цзянсу) рассматривает под микроскопом бактерии одной из болезней рнса. Фото нз книги «Сельское хозяйство Нового Китая». Подготовка в Китае к 36-й годовщине Великого Октября Трудящиеся Китайской Народной Республики деятельно го товятся к празднованию 36-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Газета «Сунцзянжибао» сообщает, что в Харбине состоялось совместное'заседание актива Харбинского городского и сунцзян- ского провинциального отделенпй Общества китайско-советской дружбы, на котором был разработан план проведения празднова ния 36-н годовщины Велпкого Октября. Местные отделения Общества китайско-советской дружбы в районах Центрально-Южного Китая проводят беседы п доклады о значении китайско-советской дружбы и необхоіимости глубо кого изучения передового советского опыта. В У хани в канун годовщины Октября состоится праздничный концерт пз произве дений советских композиторов. Подъем сельского хозяйства внациональныхрайонах Китая ПЕКПН, 4 ноября. (ТАСС). За годы, прошедшие после создания Китайской На родной Республики, Народное правитель ство предприняло ряд мер с целыо подъема сельского !хозяйства в районах, населен ных национальными меньшинствами. Крестьянам былп предоставлены денеж ные ссуды на приобретение зерна п сеаь- скохозяйсгвенньп орудий, была оказана помощь в ведении сельского хозяйства. Как сообщает газета «Бэйцзинжибао»,! в этом году во многих районзх республики, населенных национальными меньшинства ми, собрзн богатый урожай. В провинции Спньцзян сбор риса, хлопка и кукурузы в этом году на 10—-1 5 проц. выше, чем в предшествовавшие годы. В Тибетском автономном районе провинции Спкан, в уездах Кандин, Тзяньннн, Даофу и Лухэ вдоль Спкан-Цпнхайской шоссейной дороги урожай пшеницы на 25 проц. вы ше прошлогоднего. Крестьяне автономного района нацио нальности мяо в провинции Хунань соб рали небывалый за последние несколько десятков лет урожай риса и других зер новых культур. Wop риса в этом районе по сравнению с прошлым годом повысил ся на 15 проц. Высокий урожай получен также в земледельческих районах по реке Брамапутра в Тибете, особенно в районе между Шигатзе и Лхатзе. «Бэйцзинжибао». ппшет, что весной текущего года Народное правительство Тибетского автономного района в про винции Оикан выдало крестьянам ссуды на сумму более 3.900 млн. юаней. Кроме того, безвозмездно передано крестьянам 69 тыс. сельскохозяйственных орудий и большое количество семян. Во время весеннего сева 'и осенних полевых работ местные власти, государст венные хозяйства и пункты агротехни ческого обслуживания организовали спе циальные группы, которые выезжали в деревни для оказания помощп крестьянам. Орошение засушливых районов в Болгарии С0ФПЯ, 4 ноября. (ТАСС). В Народной Республике Болгарии широко разверну лось наступление на засуху. До освобож дения от Фашизма в 1944 году в Болга рии было искусственно орошено всего 35.700 гектаров При народной власти за короткий срок были созданы Пирпнскб- Бистрпцкая, Червено-Бряжская, Перво майская, Сандановская, Росицкая п дру гое оросительные системы, которые дают веду сотням тысяч гектаров плодородной землп. Особенно сильно развилось гидромелио ративное •строительство за последние два — три года. Если в 1950 г. орошаемая площадь равнялась 92.500 гектарам, то в 1951 г она увеличилась до 126 тысяч гектаров, а в настоящее время в Болга рии орошается уже 250.800 гектаров. Эстафета румыно-советской дружбы БУХАРЕСТ, 4 ноября. (ТАСС). Пз пяти городов Румынии — Сату-Маре, Орадя, Решица, Крайова и Констанца — вышла звездная эстафета румыно-советской друж бы, которая 7 ноября прибудет в город Яссы На пограничной станции Унгены состоится торжественная передача эстафе ты советским спортсменам. Пищевая промышленность Чехословацкой Республики увеличивает выпуск консервов. Одним нз самых механизи рованных предприятий является Восточно-чешский соковый завод Фрута 01 в городе Нове Место (Градецкая область). Здесь почти все производственные процессы выполняют машины. Фрукты из сортировочной подаются конвейером в мойку. Оттуда конвейер доставляет их в протирочный цех. После ряда операций фруктовая масса поступает в дозировочный цех, где автоматы наполняют банки. После стерилизации и охлаждения консервы доставляются на склад. На снш іке: на складе фруктовых консервов. Фотб Чехословацкого телеграфного агентства. Правительство Новой Венгрии уделяет много внима ния развитию народного образования в стране. В 1952— 1953 учебном году 99 процентов детей школьного возраста посещают учебные заведения. На е тш ке : на занятиях в неполной средней школе в комитате Ноград. Фото «Мадьяр фото». Развитое угольной прозіышленностя ' в Польше ВАРШАВА, 4 ноября. (ТАСС). Успешно развивается в Поль ше угольная промышленность, являющаяся одной пз ведущих отраслей народного хозяйства страны. В 1952 г. в стране было добыто угля в два с лишним раза больше, чем в 193S году. Вместе с реконструкцией и расширением существующих шахт в республике ведется строительство новых шахт. В прошлом году в Силезии вступили в строй действующие шахты «Земо- впт» и «Всссла-2». В ближайшие годы каждая пз них будет давать ежегодно по 2 млн. тони угля. В настоящее время строптся 9 новых угольных шахт, кото рые будут оборудованы по последнему слову современной тех ники. лыгч (К 60-лешию со дня см.ерти) Гениальный сын русского народа Петр Ильпч Чайковский справедливо считается одним из величайших композиторов мира. Его творчество вошло в сокровищницу музыкальной культуры не только нашей стразы но-н всего мира,; оно стало близ ким п дорогим для миллионов людей. В нем художник-патриот выразил глубочай шую любовь к своей родине, Б своему на роду Созданные пм ойразы волнуют и бу дут всегда и радовать п волновать слуша теля. Чайковский родился 7 мая 1840 года в городе Воткннске в семье директора ка зенного завода. Десяти лет от роду его оп ределили в Петербургское училище пра воведения. Мальчик рано проявил музы кальную одаренность, но никто не помыш лял о том. что он станет музыкантом- професспояалом. Чайковский закончил курс училища правоведения, а затем по ступил на службу в министерство юсти ции. Однако карьера чиновника не прель стила его. Чайковский непреодолимо стре мился к музыке В 1861 году он поступил в музыкальные классы, основанные ге ниальным пианистом и выдзющпмея ком позитором А. Г. Рубинштейном. Год спустя классы былп преобразованы в Петербург скую консерваторию. Чайковский оставил службу, лишившись материальной обес печенности. Он работал с полным напря жением сил и в 1865 году окончил курс с отличием. На следующий год Чайковский присту пил к работе во вновь открывшейся Мо сковской консерватории п широко развер нул, свою композиторскую деятельность. Его творчество быстро встретило призна ние как широких кругов москвичей, так и крупнейших представителей ертпегпчо- ского мира. Это окрылило молодого композитора, работавшею неутомимо, соз дававшего одно произведение за другим. Творческая деятельность Чайковского' развернулась в эпоху большого обществен ного подъема, расцвета передовой русской мысли. Быстро развивались русская нау ка п культура. Плен резолюппонеров-де- мократов Белинского, Чернышевского. Доб ролюбова оказали могучее воздействие на литературу, живопись, музыку. Большое вначенпе этот период, знаменательный пе риод шестидесятых годоз, имел и для Чайковского, принявшего активное уча стие в кипучей музыкальной жизни того времени. В начале 70 -х годоз композитор сблп- вплся с «балакиревским кружком», изве стным под названием «Могучей кучки» , в который входила выдающиеся деятели русской музыкальной культуры: Балаки рев, Мусоргский Римский-Корсаков, Боро дин, Кгои, боровшиеся за передовое реали стическое искусство, ва подлинно народ ную музыку. «Балакиревцам» Чайковский нередко показывал свои отдельные произ ведения н, несмотря па то, что не согла шался с некоторыми пх суждениями, не редко подвергался критике с их стороны, делал то же дело, что п «Могучая куч ка», — трудился над созданием русского национального демократического искус ства. - Прожив в Москве с 1866 по 1877 год, композитор за это время написал такие произведения, ка к увертюра «Ромео и Джульетта», симфонические поэмы «Бу ря» п «Франческа да Рпмпнп», первые три симфонии, первый фортепианный кон церт, оперы «Онрпчнпк» п «Кузнец Ва- кула» (переработанная впоследствии в оперу «Черевички»), балет «Лебединое озеро», три струнных квартета, ряд ро мансов, пьесы для Фортепиано, эскизы гениальной четвертой симфонии п оперы «Евгений Онегин». Этот перечень ярко характеризует огромную творческую про дуктивность московского периода жизни Чайковского. Пз начинающего композитора он вырос в первоклассного мастера, ярко го и самобытного. 1878— 1885 годы Чайковский провел в непрерывных скитаниях по городам Рос сии и Западной Еврочы, нигде не оста навливаясь надолго часто переезжая с од ного места на другое. Повсюду он вел одпн п тот же, строго размеренный образ жизни, отдавая вое своп силы творческо му труду. Каждый день композитор упор но и неутомимо работал над своими сочи нениями. Строгая трудовая дисциплина — характерная черта Чайковского, велпкого труженика в искусстве, показывающего и в этом отношении высокий пример. В этот период еще более выросла миро вая известность Чайковского, добавившего к ранее созданным произведениям новые шедевры. Он завершил четвертую симфо нию и оперу «Евгений Онегин», написал скрипичный концерт, «Вариации на те му Рококо» для виолончели, фортепианное трпо («Памяти великого артиста»). «Итальянское каприччио», трп оркестро вые сюиты, оперы «Орлеанская дева» п «Мазепа» и другие произведения. Начиная с половины восьмидесятых го дов, Чайковский все чаще приезжал в Мо скву и наконец поселился в ее окрестно стях — сперва в Маіианове а затем в Клину. Гений его вступил в эпоху своего высочайшего расцвета — он создал пя тую и шестую симфонии, оперы «Чаро дейка», «Пиковая дама», «Иоланта», ба леты «Спящая красавица» и «Щелкун чик». Все чаще и чаще композитор вы ступал как дирижер своих произведений и в городах России, и в зарубежных стра- пах. Концертные поездкп еще больше уп рочили его мировую славу. Последние месяцы своей жизни Чай ковский с необычайным подъемом и увле чением работал над шестой («Патетиче ской») симфонией Ез первое исполнение состоялось в Петербурге 16 октября 1893 года под управлением автора А вскоре — 6 ноября 1893 года Чайковский скоропо стижно скончался. Великий композитор умер в полном расцвете своих творческих сил. Его смерть была воспринята всем передовым человечеством ка к громадная, невосполнимая потеря. Гений Чайковского в равной мере про явился в области оперной, симфониче ской и камерной музыки: каждую пзннх композитор обогатил своими вдохновен ными произведениями. Чайковский рисо вал жизнь во всем богатстве ее типов и образов. В этом отношении он явился ха рактерным представителем русского клас сического искусства. С особенной яркостью проявились реа листические устремления Чайковского в его оперном творчестве Широчайшей по пулярностью пользуется опера композито ра «Евгений Онегин», в музыке которой гениально воплощены образы пушкинско го романа. Пушкин вдохновил Чайковско го и на создание двух других выдающих ся произведений — опер «Мазепа» п «Пиковая дама». Последняя принадлежит к числу величайших достижений мирово го оперного псйусства, поражает глуби ной психологического анализа верностью характеристик и драматической напря женностью. Иные грани дарования Чай ковского раскрываются в жизнерадостной, проникнутой сочным народным юмором опере «Черевички» (по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»). и , в светлой, романтически возвышенной опе ре «Иоланта». Огромное идейно-художественное значе ние имеет и симфоническое творчество Чайковского., пользующееся исключитель ной любовыо широких кругов парода. Шесть симфоний, равно как и программ ные симфонические произведения «Ромео п Джульетта», «Буря». «Франческа да Р и м и н и » «Манфред» порззптельны и по глубине и значительности соіержания. п по ясности И ДОХОДЧИВОСТИ, с .которыми это содержание выражено. Безбрежный мир человеческих чувств, исканий в на дежд воплощен в стремительном потоке музыки этих произведений, музыки, глу боко искренней, полной жизни. Основной темой симфонического твор чества Чайковского является борьба свет лого, жизнеутверждающего начала против сил мрака, против всего, что угнетает человека, мешает жить свободно и счаст ливо. Эта тема развивалась композитором во многих вариантах. Его симфоническая музыка звучит, как .волнующий рассказ о драматических столкновения! и битвах. Хотя онп подчас заканчиваются гибелью героев однако композитор далек от песси мизма; его музыка утверждает жизнь, вос певает чистоту и благородство человека, говорит о бессмертии народа, полного сил и душевного здоровья. Одним из ярчайших примеров этого является четвертая симфо ния, гениальная инструментальная драма, в финале которой, нг,писанном на тему русской народной песни, с огромной мощью воплощена жизнеутверждающая идея. Знакомясь с творческим наследием ве ликого композитора, вновь и вновь пора жаешься его удивительной многосторонно сти. Чайковскому принадлежат замеча тельные балеты — «Лебединое озеро». «Спящая красавица» и «Щелкунчик», со ставившие эпоху в развитии мирового хо реографического искусства. Замечательны его романсы, покоряющие красотой выра зительной, певучей мелодии, богатством мира переживаний, лирической непосред ственностью, делающей пх свободным, вылившимся от сердца высказыванием композитора. Общеизвестны фортепианные произведения Чайковского — первый кон церт, полный жизни и света, проникну тый русской и украинской народной пе- сенностыо, цикл фортепианных пьес «Вре мена года», с необыкновенной поэтич^ ностью рисующий картинки любимой композитором родной природы, и многие другие произведения. Чайковский сказал новое слово и в своем великолепном скри пичном концерте, н в своих струнных ; квартетах, прочно вошедших в наш му- I зыкальный быт п известных каждому лю бителю музыки. Петр Пльпч Чайковский был русским национальным гением. Русским народным характером проникнуты п его оперные обг разы, и ликующие финалы его концертов, 1и его симфоническая и камерная музыка. I Сам композитор подчеркивал это: «Я до ; страсти люблю все русское — русскую красоту, русский склад ума. П мне ка жется, что я одарен^ свойством правіиво и искренне выражать своп мысли. В этом отношении я реалист и коренной русский человек». Он с глубоким презрением отзы-. вался о тех, кто преклоняется перед загра ницей, «ругает все русское». «Люди этп ненавистны мне, — писал композитор,— они топчут в грязи то что для меня нет сказанно дорого и свято». Ярчайшая национальная характерность не помешала музыке Чайковского найти путь к сердцам народов всего мира. Толь ко на народной основе могло возникнуть искусство такого подлинно всемирного, ин тернационального значения, каким яв ляется музыка Чайковского. Русский на-, циональный гений композитора стал до стоянием всего передового человечества. Реалистическое я демократическое твор чество Чайковского оказало и оказывает огромное влияние на творчество деятелей самой передовой в мирь советской музы кальной культуры — и ругекпх компози торов и 'композиторов всех братских наро дов СССР. Глубокие, правдивые, реалистические произведения Чайковского выдержали са мую серьезную проверку — проверку временем. Его музыка получила в нашей стране попстине всенародное распростра нение. Она вдохновляет и воодушевляет слушателей, заставляя пх снова пережи вать то высокое радостное чувство, кото рым был полон композитор, создавший своп бессмертные произведения для широ чайших народных масс. И . МАРТЫНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz