Полярная правда. 1953, ноябрь.

К* 263 (7677) 6 ноября 1953 НОВАТОР ПРОИЗВОДСТВА — Ну, как, Анна Михайловна, с б о л ь б о ' цесс вопчення уходпло всего л ш ь полтора сегодня выработаете? — с таким вопросом — два часа, вместо трех— четырех часов, обратилась сменный мастер б женщине не* затрачивавшихся ранее. Сейчас Анна Н е ­ высокого роста, только что занявшей место! хайловна уже могла пропустить через пе- у коптильных печей. I чи за смену не 18 клетей с рыбой, как Та живо обернулась. Серые глаза ее ве- было ранее (это считалось то па среди коп- село поглядывали из-под низко опушенной .тильщнц завода самым лучшим достпже- иа лоб косынкп. На ев прпветлнвом с не­ сколько укрупненными чертамп лице поя­ вилась улыбка. — Да уж нп как не меньше 30 клетей, Екатерина- Васильевна, — задорно ответи­ ла она. — Смотри, девушки-то ка к рабо­ тают; обеспечат рыбой, не подведуті На противоположной стороне цеха горя­ чего копчения около столов трудились де­ вушки в белых халатах. Такого же цвета посыпки туго стягивали пх головы. Руки молодых работниц действуют быстро. Вот около станка стоят Тамара Стари­ кова и Тоня Мальчевская. Одна пз них быстро переворачивает рыбу, обрезает плавпикп. Другая — двумя легкими нада­ вливаниями больших пальцев отделяет от нее плечевые кости. Дальше треске предстоит зачистка. Этпм занимаются Фая Колесова, Капа Лобанова, Вера Булыгина, Елава Аникеева. Но­ гам и чистят стенки внутренней полости рыбы. Движения девушек быстры, скупы. Очищенную рыбу подхватывает кругло­ лицая полненькая девушка, стоящая около ванны с водой. Это Валя Шпшова. Рукава ее халата засучены. В руках — щетка. Ее задача — хорошо обмыть каждую рыбу и подать на соседний стол, зз которым стоят четыре работницы. Здесь происходит пред­ последний процесс подготовки рыбы для копчения — обвязка. Т у т " нужна особая внимательность. Чуть что не та к — запу­ тается шпагат, получится задержка. По­ этому Венера Пашкова, Галя Разумова, Ро­ за Еоллпева и Катя Попова особенно сосре­ доточены. Правда, у некоторых пз нпх еще не все движения та к же точны и рассчи­ таны. ка к у Кати Поповой. Но со временем все это прпобретется. У Кати — уже большой опыт на обвязке рыбы Движения рук ее почти неуловимы, видно лпшь, ка к переворачивается с боку на бок рыба и Шлепается на тела других, та к же обвя­ занных шпагатом. А там, немного в стороне, Тамара Лав­ рентьева и Аня Жарикова навешивают ры­ бу на рейки и устанавливают ее в клети, которые поступают потом в распоряжение коптильщицы Анны Михайловны Оборо- товон. Добрая слава идет об этой генщнне не только на коптильном заводе, но и на всем Мурманском рыбокомбинате. Мастером ско­ ростного копчения рыбы, новатором про­ изводства называют сейчас простую работ­ ницу Анну Михайловну Оборотову. А началось это летом, в июле... На за­ вод приехали два научных сотрудника Ленинградского отделения ВНПРО — Грец­ кая и Захарова. Онп-то и познакомили Анну Михайловну с новым методом копче­ ния рыбы, разработанным коптильщиком Ленинградского коптильного завода Кула­ гиным. Две недели работали вместе у пе­ чей трп советских женщины — простая работница и два научных сотрудника. Вме­ сте онп наблюдали и за температурой и за состоянием рыбы в камерах печей. Еоп- тплыцнца быстро поняла, в чем состоял «секрет» скоростного копчения по новому' методу. Нужно было несколько увеличить температуру в камере во время проварки рыбы. — Это и у нас можно делать, — заяви­ ла она тогда. Быстро овладевала Анна Михаиловна новым методом копчения. В то же время у нее самой часто возникала мысль: «Нельзя ли еще более ускорить процесс?» Подели­ лась своими мыслями с научными сотруд­ никами. Те одобрили. Стали коптить рыбу при более высокой температуре, достигаю­ щей 200— 240 градусов. Результаты полу­ чились значительно лучше. На весь про- Братский привет трудящимся стран народной демократии, успешно борющимся за дальнейший подъем народного хозяйства и повышение мате­ риального и культурного уровня жизни народа, за построение социалистичес­ кого общества! Да здравствует и крепнет нерушимая дружба и сотрудничество народно-демократических стран и Советского Союза! нием), а 28— 30— 32— 34 клети! — Анна Михайловна, поздравляю! — радостно обратилась однажды к ней науч­ ный сотрудник Ольга Павловна Грецкая.— Знаете, вы, дорогая, превзошли метод Ку­ лагина, разработали свой метод, метод Оборотовой! ...П с тех пор в цехе горячего копче­ ния коптильного завода началось движе­ ние за ускорение процесса копчения рыбы. Опытным коптильщицам Анна Михайлов­ на разъясняла существо нового метода, а с молодой коптильщицей Надеждой Михай­ ловной она работала некоторое время вме­ сте, делясь с нею своим опытом и зна­ ниями. Время копчения рыбы в гцехе сокращалось. Подготовленного сырья не стало хватать, пришлось поставить еще одну смену работниц на подготовку рыбы для копчения. ...Тяжелы клети с сырой рыбой. Рыба весит около 200 килограммов, а если при­ бавить к этому вес самой металлической клети и реек, получится солидная тя ­ жесть. Но по монорельсу коптильщица Анна Михайловна легко вкатывает пх в камеру печи по две клетн на каждую печь, подбрасывает дров, чтобы быстрее под­ нять температуру. Затем она в специаль­ ном журнале записывает время закатки, чтобы потом узнать продолжительность процесса копчения. В распоряжении коптильщицы пять пе­ чей п у каждой пз них свой «характер», своп «капризы». О них коптильщица зна­ ет досконально: за семнадцать лет работы она хорошо изучила их. Вот первая печь, недавно построенная. Жару в ней — хоть отбавляй, поэтому меньше дров надо до­ жить, иначе погорит рыба. Самые «спо­ койные» печи — третья и четкзртая. В них рыба быстро и хорошо коптится. А за пятой печью — глаз п глаз нужен* того н гляди, здесь понизится температура. Анна Михайловна открывает дверки ка­ моры одной печи. Здесь идет еще под­ сушка рыбы. Капли воды, словно редкий дождик, падают вниз, на пламя. — Огонь велик, жару многовато, — думает коптильщица. И лопатой сып­ лет на горящие дрова древесные опилки. В другой печи идет собственно копче­ ние. Рыба набрала уже необходимый, как говорят здесь, коллер. Работница по внеш­ нему ее виду определяет, что скоро можно будет выкатывать клеть из печи. Нако­ нец, этот момент наступил. Копченая тре­ ска — полуфабрикат для консервного завода — готова. Теперь ее следует охла­ дить, а там две укладчицы уложат ее в ящики, чтобы отправить для Еыработки нз нее консервов «Треска в масле». Конец рабочего дня подходит совсем неожиданно для Анны Михайловны. — Так быстро!? — спохватывается коптильщица. — А я хотела еще несколь­ ко клетей выдать. Ну да ничего, резуль­ тат и та к неплохой. — Сколько? — любопытствуют работ­ ницы. — Тридцать, ка к обещала! Коптильщица радостно оглядывает лица подруг, которыо вместе с ней трудятся на заводе, вместе борются за то, чтобы в стране было в достатке различных про­ дуктов питания. На глаза ей попадается лозунг, висевший на стене: «Да здравст- в у г т советские женщины — активные строители коммунизма!» — Где-то я видела его, — думает оиа. — А, вспомнплз, в Призывах Централь­ ного Комитета нашей родной Коммунисти­ ческой партии. Нас, женщин, это наш труд прославляют. А . НИЖ НИК . (Из Призывов ЦК КПСС к 36-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции), и --------------------------------- Китайский народ добивается больших успехов в деле индустриализации своей родины. Создаются десятки новых машиностроительных заводов, реконструируются сущест­ вующие. На одном из заводов Шанхая впервые в истории страны налажено производство шариковых и роликовых подшипников. На снимке: осмотр готовой продукции в цехе шанхай­ ского подшипникового завода. Фото агентства Снньхуа. Крестьяне-передовики Китайской Народной Респуб­ лики ведут энергичную борьбу с вредителями сельского хозяйства, пользуясь при этом новейшими достижениями науки. На снимке: отличник труда Чэнь Юн-кан (провинция Цзянсу) рассматривает под микроскопом бактерии одной из болезней рнса. Фото нз книги «Сельское хозяйство Нового Китая». Подготовка в Китае к 36-й годовщине Великого Октября Трудящиеся Китайской Народной Республики деятельно го­ товятся к празднованию 36-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Газета «Сунцзянжибао» сообщает, что в Харбине состоялось совместное'заседание актива Харбинского городского и сунцзян- ского провинциального отделенпй Общества китайско-советской дружбы, на котором был разработан план проведения празднова­ ния 36-н годовщины Велпкого Октября. Местные отделения Общества китайско-советской дружбы в районах Центрально-Южного Китая проводят беседы п доклады о значении китайско-советской дружбы и необхоіимости глубо­ кого изучения передового советского опыта. В У хани в канун годовщины Октября состоится праздничный концерт пз произве­ дений советских композиторов. Подъем сельского хозяйства внациональныхрайонах Китая ПЕКПН, 4 ноября. (ТАСС). За годы, прошедшие после создания Китайской На­ родной Республики, Народное правитель­ ство предприняло ряд мер с целыо подъема сельского !хозяйства в районах, населен­ ных национальными меньшинствами. Крестьянам былп предоставлены денеж­ ные ссуды на приобретение зерна п сеаь- скохозяйсгвенньп орудий, была оказана помощь в ведении сельского хозяйства. Как сообщает газета «Бэйцзинжибао»,! в этом году во многих районзх республики, населенных национальными меньшинства­ ми, собрзн богатый урожай. В провинции Спньцзян сбор риса, хлопка и кукурузы в этом году на 10—-1 5 проц. выше, чем в предшествовавшие годы. В Тибетском автономном районе провинции Спкан, в уездах Кандин, Тзяньннн, Даофу и Лухэ вдоль Спкан-Цпнхайской шоссейной дороги урожай пшеницы на 25 проц. вы­ ше прошлогоднего. Крестьяне автономного района нацио­ нальности мяо в провинции Хунань соб­ рали небывалый за последние несколько десятков лет урожай риса и других зер­ новых культур. Wop риса в этом районе по сравнению с прошлым годом повысил­ ся на 15 проц. Высокий урожай получен также в земледельческих районах по реке Брамапутра в Тибете, особенно в районе между Шигатзе и Лхатзе. «Бэйцзинжибао». ппшет, что весной текущего года Народное правительство Тибетского автономного района в про­ винции Оикан выдало крестьянам ссуды на сумму более 3.900 млн. юаней. Кроме того, безвозмездно передано крестьянам 69 тыс. сельскохозяйственных орудий и большое количество семян. Во время весеннего сева 'и осенних полевых работ местные власти, государст­ венные хозяйства и пункты агротехни­ ческого обслуживания организовали спе­ циальные группы, которые выезжали в деревни для оказания помощп крестьянам. Орошение засушливых районов в Болгарии С0ФПЯ, 4 ноября. (ТАСС). В Народной Республике Болгарии широко разверну­ лось наступление на засуху. До освобож­ дения от Фашизма в 1944 году в Болга­ рии было искусственно орошено всего 35.700 гектаров При народной власти за короткий срок были созданы Пирпнскб- Бистрпцкая, Червено-Бряжская, Перво­ майская, Сандановская, Росицкая п дру­ гое оросительные системы, которые дают веду сотням тысяч гектаров плодородной землп. Особенно сильно развилось гидромелио­ ративное •строительство за последние два — три года. Если в 1950 г. орошаемая площадь равнялась 92.500 гектарам, то в 1951 г она увеличилась до 126 тысяч гектаров, а в настоящее время в Болга­ рии орошается уже 250.800 гектаров. Эстафета румыно-советской дружбы БУХАРЕСТ, 4 ноября. (ТАСС). Пз пяти городов Румынии — Сату-Маре, Орадя, Решица, Крайова и Констанца — вышла звездная эстафета румыно-советской друж­ бы, которая 7 ноября прибудет в город Яссы На пограничной станции Унгены состоится торжественная передача эстафе­ ты советским спортсменам. Пищевая промышленность Чехословацкой Республики увеличивает выпуск консервов. Одним нз самых механизи­ рованных предприятий является Восточно-чешский соковый завод Фрута 01 в городе Нове Место (Градецкая область). Здесь почти все производственные процессы выполняют машины. Фрукты из сортировочной подаются конвейером в мойку. Оттуда конвейер доставляет их в протирочный цех. После ряда операций фруктовая масса поступает в дозировочный цех, где автоматы наполняют банки. После стерилизации и охлаждения консервы доставляются на склад. На снш іке: на складе фруктовых консервов. Фотб Чехословацкого телеграфного агентства. Правительство Новой Венгрии уделяет много внима­ ния развитию народного образования в стране. В 1952— 1953 учебном году 99 процентов детей школьного возраста посещают учебные заведения. На е тш ке : на занятиях в неполной средней школе в комитате Ноград. Фото «Мадьяр фото». Развитое угольной прозіышленностя ' в Польше ВАРШАВА, 4 ноября. (ТАСС). Успешно развивается в Поль­ ше угольная промышленность, являющаяся одной пз ведущих отраслей народного хозяйства страны. В 1952 г. в стране было добыто угля в два с лишним раза больше, чем в 193S году. Вместе с реконструкцией и расширением существующих шахт в республике ведется строительство новых шахт. В прошлом году в Силезии вступили в строй действующие шахты «Земо- впт» и «Всссла-2». В ближайшие годы каждая пз них будет давать ежегодно по 2 млн. тони угля. В настоящее время строптся 9 новых угольных шахт, кото­ рые будут оборудованы по последнему слову современной тех­ ники. лыгч (К 60-лешию со дня см.ерти) Гениальный сын русского народа Петр Ильпч Чайковский справедливо считается одним из величайших композиторов мира. Его творчество вошло в сокровищницу музыкальной культуры не только нашей стразы но-н всего мира,; оно стало близ­ ким п дорогим для миллионов людей. В нем художник-патриот выразил глубочай­ шую любовь к своей родине, Б своему на­ роду Созданные пм ойразы волнуют и бу­ дут всегда и радовать п волновать слуша­ теля. Чайковский родился 7 мая 1840 года в городе Воткннске в семье директора ка­ зенного завода. Десяти лет от роду его оп­ ределили в Петербургское училище пра­ воведения. Мальчик рано проявил музы­ кальную одаренность, но никто не помыш­ лял о том. что он станет музыкантом- професспояалом. Чайковский закончил курс училища правоведения, а затем по­ ступил на службу в министерство юсти­ ции. Однако карьера чиновника не прель­ стила его. Чайковский непреодолимо стре­ мился к музыке В 1861 году он поступил в музыкальные классы, основанные ге­ ниальным пианистом и выдзющпмея ком­ позитором А. Г. Рубинштейном. Год спустя классы былп преобразованы в Петербург­ скую консерваторию. Чайковский оставил службу, лишившись материальной обес­ печенности. Он работал с полным напря­ жением сил и в 1865 году окончил курс с отличием. На следующий год Чайковский присту­ пил к работе во вновь открывшейся Мо­ сковской консерватории п широко развер­ нул, свою композиторскую деятельность. Его творчество быстро встретило призна­ ние как широких кругов москвичей, так и крупнейших представителей ертпегпчо- ского мира. Это окрылило молодого композитора, работавшею неутомимо, соз­ дававшего одно произведение за другим. Творческая деятельность Чайковского' развернулась в эпоху большого обществен­ ного подъема, расцвета передовой русской мысли. Быстро развивались русская нау­ ка п культура. Плен резолюппонеров-де- мократов Белинского, Чернышевского. Доб­ ролюбова оказали могучее воздействие на литературу, живопись, музыку. Большое вначенпе этот период, знаменательный пе­ риод шестидесятых годоз, имел и для Чайковского, принявшего активное уча­ стие в кипучей музыкальной жизни того времени. В начале 70 -х годоз композитор сблп- вплся с «балакиревским кружком», изве­ стным под названием «Могучей кучки» , в который входила выдающиеся деятели русской музыкальной культуры: Балаки­ рев, Мусоргский Римский-Корсаков, Боро­ дин, Кгои, боровшиеся за передовое реали­ стическое искусство, ва подлинно народ­ ную музыку. «Балакиревцам» Чайковский нередко показывал свои отдельные произ­ ведения н, несмотря па то, что не согла­ шался с некоторыми пх суждениями, не­ редко подвергался критике с их стороны, делал то же дело, что п «Могучая куч ­ ка», — трудился над созданием русского национального демократического искус­ ства. - Прожив в Москве с 1866 по 1877 год, композитор за это время написал такие произведения, ка к увертюра «Ромео и Джульетта», симфонические поэмы «Бу­ ря» п «Франческа да Рпмпнп», первые три симфонии, первый фортепианный кон­ церт, оперы «Онрпчнпк» п «Кузнец Ва- кула» (переработанная впоследствии в оперу «Черевички»), балет «Лебединое озеро», три струнных квартета, ряд ро­ мансов, пьесы для Фортепиано, эскизы гениальной четвертой симфонии п оперы «Евгений Онегин». Этот перечень ярко характеризует огромную творческую про­ дуктивность московского периода жизни Чайковского. Пз начинающего композитора он вырос в первоклассного мастера, ярко­ го и самобытного. 1878— 1885 годы Чайковский провел в непрерывных скитаниях по городам Рос­ сии и Западной Еврочы, нигде не оста­ навливаясь надолго часто переезжая с од­ ного места на другое. Повсюду он вел одпн п тот же, строго размеренный образ жизни, отдавая вое своп силы творческо­ му труду. Каждый день композитор упор­ но и неутомимо работал над своими сочи­ нениями. Строгая трудовая дисциплина — характерная черта Чайковского, велпкого труженика в искусстве, показывающего и в этом отношении высокий пример. В этот период еще более выросла миро­ вая известность Чайковского, добавившего к ранее созданным произведениям новые шедевры. Он завершил четвертую симфо­ нию и оперу «Евгений Онегин», написал скрипичный концерт, «Вариации на те­ му Рококо» для виолончели, фортепианное трпо («Памяти великого артиста»). «Итальянское каприччио», трп оркестро­ вые сюиты, оперы «Орлеанская дева» п «Мазепа» и другие произведения. Начиная с половины восьмидесятых го­ дов, Чайковский все чаще приезжал в Мо­ скву и наконец поселился в ее окрестно­ стях — сперва в Маіианове а затем в Клину. Гений его вступил в эпоху своего высочайшего расцвета — он создал пя­ тую и шестую симфонии, оперы «Чаро­ дейка», «Пиковая дама», «Иоланта», ба­ леты «Спящая красавица» и «Щелкун­ чик». Все чаще и чаще композитор вы­ ступал как дирижер своих произведений и в городах России, и в зарубежных стра- пах. Концертные поездкп еще больше уп­ рочили его мировую славу. Последние месяцы своей жизни Чай­ ковский с необычайным подъемом и увле­ чением работал над шестой («Патетиче­ ской») симфонией Ез первое исполнение состоялось в Петербурге 16 октября 1893 года под управлением автора А вскоре — 6 ноября 1893 года Чайковский скоропо­ стижно скончался. Великий композитор умер в полном расцвете своих творческих сил. Его смерть была воспринята всем передовым человечеством ка к громадная, невосполнимая потеря. Гений Чайковского в равной мере про­ явился в области оперной, симфониче­ ской и камерной музыки: каждую пзннх композитор обогатил своими вдохновен­ ными произведениями. Чайковский рисо­ вал жизнь во всем богатстве ее типов и образов. В этом отношении он явился ха­ рактерным представителем русского клас­ сического искусства. С особенной яркостью проявились реа­ листические устремления Чайковского в его оперном творчестве Широчайшей по­ пулярностью пользуется опера композито­ ра «Евгений Онегин», в музыке которой гениально воплощены образы пушкинско­ го романа. Пушкин вдохновил Чайковско­ го и на создание двух других выдающих­ ся произведений — опер «Мазепа» п «Пиковая дама». Последняя принадлежит к числу величайших достижений мирово­ го оперного псйусства, поражает глуби­ ной психологического анализа верностью характеристик и драматической напря­ женностью. Иные грани дарования Чай­ ковского раскрываются в жизнерадостной, проникнутой сочным народным юмором опере «Черевички» (по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»). и , в светлой, романтически возвышенной опе­ ре «Иоланта». Огромное идейно-художественное значе­ ние имеет и симфоническое творчество Чайковского., пользующееся исключитель­ ной любовыо широких кругов парода. Шесть симфоний, равно как и программ­ ные симфонические произведения «Ромео п Джульетта», «Буря». «Франческа да Р и м и н и » «Манфред» порззптельны и по глубине и значительности соіержания. п по ясности И ДОХОДЧИВОСТИ, с .которыми это содержание выражено. Безбрежный мир человеческих чувств, исканий в на­ дежд воплощен в стремительном потоке музыки этих произведений, музыки, глу­ боко искренней, полной жизни. Основной темой симфонического твор­ чества Чайковского является борьба свет­ лого, жизнеутверждающего начала против сил мрака, против всего, что угнетает человека, мешает жить свободно и счаст­ ливо. Эта тема развивалась композитором во многих вариантах. Его симфоническая музыка звучит, как .волнующий рассказ о драматических столкновения! и битвах. Хотя онп подчас заканчиваются гибелью героев однако композитор далек от песси­ мизма; его музыка утверждает жизнь, вос­ певает чистоту и благородство человека, говорит о бессмертии народа, полного сил и душевного здоровья. Одним из ярчайших примеров этого является четвертая симфо­ ния, гениальная инструментальная драма, в финале которой, нг,писанном на тему русской народной песни, с огромной мощью воплощена жизнеутверждающая идея. Знакомясь с творческим наследием ве­ ликого композитора, вновь и вновь пора­ жаешься его удивительной многосторонно­ сти. Чайковскому принадлежат замеча­ тельные балеты — «Лебединое озеро». «Спящая красавица» и «Щелкунчик», со­ ставившие эпоху в развитии мирового хо­ реографического искусства. Замечательны его романсы, покоряющие красотой выра­ зительной, певучей мелодии, богатством мира переживаний, лирической непосред­ ственностью, делающей пх свободным, вылившимся от сердца высказыванием композитора. Общеизвестны фортепианные произведения Чайковского — первый кон­ церт, полный жизни и света, проникну­ тый русской и украинской народной пе- сенностыо, цикл фортепианных пьес «Вре­ мена года», с необыкновенной поэтич^ ностью рисующий картинки любимой композитором родной природы, и многие другие произведения. Чайковский сказал новое слово и в своем великолепном скри­ пичном концерте, н в своих струнных ; квартетах, прочно вошедших в наш му- I зыкальный быт п известных каждому лю­ бителю музыки. Петр Пльпч Чайковский был русским национальным гением. Русским народным характером проникнуты п его оперные обг разы, и ликующие финалы его концертов, 1и его симфоническая и камерная музыка. I Сам композитор подчеркивал это: «Я до ; страсти люблю все русское — русскую красоту, русский склад ума. П мне ка­ жется, что я одарен^ свойством правіиво и искренне выражать своп мысли. В этом отношении я реалист и коренной русский человек». Он с глубоким презрением отзы-. вался о тех, кто преклоняется перед загра­ ницей, «ругает все русское». «Люди этп ненавистны мне, — писал композитор,— они топчут в грязи то что для меня нет сказанно дорого и свято». Ярчайшая национальная характерность не помешала музыке Чайковского найти путь к сердцам народов всего мира. Толь­ ко на народной основе могло возникнуть искусство такого подлинно всемирного, ин­ тернационального значения, каким яв­ ляется музыка Чайковского. Русский на-, циональный гений композитора стал до­ стоянием всего передового человечества. Реалистическое я демократическое твор­ чество Чайковского оказало и оказывает огромное влияние на творчество деятелей самой передовой в мирь советской музы­ кальной культуры — и ругекпх компози­ торов и 'композиторов всех братских наро­ дов СССР. Глубокие, правдивые, реалистические произведения Чайковского выдержали са­ мую серьезную проверку — проверку временем. Его музыка получила в нашей стране попстине всенародное распростра­ нение. Она вдохновляет и воодушевляет слушателей, заставляя пх снова пережи­ вать то высокое радостное чувство, кото­ рым был полон композитор, создавший своп бессмертные произведения для широ­ чайших народных масс. И . МАРТЫНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz