Полярная правда. 1953, ноябрь.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Лз 262 (7676) 5 поября 1953 г. НОТА СОВЕТСКОГО Правительствам Англии, Франции иСША осозыве совещания Министров Иностранных 18 октября Министерством Иностран­ ных Лол Союза ССР былп получены иден­ тичные поты Правительств Англии, Фран- '3 ноября Министерство Иностранных п 00 - ; Дел Союза ССР направило Посольствам Правительства от 2S сентября о созыве, ф ранц т п С‘ША в Москве о т ю і_ щги и США в ответ на ноту Советского Правительства от 2S сентября о созы совещания Министров Иностранных Дел. пую ноту Советского Правительства. Ниже публикуются текст ноты Пра-1 новплпсь соседние страны, в отношении вительства Англии от 1S октября 1953 г. которых германские милитаристы никогда п текст поты Советского Правительства о т ' не останавливались перед подысканием 3 ноября 1953 г. Посол Её Британского Величества с в и -1нейшего обмена потами. Правительство Её ЧКГТГС ѴГ*Г ГТѴйЛ ХТРЯТГтіПЛ ХІИППЛТПТТ ТППЛГТП1 ПЛТЛОТУ'СТ ігтл глтіотѵ^спа п/ѵгп детельствует свое уважение Министру Иностранных Дел Союза Советских Социа­ листических Республик н, по указанию Министра Иностранных Дел Ее Велпчест- за, имеет честь сообщить следующее. Правительство Её Величества, ка к обычно прп тесной консультации с Пра­ вительствами Соединенных Штатов и Франции, внимательно пзучпло ответ Со­ ветского Правительства от 28 сеитября па предложения трех западных держав о совещании четырех держав в Лугано 15 октября. Былп проведены консультации также с правительством Германской феде­ ральной Республики и германскими вла­ стями в Берлппе. 2. Удовлетворительное урегулирование проблем, относящихся к Германии и Ав­ стрии, несомненно является существенно важным для любого подлинного и дли­ тельного ослабления международного нап­ ряженпя и является жизненно важным для будущего народов этих стран. Правитель­ ство Её Величества, имея в виду своп предыдущие ноты от 15 июля и 2 сен­ тября, твердо придерживается того мне­ ния, что действительный прогресс в на­ правлении разрешения главных междуна­ родных вопросов, в том числе и проблемы безопасности Европы может быть осуще­ ствлен путем откровенного обсуждения вопросов о Германии и Австрии па сове­ щании Министров Иностранных Дел Сое­ диненных Штатов, Союза Советских Со­ циалистических Республик, Соединенного Королевства и Франции, а зе путем даль- НОТА ПРАВИТЕЛЬ СТВА АНГЛИИ о т 18 о к т я б р я 1953 г. Соединенного Королевства и Франции, соз­ навая особую ответственность, которую их Правительства вместе с Советским Прави­ тельством несут в отношении Германии п Австрии, желают поэтому рассмотреть этч вопросы ка к можно скорее вместе с Совет­ ским Министром Иностранных Дел. По­ скольку первоначально предложенная дата 15 октября уже прошла, Правительство Её Величества предлагает, чтобы Минист­ ры Иностранных Дел собрались на сове­ щание в Лугано 9 ноября. Оно искренне надеется, что Советское Правительство согласится принять участие в этом сове­ щании. 6. В Советской ноте также содержится предложение созвать дополнительно конфе­ ренцию пяти держав для рассмотрения ме­ роприятии по ослаблению напряжения в международных отношениях. Правительст­ во Её Величества всегда готово и желает обсудить причины такого напряжения с тем, чтобы пх устранить. Однако оно же­ лает сделать это при условиях, которые создадут разумные перспективы па до­ стижение положительных результатов и обеспечат, чтобы точки зрения непосред­ ственно заинтересованных Правительств былп должным образом представлены. В соответствии с этим, Правительство Её Величества уже согласилось на созыв По­ литической Конференции по Корее в фор­ ме, предложенной коммунистической сто­ роной во время пе]>егог>оров о перемирии в Корее и рекомендованной соглашением о перемирии, а также Генеральной Ассамб- Велпчества надеется, что советская ота отражает готовность незамедлительно обсу­ дить эти вопросы. 3. Такоо совещание предоставит Совет­ скому Правительству возможность изло­ жить своп взгляды по любому аспекту германского и австрийского вопросов, ко­ торые оно пожелает высказать. Прави­ тельство Её Величества, со своей стороны, охотно воспользуется этим случаем, что­ бы изложить своп идеи по вопросам, ужо поднятым в его предыдущих нотах. 4. Что касается советского предложе­ ния обсудпть австрийский вопрос в обыч­ ном дипломатическом порядке, Правитель­ ство Её Величества придерживается той точки зрения, что дипломатические кана­ лы всегда открыты и Правительство Её Величества будет ка к и прежде тщательно рассматривать любое советское предложе­ ние относительно договора которое может быть представлено па рассмотрение такам путем. Поскольку, однако, использование таких каналов не привело в последние не­ сколько лет нп в какому прогрессу, Прави­ тельство Ее Величества придерживается того мнения, что обсуждение этого вопроса самими четырьмя Министрами Иностранных Дел является наиболее практичным путом выйти из существующего тупика и до­ стигнуть соглашения в отношении до- говорз. 5. Решение германского и австрийского вопросов слишком затянулось. Министры Иностранных Дел Соединенных Штатов, леей Организации Объединенных Наций. Было предложено, чтобы обсуждение воп­ роса о подготовке к конференции происхо­ дило в Паньмыньчжопе. Вое пять прави­ тельств, упомянутые в Советской поте, могли бы быть представлены па этой кон­ ференции, которая, как надеются, откроет­ ся в скором времени. Её цель состоит именно в том. чтобы устранить один пз главных источников напряжения на Даль­ нем Востоке и таким образом открыть путь для достижения в ближайшее время мир­ ного урегулирования других международ­ ных проблем, существующих в настоящее время в этой части мира. Другие вопросы, упомянутые в Советской поте, такие как вопрос о разопуженпп, либо обсуждаются, либо будут обсуждаться Геперільной Ас­ самблеей Организации Объединенных На­ ций. Действительно, несколько вопросов, упомянутых в Советской ноте, бьтлп недавно вклтчепы в повестку дня теку­ щей сессии Генеральной Ассамблеи по просьбе Советского Союза. Кроме того, Правительство Её Величества попрежнему готово обсуждать в обычном дипломатиче­ ском порядке любые вопросы, которые лю­ бое правительств» пожелает поставить. 7. Таким образом, открыт путь для до­ стижения прогресса по этим различным вопросам. Е^лп, кроме того, сможет со­ стояться в настоящее время плодотворное обсуждение в Лугано, то будет подготовле­ на почва для обсуждения других главных вопросов и восстановления необходимых условий для мирных и дружественных от­ ношений между государствами. НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТ от 3 н о я б р я 1953 г. ЛЬСТВА ■ Советское Правительство подтверждает получение ноты Правительства Англии от 18 октября, являющейся ответом па ноту Советского Правительства от 28 сентября. Правительство Англии в ноте от 18 ок­ тября, та к же, ка к и в предыдущей ноте от 2 сентября, обходит глазные вопросы, поставленные Советским Правительством, рассмотрение которых имеет целью содей­ ствовать урегулированию нерешенных международных проблем п укреплению ми­ ра. Между тем, необходимость такого уре­ гулирования стала еще более настоятель­ ной. Нельзя также пройти мимо того факта, что последняя пота Правительства Англии к на этот раз является результатом сепа­ ратного сговора трех держав, а именно: Англпп, Франции п США. В силу этого но- гое совещание Министров Иностранных Дел трех держав в Лондоне, ка к и преды­ дущее совещание в Вашингтоне, отнюдь зіе облегчает задачи урегулирования нере­ шенных международных проблем. Напро­ тив, такие совещания не могут не ограни­ чивать инициативу и возможности дости­ жения договоренности между заинтересо­ ванными державами, что, естественно, про­ тиворечит интересам международного со­ трудничества. Советское Правительство в своей поте от 28 сентября обращало внимание Прави­ тельства Англпп, равно кап и Прави­ тельств США и Франции, на необходи­ мость рассмотрения Министрами иностран­ ных дел Англпп, Францпп, Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики п Советского Союза мероприя­ тий по уменьшению напряженности в меж­ дународных отношениях. Прп этом Совет­ ское Правительство руководствовалось тем, что Правптельства указанных держав та к­ же выражают стремление б достижению такой договоренности, которая привела бы уже в ближайшее время к уменьшению международной напряженности, а это, в свою очередь, сделало бы возможным до­ стижение положительных результатов по урегулированию назревших международ- 5іых проблем. Выдвигая это предложение, Советское Правительство исходило пз того, что в настоящее время, особенно в связи с паклгоченпем перемирия в Корее, для этого создалась благоприятная обстановка. Известно, какое положительное значение для достижения перемпрпя в Корее имело выступление Правптельства Китайской Народной Республики, которое вместе с Правительством Корейской Народно-Демо­ кратической Республики проявило ини­ циативу, приведшую к соглашению о пре­ кращении кровопролития в Корее. Вполне естественно было бы ожпдать как с той, та к и с другой заинтересованной стороны дальнейших шагов к смягчению междуна­ родного напряжения. Отказ от обсуждения вопроса о смягчении напряжения в между­ народных отношениях нельзя было бы. рассматривать иначе, ка к нежелание со­ действовать урегулированию неразрешен­ ных вопросов, п, тем самым, содействовать укреплению мпра н международной безо­ пасности. Однпм из главных моментов, свидетель­ ствующих о большом напряжении в между­ народных отношениях, является тот факт, что в течение последних лет все более уси­ ливается гонка вооружений, в состав кото­ рых включается атомное и водородное оружие, образуются военные группировки одних государств против других госу­ дарств, быстро растет сеть военных баз, создаваемых некоторыми государствами на террпторип другпх стран п т. д. Если Пра­ вительство Англии, так же, как и Прави­ тельство СССР, признает, что такое поло­ жение усплпвзет угрозу новой мировой войны, п что нельзя откладывать на не­ определенное ’ время рассмотренпе указан­ ных важнейших международных вопросов, то в этом случае должны былд бы отпасть возражения против того, чтобы без даль­ нейших оттяжек приступать к рассмотре­ нию вопроса о мероприятиях по смягчению международного напряжения. В противном случае, нельзя было бы обеспечить нали­ чие соответствующих условии для разреше­ ния назревших международных проблем, урегулированию которых и Правительство Англпп придает важное значение. Правительство Англии в своей поте от 1S октября ссылается на то, что некото­ рые вопросы, выдвинутые в ноте Сойот­ ского Правительства от 2S сентября, в тем числе вопрос о разоружении, уже обсужда­ ются или будут обсуждаться Генераль­ ной Ассамблеей Организации Объединен­ ных Наций. Эту ссылку, однако, нельзя признать сколько-нибудь состоятельной. В Организации Объединенных Наций неко­ торые важные вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира, обсуж­ даются с самого начала создания этой Ор­ ганизации. Это относится прежде всего г» таким вопросам, ка к сокращение и регули­ рование вооружений, запрещение атомного и другпх видов оружия массового унпчтоже- нпя, о недопустимости создания военных баз на чужих территориях, о недопусти­ мости пропаганды, направленной па подго­ товку повой мировой войны. Однако, как известно, разрешение этих важных вопро­ сов в ООН натолкнулось на серьезные за­ труднения. В результате, проводимая неко­ торыми странами гонка вооружений не только не сокращается, но продолжается в еще больших размерах, в связп с чем не­ прерывно увеличивается налоговое бремя, которое несут на своих плечах широкие слои населения этих стран, п оружие мас­ сового уничтожения, особенно с появле­ нием водородной бомбы, становится все более разрушительным н опасным. Для смягченпя напряжения в междуна­ родных отношениях имеет большие значе­ ние полное урегулирование корейского воп­ роса. В настоящее время это требует, что­ бы на основе достигнутого перемирия бы­ лп разрешены вопросы о национальном объединении и установлении прочного мира в Корее. Этим целям должен отвечать созыв политической конференции по Ко­ рее. Советское Правительство уже отмечало в своей ноте от 28 сентября, что созыв этой конференции наталкивается па серьезные трудности в связп с рассмотрением вопро­ са о составе участников конференции. Все еще имеет место явная недооценка значе­ ния согласованных действий в этом вопро­ се с такпмп непосредственно заинтересо­ ванными государствами, как Китайская Народная Республика и Корейская Народ­ но-Демократическая Республика. Как это должно быть совершенно очевидным, успех политической конференции по Корее во многом зависит от согласованности дейст­ впй обеих непосредственно заинтересован­ ных сторон и от участия в этой конферен­ ции других нейтральных государств, кото­ рые содействовали достижению перемирия в Корее и могут оказать серьезную помощь в урегулировании всего корейского воп­ роса. В соответствии с достигнутой догово­ ренностью, между сторонами в Папьмынь- чжоне уже происходит совещание, созван­ ное для рассмотрения неурегулированных вопросов, связанных с подготовкой поли­ тической конференции по Корее. Еслп Правительство США и Правптельства не­ которых другпх стран, несущие ответст­ венность за затруднения, возникшио в урегулировании корейского вопроса, в ча­ стности за затруднения, связанные с реше­ нием вопроса о составе участников кон­ ференции, действительно стремятся к ус­ пеху этой конференции, то онп пе могут не считаться с указанными выше закон­ ными требованиями корейско-китайской стороны, которые, ка к это показало об­ суждение вопроса о составе участников конференции на 7-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. раздетяются большинст­ вом государств Европы, Азии и Африки. Смягчение напряжения в международ­ ных отношениях во многом зависит также от урегулирования вопроса о взаимоотно­ шениях с Китайской Народной Республи­ кой, восстановления законных прав Китая в Организации ОГп,единенных Наций пего участия в решении основных вопросов, от­ носящихся к поддержанию мира и безо­ пасности народов. Игнорировать необходи­ мость безотлагательного решения вопросов, относящихся к восстановлению националь­ ных прав Китайской Народной Республи­ ки и тормозить осуществление полноправ­ ного участия Кптая в урегулировании на­ зревших международных проблем — зна­ чит, содействовать дальнейшему поддер­ жанию международной напряженности. Нельзя сводить дело к участию Китайской Народной Республики в конференции по Корее, поскольку положительные результа­ ты этой конференции также в немалой мере связаны с признанием прав ч закон­ ных интересов китайского народа при урегулировании других важных междуна­ родных проблем,. Следует такж^ признать недопустимым таксе положение, когда в отношении Китайской Народной Республи­ ки все этп годы имеют место тс пли иные акты агрессии, провоцируемые некоторы­ ми державами. Из всего сказанного следует, что для урегулирования назревших международ­ ных проблем, пмегащих большое значенпо для смягченпя международного напряже­ ния — не говоря уже об особых вопросах, относящихся к положению в странах Юго- Восточной Азип п Тихого океана, — су­ ществует настоятельная необходимость со­ зыва совещания Министров Иностранных Дел пяти держав: Англии, Францпп, США, Китайской Народной Республики и Совет­ ского Союза. В ответ на предложение Советского Правптельства о созыве совещания в со­ ставе Министров Иностранных Дол пятп держав для рассмотрения мероприятий по ослаблению напряжения в международных отношениях Правительство Англии заяви­ ло о свесй готовности обсудить причины такого напряжения с тем, чтобы пх уст­ ранить. Прп этом, однако, Правительство Англии заявило, что «оно жедает сдедать это прп условиях, которые создадут разум­ ные перспективы на достижение положи­ тельных результатов п обеспечат, чтобы точкп зрения непосредственно заинтересо­ ванных Правительств былп должным обра­ зом представлены». Таким образом, заявляя о готовности рассмотреть причины нынешнего между­ народного напряжения с тем, чтобы пх устранить, Правптедьство Англии ту т же отказывается от созыва совещания пятп держав в настоящее время. Это видно пз того, что оно выдвигает разного рода пред­ варительные условия, направленные па откладывание созыва указанного совеща­ ния на неопределенно долгое время. Еслп Правительство Англпп будет п дальше на­ стаивать па этпх предварительных усло­ виях, то это будет свидетельствовать о том, что па деле оно не стремится к смягчению международного напряжения п к соответ­ ствующему урегулированию нерешенных международных проблем. Отказываясь от созыва совещания пятп держав, Правительство Англии указывает на то, что оно дало свое согласие на со­ зыв политической конференции по Корее, где могли бы быть представлены всо этп іержавы. Однако это заявление Прави­ тельства Англии не имеет под собой поч­ вы уже по одному тому, что запятая пм позпцпя, отклоняющая участие нейтраль­ ных стран в конференции по Корее, дела­ ет невозможным участие СССР в указан­ ной конференции. Нельзя забывать и о чается возможность рассмотрения общего вопроса о смягчении международного нап­ ряжения, неотложность рассмотрения ко­ торого нельзя отрицать в настоящее время. В своей ноте от 23 сентября Советское Правительство обращало внимание на то, что в последнее время политическое раз­ витие в Западной Германии усилило тре­ вогу в миролюбивых странах Европы. Правящие кругп в Западной Гермаппн предлогов для нападения. В связп с этим понятно, что в ноте Пра­ вительства Англии от 18 октября затронут такой серьезный вопрос, как вопрос о ев­ ропейской безопасности, которому Совет­ ское Правительство всегда придавало важ­ нейшее зпачение. Нельзя пе признать, что только такое решение германской пробле­ мы будет отвечать интересам миролюби­ вых народов Европы, а равным образом и интересам самого германского народа, прп котором будет обеспечено восстановление национального единства Германии, ка к де­ мократического и миролюбивого государ­ ства п. вместе с тем, будут обеспечены интересы безопасности всех европейских государств. Это значит, что создание осо­ бой военной группировки европейских го­ сударств, направленной против тех пли других государств Европы, вроде предпри­ нимаемого теперь создания та к называемой европейской армии. — не имеет ничего об­ щего с действительной европейской безо­ пасностью. Не следует забывать и о том, что суще­ ствует англо-советскпй договор 1942 г., а также франко-советский договор 1944 г., согласно которым СССР и Англия, а также СССР и Фраиция, взяли па себя обязатель­ ства принимать совместные меры против возможности новой агрессии со стороны германского милитаризма, что, вместе с тем, отвечает целям обеспечения безопас­ ности всех государств Европы. Забывать об этих важных обязательствах было бы пе в интересах Англии и Францпп. Что же касается Советского Союза, то с его сторо­ ны, ка к раньше, так п теперь, имеется полная готовность не только не ослаблять эти обязательства, но п учесть имеющиеся новые возможности для обеспечения безо­ пасности в Европе. Однако, позиция Правптельства Англпп в отношении германской проблемы, выра­ женная в упомянутой ноте, равно ка к и в его предыдущих нотах, совершенно не от­ вечает интересам обеспечения европейской безопасности, поскольку в них игнори­ руются не только указанные выше обяза­ тельства, но и постановления Потсдамской конференции 1945 года;) согласно которым Англия, США, СССР и присоединившаяся к ним Фрапцпя договорились о том, чтобы совместными усилиями содействовать вос­ становлению единства германского госу­ дарства, образованию общегерманского де­ мократического правптельства, заключе­ нию мирного договора с Германией. Прави­ тельство СССР считает необходимым вновь открыто ставят свэеи целыо ускореннее: обратить внимание Правительства Англпп на всю важность для обеспечения евро­ пейской безопасности соблюдения принци­ пов п целен Потсдамского соглашения в от­ ношении Германии. Советское Правительство п теперь счи­ тает, что только совместными усилиями четырех держав можно обеспечить европей­ скую безопасность п не допустить восста­ новления агрессивного германского мили­ таризма, к чему так стремятся западно- германские реваншисты. Для этого необхо­ димо, чтобы Англия, Франция, США и СССР, совместно с представителями Запад­ ной и Восточной Германии, договорились о том, чтобы в соответствии с интересами укрепления мира п европейской безопас­ ности не откладывалось дальше решение связанных с этим главных относящихся к Германии вопросов: о мпрпом договоре с Германией п о восстановлении единства германского государства па демократиче­ ских п миролюбивых началах. Именно в силу указанных выше сообра­ жений Советское Правительство предложи­ ло обсудить на совещании Министров Иностранных Дел такие вопросы, ка к: Созыв мпрной конференции для рассмот­ рения вопроса о мирном договоре с Гер­ манией; Образование временного общегерманско- общегер- провсднпіо плана ремилитаризации. Про­ водятся мероприятия по созданию регу­ лярной армии, военно-воздушных сил, военно-морского флота. Сотни промышлен­ ных предприятий приспосабливаются к обслуживанию военных пужд. Западно­ германские монополисты, которые в свое время вдохновляли гптлерозскую агрес­ сию, заняты восстановлением военной промышленности. Те генералы, которые создали гитлеровскую армию и осуществ­ ляли военные планы Гитлера, снова берут в своп руки руководство созданием воору­ женных сил Западной Германии. Нынеш­ нее боннское правительство, являющееся выразителем стремлений агрессивных кру­ гов западногерманских монополистов и гитлеровской военной верхушкп, уже не считает нужным окрыпать своих агрессив­ ных целей в отношении соседних госу­ дарств. Правящие круги в Западной Гер­ мании открыто афишируют свои реванши­ стские планы, что создает все большую угрозу европейской безопасности. Запад­ ногерманские реваншисты, поднявшие го­ лову в последнее время, стремятся зару­ читься поддержкой в агрессивных кругах других государств. При таком положении нельзя не видеть опасности стремлений правящих кругов Западной Германии всячески ускорить ра­ тификацию п вступление в силу как па- '■го правительства и проведение рпжского, так п боннского соглашений, с ганских выборов, которыми связаны пх расчеты на ускоре-1 Кроме того. Советское Пр нне ремилитаризации Западной Германии і счптал0 5 считает важным рассмотреть п на осуществление их реваншистских планов в Европе. В этпх условиях следует признать особенно недопустимыми те по­ пытки грубого нажнма, которые в послед­ нее время применялись, например, в отно- вопрос об облегчеппп финансово-экономи­ ческих обязательств Германии, связанных с последствиями войны. Как раньше, так и в поте от 18 октября Правительство Англпп не высказало сво- шенпп Франции, чтобы преодолеть сопро- і его отношения к этим вопросам, имеющим тпвленпе оишественпых кругов оонискому и парижскому соглашениям Поскольку парижское соглашение о так называемой европейской армип, со включе­ нием в псе западногерманских вооружен­ ных сил, означает созданпе регулярной армии в Западной Германии, постольку за­ падногерманские реваншисты не останав­ ливаются нп перед чем, чтобы добиться вступления в силу этого соглашения. Вме­ сте с этим, реваншистские круги Западной Германии оказывают постоянный нажим, чтобы ускорить вступление в силу и бонн­ ского соглашения. И это соглашение, оставляющее Западную Германию на де­ сятки лет на положении оккупированной страны, онп намереваются использовать, войдя в состав Северо-Атлантической воен­ ной группировки держав и заручившись поддержкой наиболее агрессивных сил этой группировки, чтобы затем развязать себе руки. Вступлеипе в силу парижского п бонн­ ского соглашений означало бы, что реми­ литаризация Западной Гсрманпп развер­ нется полным ходом. И тогда, ка к об этом свидетельствует тяжелый опыт народов Европы, западногерманские реваншисты перестанут считаться со многими парагра­ фами этпх соглашений. Тогда онп пойдут на все, дабы втянуть участников этих соглашений в такпе авантюры, которые помогут им начать войну для осуществле­ ния пх преступных реваншистских целей. С этим пе могут не считаться миролю­ бивые пароды Европы п, прежде всего, со- седп Западной Германии. Всем известны уроки истории, когда первыми жертвами первостепенное значение для решения гер­ манской проблемы. Вместо этого оно огра­ ничилось заявлением, что на упомянутом совещании оно «воспользуется этпм слу­ чаем, чтобы изложить своп пдеп по вопро­ сам, уже поднятым в его предыдущих но­ тах». само по себе свидетельствует о том, что этп базы не имеют ничего общего с зада­ чами обороны стран-участии ков Северо- Атлантического блока п предназначены для использования их в агрессивных це­ лях. Такпе американские базы созданы, как известно, па территориях Англпп, Франции, Италии, Турции, Норвегии и ря­ да другпх стран. Лишь недавно заключепо соглашение о создании новых американ­ ских военных баз на территории Греции, что не пмеет ничего общего с националь­ ными интересами греческого парода. На­ сколько далеко зашло дело создания аме­ риканских военных баз в Европе свиде­ тельствует тот факт, что в последнее вре­ мя было подписано соглашение между США п вчерашним сообщником гитлеров­ ской Германии — франкистской Испа­ нией, которая превращается в военного союзника Северо-Атлантической группи­ ровки держав и предоставляет свою терри­ торию для создания военно-морских п военно-воздушных американских баз. Пос­ ле таких новых фактов никто не сможет утверждать, что Северо-Атлантический блок преследует оборонительные цели. Кроме того, систематически осуществ­ ляется открытый нажим на некоторые другие государства Европы, а также Ближнего и Среднего Востока п, в част­ ности, на Иран с целыо прппудчть пх предоставить своп территории для иност­ ранных военных баз, несмотря па закон­ ные протесты широких общеегзенных кругов этпх государств, отдающих себе от­ чет в том, что создание таких баз пресле­ дует агрессивные цеди и несовместимо с национальным суверенитетом и независи­ мостью этпх стран. С созданием указанных военных баз имеют прямую связь проводимые ныне ме­ роприятия по ремилитаризации Западной Германии, направленные на то, чтобы превратить западногерманскую террлторию в плацдарм для подготовки п осуцс^твле- нпя реваншистских целей западногерман­ ских милитаристов, а также агрессивных планов Северо-Атлантического блока. Нетрудно попять, что при таком поло­ жении, когда на территориях ряда госу­ дарств Европы, Северной Африкп, Ближ­ него и Среднего Востока организуются все новые и новые иностранные военные ба­ зы, п когда осуществляются планы поре- мплптарпзацпп Западной Германии, -р- создается угроза безопасности Советского Союза, как п ряда других государств, что ведет к дальнейшему обострению напря­ женности международной обстановки и усиливает угрозу повой мировой войны. Все это говорит о том, что урегулиро­ вание германской проблемы в соответствии с интересами обеспечения европейской бе­ зопасности неразрывно связано с решени­ ем вопроса о ликвидации указанных воен­ ных баз. Иное отношение к этому вопро­ су означало бы игнорирование интересов действительного обеспечения европейской безопасности. В связп с этпм Советское Правительст­ во хотело бы получпть разъяснение от -Правптельства Англии, как и от Прави­ тельств США и Францпп, означает ли пх заявление о готовности обсудить герман­ ский вопрос па совещании Министров че­ тырех держав п пх признание важности обеспечения европейской безопасности, что онп не будут ставить себя в такое поло­ жение, когда, с одной стороны, предла­ гается на совещании рассмотреть герман­ ский вопрос, а, с другой стороны, однов­ ременно принимаются меры к ратифака- цпп парижского п боннского соглашений темп государствами, которые пх еще но ратифицировали. Получение такого разъ­ яснения необходимо ввиду того, что ра­ тификация указанных соглашений п пх вступление в силу, делает невозможным восстанозленпо Германии как единого го­ сударства, а тем самым делает беспред­ метным и обсуждение германского вопроса на совещании Министров Иностранных Дед четырех держав, так ка к такое совещание было бы связано заранее согласованными сепаратными обязательствами трех дер­ жав и боннского правптельства Аденауэ­ ра по вовлечению Западной Германии в Северо-Атлантический блок и созданию западногерманской реваншистской армип. Все сказанное выше показывает, что при действительном стремлении к урегули­ рованию назревших международных проб­ лем необходимо достигнуть договорепностп относительно безотлагательного рассмотре­ ния мероприятий по уменьшению напря­ жения в международных отношениях, а это требует созыва совещания пятп дер­ жав. Можно надеяться, что рассмотренпо указанных мероприятий облегчит п реше­ ние германского вопроса, который, как это т _ . видно, неразрывно связан с проблемой Такое заявление Правительства Англии обеспечения европейской безопасности. том, что на конференции но Корее псклю- агрессивного германского мнлитартма ста- означает что оно, как н раньше, стремит­ ся свести рассмотренпе германской проб­ лемы к вопросу об общегерманскпх выбо­ рах, организуемых руками оккупационных властей, а не самим германским народом, поскольку Правительство Англии и пыле уклоняется от рассмотрения вопроса о без­ отлагательном образовании общегерман­ ского демократического правптельства. Между тем пока не будет образовано такое общегерманское правительство, нельзя обеспечить проведение действительно сво­ бодных общегерманскпх выборов п нельзя обеспечить решение основных задач, по­ ставленных Потсдамским соглашением че­ тырех держав, — содействовать восста­ новлению Гсрманпп, ка к демократическо­ го и миролюбивого государства. Кроме того, германский вопрос нельзя рассматривать независимо от другого важ­ ного вопроса, имеющего прямое отношение к безопасности Европы, — вопроса о по­ ложении, которое сложилось в связи со все расширяющейся сетыо американских военных баз на территориях некоторых европейских государств. Как Советское Правительство уже неод­ нократно указывало, эти военные базы создаются главным образом в районах, прилегающих к границам Советского Сою­ за п стран народной демократии, что уже На основании изложенного Советское Правительство подтверждает содержащееся в ноте от 28 сентября предложение со­ звать совещание Министров Иностранных Дел п на этом совещании: 1. Рассмотреть в составе Министров Иностранных Дел Англии, Франции, Сое­ диненных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Советского Союза мероприятия по уменьшению напряженно­ сти в международных отношениях. 2. Обсудпть в составе Министров Иност­ ранных Дел Англии, Франции, Соединен­ ных Штатов Америки н Советского Союза германский вопрос, включая все предло­ жения;* выдвинутые в ходе подготовки со­ вещания. В связп с затронутым Правительством Англии вопросом об австрийском договоре, Советское Правительство считает необхо­ димым напомнить, что оно ожидает ответа от Правительства Англии, а также ог Правительств Франции и США на свою ноту от 28 августа по этому вопросу п от­ мечает, что предложенное Советским Пра­ вительством обсуждение этого вопроса в обычном дипломатическом порядке еще но имело места. Аналогичные ноты Советское Прави­ тельство направляет также Правительст­ в ам .Франции н США.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz