Полярная правда. 1953, ноябрь.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Лз 262 (7676) 5 поября 1953 г. НОТА СОВЕТСКОГО Правительствам Англии, Франции иСША осозыве совещания Министров Иностранных 18 октября Министерством Иностран ных Лол Союза ССР былп получены иден тичные поты Правительств Англии, Фран- '3 ноября Министерство Иностранных п 00 - ; Дел Союза ССР направило Посольствам Правительства от 2S сентября о созыве, ф ранц т п С‘ША в Москве о т ю і_ щги и США в ответ на ноту Советского Правительства от 2S сентября о созы совещания Министров Иностранных Дел. пую ноту Советского Правительства. Ниже публикуются текст ноты Пра-1 новплпсь соседние страны, в отношении вительства Англии от 1S октября 1953 г. которых германские милитаристы никогда п текст поты Советского Правительства о т ' не останавливались перед подысканием 3 ноября 1953 г. Посол Её Британского Величества с в и -1нейшего обмена потами. Правительство Её ЧКГТГС ѴГ*Г ГТѴйЛ ХТРЯТГтіПЛ ХІИППЛТПТТ ТППЛГТП1 ПЛТЛОТУ'СТ ігтл глтіотѵ^спа п/ѵгп детельствует свое уважение Министру Иностранных Дел Союза Советских Социа листических Республик н, по указанию Министра Иностранных Дел Ее Велпчест- за, имеет честь сообщить следующее. Правительство Её Величества, ка к обычно прп тесной консультации с Пра вительствами Соединенных Штатов и Франции, внимательно пзучпло ответ Со ветского Правительства от 28 сеитября па предложения трех западных держав о совещании четырех держав в Лугано 15 октября. Былп проведены консультации также с правительством Германской феде ральной Республики и германскими вла стями в Берлппе. 2. Удовлетворительное урегулирование проблем, относящихся к Германии и Ав стрии, несомненно является существенно важным для любого подлинного и дли тельного ослабления международного нап ряженпя и является жизненно важным для будущего народов этих стран. Правитель ство Её Величества, имея в виду своп предыдущие ноты от 15 июля и 2 сен тября, твердо придерживается того мне ния, что действительный прогресс в на правлении разрешения главных междуна родных вопросов, в том числе и проблемы безопасности Европы может быть осуще ствлен путем откровенного обсуждения вопросов о Германии и Австрии па сове щании Министров Иностранных Дел Сое диненных Штатов, Союза Советских Со циалистических Республик, Соединенного Королевства и Франции, а зе путем даль- НОТА ПРАВИТЕЛЬ СТВА АНГЛИИ о т 18 о к т я б р я 1953 г. Соединенного Королевства и Франции, соз навая особую ответственность, которую их Правительства вместе с Советским Прави тельством несут в отношении Германии п Австрии, желают поэтому рассмотреть этч вопросы ка к можно скорее вместе с Совет ским Министром Иностранных Дел. По скольку первоначально предложенная дата 15 октября уже прошла, Правительство Её Величества предлагает, чтобы Минист ры Иностранных Дел собрались на сове щание в Лугано 9 ноября. Оно искренне надеется, что Советское Правительство согласится принять участие в этом сове щании. 6. В Советской ноте также содержится предложение созвать дополнительно конфе ренцию пяти держав для рассмотрения ме роприятии по ослаблению напряжения в международных отношениях. Правительст во Её Величества всегда готово и желает обсудить причины такого напряжения с тем, чтобы пх устранить. Однако оно же лает сделать это при условиях, которые создадут разумные перспективы па до стижение положительных результатов и обеспечат, чтобы точки зрения непосред ственно заинтересованных Правительств былп должным образом представлены. В соответствии с этим, Правительство Её Величества уже согласилось на созыв По литической Конференции по Корее в фор ме, предложенной коммунистической сто роной во время пе]>егог>оров о перемирии в Корее и рекомендованной соглашением о перемирии, а также Генеральной Ассамб- Велпчества надеется, что советская ота отражает готовность незамедлительно обсу дить эти вопросы. 3. Такоо совещание предоставит Совет скому Правительству возможность изло жить своп взгляды по любому аспекту германского и австрийского вопросов, ко торые оно пожелает высказать. Прави тельство Её Величества, со своей стороны, охотно воспользуется этим случаем, что бы изложить своп идеи по вопросам, ужо поднятым в его предыдущих нотах. 4. Что касается советского предложе ния обсудпть австрийский вопрос в обыч ном дипломатическом порядке, Правитель ство Её Величества придерживается той точки зрения, что дипломатические кана лы всегда открыты и Правительство Её Величества будет ка к и прежде тщательно рассматривать любое советское предложе ние относительно договора которое может быть представлено па рассмотрение такам путем. Поскольку, однако, использование таких каналов не привело в последние не сколько лет нп в какому прогрессу, Прави тельство Ее Величества придерживается того мнения, что обсуждение этого вопроса самими четырьмя Министрами Иностранных Дел является наиболее практичным путом выйти из существующего тупика и до стигнуть соглашения в отношении до- говорз. 5. Решение германского и австрийского вопросов слишком затянулось. Министры Иностранных Дел Соединенных Штатов, леей Организации Объединенных Наций. Было предложено, чтобы обсуждение воп роса о подготовке к конференции происхо дило в Паньмыньчжопе. Вое пять прави тельств, упомянутые в Советской поте, могли бы быть представлены па этой кон ференции, которая, как надеются, откроет ся в скором времени. Её цель состоит именно в том. чтобы устранить один пз главных источников напряжения на Даль нем Востоке и таким образом открыть путь для достижения в ближайшее время мир ного урегулирования других международ ных проблем, существующих в настоящее время в этой части мира. Другие вопросы, упомянутые в Советской поте, такие как вопрос о разопуженпп, либо обсуждаются, либо будут обсуждаться Геперільной Ас самблеей Организации Объединенных На ций. Действительно, несколько вопросов, упомянутых в Советской ноте, бьтлп недавно вклтчепы в повестку дня теку щей сессии Генеральной Ассамблеи по просьбе Советского Союза. Кроме того, Правительство Её Величества попрежнему готово обсуждать в обычном дипломатиче ском порядке любые вопросы, которые лю бое правительств» пожелает поставить. 7. Таким образом, открыт путь для до стижения прогресса по этим различным вопросам. Е^лп, кроме того, сможет со стояться в настоящее время плодотворное обсуждение в Лугано, то будет подготовле на почва для обсуждения других главных вопросов и восстановления необходимых условий для мирных и дружественных от ношений между государствами. НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТ от 3 н о я б р я 1953 г. ЛЬСТВА ■ Советское Правительство подтверждает получение ноты Правительства Англии от 18 октября, являющейся ответом па ноту Советского Правительства от 28 сентября. Правительство Англии в ноте от 18 ок тября, та к же, ка к и в предыдущей ноте от 2 сентября, обходит глазные вопросы, поставленные Советским Правительством, рассмотрение которых имеет целью содей ствовать урегулированию нерешенных международных проблем п укреплению ми ра. Между тем, необходимость такого уре гулирования стала еще более настоятель ной. Нельзя также пройти мимо того факта, что последняя пота Правительства Англии к на этот раз является результатом сепа ратного сговора трех держав, а именно: Англпп, Франции п США. В силу этого но- гое совещание Министров Иностранных Дел трех держав в Лондоне, ка к и преды дущее совещание в Вашингтоне, отнюдь зіе облегчает задачи урегулирования нере шенных международных проблем. Напро тив, такие совещания не могут не ограни чивать инициативу и возможности дости жения договоренности между заинтересо ванными державами, что, естественно, про тиворечит интересам международного со трудничества. Советское Правительство в своей поте от 28 сентября обращало внимание Прави тельства Англпп, равно кап и Прави тельств США и Франции, на необходи мость рассмотрения Министрами иностран ных дел Англпп, Францпп, Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики п Советского Союза мероприя тий по уменьшению напряженности в меж дународных отношениях. Прп этом Совет ское Правительство руководствовалось тем, что Правптельства указанных держав та к же выражают стремление б достижению такой договоренности, которая привела бы уже в ближайшее время к уменьшению международной напряженности, а это, в свою очередь, сделало бы возможным до стижение положительных результатов по урегулированию назревших международ- 5іых проблем. Выдвигая это предложение, Советское Правительство исходило пз того, что в настоящее время, особенно в связи с паклгоченпем перемирия в Корее, для этого создалась благоприятная обстановка. Известно, какое положительное значение для достижения перемпрпя в Корее имело выступление Правптельства Китайской Народной Республики, которое вместе с Правительством Корейской Народно-Демо кратической Республики проявило ини циативу, приведшую к соглашению о пре кращении кровопролития в Корее. Вполне естественно было бы ожпдать как с той, та к и с другой заинтересованной стороны дальнейших шагов к смягчению междуна родного напряжения. Отказ от обсуждения вопроса о смягчении напряжения в между народных отношениях нельзя было бы. рассматривать иначе, ка к нежелание со действовать урегулированию неразрешен ных вопросов, п, тем самым, содействовать укреплению мпра н международной безо пасности. Однпм из главных моментов, свидетель ствующих о большом напряжении в между народных отношениях, является тот факт, что в течение последних лет все более уси ливается гонка вооружений, в состав кото рых включается атомное и водородное оружие, образуются военные группировки одних государств против других госу дарств, быстро растет сеть военных баз, создаваемых некоторыми государствами на террпторип другпх стран п т. д. Если Пра вительство Англии, так же, как и Прави тельство СССР, признает, что такое поло жение усплпвзет угрозу новой мировой войны, п что нельзя откладывать на не определенное ’ время рассмотренпе указан ных важнейших международных вопросов, то в этом случае должны былд бы отпасть возражения против того, чтобы без даль нейших оттяжек приступать к рассмотре нию вопроса о мероприятиях по смягчению международного напряжения. В противном случае, нельзя было бы обеспечить нали чие соответствующих условии для разреше ния назревших международных проблем, урегулированию которых и Правительство Англпп придает важное значение. Правительство Англии в своей поте от 1S октября ссылается на то, что некото рые вопросы, выдвинутые в ноте Сойот ского Правительства от 2S сентября, в тем числе вопрос о разоружении, уже обсужда ются или будут обсуждаться Генераль ной Ассамблеей Организации Объединен ных Наций. Эту ссылку, однако, нельзя признать сколько-нибудь состоятельной. В Организации Объединенных Наций неко торые важные вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира, обсуж даются с самого начала создания этой Ор ганизации. Это относится прежде всего г» таким вопросам, ка к сокращение и регули рование вооружений, запрещение атомного и другпх видов оружия массового унпчтоже- нпя, о недопустимости создания военных баз на чужих территориях, о недопусти мости пропаганды, направленной па подго товку повой мировой войны. Однако, как известно, разрешение этих важных вопро сов в ООН натолкнулось на серьезные за труднения. В результате, проводимая неко торыми странами гонка вооружений не только не сокращается, но продолжается в еще больших размерах, в связп с чем не прерывно увеличивается налоговое бремя, которое несут на своих плечах широкие слои населения этих стран, п оружие мас сового уничтожения, особенно с появле нием водородной бомбы, становится все более разрушительным н опасным. Для смягченпя напряжения в междуна родных отношениях имеет большие значе ние полное урегулирование корейского воп роса. В настоящее время это требует, что бы на основе достигнутого перемирия бы лп разрешены вопросы о национальном объединении и установлении прочного мира в Корее. Этим целям должен отвечать созыв политической конференции по Ко рее. Советское Правительство уже отмечало в своей ноте от 28 сентября, что созыв этой конференции наталкивается па серьезные трудности в связп с рассмотрением вопро са о составе участников конференции. Все еще имеет место явная недооценка значе ния согласованных действий в этом вопро се с такпмп непосредственно заинтересо ванными государствами, как Китайская Народная Республика и Корейская Народ но-Демократическая Республика. Как это должно быть совершенно очевидным, успех политической конференции по Корее во многом зависит от согласованности дейст впй обеих непосредственно заинтересован ных сторон и от участия в этой конферен ции других нейтральных государств, кото рые содействовали достижению перемирия в Корее и могут оказать серьезную помощь в урегулировании всего корейского воп роса. В соответствии с достигнутой догово ренностью, между сторонами в Папьмынь- чжоне уже происходит совещание, созван ное для рассмотрения неурегулированных вопросов, связанных с подготовкой поли тической конференции по Корее. Еслп Правительство США и Правптельства не которых другпх стран, несущие ответст венность за затруднения, возникшио в урегулировании корейского вопроса, в ча стности за затруднения, связанные с реше нием вопроса о составе участников кон ференции, действительно стремятся к ус пеху этой конференции, то онп пе могут не считаться с указанными выше закон ными требованиями корейско-китайской стороны, которые, ка к это показало об суждение вопроса о составе участников конференции на 7-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. раздетяются большинст вом государств Европы, Азии и Африки. Смягчение напряжения в международ ных отношениях во многом зависит также от урегулирования вопроса о взаимоотно шениях с Китайской Народной Республи кой, восстановления законных прав Китая в Организации ОГп,единенных Наций пего участия в решении основных вопросов, от носящихся к поддержанию мира и безо пасности народов. Игнорировать необходи мость безотлагательного решения вопросов, относящихся к восстановлению националь ных прав Китайской Народной Республи ки и тормозить осуществление полноправ ного участия Кптая в урегулировании на зревших международных проблем — зна чит, содействовать дальнейшему поддер жанию международной напряженности. Нельзя сводить дело к участию Китайской Народной Республики в конференции по Корее, поскольку положительные результа ты этой конференции также в немалой мере связаны с признанием прав ч закон ных интересов китайского народа при урегулировании других важных междуна родных проблем,. Следует такж^ признать недопустимым таксе положение, когда в отношении Китайской Народной Республи ки все этп годы имеют место тс пли иные акты агрессии, провоцируемые некоторы ми державами. Из всего сказанного следует, что для урегулирования назревших международ ных проблем, пмегащих большое значенпо для смягченпя международного напряже ния — не говоря уже об особых вопросах, относящихся к положению в странах Юго- Восточной Азип п Тихого океана, — су ществует настоятельная необходимость со зыва совещания Министров Иностранных Дел пяти держав: Англии, Францпп, США, Китайской Народной Республики и Совет ского Союза. В ответ на предложение Советского Правптельства о созыве совещания в со ставе Министров Иностранных Дол пятп держав для рассмотрения мероприятий по ослаблению напряжения в международных отношениях Правительство Англии заяви ло о свесй готовности обсудить причины такого напряжения с тем, чтобы пх уст ранить. Прп этом, однако, Правительство Англии заявило, что «оно жедает сдедать это прп условиях, которые создадут разум ные перспективы на достижение положи тельных результатов п обеспечат, чтобы точкп зрения непосредственно заинтересо ванных Правительств былп должным обра зом представлены». Таким образом, заявляя о готовности рассмотреть причины нынешнего между народного напряжения с тем, чтобы пх устранить, Правптедьство Англии ту т же отказывается от созыва совещания пятп держав в настоящее время. Это видно пз того, что оно выдвигает разного рода пред варительные условия, направленные па откладывание созыва указанного совеща ния на неопределенно долгое время. Еслп Правительство Англпп будет п дальше на стаивать па этпх предварительных усло виях, то это будет свидетельствовать о том, что па деле оно не стремится к смягчению международного напряжения п к соответ ствующему урегулированию нерешенных международных проблем. Отказываясь от созыва совещания пятп держав, Правительство Англии указывает на то, что оно дало свое согласие на со зыв политической конференции по Корее, где могли бы быть представлены всо этп іержавы. Однако это заявление Прави тельства Англии не имеет под собой поч вы уже по одному тому, что запятая пм позпцпя, отклоняющая участие нейтраль ных стран в конференции по Корее, дела ет невозможным участие СССР в указан ной конференции. Нельзя забывать и о чается возможность рассмотрения общего вопроса о смягчении международного нап ряжения, неотложность рассмотрения ко торого нельзя отрицать в настоящее время. В своей ноте от 23 сентября Советское Правительство обращало внимание на то, что в последнее время политическое раз витие в Западной Германии усилило тре вогу в миролюбивых странах Европы. Правящие кругп в Западной Гермаппн предлогов для нападения. В связп с этим понятно, что в ноте Пра вительства Англии от 18 октября затронут такой серьезный вопрос, как вопрос о ев ропейской безопасности, которому Совет ское Правительство всегда придавало важ нейшее зпачение. Нельзя пе признать, что только такое решение германской пробле мы будет отвечать интересам миролюби вых народов Европы, а равным образом и интересам самого германского народа, прп котором будет обеспечено восстановление национального единства Германии, ка к де мократического и миролюбивого государ ства п. вместе с тем, будут обеспечены интересы безопасности всех европейских государств. Это значит, что создание осо бой военной группировки европейских го сударств, направленной против тех пли других государств Европы, вроде предпри нимаемого теперь создания та к называемой европейской армии. — не имеет ничего об щего с действительной европейской безо пасностью. Не следует забывать и о том, что суще ствует англо-советскпй договор 1942 г., а также франко-советский договор 1944 г., согласно которым СССР и Англия, а также СССР и Фраиция, взяли па себя обязатель ства принимать совместные меры против возможности новой агрессии со стороны германского милитаризма, что, вместе с тем, отвечает целям обеспечения безопас ности всех государств Европы. Забывать об этих важных обязательствах было бы пе в интересах Англии и Францпп. Что же касается Советского Союза, то с его сторо ны, ка к раньше, так п теперь, имеется полная готовность не только не ослаблять эти обязательства, но п учесть имеющиеся новые возможности для обеспечения безо пасности в Европе. Однако, позиция Правптельства Англпп в отношении германской проблемы, выра женная в упомянутой ноте, равно ка к и в его предыдущих нотах, совершенно не от вечает интересам обеспечения европейской безопасности, поскольку в них игнори руются не только указанные выше обяза тельства, но и постановления Потсдамской конференции 1945 года;) согласно которым Англия, США, СССР и присоединившаяся к ним Фрапцпя договорились о том, чтобы совместными усилиями содействовать вос становлению единства германского госу дарства, образованию общегерманского де мократического правптельства, заключе нию мирного договора с Германией. Прави тельство СССР считает необходимым вновь открыто ставят свэеи целыо ускореннее: обратить внимание Правительства Англпп на всю важность для обеспечения евро пейской безопасности соблюдения принци пов п целен Потсдамского соглашения в от ношении Германии. Советское Правительство п теперь счи тает, что только совместными усилиями четырех держав можно обеспечить европей скую безопасность п не допустить восста новления агрессивного германского мили таризма, к чему так стремятся западно- германские реваншисты. Для этого необхо димо, чтобы Англия, Франция, США и СССР, совместно с представителями Запад ной и Восточной Германии, договорились о том, чтобы в соответствии с интересами укрепления мира п европейской безопас ности не откладывалось дальше решение связанных с этим главных относящихся к Германии вопросов: о мпрпом договоре с Германией п о восстановлении единства германского государства па демократиче ских п миролюбивых началах. Именно в силу указанных выше сообра жений Советское Правительство предложи ло обсудить на совещании Министров Иностранных Дел такие вопросы, ка к: Созыв мпрной конференции для рассмот рения вопроса о мирном договоре с Гер манией; Образование временного общегерманско- общегер- провсднпіо плана ремилитаризации. Про водятся мероприятия по созданию регу лярной армии, военно-воздушных сил, военно-морского флота. Сотни промышлен ных предприятий приспосабливаются к обслуживанию военных пужд. Западно германские монополисты, которые в свое время вдохновляли гптлерозскую агрес сию, заняты восстановлением военной промышленности. Те генералы, которые создали гитлеровскую армию и осуществ ляли военные планы Гитлера, снова берут в своп руки руководство созданием воору женных сил Западной Германии. Нынеш нее боннское правительство, являющееся выразителем стремлений агрессивных кру гов западногерманских монополистов и гитлеровской военной верхушкп, уже не считает нужным окрыпать своих агрессив ных целей в отношении соседних госу дарств. Правящие круги в Западной Гер мании открыто афишируют свои реванши стские планы, что создает все большую угрозу европейской безопасности. Запад ногерманские реваншисты, поднявшие го лову в последнее время, стремятся зару читься поддержкой в агрессивных кругах других государств. При таком положении нельзя не видеть опасности стремлений правящих кругов Западной Германии всячески ускорить ра тификацию п вступление в силу как па- '■го правительства и проведение рпжского, так п боннского соглашений, с ганских выборов, которыми связаны пх расчеты на ускоре-1 Кроме того. Советское Пр нне ремилитаризации Западной Германии і счптал0 5 считает важным рассмотреть п на осуществление их реваншистских планов в Европе. В этпх условиях следует признать особенно недопустимыми те по пытки грубого нажнма, которые в послед нее время применялись, например, в отно- вопрос об облегчеппп финансово-экономи ческих обязательств Германии, связанных с последствиями войны. Как раньше, так и в поте от 18 октября Правительство Англпп не высказало сво- шенпп Франции, чтобы преодолеть сопро- і его отношения к этим вопросам, имеющим тпвленпе оишественпых кругов оонискому и парижскому соглашениям Поскольку парижское соглашение о так называемой европейской армип, со включе нием в псе западногерманских вооружен ных сил, означает созданпе регулярной армии в Западной Германии, постольку за падногерманские реваншисты не останав ливаются нп перед чем, чтобы добиться вступления в силу этого соглашения. Вме сте с этим, реваншистские круги Западной Германии оказывают постоянный нажим, чтобы ускорить вступление в силу и бонн ского соглашения. И это соглашение, оставляющее Западную Германию на де сятки лет на положении оккупированной страны, онп намереваются использовать, войдя в состав Северо-Атлантической воен ной группировки держав и заручившись поддержкой наиболее агрессивных сил этой группировки, чтобы затем развязать себе руки. Вступлеипе в силу парижского п бонн ского соглашений означало бы, что реми литаризация Западной Гсрманпп развер нется полным ходом. И тогда, ка к об этом свидетельствует тяжелый опыт народов Европы, западногерманские реваншисты перестанут считаться со многими парагра фами этпх соглашений. Тогда онп пойдут на все, дабы втянуть участников этих соглашений в такпе авантюры, которые помогут им начать войну для осуществле ния пх преступных реваншистских целей. С этим пе могут не считаться миролю бивые пароды Европы п, прежде всего, со- седп Западной Германии. Всем известны уроки истории, когда первыми жертвами первостепенное значение для решения гер манской проблемы. Вместо этого оно огра ничилось заявлением, что на упомянутом совещании оно «воспользуется этпм слу чаем, чтобы изложить своп пдеп по вопро сам, уже поднятым в его предыдущих но тах». само по себе свидетельствует о том, что этп базы не имеют ничего общего с зада чами обороны стран-участии ков Северо- Атлантического блока п предназначены для использования их в агрессивных це лях. Такпе американские базы созданы, как известно, па территориях Англпп, Франции, Италии, Турции, Норвегии и ря да другпх стран. Лишь недавно заключепо соглашение о создании новых американ ских военных баз на территории Греции, что не пмеет ничего общего с националь ными интересами греческого парода. На сколько далеко зашло дело создания аме риканских военных баз в Европе свиде тельствует тот факт, что в последнее вре мя было подписано соглашение между США п вчерашним сообщником гитлеров ской Германии — франкистской Испа нией, которая превращается в военного союзника Северо-Атлантической группи ровки держав и предоставляет свою терри торию для создания военно-морских п военно-воздушных американских баз. Пос ле таких новых фактов никто не сможет утверждать, что Северо-Атлантический блок преследует оборонительные цели. Кроме того, систематически осуществ ляется открытый нажим на некоторые другие государства Европы, а также Ближнего и Среднего Востока п, в част ности, на Иран с целыо прппудчть пх предоставить своп территории для иност ранных военных баз, несмотря па закон ные протесты широких общеегзенных кругов этпх государств, отдающих себе от чет в том, что создание таких баз пресле дует агрессивные цеди и несовместимо с национальным суверенитетом и независи мостью этпх стран. С созданием указанных военных баз имеют прямую связь проводимые ныне ме роприятия по ремилитаризации Западной Германии, направленные на то, чтобы превратить западногерманскую террлторию в плацдарм для подготовки п осуцс^твле- нпя реваншистских целей западногерман ских милитаристов, а также агрессивных планов Северо-Атлантического блока. Нетрудно попять, что при таком поло жении, когда на территориях ряда госу дарств Европы, Северной Африкп, Ближ него и Среднего Востока организуются все новые и новые иностранные военные ба зы, п когда осуществляются планы поре- мплптарпзацпп Западной Германии, -р- создается угроза безопасности Советского Союза, как п ряда других государств, что ведет к дальнейшему обострению напря женности международной обстановки и усиливает угрозу повой мировой войны. Все это говорит о том, что урегулиро вание германской проблемы в соответствии с интересами обеспечения европейской бе зопасности неразрывно связано с решени ем вопроса о ликвидации указанных воен ных баз. Иное отношение к этому вопро су означало бы игнорирование интересов действительного обеспечения европейской безопасности. В связп с этпм Советское Правительст во хотело бы получпть разъяснение от -Правптельства Англии, как и от Прави тельств США и Францпп, означает ли пх заявление о готовности обсудить герман ский вопрос па совещании Министров че тырех держав п пх признание важности обеспечения европейской безопасности, что онп не будут ставить себя в такое поло жение, когда, с одной стороны, предла гается на совещании рассмотреть герман ский вопрос, а, с другой стороны, однов ременно принимаются меры к ратифака- цпп парижского п боннского соглашений темп государствами, которые пх еще но ратифицировали. Получение такого разъ яснения необходимо ввиду того, что ра тификация указанных соглашений п пх вступление в силу, делает невозможным восстанозленпо Германии как единого го сударства, а тем самым делает беспред метным и обсуждение германского вопроса на совещании Министров Иностранных Дед четырех держав, так ка к такое совещание было бы связано заранее согласованными сепаратными обязательствами трех дер жав и боннского правптельства Аденауэ ра по вовлечению Западной Германии в Северо-Атлантический блок и созданию западногерманской реваншистской армип. Все сказанное выше показывает, что при действительном стремлении к урегули рованию назревших международных проб лем необходимо достигнуть договорепностп относительно безотлагательного рассмотре ния мероприятий по уменьшению напря жения в международных отношениях, а это требует созыва совещания пятп дер жав. Можно надеяться, что рассмотренпо указанных мероприятий облегчит п реше ние германского вопроса, который, как это т _ . видно, неразрывно связан с проблемой Такое заявление Правительства Англии обеспечения европейской безопасности. том, что на конференции но Корее псклю- агрессивного германского мнлитартма ста- означает что оно, как н раньше, стремит ся свести рассмотренпе германской проб лемы к вопросу об общегерманскпх выбо рах, организуемых руками оккупационных властей, а не самим германским народом, поскольку Правительство Англии и пыле уклоняется от рассмотрения вопроса о без отлагательном образовании общегерман ского демократического правптельства. Между тем пока не будет образовано такое общегерманское правительство, нельзя обеспечить проведение действительно сво бодных общегерманскпх выборов п нельзя обеспечить решение основных задач, по ставленных Потсдамским соглашением че тырех держав, — содействовать восста новлению Гсрманпп, ка к демократическо го и миролюбивого государства. Кроме того, германский вопрос нельзя рассматривать независимо от другого важ ного вопроса, имеющего прямое отношение к безопасности Европы, — вопроса о по ложении, которое сложилось в связи со все расширяющейся сетыо американских военных баз на территориях некоторых европейских государств. Как Советское Правительство уже неод нократно указывало, эти военные базы создаются главным образом в районах, прилегающих к границам Советского Сою за п стран народной демократии, что уже На основании изложенного Советское Правительство подтверждает содержащееся в ноте от 28 сентября предложение со звать совещание Министров Иностранных Дел п на этом совещании: 1. Рассмотреть в составе Министров Иностранных Дел Англии, Франции, Сое диненных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Советского Союза мероприятия по уменьшению напряженно сти в международных отношениях. 2. Обсудпть в составе Министров Иност ранных Дел Англии, Франции, Соединен ных Штатов Америки н Советского Союза германский вопрос, включая все предло жения;* выдвинутые в ходе подготовки со вещания. В связп с затронутым Правительством Англии вопросом об австрийском договоре, Советское Правительство считает необхо димым напомнить, что оно ожидает ответа от Правительства Англии, а также ог Правительств Франции и США на свою ноту от 28 августа по этому вопросу п от мечает, что предложенное Советским Пра вительством обсуждение этого вопроса в обычном дипломатическом порядке еще но имело места. Аналогичные ноты Советское Прави тельство направляет также Правительст в ам .Франции н США.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz