Полярная правда. 1953, ноябрь.

Лва 261 (7675) 4 ноября 1953 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Пионеры Добивайтесь и школьники! Упорно и настойчиво овладевайте знаниями! успехов в учении, труде и общественной работе! * Конмуппстпчяская партпи п Совет­ ское правительство создают все усло­ вия для того, чтобы советские дети успешно овладевали званняин, доби­ вались успехов в учении, труде п об­ щественной работе. На этой странице рассказывается о замечательных делах Кандалакшских юннатов, которые ведут большую ра­ боту по выращнваншо и акклиматиза­ ции растений на осиове передовой ми­ чуринской биологии. На пришкольном участке (Из Призывов Ц К КПСС в 33-Q годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). юннатов одной школы Опытный участок при школе >5 1 создан три года назад, на месте, где ког­ да-то было болото. Сейчас через весь участок прорыто силами учеников, учи­ телей и родителей школьников две канавы глубиной 30— 50 сантиметров. Это зна­ чительно осушило участок. В нынеш­ нее году вокруг него шеф школы — кол- легтпв механического завода — поставил изгородь. Интересная работа проводятся здесь ре­ бятами. Учащиеся вырастили на участке свыше 200 различных южных н север­ ных растений. Тут, например, выращены овес, рожь, обыкновенная и ветвистая пшеница, ячмень. Многие сорта ржи, овса о пшеницы созрели. Все этп расте­ ния привезены пз разных пест нашей Родины — нз Сибири, Подмосковья, Горь- Еовской областп, Украины. На пришкольном участке проводятся опыты над техническими культурами, а также опыты относительно влияния бес- хлористого удобрения на картофель и по яровизации его. По заданию института льна на участке выращено 74 сорта льна, из них многие полностью созрели Второй год юннаты собирают урожай льна пз семян, получен­ ных на пришкольном участке. Проведены опыты по выращиванию конопли, кок- сагыза, горчицы и т. п. Этой осенью на участке выращены 5 сортов гречпхл. Все сорта хорошо созрелп. В нынешнем году юннаты получили хороший урожай овощей: редиса, поми­ доров, капусты. Большую работу провели ребята по ис­ пытанию различных корковы і культур. Так, например, на пришкольном участке проводился опыт по выращиванию гибрида топинамбура. Испытания оправдали себя. Отдельные растения достигли 2 негров 30 сантиметров, с них была собрана обильная зеленая листва. Особо хороший урожай дали сорта БК и Хі 1 2 0 . Опыт с топинамбуром и кукурузой показывает, что в условиях Заполярья можно ИМсТЬ хорошую кормовую базу для скота. Имеется у ребят и маленький плодо- сгодный питомник привитых растений. В прошедшую зиму впервые перезимовали привитые сорта яблонь, крыжовника, су-о- , родины п, таким образом, заложена осно­ ва для развития, школьного сада. Результаты работы юннатов за год учащиеся увидели на школьной сельско­ хозяйственной выставке, проведенной в начале учебного года. Осенью юннаты подготовили участок для зимних условий. Онп обработали почву, сделали подкормку многолетних трав, подготовили поля, на которых вы­ сеяны пшеница и рожь. В течение учеб­ ного года, в зимнее время, работа юнна­ тов будет продолжаться в мичуринском кабинете. Юннаты поставили задачу пе­ редать свой опыт всем школам города Кандалакши. Е. ДЕН ЧИ К . Директор школы № 1. Нынешней осенью юннаты Кандалакшской школы ЛЪ 1 посадили много декоративного кустарника. На снимке: ученицы 7-го класса Ш ура ГЛУШНО ­ ВА , Оксана ПОЛЯКОВА и Валя Ш Е Р КУНО В А возле посаженного к у ­ ста жимолости. Фото Рытвинского. ------------------ * * ----------------- Будем продолжать свои опыты В начале учебного года в нашей школе проводилась выставка, нз которой было отображено, каких результатов добились юннаты на своем пришкольном участке. Выставка вызвала большой интерес не только у учащихся нашей школы. Ее охот­ но посещали ученики пз другпх школ го­ рода. Многие пз них подолгу задержива­ лись перед стендом, где былп представле­ ны высокие, до 2-х метров, стебли ку ку ­ рузы. Всех удивляло, что это растение выросло у нас, в Заполярье. Признаться, когда мы приступили к выращиванию кукурузы на нашем при­ школьном участке, мы п сами былп не очень уверены в успехе своего начинания. Но мы впделп, как наши товарищи осуще­ ствляли опыты по выращпванию южных растений п надеялись, что мы также дсбьемся своей цели. Весной, когда было еще холодно и поч­ ва не оттаяла как следует кукуруза рос­ ла у нас в ящиках на подоконниках. Здесь ростки получили необходимое коли­ чество тепла и света. Затем, когда стало совсем тепло, ны высадили кукурузу в грунт. Мы очень опасались за судьбу пе­ ресаженных ростков и все лето почти пе утодпли со своего участка. Тщательно вы­ палывали сорняки. В наиболее жаркие дни поливали ростки водой. И наша кукуруза поднялась на диво всем. Мы былп очень довольны, что наш опыт удался, что даже кукурузу можно выращшзать в условиях севера. Кроме выращивания кукурузы , мы за­ нимались па пришкольном участке также разведением другпх растений. Нам уда­ лось вырастить овес сорта «Победа I класса». На первых порах нам много до­ ставляли неприятностей воробьи, кото­ рые выщипывали всхоіы овса Пришлось некоторое время дежурить посменно на участке. Но потом, когда ростки окрепли, воробьи стали им не страшны. Наш овес хорошо вырос п созрел. Помимо этого, под нашим наблюдением находились кусты смородины. Мы заме­ тили, что они росли очень медленно, и выяснили, почему так происходило. Кусты былп высажены в болотистую почву, п обилие влагп отрицательно сказывалось па их росте. Тогда мы пересадили смородину на другое место. Она сразу стала расти лучше. Сорт смородины «Печерский» чув­ ствовал себя лучше сорта «Игарка». Еще лучше этих сортов росла смородина «Таеж­ ная». А . ГЛ УШ КО В А , В. Ш ЕР КУНО ВА . Ученицы 7*го класса средней школы Кя 1. г. Кандалакша. У нас растет около 200 саженцев Год от года краше и лучше становится паша великая Родина. С помощью науки преображаются просторы нашей страны. Культурные растения, плодовые деревья все дальше и дальше продвигаются на север. Мы, юннаты первой средней школы, на опыте своего пришкольного участка ви­ дим, каких успехов можно добиться в про­ движении растений в Заполярье, если за­ ниматься этим делом упорно и настой­ чиво. Свой заполярный город мы хотим ви­ деть красивым, благоустроенным, озеле­ ненным. В озеленении его, как мы убеди­ лись, очень многое могут сделать школь­ ники. Об этом убедительно говорит при­ мер нашего опытного участка. Мы создали его собственными руками*па пустом месте. Там, где раньше валялись камни, где поч­ ва была заболочена, сейчас растут деревья, к^сты, различные растения. А сколько у нас в летнее время цветов! П какое заме­ чательное зрелище, когда па участке на­ чинает цвести черемуха! Правда, все это далось не без труда. В этом году, когда цы только что приступи­ ли к учебе, учащиеся старших классов сразу же занялись лесопосадками. В один пз воскресных дней мы, девятиклассники, выехали в лес за саженцами. День был по-осеннему хмурым, дул холодный ветер, надвигались тучи, чувствовалось во всем приближение зимы Но у всех у нас было приподнятое жизнерадостное настроение. С песнями явились мы в лес дружно взя­ лись за работу. Выкапывали, бережно ох­ раняя корневую спетому, кусты жимоло­ сти, рябины, березы, ивы, черемухи. За день мы выкопалп и привезлп на участок G1 саженец. Там их уже ожидали школьники, которые произвели посадку саженцев па поеом месте. Всего па нашем пришкольном участко теперь растет уже около 200 саженцев де­ ревьев п кустов. В. РОМ АШ ИН , Л . КУЧМИСТОВА , Э. АЛЬБОВА , Р. ЗАЙЦЕВ . Ученики 9-го класса Кандалакш­ ской средней школы Кя 1. 1. В юннатском уголке Это всего лишь маленькая комната. Яркая субтропическая зелень радуегг здесь взор своим свежим впдом В стек­ лянных ящиках — десятки растений из различных областей. Здесь и веерная пальма с черноморского побережья, и ярко зеленые кактусы, настоящая родина которых Мексика, и несколько сортов бе­ гоний с Кавказа, а также финнковыо пальмы, апельсинные и лимонные дерев­ ца и многие другие растения субтропи­ ков. Это — юннатский уголок первой средней школы г. Кандалакши. На столике, в уголке, лежит объемистая папка, содержащая переписку юннатов с различными органпзацпямп н учрежде­ ниями страны, а также с отдельными лицами, занимающимися растениеводст­ вом. Названия многих городов и областей страны стоят на штомпелях конвертов: юннатам пишут пз Харькова и Нарыма, пз Новосибирска и Воронежа, пз Тамбова и Смоленска, пз Москвы и Ленинграда. Пишут ученые, агрономы, передовики колхозного производства. В одном пз писем научные сотрудники харьковского института генетики и се­ лекции сообщают, что руководитель ин­ ститута академик Юрьев живо заинтересо­ ван деятельностью кандалакшекпх юнна­ тов. А вот письмо юннатам пз Воронежской области. В нем сообщается: «Елань- Коленовский райотдел сельского хозяйства с полным желанием удовлетворяет прось­ бу юннатов»... В журнале уголка, где ведется учегг поступающей и отправляемой корреспон­ денции, это письмо зарегистрировано с примечанием: «Получили бесплатно хо­ рошую посылку семян. Спасибо товари­ щам елань-коленовцам». Таких писем в школу приходят десят­ ки. II каждое- пз них — убедительное подтверждение тому, что юннаты первой средней школы Кандалакши делают боль­ шое п нужное дело. 2. Успехи юных растениеводов Три года назад пустынно было в той комнате, где сейчас в школе расположен юннатский уголок. Так продолжалось до тех пор, пока в школе не развернулась деятельность юннатов. Юннатам пришлось немало поработать на том месте, где рань­ ше беззаботно бродили в траве козы. Рл- бята обработали почву, убралп с при­ школьного участка камни, удобрили землю навозом, привезли сюда из леса саженцы различных деревьев и кустов. Среди учительского коллектива школы находились маловеры, которые утвер­ ждали, что вся эта работа впустую, из нее «ничего не выйдет». Но шло время, и оказывалось, что при должной энергии и настойчивости все возможно. Погибли только березки, для которых не подошла болотистая почва пришкольного участка. Остальные растения укрепились па новом месте, хорошо перенесли первую зиму п потом уверенно потянулись ввысь. Сейчас позадп школы шумят па ветру своими ветвями деревья и кусты. Но пе из-за одного озеленения школы трудились здесь юннаты. Онп хотели как можно лучше освоить основы мичурин­ ской наука, помочь растениеводам в про­ ведении опытов по акклиматизации на севере тех растений, которые необходимы заполярному сельскому хозяйству Поэто­ му п пошли отсюда во все концы страны письма к деятелям науки, к работникам сеаьского хозяйства с просьбами о прп- еш ке семяп, о помощп советами, пужпой литературой. Все эти просьбы всегда по­ лучали теплый ответ. Правда, нашлось одно такое учреждение, которое ответило на просьбу школьников о помощи бюро­ кратической отпиской. Как ни странно, по учреждение это. пожалуй, более всех другпх должно быть заинтересовано в деятельности кандалакшекпх юннатов. Называется это учреждение Полярно- Альпийский ботанический сад (руководи­ тель тов. Аврорин). Новосибирский мичуринец, колхозник- опытник Иван Афанасьевич Галактионов прислал юннатам сибирскую коноплю. Агроном тов. Желновз с Алтая прислала алтайскую пшеницу. Нарымскпе селек­ ционеры помогли семенами пшеницы «Нарымская» п ржп сорта «Танга». Хо­ рошую посылку с семенами лт.на присла­ ла в школу знатный льновод Смоленщи­ ны, Герой Социалистического Труда Ксе­ ния Петровна Мухтарова. Ботанический сад Ленинградского университета прислал семена более 80 видов различных куль­ тур. Этп посылки не пропали напрасно. Почти все пз присланного пошло юннатам па пользу. Летом этого года на пришколь­ ном участке произрастало уже более 200 видов- различных растений. 3. „А топинамбур выросц... Осенью прошлого года в школу пз харьковского института генетики п се­ лекции пришла посылка. В ней содер­ жались клубни какого-то невиданного ра­ нее юннатами растения. К посылке было приложено письмо, объяснившее все. Научные сотрудники института писали, что клубни этп — от топинамбура — гиб­ рида земляной груши и подсолнечника. В письме сообщалось, в чем заключается ценность этого растения. Гибрид топинам­ бур дает прекрасные клубчп, идущпе па скармливание животным, и массу зелепой листвы, которую можно с успехом ис­ пользовать на сплсс. Харьковскае ученые советовали попробовать вырастить то­ пинамбур в заполярных Условиях. Вместе со своим руководителем Н. П. Народнцкпм учащиеся горячо взялись за дело. Всю зпму онп бережно хранили присланные им 8 килограммов клубней. Веснин онп потготовпли для посазкп по- Й •: ' '-‘Л K.W.wVX-ѴЛ\Аѵ вого растения участок земли, тщательно обработали его. Нашлись и здесь маловеры, которые сомневались в том, чтобы растение юга могло жить на заполярной почве. Юнна­ тов это не смущало. Онп настойчиво уха­ живали за ростками, исполняли все предписания инструкции, присланной пн пз Харькова, советовались с институтом. Их труд оправдал себя. Осенью, когда в зарослях топинамбура, поднявшегося на высоту более 2-х метров, ног свободно укрыться самый высокий человек, юнна­ ты радостно восклицали: — А все-таки топинамбур вырос! О своем успехе они сообщили в инсти­ тут. Собранный урожай топинамбура — 115 килограммов, они сдали подсобному хозяйству Кандалакшторга на силос. По подсчетам, в переводе на гектар, уро­ жайность топинамбура составила свыше G00 центнеров. Есть все основания пред­ полагать, что в создании кормовой базы для заполярного животноводства топинам­ бур сыграет немаловажную роль. Но не только один топинамбур сможет найти широкое применение на севере. На основании опытов, проведенных юн­ натами Кандалакши в этом году, можно надеяться на то, что в будущем в кормо­ вом балансе северного животноводства сможет занять место и такое, казалось бы теплолюбивое растение, как кукуруза. Юннаты впервые в это летб попробо­ вали выращивать кукурузу, хотя она, ка к известно, считается растением тепло­ любивым. Юннаты зналп, что на основе мичуринской наукп возможно многое та­ кое, о чем раньше п мечтать трудно бы­ ло, н смело взялись за дело. Весной вы­ садили семена кукурузы в ящики, уста­ новленные на подоконниках, а потом, с наступлением более теплого времени, пе­ ресадили в грунт. Кукуруза прекрасно выросла. Отдельные стсблн ее достигли двух метров высоты. 4. Продвигать растения » 1 в Заполярье С первых дней нового учебного года на пришкольном участке днем всегда людно, шумно. Изо всех школ города сюда приходят учащиеся, знакомятся с обширным хозяйством юннатов, подробно расспрашивают пх, ка к п с чего онп на­ чинали. Близится «зима, но ща пришкольном участке не прекращаются работы. Юнна­ ты готовятся к лету. У всех у них имеются большие планы. Юннатский уголок и пришкольный участок помогают школе успешно решить одну нз главных задач, стоящих перед школой,— задачу политехнизации обуче­ ния. В первой средней школе знания, по­ лучаемые на уроках, учащиеся закреп­ ляют п расширяют, занимаясь непосред­ ственно работой на пришкольном участке. Приходя на экскурсию в первую сред­ нюю школу, учителя пз другпх школ пнон раз удивляются: — Зачем вам 200 впдоз растений, если пх даже запомнить трудно? В оесс ш і к чему такое разнообразие. / На самом деле ничего лпшнего на при­ школьном участко нет, все предназначено для укрепления и расширения знании учащихся. Многие пз растений, как на­ пример, папоротник, служпт наглядным учебным материалом для классных заня­ тий. Онп помогают учащимся лучше усваивать материал по естествознанию. А . ТЮ ПИН . А все-такн топинамбур вырос! (Наш корр.). Начало (Из опыта работы учителя биологии) Для выполнения практических работ, | предусмотренных программой по биологии,' п развития у учащихся практических- на­ выков Кандалакшская средняя школа 27 в 1951 году приступила к созда­ нию пришкольного участка. Он был зало­ жен на каменистом, песчаном месте, меж­ ду зіанпямп школы п интерната. За 2 го­ да на пришкольном участке былп достиг­ нуты некоторые результаты, о которых я п хочу рассказать. Многие школы строят работу на своих семельных участках, не учитывая в до­ статочной мере целесообразности того пли иного начинания. Мы решили выращи­ вать в первую очередь то,* что необходимо нашему заполярному городу п сельскому хозяйству областп. Прп этом, конечно, кы свою работу подчиняем учебно-воспи­ тательным целям, полптехнпзацпп обу­ чения. На первых уроках в пятых классах я, прежде чем вестп учащихся на экскурсию с лес, продемонстрировал им засушенные растения из школьного гербарпя Хорошо засушенные, красиво оформленные в аль­ бомах растения заинтересовали ребят. Многпе ученики не верили, что экземпля­ ры, которые им демонстрировались, собра­ ны в районе Кандалакши. Рассказав им о том, что растительность в районе города, несмотря на условия За­ полярья, отлпчастся большим разнообра- впем, предложил им самим собрать гер­ барий. Все ученики охотно согласились ва это. но заявили, что не имеют опыта. Тог­ да прямо на пришкольном участке пока­ зал им, как надо выбирать, выкапывать растения п отмывать землю от корней. Затем в классе продемонстрировал, как подгушпть растенпе, как подшпть его в альбом. Уже через неделю каждый уче- нп к явился в школу с материалом, собран­ ный для гербарпя. В школе была устрое­ на выставка ученических гербариев и произведена коллективная оценка каждо­ го пз ннх. Сбором гербариев было положено нача­ ло систематической работе учащихся на пришкольном участке. Кроче того, гербар- ный материал у нас используется на уро­ ках в зимнее время. Сейчас, изучая семя и его прорастание, мы поставили ряд опытов: какие органи­ ческие вещества содержатся в семенах пшеницы, необходима ли вода и воздух для прорастания семян, проращивали се­ мена ячменя, овса, гороха в мокрой тряп­ ке на тарелке п определяли всхожесть се­ мян, провели посев ячменя, овса фасоли и гороха в горшках. Биологического каби­ нета у нас в школе пет поэтому ны ис­ пользуем окна., к которым приделываем специальные полкп. Каждый ученик име­ ет на этих полках банку, наполненную землей, с наклейкой, на которой указан класс п фамилия учащегося. Произведя посев, ученики потом ведут наблюдение за всходами. Это помогает им лучше усваи­ вать изучаемый материал и одновременно готовит пх к весенним работам на при­ школьном участко. Наблюдения и записи ведутся после уроков. Учащиеся девятых классов, где я про­ вожу занятия по биологии, с разнообра­ зием растительности знакомились пе толь­ ко по книгам, а и непосредственно в при­ роде. Они собирали растения лугов, лесов, болот, изучали условия их жизни. Наблю­ дали приспособленность растений к усло­ виям существования, подготовили выстав­ ку к юнпатскому вечеру и гербарии. Изучая изменчивость п ее причины, мы на уроках демонстрировали гербарный ма­ териал, собранный самими учащимися. Затем ребята делились своими наблюде­ ниями, приводили подмеченные в приро­ де примеры влияния внешних условий на развитие растений. ' , ІІри изучении искусственного отбора рассматривали разнообразие сортов ячме­ ня, овса, пшеницы. На пришкольном участке мы выращи­ ваем до 20 сортов зерновых культур. Практическая работа на пришкольном уча­ стке помогла учащпмея при изучении ма- ; терпала. Они приобрели навыки и умение различать сорта растений по многим при­ знакам. Изучая межвидовую борьбу, онп уже из собственного опыта работы на прп- ‘ школьном участке приводили примеры то- ! го, как пырей и особенно мокрица, яв- ' ляясь наиболее приспособленными расте­ ниями, угнетали и губили культурные по- ' севы учащихся. j Работа по созданию пришкольного уча- , стка, который помог нам улучшить пре- , подавание бнологпп в школе и связать ! теорию с практикой, доставила нам нема- . ло хлопот. Как и весь город, наша школа I стоит на голом месте. Зелени возле нее ,'нет. Когда поднимается ветер, то несет с собой массу песка и пыли. Вопрос об озеленении города давно уже привлекал наше внимание. Попыток озе­ ленить город делалось немало и прежде, но растения, как правило, погибали. Юннаты школы задались вопросом, почему так по­ лучилось. Изучая основные положения ми­ чуринского учения, они усвоили, что всякий организм для жизни и развития і нуждается в необходимых ему определен- ! ных условиях. Прп ѳтом одним из основ- 'ны х условий является состояние почвы. Как сделать нашу песчаную почву при­ годной для выращивания растений? В зпмнпе полярные ночи учащиеся ожив­ ленно обсуждали в классах этот вопрос. Много было различных предложений, во решение все-таки было найдено. Для соз­ дания необходимых почвенных условий для растений было решено применить са­ мые обыкновенные опплкп. С наступлением теплых весенних дней юннатам предоставлялась возможность применить полученные на уроках знания и высказанные ими предложения па прак­ тике. Онп проводили посадку деревьев вокруг школы. Для каждоіо деревца был выкопан кот­ лован в 1 кубпчеекпй метр. На дно его насыпался слой опплок в 50 сантиметров, сверху — слой навоза в 20 сантиметров, а затем подсыпалось немного луговой зем­ ли. Верхний слой перемешивался лопатой, для уплотнения массы в котлован влива­ лось от 3 до 5 ведер воды. Когда почва была подготовлена, то встал вопрос о посадочном материале. Изучая учение П. В. Мичурина о стадий­ ности в развитии растений, учащиеся уяснили, что па разных возрастных сту­ пенях растения обладают разной степенью приспосабливаемое™ к новым условиям. Поэтому единодушно было решено исполь­ зовать, как посадочный материал, наибо­ лее молодые растения. В лесу, куда учащиеся отправились за саженцами пх постигла неприятность. Молодые, красивые березки, *росшие на склоне горы, не поддавались выкапыванию, так ка к корневая система пх расположе­ на глубоко среди камней. А чахлые бе­ резки. которые росли в болоте, для пере- сажпванпя пе годились. Продолжая настойчивые попеки, школь­ ники обнаружили что у подошвы горы почва оказалась намывной. Росшие здесь березки своими корнями не уходили глу­ боко в землю. Благодаря этому опп легко выкопались вместе с верхним травяни­ стым слоем почвы. Удалась и пересадка сосен, хотя пере­ садка пх сопряжена с трудностями, ибо они имеют широко развитую корневую си­ стему. Нам удалось найти молодые сосны, растущие на кочках в болоте, корни кото­ рых сосредоточены в самой кочке. Каждо­ му ученику стало ясно, почему па боло­ тистых местах сосенки не достигают боль­ ших размеров. Для своего пришкольного участка мы выкопалп в впде пробы шесть сосен от 2 до 3 метров высоты. Высажен­ ные у пас березкп п сосны привились и растут вот уже 2 года. Для облегчения изучения вегетативного размножения растений учащимися 5 клас­ сов было посажено на пришкольном уча­ стке до 50 кустов черной смородины, к у ­ сты малины п 5 грядок клубники. Учени­ ки, работая на участкё, сами заготовляют черенки, отводки, производят посадки. Эта работа увлекает нх и дает им практи­ ческие навыкп. В дальнейшем кусты смородины, выра­ щенные на участке, школьники будут пе­ ресаживать к домикам путевых обходчи­ ков кандалакшской дистанции путп. Изучая мпчурннекпе методы акклима­ тизации растений, девятиклассники реши­ ли проверить нх на практике. За 900 километров от Кандалакши, в Лодсйном поле, осепыо были заготовлены саженцы однолетних дубков, лип. кленов, ясеня, сирени, яблони, калины. Высажен­ ные на пришкольном участке в Канда­ лакше они зпмой оказались до верху зане­ сенные снегом. Когда наступила весна, и снег стал таять, весь коллектив школы охватило волнение за судьбу саженцев В Лодейнон поле в апреле уже 'тепло, растсппя про­ буждаются п проявляют активную жизне­ деятельность, а в Кандалакше снег лежит до мая, поэтому пробудившиеся растсппя испытывали голод, так как земля скована лыом'И не пптала пх. Саженцы могли по­ гибнуть. После долгих споров и обсуждений ны приняли такое решение. Пробила ломом возле каждого растения в земле по 2— 3 отверстия на 50 сантиметров глубиной и влплп туда воду, нагретую до 30— 40 градусов. В согретой почве корпи начали проявлять свою жизнедеятельность и по­ давать воду в почкп. Очень интересно было наблюдать, ког­ да в метель почкп южных саженцев сга- 1ли набухать. Сколько было радости у юн- патов, когда с наступлением теплых дней появились па саженцах первые лпсточкп. Сначала они былп бледнозеленымп, сла­ быми, но позднее окрепли, приобрели тем- незеленый цвет. На пришкольном участке 'мы выращи­ ваем также огородные культуры. Весной каждый ученик яровизировал ІО клубней картофеля, наблюдал, какие изменения происходят с глазками. Затем* яровизиро­ ванные клубни высаживались в грядку. Надо заметить, что и здесь благотворно сказывалось применение опплок па песча­ ной почве. Со своих грядок юннаты полу­ чили богатый урожай. Многпе зерновые культуры на нашем пришкольном участке кустились вплоть до осени. ѵЭто явление будет изучаться и, надо думать, ответ на этот вопрос будет найден. Площадь пришкольного участка рас­ ширяется, устанавливается ограда. На ос­ иове накопленного за 2 года опыта мы ре­ шили в будущем году здесі заложить парк. Несколько примеров увязки теории с практикой, приведенных в этой статье,— только начало большой работы, которую нам предстоит выполнить. Задача поли­ технизации обучения, поставленная пар­ тией и правительством, требует от нас, учителей, новых методов работы. Мы должны повседневно искать пх, находить п использовать в своей деятельности. Много еще у нас имеется нерешенных, неясных вопросов которые необходимо ре­ шить. Для меня, например, неяссп вопрос, как быть с применением в условиях За­ полярья семипольного севооборота. В неко­ торых школах слепо внедряются севообо­ роты юга, п никто не задумывается над тем, какие поправки к зтпм севооборотам нужны. Научным учреждениям областп следует помочь школам в разрешении это­ го вопроса. П . П . ОСИПОВ. Учитель бнологпн пгслезнодород­ ной средней школы Лз 27. г. Кандалакша.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz