Полярная правда. 1953, май.
\ № 126 (7540) 30 п а я 1953 f . П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А КО Л ХО ЗН АЯ ПТИЦЕФЕРМА В сентябре прошлого года в нашем колхозе именп V III съезда Советов была организована небольшая птицеферма. На первое время1ны завезлп 32 куры породы авггорй. Для них было построено спе циальное помещение. Любопытно, что вто была первая кол хозная птицеферма не только в Терском районе, но п на Кольском полуострове. До прошлого гоіа разведением кур занима лись в нашей областп только ива— три совхоза и подсобных хозяйства. УхбД за птицей правление колхоза по ручило лучшей колхознице Анастасии Феофановне Чукчнной. В выборе птични цы мы не ошпіілпсь. Тов. Чукчнна по любила новое дело, добросовестно относит ся к порученной работе, хорошо просмат ривает за курами. Кормами птицеферма на всю осень и внму была обеспечена полностью. В кор мовой рацпон включались такие корма, ка к овес, зерно, отруби, рыбные отходы, картофель, соль, мел. Зиму птицы прове ли вполне удовлетворительно. С января нынешнего гола куры стали нестись. П сразу все «колхозники убеди лись, какая это доходная отрасль хозяй ства. С января по апрель колхоз полу чил от продажи яиц 1404 рубля дохода. За это же время было затрачено па кор ма п уход за курами всего лпшь 647 рублей. Таким образом, только за три месяца мы имеем Чистого дохода около 800 рублей. П это от маленькой птице фермы. Наш опыт показал, что разведение тітнпы в заполярных колхозах, и в част ности в колхозах Терского района, вполне оправдывает себя и является одним пз вер- ных источников доходов. У нас появилось желание развивать эту отрасль хозяйства. В этом году па ігтипеФерме будет увеличено число кур / до ста пггук за счет молодняка, выращен ного у себя на месте. Самор важное то. что в большинстве колхозов Кольского полуострова п особен но у нас на Тереком побережье зля pan- ведения домятппеЙ птппы имеется хоро- шяя местная кормовая база. В Терском районе, напрнмеп. выращиваются зерно вые. есть в изобилии рыбные отходы, митральные корма. Считаю, что. следуя нашему почину, должны п іругпр колхозы областп. и в первую очере.ть Тррскпгп района, занять ся раавр.хрнием домашней птппы , создать птицефермы. Т . КУЗНЕЦОВ. Председатель колхоза имени VIII съезда Советов, Терского района. УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ УМЕЛО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЛАГОПРИЯТНУЮ ПРОМЫСЛОВУЮ ОБСТАНОВКУ Медицинский пункт на пароходе Сотни люден доставил пароход «Держа вин» пз Мурманска в различные пункты побережья и обратно. II многие пассажиры с благодарностью отзываются о суаовом медицинском пункте, где им оказывалась необходимая п своевременная помощь. На медпункте работает молодой, медик Иосиф Александрович Мелкоз. Несколько раз ему приходилось выполнять обязан ности хирурга, зубного врача. Но основная работа меаика, наряду с лечением больных и нуждающихся в ока зании первой помощи, профилактика. Члены экипажа парохода «Державин» ре гулярно посещают медицинский пункт. На кубок области по футболу В Североморске состоялось первое со стязание на кубок Мурманской областп по футболу. На футбольном поле встретились две Команды североморцев «Шторм» и «Гром». ПгІ»а закончилась со счетом 4 : 2 в Пользу команды «Гром». Л. ЛУКЬЯНОВ. Улучшить руководство флотом + Добиться равномерной работы всех траулеров + О необходимости лучше попользовать промысловую обстановку, полнее вскры вать внутренние резервы каждого корабля ежедневно Говорят руководители тралового Флота, в том числе и тс из них, которые находятся на промысле. Заместитель на чальника флота тов. Маевскпй, папример, п о ^ н на каждом совещании капитанов подчеркивает важность этого вопроса. К сожалению, за разговорами пе следу ют практические дела, и траловый флот по-прежнему ежесуточно недодает государ ству много рыбы. Причем в третьей дека де мая задолженность промысловиков стала растя еще быстрее. ^ Как и раньше, руководство флотом объясняет это все темп же «объективны ми» причинами: плохой погодой, плохой сырьевой базой. Но в действительности все это ширма, за которой кое-кто пы тается скрыть плохое руководство флотом, неумение хорошо использовать промысло вую обстановку. Вот уже несколько дней корабли, про мышляющие па Копытовской банке, стали работать хуже. Руководство флотом на промысле не замедлило сделать вывод: «Ойунь из этого района исчез, погоаа здесь мешает лову». Между тем, .как заяв ляют (многие промысловики, и в частности морякп траулера «Капитан Демидов», по- гада в этом районе сейчас не хуже* чем была 15— 25 дней назад. Что же касается уловов, то экипаж «поискового траулера «П. Головнин» за одно траление, длящееся не более 50 минут, берет на Копытовской банке до 2 тони рыбы. Докладывая об этом на радпосовешанип, капитан трауле ра тов. Кузнецов неизменно добавляет: «Но мы не впднм поблизости ни одного про мыслового корабля». Дело в том. что траулеры на Копытов ской банке сбились с рыбы и нпкто не принимает мер к тому, чтобы подтянуть пх к поисковому кораблю. Вот уже длительное время пз района Харлова морякн поискового траулера' «Ке та» сообщают о ^хорошем промысловом косяке. Они /Систематически показывают в сводках уловы от полутора до двух п более тони за час. Ио руководство флотом пе послало еще ни одного траулера туда. Повторяется та же история, что в свое время была на Копытовской банке. Окунь там был, но его долгое время инкто не облавливал. ik e этп факты свидетельствуют об от сутствии умелого оперативного руководст ва кораблями, о том, что имеющаяся сырьевая база используется крайне неу довлетворительно. Попрежнему корабли тралового флота работают неравномерно. Даже в Мотов ском заливе, где легко ориентироваться, чтобы не сбиться с курсов, и где нахо дится па одном пз траулеров и лично ру ководит промыслом тов. Маевскпй, эки пажи кораблей пмеют различные уловы. Обычно на радпосовещаниях капитанов говорится исключительна о .сырьевой ба зе, глубинах и курсах, по почему один с-кипаж траулера сделал за сутки восемь тралений; а аругой, находящийся тут же рядом,— шесть, о том, как организован труд на . корабле, не произносится ии слова. С. ДЕМИН. Баренцово море. (По радио. Наш спец. корр.)* Ремонтные злоключения корабля После возвращения нз очередного про мыслового рейса наше судно было постав лено на профилактический ремонт. Основ ные работы проводились заводом между рейсового ремонта Главмурманрыбпрома. На заводе, стремясь выполнить работы побыстрее, плохо заботятся о качестве. Еще в декабре прошлого года перед вы ходом нашего судна в очередной рейс вз воду был дан заказ проверить, прочистить и промыть зарядный умформер судна. До ремонта этот механизм работал безотказно п совершенно бесшумно. После промывки, чистки и замены подшипников на заводе работа умформера изменилась — он за- глугаал все другие шумы. За три месяца промысла, после 300 часов работы, новые ппдшипникп пришли в негодность. После ремонта главного двигателя суд на у пас пе было возможности тщательно проверить его работу на всех режимах. Однако еще на испытаниях при предъяв лении двигателя регистру были замечены некоторые недостатки. В дальнейшем мы ужр совсем не могли пустить двигатель. Проверка реверсивного устройства пока зала. что все штоки пусковых клапанов заржавлены, верхние части приводов клапанов с пружинами сильно загрязне ны. Все это говорило о том, что при ре монте пусковые клапаны на крышках ци линдров не разбирались, а пролежали в цеху и поржавели. Машинная команда нашего судна разоб рала цплиндры, прочистила и отшлифова ла штоки, притерла клапаны. Работа ре версивного устройства наладилась. Но мы потеряли на этом больше суток. На заводр вопросы кач°ства судоремон та стоят на втором плане. Часто бывает так, что на предприятии еще не закончи ли ремонт того н.ти иного траулера, а ра ботники управления «Мурмансельдь» уже приглашают представителей регистра принять судовые механизмы. Бывает п так. что, стремясь скорее «вытолкнуть» судно па промысел, главиый инженер уп равления доказывает инспектору регистра, что все сделано хорошо, все в норме, что, хотя механизмы н не работают, но теоре тически они должны работать н поэтому пе стоит «придираться», пе стоит оадер- жнвать судно. Плоды такого отношения к ремонту, естественно, приходится впоследствии по жинать морякам на промысле;. Высококачественный ремонт судов в немалой степени зависит от работы от дела снабжения «Мурмапсельди». А рабо тает этот отдел очрчь плохо. Здесь совер шенно не заботятся о снабжении судов необходимыми оапаспыми частями, ин струментами, материалами. Иной раз ра- Потники управления, пе обеспечив отходя щее в море судно необходимым снаряже нием, идут на обмап инспектора регистра. Па время'осмотра судна регистром с со седних траулеров снимается нужное снаряжение, запасные частп, материалы, а затем после подписания документов ре гистром все это уносится с корабля. Когда обращаешься к главному инлгене- ру тов. Бородулину или к начальнику технического отдела «Мурмапсельди» тов. Максимову с жалобой на то, что отдел снабжения пе дает необходимое снаряже ние для нормальпон экоплоатации меха низмов, опи разводят руками. Партпя п правительство Постоянно за ботятся о нуждах промысловиков, выде ляют огромные средства для обеспечения успешной работы сельдяного флота. Как же можно расценить работу отдела снаб жения управления, еслп там нельзя полу чить даже таких простых вещей, как гаечные ключи, прокладочный картон, стальные пружины, ветошь, канцелярские принадлежности и т. д. Следует решительно улучшить работу отдела снабжения, повысить требователь ность в отношении качества судоремонта, создать промысловикаім все условия для успешного выполнрння задач, поставлен ных XIX съездом нашей партнп. Г. МАМПОРИЯ. Старший механик среднего трау лера № 404. По следам одной статьи 13 февраля в «Полярной правде» была опублпковаиа статья главного инженера фпльтрозавода Мурманского рыбокомбина та тов. Кпрюшииа «Полностью использо вать мощность предприятия», в которой он поднимал важный вопрос, связанный с неиспользованными резервами завода. Тов. Кирюшин на убедительных фактах и примерах доказывал, что резервы не используют в сплу того, что выгрузка рыбьего жира возложена на фпльтрозавод. Это вызывает штурмовщину па пред приятии, переброску рабочей силы с основных производственных процессов па разгрузку траулеров, лишает возмож ности наладить ритмичную работу пред приятия, внедрять передовые методы тру да и т. д. I Руководители Главмурманрыбпрома должны были серьезно разобраться в этом важном вопросе и решить его по-государ ственному. Но этого не случилось. В своем ответе в редакцию начальник Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе, пе утруждая себя, повторил доводы, приве денные в ппсьме п. о. начальника Мур манского рыбного порта тов. Торина, не желающего заниматься выгрузкой рыбьего жира. Работники фпльтрозавода, главный ин женер тов. Кирюшіш, естественно, не мог ли согласиться с этим и вновь представи ли материалы, доказывающие, что точка зрения начальника Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе (то бишь точка зрения ру ководителей рыбиого порта) неправильная. Всю эту переписку редакция направи ла заместителю министра легкой и пи щевой промышленности Союза ССР тов. Обухову. Вот что ответил тов. Обухов редакцпп: «Министерство легкой и пищевой промыш ленности СССР, обсудпв ппсьмо п материа лы по статье главного инженера фнльтро- завода Мурманского рыбокомбината тов. Кирюшина, дало указание начальнику Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе из менить существующий порядок в разгруз ке жировой продукции с траулеров». Ко всему этому можно лишь добавить следующее: при решении серьезных воп росов начальник главка тов. Сапанадзе должен иметь свою точку зрения и решать вопросы правильно, способствуя улучше нию работы предприятий рыбной промыш ленности, а не итти на поводу тех руково дителей предприятий, которые хотят обес печить себе «легкую жпзпь». Страдная пора началась В Терской районе еще не все рыбаки вышли на лов рыбы + 5 На Терском побережье начался весение- летипй промысел — один из самых ответ ственных периодов в работе рыболовецких колхозов. $а 5 месяцев текущего года ’ терские рыбаки допустили большое отставание в выполнении плана. Стране недодано около 5 тысяч центнеров рыбы. Включившись в социалистическое со ревнование но призыву экипажа траулера «Касатка», терские рыбакп дали словт наверстать упущенное, досрочно выпол нить годовОй план и выловить сверх за дания сотни центнеров сельдп и семги. Однако, чтобы выполнить это ответст венное обязательство, необходимо образцо во провестп вссенне-летний промысловый период. Ряд рыболовецких бригад колхоза «Пе редовик», имени 1 Мая, «Всходы комму низма» дружно вышли на прибрежный промысел н сейчас уже сдают первые уловы сельдп п семгп на факторпп Умб ского рыбозавода. Но правления отдельных колхозов п Терская МРС не обеспечили своевременно го выхода всех рыбаков па промысел. Особенно неблагополучно обстоит дело в колхозах «Прибой», «Волна», «Терский рыбак». Медленно выходят рыбаки на промысел в колхозе имени V III съезда Советов. Здесь три бригады, которые вышли первыми на промысел, пмелп неплохие уловы рыбы, а еще шесть бригад не выведены на про мысел. На прибрежном промысле сейчас долж ны работать два моторных бота — «Тай мыр» и «Некрасов». Эти суда МРС по договору должна предоставить колхозам «Красный Октябрь» и ,имени V III съезда Советов. Однако, несмотря на то, что про мысел начался, колхозы до спх пор не получплп ботов. Команды ркбаков уком плектованы, но ждут, когда прпдут суда. Руководители Терской МРС пока не торо пятся отправить пх, используя бота на перевозке грузов, словно ие знают, что беломорская сельдь пщошла к берегам. Работники МРС, члены правления вме сто того, чтобы находиться непосредствен но на лову, оказывать помощь рыбакам, отсиживаются в кабинетах, руководят промыслом по телефону. / Неблагополучно обстоит дело п с прием кой рыбы. Так, например, Оленицкзя рыболовецкая бригада потратила много времени на сдачу улова. Заведующий факторией тов. Кожин отказался при нимать рыбу', заявляя, что он работать на Фактории пе будет. Только после вмеша тельства сельсовета рыба была прпкята. Фактория села Оленица неполностью подготовлена к приемке рыбы. Здесь не закончен ремонт чанового хозяйства, ящпков, не проведен необходимый ремонт карбасов. Для сбора рыбы с отдаленных тоневых участков фактория не имеет мо торной ёлы, которая до сих нор еще на ходится на рыбозаводе. Дирекция рыбозавода должна навести порядок и не допустить повторения оши бок прошлого года, когда рыбакп, отры ваясь от промысла, сами возили на фак- торпю рыбу. H. ДВОРНИКОВ. Лесной. (Наш соб. корр.). ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ По чьей вине портится жилой фонд? В февраль прошлого года мой м уж —* капитан среднего рыболовного траулера «Орочен»— получил новую квартиру пз двух комнат в доме Л5 58, квартира 20, по проспекту имени Ленина. Комнаты были хорошо отделаны, уютные. Но с сентября иногда стала протекать крыша, а знМой, во время оттенеЛи, и весной по стенам квартиры потекли ручьи, с потолка постоянно капала вода, окна сТалн все время мокнуть. В результате стала отваливаться шту катурка на стене, выходящей на улицу, появились трещины и подтеки на потол ке. В комнатах появилась сырость зІіМой и весной, даже в холодную погоду я вы нуждена постоянно держать окна раскры тыми из-за сырого воздуха. Я неоднократно обращалась в жилищ но-коммунальный отдел рыбокомбината (кому сначала принадлежал дом) и к домоуправление малоэтажных домов, и чье ведение перешел дом сейчас. Зимой в домоуправлении просили потерпетв до тех пор, «пока растает снег на крыше». Отремонтировали крышу или пет — не энаіо, но временно течь прекратилась. К ремонту потолка н штукатурки стен ничего пе предпринимается. В домоуправ лении отвечают: «Мы знаем, при первой \ возможности сделаем». Пора бы и наступить сроку «первой возможности», ведь кончается май. И такое положение не только в наших комнатах, а по всему верхнему йтажу дома. А. СЕМЕНОВА. Забытая улииа Кольское шоссе — самая длинная ули ца Мурманска, она тянется иа несколько километров. По этому шоссе больше всего проходит грузового >автотранспорта н пе шеходов. Но по благоустройству Кольское шоссе является самым отстающим. Мостовая во многих местах разбита н не ремонтируется. Пешеходы могут воспользоваться раз битым деревянным тротуаром только от проспекта имени Сталина до 15-й школы, а дальше нм приходится итти по обочи нам дороги, где в любую минуту их мо жет забрызгать грязью встречная пли- попутная автомашина. Уличное освещение имеется только на отдельных участках, да и то пз-за особой конструкции плафонов освещается не улица, а только столбы. \ Об озеленении Кольского шоссе совер шенно забыл Микояновский райисполком. На всем протяжении шоссе не встре тишь ни одного промтоварного, галанте рейного магазина или магазина культ товаров, но зато пивных ларьков распо ложен добрый десяток. Микояновскому райисполкому и тресту благоустройства пора бы вспомнить * о Кольском шоссе н превратить его в благо-0'35' устроенную улицу города. П. НЕСТЕРОВ. Короткий сигнал В прошлом году в селе Порья-губа выпекался недоброкачественный хлеб. Жптелп села неоднократно просили Тер ский райрыбкооп прислать нового пекаря. В июле 1952 года в Порья-губу приехала пекарь Лодкина. Но она работает недобро совестно. Хлеб в пекарне выпекается поплежнему плохо. Исполком сельского Совета несколько раз требовал улучшить выпечку хлеба, но безрезультатно. Терский райрыбкооп о плохой работе пекаря Лодкнной онает, но должных мер не принимает. К. ПОПОВ. с. Порья-губа. РЕЗЕРВЫ СЕЛЬДЯНОГО ПРОМЫСЛА Несмотря на самоотверженную работу многих команд средних рыболовных Трау леров, добившиеся больших уловов, сель дяной флот не выполнил плана первых четырех месяцев нынешнего гада п задол жал государству за это время около 50 тысяч центнеров рыбы. В мае, в связп с хорошим состоянием сырьевой базы, флот «Муроіансельдп)» улучшил работу, по за долженность покрывается еще очень мед ленно. Между тем у моряков «Мурмансельдн» есть все условия для того, чтобы не тйлько ликвидировать долг стране, но и досрочно закончить выполнение годового -V піайа. Сельдяной флот имеет значитель ные реаервы* введение которых в действие / обеспечит повышение вылова рыбы. Руководители «Мдаапсельдн» прежде всего не должны йовторять ошибок, допу щенных в прошлые месяцы. Срыв про мысла сельди в апреле произошел не только нз-вЯ трудных метеорологических условий, а главным образом потому, что фЛоТо* были потеряны концентрации селып, так ка к разведку проводила всего 2— 3 судна вместо Б по плану. Нёдооценка промысловой разведки про должается и сейчас. По приказу министра с мая разведку сельди должны проводить 10 поисковых судов, а фактически к на чалу мая в море было только 3* а в пос ледней время — б поисковых кораблей* • Правда, формально приказ министра выполнен* та к как поисками сельди за нимаются 10 судов, однако половина поисковиков •— это обычные промысловые корабли, не оборудованные поисковой тех никой, не оснащенные всеми современны ми средствами обнаружения сельдп. Прев ратить поисковый корабль в промысловое судно очень легко, но делать^ обратное нельзя. Охнако по пенужпон, врШой традиции в «Мурмансельдн» и до сего * времени разведкой сельдп оанлмаются промысловые суда. Недостаток поисковых судов * море заставил руководство нкопедицин прекра* тить сейчас разведку в одном из районов, где еще недавно наблюдались неплохие скопления сельдп Сейчас, примерно в течение 45— 50 дней, сельдь будет двигаться в северо- западном п северном направлениях к ме стам своего выкорма. Именно в этот период перед промысловой разведкой ‘ста вятся особо ответстврнйые задачи. Судами- разведчикамй должны бы іь проверены все главные пути отхода сельди в северные шпроты. Сельдь движется не единым ко сяком, на каждом пути может идти не сколько эшелонов рыбы, различающихся своим биологическим составом. Научные работники ПИНРО вместе с капитанами поисковых судов должны выяснить, но какому пути движется особенно много сельди, какие косяки наиболее устойчивы п определить, в каких районах флот может работать о наибольшим успехом. За два последних года в период с конца июня до середины июля наблюдалось зна чительное снижение уловов. Причина это го явления в том, что стаи сельди дер жатся в районах,1которых мы еще доста точно хорошо не анаем. Пора поставить вопрос об использова нии поисковых кораблей для наводки промыслового флота На косяки сельди. За дачей поискового судна сейчас является обнаружение скоплений сельди на большой плопщИі Капитан шИскового судна обязан уста новить квадраты, занятые скоплениями сельди, определить сопутствующие усло вия. Выбор же места дрейфа в пределах квадратов, указанных поисковым суд ном, делает капитан промыслового ко рабля. Если рыба распределена ни большой площадп, то хороший улов гарантирован, если же стан сельди держатся узкой по лосой или пятнами, а это бывает наиболее часто, то улова может и пе быть вовсе, хотя в пределах промыслового квадрата рыбы МНОГО. Наводка промысловых кораблей па Ко- еявн сельди в порядке опыта, делалась неоднократно и обычно давала хорошие результаты. Капитаны промысловых су- юп датао уже ттастаивают, чтобы поиско-' вики не только сообщали о районе скоп лений сельди, но указывали бы место вы- метки сетей с точностью до нескольких кабельтовых. Наводка промыслового флота на косяки сельдп дело вполне реальное, за него вы сказываются не только промысловики, но п поисковые капптаны, руководство фло том. Однако в жизнь это предложение не претворяется. Наводка промысловых судов иа косякн сельди увеличит ответственность поисковиков за работу промыслового фло та. позволит наиболее полно использовать поисковую технику, что в конечном счете снизит количество безрезультатных дрей фов, повысит производительность про мысли. Находясь в большом долгу перед стра ной, флот «Мурмансельдн» тем не менее систематически не выполняет норм обра ботки сетей. С первого мая каждым ко раблем доллепо выметываться пе менее 100 сетей. Передовики сельдяного лова перекрывают этп нормы, выставляя по 110— 120 сетей. Так, экппаж среднего траулера «Орочей» — инициатор социа листического соревнования за вылов 10.000 центнеров сельдп в год — ежеднев но выметывает не меньше 115— 120 се тей. Опнако экипажи многих судов выме тывают по 60— 70 сетей. За первую поло вину мая корабли «Мурмансельдн» в сред нем выметывали 83 сети. Эти нарушения промыслового режима можно объяснить только тем, что часть кораблрй не имеет необходимого количества сетей и резино вых камер, ремонт которых до сего време ни усложняет работу промысловиков. Другой причиной невыполнения норм обработки сетей является и то, что в пос леднее время износ сетей определяется не по вылову, ка к это было раньше, а по количеству сделанных дрейфов, тогда как совершенно ясно, что амортизация сетей прежде всего зависит от того, сколько рыбы было выловлено сетью. Опасаясь большого износа сетей, неко торые капитаны уменьшают длину поряд ков, а бывают случаи, когда они припи сывают в отчетны* материалах 5— 10 се тей, чтобы уложиться в установленные нормы расхода сетей. Все это известно промысловому отделу «Мурмапсельди» и главку, однако необходимых мер к пере смотру норм износа сетей там не при нимается. В 1951 году начальником экспедиции тов. Гуннным была введена в практику обработка одного дрифтерного порядка двумя судами. Обычно один корабль в теченпе дня может обработать не более 35— 40 тонн рыбы. Если же улов быва ет больше, то выборка сетей продоллиется и на второй день. Поэтому прп больших скоплениях сельди многие капитапы ста раются уменьшить количество сетей.- Пе редача улова с сетями другому судну ни ка к не стимулируется п поэтому ново введение не находит себе широкого при менения. Обработка дрифтерного порядка двумя судами должна широко войти в практику, для этого нужно заинтересовать команды обоих судов. Опыт показывает, что сети, окрашенные в синий цвет, ловят в полтора — два раза больше сельди, чем светлые продубленные сети. Однако на промысле не менее поло вины всех орудий лова составляют свет лые сетн. Снижение вылова только за счет этого фактора исчисляется десятка ми тонн. Об этом известно и в «Мурман сельдн» н в Главмурмапрыбпромо. Но решительных мер для перекраски сетей не принимается, хотя это дело нетрудное и возможно даже на судах в море: необ ходимо позаботиться только о доставке на кораблп красителей. В период сравнительно разреженного состояния косяков сельдп большое значе ние имеет соединение боковых подбор сетей между собой, что исключает воз можность прохождения стай сельди между сетями. Этот значительный резерв про мысла не используется. Более того, руко водители экспедиции, не разобравшись в технике соединения сетей, запретили гтот способ. Соединять сети между собой надо через 0,5 — 0,6 метра, а делается это через 2— 3 метра. Неудивительно, что при таком способе соединения боковые подборы сетей отрывались от сетного полотна. Первые 5— 8 сетей, расположенных близко к судну, обычно вылавливают сельдп в два — три раза меньше после дующих. Кандидат технических наук тов. Старовойтов еще в прошлом году предло жил иной способ крепления вожака, при меняющийся у рыбаков Дальнего Востока. Опыты показали хорошие результаты, а лаборатория техппкн лова ПИНРО обеща ла подготовить специальный плакат, объясняющий, как надо крепить вожак к сетям. Но обещание та к п осталось обе щанием — п этот резерв увеличения вы лова до сего вреМенр пе используется флотом. Успех промысла сельдп в кешцо прош лого года был связан с обнаружением концентраций ее на большой глубпне и применением дрифтерных порядков с верх ним вожаком. Тогда флот перешел па этот способ вооружения в середине ноября. Исследования о вертикальном распределе нии сельдп позволяют сделать вывод, что кораблп могут выгодно начать лов сельди на глубине уже с конца сентября или начала октября. Сейчас необходимо своевременно подготовиться к этому, за готовить специальные грузики, соответ ствующие тросы для изготовления длин ных поводцов. Кроме того, работа с верхним вожаком известна не всем капитанам сельдяного флота. Чтобы сделать этот способ лова достоянием всех промысловиков, еще в марте руководитель лаборатории техники лова ПИНРО тов. Мазаев обещал подгото вить соответствующую • инструкцию. Но эта инструкция не готова до сих пор. Несколько месяцев назад инженер «Мурмапсельди» тов. Каландрашвплн раз работал очень удобную конструкцию бор товой сетки для собирания опадающей сельди. Нужно скорее провести испыта ния этого несложного усовершенствования и внедрить его на всех кораблях флота. Попрежнему не решены н организа ционные вопросы по руководству флотом. Очень многое требуется н от работни ков науки. В передовой статье «Правды» от 23 мая гтого года справедливо отме чается, что Полярный институт не оказы вает необходимой помощи промызловнкам Мурмана. Институт медленно развертыва ет свои исследовательские работы в Се верной Атлантике, слабо связан с рыбака ми. За 8 последних Лет институт только один раз издал своп научные работы, пе выпустив пи одной брошюры в помощь рыбакам. В работе ряда лабораторий института; нет достаточного контакта и творческого содружества. Директор института тов. Ла гунов не вникает в детали исследова тельской работы, пе стремится разрешить' спорные вопросы по методике исследова ний, которые существуют в институте. Совершенно недостаточны исследования ПИНРО в области^поведения рыбы, задер- Жіігваготся подводные исследования. В ин ституте совершенно не обобщается опыт передовых стахановских кораблей. Плохо1 обстоит дело с обеспечением моряков; промысловыми пособиями. Институт подго товил несколько пособий, касающихся сырьевой базы и методов разведки сельди, но они до спх пор еще находятся в печа ти или только готовятся к изданию.- Промысловики из-за этого не имеют воз можности Воспользоваться опытом лучших! экипажей за прошлые годы. Происходит это потому, что руководство института не уделяет внимания проведению в жизн іі результатов научной деятельности. Не обеспечивает требований промыслов виков и лаборатория сельди, работники которой мало бывают в море п не уделя ют должного внимания совершенствованию методпкп разведки сельдяных Косяков.- Коллектив ПИНРО должен повысить свою ответственность за выполнение плана мо-- рякамн Мурмана, принять все меры в тему, чтобы в ближайшее время совместно с промысловой разведкой наладить поис ковую работу, обеспечіггь флот устойчив вой сырьевой базой. Мы имеем все условия план добычй сельди выполнить досрочно. Задача всех: береговых предприятий, научных работай-* ков ПИНРО. инженерно-технического со-- става «Мурмансельдн» и Главмурманрыб-* прома помочь морякам сельдяного про-- ыысла использовать все имеющиеся p<s зервы. Ю. МАРТИ. Кандидат биологических наук. лауреат Сталинской премий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz