Полярная правда. 1953, май.

\ № 126 (7540) 30 п а я 1953 f . П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А КО Л ХО ЗН АЯ ПТИЦЕФЕРМА В сентябре прошлого года в нашем колхозе именп V III съезда Советов была организована небольшая птицеферма. На первое время1ны завезлп 32 куры породы авггорй. Для них было построено спе­ циальное помещение. Любопытно, что вто была первая кол­ хозная птицеферма не только в Терском районе, но п на Кольском полуострове. До прошлого гоіа разведением кур занима­ лись в нашей областп только ива— три совхоза и подсобных хозяйства. УхбД за птицей правление колхоза по­ ручило лучшей колхознице Анастасии Феофановне Чукчнной. В выборе птични­ цы мы не ошпіілпсь. Тов. Чукчнна по­ любила новое дело, добросовестно относит­ ся к порученной работе, хорошо просмат­ ривает за курами. Кормами птицеферма на всю осень и внму была обеспечена полностью. В кор­ мовой рацпон включались такие корма, ка к овес, зерно, отруби, рыбные отходы, картофель, соль, мел. Зиму птицы прове­ ли вполне удовлетворительно. С января нынешнего гола куры стали нестись. П сразу все «колхозники убеди­ лись, какая это доходная отрасль хозяй­ ства. С января по апрель колхоз полу­ чил от продажи яиц 1404 рубля дохода. За это же время было затрачено па кор­ ма п уход за курами всего лпшь 647 рублей. Таким образом, только за три месяца мы имеем Чистого дохода около 800 рублей. П это от маленькой птице­ фермы. Наш опыт показал, что разведение тітнпы в заполярных колхозах, и в част­ ности в колхозах Терского района, вполне оправдывает себя и является одним пз вер- ных источников доходов. У нас появилось желание развивать эту отрасль хозяйства. В этом году па ігтипеФерме будет увеличено число кур / до ста пггук за счет молодняка, выращен­ ного у себя на месте. Самор важное то. что в большинстве колхозов Кольского полуострова п особен­ но у нас на Тереком побережье зля pan- ведения домятппеЙ птппы имеется хоро- шяя местная кормовая база. В Терском районе, напрнмеп. выращиваются зерно­ вые. есть в изобилии рыбные отходы, митральные корма. Считаю, что. следуя нашему почину, должны п іругпр колхозы областп. и в первую очере.ть Тррскпгп района, занять­ ся раавр.хрнием домашней птппы , создать птицефермы. Т . КУЗНЕЦОВ. Председатель колхоза имени VIII съезда Советов, Терского района. УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ УМЕЛО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЛАГОПРИЯТНУЮ ПРОМЫСЛОВУЮ ОБСТАНОВКУ Медицинский пункт на пароходе Сотни люден доставил пароход «Держа­ вин» пз Мурманска в различные пункты побережья и обратно. II многие пассажиры с благодарностью отзываются о суаовом медицинском пункте, где им оказывалась необходимая п своевременная помощь. На медпункте работает молодой, медик Иосиф Александрович Мелкоз. Несколько раз ему приходилось выполнять обязан­ ности хирурга, зубного врача. Но основная работа меаика, наряду с лечением больных и нуждающихся в ока­ зании первой помощи, профилактика. Члены экипажа парохода «Державин» ре­ гулярно посещают медицинский пункт. На кубок области по футболу В Североморске состоялось первое со­ стязание на кубок Мурманской областп по футболу. На футбольном поле встретились две Команды североморцев «Шторм» и «Гром». ПгІ»а закончилась со счетом 4 : 2 в Пользу команды «Гром». Л. ЛУКЬЯНОВ. Улучшить руководство флотом + Добиться равномерной работы всех траулеров + О необходимости лучше попользовать промысловую обстановку, полнее вскры­ вать внутренние резервы каждого корабля ежедневно Говорят руководители тралового Флота, в том числе и тс из них, которые находятся на промысле. Заместитель на­ чальника флота тов. Маевскпй, папример, п о ^ н на каждом совещании капитанов подчеркивает важность этого вопроса. К сожалению, за разговорами пе следу­ ют практические дела, и траловый флот по-прежнему ежесуточно недодает государ­ ству много рыбы. Причем в третьей дека­ де мая задолженность промысловиков стала растя еще быстрее. ^ Как и раньше, руководство флотом объясняет это все темп же «объективны­ ми» причинами: плохой погодой, плохой сырьевой базой. Но в действительности все это ширма, за которой кое-кто пы­ тается скрыть плохое руководство флотом, неумение хорошо использовать промысло­ вую обстановку. Вот уже несколько дней корабли, про­ мышляющие па Копытовской банке, стали работать хуже. Руководство флотом на промысле не замедлило сделать вывод: «Ойунь из этого района исчез, погоаа здесь мешает лову». Между тем, .как заяв­ ляют (многие промысловики, и в частности морякп траулера «Капитан Демидов», по- гада в этом районе сейчас не хуже* чем была 15— 25 дней назад. Что же касается уловов, то экипаж «поискового траулера «П. Головнин» за одно траление, длящееся не более 50 минут, берет на Копытовской банке до 2 тони рыбы. Докладывая об этом на радпосовешанип, капитан трауле­ ра тов. Кузнецов неизменно добавляет: «Но мы не впднм поблизости ни одного про­ мыслового корабля». Дело в том. что траулеры на Копытов­ ской банке сбились с рыбы и нпкто не принимает мер к тому, чтобы подтянуть пх к поисковому кораблю. Вот уже длительное время пз района Харлова морякн поискового траулера' «Ке­ та» сообщают о ^хорошем промысловом косяке. Они /Систематически показывают в сводках уловы от полутора до двух п более тони за час. Ио руководство флотом пе послало еще ни одного траулера туда. Повторяется та же история, что в свое время была на Копытовской банке. Окунь там был, но его долгое время инкто не облавливал. ik e этп факты свидетельствуют об от­ сутствии умелого оперативного руководст­ ва кораблями, о том, что имеющаяся сырьевая база используется крайне неу­ довлетворительно. Попрежнему корабли тралового флота работают неравномерно. Даже в Мотов­ ском заливе, где легко ориентироваться, чтобы не сбиться с курсов, и где нахо­ дится па одном пз траулеров и лично ру­ ководит промыслом тов. Маевскпй, эки­ пажи кораблей пмеют различные уловы. Обычно на радпосовещаниях капитанов говорится исключительна о .сырьевой ба­ зе, глубинах и курсах, по почему один с-кипаж траулера сделал за сутки восемь тралений; а аругой, находящийся тут же рядом,— шесть, о том, как организован труд на . корабле, не произносится ии слова. С. ДЕМИН. Баренцово море. (По радио. Наш спец. корр.)* Ремонтные злоключения корабля После возвращения нз очередного про­ мыслового рейса наше судно было постав­ лено на профилактический ремонт. Основ­ ные работы проводились заводом между­ рейсового ремонта Главмурманрыбпрома. На заводе, стремясь выполнить работы побыстрее, плохо заботятся о качестве. Еще в декабре прошлого года перед вы­ ходом нашего судна в очередной рейс вз­ воду был дан заказ проверить, прочистить и промыть зарядный умформер судна. До ремонта этот механизм работал безотказно п совершенно бесшумно. После промывки, чистки и замены подшипников на заводе работа умформера изменилась — он за- глугаал все другие шумы. За три месяца промысла, после 300 часов работы, новые ппдшипникп пришли в негодность. После ремонта главного двигателя суд­ на у пас пе было возможности тщательно проверить его работу на всех режимах. Однако еще на испытаниях при предъяв­ лении двигателя регистру были замечены некоторые недостатки. В дальнейшем мы ужр совсем не могли пустить двигатель. Проверка реверсивного устройства пока­ зала. что все штоки пусковых клапанов заржавлены, верхние части приводов клапанов с пружинами сильно загрязне­ ны. Все это говорило о том, что при ре­ монте пусковые клапаны на крышках ци­ линдров не разбирались, а пролежали в цеху и поржавели. Машинная команда нашего судна разоб­ рала цплиндры, прочистила и отшлифова­ ла штоки, притерла клапаны. Работа ре­ версивного устройства наладилась. Но мы потеряли на этом больше суток. На заводр вопросы кач°ства судоремон­ та стоят на втором плане. Часто бывает так, что на предприятии еще не закончи­ ли ремонт того н.ти иного траулера, а ра­ ботники управления «Мурмансельдь» уже приглашают представителей регистра принять судовые механизмы. Бывает п так. что, стремясь скорее «вытолкнуть» судно па промысел, главиый инженер уп ­ равления доказывает инспектору регистра, что все сделано хорошо, все в норме, что, хотя механизмы н не работают, но теоре­ тически они должны работать н поэтому пе стоит «придираться», пе стоит оадер- жнвать судно. Плоды такого отношения к ремонту, естественно, приходится впоследствии по­ жинать морякам на промысле;. Высококачественный ремонт судов в немалой степени зависит от работы от­ дела снабжения «Мурмапсельди». А рабо­ тает этот отдел очрчь плохо. Здесь совер­ шенно не заботятся о снабжении судов необходимыми оапаспыми частями, ин­ струментами, материалами. Иной раз ра- Потники управления, пе обеспечив отходя­ щее в море судно необходимым снаряже­ нием, идут на обмап инспектора регистра. Па время'осмотра судна регистром с со­ седних траулеров снимается нужное снаряжение, запасные частп, материалы, а затем после подписания документов ре­ гистром все это уносится с корабля. Когда обращаешься к главному инлгене- ру тов. Бородулину или к начальнику технического отдела «Мурмапсельди» тов. Максимову с жалобой на то, что отдел снабжения пе дает необходимое снаряже­ ние для нормальпон экоплоатации меха­ низмов, опи разводят руками. Партпя п правительство Постоянно за­ ботятся о нуждах промысловиков, выде­ ляют огромные средства для обеспечения успешной работы сельдяного флота. Как же можно расценить работу отдела снаб­ жения управления, еслп там нельзя полу­ чить даже таких простых вещей, как гаечные ключи, прокладочный картон, стальные пружины, ветошь, канцелярские принадлежности и т. д. Следует решительно улучшить работу отдела снабжения, повысить требователь­ ность в отношении качества судоремонта, создать промысловикаім все условия для успешного выполнрння задач, поставлен­ ных XIX съездом нашей партнп. Г. МАМПОРИЯ. Старший механик среднего трау­ лера № 404. По следам одной статьи 13 февраля в «Полярной правде» была опублпковаиа статья главного инженера фпльтрозавода Мурманского рыбокомбина­ та тов. Кпрюшииа «Полностью использо­ вать мощность предприятия», в которой он поднимал важный вопрос, связанный с неиспользованными резервами завода. Тов. Кирюшин на убедительных фактах и примерах доказывал, что резервы не используют в сплу того, что выгрузка рыбьего жира возложена на фпльтрозавод. Это вызывает штурмовщину па пред­ приятии, переброску рабочей силы с основных производственных процессов па разгрузку траулеров, лишает возмож­ ности наладить ритмичную работу пред­ приятия, внедрять передовые методы тру­ да и т. д. I Руководители Главмурманрыбпрома должны были серьезно разобраться в этом важном вопросе и решить его по-государ­ ственному. Но этого не случилось. В своем ответе в редакцию начальник Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе, пе утруждая себя, повторил доводы, приве­ денные в ппсьме п. о. начальника Мур­ манского рыбного порта тов. Торина, не желающего заниматься выгрузкой рыбьего жира. Работники фпльтрозавода, главный ин­ женер тов. Кирюшіш, естественно, не мог­ ли согласиться с этим и вновь представи­ ли материалы, доказывающие, что точка зрения начальника Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе (то бишь точка зрения ру­ ководителей рыбиого порта) неправильная. Всю эту переписку редакция направи­ ла заместителю министра легкой и пи­ щевой промышленности Союза ССР тов. Обухову. Вот что ответил тов. Обухов редакцпп: «Министерство легкой и пищевой промыш­ ленности СССР, обсудпв ппсьмо п материа­ лы по статье главного инженера фнльтро- завода Мурманского рыбокомбината тов. Кирюшина, дало указание начальнику Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе из­ менить существующий порядок в разгруз­ ке жировой продукции с траулеров». Ко всему этому можно лишь добавить следующее: при решении серьезных воп­ росов начальник главка тов. Сапанадзе должен иметь свою точку зрения и решать вопросы правильно, способствуя улучше­ нию работы предприятий рыбной промыш­ ленности, а не итти на поводу тех руково­ дителей предприятий, которые хотят обес­ печить себе «легкую жпзпь». Страдная пора началась В Терской районе еще не все рыбаки вышли на лов рыбы + 5 На Терском побережье начался весение- летипй промысел — один из самых ответ­ ственных периодов в работе рыболовецких колхозов. $а 5 месяцев текущего года ’ терские рыбаки допустили большое отставание в выполнении плана. Стране недодано около 5 тысяч центнеров рыбы. Включившись в социалистическое со­ ревнование но призыву экипажа траулера «Касатка», терские рыбакп дали словт наверстать упущенное, досрочно выпол­ нить годовОй план и выловить сверх за­ дания сотни центнеров сельдп и семги. Однако, чтобы выполнить это ответст­ венное обязательство, необходимо образцо­ во провестп вссенне-летний промысловый период. Ряд рыболовецких бригад колхоза «Пе­ редовик», имени 1 Мая, «Всходы комму­ низма» дружно вышли на прибрежный промысел н сейчас уже сдают первые уловы сельдп п семгп на факторпп Умб­ ского рыбозавода. Но правления отдельных колхозов п Терская МРС не обеспечили своевременно­ го выхода всех рыбаков па промысел. Особенно неблагополучно обстоит дело в колхозах «Прибой», «Волна», «Терский рыбак». Медленно выходят рыбаки на промысел в колхозе имени V III съезда Советов. Здесь три бригады, которые вышли первыми на промысел, пмелп неплохие уловы рыбы, а еще шесть бригад не выведены на про­ мысел. На прибрежном промысле сейчас долж­ ны работать два моторных бота — «Тай­ мыр» и «Некрасов». Эти суда МРС по договору должна предоставить колхозам «Красный Октябрь» и ,имени V III съезда Советов. Однако, несмотря на то, что про­ мысел начался, колхозы до спх пор не получплп ботов. Команды ркбаков уком­ плектованы, но ждут, когда прпдут суда. Руководители Терской МРС пока не торо­ пятся отправить пх, используя бота на перевозке грузов, словно ие знают, что беломорская сельдь пщошла к берегам. Работники МРС, члены правления вме­ сто того, чтобы находиться непосредствен­ но на лову, оказывать помощь рыбакам, отсиживаются в кабинетах, руководят промыслом по телефону. / Неблагополучно обстоит дело п с прием­ кой рыбы. Так, например, Оленицкзя рыболовецкая бригада потратила много времени на сдачу улова. Заведующий факторией тов. Кожин отказался при­ нимать рыбу', заявляя, что он работать на Фактории пе будет. Только после вмеша­ тельства сельсовета рыба была прпкята. Фактория села Оленица неполностью подготовлена к приемке рыбы. Здесь не закончен ремонт чанового хозяйства, ящпков, не проведен необходимый ремонт карбасов. Для сбора рыбы с отдаленных тоневых участков фактория не имеет мо­ торной ёлы, которая до сих нор еще на­ ходится на рыбозаводе. Дирекция рыбозавода должна навести порядок и не допустить повторения оши­ бок прошлого года, когда рыбакп, отры­ ваясь от промысла, сами возили на фак- торпю рыбу. H. ДВОРНИКОВ. Лесной. (Наш соб. корр.). ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ По чьей вине портится жилой фонд? В февраль прошлого года мой м уж —* капитан среднего рыболовного траулера «Орочен»— получил новую квартиру пз двух комнат в доме Л5 58, квартира 20, по проспекту имени Ленина. Комнаты были хорошо отделаны, уютные. Но с сентября иногда стала протекать крыша, а знМой, во время оттенеЛи, и весной по стенам квартиры потекли ручьи, с потолка постоянно капала вода, окна сТалн все время мокнуть. В результате стала отваливаться шту­ катурка на стене, выходящей на улицу, появились трещины и подтеки на потол­ ке. В комнатах появилась сырость зІіМой и весной, даже в холодную погоду я вы­ нуждена постоянно держать окна раскры­ тыми из-за сырого воздуха. Я неоднократно обращалась в жилищ­ но-коммунальный отдел рыбокомбината (кому сначала принадлежал дом) и к домоуправление малоэтажных домов, и чье ведение перешел дом сейчас. Зимой в домоуправлении просили потерпетв до тех пор, «пока растает снег на крыше». Отремонтировали крышу или пет — не энаіо, но временно течь прекратилась. К ремонту потолка н штукатурки стен ничего пе предпринимается. В домоуправ­ лении отвечают: «Мы знаем, при первой \ возможности сделаем». Пора бы и наступить сроку «первой возможности», ведь кончается май. И такое положение не только в наших комнатах, а по всему верхнему йтажу дома. А. СЕМЕНОВА. Забытая улииа Кольское шоссе — самая длинная ули­ ца Мурманска, она тянется иа несколько километров. По этому шоссе больше всего проходит грузового >автотранспорта н пе­ шеходов. Но по благоустройству Кольское шоссе является самым отстающим. Мостовая во многих местах разбита н не ремонтируется. Пешеходы могут воспользоваться раз­ битым деревянным тротуаром только от проспекта имени Сталина до 15-й школы, а дальше нм приходится итти по обочи­ нам дороги, где в любую минуту их мо­ жет забрызгать грязью встречная пли- попутная автомашина. Уличное освещение имеется только на отдельных участках, да и то пз-за особой конструкции плафонов освещается не улица, а только столбы. \ Об озеленении Кольского шоссе совер­ шенно забыл Микояновский райисполком. На всем протяжении шоссе не встре­ тишь ни одного промтоварного, галанте­ рейного магазина или магазина культ­ товаров, но зато пивных ларьков распо­ ложен добрый десяток. Микояновскому райисполкому и тресту благоустройства пора бы вспомнить * о Кольском шоссе н превратить его в благо-0'35' устроенную улицу города. П. НЕСТЕРОВ. Короткий сигнал В прошлом году в селе Порья-губа выпекался недоброкачественный хлеб. Жптелп села неоднократно просили Тер­ ский райрыбкооп прислать нового пекаря. В июле 1952 года в Порья-губу приехала пекарь Лодкина. Но она работает недобро­ совестно. Хлеб в пекарне выпекается поплежнему плохо. Исполком сельского Совета несколько раз требовал улучшить выпечку хлеба, но безрезультатно. Терский райрыбкооп о плохой работе пекаря Лодкнной онает, но должных мер не принимает. К. ПОПОВ. с. Порья-губа. РЕЗЕРВЫ СЕЛЬДЯНОГО ПРОМЫСЛА Несмотря на самоотверженную работу многих команд средних рыболовных Трау­ леров, добившиеся больших уловов, сель­ дяной флот не выполнил плана первых четырех месяцев нынешнего гада п задол­ жал государству за это время около 50 тысяч центнеров рыбы. В мае, в связп с хорошим состоянием сырьевой базы, флот «Муроіансельдп)» улучшил работу, по за­ долженность покрывается еще очень мед­ ленно. Между тем у моряков «Мурмансельдн» есть все условия для того, чтобы не тйлько ликвидировать долг стране, но и досрочно закончить выполнение годового -V піайа. Сельдяной флот имеет значитель­ ные реаервы* введение которых в действие / обеспечит повышение вылова рыбы. Руководители «Мдаапсельдн» прежде всего не должны йовторять ошибок, допу­ щенных в прошлые месяцы. Срыв про­ мысла сельди в апреле произошел не только нз-вЯ трудных метеорологических условий, а главным образом потому, что фЛоТо* были потеряны концентрации селып, так ка к разведку проводила всего 2— 3 судна вместо Б по плану. Нёдооценка промысловой разведки про­ должается и сейчас. По приказу министра с мая разведку сельди должны проводить 10 поисковых судов, а фактически к на­ чалу мая в море было только 3* а в пос­ ледней время — б поисковых кораблей* • Правда, формально приказ министра выполнен* та к как поисками сельди за­ нимаются 10 судов, однако половина поисковиков •— это обычные промысловые корабли, не оборудованные поисковой тех­ никой, не оснащенные всеми современны­ ми средствами обнаружения сельдп. Прев­ ратить поисковый корабль в промысловое судно очень легко, но делать^ обратное нельзя. Охнако по пенужпон, врШой традиции в «Мурмансельдн» и до сего * времени разведкой сельдп оанлмаются промысловые суда. Недостаток поисковых судов * море заставил руководство нкопедицин прекра* тить сейчас разведку в одном из районов, где еще недавно наблюдались неплохие скопления сельдп Сейчас, примерно в течение 45— 50 дней, сельдь будет двигаться в северо- западном п северном направлениях к ме­ стам своего выкорма. Именно в этот период перед промысловой разведкой ‘ста­ вятся особо ответстврнйые задачи. Судами- разведчикамй должны бы іь проверены все главные пути отхода сельди в северные шпроты. Сельдь движется не единым ко­ сяком, на каждом пути может идти не­ сколько эшелонов рыбы, различающихся своим биологическим составом. Научные работники ПИНРО вместе с капитанами поисковых судов должны выяснить, но какому пути движется особенно много сельди, какие косяки наиболее устойчивы п определить, в каких районах флот может работать о наибольшим успехом. За два последних года в период с конца июня до середины июля наблюдалось зна­ чительное снижение уловов. Причина это­ го явления в том, что стаи сельди дер­ жатся в районах,1которых мы еще доста­ точно хорошо не анаем. Пора поставить вопрос об использова­ нии поисковых кораблей для наводки промыслового флота На косяки сельди. За­ дачей поискового судна сейчас является обнаружение скоплений сельди на большой плопщИі Капитан шИскового судна обязан уста­ новить квадраты, занятые скоплениями сельди, определить сопутствующие усло­ вия. Выбор же места дрейфа в пределах квадратов, указанных поисковым суд­ ном, делает капитан промыслового ко­ рабля. Если рыба распределена ни большой площадп, то хороший улов гарантирован, если же стан сельди держатся узкой по­ лосой или пятнами, а это бывает наиболее часто, то улова может и пе быть вовсе, хотя в пределах промыслового квадрата рыбы МНОГО. Наводка промысловых кораблей па Ко- еявн сельди в порядке опыта, делалась неоднократно и обычно давала хорошие результаты. Капитаны промысловых су- юп датао уже ттастаивают, чтобы поиско-' вики не только сообщали о районе скоп­ лений сельди, но указывали бы место вы- метки сетей с точностью до нескольких кабельтовых. Наводка промыслового флота на косяки сельдп дело вполне реальное, за него вы­ сказываются не только промысловики, но п поисковые капптаны, руководство фло­ том. Однако в жизнь это предложение не претворяется. Наводка промысловых судов иа косякн сельди увеличит ответственность поисковиков за работу промыслового фло­ та. позволит наиболее полно использовать поисковую технику, что в конечном счете снизит количество безрезультатных дрей­ фов, повысит производительность про­ мысли. Находясь в большом долгу перед стра­ ной, флот «Мурмансельдн» тем не менее систематически не выполняет норм обра­ ботки сетей. С первого мая каждым ко­ раблем доллепо выметываться пе менее 100 сетей. Передовики сельдяного лова перекрывают этп нормы, выставляя по 110— 120 сетей. Так, экппаж среднего траулера «Орочей» — инициатор социа­ листического соревнования за вылов 10.000 центнеров сельдп в год — ежеднев­ но выметывает не меньше 115— 120 се­ тей. Опнако экипажи многих судов выме­ тывают по 60— 70 сетей. За первую поло­ вину мая корабли «Мурмансельдн» в сред­ нем выметывали 83 сети. Эти нарушения промыслового режима можно объяснить только тем, что часть кораблрй не имеет необходимого количества сетей и резино­ вых камер, ремонт которых до сего време­ ни усложняет работу промысловиков. Другой причиной невыполнения норм обработки сетей является и то, что в пос­ леднее время износ сетей определяется не по вылову, ка к это было раньше, а по количеству сделанных дрейфов, тогда как совершенно ясно, что амортизация сетей прежде всего зависит от того, сколько рыбы было выловлено сетью. Опасаясь большого износа сетей, неко­ торые капитаны уменьшают длину поряд­ ков, а бывают случаи, когда они припи­ сывают в отчетны* материалах 5— 10 се­ тей, чтобы уложиться в установленные нормы расхода сетей. Все это известно промысловому отделу «Мурмапсельди» и главку, однако необходимых мер к пере­ смотру норм износа сетей там не при­ нимается. В 1951 году начальником экспедиции тов. Гуннным была введена в практику обработка одного дрифтерного порядка двумя судами. Обычно один корабль в теченпе дня может обработать не более 35— 40 тонн рыбы. Если же улов быва­ ет больше, то выборка сетей продоллиется и на второй день. Поэтому прп больших скоплениях сельди многие капитапы ста­ раются уменьшить количество сетей.- Пе­ редача улова с сетями другому судну ни­ ка к не стимулируется п поэтому ново­ введение не находит себе широкого при­ менения. Обработка дрифтерного порядка двумя судами должна широко войти в практику, для этого нужно заинтересовать команды обоих судов. Опыт показывает, что сети, окрашенные в синий цвет, ловят в полтора — два раза больше сельди, чем светлые продубленные сети. Однако на промысле не менее поло­ вины всех орудий лова составляют свет­ лые сетн. Снижение вылова только за счет этого фактора исчисляется десятка­ ми тонн. Об этом известно и в «Мурман­ сельдн» н в Главмурмапрыбпромо. Но решительных мер для перекраски сетей не принимается, хотя это дело нетрудное и возможно даже на судах в море: необ­ ходимо позаботиться только о доставке на кораблп красителей. В период сравнительно разреженного состояния косяков сельдп большое значе­ ние имеет соединение боковых подбор сетей между собой, что исключает воз­ можность прохождения стай сельди между сетями. Этот значительный резерв про­ мысла не используется. Более того, руко­ водители экспедиции, не разобравшись в технике соединения сетей, запретили гтот способ. Соединять сети между собой надо через 0,5 — 0,6 метра, а делается это через 2— 3 метра. Неудивительно, что при таком способе соединения боковые подборы сетей отрывались от сетного полотна. Первые 5— 8 сетей, расположенных близко к судну, обычно вылавливают сельдп в два — три раза меньше после­ дующих. Кандидат технических наук тов. Старовойтов еще в прошлом году предло­ жил иной способ крепления вожака, при­ меняющийся у рыбаков Дальнего Востока. Опыты показали хорошие результаты, а лаборатория техппкн лова ПИНРО обеща­ ла подготовить специальный плакат, объясняющий, как надо крепить вожак к сетям. Но обещание та к п осталось обе­ щанием — п этот резерв увеличения вы­ лова до сего вреМенр пе используется флотом. Успех промысла сельдп в кешцо прош­ лого года был связан с обнаружением концентраций ее на большой глубпне и применением дрифтерных порядков с верх­ ним вожаком. Тогда флот перешел па этот способ вооружения в середине ноября. Исследования о вертикальном распределе­ нии сельдп позволяют сделать вывод, что кораблп могут выгодно начать лов сельди на глубине уже с конца сентября или начала октября. Сейчас необходимо своевременно подготовиться к этому, за­ готовить специальные грузики, соответ­ ствующие тросы для изготовления длин­ ных поводцов. Кроме того, работа с верхним вожаком известна не всем капитанам сельдяного флота. Чтобы сделать этот способ лова достоянием всех промысловиков, еще в марте руководитель лаборатории техники лова ПИНРО тов. Мазаев обещал подгото­ вить соответствующую • инструкцию. Но эта инструкция не готова до сих пор. Несколько месяцев назад инженер «Мурмапсельди» тов. Каландрашвплн раз­ работал очень удобную конструкцию бор­ товой сетки для собирания опадающей сельди. Нужно скорее провести испыта­ ния этого несложного усовершенствования и внедрить его на всех кораблях флота. Попрежнему не решены н организа­ ционные вопросы по руководству флотом. Очень многое требуется н от работни­ ков науки. В передовой статье «Правды» от 23 мая гтого года справедливо отме­ чается, что Полярный институт не оказы­ вает необходимой помощи промызловнкам Мурмана. Институт медленно развертыва­ ет свои исследовательские работы в Се­ верной Атлантике, слабо связан с рыбака­ ми. За 8 последних Лет институт только один раз издал своп научные работы, пе выпустив пи одной брошюры в помощь рыбакам. В работе ряда лабораторий института; нет достаточного контакта и творческого содружества. Директор института тов. Ла­ гунов не вникает в детали исследова­ тельской работы, пе стремится разрешить' спорные вопросы по методике исследова­ ний, которые существуют в институте. Совершенно недостаточны исследования ПИНРО в области^поведения рыбы, задер- Жіігваготся подводные исследования. В ин­ ституте совершенно не обобщается опыт передовых стахановских кораблей. Плохо1 обстоит дело с обеспечением моряков; промысловыми пособиями. Институт подго­ товил несколько пособий, касающихся сырьевой базы и методов разведки сельди, но они до спх пор еще находятся в печа­ ти или только готовятся к изданию.- Промысловики из-за этого не имеют воз­ можности Воспользоваться опытом лучших! экипажей за прошлые годы. Происходит это потому, что руководство института не уделяет внимания проведению в жизн іі результатов научной деятельности. Не обеспечивает требований промыслов виков и лаборатория сельди, работники которой мало бывают в море п не уделя­ ют должного внимания совершенствованию методпкп разведки сельдяных Косяков.- Коллектив ПИНРО должен повысить свою ответственность за выполнение плана мо-- рякамн Мурмана, принять все меры в тему, чтобы в ближайшее время совместно с промысловой разведкой наладить поис­ ковую работу, обеспечіггь флот устойчив вой сырьевой базой. Мы имеем все условия план добычй сельди выполнить досрочно. Задача всех: береговых предприятий, научных работай-* ков ПИНРО. инженерно-технического со-- става «Мурмансельдн» и Главмурманрыб-* прома помочь морякам сельдяного про-- ыысла использовать все имеющиеся p<s зервы. Ю. МАРТИ. Кандидат биологических наук. лауреат Сталинской премий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz