Полярная правда. 1953, май.

м 107 (7521) 7 мая 1953 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Моряки траулера „Касатка“ рассказывают о своей работе 1. В дни предмайского соревнования Рыбаки советского Заполярья завоева­ ли себе прочную славу отважных борцов с морской стихией. Зимой этого года, ког­ да в северных морях бушевали колоссаль­ ной сплы штормы, рыбаки Мурмана от-, важно боролись со стихией. В то время, когда морякп кораблей иностранных го­ сударств не отваживались заходить в се­ верные шпроты, наши, советские рыба­ ки, показывая пример мужества и стаха­ новского труда, воли активный промысел. Да это н неудивительно, ибо тюдіюе Со­ ветское правительство, Коммунистическая партия, вся советская страна окружают промысловиков отеческой заботой и дают в их руки высокую технику, предоставляют пм все условия для плодотворного созида­ тельного труда. С первых же дней этого года экппаж траулера «Касатка» поставил перед собой задачу — приложить все сплы, отдать все своп знания, всю свою энергию тому, чтобы добиться стахановских показателей в труде. Работать так, ка к учат нас Ленин и Сталпн, — вот к чему стремится каждый рыбак советского Заполярья. В канун Первого Мая, когда трудящие­ ся Мурманской области та к же, как н все граждане советской страны, рапортовали любимой Отчизне о своих новых произ­ водственных победах, траулер «Касатка» подошел к причалам порта с полпым гру­ зом рыбы. Моряки траулера «Касатка» ко дню Первого Мая выполнили четырехмесячпый план по добыче рыбы на 128,7 процента, падание по выработке консервов — на 134 процента, а по выгреву рыбьего жира — на 152 процента. Этот успех достигнут путем широкого развертывания соревнования. Мы можем добиться п боль­ шего. На нашем траулере имеются все возможности повысить производитель­ ность труда, успешнее облавливать рыб­ ные косяки, еще лучше использовать бо­ гатую промысловую технику. 2. В авангарде предмайского соревнования в траловом флоте и успешно справился со своими со­ циалистическими обязательствами. Партийная организация траулера вос­ питывает личный состав в духе любви и преданности к Коммунистической партии и Советскому правительству. Агптациоп- но-массовая работа тесно увязывается с задачами, стоящими перед коллективом в свете решений XIX съезда партии. На ко­ рабле регулярно проводятся беседы, док­ лады. Коммунисты знакомят личный со­ став с текущими событпямп в нашей стране и за рубежом, с международным положением СССР. 3. Для любимой Отчизны не жалеем сил ты тралмрйстерского состава, от того, как | рыбы. Некоторые наши стахановцы раз- На траулере «Касатка» на самых раз­ личных участках работают коммунисты и комсомольцы. Они являются застрельщи­ ками социалистического соревнования, ве іѵт за собой весь коллектив. Коммунисты, плавающие па траулере «Касатка», стараются быть во всем при­ мером высокой дисциплинированности, стахановской работы. Личный пример ком­ мунистов — сильнейшее средство моби­ лизации масс на претворение в жпзнь по­ литики партии, сталинского пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Каждый пз членов партийной органи­ зации траулера «Касатка» ни на минуту це забывает об этом твердом правиле п всегда старается проявлять авангардную роль в деле выполнения заданий по добы­ че рыбы, по увеличеппю выпуска суб­ продуктов. Молодой коммунист капптан траулера тов. Закурдаев зарекомендовал сейя в тралозон флоте однпм из способнейших и трудолюбивых промысловиков. Осуществ­ ляя руководство коллективом, он показы­ вает свопм товарищам прпнер высокосоз- нательпого отноіпеппя к труду. Капитан каждого промыслового судна песет вахту вместе со своим третьим по­ мощником — самым молодым из судово­ дителей траулера. Но капитан тов. Закур­ даев на этом не заканчивает свои рабо­ чий день. До глубокой ночи, склонившись над письменным столом, промысловик упорно работает. Каждый день он заносит в промысловый дпевнпк все данные о ха­ рактере промыслового района, в котором сейчас находится траулер, вместе со сво­ ими помощниками систематизирует пока­ затели работы своего судна и другцх ко­ раблей. обдумывает, ка к еще лучше орга­ низовать работу на судне. Примеру рапцтана следуют второй штурман коммунист тов. Путинский и другие промысловпкп. Р начале года экипаж корабля не всег­ да усрещно обрабатывал УД°в. По с тех пор, ка к партийная организация всерьез занялась вопросами порыпіеетия сортно­ сти продукции, каждый центнер вылов­ ленной рцбы обрабатывается моряками тщательно, с соблюдением всех сущест­ вующих правил и инструкций. Партийная организация уделяет ог­ ромное внимание руководству социали­ стическим соревнованием на корабле. На траулере «Касатка» в соревновании участвует весь личный состав. Подводя на своем собрании итоги рабо­ ты экипажа за первый квартал, коммуни­ сты траулера «Касатка» прпнялп реше­ ние мобилизовать личный состав на раз­ вертывание предмайерого соревнования. Цре «рряки е^цирдушно одобрили это ре- щеппе. Экипаж а д ісщ ц д инициатором После короткого перерыва в конце ян­ варя над морем снова задул шторм. Уда­ рили морозы. Волны, перекатываясь через палубу, оставляли на такелаже и фаль­ шбортах глыбы льда. Поднятый пз воды трал быстро смерзался, а стеклянные кухтылп превращались в огромные ледя- пые шары. Случалось, что погода пе позволяла ве­ стп промысел, тогда траулер ложился в дрейф. Но как только ветер немного сти­ хал, снова начинала греметь лебедка, раз­ давалась команда: — Трал за борт! В этп дни па корабле особенно ярко можпо было видеть, что может дать хоро­ шо продуманная организация труда, друж­ ное стремление всего коллектива к дости­ жению трудовой победы. Несмотря па трудности, морякп перевыполнили январ­ ское задание, успешно справились с зада­ ниями и в последующих рейсах. Особенно хорошо трудится паша мо­ лодежь. Руководимые партийной органи­ зацией, беря пример с коммунистов, все комсомольцы траулера «Касатка», каж­ дый на своем посту работают, пе жалея сил. В машинном отделении работает комсо­ молец Анатолий Бутаков. Оп — молодой моряк, по, несмотря на это, отлично справляется с порученным ему делом. Все механизмы содержатся в образцовом порядке н действуют точно, как часы. Так же по-стахановскп трудятся комсо­ мольцы — кочегары, матросы п другие молодые морякп. Наіпп промысловики повседневно по­ вышают свой пленно-политический уро­ вень, изучают основы марксизма-лениниз­ ма. Материалы XIX съезда Коммунистиче­ ской партпп Советского Союза, материалы Четвертой сессии Верховного Совета СССР вдохновляют экппаж траулера «Касатка» па достижение стахановских показателей в труде. Каждый пз моряков стремится повсе­ дневно повышать свою квалификацию, обогащать свой производственный опыт, учиться у моряков стахановских кораблей тралового флота передовым методам труда. Нередко радист траулера «Касатка» вы­ зывает к микрофону руководителей пере­ довых судов тралового Флота. Устроив­ шись у микрофона, разложив перед собой листы бумаги, капитан коммунист Вяче­ слав Закурдаев спрашивает совета у опытных промысловиков, внимательно слушает их рассказы о том, ка к они доби­ ваются высоких уловов. Потом капитан рассказывает обо всем услышанном от стахановцев промысла своим товарищам и сообща с ппмп намечает пути дальней­ шего улучшения работы экипажа. Партийная организация корабля имеете с комитетом комсомола и с судовым коми­ тетом профсоюза проводит большую рабо­ ту с командным составом и со всеми мо­ ряками. На корабле учатся все морякп. На всех вахтах под руководством трал­ мейстера, рыбного мастера, штурманов п других специалистов регулярно провозит­ ся техническая учеба. Благодаря этому многие наши моряки, пришедшие па тра­ улер без квалификации, стали теперь специалистами, приобрели новые профес­ сии. Так, матросы тт. Понаськов, Иванов­ ский, Сергеев хорошо научились обраба­ тывать рыбу, помогают тралмейстерскому составу ремонтировать орудия лова. Сознательное отпошенпе к порученному делу, стремлеппе моряков принести Ро­ и т е ка к можпо больше пользы позволяют экипажу корабля отлпчпо использовать промысловую технику. тралмейстер промыслового корабля н его помощники добиваются выполнения своих социалистических обязательств. А успешно выполнить своп обязательства — это зна­ чит в первую очередь правильно исполь­ зовать орудия лова, повышать пх улови- стость, ежечасно, ежедневно экономить се- тематсриалы и промысловое снаряжение. Морякп траулера «Касатка» уделяют зна­ чительное внимание правильному уходу за тралом, оснащают орудия лова такпм образом, чтобы с помощью их можно было успешно облавливать рыбные косяки да­ же в районах моря с каменистым грунтом. Как правило, тра.тмейстерскни состав «Касатки» с помощью всех членов палуб­ ной команды начинает готовиться к сле­ дующему рейсу во время перехода с про­ мысла в порт. Морякп тщательно прове­ ряют все частп трала, ремонтируют пх, промеряют ваера. Это позволяет! нам не только содержать в образцовом порядке трал, сокращать междурейсовые стоянки судна, но п точно выяснпть потребность в сетоматерпалах и промысловом снаряже­ нии. которые нужно получить в порту. Существенные, пожалуй, самые глав­ ные, задачи, стоящие перед тралмейстер- скігм составом любого промыслового кораб­ ля, заключаются в том, чтобы суметь до­ биться увеличения площади облова. Реше­ ние этой задачи позволяет увеличивать вылов рьгбы. Моряки траулера «Касатка» по-новому оборудовали трал. Нижние подборы трала нашей конструкции имеют большое коли­ чество бобенцев, что предохраняет сети от задевания за морское дно, позволяет меньше расходовать сетематориалов и до­ бывать больше рыбы, чем это есть наря ­ де других кораблей, промышляющих с на- мп по соседству при одинаковой промыс­ ловой обстановке. Бобенпы для большей плотности (наби­ ваются па траулере «Касатка» с помощью лебедки. Это придает нижчей подборе большую упругость, значительно уменьша­ ет ее конусность. Так же тщательно осна­ щаются па корабле п другие частп трала. Это позволяет предохранять орудия лова от соприкосновения с морским грунтом, делает трал более пловучим, что в конеч­ ном счете увеличивает вылов рыбы и сох­ раняет сети от повреждения. Экипаж корабля поставил перед собой задачу за счет экономии орудии лова сни­ зить себестоимость рыбной продукции. Только в теченпе первых двух рейсов, сделанных в атом году, зил сумелп сэконо­ мить одни трал .' 5. Доставлять рыбную 4. В борьбе за повышение уловов Директивы XIX съезда партии по /пя­ тому пятплстнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы предусматривают увеличение выпуска рыбной продукции, значительное развитие промыслового фло­ та. В решении этих задач рыбаки совет­ ского Заполярья должны сыграть нема­ лую роль. Пзвестшо, что успех промысла во мно­ гом зависит от четкой п слаженной рабо- продукцию первым и высшим сортами День и ночь кипит работа па палубе траулера «Касатка». В любой обстановке стоят матросы за рыборазделочными сто­ лами н четкими, быстрыми движениями обрабатывают улов. Каждое траление при­ носит десятки центнеров трески, окуня, зубатки. Случается, что за одші подъем трала палуба полностью заполняется рыбой. Ее нужно как моано скорее обра­ ботать, опустить в трюм и там засолить или уложить в лед с тем. чтобы ни один килограмм продукции не испортился за время плавания корабля. Борьбе за каче­ ство продукции на «Касатке» уделяется огромное внимание. Мало поймать много рыбы, нужно добиться, чтоЗы вся она была доставлена потребителю при сохра­ нении высокого качества. В зимнее время, особенно в январе, над морем стояли сильные морозы. Поднятая то впцы рыба быстро замерзала. Ее нуж ­ но было как можно быстрее разделывать. Чтобы *ис сііизить качество соленой и мо­ роженой рыбы, стахановцы траулера пред­ ложили обрабатывать ее не на палубе, а в резервном трюме. По специальному лот­ ку только что пойманная рыба спуска­ лась в трюм, где были установлены ры- боразделочные столы, и матросы ее быстро обрабатывали, после чего она засалива­ лась или замораживалась. Этим методом обработки рыбы заин­ тересовались на многих промысловых су­ дах. На одном из занятий стахановской школы, проведенном по радио. делывают до 14 рыб в минуту. Морякп «Касатки» знают, «rfro повыше­ ние сортности рыбной продукции повыша­ ет рентабельность плозучего предприятия, которым является рыболовный траулер, и борются за высокое качество обработки улова. 6. Сердце корабля Не меньшую ответственность перед Ро­ диной за порученное пм дело чувствуют и члены машинной команды траулера «Ка­ сатка». Ритмичная работа главной маши­ ны и всех вспомогательных механизмов корабля в море является однпм пз важ­ ных условий, обеспечивающих успех про­ мысла. Недаром моряки говорят, что судо­ вые двигатели — это сердце корабля. От их ритмичной, четкой, бесперебойной ра­ боты зависит успех плавания. Для обеспечения успеха механики и кочегары должны отлично обслуживать вверенные им механизмы, паровые котлы п другне агрегаты. Машинная команда «Касатки» никогда не забывает об этом. Подготовка к очередному рейсу на нашем траулере начинается еще тогда, когда корабль находится на промысле. Составляется прежде всего план работы, в котором предусматривается не только профилактический осмотр отдельных ча­ стей главной машины и вспомогательных механизмов, но и намечается, какой ремонт команда может произвести своими силами. Как только траулер приходит в лор г, члены машинной команды сразу же при­ ступают к осмотру механизмов. Во время междурейсовых стоянок судна в порту механики стараются выполнить возможно больший- объем ремонтных работ своими силами. Моряки «Касатки» уже давно са­ мостоятельно производят смену поршневых колец у главной машины, переборку под­ шипников, устраняют пропуски в соеди­ нении трубопроводов, а также выполняют и многие другие работы. Так, в рейсе Л: 2 второй механик тов. Карликов и ма­ шинист тов. Романченко своими силами отремонтировали цилиндры, перебрали все движущиеся части динамо-машины. В рейсе Л : 3 механики Iотремонтировали ма­ шинный телеграф, в рерсе Л: і третий механик тов. Дергач выполнил большой объем работ по ремонту траловой лебедки и брашпиля. Подобных примеров можно было бы привести много. В ремонте механизмов в порту и в море принимают участие не только механики, но и |(вся машинная команда. Кочегары тт. Поддубский, Миро­ нов, Красиков и Фомичев не только под­ держивают нар «на марке», но и следят за тем. чтобы паровой котел п вся ко­ тельная арматура находились в образцо­ вом порядке. При этом онп повышают свою квалификацию. Так, тт. Поддубский и Миронов были еще недавно угольщика­ ми, а сейчас они считаются лучшими кочегарами на корабле. Машинная команда траулера «Касатка-> повседневно борется за экономию топлива и смазочных материалов. С начала года промысловики ужо сэкономили более 20 тонн угля. 7. К новым успехам В канун Первого Мая на корабле был торжественный день — возвращенце в родной порт с полным грузом рыбы. Экипаж стахановского корабля собрался на торжественное собрание. Подведя итоги своей работы за 4 месяца этого года, мы приняли на себя конкретные социалисти­ ческие обязательства. Мы дали слово вы­ ловить і$ этом году не менее восьми тысяч центнеров рыбы сверх плана, дать Родине сверх заданпя много консервов, рыбьего жнра и других субпродуктов. Выступавшие промысловики особое вни­ мание уделили необходимости еще шире развернуть борьбу за улучшение экономи­ ческих показателей в своей работе, за снижение себестоимости добываемой рыбы. Промысловики траулера «Касатка» взя­ ли на себя повышенные социалистические обязательства и обратились ко всем кол­ лективам промысловых судов и оереговых , „ . капитан! предприятий с призывом развернуть со- кораоля тов. Закурдаев подрооно расска-! циалистическое соревнование за досрочное зал о нем. Но не всегда возникает необходимость переносить разделку улова з корабельные трюмы. В сравнительно теплую погоду, особенно в весеншй и летний периоды, рыбу с успехом можпо обрабатывать на палубе. Особенно важно следить за тем, чтобы треска и окунь разделывались правтьно. Пе все матросы могут это делать. Ведь па корабле плавает немало но­ вичков, только недавно связавших свою судьбу с морем. Чтобы онп не делали ошипок, над ними шефст­ вуют опытные, бывалые промысловпкп. Церсііко можно видеть, как рыбный мастер или засольщики поднимаются из трюма па. палубу, становятся за рыборазделочный стол и учат матросов. Это помогает моря­ кам быстро осваивать методы разделки выполнение плана третьего года пятой пятилетки. Безграничная любовь к Родине, предан­ ность великому делу Ленина — Сталина являются залогом того, что слово нашего экипажа п впредь не разойдется с делом, мы добьемся нопых успехов в соревнова­ нии. Б. КИСЕЛЕВ — помполит траулера «Насатка», сонретарь парторгани­ зации; И. СЕРГЕЕВ — старший ме- ханин; Б. ТАРУНТАЕВ — тралмей- стрр; И. ДЕТИНКИН — рыбный мастер; В. ПОДДУБСКИЙ — коче­ гар, секретарь комсомольской орга­ низации; Ф. ТЕРЕНТЬЕВ, В. ИЛЬ­ ИЧЕВ — матросы. ЦИФРЫ И ФАИТЫ Промысловики траулера «Касат­ ка» должны были за четыре меся­ ца выработать 23.500 банок консервов Борясь за увеличение выпуска продукции , коллектив стахановско­ го корабля дал Родине 31.488 банок консервов В первом квартале команда ста­ хановского корабля сэкономила тонны сетематериалов положенного о т количества, норме. 0 4 С килограммов смазочных L I и материалов и тонн угля — Моряки — траулера „Касатка *1 Старший механик И. И. Сергеев. Второй механик С. Ц. Карпн^ов. Кочегар В. И. Поддубский. ЦИФРЫ И ФАИ ТЫ П о плану э ки паж траулера « К а ­ сатка» должен был добыть за че­ тыре месяца этого года 12.600 центнеров рыбы М о р я ки стахановского корабля выловили за этот период 16.213 центнеров рыбы Э ки п а ж траулера «Касатка» дол­ д о н был изго тови ть за четыре ме­ сяца 264 центнера рыбьего жира З а это время промысловиками изготовлено центнеров этой ценной продукции Мастер по рыбообработке И. Е. Детрнкин. Tpayjjep «касатка:» в Кольском залрве. Фото Б. Віфіша. Матрос Ф. А. Терентьев* j Моряки L траулера „Касатка" [ Капитан траулера В. И. Закурдаев. Матрос В. И. Ильичев. Тралмейстер Б. Ф. Тарунтаев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz