Полярная правда. 1953, июнь.
№ 137 (7651) 12 нюня 1Ѳ53 г . П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' О гастролях областного театра В течение десяти дней в Кандалакше проходили гастроли Мурманского областно го драмтеатра. Гастролп театра помогают трудящимся области знакомиться с новыми сценическими произведениями. Вместе с тем, гастролп благотворно влияют на твор ческий рост театра, ибо встреча с новой аудиторией всегда дает новые впечатле ния, зрители высказывают своп пожела ния. Неоспорим факт, что спектакли, про смотренные кандалакшским зрителем, сви детельствуют о творческом росте театра. Лучшим подтверждением этому могут слу жить правдивые спектакли «Третья моло дость» братьев Тур и «Земной рай» О. Василева. В этих спектаклях много творческих удач актерского коллектива. Особенно хочется отметить исполнение ро ли профессора Снежипской в спектакле «Третья молодость» артисткой Шапова ловой. Вместе с тем следует отметить крупные недостатки в организации гастролей. В течение сезона 1952— 53 г. в Кан далакшу приезжал коллектив русского театра Карело-ФписЕой ССР, в репертуа ре которого были пьесы «Земной ран» и «Свадьба Кречпнского». Эти же спектак ли показал и Мурманский областной театр. Планирование показа спектаклей так же не было продумано. К примеру, 11 мая спектакль «Третья молодость» прошел в клубе на Советской улице, а 12 мая он был повторен в клубе железнодорожников, расположенном недалеко. Ошибочно было спланировано открытие гастролей. Оно прошло па маленькой сценической пло щадке. Руководство театра плохо пропагандиро вало тематику спектаклей, не было высту плений по местному радиовещанию, в программах отсутствовали аннотации к спектаклям. , Городской отдел культпросветработы не сумел организовать по-деловому проведе ние зрительской конференции. Не позабо тился об этом и театр, ограничившись лишь формальным приглашением зрителей на конференцию. Гастролп прошлп бы лучше, если бы театр, областной отдел искусств и общест венные организации города заранее наме тили время Приезда и встречи театра, день открытия гастролей, если бы была хорошо поставлена реклама спектаклей, шпроко популяризировалась бы творческая работа ведущих актеров путем встречп со зрите лем и т. п. Хорошо было бы, если бы театр, нахо дясь в гастрольной поездке, разделился па две группы п одновременно работал в двух городах. Хотелось бы, чтобы перед зрителем го родов и районов области выступил на клубных сценах и другой театр области — театр Северного флота, а в это время обла стной театр смог бы побывать в тех ме стах, где значительно чаще бывает театр Флота. ........... - • - Ю ; ТЕРСКИИ . УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛ АН ТРЕТЬЕГО ГО ДА ПЯТОЙ П Я ТИ Л ЕТКИ ПОВСЕДНЕВНО ДОБИВАТЬСЯ ВЫСОКИХ УЛОВОВ РЫБЫ Лекция-концерт На-днях в Кировском районном Доме культуры состоялась лекция-концерт на тему: «Великий русский композитор П. Н. Чайковский». Лекция сопровождалась вы ступлениями участников 'художественной самодеятельности. Работник Дома культуры тов. Капустин исполнил на трубе ариозо из кантаты Чай ковского «Москва». Другой исполнитель сыграл на аккор деоне танец маленьких лебедей из балета Чайковского «Лебединое озеро» и вальс из балета «Спящая красавица». Домохозяйка тов. Левкоева псполнпла арию кумы из оперы «Чародейка» н ряд других произведений композитора. Лекция-концерт вызвала большой инте рес у кировчан. В . НЕСТЕРЕНКО . За 10 тысяч центнеров сельди на каждый средний траулер Инициатор социалистического соревно вания за вылов 1 0 тысяч центнеров сельди в 1953 году — экипаж среднего траулера «Орочен» прибыл на промысел в Северную Атлантику лишь 24 марта после длительного ремонта. При неблаго приятных условиях ка к в конце марта, так и в течение втсго апреля экипаж «Орочена» сумел наверстать упущенное и к концу мая занять место в числе пере довых экипажей кораблей. Команда «Оро чена» уже близка к выполнению полуго дового плана по вылову сельди. Эти успехи объясняются организован ностью, дисциплинированностью и сла женностью в работе всего экипажа, осу ществлением правильного руководства со стороны командного состава судна и его капитана тов. Семенова. На судне пра вильно расставлены силы, умело орга низован труд, широко развернуто сорев нование. Весьма важную роль в успешной работе корабля играет хорошо поставленная пар тийно-политическая работа (секретарь парторганпзацпп тов. Родионов). Парторга низация сплачивает экипаж в монолит ный коллектив, мобилизует всех моряков на преодоление трудностей промысла. Коммунисты п комсомольцы регулярно на собраниях обсуждают злободневные во просы. Здесь каждый свободный час заполнен разумно. Группа докладчиков в составе шести человек систематически читает лекции, доклады, агитаторы проводят бе седы, хорошо организована учеба в по литкружке. техническая учеба. Редколлегия наряду со стенгазетами выпускает « молнии ». Досуг моряка запол няется слушанием радиотрансляции, чте нием книг, журналов, газет, игрой в шахматы. Экипаж «Орочена», несмотря на позд нее начало промысла в этом году, с честью выполнит ответственное обязательство. Г . БЕЛКОВ . Начальник политотдела «IV!урман- сельдн». * * * Группа кораблей «Мурмансельдп», про мышляющая в Северной Атлантике, до срочно, 25 мая, выполнила майский план по вылову сельди. Однако семь средних траулеров к этому времени не 'справились с выполнением месячных заданий. В результате осущест вления ряда мероприятий, - оказания по мощи отстающим кораблям достигнуты не которые положительные результаты. Например, среднему траулеру Л : 422 (капитан тов. Скрябцов) 25 мая остава лось выловить до конца месяца 175 цент неров сельди. Для усиления команды сюда было напралено три матроса пз ре зерва, заменен недисциплинированный дрифмейстер Комаровский, направлен на это судно инструктор морского лова тов. Буянов. Команда в течение пяти дней взяла полный груз сельди, завершив ме сячный план со значительным перевы полнением. В результате помощи, оказанной от стающим командам, все без исключения корабли сельдяной группы справились с выполнением майской программы, выло вив сверх месячного плана 7500 центне ров рыбы. Моряки кораблей сельдяной группы вступили в исключительно ответственный период — план нюня вдвое больше май ского. Однако промысловых судов на сельдяном промысле находится менее по ловины запланированного количества. Руководители управления «Мурман- сельдь»обязаны ускорить выход из порта кораблей на промысел в Атлантику. Северная Атлантика. (По радпо). Приводя в действие резервы Так же, ка к и на других кораблях трало вого флота, на траулере «Ленин» ведется сейчас упорная борьба за полное исполь зование резервов промысла, за успешное выполнение плана третьего года пятой пя тилетки. Экипаж нашего траулера обсудил пере довую статью «Правды» от 23 мая «Пре одолеть отставание рыбной промышлен ности» и решил еще шире развернуть со ревнование за достижение высоких уловов. На производственном совещании, кото рое состоялось в начале очередного рейса нашего корабля, моряки вскрыли много еще не использованных резервов. Управле ние тралового флота, к сожалению, не ока зывает конкретной и действенной помощи промысловикам в их борьбе за высокие уловы. Отдел спабжеппя тралового флота все і еще поставляет морякам плохое снаряже нию . Достаточно сказать, что шкуры, прп- { меняемые для предохранения тралового 1 мешка, поступают па корабли педоброка- I чествепные. Это значительно усложняет нашу работу. Есть и другие недостатки. Так, в течение 145 суток этого года эки паж траулера «Ленин» занимался промыс лом всего лишь 90 суток. 55 суток мы простояли в порту из-за медленного ре монта. Па каждую стоянку в порту у пас ушло в среднем по 7— S суток. Моряки траулера «Ленин» настойчи во ищут пути повышения уловов. На про изводственном совещании в начале послед него рейса экипаж корабля взял обязатель ство за счет использования впутреннпх резервов промысла досрочно выполнить майский и квартальный планы. Свое слово экипаж корабля держит с честыо. Майское задание нами выполнено досрочно, квартальный план также ус пешно выполняется. Особенно хорошо потрудились моряки траулера «Ленин» в последнем рейсе. На- днях наш корабль возвратился в порт с полным грузом рыбы. Этот успех был достигнут благодаря дружным усилиям всего коллектива. С пер вых же дней рейса промысловики поста вили перед собой задачу не допускать ни одной минуты простоя из-за медленной уборки рыбы. Мы вели промысел в приб режных ранопах, где ловилась мелкая тре ска. Несмотря па это, экипаж корабля бы стро обрабатывал улов. Достаточно сказать, что за первые шесть суток рейса моряки траулера «Ленин» выловили и обработали около 150 тонн рыбы. Самос серьезное внимание было уделено на корабле правильной оргаппзацип труда. Чтобы пе допускать простоев из-за уборки рыбы, па палубе было установлено три рыборазделочных стола. На помощь вах- тенньтм матросам в ы х о д и л и свободные от основной работы штурманы, механики, ко чегары и другие моряки. Борясь за первен ство в социалистическом соревновании, на ши опытные матросы оказывали повсе дневную помощь своим молодым товари щам. Так, стахановцы тт. Михайлов и Ба- бенцев в процессе работы обучали молодых матросов тт. Зубова, Волкова и других. Молодой моряк комсомолец тов. Нестеров освоил в этом рейсе специальность засоль щика и успешно работал в трюме. Опыт ные рыбообработчики— засольщики тт. Га ничев и Шульгин не только быстро заса ливали и замораживали рыбу, по и нахо дили время для того, чтобы непосредствен но за рыборазделочными столами обучать молодых матросов методам правильной и быстрой разделки рыбы. Чтобы быстро обрабатывать улов, с пер вых же дней рейса экипаж корабля по- серьезному подошел к организации своей работы. В начале рейса резервный трюм траулера был загружен углем. Обычно в таких случаях обработка рыбы за третьим дополнительным рыборазделочным столом не ведется, так ка к в резервный трюм нельзя брать рыбу. Наши моряки на этот раз решили работать на трех рыборазделоч ных столах. Всю разделанную за третьим столом треску моряки складывали на па лубу, а потом убирали ее в главный трюм. Среди матросов были точно распределе ны обязанности. Особенно хорошо труди лись матросы тт. Бабенцев, Николеико, Фппгеров, Михайлов и Кашенцев. Каждый из них разделывал в минуту до 15— 16 рыб. Хорошо потрудились в этом рейсе трал мейстер тов. Молчанов и его помощники. В последние дни промысла у нас износились шкуры, служащие для предохранения тра лового мешка. Чтобы пе замедлять темпов промысла, тралмейстерский состав вместо шкур привязывал к траловому мешку связку кухтылей, которые предохраняли сети от протирания. Консервный мастер тов. Тарабрпн и ма стер по выгреву жира тов. Николаевичей и з г о т о в и л и 10 тысяч бапок консервов, 13 тонн рыбьего жира и, кроме того, заготови ли 1500 килограммов свежей тресковой печени. Машинист рыбомучной установки тов. Глазунов изготовил в этом рейсе 6 тонн рыбной муки сверх задания. Большая часть рыбной муки была сдана нм на ры бокомбинат высшим сортом. Моряки траулера «Ленин», несмотря па трудности, которые им встречались в этом рейсе, успешно справились с поставлен ными задачами. У нас есть все возмож ности в следующем рейсе досрочно выпол нить план второго квартала. К этому эки паж корабля и стремится. И . ЗЕМСКОВ . Помполпт траулера «Ленин». Наращивают темпы лова рыбы В последние дни промысловая обстанов ка на Терском побережье значительно улучшилась. Рыбаки-колхозники, * умело используя эти возможности, с каждым днем наращивают темпы добычи рыбы. ' В райопе Кузомени идет облов беломор ской сельди. Только за 6 — 7 нюня рыбаки I колхозов «Моряк» и «Всходы коммунизма» і сдали на Кузомеискую факторию около 7,5 тонны беломорской сельди. Особенно высокие уловы имеет рыболо вецкая бригада, руководимая опытным ры- ! баком Павлом Богдановым пз колхоза «Мо- і ряк». 7 июня эта бригада взяла 3.774 кп - I лограмма сельди. і Бригада тов. Заборщпкова из колхоза і «Всходы коммунизма» на тоне Шибалкино. за этот же день выловила 1892 килограм ма сельди. 8 июня большие уловы сельди имела бригада тонн Двинская (бригадир тов. Богданов). Она первый раз подняла около 4 тонн сельди, второй раз, примерно, такое же количество. Успешно ведут промысел рыбаки-кол- хозники артели «Беломорский рыбак». С 1 по 7 июня они выловили около 27 тонн рыбы, в том числе более 7 тони беломор ской сельди. Рыбаки этого колхоза досроч но завершили выполнение квартального плана. Хорошо работала на промысле ры боловецкая бригада мастера высоких уло вов тов. Клещева, выполнившая кварталь ное задание более чем на 1 2 0 процентов, пос. Лесной. (По телефону. Наш соб. корр.). Что нам мешает в работе Коллектив холодильного завода Мурман ского рыбокомбината обязался выполнить годовой план к 2 0 декабря и дать до конца года 16 тысяч центнеров рыбной продук ции отличного качества сверх плана. Вы полнить это обязательство можно лишь за счет полного использования всех внутрен них резервов предприятия. На заводе нема ло стахановцев, которые успешно борются за повышение производительности труда, за увеличение выпуска продукции. Хорошо работает смена, руководимая мастером тов. Свпстуновым. Здесь все рабочие своевре менно получают производственные зада ния, труд пх организован так, что не до пускается ни одной мпнуты простоя. Производительность труда достигает 130,5 процента. Особенно хорошо трудятся ра бочие тт. Макарова, ПІурыхпна, Литвино ва, Розова и другие. К сожалению, не па всех участках пред приятия работа поставлена так же хорошо, как в этой смене. Холодильный завод вы полнил майский плап в натурале па 104,1 процента. Однако перевыполнение плана было достигнуто не за счет пспользованпя всех внутренних резервов предприятия, а за счет сверхурочных работ. На холодильном заводе Мурманского ры бокомбината еще не полностью исполь зуются внутренние резервы. Пз-за плохой организации труда в ряде смен часты про стои, не все рабочие загружены. На морозильных баках пе соблюдается температурный режим. Это приводит к то му, что выполнение важных производст венных операций задерживается. Особенно плохо поставлено дело на участках, кото рыми руководят мастера тт. Сергеева и Ва- сенко. Так, смена, руководимая мастером тов. Васенко, выполнила майское задание всего лишь на 78,2 процента, а смена ма стера тов. Сергеевой — на 75,7 процента. Низкая производительность труда рабо чих этих смен объясняется тем, что труд здесь организован неправильно. Масгер тов. Васенко, являясь председателем завод ского комитета профсоюза, ка к это ни странно, не занимается вопросами социа листического соревнования, не ведет среди рабочих воспитательной работы. Директор завода тов. Пудпп не требует от мастеров отстающих ({иен улучшения пх работы, не прислушивается к сигналам стенных газет,, не реагирует на критику снизу. Е. НИКИФОРОВ . ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ » „Повысить роль капитанов т р а у л е р а " Под таким заголовком в «Полярной правде» 15 мая была опубликована статья. Как сообщил редакции начальник управления тралового флота тов: Киреев, факты, приведенные в статье, прп про верке подтвердились. В целях пзжптпя указанных недостатков руководством фло та дано указание капптанам-наставнпкам усилить контроль за хозяйственной дея тельностью капитанов траулеров, привле кать к ответственности тех руководителей траулеров, которые искажают данные о подъемах рыбы. В 'результате принятых мер укреплен отдел главного капитана фло та. При приходе траулеров в порт сооб щения капитанов заслушиваются на сове щании в присутствии начальников отде лов, где анализируется деятельность ко раблей. В мае в управлении флота началась пе реаттестация капитанов. В июне решено провести ряд лекций для капитанов по вопросам планирования, хо зяйственного расчета и т. д. Очковтиратель из облрыболовпотребсоюза По следам одного письма В середине мая в «Полярной правде» была опубликована . заметка «В Тюва- губе плохо поставлена торговля». В ней приводились факты, свидетельствующие о том, что некоторые работники коопера тивной торговли, в том числе и работни ки правления облрыболовпотребсоюза, не заботятся об .удовлетворении потребностей трудящихся Тюва-губы. В результате в этом населенном пункте в продаже отсут ствуют товары повседневного спроса. Заместитель председателя правления облрыболовпотребсоюза тов. Лавпт не за ставил себя ожидать с ответом. 2 0 мая оп сообщил редакции, что факты, указан ные в заметке, правильны. В настоящее время в Тюва-губском магазине, пишет далее тов. Лавпт, имеются в достаточном ассортименте кондитерские, макаронные изделия и другие продукты, а для того, чтобы улучшить выпечку хлеба, в Тюва- губу направлен инструктор по хлебопече нию. Тут же тов. Лавпт вскрывает прпчипы плохого обслуживания. Он пишет: «Пере бои в торговле товарами повседневного спроса допускались по вине зав. торго вым отделом рыбкоопа Шевченко, который правлением союза от работы отстранен». Своим так называемым ответом тов. Лавит ввел редакцию в заблуждение. Тов. Лавит, мягко говоря, поторопился, делая выводы о том, что в Тюва-губе правление облрыболовпотребсоюза налади ло торговое обслуживание. 30 мая предсе датель Полярного райисполкома тов. Зен- зпнов сообщил редакции, что, согласно заявлению председателя правления обл рыболовпотребсоюза тов. Мопастыревз. необходимые товары в Тюва-губскпй рыб- кооп еще лишь собираются завезти «в ближайшее время». Очковтирателя из облрыболовпотребсою за полностью разоблачил председатель торгово-кооперативной комиссии сельского Совета топ. Сборщиков. Он * пишет: «За меститель председателя облрыболовпотреб союза тов. Лавпт, встав на путь обмана, неправильно информировал редакцию. В настоящее время в Тюва-губском ма газине совсем в недостаточном ассорти менте имеются необходимые товары. Кон- дптерекпе и макаронпые изделия были завезены сюда еще давно п в небольшом количестве. В мае, например, магазином получено всего лишь 2 0 0 к г. макарон, а из кондитерских изделий — одни шоко ладные конфеты. Хлеб попрежнему выпе кается плохой. Инструктор, приезжав ший в Тюва-губу, никакой помощп не оказал и неизвестно, чем он тут зани мался». Затем тов. Сборщиков сигнализирует о том, что в продаже в Тюва-губе отсутст вуют такие продукты, ка к мясо, рыба, консервы, колбасные изделия и т. п. Надо полагать, что тов. Лавпт получит должное от райкома КПСС за обман об щественности. Курсы усовершенствования ^учит елей В Кандалакше открылись курсы усо вершенствования учителей начальных классов. Сюда съехались учителя трех районов области. На курсах занимаются свыше 20 человек пз школ города Канда лакши. В течение месяца слушатели курсов бу дут работать над повышением своих зна ний, изучать передовые методы препода вания. Учебная программа составлена с учетом того, чтобы оказать учителям необходи мую поііощь в выполнении решений XIX съезда партии по подъему уровня учебно- воспитательной работы в школе, в осуще ствлении поставленной в пятилетием пла не задачп по организации политехниче ского обучения. К чтению лекций привлечены лучшие ѵ педагогические силы школ города. Лекторы горкома КПСС читают учите лям лекции по основам марксизма-ле нинизма. Кандалакша. (Наш соб. норр.). * УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ 'Jbl Итак, учебный год закончен, а даль ш е— экзамены... Об этом с какнм-то но вым чувством, в котором были слиты вместе п радость, н облегчение, н трево га за судьбу своих питомцев на экзаме нах, подумал Константин Николаевич Пет ров. внося последние записи в классные журналы. Часы показывали уже ночное время, но в окна смотрело чистое, чуть-чуть сине ватое небо, в в комнате господствовал легкий сумрак, в котором предметы не утрачивали ясности и четкости своих очертаний. Чуткая к каждому шороху тишина, водворившаяся в опустевшем ‘здании, казалось, приближала и усилива ла самые отдаленные 8 вукн. Сюда, на проспект Сталина, в физический кабинет десятой базовой шкоды, доносились то гу док парохода, то густой баритон электро воза, то грохот промчавшегося на Ленин град тяжелого железнодорожного состава. Но это .нисколько не отвлекало Констан тина Николаевича от его занятий. В ру ках учителя суховато шелестели листы классного журнала, поскрипывало перо. Он выводил своим ученикам годовые оцен ки по физике. Остановив взгляд на одной из фамилий, он улыбнулся: «Упрям маль чишка. угловат, пе раз выводил из равно весия.- Зато какой острый ум. Намекнп и пойметі. О другом сам себе говорил: «А этот — природный конструктор. Сделал две модели. Физика у него — самый лю бимый предмет. А ка к учится! П думать нечего — «пять». Подошел Константин Николаевич и к *гой фамилии, которая принадлежала Коле. Какую же опенку ему выставить? Учитель положил журнал на стол, бросил взгляд через окно в синеющую даль неба... ‘ Не сразу полюбил Коля физику. Долгое время то, о чем на своих уроках расска зывал Константин Николаевич, не трогало его. Ребята думают, вычисляют, спраши вают, рвутся к демонстрационному столу, а он сидит вялый, равнодушный, с ту склым лицом. Прозвенит звонок, все на перебой— к приборам, чтобы хоть по трогать какой-нибудь аппарат, трубку, колесо, катушку, а он уже в коридоре. Ц учитель с огорчением думал: «Значит я еще не сумел дотронуться до его серд ца. А один ли он у меня такой?». Константин Николаевич стал пригляды ваться к своим питомцам и скоро убедил с я— да ведь и помимо Коли есть такие, которые с удовольствием променяли бы уроки физики на другие какие-нибудь уроки. Это заскребло на сердце. Фпзика, предмет-то какой, и вот тебе — одни ув лекаются ею. а другие... Даже думать об этом было больно, неприятно. Что же — не все понимают, для чего она нужна, пли он не так преподает ее? А может быть п то н другое? Н однажды в том классе, где учился Коля, он сігрос ил ребят: — Вот мы изучим физику. А для че го? Кто мне скажет? Ученики стали переглядываться. До учи теля донеслось несколько выражений, ко торые не столько говорили о том, как понимают ученики значение физики, сколько о том напряжении, с которым они думали над вопросом. — Окажите-ка вы, — обратился учи тель к Коле. — Чтоб знать... унеть разбираться... — В чем? — В физике... Константин Николаевич прошелся по комнате взад и вперед, потумал: «Чтоб разбираться.:. А в чем — не знает. На верное. жизнь п преподавание у меня вроде двух параллельных линий: идут они рядышком и іпггде пе пересекаются». — Советские люди строят коммунизм. Вы знаете... Поглядите — везде у нас машины, техника, да еще какая! Управ лять ею могут только грамотные, образо ванные люди. Так вот физика-то и по может вам познать технику, — сказал он. Прошло несколько месяцев. Газеты на печатали проект директив XIX съезда партии. Читал о политехническом обуче нии Константин Николаевич и думал: «Вот это-то как раз и есть самое главное... Ведь это идея Ленина. Оп так и говорил: школа наша должна выпускать людей с широким политехническим кругозором. И что же — наступило самое подходящее время, чтобы пдею Ленина полностью пре творить в жизнь». Наступила осень. Снова он встретился с ребятами. Коля и другие ученики-семи классники опять взялись за физику. * Константин Николаевич пересмотрел конспекты, многое вычеркнул, еще боль ше добавил. Хстя и немало прочитал он за каких-нибудь два месяца статей о по литехническом обучении, а все время справлялся по газетам и журналам — нет ли ^его еще нового. Наблюдал н за тем, ка к лучшие учителя Москвы, Ленинграда, Киева, Риги перестраивают преподавание физики. П вот, можно сказать, узловая тема — тепловые двигатели. Пришли ребята в фи зический кабинет и видят — на демонст рационном столе закрытый чехлом какой- то предмет, а рядом с ним — другие приборы. На своем месте находи лись проекционный фонарь, диапозитивы, схема... Константин Николаевич рассказал о том, к чему привели наблюдения челове ка за огнем, теплом, ка к долго п мучи тельно думали люди над тем. чтобы заста вить пар приводить в движение меха низмы. — П вот нашелся человек, — продол жал он, — который открыл во всемирной истории науки п техники целую эпоху. И кто же — как вы думаете? Наш сооте чественник. Иван Иванович Ползунов. Он изобрел первый в мире паровой универ сальный двигатель. Долго рассматривали ребята на схеме устройство машины Ползуиова, знакоми лись, как она действовала. Затем Констан тин Николаевич рассказал, как устроена современная паровая машина и снял че хол с предмета, который стоял па демон- страппонном столе. — Машина! — прорвался сквозь воз никший вдруг шум чей-то изумленный голос. Константин Николаевич повозился у машины, ввел пар в золотниковую ко робку, и вдруг — зашипело, разда лись равномерно повторяющиеся звуки. Ахнули ребята — у маленькой машины, ка к п у настоящей, завертелся маховичок. Все повскакивали со своих мест, бросились было- к столу, но учитель остановил пх. — Не торонптесь, пожалуйста. Все уви дите. Вот настоящую машину посмотреть бы нам. Скажем, паровоз. Хотите? По выражению лиц учеников, чо воз гласам догадался учитель — пе воодуше вило ребят его предложение. Паровоз... Да кто же его не видел! Однако дня через два Константин Ни колаевич сходил в депо. Пнженер обещал показать школьникам локомотив, только посоветовался с учителем, о чем расска зать им. На следующий день ученики от правились на экскурсию. С Кольского за лива в морозный воздух поднимался ту ман, плыл по улицам Мурманска, проз рачной дымкой окутывал дома; иокры- тые мохнатым инеем провода стали тол стыми и напоминали собой натянутые меж столбами хлопчатобумажные канаты. Послушали ребята инженера, и каждый пз них подумал про себя о том, какая же это чудесная машина — паровоз. П все в ней теперь было для нпх новым, даже колеса. О нпх тоже они узнали несколько удивительных подробностей. У некоторых мальчиков появилось сокровенное же лание: «Вот бы управлять этой маши ной». — А долго учиться на машиниста? — спросил Гриша, рослый подростов. — Вот и я хотел про это же самое спросить, — вставил Коля. — Порядочно, — ответил пнженер. — Много надо знать, особенно физику и ма тематику. Да и руки должны быть золо тые. А ты умеешь что-нибудь делать? Ну, скажем, можешь поправить дверной замок? — обратился пнженер к Грише. Мальчик смутился. Коля потихоньку отошел в сторону. — Вот если желаешь быть машинистом, лучше изучай физику п математику и строй... Больше, больше строить надо. На следующем уроке семиклассники уз нали о Циолковском, о том. как этот большой русский человек, школьный учи тель, пришел к идее реактивного движе ния. — Константин Эдуардович, ребята, обо гатил мировую пауку класснчрскпмп тру дами, — сказал учитель. — Он создал теорию межпланетных сообщений, предло жил применить реактивный выхлоп для повышения скорости самолета, разработал проект реактивного самолета, и даже та кого, с которым можно вылететь п з . зем ной атмосферы. В кабинете господствовала строгая ти шина. Ученики следили за каждым выра жением лица учителя, за жестом. — Он же, Циолковский, изобрел аэро динамическую трубу, — продолжал Кон стантин Николаевич — А знаете для чего она нужна? Расскажу... П ребята удивились: ну и аппарат! Требуется выбрать самую выгодную фор му крыльев, опереипя, фюзеляжа, воздуш ного винта самолета — без трубы этой пе обойтись. Нужна она и для проверки устойчивости и маневренности самолета, для определения нагрузок, действующих на его части при полете. Плп взять по стройку высотных зданий, дымовых труб, мостов, разных мачт Ведь и здесь на по мощь конструкторам прпходпт аэродина мическая труба. Служит она и для раз работки удобообтекаемьтх форм автомоби лей. паровозов, кораблей. . — Вот какое это замечательное изобре тение!— сказал Константин Николаевич. — П вот у меня возникла мысльі а не сделать ли нам ее модель, а? Кто бы за это дело взялся? Модель аэродинамической трубы захо тели и з г о т о в и т ь все ребята. — Константин Николаевич, дайте я сделаю, — поднялся с места Коля. «Ну что ж ... Лед тронулся», — подумал Константин Николаевич, п ему стало вдруг особенно радостно, легко. — Работы всем хватит, — сказал он ученикам. — А модель трубы пусть сде лают Коля п Володя. Учитель принес рисунки и эскизы трех конструкций модели аэродинамической трубы. Посоветовались, на какой оста новиться. С этого и пошла у Коли и Во лоди работа. Они ^сообща произвели расчеты. На это понадобилось не та к уж много времени. Легко подыскали материалы. Нашелся и нужный инструмент. Работали что Коляі что Володя с ^увлечением. Прошел день, другой, третий... П вот появились под ставка, корпус самой трубы, прибор с циферблатом и стрелкой для определения ветровой нагр'узкн на тела. С телами — а их делали из дерева — прпшлось повозиться порядочно. Все они должны иметь одинаковый вес, равную площадь поверхности поперечного сече- ппя, но форму — различную. Тут тебе и куб, и цилиндр, и цилиндр с ко нусной частью, п даже тело в фор-* ме легковой автомашины. Прпшлось все их подгонять к одному весу. Из одних предметов высверливалась часть материа ла, чтобы они были полегче, а в другие добавлялся металл. Наконец, вся работа была завершена, и учитель физики продемонстрировал всем семиклассникам действие аэродинамиче ской трубы Циолковского. ...Константин Николаевич снова взял ся за классный журнал, выставил Коле годовую отметку и подумал с чувством отца: «А ведь полюбил физику и еще больше полюбит. П пойдет у него дело, хорошо пойдет». А . М ОШ КИ Н . Ш Ш ш т .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz