Полярная правда. 1953, июнь.

№ 137 (7651) 12 нюня 1Ѳ53 г . П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' О гастролях областного театра В течение десяти дней в Кандалакше проходили гастроли Мурманского областно­ го драмтеатра. Гастролп театра помогают трудящимся области знакомиться с новыми сценическими произведениями. Вместе с тем, гастролп благотворно влияют на твор­ ческий рост театра, ибо встреча с новой аудиторией всегда дает новые впечатле­ ния, зрители высказывают своп пожела­ ния. Неоспорим факт, что спектакли, про­ смотренные кандалакшским зрителем, сви­ детельствуют о творческом росте театра. Лучшим подтверждением этому могут слу­ жить правдивые спектакли «Третья моло­ дость» братьев Тур и «Земной рай» О. Василева. В этих спектаклях много творческих удач актерского коллектива. Особенно хочется отметить исполнение ро­ ли профессора Снежипской в спектакле «Третья молодость» артисткой Шапова­ ловой. Вместе с тем следует отметить крупные недостатки в организации гастролей. В течение сезона 1952— 53 г. в Кан­ далакшу приезжал коллектив русского театра Карело-ФписЕой ССР, в репертуа­ ре которого были пьесы «Земной ран» и «Свадьба Кречпнского». Эти же спектак­ ли показал и Мурманский областной театр. Планирование показа спектаклей так­ же не было продумано. К примеру, 11 мая спектакль «Третья молодость» прошел в клубе на Советской улице, а 12 мая он был повторен в клубе железнодорожников, расположенном недалеко. Ошибочно было спланировано открытие гастролей. Оно прошло па маленькой сценической пло­ щадке. Руководство театра плохо пропагандиро­ вало тематику спектаклей, не было высту­ плений по местному радиовещанию, в программах отсутствовали аннотации к спектаклям. , Городской отдел культпросветработы не сумел организовать по-деловому проведе­ ние зрительской конференции. Не позабо­ тился об этом и театр, ограничившись лишь формальным приглашением зрителей на конференцию. Гастролп прошлп бы лучше, если бы театр, областной отдел искусств и общест­ венные организации города заранее наме­ тили время Приезда и встречи театра, день открытия гастролей, если бы была хорошо поставлена реклама спектаклей, шпроко популяризировалась бы творческая работа ведущих актеров путем встречп со зрите­ лем и т. п. Хорошо было бы, если бы театр, нахо­ дясь в гастрольной поездке, разделился па две группы п одновременно работал в двух городах. Хотелось бы, чтобы перед зрителем го­ родов и районов области выступил на клубных сценах и другой театр области — театр Северного флота, а в это время обла­ стной театр смог бы побывать в тех ме­ стах, где значительно чаще бывает театр Флота. ........... - • - Ю ; ТЕРСКИИ . УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛ АН ТРЕТЬЕГО ГО ДА ПЯТОЙ П Я ТИ Л ЕТКИ ПОВСЕДНЕВНО ДОБИВАТЬСЯ ВЫСОКИХ УЛОВОВ РЫБЫ Лекция-концерт На-днях в Кировском районном Доме культуры состоялась лекция-концерт на тему: «Великий русский композитор П. Н. Чайковский». Лекция сопровождалась вы­ ступлениями участников 'художественной самодеятельности. Работник Дома культуры тов. Капустин исполнил на трубе ариозо из кантаты Чай­ ковского «Москва». Другой исполнитель сыграл на аккор­ деоне танец маленьких лебедей из балета Чайковского «Лебединое озеро» и вальс из балета «Спящая красавица». Домохозяйка тов. Левкоева псполнпла арию кумы из оперы «Чародейка» н ряд других произведений композитора. Лекция-концерт вызвала большой инте­ рес у кировчан. В . НЕСТЕРЕНКО . За 10 тысяч центнеров сельди на каждый средний траулер Инициатор социалистического соревно­ вания за вылов 1 0 тысяч центнеров сельди в 1953 году — экипаж среднего траулера «Орочен» прибыл на промысел в Северную Атлантику лишь 24 марта после длительного ремонта. При неблаго­ приятных условиях ка к в конце марта, так и в течение втсго апреля экипаж «Орочена» сумел наверстать упущенное и к концу мая занять место в числе пере­ довых экипажей кораблей. Команда «Оро­ чена» уже близка к выполнению полуго­ дового плана по вылову сельди. Эти успехи объясняются организован­ ностью, дисциплинированностью и сла­ женностью в работе всего экипажа, осу­ ществлением правильного руководства со стороны командного состава судна и его капитана тов. Семенова. На судне пра­ вильно расставлены силы, умело орга­ низован труд, широко развернуто сорев­ нование. Весьма важную роль в успешной работе корабля играет хорошо поставленная пар­ тийно-политическая работа (секретарь парторганпзацпп тов. Родионов). Парторга­ низация сплачивает экипаж в монолит­ ный коллектив, мобилизует всех моряков на преодоление трудностей промысла. Коммунисты п комсомольцы регулярно на собраниях обсуждают злободневные во­ просы. Здесь каждый свободный час заполнен разумно. Группа докладчиков в составе шести человек систематически читает лекции, доклады, агитаторы проводят бе­ седы, хорошо организована учеба в по­ литкружке. техническая учеба. Редколлегия наряду со стенгазетами выпускает « молнии ». Досуг моряка запол­ няется слушанием радиотрансляции, чте­ нием книг, журналов, газет, игрой в шахматы. Экипаж «Орочена», несмотря на позд­ нее начало промысла в этом году, с честью выполнит ответственное обязательство. Г . БЕЛКОВ . Начальник политотдела «IV!урман- сельдн». * * * Группа кораблей «Мурмансельдп», про­ мышляющая в Северной Атлантике, до­ срочно, 25 мая, выполнила майский план по вылову сельди. Однако семь средних траулеров к этому времени не 'справились с выполнением месячных заданий. В результате осущест­ вления ряда мероприятий, - оказания по­ мощи отстающим кораблям достигнуты не­ которые положительные результаты. Например, среднему траулеру Л : 422 (капитан тов. Скрябцов) 25 мая остава­ лось выловить до конца месяца 175 цент­ неров сельди. Для усиления команды сюда было напралено три матроса пз ре­ зерва, заменен недисциплинированный дрифмейстер Комаровский, направлен на это судно инструктор морского лова тов. Буянов. Команда в течение пяти дней взяла полный груз сельди, завершив ме­ сячный план со значительным перевы­ полнением. В результате помощи, оказанной от­ стающим командам, все без исключения корабли сельдяной группы справились с выполнением майской программы, выло­ вив сверх месячного плана 7500 центне­ ров рыбы. Моряки кораблей сельдяной группы вступили в исключительно ответственный период — план нюня вдвое больше май­ ского. Однако промысловых судов на сельдяном промысле находится менее по­ ловины запланированного количества. Руководители управления «Мурман- сельдь»обязаны ускорить выход из порта кораблей на промысел в Атлантику. Северная Атлантика. (По радпо). Приводя в действие резервы Так же, ка к и на других кораблях трало­ вого флота, на траулере «Ленин» ведется сейчас упорная борьба за полное исполь­ зование резервов промысла, за успешное выполнение плана третьего года пятой пя­ тилетки. Экипаж нашего траулера обсудил пере­ довую статью «Правды» от 23 мая «Пре­ одолеть отставание рыбной промышлен­ ности» и решил еще шире развернуть со­ ревнование за достижение высоких уловов. На производственном совещании, кото­ рое состоялось в начале очередного рейса нашего корабля, моряки вскрыли много еще не использованных резервов. Управле­ ние тралового флота, к сожалению, не ока­ зывает конкретной и действенной помощи промысловикам в их борьбе за высокие уловы. Отдел спабжеппя тралового флота все і еще поставляет морякам плохое снаряже­ нию . Достаточно сказать, что шкуры, прп- { меняемые для предохранения тралового 1 мешка, поступают па корабли педоброка- I чествепные. Это значительно усложняет нашу работу. Есть и другие недостатки. Так, в течение 145 суток этого года эки­ паж траулера «Ленин» занимался промыс­ лом всего лишь 90 суток. 55 суток мы простояли в порту из-за медленного ре­ монта. Па каждую стоянку в порту у пас ушло в среднем по 7— S суток. Моряки траулера «Ленин» настойчи­ во ищут пути повышения уловов. На про­ изводственном совещании в начале послед­ него рейса экипаж корабля взял обязатель­ ство за счет использования впутреннпх резервов промысла досрочно выполнить майский и квартальный планы. Свое слово экипаж корабля держит с честыо. Майское задание нами выполнено досрочно, квартальный план также ус­ пешно выполняется. Особенно хорошо потрудились моряки траулера «Ленин» в последнем рейсе. На- днях наш корабль возвратился в порт с полным грузом рыбы. Этот успех был достигнут благодаря дружным усилиям всего коллектива. С пер­ вых же дней рейса промысловики поста­ вили перед собой задачу не допускать ни одной минуты простоя из-за медленной уборки рыбы. Мы вели промысел в приб­ режных ранопах, где ловилась мелкая тре­ ска. Несмотря па это, экипаж корабля бы­ стро обрабатывал улов. Достаточно сказать, что за первые шесть суток рейса моряки траулера «Ленин» выловили и обработали около 150 тонн рыбы. Самос серьезное внимание было уделено на корабле правильной оргаппзацип труда. Чтобы пе допускать простоев из-за уборки рыбы, па палубе было установлено три рыборазделочных стола. На помощь вах- тенньтм матросам в ы х о д и л и свободные от основной работы штурманы, механики, ко­ чегары и другие моряки. Борясь за первен­ ство в социалистическом соревновании, на­ ши опытные матросы оказывали повсе­ дневную помощь своим молодым товари­ щам. Так, стахановцы тт. Михайлов и Ба- бенцев в процессе работы обучали молодых матросов тт. Зубова, Волкова и других. Молодой моряк комсомолец тов. Нестеров освоил в этом рейсе специальность засоль­ щика и успешно работал в трюме. Опыт­ ные рыбообработчики— засольщики тт. Га­ ничев и Шульгин не только быстро заса­ ливали и замораживали рыбу, по и нахо­ дили время для того, чтобы непосредствен­ но за рыборазделочными столами обучать молодых матросов методам правильной и быстрой разделки рыбы. Чтобы быстро обрабатывать улов, с пер­ вых же дней рейса экипаж корабля по- серьезному подошел к организации своей работы. В начале рейса резервный трюм траулера был загружен углем. Обычно в таких случаях обработка рыбы за третьим дополнительным рыборазделочным столом не ведется, так ка к в резервный трюм нельзя брать рыбу. Наши моряки на этот раз решили работать на трех рыборазделоч­ ных столах. Всю разделанную за третьим столом треску моряки складывали на па­ лубу, а потом убирали ее в главный трюм. Среди матросов были точно распределе­ ны обязанности. Особенно хорошо труди­ лись матросы тт. Бабенцев, Николеико, Фппгеров, Михайлов и Кашенцев. Каждый из них разделывал в минуту до 15— 16 рыб. Хорошо потрудились в этом рейсе трал­ мейстер тов. Молчанов и его помощники. В последние дни промысла у нас износились шкуры, служащие для предохранения тра­ лового мешка. Чтобы пе замедлять темпов промысла, тралмейстерский состав вместо шкур привязывал к траловому мешку связку кухтылей, которые предохраняли сети от протирания. Консервный мастер тов. Тарабрпн и ма­ стер по выгреву жира тов. Николаевичей и з г о т о в и л и 10 тысяч бапок консервов, 13 тонн рыбьего жира и, кроме того, заготови­ ли 1500 килограммов свежей тресковой печени. Машинист рыбомучной установки тов. Глазунов изготовил в этом рейсе 6 тонн рыбной муки сверх задания. Большая часть рыбной муки была сдана нм на ры­ бокомбинат высшим сортом. Моряки траулера «Ленин», несмотря па трудности, которые им встречались в этом рейсе, успешно справились с поставлен­ ными задачами. У нас есть все возмож­ ности в следующем рейсе досрочно выпол­ нить план второго квартала. К этому эки­ паж корабля и стремится. И . ЗЕМСКОВ . Помполпт траулера «Ленин». Наращивают темпы лова рыбы В последние дни промысловая обстанов­ ка на Терском побережье значительно улучшилась. Рыбаки-колхозники, * умело используя эти возможности, с каждым днем наращивают темпы добычи рыбы. ' В райопе Кузомени идет облов беломор­ ской сельди. Только за 6 — 7 нюня рыбаки I колхозов «Моряк» и «Всходы коммунизма» і сдали на Кузомеискую факторию около 7,5 тонны беломорской сельди. Особенно высокие уловы имеет рыболо­ вецкая бригада, руководимая опытным ры- ! баком Павлом Богдановым пз колхоза «Мо- і ряк». 7 июня эта бригада взяла 3.774 кп - I лограмма сельди. і Бригада тов. Заборщпкова из колхоза і «Всходы коммунизма» на тоне Шибалкино. за этот же день выловила 1892 килограм­ ма сельди. 8 июня большие уловы сельди имела бригада тонн Двинская (бригадир тов. Богданов). Она первый раз подняла около 4 тонн сельди, второй раз, примерно, такое же количество. Успешно ведут промысел рыбаки-кол- хозники артели «Беломорский рыбак». С 1 по 7 июня они выловили около 27 тонн рыбы, в том числе более 7 тони беломор­ ской сельди. Рыбаки этого колхоза досроч­ но завершили выполнение квартального плана. Хорошо работала на промысле ры­ боловецкая бригада мастера высоких уло­ вов тов. Клещева, выполнившая кварталь­ ное задание более чем на 1 2 0 процентов, пос. Лесной. (По телефону. Наш соб. корр.). Что нам мешает в работе Коллектив холодильного завода Мурман­ ского рыбокомбината обязался выполнить годовой план к 2 0 декабря и дать до конца года 16 тысяч центнеров рыбной продук­ ции отличного качества сверх плана. Вы­ полнить это обязательство можно лишь за счет полного использования всех внутрен­ них резервов предприятия. На заводе нема­ ло стахановцев, которые успешно борются за повышение производительности труда, за увеличение выпуска продукции. Хорошо работает смена, руководимая мастером тов. Свпстуновым. Здесь все рабочие своевре­ менно получают производственные зада­ ния, труд пх организован так, что не до­ пускается ни одной мпнуты простоя. Производительность труда достигает 130,5 процента. Особенно хорошо трудятся ра­ бочие тт. Макарова, ПІурыхпна, Литвино­ ва, Розова и другие. К сожалению, не па всех участках пред­ приятия работа поставлена так же хорошо, как в этой смене. Холодильный завод вы­ полнил майский плап в натурале па 104,1 процента. Однако перевыполнение плана было достигнуто не за счет пспользованпя всех внутренних резервов предприятия, а за счет сверхурочных работ. На холодильном заводе Мурманского ры­ бокомбината еще не полностью исполь­ зуются внутренние резервы. Пз-за плохой организации труда в ряде смен часты про­ стои, не все рабочие загружены. На морозильных баках пе соблюдается температурный режим. Это приводит к то­ му, что выполнение важных производст­ венных операций задерживается. Особенно плохо поставлено дело на участках, кото­ рыми руководят мастера тт. Сергеева и Ва- сенко. Так, смена, руководимая мастером тов. Васенко, выполнила майское задание всего лишь на 78,2 процента, а смена ма­ стера тов. Сергеевой — на 75,7 процента. Низкая производительность труда рабо­ чих этих смен объясняется тем, что труд здесь организован неправильно. Масгер тов. Васенко, являясь председателем завод­ ского комитета профсоюза, ка к это ни странно, не занимается вопросами социа­ листического соревнования, не ведет среди рабочих воспитательной работы. Директор завода тов. Пудпп не требует от мастеров отстающих ({иен улучшения пх работы, не прислушивается к сигналам стенных газет,, не реагирует на критику снизу. Е. НИКИФОРОВ . ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ » „Повысить роль капитанов т р а у л е р а " Под таким заголовком в «Полярной правде» 15 мая была опубликована статья. Как сообщил редакции начальник управления тралового флота тов: Киреев, факты, приведенные в статье, прп про­ верке подтвердились. В целях пзжптпя указанных недостатков руководством фло­ та дано указание капптанам-наставнпкам усилить контроль за хозяйственной дея­ тельностью капитанов траулеров, привле­ кать к ответственности тех руководителей траулеров, которые искажают данные о подъемах рыбы. В 'результате принятых мер укреплен отдел главного капитана фло­ та. При приходе траулеров в порт сооб­ щения капитанов заслушиваются на сове­ щании в присутствии начальников отде­ лов, где анализируется деятельность ко­ раблей. В мае в управлении флота началась пе­ реаттестация капитанов. В июне решено провести ряд лекций для капитанов по вопросам планирования, хо­ зяйственного расчета и т. д. Очковтиратель из облрыболовпотребсоюза По следам одного письма В середине мая в «Полярной правде» была опубликована . заметка «В Тюва- губе плохо поставлена торговля». В ней приводились факты, свидетельствующие о том, что некоторые работники коопера­ тивной торговли, в том числе и работни­ ки правления облрыболовпотребсоюза, не заботятся об .удовлетворении потребностей трудящихся Тюва-губы. В результате в этом населенном пункте в продаже отсут­ ствуют товары повседневного спроса. Заместитель председателя правления облрыболовпотребсоюза тов. Лавпт не за­ ставил себя ожидать с ответом. 2 0 мая оп сообщил редакции, что факты, указан­ ные в заметке, правильны. В настоящее время в Тюва-губском магазине, пишет далее тов. Лавпт, имеются в достаточном ассортименте кондитерские, макаронные изделия и другие продукты, а для того, чтобы улучшить выпечку хлеба, в Тюва- губу направлен инструктор по хлебопече­ нию. Тут же тов. Лавпт вскрывает прпчипы плохого обслуживания. Он пишет: «Пере­ бои в торговле товарами повседневного спроса допускались по вине зав. торго­ вым отделом рыбкоопа Шевченко, который правлением союза от работы отстранен». Своим так называемым ответом тов. Лавит ввел редакцию в заблуждение. Тов. Лавит, мягко говоря, поторопился, делая выводы о том, что в Тюва-губе правление облрыболовпотребсоюза налади­ ло торговое обслуживание. 30 мая предсе­ датель Полярного райисполкома тов. Зен- зпнов сообщил редакции, что, согласно заявлению председателя правления обл­ рыболовпотребсоюза тов. Мопастыревз. необходимые товары в Тюва-губскпй рыб- кооп еще лишь собираются завезти «в ближайшее время». Очковтирателя из облрыболовпотребсою­ за полностью разоблачил председатель торгово-кооперативной комиссии сельского Совета топ. Сборщиков. Он * пишет: «За­ меститель председателя облрыболовпотреб­ союза тов. Лавпт, встав на путь обмана, неправильно информировал редакцию. В настоящее время в Тюва-губском ма­ газине совсем в недостаточном ассорти­ менте имеются необходимые товары. Кон- дптерекпе и макаронпые изделия были завезены сюда еще давно п в небольшом количестве. В мае, например, магазином получено всего лишь 2 0 0 к г. макарон, а из кондитерских изделий — одни шоко­ ладные конфеты. Хлеб попрежнему выпе­ кается плохой. Инструктор, приезжав­ ший в Тюва-губу, никакой помощп не оказал и неизвестно, чем он тут зани­ мался». Затем тов. Сборщиков сигнализирует о том, что в продаже в Тюва-губе отсутст­ вуют такие продукты, ка к мясо, рыба, консервы, колбасные изделия и т. п. Надо полагать, что тов. Лавпт получит должное от райкома КПСС за обман об­ щественности. Курсы усовершенствования ^учит елей В Кандалакше открылись курсы усо­ вершенствования учителей начальных классов. Сюда съехались учителя трех районов области. На курсах занимаются свыше 20 человек пз школ города Канда­ лакши. В течение месяца слушатели курсов бу­ дут работать над повышением своих зна­ ний, изучать передовые методы препода­ вания. Учебная программа составлена с учетом того, чтобы оказать учителям необходи­ мую поііощь в выполнении решений XIX съезда партии по подъему уровня учебно- воспитательной работы в школе, в осуще­ ствлении поставленной в пятилетием пла­ не задачп по организации политехниче­ ского обучения. К чтению лекций привлечены лучшие ѵ педагогические силы школ города. Лекторы горкома КПСС читают учите­ лям лекции по основам марксизма-ле­ нинизма. Кандалакша. (Наш соб. норр.). * УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ 'Jbl Итак, учебный год закончен, а даль­ ш е— экзамены... Об этом с какнм-то но­ вым чувством, в котором были слиты вместе п радость, н облегчение, н трево­ га за судьбу своих питомцев на экзаме­ нах, подумал Константин Николаевич Пет­ ров. внося последние записи в классные журналы. Часы показывали уже ночное время, но в окна смотрело чистое, чуть-чуть сине­ ватое небо, в в комнате господствовал легкий сумрак, в котором предметы не утрачивали ясности и четкости своих очертаний. Чуткая к каждому шороху тишина, водворившаяся в опустевшем ‘здании, казалось, приближала и усилива­ ла самые отдаленные 8 вукн. Сюда, на проспект Сталина, в физический кабинет десятой базовой шкоды, доносились то гу ­ док парохода, то густой баритон электро­ воза, то грохот промчавшегося на Ленин­ град тяжелого железнодорожного состава. Но это .нисколько не отвлекало Констан­ тина Николаевича от его занятий. В ру­ ках учителя суховато шелестели листы классного журнала, поскрипывало перо. Он выводил своим ученикам годовые оцен­ ки по физике. Остановив взгляд на одной из фамилий, он улыбнулся: «Упрям маль­ чишка. угловат, пе раз выводил из равно­ весия.- Зато какой острый ум. Намекнп и пойметі. О другом сам себе говорил: «А этот — природный конструктор. Сделал две модели. Физика у него — самый лю­ бимый предмет. А ка к учится! П думать нечего — «пять». Подошел Константин Николаевич и к *гой фамилии, которая принадлежала Коле. Какую же опенку ему выставить? Учитель положил журнал на стол, бросил взгляд через окно в синеющую даль неба... ‘ Не сразу полюбил Коля физику. Долгое время то, о чем на своих уроках расска­ зывал Константин Николаевич, не трогало его. Ребята думают, вычисляют, спраши­ вают, рвутся к демонстрационному столу, а он сидит вялый, равнодушный, с ту ­ склым лицом. Прозвенит звонок, все на­ перебой— к приборам, чтобы хоть по­ трогать какой-нибудь аппарат, трубку, колесо, катушку, а он уже в коридоре. Ц учитель с огорчением думал: «Значит я еще не сумел дотронуться до его серд­ ца. А один ли он у меня такой?». Константин Николаевич стал пригляды­ ваться к своим питомцам и скоро убедил­ с я— да ведь и помимо Коли есть такие, которые с удовольствием променяли бы уроки физики на другие какие-нибудь уроки. Это заскребло на сердце. Фпзика, предмет-то какой, и вот тебе — одни ув­ лекаются ею. а другие... Даже думать об этом было больно, неприятно. Что же — не все понимают, для чего она нужна, пли он не так преподает ее? А может быть п то н другое? Н однажды в том классе, где учился Коля, он сігрос ил ребят: — Вот мы изучим физику. А для че­ го? Кто мне скажет? Ученики стали переглядываться. До учи­ теля донеслось несколько выражений, ко­ торые не столько говорили о том, как понимают ученики значение физики, сколько о том напряжении, с которым они думали над вопросом. — Окажите-ка вы, — обратился учи­ тель к Коле. — Чтоб знать... унеть разбираться... — В чем? — В физике... Константин Николаевич прошелся по комнате взад и вперед, потумал: «Чтоб разбираться.:. А в чем — не знает. На­ верное. жизнь п преподавание у меня вроде двух параллельных линий: идут они рядышком и іпггде пе пересекаются». — Советские люди строят коммунизм. Вы знаете... Поглядите — везде у нас машины, техника, да еще какая! Управ­ лять ею могут только грамотные, образо­ ванные люди. Так вот физика-то и по­ может вам познать технику, — сказал он. Прошло несколько месяцев. Газеты на­ печатали проект директив XIX съезда партии. Читал о политехническом обуче­ нии Константин Николаевич и думал: «Вот это-то как раз и есть самое главное... Ведь это идея Ленина. Оп так и говорил: школа наша должна выпускать людей с широким политехническим кругозором. И что же — наступило самое подходящее время, чтобы пдею Ленина полностью пре­ творить в жизнь». Наступила осень. Снова он встретился с ребятами. Коля и другие ученики-семи­ классники опять взялись за физику. * Константин Николаевич пересмотрел конспекты, многое вычеркнул, еще боль­ ше добавил. Хстя и немало прочитал он за каких-нибудь два месяца статей о по­ литехническом обучении, а все время справлялся по газетам и журналам — нет ли ^его еще нового. Наблюдал н за тем, ка к лучшие учителя Москвы, Ленинграда, Киева, Риги перестраивают преподавание физики. П вот, можно сказать, узловая тема — тепловые двигатели. Пришли ребята в фи­ зический кабинет и видят — на демонст­ рационном столе закрытый чехлом какой- то предмет, а рядом с ним — другие приборы. На своем месте находи­ лись проекционный фонарь, диапозитивы, схема... Константин Николаевич рассказал о том, к чему привели наблюдения челове­ ка за огнем, теплом, ка к долго п мучи­ тельно думали люди над тем. чтобы заста­ вить пар приводить в движение меха­ низмы. — П вот нашелся человек, — продол­ жал он, — который открыл во всемирной истории науки п техники целую эпоху. И кто же — как вы думаете? Наш сооте­ чественник. Иван Иванович Ползунов. Он изобрел первый в мире паровой универ­ сальный двигатель. Долго рассматривали ребята на схеме устройство машины Ползуиова, знакоми­ лись, как она действовала. Затем Констан­ тин Николаевич рассказал, как устроена современная паровая машина и снял че­ хол с предмета, который стоял па демон- страппонном столе. — Машина! — прорвался сквозь воз­ никший вдруг шум чей-то изумленный голос. Константин Николаевич повозился у машины, ввел пар в золотниковую ко­ робку, и вдруг — зашипело, разда­ лись равномерно повторяющиеся звуки. Ахнули ребята — у маленькой машины, ка к п у настоящей, завертелся маховичок. Все повскакивали со своих мест, бросились было- к столу, но учитель остановил пх. — Не торонптесь, пожалуйста. Все уви­ дите. Вот настоящую машину посмотреть бы нам. Скажем, паровоз. Хотите? По выражению лиц учеников, чо воз­ гласам догадался учитель — пе воодуше­ вило ребят его предложение. Паровоз... Да кто же его не видел! Однако дня через два Константин Ни­ колаевич сходил в депо. Пнженер обещал показать школьникам локомотив, только посоветовался с учителем, о чем расска­ зать им. На следующий день ученики от­ правились на экскурсию. С Кольского за­ лива в морозный воздух поднимался ту ­ ман, плыл по улицам Мурманска, проз­ рачной дымкой окутывал дома; иокры- тые мохнатым инеем провода стали тол­ стыми и напоминали собой натянутые меж столбами хлопчатобумажные канаты. Послушали ребята инженера, и каждый пз них подумал про себя о том, какая же это чудесная машина — паровоз. П все в ней теперь было для нпх новым, даже колеса. О нпх тоже они узнали несколько удивительных подробностей. У некоторых мальчиков появилось сокровенное же­ лание: «Вот бы управлять этой маши­ ной». — А долго учиться на машиниста? — спросил Гриша, рослый подростов. — Вот и я хотел про это же самое спросить, — вставил Коля. — Порядочно, — ответил пнженер. — Много надо знать, особенно физику и ма­ тематику. Да и руки должны быть золо­ тые. А ты умеешь что-нибудь делать? Ну, скажем, можешь поправить дверной замок? — обратился пнженер к Грише. Мальчик смутился. Коля потихоньку отошел в сторону. — Вот если желаешь быть машинистом, лучше изучай физику п математику и строй... Больше, больше строить надо. На следующем уроке семиклассники уз­ нали о Циолковском, о том. как этот большой русский человек, школьный учи­ тель, пришел к идее реактивного движе­ ния. — Константин Эдуардович, ребята, обо­ гатил мировую пауку класснчрскпмп тру­ дами, — сказал учитель. — Он создал теорию межпланетных сообщений, предло­ жил применить реактивный выхлоп для повышения скорости самолета, разработал проект реактивного самолета, и даже та­ кого, с которым можно вылететь п з . зем­ ной атмосферы. В кабинете господствовала строгая ти­ шина. Ученики следили за каждым выра­ жением лица учителя, за жестом. — Он же, Циолковский, изобрел аэро­ динамическую трубу, — продолжал Кон­ стантин Николаевич — А знаете для чего она нужна? Расскажу... П ребята удивились: ну и аппарат! Требуется выбрать самую выгодную фор­ му крыльев, опереипя, фюзеляжа, воздуш­ ного винта самолета — без трубы этой пе обойтись. Нужна она и для проверки устойчивости и маневренности самолета, для определения нагрузок, действующих на его части при полете. Плп взять по­ стройку высотных зданий, дымовых труб, мостов, разных мачт Ведь и здесь на по­ мощь конструкторам прпходпт аэродина­ мическая труба. Служит она и для раз­ работки удобообтекаемьтх форм автомоби­ лей. паровозов, кораблей. . — Вот какое это замечательное изобре­ тение!— сказал Константин Николаевич. — П вот у меня возникла мысльі а не сделать ли нам ее модель, а? Кто бы за это дело взялся? Модель аэродинамической трубы захо­ тели и з г о т о в и т ь все ребята. — Константин Николаевич, дайте я сделаю, — поднялся с места Коля. «Ну что ж ... Лед тронулся», — подумал Константин Николаевич, п ему стало вдруг особенно радостно, легко. — Работы всем хватит, — сказал он ученикам. — А модель трубы пусть сде­ лают Коля п Володя. Учитель принес рисунки и эскизы трех конструкций модели аэродинамической трубы. Посоветовались, на какой оста­ новиться. С этого и пошла у Коли и Во­ лоди работа. Они ^сообща произвели расчеты. На это понадобилось не та к уж много времени. Легко подыскали материалы. Нашелся и нужный инструмент. Работали что Коляі что Володя с ^увлечением. Прошел день, другой, третий... П вот появились под­ ставка, корпус самой трубы, прибор с циферблатом и стрелкой для определения ветровой нагр'узкн на тела. С телами — а их делали из дерева — прпшлось повозиться порядочно. Все они должны иметь одинаковый вес, равную площадь поверхности поперечного сече- ппя, но форму — различную. Тут тебе и куб, и цилиндр, и цилиндр с ко­ нусной частью, п даже тело в фор-* ме легковой автомашины. Прпшлось все их подгонять к одному весу. Из одних предметов высверливалась часть материа­ ла, чтобы они были полегче, а в другие добавлялся металл. Наконец, вся работа была завершена, и учитель физики продемонстрировал всем семиклассникам действие аэродинамиче­ ской трубы Циолковского. ...Константин Николаевич снова взял­ ся за классный журнал, выставил Коле годовую отметку и подумал с чувством отца: «А ведь полюбил физику и еще больше полюбит. П пойдет у него дело, хорошо пойдет». А . М ОШ КИ Н . Ш Ш ш т .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz