Полярная правда. 1953, июль.
t l О б я з а т е л ь н ы й э к з ■L Гс.«зюарот»<жь^ орден®Я«кин* j БМ6ЛИ0ТЕНЛ; С С С Р \ имени г- R. И». ■ЛЕНИН- Пролетарии есех'тяглтгсоедикяйтесь! поляриая Год вздання 34-fl \ г,г'гп,‘ ,г‘г''г|ГГ*1Г~ № 175 (7589). * : • I ; ВОСКРЕСЕНЬЕ, : ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ 2 6 ИЮЛЯ 1953 г. Цена 20 коп. Да здравствует советский Военно-Морской Флот! Да здравствует советский народ и его доблестные Вооруженные Силы! Да здравствует Советское Правительство! Да здр ав ству е т Коммунистическая партия Советского Союза! ДЕНЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР Сегодня трудящиеся Советского Союза празднуютДень Военно-Морского Флота— верного п боевого помощника Советской Армии. Славная история Военно-Морского Фло та СССР, его победы, рост и укрепление неразрывно связаны с гигантской органи заторской работой Коммунистической пар тпи, гениального основателя нашей пар тии В. П. Ленина, его верного ученика п соратника П. В. Сталина. Коммунистиче ская партия на протяжении всей истории Советского государства считала и считает | важнейшим делом укрепление оборонной мощи страны. Коммунистическая партия, советский народ создали мощный Военно- Морской Флот. Советские моряки в гражданской войне, в боях против белогвардейцев, иностран ных интервентов проявили величайший героизм. В суровые дни Великой Отечественной войны против фашистской Германии Воен но-Морской Флот Советского Союза надеж но прикрывал фланги Советской Армии, наносил удары по флоту и судоходству противника и обеспечил бесперебойное действие на свопх коммуникациях. Совет ские моряки, воспитанные Коммунистиче ской партией, проявили в Отечественной войне беззаветную стойкость, мужество, высокое воинское мастерство. Советский парод высоко оценил подвиги военных моряков. Правительство Союза ССР 513 морякам присвоило звание Героя Советского Союза, семь моряков дважды награждены «Золотой звездой» Героя Со ветского Союза. Ордена и медали за ге роизм получили многие тысячи военных моряков. Северные рубежи нашейвеликой Отчиз ны надежно охраняет Северный флот, соз данныйдвадцать лет назад Коммунистиче ской партией, соратником великого Ленина — П. В. Сталиным. За это время Север ный флот прошел славный боевой путь. Северный флот во взаимодействии с войсками Советской Армии в годы Отече ственной войны громил вражеские полчи ща на Кольском полуострове и далеко за его пределами, во вражеских водах. Под водные лодки и надводные корабли Север ного флота смело нападали на конвои про тивника, заходили в базы врага, топнлп корабли противника в его портах. Участ вуя в десятом ударе советских войск, ко рабли Северного флота смело ворвались в порт Липнахамарп и помогли освободить от гитлеровцев исконно русскую печенг- скую землю. Неувядаемой славой покрыли свои имена экипажи подводных лодок, ко торыми командовали Герои Советского Сою за Гаджиев, Лунин п другие. Геройский подвиг совершил морской пехотинец Иван Сивко. Прославленныйлетчик, Дважды Ге рой Советского Союза Сафонов был хозяи ном заполярного неба, уничтожал фашист ские самолеты. Героизм североморцев был массовым. Сейчас североморцы, изучая и ос ваивая , богатый опыт Отечественной войны, повышают свою политическую и боевую подготовку, совершенствуют воин ское мастерство, зорко охраняют северные рубежи нашейлюбимой Отчизны. Советский народ, восстанавливая разру шенное войной хозяйство, проявлял огром ную заботу об укреплении Вооруженных Сил СССР. Военно-Морской Флот в после военные годы получил корабли, оснащен ные самойпередовой и современнойтехни кой. Однпм из таких кораблей является крейсер «Свердлов», недавно побывавший в Англии. В ответ на заботу Коммунистической партпп. Советского правительства, всех трудящихся нашей страны о Вооружен ных Силах военные моряки бдительно стоят на страже морских рубежей необъят ной Родины. День Военно-Морского Флота в этом го ду советский народ отмечает в обстановке величественных побед в борьбе за комму низм. Под руководством Коммунистической партии, тесно сплоченный вокруг ее бое вого знамени, советский народ самоотвер женно борется за выполнение п перевы полнение плана третьего года пятой пя тилетки, добивается все новых успехов в развитии социалистической экономики и культуры. Опубликованное недавно Сообщение Центрального Статистического Управления при Совете Министров Союза ССР «Об ито гах выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР на 1953 год за первое полугодие» ярко сви- • , детельствует о том, что социалистическая промышленность, являющаяся основой мо гущества Советского Союза и роста мате-1 риального благосостояния трудящихся, под нялась на еще более высокую ступень. Валовая продукция за первое полугодие 1953 года выросла по сравнению с соот ветствующим периодом прошлого года на 10 процентов. Для Коммунистической партпп высшим законом является максимальное удовлетво рение постоянно растущих материальных и культурных потребностей советских лю дей. За первое полугодие 1953 года на много увеличилась продажа продовольст венных и промышленных товаров, увели чилось число рабочих в.народном хозяйст ве, дальнейший значительный рост полу чило культурное строительство п здраво охранение. Советский народ, руководимый Комму нистической партией, занятый мирным трудом, уверенно идет по пути, намечен ному XIX съездом партии, по пути ком мунизма. Трудящиеся Мурманской области, как и все советские люди, самоотверженно бо рются за выполнение государственного плана, за дальнейшее развитие производи тельных сил Кольского полуострова, за ис пользование богатств Баренцова моря и Северной Атлантики. В траловом, сельдяном Флотах, на кол хозном прибрежном промысле рыбы тру дятся многие бывшпе североморцы. Они, следуя славной традиции военных моряков, умело используют технпку, которой пх вооружили партия и правительство, пере выполняют задания, вносят свой вклад в решение важнейшей задачи— создания изобилия продуктов питания для населе ния нашей страны. Экипажи траулеров, возглавляемые бывшими североморцами ка питанами тт. Маклаковым, Ермолиным, Мошпным и многими другими, всегда в первых рядах иромысловиков Мурмана. Экипажу корабля «Ереван», руководимому капитаном тов. Маклаковым, облисполко мом и обкомом КПСС присуждено перехо дящее Красное знамя за наплучшне пока затели в социалистическом соревновании во втором квартале 1953 года. Однако нужно признать, что имеющие ся возможности увеличения вылова рыбы, выпуска рыбнойпродукции, добычп апати та, заготовки леса, подъема заполярного сельского хозяйства в нашей области ис пользуются неудовлетворительно. Это под тверждается тем, что план первого полу-: годия по области не выполнен. Особенна 1 отстал траловый флот, лесная и апатпто- \ вал промышленность. Необходимо принять! все меры, чтобы государственный план' развития народного хозяйства выполнялся j н перевыполнялся. Для этого у нас имеют- \ ся все условия. Следует всегда помнить, | что успешное выполнение государственных 1 заданий укрепляет могущество Родпиы, ее Вооруженные Силы. Военно-Морской Флот советские люди горячо любят и проявляют о нем боль шую заботу. Это находит свое выражение п в росте рядов Всесоюзного Добровольного общества содействия армии, авиации и Флоту. В нашей области в ряды ДОСААФ вступают многие рабочие и служащие, широко развертывается ссть учебных групп, кружков и курсов. В них изучают ся военно-морские специальности, ДОСААФ развивает массовый водный спорт и мор ской моделизм. Но в работе оргкомитета ДОСААФ в нашей области имеется и ряд серьезных недостатков. В ряде первичных организаций ДОСААФ неудовлетворительно организована пропаганда и овладение военно-морскими знаниями. Труженики Кольского полуострова, ко торый омывается Баренцовым и Белым морями, на котором много озер и рек, лю бят военно-морское дело, водный спорт. Партийные, профсоюзные и особенно ком сомольские организации обязаны повсе дневно помогать ДОСААФ, вовлекать в не го новые массы членов. Надо, чтобы ши рокие массы труяіеннков знали основы военно-морского дела. Отмечая День Военно-Морского Флота, трудящиеся нашей области, еще теснее сплотившись вокруг Коммунистической партпп, будут настойчиво бороться за вы полнение н перевыполнение государствен ного годового плана, за укрепление могу щества своей любимой Отчизны, будут повышать революционную бдительность, укреплять связь с военными моряками. Ш ТО ХРАНИТЬ ЧЕСТЬ МСЛШ ВОЕННО-МОРСКОГО у.»' vjtytVV-W. л.-;^ ....... ■ ; ' > ' " Плакат художника В. Захаркина, выпущенный издательством «Искусство». 1 Р И К А З Министра Обороны Союза ССР 26 июля 1953 г. М о б г. Москва Товарищи матросы и солдаты, старшины и сержанты! В ознаменование Дня Военно-Морского'Флота Союза Товарищи офицеры, адмиралы и генералы! Сегодня советский народ и его Вооруженные Силы празднуют День Военно-Морского Флота Союза ССР. приказываю: Сегодня, 26 июля 1953 года, на флотах и флотилиях произвести салют военных кораблей и берегезых бата- Прнветствую и поздравляю вас с Днем Военно-Мор- ;Реи Двадцатью одним артімлерииским залпом. Да здравствует советский Военно-Морской Флот! Да здравствует советский народ и его доблестные Вооруженные Силы! Да здравствует Советское Правительство! Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза! Министр ООороаы Союза ССР . . . . . . . . . . Маршал Советского Союза 11. А. В У.ІГАПЛИ ского Флота и желаю советским военным морякам и работникам судостроительной промышленности новых успехов в дальнейшем укреплении Военно-Морских Сил Советского государства и повышения их боевой готовно сти. В му з е е С е в е р н о г о флот а В эти дни увеличилось количество по сетителей музея Северного Флота. Экскур санты знакомятся здесь с экспонатами, отображающими историю создания Север ного флота. Особое внимание привлекают экспонаты, свидетельствующие о героиче ских делах моряков-североморцев в годы Великой Отечественной воины. Среди экс понатов имеются личные вещи Героя Со- ' ветского Союза Сивко, заявление Героя с просьбой отправить его в действующую ! часть. Посетители задерживают свое внимание ! на катере, которым командовал Дважды 1 ГеройСоветского Союза Л. 0. Шабалин, от крывший в годы Отечественной войны бое вой счет торпедных катеров Северного Флота. I К Дню Военно-Морского Флота СССР му- і г.ей подготовил комплекты корабельных ; выставок и большую передвижную выстав- ; ку, посвященную 20-летню Северного !Флота. В эту выставку включено несколько •разделоп. Один из них рассказывает о соз- !Дании Северного флота, о приезде И. В. j Сталина, С. М. Кирова и К. Е. Ворошилова на Кольский полуостров. Трудящиеся Заполярья отмечают всенародный праздник Доклады, лекции и бсссды, посвященные Аню Военно-Морского Флота СССР На предприятиях, в учреждениях и ор- ганизацнях г. Мурманска проводятся до клады, лекции и беседы, посвященные Дню Военно-Морского Флота СССР. До кладчики рассказывают трудящимся о неустанной заботе Коммунистической пар тии, о дальнейшем укреплении военно- морских сил, о славных боевых делах в годы Отечественной войны наших воен ных моряков и. в частности, североморцев. Для проведения докладов, лекций и бе сед выделено 70 человек. В библиотеке горкома КПСС в помощь им был прочи тан инструктиЕныЛ доклад. В этп дни в Доме культуры имени С. М. Кирова демонстрируются кинофиль мы, рассказывающие о мужестве и героиз ме моряков. Зрители смотрят фильмы «Адмирал Ушаков», «Малахов курган» и другие. ^ На озере, расположенном в раПонс Жилстроя, недавно состоялось соревнова ние по морскому моделизму, впервые про веденное в Мурманске. В соревновании приняло участие более 30 морских моде листов, представивших модели военных кораблей. Большое внимание привлекла модель подводной лодки, построенная юным моде листом учеником 4 класса Головастовым. Интересной оказалась модель реактивного катера другого юного моделиста Е. Ку зяева. Хорошо выполнены модели яхт. Активисты морского клуба 19 июля со вершили шлюпочныП переход Мурманск — Кола. В четвертом часу дня три шлюпки отправились от учебного судна «Ураган», а к G часам они уже были в Коле. На обратном пути участникам шлюпочного похода пришлось идти против течения и ветра. Гребцов не остановили трудности. Преодо левая нх. они показали свое умение в гребле, в управлении шлюпкой. В детской библиотеке ,Ѵ: 2 г. Мурман ска оформлены фотомонтаж на тему «День Военно-Морского Флота СССР» и книжная выставка. 23 июля в библиотеке состоялся дет ский утренник, посвященный Іню Восіь Ho-MopcKoro Флота СССР. Библиотекари рассказали ребятам об истории русского флота, о боевых подвигах моряков в годы Отечественной войны, о гсроях-северомор- цах. После этого ребята прочли стихи, в которых рассказывается о героических делах советских моряков. Ве ликий в одный путь Переходящее Красное знамя— экипажу траулера ,Древан“ Рассмотрев итоги социалистического со ревнования экипажей кораблей тралового Флота за второй квартал 1953 года, ис полнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся и бюро обкома КПСС признали победителем соревнования коллектив траулера «Ереван». ' Экипаж «Еревана» выполнил план вто рого квартала по добыче рыбы на 104,1 процента, по выпуску консервов— на 121 , 1 , по выпуску рыбьего жира — на 123,9 процента. Высшим сортом сдано 79,1 процента консервов при плане 75 процентов. Облисполком и бюро обкома КПСС при судили экипажу траулера «Ереван» (ка питан тов. Маклаков, помполит тов. Тру- баевекпй, предсудкома тов. Беляев) пере ходящее Красное знамя. Облисполком и бюро обкома КПСС отме тили также хорошую работу во втором квартале экипажей траулеров «Касатка», «Киров», «Слава». Торжественное заседание в г. Полярном 24 июля в Доме культуры г. Полярный состоялось торжественное заседание, посвя щенное Дню Военно-Морского Флота Союза ССР. В большом зрительном зале собрались бывшие участники обороны Заполярья, труженики города и района, представите ли общественности. После торжественной часта был дан концерт художественной самодеятельности городского Дома культуры, г. Полярный, (По телефону). Год назад. 27 пюля 1952 года состоя-! лось открытие Волго-Донского судоходного і канала имени Ленина. Сбылась вековая мечта лучших русских людей о соедине нии двух великих рек Волги и Дона. Эта трудовая победа, одержанная со ветским народом иод руководством Комму нистической партии, вошла яркой страни цей в летопись борьбы за коммунизм. Велико значение Волго-Донского канала для развития народного хозяйства страны. Соединением Волги и Дона разрешены в комплексе сразу три важнейших пробле мы: транспортная, энергетическая и зада ча орошения и обводнения засушливых районов. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина — могучий рычаг, с помощью которого трудящиеся в короткие сроки сумеют перевернуть экономику юго-востока страны. Волго-Дон соединил в единую вод- но-транснортную систему пять морей и 43 тысячи километров речных судоход ных путей в европейской части СССР. С помощью построенного в системе Волго- Дона Цимлянского гидроузла воды Дона по магистральным и распределительным каналам, оросительной и обводнительной системе направлены на поля колхозов и совхозов. Сотни тысяч гектаров засушли вых земель в Ростовской и Сталинград ской областях постепенно превращаются в цветущие поля, сады, виноградники и в прекрасные пастбпща. Волго-Дон уже оказывает, а в дальней шем еще больше будет оказывать, влияние на развитие промышленности. Начиная с навигации прошлого года, по великому Волго-Донскому водному путп перевозится и будет перевозиться все больше грузов, имеющих важное значение для народного хозяйства. В корне меняется также и сам характер грузопотока. Если до сих пор гру- зообмен между районами Волго-Камского бассейна и районами Донбасса и Кавказа осуществлялся главным образом железно дорожным путем, то теперь через порты и пристани Волго-Дона и связанной с ним водно-транспортной системы производится транзитный грѵзообмен между экономиче скими районами юга и Поволжья. Эконо мические связи этих районов будут все время расти и через 3— 4 года канал уже сможет пропустить в 5 раз больше гру зов, чем во время первой пробной навига ции 1952 года. Подсчитано, что это поз волит высвободить около 400 тысяч же- • лезнодорожных вагонов и удешевить (К первой годовщине открытия Волго-Донско го судоходного канала имени В. И. Ленина). транспортировку отдельных видов грузов в 4— 10 раз. Молодой коллектив Волго-Донского па роходства за истекший год накопил неко торый опыт. Экснлоатанпонники быстро освоили самые совершенные в мире гид ротехнические сооружения и значительно сократили время на шлюзовании судов, до ведя его в отдельных случаях до 10—12 минут вместо 20—30 минут, предусмотренных техническими нормами. Нынешняя, вторая навигация сущест венно отличается от первой. Грузопоток по новому пути возрос в три с лишним раза. Особенно увеличились перевозки уг ля с Дона на Волгу и перевозки леса с Волги на Дон, а также транспортировка кубанского хлеба. Угля перевозится в этом году почти в 7 раз, леса в баржах'почти в три раза, а в плотах в нять раз больше прошлогоднего. . Возрос н объем пассажирских перево зок. В этом году полностью осваивается самая большая в нашей стране пассажир ская линия Москва — Ростов протяжен ностью более 3.-х тысяч километров. Поми мо крупных пассажирских пароходов и теплоходов, вошли в стройи уже работают в этом году'два новых комфортабельных дизельэлектрохода «Россия» и «Украина», имеющие все удобства для пассажиров, вплоть до водных бассейнов. Готовится к выходу третье судно — «Белоруссия». Позднее выйдут еще два — «Грузия» и «Азербайджан». Наибольшее оживление сейчас на пас сажирской линии Сталинград — Ростов. Теперь из Сталинграда ежедневно отправ ляется либо московское,- либо ростовское пассажирское судно, что представляет большие удобства для многочисленных пассажпров-экскѵрсантов и туристов, приезжающих в город-герой по Волго-Дон скому судоходному каналу имени Ленина. Несколько новых пассажирских линий открыты в эту навигацию на Цимлянском море. Организованы остановочные пункты с удобными дебаркадерами в станицах: Пятппзбянской, Нпжнс-Чнрскон, Жуков ской, Кривской, Красноярской, Суворов ской и в хуторах Попов, Ильмень, распо ложенных на морском побережье. Второй и главной особенностью нынеш ней навигации является то, что возросший объем грузоперевозок мы должны выпол нить при незначительном росте буксирно го флота — главным образом за счет лучшей его эксплуатации, повышения технико-экономических норм использова ния двигателей, применения передовых прогрессивных методов судовождения. В клю чивш ись в соревнование за досроч ное выполнение навигационной програм мы, коллектив нашего управления разра ботал ряд организационно-технических мероприятий, направленных на повыше ние производительности грузового п пасса жирского флота. В частности, все команды грузовых и пассажирских судов но при меру коллектива волжского парохода «Рус лан» перешли на работу по стахановским планам. Плавсостав Волго-Дона стремится также организовать работу флота по методу знатных речников Бурлакова и Герасимо вича, внедрить часовой график и освоить в наших. специфических условиях новый прогрессивный метод транспортировки су дов способом толкания. Отвечая на призыв сталинградских диспетчеров, выступивших инициаторами создання в речных бассейнах страны сквозных диспетчерских смеп и организа ции безостановочного продвижения гру зов, диспетчеры нашего пароходства ак тивно включились в это новое патриоти ческое движение. В результате проведенных мероприятий и усиления партийно-политической работы коллектив Красноармейского районного управления Волго-Донского пароходства, на долю которого приходится более 60 процентов плана всего грузопотока на Волго-Донском водном пути, добился зна чительного улучшения во всех звеньях своей работы. За 2,5 месяца этой навига ции речники Волго-Дона уже перевезли столько груза, сколько было перевезено за всю навигацию прошлого года. Лучших результатов добилась команда теплохода 308, возглавляемая капитаном Ііонд- ратковым. В три с лишним раза увели ченный но сравнению с прошлым годом план грузоперевозок она выполнила за истекший период, на 14S процентов. Отлично работают команды теплоходов Л: 304, Л: 307 и Л: 313, которыми руко водят капитаны Игнатьев, Закомолднн и Яровой. Четко управляет судами сменный диспетчер молодой инженер М. Казанцева. Серьезным достижением в нашей работе является освоение в ходе нынешней нави гации транспортировки леса самым деше вым способом — илотами. В этом коллек тиву речников Волго-Дона действенную помощь оказал центральный научно-ис следовательский институт лесосплава, раз работавший приемлемый тин морского плота с жесткнѵ креплением размером бо лее 200 метров в длину и 25 метров г. ширину с осадкой около 2 метров. Для буксировки морских плотов и барж нового типа получены новые мощные буксирные теплоходы, которые могут плавать в са мые сильные штормы. Первая партия уральского леса такими плотами благопо лучно доставлена с дубовского рейда на Волге по каналу и Цимлянскому морю в пункты назначения при шестибальном ветре. Окончательно доказана, таким об разом, возможность систематических пере возок леса плотами в морских условиях. Совершенствуются кадры эксплоата- цнонников. Этому способствует широкая учебная сеть, развернутая на Волго-Дон ском канале. В нынешнюю навигацию комапдіше должности заняли многие молодые, способ ные работники из числа окончивших реч ные училища и техникумы. С честью оправдывают оказанное доверие выдвину тые на должность капитанов, их помощ ников. а также механиков судов тт. Дуд- кин, Пирогов, Куртиков, Яшинецкий, Тю- лин и многие другие. В мелінавигационный период учебные комбинаты провелн большую работу по подготовке кадров в школах командного состава. У речников Волго-Дона еще много нерешенных вопросов. Руководствуясь историческими решениями ’ XIX съезда партии^и мобилизуя внутренние резервы,, они добьются успешного выполнения сво их социалистических обязательств и про ведут навигацию 1953 г. на высоком уровне. П. К А Ч А Л И Н . Начальник Красноармейского районного управления Волго- Донского пароходства, капитан речного флота 3-го класса. I і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz