Полярная правда. 1953, июль.

JVfc 169 (7583) 19 июля 1953 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 ;ЛЖ< ш ш м й й & М М Ш т Шщ. Маяковский с нами Я являюсь агитатором. В своей агита­ ционной работе мне нередко приходится обращаться к произведениям В. Й. Мая­ ковского. Наппсанные более четверти века 1 назад, п паши дни они звучат с новой силой. Борьба за мир, разоблачение поджи­ гателей войны призыв к бдительности — все это занимает важное место в творче­ стве великого поэта и все это. взятое из его произведений для иллюстрации во время бесед, служит прекрасным агитаци­ онным материалом Еще в 1924 году поэт в одном пз свопх стихов гневно заявил, клеймя* американ­ ских и японских империалистов,— «прочь руки от Китая» А в 1927 году Маяков­ ский посвятил китайскому пароду свой «Лучший стих» и незадолго до своей смерти написал стихотворение «Нота Ки­ таю», в котором он обращался к великому китайскому пароду: Рѵку на долгую дружбу дай, сотнемпллпонный рабочий Китай! Давайте, китайцы, вместе с Китаем с империалистами счеты сквитаем. Многомиллионный трудолюбивый мир­ ный китайский парод через 20 лет после этих слов Маяковского сквитал счеты с империалистами и теперь строит свое свет­ лое будущее. Маяковский был первым советским поэ­ том который хорошо познал п глубоко раскрыл американский образ ж и зни , уви­ дел страшную действительность жизни простых американских людей, звериное лицо американских империалистов. В це­ лом ряде поэтических произведений после посещения в 1925 году США Маяковский сделал заключение, что, устремившись «за 7.000 верст вперёд», он «приехал на семь лет назад». Сопоставляя два мпра с вершпн поэзии с которых ему открывалось «ком­ мунистическое далеко» его Родины, Мая­ ковский сделал вывод о решающем пре­ восходстве социалистической системы хо­ зяйства над капиталистической. В настоящее время с особой силой зву­ чат слова великого поэта нашей эпохи об агрессивности американских поджигателей войны II сейчас все человечество знает, что американское правительство не ску­ пится на сотни миллионов грязных долла­ ров для подрывной деятельности против Советского Союза и стран народной демо­ кратии. А как актуальна слова Маяковского о борьбо с внутренними врагами. «Очень много разных мерзавцев.— писал он.— ходят по пашей земле п вокруг», заяв­ лял, что «мы пх всех, копешно, скрутим». Недавнее разоблачение врага партии и советского народа Берия наглядно пока­ зывает, что, сплоченный вокруг Коммуни­ стической партии Советского Союза и род­ ного Советского правительства, наш народ скрутит любых врагов. Обращаясь к потомкам, поэт писал: Слушайте, товарищи потомки, агитатора» горлана-главаря! Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томпкп, как живой с живыми говоря. Он имел все основания сказать так. Его поэзия помогав] советским людям строить, бороться со всяческими врагами и побеж­ дать. Г. ЕМЕЛЬЯНОВ. Инженер треста «Мурманрыб- строй*, агитатор. Мой любимый ПОЭТ Владимир Владимирович Маяковский до­ рог каждому советскому человеку. Его творчество — великолепный образец без­ заветного служения Родине, народу, Ком­ мунистической партии. Стпхп Маяковского я начала с увлече­ нием читать во время учебы в семилетней школе. В стихотворениях поэта я находила разрешение многочисленных вопросов, ин­ тересующих меня. Маяковский любил молодежь, возлагал •ва нее большую надежду. Поэт писал: Старый мир пз жизни вырос, развевайте мертвое в дым! Коммунизм это — молодость мпра, п его возводить молодым. Стпхп Маяковского, посвященные моло­ дежи, призывают се смело идти вперед, вселяют уверенность в''борьбе за комму­ низм. Неизмеримая сила произведений Мая­ ковского заключается в том, что в них выражены самые сокровенные чувства трудящихся масс. В своих произведениях поэт говорит о гордости советского граж­ данина за свою Отчизну, о радости социа­ листического труда. Маяковский писал о том, что под руко­ водством Коммунистической партии и Со-; ветского правительства наше отечество уверенно пдет к великой цели — комму- j низму. В своем выдающемся произведении — поэме «Хорошо» поэт говорит: Л с темп. „ кто вышел строить и месть в сплошной лпхорздке иѵден. Отечество славлю, которое есть, но трижды— которое будет. Все прогрессивное человечество мира, которому дорог мир на земле, любит Мая­ ковского за то, что он беспощадно боролся против империалистическойагрессии, стоял за мир и друа:бу между народами. В своих стихах, поэмах, очерках: «Долой», «Слу­ шай, наводчик», «Пролетарий, в зародыше задуши войну», «Мое открытие Америки» и других Маяковский разоблачает захват­ нические планы империалистов, призыва­ ет народы мира к борьбе за мир. Все мысли и чувства великого поэта бы­ ли устремлены пперед — в коммунисти­ ческое завтра пашей Родины. Поэтому В. Маяковский яростно боролся против того, чго мешает движению вперед, — протпв бюрократизма, косности, взяточни­ чества. подхалимства, карьеризма и т. п. Большинство произведений Маяковского написаио с такой поэтической силой, что читаешь пх п перечитываешь. Да, поэт-патриот все свои силы, весь свой могучий талант, неиссякаемую энергию поэтического дарования отдавзл без остатка делу служения Родине, делу народа. Пропззедеппя поэта, наппсапные много лет назад, и сегодня также актуаль­ ны и звучат с новой силой. Они помогают нам строить светлое здание коммунизма. Владимир Маяковский іідрт в первых ря­ дах строителей коммунизма. П. ШКОЛЬНИКОВА. Заведующая отделом культуры. пос. Териберка. Владимир Ильич Ленин ( П з Партия — это единый ураган, из голосов спрсссованный тихих и тонких, от него лопаются укрепления врага, \ как о канонаду от пушек перепонки. Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин, — каждый дюжий ему господин, и даже слабые. если двое. А если в партию сгрудились малые. — сдайся, враг, замри и ляг! Партия — рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак. Единица — вздор, единица — ноль, О Д ’Ш — даже если очень важный — не подымет простое пятивершковое бревно, I I О Э 31ы ) тем более дом пятиэтажный. Партия — эго миллионов плечи, друг к другу прижатые туго. Партией стройки в небо взмечем, держа и вздымая друг друга. Партия — спинной хребет рабочего класса. Партия — бессмертие нашего дела. Партия — единственное, что мне не изменит. Сегодня приказчик, а завтра царства стираю в карте я. Мозг класса, дело класса, сила класса, слава класса — вот что такое партия. Партия и Ленин — близнецы-братья, — кто более матери-истории ценен? Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия, мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин. Сто томов партийных к н и ж е к Произведения Маяковского являются грозным партийным оружием, о чем он писал сам в своем последнем стихотворе­ нии «Во весь голос»: Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек. Посвящая свое творчество делу рабоче­ го класса, Маяковский призывал поэтов и писателей стать активными строителями повой жизни, ие превращаться в бес­ страстных фотографов современности, пе плестись в хвосте событий. Слова Маяковского не расходились с его делами. Сам он всегда шел в ногу с жизнью, радуясь тому, что его труд сли­ вается с трудом его республики. Для него не было своего маленького, узкого, лич­ ного благополучия. Он жил большим счастьем своего парода, умел в простых будничных делах видеть черты нового и бороться с пережитками старого. Отчека­ нивая каждую строфу своих стихов, Мая­ ковский с величайшей радостью всю свою звонкую силу поэта отдавал своему наро­ ду, своему отечеству, делу Коммунистиче­ ской партии. Высоко оценил творчество Маяковского, как одного пз лучших, талантливейших поэтов пашей советской эпохи, Носиф Виссарионович Сталии. Стихи Маяковского «весомо и зрпмо» вошлп в нашу жизнь. Это видно ярко и на примере г. Киров- ска, где число читателей Маяковского ра­ стет с каждым годом. Книги Маяковского читают люди всех возрастов и всех про­ фессий. Только в одной библиотеке имени Горького в течение года произведения Ма­ яковского брали для чтения свыше тысячп читателей. С увлечением читает Маяков­ ского инженер радиосвязи тов. Ильясова, инженер планового отдела комбината «Апатит» тов. Балбекин, электромонтер Олег Сергеев, работник конторы связи Владимир Соснов п сотни других киров­ чан. Часто в Кировске стпхп Маяковского звучат на концертах художественной само­ деятельности, школьных п литературных вечерах, на пионерских сборах. Творчество Маяковского является ору­ жием в борьбе'за преобразование общест­ ва, за победу коммунизма. Оно является маяком, по которому определяют свои пу­ ти лучшие поэты современности не толь­ ко в нашей стране, но и за границей. Стихи Маяковского известны во всех стра­ нах мпра. Опи звучат более чем на 30 языках. Острие его отточенной рифмы направлено протпв упаднического, на­ сквозь прогнившего буржуазного искусст­ ва. Многочисленный отряд прогрессивных писателей мира творчески осваивает опыт- великого поэта-новатора. Голос Маяковско­ го — в гневных стихах французского по­ эта Луп Арагона, в стихах лауреата Меж­ дународной Сталинской премпп мпра Паб­ ло Неруда. Пример Маяковского вдохнов­ лял турецкого поэта Пазыма Хпкмета н поэтов китайского и корейского народов, ведущих справедливую освободительную войну протпв американских захватчиков. Голос Маяковского — как грозный^набат, пведупреждающпй поджигателей войны. Мы требуем мпра. Но еслп тронете, мы в роты сожмемся, сжавши рот. Зачинщики бойни увидят на фронте одпп восставший рабочий фронт. В этих словах Маяковского выражена воля советских людей к миру во всем ми­ ре, пх уверенность в том, что наша могу­ чая Родина, идущая во главе всего про­ грессивного человечества, обуздает любого агрессора, еслп он посягнет па нашу пре­ красную советскую Отчизну. Л. НИКОЛАЕВА. Учительница семилетней школы № в г. Кпровска. Я— гражданин Совѳтоного Союза С огпомной силой hdoJb _ громной сплои прозвучали на весь мир гордые слова Владимира Маяковского: Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза. Маяковский прославлял Родину, мечтал о ' счастливо?! будущем, глубоко верил в парод, п то, іто он, не сгибаясь, пройдет через все трудности и построит комму­ низм. Поэт не ошибся. Свободные и счаст­ ливые граждане Советского Союза успешно построили социализм и победной поступью идут к коммунизму. Я — гражданин Советского Союза! Ка­ кой глубокий смысл вкладываем мы в эти слова. Произнося пх, мы ошѵщаем ве­ личайшее счастье от сознания того, что живем, работаем в стране социализма, яв­ ляемся гражданами СССР. Я родился и вырос после Октябрьской социалистической революции. Родина вос­ питала меня. В школе фабрично-заводского ученичества я получил специальность. Пе­ редо мной открылся путь к свободному, творческому, созидательному труду. Фаши­ стская Германия, вероломно папавшая па нашу страну, нарушила мирный труд со­ ветских людей. На фронте, когда советские люди, за­ щищая родную землю, проявляли чудеса храбрости, мне нередко приходили па па­ мять глубоко патриотические строки Мая­ ковского. Они вдохновляли меня на боевые подвиги во имя Родпны. После войны я вернулся на родной за­ вод. С тех пор прошло более 7 лет. Совет­ ский народ успешно залечил раны войны н героически трудится сейчас над осуще­ ствлением пятого пятплетнего плана. За два с половиной года, прошедших с нача­ ла пятой пятилетки, я выполнил 6 годо­ вых заданий. Несколько десятков машино­ строителей нашего завода уже рапортовали о досрочном завершении свопх пятилетиях норм. Великая созидательная работа идет сей­ час во всей нашей стране. II долг наших поэтов воспеть с такой же силой и страстью, как воспевал Маяковский, этот славный труд, являющийся великим под­ вигом миллионов граждан Советского Союза. Н. БЛЕСКИН. Токарь Кандалакшского механи­ ческого завода. Величайший поэт современности (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. В. МАЯКОВСКОГО). С каждым годом глубже раскрывается необычайное, все возрастающее влияние на широчайшие массы трудящихся и лите­ ратуру народов СССР творчества В. В. Мая­ ковского— величайшего поэта современ­ ности. Его произведения, горячо любимые народом и особенно молодежью, вошли в жизнь и быт ие только советских людей, по п мпллпопов тружеников за рубежом. Они стоят в боевом строю, являются гроз­ ным. нержавеюшпм п нестареющим ору­ жием народа в борьбе за коммунизм. Впервые в псторпи литературы Маяков­ ский открыто связал поэзию с политичес­ кой борьбой, подчинил поэтическое твор­ чество интересам трудящихся масс, прев­ ратил его в активное средство политичес­ кой пропаганды н агитации, открыто по­ ставил на службу Родине. Используя весь богатый словарный Фонд русской класси­ ческой поэзии, он. наряду с этим, смело ввел в художественную ткань стиха жи­ вую разговорную речь, яіык многотысяч­ ных митингов рабочих, солдат и матросов, политические лозунги, публицистические приемы, новые понятия и термины, рож­ денные в ходе революционной борьбы. Все это неизмеримо расширило оамки поэ­ зии. обогатило ее новым, революционным содержанием, определило новые ее задачи, дало ейновое, невиданное до сих пор раз­ витие. Литературное новаторство Маяковского вытекало пз его передового прогрессивного мировоззрения, пз политического назначе­ ния его поэзии. Он ставил перед своим творчеством грандиозные задачи— сокру­ шение старого мира, утверждение власти труда, проведение в жизнь линии партии. «И песня, п стих — это бомба и знамя, и голос певца подымает класс». — писал он в одном из своих стихотворений. «Слово —-полководец человечьей силы», «я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», — про­ возглашал поэт. Поэзия Маяковского отличается непод­ купнойполитической прямотойи ясностью, беспредельной преданностью народу, пар­ тии п советской власти, шиоочайгаим ох­ ватом событий и явлений, непревзойденной образностью и выразительностью поэтиче­ ского языка. Эмоциональная сила его стихов общеиз­ вестна: они захватывают человека цели­ ком, водбуждают тончайшие оттенки чувств, заставляют мыслить и действо­ вать. Его художественные образы настоль­ ко неожиданны и точны, осязаемы п зримы, что они как бы ввинчиваются в память. Читатель вместе с поэтом пережнваеі лю­ бовь н ненависть, ожидание п разлуку, радость н горе. Таково неотразимое воз- действпр настоящей поэзии. Творчество Маяковского проникнуто глубоким патриотизмом, беззаветной сы­ новней любовью к матери-Родине. Никто из советских поатов пе выразил так горя­ чо и проникновенно свою любовь к социа­ листическому отечеству, как Маяковский. Я видел места, где инжир с айвой роелп без труда у рта моего,— к таким относишься иначе. Но землю, которую завоевал н полуживую выняньчнл, где с пулей встань, с винтовкой ложась* где каплей льешься с массами,— с такою землею пойдешь на жизнь. на труд, на празднпк и на смерть! Маяковский своими стихами и поэмами, пьесами и статьями, острой политической сатирой беспощадно громил все, что меша­ ло нашему продвижению вперед. «Очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг», — писал он, не пугаясь трудностей, не боясь борьбы. «Мы их всех, конешно, скрутим»,— говорил он о тех, кто тормозит социалистическое строитель­ ство. Связанный всеми корнями с современ­ ностью. Маяковский неутомимо проклады­ вал дорогу в будущее. Он верил в приход коммунизма и всем сердцем устремлялся ему навстречу. «Я меряю по коммуне сти­ хов сорта»,— заявил поэт, твердо зная, что его стихи дойдут в «коммунистическое далеко» и он встретится с потомками — «как живой, с живыми говоря». Как и у других великих поэтов, у Мая­ ковского творчество является отражением его ж и зн и , пережитых и перечувствован­ ных нм событий, отражеппем идейного и духовного роста его сложной натуры. Великим поэтом, каким его знает совет­ ский народ и весь мир. Маяковский стал не сразу. Большое влияние на становление и развитие его таланта оказал осново­ положник советской литературы А. М. Горький. Горький поддерживал про­ тест Маяковского против войны н мерзо­ стей капиталистического мира, высказан­ ный в антивоенных стихотворениях и поэмах «Человек» н «Война п мир», раз­ делял его критику капитализма, высказан­ ную в поэме «Облако в штанах», давал ему советы, подсказывал повые темы. Мож­ но с уверенностью сказать, что ранней ре­ волюционной деятельностью в партийном подполье п общением с Горьким Маяков­ ский был подготовлен к восторженному п радостному восприятию Великой Октябрь­ ской социалистической революции. Победа революции вдохновила поэта па кипучую творческую деятельность и твор­ ческие искания, наглядно показала ему всемирно-историческую роль народных масс, непобедимости дела трудящихся, ру­ ководимых Коммунистической партией. Маяковский ппшет знаменитый «Левый марш», выпускает окна Роста. Обращаясь к поэтам, оп призывает: «Товарищи, дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи». К первой годовщи­ не Октября Маяковский закончил сцени­ ческое обозрение «Мистерия Буфф» — первую советскую пьесу, которую солдаты и рабочие Петрограда смотрели 7 ноября 1918 года. В этот период в творчестве Маяковского еще сказывались футуристические увлече­ ния. Но он упорно н настойчиво освобож­ дался от них. День ото дня креп голос поэ­ та, совершенствовалось его мастерство, по­ полнялось пдейное богатство. Признанием этого была высокая оценка В. II. Лениным стихотворения «Прозаседавшиеся ■>. Выдающимся событием в идейной и культурной жизни страны была поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин». В нейвоедино слились Ленин и народ, народ и партия. Эта поэма — торжественный гимн Коммунистической партии, бессмер­ тию ее великого дела. Она не имеет себе равных по шпроте охвата событий, глубине художественного и идейного раскрытия образа Ленина, точ­ ности и смелости рисунка, яркости и своеобразию поэтических средств н прие­ мов. Невозможно лучше сказать о бессмер­ тии ленинизма, чем это сделал Маяков­ ский: Ленин и теперь живее всех живых. Наше знанье сила и оружие. Беззаветная любовь поэта к Родине, его радость и гордость за советский строи осо­ бенно сильно п взволнованно выражены в американских стихах «Бродвей», «Брук­ линский мост», «Вызов», «Небоскреб в раз­ резе» и других. Маяковский зло высмеял американскую «цивилизацию»: «Я стре­ мился за 7000 верст вперед, а приехал па 7 лет назад». Мотивы любви и преданности Родине звучат особенно сильно в «Стихах о со­ ветском паспорте», известных каждому со­ ветскому человеку. Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Сююза. К десятилетию Октябрьской революппи Маяковский написал большую поэму «Хо­ рошо!». Вся она проникнута радостным восприятием успехов Родины, чувством неразрывной слитности поэта со страной и народом, готовностью отдать все силы общему делу. От имени всех советских лю­ дей поэт обращает проникновенное слово к тем, кто отдал жизнь за революцию: — «Спите, товарищи, тише... Кто ваш покой отберет? Встанем, штыки ощетинивши, с первым приказом: «Вперед!». Раз ирочнтав, невозможно позабыть бод­ рые, восторженные, идущие от самого сердца заключительные строки поэмы: Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, землю молодости. ІІоэт-патрнот прославлял дружбу наро­ дов. был подлинным интернационалистом. Его волновала судьба и американского нег­ ра и обездоленной француженки. Он счи­ тал себя в долгу перед вишнями Я понии и небесами Багдада— о них он хотел п не успел написать. Зная звериные повадки империалисти­ ческих хищников, Маяковский настойчиво призывал к укреплению обороны страны. Защите Родины поэт посвятил большое ко­ личество стихов: «Десятилетняя песня», «Непобедпмое оружие». «Готовься! Стой! Строй!», «Марш-обороиа» и другие. Владимир Маяковский был не только гениальным поэтом, но и неутомимым тру­ жеником. Он считал поэзию одним из труднейших дел. говоря, что это — «та же добыча рздия...». Уделяя огромное внима­ ние точной и оригинальной рифме, Мая­ ковский постоянно искал для каждого сво­ его стихотворения четкий и строгий ритм, считая его основной силой, основной энер­ гией стиха. Его статья «Как делать сти­ хи» — целая школа поэтического мастер­ ства. Цоэзия Маяковского, поэзия социали­ стического реализма, не возннклз на го­ лом месте. По своей направленности и на­ родности она является законной наследни­ цей всего лучшего, что было в русской классической литературе, достойной пре­ емницей свободолюбивой гражданской поэ­ зии Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Творчество Маяковского — повый, выс­ ший этап развития русской национальной поэзии. Идя в общем русло русского классиче­ ского стихосложения, Маяковский создал собственную, оригинальную -форму стиха, ввел разбивку строк на смысловые группы слов, располагая их «ступеньками», «ле­ сенкой». ІІоэт никогда и никому не навя­ зывал эту форму. Глубоко заинтересован­ ный в дальнейшем расцвете советской поэзии, он хотел, чтобы было «больше поэтов хороших и разных». Оп добивался одного — идейной целенаправленности, высокой художественности, новизны при­ ема и материала. Чтобы следовать традициям Маяковско­ го, вовсе ие обязательно сохранять его форму письма. Для этого надо прежде все­ го активно участвовать поэтическим сло­ вом в коммунистическом строительстве, непримиримо бороться со всем старым, враждебным, уметь найти свое «место по­ эта в рабочем строю», слиться с жизнью народа, отдавать Родине, народу, партии всю силу своего таланта. Надо также не­ прерывно совершенствовать свое поэтиче­ ское мастерство, вести неутомимые твор­ ческие искания, создавать глубоко идей­ ные и высокохудожественные произведе­ ния, достойные нашего великого народа. Следование традициям МаяНовского объ­ единяет передовых советских поэтов в единый боевой отряд литературы страны социализма. Это — столбовая дорога на­ шей поэзпи. Только на этом пути советский поэт может добиться серьезных творче­ ских успехов,, расцвета своего дарования. Недавнее обсуждение в Москве в Союзе советских писателей вопросов изучеиия творчества В. В. Маяковского показало, что отдельные критики п литературоведы пытаются представить поэтическими на­ следниками поэта лишь узкую группу поэ­ тов, пишущих «по-маяковекп» — «лесен­ кой» (Н. Асеев, С. Кирсанов и др.). При этом они искусственно отделяют, отрыва­ ют крупнейших поэтов страны, составля­ ющих гордость русской советской поэзии, — А. Твардовского, М. Исаковского, К. Си­ монова, А. Суркова, Н. Тихонова, С. Щн- пачева и других — от поэзии Маяковско­ го, выставляют пх идущими иным путем, вне традиций Маяковского. Это совершен­ но неправильная и вредная точка зрения была подвергнута на совещанпп резкой критике и решительно осуждена, как про­ явление групповщины и сектанства. Поэзия Маяковского является неиссяка­ емым родником, питающим всю советскую поэзию п революционную поэзию других стран. Творчество великого поэта оказало и оказывает сильнейшее влияние на круп­ нейших иностранных писателей. Это осо­ бенно наглядно видно па примере творче­ ства Назыма Хпкмета, Пабло Неруда, Эми Сяо и других выдающихся поэтов на­ шего времени. Творчество Владимира Маяковского вдохновляет советских людей в их вели­ кой борьбе за построение коммунизма. Оно живет и будет жить в веках. В. АКШИНСКИИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz