Полярная правда. 1953, июль.
K i 153 (7667) 1 шоля 1Ѳ53 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ НАСТОЙЧИВО БОРОТЬСЯ ЗА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Решительна поднять качество жилищного строительства Повсвдпевпап забота партпи н правд тельства об удовлетворении непрерывно растущих потребностей трудящихся нахо дит свое яркое выражение и в больших капиталовложениях в жилищное строи тельство. Это особенно заметно на примере нашего, все хорошеющего города Мурман ска. Еслп раньше стандартными для Мур манска былп восьми ц двенадцатиквар тирные деревянн'ые дома, то теперь в но вых домах количество квартир исчис ляется несколькими десятками и даже сот нями. Такие крупнейшие жилищные мас сивы воздвигаются на проспекте имени Бенина. В атом году должны быть начаты строительством такие же массивы на ул. Челюскинцев, дом литер «В» на пло щади Пяти углов и целый ряд других до мов для рабочих рыбной промышленности. Продолжаются работы по строительству домов для моряков морского флота на ул. Челюскинцев и К. Либкнехта. Строятся дома п .в Ленинском районе. Такой размах работ предоставляет строи телям огромные возможности, чтобы да- воть трудящимся жилье высокого каче ства — уютное, удобное, долговечное. Но факты показывают обратное: строители но используют всех предоставленных им воз можностей, забывают о том, что в домах будут жпть люди. Полы в домах делаются пз сырых досок —- и трудящиеся получа- зацпй, являются бесчисленные недоделки. Чтобы сдать такой дом с недоделками,; некоторые руководители проявляют самую тонкую «изобретательность». В ход пу скаются уговоры членов государственной комиссии исполкома; пишутся самые щедрые обязательства — в кратчайший срок исправить недоделки. Что получает ся нз этого, видно, хотя бы, на примере треста «Мурманрыбстрой». Руководители этого треста (тов. Лернер) особенно изво ротливы прп сдачо домов с недоделками. Дома литер «А» и «Б» (ІКіЛІ 61 п 48) по проспекту пменп Сталина заселены уже давно, но крыши, фасады, магазины и участки возле домов до сих пор пе отдела ны как следует, не благоустроены и не сданы. Этп дома стоят с уже обвалившей ся штукатуркой. В бракодельстве, в недоделках руково дители строительных организаций всегда обвиняют производственников, маскпруя тем самым свою бездеятельность и бес контрольность. Исполняющий обязанности управляющего трестом «Мурманрыбстрой» тов. Лернер и управляющий трестом «Мур- манскстрой» тов. Ощерович н некоторые другпе создали в своих организациях та кие условия, что командиры производства превратились, по сути дела, в людей, вы маливающих себе материалы у снабжен цев 'своих строительных организаций. Скажем, на строительство нового дома на ют квартиры со щелями в полах. Нп одна УЛ» Октябрьской руководители строптель- строительпая организация не сушит дос ки. Имеющиеся сушильное хозяйства ма ломощны, и руководители не принимают мер к расширению нх. Даже столярные изделия часто изготовляются нз сырого леса, в итоге двери и окна рассыхаются, плохо закрываются, в щели дует. Печи и кухонные очаги делаются строителями без швабровки каналов. Чу гунные плиты настилов кладутся без за зора на расширение и кухонные очаги вскоре разваливаются. Прп установке ду ховок не выдерживается расстояние меж ду настплом плиты п духовкой, в резуль тате пользоваться такой духовкой нельзя. Не лучше п со штукатуркой. Как пра вило, она неровна, Плохо затерта, потому Что штукатурам дают крупный песок для затирки. ’ Еслп в недоброкачественности пиломатериалов и кирпича виноваты лесо пильные п кирпичные заводы, то уж пе сок строители могут иметь любой, какой только онп пожелают. П только отсутст вием борьбы за повышение качества отде лочных работ как штукатурных, так н малярных объясняется то, что очень часто хорошие по проекту помещения приг, обретают такой вид, что становятся не похожими на жилые. Нередко на такую штукатурку льется вода. Она протекает сквозь дырявую крышу, положенную строителями. В результате новое здание разрушается. Примеров подобного «строи тельства» очень много: дома судоверфи на ул. Фрунзе, сданные трестом «Мурман рыбстрой», его же дома литеры «А» и «Б» на проспекте имени Сталина и другпе. До сего времспп крайне небрежно вы полняются сантехнические работы. Под текающие крапы и стыки труб, к сожале нию, — общее явление в новых домах. Сотни кранов и водосмесителсй не постав лены в домах для рыбаков сантехниками 4-го участка треста «Мурманрыбстрой» (начальник участка тов. Сурна). Во мно гих квартирах батареи отопления не гре ют, так как при устройстве подводок нор мы уклона пх нарушались. Вообще строи тели мало беспокоятся об удобствах жиль цов. В домах в Ленинском районе, напри мер, подведена горячая вода к ваннам. А вот в кухни, находящиеся через десяти сантиметровую стенку, горячая вода для мойки посуды не подведена. Основным злфм, укоренившимся в прак тике работы нашпх строительных органп- ного управления морского бассейна (тт. Каплпев, Гуревич) завозили преиму щественно половняк вместо целого кирпи ча и, видимо, все же считали, что каче ство кирпичной кладки должно быть хо рошим. Как и следовало ожидать, дом за валился. Трест «Мурманскстрой» даже в детском отделении инфекционного корпуса областной больницы не поставил смеси телей к умывальникам п теплую воду для умцванпя детей нельзя получить. Тут вина не работников производства, а уп равляющего трестом тов. Ошеровпча, не обеспечившего получение смесителей. Лю ди, занимающиеся снабжением материа лами, в результате попустительства со сто роны руководителей занимаются не своим прямым делом, не поставкой необходимых материалов на объекты, а дележкой про симых материалов. А инженерно-техниче ские работники, запятые на производстве, почтп все свое время тратят на добывание у снабженцев необходимых материалов. Им некогда смотреть за стройкой, решать вопросы повышения качества работ. На каждом строящемся объекте есть человек, обязанный вести технический надзор за строительством. Но этп люди в большинстве случаев плохо выполняют служебные обязанности. Например, тов. Кальсин ведет надзор за строительством квартала Л5 51. Ои впдел, что здесь ста вят негодные карнизные плиты, по заме ны пх не потребовал. С таким отпошенисм к важному делу мприться нельзя. Положение с качеством строительства в Мурманске требует принятия самых серьезных мер со стороны советских и пар тийных органов. Бракодельство ежегодно «съедает» огромные средства, на которые можно строить новые дома, но никто за это но отвечает. Почему? Ведь бракодельство, при этом систематическое, является делом антигосударственным. II надо что бы виновные в нем несли строгую ответ ственность. По Мурманский горисполком, его председатель тов. Мякпшев ограни чиваются только «внушениями», пи один пз бракоделов-строптелей но был прив лечен к ответственности. Удивляет и равнодушие Главмурманрыбпрома к воп росам качества строительства в Мурман ске. А ведь там знают положение дела! В. СЕМЕНОВ. Начальник инспекции Государст венного архитектурно-строитель ного контроля. Летний график движения поездов нарушается В мае 1953 года вступил в действие лет- ппй графпк движения поездов. Он преду сматривает рост грузооборота, улучшеипе использования подвижного состава путем сокращения времени оборота вагонов и увеличения среднесуточного пробега локо мотивов, лучшее использование грузо подъемности вагонов и увеличение веса грузовых поездов. В летнем графике также отражается план организационно-техниче ских мероприятий, обеспечивающих сла женную и высокопроизводительную работу всех звеньев железнодорожного конвейера. Мурманское отделение Кировской желез ной дороги в прошлом году плохо работа ло по летнему графику. Допускались гру бые нарушения сроков формирования и от правления поездов, замедление оборота ва гонов и локомотивов п т. д. Следовало ожидать, что руководители отделения (на чальник тов. Струков) по-деловому проана лизируют причины прошлогоднего отста вания и ликвидируют его. Этого пе слу чилось. В результате нынче летний гра фик движения поездов на отделении нару шается не меныпо, а в некоторых слу чаях даже больше. Главная причина срывов летнего графи ка — низкая культура управления движе нием. В мае по графику отправлено только S9,4 процента всех поездов, а проследовало их по расписанию только 79,S процента. Наибольшее количество срыва поездов с графика допустил отдел эксплоатацни. Этот отдел в целом и его начальник тов. ‘ Чайковский, в частности, является свое образным «образцом» неразворотливог.ти и нераспорядительности. По вине отдела экс- плоатацин из графика выходит наиболь шее количество поездов. В мае они соста вили 23,1 процента — по отправлению и 16 процентов — но проследованию. Между отделами управления отделения | дороги нет четкого взаимодействия, а по -1 атому график нарушают и другие участки, J — например, вагонный (начальник тов .; Семенов), по вине которого не были о т -! правлены в назначенный срок 22,2 про цента поездов. Получается так: один уча сток не помогает другому, а только усу губляет положение. В июне дело не наладилось. В отдельные дни график отправления поездов выпол няется только на 81— 87 процентов, а графпк проследования — на 59— 65 про центов. А это, конечно, приводит к сниже нию уровня эксплоатацнонной работы: локомотивный парк используется бесхозяй ственно, порядок труда и отдыха локомо тивных бригад нарушается. Если бы руко водители отделения постоянно заботились вб улучшении оперативного планирования работы — подобных явлений не было бы. Само собой понятпо, что график сры вается не только в пунктах формирования и оборота, но п в пути. На отделении пы таются объяснить это тем, что путейцам предоставляется много «окон» для необхо димых ремонтных работ. Но это объясне ние является только еще одним свидетель ством плохого планирования. Вторая серьезная причнпа плохой рабо ты отделения по летнему графику заклю чается в том, что здесь нет настоящей борьбы за внедрение передовых методов. В пашен стране очень много отделений, где график неуклонно выполняется, где, не смотря нз имеющиеся трудности, сумели наладить четкую работу. Однако в Мур манском отделении пх опыт ие изучается. Даже патриотическое движение за скорост ное вождение тяжеловесных поездов здесь пе стало массовым. В соревновании участ вуют далеко не все осмотрщики, маневро вые работники, вагонники. Сейчас коллектив отделения разверты- раст соревнований за достойную встречу Всесоюзного дня железнодорожника. Глав ной целыо этого соревнования и должно стать ликвидация срывов летнего графика. И. ИВАНОВ. Передовой рабочий Кандалакшского механического завода С. Н. Железнов в пятой пятилетке выполнил 7,1 годовых норм. На снимке: С. Н. ЖЕЛЕЗНОВ за работой. Фото Б. Внрина. БЛАГОУСТРОИМ ГОРОДА И ПОСЕЛИИ НАШЕЙ ОБЛАСТИ Затишье на важном участке Па благоустройство Мурманска отпу скаются значительные средства. Однако освоение пх идет медленно, за исключе нием средств, отпущенных на прокладку ливневой канализации. Очень медленно развертывается работа по асфальтирова нию улиц города. Это дело поручено вто рому строительному участку треста «Мур манрыбстрой». Несмотря на благоприят ную погоду, строительный участок до се го времени еще не приступил к асфальти рованию. Вместо апреля только в конце июня началась подготовка к пуску ас- фальто-бетонной машины. Медлительность на таком важном участке работ по благо устройству заставляет опасаться, как бы не получилось по примеру прошлого года, когда глубокой осенью производилось по крытие асфальтом проспекта Ленина. Задерживает асфальтирование площадей у жилых домов квартала М* 50 и 51 про спекта Ленина и то, что третий строитель ный участок, производя здесь работы, оставил захламленную территорию. Г. ЕМЕЛЬЯНОВ. Старший экономист четвертого уча стка треста «Мурмапрыбстройі». Ногда не заботятся о благоустройстве В поселке Лодеиное с каждым годом появляются новые жилые дома, расши ряются судоремонтные мастерские. Одна ко о благоустройстве поселка не прояв ляется надлежащей заботы. Сейчас, в лет ние днп, следовало бы выстроить спортив ные площадки. В Лолеином до сих пор их нет. Правда, волейбольная площадка (устроена. Но она не приведена в порядок: тут много камней, песку. Не были своевременно подготовлены и детские площадки, хотя о нпх уже гово рится в течение нескольких лет. Сейчас для детей построена лпшь одна площадка в центре поселка. В благоустройстве поселка мало уча стия принимает общественность. Напри мер, в строительство детской площадки участвовало лишь 10— 12. человек. В сто роне от этого дела стоя'4 комсомольцы. Секретарь комсомольской организации тов. Поляков сам ни разу не был на воскрес нике и не организовал молодежь. Руководители судоремонтных мастер ских п моторно-рыболовной стапцпп мало заботятся о благоустройстве поселка. В. МАЛЫШЕВ . О чем забывают в домоуправлении Короткое лето в Мурманске в полном разгаре. Но в домоуправлении М 5 Мур манского горжплуправленпя упускают са мую лучшую пору для благоустройства. На улице Воровского во дворе дома Хг 22 поломаны мостки, не приведены в порядок мостки и цоколь по дворе дома по ул. Пе ровской, 3. Однако это мало беспокоит домоуправление. К сожалению, в домо управлении не берегут государственную собственность н не заботятся об экономии средств. Много в домоуправлении было разгово ров о детской площадке. Однако так ничего но сделано до сего времени. С квартиросъемщиками в домоуправле нии нпкто не работает, собраний не про водят. Е. ЧАСТОВА. Безразличный домоуправ Стопт прекрасная летняя пора. Дети жильцов дома М* 3 по Заводской улице большую часть дня проводят на свежем воздухе. Но пх отдых проходит скучно. Около дома много сырости и негде играть. Жильцы дома договорились устроить пло щадку. Для этого требуется несколько до сок II песок, чтобы сделать столик и скамейки. Однако материал прпвезтп не на чем. Об этом жильцы просили домо управа тов. Кутушеву, но она проявила полное безразличие к просьбе жильцов. НЕФЕДОВА, АБРАМИЦКАЯ , ТИ- ТЕНКО, жильцы дома № 3. Больше заботы об отдыхающих Многие мурманчане проводят выходные дни за городом — в лесу, у речек п озер. Особенно много люден выезжает из Мур манска на ст. Молочная и Выходной. Здесь взрослые и детвора купаются, загорают, играют в волейбол, повсюду слышатся ра достный, громкий смех и веселые песни. Ц том досадпее, что в организации заго родных прогулок имеются серьезные упу щения. Дело в том, что никто не беспо коится о продаже продуктов, напитков выезжающим за город, устройстве спортив ных площадок п т. д. Бывают случап, когда на месте гулянпя нарушается общественный порядок. Никто из работников милиции за этим не следит. Люди, не умеющпе плавать, во время купания пе всегда могут получить в слу чае надобности необходимую помощь. А . ЯГЛО. Курсант мореходного училища. ФЕЛЬЕТОН РетивыП начальник Директор Мурманской базы «Заготзер- но» Василий Сергеевич Козырев больше всего на свете любит командовать. Еще в пору, когда впервые уселся ^ на руководя щее место, он во всех подробностях разра ботал для себя тот порядок взаимоотноше ний, какой должен установиться между ним и подчиненными. Порядок должен быть самый строгий, построенный на команде и безроиотном исполнении. Утром, едва он, Козырев, появляется в учрежде нии, все встают и замирают. Козырев на чинает командовать. Подчиненные бро саются выполнять команду. Вечером он поворачивается «налево кругом»... Жизнь шла, менялась, — а Козырев каким был, таким и остался. Предупреж дали, внушали, смещали, — не помогло. Одно время Василий Сергеевич занимал должность заместителя начальника по политчасти высшего мореходного учнлшца. Продержался недолго: сняли за админист рирование. И этот урок не пошел на пользу. В «Заготзерно» то ц дело раскатывался по комнатам начальственный бас Козыре ва. Сотрудники замирали: — Директор командует, тише! Направо и налево сыпались окрики, оскорбления, выговоры и предупреждения. Только за июнь Козырев «раздал» 17 взы сканий. Изощряясь в администрировании, Козы рев неутомимо искал, где бы еще скоман довать. II —- нашел. Оказывается, его ент стема еще не стала господствующей. Узрол Козырев, что в сети партийного просвеще ния некоторые занимающиеся отстают, —•* а их уговаривают; некоторые пропускают занятия, — и этих уговаривают. Безобра зие! Приказывать надо, а не разговорами заниматься. Скомандовал — и, чтобы все были на политзанятиях; еще скомандовал •— и чтоб все зиалн материал ііа отлично... 16 июня с. г. Козырев уже командовал бухгалтеру базы Шадриной и кассиру Сте- нанченко немедленно быть на политзаня тиях. Но Шадрина заявила, что не готова к занятиям. Стенанченко сказала, что у нее срочное служебное дело, за невыпол нение которого он же, директор Козырев, завтра накажет. Козырев разбушевался, нагрубил подчиненным, а наутро дал им прочитать под расписку приказ Хг 56. В приказе сказано: «...16-го сего июня со стороны т. Шадриной и т. Сте- панчепко было проявлено ко мне как Директору базы даже грубость и нетактич ность в том, что Шадрина н Стенанченко отказались выполнить мое распоряжение пойтп п присутствовать на итоговых по литзанятиях кружка. Приназываю § — 1. Бухгалтеру базы тов. Шадри ной и тов. Степанченко, за невыполнение моего распоряжения 16-го сего пюня при сутствовать па итоговых политзанятиях — вынести по выговору каждой». Затем следуют еще два параграфа. Во втором параграфе он мечет громы п молнии на голову все тех же непокорных. Козы рев сулпт им в дальнейшем еще более строгое наказание, если они, паче чаяния, вздумают не быть на очередном полптзаня-; тпп. В третьем параграфе распоясавшийся- адмпннстратор требует от старшего бух галтера Анисимова усилить воспитание свопх подчиненных т. к. их, т. е. подчи ненных, «обывательекпе взгляды могут повредить нормальному учету и отчетности в работе бухгалтерии». Кому-кому, а Козыреву нужен воспи татель. От приказа сильно попахивает не только безграмотностью, а той самой обы вательщиной, о которой он сам говорит и которая как раз п есть результат полити ческой безграмотности самого директора. Он до того закомандовался, что отказы вается понимать все, что не похоже на команду. II недаром в «Заготзерно» налево и направо сыплются взыскания, недаром здесь громадная текучесть кадров. Это — результат метода «воспитания», насаждае мого директором. ...Не так давно на комсомольском собра нии Козырев заявлял, что теперь де оп по немногу меняется. Раньше был груб, криклив, а теперь, якобы, он становится ДРУГИМ. — Мепя осадили, — признался он. 1 Видимо, не совсем еще осадили ретивого администратора. П. ЗАХАРОВ. НА ПРОСТОРАХ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ / . „ О р о ч е н “ в ы ш е л & м о р е Только на десятые сутки плавания наш корабль пришел е месту промысла. Погода всю дорогу стояла штормовая. Встречный ветер нагонял тяжелые волны, сотрясавшие до основания маленькое ры бацкое судно. Они яростно подбрасывали его на своп кипящие, вспененные гребни и снова погружали вниз, словно в глубокую горную теснину. Временами казалось, что корабль устало дышпт, пятится назад, не в силах больше противостоять бешеному напору ветрз и волны. Но нет, попрежне- му ритмично и четко бьется его стальное сердце, противоборствуя шторму, и ко рабль упрямо движется вперед, одолевая одну волну за другой. Судовая жизнь, как и всегда, идет раз меренно; точно в назначенное время сме няются вахты, выполняя привычную ра боту, одинаково похожую что на большом, то и на маленьком корабле. Но наше ^уд- но — рыболовное, промысловое п здесь палубной команде приходится заниматься помимо обычной корабельной работы и рыболовными делами. Когда волны пере катываются через палубу, свободные от вахты матросы забираются на ростры и здесь ростят поводцы к сетям, надувают резиновые буйки, которые рыбаки назы вают кухтылямн Словом, каждодневно, исподволь коман да готовится к промысловой работе, что бы в горячее время лова ни в чем не бы ло задержки. •— В нашем рыбацком деле, — внуша ет молодым матросам дрифмейстер Ники фор Григорьевич Белко, — надо быть расчетливым и запасливым хозяином. В морь — не на берегу, в магазин или на склад не сбегаешь. Сам дрифмейстер именно такой, вдум чивый н рачительный хозяин. Ему до всего есть дело. Это человек, которому органически претит всякая праздность. На палубе, у себя в кубрике — всюду и везде он найдет себе работу; движения его спокойны, расчетливы, быстры, но нп чуть не суматошливы. «Григорьевич» — так ласково-уважительно зовут его все на корабле от капитана до юнги. Третий год плавает Никифор Белко па среднем рыболовном траулере 189 «Оро- чен». Его морская биография очень типич на для многих моряков промысловых кораб лей. В годы Отечественной войны он слу жил в рядах Советской Армии. Затем через некоторое время приехал в Мурманск и был принят матросом на одно пз судов «Мурмансельдп». Человек сугубо «назем ный», никогда не видавший в глаза моря, он вскоре привык к морской жпзнп. Пол ная трудовой героини и опасностей профес сия моряка промыслового корабля пе толь ко не отпугнула его. но еще более отточила те качества его характера, которые были заложены в нем воспитанием, службой в армии. Дрпфмейстерскор дело освоил он в со вершенстве и относится к нему не по- казенному равнодушно, а творчески. Еще в порту, перед выходом в рейс, оп вни мательно и придирчиво осмотрел каждую дрифтерную сетку на складе, прежде чем доставить ее на судно. Прп этом обращал внимание не только на добротность дели, подборы, но и добивался, чтобы корабль был снабжен сетями, различными по раз мерам ячеи и окраске. А это очень важно. Вместе со всем экипажем Белко принимал обязательство выловить 10 тысяч центнеров сельди в 1953 году. Такого вылова еще не знал ни один корабль. По самым скромным под счетам для этого нужно находиться в мо ре 9— 10 месяцев. Промысловая обста новка за этот долгий срок будет все вре мя меняться. Значит, не раз придется заменять одни сети другими: в апреле и мае, когда сельдь идет отнерестившаяся, нужны сети с меньшей ячеей, чей, ска жем, в июле и августе, когда рыба ловит ся жирная, с икрой и молокамп. Важно также знать, в какое время и в каком районе выметывать сети преиму щественно той пли пной окраски — си ние, фиолетовые, белые, зеленоватые... Конечно, это дело капитана, а не дрпф- мейстера. но Никифор Белко — человек наблюдательный, вдумчивый, имеет и на этот счет свое мнение, подсказанное опы том, п знает, что капитан к его голосу и разумным советам всегда охотно прислу шивается. За несколько дней до прихода на про мысел капитан вызвал дрпфмейстера в штурманскую рубку и шутливо спросил: — Ну, как, Григорьевич, сети, навер ное, уже заплесневели в трюме? Не пора лп нх окропить морской водой? — Я тоже так полагаю, Анатолий Ива нович, пора, — вполне поняв капитана, отозвался Белко. — У нас все готово, можно хоть сегодня набирать порядок. — Знаю, — уже другим, серьезным тоном сказал капитан Семенов. — Какие сети будем набирать в порядок — дого воримся завтра. А вот, как ты думаешь расставить людей? Ведь некоторые пз матросов впервые в море. П тут оказалось, что дрифмейстер не только хорошо знает технику промысла, но и умеет подметить н оценить те или иные практические склонности человека — сноровку, выносливость, способность бы стро усвоить технику нового дела. При сматриваясь к новичкам, незаметно для них наблюдая, как они сращивают повод цы, вяжут узлы, — словом, как они по стигают основы промысловой техники, Григорьевич по многим, порой незначи тельным приметам, уже определил, кто нз них лучше, быстрей справится с тем или иным делом. Потому-то к вопросу капитана он уже был подготовлен и, как всегда, немного словно. точно и ясно изложил своп сооб ражения, как лучше расставить лю дей и при выметке и прп выборке сетей. — Согласен, — сказал капитан. — Только договоримся, чтобы зря людей не перебрасывать с одной операции на дру гую. А вообще твой принцип расстановки мне нравится. Тут видна мысль... Мысль эта состояла в том. что наиболее ответственные операции должны были выполнять опытные матросы Ефимов, Ро дионов, Кустов, а па выборку делп. ук ладку верхней и нижней подборы стави лись новички — Нечаев, Остапенко и другпе. Таким образом, каждый молодой матрос оказывался под влиянием и конт ролем со стороны более опытного своего товарища, имея возможность непосредст венно в процессе работы учиться и пере нимать опыт передовых людей судна. Первые же днп промысловой работы це ликом оправдали эту продуманную расста новку сил. Переход из порта в Северную Атланти ку, к месту промысла, отнял немало до рогого времени. Капитан, получив очеред ной неутешительный прогноз, со свойст венной ему горячностью, на чем свет стопт, «ругал» бюро погоды п спноптиков за то, что онп «пе могут навести поряд ка в атмосфере». Но и он пе мог не видеть, что в пере ходе время не теряется впустую, что та кропотливая повседневная работа, кото рая ведется на судне, в конечном счете благотворно скажется в будущем. Оно п понятно. Успех выполнения больших и ответственных обязательств во многом будет зависеть от того, насколько хорошо будут подготовлены механизмы, промыс ловое снаряженпе п, главное, конечно, люди к трудной, напряженной работе. Этому и была подчинена вся размерен ная жизнь экипажа корабля, все формы и средства политической, воспитательной работы. Вдали от родных берегов малень кий коллектив корабля жил полнокровной жизнью. В первые же дни плавания начались регулярные занятия в кружке по изуче нию исторических решений XIX съезда Коммунистической партип. Занятия чаще всего заканчивались дружеской беседой, разговорами по душам, когда вопросы лич ные, общественные и производственные тесно переплетались между собой. Пропагандисты — капитан Семенов, боцман Степин, матрос Родионов, направ ляя и руководя занятиями, стремились возбудить живой интерес у слушателей к теме, всячески поддерживая пх актив ность. II нередко так получалось, что, ка залось бы, частный вопрос корабельной жпзнп, скажем, о ремонте сетей, о хране нии такелажа, приобретал общегосударст венную значимость н имел самое непо средственное отношение к решениям съезда. Как правило, местными, близкими и понятными всем примерами пз окружаю щей жпзнп подкреплялись и беседы су довых агитаторов о бдительности, о тех нике повой пятилетки и другпе. С боль шим вниманием все свободные от вахты прослушалп однажды содержательную лекцию капитана Семенова о жизни п путях миграции атлантической сельди. Не говоря уже о новичках, немало инте ресного и неожиданного узнали о той са мой сельдп, которую онп добывают ужо не один год, н опытные морякп. Так, в повседневной работе, учебе не заметно прошли этп десять дней перехода, И вот мы на промысле, в одном нз райо нов безбрежного, вечно живого, неспокой ного моря, где в это время работали суда нашей советской рыболовной флотилии. Снова увидев точно такой же, как наш, корабль, все мы обрадовались ему, как родному человеку, и почувствовали вдруг, что море это не так уж нелюдимо, п вол на, что нас вздымает, стала как-то лас ковей и спокойней. После взаимных приветствий, когда ны шли борт о борт, наше судно вернулось на проложенный курс. В тот же день вечером мы впервые выметали сети и легли в дрейф. Начались промысловые будни. .-Ветер заметно стих. Океан, еще гроз ный накануне, понемногу входит в состо» янпе величавого покоя, глубоко дышит, высоко, но мирно вздымая пологую, отли вающую стальным блеском волну. Работа на сегодня закончена, но ншгто не торопится в кубрик. Мы стоим на по лубаке,^ вдыхая полной грудью влажный морской воздух и молчим, охваченные каждый своей думой. В это время радист включает репродук тор. Слушаем последние известия, жадно ловя каждое слово диктора. Красная пло щадь, гудки автомашин... Гулкий нере звой кремлевских курантов, точно стайка серебряных птпц, летит над штурманской рубкой, мачтами и тает высоко в небе. А потом над притихшим морем плывут вэдп* чавые звуки Гнмна Советского Союза. П. ГРИГОРЬЕВ. Северная Атлантика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz