Полярная правда. 1953, июль.

№ 158 (7572) 7 июля 1953 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 ШК О Л А НОВАТОРОВ И З О П Ы Т А Р А Б О Т Ы Э К И П А Ж А Т Р А У Л Е Р А « К А С А Т К А » V 2. РАБОТА С ТРАЛОМ . ЗАЛОГ ВЫСОКИХ УЛОВОВ Еак бы е й был совершенен сам по себе траулер, какие бы хорошие машины ни стояли на нем. какими бы • искусными ни были штурманы, но если на корабле плохо используются тралы, экипаж не бо­ рется за повышение их уловпстостп. план по добыче рыбы не будет выполняться. Недаром моряки тралфлота говорят: трал — наше оружие. В исправных орудиях лова, в умении моряков обращаться с ни­ ми — залог высоких уловов. У нас, на траулере «Касатка», всегда помнят эту истину, и работе с тралом уделяется большое внимание. Подготовка к очередному рейсу у нас начинается не во время перехода к месту промысла п даже не во время стоянки в порту, как это все еще принято на мно­ гих траулерах, а во время следования корабля с промысла в порт. Как только заканчивается последнее траление, я и , мои помощники начинаем готовить орудия ; лева к следующему рейсу. Мы тщательно просматриваем каждую часть трала и все замечаемые повреждения немедленно уст­ раняем. Потом трал просушиваем, в нем устраняются перекосы и, полностью под­ готовленный, он подвязывается вдоль фальшборта. Одновременно с этим мы промеряем ваера, обновляем пли заново набиваем марки, смазываем ваера. Такой метод подготовки орудий лова к промыслу способствует успеху экипажа в борьбе за высокие уловы. Ведь не всегда переходы на промысел занимают много времени. Если не подготовить орудия ло­ ва заранее, то можно потерять на этом много времени, уже находясь на промыс­ ле. Зимой же смерзшийся трал очень трудно приводить в порядок, а в свежую погоду — п вообще невозможно. Применяе­ мый же вамп метод подготовки к промыс­ лу дает возможность не только содер­ жать орудия лова в полном порядке, но п рациональнее использовать промысловое время. ТРАЛ НУЖНО ПРАВИЛЬНО ОСНАСТИТЬ Не всегда можно заранее предугадать, в каком районе моря придется промыш­ лять в следующем рейсе. Поэтому слу­ чается, что, выйдя снова в море, мы на­ правляемся в район с каменистым дном, в то время как тралы у нас оснащены для работы на легких грунтах. Случается в наоборот — трал вооружен для работы ва трудных грунтах, а корабль направ­ ляется в район моря с ровным дном. В обоих случаях орудия лова нужно пере­ оснастить, иначе, какой бы ни был ко­ сяк, уловы будут низкими. На перево­ оружение трала всегда тратится много времени. Мы поставили перед собой за­ дачу всемерно экономить промысловое время. Чтобы добиться этого, моряки «Касатки» поступают следующим» обра­ зом. У нас всегда имеется две запасных нижних подборы трала, 'пз которых одна полностью вооружена для работы на тя­ желых, другая — на легкпх грунтах. Когда возникает необходимость ' переосна­ стить трал, мы попросту отстегиваем от пего нижнюю подбору, а на ее место ставим* запасную, заранее оснащенную соответствующим образом. Кроме ннжнпх подбор, у нас всегда имеется запасной траловый мешок, также полностью вооруженный, и тросы с на­ вязанными на них кухтилямп, которые Б. ТАРУНТАЕВ, тралмейстер траулера «Касатка» + . можно очень быстро привязать, в случае надобности, к тралу. Наличие на корабле запасных, заранее оснащенных частей трала позволяет нам быстро ставить новые тралы на место из­ носившихся. ПО-ХОЗЯЙСКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СТРОИТЕЛЬНУЮТЕХНИКУ Правильному оснащению трала на «Ка­ сатке» уделяется много внимания. Ору­ дия лова оспащаются у нас так же, как и на других передовых судах, то есть прп работе на плохих грунтах тралу ирндает- ся большая пловучесть. На нижнюю под­ бору добавляются крупные бобенцы, а при работе на хороших, ровных грунтах лишние кухтыліі и груз снимаются, а вместо крупных применяются мелкие бо- беицы. Траловый мешок у нас всегда во всех районах моря вооружен одинако­ во, с таким расчетом, чтобы он меньше задевал за морское дно. В ПОИСКАХ НОВОГО Моряки нашего корабля стараются по­ вседневно совершенствовать технику лова, перенимать опыт экипажей иередовых ко­ раблей п сами ищут новые пути повыше­ ния уловов. Так. мы убедились на прак­ тике, что кухтылн следует привязывать не сверху тралового мешка, а внутри его. Делается это не только для предохранения кухтылей от повреждения, но и для луч­ шего раскрытия тралового мешка. Неко­ торые тралмейстеры считают, что для предохранения тралового мешка от по­ вреждения на него нужно навязать как можно больше шкур и фартуков./ Такое мнение неправильное. Большое количество шкур н фартуков утяжеляет мешок, из-за чего он идет по самому дну и, следова­ тельно. быстрее изнашивается. Мы на­ вязываем на мешок две шкуры и два фар­ тука. Этого вполне достаточно. Обычно футроп (трос, служащий ииж- и) ним основанием сетей; соединяется с цен­ тральной частью нндавей подборы цеп­ ками одинаковой длины. На траулере «Касатка» для этой цели цепки приме-! няются разной длины, которая умень- ‘ шается с краев по центру. Это гаранти­ рует сети от перекоса и стягивания по­ садки. В настоящее время на нашем корабле испытывается 35-метровый трал с уко­ роченными крыльями. Тралмейстерский состав «Касатки» по­ ставил перед собой задачу: выяснить все положительные и отрицательные качества этого трала. Мы применяем его вместе с досками Матросова. Уже можно сказать, что трал с укороченными крыльями очень удобен, с ним легче работать в ветреную погоду. Моряки «Касатки», работая но­ вым тралом, берут хорошие уловы. Трал- мейстерскпй состав корабля, кроме того, работает над усовершенствованием нового орудия лова. К А К МЫ ОРГАНИЗУЕМ СВОИ ТРУД Стремясь возможно больше времени использовать для лова рыбы, коллектив «Касатки» в среднем производит спуск и подъем трала за 38 минут. Переход с трала на трал у нас также производится быстрее, чем положено по норме. Благо­ даря этому улучшается режим траления, а следовательно, повышается суточный вылов рыбы. Добиваемся мы этого благо­ даря правильной организации труда. Каж­ дый матрос у нас выполняет определен­ ные обязанности, поэтому при спуске или подъеме трала всс операции выполняются четко, без каких бы то ни было задержек. I То обстоятельство, что наши матросы постоянно повышают своп производствен­ ные навыки, значительно облегчает ра­ боту тралмейстерского состава. За исправ­ ностью орудий лова у нас следят всс мо­ ряки. За каждым матросом закреплен оп­ ределенный участок. Штурманы при под­ ходе трала к борту внимательно смотрят, нет ли в сетях повреждения. Если есть, то штурман замечает, в каком именно ме­ сте имеется дефект и сообщает о нем трал­ мейстеру или его помощнику. В ремонте орудий лова, как правило, принимают участие под руководством тралмейстер­ ского состава матросы. Морякп нашего корабля стараются все­ ми мерами предохранять орудия лова от повреждений. Обязательно через каждые 10— 15 тралений переходим с трала од­ ного борта на другой, если работаем на легких грунтах. Прп работе в районах мо­ ря с каменистым дном переход с трала на трал осуществляем чаще. Нзноспвшиеся тралы у нас не выбра­ сываются, как это, к сожалению, все еще делается на некоторых кораблях, а раз­ резаются на отдельные части, просуши­ ваются п еще сохранившиеся сети ис- I пользуются для ремонта новых орудии і лова. Мы вообще стараемся при повреж- I денип трала меньше расходовать пряде- ! на, а делаем вставки. Благодаря этому тралмейстерский состав корабля система­ тически добивается экономии сетемате- рналов и промыслового снаряжения. Во втором квартале экипаж траулера «Касатка» добыл три тысячи центнеров рыбы сверх плана. Этому во многом спо­ собствовало хорошее состояние орудий лова. Тралмейстерский состав корабля и впредь будет совершенствовать свой опыт, добиваться высоких улозов 1. Когда дело пущено на самотек Трест «Мурманрыбстрой» ежегодно по­ дучает все новые и новые прекрасные механизмы для производства тяжелых ра­ бот, для облегчения труда строителей. Но, как правило, этп механизмы эксплоати- руются плохо. Приведу несколько примеров. На пер­ вом строительном участке на рытье кот­ лована работает электрический экскава­ тор, но загружен он наполовину, а то и меньше, так как нехватает автомашин для отвозкп грунта. Грунт, который не успевают отвозить машины, приходится по несколько ваз перекидывать с места на место, чтобы расчистить фронт работы. Это и замедляет п удорожает строитель­ ство. Этот же экскаватор добывает глину для нужд участка. Его производитель­ ность — 250— 280 кубометров за смену. Но пз-за того, что отвозит глину только одна автомашина, он не делает и полови­ ны того, что мог бы. Не лучше используется техника и на других участках. Напрпмер, котлован под холодильник Л? 2 (второй строительный участок) роет дизельный экскаватор «Ковровец». Загружен он, как правило, па 25— 30 процентов, и опять по той же причине — пз-за отсутствия автотранс­ порта. Всс, что до енх пор сделано при помощи экскаватора, можно было сделать в три раза быстрее. Автомашин в тресте достаточно, однако ввиду того, что они неправильно расстав­ ляются по участкам, загружаются пе на полную мощность, поэтому строители не получают необходимого материала. Много идет разговоров об улучшении использо­ вания автотранспорта, но воз п пыне там. Стоят механизмы и по другим причи­ нам. На строительной площадке холодиль­ ника Л: 2 больше месяпа стоят два ба­ шенных крапа из-за отсутствия фронта работ. Длительное время стоит без дела такой же кран возле дома областного уп­ равления МРС на улице Перовской. ІІе- КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ К н и г а полностью используются два крана в 51-м квартале на проспекте имени Ленина. Вина за это ложится на началь­ ников участков п машинно-прокатную базу. Уход за техникой в тресте поставлен пз рук вон плохо. По вине отдельных не­ радивых работников механизмы выходят пз строя, на ремонт затрачиваются сред­ ства и время. Например, по вине кранов­ щика Кладова у автокрана X : 61— 37 была сломана стрела. Ремонт ее занял две смены. Тракторист Файрушиц наехал на камень п разбил картер трактора-буль­ дозера. В результате машина простояла также две смены. Из-за неумелого обра­ щения с механизмами крановщика Дов- ченко и моториста Орешина былп выведе­ ны нз строя автокран Хг 08— 10 п авто­ кара. П таких случаев много. . В авариях п поломках ценного обору­ дования виноваты не только самп меха­ низаторы. Значительную долю вины за это нужно отнести и на механиков стро­ ительных участков тт. Калашникова, Пирман, Олейникова и Кузнецова. Онп не помогают механизаторам, не инструктиру­ ют нх, зачастую заставляют выполнять такпе работы, для которых механизмы пе приспособлены. Руководители машпнно-прокатной базы (начальник тов. Чернышев) крайне слабо контролируют работу своих механизаторов на участках. Дело идет самотеком. Техни­ ка распылена трестом больше чем на 10 объектах. Техника должна быть сосредо­ точена на решающих участках, работать в комплексе. А. у нас так: подъемный кран на объект дадут, а землеройных ме­ ханизмов нет. Надо устранить самотек в расстановке и эксплоатацнн техники, добиться, что­ бы в летнее время был подготовлен ши­ рокий Фронт работы на зиму. В. БУШУЕВ . Механик машпнно-прокатной базы. I 2. Техника есть, а работаем вручную Наша бригада недавно разрабатывала котлован под фундамент дома У: 9 в 51-м квартале. На земляных работах иадо было бы использовать экскаватор и транспор­ теры, но все делалось вручную. Дела бригады шли очень медленно, грунт был промерзший. Тогда на котлован поставили экскаватор. # Но работал он 4— 5 часов, а остальное время его ремон­ тировали. Очистка котлована производилась тоже вручную. Для уборки земли, оставшейся в котловане после закладкп фундамента, поставили два малых ленточных транс­ портера. но онп также больше стояли, чем работали. На площадке прэраба тов. Jo- паткпна наша брнгада вручную работала несколько дней, а с применением механи­ зации все это можно было сделать за один день. , Труд у нас организован плохо. Утром целый час приходится ходить за мастером тов. Поляковым п проепть у него работу. А ведь разнарядку положено делать на­ кануне, с вечера. Е сли механизмы на нашем участке бу­ дут использоваться правильно, то п дома для трудящихся Мурманска будут быстрее вводиться в строй. В. КОРОВИНА. Бригадир землекопов. 3. Замороженные резервы О безграмотных руководителях и молодых специалистах Каждый год тысячи студентов закан- ’ чивают высшие и средние технические учебные заведения и разъезжаются в раз­ ные уголки Советского Союза отдать свои знания на благо любимой Родины. 11а предприятиях, в учреждениях молодые специалисты встречают внимание и по­ мощь со стороны руководителей и коллек­ тива, получают возможность в полной ме- ре проявить своп сплы п способности, оправдать средства, затраченные государ­ ством на пх воспитание и обучение. Но на Мурманском рыбокомбинате ру­ ководители встречают молодых специали­ стов не так, как положено. Пнженер-технолог тов. Богомолова при­ ехала на комбинат -в 1950 году и была назначена старшим мастером смены. В течение трех лет опа работала неплохо^ j Казалось бы, что после значительной ! практики тов. Богомолову выдвинут на более ответственную работу с тем, чтобы ( она могла полностью применить свои зна­ ния. Но этого не случилось. Пнженер-технолог тов. Корнеева рабо­ тала полтора года сменным мастером и только после того, как Главмурманрыб- пром стал интересоваться производствен­ ным ростом молодых специалистов, тов. Корнееву пз сменных мастеров перевели в старшие мастера1. Кроме пнженерзв-техно- логов, на рыбозаводе ЗѵЗ 1 есть 7 тех- нпков-технологов. Некоторые из них рабо­ тают по 4— 5 лет, в совершенстве знают производство, но роста их, выдвижения их не видно. Может быть, рыбокомбинат не нуж­ дается в инженерно-технических кадрах? Нет, нуждается. На многих ответственных участках здесь стоят людп, которые не имеют достаточного образования и не обеспечивают высокое качество руковод­ ства. Напрпмер, тов. Могилев, проучив­ шись год в учебно-курсовэм комбинате, вначале работал старшим мастером на по­ солочном заводе, затем был переведен на рыбозавод Ж 1 начальником цехов З&Ч: 14. 15 и 16 п через некоторое вре­ мя по желанию директора завода тов. Еобылкиной назначен на должность ин­ женера-технолога. Соответствует ли тов. Могилев этой должности? Практика его руководства говорит: нет. 26 июня смене мастера тов. Кузьминой было дано задание убирать из чанов 147, 196, 141, 148 в 16 цехе крепко соленую треску для хранения. В чане Хг 147 ока­ залась треска непригодная. Так как тов. Могилев не знает, что находится в чанах, смсна тов. Кузьминой сорвала выполнение плана, простояв целый час. Заступающая смена мастера тов. Гуржеевой также, про­ стояла 40 минут, так как и ей был дан для уборки чан с так называемой техни­ ческой рванью, т. е. с негодной рыбой (чан X : 32) и чан Л! 73, в котором ока­ залась негодная сельдь, и несколько тачек трески. Общий простой составил 59 чело- веко-часов. Директор завода тов. Кобыл- кпна обвинила в этом только мастеров, а главный в и н о в н и к остался в стороне. Очень часто мастерам, особенно прак­ тикам, нрпходптся обращаться к техноло­ гу завода по вопросам технологии произ­ водства. Но так как тов. Могилев с ГОСТ’амп и ОСТ’амп знаком только по­ верхностно, то мастера зачастую не полу­ чают от него никаких ответов, пли же слышат такую фразу: «Смотри сама, тебе виднее». 19 июня смене, работавшей с S утра до 16 ч. 30 м., было дано задание убирать из чанов треску, которая засаливалась пз остатков свежей рыбы с дефектами. Тов. Могилев доказывал, что рыба, поступа­ ющая из чанов па уборку, почтп вся пер­ вого сорта, хотя даже наружные признаки показывали обратное. Вызвали начальни­ ка отдела технического контроля тов. Скачкову, которая решила спор нпкак не в пользу тов. Могилева. Такой же точно спор произошел в мае при уборке рыбы льдо-солевой морозкп нз «бунтов», сло­ женных на хранение в течение 7 —8 дней. Высота «бунта» достигала более 1,5 иетра. Мастер на уборке этой рыбы тов. Алексеева, технический контролер и заве­ дующий лабораторией доказывали, что рыба не первого сорта, но под нажимом руководителей завода тов. Алексеева вы­ нуждена была убирать рыбу как перво­ сортную, технического контролера тов. Волкову заставили подписать марки (пар­ тпи продукции), выпущенные из зале­ жавшегося свежья. Как ни старались ма­ стер и технический контролер доказать свою правоту, ничего не получилось. Тоі- да была создана комиссия: представите.-:, Главка тов. Миронов и. о. директора ком­ бината тов. Морозов главный инженер тов. Соловьев, заместитель главного инже­ нера тов. Богина, директор рыбозавода [Ms 1 тов. Кобылкина и тов. Могилев. Всс они стали доказывать, что мастер, технн- •ческий контролер и заведующий лаборато­ рией ничего не понимают, свежье-де пер­ восортное, соответствует всем ГОСТ’ам. Что же оказалось? Вся предъявленная продук­ ция была забракована государственной рыбной инспекцией и переведена из пер­ вого сорта во второй. Рыбокомбинату был предъявлен штраф на сумму более 6000 рублей. Это — результат поощрения и покрови­ тельства безграмотности со стороны руко­ водителей завода и комбината в узких, ведомственных интересах. 11 июня в цехе Хг 17 сменой мастера тов. Гуржеевой производилась уборка тре­ ски с большегрузного траулера. Поступа- Іющая треска имела на поверхности боль- ,шой налет грязи. Несмотря на неоднократ­ ные замечания отдела технического конт­ роля завода и государственной инспекции, тов. Кобылкина категорически запретила мастерам мыть рыбу щетками, что являет­ ся грубым нарушением технологических инструкций. Выработанную продукцию завод не мог отправить по назначению, так как рыба в бочках не соответствовала нужному государственному стандарту. Очень часто тов. Могилевым даются ца уборку чаны,- рыба в которых не прове­ рена в лаборатории на соленость. Это при­ водит к простоям смен, к браку вырабо­ танной продукции. Па рыбозаводе 1 пмеют место и такие безобразные случап, как подделка документов. Так, повагонка (документ) на продукцию (марка Х і 58) льдо-солевой морозкп была грубо поддела­ на старшим товароведом тов. Вьюрковым, который скопировал фамилию мастера и технического контролера. Этот случай был отмечен всего лишь выговором тов. Вьюр- кову. О подобных беспорядках, приживших­ ся на рыбозаводе IN* 1 под крылышком тов. Кобылкиной, о безграмотности, бра­ кодельстве и бесхозяйственности руково- ' дителн комбината знают, но, как ни странно, потворствуют всему этому, по­ крывают безобразия. С таким положением мириться нельзя. Руководить производ­ ством должны грамотные и толковые спе- , циалпстм, АНДРЕЕВ. К. ЖОМОВ. У нас в тресте в большом ходу ручной труд. Руководители говорят, что машин нехватает. Стоит заглянуть к нам на склады, чтобы убедиться, что это не так, что в тресте попросту не любят технику. Склады треста заполнены механизмами, которые могли бы значительно ускорить темпы строительства. Но руководители треста, и в первую очередь главный ме­ ханик тов. Мучник, не заботятся, чтобы эти мощные резервы пустить в ход. Строителям крайне нужен камнедро­ бильный агрегат. На складе он лежит с 1951 года, но в тресте второй год не мо­ гут решить, где его установить. С прошлого года лежит на складе ба­ шенный кран. Здесь же можно найти бе­ тономешалки и растворомешалки, лебедки, электромоторы, дизельные копер и молот, всевозможные станки, землерыхлителп и другое оборудование. Причем часть этого оборудования совершенно не нужна стро­ ительству. Для чего, напрпмер, лежит здесь лебедка, предназначенная для сцены Дома культуры именп С. М. Кирова? Станок для гнутья труб также не тре­ буется тресту, в нем нуждаются другие предприятия, но он также лежит па нашем складе. Склады треста должны быть разгруже­ ны, технике место не здесь, а на строи­ тельных площадках. В. ПОЛЯКОВ. Заведующий складами. ------------------- ІШШШ ПШШШШ -------------------- В е л Ь л \ о Ж и С 10 по 18 июня кабинеты начальника строительного управления Мурманского морского бассейна Каплпева п главного инженера управления Гуревича пустова­ ли. На строительных объектах тт. Каплие- ва и Гуревича тоже не видали. Правда, раз или два за неделю они навестили уп­ равление — и снова исчезли. — Где это наше начальство? — гадали подчиненные. А начальство готовилось к экзаменам в вечернем университете. Подготовка начальника управления и главного инженера к экзаменам была об­ ставлена с комфортом. Преследовалась цель превратить процесс подготовки к экзаменам в сплошное удовольствие. Для этого на помощь себе ученики мобилизова­ ли шофера легковой машины Сивкова и машинистку управления Стрелкову. Маши­ нистке запретили печатать что-либо дру­ гое, кроме записей лекций Каплпева. За­ нята этим она была н в воскресенье, 14 июня. Шофер Спвков с машиной бессмен­ но дежурил у квартиры Каплпева. Началь­ ник подавал ему исправленные черновики лекций, шофер бросался в машину и мчал­ ся к Стрелковой; оттуда, забрав уже пере­ печатанное, летел обратно к начальнику за новой порцией черновиков... Дело подвигалось вперед с непостижи­ мой быстротой. , Комфорт заключался не только в этом. Для подготовки к экзаменам учащимся ву­ зов разрешается брать отпуск без сохране­ ния содержания или в счет очередного отпуска. Каплпев и Гуревич отпуск не оформляли, они готовились к экзаменам за счет государства. Кстати, начальник строительного уп­ равления морского бассейна любит подоб­ ного рода удобства п в менее горячую по­ ру, когда к экзаменам готовиться не нуж­ но. В прошлом году на Октябрьской улице около дома 18, в котором живет Кап- лнев, был построен гараж на одну маши­ ну. Гараж управления не устраивал Кап- лпева «пз-за чрезмерной удаленности»: до него надо было идти 10 минут. Шоферу Спвкову в этом же доме была предостав­ лена квартира «с льготами». За комнату площадью в 14 квадратных метров с ме­ белью, постелью, освёщецпем, отоплением и прочими услугами он платил как за коечное место в общежитии. Когда в 1953 году прокуратура бассейна спросила: «Как же так?» — ей ответили, что комната предназначена для приезжающих на вре­ менную работу. Тем и кончилось. Чего же еще: личные, пусть и незаконные, удоб­ ства для Каплпева выше всего. ...В процессе подготовки к экзаменам в университете тов. Каплпев, вероятно, поз- накомился с историей. Вероятно, оп встре­ чался там с вельможамп и бурно негодо­ вал по поводу их стремления всякими путями устроить себе легкую жизнь. Не­ годовал — п не думал, что сам уподобил­ ся вельможе со всеми его замашками. Нет, учеба явно не идет впрок на­ чальнику стройуправления. 3 . ОСИПОВ. по северному •рыболовству Архангельское областное государствен­ ное издательство .выпустило книгу Н. М. Кузнецова по рыболовству в Север­ ном бассейне. Выход из печатг ->той кнпгп — необ­ ходимое, полезное дело. За исключением специальных работ, доступных узкому кругу научных работников, литература по северному рыболовству, и особенно по местным водоемам, до сих пор крайне ог­ раничена. Не подлежит сомнению, что отсутствие литературы на рыбохозяйст­ венную тему является существенным препятствием для промыслового использо­ вания местных водоемов, для тех, кто хо­ тел бы познакомиться с состоянием суще­ ствующего озерно-речного рыболовства н использовать уже имеющийся опыт. В этом отношении книга II. М. Кузнецова «Рыболовство в реках и озерах Архан­ гельской области»*), в сущности, пред­ ставляет единственное научно-популярное пособие. В своей книге II. М. Кузнецов осве^ щает вопросы, связанные с организацией и проведением лова рыбы на реках и озерах Северного бассейна. В ней он дает характеристику местных водоемов, со­ став и запасы рыб, технику рыболовства и данные по использованию уловов. В местных водоемах Северного бассейна, в том числе и нашей Мурманской обла­ сти, обитают такие ценные породы рыб, как семга, стерлядь, кумжа, голец, нель­ ма, омуль, пелядь, ряпушка, лещ, язь, окунь, щука, налим и пр. Всего же в ре­ ках II озерах Архангельской области на­ считывается около 45 видов рыб и в Ка- рело-Фпнской ССР — около 44 впдов. Автор правильно отмечает, что исполь­ зование местных водоемов производится крайне неравномерно п без всякого регу­ лирования рыболовства. В результате озе­ ра, расположенные вблизи населенных мест, облавливаются очень интенсивно, иногда недопустимыми способами и ору­ диями лова, а водоемы, расположенные вдалеке от населенных пунктов, нередко совершенно не облавливаются. Как в том, так и в другом случае рыбные запасы используются неправильно. В связи . с этпм автор дает ряд советов по правиль­ ному использованию местных водоемов п содержанию пх в надлежавтем порядке. Весьма существенным и важным в книге И. М. Кузнецова является раздел о рыбных запасах п продуктивности рок и озер. Автор показывает, что продуктивность рек, например, Архангельской области, при современном состоянии последних ниже, чем должна быть, так как сказывается загрязнение рек и нерестилищ отходами промышленного производства. Надо отме­ тить, что в нашей области трест местных водоемов и «Муррыбвод» тоже не уделяют еще достаточного внимания борьбе с за- грязнспием рек п озер. Н. М. Кузнецов подробно останавли­ вается на охранных мероприятиях, на­ правленных к сохранению рыбных запа­ сов, и на искусственном рыборазведении. В книге подробно п доходчиво расска­ зывается об искусственном рыборазведе­ нии, акклиматизации, как средстве улуч­ шения состава рыбного населения мест­ ных водоемов. Громадное количество озер в нашем Северном бассейне заселено мало­ ценными, мелкими рыбами (плотва, ерш п т. п.) пли хищниками, в то время когда во многих пз них могут прекрасно обитать более ценные породы. В книге Н. М. Кузнецов приводит зе только технику промышленного рыболов­ ства, по п любительского. Рыбный спорт, как и другие виды спорта, шпроко рас­ пространен в нашей стране, и у нас, на севере, имеется немалое количество дю- бнтелей-рыболовов. Однако научно-попу­ лярной литературы для 4 пих крайне мало. II. М. Кузнецов отводит значительное ме­ сто в своей книге этому виду рыболов­ ства и подробно описывает как необходи­ мое снаряжение, так и технику и орудия любительского лова. Книга хорошо иллюстрирована, написа­ на доходчиво. Она является хорошим посо­ бием и для организаций, и для колхозов, которые ведут лов рыбы в местных во­ доемах, и для любителей рыболовства. Б. ТАМБОВЦЕВ. Кандидат биологических наук. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ» „Новое строительство в колхозах" Так называлась заметка, опубликован- . Управляющий Мурманской областной ная в «Полярной правде». В ней говори- КОнторы «Сельхозснаб» тов. Виленкин со- лось о том, что «Сельхозснаи» задержива- .. ет отгрузку проволоки для оленеводческих о6щил , проволока уже от- изгородей в колхоз «Доброволец», Лово - 1 правлепа в колхозы Ловозерского ранопа. зсрского района. I % „Ремонтные злоключения корабля* Так называлась корреспонденция, опуб- ( Заместитель начальника Главмурман- ликованная в «Полярной правде». В кор- ; рыбпрома тов. Курочко сообщил редакции, респондент!и указывалось, что завод что для повышения качества ремонта про- междурейсовою ремонта недоброкачествен- j мысловых кораблей на заводе организует- но ремонтирует промысловые суда. 1 ся отдел технического контроля. *) Н. М. Кузнецов. Рыболовство в реках н озерах Архангельской области. 1951 г.. цена 3 руб. Новый спектакль самодеятельного коллектива Драматический коллектив Дома культу-- ры пменп С. М. Кирова осуществил поста­ новку одноактной пьесы «Рыбацкая гор­ дость». В пей рассказывается о трудовых делах одного рыбапкого колхоза, о его борьбе за преодоление отставания в вы­ полнении плана вылова рыбы. В спектакло заняты.участники художе­ ственной самодеятельности: сотрудница областного архива Е. Ипатова, известная мурманскому зрителю по предыдущему спектаклю эт<*го же самодеятельного кол­ лектива «Вей, ветерок», секретарь-маши­ нистка II. Платова, слесарь Ф. Каримов, связист 10. Сплин и старший научный сотрудник архивного отдела М. Смузикова. Режиссер спектакля — художественный руководитель драматического коллектива Н. Яковлева. Спектакль «Рыбацкая гордость», тепло принятый мурманским зрителем, является новой творческой удачей самодеятельного’ коллектива. Драматический коллектив показывает с б о ю постановку также в клубах и крас­ ных уголках предприятий рыбной про­ мышленности — в судоверфи, рыбокомби­ нате и т. II. Следует нолселать участникам художе­ ственной самотеятельиост-п Дома культуры' имени С. М. Кирова установить более тес­ ную связь с коллективами рыбодобываю­ щих и рыбообрабатывающих предприятий.- - *«на ы і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz