Полярная правда. 1953, июль.
№ 158 (7572) 7 июля 1953 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 ШК О Л А НОВАТОРОВ И З О П Ы Т А Р А Б О Т Ы Э К И П А Ж А Т Р А У Л Е Р А « К А С А Т К А » V 2. РАБОТА С ТРАЛОМ . ЗАЛОГ ВЫСОКИХ УЛОВОВ Еак бы е й был совершенен сам по себе траулер, какие бы хорошие машины ни стояли на нем. какими бы • искусными ни были штурманы, но если на корабле плохо используются тралы, экипаж не бо рется за повышение их уловпстостп. план по добыче рыбы не будет выполняться. Недаром моряки тралфлота говорят: трал — наше оружие. В исправных орудиях лова, в умении моряков обращаться с ни ми — залог высоких уловов. У нас, на траулере «Касатка», всегда помнят эту истину, и работе с тралом уделяется большое внимание. Подготовка к очередному рейсу у нас начинается не во время перехода к месту промысла п даже не во время стоянки в порту, как это все еще принято на мно гих траулерах, а во время следования корабля с промысла в порт. Как только заканчивается последнее траление, я и , мои помощники начинаем готовить орудия ; лева к следующему рейсу. Мы тщательно просматриваем каждую часть трала и все замечаемые повреждения немедленно уст раняем. Потом трал просушиваем, в нем устраняются перекосы и, полностью под готовленный, он подвязывается вдоль фальшборта. Одновременно с этим мы промеряем ваера, обновляем пли заново набиваем марки, смазываем ваера. Такой метод подготовки орудий лова к промыслу способствует успеху экипажа в борьбе за высокие уловы. Ведь не всегда переходы на промысел занимают много времени. Если не подготовить орудия ло ва заранее, то можно потерять на этом много времени, уже находясь на промыс ле. Зимой же смерзшийся трал очень трудно приводить в порядок, а в свежую погоду — п вообще невозможно. Применяе мый же вамп метод подготовки к промыс лу дает возможность не только содер жать орудия лова в полном порядке, но п рациональнее использовать промысловое время. ТРАЛ НУЖНО ПРАВИЛЬНО ОСНАСТИТЬ Не всегда можно заранее предугадать, в каком районе моря придется промыш лять в следующем рейсе. Поэтому слу чается, что, выйдя снова в море, мы на правляемся в район с каменистым дном, в то время как тралы у нас оснащены для работы на легких грунтах. Случается в наоборот — трал вооружен для работы ва трудных грунтах, а корабль направ ляется в район моря с ровным дном. В обоих случаях орудия лова нужно пере оснастить, иначе, какой бы ни был ко сяк, уловы будут низкими. На перево оружение трала всегда тратится много времени. Мы поставили перед собой за дачу всемерно экономить промысловое время. Чтобы добиться этого, моряки «Касатки» поступают следующим» обра зом. У нас всегда имеется две запасных нижних подборы трала, 'пз которых одна полностью вооружена для работы на тя желых, другая — на легкпх грунтах. Когда возникает необходимость ' переосна стить трал, мы попросту отстегиваем от пего нижнюю подбору, а на ее место ставим* запасную, заранее оснащенную соответствующим образом. Кроме ннжнпх подбор, у нас всегда имеется запасной траловый мешок, также полностью вооруженный, и тросы с на вязанными на них кухтилямп, которые Б. ТАРУНТАЕВ, тралмейстер траулера «Касатка» + . можно очень быстро привязать, в случае надобности, к тралу. Наличие на корабле запасных, заранее оснащенных частей трала позволяет нам быстро ставить новые тралы на место из носившихся. ПО-ХОЗЯЙСКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СТРОИТЕЛЬНУЮТЕХНИКУ Правильному оснащению трала на «Ка сатке» уделяется много внимания. Ору дия лова оспащаются у нас так же, как и на других передовых судах, то есть прп работе на плохих грунтах тралу ирндает- ся большая пловучесть. На нижнюю под бору добавляются крупные бобенцы, а при работе на хороших, ровных грунтах лишние кухтыліі и груз снимаются, а вместо крупных применяются мелкие бо- беицы. Траловый мешок у нас всегда во всех районах моря вооружен одинако во, с таким расчетом, чтобы он меньше задевал за морское дно. В ПОИСКАХ НОВОГО Моряки нашего корабля стараются по вседневно совершенствовать технику лова, перенимать опыт экипажей иередовых ко раблей п сами ищут новые пути повыше ния уловов. Так. мы убедились на прак тике, что кухтылн следует привязывать не сверху тралового мешка, а внутри его. Делается это не только для предохранения кухтылей от повреждения, но и для луч шего раскрытия тралового мешка. Неко торые тралмейстеры считают, что для предохранения тралового мешка от по вреждения на него нужно навязать как можно больше шкур и фартуков./ Такое мнение неправильное. Большое количество шкур н фартуков утяжеляет мешок, из-за чего он идет по самому дну и, следова тельно. быстрее изнашивается. Мы на вязываем на мешок две шкуры и два фар тука. Этого вполне достаточно. Обычно футроп (трос, служащий ииж- и) ним основанием сетей; соединяется с цен тральной частью нндавей подборы цеп ками одинаковой длины. На траулере «Касатка» для этой цели цепки приме-! няются разной длины, которая умень- ‘ шается с краев по центру. Это гаранти рует сети от перекоса и стягивания по садки. В настоящее время на нашем корабле испытывается 35-метровый трал с уко роченными крыльями. Тралмейстерский состав «Касатки» по ставил перед собой задачу: выяснить все положительные и отрицательные качества этого трала. Мы применяем его вместе с досками Матросова. Уже можно сказать, что трал с укороченными крыльями очень удобен, с ним легче работать в ветреную погоду. Моряки «Касатки», работая но вым тралом, берут хорошие уловы. Трал- мейстерскпй состав корабля, кроме того, работает над усовершенствованием нового орудия лова. К А К МЫ ОРГАНИЗУЕМ СВОИ ТРУД Стремясь возможно больше времени использовать для лова рыбы, коллектив «Касатки» в среднем производит спуск и подъем трала за 38 минут. Переход с трала на трал у нас также производится быстрее, чем положено по норме. Благо даря этому улучшается режим траления, а следовательно, повышается суточный вылов рыбы. Добиваемся мы этого благо даря правильной организации труда. Каж дый матрос у нас выполняет определен ные обязанности, поэтому при спуске или подъеме трала всс операции выполняются четко, без каких бы то ни было задержек. I То обстоятельство, что наши матросы постоянно повышают своп производствен ные навыки, значительно облегчает ра боту тралмейстерского состава. За исправ ностью орудий лова у нас следят всс мо ряки. За каждым матросом закреплен оп ределенный участок. Штурманы при под ходе трала к борту внимательно смотрят, нет ли в сетях повреждения. Если есть, то штурман замечает, в каком именно ме сте имеется дефект и сообщает о нем трал мейстеру или его помощнику. В ремонте орудий лова, как правило, принимают участие под руководством тралмейстер ского состава матросы. Морякп нашего корабля стараются все ми мерами предохранять орудия лова от повреждений. Обязательно через каждые 10— 15 тралений переходим с трала од ного борта на другой, если работаем на легких грунтах. Прп работе в районах мо ря с каменистым дном переход с трала на трал осуществляем чаще. Нзноспвшиеся тралы у нас не выбра сываются, как это, к сожалению, все еще делается на некоторых кораблях, а раз резаются на отдельные части, просуши ваются п еще сохранившиеся сети ис- I пользуются для ремонта новых орудии і лова. Мы вообще стараемся при повреж- I денип трала меньше расходовать пряде- ! на, а делаем вставки. Благодаря этому тралмейстерский состав корабля система тически добивается экономии сетемате- рналов и промыслового снаряжения. Во втором квартале экипаж траулера «Касатка» добыл три тысячи центнеров рыбы сверх плана. Этому во многом спо собствовало хорошее состояние орудий лова. Тралмейстерский состав корабля и впредь будет совершенствовать свой опыт, добиваться высоких улозов 1. Когда дело пущено на самотек Трест «Мурманрыбстрой» ежегодно по дучает все новые и новые прекрасные механизмы для производства тяжелых ра бот, для облегчения труда строителей. Но, как правило, этп механизмы эксплоати- руются плохо. Приведу несколько примеров. На пер вом строительном участке на рытье кот лована работает электрический экскава тор, но загружен он наполовину, а то и меньше, так как нехватает автомашин для отвозкп грунта. Грунт, который не успевают отвозить машины, приходится по несколько ваз перекидывать с места на место, чтобы расчистить фронт работы. Это и замедляет п удорожает строитель ство. Этот же экскаватор добывает глину для нужд участка. Его производитель ность — 250— 280 кубометров за смену. Но пз-за того, что отвозит глину только одна автомашина, он не делает и полови ны того, что мог бы. Не лучше используется техника и на других участках. Напрпмер, котлован под холодильник Л? 2 (второй строительный участок) роет дизельный экскаватор «Ковровец». Загружен он, как правило, па 25— 30 процентов, и опять по той же причине — пз-за отсутствия автотранс порта. Всс, что до енх пор сделано при помощи экскаватора, можно было сделать в три раза быстрее. Автомашин в тресте достаточно, однако ввиду того, что они неправильно расстав ляются по участкам, загружаются пе на полную мощность, поэтому строители не получают необходимого материала. Много идет разговоров об улучшении использо вания автотранспорта, но воз п пыне там. Стоят механизмы и по другим причи нам. На строительной площадке холодиль ника Л: 2 больше месяпа стоят два ба шенных крапа из-за отсутствия фронта работ. Длительное время стоит без дела такой же кран возле дома областного уп равления МРС на улице Перовской. ІІе- КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ К н и г а полностью используются два крана в 51-м квартале на проспекте имени Ленина. Вина за это ложится на началь ников участков п машинно-прокатную базу. Уход за техникой в тресте поставлен пз рук вон плохо. По вине отдельных не радивых работников механизмы выходят пз строя, на ремонт затрачиваются сред ства и время. Например, по вине кранов щика Кладова у автокрана X : 61— 37 была сломана стрела. Ремонт ее занял две смены. Тракторист Файрушиц наехал на камень п разбил картер трактора-буль дозера. В результате машина простояла также две смены. Из-за неумелого обра щения с механизмами крановщика Дов- ченко и моториста Орешина былп выведе ны нз строя автокран Хг 08— 10 п авто кара. П таких случаев много. . В авариях п поломках ценного обору дования виноваты не только самп меха низаторы. Значительную долю вины за это нужно отнести и на механиков стро ительных участков тт. Калашникова, Пирман, Олейникова и Кузнецова. Онп не помогают механизаторам, не инструктиру ют нх, зачастую заставляют выполнять такпе работы, для которых механизмы пе приспособлены. Руководители машпнно-прокатной базы (начальник тов. Чернышев) крайне слабо контролируют работу своих механизаторов на участках. Дело идет самотеком. Техни ка распылена трестом больше чем на 10 объектах. Техника должна быть сосредо точена на решающих участках, работать в комплексе. А. у нас так: подъемный кран на объект дадут, а землеройных ме ханизмов нет. Надо устранить самотек в расстановке и эксплоатацнн техники, добиться, что бы в летнее время был подготовлен ши рокий Фронт работы на зиму. В. БУШУЕВ . Механик машпнно-прокатной базы. I 2. Техника есть, а работаем вручную Наша бригада недавно разрабатывала котлован под фундамент дома У: 9 в 51-м квартале. На земляных работах иадо было бы использовать экскаватор и транспор теры, но все делалось вручную. Дела бригады шли очень медленно, грунт был промерзший. Тогда на котлован поставили экскаватор. # Но работал он 4— 5 часов, а остальное время его ремон тировали. Очистка котлована производилась тоже вручную. Для уборки земли, оставшейся в котловане после закладкп фундамента, поставили два малых ленточных транс портера. но онп также больше стояли, чем работали. На площадке прэраба тов. Jo- паткпна наша брнгада вручную работала несколько дней, а с применением механи зации все это можно было сделать за один день. , Труд у нас организован плохо. Утром целый час приходится ходить за мастером тов. Поляковым п проепть у него работу. А ведь разнарядку положено делать на кануне, с вечера. Е сли механизмы на нашем участке бу дут использоваться правильно, то п дома для трудящихся Мурманска будут быстрее вводиться в строй. В. КОРОВИНА. Бригадир землекопов. 3. Замороженные резервы О безграмотных руководителях и молодых специалистах Каждый год тысячи студентов закан- ’ чивают высшие и средние технические учебные заведения и разъезжаются в раз ные уголки Советского Союза отдать свои знания на благо любимой Родины. 11а предприятиях, в учреждениях молодые специалисты встречают внимание и по мощь со стороны руководителей и коллек тива, получают возможность в полной ме- ре проявить своп сплы п способности, оправдать средства, затраченные государ ством на пх воспитание и обучение. Но на Мурманском рыбокомбинате ру ководители встречают молодых специали стов не так, как положено. Пнженер-технолог тов. Богомолова при ехала на комбинат -в 1950 году и была назначена старшим мастером смены. В течение трех лет опа работала неплохо^ j Казалось бы, что после значительной ! практики тов. Богомолову выдвинут на более ответственную работу с тем, чтобы ( она могла полностью применить свои зна ния. Но этого не случилось. Пнженер-технолог тов. Корнеева рабо тала полтора года сменным мастером и только после того, как Главмурманрыб- пром стал интересоваться производствен ным ростом молодых специалистов, тов. Корнееву пз сменных мастеров перевели в старшие мастера1. Кроме пнженерзв-техно- логов, на рыбозаводе ЗѵЗ 1 есть 7 тех- нпков-технологов. Некоторые из них рабо тают по 4— 5 лет, в совершенстве знают производство, но роста их, выдвижения их не видно. Может быть, рыбокомбинат не нуж дается в инженерно-технических кадрах? Нет, нуждается. На многих ответственных участках здесь стоят людп, которые не имеют достаточного образования и не обеспечивают высокое качество руковод ства. Напрпмер, тов. Могилев, проучив шись год в учебно-курсовэм комбинате, вначале работал старшим мастером на по солочном заводе, затем был переведен на рыбозавод Ж 1 начальником цехов З&Ч: 14. 15 и 16 п через некоторое вре мя по желанию директора завода тов. Еобылкиной назначен на должность ин женера-технолога. Соответствует ли тов. Могилев этой должности? Практика его руководства говорит: нет. 26 июня смене мастера тов. Кузьминой было дано задание убирать из чанов 147, 196, 141, 148 в 16 цехе крепко соленую треску для хранения. В чане Хг 147 ока залась треска непригодная. Так как тов. Могилев не знает, что находится в чанах, смсна тов. Кузьминой сорвала выполнение плана, простояв целый час. Заступающая смена мастера тов. Гуржеевой также, про стояла 40 минут, так как и ей был дан для уборки чан с так называемой техни ческой рванью, т. е. с негодной рыбой (чан X : 32) и чан Л! 73, в котором ока залась негодная сельдь, и несколько тачек трески. Общий простой составил 59 чело- веко-часов. Директор завода тов. Кобыл- кпна обвинила в этом только мастеров, а главный в и н о в н и к остался в стороне. Очень часто мастерам, особенно прак тикам, нрпходптся обращаться к техноло гу завода по вопросам технологии произ водства. Но так как тов. Могилев с ГОСТ’амп и ОСТ’амп знаком только по верхностно, то мастера зачастую не полу чают от него никаких ответов, пли же слышат такую фразу: «Смотри сама, тебе виднее». 19 июня смене, работавшей с S утра до 16 ч. 30 м., было дано задание убирать из чанов треску, которая засаливалась пз остатков свежей рыбы с дефектами. Тов. Могилев доказывал, что рыба, поступа ющая из чанов па уборку, почтп вся пер вого сорта, хотя даже наружные признаки показывали обратное. Вызвали начальни ка отдела технического контроля тов. Скачкову, которая решила спор нпкак не в пользу тов. Могилева. Такой же точно спор произошел в мае при уборке рыбы льдо-солевой морозкп нз «бунтов», сло женных на хранение в течение 7 —8 дней. Высота «бунта» достигала более 1,5 иетра. Мастер на уборке этой рыбы тов. Алексеева, технический контролер и заве дующий лабораторией доказывали, что рыба не первого сорта, но под нажимом руководителей завода тов. Алексеева вы нуждена была убирать рыбу как перво сортную, технического контролера тов. Волкову заставили подписать марки (пар тпи продукции), выпущенные из зале жавшегося свежья. Как ни старались ма стер и технический контролер доказать свою правоту, ничего не получилось. Тоі- да была создана комиссия: представите.-:, Главка тов. Миронов и. о. директора ком бината тов. Морозов главный инженер тов. Соловьев, заместитель главного инже нера тов. Богина, директор рыбозавода [Ms 1 тов. Кобылкина и тов. Могилев. Всс они стали доказывать, что мастер, технн- •ческий контролер и заведующий лаборато рией ничего не понимают, свежье-де пер восортное, соответствует всем ГОСТ’ам. Что же оказалось? Вся предъявленная продук ция была забракована государственной рыбной инспекцией и переведена из пер вого сорта во второй. Рыбокомбинату был предъявлен штраф на сумму более 6000 рублей. Это — результат поощрения и покрови тельства безграмотности со стороны руко водителей завода и комбината в узких, ведомственных интересах. 11 июня в цехе Хг 17 сменой мастера тов. Гуржеевой производилась уборка тре ски с большегрузного траулера. Поступа- Іющая треска имела на поверхности боль- ,шой налет грязи. Несмотря на неоднократ ные замечания отдела технического конт роля завода и государственной инспекции, тов. Кобылкина категорически запретила мастерам мыть рыбу щетками, что являет ся грубым нарушением технологических инструкций. Выработанную продукцию завод не мог отправить по назначению, так как рыба в бочках не соответствовала нужному государственному стандарту. Очень часто тов. Могилевым даются ца уборку чаны,- рыба в которых не прове рена в лаборатории на соленость. Это при водит к простоям смен, к браку вырабо танной продукции. Па рыбозаводе 1 пмеют место и такие безобразные случап, как подделка документов. Так, повагонка (документ) на продукцию (марка Х і 58) льдо-солевой морозкп была грубо поддела на старшим товароведом тов. Вьюрковым, который скопировал фамилию мастера и технического контролера. Этот случай был отмечен всего лишь выговором тов. Вьюр- кову. О подобных беспорядках, приживших ся на рыбозаводе IN* 1 под крылышком тов. Кобылкиной, о безграмотности, бра кодельстве и бесхозяйственности руково- ' дителн комбината знают, но, как ни странно, потворствуют всему этому, по крывают безобразия. С таким положением мириться нельзя. Руководить производ ством должны грамотные и толковые спе- , циалпстм, АНДРЕЕВ. К. ЖОМОВ. У нас в тресте в большом ходу ручной труд. Руководители говорят, что машин нехватает. Стоит заглянуть к нам на склады, чтобы убедиться, что это не так, что в тресте попросту не любят технику. Склады треста заполнены механизмами, которые могли бы значительно ускорить темпы строительства. Но руководители треста, и в первую очередь главный ме ханик тов. Мучник, не заботятся, чтобы эти мощные резервы пустить в ход. Строителям крайне нужен камнедро бильный агрегат. На складе он лежит с 1951 года, но в тресте второй год не мо гут решить, где его установить. С прошлого года лежит на складе ба шенный кран. Здесь же можно найти бе тономешалки и растворомешалки, лебедки, электромоторы, дизельные копер и молот, всевозможные станки, землерыхлителп и другое оборудование. Причем часть этого оборудования совершенно не нужна стро ительству. Для чего, напрпмер, лежит здесь лебедка, предназначенная для сцены Дома культуры именп С. М. Кирова? Станок для гнутья труб также не тре буется тресту, в нем нуждаются другие предприятия, но он также лежит па нашем складе. Склады треста должны быть разгруже ны, технике место не здесь, а на строи тельных площадках. В. ПОЛЯКОВ. Заведующий складами. ------------------- ІШШШ ПШШШШ -------------------- В е л Ь л \ о Ж и С 10 по 18 июня кабинеты начальника строительного управления Мурманского морского бассейна Каплпева п главного инженера управления Гуревича пустова ли. На строительных объектах тт. Каплие- ва и Гуревича тоже не видали. Правда, раз или два за неделю они навестили уп равление — и снова исчезли. — Где это наше начальство? — гадали подчиненные. А начальство готовилось к экзаменам в вечернем университете. Подготовка начальника управления и главного инженера к экзаменам была об ставлена с комфортом. Преследовалась цель превратить процесс подготовки к экзаменам в сплошное удовольствие. Для этого на помощь себе ученики мобилизова ли шофера легковой машины Сивкова и машинистку управления Стрелкову. Маши нистке запретили печатать что-либо дру гое, кроме записей лекций Каплпева. За нята этим она была н в воскресенье, 14 июня. Шофер Спвков с машиной бессмен но дежурил у квартиры Каплпева. Началь ник подавал ему исправленные черновики лекций, шофер бросался в машину и мчал ся к Стрелковой; оттуда, забрав уже пере печатанное, летел обратно к начальнику за новой порцией черновиков... Дело подвигалось вперед с непостижи мой быстротой. , Комфорт заключался не только в этом. Для подготовки к экзаменам учащимся ву зов разрешается брать отпуск без сохране ния содержания или в счет очередного отпуска. Каплпев и Гуревич отпуск не оформляли, они готовились к экзаменам за счет государства. Кстати, начальник строительного уп равления морского бассейна любит подоб ного рода удобства п в менее горячую по ру, когда к экзаменам готовиться не нуж но. В прошлом году на Октябрьской улице около дома 18, в котором живет Кап- лнев, был построен гараж на одну маши ну. Гараж управления не устраивал Кап- лпева «пз-за чрезмерной удаленности»: до него надо было идти 10 минут. Шоферу Спвкову в этом же доме была предостав лена квартира «с льготами». За комнату площадью в 14 квадратных метров с ме белью, постелью, освёщецпем, отоплением и прочими услугами он платил как за коечное место в общежитии. Когда в 1953 году прокуратура бассейна спросила: «Как же так?» — ей ответили, что комната предназначена для приезжающих на вре менную работу. Тем и кончилось. Чего же еще: личные, пусть и незаконные, удоб ства для Каплпева выше всего. ...В процессе подготовки к экзаменам в университете тов. Каплпев, вероятно, поз- накомился с историей. Вероятно, оп встре чался там с вельможамп и бурно негодо вал по поводу их стремления всякими путями устроить себе легкую жизнь. Не годовал — п не думал, что сам уподобил ся вельможе со всеми его замашками. Нет, учеба явно не идет впрок на чальнику стройуправления. 3 . ОСИПОВ. по северному •рыболовству Архангельское областное государствен ное издательство .выпустило книгу Н. М. Кузнецова по рыболовству в Север ном бассейне. Выход из печатг ->той кнпгп — необ ходимое, полезное дело. За исключением специальных работ, доступных узкому кругу научных работников, литература по северному рыболовству, и особенно по местным водоемам, до сих пор крайне ог раничена. Не подлежит сомнению, что отсутствие литературы на рыбохозяйст венную тему является существенным препятствием для промыслового использо вания местных водоемов, для тех, кто хо тел бы познакомиться с состоянием суще ствующего озерно-речного рыболовства н использовать уже имеющийся опыт. В этом отношении книга II. М. Кузнецова «Рыболовство в реках и озерах Архан гельской области»*), в сущности, пред ставляет единственное научно-популярное пособие. В своей книге II. М. Кузнецов осве^ щает вопросы, связанные с организацией и проведением лова рыбы на реках и озерах Северного бассейна. В ней он дает характеристику местных водоемов, со став и запасы рыб, технику рыболовства и данные по использованию уловов. В местных водоемах Северного бассейна, в том числе и нашей Мурманской обла сти, обитают такие ценные породы рыб, как семга, стерлядь, кумжа, голец, нель ма, омуль, пелядь, ряпушка, лещ, язь, окунь, щука, налим и пр. Всего же в ре ках II озерах Архангельской области на считывается около 45 видов рыб и в Ка- рело-Фпнской ССР — около 44 впдов. Автор правильно отмечает, что исполь зование местных водоемов производится крайне неравномерно п без всякого регу лирования рыболовства. В результате озе ра, расположенные вблизи населенных мест, облавливаются очень интенсивно, иногда недопустимыми способами и ору диями лова, а водоемы, расположенные вдалеке от населенных пунктов, нередко совершенно не облавливаются. Как в том, так и в другом случае рыбные запасы используются неправильно. В связи . с этпм автор дает ряд советов по правиль ному использованию местных водоемов п содержанию пх в надлежавтем порядке. Весьма существенным и важным в книге И. М. Кузнецова является раздел о рыбных запасах п продуктивности рок и озер. Автор показывает, что продуктивность рек, например, Архангельской области, при современном состоянии последних ниже, чем должна быть, так как сказывается загрязнение рек и нерестилищ отходами промышленного производства. Надо отме тить, что в нашей области трест местных водоемов и «Муррыбвод» тоже не уделяют еще достаточного внимания борьбе с за- грязнспием рек п озер. Н. М. Кузнецов подробно останавли вается на охранных мероприятиях, на правленных к сохранению рыбных запа сов, и на искусственном рыборазведении. В книге подробно п доходчиво расска зывается об искусственном рыборазведе нии, акклиматизации, как средстве улуч шения состава рыбного населения мест ных водоемов. Громадное количество озер в нашем Северном бассейне заселено мало ценными, мелкими рыбами (плотва, ерш п т. п.) пли хищниками, в то время когда во многих пз них могут прекрасно обитать более ценные породы. В книге Н. М. Кузнецов приводит зе только технику промышленного рыболов ства, по п любительского. Рыбный спорт, как и другие виды спорта, шпроко рас пространен в нашей стране, и у нас, на севере, имеется немалое количество дю- бнтелей-рыболовов. Однако научно-попу лярной литературы для 4 пих крайне мало. II. М. Кузнецов отводит значительное ме сто в своей книге этому виду рыболов ства и подробно описывает как необходи мое снаряжение, так и технику и орудия любительского лова. Книга хорошо иллюстрирована, написа на доходчиво. Она является хорошим посо бием и для организаций, и для колхозов, которые ведут лов рыбы в местных во доемах, и для любителей рыболовства. Б. ТАМБОВЦЕВ. Кандидат биологических наук. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ» „Новое строительство в колхозах" Так называлась заметка, опубликован- . Управляющий Мурманской областной ная в «Полярной правде». В ней говори- КОнторы «Сельхозснаб» тов. Виленкин со- лось о том, что «Сельхозснаи» задержива- .. ет отгрузку проволоки для оленеводческих о6щил , проволока уже от- изгородей в колхоз «Доброволец», Лово - 1 правлепа в колхозы Ловозерского ранопа. зсрского района. I % „Ремонтные злоключения корабля* Так называлась корреспонденция, опуб- ( Заместитель начальника Главмурман- ликованная в «Полярной правде». В кор- ; рыбпрома тов. Курочко сообщил редакции, респондент!и указывалось, что завод что для повышения качества ремонта про- междурейсовою ремонта недоброкачествен- j мысловых кораблей на заводе организует- но ремонтирует промысловые суда. 1 ся отдел технического контроля. *) Н. М. Кузнецов. Рыболовство в реках н озерах Архангельской области. 1951 г.. цена 3 руб. Новый спектакль самодеятельного коллектива Драматический коллектив Дома культу-- ры пменп С. М. Кирова осуществил поста новку одноактной пьесы «Рыбацкая гор дость». В пей рассказывается о трудовых делах одного рыбапкого колхоза, о его борьбе за преодоление отставания в вы полнении плана вылова рыбы. В спектакло заняты.участники художе ственной самодеятельности: сотрудница областного архива Е. Ипатова, известная мурманскому зрителю по предыдущему спектаклю эт<*го же самодеятельного кол лектива «Вей, ветерок», секретарь-маши нистка II. Платова, слесарь Ф. Каримов, связист 10. Сплин и старший научный сотрудник архивного отдела М. Смузикова. Режиссер спектакля — художественный руководитель драматического коллектива Н. Яковлева. Спектакль «Рыбацкая гордость», тепло принятый мурманским зрителем, является новой творческой удачей самодеятельного’ коллектива. Драматический коллектив показывает с б о ю постановку также в клубах и крас ных уголках предприятий рыбной про мышленности — в судоверфи, рыбокомби нате и т. II. Следует нолселать участникам художе ственной самотеятельиост-п Дома культуры' имени С. М. Кирова установить более тес ную связь с коллективами рыбодобываю щих и рыбообрабатывающих предприятий.- - *«на ы і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz