Полярная правда. 1953, июль.

Ла 155 (7569) 3 ИЮЛЯ 1953 Г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А J Я ■ ШК О Л А НОВАТОРОВ И З О П Ы Т А Р А Б О Т Ы Э К И П А Ж А Т Р А У Л Е Р А « К А С А Т К А » Г:'. 1. УМЕЛОЕ СУДОВОЖДЕНИЕ ЗАЛОГ УСПЕХА Принимая обращение ко всем работни­ кам рыбной промышленности нашей обла­ сти о развертывании социалистического соревнования за досрочное выполнение плана третьего года пятой пятилетки, ко­ ряки траулера «Касатка* обязались вы­ полнить годовой план к 36-Й годовщине Октября, добыть в атом году по менее 51.000 центнеров рыбы. Все члены наше­ го экипажа прониклись чувством ответ­ ственности за слово, данное Родине. Еще находясь в порту, мы готовимся к работе в море. В рейс корабль уходпт тщательно подготовленным, снабженный всем необ­ ходимым. Каждый специалист на своем участке работы борется за высокие уловы. Особенно серьезная ответственность за успешное проведение рейса лежит на мне и штурманах. Ведь известно, что правиль­ ное руководство промыслом, умело постав­ ленное промысловое судовождение — за­ лог успеха. В . ЗАКУРДАЕВ . Капитан траулера «Касатка». + роль за ведением планшета и прокладкой курса судна на нем. Работая у буя, мы учитываем течение, дрейф судна и т. д. Это позволяет нам выходить точно к бую, а не разыскивать его с биноклем за 3— 4 милп. Случается, что мы выходим пе на буй. а в сторону от него. В таких случаях такой метод рыба под- ны. В большинстве случаев работы себя оправдывает. Если же выясняется, что нимается из придонного слоя воды, мы все равно не меняем курсов и глубин, а про­ должаем работать. Сразу, как только косяк опускается на дно, мы опять имеем хоро­ шие уловы. В результате суточный вылов у нас получается лучше, чем у тех ко­ раблей, которые часто меняют курсы и глубины без всякой системы. Часто капитаны траулеров в погоне «за большой рыбой» бросают 2 — 3-тонные подъемы и уходят к другим кораблям, которые имеют большие, но случайные подъемы. Мы этого не делаем. Если рыба в данном квадрате ловится неплохо, то зачем менять место лова? Из вышесказанного вовсе не следует, что мы не переходим в течение рейса с места на место. Если обстановка того тре­ бует, мы меняем районы промысла, но делаем это только в случае действитель­ ной необходимости, предварительно тща­ тельно ознакомившись с условиями работы в районе, куда собираемся перейти. Нз квадрата в квадрат мы не переходим с тра­ лом, так как на это теряется лишнее Успех рейса во многом зависит от вы­ бора района моря, где команде корабля предстоит работать. Необходимо, прежде всего, знать о сезонных передвижениях рыбы, знать особенности каждого промыс­ лового района моря. У меня Имеется зг^ пись о работе флота по месяцам. В свой промысловый дневник, который веду уже продолжительное время, я заношу все дан­ ные о работе корабля. Собираясь в очеред­ ной рейс, мы эти данные анализируем, со­ ветуемся с опытными капитанами. Кроме того, находясь в порту, мы регулярно сле­ дим за промысловыми сводками, за резуль­ татами работы экипажей других кораблей. Таким образом, выходя в море, мы имеем ясное представление о промысловой обета- сразу же выясняем, почему это произошло, новке. Находясь на пути в выбранный увеличиваем или уменьшаем, сообразуясь район, я тщательно знакомлюсь с его осо-, с прокладкой курса, крпвую поворота; ляе^м место судна по радиопеленгам, бенностямп, а также знакомлю с ними | судна, пз этого выявляем снос судна тече- своих помощников — штурманов, Посо- нием. Через два— три траления у буя, Растить народные таланты В Кировском районе создано 42 юол- іектава художественной самодеятельности, в которые вовлечено более 700 человек. Активно работают драматические, хоро­ вые, музыкальные н хореографические кружк#. В пх репертуаре — лучшие со­ ветские пьесы, стихи п песнл, проникну­ тые благородными пдеямп советского пат­ риотизма, ленинско-сталинской дружбы народов, воспевающие Коммунистическую партпю, борьбу за мир. За пять месяцев нынешнего года коллективами художест­ венной самодеятельности подготовлено п показано зрителям более 150 концертов и спектаклей. Хорошо работают кружки, возглавляе­ мые • художественным руководителем В. Е. Нестеренко. Театральным роллекти- вом поставлены пьесы «На дне»і М. Горь­ кого, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Ма­ кар Дубрава» А. Корнейчука, «Девицы- красавпцы» А. Спмукова п другпе. Хоро­ вым коллективом пспо.тпялттсь «Песня о Сталине», «Спасибо великий учитель», «ІІеспя мира» и т. п. Прп культпросветучрежденпи создан са­ модеятельный театр юного зрителя, в ко­ тором занимаются 36 пионеров и комсо­ мольцев. Самодеятельным тюзом подго­ товлена и показана ньеса Шварца «Снеж­ ная королева». Среди актпвпетов этого самодеятельно­ го коллектива — слесарь тов. Пвахненко, электромонтер тов. Яковенко, токарь тов. Сосновкнна, машинист электровоза тов. ВескараваГіный, молодой специалист тов. Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Книг а о мужес тве советского человека время Случается, что вести тралировапне і JT".... .......... .. приходится без буя, когда с п в т его I С к о к о в и многие другпе. бесполезно (в туман и снегопад). В таких Неплохо работают коллективы художест- случаях, чтобы не сбиться с косяка, мы Jвенной самодеятельности районного Дома особенно внимательно ориентируемся ио глубинам, учитывая течения, пользуясь атласом течений. Еслп, напрпмер, мы опускаем трал на глубине 200 метров, то после поворота снова выходим на эту глу­ бину, еслп даже для этого приходится и д т и дольше, чем первым курсом, опреде- культуры (директор тов: Ильина), За- шейкозского клуба (заведующий тов. Ту­ рин) и ряд других. В нынешнем году художественной само* деятельностью в г. Кировске советские п партийные органы занимаются больше, чем в прошлом. Дважды обсуждался воп­ рос о художественной самодеятельности на бкями в этом случае служат лоции, план­ шеты и опять-таки записи и дневники. По приходе в район промысла важно установить, в каких именно квадратах, на каких глубинах находится наиболее плотная концентрация рыбы. Об этом мы узнаем на радиосовещаниях капитанов, а также пз бесед с капитанами судов, кото­ ры е имеют наилучшпе уловы п работают в данном районе продолжительное время. Если в районе промысла имеется буй, то работу начинаем обязательно от него. При этом стараемся место буя обязательно определить астрономическим и л и навига­ ционным способом. Вначале мы делаем от буя 2 — 3 коротких траления разными курсами и на разных глубинах. Выяснив таким образом, где лучше всего ловится рыба, тралеішя удлиняем. Если рыба кон­ центрируется на большой площади, то стараемся делать траления прямыми кур­ сами, без поворотов. Благодаря этому мы избегаем сжимания трала, которое отри­ цательно сказывается на его уловпстости. Я, как капитан, веду тщательный конт- после соответствующих корректировок, прокладка ведется уже точно. Это особенно важно, еслп приходится работать в тумане пли во время снегопада, когда буя не вид­ но. В такпх случаях большую помощь нам оказывает планшет с нанесенными на нем изобатами (линиями одинаковых глубин). Зная глубину у буя и как от него меняют­ ся глубины, можно длительное время при­ держиваться правильных курсов и глубин, не видя буя. Очень часто случается, что рыба, не уходя нз данного района, меняет глубины пли поднимается пз придонных слоев во­ ды. В таких*случаях некоторые капитаны проявляют нервозность, переходят с тра­ лом от одного корабля, имеющего хорошие подъемы, к другому. В результате опи ока­ зываются в пролбве. Мы в таких случаях делаем так: сравнивая утренние, дневные и вечерние сводки, устанавливаем, в какое время суток, на каких глубинах лучше всего ловится рыба. Выяснив это, утром ловим на одних глубинах, а как только за­ мечаем. что уловы снижаются, сразу же переключаемся на другпе курсы п глубп- Болыное значение имеет и то обстоя- j заседании райисполкома, вынесено поста тельство, что мы работаем в штормовую, новление бюро райкома КПСС. Но, <к со- погоду. Если даже уловы за траление по - 1 жалению, контполь за выполнением прп- зволяют нам выполнить суточное задание, пятых решений организован слабо, значп- хотя бы даже на 50 процентов, мы не | тельная часть пунктов решений выпол- ложимся в дрейф. В шторм часто прпхо-1 няется медленно. дптся вести корабль с тралом протпв вет- Потгрежнему в стороне от развития ра. Мы обычно в такпх случаях не идем ; художественной самодеятельности стоят прямо на ветер, а ведем судно галсами. Это! комсомольские организации и руководпте- дает то преимущество, что кораоль j лп профсоюзных организации: иредседа- идет лучше, не ^врезаясь в волну, не так j тель -рабочкома рабочих леса и сплава дергает ваера. Кроме того, когда траулер j тш>> Худнев, председатель райкома союза идет против ветра галсами, лучше рабо- j раГютнтгеов госторговли и общественного тает эхолот. Соблюдая правила промыслового судо­ вождения, внимательно изучая течения, рельеф дна, глубины, можно с одинаковым успехом работать как в отдаленных, так и в ирибрелшых районах моря. Судоводи­ тельский н личный состав траулера «Ка­ сатка» постоянно совершенствует свои знания, изучает и перенимает опыт пере­ довых команд. 13 июня наш коллектив выполнил по­ лугодовой план. Сейчас корабль снова на­ ходится в море. Вместе со всем коллекти­ вом судоводители «Касатки» борются за успешное выполнение свопх обязательств. Sa последнее время всеобщее внимание моряков, находящихся на промысле, прив­ лекает высокопроизводительная работа экипажа траулера «Революция». За каж­ дые сутки команда этого корабля, как правило, укладывает в трюм по 20 и боль­ ше тонн рыбы в полуфабрикате. Моряьп «Революции» поставили перед собой задачу доставить в порт полный груз рыбы. На корабле широко разверну- а п о л н ы й г р у з то социалистическое соревнование. Пер-, ников, старший машинист тов. Лоскптов, венство прочно удерживает коллектив вахты руководимой старшим штурманом тов. Коковпным. Особенно хорошо трудят­ ся здесь матросы тт. Томнлоп, Вешняков, Черкасов. На корабле есть немало и других пере­ довиков производства. Консервный мастер тов. Жеребцов работает уже в счет плана третьего квартала. Тралмейстер тов. Плот- матросы тт. Воронин, Кабанов и другие трудятся не жалея сил. Образцы работы показывает машинист рыбомучной установки тбв. Седов. На-днях он досрочно выполнил рейсовое задание по выработке муки. С. ДЕМИН. Баренцево море. (По радио, наш спец. корр.). питания тов. Зевахпн и другпе. Работник районного Дома культуры тов. Капуегпп пять раз ходил в Кпровск> торг для того, чтобы оогічпзовать хор. Но тут записались лишь три человек -0 \ ведь в этом коллективе молодежи около 100 человек, пз них 40 комсомольцев. Председателе рабочкома профсоюза ра­ бочпх леса и сплава тов Худнев два го­ да подряд пе высылает представителя на курсы пг подготовке руководителей худо­ жественной самодеятельности, заявляя: «Пришлите мне аотпета итп другого спе­ циалиста тогда будет самодеятельность». Неправильно относится к художествен­ ной самодрятельно^тн и директор Фельд­ шерско-акушерской школы тов. Захар­ ченко. По мнению директора участие в самодеятельности отрицательно сказывает­ ся на успеваемости студентов. Кировский район имеет все возможно­ сти поставить дело развития художест­ венной самодеятельности ва более высо­ кую ступень. Для этого необходимо по­ кончить с недооценкой роли культурно- массовой работы среди трудящихся. Г. ВАСИЛЬЕВ. В литературу об исследовании и освое­ нии Арктики недавно вошла увлекатель­ ная и глубоко патриотическая книга «По нехоженой земле». Автор ее известный советский исследователь Арктики, отваж­ ный путешественник, доктор географиче­ ских наук Г. А. Ушаков рассказывает о том, как он и его два спутника, выпол­ няя задание Советского правительства, высадились в 1930 году на тогда ещо неисследованную Северную землю и про­ вели на ней два года. Как только группа отважных совет­ ских людей оказалась на Северной земле, первым долгом она подняла над арктиче­ скими просторами алый флаг своей Роди­ ны. Начальник экспедиции Г. А. Ушаков доложил: «Флаг, реющий над Кремлем, взвился п на Северной земле, до сих пор остающейся белым пятном на географи­ ческих картах. Горжусь 'доверием Совет­ ского правительства и трудящихся СССР. Вместе с товарищами обещаю быть достой­ ным этого доверия. Сквозь льды, снега, туманы и полярные метели будем продви­ гать наш флаг все дальше и дальше к Северу». Описанию тому, как горстка советских людей выполняла свою задачу, и посвя­ щена эта замечательная книга. За^ два го­ да пребывания на Северной^ земле Г. А. Ушаков и его спутник С. П. Журав­ лев исходили ее вдоль п поперек. Их пе останавливали нп свирепые полярные ме­ тели и морозы, нп распутица арктических весен, когда приходилось брести десятки километров по ледяной воде, нп хаотиче­ ские нагромождения айсбергов и торосов ни многомесячные полярные ночи. Советские исследователи знали, что им придется встретиться с многими трудно­ стями. Автор книги пишет: «Нп я, ни мои спутники не собирались разыгрывать роль Робинзонов или изображать пз себя хо­ дульных героев; мы не мечтали, как о блаженстве, о труднбетях и лишениях, так как прекрасно знали, что пх будет до­ статочно на нашем путп и что нам не миновать их...»- Перед каждым новым этапом путп, пе­ ред каждым новым периодом исследова­ тельских работ онп спокойно п всесторон­ не, насколько позволяли' обстоятельства, обсуждали вопрос: как избежать трудно­ стей. И только тогда, когда становилось ясно, что они неизбежны, шли навстречу трудностям и побеждали пх. Лучшие места в книге это те, в кото­ рых говорится о силе духа советского че­ ловека, воспитанного великой Коммунисти­ ческой партией, и о том, что никогда его не покидает незыблемая, несокруши­ мая вера в свою Родину, в свой народ, в партпю и правительство, которые не бросят советского человека в беде, всегда придут ему на помощь. Это хорошо известно каждому советскому человеку, а особенно хорошо^ известно нашим поляр­ никам. Вот Ушаков и его "спутник Журавлев ушли от своей базы, где остался радист Ходов, за сотни километров. Здесь, в похо­ дах и исследованиях, среди бескрайних арктических просторов они провели дол­ гую полярную зиму п весну. Наступило лето. У отважных полярников возникло желанпе не возвращаться на базу, прове­ сти лето здесь, чтобы потом, с наступле­ нием зпмы, сразу же продолжить свою работу. Но онп еще перед выходом в эк­ спедицию предупредили радиста Ходова о том, когда предполагают вернуться. И вот, еслп к условленному сроку они не вернутся, Ходов, конечно, сообщит об этом на Большую землю, и «это вызовет ненужную тревогу за нашу судьбу. Неми­ нуемо будут приняты меры найти нас. В то время как мы, вероятно, без особых лишений будем летовать здесь, какой нп- будь ледокол отправится к Северной земле, а наши летчики, рискуя жпзныо, примут­ ся обследовать землю». В связи с этим приходят на память не­ которые другие случаи. Вот, например, известный полярный исследователь кана­ дец Впльялмур Стефанссон,- незадолго до начала первой мировой войны, отпра­ вился во главе большой экспедпцпи в Арктику со стороны Аляски. И вдруг в 1915 году по Канаде распространились- слухи, что всо участники экспедиции погибли. Был внесен проект организовать спасательную экспедицию. Сам В. Сте- фанссон с горечью пишет об этом так: «Проект был всеми встречен весьма нео­ добрительно. Большинство утверждало, что поскольку все мы... несомненно погибли, не следует «бесцельно рисковать еще не­ сколькими жизнями». Пли другой пример — американская ' арктическая экспедиция во главе с лейте­ нантом А. Грили. С этой экспедицией связана одна пз мрачных страниц в исто-, рии исследования Арктики. В правитель­ ственных кругах США царило полное, равнодушие к организации этой экспеди­ ции, а военный департамент, в ведении которого она находилась, бюрократиче­ ски и даже враждебно отнесся к этому делу. Все это с самого начала ставило под сомнение благополучный исход экспеди­ ции. Так оно и вышло. Брошенные на произвол участники экспедиции прожили три года в Арктике в ужасающих услови­ ях. Из двадцати трех уцелело только семь человек, жалких, одичавших, нахо­ дившихся на грани смерти. Грили в своем дневнике записал: «Мы сделали все, что могли для собственного спасения... Но я готов почти сойти с ума, когда думаю о будущем»... И как контраст между тьмой и светом, между смертью ji жпзныо — строки из другого дневника, дневника советского по­ лярника Ушакова: «Ровно в полдень подняли наш совет-* екпй флаг. Красное полотнище колыхну­ лось пламенем, затрепетало на фоне серого полярного неба. Сильней застучало сердце. Теплей и приветливей показалась Арктика^. В воображении пробежали города пашен страны, ее села, заводы, фабрики/ нивы, Москва. Над всем этим развевается красный флаг. Как крепко он объединяет людей- >г нашей Родины! Флаг шелестит и над нами! Исчезают?..... тысячи километров непроходимых льдов. Уходпт ощущение одиночества. За нами Родина. От ее именн п во пмя ее мы прпшлп сюда и поднимаем знамя жизни над этими пустынными берегами». Подкупает в этой замечательной книге и делает ещо интересней и то, что она написана жпвым, сочным, образным язы­ ком. Автор ее пе только умеет наблюдать, оп сумеет рассказать о том, что впдел, ярко, увлекательно, интересно. Книга «По нехоженой земле» воспи­ тывает в советском человеке чувство вы­ сокого сознания долга, ответственность за его выполнение. Ал. ШЕВЦОВ. ѵ • і/ НА ПРОСТОРАХ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ 3. Так рождается победа * *) рі І i-r Почтп сутки мы стояли у борта плову-1 Чей балы «Памяти Ильича»: сдавали ры-| бу, получали тару, соль, пополняли запа­ сы воды, горючего и продовольствия. И хотя 8 а этп сутки никому из экипажа пе пришлось и глаз сомкнуть, настроение у всех было превосходное, усталости как и не было. .Точно после долгого и трудного плавания мы возвратились в родной порт. Этот большой океанский пароход, к которому доверчиво жмутся с обоих бортов четыре рыбацких суденышка, в какой-то мере заменял нам сейчас большую землю. Он доставил нам не только воду и бочко­ тару, но и письма от родных и знако­ мых, газеты и журналы, а некоторым и посылки. Но самое главное — мы были довольны результатами нашего второго, после выхода Е8 порта, промыслового рейса. Ва втот раз наш корабль сдал на плавбазу 783 центнера хорошей по качеству сельди. Последний дрейф принес нам богатый улов Вся тара, какая только оказалась на судне, была заполнена, а в воде еще оста­ валась почти половина невыбрапных се­ тей. с — Как быть,, Анатолий Иванович? — обратился мастер по рыбообработке Кар- зпн к капитану. — А ты как думаешь? — в свою оче­ редь спросил его Семенов. — Придется передавать порядок дру­ гому судну или... ■— мастер нерешитель­ но замялся. - — Договаривай, — нетерпеливо сказал капитан. — ...или эасаливать рыбу прямо в мешки. — Вот это другое дело, — сразу по­ веселев, сказал Семенов. —- Была такая мысль и у меня, ждал лишь, что ты скажешь. — Только, ведь, рисковано, Анатолий Иванович. Мешки тонкие, чуть что — и порвутся. А если заштормит — беды с этим грузом па палубе не оберешься. * ) Окончание. См. «Полярную прав­ ду» за 1 и 2 нюля 1953 г. — «Если бы, да кабы», — брось ты эту канитель, Федор Яковлевич. Знаешь пословицу *— «волков бояться — в лес не ходить», а по нашему: «моря пугаться рыбу не ловить». Говорп лучше, сколь­ ко у нас мешков, где пх удобней склады­ вать, чтобы сохранить до базы рыбу в тузлуке. А там получим бочки и сразу затарим. Все обошлось как нельзя лучше, и мы смогли доставить на базу дополнительно не менео 100 центнеров сельди. Таким об­ разом. на 9 мая «Орочен» уже выполнил майское задание по вылову сельди, ап­ рельский план был выполнен еще в первом рейсе. Когда выгрузка была уже закончена и мы готовились к отходу, на наше судно пришел заместитель начальника экспеди­ ции лауреат Сталинской премии Король­ ков. — Геннадий Павлович. ■— обратился в нему секретарь судовой партийной ор­ ганизации Родионов, — экипажу хоте­ лось бы послушать ваш доклад о XIX съез­ де партии. — Я, правда, пришел к вам совершен­ но по другим делам и к такому докладу специально не готовился, но поделиться своими • впечатлениями, как делегат съезда, конечно, могу, — охотю отоз­ вался Корольков на эту просьбу. Рассказ его, живой, взволнованный, был выслушан собравшимися моряками с напряженным вниманием. Эта простая душевная беседа запала в памяти моряков, іш о г л і им еще выше осознать большую государственную зна­ чимость их труда. В заглючениз капитан судна Анатолий Пв^пович Семенов прочи­ тал радиограмму — обращение экипажа траулера «Касатка*. Как н следовало ожидать, этот новый почин вызвал живой интерес среди моря­ ков «Орочена» — людей, творчески бес­ покойных, которые п самп перед этим выступили инициаторами патриотического начинания среди экипажа кораблей сель­ дяного флота за вылов 10 тысяч центне­ ров в 1953 году. — Моряки траулера «Касатка», — сказал в своем коротком выступлении капитан, — изыскали новые резервы для повышения добычи рыбы и снижения ее себестопмостп. Давайте еще раз продумаем, какими дополнительными промысловыми резервами мы располагаем. — У нас уже накопился некоторый опыт, выработалась слаженность, — петороплпво, взвешивая каждое слово, на­ чал Белко. — Я полагаю, что сейчас мож- ио довести количество сетей в порядке до 120 . . — Замечательно, — одобрительно заме­ тил капитан. — Только помни, Григорье­ вич, давши слово — держись! — Но ведь это относится но только к палубной команде, а и к штурманам, — ответил дрифмейстер. — За нами дело не станет, — сказал третий штурман, секретарь судовой комсо­ мольской организации Чернышев. — Мы приняли обязательство чаще производить астрономические определения, не сби­ ваться с облавливаемого косяка и точно держать судно при выборке сетей. Слово свое мы на ветер пе бросаем. В разговор вступил старший помощник капитана Бикмулин. — Каждая стоянка у плавбазы отни­ мает у нас нейало промыслового времени и на переходы и на сдачу рыбы. Тут, по- моену, и кроются наши дополнительные резервы. — Это верно, — подхватил мысль Бикмулпна мастер. — Мы можем уложпть в трюмах и частично на палубе не боль­ ше 700— 750 бочек. Значит, падо ста­ раться, чтобы каждая бочка была полно­ весной, вмещала не 70 килограммов, а минимум 95— 100. Сделать же это можно за счет вторичной докладкн сельди. Дело, конечно, хлопотливое, но оно окупится с лихвой. Так деловито и обстоятельно экипаж судна обсуждал обращение траулера «Ка­ сатка», вскрывая свои дополнительные резервы. — Итак, договорились, — подытожил капптап. — Используя этп новые для нас резервы, до 1 пюля сделать два полно­ грузных рейса и дать стране 600 центне­ ров рыбы сверх полугодового задания. Через час нашо судно, отшвартовав­ шись от борта плавбазы, вновь возвраща­ лось к месту промысла. Этот третий промысловый рейс был самым коротким и, иожалуй, самым труд­ ным. Особенно памятным для всех был день 15 мая. Накануне мы выметали 125 сетей, когда океан был еще относительно спо­ койным и, казалось, ничто не предвещало большого шторма. С помощью приборов, тщательных наблюдений за температур­ ными изменениями в океане и судя по многим внешним признакам, капитан, не любивший обычно загадывать вперед, иа этот раз с уверенностью предопределил: — Работа завтра предстоит горячая. Пусть команда идет отдыхать. За короткую весеннюю ночь погода изменилась неузнаваемо. Холодный, про­ низывающий до костей ветер вздыбил океан, поднимая крутую волну и срывая пенистые гребни. Нам и раньше прихо­ дилось работать иногда при 7— 8 -балльном шторме, поэтому разбушевавшийся океан не Слишком удивлял и тревожил. Наскоро позавтракав, люди взялись за дело, зыб­ кая палуба кренилась, уходила из-под ног, но ннкто пе обращал на это внима­ ния. Выборка сетей прп шторме требует большой слаженности и трудовых усилий всей команды п особой бдительности вах­ тенного штурмана. Прп малейшей оплош­ ности можно не только порвать сети, но п, что всего хуже, намотать их па впнт, обрекая корабль на беспомощность. Капитан был прав. Уже первые сетки, тяжело набухшие сельдью, несли в себе богатый улов. Прп крутой волне, бросаю­ щей судно с борта на борт как щепку, поднять такой груз на палубу — нелег­ кое дело. Сеть, отягощенная трепетным живым серебром, то вздымается на кипя­ щей волне выше фальшборта, то стреми­ тельно падает в глубокую яму, и кажется в такие мпнуты, что океан яростпо цеп­ ляется за свою добычу. За целый долгий день мы успели сде­ лать только три подъема по 8 сетей Каж­ дая сеть доставалась с огромным напряже­ нием. Между тем к вечеру шторм ра­ зыгрался с яростной силой. Ветер прон­ зительно завывал в вантах, волны захле­ стывали палубу, грозя смыть все на своем пути. Капитан, стоявший на мостике с озабо­ ченным и похудевшим лицом, приказал дрцфмойстеру прекратить выборку, за­ крепить Становой вожак п лечь в дрейф. Сделать это успели как раз во-время. На левый борт хлынули одна за другой две волны, обрушив десятки тонн воды и увеличив и без того значительный крен судна. Трос, которым былп пришвартова­ ны бочки с рыбой у вант, лопнул как ту­ го натянутая струна, и вот весь этот груз с грохотом полетел на левый борт. Туда же хлынулп и только что выбранные сети — тяжелые, полные живого груза. Судно накренилось еще больше и, словно, засты­ ло в этом опасном положении на несколь­ ко долгих, томительных секунд. На какое- то мгновение все точно оцепенели, с недо­ умением глядя на залитый волной левый борт. Но вот с мостика прозвучал громкий, властный голос капптана: — Задраивай трюм! — Бочки на правый борт! Все пришло в движение. Чувство от­ ветственности властно подгоняло и утраивало силы. С лихорадочной быст­ ротой люди задраивали трюм, пере­ кидывали тяжелые бочки и другой груз с левого борта на правый. И вдруг все с облегчением почувствовали, как судно понемногу начало выправляться и, нако­ нец, приняло свое прежнее устойчивое положение. Работа на палубе закипела с новой си­ лой. Все торопились скорее убрать рыбу, затарить бочки, спустить пх в трюм. На вторые сутки шторм начал утихать, хотя океан все еще грозно шумел. Выборка сетей продолжалась, с коротки­ ми перерывами на отдых, почти SO часов. Это потребовало огромного напряжения фи­ зических и моральных сил всего экипажа. Разыгравшийся шторм грозил нам многими бедами: легко можно было допустить на­ мотку сетей на винт, мы могли даже ли­ шиться целого порядка сетей. Но ничего подобного не случилось только благодаря дпецнплнне, организованности и подлинно­ му трудовому героизму передовых людей корабля. Больше того, за этот трудный дрейф мы сумели выловить почти 600 центнеров высококачественной сельди, на­ брав, таким образом, почтп полный груз. В тот момент, когда команда уже за­ канчивала работу на палубе, в радиорубке произошел примечательный разговор по микрофону. Капитан соревнующегося с нами среднего траулера & 835 т. Цупко предложил капитану нашего судна: — Анатолий Иванович, у тебя, кажет­ ся, еще осталась тара, а я уже всю свою заполнил. Но у нас еще не выбрано 35 сетей. Так вот хочу предложить пх тебе. По-моему, выбрав нашп сети, вы как раз и закончите свой рейс. Как ты смотришь па мое предложение? Перехожу на прием. Семенов был пскрспне растроган. Такие факты, когда одно судно передает другому часть сетей с уловом, в практике слу­ чаются довольно часто. Но то, что пред­ ложение исходило не от кого нпбудь, а от «соперника» по соревнованию, раскры­ вало его глубокий, социалистический ха­ рактер. — Благодарю, Борис Михайлович,.— просто и искренне ответил он. ~ Теперь давайте договоримся о порядке передачи сетей... \ Вскоре наше судно вновь подходило в плавбазе. На этот раз рейс продолжался только 8 дней, в течение которых было выловлено 815 центнеров сельди. ' Экипаж «Орочена» к 1 июля вылови* 3609 центнеров сельди. * * * От века веков море идет своим ходом,- от века встают и радагот волны, от века поет море свою собственную песню, непонятную человеческому уху, и от века в глубине его идет своя собственная’ жизнь, которой мы не знаем. П вот теперь в эту вековечную гармонию, в это живое движение вмешался дерзкий и правпль-. ный ход корабля... И песня моря дрогнула! и изменилась. Капитан ' закрыл томик рассказов В. Г. Короленко и обвел взглядом сидящих в салоне моряков. — Красиво сказано! — восхищенно отозвался молодой матрос Иван Еляскнн. — Красиво, пожалуй, не то слово, — с жпвостыо возразил Семенов. — Меня что заинтересовало? Сначала Короленко таинственным туманом море окутал. Это,- конечно, для его времени, может, п по-- пятно. Но вот последние слова — хороши’ потому, что правильны: корабль, совет* екпе люди подчиняют с т и х и ю океана. — II песня моря дрогнула п измени* лась — это замечательно! П. ГРИГОРЬЕВ, j Северная Атлантика.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz