Полярная правда. 1953, февраль.

50 (7464 ) 2 8 февраля 195 3 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д Д о УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ СТАЛИНСКОЙ ПЯТИЛЕТИИ НА К А Ж Д О М УЧАСТКЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ М О Л О Д Ы Х ПРАВИЛЬНО СИЕЦМАЛІСТОВ Неправильный подход к важному делу Коммунистическая партия, наш вели­ кий вождь п учитель товарищ II. В. Сталии всегда уделяли и уделяют огром­ ное внимание делу подготовки инженерно- технических кадров для всех отраслей народного хозяйства. Ежегодно нз произ­ водство приходят отряды специалистов, закончивших высшие учебные заведения, техникумы. Коммунистическая партия требует от йсствых партийных, хозяйственных, проф­ союзных и комсомольских организаций серьезного внимания к молодым специа­ листам, заботливого воспитания новых молодых работников, смелого привлечения пх к руководству различными участками производства. Б сожалению, руководители ряда пред­ приятий Мурманской области забывают это указание, плохо заботятся о молодых специалистах, мало учат нх, не создают условий для того, чтобы молодые кадры получили настоящую закалку на прак­ тической работе. 4 Неудовлетворительно идет работа с мо­ лодыми кадрами в Мурманском морском пароходстве. Многие инженеры и техни­ ки, окончившие недавно высшие и сред­ ние учебные заведения Министерства морского флота и приехавшие сюда на работу, предоставлены самим себе. Недопустимым явлением надо считать то, когда молодого специалиста исполь­ зуют не по его прямой специальности, а предлагают ему первую попавшуюся должность. Так, в пароходстве молодого пзженера-судомеханнка тов. Полянского направили рядозым машинистом на ре­ монтирующееся судно. Ничему он здесь не научится, ничего не почерпнет. Такие примеры ѳе единичны. В пароходстве очень часто перебрасы­ вают молодых специалистов с одного участка работы на другой. Выпускник судомеханпче^клго факультета Одесского высшего мореходного училища тов. Поли­ карпов за два года работы в пароходстве побывал нз 6 должностях п сейчас ис­ пользуется в конструкторском бюро на копировальных и чертежных работах. Инженер-электромеханик тов. Голубев, окончивший в 1951 году Ленинградское высшее мореходное училище, сменил за это время 5 должностей. Штурман даль­ него плавания тов. Чпкваидзе, после окончания Херсонского мореходного учи­ лища, за 19 месяцев своей работы в па­ роходстве побывал на 7 судах. Имеются случаи прямого игнорирования молодых специалистов. Так, молодому пн- женеру-экономисту тов. Смутчук руково­ дители пароходства, не желая портить взаимоотношений со старыми практиками, работающими па инженерных должностях, прямо предложили перейти в другую орга­ низацию. Руководители пароходства не заботятся о дальнейшем росте молодых специа­ листов, робко выдвигают на руководящие должности инженеров и техников, уже получивших достаточныо практические навьгкп. Так, в радиоцентре пароходства специалисты с выешцм специальным об­ разованием продолжительное время рабо­ тают на низших технических должно­ стях, в то время как высшие должности занимают люди, не имеющие /даже сред­ него технического образования. Аналогичная картина наблюдается и в службе эксплуатации. Главным диспетче­ ром, например, работает человек, имею­ щий образование в объеме одного курса морского техникума, к тому же мало по­ вышающий свои деловые знания, нару­ шающий трудовую дисциплину. А ведь здесь есть способные молодые пнженеры- эксплоатацпонникп. В пароходстве не организована работа по повышению деловой квалификации мо­ лодых кадров. Работа морокой инспекции и механико-судовой службы пароходства с молодыми штурманами и механиками сводится зачастую лишь к беглой про­ верке пх специальных знаний и к опро­ сам в период инспекторских осмотров. Не оказывая надлежащей помощи мо­ лодым кадрам в деле повышения их де­ ловой квзлифпкацип, руководители паро­ ходства подменяют ішогда воспитательную работу администрированием. Из 15 моло­ дых специалистов, работающих в паро­ ходстве старшими помощниками капита­ нов, 13 человек уже имеют 26 админи­ стративных взысканий. В пароходстве не изучают молодых ра­ ботников по результатам их трудовой деятельности. Поэтому' проследить рост молодого специалиста, установить его СаглоотБоршѳнный отношение к работе — трудно. Это видно и по харзктерпстикам, которые даются руководителями предприятий. В них, кро­ ме общих фраз, не бывает ничего конкрет­ ного. Не удивительны поэтому случаи, когдз рзботу того пли иного молодого ин­ женера или техника оценивают по­ верхностно и неправильно. Отсутствие работы с молодыми спе­ циалистами приводит к тому, что неко­ торые не них нарушают трудовую дис­ циплину. Поучительна в этом смысле история с третьим помощником капитана парохода «Державин» тов. Федотовым. Тов. Федотов успешно закончил в 1950 году Ленинградское мореходное училище и приехал па работу в Мурманск. Здесь, впервые придя на производство, Федотов не получил/должной помощи от капитана судна, от’ партийной и комсомольской ор­ ганизаций и попал иод влияние несколь­ ких недисциплинированных моряков, стал пьянствовать, совершил прогулы. Об этом знала администрация судна, знали руководители пароходства, по огра­ ничились только объявлением выговоров Федотову. Псторпя закончилась тем ,‘что Федото­ ва отдали под суд и Исключили из ком­ сомола. Молодых специалистов еще мало__при- влекают к общественной работе, нс следят за пх политической учебой. Так, начав заниматься в вечернем университете марксизма-ленинизма, инженеры пароход­ ства тт. Ефимов, Филиппов и другие за­ бросили учебу. Партийная организация пароходства нс обсуждает вопросов о работе с молодыми специалистами. В феврале прошлого года политотдел пароходства, правда, провел организационное собрание молодых инже­ неров и техников, на котором было.при­ нято решение практиковать регулярное проведение совещаний, но дальше этого дело не пошло. Руководителям Мурманского пароходст­ ва следует коренным образом изменить свое отношение к молодым специалистам, создать им все условия для приобретения практического оиытз и повышения де­ ловой квалификации. Это будет способст­ вовать успешному осуществлению задач,* поставленных XIX съездом партии. А. АФАНАСЬЕВ. ІІы настойчиво боролись за выполне­ ние обязательств, принятых со дню вы­ боров, как неожиданно наш кран вышел пз строя: в топке котла прогорел кирппч- ный боровок. Это грозило долгой стоянкой во время ремонта, срывом выполнения за­ дания и обязательств. Руководители уча­ стка поставили перед коллективом плав­ крана задачу ускорить ремонт, с тем, чтобы на другой день, к 7 часам утра кран был готов к действию. Усложняло работу то обстоятельство, что надо было погасить топку п дать котлу остыть. ѵ В 16 часов топку погасплп, начзлп подготовлять кирпич, глину. Возник во­ прос, кто из членов команды плавкрана сумеет сложить боровок. Сделать это вызвался помощник кранменстера тов. Носырев. В 20 часов крановщик тов. Галкин, кочегар тов. Смирнов и помощ­ ник кранменстера тов. Носырев стали па вахту. Для того, чтобы сломать старый боровок, первым залез в топку тов. Смир­ нов. Он сломал первый ряд кирпичей. Но топка еще нс остыла как следует, кирпичи были раскалены, было трудно дышать. Члены команды плавкрана по очереди влезали в топку и вели работу. Даже в рукавицах обжигало руки, приш­ лось принести холодную воду и смачи­ вать рукавицы. После того, как был взломан старый боровок, топ. Носырев приступил к клад­ ке нового. Работа пошла конвейером: одни подносили глину, другие кирпич. В три часа ночи кладка была законче­ на, а через полтора часа был поднят пар. Благодаря настойчивой и смелой рабо­ те команды плавкран X: 2 был отремон­ тирован в сложных условиях и вошел в строй на 2 часа 30 минут ранее установ­ ленного срока. Самоотверженный труд позволил нам сдержать слово — выполнить обязательст­ во в честь выборов. Р. БОГДАНОВ. Помощник кранмсйстера плавкрана JYi 2 Мурманского торгового порта. П И С Ь М А В Р Е Д А К Ц И Ю Правильно органи зовать физическое воспитание учащихся О т с т а ю т о т ж и з н и Начало рабочего дня. К'мастеру Седунову обращаются члены одной бригад и заявляют, что у них нет рабо­ ты. Мастер задумывается, и работа нахо­ дится: радиомонтеры иплят, строгают, переносят грузы, заменяя столяров, сле­ сарей, жестянщиков, грузчиков. — Только бы не сидели без дела,— рассуждает мастер. Мастер — старый производственник. Шли года, роелл предприятие, появилась ‘в цехах новая техника, но знания масте­ ра оставались прежними. Новая техника, аппаратура, радиоприборы требовали от руководителя участка серьезной перепод­ готовки, серьезной учебы. Но в текучке производственных вопросов Седунов не находил времепп. да и желания для по­ вышения уровня своих технических зна­ нии. Он отстал от жизни и уже не мо­ жет руководить своим участком так, как требуют этого интересы предприятия. Он не может дать практического совота ра­ бочему, боится новой техники, а к неко­ торым приборам даже не подходит, так как не знает как с ними обращаться. Мастер не может по-новому организовать труд рабочих и работает ио принципу тов. «день прошел— и ладно». А дело стра - 1 из дает от этого: бригады работают нс по специальности, нередко простаивают, ор­ ганизация труда хромает на о{іе ноги. I Вместе с тем в цехе есть молодые спе­ циалисты. Эти люди окоичили специаль­ ные технические училища, но пх постави­ ли работать рядовыми монтерами 4-го раз­ ряда, и вот уже больше года они все «учатся» простейшим работам: крепить кабели, делать скобки и т. д. Даже от­ носительно сложной работой — ремонтом приборов, аппаратуры, эти квалифици­ рованные специалисты занимаются из­ редка. Пм ие поручают такую работу. Эти факты из жизни цеха Мур­ манской судоверфи свидетельствуют о плохом использовании молодых специа­ листов, о серьезных недостатках в подбо­ ре и воспитании кадров на нашем пред­ приятии. '* Еще два года назад на рабочем собра­ нии мастера Седунова критиковали за неправильное и несвоевременное оформле­ ние нарядов, за необеснеченпе бригад ра­ ботой, за недостойное поведение на произ­ водстве. И что же? — Все осталось по- прежнему! На том же собрании разбиралось по­ ведение нормировщика тов. Сурганова, который неправильно расценивал наряды. Прошло время, и Сурганов снова непра­ вильно расценил наряды. Разбирая жало­ бу рабочих, начальник отдела труда и зарплаты тов. Егоров установил вину нормировщика, но опять-такп все прошло бесследно, а заявление одного нз рабочих с многочисленными резолюциями сгинуло в делах работника планового отдела тов. Акинина. Сейчас тов. Сурганов работает началь­ ником цеха и так же, как и мастер тов. Сеіунов, глух к новшествам, сжился с недостатками. XIX съезд партии поставил огромные задачи, из которых вытекают большие требования к нг-шпм хозяйственным ру­ ководителям. Быть знатоками своего дела, хорошими организаторами, всячески под­ держивать и двигать вперед все новое, прогрессивное, решительно устранять не­ достатки в работе — вот что требуется от них. А как раз этого-то и нехватает у руководителей нашего цеха. Н. СИЛАЕВ. Довольно чгсто, проходя мішо стадио­ на «Пшцезшз»,' можно -видеть физкуль­ турные занятая учащихся ' 2 -й средней женской пгколы. Весной и осенью они занимаются легкой атлетикой, а зимой тренируются па лыжах. Школа находится поблизости от стадиона и, следовательно, ничто не мешает преподавателям хорошо поставить физическое восшгтзние учениц. Однако постановка занятий тут далека от совершенства. В-течение урока девоч­ ки неровной цепочкой ходят по лыжне, проложенной вдоль ограды стадиона, но ни разу мне на довелось видеть, чтобы преподаватель физкультуры шел рядом с ксн-нпбудь или сзади на лыжах и ру­ ководил занятиями. Нс отрабатывается стиль и темп ходьбы, никому нет дела до того, как держат ученицы палкп, как надевают петли на руки, как поставлена работа рук. На ровном как стол стзднонс занимают­ ся учащиеся всех классов, вероятно, от 5-го до 10-го включительно. Дз этого видно, что занятия проходят однообразно, без достаточной пользы для их участни­ ков. Так обстоит дело в школе, располо­ женной в центре города, самой большой н наиболее часто посещаемой прздетадш* талями отделов народного образования. Плохо поставлена и мурманских шко^ лах и внеклассная работа по физпчешк му Боепитанию учащихся. Об этом свиде­ тельствуют крайне неудовлетворительные результаты н летних легкоатлетических соревнований и зимних лыжных сорев­ нований. Зимой, когда снегом покрыты все го­ ры, стоит выйти только на окраину Мурманска, чтобы увидеть, как в любом направлении группы ребят школьного возраста шествуют на лыжах по тундре или спускаются с гор. Но никогда вы не увидите с ними взрослого человека, тре­ нера пли преподавателя физкультуры. Из-за плохой работы с учащимися ряды чмурманских физкультурников ра- / стут медленно, их технические результат ты все еще далеки от совершенства. За физическое воспитание детай -и мо­ лодежи должны по-серьезному взяться и горком ВЛКСМ, и облоно, и комитеты по делам физкультуры и спорта, п спортив­ ные общества. Это нужно для того, чтобы воспитать физически развитое'и здоровое поколение молодых строителей комму­ низма. Н. ХАНАЙЧЕННО. О кошельковом л о в е сайды На передовой ферме Молочно-товарная' ферма колхоза имени Ворошилова является лучшей в Терибер- ском районе. Поголовье общественного скота па ферме с каждьш годом растет улучшается его продуктивность. В 1952 году план по развитию животноводства колхоз выполнил на 108 процентов и по­ лучил от каждой фуражной коровы по 1936 литров молока. Успехи па ферме не случайны. Заве­ дующая фермой Александра Матвеевна Оленева принимает все меры к тому, что­ бы скот был обеспечен хорошими корма­ ми, стойловыми помещениями. На Ферме хорошо организовано кормление скота, соблюдаются все зооветеринарные прави­ ла. Упорпым трудом, любовью к пору­ ченному делу Александра Матвеевна за­ служила высокое доверие трудящихся района — ее избрали депутатом Мурман­ ского областного Совета депутатов тру­ дящихся. Сейчас тов. Оленева трудится с новым подъемом, показывая пример всему кол­ лективу животноводов. Заботливо отно­ сится к работе п Анастасия Кузьминична Зязпна. Она на колхозной ферме более де­ сяти лет и немало сделала для развитии скотоводства в сложных условиях Крайне­ го Севера. ІІа ферме проходит отел коров. Живот­ новоды проявляют большую заботу о соз­ дании стельпым коровам надлежащих ус­ ловии, о сохранении телят. Результаты отелов хорошие. От 12 коров получено J3 телят, все они растут. Коровам после отела дается усиленное питаппе. Работники молочно-товарной фермы колхоза настойчиво борются за выполне­ ние директив XIX съезда партии по раз­ витию животноводства. Териберка. (Наш соб. корр.). Сайда — быстрая, хищная рыба пз по­ роды тресковых. В настоящее время для ее лова применяются пассивные орудия лова — ставные сайдовые сети. Работа ими требует много времени и большого физического трудз. В 1950 году, когда я работал на мото­ боте «Стойкий», мною был обметан ко­ сяк сайды обыкновенным сельдяным, кошельковым неводом. За один замет бы­ ло взято около 9.000 килограммов рыбы. В прошлам году кошельковый невод по предложенной мною конструкции был из­ готовлен Полярной МРС. Однако ввиду того, что невод был изготовлен только в сентябре, т. е. в то время, когда сайда, разбиваясь на мелкие косяки, уже подхо­ дит к мелководью, я не смог полностью использовать это орудие лова. Всего в сентябре было сделано лпшь 8 заметов. Они показали, что в моей конструкции кошелькового невода имеются отдельпые недостатки, но уловы в общем были хоро­ шими. За восемь заметов было выловлено более ІІ 0.000 килограммов сайды. Преимущества лова этим неводом не­ сомненны. Для .сравнения приведу данные о вылове сайды коллективами других су­ дов, работающих ставными сайдовыни сетями. Так. экипаж мотобота «Вест» в течение сентября •прошлого года, выстав­ ляя по 60 сетей, выловил 2170 кило­ граммов рыбы, а экипаж ^мотобота *Па- раллель», выставляя по 75 сетей, выло­ вил 2806 килограммов. Для выборки по­ рядков в 60 сзйдовых сетей, выпутыва­ ния рыбы и постановки сетей обратно требуется не менее 12—ІІ5 часов и труд этот тяжелый. В то же время для замета кошелькового невода, «подсушки» н вы- лнвкн рыбы требуется до полутора часов времени, в зависимости от улова. Надо широко практиковать кошелько­ вый лов сайды. Д. ЯНОВЛЕВ. Капитан мотобота «Зюйд-Ост». Неуклонно расширять ассортимент то в ар о в В решениях XIX съезда партпп преду­ смотрено увеличить г* концу пятилетия розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли на 70 процен­ тов по сравнению с 1950 годом. Одно­ временно предусмотрено расширить ассор­ тимент товаров, в том числе кондитер­ ских изделий. Следовало ожидать, что руководи­ тели Мурманского областного треста хле­ бопечения и хлебозавода X: 2 , положив в основу работы эти исторические реше­ ния, примут все меры к тому, чтобы не­ уклонно расширять ассортимент конди­ терских изделий. Но в действительности происходит иное. Хлебозавод X: 2 с 1 ян 1 варя перестал выпускать пирожные, кек­ сы, торты н пряники, в магазинах уже второй месяц не торгуют этими изделия­ ми. От покупателей поступает много справедливых жалоб. Директоры магазинов неоднократно об­ ращались в трест хлебопечения и город­ ской отдел торговли с требованием рас­ ширить ассортимент кондитерских изде­ лий. Но, к сожалению, из-за нерастороп­ ности руководителей^ треста хлебопечсіГня тов. Берлина и хлебозавода X: 2 тов. Войткевича положение остается без из­ менения. Между тем, областной отд?л торговли смирился с этим и пе при­ нимает никаких мер. В. ХАРЛАМОВ. Директор магазина. Почейу не работает н аш клуб Из года в год растет экономика и куль­ тура колхоза «Энергия». Тут появились новые детские ясли, столовая. Не так дав­ но открыт клуб. Но плохо то, что клубная работа нс налажена. В клубе нет музы­ кальных инструментов, нс созданы круж­ ки художественной самодеятельности, хотя в поселке Ура-губа много молодежи. Сельский Совет не уделяет внимания клубной работе. Председатель Совета тов; Мохов дал строгий наказ закрывать клуб сразу же после того, как закончится кино- сеанс. Для нас совершенно непонятно, почему клуб вдруг превратился в кино­ театр, в котором неделями демонстрируют­ ся одни и те же фильмы. Заместитель председателя райисполкома тов. Богданов обещал оказать нам помощь, заверив, что он постарается обеспечить клуб музыкальными инструментами. Но, видимо, пообещав, он тут же забыл об этом. На клубпой сцене нет даже занавеса. Мало уделяет внимания клубной работе и партийная организация. Секретарь парторганизации тов. Семенцов ни разу не поинтересовался тем, как проводит свой досуг молодежь. В. ШАНГИНОВ. потребностей членов социалистического общества, культурно развитых трудящих­ ся людей. В решении этой задачи надо исходить не пз прошлого, учпт товарищ Сталин, а из растущих потребностей народа в на­ стоящем,— потребностей, кои растут и кои надлежит еще удовлетворить обще­ ству. «Только гнилые п насквозь протух­ шие люди,— указывает товарищ Сталии, — могут утешаться ссылками на прош­ лое. Надо исходить нс из прошлого, а нз растущих потребностей рабочих в настоя­ щем» (Соч., т. 13, стр. 59). Нынешний рабочий, наш советский рабочий, хочет жить 4 с покрытием всех своих материаль­ ных и культурных потребностей. Он име­ ет на это право, и мы обязаны обеспе­ чить ему эти условия. Так учпт товарищ Сталин. Коммунистическая партия неустанно борется за всемерное повышение матери­ ального благосостояния советского парода. В то время как капитализм ведет к не­ прерывному обнищанию масс, социали­ стическое общество обеспечивает трудя­ щимся все возрастающее покрытие нх по­ стоянно растущих материальных и куль­ турных потребностей. Псторня выполнения сталинских пяти­ леток с неопровержимой убедительностью показывает, что в соответствии с требо­ ваниями основного экономического закона социализма в СССР неуклонно повышает­ ся уровень народного потребления. В нашей стране навсегда ликвидирова­ на безработипа— этот страшный бич тру­ дящихся капиталистических стран. Вместе с быстрым ростом социалисти­ ческого производства неуклонно растет национальный доход, около U которого идет на удовлетворение личных матери­ альных и культурных потребностей тру­ дящихся, а остальная часть идет на рас­ ширение социалистического производства и на другие общегосударственные и об­ щественные нужды. За иерпод с 1940 по 1951 год национальный доход СССР вырос на 83 проц. В 1952 году по срав­ нению с 1951 годом он увеличился еще на 11 процентов. В результате роста денежной заработ­ ной платы рабочих и служащих, увели- чеппя денежных п натуральных доходов крестьян, снижения цен на товары мас- соврго потребления и роста других вы­ плат паселенпю за счет государства, ре­ альные доходы рабочих и служащих, по расчету на одного работающего, в 1951 году были выше, чем в 1940 году, при­ мерно пз 57 процентов и реальные дохо­ ды крестьян, по расчету на одного рабо­ тающего, были выше примерно на 60 процентов. В соответствии с директивами XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану национальный доход СССР увели­ чится за пятилетку не менее чем на 60 процентов. На этой основе постоянно воз­ растают доходы трудящихся, увеличи­ вается народное потребление, улучшают­ ся жилищные условия, улучшаются и по­ лучают дальнейшее развитие просвеще­ ние, здравоохранение, культура, искус­ ство. За пятую пятилетку реальная зара­ ботная плата рабочих и служащих повы­ сится не менее ч°м на 35 процентов, на­ туральные и деиежные доходы колхозни­ ков (в денежном выражении) — ие менее чем на 40 процентов. Систематически снижаются цепы на товары широкого по­ требления, что является важнейшим источником роста материального благосо­ стояния трудящихся. Пятая пятилетка намечает новый гран­ диозный разворот культурного строитель­ ства— среднего и высшего образования, развитие советской науки и т. д. Неуклонный рост удовлетворения мате­ риальных и культурных потребностей со­ ветского общества говорит о том, что выдвинутые товарищем Сталиным пред­ варительные основные условпя подготов­ ки перехода от социализма к коммунизму постепенно и неуклонно создаются в на­ шей стране.- Действие основного экономического за­ кона социализма — источник системати­ ческого роста творческой трудовой актив­ ности трудящихся и всестороннего разви­ тия личности в социалистическом обще­ стве. При социализме вместе с безработицей исчезла неуверенность трудящихся в зав­ трашнем дне. С ликвидацией эксплуата­ ции исчезли подневольный труд и его частный, разъединяющий людей характер. Общественная собственность па средства производства соединила всех тружеников социалистического общества на одном по­ прище социалистического труда. На этой бапе во.іпикли и укрегіплпсі. отношения товарищеского сотрудничества и взаи­ мопомощи работников, свободных от эксплуатации. Здесь каждый человек ра­ ботает не на капиталиста, а па себя, на свое родное государство, на советский народ. Поэтому труд каждого работника в социалистическом обществе — ие частное дело, а дело общественное, а каждый тру­ женик своего рода общественный деятель. Социализм ломает порожденный экс­ плуататорским строем взгляд на труд, как па зазорное, тяжелое бремя, как на презренное занятие. «...При советских порядках,— отмечает товарищ Сталин,— рабочий смотрит на фабрику уже не как па тюрьму, а как на близкое и родное для него дело, в раз­ витии и в улучшении которого он кровно заинтересован. Едва ли нужно доказывать, что это новое отношение рабочих ‘ к заводу, к предприятию, это чувство близости рабо- чих к предприятию является величайшим двигателем всей нашей промышленности» (Соч.; т. 10, стр. 120). Промышленные и сельскохозяйственные социалистические предприятия, г» кото­ рых работают советские люди, это пред­ приятия, оснащенные самой передовой современной техникой. В советских усло­ виях техника не только повышает произ­ водительность труда, но и облегчает, в отличие от капиталистического примене­ ния техники, труд рабочего. Вместе с ме­ ханизацией труда и автоматизацией' про­ изводства трудящиеся освобождаются от тяжелых п вредных для здоровья произ­ водственных операций. Для развития технически высоко ос­ нащенного производства необходимо глу­ бокое овладение техникой работниками производства. А это требует систематиче­ ского повышения культурно-технического уровня как рядовых, так п руководящих кадров производства, повышения куль­ турно-технического уровня работников физического труда до уровня инженерно­ технического персонала. Развитие социа­ листического производства требует даль­ нейшего повышения общеобразовательно­ го уровня паселеппя. Выполнение этих требований в совокупности ведет к лик­ видации существенного различия между умственным и физическим трудом. Теория и практика научного социализ­ ма блестяще опровергли утверждение, широко распространявшееся буржуазией и ее прихвостнями, что коренное улучше­ ние материального положения трудящих­ ся якобы ведет к поннжепию их трудо­ способности. Строительство социализма в СССР по­ казало, что в условиях диктатуры проле­ тариата воспитывается новое отношение людей к труду, что улучшение мате­ риального и культурного положения тру­ дящихся по только не приводит к пони- женпю их трудовой активности, а, наобо­ рот, способствует ее невиданному подъе­ му. На основе роста материального и культурного уровня советских людей бур­ но растет в нашей стране производитель­ ность труда. «Почему может, должен и обязательно победит социализм капиталистическую си­ стему хозяйства? — говорит товарищ Сталин. — Потому, что он может дать бо­ лее высокие образцы труда, более высо­ кую производительность труда, чем капи­ талистическая система хозяйства. Пото­ му, что он может дать обществу больше продуктов и может сделать общество бо­ лее богатым, чем капиталистическая си­ стема хозяйства» (Вопросы ленинизма, стр. 532). Товарищ Сталин указал нам и основ­ ные пути репіенпя этой задачи: путь си­ стематического улучшения материального положения трудящихся, путь укрепления товарищеской трудовой дисциплины, путь организации социалистического соревно­ вания и ударничества. Все лто достигает­ ся на базе непрерывного улучшения тех­ ники и рациональной организации труда. Стахановское движение, как высшая сту­ пень социалистического соревнования, возникло па базе коренного улучшения материального благосостояния народа. «Жить стало лучше, товарищи,— юворнл ! товарищ Сталин.— Жить стало веселее. А когда весело живётся, работа спорится. Отсюда высокие нормы выработки. Отсю­ да герои и героини труда. В этом преж­ де всего корень стахановского движения» (Там же, стр. 537). Вместе с пеуклонпым повышением ма­ териального и культурного уровня жизни советских людей бурно растет народона­ селение Советского Союза, оставляя дале­ ко позади себя прпрост населения капи­ талистических стран. Это вновь показы­ вает преимущество социалистического строя иад капиталистическим. т . Товарищ Сталин показал, что все сто- ропы и все процессы социалистического способа производства определяются требо­ ваниями основного экономического за­ кона социализма. Социалистическому про­ изводству на всех этих этапах его разви­ тия присуща одна цель — человек с его потребностями. Цель- производства в СССР достигается нс за счет эксплуатации, обнищания и грабежа трудящихся, а путем непрерыв­ ного роста п совершенствования социа­ листического производства нз базе выс­ шей техники. Это средство достижения цели социалистического производства, как и сама цель, определяется природой, суиі- постыо социалистического способа произ­ водства, ибо только социалистические производственные отношения открывают неограниченный простор для бескризис­ ного непрерывного развития и совершен­ ствования общественного производства. Задача обеспечения максимального удо­ влетворения постоянно растущих матери­ альных и культурных потребностей все­ го общества, как п средство се разреше­ ния — развитие социалистического про­ изводства находятся в неразрывном един­ стве и имеют нс временный, а постоян­ ный характер. Удовлетворение постоянно растущих потребностей общества делает необходимым непрерывный рост и совер­ шенствование производства на базе выс­ шей техники. В свою очередь без непре­ рывного роста и совершенствования про­ изводства на базе высшей техники невоз­ можно достижение цели социалисти­ ческого производства. Товарищ Сталин неразрывно увязывает цель социалистического производства и средство, обеспечивающее достижение этой цели. Ленин и Сталин показали, что ключом к достижению цели соцпалпстпческого производства является развитие тяжелой промышленности, преимущественный рост производства средств производства. Тяже­ лая промышленность обеспечивает эконо­ мическую самостоятельность страны, она дает средства производства, позволяющие реконструировать все народное хозяйство, подводит под пего современную техни­ ческую базу. Развитие машинострое­ ния, как основы роста технической осна­ щенности труда, роста его производитель­ ности во всех отраслях народного хозяй­ ства, обеспечивает в конечном итоге изо­ билие в стране н предметов личного по­ требления. Товарищ Сталин разгромил вражескую «теорию» первоочередного развития лег­ кой индустрии, прикрытую лживыми раз­ говорами о благосостоянии народа. В борьбе с врагами социализма товарищ Сталин отстоял марксистское понимание средства для достижения цели социали­ стического производства. Товарищ Сталин, разрабатывая вопросы индустриализации нашей страны, пе раз подчеркивал, что речь идет прежде всего о социалистиче­ ской тяжелой индустрии с ее сердцеви­ ной — машиностроением, которая одна только может быть и является единст­ венным средством, действительно обеспе­ чивающим осуществление цели социали­ стического производства. Руководствуясь ленинско-сталинской установкой на первоочередное развитие и совершенствование производства средств производства, рабочий класс нашей стра­ ны решал и решает задачу обеспечения максимального удовлетворения растущих потребностей советского народа. Партия и правительство Форсирован­ ными темпами развивали тяжелую про­ мышленность в первой пятилетке и доби­ лись технико-экономической независимо­ сти и укрепления обороноспособности на- (Окончанне см. на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz