Полярная правда. 1953, декабрь.
I Обязательный, экз пролетарии всех строк, соединяйтесь! вать колхозный строй. Теснее сплотим свои рядыі Л. Соболев.— В борьбе за высокие уловы рыбы. Я. Водьфовскнй.— Правление коопе ратива отчитывается перед пайщиками. укрепление мира между народами», за 1953 год. Постановление Комитета по международным Сталинским пре миям «За укрепление мира между на родами»- от 12 декабря 1953 года. 1 СТРАНИЦА Заявление Советского Правительства по поводу выступления Президента СШ А Эйзенхауэра 8 декабря 1953 года. ВТОРНИК, 2 СТРАНИЦА ДЕКАБРЯ Постановление польского правитель ства о • мерах по подъему ; животно водства. Выборы в Народные собрания Бол гарин. 1 Президентские выборы во Франции.' В Министерстве Иностранных Дел СССР. V СУРОВО ПОКАРАТЬ ГНУСНЫХ ВРАГОВ НАРОДА1 Изменникам не уйти от карающей руки советского на рода. Мы никому не позволим подор- В Комитете по международным Сталинским премиям «За укрепление мира между народами». О присуждении международных Сталинских премий <За ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ З А Я В Л Е Н И Е СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПОВОДУ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США ЭЙЗЕНХА УЭРА 8 декабря 1953 года Президент США Эйзенхауэр выступил 8 декабря в Генеральной Ассамблее ООН с речью, .посвященной вопросу об атомном вооружении. Как уже сообщалось, посол США в СССР г-н Ч. Боден посетил 7 декабря Ми нистра иностранных дел СССР В. М. Молотова п, сославшись на поручение своего правительства, просил обратить внимание Советского правительства на предложения, содержащиеся в речи Пре зидента. 9 декабря г-н Ч. Болен направил В. М. Молотову выдержки н з . выступле ния Эйзенхауэра. • - 21 декабря Министр иностранных дел СССР В. М. Молотов вручил г-ну Ч. Бо лену- текст публикуемого ниже Заявления Советского Правительства по поводу вы ступления Президента Эйзенхауэра. Одновременно публикуются письмо пос ла США г-на Ч. Болена В. М; Молотову и направленные і-ном Боленом выдержки пз выступления Президента Эйзенхауэра на заседании' Генеральной Ассамблеи ООН. Заявление-'-Советского Правительства гласит: В своем выступлении в Генеральной •Ассамблее ООН 8 декабря Президент США Эйзенхауэр остановился на проблеме гон ки атомного вооружения. С полным основанием Президент США подчеркнул опасность для народов мира создающегося положения, если правитель ствами не будут приняты меры против гонки атомного вооружения. Это тем бо лее правильно теперь, когда, наряду с атомным оружием, уже создано водородное оружие, во многом превосходящее по сво ей мощи атомное. Нельзя забывать и о таких новых видах вооружения, как р а кетное оружие, которое современная тех ника позволяет использовать на тысячи километров, не прибегая к самолетам, а также торпеды с атомными зарядами н др. Открытые практической возможности использования атомной энергии является величайшим достижением современной науки и техники. Открыта как возмож ность использования атомной энергии в военных целях, так и возможность ее использования в мирных целях. До пос леднего времени атомную энергию стре мились использовать, главным обрззом, для.производства вооружения. Между тем, человечество заинтересовано в том, чтобы атомная энергия была направлена только на мирные нужды и чтобы не было до пущено использование атомной энергии в таких противоречащих чести и совести народов целях, как массовое уничтоже ние людей и варварское разрушение го родов. Почти 30 лет тому назад Правительст ва 49 государств пришли к соглашению и подписали Женевский Протокол 1925 года о запрещении использования хими ческого и I бактериологического оружия, признав преступность 'использования та кого оружия массового' уничтожения лю дей. Это соглашение между правительст вами, подписанное в свое время и Совет ским Союзом, дало свои положительные результаты. Все зпают, что во время первой ми ровой войны широко применялось такое оружие массового уничтожения людей, как удушливые и ядовитые газы, а так же другпе виды химического оружия, ис пользование которого встретило реши тельное осуждение народов. Уже тогда1«ы делаем все для тоге, чтобы еосредото- навпсла и угроза применения вредонос ного бактериологического оружия, пре следующего цели заражения мирных жи телей городов тягчайшими болезнями, с чем не могла мириться совесть подавляю щего большинства людей. Это и вызвало необходимость международного соглаше ния в виде упомянутого Женевского Про токола, которым было осуждено и запре щено применение химического и бакте риологического оружия в войне. Если бы не было этого Протокола, под писанного 49 государствами, хотя еще и не всеми государствами ратифицирован ного, то совершенно очевидно, что не су ществовало бы никакого сдерживающего фактора для применения химического п і бактериологического оружия и во второй мировой войне. Тот факт, что во второй мировой войне ни одно правительство не решилось • применить химическое и бак териологическое оружие, показывает, что упомянутое Соглашение государств, на правленное против химического и бакте риологического оружия, имело положи тельное значение. Прп этом нельзя, ра зумеется, умалять и того обстоятельства, чнть труд советских людей и наши мате риальные ресурсы на решении новых ги гантских задач дальнейшего подъема мир ной экономики и культуры страны и что бы дальше расширять международное экономическое сотрудничество па основах равноправия и взаимной выгоды. Совет ский Союз относится к тем государствам, которые стремятся к развитию здоровой международной торговли и решительно осуждают дискредитировавшую себя в этой области политику дискриминации и давления на экономически зависимые страны. Интересы внешней политики Со ветского Союза не требуют создания воен ных блоков и союзов, направленных про тив тех или иных государств, не требуют и организации военных баз на террито риях других государств. Советский Союз считает несовместимым с нормальными отношениями между государствами такую •политику, которая означала бы поддержку диверсионно-подрывных актов в других странах или финансирование агентов-ди- версантов. Стремление к улучшению от ношении между государствами, должно бы ло бы привести к взаимному признанию этих принципов, которые не могут проти воречить национальным пнтересазг какого- либо государства и, в то же время, пол- что, опираясь на это международное і постью отвечают интересам укрепления соглашение, государства антигитлеровской | миРа п международной безопасности, коалиции твердо заявили, что попы ткам противника использовать химическое ору жие в войне будет дан сокрушительный отпор., Приведенные соображения полностью относятся также к атомному и водородному оружию. Известно, что Объединенные На ции не причисляют это оружие к обыч ным видам вооружения, а рассматривают его, как особый вид оружия — оружие массового уничтожения. Можно понять то обстоятельство, что Президент Эйзенхауэр, который известен как один из выдающихся военных руко водителей в последней мировой войне, подчеркнул разрушительную мощь атом ного оружия. Необходимо также иметь в виду, что с течением времени значение этой проблемы еще больше усиливается. Было бы совершенно непонятно, еслп бы государства, имеющие атомное или во дородное оружие, не придали должного значения вопросу о запрещении атомного й водородного оружия, как и других ви дов оружия массового уничтожения, или стали бы откладывать до какого-то неоп ределенного будущего осуществление меж дународного соглашения по этому вопросу. Такое .отношение к этой важной и неот ложной проблеме не нашло бы никакого оправдания. Советский Союз последовательно ведет борьбу за запрещение атомного оружия и, вместе с тем, за значительное сокращение всех других видов вооружений. Это соот ветствует политике Советского государст ва, направленной на предотвращение но вой войны п на укрепление мира и со трудничества мея;ду народами. В своем выступлении об атомном ору жии 8 декабря Президент США отметил важное значение проблемы ослабления международного напряжения и создания атмосферы взаимного мирного доверия. Это соответствует также взглядам Совет ского Правительства, которое . неизменно стремится содействовать уменьшению на пряженности в международных отноше ниях и обеспечить укрепление мира во всем мире. Чтобы достичь успехов на этом пути, необходимы взаимные усилия по устране нию причин, мешающих уменьшению на пряженности в международных отноше ниях.-Что касается Советского-Союза, то Именно поэтому Советский Союз счита ет таким важным не только предстоящее совещание в Берліте, но и совещание пя ти держав, с участием Китайской Народ ной Республики, поскольку в нынешних условиях только объединенные усилия всех великих держав, вместе с усилиями друтих государств, могут обеспечить уменьшение напряженности во всей меж дународной обстановке и соответствующее решение отдельных назревших междуна родных проблем. Это находится в соответ ствии также с Уставом Организации Объе диненных Наций, в силу которого особая ответственность за сохранение мира и международной безопасности возложена на пять государств: США, Англию, Фран цию, СССР и Китай. Вместе с тем, совер шенно очевидно, что в Организации Объ единенных Нации великий китайский на род должна представлять в настоящее вре мя именно Китайская Народная Респуб лика. Желая содействовать поднятию роли и авторитета Организации Объединенных Наций в деле укрепления всеобщего мира, следует проявить особую настойчивость к сближению позиций пяти велпкнх держав по вопросу о прекращении гонки атомного вооружения и всех других вооружений. Всякий шаг к соглашению между этими державами, ка к по устранению опасности применения атомного и водородного ору жия, так и по прекращению гонки воору жений вообще, несомненно был бы еди нодушно поддержан всеми объединенными нациями. Прежде всего, на этом путп на ходятся важные возможности к уменьше нию напряженности в международной об становке, к упрочению мира. Изложив свое мнение о-значении атом ного оружия, Президент Эйзенхауэр вы сказался за желательность проведения соответствующих конфиденциальных пли дипломатических переговоров между заин тересованными государствами. При этом Президент Эйзенхауэр выдви нул предложение, чтобы соответствующие государства приступили теперь же и про должали в дальнейшем передавать, для ис пользования в мирных целях, «из сеоііх запасов нормального урана и расщепляю щихся материалов какую-то часть между народному органу по атомной энергии», который находился бы под эгидой Органи зации Объединенных Наций. В этом пред ложении, кроме того, указывается, что на международный оргзн по атомной энергии «можно было бы возложить ответствен ность за сбор, сбережение и охрану выде ленных в его распоряжение расщепляю щихся и других материалов». Необходимо рассмотреть, что означает такое предложение. Во-первых, это предложение означает, что из имеющихся и вновь создаваемых запасов атомных материалов предлагается выделить для мирных целей лишь «какую- то» небольшую часть. Отсюда следует, что главная масса атомных материалов попре жнему будет направляться на производство новых атомных и водородных бомб и что остается полная возможность дальнейшего накопления атомного оружия и создания новых типов этого оружия еще большей разрушительной силы. Следовательно, это предложение в его теперешнем виде ничем не связывает руки государствам, имеющим возможность производить атомное и водо родное оружие. Во-вторых, предложение Президента Эй зенхауэра нисколько не ограничивает са му возможность использования атомного оружия. Принятие этого предложения ни чем не ограничивает агрессора в примене нии атомного оружия в любых целях и в любое время. Следовательно, это предложе ние ни в какой мере не ослабляет опасно сти атомного нападеішя. Таким образом, следует сделать вывод, что в тепеірешнем его виде, предложение, выдвинутое со стороны США, и не оста навливает растущего производства атомного оружия и не ограничивает возможности использования этого оружия. При оценке действительного значения данного предло жения этого нельзя не учитывать. Это предложение имело бы другое'^наче- нне, еслп бы оно исходило пз признания необходимости запрещения атомного ору жия, являющегося оружием агрессии. Но в выступлении Президента США не упо минается о необходимости запрещения атомного оружия. Вопрос о запрещении атомного оружия обойден в этом выступ лении, несмотря на то, что Президент Эй зенхауэр подчеркивает особую опасность атомного оружия, существующую для народов всего мира в теперешнюю атом ную эпоху. Возникает вопрос, можно ли говорить о необходимости уменьшения международной напряженности и, вместе с тем, обходить проблему запрещения атомного оружия? На этот вопрос не ножегг быть двух разных ответов. Все те, кто стремятся к уменьше нию напряженности в международных от ношениях и к укреплению мира, не могут не требовать, чтобы правительства доби вались скорейшего положительного реше ния этой проблемы. I Хорошо известно, что беспокойство, ис пытываемое народами, связано главным об разом с возможностью возникновения атом ной войны, опасность которой нельзя устранить без Запрещения атомного ору жия. Это признано с самого начала ее су ществования Организацией Объединенных Наций, высказавшейся за необходимость запрещения атомного оружия. Никто не может отрицать трудностей, встречающихся на пути решения этой за дачи. Однако, нельзя сказать, что уже бы ли предприняты достаточные усилия со стороны Объединенных Наций и прежде всего со стороны тех государств, которых это в особенности касается, чтобы цритгн, к международному соглашению по вопросу о запрещении атомного оружия и об уста новлении действенного международного контроля за проведением в жизнь этого запрещения. Поэтому, миролюбивым наро дам невозможно было бы объяснить поло жение, прп котором решение этотЪ вопроса откладывалось бы и дальше или если этот вопрос был ‘бы обойден, несмотря на всю его остроту в настоящее время. . Вот почему Советское Правительство, как и раньше, считает, что важнейшей и при том неотложной проблемой является без условное запрещение іітомного н водород ного оружия, как и других видов оружия массового уничтожения, с одновременным установлением строгого международного контроля за этим запрещением. Все миро любивые народы заинтересованы в ско рейшем решении этой задачи. , Если все дело сведется к тому, что ка- кая-то небольшая часть атомных материа лов будет направлена на.мирные цели, а основная масса этих материалов, количест во которых непрерывно растет, будет на правлена на производство все более и более разрушительного атомного оружия, то опас ность атомной войны нисколько не ослаб нет. Это может послужить ослаблению бди тельности народов в отношении проблемы атомного оружия, но не может содействовать уменьшению реальной опасности атомной войны. Е сли соглашение между государствами сведется к тому, что для мирных целей выделяется лишь какая-то малая доля атомных материалов, а производство атом ного оружия и впредь ничем не ограничи вается, то таким международным соглаше нием фактически давалась бы прямая санкция на производство атомного оружия. Международное санкционирование произ водства атомного оружия было бы на руку агрессивным силам. Такое положение не только не облегчало бы достижение согла шения о запрещении атомного оружия, а, напротив, явилось бы новой преградой на пути к достижению указанного соглаше ния. Поскольку мы стремимся к укреплению мира, в наши задачи не может входить ни ослабление бдительности в отношении опа сности атомной воины, ни международное санкционирование производства атомного оружия. Именно поэтому необходимо при знать, что задача всех миролюбивых госу дарств не ограничивается выделением для мирных целей какой-то малой части атом ных материалов. Необходимо, чтобы не какая-то часть, а вся масса атомных мате риалов была направлена полностью на мир ные цели, что открыло бы небывалые воз можности для подъема промышленности, сельского хозяйства и транспорта, для применения ценнейших атомных открытий в медицине, для совершенствования техни ки во многих областях ее применения, для дальнейшего и более высокого прогресса науки. Следует также учитывать, что запреще ние атомного и водородного оружия и ис пользование всех атомных материалов для мирных нужд народов, с проявлением при этом должной заботы о нуждах экономиче ски более слабых районов, облегчило бы вместе с тем возможность достижения со глашения по вопросу о решительном сокра щении также обычных вооружений. Это, в свою очередь, привело бы к огромному облегчению того налогового бремени, кото рое народы несут в связи с существовани ем во многих государствах раздутых аро ний» военной азнацни, военяо-мороаото флота, то есть в связи с продолжающейся в настоящее время гонкой вооружений. Все это требует признания необходимо сти запрещения1атомного оружия, вместе с установлением международного контро ля за этим запрещением, п безоговорочно го отказа от применения этого оружия. Поэтому Советское Правительство будет и впредь настаивать на безотлагательности достижения соответствующего междуна родного соглашения по этому вопросу. Ч т о к а с а е т с я - з а я в л е н и я П р е з и д е н т а Э й з е н х а у э р а о к о н ф и д е н ц н а л ъ н ы х и л и д и п л о м а т и ч е с к и х п е р е г о в о р а х о т н о с и т е л ь н о с д е л а н н о г о им п р е д л о ж е н и я , т о С о в е т с к о е П р а в и т е л ь с т в о , н е и з м е н н о с л е д у я , с в о е й м и р о л ю б и в о й п о л и т и к е , в ы р а ж а е т г о т о в н о с т ь п р и н я т ь у ч а с т и е в т а к и х п е р е г о в о р а х . Советское Правительство всегда прида вало большое значение непосредственны*! переговорам между государствами с целью достижения взаимно приемлемых соглаше ний по спорным вопросам в интересах у к репления всеобщего мира. При этом Советское Правительство ожи дает, что Правительство США, как это со ответствует его заявлению, даст необхо димые разъяснения, поскольку предложе ние США в его существенных частях со держит неясные положения и не преду сматривает необходимости запрещения атомного оружия, равно как не преду-* сматривает и отказа от применения этого оружия. Советский Союз глубоко убежден в том, что человечество должно и может быть \ избавлено от ужасов атомной войны. Осо бая ответственность в решении этой зада чи ложится’ на те государства, которые уже обладают мощью атомного оружия. , Что касается Советского Союза, то его^ позиция совершенно ясна. Она состоит в том, чтобы обратить великое открытие че ловеческого разума не против цивилиза ции, а на ее всесторонний прогресс, не на массовое истребление людей, а на мир ные нужды, на всемерное обеспечение подъема благосостояния населения. Советское Правительство исходит »» того, что в ходе этих переговоров бувет одновременно рассмотрено следующее пред ложение Советского Союза: Государства — участники соглашения* руководствуясь стремлением к уменьшению международной напряженности, принима ют на себя торжественное и безоговороч ное обязательство не применять атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения. Достижение международного соглашения по этому вопросу могло бы явиться' важ ным шагом на пути к полному изъятию пз вооружений государств атомного, водо^ родного и других видов оружия массового уничтожения с установлением строгого международного контроля, обеспечиваю щего выполнение соглашения о запреще нии использования атомной • энергии в военных целях. Советский Союз, исполненный глубокой заботы об ограждении человечества от смертоносного атомного н водородного ору жия, приложит все силы к тону, чтобы никогда это' оружие не могло быть обраще но против люден, .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz