Полярная правда. 1953, декабрь.
J П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А J6 284 (7698) 2 декабря 1953 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ-МИРОВОЗЗРЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ*> В наш вес все пути исторического раз вития неотвратимо ведут к гибели капита лизма и к торжеству коммунизма. Могучим оружием в борьбе за коммунизм являются идеи марксизма-ленинизма — науки о ваконах развития природы й общества, науки о революции угнетенных й эксплуа тируемых масс, пауки о победе социализма во всех странах, науки о строительстве коммунистического общества. . Сила и жизненность ѳтой революцион ной науки подтверждены всем ходом обще ственного развития за столетний период мировой истории. Построение социализма и строительство коммунизма в СССР, уста новление знктатуры рабочего класса и развертывание социалистического строи тельства в европейских странах народной демократии, успехи Китайской Народной Республики, рост и укрепление лагеря ми ра, демократии п социализма — таковы всемирно-исторические победы марксизма. Марксизм представляет собой цельную, стройную систему взглядов, составными частями которой являются: философия — диалектический и исторический материа лизм, политическая экономия, теория научного социализма. При глубокой взаи мосвязи этих составных частей теоретиче ской основой марксизма служит его фило софия — диалектический и исторический материализм. Марксистская философия — это паче-* ственно новая, высшая ступень в разви тии человеческих знаний, іггог многовеко вой истории развития»в борьбе научного материалистического мировоззрения с идеа лизмом. Мировоззрение выражает тс основные Принципы , с которыми люди педходят к изучению и объяснению дейст вительности и которыми онп руководст вуются в своей практической деятель ности. Марксистская философия определя-» ет эти принципы, исходя из объективных ваконов движения и развития материаль ного мира. Она называется диалектиче ским материализмом потому, что её метод познания, изучения явлений природы яв ляется диапвитичесним, а об объяснение явлений природы, её теория — материа листической. Распространение положении диалектического материализма на изуче ние общественной жизни дает историче ский материализм. Диалектический материализм — миро воззрение рабочего класса и его авангарда —^Коммунистической партии. Выводы диа лектического и исторического материализ ма научно обосновывают конечную цель революционной борьбы рабочего Класса й всех трудящихся — уничтожение капи тализма и построение коммунистического общества. 1. Исторические условия возникновения марксистской философии Возникновение диалектического Маториа Лйзма означало настоящую революцию, Коренной переворот в развитии философии. Эта революция была подготовлена всем ходом общественного развития. Она яви лась выражением новых потребностей раз вития материальной жианп общества, вы текавших из роста капиталистического способа производства, обострения его про тиворечий и развертывания классовой борьбы пролетариата. Идеи марксизма; былп призваны способствовать дальней шему развитию общественного производ ства и обеспечить свержение старых, от живающих сил. тормозящих это развитие. Марксизм возник в 40-х годах XIX сто летия. Е этому времени уже закончилось .становление капитализма в глзВнейшИХ странах Европы. Капиталистическое про изводство ужр юстигло такого уровня развития, когда явственно обнаружились коренные противоречия и пороки капита лизма* антагонизм между трудом и капита лом. анархия производства. экономические Кризисы, рост безработицы и нищеты трудящихся масс и т. д. Развитие й углубление противоречий капитализма привело к резкому изменению соотношения классовых сил и характера классовой борьбы. Буржуазия преврати лась в реакционную силу, препятствую щую общественному прогрессу. К само стоятельной жизни пробудилась новая мощ ная революционная сила — рабочий класс» начавший борьбу против капитали стических порядков. Крупнейшими ЗПИЗо- дамй этой борьбы в первой половипе XIX вока были чартистское движение в Анг лии, лионские восстания 1831 и 1834 го дов во Франции, восстание силезских Тка чей 1844 гоіа в Германии. Перед угрозой растущего рабочего дви жения буржуазия отказывается от борьбы с феодальной аристократией и спешит вступить с ней в сделку, чтобы совмест ными усилиями іушить возмущение тру дящихся. На объединение реакционных сил общества рабочий класс отвечает по пытками создать собственные ревОлЮЦйон- йые Организации. В этих условиях рабочее движение ощущает все более жгучую по требность в научном, революционном ми ровоззрении. Таким мировоззрением не могли стать распространенные в 30— 40 ГГ. XIX В е к а учения утопического социализма. Социа- лйсты-утоппсты Сен-Симой, Фурье, Оуэп и их последователи были идеалиста ми и метафизиками во взглядах на исто рию. Они мечтали о преобразовании обще ства в результате проявления сдоброй во ли» тех или иных «великих» личностей и толкали рабочее движение на ложный путь, отвергая всякое революционное дей ствие. взывая к «человеколюбию буржуаз ных сердец и Кошельков» (Маркс). Для дальнейшего развития рабочего движения Требовалось решительно преодо леть идеализм и метафизику утопического социализма, обобщить опыт первых клас совых битв пролетариата, создать научную теорию освободительной борьбы трудящих ся. внести Социалистическое сознание в рабочее движение. Это и обусловило, преж де всего, возникновение / диалектического Материализма* Революционного переворота в философии требовали и нужды дальнейшего развития науки. Реакционная, зашедшая в тупик, буржуазная идеалистическая философия уже не могла служить целям научного по знания. Господствовавший в цауке и в философии метафизический метод мышле ния к середине XIX вока впал в неразре шимое Противоречие с новейшими откры тиями естествознания. В 1827— 1834 гг. русский ученый П. Горяйнов, а в 1837 г. чешский уче ный U. ПуркИньс сформулировали оснопы клеточной теории строения живых орга низмов. Развитая дальше Шлейденом и Шваниом, эта теория устанавливала един ство и закономерность всох процессов раз вития, происходящих в живой природе. В 1842— 1845 гг. Майер, Джоуль и рус ский академик Ленц окончательно сформу лировали и математически обосновали за кон сохранения и превращения энергии. Являясь конкретизацией открытого еще в XVIII веке М. В. Ломоносовым закона со хранения вещества и движения этот закоп подтверждал единство и связь всех форм существования движущейся материи. На конец. в 1859 г. Ч. Дарвин в книге «Про исхождение видов» изложил свое учение о развитии живой природы, в корне враж дебное всяким виталистическим и мета физическим Воззрениям на Жизнь. Учение Дарвина окончательно утвердило эволю ционные идеи в биологии, высказывав шиеся еще в XVIII веке, в частности, рус скими учеными А. Радищевым и А. Ка верзневым. Эти открытия не укладывались в узкие рамки метафизического мышления н вы нуждали перейти к диалсктико-материа* лйстическому взгляду иа мйр, как на еди ное, связное целое, находящееся в по стоянном движении и развитии. Необходи мо было «...взглянуть на результаты изу чения природы диалектически, т. е. с точ* кй зрения их собственной связи.,.» (К. Маркс и Ф. Эпгельс, Избранные произ ведения. 1948, т. II, стр. 370). Но этою не могла сделать старая, домарксовскаЯ философия, извращенно, идеалистически объяснявшая мир. Подлинно научное мировоззрение, охва тывающее все явления природы и общест ва й выражающее коренные интересы тру дящихся масс, смогли создать лишь осно* воположники коммунизма — Маркс и Энгельс. Соединив мощь теоретического мышления с огромным опытом практиче ского руководства рабочим движением-, Маркс и Энгельс обобщили п творчески переосмыслили всю историю борьбы про тив эксплуатации, все достижения есте ственных и общественных наук своего вре мени и разработали последовательное диа- лектико-матсрпалпстическос ѵченпс о за конах развития природы и общества, о пу тях борьбы за коммунизм. Диалектический материализм Маркса и Энгельса — это необходимый продукт классовой борьбы пролетариата и законо мерный результат всего предшествующего развития мировой цивилизаций. В. И. Ленин указывал, что ближайшими идей ными источниками марксизма явились не мецкая философия Гегеля и Фейербаха, английская политическая экономия Смита и Рикардо, Французский утопический со циализм Сен-Симона и Фурье. Но марксизм не был простым продол жением этих философских, экономических и политических учении. Революционный переворот в философии, произведенный Мврксом и Энгельсом, в том и состоит, что ойп подвергли сокрушающей критике и коренной переработке все учения своих предшественников. Критикуя старую фи лософию, Маркс и Энгельс разоблачили ее реакционный классовый смысл и Практи ческое бессилие, вскрыли ес пороки и не достатки и, преодолев их, создали прин ципиально иное,- пролетарское .мировоззре ние, в корне противоположное мировоззре нию буржуазному и по идейному содер жанию, и По классовой сущности, и по роли в общественном развитии. истории не связывается с развитием ма териального производства, отрицается ре шающая роль народных масс в истории, вся история общества сводится либо к субъективному произволу отдельных «вы дающихся» личностей, либо к фатальному господству в обществе слепой необходимо сти, Маркс и Энгельс, распространив диа ле ктический материализм На изучение об щественной ж и зн и , установили зависи мость общественного развития от развития материального производства и этим дали возможность понять историю f общества, к а к историю самих трудящихся масс — непосредственных производителей мате риальных благ. Исторический материа лизм Показывает, Ка к развитие произво дительных ейл общества обусловливает смену одного экономического строя — ба зиса общества другим, к а к изменение ба- опса ведет к изменению надстройки, ка к Надстройка активно воздействует па свой базис,- помогая ему оформиться н у кре питься. В учении исторического материализма о поступательном развитии общества, о борьбе классов, к а к движущей силе раз вития антагонистических обществ, о ре шающей роли иародНых масс в истории отражены объективные закономерности об- щестВеНно-НсторйЧеского процесса, неиз бежно ведущие г. торжеству коммунизма. Исторический материализм дает научное обоснование сознательной революционной деятельности рабочего класса - — самого последовательного борца за общественный прогресс. В противоположность пассивной, созер цательной философии прошлого, марксист- 2. Коренная противоположность пролетарского и буржуазного м и р о в о з з р е н и й Пролетариат и буржуазия — диамет рально противоположные классы капита листического общества: пх мировоззрения непримиримы и исключают друг друга. Вопреки объективным Законам общест венного развития, обусловливающим неиз бежную гибель Капитализма, буржуазия стремится увековечить и оправдать свое господствующее положение в обществе. Освящая капиталистические порядки, как вечные и неизменные, буржуазная фило софия всегда извращает и фальсифицирует действительность. На заре капиталистического производ ства буржуазия играла известную прогрес сивную роль в общественном развитий. В это время идеологи буржуазии, например, французские 4 материалисты XVIII века Дидро, Гельвеций. Гольбах И другие, пы тались дать материалистическое объясне ние действительности п выступали Против религиозного миропонимания. Однако французский материализм XV1I1 века в си лу недостаточного развития пауки был ме ханистическим. метафизическим материа лизмом. не проводил последовательно й всесторонне точки зрения' развития и не распространялся на изучение и объяснение общественной ЖИзНИ. В первой трети XIX века Гегель пытал ся связать все явления мира идеей общ ности их развития. Но Гегель был объек тивный идеалистом й первоосновой мира 'считал вымышленную «абсолютную идею». Которая якобы в своем саморазви тии порождает весь материальный мир. Построенная на этой идеалистической основе, диалектика Гегеля Рыла извращен ной. мистифппированной -и имела реак ционное содержание Консерватор и ВраГ революции, Гегель использовал Дйалекти? ку не для научного познания йрироды и общества, а для атаки на французский ма- . тёрйалИзМ для (Шравіания прусско-гойкер- Ской монархий. Материалист Фейербах критиковал «абсолютную идею» Гегеля, справедливо видя в ней утонченное выражение рели гиозной мысли б сотворении мира богом, Не вместе с идеализмом Фейербах отвергал И Дйалектпку Гегеля, не замечая ее «ра ционального зерна» идеи о развитии, Как И французский Материализм, материа лизм Фейербаха оставался метафизическим, он не охватывал явлений общественной жизни. После Фейербаха буржуазная философия откровенно повернула к самому реакцион ному. субъективному идеализму. ' С тех пор, как буржуазия утратила элементы своей прогрессивности и стала тормозом общественного развития, философствую щие оруженосцы капитализма не имеют ничего общего с наукой, отстапвагот мис тику н мракобесие, возрождают средневе ковую схоластику. Современная буржуазия искажает успехи естественных н а у к, ут верждая. что открытые этими науками за коны нрироіы не имеют объективною зна чения. В страхе пород закономерностями общественною развития, обусловливающи ми Неизбежную гибель капитализма бур ж уазные Мракобесы от фИлОсофнп пропо- ведывают отказ от научного познания ми ра, стремятся принизить человеческий разум н доказать его бессилие. Вся домарксовская философия, ва ис ключением философии русских революцион ных демократов XIX века, не ставила и не могла поставить перед собой задачу револю ционною преобразования мира. Наоборот, главной вадачей этой философии, равно как и современной буржуазной философии, было примирение сознания народных масс с существующими порядками угнетения, эксплуатации. «Философы, — указывал Маркс. — лишь различным образом объяс нили мир, но «ело ваключается в том. что бы изменить его». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, 1948, т. II, стр. 385), Очевидно, что изменить весь мир можно только тогда, когда он правильно познан и научно объяснен. К научному познанию и объяснению мира, к революционному пре образованию ею. стремились русские Фило- софы-материалисты ХІХ века — Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов,, поставившие свою философию. иа службу- крестьянскому освободительному движе нию в России. Но В силу отсталости рус ской жизни того времени онп не смогли подняться до диалектического материа лизма. Только диалектический материализм яв ляется последовательно научным мировоз зрением, могучим орудием познания и ре волюционного изменения мира. Сила диа лектического материализма вытекает из тою. что В нем впервые в истории фило софии достигнуто органическое единство научною, диалектическою метода и такой *) Сокращенный текст лекции, прочитанной в вечернем университете марксизма-ленинизма при Мурманском, горкоме, КПСС . же научной, материалистической теории. Но это не означоет, что марксистская философия просто соединила в одну систему диалектику Гегеля и магорналном Фейер баха. Диалектика Маркса и Энгельса пря мо противополоя;На диалектике Гегеля, их материализм не тождественен материализ му Фейербаха. «...Маркс и Энгельс взяли нз диалектики Гегеля лишь со «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалисти ческую шелуху и развив диалектику даль ше. с тем. чтобы предать ей современный научный вид... Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха ею «основное зерно», развив его дальше в научно-фило софскую теорию мотрриалпзма и отбросив Прочь его идеалистические и религиозно этические наслоения» (История ВІШ(б). Краткий курс, стр 100). В марксистской философии оакоиіі диа лектики нашли свое конкретное выраже ние в положениях материалистической тео рии, а последние приобрели диалекти ческий-характер; диалектика стала мате риалистической, а материализм — диалек тическим. Такое единство метода и теории и позволяет диалектическому материализ му, в противоположность буржуазной фило софии, дать правильное понимание законов развития материальною мира и познания его. Диалектический материализм рассматри вает все предметы и явления действигель- ности как многообразные проявления ма терии, существующей независимо *от соз нания и находящейся и постоянном дви жении и развитии, Он в и т в сознании свойство .высокоорганизованной материи и утверждает, что сознание способно пра вильно отражать действительность, Да вать объективную истину. Мир познава ем. в мире нет непознаваемых вещей, а есть только веши еще не познанные, ко торые будут раскрыты я познаны силами науки и практики. Познание мира — это не единовременный акт. а сложный про цесс движения от невнЛййЯ к знанию. Про цесс углубления человеческих 8наппй. Основой познания и критерием истины яв ляется практика — вся общественно-тру довая деятельность человечества, направ ленная на преобразование природы и об щества. С особой силой научный характер марк систской философий Проявляется При объяснении процессов общественною раз вития. 13 буржуазной философии нераз дельно царит извращенное, идеалиетиче- ‘ ское понимание развития общества. Ход ская философия имеет действенный, раво- люционно-преобразующйй характер. Маркс и Энгельс соединили теорию с революцион ной Практикой, показали всесилие науки, связанной с жизнью, и вскрыли бесплод ную немощь идей, оторванных от жизнй и противопоставленных ей. Связь науКи й практической деятельности, связь теории и практики, пх единство являются важ нейшим принципом революционного проле тарского мировоззрения. Коренным отличием марксистской фило софии является также новое решение воп роса о предмете философии, о взаимоотно шении философии с Другими науками. Диалектический материализм пе является наукой над другими науками, а вы ступает как инструмент научного исследо вания, метод, пронизывающий все пауки о природе и обществе и способствующий их прогрессивному развитию. Об этом ярко свидетельствует блестящий расцвет совет ской науки, открытия которой служат великому делу построения коммунизма. Опираясь на достижения советской нау ки , диалектический материализм сам раз вивается и обогащается. Успехи мичурин ской биологии н павловской Физиологии, откры тия сгпптсКих химиков, физиков и астрономов дают новое естеСТйеННО-науч* ное подтверждение положений диалектиче ского материализма о материальности ми ра и закономерностях ею развития, о пер вичности материи и вторнчносТи сознания, о познаваемости мпра и ею закономерно стей. В наибольшей степени протйВойолож^ ность буржуазною и пролетарскою миро воззрения выпажаеТся в их различной связи с народом. Буржуазная философия прошлого и настоящего — это мировоз зрение господствующего эксплуататорского меньшинства философия одиночек, до стояние небольших философских школ, замкнутых, оторванных от жизни, чуж дых народу. Наоборот, марксистская фи лософия ЯВЛЯеТсй мировоззрением широ чайших масс рабочего класса и всех тру дящихся В. И. Ленин указывал, что уче ние Маркса «стало учением миллионов и десятков миллионов пролетариев во всем мире, применяющих это учение в своей борьбе против капитализма». (Соч., т. 31, стр. 261). Новые классовые корни марксистской философии определили и характер ее пар тийности. Буржуазная философия свое вер ное служение интересам капиталистов ма-. скнрует лживым флагом «объективизма» — якобы безразличного, объективного от ношения к фактам, лицемерной пропо ведью аполитичности, «беспартийности» всякой философии й Науки. Болтовне буржуазных идеологов об «объективизме» и «беспартийности» марк систская философия противопоставляет свою открытую, воинствующую партий ность. верное служение интересам Трудя щихся Масс. Партийность Марксистской философии полностью совпадает с науч ной объективностью в изучении законов природы и общества, ибо классовые инте ресы пролетариата совпадают с Действи тельными потребностями прогрессивного общественного развития. Диалектический материализм, как единственно научное мировоззрение, мо;кет служить и служит только самому передовому, последователь- й О ч революционному классу современною общества —■ рабочему Классу и его Ком мунистической партий. 3. Диалектический материализм—научная основа деятельности Коммунистической партии, теоретический фундамент коммунизма Марксистско-ленинской философии при надлежит огромная организующая, моби лизующая и вдохновляющая роль в борь бе трудящихся масс за пободу коммуниз ма. С исчерпывающей полнотой эта роль раскрываотся в практической деятельно сти Коммунистической партии, осуществ ляющей соединение массового рабочего движения с научным социализмом и веду щей народ к построению коммунистиче ского общества. Великий Ленин доказал, что только партия, руководимая передовой теорией, может выполнить роль передового борца и истинного вождя трудящихся. Могучая сила Коммунистической партии в том и состоит, что она вооружена передовой марксистско-ленинской теорией, дающей правильную картину мира и возможность не только познать историю природы и об щества и законы их развития в настоя щее время, но и предвидеть ход событий в будущем, овладевать законами природы и общества и Ставить их па службу ин тересам всего человечества. История Коммунистической партии Со ветского Союза — ярчайший образец мо гущества и непобедимости марксистского мировоззрения. За истекшее пятидесятиле тие рухНули многие реакционные режимы, целые империи и мощные державы, обан кротились многочисленные.партии реак ции. А Коммунистическая партия Совет ского Союза с чостыо прошла через все испытания, через огонь революции и воин и высоко держит великое знамя ком мунизма, зовущее народы мира к свободе, к миру, к счастливой ж и з н и для всех простых люден. История Коммунистической партии Со ветского Союза— 'это марксизм-ленинизм в действии. Философия марксизма — диа лектический материализм — является теоретической основой партийной полити ки и программы, стратегии н тактики партии в организации революционной борьбы народных масс. Материалистическое понимание явлений общественной жизни позволяет партии ви деть основу общественного развития в ус ловиях материальной жизни общества, в развитии материального Производства и вместе с тем правильно оценивать проис хождение и действительную роль идей, взглядов н общественных учреждений. Ру ководствуясь материалистической теорией, партия учитывает в своих Действиях, в своей политике и программе как объектив ные закономерности экономическою разви тия Общества, так и огромную активную роль передовых, прогрессивных идей и учреждений, их мобилизующее, органи зующее и преобразующее значение. Положения марксистской диалектики о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, о борьбе нового со старым, о соотношении эволюции и революции в раз витии, 0 борьбе противоположностей, как внутреннем источнике развития, вооружа ют партию могучей силой научного пред видения, Они дают возможность предпри нимать глубокий научный апализ эконо мического развития общества, всесторонне учитывать соотношение классовых сил и реальных задач, стоящих перед рабочим классом в данных исторических условиях, и соответственно этому Определять стра тегические и политические задачи борьбы аа победу социалистической революции, за коммунизм. Коммунистическая партия Советскою Союза — партия творческого марксизма «Марксизм, как наука, — указывал И. В. Сталин, — не может стоять на одном ме сте, — он развивается и совершенствует ся. В своем развитий марксизм не **ожег не обогащаться Новым опытом, новыми знаниями, *— следовательно, отдельные его формулы и выводы не могут не изме няться с течением времени, не Joryt не заменяться новыми формулами и вывод- ми. соответствующими новым историче ским Задачам» («Марксизм и вопросы языкознания», I960 , стр. 48). Творческий характер марксизма нашел CBOf яркое выражение в дальнейшем раз витии марксистской философии В. И. Лениным и продолжателем ею дела И. В. .Сталиным на основе обобщения Нового опыта революционного движенйя и новей ших достижений естествознания. В борьба Против оппортунистических попыток *ре- визнн» марксизма и против реакционной буржуазной философии Ленин и Сталин развили и защитили диалектический и исторический материализм, как теорети ческую основу практической деятельности Коммунистической партиі^ На всех этапах революционной борьбы Коммунистическая партия при определении своей политики, стратегии И тактйкй ис ходила из основных положений творчески развиваемой Лениным и Сталиным марк систской философии. В годы первой русской буржуазпО-яемо- кратической революции В. И. Ленин на основе марксистского анализа историче ской обстановки выдвинул положение о гегемоний пролетариата в буржуазно-де мократической революции, о союзе рабоче го класса и Крестьянства, к а к условии победы революции, о перерастании револю ции буржуазно-демократической в револю цию социалистическую . Вооруженная э ти ми положениями творческого марксизма, партия умело руководила классовыми боя ми пролетариата, держа кур с на разверты вание народной революции. На подготовку трудящихся К решающим схваткам с ца ризмом п буржуазией. Выдающимся вкладом в сокровищницу творческою марксизма явилась разработка В. И. Лениным теории империализма и дальнейшее развитие теории социалисти ческой революции. Сделанный Лениным ге ниальный вывод о возможности победы со циализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капитали стической стране открыл революционную перспективу, развязал инициативу Комму нистической Партии в деле организации победы революций в России. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую яру в истории человечества — эру крушения Капитализ ма и Построения коммунистического об щества. Перед Коммунистической партией Советского Союза, как перед правящей партией, встали грандиозные задачи Соз дания. защиты и укрепления первою в мире социалистического государства рабо чих н крестьян. В новых условиях марксистско-ленин ская философия выступила как могучая созидающая сила, как теоретический фун дамент строящегося в СССР коммунисти ческою общества На всех этапах социали стического строительства партия опреде ляла свою политику, руководствуясь раз работанной Великим . Лениным п&учно обоснованиой программой превращения экономически отсталой России в передо вую социалистическую державу. Эта про грамма предусматривала социалистиче скую индустриализацию страны, всемер ное развитие тяжелой промышленности, электрификацию всего народного хозяйст ва, осуществление кооперативного плана преобразования сельского хозяйства стра ны на социалистических началах. Прове дение культурной революции. В борьбе со всеми врагами марксизма- ленинизма Коммунистическая партия под руководством Центрального Комитета во главе с И. В. Сталиным воплотила в жизнь великие идеи Ленина п обеспечила побе ду социализма в нашей стране. Советский Союз, полный несокрушимой Мощи и твор ческих сил, встал на путь постепенного перехода от социализма к коммунизму. Ныне Коммунистическая партия решает важнейшие задачи коммунистического строительства, дальнейшею упрочения многонационального социалистическою го сударства, непрерывного повышения ма териального и культурного уровня жизни советских людей Руководствуясь теорией марксизма-ленинизма. Коммунистическая партия выработала научно и практически проверенную Политику, направленную на максимальное удовлетворение непрерывно растущих материальных и культурных Потребностей всего общества и на посте пенный переход к коммунизму. Эта поли тика отражает насущные потребности раз вития материальной жизни общества, Ко- реиные 'интересы народа. Благодаря втой политике Коммунистическая партня выс-1. тупает Как вдохновитель и организатор революционной энергии, революционного творчества масс, строящих коммунизм. «Коммунистическая партия и Советское Правительство, *— заявил товарищ Г. М. Маленков в речи па пятой сессии Верхов ного Совета СССР, знают, куда и как ве* t стн народ, потому что они руководствуют ся научной теорией общественного раз- вйтйя— марксизмом-ленинизмом1, знамя ко торой высоко поднято нашим отцом и учи телем гениальным Лениным и продолжате лем его дела великим Сталиным. Советское государство и Коммунистическая партия вооружают народ на основе учения Маркса — Энгельса — Ленина— Сталина глубоким знанием объективных законов- развития общества, закопов строительства коммунизма и дают тем самым ясную пер спективу созидательной деятельности со ветского народа». Опираясь в своей деятельности на един-, ственно научное марксистское мировоззре ние, Коммунистическая партия распростра няет светоч знания среди самых широких народных масс. В социалистическом об-- ществе марксизм стал господствующим мировоззрением, а с переходом к комму низму он станет единым и единственным мировоззрением общества в целом. Но старый мир не уступает своих по зиций без ожесточенного сопротивления. Пропитанная смрадом разложения, б ур -\ жуазная идеология все еще пытается удер жаться. все еще пытается вести борьбу протпв марксизма, прикрывая свою реак ционную и антинаучную сущность раз ного рода «новыми» и «новейшими» те чениями в философии. Наиболее оголтелый реакционный харак тер имеет современная американо-англий ская философия, в борьбе против марк сизма но брезгующая ничем вплоть до ис пользования гангстеров, шпионов и уго ловных преступников в качестве философ ствующих апологетов империализма. В этом свете очевидна великая сила марксистско-ленинской философии, к а к острейшего оружия борьбы против всех видов буржуазной идеологии. Нельзя за бивать, что мы не застрахованы от Про никновения к пам ч уж ды х взглядов, идей и настроений со стороны капиталистиче ского о круж ения, что в нашем обществе далеко еще не и зж и ты пережитки Капи тализма в сознании людей. Распростране ние в массах научного дпалекТнко-матб- рпалпстическЪго мировоззрения — могучее средство борьбы с влиянием и пережит ками буржуазной идеологии, Могучее сред ство Коммунистического воспитания масс. * * * В. П. Ленин указывал, что ’ учений Маркса всесильно, потому что оно Верно. Глубоко научные идеи марксистско-ленин ской философии являются непобедимым знаменем трудящихся всего нира в их борьбе за мир, за демократию, за прогрес сивное развитие народов. Всепобеждающее учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина является • основой практической деятельности комму нистических и рабочих партии государств народной демократии, идущих по пути социалистического строительства. Под зпамепем марксизма-ленинизма великйй китайский парод одержал победу в нацио нально-освободительной, антифеодальной, антиимпериалистической революции. Мо гучая сила марксистско-ленинских идей вдохновляет партии рабочего класса ка питалистических' стран в их борьбе за освобождение народов от ига империа лизма. Марксизм-ленинизм стал мировоззрением сотен миллионов людей во всех странах мира. Его идеи зажигают в сердцах пере довых людей всего мира пепоколебимую веру в светлое будущее человечества и благородное стремление к активной борь бе за это будущее. С каждым днем миро воззрение Коммунистической партии — диалектический материализм — Вбе ярче освещает народам мира путь к лучезар ным вершинам коммунизма. Й. КАРАСЕВ. Кандидат философских наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz