Полярная правда. 1953, декабрь.

J П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А J6 284 (7698) 2 декабря 1953 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ-МИРОВОЗЗРЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ*> В наш вес все пути исторического раз­ вития неотвратимо ведут к гибели капита­ лизма и к торжеству коммунизма. Могучим оружием в борьбе за коммунизм являются идеи марксизма-ленинизма — науки о ваконах развития природы й общества, науки о революции угнетенных й эксплуа­ тируемых масс, пауки о победе социализма во всех странах, науки о строительстве коммунистического общества. . Сила и жизненность ѳтой революцион­ ной науки подтверждены всем ходом обще­ ственного развития за столетний период мировой истории. Построение социализма и строительство коммунизма в СССР, уста­ новление знктатуры рабочего класса и развертывание социалистического строи­ тельства в европейских странах народной демократии, успехи Китайской Народной Республики, рост и укрепление лагеря ми­ ра, демократии п социализма — таковы всемирно-исторические победы марксизма. Марксизм представляет собой цельную, стройную систему взглядов, составными частями которой являются: философия — диалектический и исторический материа­ лизм, политическая экономия, теория научного социализма. При глубокой взаи­ мосвязи этих составных частей теоретиче­ ской основой марксизма служит его фило­ софия — диалектический и исторический материализм. Марксистская философия — это паче-* ственно новая, высшая ступень в разви­ тии человеческих знаний, іггог многовеко­ вой истории развития»в борьбе научного материалистического мировоззрения с идеа­ лизмом. Мировоззрение выражает тс основные Принципы , с которыми люди педходят к изучению и объяснению дейст­ вительности и которыми онп руководст­ вуются в своей практической деятель­ ности. Марксистская философия определя-» ет эти принципы, исходя из объективных ваконов движения и развития материаль­ ного мира. Она называется диалектиче­ ским материализмом потому, что её метод познания, изучения явлений природы яв­ ляется диапвитичесним, а об объяснение явлений природы, её теория — материа­ листической. Распространение положении диалектического материализма на изуче­ ние общественной жизни дает историче­ ский материализм. Диалектический материализм — миро­ воззрение рабочего класса и его авангарда —^Коммунистической партии. Выводы диа­ лектического и исторического материализ­ ма научно обосновывают конечную цель революционной борьбы рабочего Класса й всех трудящихся — уничтожение капи­ тализма и построение коммунистического общества. 1. Исторические условия возникновения марксистской философии Возникновение диалектического Маториа Лйзма означало настоящую революцию, Коренной переворот в развитии философии. Эта революция была подготовлена всем ходом общественного развития. Она яви­ лась выражением новых потребностей раз­ вития материальной жианп общества, вы­ текавших из роста капиталистического способа производства, обострения его про­ тиворечий и развертывания классовой борьбы пролетариата. Идеи марксизма; былп призваны способствовать дальней­ шему развитию общественного производ­ ства и обеспечить свержение старых, от­ живающих сил. тормозящих это развитие. Марксизм возник в 40-х годах XIX сто­ летия. Е этому времени уже закончилось .становление капитализма в глзВнейшИХ странах Европы. Капиталистическое про­ изводство ужр юстигло такого уровня развития, когда явственно обнаружились коренные противоречия и пороки капита­ лизма* антагонизм между трудом и капита­ лом. анархия производства. экономические Кризисы, рост безработицы и нищеты трудящихся масс и т. д. Развитие й углубление противоречий капитализма привело к резкому изменению соотношения классовых сил и характера классовой борьбы. Буржуазия преврати­ лась в реакционную силу, препятствую­ щую общественному прогрессу. К само­ стоятельной жизни пробудилась новая мощ­ ная революционная сила — рабочий класс» начавший борьбу против капитали­ стических порядков. Крупнейшими ЗПИЗо- дамй этой борьбы в первой половипе XIX вока были чартистское движение в Анг­ лии, лионские восстания 1831 и 1834 го­ дов во Франции, восстание силезских Тка­ чей 1844 гоіа в Германии. Перед угрозой растущего рабочего дви­ жения буржуазия отказывается от борьбы с феодальной аристократией и спешит вступить с ней в сделку, чтобы совмест­ ными усилиями іушить возмущение тру­ дящихся. На объединение реакционных сил общества рабочий класс отвечает по­ пытками создать собственные ревОлЮЦйон- йые Организации. В этих условиях рабочее движение ощущает все более жгучую по­ требность в научном, революционном ми­ ровоззрении. Таким мировоззрением не могли стать распространенные в 30— 40 ГГ. XIX В е к а учения утопического социализма. Социа- лйсты-утоппсты Сен-Симой, Фурье, Оуэп и их последователи были идеалиста­ ми и метафизиками во взглядах на исто­ рию. Они мечтали о преобразовании обще­ ства в результате проявления сдоброй во­ ли» тех или иных «великих» личностей и толкали рабочее движение на ложный путь, отвергая всякое революционное дей­ ствие. взывая к «человеколюбию буржуаз­ ных сердец и Кошельков» (Маркс). Для дальнейшего развития рабочего движения Требовалось решительно преодо­ леть идеализм и метафизику утопического социализма, обобщить опыт первых клас­ совых битв пролетариата, создать научную теорию освободительной борьбы трудящих­ ся. внести Социалистическое сознание в рабочее движение. Это и обусловило, преж­ де всего, возникновение / диалектического Материализма* Революционного переворота в философии требовали и нужды дальнейшего развития науки. Реакционная, зашедшая в тупик, буржуазная идеалистическая философия уже не могла служить целям научного по­ знания. Господствовавший в цауке и в философии метафизический метод мышле­ ния к середине XIX вока впал в неразре­ шимое Противоречие с новейшими откры­ тиями естествознания. В 1827— 1834 гг. русский ученый П. Горяйнов, а в 1837 г. чешский уче­ ный U. ПуркИньс сформулировали оснопы клеточной теории строения живых орга­ низмов. Развитая дальше Шлейденом и Шваниом, эта теория устанавливала един­ ство и закономерность всох процессов раз­ вития, происходящих в живой природе. В 1842— 1845 гг. Майер, Джоуль и рус­ ский академик Ленц окончательно сформу­ лировали и математически обосновали за­ кон сохранения и превращения энергии. Являясь конкретизацией открытого еще в XVIII веке М. В. Ломоносовым закона со­ хранения вещества и движения этот закоп подтверждал единство и связь всех форм существования движущейся материи. На­ конец. в 1859 г. Ч. Дарвин в книге «Про­ исхождение видов» изложил свое учение о развитии живой природы, в корне враж­ дебное всяким виталистическим и мета­ физическим Воззрениям на Жизнь. Учение Дарвина окончательно утвердило эволю­ ционные идеи в биологии, высказывав­ шиеся еще в XVIII веке, в частности, рус­ скими учеными А. Радищевым и А. Ка­ верзневым. Эти открытия не укладывались в узкие рамки метафизического мышления н вы­ нуждали перейти к диалсктико-материа* лйстическому взгляду иа мйр, как на еди­ ное, связное целое, находящееся в по­ стоянном движении и развитии. Необходи­ мо было «...взглянуть на результаты изу­ чения природы диалектически, т. е. с точ* кй зрения их собственной связи.,.» (К. Маркс и Ф. Эпгельс, Избранные произ­ ведения. 1948, т. II, стр. 370). Но этою не могла сделать старая, домарксовскаЯ философия, извращенно, идеалистически объяснявшая мир. Подлинно научное мировоззрение, охва­ тывающее все явления природы и общест­ ва й выражающее коренные интересы тру­ дящихся масс, смогли создать лишь осно* воположники коммунизма — Маркс и Энгельс. Соединив мощь теоретического мышления с огромным опытом практиче­ ского руководства рабочим движением-, Маркс и Энгельс обобщили п творчески переосмыслили всю историю борьбы про­ тив эксплуатации, все достижения есте­ ственных и общественных наук своего вре­ мени и разработали последовательное диа- лектико-матсрпалпстическос ѵченпс о за­ конах развития природы и общества, о пу­ тях борьбы за коммунизм. Диалектический материализм Маркса и Энгельса — это необходимый продукт классовой борьбы пролетариата и законо­ мерный результат всего предшествующего развития мировой цивилизаций. В. И. Ленин указывал, что ближайшими идей­ ными источниками марксизма явились не­ мецкая философия Гегеля и Фейербаха, английская политическая экономия Смита и Рикардо, Французский утопический со­ циализм Сен-Симона и Фурье. Но марксизм не был простым продол­ жением этих философских, экономических и политических учении. Революционный переворот в философии, произведенный Мврксом и Энгельсом, в том и состоит, что ойп подвергли сокрушающей критике и коренной переработке все учения своих предшественников. Критикуя старую фи­ лософию, Маркс и Энгельс разоблачили ее реакционный классовый смысл и Практи­ ческое бессилие, вскрыли ес пороки и не­ достатки и, преодолев их, создали прин­ ципиально иное,- пролетарское .мировоззре­ ние, в корне противоположное мировоззре­ нию буржуазному и по идейному содер­ жанию, и По классовой сущности, и по роли в общественном развитии. истории не связывается с развитием ма­ териального производства, отрицается ре­ шающая роль народных масс в истории, вся история общества сводится либо к субъективному произволу отдельных «вы ­ дающихся» личностей, либо к фатальному господству в обществе слепой необходимо­ сти, Маркс и Энгельс, распространив диа­ ле ктический материализм На изучение об­ щественной ж и зн и , установили зависи­ мость общественного развития от развития материального производства и этим дали возможность понять историю f общества, к а к историю самих трудящихся масс — непосредственных производителей мате­ риальных благ. Исторический материа­ лизм Показывает, Ка к развитие произво­ дительных ейл общества обусловливает смену одного экономического строя — ба­ зиса общества другим, к а к изменение ба- опса ведет к изменению надстройки, ка к Надстройка активно воздействует па свой базис,- помогая ему оформиться н у кре ­ питься. В учении исторического материализма о поступательном развитии общества, о борьбе классов, к а к движущей силе раз­ вития антагонистических обществ, о ре­ шающей роли иародНых масс в истории отражены объективные закономерности об- щестВеНно-НсторйЧеского процесса, неиз­ бежно ведущие г. торжеству коммунизма. Исторический материализм дает научное обоснование сознательной революционной деятельности рабочего класса - — самого последовательного борца за общественный прогресс. В противоположность пассивной, созер­ цательной философии прошлого, марксист- 2. Коренная противоположность пролетарского и буржуазного м и р о в о з з р е н и й Пролетариат и буржуазия — диамет­ рально противоположные классы капита­ листического общества: пх мировоззрения непримиримы и исключают друг друга. Вопреки объективным Законам общест­ венного развития, обусловливающим неиз­ бежную гибель Капитализма, буржуазия стремится увековечить и оправдать свое господствующее положение в обществе. Освящая капиталистические порядки, как вечные и неизменные, буржуазная фило­ софия всегда извращает и фальсифицирует действительность. На заре капиталистического производ­ ства буржуазия играла известную прогрес­ сивную роль в общественном развитий. В это время идеологи буржуазии, например, французские 4 материалисты XVIII века Дидро, Гельвеций. Гольбах И другие, пы­ тались дать материалистическое объясне­ ние действительности п выступали Против религиозного миропонимания. Однако французский материализм XV1I1 века в си­ лу недостаточного развития пауки был ме­ ханистическим. метафизическим материа­ лизмом. не проводил последовательно й всесторонне точки зрения' развития и не распространялся на изучение и объяснение общественной ЖИзНИ. В первой трети XIX века Гегель пытал­ ся связать все явления мира идеей общ­ ности их развития. Но Гегель был объек­ тивный идеалистом й первоосновой мира 'считал вымышленную «абсолютную идею». Которая якобы в своем саморазви­ тии порождает весь материальный мир. Построенная на этой идеалистической основе, диалектика Гегеля Рыла извращен­ ной. мистифппированной -и имела реак­ ционное содержание Консерватор и ВраГ революции, Гегель использовал Дйалекти? ку не для научного познания йрироды и общества, а для атаки на французский ма- . тёрйалИзМ для (Шравіания прусско-гойкер- Ской монархий. Материалист Фейербах критиковал «абсолютную идею» Гегеля, справедливо видя в ней утонченное выражение рели­ гиозной мысли б сотворении мира богом, Не вместе с идеализмом Фейербах отвергал И Дйалектпку Гегеля, не замечая ее «ра­ ционального зерна» идеи о развитии, Как И французский Материализм, материа­ лизм Фейербаха оставался метафизическим, он не охватывал явлений общественной жизни. После Фейербаха буржуазная философия откровенно повернула к самому реакцион­ ному. субъективному идеализму. ' С тех пор, как буржуазия утратила элементы своей прогрессивности и стала тормозом общественного развития, философствую­ щие оруженосцы капитализма не имеют ничего общего с наукой, отстапвагот мис­ тику н мракобесие, возрождают средневе­ ковую схоластику. Современная буржуазия искажает успехи естественных н а у к, ут­ верждая. что открытые этими науками за­ коны нрироіы не имеют объективною зна­ чения. В страхе пород закономерностями общественною развития, обусловливающи­ ми Неизбежную гибель капитализма бур­ ж уазные Мракобесы от фИлОсофнп пропо- ведывают отказ от научного познания ми­ ра, стремятся принизить человеческий разум н доказать его бессилие. Вся домарксовская философия, ва ис­ ключением философии русских революцион­ ных демократов XIX века, не ставила и не могла поставить перед собой задачу револю­ ционною преобразования мира. Наоборот, главной вадачей этой философии, равно как и современной буржуазной философии, было примирение сознания народных масс с существующими порядками угнетения, эксплуатации. «Философы, — указывал Маркс. — лишь различным образом объяс­ нили мир, но «ело ваключается в том. что­ бы изменить его». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, 1948, т. II, стр. 385), Очевидно, что изменить весь мир можно только тогда, когда он правильно познан и научно объяснен. К научному познанию и объяснению мира, к революционному пре­ образованию ею. стремились русские Фило- софы-материалисты ХІХ века — Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов,, поставившие свою философию. иа службу- крестьянскому освободительному движе­ нию в России. Но В силу отсталости рус­ ской жизни того времени онп не смогли подняться до диалектического материа­ лизма. Только диалектический материализм яв­ ляется последовательно научным мировоз­ зрением, могучим орудием познания и ре­ волюционного изменения мира. Сила диа­ лектического материализма вытекает из тою. что В нем впервые в истории фило­ софии достигнуто органическое единство научною, диалектическою метода и такой *) Сокращенный текст лекции, прочитанной в вечернем университете марксизма-ленинизма при Мурманском, горкоме, КПСС . же научной, материалистической теории. Но это не означоет, что марксистская философия просто соединила в одну систему диалектику Гегеля и магорналном Фейер­ баха. Диалектика Маркса и Энгельса пря­ мо противополоя;На диалектике Гегеля, их материализм не тождественен материализ­ му Фейербаха. «...Маркс и Энгельс взяли нз диалектики Гегеля лишь со «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалисти­ ческую шелуху и развив диалектику даль­ ше. с тем. чтобы предать ей современный научный вид... Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха ею «основное зерно», развив его дальше в научно-фило­ софскую теорию мотрриалпзма и отбросив Прочь его идеалистические и религиозно­ этические наслоения» (История ВІШ(б). Краткий курс, стр 100). В марксистской философии оакоиіі диа­ лектики нашли свое конкретное выраже­ ние в положениях материалистической тео­ рии, а последние приобрели диалекти­ ческий-характер; диалектика стала мате­ риалистической, а материализм — диалек­ тическим. Такое единство метода и теории и позволяет диалектическому материализ­ му, в противоположность буржуазной фило­ софии, дать правильное понимание законов развития материальною мира и познания его. Диалектический материализм рассматри­ вает все предметы и явления действигель- ности как многообразные проявления ма­ терии, существующей независимо *от соз­ нания и находящейся и постоянном дви­ жении и развитии, Он в и т в сознании свойство .высокоорганизованной материи и утверждает, что сознание способно пра­ вильно отражать действительность, Да­ вать объективную истину. Мир познава­ ем. в мире нет непознаваемых вещей, а есть только веши еще не познанные, ко­ торые будут раскрыты я познаны силами науки и практики. Познание мира — это не единовременный акт. а сложный про­ цесс движения от невнЛййЯ к знанию. Про­ цесс углубления человеческих 8наппй. Основой познания и критерием истины яв­ ляется практика — вся общественно-тру­ довая деятельность человечества, направ­ ленная на преобразование природы и об­ щества. С особой силой научный характер марк­ систской философий Проявляется При объяснении процессов общественною раз­ вития. 13 буржуазной философии нераз­ дельно царит извращенное, идеалиетиче- ‘ ское понимание развития общества. Ход ская философия имеет действенный, раво- люционно-преобразующйй характер. Маркс и Энгельс соединили теорию с революцион­ ной Практикой, показали всесилие науки, связанной с жизнью, и вскрыли бесплод­ ную немощь идей, оторванных от жизнй и противопоставленных ей. Связь науКи й практической деятельности, связь теории и практики, пх единство являются важ­ нейшим принципом революционного проле­ тарского мировоззрения. Коренным отличием марксистской фило­ софии является также новое решение воп­ роса о предмете философии, о взаимоотно­ шении философии с Другими науками. Диалектический материализм пе является наукой над другими науками, а вы­ ступает как инструмент научного исследо­ вания, метод, пронизывающий все пауки о природе и обществе и способствующий их прогрессивному развитию. Об этом ярко свидетельствует блестящий расцвет совет­ ской науки, открытия которой служат великому делу построения коммунизма. Опираясь на достижения советской нау­ ки , диалектический материализм сам раз­ вивается и обогащается. Успехи мичурин­ ской биологии н павловской Физиологии, откры тия сгпптсКих химиков, физиков и астрономов дают новое естеСТйеННО-науч* ное подтверждение положений диалектиче­ ского материализма о материальности ми­ ра и закономерностях ею развития, о пер­ вичности материи и вторнчносТи сознания, о познаваемости мпра и ею закономерно­ стей. В наибольшей степени протйВойолож^ ность буржуазною и пролетарскою миро­ воззрения выпажаеТся в их различной связи с народом. Буржуазная философия прошлого и настоящего — это мировоз­ зрение господствующего эксплуататорского меньшинства философия одиночек, до­ стояние небольших философских школ, замкнутых, оторванных от жизни, чуж­ дых народу. Наоборот, марксистская фи­ лософия ЯВЛЯеТсй мировоззрением широ­ чайших масс рабочего класса и всех тру­ дящихся В. И. Ленин указывал, что уче­ ние Маркса «стало учением миллионов и десятков миллионов пролетариев во всем мире, применяющих это учение в своей борьбе против капитализма». (Соч., т. 31, стр. 261). Новые классовые корни марксистской философии определили и характер ее пар­ тийности. Буржуазная философия свое вер­ ное служение интересам капиталистов ма-. скнрует лживым флагом «объективизма» — якобы безразличного, объективного от­ ношения к фактам, лицемерной пропо­ ведью аполитичности, «беспартийности» всякой философии й Науки. Болтовне буржуазных идеологов об «объективизме» и «беспартийности» марк­ систская философия противопоставляет свою открытую, воинствующую партий­ ность. верное служение интересам Трудя­ щихся Масс. Партийность Марксистской философии полностью совпадает с науч­ ной объективностью в изучении законов природы и общества, ибо классовые инте­ ресы пролетариата совпадают с Действи­ тельными потребностями прогрессивного общественного развития. Диалектический материализм, как единственно научное мировоззрение, мо;кет служить и служит только самому передовому, последователь- й О ч революционному классу современною общества —■ рабочему Классу и его Ком­ мунистической партий. 3. Диалектический материализм—научная основа деятельности Коммунистической партии, теоретический фундамент коммунизма Марксистско-ленинской философии при­ надлежит огромная организующая, моби­ лизующая и вдохновляющая роль в борь­ бе трудящихся масс за пободу коммуниз­ ма. С исчерпывающей полнотой эта роль раскрываотся в практической деятельно­ сти Коммунистической партии, осуществ­ ляющей соединение массового рабочего движения с научным социализмом и веду­ щей народ к построению коммунистиче­ ского общества. Великий Ленин доказал, что только партия, руководимая передовой теорией, может выполнить роль передового борца и истинного вождя трудящихся. Могучая сила Коммунистической партии в том и состоит, что она вооружена передовой марксистско-ленинской теорией, дающей правильную картину мира и возможность не только познать историю природы и об­ щества и законы их развития в настоя­ щее время, но и предвидеть ход событий в будущем, овладевать законами природы и общества и Ставить их па службу ин­ тересам всего человечества. История Коммунистической партии Со­ ветского Союза — ярчайший образец мо­ гущества и непобедимости марксистского мировоззрения. За истекшее пятидесятиле­ тие рухНули многие реакционные режимы, целые империи и мощные державы, обан­ кротились многочисленные.партии реак­ ции. А Коммунистическая партия Совет­ ского Союза с чостыо прошла через все испытания, через огонь революции и воин и высоко держит великое знамя ком­ мунизма, зовущее народы мира к свободе, к миру, к счастливой ж и з н и для всех простых люден. История Коммунистической партии Со­ ветского Союза— 'это марксизм-ленинизм в действии. Философия марксизма — диа­ лектический материализм — является теоретической основой партийной полити­ ки и программы, стратегии н тактики партии в организации революционной борьбы народных масс. Материалистическое понимание явлений общественной жизни позволяет партии ви­ деть основу общественного развития в ус­ ловиях материальной жизни общества, в развитии материального Производства и вместе с тем правильно оценивать проис­ хождение и действительную роль идей, взглядов н общественных учреждений. Ру­ ководствуясь материалистической теорией, партия учитывает в своих Действиях, в своей политике и программе как объектив­ ные закономерности экономическою разви­ тия Общества, так и огромную активную роль передовых, прогрессивных идей и учреждений, их мобилизующее, органи­ зующее и преобразующее значение. Положения марксистской диалектики о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, о борьбе нового со старым, о соотношении эволюции и революции в раз­ витии, 0 борьбе противоположностей, как внутреннем источнике развития, вооружа­ ют партию могучей силой научного пред­ видения, Они дают возможность предпри­ нимать глубокий научный апализ эконо­ мического развития общества, всесторонне учитывать соотношение классовых сил и реальных задач, стоящих перед рабочим классом в данных исторических условиях, и соответственно этому Определять стра­ тегические и политические задачи борьбы аа победу социалистической революции, за коммунизм. Коммунистическая партия Советскою Союза — партия творческого марксизма «Марксизм, как наука, — указывал И. В. Сталин, — не может стоять на одном ме­ сте, — он развивается и совершенствует­ ся. В своем развитий марксизм не **ожег не обогащаться Новым опытом, новыми знаниями, *— следовательно, отдельные его формулы и выводы не могут не изме­ няться с течением времени, не Joryt не заменяться новыми формулами и вывод- ми. соответствующими новым историче­ ским Задачам» («Марксизм и вопросы языкознания», I960 , стр. 48). Творческий характер марксизма нашел CBOf яркое выражение в дальнейшем раз­ витии марксистской философии В. И. Лениным и продолжателем ею дела И. В. .Сталиным на основе обобщения Нового опыта революционного движенйя и новей­ ших достижений естествознания. В борьба Против оппортунистических попыток *ре- визнн» марксизма и против реакционной буржуазной философии Ленин и Сталин развили и защитили диалектический и исторический материализм, как теорети­ ческую основу практической деятельности Коммунистической партиі^ На всех этапах революционной борьбы Коммунистическая партия при определении своей политики, стратегии И тактйкй ис­ ходила из основных положений творчески развиваемой Лениным и Сталиным марк­ систской философии. В годы первой русской буржуазпО-яемо- кратической революции В. И. Ленин на основе марксистского анализа историче­ ской обстановки выдвинул положение о гегемоний пролетариата в буржуазно-де­ мократической революции, о союзе рабоче­ го класса и Крестьянства, к а к условии победы революции, о перерастании револю­ ции буржуазно-демократической в револю­ цию социалистическую . Вооруженная э ти ­ ми положениями творческого марксизма, партия умело руководила классовыми боя­ ми пролетариата, держа кур с на разверты­ вание народной революции. На подготовку трудящихся К решающим схваткам с ца­ ризмом п буржуазией. Выдающимся вкладом в сокровищницу творческою марксизма явилась разработка В. И. Лениным теории империализма и дальнейшее развитие теории социалисти­ ческой революции. Сделанный Лениным ге­ ниальный вывод о возможности победы со­ циализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капитали­ стической стране открыл революционную перспективу, развязал инициативу Комму­ нистической Партии в деле организации победы революций в России. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую яру в истории человечества — эру крушения Капитализ­ ма и Построения коммунистического об­ щества. Перед Коммунистической партией Советского Союза, как перед правящей партией, встали грандиозные задачи Соз­ дания. защиты и укрепления первою в мире социалистического государства рабо­ чих н крестьян. В новых условиях марксистско-ленин­ ская философия выступила как могучая созидающая сила, как теоретический фун­ дамент строящегося в СССР коммунисти­ ческою общества На всех этапах социали­ стического строительства партия опреде­ ляла свою политику, руководствуясь раз­ работанной Великим . Лениным п&учно обоснованиой программой превращения экономически отсталой России в передо­ вую социалистическую державу. Эта про­ грамма предусматривала социалистиче­ скую индустриализацию страны, всемер­ ное развитие тяжелой промышленности, электрификацию всего народного хозяйст­ ва, осуществление кооперативного плана преобразования сельского хозяйства стра­ ны на социалистических началах. Прове­ дение культурной революции. В борьбе со всеми врагами марксизма- ленинизма Коммунистическая партия под руководством Центрального Комитета во главе с И. В. Сталиным воплотила в жизнь великие идеи Ленина п обеспечила побе­ ду социализма в нашей стране. Советский Союз, полный несокрушимой Мощи и твор­ ческих сил, встал на путь постепенного перехода от социализма к коммунизму. Ныне Коммунистическая партия решает важнейшие задачи коммунистического строительства, дальнейшею упрочения многонационального социалистическою го­ сударства, непрерывного повышения ма­ териального и культурного уровня жизни советских людей Руководствуясь теорией марксизма-ленинизма. Коммунистическая партия выработала научно и практически проверенную Политику, направленную на максимальное удовлетворение непрерывно растущих материальных и культурных Потребностей всего общества и на посте­ пенный переход к коммунизму. Эта поли­ тика отражает насущные потребности раз­ вития материальной жизни общества, Ко- реиные 'интересы народа. Благодаря втой политике Коммунистическая партня выс-1. тупает Как вдохновитель и организатор революционной энергии, революционного творчества масс, строящих коммунизм. «Коммунистическая партия и Советское Правительство, *— заявил товарищ Г. М. Маленков в речи па пятой сессии Верхов­ ного Совета СССР, знают, куда и как ве* t стн народ, потому что они руководствуют­ ся научной теорией общественного раз- вйтйя— марксизмом-ленинизмом1, знамя ко­ торой высоко поднято нашим отцом и учи­ телем гениальным Лениным и продолжате­ лем его дела великим Сталиным. Советское государство и Коммунистическая партия вооружают народ на основе учения Маркса — Энгельса — Ленина— Сталина глубоким знанием объективных законов- развития общества, закопов строительства коммунизма и дают тем самым ясную пер­ спективу созидательной деятельности со­ ветского народа». Опираясь в своей деятельности на един-, ственно научное марксистское мировоззре­ ние, Коммунистическая партия распростра­ няет светоч знания среди самых широких народных масс. В социалистическом об-- ществе марксизм стал господствующим мировоззрением, а с переходом к комму­ низму он станет единым и единственным мировоззрением общества в целом. Но старый мир не уступает своих по­ зиций без ожесточенного сопротивления. Пропитанная смрадом разложения, б ур -\ жуазная идеология все еще пытается удер­ жаться. все еще пытается вести борьбу протпв марксизма, прикрывая свою реак­ ционную и антинаучную сущность раз­ ного рода «новыми» и «новейшими» те­ чениями в философии. Наиболее оголтелый реакционный харак­ тер имеет современная американо-англий­ ская философия, в борьбе против марк­ сизма но брезгующая ничем вплоть до ис­ пользования гангстеров, шпионов и уго­ ловных преступников в качестве философ­ ствующих апологетов империализма. В этом свете очевидна великая сила марксистско-ленинской философии, к а к острейшего оружия борьбы против всех видов буржуазной идеологии. Нельзя за­ бивать, что мы не застрахованы от Про­ никновения к пам ч уж ды х взглядов, идей и настроений со стороны капиталистиче­ ского о круж ения, что в нашем обществе далеко еще не и зж и ты пережитки Капи­ тализма в сознании людей. Распростране­ ние в массах научного дпалекТнко-матб- рпалпстическЪго мировоззрения — могучее средство борьбы с влиянием и пережит­ ками буржуазной идеологии, Могучее сред­ ство Коммунистического воспитания масс. * * * В. П. Ленин указывал, что ’ учений Маркса всесильно, потому что оно Верно. Глубоко научные идеи марксистско-ленин­ ской философии являются непобедимым знаменем трудящихся всего нира в их борьбе за мир, за демократию, за прогрес­ сивное развитие народов. Всепобеждающее учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина является • основой практической деятельности комму­ нистических и рабочих партии государств народной демократии, идущих по пути социалистического строительства. Под зпамепем марксизма-ленинизма великйй китайский парод одержал победу в нацио­ нально-освободительной, антифеодальной, антиимпериалистической революции. Мо­ гучая сила марксистско-ленинских идей вдохновляет партии рабочего класса ка­ питалистических' стран в их борьбе за освобождение народов от ига империа­ лизма. Марксизм-ленинизм стал мировоззрением сотен миллионов людей во всех странах мира. Его идеи зажигают в сердцах пере­ довых людей всего мира пепоколебимую веру в светлое будущее человечества и благородное стремление к активной борь­ бе за это будущее. С каждым днем миро­ воззрение Коммунистической партии — диалектический материализм — Вбе ярче освещает народам мира путь к лучезар­ ным вершинам коммунизма. Й. КАРАСЕВ. Кандидат философских наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz