Полярная правда. 1953, декабрь.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3N« 289 (7703) 8 декабря 1953 n. % П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Там, г де з а п у щ е н а партийно-политическая работа Экипаж промыслового траулера «Ф. Дзер­ жинский» работает неудовлетворительно. Он пз рейса в рейс пе выполняет задания как по количеству добычи рыбы, так и по качеству обработки ее. Экипаж этого траулера с начали года задолжал государ­ ству околс 10 тысяч центнеров рыбы. О плохой работе этого корабля немало было разговоров и в управлении тралово­ го флота и в политотделе. На этом корабле неоднократно выходили в море специали­ сты управления флота, капитаны-настав­ ники тт. Буряк и Форощук, ипструктор- тралмейстер тов Коровинский. Вопрос о работе парторганизации траулера дважды в этом году обсуждался в политотделе, где были намечены практические меры по улучшению партийно-организационной и партийно-политической работы на про­ мысле. Однако корабль попрежнему продолжает отставать. Слабо здесь ведется борьба за выполнение государственного плана, высо­ кое качество рыбной продукции. Управление тралового флота, политотдел п партком, намечая ряд цепных практиче­ ских мер по улучшению работы экипажа траулера, недостаточно вели борьбу за про­ ведение в жизнь этих мероприятий, не потребовали от руководителей траулера «Ф. Дзержинский» более оперативного ру­ ководства экипажем, улучшения партпй- но-органпзацпонной и партпйно-полптпче- ской работы нз промысле. Только этим можно объяснить тот факт, что секретарь парторганизации, он же помполнт траулера, тов. Кпрьяков не сде­ лал для себя должных выводов, а наобо­ рот, смирился с неіостаткамп в работе экипажа, еще больше запустил партийно- организационную и партийно-политиче­ скую работу. Главным недостатком в работе партий­ ной организации является то, что здесь пе обеспечев контроль деятельности адми­ нистрации корабля. Тов. Епрьяков как секретарь парторганизации пе проявил партийной принципиальности в постанов­ ке вопросов перед руководством корабля в деле устранения серьезных недостатков в промысловой деятельности, в борьбе за выполнение государственного плана. Толь­ ко этим можно объяснить, что экипаж траулера «Ф. Дзержинский», несколько улучшив дело во втором квартале (квар­ тальный план был выполнен на 90,9 про­ цента), резко ухудшил работу в третьем квартале, выполнив квартальный плап всего лишь на 72,8 процента. Партийная организация траулера не смогла мобилизовать экипаж на борьбу за высокие уловы, за рациональное использо­ вание промыслового времени, на вскрытие внутренних резервов. Только этим можно объяснить тот факт, что экипаж траулера не сумел использовать 397 часов сверх­ планового времени нахождения па промыс­ ле для ликвидации отставания и увели­ чения добычи рыбы. Корабль часто про­ стаивал на промысле пз-за уборки рыбы, ремонта орудий лова. Партийная организация, помполпт ко­ рабля тов. Еирьяков недооценили всей от­ ветственности. которую несут партийная организация в целом, каждый коммунист за положение дел па том плп пном участ­ ке работы Тов. Кпрьяков пытался все делать сам, не привлек к активной пар­ тийно-политической работе коммунистов, имеющихся на корабле. Здесь слабо по­ ставлен контроль за выполнением при­ нимаемых партийных решений. Продолжительное время на судне пе было агитколлектива. И сейчас, когда он создан, парторганизация слабо руководит пм. В результате агитационно-массовая работа проводится нецелеустремленно, в отрыве от жизни и задач экипажа. Большинство бесед, читок, политин­ формаций, как правило, проводит сам пом­ полнт тов. Кпрьяков. Былп случаи, когда он поручал вестп агитационно-массовую работу случайным людям, политически малограмотным, слабо подготовленным п не показавшим себя с хорошей стороны иа практической работе. Партийная организация. траулера «Ф. Дзержинский» очень мало уделяет внимания наглядной агитации. Плохо здесь оформляется Доска почета. Доска по­ казателей о ходе социалистического сорев­ нования заполняется несвоевременно, с большим опозданием. В салоне корабля по­ долгу висят устаревшие плакаты и ло­ зунги. Политотделу и парткому тралового фло­ та необходимо повысить чувство ответст­ венности секретарей партийных организа­ ций, помполитов с тем, чтобы на промыс­ ловых кораблях значительно улучшилась партийно-политическая и воспитательная работа среди моряков. Это даст возмож­ ность шире развернуть социалистическое соревнование за выполнение государствен­ ного плана, за высокое качество рыбной продукции в свете требоваппй партпп и Советского правительства к работникам рыбной промышленности. М . ЖУРАВЛЕВ. Инструктор политотдела тралово­ го флота. Выше уровень учебно-восйитательной р а б о т ы ш к ол С X сессии Мурманского городского Совета депутатов трудящихся ѵ . Состоялась X сессия Мурманского город­ ского Совета депутатов трудящихся, обсу­ дившая доклад заведующего гороно тов. Липатова «О состоянии и мерах улучше­ ния учебно-воспитательной работы в шко­ лах города». Докладчик и выступавшие в прениях депутаты городского Совета вскрылп при­ чины неудовлетворительной работы школ города. Е сли ряд таких учителей как тт. Чекушкин, Амозов П., Марков, Салтыкова Аксенова, Дребенцова, Боярин­ цева, Еотляревская, Шпльнпкова, Петров, Кострикова, Рыжова, Червпнскнй п другие добились полной плп почтп полной успе­ ваемости в своих классах или по своим предметам, то в целом по городу итоги первой учебной четверти неутешительные. Из 17.816 учащихся не успевают 445S человек. Особую тревогу вызывает то обстоя­ тельство. что имеется большое количест­ во учащихся, пе успевающих по трем н более предметам. Так, в первой средней школе пз 1509 человек не успевают 588 человек, а по трем и более предметам — 297 человек. Аналогичное положение в четвертой средней школе. Учащиеся не успевают главным образом по русскому языку п математике. Но истекшая учеб­ ная четверть характерна и тем, что мно­ гие учителя имеют большое количество неуспевающих учащихся и по другим предметам. Так, учительница первой сред­ ней школы тов. Пльинская имеет неуспе­ вающих в пятом «а» классе по ботанике 10 человек нз 41, в 5 «в» классе— 12 нз 41 учащегося. Такпе итоги работы школ города в пер­ вую учебную четверть вызвали законную тревогу у депутатов городского Совета за состояние дел в школах. Депутаты крити­ ковали исполком городского Совета, райис­ полкомы, органы народного образования города, директоров школ, руководителей шефствующих организаций за слабое вни­ мание к работе школ. ОСУЩЕСТВИТЬ ВСЕОБЩЕЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — Политическая учеба промысловиков На нашем траулере в нынешнем учебном году работает кружок основного тппа пер­ вого года обучения по изучению истории партпп. В нем занимаются одиннадцать человек. Опыт пропагандистской работы убеж­ дает в том, что основной формой занятий должна быть живая товарищеская беседа. В ходе обсулцеппя прп активном обмене мнениями, в горячем споре лучше всего уясняется существо вопроса, усваивается материал. У нас в кружке беседа начинает завое­ вывать подобающее ей место вследствие того, что я стараюсь всегда, где возможно, увязывать изучаемый материал с задача­ ми, стоящими перед экипажем корабля. Пнтересно прошли занятия, па которых изучалась речь товарища Г. М. Маленкова на пятой сессии Верховного Совета СССР. Выступая на одном пз занятий, слушатель кружка тов. Могилев призвал всех круж­ ковцев умножать своп производственные успехи, бороться с непооизводнтельнымн потерями на корабле. Все это он умело увязал с задачами дальнейшего крутого подъема производства предметов народного потребления, поставленными в речи товарища Г. М. Маленкова. В тесной связи с жизнью прошли заня­ тия по материалам сентябрьского Пленума ЦК КПСС о мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР. В выступле­ ниях моряков чувствовалось понимание своих задач в деле создания обилия про­ дуктов питания в стране. По не только увязывание материала с жизнью помогает мне в моем стремлении вызывать слушателей на активную бесе­ ду. Большое значение пмеет также п то, как слушатели самостоятельно готовятся к занятиям, как онп разбираются в материа­ ле и усваивают его. Чтобы облегчить эту работу слушателей, я сам тщательно изу­ чаю материал, чтобы мой рассказ был убедительнее. Кроме того, к каждому заня­ тию мною изготовляются наглядные посо­ бия. Так. например, на листочках бумаги выписываю даты, цифры и другие дан­ ные. За несколько дней до занятия эти ли­ сточки вывешиваю с тем, чтобы кружков­ цы могли пользоваться ими • прп подго­ товке. Готовясь к отходу корабля в море, 'мы всегда стремимся взять с собой такие ки ­ нокартины, которые бы по своему содер­ жанию соответствовали темам занятий, ко­ торые будут изучаться в рейсе. Папрнмер, мы взяли с собой в рейс кинокартину сВозвращение Василия Бортникова». Про­ смотр этой картины оказал большую по­ мощь слушателям, изучавшим в этом рей­ се материалы сентябрьского Пленума ЦК КПСС. В. ДЕВЯТКИН . Пропагандист кружка на траулере «Астрахань». Отчет редакции газеты на пленуме партийного комитета Состоявшийся на днях пленум Канда­ лакшского горкома КПСС обсудил отчет о работе редакции газеты «Кандалакшский коммунист». Пленум вскрыл серьезные недостатки в работе газеты. Она слабо освещает жизнь партийных организаций. Секретарь горкома ВЛКСМ тов. Роганов справедливо критиковал редакцию за то, что она односторонне показывает жизнь городской комсомольской организации. Серьезной критике была подвергнута редакция газеты «Кандалакшский комму­ нист» за слабое, поверхностное освещение работы промышленности, ва неглубокое освещение ее экономики. Справедливой критике была подвергнута редакция газеты за неудовлетворительное освещение учебно-воспитательной работы в школах. Если судить по газете, указал на пленуме заместитель заведующего от­ делом пропаганды и агитации обкома КПСС тов. Касьянов, то может создаться впе­ чатление что вся жизнь школ заключает­ ся лишь в проведении различных вече­ ров и юннатской работе. Газета проходит мимо основного содержания в работе йкол. В школах Кандалакши плохо обстоит дело с успеваемостью, но газета не пишет об этом, не привлекает к выступлению на своих страницах учителей, директоров, за­ ведующих учебной частью школ. Серьезные недостатки, имеющиеся в га­ зете, как отмечали выступавшие, в зна­ чительной степени объясняются слабым руководством городского и районного ко­ митетов партии работой своего печатного органа. Многие из работников городских и районных партийных, советских организа­ ций редко выступают в газете. К ппм от­ носятся, например, секретари райкома КПСС тт. Кознев и Фунтиков, председатель райисполкома тов. Зудов, председатель гор­ исполкома тов. Гущин. Выступающие • на пленуме говорили также о тех недопустимых условиях, в ко­ торых приходится в настоящее время ра­ ботать редакции газеты. Она помещается в двух маленьких комнатах, где ва, каждым столом сидят по два человека. По обсужденному вопросу пленум Кан­ далакшского горкома партии принял соот­ ветствующее постановление, в котором наметил конкретные мероприятия по улуч­ шению работы редакции и устранению не­ достатков в газете «Кандалакшский ком­ мунист». Кандалакша. (Наш соб. корр.). ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют неустанную за­ боту об образовании широких пародпых масс, создают необходимые условия для того, чтобы все достижения культуры сде­ лать доступными народным массам. В этом большом и важном деле достиг­ нуты успехи исторического значения. У нас осуществлено всеобщее семнлетпее образование, в соответствии с постановле­ ниями XIX съезда КПСС осуществляется переход к всеобщему среднему образова­ нию в столицах республик, городах рес­ публиканского подчинения, в областных, краевых и крупных промышленных цент­ рах, к введению в школах политехниче­ ского обучения. Уже b будущего учебного года в г. Мурманске будет осуществлено всеобщее среднее образование. Ярким свидетельством заботы партии и правительства о школе является ежегодное строительство повых школ в г. Мурман­ ске. К началу 1954— 1955 учебного года должно быть введено в городе еще два но­ вых школьных здания по 440 мест каж­ дое. Переход к всеобщему среднему образова­ нию требует, прежде всего, точного и неуклонного осуществления всеобщего обя­ зательного семплетнего обучения. Однако этот вопрос решался и решается в городе неудовлетворительно, тогда как все усло­ вия для полпого и точного выполнения закона о всеобуче в нашем городе имеют­ ся. В городе неудовлетворительно постав­ лен учет детей школьного возраста, а ру­ ководители школ, отделов народного обра­ зования и исполкомы районных и город­ ского Советов депутатов трудящихся со­ вершенно неудовлетворительно руководят этим важным делом. В городе не упорядо­ чена нумерация домов, что затрудняет про­ водить учет детей. — 130 детей школьного возраста в те­ чение первой четверти в городе не были охвачены школой, — отметила в своем выступлении инструктор обкома КПСС тов. Пашкина. — Это больше половины всех детей, не охваченных школой в це­ лом по области. Несмотря на многочислен­ ные решения местных органов власги, до спх пор не упорядочен учет детей. Домо­ управления и 'коменданты домов не при­ нимают участия в учете детского населе­ ния, как это предусмотрено постановле­ нием Совета Министров РСФСР; учет де­ тей целиком возложен только на школы, а школы не могут ежедневно следить за из­ менением детского населения. Исполкомы Советов не привлекают к строгой ответственности родителей, укло­ няющихся от обучения своих детей. Не организуется через профсоюзные и другие организации помощь материально необес­ печенным школьникам, не развертывается должная разъяснительная работа среди на­ селения, неудовлетворительно ведется пе­ дагогическая пропаганда. Необходимо немедленно принять меры к полному охвату школой детей, подлежа­ щих семилетнему обучению. ПОВСЕДНЕВНО ОКАЗЫВАТЬ П Е Р Е Д О В А Я Д О Я Р К А Саами Клавдия Антонова — передовая доярка колхоза «Тундра», Ловозерского района. За кодхозвпцей закреплеьо один­ надцать дойных коров и три нетеля. Ан­ тонова обязалась выполнить годовой план до 11 октября и слово свое сдержала, на­ до® £ этой дате JL27-50 литров молока. Достигнутые успехи — результат пра­ вильного кормления и содержания скота. Клавдия Антонова тщательно ухаживает за коровами. Дважды в день чпетпт их щетками, убирает навоз С. АНДРИЯНОВ. ПОМОЩЬ. КОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТУ ШКОЛ И УЧИТЕЛЕИ Депутат тов. Фпляпова критикует го­ родской отдел народного образования. Она отмечает, что в конце прошлого учебного года работа школ и Мурманского гороно проверялась инспектором Министерства просвещения, который указывал гороно на отсутствие систематического и действен­ ного контроля за работой учителей. Что сделал гороно для устранения этого недо­ статка? Ровным счетом ничего. На пер­ вую четверть учебного года гороио даже не имел оперативного плана работы, а инспектора школ использовались не по назначению. Так, инспектор гороно в те­ чение двух месяцев занимался составле­ нием статистической отчетности и другой канцелярской работой. Инспектор Микоя­ новского ропо в сентябре проверял работу школы 13, а выводы и предложения доведены до школы в конце ноября. — Гороио мало предъявляет требова­ тельности, — говорит тов. Филянова, — к директорам школ, а некоторые руково­ дители школ считают возможным не вы­ полнять указания гороно, данные при ин­ спектировании школ. Так, в конце прош­ лого учебного года гороно обратил внима­ ние директора первой мужской школы тов. Дмитриева на необходимость вестп стро­ гий контроль за текущим учетом знаний учащихся. Это указание пе выполняется. Вопросы учебно-воспитательной работы отдельных школ и качества преподавания редко обсуждаются па заседаниях исполко­ мов Советов. Руководящие работники ис­ полкомов тт. Мякишев, Черняев, Чеченин, Зрелов, Терентьев редко бывают в шко­ лах, а когда бывают, то занимаются глав­ ным образом хозяйственными вопросами, в содержание работы школ пе вникают, не бывают на уроках, очень редко присутст­ вуют иа педагогических советах, слабо иаправляют работу педагогических кол­ лективов. Выступавшие на сессии отметили сла­ бую методическую работу в школах горо­ да. Отделы народного образования недоста­ точно изучают опыт мастеров педагогиче­ ского труда, известных всей области, — гг. Воеводкпнон, Червинского, Петрова и многих других, не делают их опыт достоя­ нием всех учителей города. Обычно прп объяснении причин низкой успеваемости часто ссылаются на то, что школы города работают в трудных усло­ виях пз-за псреуплотпенностп. Но ведь школы У* 2 и У» 34 работают в одинако­ вых условиях, а успеваемость в школе Л: 34 значительно выше, чем в школе iJsS 2. II это объясняется тем, что в этой школе лучше организованы методическая работа и контроль за работой учителей со стороны дирекции школы. В преподавании таких важных дисциплин, как математи­ ка, фпзпка, биология, широко используют­ ся наглядпые пособия и местные факты, близкие п понятные детям. На сессии критиковалась работа педаго­ гического кабинета гороно. Этим кабине­ том не проведено ни одного семинара, ме­ тодического совещания директоров и заве­ дующих учебной частью школ. А ведь к руководству школами в этом году пришло немало новых директоров и их замести­ телей по учебной работе. Совет прн гороно не работает. Руководители школ требуют от гороно, чтобы он проводил обмен опытом но руководству школами, обсуяцение проблемных вопросов. — Отсутствие методической работы с руководителями школ, — отмстила тов. Филянова, — ничем пе может быть оп­ равдано. Причина заключается в медли­ тельности гороно, в том, что гороно нахо­ дится во власти «текучки». Секретарь горкома КПСС тов. Тимо­ феев отметил, что в городе прнппжена роль единоначалия в школе. Он говорил, что одной из главных причин неудовле­ творительной работы школ и органов на­ родного образования города является то, что руководители многих школ недоста­ точно работают над сплочением учитель­ ских коллективов, слабо осуществляют контроль за деятельностью учителей. В ряде случаев прппнжается роль педа­ гогических советов. Директоры школ и пх заместители по учебной части мало посе­ щают уроков учителей. Нередко посеще­ ния пх не являются предметом глубокого анализа и разбора уроков. Несвоевременно оказывается помощь молодым, недостаточ­ но опытным учителям. Слаба еще критика п самокритика в педагогических коллек­ тивах, па педагогических советах редко анализируются отдельные уроки, работа классных руководителей и учителей. — В городе Мурманске есть все воз­ можности для улучшения работы школ, для совершенствования педагогического мастерства, широкого обмена опытом, для культурного и пдейпо-полптпческого роста учителей, — говорит тов. Тимофеев. — К услугам школ учительский институт, ин­ ститут усовершенствования учителей, пе­ дагогическое училище с наиболее подго­ товленными кадрами. Однако все эти воз­ можности используются слабо. Мы вправе предъявить претензии и к облоно. С его стороны необходима постоянная помощь школам п органам народного образования города. Мы хотим, чтобы в школах города и отделах народного образования чаще бы­ вали заведующий облоно тов. Бобров и ра­ ботники аппарата отдела — п пе просто посещали бы школы, а давали соответст­ вующие советы. В городе Мурманске почтп половина всех учащихся школ областп. Сюда, прежде всего, должно быть прпко- вано внимание облоно. проводить классные занятия, чтобы новый учебный материал учащимися усваивал­ ся в основном на уроке.’ Именно такая ор­ ганизация учебных занятий обеспечит лучшее усвоение школьниками знаний, будет способствовать устранению пере­ грузки учащихся учебной работой. В го­ роде есть значительная часть учителей, не выполняющая этого требования. Неред­ ко в классе по 30 мпнут отводится на оп­ рос учащихся. Допускается перегрузка учащихся домашними заданиями. Некото­ рые учителя стремятся побольше задать ученикам домашних заданий по своему предмету, забывая о том, что ученики ежедневно должны готовиться не к одно­ му, а к четырем — пяти урокам. Устране­ ние этого недостатка зависит в первую очередь от директоров школ, от пх каче­ ства и системы контроля за работой учи­ телей, от организации внутри школы ме­ тодической работы с учителями. В первой мужской средней школе, говорила депутат тов. Седина, засе­ дание педагогического совета длилось 7 часов. Об уроках, как основной форме организации учебной работы, па этом за­ седании не говорилось. Зато много внима­ ния было уделено дополнительным заня­ тиям, хотя они не являются и пе могут являться основной формой работы по лик­ видации отставания учащихся. На педагогических советах этой школы отсутствует критика работы учителей. Когда тов Осипов хотел покритиковать работу отдельных учителей, то в его адрес полетелп оскорбления. На педагогическом совете не былп- вскрыты причины плохой успеваемости и дисциплины учащихся школы. Тов. Седина отмечает недобрбсовестную работу некоторых учителей первой шко­ лы. В школе очень мало проводится пись­ менных работ по русскому языку, неуспе­ вающих детей очень редко спрашивают. Так, например, в классах 5 «б» и 7 «д», получивших двойку по русскому языку, пе спрашивают по трп — четыре недели. Ясно, что такая практика работы с от­ стающими пе может привести к высокой успеваемости .Ѵчптель обязан помочь уче­ нику в ближайшее же время исправить плохую оценку па более высокую. И ха­ рактерно, что дирекция школы не указала учителю на эту неправильную и вредную практику в работе с отстающими учени­ ками. Тов. Седппа отмечает также, что суще­ ствует неправильная дозпровка времени урока. Некоторые учителя значительную часть урока тратят на опрос учащихся, а на объяснение нового материала отводят незначительную часть урока. В этом одна из причин нпзкой успеваемости учащихся, ибо урок не Используется как основная форма органпзацпп учебного процесса. Неудовлетворительные итоги работы школ за первую учебную четверть в зна­ чительной степени объясняются отсут­ ствием должного контроля за работой школ со стороны органов народного обра­ зования города, а также со стороны іирек- торов школ и пх заместителей по учебноі части. Об улучшении помощи школам, усилении контроля за работой учителей говорили многие депутаты. ВСЕМЕРНО УКРЕПЛЯТЬ ДИСЦИПЛИНУ УЧАЩИХСЯ УРОК — ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Урок является основной формой органп­ зацпп учебной работы. Поэтому внпманпе каждого учптеля должно быть направлено на повышение качества п эффективности урока. Учитель должен организовать и так Многие депутаты отмечали низкое со­ стояние дисциплины учащихся ряда школ города. Приводились примеры грубого на­ рушения дисциплины учащимися в школе и вне ее. — В школе Л* 13 (директор тов. Пзбиц- кая) есть разительные примеры^крайней нсднсцпплннпроваппостп учащихся, — отметил депутат тов. Преображенский.— Недисциплинированность проявили учени­ ки четвертого класса этой школы Базанин, Малыгин. Медведев. Характерно, что отец Медведева заявил иа заседании педсовета, что им приняты все меры воздействия на своего сына, но что он не может помочь школе»в обучении и воспитании своего ре­ бенка. Этот факт говорит о том. что школе необходимо вести среди родителей систе­ матическую педагогическую пропаганду. Депутат тов. Гуляев также отметил ряд случаев недисциплинированности детей и подростков школьного возраста, доходящих до правонарушений, указал на то, что на учащихся влияют подростки не обучаю­ щиеся в школах п не работающие. — Следует отметить, что в городе Мур­ манске нпкто не занимается по-настояще- му выявлением численности детей и 'под­ ростков, — говорил тов. Гуляев, — кото­ рые пе работают и пе учатся, а эта обя­ занность целиком лежит на местных Со­ ветах и пх органах народного образования. Далее тов. Гуляев рассказывает депутатам о группе правонарушителей, состоящей из Афанасьева. Матвеева, Елохнна, Антонова и Дегтярева. Антонов — учащийся 8-го класса школы 14, Дегтярев — учащий­ ся 9-го класса школы 1. Антонов имеет отца, работающего в железнодорожной ми­ лиции, мать, работающую на железной до­ роге. В семье имеются все условия для вос­ питания сына, но родители не интересова­ лись, с кем дружит пх сын, что он делает, полагаясь па то, что он уже взрослый. По роду службы Антонов сам воспитывает дру­ гих в духе соблюдения законности, а сво­ его сына воспитать пе сумел... Отец Де^я- рева — машинист электродепо, а нать не работает. Но и в этой семье не обращали внимания на воспитание мальчика. — Необходимо повысить ответствен­ ность работников школ и родителей за вос­ питание детей, — говорит тов. Гуляев. — Необходимо между школой и семьей уста­ новить тесную связь и взаимно помогать ДРУГ другу в воспитании школьников. Ди­ ректорам школ, классным руководителям необходимо чаще общаться с семьями де­ тей п у т е м посещения квартир, разбирать­ ся в причинах недисциплинированности отдельных учащихся. Ряд депутатов подчеркивал необходи­ мость усилить внешкольную воспитатель­ ную работу с детьми. В школе 1, го­ ворит депутат гов. Федорова, очень мало проводится внешкольных мероприятий. Де­ ти вне класса предоставлены сампм себе. Так. в‘ этой школе, насчитывающей в сво­ ем составе свыше полутора тысяч учащих­ ся, охвачено экскурсиями, культпоходами в кино, в театр всего лишь около 500^ че­ ловек учащихся. Редко проводятся обще­ школьные-вечера. Кружковая работа в этой школе организуется слабо, ею охва­ чена всего лишь третья чдггь школьников. Не все преподаватели вовлечены в руко­ водство кружковой работой, планов работы кружков не составлялось. Тов. Федорова отмечает, что в некоторых школах отсутствуют помещения для вне­ классной работы. Так, в школе ^2 14 не было даже пионерской комнаты, а в школе і№ 1 она размещена в помещении бухгалтерии. При этпх условиях руководи­ тели нп той, нп яругой школ не догова­ риваются с руководителями Дома культуры имени С. М. Кирова и клуба моряков об использовании для внеклассных мероприя­ тий клубных помещений. — Существенную помощь в укреплении дисциплины учащихся могли бы и должпы ( оказать шефствующие над школами орга­ низации. Они могли бы помочь школам в организации радиоузлов, кружков юных радиотехников, комнат для труда. Или взять, к примеру, траловый флот, шефству­ ющий над школой Хг 4. Этот коллектив мог бы организовывать іція учащихся бе­ седы прославленных капитанов трауле­ ров. Капитаны рассказали бы о тех труд­ ностях которые преодолевают моряки ^ в своей работе. Это настраивало бы ребят также на борьбу с трудностями в учебе. Шефы обещали школе № 4 шлюпку, вер­ стак, но своего обещания не выполнили. Но и школы — редкие гости па пред­ приятиях, отмечает тов. Федорова. Необ­ ходимо проводить собрания родителей не­ посредственно на предприятиях. Так, шко­ ла 1 организовала такое собрание в цехе шефствующего предприятия. На нем присутствовало 150 рабочих присутство­ вали как рал те родптелп, которые редко бывали в школе, п воздействие производст­ венного коллектива повлияло на тех. кто мало заботится о своих детях, не чувству­ ет ответственности перед обществом за пх воспитание. Тов. Федорова критикует классных ру­ ководителей школы 4 тов. Кудряв­ цеву и Поликанову, которые мало прово­ дят классных родительских собраний, не создали актив из родителей. В деле улучшения обучения и воспи­ тания детей необходимо соединение усилий школы, семьи и общественности. Об этом говорили тт. Федорова, Ткачев, Преобра­ женский, Гуляев п другие. % Совершенно недостаточно исполкомы Со­ ветов города привлекают к помощи школам общественность. Шефствующие органпза­ цпп мало помогают школам в оборудовании учебных кабинетов, домоуправления не организуют детских спортивных и игро­ вых площадок, катков, до спх пор не осве­ щены подходы к школам JčiNS 3 и 14. На­ до сейчас позаботиться о создании про­ стейших катков при домоуправлениях. Горсовет должен, наконец, сделать детский каток на площадке против зданпя управ­ ления Мурманского отделения Кировской железной дороги, говорили депутаты. На сесснп отмечалось, что шефы суще­ ственную помощь школам оказывают в летнее время, прп подготовке школьных зданий к началу учения. В период же учебного года шефствующие организации забывают о школах, не интересуются хо­ дом учебно-воепптательной работы. Необ­ ходимо. чтобы шефы школ влияли па пе­ дагогический и ученпчеекпй коллективы повседневно, сплачивали пх. ПИОНЕРСКИЕ И КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ — ПЕРВЫЕ ПОМОЩНИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕИ — Большую роль в повышении успе­ ваемости и укреплении дисциплины среди учащихся могут и должны играть пионер­ ские и комсомольские организации школ, — говорит депутат тов. Патракова. — Однако до сего времени многие пионер­ ские и школьные организации города ра­ ботают неудовлетворительно, не добились того, чтобы все пионеры и комсомольцы отлично учились, подавали пример осталь­ ным учащимся. Порой комсомольские и пионерские организации проходят миме фактов неуспеваемости и недисциплиниро­ ванности пионеров и комсомольцев. Тов. Патракова говорит далее о недоста­ точном внимании к школьным комсомоль­ ским и пионерским организациям со сто­ роны горкома ВЛКСМ, руководителей школ, и учителей. Так, например, в школе >6 12 план работы пионерской дружины рассмат­ ривался на педагогическом совете, но это рассмотрение было поверхностным. Она . указывала на частое использование старших пионервожатых на преподаватель­ ской работе по подмене временно выбыв­ ших учителей. Еслп старший пионервожа­ тый ведет класс, то, безусловно, ему не­ когда заниматься пионерской работой. Пионерам скучно в отрядах. А разве нельзя избежать этого? Наши старшие пионерво­ жатые требуют п постоянного контроля за их работой. Так, в школе. 18 директор школы и его заместители по учебной ча­ стп не проверяют планов пионерской ра­ боты, тогда как онп обязапы это делать. Далее тов. Патракова говорит о работе Дома ппонеров, предъявляет требования * исполкому горсовета о ерздаппп нормаль­ ных условий для работы этого детского учреждения.^ Й» * ** Сессия городского Совета вынесла реше­ ние, обязывающее исполком городского Со­ вета. райисполкомы города п органы на­ родного образования усилить помощь и контроль за работой школ, шире привле­ кать силы общественности в помощь школе в установлении среіи детей прочной соз­ нательной дпсцншшны> V *• - с- •»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz