Полярная правда. 1953, август.
! V Г № 197 (7811) 21 августа 1Ѳ53 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Ц/ МЛ ССОВЫЕ п о д х о д ы СЕЛЬДИ + Быстрее развертывать дрифтерный лов мурманской сельди + В конце пюдя авиаразведка Главмур- нанрыбпромз обнаружила в нрибрежнон зоне Баренцова моря массовые подходы сельди. Сельдь наблюдалась на всем про тяжении от Иеченгн до Терпберки, а так же в Мотовском и Кольском заливах. Осо бенно мощные скопления сельди были за мечены в районе Тернберкн, где они дер жались на большом пространстве в пяти милях от берега. ^ ч Богатая сырьевая база в прибрежных районах Баренцова моря позволяет рыиа- кам-кодхозннкам, а также промысловикам Кольского госрыбтрсста интенсивно раз вернуть лов рыбы. Для этого необходимо лишь применять все способы промысла сельди, все орудия лова. К сожалению, имеющаяся сырьевая база используется на прибрежном про мысле неудовлетворительно. В частности, совершенно не применяется дрифтерный лов сельди. Колхозные бота, малые трау леры, а тэкже другие суда должны быть вооружены порядками дрифтерных сетей. Морской дрифтерный лов сельди давно уже оправдал себя. Однако руководители колхозов, моторно-рыболовных станций, а также Кольский госрыбтрест мало уде ляют внимания использованию дрифтер ных сетей. Сейчас, в дрифтерные сети попадает крупная жирная сельдь в 16 — 17 сан тиметров. Дрифтерный прд'мысел в этом году в прибрежных районах Баренцова моря может дать весьма благоприятные результаты. Задача рыболовецких колхозов и руко водителей Кольского госрыбтреста именно сейчас во всю ширь развернуть при брежный лов сельди. Успешное проведе ние в жизнь этого важного дела во -мно гом будет способствовать ликвидации от ставания рыбной промышленности Мур манской области. Б . ТАМБОВЦЕВ. Старший научный сотрудник ПИНРО. ОРГАНИЗОВАННО ВСТРЕТИМ УЧЕБНЫЙ ГОД В ШКОЛАХ, ОБРАЗЦОВО НАЛАДИМ УЧЕБНО-ВОСЩТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ Все дети школьного возраста должны быть охвачены о б у ч е н и е м М а т е р и а л ы расходуются без нормы... На всех предприятиях идет соревнова ние за снижение норм расходования ма териалов ио каждрй отдельной операции, за снижение себестоимости продукции. Но в стороне от этого большого и почетного дела стоят судоремонтные, предприятия Мурманского 'областного управления МРС. До настоящего времени для них не раз работано технологических норм расходова ния материалов. На судоремонт списы ваются фактически израсходованные мате риалы и с заказчиков взыскивается пол ная нх стоимость вместо того, чтобы при держиваться норм. Нз-за отсутствия норм расходования ма териалов соревнование за экономию мате риалов не организовано, задания по сни жению себестоимости не доводятся до лю- Коммунистическая партия и Советское правительство всегда проявляли и прояв ляют исключительную заботу о школах, об обучении и воспитании молодого под растающего поколения. В директивах XIX съезда КПСС намечен переход к концу текущей пятилетки от семнлстнсго обра зования к всеобщему среднему обучению в столицах республик, в городах респуб ликанского подчинения, областных, крае вых и крупнейших промышленных цент рах страны. Огромной заботой о советской школе проникнут Государственный бюджет на 1953 год, принятый на пятой сессии Верховного Совета СССР. Народнохозяйст венным планом на текущий год преду смотрено увеличить по сравнению с прош лым годом строительство школ на 30 процентов. В своей речи на пятой сессии Верховного Совета СССР Председатель Со вета Министров СССР товарищ Г; М. Маленков сказал, что нам нужно больше школ. В этих словах главы Советского правительства выражается забота госу дарства о народном просвещении. Для того, чтобы были выполнены зада чи, поставленные Коммунистической пар тией и Советским правительством в обла сти народного образования^ необходимо сейчас побеспокоиться о том'; чтобы луч ше подготовиться к новому учебному го ду п начать его организованно. Эта обя занность целиком и полностью ложится на партийные и советские органы, отде лы народного образования и руководите-' лен школ. Прежде всего следует побеспокоиться о том, чтобы все дети школьного возраста были охвачены обучением. А поэтому очень важное значение имеет учет тех детей, которые должны учиться. Это — важный элАіент в деле выполнения за кона о всеобуче. В прошлом году школы -Ленинского района г. Мурманска в вопросе всеобще го обучения детей имели целый ряд не достатков. 1S детей школьного возраста оказались вне школ и фактически нигде не учились. Учитывая недостатки прошлого года и стремясь пе допустить их в новом учеб ном году, органы народного “образования Ленинского района проделали некоторую работу по вовлечению детей в школы. Еще в апреле все дети школьного возра ста были учтены, составлены примерные списки учеников по классам, закреплены классные руководители. Однако с тех пор прошло много време ни, контингент I детей, проживающих в районе, изменился. Сейчас во время подготовки к новому учебному году отдел народного образова ния все свое внимание сосредоточил на ремонте зданий и приобретении учебно наглядных пособий. Вопрос же^ учета де тей, зачисление их в школу был остав лен на более поздний срок и в настоящее время полностью еще не решен. Целый ряд детей школьного возраста до сих пор не включен в списки. Так, дети нз четы рех произвольно взятых для проверки до мов ио улице Сафонова до сих пор не включены в списки учащихся. При ве сенней переписи детей школьного возра ста Юрий Горшков, например, не был за писан. Не сделано этого и сейчас, хотя до начала учебного года остались считан ные дни. Таких случаев много. Недавно районный отдел народного об разования созвал совещание начальников жилищно-коммунальных отделов и управ ляющих домами. На совещании была дана инструкция о порядке привлечения детей в школу. Однако присутствовало на нем очень'мало представителей домоуправле ний. Домоуправления, представители кото рых былп на совещании, дали в районо списки детей, проживающих в домах. Но списки составлены на основе выписки из домовых книг, а не на основе персональ ной проверки учеников. В результате дети, уехавшие вместе с родителями на время их отпуска, в спи ски не включены. Целый ряд домоуправлений вообще не участвует в этой работе, не помогает школам в учете детей для охвата всеоб щим обучением. Таким образом, в Ленинском районе (заведующая районо тов. Титова) в на стоящее время нет полной ясности, сколь ко учащихся будет учиться в районе. Своевременная подготовка школ к на чалу учебного года, хороший учет детей школьного возраста помогут школам рай она добиться положительных результатов в« учебе. Необходимо привлечь всю обще ственность района и в первую очередь ро дительский актив школ к выявлению всех детей школьного возраста. Опираясь на помощь партийных, проф союзных п комсомольских организаций района, работники народного образования должны в оставшиеся дни уделить самое серьезное внимание тому, чтобы ни один ребенок школьного возраста не остался вне школы. А. ХРЕНОВ, В. ТОЛСТЯКОВ. Учебно-материальная база политехнического обучения \ Деи Забота о юных читателях Отсутствие технологических норм расхо дования материалов на судоремонтных, предприятиях управления МРС и Абрам- мысских мастерских» не беспокоит глав ного инженера Главмурманрыбпрома тов. Курочко. Главмурманрыбпром обязан принять ме ры к обеспечению своих судоремонтных предприятий технологическими нормами расходования материалов. Этого требуют решения XIX съезда КПСС, пятой сессии Верховного. Совета СССР. н. соколов. Старший ннженер-экономист Мур манского областного управления МРС. Юные -граждане нашего города на днях получили хороший подарок. В доме Хг 7 по улице Володарского открылась город ская детская библиотека Л» 1, находив шаяся до этого в помещении S-й сред- і ней школы ио улице Челюскинцев. Новая I библиотека располагается в нескольких 1комнатах. Основной'фонд ее насчитывает околи 20 тыс. книг. Зіесь — произведе ния русских, советских п иностранных классиков. К услугам юных читателей книги не только художественной, но и по литической, а также научно-популярной литературы, различные наглядные посо бия, альбомы. 'Напрпмер, в библиотеке есть очень ин тересные альбомы о жизшР и творчестве основоположника русской литературы А. С. Пушкина, альбом о"жизни и заме чательной трудовой деятельности вели кого советского ученого П. В. Мичурина. Богатые иллюстрации в них помогут школьникам лучше усваивать учебный материал в школе. Уже в первые дни после открытия детской библиотеки ее посетили сотни юных читателей. Они проявляют боль шой интерес к произведениям замеча тельного детского писателя А. Гайдара, большим спросом пользуются книги лау реатов Сталинской премии Л. Кассиля и М. Поляновского «Улица младшего сц- на», Н. Носова «Вигя Малеев в школе и дома», В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» и многие другие. Работники детской библиотеки при учают юных читателей бережно отно ситься к книге, любить ее. ' В скором времени в одной нз цомнат библиотеки начнет работать кружок юных переп летчиков. XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза предложил создать усло вия для осуществления политехнического обучения в средней школе. Делается ш в целях дальнейшего повышения социали стического воспитательного значения об щеобразовательной школы и обеспечения учащимся, окончившим школу, условии для свободного выбора профессий* Основывается политехнической обуче ние на прочном знании общеобразова тельных предметов и основных научных принципов социалистического производ ства. Политехническое обучение предпола гает знакомство но только с промышлен ностью, но н с основами сельского хо зяйства, с рациональными способами вы ращивания растений и ухода за живот ными, а также с сельскохозяйственной техникой. Поэтому очень важное значение в. этом деле имеют, наряду с химически ми лабораториями, фпзпческими кабине тами, детскими техническими станциями, п станции юных натуралистов. Нх назначение — ознакомить учащих ся с конкретными примерами единства организма н условий его жизни, создать необходимые условия учащимся для овла дения некоторыми практическими навы ками по сельскому хозяйству, для изуче ния основ агротехники. Станции юных натуралистов, если в них правильно ор ганизуется работа, пробуждают у школь ников творческую инициативу, повышают их активность, развивают умение иссле довать явления природы, приобщают к коллективному труду. Мурманская областная станция юнна тов имеет хорошее помещение,, оборудо ванное стеллажами, полками для расте ний и клетками для животных. Работает она круглый год. Весной здесь высажи ваются растения, летом за нх ростом н изменениям^ ведутся наблюдения, а зимой подводятся творческие итоги — ребята пишут отчеты, изучают результаты опы тов. На земельном участке площадью в 1G50 квадратных метров ставятся самые разнообразные опыты. Здесь выясняется влияние удобрений на развитие овощных и -зерновых культур, ведется испытание различных сортов картофеля, выращи ваются редис, рапс, пшеница при искус ственно создаваемом коротком световом дне. В помещении, в специальных ящиках и горшках, выращиваются фасоль, томаты. Труд детей не пропадает даром и при носит богатые плоды. Учащиеся глубже познают «тайны» природы, на ярких при мерах убеждаются в том, что значит ак тивное вмешательство человека в процесс развития растений, какую большую поль зу приносит наука практике, если ее умело применять в сельскохозяйственном производстве. В прошлом году ребята су мели получить очень высокий урожай картофеля «Пилот», а именно — 35 тонн с гектара. Отдельные клубни этого сорта весили 700 граммов. Творческая работа 15 юннатов нашей станции была удостоена высокой оценки. Сейчас юные естествоиспытатели про должают свою работу, добиваясь новых результатов. Тамара Сверлова, Валентина Синица, Николай Кириллов п другие ѵхаживают и наблюдают за картофелем. На их делянках клубни достигают уже сейчас 230— 2G0 граммов. Очень старательно работает ученица 7-го класса Валя Тищенко. Она выращи вает капусту сорта Л і 1. Нельзя не отме тить ее упорства и настойчивости в борь бе с вредителями и болезнями. Для этого она использует многие проверенные на опыте приемы. Теперь капуста завивается в плотные, большие кочны. , ( Интересную работу проводят на стан ции Владимир Зензинов и братья Влади мир и Евгений Вахошіны. Они выращива ют растение, которое очень любит тепло и влагу— кок-сагыз. В этом году ребята впервые попытались вырастить кок-сагыз на торфяной почве. Результат получился прекрасный — растения выросли креп кие, зацвели дружно. Созревающие семена собирались бережно. Пх уже имеется 2 1 грамма. Выращивают юннаты ячмень, ветви стую пшеницу, лен, овес. На клумбах перед зданием станции пышно ' цветут хризантемы, львиный зев, душнстыи та бак, на подоконпиках, полках — олеандр, бегония, розы. Давно мечтали паши юннаты побы- в'ать в плодово-ягодном пункте в поселке Мурмаши, чтобы познакомиться с разве дением-таких сортов ягодников, которые наиболее приспособлены к условиям Запо лярья. В конце июля побывали на эк скурсии. Много любопытного, интересного им рассказали здесь. Ребята многому научились и решили использовать опыт пункта у себя на участке. Каждый день приносит что-то новое. Школьники на практике проверяют то, что изучали в K.iacde, читали 'в книгах, своими руками выращивают растения, ко торые видели, может быть, только на ри сунках в учебниках. Знания, полученные на уроке и закрепленные практической работой, конечно, останутся надолго, бу дут прочными, глубокими. Мы получаем много цйсем пз^ школ Мурманской области и Других областей. Пишут нам с Чукотки и даже из Болга рии. Мы отвечаем, рассказываем о своем опыте. Большую помощь наша станция может оказать школам области в деле претворе ния в жизнь мероприятий по политехни ческому обучению. Однако, к сожалению, абсолютное большинство школ Кольского полуострова не поддерживает с нами по стоянной творческой связи, не использу ет нашего опыта. Правда, в этом году были созданы опытные участки в Мурмашах и в На горном, но так ка к за ними не установ лено надлежащего наблюдения, они выг лядят плохо и, конечно, какой-либо су щественной пользы принести но могут. В новом учебном году каждой школе нашей области, в особенности сельским, надо окончательно решить вопрос о соз дании учебно-материальной базы для правильного преподавания естествознания, для практического осуществления поли технического обѵчеиия. А. РАЕВСКАЯ. Методист-агроном областной стан ции юных натуралистов. I Продажа стабильных учебников ѵ К школе X : 13 гор. Мурманска подъ ехал грузовик. Весь кузов его был доверху і нанолнен книгами. Эго привезли в шко- J лу новые стабильные учебники. К новому учебному году область полу чила 264.100 экземпляров стабильных учебников. Все они разосланы в города и районы. Сейчас в гор. Мурманске все школы уже получили учебники из магазинов п произ водят продажу их учащігмся. Одновремен но с продажей новых учебников все книжные магазины области производят по к уп ку п продажу ріащимся подержан ных учебников. в в ы х о д н о й ДЕНЬ + 1. МАССОВЫЙ ВЫЕЗД ЗА ГОРОД Еще 14 августа на всех строительных участках треста «Мурманрыбстрой» было известно, что постройком и правление клу ба «Строитель» организуют в выходной день массовый выезд за грибами. К восьми часам утра 16 августа у клуба «Строитель» стояли хорошо оборудовав*, ные автомашины. Один за другим собира лись семьями рабочие «Мурманрыбстроя» , - — каменщики, штукатуры, бетонщики, слесари. Все взяли корзинки, ведра. В назначенное время машины отправи- і лпсь в путь — в район Кнцы. К четырем часам дня к машинам из лесу стали под ходить люди с корзинами грибов, ягод. Многие воспользовались теплой, солнеч ной погодой и купались в озерах, загора ли. Несколько хуже, чем все ост:. ;ьные, чувствовали себя рыболовы — очень жа лели они о том, что не взяли с собой рыбо ловных принадлежностей — уж больно много было рыбы в озерах! Домой возвращались все с песнями, от дохнувшие, бодрые. I I этот день выезжало за горо^ более 200 строителей. Л. ВЛАДЫКИНА . Ф. ЛАРИОНОВ. 2. ПОЧАЩЕ УСТРАИВАТЬ ТАКИЕ ПРОГУЛКИ • В субботу вечером рабочие автоба-зы Мурманского торгового порта выехали в район Кицы за грибами. С семьями ехали слесари тт. Попов, Волков, Швагігрев, шо феры тт. Тищенко, Маркелов. Настроение у всех было замечательное — мы радовались тому, что в выходной день мы все вместе проведем время за го родом. Утром в' зоскресенье купались, за горали. Немного усталые, но довольные вер нулись мы в Мурманск с этой прогулки. Почаще надо устраивать такие про гулки! П это дело профсоюзных организа ций. Хорошо организованный отдых умно жает силы, способствует высокопроизводи тельному труду на благо любимой Родине, советскому народу. В. ЛАГУНОЗ. ’ Шофер автобазы Мурманского тор гового порта. 3. ПЛОХАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА В субботу 15 августа в управлении тралового флота было вывешено объявле ние, в котором базовый комитет профсою за извещал моряков и работников управле ния флота о том, что состоится массовый выезд работников флота в воскресенье на отдых в район станции Молочная. , Однако базовый комитет на этом закона чил свою работу по организации куль турного отдыха. К 12 часам дня в вокресенье к приго- . родному электропоезду стали собираться,,- 7 моряки п работники управления ^ флота вместе со своими семьями. Среди них бы л и— недавно вернувшийся из плавания старший штурман рыболовного траулера «Ереван» тов. П. П. Кокуро^кпн, помпо- лпт рыболовного траулера «Орион» тов. И. Д. Деревянннков, инструктор политот дела тов. М. Ф. Новицкий, . групповой электрик тов. 0. П. Прохоров и многие другие. Они прпбылп на станцию Молоч ную и оказались предоставленными сами себе. На месте не было представителя ба зового комитета профсоюза. Культурное об служивание не было организовано. Так произошло потому, что базовый ко митет профсоюза (исполняющий обязанно сти председателя тов. Баринков) не поза ботился о том, чтобы выехавшие за город провели свой отдых интересно и Полезно. Вообще нельзя не отметить того, что ба зовый комитет профсоюза ' меньше всего проявляет заботу об организации куль турного отдыха трудящихся. И. ДАНИЛОВ. ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО РАБОТНИКОВ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА Коммунистическая партпя и Советское правительство уделяют исключительное внимание развитию и процветанию науки. В национальных республиках созданы 12 академий наук с большим числом инсти тутов. Старейшее научнее учреждение в стране — Академия наук СССР располага ет сотнями исследовательских институ тов, лабораториями, станциями и имеет 15 филиалов в различных краях и обла стях СССР. Многими научными институ тами располагают министерства и ведом ства. Количество научных учреждений р ‘Советском Союзе достигло 2900 к началу 1952 года. • Ежегодно ассигнуются огромные сред ства на развитие науки,’ на систематиче ское улучшение материальных условий научных работников. • Законом развития науки в СССР яв ляется непрерывный и все увеличиваю щийся рост ее сил, огромный размах науч ных исследований, необычайная разносто ронность ее интересов, непрерывность обогащения новыми оригинальными идея ми, замыслами и открытиями. Важнейшая черта советской наукп^— ее связь с жизнью, с практикой. Одна пз- конкретных форм этой связи — творче ское содружество людей науки и произ водства. Это содруз;ество обогащает науку новым опытом, новыми открытиями и теоретическими • выводами, поднимает . культурно-технический уровень работни ков промышленности и сельского хозяйст ва. В результате успешно решаются зада чи создания новых технически совершен ных и экономичных машин, внедряются новые технологические процессы, интен сифицирующие производство и повышаю щие качество продукции. С каждым годом содружество людей науки п практики принимает все более широкие формы. Ученые шефствуют над заводами, разрешая совместно с заводски ми коллективами сложные научно-техни ческие проблемы. На многих предприя тиях созданы технические советы, в со став которых входят научные работники институтов, заводские инженеры и рабо чие-передовики производства. В свою очередь заводские работники принимают активное участие в деятельности ученых советов исследовательских институтов и высших учебных заведений. Плодотворно работают комплексные бригады, объединяющие ученых, инжене ров ц стахановцев в дружные творческие коллективы, действующие по конкретным заданиям технических советов. В качест ве примера приведу наиболее у близкую мне область — сварочную технику. » В нашей стране созданы и осуществле ны новые принципы сварки металлов — под слоем флюса, автоматическая сварка, сварка под водой и т. д. Советская школа сварщиков по научной разработке и по технике сварочного производства занимает первое место в мире. Эти успехи в значи тельной мере — результат неразрывной и тесной связи ученых •с производством. Коллектив секции ілектросваркп и электротермии Академии наук СССР, ра ботая в контакте с инженерами заводов Министерства электростанций п электро промышленности, создал н внедрил в крупносерийное производство единую се- рию однокорпусных сварочных трансфор маторов для всех видов автоматической, полуавтоматической и ручной дуговой сварки на переменном токе. Десятки ты- чсяч сварочных трансформаторов этой се рии, обладающих повышенными техниче скими свойствами и лучшими технико- экономическими показателями, пополь зуются в настоящее время во всех отрас лях народного хозяйства СССР. По самым осторожным подсчетам, применение этих трансформаторе? дало 15 миллионов руб лей экономии. Огромный размах гидротехнического строительства связан с большим объемом железобетонных работ; для пх производст ва требуются стальные арматурные кон струкции, изготовляемые большей частью пз круглых металлических стержней раз личных диаметров. Металлургические за воды выпускают этот металл в виде от резков одной стандартной длины. Между тем для арматуры используются стержни самого разнообразного ассортимента по длине, поэтому приходится отрезать часть стержня. В результате получаются боль шие отходы металла в виде обрезков. Этот недостаток ныне устранен. По инициативе строителей и сварщиков стали сваривать стержни одинаковых диаметров в одну большую плеть, которую затем разрезают на отдельные стержни нужной длины. Для производительной сварки стержней понадобилась специальная машина. Сек ция электросварки и электротермии Ака демии наук СССР в творческом содруже стве с ленинградским заводом «Электрик» создала конструкцию и организовала про изводство мощных сварочных машин типа «МСГ-500» для стыковой контактной сварки металлических стержней диамет ром до 100 мм в одну плеть. Все опера ции по сварке арматуры механизированы. Подача стержней на сварку и транспор тировка непрерывной плети из сварен ных стержней производятся, при помощи рольгангов. Процесс сварки осуществляет ся автоматически специальным электро- гидропневматическим устройством. Новая сварочная машина может быть применена для поточного'производства ар матурных конструкций, что обеспечивает большую экономию металла, уменьшает объем работ ио подготовке арматуры, по монтажу сварных арматурных блоков в со оружениях гидростанций и каналов. Она сваривает в течение часа до 30 стержней, что в несколько раз превышает производи тельность ручнойчдуговой сварки. Эта весьма совершенная машина — ' пря мой результат содружества науки с произ водством. При непосредственном участии ученых завод «Электрик» досрочно изго товил первую опытную машину. Когда она прошла заводские испытания, работники завода совместно с научными сотрудника ми секции электросварки Академии наук и Всесоюзного научного института органи зации и механизации строительства (ВННОМС) опробовали машину на «Куибы- іпевгидросгрое», разработали и внедрили поточную технологию изготовления свар ных заготовок арматуры. На основе опыта промышленного ис пользования машины «МСГ-500» былп внесены существенные изменения в типо вой проект арматурно-сварочного завода, разработана поточная линия изготовления сварных заготовок арматуры, внесены 'по правки в проект электроснабжения и элек трооборудования арматурных заводов, что позволило напбблее рационально решить вопрос о выборе и использовании мощ ностей и схем коммуникаций энергонита- ашя заводов. Ученые помогли строитель ству организовать и провести специаль ные курсы для технического и производст венного персонала но контактной сварке арматуры и но контактным сварочным ма шинам. В таком же тесном содружестве создана и контактная передвижная машина для точечной сварки арматуры. Начало этой работы относится к 1951 году, копа сек ция 'электросварки Академии наук создала эскизный, а затем технический нроекг машины. В 1952 году но этому проекту была разпаботана конструкция машины МТПГ-500 и был изготовлен ее опытный образец. Одновременно продолжались ис следования точечной сварки крестообраз ных соединений арматуры с целыо опреде лить расчетные параметры сварочных трасформаторов, оптимальные технологиче ские режимы точечной сварки, разработать методику теплового расчета, методику про ведения испытании прочности сварных крестообразных соединений. Для этой цели была спроектирована спе циальная лабораторная установка, на ко торой научные сотрудники секции элек тросварки Академии наук, ВН1І0МС:а и заводские работники проводили исследова ния. Полученные результаты позволили создать весьма совершенную машину — автоматизированный агрегат для точечной сварки арматурных пакетов и сеток. В 1952 году научные сотрудники сек ции электросварки разработали рациональ ную конструкцию, технологию п аппарату ру для дуговой сварки в монтаяшых усло виях стыков горизонтальных стержней ар матуры железобетона. Коллектив завода из готовил опытный образец автоматической двухдуговой устаповкп и приспособления для ручной сварки рядом электродов. После завершения лабораторных испытаний ап паратура и приспособления были направ лены на строительную площадку, где ус пешно прошли производственные испыта ния. , Как известно, работающие детали строи тельных механизмов, особенно землеройных машин, подвергаются весьма интенсивно му износу. Советские ученые предложили восстанавливать эти детали наіілавкой при помощи трубчатого электрода. Для этого был спроектирован специальный автомат, совмещающий несколько операций: он из готовляет трубчатый элоктрод, расплавляет его и автоматически передвигает по на плавляемой поверхности. Затем была раз работана технология наплавки на пло скость под слоем флюса. Эта технология была проверена при наплавке рабочего колеса земснаряда и зубьев экскаватора. Результаты опробования оказались весьма удовлетворительными. Все это позволило спроектировать и построить опытно-про мышленный автомат, направленный на строительство Куйбышевской ГЭС. В на стоящие время ведется дальнейшая разра J U \ ботка процесса сваркп трехфазной дутой в направлении раздельного регулирования расплавления основного и присадочного металлов и управления формированием шва. В содружестве ученых и заводских ин женеров разработаны 'Методы расчета сва.- рочных трансформаторов и электросвароч ных контактных машин, в частности, рас четы магнитной цеііп, индуктивности сва рочного контура контактных машин и др. В начале этого года на «Куйбышевгид- рострое» состоялась научно-техническая конференция, на которой были подведены итоги творческого содружества ученых и строителей. Эти итога выразились ,в соз дании и освоении нового сварочного обо рудования. в разработке новых процессов сЕаркн и наплавки и применению их на строительстве. , Совместная работа ученых и завчдеких . работников успешно развертывается и в 1 году на ленинградском заводе «Элект рик», а также на площадках «Куйбышев- гадростроя» и «Сталннградгидростроя». Таких^ прпмеров плодотворного содруже ства работников науки и производства можно было бы привести очень много ш практики всех областей советской науки и техники. Ученые обогащают и используют опыт новаторов^ производства, а передовые рабочие и инженерно-технические работни ки применяют в своей «практической дея тельности достижения ученых и подсказы вают своим новаторством, своей изобрета тельностью новые пути развития науки. Руководствуясь решениями XIX съезда Коммунистической партии' Советского Со юза, указавшего .на -необходимость все-^ мерного укрепления связи*науки с произ водством, обеспечения широкого практиче ского применения научных открытий, со ветские ученые отдадут свои силы и зна ния, чтобы в творческом содружестве с ра ботниками производства обеспечить успеш ное выполнение пятого иятилетнего плана* Академик В. НИКИТИН. ; 4 Лг,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz