Полярная правда. 1953, август.

! V Г № 197 (7811) 21 августа 1Ѳ53 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Ц/ МЛ ССОВЫЕ п о д х о д ы СЕЛЬДИ + Быстрее развертывать дрифтерный лов мурманской сельди + В конце пюдя авиаразведка Главмур- нанрыбпромз обнаружила в нрибрежнон зоне Баренцова моря массовые подходы сельди. Сельдь наблюдалась на всем про­ тяжении от Иеченгн до Терпберки, а так­ же в Мотовском и Кольском заливах. Осо­ бенно мощные скопления сельди были за­ мечены в районе Тернберкн, где они дер­ жались на большом пространстве в пяти милях от берега. ^ ч Богатая сырьевая база в прибрежных районах Баренцова моря позволяет рыиа- кам-кодхозннкам, а также промысловикам Кольского госрыбтрсста интенсивно раз­ вернуть лов рыбы. Для этого необходимо лишь применять все способы промысла сельди, все орудия лова. К сожалению, имеющаяся сырьевая база используется на прибрежном про­ мысле неудовлетворительно. В частности, совершенно не применяется дрифтерный лов сельди. Колхозные бота, малые трау­ леры, а тэкже другие суда должны быть вооружены порядками дрифтерных сетей. Морской дрифтерный лов сельди давно уже оправдал себя. Однако руководители колхозов, моторно-рыболовных станций, а также Кольский госрыбтрест мало уде­ ляют внимания использованию дрифтер­ ных сетей. Сейчас, в дрифтерные сети попадает крупная жирная сельдь в 16 — 17 сан­ тиметров. Дрифтерный прд'мысел в этом году в прибрежных районах Баренцова моря может дать весьма благоприятные результаты. Задача рыболовецких колхозов и руко­ водителей Кольского госрыбтреста именно сейчас во всю ширь развернуть при­ брежный лов сельди. Успешное проведе­ ние в жизнь этого важного дела во -мно­ гом будет способствовать ликвидации от­ ставания рыбной промышленности Мур­ манской области. Б . ТАМБОВЦЕВ. Старший научный сотрудник ПИНРО. ОРГАНИЗОВАННО ВСТРЕТИМ УЧЕБНЫЙ ГОД В ШКОЛАХ, ОБРАЗЦОВО НАЛАДИМ УЧЕБНО-ВОСЩТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ Все дети школьного возраста должны быть охвачены о б у ч е н и е м М а т е р и а л ы расходуются без нормы... На всех предприятиях идет соревнова­ ние за снижение норм расходования ма­ териалов ио каждрй отдельной операции, за снижение себестоимости продукции. Но в стороне от этого большого и почетного дела стоят судоремонтные, предприятия Мурманского 'областного управления МРС. До настоящего времени для них не раз­ работано технологических норм расходова­ ния материалов. На судоремонт списы­ ваются фактически израсходованные мате­ риалы и с заказчиков взыскивается пол­ ная нх стоимость вместо того, чтобы при­ держиваться норм. Нз-за отсутствия норм расходования ма­ териалов соревнование за экономию мате­ риалов не организовано, задания по сни­ жению себестоимости не доводятся до лю- Коммунистическая партия и Советское правительство всегда проявляли и прояв­ ляют исключительную заботу о школах, об обучении и воспитании молодого под­ растающего поколения. В директивах XIX съезда КПСС намечен переход к концу текущей пятилетки от семнлстнсго обра­ зования к всеобщему среднему обучению в столицах республик, в городах респуб­ ликанского подчинения, областных, крае­ вых и крупнейших промышленных цент­ рах страны. Огромной заботой о советской школе проникнут Государственный бюджет на 1953 год, принятый на пятой сессии Верховного Совета СССР. Народнохозяйст­ венным планом на текущий год преду­ смотрено увеличить по сравнению с прош­ лым годом строительство школ на 30 процентов. В своей речи на пятой сессии Верховного Совета СССР Председатель Со­ вета Министров СССР товарищ Г; М. Маленков сказал, что нам нужно больше школ. В этих словах главы Советского правительства выражается забота госу­ дарства о народном просвещении. Для того, чтобы были выполнены зада­ чи, поставленные Коммунистической пар­ тией и Советским правительством в обла­ сти народного образования^ необходимо сейчас побеспокоиться о том'; чтобы луч­ ше подготовиться к новому учебному го­ ду п начать его организованно. Эта обя­ занность целиком и полностью ложится на партийные и советские органы, отде­ лы народного образования и руководите-' лен школ. Прежде всего следует побеспокоиться о том, чтобы все дети школьного возраста были охвачены обучением. А поэтому очень важное значение имеет учет тех детей, которые должны учиться. Это — важный элАіент в деле выполнения за­ кона о всеобуче. В прошлом году школы -Ленинского района г. Мурманска в вопросе всеобще­ го обучения детей имели целый ряд не­ достатков. 1S детей школьного возраста оказались вне школ и фактически нигде не учились. Учитывая недостатки прошлого года и стремясь пе допустить их в новом учеб­ ном году, органы народного “образования Ленинского района проделали некоторую работу по вовлечению детей в школы. Еще в апреле все дети школьного возра­ ста были учтены, составлены примерные списки учеников по классам, закреплены классные руководители. Однако с тех пор прошло много време­ ни, контингент I детей, проживающих в районе, изменился. Сейчас во время подготовки к новому учебному году отдел народного образова­ ния все свое внимание сосредоточил на ремонте зданий и приобретении учебно­ наглядных пособий. Вопрос же^ учета де­ тей, зачисление их в школу был остав­ лен на более поздний срок и в настоящее время полностью еще не решен. Целый ряд детей школьного возраста до сих пор не включен в списки. Так, дети нз четы­ рех произвольно взятых для проверки до­ мов ио улице Сафонова до сих пор не включены в списки учащихся. При ве­ сенней переписи детей школьного возра­ ста Юрий Горшков, например, не был за­ писан. Не сделано этого и сейчас, хотя до начала учебного года остались считан­ ные дни. Таких случаев много. Недавно районный отдел народного об­ разования созвал совещание начальников жилищно-коммунальных отделов и управ­ ляющих домами. На совещании была дана инструкция о порядке привлечения детей в школу. Однако присутствовало на нем очень'мало представителей домоуправле­ ний. Домоуправления, представители кото­ рых былп на совещании, дали в районо списки детей, проживающих в домах. Но списки составлены на основе выписки из домовых книг, а не на основе персональ­ ной проверки учеников. В результате дети, уехавшие вместе с родителями на время их отпуска, в спи­ ски не включены. Целый ряд домоуправлений вообще не участвует в этой работе, не помогает школам в учете детей для охвата всеоб­ щим обучением. Таким образом, в Ленинском районе (заведующая районо тов. Титова) в на­ стоящее время нет полной ясности, сколь­ ко учащихся будет учиться в районе. Своевременная подготовка школ к на­ чалу учебного года, хороший учет детей школьного возраста помогут школам рай­ она добиться положительных результатов в« учебе. Необходимо привлечь всю обще­ ственность района и в первую очередь ро­ дительский актив школ к выявлению всех детей школьного возраста. Опираясь на помощь партийных, проф­ союзных п комсомольских организаций района, работники народного образования должны в оставшиеся дни уделить самое серьезное внимание тому, чтобы ни один ребенок школьного возраста не остался вне школы. А. ХРЕНОВ, В. ТОЛСТЯКОВ. Учебно-материальная база политехнического обучения \ Деи Забота о юных читателях Отсутствие технологических норм расхо­ дования материалов на судоремонтных, предприятиях управления МРС и Абрам- мысских мастерских» не беспокоит глав­ ного инженера Главмурманрыбпрома тов. Курочко. Главмурманрыбпром обязан принять ме­ ры к обеспечению своих судоремонтных предприятий технологическими нормами расходования материалов. Этого требуют решения XIX съезда КПСС, пятой сессии Верховного. Совета СССР. н. соколов. Старший ннженер-экономист Мур­ манского областного управления МРС. Юные -граждане нашего города на днях получили хороший подарок. В доме Хг 7 по улице Володарского открылась город­ ская детская библиотека Л» 1, находив­ шаяся до этого в помещении S-й сред- і ней школы ио улице Челюскинцев. Новая I библиотека располагается в нескольких 1комнатах. Основной'фонд ее насчитывает околи 20 тыс. книг. Зіесь — произведе­ ния русских, советских п иностранных классиков. К услугам юных читателей книги не только художественной, но и по­ литической, а также научно-популярной литературы, различные наглядные посо­ бия, альбомы. 'Напрпмер, в библиотеке есть очень ин­ тересные альбомы о жизшР и творчестве основоположника русской литературы А. С. Пушкина, альбом о"жизни и заме­ чательной трудовой деятельности вели­ кого советского ученого П. В. Мичурина. Богатые иллюстрации в них помогут школьникам лучше усваивать учебный материал в школе. Уже в первые дни после открытия детской библиотеки ее посетили сотни юных читателей. Они проявляют боль­ шой интерес к произведениям замеча­ тельного детского писателя А. Гайдара, большим спросом пользуются книги лау­ реатов Сталинской премии Л. Кассиля и М. Поляновского «Улица младшего сц- на», Н. Носова «Вигя Малеев в школе и дома», В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» и многие другие. Работники детской библиотеки при­ учают юных читателей бережно отно­ ситься к книге, любить ее. ' В скором времени в одной нз цомнат библиотеки начнет работать кружок юных переп­ летчиков. XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза предложил создать усло­ вия для осуществления политехнического обучения в средней школе. Делается ш в целях дальнейшего повышения социали­ стического воспитательного значения об­ щеобразовательной школы и обеспечения учащимся, окончившим школу, условии для свободного выбора профессий* Основывается политехнической обуче­ ние на прочном знании общеобразова­ тельных предметов и основных научных принципов социалистического производ­ ства. Политехническое обучение предпола­ гает знакомство но только с промышлен­ ностью, но н с основами сельского хо­ зяйства, с рациональными способами вы­ ращивания растений и ухода за живот­ ными, а также с сельскохозяйственной техникой. Поэтому очень важное значение в. этом деле имеют, наряду с химически­ ми лабораториями, фпзпческими кабине­ тами, детскими техническими станциями, п станции юных натуралистов. Нх назначение — ознакомить учащих­ ся с конкретными примерами единства организма н условий его жизни, создать необходимые условия учащимся для овла­ дения некоторыми практическими навы­ ками по сельскому хозяйству, для изуче­ ния основ агротехники. Станции юных натуралистов, если в них правильно ор­ ганизуется работа, пробуждают у школь­ ников творческую инициативу, повышают их активность, развивают умение иссле­ довать явления природы, приобщают к коллективному труду. Мурманская областная станция юнна­ тов имеет хорошее помещение,, оборудо­ ванное стеллажами, полками для расте­ ний и клетками для животных. Работает она круглый год. Весной здесь высажи­ ваются растения, летом за нх ростом н изменениям^ ведутся наблюдения, а зимой подводятся творческие итоги — ребята пишут отчеты, изучают результаты опы­ тов. На земельном участке площадью в 1G50 квадратных метров ставятся самые разнообразные опыты. Здесь выясняется влияние удобрений на развитие овощных и -зерновых культур, ведется испытание различных сортов картофеля, выращи­ ваются редис, рапс, пшеница при искус­ ственно создаваемом коротком световом дне. В помещении, в специальных ящиках и горшках, выращиваются фасоль, томаты. Труд детей не пропадает даром и при­ носит богатые плоды. Учащиеся глубже познают «тайны» природы, на ярких при­ мерах убеждаются в том, что значит ак­ тивное вмешательство человека в процесс развития растений, какую большую поль­ зу приносит наука практике, если ее умело применять в сельскохозяйственном производстве. В прошлом году ребята су­ мели получить очень высокий урожай картофеля «Пилот», а именно — 35 тонн с гектара. Отдельные клубни этого сорта весили 700 граммов. Творческая работа 15 юннатов нашей станции была удостоена высокой оценки. Сейчас юные естествоиспытатели про­ должают свою работу, добиваясь новых результатов. Тамара Сверлова, Валентина Синица, Николай Кириллов п другие ѵхаживают и наблюдают за картофелем. На их делянках клубни достигают уже сейчас 230— 2G0 граммов. Очень старательно работает ученица 7-го класса Валя Тищенко. Она выращи­ вает капусту сорта Л і 1. Нельзя не отме­ тить ее упорства и настойчивости в борь­ бе с вредителями и болезнями. Для этого она использует многие проверенные на опыте приемы. Теперь капуста завивается в плотные, большие кочны. , ( Интересную работу проводят на стан­ ции Владимир Зензинов и братья Влади­ мир и Евгений Вахошіны. Они выращива­ ют растение, которое очень любит тепло и влагу— кок-сагыз. В этом году ребята впервые попытались вырастить кок-сагыз на торфяной почве. Результат получился прекрасный — растения выросли креп­ кие, зацвели дружно. Созревающие семена собирались бережно. Пх уже имеется 2 1 грамма. Выращивают юннаты ячмень, ветви­ стую пшеницу, лен, овес. На клумбах перед зданием станции пышно ' цветут хризантемы, львиный зев, душнстыи та­ бак, на подоконпиках, полках — олеандр, бегония, розы. Давно мечтали паши юннаты побы- в'ать в плодово-ягодном пункте в поселке Мурмаши, чтобы познакомиться с разве­ дением-таких сортов ягодников, которые наиболее приспособлены к условиям Запо­ лярья. В конце июля побывали на эк­ скурсии. Много любопытного, интересного им рассказали здесь. Ребята многому научились и решили использовать опыт пункта у себя на участке. Каждый день приносит что-то новое. Школьники на практике проверяют то, что изучали в K.iacde, читали 'в книгах, своими руками выращивают растения, ко­ торые видели, может быть, только на ри­ сунках в учебниках. Знания, полученные на уроке и закрепленные практической работой, конечно, останутся надолго, бу­ дут прочными, глубокими. Мы получаем много цйсем пз^ школ Мурманской области и Других областей. Пишут нам с Чукотки и даже из Болга­ рии. Мы отвечаем, рассказываем о своем опыте. Большую помощь наша станция может оказать школам области в деле претворе­ ния в жизнь мероприятий по политехни­ ческому обучению. Однако, к сожалению, абсолютное большинство школ Кольского полуострова не поддерживает с нами по­ стоянной творческой связи, не использу­ ет нашего опыта. Правда, в этом году были созданы опытные участки в Мурмашах и в На­ горном, но так ка к за ними не установ­ лено надлежащего наблюдения, они выг­ лядят плохо и, конечно, какой-либо су­ щественной пользы принести но могут. В новом учебном году каждой школе нашей области, в особенности сельским, надо окончательно решить вопрос о соз­ дании учебно-материальной базы для правильного преподавания естествознания, для практического осуществления поли­ технического обѵчеиия. А. РАЕВСКАЯ. Методист-агроном областной стан­ ции юных натуралистов. I Продажа стабильных учебников ѵ К школе X : 13 гор. Мурманска подъ­ ехал грузовик. Весь кузов его был доверху і нанолнен книгами. Эго привезли в шко- J лу новые стабильные учебники. К новому учебному году область полу­ чила 264.100 экземпляров стабильных учебников. Все они разосланы в города и районы. Сейчас в гор. Мурманске все школы уже получили учебники из магазинов п произ­ водят продажу их учащігмся. Одновремен­ но с продажей новых учебников все книжные магазины области производят по­ к уп ку п продажу ріащимся подержан­ ных учебников. в в ы х о д н о й ДЕНЬ + 1. МАССОВЫЙ ВЫЕЗД ЗА ГОРОД Еще 14 августа на всех строительных участках треста «Мурманрыбстрой» было известно, что постройком и правление клу­ ба «Строитель» организуют в выходной день массовый выезд за грибами. К восьми часам утра 16 августа у клуба «Строитель» стояли хорошо оборудовав*, ные автомашины. Один за другим собира­ лись семьями рабочие «Мурманрыбстроя» , - — каменщики, штукатуры, бетонщики, слесари. Все взяли корзинки, ведра. В назначенное время машины отправи- і лпсь в путь — в район Кнцы. К четырем часам дня к машинам из лесу стали под­ ходить люди с корзинами грибов, ягод. Многие воспользовались теплой, солнеч­ ной погодой и купались в озерах, загора­ ли. Несколько хуже, чем все ост:. ;ьные, чувствовали себя рыболовы — очень жа­ лели они о том, что не взяли с собой рыбо­ ловных принадлежностей — уж больно много было рыбы в озерах! Домой возвращались все с песнями, от­ дохнувшие, бодрые. I I этот день выезжало за горо^ более 200 строителей. Л. ВЛАДЫКИНА . Ф. ЛАРИОНОВ. 2. ПОЧАЩЕ УСТРАИВАТЬ ТАКИЕ ПРОГУЛКИ • В субботу вечером рабочие автоба-зы Мурманского торгового порта выехали в район Кицы за грибами. С семьями ехали слесари тт. Попов, Волков, Швагігрев, шо­ феры тт. Тищенко, Маркелов. Настроение у всех было замечательное — мы радовались тому, что в выходной день мы все вместе проведем время за го­ родом. Утром в' зоскресенье купались, за­ горали. Немного усталые, но довольные вер­ нулись мы в Мурманск с этой прогулки. Почаще надо устраивать такие про­ гулки! П это дело профсоюзных организа­ ций. Хорошо организованный отдых умно­ жает силы, способствует высокопроизводи­ тельному труду на благо любимой Родине, советскому народу. В. ЛАГУНОЗ. ’ Шофер автобазы Мурманского тор­ гового порта. 3. ПЛОХАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА В субботу 15 августа в управлении тралового флота было вывешено объявле­ ние, в котором базовый комитет профсою­ за извещал моряков и работников управле­ ния флота о том, что состоится массовый выезд работников флота в воскресенье на отдых в район станции Молочная. , Однако базовый комитет на этом закона чил свою работу по организации куль­ турного отдыха. К 12 часам дня в вокресенье к приго- . родному электропоезду стали собираться,,- 7 моряки п работники управления ^ флота вместе со своими семьями. Среди них бы­ л и— недавно вернувшийся из плавания старший штурман рыболовного траулера «Ереван» тов. П. П. Кокуро^кпн, помпо- лпт рыболовного траулера «Орион» тов. И. Д. Деревянннков, инструктор политот­ дела тов. М. Ф. Новицкий, . групповой электрик тов. 0. П. Прохоров и многие другие. Они прпбылп на станцию Молоч­ ную и оказались предоставленными сами себе. На месте не было представителя ба­ зового комитета профсоюза. Культурное об­ служивание не было организовано. Так произошло потому, что базовый ко­ митет профсоюза (исполняющий обязанно­ сти председателя тов. Баринков) не поза­ ботился о том, чтобы выехавшие за город провели свой отдых интересно и Полезно. Вообще нельзя не отметить того, что ба­ зовый комитет профсоюза ' меньше всего проявляет заботу об организации куль­ турного отдыха трудящихся. И. ДАНИЛОВ. ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО РАБОТНИКОВ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА Коммунистическая партпя и Советское правительство уделяют исключительное внимание развитию и процветанию науки. В национальных республиках созданы 12 академий наук с большим числом инсти­ тутов. Старейшее научнее учреждение в стране — Академия наук СССР располага­ ет сотнями исследовательских институ­ тов, лабораториями, станциями и имеет 15 филиалов в различных краях и обла­ стях СССР. Многими научными институ­ тами располагают министерства и ведом­ ства. Количество научных учреждений р ‘Советском Союзе достигло 2900 к началу 1952 года. • Ежегодно ассигнуются огромные сред­ ства на развитие науки,’ на систематиче­ ское улучшение материальных условий научных работников. • Законом развития науки в СССР яв­ ляется непрерывный и все увеличиваю­ щийся рост ее сил, огромный размах науч­ ных исследований, необычайная разносто­ ронность ее интересов, непрерывность обогащения новыми оригинальными идея­ ми, замыслами и открытиями. Важнейшая черта советской наукп^— ее связь с жизнью, с практикой. Одна пз- конкретных форм этой связи — творче­ ское содружество людей науки и произ­ водства. Это содруз;ество обогащает науку новым опытом, новыми открытиями и теоретическими • выводами, поднимает . культурно-технический уровень работни­ ков промышленности и сельского хозяйст­ ва. В результате успешно решаются зада­ чи создания новых технически совершен­ ных и экономичных машин, внедряются новые технологические процессы, интен­ сифицирующие производство и повышаю­ щие качество продукции. С каждым годом содружество людей науки п практики принимает все более широкие формы. Ученые шефствуют над заводами, разрешая совместно с заводски­ ми коллективами сложные научно-техни­ ческие проблемы. На многих предприя­ тиях созданы технические советы, в со­ став которых входят научные работники институтов, заводские инженеры и рабо­ чие-передовики производства. В свою очередь заводские работники принимают активное участие в деятельности ученых советов исследовательских институтов и высших учебных заведений. Плодотворно работают комплексные бригады, объединяющие ученых, инжене­ ров ц стахановцев в дружные творческие коллективы, действующие по конкретным заданиям технических советов. В качест­ ве примера приведу наиболее у близкую мне область — сварочную технику. » В нашей стране созданы и осуществле­ ны новые принципы сварки металлов — под слоем флюса, автоматическая сварка, сварка под водой и т. д. Советская школа сварщиков по научной разработке и по технике сварочного производства занимает первое место в мире. Эти успехи в значи­ тельной мере — результат неразрывной и тесной связи ученых •с производством. Коллектив секции ілектросваркп и электротермии Академии наук СССР, ра­ ботая в контакте с инженерами заводов Министерства электростанций п электро­ промышленности, создал н внедрил в крупносерийное производство единую се- рию однокорпусных сварочных трансфор­ маторов для всех видов автоматической, полуавтоматической и ручной дуговой сварки на переменном токе. Десятки ты- чсяч сварочных трансформаторов этой се­ рии, обладающих повышенными техниче­ скими свойствами и лучшими технико- экономическими показателями, пополь­ зуются в настоящее время во всех отрас­ лях народного хозяйства СССР. По самым осторожным подсчетам, применение этих трансформаторе? дало 15 миллионов руб­ лей экономии. Огромный размах гидротехнического строительства связан с большим объемом железобетонных работ; для пх производст­ ва требуются стальные арматурные кон­ струкции, изготовляемые большей частью пз круглых металлических стержней раз­ личных диаметров. Металлургические за­ воды выпускают этот металл в виде от­ резков одной стандартной длины. Между тем для арматуры используются стержни самого разнообразного ассортимента по длине, поэтому приходится отрезать часть стержня. В результате получаются боль­ шие отходы металла в виде обрезков. Этот недостаток ныне устранен. По инициативе строителей и сварщиков стали сваривать стержни одинаковых диаметров в одну большую плеть, которую затем разрезают на отдельные стержни нужной длины. Для производительной сварки стержней понадобилась специальная машина. Сек­ ция электросварки и электротермии Ака­ демии наук СССР в творческом содруже­ стве с ленинградским заводом «Электрик» создала конструкцию и организовала про­ изводство мощных сварочных машин типа «МСГ-500» для стыковой контактной сварки металлических стержней диамет­ ром до 100 мм в одну плеть. Все опера­ ции по сварке арматуры механизированы. Подача стержней на сварку и транспор­ тировка непрерывной плети из сварен­ ных стержней производятся, при помощи рольгангов. Процесс сварки осуществляет­ ся автоматически специальным электро- гидропневматическим устройством. Новая сварочная машина может быть применена для поточного'производства ар­ матурных конструкций, что обеспечивает большую экономию металла, уменьшает объем работ ио подготовке арматуры, по монтажу сварных арматурных блоков в со­ оружениях гидростанций и каналов. Она сваривает в течение часа до 30 стержней, что в несколько раз превышает производи­ тельность ручнойчдуговой сварки. Эта весьма совершенная машина — ' пря­ мой результат содружества науки с произ­ водством. При непосредственном участии ученых завод «Электрик» досрочно изго­ товил первую опытную машину. Когда она прошла заводские испытания, работники завода совместно с научными сотрудника­ ми секции электросварки Академии наук и Всесоюзного научного института органи­ зации и механизации строительства (ВННОМС) опробовали машину на «Куибы- іпевгидросгрое», разработали и внедрили поточную технологию изготовления свар­ ных заготовок арматуры. На основе опыта промышленного ис­ пользования машины «МСГ-500» былп внесены существенные изменения в типо­ вой проект арматурно-сварочного завода, разработана поточная линия изготовления сварных заготовок арматуры, внесены 'по­ правки в проект электроснабжения и элек­ трооборудования арматурных заводов, что позволило напбблее рационально решить вопрос о выборе и использовании мощ­ ностей и схем коммуникаций энергонита- ашя заводов. Ученые помогли строитель­ ству организовать и провести специаль­ ные курсы для технического и производст­ венного персонала но контактной сварке арматуры и но контактным сварочным ма­ шинам. В таком же тесном содружестве создана и контактная передвижная машина для точечной сварки арматуры. Начало этой работы относится к 1951 году, копа сек­ ция 'электросварки Академии наук создала эскизный, а затем технический нроекг машины. В 1952 году но этому проекту была разпаботана конструкция машины МТПГ-500 и был изготовлен ее опытный образец. Одновременно продолжались ис­ следования точечной сварки крестообраз­ ных соединений арматуры с целыо опреде­ лить расчетные параметры сварочных трасформаторов, оптимальные технологиче­ ские режимы точечной сварки, разработать методику теплового расчета, методику про­ ведения испытании прочности сварных крестообразных соединений. Для этой цели была спроектирована спе­ циальная лабораторная установка, на ко­ торой научные сотрудники секции элек­ тросварки Академии наук, ВН1І0МС:а и заводские работники проводили исследова­ ния. Полученные результаты позволили создать весьма совершенную машину — автоматизированный агрегат для точечной сварки арматурных пакетов и сеток. В 1952 году научные сотрудники сек­ ции электросварки разработали рациональ­ ную конструкцию, технологию п аппарату­ ру для дуговой сварки в монтаяшых усло­ виях стыков горизонтальных стержней ар­ матуры железобетона. Коллектив завода из­ готовил опытный образец автоматической двухдуговой устаповкп и приспособления для ручной сварки рядом электродов. После завершения лабораторных испытаний ап­ паратура и приспособления были направ­ лены на строительную площадку, где ус­ пешно прошли производственные испыта­ ния. , Как известно, работающие детали строи­ тельных механизмов, особенно землеройных машин, подвергаются весьма интенсивно­ му износу. Советские ученые предложили восстанавливать эти детали наіілавкой при помощи трубчатого электрода. Для этого был спроектирован специальный автомат, совмещающий несколько операций: он из­ готовляет трубчатый элоктрод, расплавляет его и автоматически передвигает по на­ плавляемой поверхности. Затем была раз­ работана технология наплавки на пло­ скость под слоем флюса. Эта технология была проверена при наплавке рабочего колеса земснаряда и зубьев экскаватора. Результаты опробования оказались весьма удовлетворительными. Все это позволило спроектировать и построить опытно-про­ мышленный автомат, направленный на строительство Куйбышевской ГЭС. В на­ стоящие время ведется дальнейшая разра­ J U \ ботка процесса сваркп трехфазной дутой в направлении раздельного регулирования расплавления основного и присадочного металлов и управления формированием шва. В содружестве ученых и заводских ин­ женеров разработаны 'Методы расчета сва.- рочных трансформаторов и электросвароч­ ных контактных машин, в частности, рас­ четы магнитной цеііп, индуктивности сва­ рочного контура контактных машин и др. В начале этого года на «Куйбышевгид- рострое» состоялась научно-техническая конференция, на которой были подведены итоги творческого содружества ученых и строителей. Эти итога выразились ,в соз­ дании и освоении нового сварочного обо­ рудования. в разработке новых процессов сЕаркн и наплавки и применению их на строительстве. , Совместная работа ученых и завчдеких . работников успешно развертывается и в 1 году на ленинградском заводе «Элект­ рик», а также на площадках «Куйбышев- гадростроя» и «Сталннградгидростроя». Таких^ прпмеров плодотворного содруже­ ства работников науки и производства можно было бы привести очень много ш практики всех областей советской науки и техники. Ученые обогащают и используют опыт новаторов^ производства, а передовые рабочие и инженерно-технические работни­ ки применяют в своей «практической дея­ тельности достижения ученых и подсказы­ вают своим новаторством, своей изобрета­ тельностью новые пути развития науки. Руководствуясь решениями XIX съезда Коммунистической партии' Советского Со­ юза, указавшего .на -необходимость все-^ мерного укрепления связи*науки с произ­ водством, обеспечения широкого практиче­ ского применения научных открытий, со­ ветские ученые отдадут свои силы и зна­ ния, чтобы в творческом содружестве с ра­ ботниками производства обеспечить успеш­ ное выполнение пятого иятилетнего плана* Академик В. НИКИТИН. ; 4 Лг,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz