Полярная правда. 1953, август.
/ Кг 105 (7609) 10 августа 1953 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А і '-* . УСПЕШНО ВЫПОЛНИМ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ А,- г Р Ы Б А К И М У Р М А Н А ! ЭНЕРГИЧНО УСТРАНЯЙТЕ НЕДОСТАТКИ, ПОВЫШАЙТЕ УЛОВЫ! Шк о л а п е р е д о в о г о о пыт а мо р я к о в среднего траулера „Орочеіг 3, За высокое качество продукци Обязавшись выловить п этом году не менее 1U тысяч центнеров сельди, экиг паж нашего корабля поставил перед со бой задачу изо дня в день повышать ка чество рыбной продукции с тем. чтобы дать советскому потребителю как можно больше высокосортных изделий. Весь наш коллектив горит желанием с честью вы полнить задачи, по ставленные перед на- ботнрками рыбной Я й й промышленности в речи товарища Г., М, Маленкова на пятіЯ сессии Верховного Совета СССР. Экипаж Ц&?: пащего корабля при- лагает все силы, что- бы лучше обрабаты- Ш вать рыбу. В этом году вся выловленная нами рыба была обработа на отлично. Большое внимание у нас уделяется по вышению квалифи кации м оряков . Я сам па этом корабле в т ^ рой год. Вначале был рядовым матро сом. Однако с по мощью своих более опытных товарищей освоил методы обра ботки рыбы и теперь работаю мастером по рыбообработке. Как п на других передовых судах, подготовка к рейсу у нас начинается в порту. Мы следим, что бы трюм корабля был^чисто вымыт, что бы консервирующие материалы содержт- лнсь в образцовом порядке. Бывает, что погруженная в трюм соль подмачивается. Чтобы этого не случилось, мы используем большие брезентовые ч ін и для хранения соли в трюмных «черда ках». Это предохраняет соль от порчи в случае попадания воды в трюм. Кроме того, часть соли хранится у нас в сель дяных бочках. Это позволяет всегда иметь нужный запас консервирующих материа лов, Большое внимание уделяется на нашем корабле сохранению тары. Поступающие на корабль бочки, прежде чем в нпх бу дет уложена сельдь, заливаются забортной водой. Это позволят нам установить, » пригодны ли эти бочки для засолки сель ди и тем самым предупреждать случаи порчи сельди. Независимо от того, в какой таре у к ладывается сельдь, мы сразу же ее пол ностью обвалпваем в соли, что гаранти рует сохранность рыбы. Случается, что при выборке сельди из сетей ей наносятся разлпчныо механиче ские повреждения ( рвутся жабры и т. д.). Такую рыбу мы обезглавливаем. Это поз воляет нам сохранять такую продукцию высоким качеством. При больших уловах самое трудное — ос вободить сельдь пз сетей и бы:тро уло жить ее в бочки. Чтобы не создавать на палубе завалов рыбы, мы стараемся луч ше организовать труд на палубе. Каждый наш моряк хорошо знает свои обязанности н умело пх выполняет. Заполнив примерно 110 бочек сельди, мы откатываем их на полубак п продол жаем убирать рыбу в новые бочки. В на полненных бочках к этому времени рыба «осаживается» и мы имеем возможность Š p f p ll укладывать в них ди- > Ш І | | полнительное количе ство сельди. Это по зволяет нам эконо мить тару. Пока одна часть палубной команды убирает рыбу, дру гая часть моряков отдыхает. Таким об разом обработка уло ва происходит у нас Щ Й Р непрерывно. Спущен- ■ ■ - ные в трюм бочки тщательно устанав ливаются с таким расчетом, чтобы они не* были поврежде ны. За день на судне убирается ио 340— 330 бочек. Чтобы повысить качество сдаваемой на плавбазу продук ции, мы при укладке сельди в бочки следим за тем, чтобы туз лук, образующийся при засолке рыбы, не вытекал из тары, а также тщательно рас сортировываем поднятую из воды сельдь. Весь экппая; считает своей обязанностью давать потребителю высокосортную, про дукцию, строго отвечающую существую щим кондициям и стандарту. Нужно заметить, что на плавбазах по- разному подходят к определению качест ва сдаваемой рыбы. Так, на илаво.ізе «Петра» сельдь, имеющая механические повреждения, принимается третьим сор том, а на плавбазе «Тамбов» к определе нию качества сельди относятся совсем по- другому. Это создает неопределенность в методах обработки нродукцніі. Плохо налажено снабжение экипажей средних траулеров солью в океане. Мы не всегда имеем возможность полу чить нужное количество консервирующих материалов. Отвечая на решения пятой сессии Вер ховного Совета СССР, экипаж среднего траулера «Орочен» будет бороться не только за повышенно вылова рыбы, но и за улучшение качества продукции, а сле довательно. за улучшение экономических показателен своей работы. П. КУСТОВ . Мастер по рыбообработке сред него траулера «Орочен*. Какмы добиваемся высоких уловов Команда мотобота «Зюйд» колхоза име ни Ворошилова успешно ведет промысло вую работу. Мы уже выполнили два годо вых задания ио добыче рыбы и в ^настоя щие время промышляем в счет 1955 года. Высоких показателей в работе команда «Зюйда» добивается благодаря правильно му использованию промыслового времени, самоотверженному труду экипажа. На промысел мы вышли во второй половине марта. В то время в прибрежной зоне Ба- ренцова моря была большая концентрация мойвы. 3 ставных невода в губе Орловка команда установила первой. Обрабатыва лись они своевременно. На промысел мы выходплн даже в свежую погоду, труди лись, не жалея сил. Упорный труд давал хорошие результаты. Нередко уловы до стигали до 300 центнеров. Команда ши роко применяла комбинированный лов. Помимо ставных неводов, мы добываем рыбу тресковыми сетями. Как известно, для достижения высоких уловов большое значение имеет выбор ме ста промысла. Как только мы узнаем о хо рошей концентрации рыбы в том или дру гом промысловом районе, немедленно идем туда. В первых числах июля крупные ко сяки сельди были обнаружены в Печенг ском заливе. Экипаж без промедления на правился в этот район и в первый же день добыл кошельковым неводом 80 цент неров сельди. В последующие дни мы также имели неплохие уловы. Облавливать косяки сельди кошелько вым неводом надо умело. Эта работа слож ная. Она требует настойчивости, опреде ленного навыка и четкой организации труда. Первым делом надо найти косяк, хотя район, где концентрируется сельдь, и известен. Должность нотбаса у нас ис полняет механик судна Федор Степанович Бревнов. Поручив управление механизма ми своему помощнику тов. Табурову, тов. Бревнов .садится в шлюпку с одним из рыбаков и нащупывает косяк. Чтобы пра вильно заметать косяк, тов. Бревнов опре деляет направление движения его и раз мер. Каждый член команды нашего судна, сознавая свой долг перед Родиной, Комму нистической партией и Советским прави тельством, которые проявляют о рыбаках- колхозниках неустанную заботу, стремится работать как можно лучше и производи тельнее. Образцы самоотверженного труда показывают рыбаки тт. Жарков, КЛпшин, рыбачка тов. Коновалова и другие. За служенным авторитетом и уважением у членов команды пользуется механик тов. Бревнов. Следует отметить, что МРС не всегда дает оперативные указания по вопросам промысла, сведения о местах концентра ции рыбы сообщает с опозданием. / Команда мотобота «Зюйд» в дальней шем обещает работать на промысле еще упорнее, внести свой вклад в осуществле ние решений V сессии Верховного Совета СССР, направленных на резкое увеличение выпуска рыбной продукции. М. МАЛИНОВСКИИ . Капитан мотобота «Зюнд*. Результат усилий всего экипажа Моряки, среднею * траулера У : 681 «Мурмансельди» встретились и познако мились между собой лишь в Феврале этого года. Команде предстояло освоить новую технику корабля, выполнять государствен ный план по добыче рыбы. Когда коман да была укомплектована, оставалось очень мало времени для детальной подготовки к предстоящему промыслу. Половину экипа жа составляли новнчкн, впервые выходив шие на лов рыбы. Да и сам молодой капи тан тов. Верещагин самостоятельно шел в первый раз: до этого он плавал старшим штурманом. На корабле был только один коммунист — старший штурман тов. Гурнак. Ио сво ему многолетнему опыту он хорошо знал, что сплотить коллектив, научить его бы стро и умело выметывать и поднимать се ти. обрабатывать рыбу он сможет лишь в том случае, если создаст себе опору в кол лективе. Такой опорой в работе тов. Гур мана н явились комсомольцы. 11а судне с первых же дней была созда на комсомольская организация во главе с молодым матросом тов. Орловым. Она ока зала коммунисту тов. Гурнаку. всему ко мандованию корабля большую помощь в ра боте. На комсомольских собраниях стави лись и решались вопросы улучшения ор ганизации труда, дисциплины, вопросы экономии материалов и другие. Еженедельно на судне, проводились за нятия ио изучению материалов XIX съезда КПСС. Руководил кружком коммунист тов. Гурнак. Пропагандист отлично знал про мысловое дело. Он старался объяснять материалы, возможно теснее связывая их с жизныо команды корабля. Занятия ог тчіго становились интереснее, доходчивее. Например, нрн изучении раздела о режи ме экономии в директивах XIX съезда КПСС но пятой пятилетке тов. Гурнак объяснял морякам, что значит для госу дарства дополнительный вылов рыбы, бе режное расходование сетсматерналов, ка кое огромное значение имеет экономия для народного хозяйства страны, если об этом будет заботиться каждый трудящийся, каждый моряк. Члены экипажа стали еще внимательнее, еще более по-хозяйски от носиться к сохранению улова. Благодаря занятиям матрос тов. Субботин и другие моряки стали лучше разбираться в воп росах внутренней и внешней политики Советского Союза. Пх отношение к работе заметно улучшилось. Хорошо поставленная на среднем трау лере политическая учеба делала труд моря ков более осмысленным, целеустремлен ным. Несмотря на трудности лова в весен них условиях, экипаж успешно справлял ся с выполнением заданий. План первэго квартала был перекрыт. В борьбе за выполнение плана росли лю ди. Пример р труде показывал матрос ком сорг корабля тов. Орлов. Вначале он толь ко подавал новодцы, затем научился бы стро и крепко их связывать, укладывал сети и постепенно научился исполнять необходимые операции помощника дрнф- мейстера. Повысили свою квалификацию и другие члены команды. На судне заботились об экономии сете- материалов. В штормовую погоду 4 сети особенно хорошо кренились, чтобы их не смыла и не порвала волна, просушивались ион первой возможности, своевременно чинились. Беспокоились об этом все моря ки и, прежде всего, дрнфменстер тов. Мак- лашевскнй. В апреле часто стояла штормовая иого- да. Хорошие концентрации сельди исчез ли. Перед экипажем корабля стояла зада ча во что бы то нн стало найтн выход из этого положения, грозившего срывом пла на добычи. II решение вскоре было най дено. Экипаж начал ловить рыбу сетями, устанавливаемыми на длинных новодцах. Сети теперь ставились не на 0,5 метра от поверхности воды, как практиковалось ‘в марте— апреле, а на глубину до 20 метров, п приносили хороший улов. Добыча сель ди стала расти. Для того, чтобы в зави симости от нахождения сельди менять глу бину постановки дрифтерного порядка, на корабле был заготовлен запас, иоводцов различной длины — 10, 20, 30. 40 мет ров. На подвязку этих дополнительных новодцов для быстрейшей выметки поряд ка специально выделялся матрос. В мае и июне команда, благодаря эіому методу, вела успешную добычу сельдп. Полугодо вой план был выполнен 15 июня. Сейчас на счету коллектива корабля — 4.160 центнеров сельди, выловленной с начала года, что составляет 72,6 процента годо вого плана. А . Ш УВАЛОВ . Два месяца у причала Хорошо трудился на промысле сельди в Северной Атлантике экипаж нашего сред нею траулера. К 12 июня полугодовой план но добыче рыбы был нами уже перевы полнен. Тогда мы снялись с промысла и пошли в порт для профилактического ре монта корабля. Во время перехода команда продумала все мероприятия, чтобы снова быстро вый ти в море. Но ремонт корабля затянулся. Кроме чистки машины, нужно было изго товить два поршневых пальца. Из-за них- то наше судно и стоит в порту уже два ме сяца. Поршневые пальцы изготовляет судо верфь. Эта работа занимает там всегда мно го времени. Но каждый раз пальцы оказы ваются непригодными. То брак допустят на верфп, то пальцы испортят па заводе меж дурейсового ремонта при подгонке. На все наши просьбы ускорить окончание ремонта нам на заводе отвечают: «Обождите!» Обращался я за помощью к начальнику технического отдела Главмурманрыбнрома тов. Кутузову, но и это не помогло. Так и стоит наш корабль у причала. Наш экипаж взял обязательство выло вить S тысяч центнеров рыбы, но выпол нение нашего обязательства срывают бра коделы с судоверфи и завода. Скоро ли бу дет положен конец этому? Н. ШАПОВАЛОВ . Капитан среднего траулера № 640. Почему отстает колхоз „Красный Октябрь1? Колхоз «Красный Октябрь», Терского района, должен выловить в нынешнем го ду 202 тонны рыбы. Для выполнения го сударственного плана в колхозе создано 5 бригад берегового промысла и разъезд ная бригада, которая ведет промысел на мотоботе «Таймыр». В Баренцевом море промышляет пять человек на малом рыбо ловном траулере «Отличник». Колхоз «Красный Октябрь» не справ ляется с выполнением государственного плана. Годовое задание на 1 августа бы ло выполнено на 5S,7 процента. Правление колхоза не сумело с начала путины полностью укомплектовать рыбо ловецкие бригады. Это было сделано толь ко во второй половине июня. Правление неудовлетворительно руководит промыс лом. Председатель колхоза тов. Чеченнн редко выезжает в бригады. Производствен ные совещания не проводятся, отчеты бригадиров на заседаниях иравления до августа не заслушивались. Бригадиры пре доставлены самим себе. Плохое руководство промыслом отрица тельно сказывается на работе бригад. Бригады неполностью используют орудия лова, не ведут поисковой работы. В бригадах низка трудовая дисциплина. От дельные колхозники часто без всякой на добности выезжают с точей в деревню и занимаются там личными делами. Особо следует остановиться на работо разъездной бригады. Ей дано повышен ное задание по добыче рыбы. Имея мото бот «Таймыр», бригада при правильном его использовании могла бы добывать значительно больше рыбы. До сих пор эта бригада неполностью использует треско вые заколы. Вместо 15 заколов по плану используется только 7 — 10. Бригадир Е. В. Чеченин объясняет это том, что остальных заколов он не может пустить в дело только потому, что нет илава и яко рей. В действительности же все это есть, нет только хорошего руководства со сторо ны бригадира. Недостаточіь на промысле использует ся и мотобот. Б ыли случаи, когда бот простаивал ио двое суток. Нередко бог используется по 3— 5 часов в сутки. Много раз бот совершал путешест вия в Умбу. Если подсчитать все про стои бота и походы в Умбу, то выйдет, что бот потерял больше четверти всего промыслового времени. В том, что колхоз «Красный О к т я Г ф ь » плохо ведет промысел, не выполняет пла на добычи рыбы, повинны н руководите ли Терской МРС. К началу промысла МРС доставила в колхоз 30 тресковых заколов. О ни были сделаны неправильно, без плава. Все заколы колхозникам приш лось переделывать. У заколов вместо об ручей былп сделаны рамы пз реек, вследствие чего они в воде были непод вижны и загрязнялись. Рамы были заме нены обручами. Необходимо улучшать руководство кол хозом со стороны районных организаций н в первую очередь со стороны МРС. Ес ли работники МРС помогут колхозу в деле правильной организации промысла, пол ного использования орудий лова, то рыбо ловецкие бригады увеличат добычу рыбы, справятся с государственным заданном. К . ПОПОВ. Неиспользованные возможности В своей речи на пятой сесспп Верхов ного Совета СССР товарищ Г. М. Маленков подчеркнул необходимость дальнейшего развития легкой и нишевой, в частности, рыбной промышленности. Рост добычи рыбы может быть достиг нут в первую очередь за счет освоения открытых морен н особенно морей Север ной Атлантики. Рыбцые богатства Баренцова моря еще далеко не полностью используются^ трало вым флотом. Советский траловый флот, промышляющий в Баренцевом море, может в должен неуклонно повышать уловы, улучшать рзжпм работы, снижать себе стоимость продукции. • Между тем итоги работы Мурманского тралового флота за первое полугодие вы зывают занонную тревогу. Полугодовой план выполнен всего на SS процентов, недолов за семь7месяцев превысил 200 ты сяч , центнеров. Особенно неутешительны результаты промысла в июне и июле. В июне поймано на 8 тысяч центнеров рыбы меньше, чем в мае, снизилась добыча рьь бы и в июле, В чем же причина неудовлетворитель ной работы Мурманского тралового Флота, особенно в летний период? Мон;но ли объяснить недолов рыбы недостаточностью сырьевой базы? Но всем даниым, имеющимся в Поляр ном институте рыбного хозяйства и океано графии, запасы п ромы словы х рыб Барен цева mjph в 1953 году находятся не в худшем, а в лучшем состоянии, чем в 1952 году. В прошлом году промысел ба зировался преимущественно на мелкой и Частично ровной треске урожайных поко* деяии 1947, 1948, 1950 годов. Тресиа зтдх поколений преобладает и в текущем году. Кроме того, в уловах заметно увели чилась численность трески урожайного по- • колення 1950 года. В прошлом году это поколение только вступало в промысел, рыба, относившаяся • к нему, достигала длины лишь 15— 25 сантиметров и толь ко 4acnNHo шла в разделку. В текущем году треска поколения 1950 года достиг ла 25— 35 сантиметров н почти пол ностью используется для выраолчен вы сококачественной продукции. Несмотря на» не совсем обычное разме щение концентраций морского окуня, за-1 пасы его в текущем году вполне обеспечи вали промысел. Это подтверждается от личными уловами на банке Копытова, особенно в мае.'Однако эта база была использована Флотом далеко недостаточно. Пикша в первом полугодии 1953 года ловилась мало. Однако данные свидетель ствуют о некотором увеличении запасов пикши цо сравнению с прошлым годом, и ее осенний промысел должен быть нынче значительно эффективнее, чем в прошлом году. Таким образом, разговоры о том, что тра ловый флот работает неудовлетворительно из-за недостаточной сырьевой базы, не нмоют под собой никакой почвы. Следует, однако, заметить, что в текущем году есть, отличительные особенности, вли яющие на ход промысла. По температурно му режиму моря год относится к числу холодных и может быть приравнен к 1918 году. Прогрев моря в придонных слоях начался значительно позже обычного (при мерно на месяц— полтора) н в большинстве районов еще не распространился на всю толщу воды хотя поверхностные слои и прогреваются очень интенсивно. В связи с этим сильно запоздал отход зимующей рыбы на откорм в обычные районы летнего промысла, Весной треска интенсивно от кармливалась мойвой. В летние же меся цы, особенно в прибрежной зоне, после от хода мойвы треска была плохо обеспечена нищей. Обычно основой летнего питания трески бывает каишак. В текущем же году запасы капшака в море оказались крайне незначительными. Отсутствие пищи и необычные темпе ратурные условия отразились на поведе нии рыбы. Не создавалось стойких кон центраций. рыба иеромещалась и подолгу задерживалась в промежуточных слоях во ды. Мечеине рыб, широко практиковав шееся в текущем году, показало, что пере мещение трески в центральные • районы происходило медленно, с большим запозда нием. Наряду с. этим зафиксированы беспо рядочные передвижения рыбы в различных направлениях, связанные с поиском пищи. Эти особенности и требуют оперативной слаженной, четкой работы тралового фло та. Но этого как раз и нет. Не следует, например, увлекаться бес конечными перебежками в погоне за «большой рыбой». Опыт показывает, что при прочих равных условиях экипажи ко раблей, избегающие частых переходов, привозят в иорт больше рыбы. Команда траулера «Ролик» в июньском рейсе работала на Медвежинской и Ры бачьей банках. За 125 тралений было поймано 212,3 тонны рыбы (в полуфабри кате). Экипаж траулера «Большевик», промышляя на Кильдинской банке и в За- падно-нрпбрежном районе, за 134 траления добыл 257,3 тонны. В тот же период команда траулера «Сельдь» сменила пять районов, лежав ших довольно далеко друг от друга, успела сделать 95 тралений и доставила в порт лишь 115,8 тонны рыбы в полуфабрикате. Экипаж траулера «Чайка» работал в ше сти районах. Его улов за рейс составил 109,6 тонны. Все эти данные относятся к кораблям с одинаковым сроком плавания и сходным техническим состоянием. Эти траулеры ра ботали в одно и то же время. В подобных неудачных перемещениях промысловых траулеров нередко повинно руководство Флотом и море. В конце июля на юго-восточном склоне Медвежинской банки в течение пяти дней успешно промышляла группа из семи ко раблей. При первом же перебое в уловах Все траулеры были сняты и направлены на Зюндкаискнй жолоб, где работали чет веро суток, также имея неплохие уловы. Как только подъемы несколько заколеба лись. группа сразу была переброшена на западный склон Медвежинской банки. Там корабли успешно работали пять суток, но при первом же снижении уловов были вновь переброшены, уже на Демидовскую банку. Таким образом, мепес чем за половину месяца каждый из кораблей прошел около пятисот миль, причем всего на переходы было израсходовано около 350 траулеро- часов. Между тем в оставленных районах ры ба, безусловно, сохранялась, Через неделю поисковый корабль обследовал Зюйдкап- скнй жолоб и снова обнаружил там про мысловую концентрацию. Нет сомнения, что ПРИ некоторой выдержке группа ко раблей могла там проработать до ухода в порт. Несколько поспешным было и переклю чение флота/работавшего в Севзро-Цейт- ральном районе, на западный склон Гуси ной банки. Такой перспективный район, как Северо-Центральный, нельзя было оставлять без облова и наблюдения. В некоторых случаях имело место чрез мерное скопление траулеров в небольшом районе моря (так было, например, в июле на Рыбачьей банке, северо-западном склоне Мурманской банки, на северном склоне Мурманского мелководья). Нередко траулеры запаздывают с подхо дом на места хороших концентраций, об наруженных судами промысловой раззед- ки. Экипаж поискового траулера «Кит» 15 июля начал обследование Зюйдкаиского жолоба и 22 июля обнаружил там промыс ловые концентрации трески хорошего ассортимента. В течение недели «Кит» имел суточные уловы выше плановых. Но корабль оставался совершенно один. Толь ко 28 июля к нему подошли два траулера, и еще двумя сутками позже в Зюйдканском жолобе собралась группа из восьми кораб лей, перешедших сюда только потому, что в прежнем районе промысла уловы начали падать. Показатели работы команд траулеров неодинаковы. Причем разрыв между луч шими и худшими чрезвычайно велик. Одна из причин этого — различный уровень квалификации команд, В частности, на ко раблях, недавно вошедших в строй, плав состав не приобрел еще необходимого опы та. А передача опыта экипажей передовых кораблей поставлена неудовлетворительно. В траловом Флоте зародилось очень хо рошее начинание — шефство экипажей ^передовых кораблей над отстающими. Но, к сожалению, большого размаха это движе ние пока не получило. Повинны в этом хо зяйственные руководители, политотдел тра лового Флота и Микояновский райком КПСС, которые не возглавили этогц дви жения, не помогли его организовать. Имеются недостатки и в работе экипа жей поисковых кораблей. Промысловая разведка составляет план работы судов на каждый месяц. Этот план рассматривается г. Полярном институте и и управлении тралового Флота, а затем ут верждается начальником Г.тавмурманрыб- нрома. Работа поисковых кораблей должна вестись в строгом соответствии с этим планом. Однако на деле нередки случаи со вершенно неоооснованного нарушения плана. Траулер «Рыбец» но плану должен был со 2 no 1S августа обследовать Зюйдкан- ский жолоб. Вместо этого «Рыбец» был за держан на западном склоне Медвежинской банки и оставался там до подхода группы щюмысловых кораблей и даже после их ухода. Траулер «Василии Головнин» вместо на меченного по плану района обследования был направлен в Зюндкаискнй жолоб, где также не провел надлежащей работы и ушел на Медвежннскую банку. Подобные неоправданные отступления от плана при водят к тому, что иногда два поисковых корабля сходятся в одном и том же рай оне, в то время ка к другие районы оста ются необследованными. После того как к обнаруженной концент рации рыбы подошли промысловые кораб ли, поисковик должен двигаться дальше но намеченному маршруту. К сожалению, ру ководство флота нередко' задерживает по исковые корабли у группы для «охраны» косяка, когда в этом нет никакой необхо димости. Так, например,ч траулер «Кит» промышлял с 1 по 4 пюля на северо-запад ном склоне Мурманской банки, где в это время уже работали промысловые корабли. Траулер «Калинин», обнаружив хорошую концентрацию на западном склоне Гуси ной банки, задержался у группы судов, вместо тою, чтобы продолжать обследова ние этого района. П олярны й институт оказался не в со стоянии эффективно 'помочь рыбной про мышленности. Ремонт экспедиционного судна института «Иерсей-ІЬ прервал ре гулярные исследования условий промысла. Институт не проследил особенностей пове дения промысловых рыб в своеобразных условиях текущего года, не смог во-время сигнализировать промыслу о степени устойчивости концентрации рыбы, сроках и путях ее перемещений. Как Полярный институт, так и промыс ловая разведка недостаточное внимание уделили массовому «мечению рыбы. Хотя оно и проводилось шире, чем в прошлые годы, но особые условия текущего сезона требовали еще большего размаха этого эффективного метода изучения перемеще ний рыбы. К тому же меченая рыба и сведения о ее поимке не всегда своевремен на передавались в Полярный институт и промысловую разведку. В работе тралового флота имеется и ряд других недостатков — сверхнормативные простои кораблей п порту, перебои в снаб жении, неукомплектованность кадрами и т. д. Отставание тралового флота может и должно быть ликвидировано, флот в со стоянии покрыть свою задолженность, пе ред страной. Во втором полугодии условия промысла будут более благоприятны, чем в первом. Теплые воды не распространялись туе далеко на восток, как в обычные годы. В связи с этим промысловые концентрации рыбы не будут продвигаться в удаленные от берегов районы моря. Поэтому в августе — октябре промысел будет протекать р а в ным образом в близрасположенных районах с хорошими грунтами (Мурманское мелко водье и его северный склон, Северо-Цент ральный район, западный и северный склоны Гусиной банки, северная часть Но- воземельского мелководья). Из северо-западных районов наиболее перспективными следует считать Зюйдкдп- ский жолоб, район острова Надежды, юж ную часть возвышенности Персея. В этих районах рыба также будет сосредоточена не на столь обширной площади, как в обыч- иые фзды. Наконец, устойчивые концент рации удержатся в прибрежных районах, где рыбе благоприятствуют температурный режим и относительно лучшая обеспечен ность пищей. В сентябре и октябре должны возрасти концентрации морского Ькуни на Демидов ской банке, в северной части банки Копы това и на юго-западном склоне Метве- жннской банки. В ближайшее время можно ожидать увеличения концентраций ник- ши на Канннской б.]нке и Каннно-Колгуев- еком мелководье. Поисковые корабли должны держать под постоянным наблюдением все перечислен ные районы, следить за перемещениями рыбы и своевременно ориентировать про мысловиков, проявляя максимальную опе ративность в своей работе. Особого вни мания заслуживают северо-западные рай оны, где разведка должна производиться непрерывно не менее чем тремя кораблями. Нет никакого сомнения в том, что ра ботники тралового промысла, отвечая на повседневную заботу партии и правитель ства, приложат все усилия для того, что бы ликвидировать задолженность и пере выполнить годовой план добычи рыбы. В. БОРОДАТОВ; К . КОНСТАН ТИНОВ — старшие научные сот рудники ПИНРО, кандидаты биоло гических наук. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz