Полярная правда. 1953, август.
НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Правительствам Франции, Великобритании и США по г е р м а н с к о м у в о п р о с у •Советское Правительство считает необ ходимым еновь обратить внимание Прави тельства Франции, равно как п Прави тельств А нглии и США. на то ненормальное положение, когда по истечении восьми лет со времени окончания войны в Европе Гер мания не имеет мирного договора, остается расколотой па западную и восточную ча сти. находится в неравноправном положе нии по отношению к другим государствам. Такое положение противоречит стремле ниям миролюбивых народов к укреплению мира в Европе и. вместе с тем, является нарушением законных национальных ин тересов германского народа Еще 10 марта 1952 года Советское Пра вительство представило на рассмотрение Правительств Франции, США и Англии проект Основ мирного договора с Герма нией, по поводу которого Правительства Франции, Англии и США до спх пор не выразили своего отношенпя (Проект Основ мирного договора с Германией прилагает ся). Правительства Франции, Англии и США также не представили и своего про екта мирного договора. Пз этого следует, что Правительства трех указанных держав недооценивают важности вопроса о мирном договоре с Германией. Вопрос о мирном до говоре с Германией все больше затягивает ся, за что ответственность несут, прежде всего, Правительства Франции, Англин и США. Отказываясь от рассмотрения вопроса о мирном договоре с Германией, Правитель ства Франции, Англии п США пошли по другому пути. 26 мая 1952 года Правительства Фран ции, Англии и США вместе с боннским правительством Аденауэра подписали «До говор об отношениях между тремя держава ми и Федеральной Республикой Герма нии», который известен ка к «боннское со глашение», а 27 мая того же года Прави тельствами Франции, Италии. Бельгии, Голландии и Люксембурга совместно с боннским правительством был подписан Договор об «европейском оборонительном 9 ообществе». известный под именем «па рижского соглашения». При этом как «боннское соглашение», так и «парижское соглашение» на 50 дет вперед неразрывно связаны с агрессивным Северо-атлантиче ским блоком держав. Как известно, смысл «парижского сог лашения» заключается в том, что в Запад ной Германии под руководством гитлеров ских генералов и других реваншистов соз даются вооруженные силы, входящие в со став так называемой «европейской армии», предназначенной для агрессивных целей Северо-атлантического блока. Согласно же «боннскому соглашению» Западная Гер мания остается на положении -зависимого государства, подчиненного трем державам, которые, несмотря на формальную отмену оккупационного статута, оставляют своп войска на территории Западной Германии с неограниченными правами вмешательства в ее внутренние дела, что на долгие годы сохраняет закабаление западногерман ского населения в условиях видоизменен ного режима оккупации. Это означает, что боннское и париж ское соглашения ведут к возрождению гер манского милитаризма и к превращению Западной Германии в орудие агрессивных планов других держав, претендующих на мировое господство. Как видно из коммюнике совещания ми-, нпстров иностранных дел Франции, Анг лин и США. имевшего место в июле 1953 года в Вашингтоне, Правительства трех держав решили и дальше проводить поли тику, направленную на осуществление плана создания «европейской армии» и включения в нее западногерманских во оруженных сил во.главе с гитлеровскими генералами. В коммюнике прямй указы вается. что «три министра иностранных! дел подтвердили свое твердое намерение энергично проводить политику, о которой договорились пх правительства в рамках Атлантического договора. Эта политика включает работу -по созданию европейского единства шести европейских стран, кото рые уже создали объедниенна угля и ста ли, и чьп правительства подписали договор о европейском оборонительном сообще стве». Путь, на который встали Правительства Франции, США и Англии в германском вопросе, ведет к возрождению германского милитаризма, к созданию опасного очага новой агрессии, ко все большему усилению опасности новой воины в Европе. Идти но этому пути — значит, отказаться от тех торжественных международных обяза тельств, ставивших целыо содействовать восстановлению Германии как миролюбиво го п демократического государства, кото рые были приняты Соединенными Штата ми Америки и Англией на Потсдамской конференции 1945 года, а затем и при соединившейся Францией. Другой путь — это путь, который соот ветствует миролюбивым целям и обяза тельствам, взятым на себя четырьмя дер жавами в отношении Германии сразу же после окончания войны, и который отве чает интересам укрепления мира в Европе. При этом нельзя, конечно, не считаться с тем, что со времени Потсдамской конферен ции прошло восемь лет и что с тех пор произошли немалые изменения, которые должны быть учтены при окончательном урегулировании германского зопроса. Одна ко, основвйе цели Потсдамского соглаше н и я— содействовать созданию миролюби вой и демократической Германии — Еыра- жают попрежнему интересы всех европей ских народов, в том числе и германского народа, и должны быть обеспечены путем заключения мирного договора • с Герма нией. Решение этой задачи создаст условия для еще небывалого подъема Германии с ее большими возможностями в развитии экономики и культуры. Никто не может отрицать, что возрождение Германии как великой державы, достойной занять соот ветствующее место среди других держав, возможно только на пути мирного и демо кратического развития германского госу дарства, на иутп дружественного сотруд ничества с другими государствами, стре мящимися к укреплению мира и междуна родной безопасности. Опыт псторип пока зывает, что путь войны уже не раз приво дил Германию к национальной катастрофе и что за последствия этого дорого распла чивался германский народ. Не подлежит сомнению, что заключение мирного договора с Германией имеет пер востепенное значение для урегулирования германской проблемы. Оно будет решаю щим образом содействовать упрочению мира в Европе и позволит окончательно разрешить соответствующие вопросы, воз никшие вследствие второй мировой войны, в чем кровно заинтересованы государства Европы, пострадавшие от гитлеровской аг рессии, и прежде всего ссседп Германии. Заключение мирного договора с Германией необходимо также ввиду того, что угроза восстановления германского милитаризма, дважды развязавшего мировую войну, не устранена, поскольку все еще остаются невыполненными соответствующие поста новления Потсдамской конференции. Мир ный договор с Германией установит для германского народа прочные условия мира, будет содействовать развитию Германии, цак единого, независимого, демократиче ского и миролюбивого государства, обеспе чит германскому наооду возможность мир ного сотрудничества с другими народами на началах равноправия. Правительства Франции, Англии и США мотивируют свой отказ от рассмотрения мирного договора с Германией тем, что еще не существует общегерманского правитель ства, которое могло бы принять участие в подготовке договора. Однако, такого рода мотивы отказа от рассмотрения мирного договора не соответствуют действительному положению дела. В действительности, по литика Франции, США п Англии ведет к тому, что не только все дальше отклады вается рассмотрение вопроса о мирном до говоре, но одновременно с этим отклады вается также решение вопроса об образова нии общегерманского правительства, так ка к эта политика направлена на закрепле ние раскола Германии, на недопущение восстановления единства Германии. В настоящее время проводятся все новые меры нажима, чтобы боннское и париж ское соглашения были ратифицированы со ответствующими государствами, несмотря на имеющееся серьезное противодействие этому со стороны парламентов некоторых государств. Этот нажим, особенно со сторо ны Правительства США. имеет целыо ус корить создание вооруженных сил Запад ной Германии и включение их в предус мотренную парижским соглашением «евро пейскую армию» с тем, чтобы зависимую от держав Северо-атлантического блока За падную Германию превратить в орудие для осуществления планов этого блока. Но включение Западной Германии в «европей скую армию», а вместе с тем и в Северо атлантический блок будет ‘ означать, что Западную Германию уже нельзя будет рас сматривать как миролюбивое государство. Включение Западной Германии в «европей скую армию» и в Северо-атлантический блок сделает невозможным объединение За падной и Восточной Германии в единое го сударство. Миролюбивые народы всей Евро пы заинтересованы в создании единой и миролюбивой Германии, как в этом заин тересован и сам германский народ. Но с того времени, как боннское правительство вовлечет Западную Германию в агрессив ный Северо-атлантический блок, сделается невозможным объединение Западной и Во сточной Германии. Именно поэтому подав ляющее большинство немцев не только в Германской Демократической Республике, но п в Западной Германии выступает про тив планов правительства Аденауэра о во влечении Западной Германии в «европей скую армию» и в Северо-атлантический блок, и в этом отношении на их стороне находятся миролюбивые народы всей Ев ропы. Пз сказанного видно, что политика Пра вительств Франции. США и Англии, равно как и правительства Аденауэра, направле на не нз объединение Германии и не на образование Общегерманского правитель ства, а на то. чтобы на долгие годы оста вить Германию расколотой на части. Такая политика прямо направлена на противодей ствие образованию Общегерманского демо кратического правительства. Следователь но, отказ от рассмотрения мирного догово ра с Германией под предлогом отсутствия Общегерманского правительства не отража ет действительных мотивов ^того отказа,. Из сказанного также видно, что нынеш няя политика Правительств Франции, Анг лии и США направлена как против реше ния вопроса о мирном договоре, так п про тив объединения Германии на миролюби вых и демократических основах, против образования Общегерманского демократи ческого правительства. Правительства Францпи, Англии и США вместо решения вопроса об образовании Общегерманского демократического прави тельства вносят другое предложение. Онн предлагают обсудить вопрос об общегерман- екпх выборах, но сводят это дело к рас смотрению четырьмя державами их пред ложения о назначении так называемой нейтральной комиссии из представителей иностранных государств «но расследова нию с целыо создания условий» для про ведения этих выборов. Это нельзя расце нить иначе, как попытку передать прове дение выборов в Германии в руки иност ранных держав, навязать с этой цёлыо гер манскому народу всяких иностранных «об следователей», будто дело идет не о Гер мании, имеющей многолетние демократиче ские традиции, а о какой-то бесправной ко лонии. Такое предложение ведет к отстра нению германского народа от решения его внутренних вопросов, является выраже нием грубого недоверия к германскому на роду и, естественно, вызывает отпор со стороны широких кругов населения Герма нии. Указанное предложение Правительств Франции, Англии и США в основе своей расходится с принципами демократизма, нашедшими свое выра?.;енпе в Потсдамских решениях. Это предложение, по заявлению трех держав, согласовано с правительством Аденауэра, которое служит интересам крупнейших капиталистических монополий Западной Германии, которое все больше развязывает руки вчерашним гитлеровцам и открытым фашистам для подавления не мецких демократических сил, которое яв ляется рупором крайних германских на ционалистов и реваншистов, стремящихся к возрождению германского милитаризма и к новым завоевательным войнам. При этом нельзя забывать о том, что прави тельство Аденауэра неизменно выступало против самой возможности согласования политики четырех держав по германскому вопросу, так как оно полностью связало свою судьбу с планами восстановления гер манского милитаризма, с планами подготов ки новой войны в Европе. Именно ради этих антинародных целей оно добивается ратификации парижского и боннского сог лашений, несмотря на то, что эти согла шения противоречат национальным инте ресам германского народа и означают пре вращение Западной Германии в завпепмое государство, закабаляя западногерманское население на долгие годы. Таким образом как парижское, так и боннское соглашения не имеют ничего об щего с интересами восстановления един ства демократической Германии и дейст вительные цели этпх соглашений направ лены против основных принципов Пот сдамской конференции, на которой США, Англпя н СССР, а также присоединившая ся к ним Франция, решили обеспечить вос становление единой Германии как миролю бивого и демократического государства. Пз всего сказанного видно, что вопрос о восстановлении национального единства демократической Германии был и остает ся основным вопросом для германского на рода, в решении которого заинтересованы миролюбивые уароды всей Европы. Ника кие отговорки не могут оправдать даль нейшей отсрочки в этом деле, поскольку в настоящих условиях главная ответст венность за его решение лежит на Пра вительствах США, Англии, Франции и СССР. Во всяком случае не должны от кладываться такие мероприятия, которые могут служить хотя бы постепенному раз решению вопроса об объединении Герма нии, об образовании Общегерманского де мократического правительства. Правительство СССР обращается к Пра вительству Францпи, а также к Прави тельствам Англии и США с предложением теперь же предпринять практические ме ры, направленные на урегулирование гер манской проблемы. В соответствии с изложенным Совет ское Правительство считает неотложным разрешение следующих основных вопро сов в отношении Германии: 1. Созыв мирной конференции для рас смотрения вопроса о мирном договоре с Германией. / Советское Правительство полагает, что такая конференция с участием всех заин тересованных государств может быть со звана в течение ближайших шести мося- цев, и не видит оснований для дальней ших отсрочек созыва мирной конферен ции. Вся предварительная работа- по под готовке мирного договора с Германией могла бы быть окончена в течение ука занного срока. При этом важно обеспечить соответствующее участие .представителей Германии на всех стадиях подготовки мирного договора и на мирной конферен ции. Впредь до образования Временного Общегерманского правительства в подго товке мирного договора могли бы участ вовать представители существующих пра вительств Восточной и Западной Герма нии. 2. Образование Временного Общегер манского правительства и проведение свободных общегерманекпх • выборов. С целыо восстановления национального единства Германии на миролюбивых и де мократических иачалах Советское Прави тельство предлагает, чтобы парламенты Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики, с широким участием демократических орга низаций, образовали Временное Общегер манское правительство. Такое правитель ство может быть создано п у т е м непосред ственного соглашения между Восточной и Западной Германией в порядке замены ныне существующих правительств Гер манской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики. В случае, если это окажется затруднитель ным в данное время, то Временное Обще- германское правительство может быть создано и при сохранении на некоторый срок правительств Германской Демократи ческой Республики и Германской. Феде ральной Республики, причем в этом слу чае Временное Общегерманское прави тельство, очевидно, будет обладать па первой стадии'" только ограниченными Функциями. Однако, и при таком положе нии образование Временного Общегерман ского правительства будет представлять собой реальный шаг вперед по пути объединения Германии, которое должно получить свое полное завершение в соз дании Общегерманского правительства на основе действительно свободных общегрр- манских выборов. хЗадачи Временного Общегерманского правительства: я) Временное Общегерманское прави тельство могло бы разрешать такие неот ложные вопросы общегерманского значе ния, как: представительство Германии при подготовке мирного договора, а так же представительство в международных организациях: недопущение вовлечения Германии в коалиции пли военные союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие своими вооружен ными силами в войне против гитлеров ской Германии: вопросы гермапскогс гражданства; обеспечение свободной дея тельности демократических партий и ор ганизаций h недопущение существования Фашистских, милитаристских и других организаций, враждебных демократии и делу сохранения мира; расширение тор говых отношений между Восточной и За-1 надной Германией: вопросы транспорта, почтовой и телеграфной связи; вопросы о свободном передвижении людей и това ров, независимо от установленных so- нальных границ; развитие экономических и культурных связей между Восточной и Западной Германией п другие вопросы, затрагивающие интересы всего герман ского народа. * * б) Главной задачей Временного Обще- германского правительства при этом должна быть подготовка и проведение об щегерманекпх свободных выборов, в ре зультате которых сам германский народ, без вмешательства иностранных держав, решит вопрос об общественном п государ ственном устройстве демократической Гер мании. Временное Общегерманское правитель ство должно выработать проект общегер- манского избирательного закона, обеспечи вающего действительно демократический характер общегерманекпх выборов, уча- стие в выборах всех демократических ор ганизаций п недопущение давления на избирателей со стороны крупных монопо лий. От его свободного решения должно зависеть признание целесообразности про верки наличия во всей Германии усло вий, необходимых для осуществления де мократических выборов, как и принятие мер по обеспечению т а к и х , условий. Вместо с тем, Советское Правительство считает необходимым, чтобы Правительст вами Франции, США. Англии и СССР былп приняты меры по проведению общегер- манскнх выборов в условиях действитель ной свободы, исключающей какое бы то ни было давление со стороны иностран ных держав при проведении этпх выбо ров. j 3. Облегчение финансово-экономических обязательств Германии, связанных с пос ледствиями войны. Учитывая, что Германия уже выполни ла значительную часть своих финансово- экономических обязательств в отношении СССР, Франции, Англии и США, связан ных с последствиями войны, и считаясь с необходимостью облегчить экономиче ское положение Германии, Правительство ч СССР признает неотложным принятие в связи с этим соответствующих решений. а) Советское Правительство считает необходимым, чтобы, начиная с 1 января 1954 года, Германия была полностью ос вобождена от уплаты репараций, а рав ным образом и от уплаты четырем дер жавам государственных послевоенных долгов, за исключением задолженности по торговым обязательствам. , б) Советское Правительство считает т^кже необходимым ограничить размеры расходов, связанных с пребыванием войск четырех держав на территории Гер мании. С этой целыо предлагается, чтобы,,; суммы расходов на содержание этих войск за год не превышали 5 проц. к до ходам государственного бюджета Герман ской Демократической Республики и Гер манской Федеральной Республики и во всяком случае не превышали суммы, ок купационных расходов 1949 года, когда на размерах оккупационных расходов еще не сказалось образование Северо-ат лантического блока. Советское Правительство предлагает вместе с тем, чтобы Германия была пол ностью освобождена от уплаты задолжен ности по внешним оккупационным/расхо дам четырех державг которая образова- '* лась после 1945 года. Советское Правительство выражает уверенность в том, что соглашение меж ду СССР. Францией, США и Англией по _ германскому вопросу и принятие уже в ближайшее время решений по изложен ным выше предложениям будет служить уменьшению напряженности в междуна родных отношениях, содействуя тем са мым укреплению мира и международной безопасности. Аналогичные ноты направлены Совет ским Правительством Правительствам Англии и США. Москва, 15 августа 1953 года. Проект Советского Правительства о мирном договоре с Германией Со времени окончания войны с Герма нией прошло почти семь лет, а Герма ния все еще не имеет мирного договора, находится в состоянии раскола, продолжа ет оставаться в неравноправном положе нии по отношению к другим государст вам. С таким ненормальным положением необходимо покончить. Это отвечает стремлениям всех миролюбивых народов. Без скорейшего заключения мирного до » ч\ Участники Великобритания, Советский Союз, США, Франция, Польша, Чехословакия,. Бель гия, Голландия и другие государства, уча ствовавшие своими вооруженными силами в войне против' Германии. Политические положения ! 1. Германия восстанавливается как единое государство. Тем сакым кладется конец расколу Германии и единая Герма ния получает возможность развития в ка честве независимого, демократического, миролюбивого государства. 2. Все вооруженные силы оккупирую- говора с-Германией нельзя обеспечить справедливого отношенпя к законным на циональным интересам германского на рода. Заключение мирного договора с Герма нией имеет важное вначенпе *ля укреп ления мира в Европе. Мирный договор с Германией позволит окончательно разре шить вопросы, возникшие вследствие вто рой мировой войны. В разрешении этих О с н о в ы щих держав должны быть выведены п з 1 Германии не позднее, чем через год со дня вступления в силу мирного договора. Одновременно с этим будут ликвидирова ны все иностранные военные базы на "территории Германии. 3. Германскому народу должны быть обеспечены демократические права с тем, чтобы все лица, находящиеся иод гер манской юрисдикцией, без различия ра сы, пола, языка пли религии, пользова лись правами человека и основными сво бодами, включая свободу слова, печати, религиозного культа, политических убеж дений и собраний. , 9 вопросов кровно заинтересованы государ ства Европы, пострадавшие от гитлеров ской агрессии, особенио соседи Германии. Заключение мирного договора с Германией будет способствовать улучшению между народной обстановки в целом и тем са мым способствовать установлению проч ного мира. .Необходимость ускорить заключение мирного договора с Германией диктуется 4. В Германии должна быть обеспечена свободная деятельность ^демократических партий и организаций, с предоставлением им права свободно решать свои внутрен ние дела, проводить г съезды и собрания, пользоваться свободой печати и изданий. 5. На территории Германии не должно быть допущено существование организа ций, враждебных демократии и делу со хранения мира. 6. Всем бывшим военнослужащим не мецкой армии, в том числе офицерам и генералам, всем бывшим нацистам, за исключением тех. кто отбывает наказание по суду за довершенные ими прсетупле- тем, что опасность восстановления гер манского милитаризма, дважды развязав шего мировую войну, не устранена, так как все еще остаются невыполненными соответствующие постановления Потсдам ской конференции. Мирный договор с Германией должен обеспечить устранение возможности возрождения германского ми литаризма и германской агрессии. Заключение мирного договора с Герма ния, должны быть предоставлены граж данские и политические права наравне со всеми другими немецкими гражданами для участия в строительстве мпролюби- ьой демократической Германии. 7. Германия обязуется не вступать в какие-либо коалиции пли военные союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие свопми вооружен ными силами в войне против Германии. Территория Территория’ Германии определяется гра ницами. установленными постановления ми Потсдамской конференции великих держав. кией установит *для германского народа прочные условия мира, будет содейство вать развитию Германии, ка к единого, пезавпепмого, демократического и миролю бивого государства в соответствии с Пот сдамскими постановлениями и обеспечит германскому народу возможность мирного сотрудничества с другими пародами. Исходя из этого. Правительства Совет ского Союза, Соединенных Штатов Амери- м а н и е й Экономические положения На Германию не налагается никаких ограничений в развитии ее мирной эконо мики. которая должна служить росту благосостояния германского народа. Германия не будет также иметь ника ких ограничений в отношении торговли с другими странами, в мореплавании, до ступе на мировые рынки. Военные положения 1. Германии будет разрешено иметь своп национальные вооруженные силы (сухопутные, военно-воздушные и военно- морские). необходимые для обороны страны. ви, Великобритании u Франции решнлп безотлагательно приступить к выработке мирного договора с Германией. Правительства СССР, США, Великобри тании и* Францпи считают, что подготов ка мирного договора должна осуществлять ся при участнп Германии в лице Обще- германского правительства и что мирный договор с Германией должен быть по строен на следующих основах: 2.- Германии разрешается производство военных материалов и техники, количест во или типы которых не должны выхо дить за пределы того, что требуется для вооруженных сил, установленных для Гер мании мирным- договором. Германия и Организация Объединенных Наций Государства, заключавшие мирный до говор с Германией, поддержат обраще ние Германии о принятии ее в члены Организации Объединенных Наций. м и р н о г о д о г о в о р а с Г е р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz