Полярная правда. 1953, август.

НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Правительствам Франции, Великобритании и США по г е р м а н с к о м у в о п р о с у •Советское Правительство считает необ­ ходимым еновь обратить внимание Прави­ тельства Франции, равно как п Прави­ тельств А нглии и США. на то ненормальное положение, когда по истечении восьми лет со времени окончания войны в Европе Гер­ мания не имеет мирного договора, остается расколотой па западную и восточную ча­ сти. находится в неравноправном положе­ нии по отношению к другим государствам. Такое положение противоречит стремле­ ниям миролюбивых народов к укреплению мира в Европе и. вместе с тем, является нарушением законных национальных ин­ тересов германского народа Еще 10 марта 1952 года Советское Пра­ вительство представило на рассмотрение Правительств Франции, США и Англии проект Основ мирного договора с Герма­ нией, по поводу которого Правительства Франции, Англии и США до спх пор не выразили своего отношенпя (Проект Основ мирного договора с Германией прилагает­ ся). Правительства Франции, Англии и США также не представили и своего про­ екта мирного договора. Пз этого следует, что Правительства трех указанных держав недооценивают важности вопроса о мирном договоре с Германией. Вопрос о мирном до­ говоре с Германией все больше затягивает­ ся, за что ответственность несут, прежде всего, Правительства Франции, Англин и США. Отказываясь от рассмотрения вопроса о мирном договоре с Германией, Правитель­ ства Франции, Англии п США пошли по другому пути. 26 мая 1952 года Правительства Фран­ ции, Англии и США вместе с боннским правительством Аденауэра подписали «До­ говор об отношениях между тремя держава­ ми и Федеральной Республикой Герма­ нии», который известен ка к «боннское со­ глашение», а 27 мая того же года Прави­ тельствами Франции, Италии. Бельгии, Голландии и Люксембурга совместно с боннским правительством был подписан Договор об «европейском оборонительном 9 ообществе». известный под именем «па­ рижского соглашения». При этом как «боннское соглашение», так и «парижское соглашение» на 50 дет вперед неразрывно связаны с агрессивным Северо-атлантиче­ ским блоком держав. Как известно, смысл «парижского сог­ лашения» заключается в том, что в Запад­ ной Германии под руководством гитлеров­ ских генералов и других реваншистов соз­ даются вооруженные силы, входящие в со­ став так называемой «европейской армии», предназначенной для агрессивных целей Северо-атлантического блока. Согласно же «боннскому соглашению» Западная Гер­ мания остается на положении -зависимого государства, подчиненного трем державам, которые, несмотря на формальную отмену оккупационного статута, оставляют своп войска на территории Западной Германии с неограниченными правами вмешательства в ее внутренние дела, что на долгие годы сохраняет закабаление западногерман­ ского населения в условиях видоизменен­ ного режима оккупации. Это означает, что боннское и париж­ ское соглашения ведут к возрождению гер­ манского милитаризма и к превращению Западной Германии в орудие агрессивных планов других держав, претендующих на мировое господство. Как видно из коммюнике совещания ми-, нпстров иностранных дел Франции, Анг­ лин и США. имевшего место в июле 1953 года в Вашингтоне, Правительства трех держав решили и дальше проводить поли­ тику, направленную на осуществление плана создания «европейской армии» и включения в нее западногерманских во­ оруженных сил во.главе с гитлеровскими генералами. В коммюнике прямй указы­ вается. что «три министра иностранных! дел подтвердили свое твердое намерение энергично проводить политику, о которой договорились пх правительства в рамках Атлантического договора. Эта политика включает работу -по созданию европейского единства шести европейских стран, кото­ рые уже создали объедниенна угля и ста­ ли, и чьп правительства подписали договор о европейском оборонительном сообще­ стве». Путь, на который встали Правительства Франции, США и Англии в германском вопросе, ведет к возрождению германского милитаризма, к созданию опасного очага новой агрессии, ко все большему усилению опасности новой воины в Европе. Идти но этому пути — значит, отказаться от тех торжественных международных обяза­ тельств, ставивших целыо содействовать восстановлению Германии как миролюбиво­ го п демократического государства, кото­ рые были приняты Соединенными Штата­ ми Америки и Англией на Потсдамской конференции 1945 года, а затем и при­ соединившейся Францией. Другой путь — это путь, который соот­ ветствует миролюбивым целям и обяза­ тельствам, взятым на себя четырьмя дер­ жавами в отношении Германии сразу же после окончания войны, и который отве­ чает интересам укрепления мира в Европе. При этом нельзя, конечно, не считаться с тем, что со времени Потсдамской конферен­ ции прошло восемь лет и что с тех пор произошли немалые изменения, которые должны быть учтены при окончательном урегулировании германского зопроса. Одна­ ко, основвйе цели Потсдамского соглаше­ н и я— содействовать созданию миролюби­ вой и демократической Германии — Еыра- жают попрежнему интересы всех европей­ ских народов, в том числе и германского народа, и должны быть обеспечены путем заключения мирного договора • с Герма­ нией. Решение этой задачи создаст условия для еще небывалого подъема Германии с ее большими возможностями в развитии экономики и культуры. Никто не может отрицать, что возрождение Германии как великой державы, достойной занять соот­ ветствующее место среди других держав, возможно только на пути мирного и демо­ кратического развития германского госу­ дарства, на иутп дружественного сотруд­ ничества с другими государствами, стре­ мящимися к укреплению мира и междуна­ родной безопасности. Опыт псторип пока­ зывает, что путь войны уже не раз приво­ дил Германию к национальной катастрофе и что за последствия этого дорого распла­ чивался германский народ. Не подлежит сомнению, что заключение мирного договора с Германией имеет пер­ востепенное значение для урегулирования германской проблемы. Оно будет решаю­ щим образом содействовать упрочению мира в Европе и позволит окончательно разрешить соответствующие вопросы, воз­ никшие вследствие второй мировой войны, в чем кровно заинтересованы государства Европы, пострадавшие от гитлеровской аг­ рессии, и прежде всего ссседп Германии. Заключение мирного договора с Германией необходимо также ввиду того, что угроза восстановления германского милитаризма, дважды развязавшего мировую войну, не устранена, поскольку все еще остаются невыполненными соответствующие поста­ новления Потсдамской конференции. Мир­ ный договор с Германией установит для германского народа прочные условия мира, будет содействовать развитию Германии, цак единого, независимого, демократиче­ ского и миролюбивого государства, обеспе­ чит германскому наооду возможность мир­ ного сотрудничества с другими народами на началах равноправия. Правительства Франции, Англии и США мотивируют свой отказ от рассмотрения мирного договора с Германией тем, что еще не существует общегерманского правитель­ ства, которое могло бы принять участие в подготовке договора. Однако, такого рода мотивы отказа от рассмотрения мирного договора не соответствуют действительному положению дела. В действительности, по­ литика Франции, США п Англии ведет к тому, что не только все дальше отклады­ вается рассмотрение вопроса о мирном до­ говоре, но одновременно с этим отклады­ вается также решение вопроса об образова­ нии общегерманского правительства, так ка к эта политика направлена на закрепле­ ние раскола Германии, на недопущение восстановления единства Германии. В настоящее время проводятся все новые меры нажима, чтобы боннское и париж­ ское соглашения были ратифицированы со­ ответствующими государствами, несмотря на имеющееся серьезное противодействие этому со стороны парламентов некоторых государств. Этот нажим, особенно со сторо­ ны Правительства США. имеет целыо ус­ корить создание вооруженных сил Запад­ ной Германии и включение их в предус­ мотренную парижским соглашением «евро­ пейскую армию» с тем, чтобы зависимую от держав Северо-атлантического блока За­ падную Германию превратить в орудие для осуществления планов этого блока. Но включение Западной Германии в «европей­ скую армию», а вместе с тем и в Северо­ атлантический блок будет ‘ означать, что Западную Германию уже нельзя будет рас­ сматривать как миролюбивое государство. Включение Западной Германии в «европей­ скую армию» и в Северо-атлантический блок сделает невозможным объединение За­ падной и Восточной Германии в единое го­ сударство. Миролюбивые народы всей Евро­ пы заинтересованы в создании единой и миролюбивой Германии, как в этом заин­ тересован и сам германский народ. Но с того времени, как боннское правительство вовлечет Западную Германию в агрессив­ ный Северо-атлантический блок, сделается невозможным объединение Западной и Во­ сточной Германии. Именно поэтому подав­ ляющее большинство немцев не только в Германской Демократической Республике, но п в Западной Германии выступает про­ тив планов правительства Аденауэра о во­ влечении Западной Германии в «европей­ скую армию» и в Северо-атлантический блок, и в этом отношении на их стороне находятся миролюбивые народы всей Ев­ ропы. Пз сказанного видно, что политика Пра­ вительств Франции. США и Англии, равно как и правительства Аденауэра, направле­ на не нз объединение Германии и не на образование Общегерманского правитель­ ства, а на то. чтобы на долгие годы оста­ вить Германию расколотой на части. Такая политика прямо направлена на противодей­ ствие образованию Общегерманского демо­ кратического правительства. Следователь­ но, отказ от рассмотрения мирного догово­ ра с Германией под предлогом отсутствия Общегерманского правительства не отража­ ет действительных мотивов ^того отказа,. Из сказанного также видно, что нынеш­ няя политика Правительств Франции, Анг­ лии и США направлена как против реше­ ния вопроса о мирном договоре, так п про­ тив объединения Германии на миролюби­ вых и демократических основах, против образования Общегерманского демократи­ ческого правительства. Правительства Францпи, Англии и США вместо решения вопроса об образовании Общегерманского демократического прави­ тельства вносят другое предложение. Онн предлагают обсудить вопрос об общегерман- екпх выборах, но сводят это дело к рас­ смотрению четырьмя державами их пред­ ложения о назначении так называемой нейтральной комиссии из представителей иностранных государств «но расследова­ нию с целыо создания условий» для про­ ведения этих выборов. Это нельзя расце­ нить иначе, как попытку передать прове­ дение выборов в Германии в руки иност­ ранных держав, навязать с этой цёлыо гер­ манскому народу всяких иностранных «об­ следователей», будто дело идет не о Гер­ мании, имеющей многолетние демократиче­ ские традиции, а о какой-то бесправной ко­ лонии. Такое предложение ведет к отстра­ нению германского народа от решения его внутренних вопросов, является выраже­ нием грубого недоверия к германскому на­ роду и, естественно, вызывает отпор со стороны широких кругов населения Герма­ нии. Указанное предложение Правительств Франции, Англии и США в основе своей расходится с принципами демократизма, нашедшими свое выра?.;енпе в Потсдамских решениях. Это предложение, по заявлению трех держав, согласовано с правительством Аденауэра, которое служит интересам крупнейших капиталистических монополий Западной Германии, которое все больше развязывает руки вчерашним гитлеровцам и открытым фашистам для подавления не­ мецких демократических сил, которое яв­ ляется рупором крайних германских на­ ционалистов и реваншистов, стремящихся к возрождению германского милитаризма и к новым завоевательным войнам. При этом нельзя забывать о том, что прави­ тельство Аденауэра неизменно выступало против самой возможности согласования политики четырех держав по германскому вопросу, так как оно полностью связало свою судьбу с планами восстановления гер­ манского милитаризма, с планами подготов­ ки новой войны в Европе. Именно ради этих антинародных целей оно добивается ратификации парижского и боннского сог­ лашений, несмотря на то, что эти согла­ шения противоречат национальным инте­ ресам германского народа и означают пре­ вращение Западной Германии в завпепмое государство, закабаляя западногерманское население на долгие годы. Таким образом как парижское, так и боннское соглашения не имеют ничего об­ щего с интересами восстановления един­ ства демократической Германии и дейст­ вительные цели этпх соглашений направ­ лены против основных принципов Пот­ сдамской конференции, на которой США, Англпя н СССР, а также присоединившая­ ся к ним Франция, решили обеспечить вос­ становление единой Германии как миролю­ бивого и демократического государства. Пз всего сказанного видно, что вопрос о восстановлении национального единства демократической Германии был и остает­ ся основным вопросом для германского на­ рода, в решении которого заинтересованы миролюбивые уароды всей Европы. Ника­ кие отговорки не могут оправдать даль­ нейшей отсрочки в этом деле, поскольку в настоящих условиях главная ответст­ венность за его решение лежит на Пра­ вительствах США, Англии, Франции и СССР. Во всяком случае не должны от­ кладываться такие мероприятия, которые могут служить хотя бы постепенному раз­ решению вопроса об объединении Герма­ нии, об образовании Общегерманского де­ мократического правительства. Правительство СССР обращается к Пра­ вительству Францпи, а также к Прави­ тельствам Англии и США с предложением теперь же предпринять практические ме­ ры, направленные на урегулирование гер­ манской проблемы. В соответствии с изложенным Совет­ ское Правительство считает неотложным разрешение следующих основных вопро­ сов в отношении Германии: 1. Созыв мирной конференции для рас­ смотрения вопроса о мирном договоре с Германией. / Советское Правительство полагает, что такая конференция с участием всех заин­ тересованных государств может быть со­ звана в течение ближайших шести мося- цев, и не видит оснований для дальней­ ших отсрочек созыва мирной конферен­ ции. Вся предварительная работа- по под­ готовке мирного договора с Германией могла бы быть окончена в течение ука­ занного срока. При этом важно обеспечить соответствующее участие .представителей Германии на всех стадиях подготовки мирного договора и на мирной конферен­ ции. Впредь до образования Временного Общегерманского правительства в подго­ товке мирного договора могли бы участ­ вовать представители существующих пра­ вительств Восточной и Западной Герма­ нии. 2. Образование Временного Общегер­ манского правительства и проведение свободных общегерманекпх • выборов. С целыо восстановления национального единства Германии на миролюбивых и де­ мократических иачалах Советское Прави­ тельство предлагает, чтобы парламенты Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики, с широким участием демократических орга­ низаций, образовали Временное Общегер­ манское правительство. Такое правитель­ ство может быть создано п у т е м непосред­ ственного соглашения между Восточной и Западной Германией в порядке замены ныне существующих правительств Гер­ манской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики. В случае, если это окажется затруднитель­ ным в данное время, то Временное Обще- германское правительство может быть создано и при сохранении на некоторый срок правительств Германской Демократи­ ческой Республики и Германской. Феде­ ральной Республики, причем в этом слу­ чае Временное Общегерманское прави­ тельство, очевидно, будет обладать па первой стадии'" только ограниченными Функциями. Однако, и при таком положе­ нии образование Временного Общегерман­ ского правительства будет представлять собой реальный шаг вперед по пути объединения Германии, которое должно получить свое полное завершение в соз­ дании Общегерманского правительства на основе действительно свободных общегрр- манских выборов. хЗадачи Временного Общегерманского правительства: я) Временное Общегерманское прави­ тельство могло бы разрешать такие неот­ ложные вопросы общегерманского значе­ ния, как: представительство Германии при подготовке мирного договора, а так­ же представительство в международных организациях: недопущение вовлечения Германии в коалиции пли военные союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие своими вооружен­ ными силами в войне против гитлеров­ ской Германии: вопросы гермапскогс гражданства; обеспечение свободной дея­ тельности демократических партий и ор­ ганизаций h недопущение существования Фашистских, милитаристских и других организаций, враждебных демократии и делу сохранения мира; расширение тор­ говых отношений между Восточной и За-1 надной Германией: вопросы транспорта, почтовой и телеграфной связи; вопросы о свободном передвижении людей и това­ ров, независимо от установленных so- нальных границ; развитие экономических и культурных связей между Восточной и Западной Германией п другие вопросы, затрагивающие интересы всего герман­ ского народа. * * б) Главной задачей Временного Обще- германского правительства при этом должна быть подготовка и проведение об­ щегерманекпх свободных выборов, в ре­ зультате которых сам германский народ, без вмешательства иностранных держав, решит вопрос об общественном п государ­ ственном устройстве демократической Гер­ мании. Временное Общегерманское правитель­ ство должно выработать проект общегер- манского избирательного закона, обеспечи­ вающего действительно демократический характер общегерманекпх выборов, уча- стие в выборах всех демократических ор­ ганизаций п недопущение давления на избирателей со стороны крупных монопо­ лий. От его свободного решения должно зависеть признание целесообразности про­ верки наличия во всей Германии усло­ вий, необходимых для осуществления де­ мократических выборов, как и принятие мер по обеспечению т а к и х , условий. Вместо с тем, Советское Правительство считает необходимым, чтобы Правительст­ вами Франции, США. Англии и СССР былп приняты меры по проведению общегер- манскнх выборов в условиях действитель­ ной свободы, исключающей какое бы то ни было давление со стороны иностран­ ных держав при проведении этпх выбо­ ров. j 3. Облегчение финансово-экономических обязательств Германии, связанных с пос­ ледствиями войны. Учитывая, что Германия уже выполни­ ла значительную часть своих финансово- экономических обязательств в отношении СССР, Франции, Англии и США, связан­ ных с последствиями войны, и считаясь с необходимостью облегчить экономиче­ ское положение Германии, Правительство ч СССР признает неотложным принятие в связи с этим соответствующих решений. а) Советское Правительство считает необходимым, чтобы, начиная с 1 января 1954 года, Германия была полностью ос­ вобождена от уплаты репараций, а рав­ ным образом и от уплаты четырем дер­ жавам государственных послевоенных долгов, за исключением задолженности по торговым обязательствам. , б) Советское Правительство считает т^кже необходимым ограничить размеры расходов, связанных с пребыванием войск четырех держав на территории Гер­ мании. С этой целыо предлагается, чтобы,,; суммы расходов на содержание этих войск за год не превышали 5 проц. к до­ ходам государственного бюджета Герман­ ской Демократической Республики и Гер­ манской Федеральной Республики и во всяком случае не превышали суммы, ок­ купационных расходов 1949 года, когда на размерах оккупационных расходов еще не сказалось образование Северо-ат­ лантического блока. Советское Правительство предлагает вместе с тем, чтобы Германия была пол­ ностью освобождена от уплаты задолжен­ ности по внешним оккупационным/расхо­ дам четырех державг которая образова- '* лась после 1945 года. Советское Правительство выражает уверенность в том, что соглашение меж­ ду СССР. Францией, США и Англией по _ германскому вопросу и принятие уже в ближайшее время решений по изложен­ ным выше предложениям будет служить уменьшению напряженности в междуна­ родных отношениях, содействуя тем са­ мым укреплению мира и международной безопасности. Аналогичные ноты направлены Совет­ ским Правительством Правительствам Англии и США. Москва, 15 августа 1953 года. Проект Советского Правительства о мирном договоре с Германией Со времени окончания войны с Герма­ нией прошло почти семь лет, а Герма­ ния все еще не имеет мирного договора, находится в состоянии раскола, продолжа­ ет оставаться в неравноправном положе­ нии по отношению к другим государст­ вам. С таким ненормальным положением необходимо покончить. Это отвечает стремлениям всех миролюбивых народов. Без скорейшего заключения мирного до­ » ч\ Участники Великобритания, Советский Союз, США, Франция, Польша, Чехословакия,. Бель­ гия, Голландия и другие государства, уча­ ствовавшие своими вооруженными силами в войне против' Германии. Политические положения ! 1. Германия восстанавливается как единое государство. Тем сакым кладется конец расколу Германии и единая Герма­ ния получает возможность развития в ка­ честве независимого, демократического, миролюбивого государства. 2. Все вооруженные силы оккупирую- говора с-Германией нельзя обеспечить справедливого отношенпя к законным на­ циональным интересам германского на­ рода. Заключение мирного договора с Герма­ нией имеет важное вначенпе *ля укреп­ ления мира в Европе. Мирный договор с Германией позволит окончательно разре­ шить вопросы, возникшие вследствие вто­ рой мировой войны. В разрешении этих О с н о в ы щих держав должны быть выведены п з 1 Германии не позднее, чем через год со дня вступления в силу мирного договора. Одновременно с этим будут ликвидирова­ ны все иностранные военные базы на "территории Германии. 3. Германскому народу должны быть обеспечены демократические права с тем, чтобы все лица, находящиеся иод гер­ манской юрисдикцией, без различия ра­ сы, пола, языка пли религии, пользова­ лись правами человека и основными сво­ бодами, включая свободу слова, печати, религиозного культа, политических убеж­ дений и собраний. , 9 вопросов кровно заинтересованы государ­ ства Европы, пострадавшие от гитлеров­ ской агрессии, особенио соседи Германии. Заключение мирного договора с Германией будет способствовать улучшению между­ народной обстановки в целом и тем са­ мым способствовать установлению проч­ ного мира. .Необходимость ускорить заключение мирного договора с Германией диктуется 4. В Германии должна быть обеспечена свободная деятельность ^демократических партий и организаций, с предоставлением им права свободно решать свои внутрен­ ние дела, проводить г съезды и собрания, пользоваться свободой печати и изданий. 5. На территории Германии не должно быть допущено существование организа­ ций, враждебных демократии и делу со­ хранения мира. 6. Всем бывшим военнослужащим не­ мецкой армии, в том числе офицерам и генералам, всем бывшим нацистам, за исключением тех. кто отбывает наказание по суду за довершенные ими прсетупле- тем, что опасность восстановления гер­ манского милитаризма, дважды развязав­ шего мировую войну, не устранена, так как все еще остаются невыполненными соответствующие постановления Потсдам­ ской конференции. Мирный договор с Германией должен обеспечить устранение возможности возрождения германского ми­ литаризма и германской агрессии. Заключение мирного договора с Герма­ ния, должны быть предоставлены граж­ данские и политические права наравне со всеми другими немецкими гражданами для участия в строительстве мпролюби- ьой демократической Германии. 7. Германия обязуется не вступать в какие-либо коалиции пли военные союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие свопми вооружен­ ными силами в войне против Германии. Территория Территория’ Германии определяется гра­ ницами. установленными постановления­ ми Потсдамской конференции великих держав. кией установит *для германского народа прочные условия мира, будет содейство­ вать развитию Германии, ка к единого, пезавпепмого, демократического и миролю­ бивого государства в соответствии с Пот­ сдамскими постановлениями и обеспечит германскому народу возможность мирного сотрудничества с другими пародами. Исходя из этого. Правительства Совет­ ского Союза, Соединенных Штатов Амери- м а н и е й Экономические положения На Германию не налагается никаких ограничений в развитии ее мирной эконо­ мики. которая должна служить росту благосостояния германского народа. Германия не будет также иметь ника­ ких ограничений в отношении торговли с другими странами, в мореплавании, до­ ступе на мировые рынки. Военные положения 1. Германии будет разрешено иметь своп национальные вооруженные силы (сухопутные, военно-воздушные и военно- морские). необходимые для обороны страны. ви, Великобритании u Франции решнлп безотлагательно приступить к выработке мирного договора с Германией. Правительства СССР, США, Великобри­ тании и* Францпи считают, что подготов­ ка мирного договора должна осуществлять­ ся при участнп Германии в лице Обще- германского правительства и что мирный договор с Германией должен быть по­ строен на следующих основах: 2.- Германии разрешается производство военных материалов и техники, количест­ во или типы которых не должны выхо­ дить за пределы того, что требуется для вооруженных сил, установленных для Гер­ мании мирным- договором. Германия и Организация Объединенных Наций Государства, заключавшие мирный до­ говор с Германией, поддержат обраще­ ние Германии о принятии ее в члены Организации Объединенных Наций. м и р н о г о д о г о в о р а с Г е р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz