Полярная правда. 1953, август.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 184 (7598) 6 августа 1953 г. * Ѵ| З А С Е Д А Н И Е В Е Р Х О В Н О Г О С О В Е Т А С С С Р О Государственном бюджете СССР на 1953 год и об исполнении Государственного бюджета СССР за 1951 и 1952 годы Доклад Министра финансов СССР А. Г. ЗВЕРЕВА Товарищи депутаты! Государственный бюджет СССР на 1953 год имеет своей основной задачей обеспечить необходимыми средствами выполнение большой програм мы развития народного хозяйства и даль нейшего повышения материального и куль турного уровня-, народа, намеченной на атоттод Советским правительством в со ответствии с историческими решениями XIX съезда Коммунистической партии Со ветского Союза. Итоги двух с половиной лет выполнения пятого пятплетнего плана развитая СССР ярко свидетельствуют о новых серьезных успехах в развитии промышленности, сель ского хозяйства, транспорта, о дальнейшем подъеме материального благосостояния на рода, здравоохранения и культуры, до стигнутых советским народом. Развитие всех отраслей народного хозяй ства. повышение производительности тру да и снижение себестоимости продукции обеспечили значительное увеличение наци онального дохода страны. Это дало возмож ность осуществить дальнейшее повышение жизненного уровня населения, провести с 1 апреля этого года новое снижена*» цен на товары массового потребления и тем самым увеличить реальную заработную плату рабочих и служащих и доходы крестьян. В течение 1951 и 1952 годов іі первого полугодия 1953 года намного воз рос розничный товарооборот. Рост народного хозяйства и культуры за 1951— 1952 годы, а также в первом по лугодии 1953 года свидетельствует о том, ѵтс задачи, поставленные в пятом пяти летием плане развития СССР на 19 о1 — 1955 годы, успешно выполняются. Все эта успехи являются результатом нерушимого союза рабочего класса и колхозного крестьянства, крепнущей дружбы народов нашей страны, неуклон ного упрочения- морально-политического единства всего советского общества, ре зультатом последовательного проведения в жизнь политики Коммунистической пар тии Советского Союза. Рост народного хозяйства нашей страны '.егдал условия для успешного в ы п о л л і н и я Государственного бюджета СССР. Согласно отчетам, представленным на утверждение Верховного Совета СССР. Государственный бюджет СССР выполнен в следующих гум мах: за 1951 год ио доходам — 470.3 млрд. рублей, по расходам — 4-13 млрд. руб лен и за 1952 год: по доходам.— 197,7 млрд. рублей, ifo расходам — 460,2 млрд. рублей. Доходы бюджета превысили его расходы в 1951 году на 27,3 млрд. рублей и в 1952 году — на 37.5 млрд. рублей. Такое превышение доходов над расходами обеспечило серьезное расширение кредит ных вложений в народное хозяйство н спо собствовало дальнейшему укреплению де нежного обращения в стране. За счет средств бюджета финансирова лась большая программа строительства но вых фабрик; заводов, машинно-тракторных станций, культурно-просветительных уч реждений и жилых домов, осуществлялось снижение розничных цен на товары мас сового потребления, производились значи тельные затраты на содержание учрежде ний просвещения и здравоохранения. Рас ходы бюджета на народное хозяйство и культурно-бытовые потребности населе ния, являющиеся главной частью всех бюджетных расходов, составили в 1952 году 301,0 млрд. рублей против 99 млрд. рублей в довоенном 1940 году, то есть воз росли более чем в трп раза. Важную роль в расширении производст ва п товарооборота сыграла кредитная си стема, через которую крупные денежные ресурсы былп направлены в соответствии с государственными планами на кредито вание народного хозяйства. Общая сумма кредитных вложений Государственного бан ка СССР в хозяйстве составила к концу 1952 года 203 млрд. рублей и была в 3,7 раза больше, чем в довоенном 1940 году. Успешное выполнение народнохозяйст венных планов и бюджета свидетельствуют о том, что Советский Союз уверенно идет по пути дальнейшего мощного подъема своей социалистической экономики, си стематического повышения материального и культурного уровня жизни народа. век, причем число учащихся, оканчиваю щих среднюю школу ( 1 0 -летку), уже в 1933 году увеличивается в два раза ио сравнению с 1950 годом. Число учащихся в высших учебных заведениях возрастает в 1953 году до 1527 тыс. человек и в техникумах до 154S тыс. человек. В бюджете на 1953 год отражено уве личение расходов на учреждения здраво охранения в связи с - расширением сети и затрат на их содержание. В целях даль нейшего улучшения дела здравоохранения населения, лучшего обеспечения больниц, поликлиник и других медицинских учреж дений оборудованием, бельем и хозяйствен ным инвентарем в бюджете предусмотре ны дополнительные ассигнования в сумме 1.3G3 млн. рублей, в том -числе: на повы шение норм питания больных 526 млн. рублей, иа увеличение расходов иа меди каменты — 221 млн. рублей, на допол нительное приобретение для больниц белья — 277 млн. рублей, медицинского и хозяйственного инвентаря — 240 млн. рублей и на капитальный ремонт учреж дений здравоохранения — околэ 100 млн. рублей. Ставя перед собой задачу дальнейшего улучшения жилищных условий населения. Правительство предусмотрело в бюджете на 1953 год более чем на 25 процентов против прошлого года сведств на увеличе ние объема государственного жилищного строительства. с проведенным Советом Министров СССР преобразованием мини стерств и другими мероприятиями но со кращению* расходов государства в бюджете ка І9 5 3 . год сокращены расходы на со держание государственного аппарата в сумме 6.5 млрд. рублей ио сравнению с расходами, утвержденными по бюджету иа 1952 год. Следует сказать, что имеющиеся воз можности дальнейшего снижения' рас ходов на управление далеко не исчерпаны. Все еще имеются значитель ные излишества в управленческом аппа рате заготовительных, сбытовых, снаб женческих и многих других организаций. Министерствам и Финансовым органам не обходимо более глубоко вникать г. органи зацию работы управленческого аппарата, добиваясь более рациональной организации его работы, устранения излишних звеньев, а значит и сокращения расходов на его содержание. Советский Союз, последовательно прово дя политику мира и сотрудничества между народами, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности нашей Ро дины, учитывая угрозу новой агрессии со стороны врагов мира. Предусмотренные по Государственному бюджету СССР на 1953 год расходы иа оборону в сумме 110 ,2 млрд. рублей, обес- В проекте предусматривается полное ос вобождение от налога колхозников п еди ноличников в возрасте — мужчины 60 лет и свыше, женщины — 55 лет и свыше, не имеющих в составе семьи тру доспособных. Освобождается от обложения налогом сельская интеллигенция: врачи, учителя, агрономы и некоторые дру гие. Освобождаются также от налога хозяйства, члены которых работают в та ких отраслях промышленности, как уголь ная, горнодобывающая, лесная и другие. Законом предусмотрен ряд льгот членам семей военнослужащих, а также инвали дам Отечественной войны и пх семьям. Правительство решило также снять пол ностью всю оставшуюся недоимку по сель скохозяйственному налогу прошлых лет. В целях улучшения организации труда в колхозах п укрепления трудовой дисципли ны колхозников проектом Закона преду сматривается, что хозяйства колхозников, отдельные члены семей которых без ува жительных прпчнн не выработали в истек шем году установленного минимума трудо дней в колхозе, уплачивают налог с повы шением на 50 процентов. (Аплодисменты). Новый Закон о сельскохозяйственном на логе будет способствовать организационно- хозяйственному укреплению колхозов, даль нейшему развитию сельского хозяйства и повышению доходов колхозников. Необходимым условием .полного поступ ления предусмотренных бюджетом доходов от социалистического хозяйства и населе ния является строгое соблюдение всеми пла тельщиками предусмотренных Законом сро ков уплаты налогов и другпх платежей. Бюджеты союзных республик В соответствии Советское государство, последовательно осуществляя ленинско-сталинскую нацио нальную политику, уделяет постоянное внимание развитию хозяйства и культуры народов союзных н автономных республик. Это находит яркое выражение в бюдже тах республик, доходы и расходы которых пз года в год неуклонно возрастают. В общем объеме Государственного бюд- Советского Союза. (Аплодисменты). Д о х о д ы б ю д ж е т а Государственный бюджет СССР на 1953 год Товарищи депутаты! В пятом пятилет ием плане перед нашим народом намечены широкие перспективы мирного созидатель ного труда и достижения новых успехѣв в строительстве коммунизма. Советский на род осуществляет огромную программу хо зяйственного и -культурного строительства. В 1953 году, в соответствпп с пятым пя тилетию! планом, предусмотрено дальней шее повышение материального благосостоя ния и культурного уровня населения, рост всех отраслей социалистического производ ства на базе внедрения достижений пере довой советской науки и техники. В бюджете отражены такие важные ме роприятия , Правительства, как проведен ное в этом году одно нз самых крупных за послевоенные годы снижений государст венных розничных цеп на товары массово го потребления н значительное расширение производства этих товаров: большие меро приятия по обеспечению более быстрого газвптпя сельского хозяйства, увеличению сельскохозяйственных продуктов для снаб жения населения и ^ырья для промыш ленности, повышению экономической за интересованности колхозов и колхозников, а также значительное понижение налого вого обложения крестьян и изменение по рядка обложения сельскохозяйственным налогом; уменьшение более чем в два раза суммы государственного займа, размещае мого среди населения. Государственный бюджет СССР на 1953 год обеспечивает необходимыми средства ми финансирование большого объема капи тального строительства, дальнейшего раз вития промышленности, сельского хозяй ства, транспорта, образования, науки, здравоохранения, социального обеспече ния. Государственный бюджет СССР на 1953 год вносится Советом Министров СССР на утверждение в суммах: ио доходам в 543.3 млрд. рублей и ifo расходам — 530,5 млрд. рублей, с превышением дохо дов над расходами на 12,8 млрд. рублей. В составе Государственного бюджета СССР на 1953 год предусмотрено 43.2 млрд. рублей средств, направляемых на снижение с 1 апреля 1953 года государ ственных розничных цен на продоволь ственные и промышленные товары, кото рое обеспечивает населению выгоду нз ра счета на год свыше 46 млрд. рублей. Осуществление большой программы хозяйственного и культурного строитель ства , предусмотренной народнохозяйст венным планом и бюджетом на 1953 год, полностью обеспечивается необходимыми денежными средствами за счет посту пающих в бюджет доходов. Государственный бюджет СССР на 1953 год предусматривает дальнейшее увеличение ио сравнению с 1952 годом доходов от социалистического хозяйства при одновременном сокращении поступле ний от населения. В составе доходов бюджета от государственных и коопера тивных предприятий п организаций на лог с оборота запроектирован в сумме 240.4 млрд. рублей и отчисления от при былей — 80,6 млрд. рублей. ' Рост доходов от социалистического хозяйства происходит в результате даль нейшего увеличения выпуска промыш ленной и сельскохозяйственной продук ции, расширения товарооборота, сниже ния себестоимости и повышения рента бельности производства. В наиболее зна чительных размерах увеличиваются по ступления в бюджет по такому важному источнику доходов, как отчисления от прибылей государственных предприятий и организаций. Отчисления от прибылей возрастают в 1953 году на 22,2 млрд. рублей или на 37,9 процента. При этом общая сумма прибылей государственных предприятий и организаций составит 111.5 млрд. рублей. Для успешного выполнения в 1953 го ду доходов бюджета .требуется от руково- печивают дальнейшее совершенствование (жста СССР бюджеты союзных республик наших доблестных вооруженных сил и еще I заПр 0 ектир0ваны 11а ^ 5 3 год в сумме большее укрепление о_о_ороноспосооности I J 0 2 f 6 млрд> рублей, в том числе по рес публиканским бюджетам — 31,2 млрд. рублей и по местным бюджетам — 71,4 млрд. рублей. По сразненпю с 1952 годом бюджеты республик вырастут на 4,S млрд. рублей или на 4,9 процента. Государственные бюджеты союзных рес публик на 1953 год предусматри ваются в следующих суммах: РСФСР — 57,552 млн. рублей, Украинская ССР — 17.953 млн. рублей. Белорусская ССР — 3.929 млн. рублей. Узбекская ССР — 3.363 млн. рублей, казахская ССР 4.339 млн. рублей. Грузинская ССР — 2.693 млн. рублей. Азербайджанская ССР — 2.004 млн. рублей. Литовская ССР — 1.511 млн. рублей. Молдавская ССР — 1.269 млн. рублей. дителеи хозяйственных организации уси лить внимание к своевременному и полно му выполнению финансовых обязательств перед государством. Необходимо, чтобы каждое предприятие безусловно выполня ло производственные планы по выпуску продукции высокого качества и в уста новленном ассортименте, задание по сни жению себестоимости продукции, всемер но укрепляло хозрасчет н проводило строгий режим экономии в использова нии материальных и денежных средств. Доходы от государственных займов, размещаемых по подписке среди насело- • 1.541 млн. рублей, ния, в бюджете иа 1953 год уменьшают- Ы 2 6 млн. рублей, ся на 19,6 млрд. рублей по сравнению с предыдущим, годом и запроектированы к поступлению в сумме 16,7 млрд. рублей. В текущем году населению будет вы плачено но облигациям, выигравшим и вышедшим в тиражи погашения, 9,8 млрд. рублей или почти на 3 млрд. руб лей больше, чем в ирошлом году. В связи с дальнейшим ростом благо состояния трудящихся предусматривается в . 1953 году рост вкладов населения на 10 млрд. рублей Общая сумма сбереже ний, находящихся на хранении в сбере гательных кассах, составит к концу 1953 года свыше 36 млрд. рублей или почти в 5 раз больше, чем было перед войной. Поступления государственных налогов с населения в бюджете на 1953 год Предусмотрены в сумме 46,1 млрд. руб лей. Латвийская ССР Киргизская ССР — Таджикская ССР — 1.103 млн. рублей. Армянская ССР — 1.209 млн. рублей. Туркменская ССР — 1.060 млн. рублей. Эстонская ССР — 1.101 млн. рублей. Карело-Финская ССР — 892 млн. рублей. Эти цифры свидетельствуют о больших масштабах хозяйственного и культурного строительства в союзных республиках. Задача республиканских и местных орга нов состоит в том, чтобы полностью моби лизовать предусмотренные ио нх бюдже там средства и обеспечить правильное и экономное их использование. Следует, однако, сказать, что в ряде республик' и областей этим вопросам пе уделяется должного внпманпя. Несмотря на то, что в республиканские и местные бюджеты поступает значительная часть государственных доходов н налогов, в не которых республиках и областях не обес печивается нх полное и своевременное по ступление. Слабо организована работа но взиманию государственных доходов и на логов в Джалал-Абадской области Киргиз ской республики, в Курской области и в ряде другпх областей. Серьезные наруше ния Финансовой дисциплины во многих учреждениях и организациях и расходова ние средств не по назначению имели ме сто по Актюбпнской области. Казахской республики, Ленпнабадской области, Тад жикской республики, а также в Смолеи- ской и Калужской областях. Советам Министров союзных >п авто номных республик п исполнительным ко митетам Советов депутатов трудящихся следует уделять больше внимания вопро сам организации хозяйственно-финансовой работы предприятий и организаций п ока-, зывать повседневную помощь финансовым органам в исполнении бюджетов и осуще ствлении контроля за выполнением хозяй ственных планов н соблюдением режима экономии. Финансовым органам надо улучшить свою работу но своевременному н полному поступлению в бюджет государ ственных доходов и платежей населения, требовать от всех предприятий и органи заций строгого соблюдения государствен ной дисциплины по выііолиенню нх обя зательств перед бюджетом и использова нию материальных и финансовых ре сурсов. Улучшение хозяйственной и финансо вой работы в союзных республиках будет способствовать выполнению планов хозяй ственного и культурного строительства, намеченных на этот год. Полнее мобилизовать ввутрихозяйственные источники накопления, усилить режим экономии Сельскохозяйственный налог Направление бюджетных средств Расходы Государственного бюджета СССР на 1953 год возрастают по сравне нию с 1952 годом на 70,3 млрд. рублей или на 15,3 процента. Из средств Государственного бюджета СССР в 1953 году будет направлено^ на народное хозяйство 192,5 млрд. рублей, на социально-культурные мероприятия — 129,8 млрд. рублей, на оборону — 110.2 млрд. рублей, на управление — 14.3 млрд. рублей. Нз этих цифр видно, что большая часть расходов бюджета предусмотрена на финансирование народного хозяйства и на социально-культурные потребности, что возможно только 'в условиях социалисти ческого строя, который имеет своей целью максимальное удовлетворение по стоянно растущих материальных и куль турных потребностей всего общества. Расходы бюджета на народное хозяй ство в 1953 году возрастают по сравнению с прошлым годом на 13,7 млрд. рублей или на 7.7 ироцента. Из сумм, направляемых в этом году из бюджета на развитие на родного хозяйства, кроме собственных средств промышленных предприятий, 82,6 млрд. рублей будет израсходовано на Фи нансирование^ промышленности и прежде всего — тяжелой индустрии, являющей ся основой' неуклонного роста всех отрас лей народного хозяйства. Значительная часть этих средств используется на строи тельство промышленных предприятий, на оснащение промышленности новыми совер шенными машинами и механизмами. Круп ные средства выделяются из бюджета на дальнейшее серьезное развитие промыш ленности, производящей 'предметы потреб ления для населения. На мероприятия в области развития сельского хозяйства п заготовок из бюд жета на 1953 год кроме собственных средств направляется 39,9 млрд. рублей. Пз этой суммы большие ассигнования в текущем году предусматриваются на даль нейшее развитие животноводства, овоще водства, оснащеппе МТС и совхозов в боль шом количестве повымп тракторами, ком байнами п другой повейшей техникой, обеспечивающей новый подъем социали стического земледелия, высокие урожаи и повышение продуктивности животновод ства. Дополнительные расходы в связи с проведением мероприятий по сельскому хозяйству составят в ' бюджете текущего года 13,6 млрд. рублей. В цифрах Государственного бюджета от ражается постоянная забота Партии и Правительства о благе народа, о система тическом повышении его материального уровня жизни и культуры. Об этом свиде тельствует рост расходов бюджета на народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение п страхование. На эти цели в Государственном бюджете СССР на 1953 год предусмотрено 129,8 млрд. рублей. По сравнению с 1952 годом эти расходы увеличиваются на 7,0 млрд. руб лей или на 5,7 процента. ІІз общей сум мы средств, предусмотренных в 1953 году нз бюджета на социально-культурные ме роприятия, направляется на финансиро вание просвещения — 62,1 млрд. рублей, здравоохранения- и Физической культуры 24.8 млрд. рублей, социального обеспече ния и социального страхования, а также на выплату государственных пособий многодетным и одиноким матерям — 42.9 млрд. рублей. Советское Правительство предусматри вает в бюджете большие средства на народное образование. Расходы на про свещение предусматривают дальнейшее увеличение Финансирования начальных, семилегних и средних школ всеобщего обучения, техникумов, высших учебных заведений, научно-исследовательских уч реждений и других мероприятий но про свещению. Ассигнования на школы всеобщего поу чения предусматриваются в сумме 22,4 млрд. рублей с учетом мероприятий, 'осу ществляемых Правительством ио заверше нию к концу пятилетки перехода от се милетнего образования на всеобщее сред нее образование в столицах республик, го родах республиканского подчинения, обла стных, краевых и крупнейших промыш ленных центрах. Количество учащихся п начальных, семнлетних и средних школах в 1953 году возрастает на 900 тыс. чело- Одновременно с проектом бюджета Правительство вносит на рассмотрение Верховного Совета СССР проект нового За кона о сельскохозяйственном налоге, ко торый взимается с колхозников и друго го населения, занимающегося сельским хозяйством. В проекте нового Закона пре дусматривается значительное снижение этого налога. Общая сумма налога для 1953 года уменьшается на 4.137 млн. рублей или на 43 процента, а для буду щего 1954 года налог уменьшается бо лее, чем в 2,5 раза по сравнению с 1952 годом. Такое уменьшение налога предлагается потому, что в результате многократного снижения государственных розничных цеи на продовольственные н промыш ленные товары произошло значительное снижение цен на колхозном рынке, в связи с чем действующие ныне нормы доходности на отдельные сельскохозяйст венные культуры не соответствуют про исшедшим изменениям в ценах. Проект нового Закона предусматривает коренное изменение порядка обложения граждан сельскохозяйственным налогом. В настоящее время для обложения этим налогом учитываются доходы колхозни ков и другого сельского населения по каждому виду сельскохозяйственных культур, от садов, виноградников, от скота, пчеловодства, шелководства и дру гих источников дохода о'т сельского хо зяйства. Все эта создает большую слож ность в проведении учета доходов и об ложении и приводит к отрицательным последствиям в деле дальнейшего раз вития сельского хозяйства, а также вы зывает излишние затраты на содержание аппарата финансовых работников по сельским налогам. В проекте нового Закона предусматри вается обложение колхозников и ' другого населения, занимающегося сельским хо зяйством, но твердым ставкам с одной сотой гектара независимо от того, каки ми сельскохозяйственными культурами занят участок земли, находящийся в личном пользовании колхозника. Не бу дет учитываться отдельно доход от садо водства', виноградарства, а также от скота, находящегося в личной собствен ности колхозников и другого населения, проживающего на селе. Такой порядок обложения сельскохозяй ственным налогом будет способствовать увеличению количества скота, находяще гося в личной собственности колхозников и приведет к лучшему использованию приусадебных участков под более ценные и выгодные для них и государства сель скохозяйственные культуры. Как уже было сказано, сельскохозяй ственный налог будет взиматься ио твер дым ставкам. Ставки налога с одной со той гектара предусматриваются для кра- Товарищи депутаты! Государственный бюджет СССР на 1953 год составлен с учетом задач по мобилиза ции внутрихозяйственных источников для дальнейшего роста социалистического на копления и проведения на всех больших и малых участках хозяйственной работы строжайшею режима экономии. В послевоенные годы в результате не уклонного расширения производства, по ев, ооластеи и респуолпк в следующих выіпеиия производительности труда и эко размерах (в рублях): РСФСР— от Здо14 , при средней 8,5; Украинская ССР: во сточные области — от 5 до 12, при средней 8,5, западные области — от 2 до 6 , при средней 4; Белорусская ССР: восточные области — от 3 до 9, при средней 6 , западные области от 2 до 5, при средней 3; Узбекская ССР: по полив ным землям — 2 2 , неполивным землям — 8 : Казахская ССР — от 4 до 13, нрн сред ней 8 : Грузинская ССР — от 4 до 25, при средней 13; Азербайджанская ССР — от 6 до 18, ирп средней 12; Литов ская ССР — 3; Молдавская ССР: лево бережные районы — 8 , иравоборежные районы — 4; Латвийская ССР — 4: Киргизская ССР — от 4 до 13, при средней 9; Таджикская ССР: поливные земли — 22, непо ливные земли — 8 ; Армянская ССР — 13; Туркменская ССР: полив ные землн — 2 0 , неполивные земли — S; Эстонская ССР — 4; Карсло-Фннская ССР — 5. В проекте Закона предоставляется право Советам Министров союзных республик, имеющих областное деление, дифференци ровать ставки налога для отдельных авто номных республик, краев и областей в сто рону увеличения или уменьшения в ука занных выше пределах, в зависимости от их экономических особенностей. У Кроме того, проектом Закона предусмат ривается право для Советов Министров со юзных республик, не имеющих областного деления, а также Советам Министров ав тономных республик, исполнительным ко митетам краевых и областных Советов де путатов трудящихся, исходя из средних ставок налога устанавливать ставки нало га для отдельных районов, а в необходи мых случаях и для отдельных селений так же в зависимости от нх экономических особенностей. В связп с тем, что есть колхозники, ко торые в настоящее время не имеют коров в личной собственности, проектом нового За кона предусматривается предоставление та ким колхозникам скидки с суммы налога в 1953 году в размере 50 процентов и в 1954 году в размере 30 процентов с ис численной суммы налога, с тем, чтобы за это время они обзавелись коровами. номин в использовании материальных и денежных средств достигнуты серьезные успехи в снижении себестоимости продук ции и повышении рентабельности пред приятий и отраслей хозяйства, что дало возможность увеличить размеры накопле ний и обеспечить значительное повыше ние материального и культурного уровня жизни трудящихся. Для успешного выполнения программы хозяйственного и культурного строитель ства и своевременного обеспечения ее не обходимыми денежными средствами тре буется и впредь настойчиво вести борьбу за укрепление хозяйственного расчета, за соблюдение режима экономии во всех от раслях народного хозяйства, за мобилиза цию внутрихозяйственных источников на коплений. Проведение строжайшего режима эконо мии приобретает все большее значение теперь, когда в нашей стране осуществ ляется новый мощный подъем народного хозяйства н систематически снижаются цены на товары массового потребления. Соблюдение режима экономии играет большую роль в повышении рентабельно сти производства, в мобилизации внутри хозяйственных источников накопления и в успешном выполнении Государственного бюджета. Усиление экономии ведет к ро сту доводов бюджета, эффективному ис пользованию средств и укреплению фи нансов предприятий и организаций. Себестоимость промышленной продук ции предусмотрено снизить в 1953 году на 6.1 процента и стоимость строительно монтажных работ на 3,2 процента. Зна чительно должна быть снижена также се бестоимость тракторных работ МТС и же лезнодорожных перевозок. Эти задачи должны быть выполнены путем улучше ния организации производства, повыше ния производительности труда, бережли вого использования материальных ценно стей, а также всемерного сокращения транспортных и иаклздиых расходов и из держек обращения. Следует отметить, что большая часть предприятий выполняет установленные им задапня по снижению себестоимости, повышает рентабельность производства н выполняет планы ио доходам и платежам в бюджет. В прошлом году был снижен по срав нению с 1951 юдом расход сырья, мате риалов, топлива и электроэнергии на еди ницу продукции в ‘ промышленности н улучшилось использование оборудования. Однако некоторые министерства непол ностью выполнили в истекшем году пла ны накоплений и свои обязательства перед бюджетом. Наиболее значительное невы-^ полненпе плана накоплений п сверхплано вые убытки в 1952 году допустили мини стерства лесной и бумажной промышлен ности, угольной промышленности, легкой и пищевой промышленности, транспортно го п тяжелого машиностроения. Так, по Министерству легкой и пищевой промышленности СССР план но прибылям был недовыполнен на 1,6 млрд. рублей. Кроме того, это Министерство не выполни ло задания по снижению накладных рас- ходов, при заготовке, хранении и реализа ции сельскохозяйственной продукции на сумму ^выше 280 млн. рублей. По рыб ной промышленности нлаН прибылей ис выполнили почти две трети предприятий. В составе другпх министерств, выпол няющих в целом планы по. доходам, имеет ся немало таких предприятий, которые не выполняет заданий ио снижению себе стоимости и допускают большие потери. Правительство, рассматривая результа ты хозяйственной и финансовой деятель ности отдельных министерств за 1952 год, обязала министров устранить нару шения планово-финансовой дисциплины, осуществлять строгий контроль за ходом выполнения всеми предприятиями и орга низациями производственных и финансо вых планов и принимать конкретные меры к улучшенью их работы. Иеобходиным условием выполнения этих задач явлжтея улучшение производствен ного и финансового планирования на пред приятиях я в министерствах и составле ние планов но себестоимости продукции с учетом нор* выработки и затрат материа лов, топлша п электроэнергии, достигну тых передозымн заводами. Важным условием увеличения выпуска продукции.и роста накоплений является эффективнее использование промышлен ного обору-ования. Следует сказать, что в некоторых отраслях производства установ ленные ноомы использования оборудова ния еще не выполняются. Так, многие за воды Мишстерства металлургической промышлоіностн не выполнили в 1952 го ду нормы істш>зования доменных и Мар теновских іечей. Серьезные недостатки в использованш машпн и оборудования имеются в угольной промышленности, что ведет к невыполнению заданий по повы- (Окшанне си. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz