Полярная правда. 1953, апрель.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ‘ Ы 92 (7506 ) '18 апреля 1 9 5 3 г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Учителя-агитаторы Учителя Лодейнпнской семилетней школы проводят агитационно-массовую работу средп трудящихся. Особенно активно ведут агитационную работу учителя-агитаторы тт. Лисина, Школьникова, Бестужева и Бутусова. Во .**ремя подготовки к выборам в местные С- четы цепутатов трудящихся они систе ма'. зчесікп посещали квартиры избирате лей и проводили беседы об избирательном закоае, Сталинской Конституции, о теку щем моменте и задачах трудящихся, рас сказывали о кандидатах в депутаты ме стных Советов. В настоящее время агитаторы развер- пулп работу по месту жительства трудя щихся еще шире. Разнообразны темы их бесед. Они рассказывают об историче ских решениях XIX съезда партии, )іазъясняют речи соратников и учеников велпкого Сталина Г. М. Маленкова, Л. П. Берия и В. М. Молотова на траурном митинге 9 марта, материалы IV сессии Верховного Совета СССР, постановление Совета Министров Союза ССР и ЦК КПСС о новом снижении государственных роз ничных цен на продовольственные и лромыгалерные товары. Интересно и доходчиво проводит беседы агитатор тов. Лисина. Каждый раз, рас сказывая слушателям о событиях в нашей страпе и за рубежом, она умело исполь зует всем знакомые и понятные Факты пз местной жизни. Это позволяет агита тору вовлечь в беседу самих слушателей п они высказывают своп мнения, задают вопросы, целятся опытом работы. В заключение беседы тов. Лисина дела ет выводы, в которых нацеливает слу шателей па успешное решение задач, по ставленных перед советским пародом XIX съездом Коммунистической партии Совет ского Союза. Учителя активно участвуют и в лек ционной пропаганде. С большим интере сом трудящиеся поселка губа Лодейная прослушали лекцию учительницы тов. Школьниковой о великих стройках ком мунизма. а также лекции п доклады дру гих учителей. Партийная организация нашей школы повседневно руководит деятельностью агитаторов и контролирует пх работу. У нас систематически проводятся инструк тивные совещания с агитаторами. Учителя-агитаторы глубоко изучают материалы XIX съезда партии, гениальное) пропзвеиение П. В. Сталина «Экономиче ские проблемы социализма в СССР». Г. ТЮШЕВА. Секретарь партийной организации Лодейнинской' семилетней шнолы. ~ Политическая учеба коммунистов рыбного порта Воспитанию детей — больше внимания Состоялось собрание партийного актива Кировской районной организации КПСС г. Мурманска. С докладом «Об итогах ра боты V III пленума Мурманского' горкома ІШСС» выступил секретарь райкома КПСС тов. Ахромеев. Участники партийного актива вскры ли ряд серьезных недостатков в деле ком мунистического воспитания детей. Несмот ря на то, что большинство школ пере страивает свою работу в свете решений XIX съезда КПСС, в ряде школ имеются г.ще значительные упущения в организа ции учебно-воспитательного процесса.. В школах района все еще низка успевае мость. Райопо, райисполком по сути дела не контролируют работу школ. Инспектиро вание проводится поверхностно. На собрании цартимного актива отме чалось, что Кировский райком КПСС не добился еще такого положения, чтобы все школы были охвачены партийным влия нием. В пренпях выступило 9 товарищей. Собрание партийного актива приняло разверпутое решеппе. XIX съезд Ко?гмунистпческой партии наметил пути пашего дальнейшего движе ния от социализма к коммунизму, поста вил в связп с этпм перед партией и со ветским народом новые задачи. Решение этих задач, поставленных съездом, требу ет от партийных организаций неустан ной работы по коммунистическому воспи танию масс, по аальнейшему повышению пх сознательности. Коммунист может вести массы за собой, воспитывать пх в коммунистическом духе лишь в том случае, если он сам владеет теорией марксизма-ленинизма, упорно ра ботает над повышением своего идейно- политического уровня. Не случайно по этому в утвержденном XIX съездом пар тии измененном Уставе КПСС повышение идейно-политического уровня является одним пз главных уставных требовании, предъявляемых к (коммунистам. Вопросу развертывания идеологической работы партийная организация Мурман ского рыбного порта уделяет большое внимание. В сети партийного просвеще ния в настоящий момент изучаются ма териалы XIX съезда партии. В кружках проводятся занятпя по четвертой теме — — «Устав Коммунистической партии Советского Союза». Все самостоятельно обучающиеся имеют индивидуальные пла ны и прикреплены к консультантам. Для обеспечения контроля за работой пропагандистов и консультантов парт организация привлекает партийный ак тив. Каждому нз товарищей дается за дание обратить внимание на вопросы идейного содержания занятпя, методи ки его проведения, увязки с современ ностью и непосредственными задачами производства. Проверяющий дает свой от зыв о прослушанном пм занятии, советует пропагандисту или консультанту, как исправить отмеченные недостатки. В следующее посещение занятпя про веряющий отмечает, псправпл ли пропа гандист плп консультант имевшиеся ра нее недостатки. Таких проверок в течение учебного года было 58. В помощь пропагандистам, консультан там и ‘ обучающимся библиотека партбюро рыбного порта организует лекции и кон сультации, дает методические указания о |І проведении занятий в кружках, о прове- || депші собеседований с самостоятельно обучающимися, обобщает опыт лучших пропагандистов и консультантов. Для изучающих материалы XIX съезда КПСС в библиотеке были прочитаны лек ции на темы: «Коммунистическая партия — руководящая и ведущая сила советско го общества, организатор и вдохновитель строительства коммунизма», «Директивы XIX съезда п а р т и и « У с т а в КПСС» и др. Нало сказать, что лекции актиз.чо посе щаются как пропагандистами, консуль тантами, так п самостоятельно обучаю щимися. Кино в поморских селах Для консультантов и пропагандистов, ведущих пропагандистскую работу па буксирных пароходах, даются индиви дуальные консультации, методические указания, подбирается п рекомендуется дополнительная литература. Хорошо работают и уделяют больные внимание самостоятельно обучающимся консультанты тт. Матвеев.*», Крилов, Ксрс- таев. В результате серьезной работы са мих консультантов, пх высокой требова тельности самостоятельно занимающиеся выполняют в срок индивидуальные пла ны, приходят на собеседование с конспек тами, изученный материал ими хорошо усвоен. Коммунисты тт. Швецов и Ра- шев, самостоятельно занимающиеся и хорошо усваивающие изученный мате риал, являются также одними из лучших агитаторов в партийной организации. Они много и серьезно работают с коллективом, разъясняя трудящимся политику нашей партии. Помощь, которую оказывает наша биб лиотека пропагандистам, консультантам, слушателям кружков, а также занимаю щимся политическим самообразованием, далеко еще недостаточна. В течение учеб ного года две лекцпп, запланированные библиотекой, по вине городской партий ной библиотеки были сорваны. Партийная библиотека недостаточно оказывает помощь коммунистам, занпмаю- щимсяѵ самостоятельно, и консультантам. Одиннадцать коммунистов имеют отстава т ь на одну — две темы от своих инди видуальных планов. Сейчас библиотека партбюро рыбного порта готовится к ‘завершению учебного года* в сетн партийного просвещения. Что предполагается сделать в оставшееся время? Перед проведением итоговых заня тий намечено провести ряд консультаций по основным вопросам пройденного мате риала, будет также прочитан ряд обзор ных лекций. Готовятся к итоговым занятиям пропа гандисты и консультанты. На занятиях в кружках и на собеседованиях с само стоятельно изучающими теорию марксиз ма-ленинизма пропагандисты и консуль танты в ближайшее время организуют повторение изученного материала, особен но тех вопросов, которые слабо усвоены слушателями и самостоятельно изучаю щими. Перед партийной организацией рыбного порта сейчас стоит задача — выполнить намеченные мероприятия, направить все силы на успешное завершенпе учебного года в сети партийного просвещеппя. В. ХАБАЛОВА. Зав. библиотекой партбюро Мур манского рыбного порта. В директивах XIX съезда партии перед работниками кино поставлены большие и ответственные задачи. В новой пятилетке предстоит осуществить дальнейшее раз витие кино, расширить сеть кинотеатров, увеличив количество кинопостановок за пятилетие, прпмерпо, па 25 процентов. Раньше рыбаки-поморы и лесорубы нашего района не имели возможности смотреть кино. Сейчас в Терском районе имеется 9 киноустановок, которые рабо тают в колхозах. 5 кинопередвижек на ходятся на лесопунктах. Только в ны нешнем ггцу мы получили две киноуста новки. которые направлены в села Умба и Пррья-губа. Хорошо работает молодой сельский киномеханик Пваи Курочкин, который недавно окончил Ленинградскую школу киномехаников. Сейчас он работает в се лах Оленпца и Кашкаранцы, хорошо ов ладел своей специальностью, обслуживая рыбаков-колхознпков и сельскую интел лигенцию. За короткий период работы тов. Куроч кин заслужил уважение у рыбаков-помо- ров. Только за первый квартал нынешне го года он для рыбаков-колхознпков по казал более 50 фильмов. А. ПОТАПОВ. Зав. районным отделом кинофика ции. К И Н О Искусство свободного н а р о д а Хороший спектакль Коллектив художественной самодеятель ности Териберского районного Дома куль туры успешно осуществил постановку пьесы А. Корнейчука «Калиновая роіца». Образ председателя колхоза Ивана Пет ровича Романюка убедительно раскрывает участник художественной самодеятель ности, работник районной конторы связп Геннадий Никонов. Хорошо передает волевой, энергичный, напористый характер председателя сельсо вета Наталии Никитичны Ковшик бухгал тер районной конторы связи Валентина Панова. Тепло была принята зрителями игра участников художественной самодеятель ности Аниы Жарковой, исполняющей роль учительницы Надежды Пвановны Рома- нюк, Ивана Попова, выступающего в роли писателя Сергея Павловича Батуры, и Алексея Андпопова, который исполняет роль рыбака Васнлпя Крыма. Пленум Кандалакшского горкома партии Состоявшийся 15 апреля IX пленум , кой горкома КПСС тов. Мошков и другие Кандалакшского горкома партии оисудпл доклад секретаря горкома тов. Степапова «О состоянии работы сетн партийного про свещения в городской партийной органи зации». Тов. Степанов в своем докладе недоста точно самокритично подошел к освещению работы сети партийного просвещения, на рисовал более благополучную картину, чем это есть на самом деле, пригладил не достатки. Выступившие в прениях руководитель семинара на Кандалакшском механическом заводе тов. Костин, заведующий бпблиоте- товарнщи в своих выступлениях указали, что горком КПСС не делает глубокого ана лиза политической учебы, о положении дел судит по сводкам. Горком упустил нз ви ду организацию учебы консультантов, ма ло оказывал помощи руководителям по стоянно действующих ссмпнаров актива. На пленуме выступил секретарь обкома партии тов. Курпаков. В принятом поста новлении пленум наметил мероприятия по ликвидации отмеченных недостатков. Секретарь горкома партии тов. Шесте риков сообщил членам пленума о ходе вы полнения критических замечаний. Подготовка к экзаменам Мурманский Дом пионеров для оказаіпія номощн ученикам в подготовке к экзаменам каждый выходной день организует обзор ные беседы по повторению пройденного учебного материала. Беседы проводят сту денты учительского института.' С первым обзором о творчестве А. С. Пушкина выступила студентка литератур ного отделения института Андросова. После беседы были показаны документальные Фильмы «Пушкин в Михайловском», «Пушкин на юге*. На май планируются обзорные беседы по географии, истории, которые будут сопро вождаться демонстрацией документальных тематических Фильмов. КниЖная полка В кпижпый магазин облкпиготорга по ступила новая литература: В. Познер. Кто убил Бэррела? Перевод с французского Л. Телешевой и И. Тихоми ровой. Издательство инострапной литера туры. 1953 г., стр. 164. Цеиа 3 руб. 05 коп. Книга В. Познера посвящена разоблаче нию фашистских порядков, господствую щих ныне в США, показу бедственного и бесправного положения широких масс аме риканского парода. К. В. Будников и И. Ф. Москаленко.— J чебное пособие для матроса. Издательство «Морской транспорт». 1952 г., тираж 10000 экз., стр. 272, цена 7 руб.. 50 коп. 13 апреля в Москве начался фестиваль чехословацких кинофильмов. Фестиваль был открыт новым цветным фильмом «Завтра будут танцевать всюду». Этот замечательный Фильм демонстрируется \ сейчас и в Мурманске. Уже самое название фильма говорит о твердой уверенности в радостное буду щее народов, в победу всего прогрессивно го человечества над силами мрака и реак ции. Фильм посвящен молодежи Чехосло вакии, а точнее — молодежи всего мира, которой принадлежит будущее, которая идет в первых рядах борцов за мир. С главными героями фильма мы знакомимся в Праге па Всемир ном фестивале молодежи. С восторгом смотрят молодые строители новой Чехо словакии выступления советского ансамб ля песни и иляскн, в танцах кото рого выражена вся полнота и радость жиз ни свободного советского нарсда. Они не вольно задумываются о том, почему у них, в Чехословакии, богатой песнями и танца ми, молодежь не знает чудесных песен своето народа, не пост пх, не исполняет прекрасных народных танцев. Желание возродить и донести до широкого зрителя — трудящихся страны — богатства на родного творчества помогает молодежи соз дать первый ансамбль народного танца. На первых порах он очень малочислен ный, в его работе встречается немало трудностей. Сюда пробрались такие люди, которые протаскивают чуждые взгляды, пытаются помешать молодежи учиться •народным танцам и песням. Участникам самодеятельности большую помощь и поддержку оказывает Союз че хословацкой молодежи, направив в ан самбль своего инструктора — энергичную, жизнерадостную Алену, пламенную пат риотку своей родины. Она организует поездку^ участников ансамбля в Моравию. Тут они учатся песням п танцам морав ских крестьян, в которых выражены ду мы п чувства простых тружеников, под линных сынов сбоей страны. И вот зрители вндят первый молодеж ный ансамбль народного танца Чехосло вакии на Всемирном фестивале молодежи в Будапеште. Выступление его горячо приветствуют все участники фестиваля. Танцы и песни чехословацкого народа близки и понятны и русским, и корей цам,, и неграм... Тесная дружба, общая цель во что бы тр ни стало отстоять мир на земле объединяет молодежь всех стран и наций в единый союз. Проходит два года после фестиваля в Будапеште, и-зрители снова видят уже большой и сильный ансамбль на Все мирном фестивале молодежи в Берлине. В своих танцах он рассказывает уча стникам фестиваля о расцвете жпзнп че хословацкого порода, о его борьбе с вра гами народа, мешающими строить счаст ливую социалистическую Чехословакию. Танцы выражают уверенность в силу на рода, рсдость созидательного труда и не нависть к поджигателям войны. Смех и радость вызывает тапец у зри телей. Здесь, на фестивале, герои фильма — молодежь свободной Чехословакии — окружены друзьями, собравшимися со всех уголков земного шара. Вместе со всей молодежью мира молодые чешские патриоты с любовью, произносят самое дорогое на земле имя — Сталин. На всех языках мира это имя означает мир. «Завтра будут танцевать всюду» —* замечательный фильм о молодости мира, о радости освобожденного труда, о борьбе молодежи всего мира за мир, за светлое будущее и дружбу народов всего мира. На V II Меяцународном кинофестивале в Карловых Варах этому фильму присуж дена «Премия дружбы народов». ' „ Т. КАМЕНЕВА, Секрвтарь Мурманского горнома ВЛКСМ. Учительница-о бщественница Педагог Мария Васильевна Немова 15 . лет работает в Ппнозерской двухком плектной школе Кандалакшского района. Опыт работы этой школы был оценен на недавнем совещании учителей двухком плектных школ, , как опыт лучшей школы. В двухкомплектных школах особенно сложен труд учителя. Наличие несколь ких классов в одном помещении требует максимального использования каждой минуты урока. ѵ Сложную работу, ка к и многие пре подаватели двухкомплектных школ, ведет Мария Васильевна Немова. Она — че ловек с широким культурным кругозо ром, обладает большим педагогическим мастерством. Тов. Немова прилагает все усилия к тому, чтобы дать детям глубо кие, прочные знания, воспитывает их в духе коммунистической морали. Благодаря творческому, упорному труду тов. Немовой в Ппнозерской двухком плектной школе хорошо поставлена учеб но-воспитательная работа, у учащихся — высокая успеваемость. На уроках чтения Мария Васильевна не пропускает в ответах учеников ни одного неправильно оказанного слова или предложения. И ученики се читают вы разительно. хорошо передают содержание прочитанного. На уроках естествознания школьники пользуются рисунками, которые нарисо вали сами; на уроках арифметики — са мостоятельно изготовленными моделями куба, прямоугольного параллелепипеда и других. Пользуясь ими при ответе, школьники без труда проводят сравнения этих тел по сходству и различию, указы вают грани, вершины, способ измерения. Каждый урок учительница обязательно связывает с нашей советской действи тельностью. Знакомя учащихся с лесо степью, пустынями, Мария Васильевна рассказала о великом преобразовании природы, которое осуществляется совет ским народом по указаниям И. В. Сталина, под руководством Коммунистической пар тии. Рассказ о сооружении и открытии Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина сопровождается показом цветных иллюстраций из журналов. Уютно п чисто в маленькой школе. В классе много цветов, за которыми следят сами ученики. Мария Васильевна доби вается того, чтобы в играх, во внеклас сной работе ученики проявляли инициа тиву. Пользуясь консультациями Марии Ва сильевны, другая учительница Ппнозер ской школы — А. Ф. Ямцова, воспитан ница Мурманского педагогического учи лища, повышает свою квалификацию. Мария Васильевна посещает ее уроки, разбпраст их, как старший друг и това рищ. Помимо педагогической деятельности Мария Васильевна Нёмова ведет большую общественную работу. Она читает лекции п доклады, п поводит беседы о решениях XIX съезда КПСС и но материалам Чет вертой сессии Верховного Совета СССР. Передовой педагог, активная обществен ница Мария Васильевна Немсва избрана депутатом районного Совета. Л. СУББОТИН, Методист Мурманского института усовершенствования учителей. ШКОЛЫ НАШЕЙ ОБЛАСТИ НА ПУТЯХ К ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ Ш К О Л А И Ж И З Н Ь В директивах XIX съезда Коммунисти ческой партии по пятому пягилетнему нлану развития СССР ясно и четко опре делены задачи, стоящие перед советской школой. О ни заключаются в том, чтобы повысить социалистическое воспитатель ное значение общеобразовательной школы и обеспечить учащимся необходимые ус ловия для сводно го выбора профессии. В текущей пятилетке 'будут проведены мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению. Вопросы политехнического обучения стоят в центре внимания всего педагоги ческого коллектива средней школы X : Ю г. Мурманска. Школа уже провела ряд важ ных мероприятий. Учителя прослушали доклад о задачах политехнического обуче ния. С этими задачами были ознакомлены и родители. Па классных родительских собраниях и на общешкольной родитель ской конференции были поставлены во просы о роли семьи в политехническом обучении учащихся. На своих уроках и в беседах в часы внеклассной работы учителя раскрывают перед школьниками сущность новатор ских открытий в науке и технике, рас сказывают о новом сталинском пятилет ием плане, о выдающихся достижениях советского народа в промышленности и сельском хозяйстве. Учащиеся многое узнали о таких машинах, ка к шагающий экскаватор, земснаряд, гиганты-самосвалы и др. Для того, чтобы школьники имели ясное представление об океанских судах, ребята побывали на одном іп пароходов и познакомились с его оборудованием. В школе у нас организован ряд круж ков, в которых ребята приобретают по лезные трудовые навыки. В физико-техническом кружке школь ники углубляют своп знания, получен ные па уроках, и получают достаточную практическую подготовку в овладении приемами обработки дерева, стекла, же сти, металла п других материалов, при учаются владеть инструментами, произво дить разметку деталей для приборов, паять, клеить. Все это пригодится им, когда они дойдут в ялізнь. Труд их не пропадает даром. Его пло ды, т. е. всё. что делается ребятами, обо гащают физический кабинет новымп на глядными пособиями. Изготовленные школыпіками электромагнитные и тепло вые амперметры, демонстрационный виток, осветитель для приборов, электрозвонок, прибор для демонстрации электропривод- ностп стекла п другие наглядные посо бия успешно попользуются на уроках физики. В электрокружке ребята знакомятся с правилами монтажа проводки, соедине ния, с зарядкой электроприборов, с ре монтом электрических приборов и исполь зованием электричества в народном хо зяйстве и т . II. Больпюе значение для привития уча щимся практических навыков имеет це ленаправленное проведение пиоиерекпх сборов. Так, в седьмых классах пионеры продемонстрировали ряд опытов по физи ке. Проведен был интересный сбор и в шестых классах. На этом сборе пионеры узнали, чтч> такое слитый воздух и где он применяется, причем был продемонст рирован ряд опытов по использованию сжатого воздуха в технике. Таким образам у нас в школе осуще ствляются элементы политехнического обучения в преподавании физики. Большая заслуга в этом деле принадлежит препода вателю физики К. Н. Петрову. Серьезное значепие придается лабора торным работам. Причем эти работы ор ганизуются таким образом, чтобы они приближали ученика к жизни, сталкива ли его с практикой, давали ему возмож ность проверять знания, полученные на уроке, с помощью опыта. А это очень важно. Приведу’ пример. При изучении темы: «Законы тока» дети узнают, что сопротивление провод ника не зависит ни от силы тока, ни от напряжения, но прп ответе нередко гово рят, что сопротивление проводника прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально силе тока, т. е. делают грубейшую ошибку. Лабораторные же ра боты по определению сопротивления при помощи амперметра и вольтметра убеж дают пх в том, что сопротивление птіо- водннка есть величина постоянная. Та кой подход к преподаванию физики поз воляет учеппкам проследить оігр п плен ные закономерности физических явлений. Большую роль в привитии детям по литехнических знаний играет такая практическая работа, как разборка и сборка отдельных приборов, моделей, ма кетов. При изучении темы «Электромо тор» полезно провести лабораторные ра боты по разборке и сборке электромото ров, а затем совершить экскурсию на электровоз п показать учащимся принци пы устройства и работы этого мощного двигателя. Вообще всякие экскурсии приносят большую пользу, та к как они расширяют кругозор школьников, углубляют пх зна ния и помогают глубже осмыслить связь науки и техники с практической дея тельностью человека. Полезно результаты Десятая базозая школа. Фнзнко- Ученик 7 класса Олег Харчук монстрацин колебательных движений, струнровали модель аэродинамической технический кружок. (слева направо) сделал прибор для де- Вова Сурипов. Коля Воронцов скоп- трубы^ Фото Б. Внрішаѵ экскурсии использовать в составлении за дач, в сочинениях и других письменных работах. Наши ш к о л ь н и к и побывали на метеорологической станции, в типографии, в краеведческом музее, в паровозном депо, электродепо, в подсобном хозяй стве, в ППНР0, в лптейном цехе судовер фи и в ряде других предприятий и уч реждений. Это дало школьникам многое. Напрпмер, побывав па рыбокомбинате, ученики, составили много задач, построен ных непосредсгвенпо на материалах рабо ты этого предприятия. Взять вопрос о поллтехппзацпи препо давания химии. Здесь главное — экспери мент. Поэтому для образования конкрет ных представлений и понятий о вещест вах и пх изменениях необходимо демонст рировать опыты при прохождении каждой темы. В пашей школе обращается внима ние учащихся па то, между какими веще ствами происходит реакция, прп каком ус ловии опа протекает и т. д. И все это ра скрывается перед взором детей не только с помощью различного рода теоретических указательств, по и с помощью опытов. В процессе изучения той или иной темы преподаватель рассказывает о связп хи мии с практикой, с промышленным производством и сельским хозяйством. Так, прп изучении свойств и способов получения азотной и серной кислоты учащимся разъясняется, что эти вещест ва используются прп изготовлении мине ральных удобрений, взрывчатых веществ, лекарств. Серьезная работа в области пе рестройки преподавания химии в свете требований XIX съезда КПСС проведена учительницей Г. П. Шаровой. Самым главным практическим навыком в процессе изучения географии является знание карты, умение читать се. Мы стараемся разъяснить учащимся, что это умение' всегда пригодится в жизни, в пішктнческой деятельности. Оно необхо димо геологам, строителям, морякам, раз ведчикам н т. п. С этой целью учащие ся проводят большую работу с контурны ми картами — они наносят на нпх наз вания островов, полуостровов, морей, за ливов, проливов, низменностей, гор, рек, городов. Школьники проводили • глазомерную съемку на местности, подклеивали кар ты, вычерчивали схемы. Учащиеся седь мых классов составили содержательные альбомы «Великие стройки коммунизма», а шестиклассники — альбом «Русские путешественники». Правильно понимает своп задачи учительница географии А. Ф. Незговорова. ^ Внедряется' принцип политехнического обучения и в преподавание математики. Учащиеся изготовили астролябию, эккер, мерные веревки и ряд других приборов и во внеурочное время производили съемки на местности, зарисовки, измерительные и другие работы, а затем полученные данные записывали в тетради и дома об рабатывали пх. Ребята на практике применяли свои знания, полученные на уроках математи ки. Некоторые пз школьников изготовили модели геометрических тел. Ребята при нимали участие в построении углов на местности, в измерении высоты здания и вычислении его объема, в измерении ши рины оврата, определяли расстояния между двумя доступными точками, отде ленными друг от друга препятствиями (пруд, речка). Работы на местности вызывают у де тей огромный интерес, наглядно убеж дают их в том, что полученные на уро ках теоретггчеекпе знаппя с успехом мо гут быть применены прп разрешении тех плп ппых практических задач. Принципы политехнического обучения находят свое отражение в преподавании учителя мате матики Л. И. Татневской. Каждый четверг ученпкп 6— 7 классов ходят на рыбокомбинат в механические мастерские п знакомятся с токарным, сто лярным делом и элеглроработамп под ру ководством мастеров, приобретают там трудовые навыки. То. что делается в нашей пиколе, яв ляется только началом большой работы. В новом учебном году эта работа будет уси ливаться и расширяться. Л. ЗАБЕЛЛО. Директор семилетней школы № 10 - ь . Мурманска. ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz