Полярная правда. 1953, апрель.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ‘ Ы 92 (7506 ) '18 апреля 1 9 5 3 г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Учителя-агитаторы Учителя Лодейнпнской семилетней школы проводят агитационно-массовую работу средп трудящихся. Особенно активно ведут агитационную работу учителя-агитаторы тт. Лисина, Школьникова, Бестужева и Бутусова. Во .**ремя подготовки к выборам в местные С- четы цепутатов трудящихся они систе­ ма'. зчесікп посещали квартиры избирате­ лей и проводили беседы об избирательном закоае, Сталинской Конституции, о теку­ щем моменте и задачах трудящихся, рас­ сказывали о кандидатах в депутаты ме­ стных Советов. В настоящее время агитаторы развер- пулп работу по месту жительства трудя­ щихся еще шире. Разнообразны темы их бесед. Они рассказывают об историче­ ских решениях XIX съезда партии, )іазъясняют речи соратников и учеников велпкого Сталина Г. М. Маленкова, Л. П. Берия и В. М. Молотова на траурном митинге 9 марта, материалы IV сессии Верховного Совета СССР, постановление Совета Министров Союза ССР и ЦК КПСС о новом снижении государственных роз­ ничных цен на продовольственные и лромыгалерные товары. Интересно и доходчиво проводит беседы агитатор тов. Лисина. Каждый раз, рас­ сказывая слушателям о событиях в нашей страпе и за рубежом, она умело исполь­ зует всем знакомые и понятные Факты пз местной жизни. Это позволяет агита­ тору вовлечь в беседу самих слушателей п они высказывают своп мнения, задают вопросы, целятся опытом работы. В заключение беседы тов. Лисина дела­ ет выводы, в которых нацеливает слу­ шателей па успешное решение задач, по­ ставленных перед советским пародом XIX съездом Коммунистической партии Совет­ ского Союза. Учителя активно участвуют и в лек­ ционной пропаганде. С большим интере­ сом трудящиеся поселка губа Лодейная прослушали лекцию учительницы тов. Школьниковой о великих стройках ком­ мунизма. а также лекции п доклады дру­ гих учителей. Партийная организация нашей школы повседневно руководит деятельностью агитаторов и контролирует пх работу. У нас систематически проводятся инструк­ тивные совещания с агитаторами. Учителя-агитаторы глубоко изучают материалы XIX съезда партии, гениальное) пропзвеиение П. В. Сталина «Экономиче­ ские проблемы социализма в СССР». Г. ТЮШЕВА. Секретарь партийной организации Лодейнинской' семилетней шнолы. ~ Политическая учеба коммунистов рыбного порта Воспитанию детей — больше внимания Состоялось собрание партийного актива Кировской районной организации КПСС г. Мурманска. С докладом «Об итогах ра­ боты V III пленума Мурманского' горкома ІШСС» выступил секретарь райкома КПСС тов. Ахромеев. Участники партийного актива вскры­ ли ряд серьезных недостатков в деле ком­ мунистического воспитания детей. Несмот­ ря на то, что большинство школ пере­ страивает свою работу в свете решений XIX съезда КПСС, в ряде школ имеются г.ще значительные упущения в организа­ ции учебно-воспитательного процесса.. В школах района все еще низка успевае­ мость. Райопо, райисполком по сути дела не контролируют работу школ. Инспектиро­ вание проводится поверхностно. На собрании цартимного актива отме­ чалось, что Кировский райком КПСС не добился еще такого положения, чтобы все школы были охвачены партийным влия­ нием. В пренпях выступило 9 товарищей. Собрание партийного актива приняло разверпутое решеппе. XIX съезд Ко?гмунистпческой партии наметил пути пашего дальнейшего движе­ ния от социализма к коммунизму, поста­ вил в связп с этпм перед партией и со­ ветским народом новые задачи. Решение этих задач, поставленных съездом, требу­ ет от партийных организаций неустан­ ной работы по коммунистическому воспи­ танию масс, по аальнейшему повышению пх сознательности. Коммунист может вести массы за собой, воспитывать пх в коммунистическом духе лишь в том случае, если он сам владеет теорией марксизма-ленинизма, упорно ра­ ботает над повышением своего идейно- политического уровня. Не случайно по­ этому в утвержденном XIX съездом пар­ тии измененном Уставе КПСС повышение идейно-политического уровня является одним пз главных уставных требовании, предъявляемых к (коммунистам. Вопросу развертывания идеологической работы партийная организация Мурман­ ского рыбного порта уделяет большое внимание. В сети партийного просвеще­ ния в настоящий момент изучаются ма­ териалы XIX съезда партии. В кружках проводятся занятпя по четвертой теме — — «Устав Коммунистической партии Советского Союза». Все самостоятельно обучающиеся имеют индивидуальные пла­ ны и прикреплены к консультантам. Для обеспечения контроля за работой пропагандистов и консультантов парт­ организация привлекает партийный ак­ тив. Каждому нз товарищей дается за­ дание обратить внимание на вопросы идейного содержания занятпя, методи­ ки его проведения, увязки с современ­ ностью и непосредственными задачами производства. Проверяющий дает свой от­ зыв о прослушанном пм занятии, советует пропагандисту или консультанту, как исправить отмеченные недостатки. В следующее посещение занятпя про­ веряющий отмечает, псправпл ли пропа­ гандист плп консультант имевшиеся ра­ нее недостатки. Таких проверок в течение учебного года было 58. В помощь пропагандистам, консультан­ там и ‘ обучающимся библиотека партбюро рыбного порта организует лекции и кон­ сультации, дает методические указания о |І проведении занятий в кружках, о прове- || депші собеседований с самостоятельно обучающимися, обобщает опыт лучших пропагандистов и консультантов. Для изучающих материалы XIX съезда КПСС в библиотеке были прочитаны лек­ ции на темы: «Коммунистическая партия — руководящая и ведущая сила советско­ го общества, организатор и вдохновитель строительства коммунизма», «Директивы XIX съезда п а р т и и « У с т а в КПСС» и др. Нало сказать, что лекции актиз.чо посе­ щаются как пропагандистами, консуль­ тантами, так п самостоятельно обучаю­ щимися. Кино в поморских селах Для консультантов и пропагандистов, ведущих пропагандистскую работу па буксирных пароходах, даются индиви­ дуальные консультации, методические указания, подбирается п рекомендуется дополнительная литература. Хорошо работают и уделяют больные внимание самостоятельно обучающимся консультанты тт. Матвеев.*», Крилов, Ксрс- таев. В результате серьезной работы са­ мих консультантов, пх высокой требова­ тельности самостоятельно занимающиеся выполняют в срок индивидуальные пла­ ны, приходят на собеседование с конспек­ тами, изученный материал ими хорошо усвоен. Коммунисты тт. Швецов и Ра- шев, самостоятельно занимающиеся и хорошо усваивающие изученный мате­ риал, являются также одними из лучших агитаторов в партийной организации. Они много и серьезно работают с коллективом, разъясняя трудящимся политику нашей партии. Помощь, которую оказывает наша биб­ лиотека пропагандистам, консультантам, слушателям кружков, а также занимаю­ щимся политическим самообразованием, далеко еще недостаточна. В течение учеб­ ного года две лекцпп, запланированные библиотекой, по вине городской партий­ ной библиотеки были сорваны. Партийная библиотека недостаточно оказывает помощь коммунистам, занпмаю- щимсяѵ самостоятельно, и консультантам. Одиннадцать коммунистов имеют отстава­ т ь на одну — две темы от своих инди­ видуальных планов. Сейчас библиотека партбюро рыбного порта готовится к ‘завершению учебного года* в сетн партийного просвещения. Что предполагается сделать в оставшееся время? Перед проведением итоговых заня­ тий намечено провести ряд консультаций по основным вопросам пройденного мате­ риала, будет также прочитан ряд обзор­ ных лекций. Готовятся к итоговым занятиям пропа­ гандисты и консультанты. На занятиях в кружках и на собеседованиях с само­ стоятельно изучающими теорию марксиз­ ма-ленинизма пропагандисты и консуль­ танты в ближайшее время организуют повторение изученного материала, особен­ но тех вопросов, которые слабо усвоены слушателями и самостоятельно изучаю­ щими. Перед партийной организацией рыбного порта сейчас стоит задача — выполнить намеченные мероприятия, направить все силы на успешное завершенпе учебного года в сети партийного просвещеппя. В. ХАБАЛОВА. Зав. библиотекой партбюро Мур­ манского рыбного порта. В директивах XIX съезда партии перед работниками кино поставлены большие и ответственные задачи. В новой пятилетке предстоит осуществить дальнейшее раз­ витие кино, расширить сеть кинотеатров, увеличив количество кинопостановок за пятилетие, прпмерпо, па 25 процентов. Раньше рыбаки-поморы и лесорубы нашего района не имели возможности смотреть кино. Сейчас в Терском районе имеется 9 киноустановок, которые рабо­ тают в колхозах. 5 кинопередвижек на­ ходятся на лесопунктах. Только в ны­ нешнем ггцу мы получили две киноуста­ новки. которые направлены в села Умба и Пррья-губа. Хорошо работает молодой сельский киномеханик Пваи Курочкин, который недавно окончил Ленинградскую школу киномехаников. Сейчас он работает в се­ лах Оленпца и Кашкаранцы, хорошо ов­ ладел своей специальностью, обслуживая рыбаков-колхознпков и сельскую интел­ лигенцию. За короткий период работы тов. Куроч­ кин заслужил уважение у рыбаков-помо- ров. Только за первый квартал нынешне­ го года он для рыбаков-колхознпков по­ казал более 50 фильмов. А. ПОТАПОВ. Зав. районным отделом кинофика­ ции. К И Н О Искусство свободного н а р о д а Хороший спектакль Коллектив художественной самодеятель­ ности Териберского районного Дома куль­ туры успешно осуществил постановку пьесы А. Корнейчука «Калиновая роіца». Образ председателя колхоза Ивана Пет­ ровича Романюка убедительно раскрывает участник художественной самодеятель­ ности, работник районной конторы связп Геннадий Никонов. Хорошо передает волевой, энергичный, напористый характер председателя сельсо­ вета Наталии Никитичны Ковшик бухгал­ тер районной конторы связи Валентина Панова. Тепло была принята зрителями игра участников художественной самодеятель­ ности Аниы Жарковой, исполняющей роль учительницы Надежды Пвановны Рома- нюк, Ивана Попова, выступающего в роли писателя Сергея Павловича Батуры, и Алексея Андпопова, который исполняет роль рыбака Васнлпя Крыма. Пленум Кандалакшского горкома партии Состоявшийся 15 апреля IX пленум , кой горкома КПСС тов. Мошков и другие Кандалакшского горкома партии оисудпл доклад секретаря горкома тов. Степапова «О состоянии работы сетн партийного про­ свещения в городской партийной органи­ зации». Тов. Степанов в своем докладе недоста­ точно самокритично подошел к освещению работы сети партийного просвещения, на­ рисовал более благополучную картину, чем это есть на самом деле, пригладил не­ достатки. Выступившие в прениях руководитель семинара на Кандалакшском механическом заводе тов. Костин, заведующий бпблиоте- товарнщи в своих выступлениях указали, что горком КПСС не делает глубокого ана­ лиза политической учебы, о положении дел судит по сводкам. Горком упустил нз ви­ ду организацию учебы консультантов, ма­ ло оказывал помощи руководителям по­ стоянно действующих ссмпнаров актива. На пленуме выступил секретарь обкома партии тов. Курпаков. В принятом поста­ новлении пленум наметил мероприятия по ликвидации отмеченных недостатков. Секретарь горкома партии тов. Шесте­ риков сообщил членам пленума о ходе вы­ полнения критических замечаний. Подготовка к экзаменам Мурманский Дом пионеров для оказаіпія номощн ученикам в подготовке к экзаменам каждый выходной день организует обзор­ ные беседы по повторению пройденного учебного материала. Беседы проводят сту­ денты учительского института.' С первым обзором о творчестве А. С. Пушкина выступила студентка литератур­ ного отделения института Андросова. После беседы были показаны документальные Фильмы «Пушкин в Михайловском», «Пушкин на юге*. На май планируются обзорные беседы по географии, истории, которые будут сопро­ вождаться демонстрацией документальных тематических Фильмов. КниЖная полка В кпижпый магазин облкпиготорга по­ ступила новая литература: В. Познер. Кто убил Бэррела? Перевод с французского Л. Телешевой и И. Тихоми­ ровой. Издательство инострапной литера­ туры. 1953 г., стр. 164. Цеиа 3 руб. 05 коп. Книга В. Познера посвящена разоблаче­ нию фашистских порядков, господствую­ щих ныне в США, показу бедственного и бесправного положения широких масс аме­ риканского парода. К. В. Будников и И. Ф. Москаленко.— J чебное пособие для матроса. Издательство «Морской транспорт». 1952 г., тираж 10000 экз., стр. 272, цена 7 руб.. 50 коп. 13 апреля в Москве начался фестиваль чехословацких кинофильмов. Фестиваль был открыт новым цветным фильмом «Завтра будут танцевать всюду». Этот замечательный Фильм демонстрируется \ сейчас и в Мурманске. Уже самое название фильма говорит о твердой уверенности в радостное буду­ щее народов, в победу всего прогрессивно­ го человечества над силами мрака и реак­ ции. Фильм посвящен молодежи Чехосло­ вакии, а точнее — молодежи всего мира, которой принадлежит будущее, которая идет в первых рядах борцов за мир. С главными героями фильма мы знакомимся в Праге па Всемир­ ном фестивале молодежи. С восторгом смотрят молодые строители новой Чехо­ словакии выступления советского ансамб­ ля песни и иляскн, в танцах кото­ рого выражена вся полнота и радость жиз­ ни свободного советского нарсда. Они не­ вольно задумываются о том, почему у них, в Чехословакии, богатой песнями и танца­ ми, молодежь не знает чудесных песен своето народа, не пост пх, не исполняет прекрасных народных танцев. Желание возродить и донести до широкого зрителя — трудящихся страны — богатства на­ родного творчества помогает молодежи соз­ дать первый ансамбль народного танца. На первых порах он очень малочислен­ ный, в его работе встречается немало трудностей. Сюда пробрались такие люди, которые протаскивают чуждые взгляды, пытаются помешать молодежи учиться •народным танцам и песням. Участникам самодеятельности большую помощь и поддержку оказывает Союз че­ хословацкой молодежи, направив в ан­ самбль своего инструктора — энергичную, жизнерадостную Алену, пламенную пат­ риотку своей родины. Она организует поездку^ участников ансамбля в Моравию. Тут они учатся песням п танцам морав­ ских крестьян, в которых выражены ду­ мы п чувства простых тружеников, под­ линных сынов сбоей страны. И вот зрители вндят первый молодеж­ ный ансамбль народного танца Чехосло­ вакии на Всемирном фестивале молодежи в Будапеште. Выступление его горячо приветствуют все участники фестиваля. Танцы и песни чехословацкого народа близки и понятны и русским, и корей­ цам,, и неграм... Тесная дружба, общая цель во что бы тр ни стало отстоять мир на земле объединяет молодежь всех стран и наций в единый союз. Проходит два года после фестиваля в Будапеште, и-зрители снова видят уже большой и сильный ансамбль на Все­ мирном фестивале молодежи в Берлине. В своих танцах он рассказывает уча­ стникам фестиваля о расцвете жпзнп че­ хословацкого порода, о его борьбе с вра­ гами народа, мешающими строить счаст­ ливую социалистическую Чехословакию. Танцы выражают уверенность в силу на­ рода, рсдость созидательного труда и не­ нависть к поджигателям войны. Смех и радость вызывает тапец у зри­ телей. Здесь, на фестивале, герои фильма — молодежь свободной Чехословакии — окружены друзьями, собравшимися со всех уголков земного шара. Вместе со всей молодежью мира молодые чешские патриоты с любовью, произносят самое дорогое на земле имя — Сталин. На всех языках мира это имя означает мир. «Завтра будут танцевать всюду» —* замечательный фильм о молодости мира, о радости освобожденного труда, о борьбе молодежи всего мира за мир, за светлое будущее и дружбу народов всего мира. На V II Меяцународном кинофестивале в Карловых Варах этому фильму присуж­ дена «Премия дружбы народов». ' „ Т. КАМЕНЕВА, Секрвтарь Мурманского горнома ВЛКСМ. Учительница-о бщественница Педагог Мария Васильевна Немова 15 . лет работает в Ппнозерской двухком­ плектной школе Кандалакшского района. Опыт работы этой школы был оценен на недавнем совещании учителей двухком­ плектных школ, , как опыт лучшей школы. В двухкомплектных школах особенно сложен труд учителя. Наличие несколь­ ких классов в одном помещении требует максимального использования каждой минуты урока. ѵ Сложную работу, ка к и многие пре­ подаватели двухкомплектных школ, ведет Мария Васильевна Немова. Она — че­ ловек с широким культурным кругозо­ ром, обладает большим педагогическим мастерством. Тов. Немова прилагает все усилия к тому, чтобы дать детям глубо­ кие, прочные знания, воспитывает их в духе коммунистической морали. Благодаря творческому, упорному труду тов. Немовой в Ппнозерской двухком­ плектной школе хорошо поставлена учеб­ но-воспитательная работа, у учащихся — высокая успеваемость. На уроках чтения Мария Васильевна не пропускает в ответах учеников ни одного неправильно оказанного слова или предложения. И ученики се читают вы­ разительно. хорошо передают содержание прочитанного. На уроках естествознания школьники пользуются рисунками, которые нарисо­ вали сами; на уроках арифметики — са­ мостоятельно изготовленными моделями куба, прямоугольного параллелепипеда и других. Пользуясь ими при ответе, школьники без труда проводят сравнения этих тел по сходству и различию, указы­ вают грани, вершины, способ измерения. Каждый урок учительница обязательно связывает с нашей советской действи­ тельностью. Знакомя учащихся с лесо­ степью, пустынями, Мария Васильевна рассказала о великом преобразовании природы, которое осуществляется совет­ ским народом по указаниям И. В. Сталина, под руководством Коммунистической пар­ тии. Рассказ о сооружении и открытии Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина сопровождается показом цветных иллюстраций из журналов. Уютно п чисто в маленькой школе. В классе много цветов, за которыми следят сами ученики. Мария Васильевна доби­ вается того, чтобы в играх, во внеклас­ сной работе ученики проявляли инициа­ тиву. Пользуясь консультациями Марии Ва­ сильевны, другая учительница Ппнозер­ ской школы — А. Ф. Ямцова, воспитан­ ница Мурманского педагогического учи­ лища, повышает свою квалификацию. Мария Васильевна посещает ее уроки, разбпраст их, как старший друг и това­ рищ. Помимо педагогической деятельности Мария Васильевна Нёмова ведет большую общественную работу. Она читает лекции п доклады, п поводит беседы о решениях XIX съезда КПСС и но материалам Чет­ вертой сессии Верховного Совета СССР. Передовой педагог, активная обществен­ ница Мария Васильевна Немсва избрана депутатом районного Совета. Л. СУББОТИН, Методист Мурманского института усовершенствования учителей. ШКОЛЫ НАШЕЙ ОБЛАСТИ НА ПУТЯХ К ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ Ш К О Л А И Ж И З Н Ь В директивах XIX съезда Коммунисти­ ческой партии по пятому пягилетнему нлану развития СССР ясно и четко опре­ делены задачи, стоящие перед советской школой. О ни заключаются в том, чтобы повысить социалистическое воспитатель­ ное значение общеобразовательной школы и обеспечить учащимся необходимые ус­ ловия для сводно го выбора профессии. В текущей пятилетке 'будут проведены мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению. Вопросы политехнического обучения стоят в центре внимания всего педагоги­ ческого коллектива средней школы X : Ю г. Мурманска. Школа уже провела ряд важ­ ных мероприятий. Учителя прослушали доклад о задачах политехнического обуче­ ния. С этими задачами были ознакомлены и родители. Па классных родительских собраниях и на общешкольной родитель­ ской конференции были поставлены во­ просы о роли семьи в политехническом обучении учащихся. На своих уроках и в беседах в часы внеклассной работы учителя раскрывают перед школьниками сущность новатор­ ских открытий в науке и технике, рас­ сказывают о новом сталинском пятилет­ ием плане, о выдающихся достижениях советского народа в промышленности и сельском хозяйстве. Учащиеся многое узнали о таких машинах, ка к шагающий экскаватор, земснаряд, гиганты-самосвалы и др. Для того, чтобы школьники имели ясное представление об океанских судах, ребята побывали на одном іп пароходов и познакомились с его оборудованием. В школе у нас организован ряд круж ­ ков, в которых ребята приобретают по­ лезные трудовые навыки. В физико-техническом кружке школь­ ники углубляют своп знания, получен­ ные па уроках, и получают достаточную практическую подготовку в овладении приемами обработки дерева, стекла, же­ сти, металла п других материалов, при­ учаются владеть инструментами, произво­ дить разметку деталей для приборов, паять, клеить. Все это пригодится им, когда они дойдут в ялізнь. Труд их не пропадает даром. Его пло­ ды, т. е. всё. что делается ребятами, обо­ гащают физический кабинет новымп на­ глядными пособиями. Изготовленные школыпіками электромагнитные и тепло­ вые амперметры, демонстрационный виток, осветитель для приборов, электрозвонок, прибор для демонстрации электропривод- ностп стекла п другие наглядные посо­ бия успешно попользуются на уроках физики. В электрокружке ребята знакомятся с правилами монтажа проводки, соедине­ ния, с зарядкой электроприборов, с ре­ монтом электрических приборов и исполь­ зованием электричества в народном хо­ зяйстве и т . II. Больпюе значение для привития уча­ щимся практических навыков имеет це­ ленаправленное проведение пиоиерекпх сборов. Так, в седьмых классах пионеры продемонстрировали ряд опытов по физи­ ке. Проведен был интересный сбор и в шестых классах. На этом сборе пионеры узнали, чтч> такое слитый воздух и где он применяется, причем был продемонст­ рирован ряд опытов по использованию сжатого воздуха в технике. Таким образам у нас в школе осуще­ ствляются элементы политехнического обучения в преподавании физики. Большая заслуга в этом деле принадлежит препода­ вателю физики К. Н. Петрову. Серьезное значепие придается лабора­ торным работам. Причем эти работы ор­ ганизуются таким образом, чтобы они приближали ученика к жизни, сталкива­ ли его с практикой, давали ему возмож­ ность проверять знания, полученные на уроке, с помощью опыта. А это очень важно. Приведу’ пример. При изучении темы: «Законы тока» дети узнают, что сопротивление провод­ ника не зависит ни от силы тока, ни от напряжения, но прп ответе нередко гово­ рят, что сопротивление проводника прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально силе тока, т. е. делают грубейшую ошибку. Лабораторные же ра­ боты по определению сопротивления при помощи амперметра и вольтметра убеж­ дают пх в том, что сопротивление птіо- водннка есть величина постоянная. Та­ кой подход к преподаванию физики поз­ воляет учеппкам проследить оігр п плен­ ные закономерности физических явлений. Большую роль в привитии детям по­ литехнических знаний играет такая практическая работа, как разборка и сборка отдельных приборов, моделей, ма­ кетов. При изучении темы «Электромо­ тор» полезно провести лабораторные ра­ боты по разборке и сборке электромото­ ров, а затем совершить экскурсию на электровоз п показать учащимся принци­ пы устройства и работы этого мощного двигателя. Вообще всякие экскурсии приносят большую пользу, та к как они расширяют кругозор школьников, углубляют пх зна­ ния и помогают глубже осмыслить связь науки и техники с практической дея­ тельностью человека. Полезно результаты Десятая базозая школа. Фнзнко- Ученик 7 класса Олег Харчук монстрацин колебательных движений, струнровали модель аэродинамической технический кружок. (слева направо) сделал прибор для де- Вова Сурипов. Коля Воронцов скоп- трубы^ Фото Б. Внрішаѵ экскурсии использовать в составлении за­ дач, в сочинениях и других письменных работах. Наши ш к о л ь н и к и побывали на метеорологической станции, в типографии, в краеведческом музее, в паровозном депо, электродепо, в подсобном хозяй­ стве, в ППНР0, в лптейном цехе судовер­ фи и в ряде других предприятий и уч­ реждений. Это дало школьникам многое. Напрпмер, побывав па рыбокомбинате, ученики, составили много задач, построен­ ных непосредсгвенпо на материалах рабо­ ты этого предприятия. Взять вопрос о поллтехппзацпи препо­ давания химии. Здесь главное — экспери­ мент. Поэтому для образования конкрет­ ных представлений и понятий о вещест­ вах и пх изменениях необходимо демонст­ рировать опыты при прохождении каждой темы. В пашей школе обращается внима­ ние учащихся па то, между какими веще­ ствами происходит реакция, прп каком ус­ ловии опа протекает и т. д. И все это ра­ скрывается перед взором детей не только с помощью различного рода теоретических указательств, по и с помощью опытов. В процессе изучения той или иной темы преподаватель рассказывает о связп хи­ мии с практикой, с промышленным производством и сельским хозяйством. Так, прп изучении свойств и способов получения азотной и серной кислоты учащимся разъясняется, что эти вещест­ ва используются прп изготовлении мине­ ральных удобрений, взрывчатых веществ, лекарств. Серьезная работа в области пе­ рестройки преподавания химии в свете требований XIX съезда КПСС проведена учительницей Г. П. Шаровой. Самым главным практическим навыком в процессе изучения географии является знание карты, умение читать се. Мы стараемся разъяснить учащимся, что это умение' всегда пригодится в жизни, в пішктнческой деятельности. Оно необхо­ димо геологам, строителям, морякам, раз­ ведчикам н т. п. С этой целью учащие­ ся проводят большую работу с контурны­ ми картами — они наносят на нпх наз­ вания островов, полуостровов, морей, за­ ливов, проливов, низменностей, гор, рек, городов. Школьники проводили • глазомерную съемку на местности, подклеивали кар­ ты, вычерчивали схемы. Учащиеся седь­ мых классов составили содержательные альбомы «Великие стройки коммунизма», а шестиклассники — альбом «Русские путешественники». Правильно понимает своп задачи учительница географии А. Ф. Незговорова. ^ Внедряется' принцип политехнического обучения и в преподавание математики. Учащиеся изготовили астролябию, эккер, мерные веревки и ряд других приборов и во внеурочное время производили съемки на местности, зарисовки, измерительные и другие работы, а затем полученные данные записывали в тетради и дома об­ рабатывали пх. Ребята на практике применяли свои знания, полученные на уроках математи­ ки. Некоторые пз школьников изготовили модели геометрических тел. Ребята при­ нимали участие в построении углов на местности, в измерении высоты здания и вычислении его объема, в измерении ши­ рины оврата, определяли расстояния между двумя доступными точками, отде­ ленными друг от друга препятствиями (пруд, речка). Работы на местности вызывают у де­ тей огромный интерес, наглядно убеж­ дают их в том, что полученные на уро­ ках теоретггчеекпе знаппя с успехом мо­ гут быть применены прп разрешении тех плп ппых практических задач. Принципы политехнического обучения находят свое отражение в преподавании учителя мате­ матики Л. И. Татневской. Каждый четверг ученпкп 6— 7 классов ходят на рыбокомбинат в механические мастерские п знакомятся с токарным, сто­ лярным делом и элеглроработамп под ру­ ководством мастеров, приобретают там трудовые навыки. То. что делается в нашей пиколе, яв­ ляется только началом большой работы. В новом учебном году эта работа будет уси­ ливаться и расширяться. Л. ЗАБЕЛЛО. Директор семилетней школы № 10 - ь . Мурманска. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz