Полярная правда. 1953, апрель.

I П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д Х КОМСОМОЛЬСКАЯ ж изнь Комсомольская организация судоверфи насчитывает в своих рядах свыше трехсот членов. Она объединяет много цеховых комсомольских организаций. Как же Комсо­ мольская организация борется за воспнта- і іе молодых рабочих в духе коммунисти­ ческого отношения к труду, мобилизует пх на борьбу за выполнение производствен­ ного плана? Эти вопросы и явились, в основном, предметом обсуждения на от­ четно-выборном собрании. С докладом о деятельности комитета ВЛКСМ выступил секретарь тов. Ерофеев. В своем докладе, отмечая недостатки в ра­ боте комитета, он сказал, что комсомоль­ ская организация судоверфи за отчетпый период слабо пополняла своп ряды за счет лучших молодых судоремонтников: было принято в члены ВЛКСМ всего лишь 2D человек. Об этом же затем говорили и вы- ■ ступающие комсомольцы. Комитет ВЛКСМ, указал далее доклад­ чик» был плохо связан с широкими слоями Молодежи, которой насчитывается на предприятии свыше 500 человек, не на­ правлял работу цеховых организаций по укреплению их связей с молодежной мас­ сой и не помогал нм в улучшении воспи­ тательной работы среди песоюзной моло­ дежи. Вопрос о росте рядов комсомольских организаций обсуждался па заседании ко­ митета только один раз и то формально, так как пе было прпнято никакого реше­ ния. В результате многие комсомольские организации, в том числе литейного цеха (бывший секретарь тов. Новожилов), мед- пицко-трубопроводного цеха (секретарь тов. Шкрябпн) за год не приняли в комсо­ мол ни одного человека. Выступившие па собрании комсомольцы резко критиковали работу комитета ВЛКСМ. С марта 1D52 гола, говорили они, было проведено всего лишь три закрытых общезаводских собрания и пи одного от­ крытого. Причем вопросы, вынесенные на обсуждение, касались только постановле­ нии вышестоящих комсомольских органов. Вопросы же, связанные с производственной жизнью молодежи, не ставились. Собрания в цеховых комсомольских организациях также проводились нерегулярно. Совсем ппое положение в комсомольских организациях' цехпв топливной аппаратуры п механическом. Секретари этих организа­ ций тт. Клабукова и Дземов выносили на собрания вопросы, связанные с производ­ ственной жизнью коллектива, с интереса­ ми и запросами комсомольцев и несоюзной молодежи. Собрания здесь проходили па высоком идейно-политическом уровне, прп активном участии членов ВЛКСМ. Комитет комсомола судоверфи обязан был обобщить опыт подготовки и проведения собраний в этих организациях и сделать его достояни­ ем других цеховых организаций, но не вы­ полнил этой своей обязанности. Больше того, учитывая критические замечания комсомольцев, комитет не принимал долж­ ных мер к ликвидации вскрытых недо­ статков на производстве. Не было и конт­ роля за пспплнрнііем своих, ранее приня­ тых решений. В результате большая часть хороших мероприятий осталась невыпол­ ненной. Член комитета ВЛКСМ тов. Слесарева, говоря о состоянии политической учебы помсомпльпев, указала: — Большим недостатком в работе ко- П ынтета по идеологическому воспитаний молодежи является то, что мы в текущем году не сумели охватить учебой 78 комсо­ мольцев, а в шести кружках, работающих в этом году, нет ни одного слушателя пз песоюзной молодежи. В отдельных круж ­ ках были срывы занятий из-за плохой по­ сещаемости слушателей пли из-за слабой подготовки самих пропагандистов. Пропа­ гандист коммунист тов. Захаров не всегда добросовестно готовился к занятиям, про­ водил пх неинтересно, сухо. Знали члены комитета и о том, что про­ пагандист тов. Вакула с декабря прошлого года сорвал шесть занятий, но мер к нему не принимали. О слабой поддержке новаторов производ­ ства говорил токарь отдела главного меха­ ника тов. Дворников. — Когда я предложил, — сказал он, — перевестп свой станок па другую пе­ редачу, значительно увеличивающую обо­ роты шпинделя станка, то начальник ста­ ночной группы тов. Лобанов долгое время выискивал всевозможные причины, чтобы не. делать этого. А внедрение моего пред­ ложения позволит создать большую мощ­ ность станка -ft перейти на скоростпое и силовое резанпе металла. Мое стремление работать новыми методами тормозится тем, что у нас нет резцов твердого сплава п пет хорошего инструмента. В разрешении этих вопросов я не получил помощи со стороны комитета комсомола. Комитет комсомола судоверфи очень мало занимается вопросами организации соревнования среди комсомольцев. Выступившие затем тов. Пронин — сек­ ретарь комсомольской организации кузнеч­ ного цеха, тов. Минин — заведующий клубом говорили о слабом участии ком­ сомольцев и несоюзной молодежи в прово­ димых спортивных мероприятиях и клуб­ ной работе. Комитет комсомола мало уде­ лял внимания вопросу организации досуга молодежи судоверфи. Секретарь комсомольской организации механического цеха тов. Дземов, указав на недостатки в своей работе, справедливо от­ метил, что члены партбюро п бывший сек­ ретарь тов. Матпевскпн были очень редки­ ми гостями на комсомольских собраниях. Если бы они побольше и повнимательнее прислушивались к голосу комсомольцев и молодых рабочих, то план по ремонту су­ дов тралового Флота и «Мурмансельди» выполпялся бы ежемесячно. Члены комитета мало проявляли собст­ венной инициативы в организации учебы молодежи в вечерней школе. Пз 31 человека записавшихся повышают свой общеобра­ зовательный уровень только 18. Выступившие на собранпп тт. Пронин, ДзеМов и другие критиковали работников райкома, горкома и обкома комсомола, ко­ торые Мало бывали в комсомольских орга- нпзапнях цехов и не оказывали должной поѵпщіі в пх практической работе. ■Комсомольцы судоверфи, вскрыв недо­ статки в своей работе, избрали новый со­ став комитета п приняли решения, выпол­ нение которых поможет значительно улуч­ шить внутрисоюзную и воспитательную работу, а также обеспечить успех в бор'ьбе за безусловно? выполнение государствен­ ного плана 1953 года. Б. ЗАГЛГЩПКИЙ. М. КИРЮХИН. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ К 1 А Я Коллективы художественной самодея­ тельности Мурманска активно ведут под­ готовку к 1 Мая, Дом культуры имени С. М. Кирова го­ товит праздничные концерты, с которыми выступит на предприятиях рыбной про­ мышленности города. Хор под руководст­ вом М. Л* Нечай разучивает песни «Есть такая партия», музыка Новикова, «Песня борцов за мир», музыкз Мурадели и рус­ скую народную песню «Родина». Вокальный кружок, возглавляемый тов. Хондажевской, исполнит «Песню о пар­ тии», музыка Александрова, «Партия — наш рулевой»', музыка Мурйдблп, «Летите, голуби, летите», музыка Дунаевского. В репертуаре солистов — песни совет­ ских композиторов и композиторов стран народной демократии. Новые пляски и танцы готовит тан­ цевальный коллектив. Среди нпх — та­ нец «Березка», «Смоленская кадриль», «Метелица» и другие. Театральный коллектив под руковод­ ством Н. А. Яковлева много и упорно ра­ ботает над пьесой Райниса «Вей, вете­ рок». Спектакль по этой пьесе будет вы­ пущен в первой половине мая. С разнообразной программой выступят в дни-первомайского праздника коллек­ тивы художественной самодеятельности Дома междурейсового отцыха. Хор испол­ ни^ русские паросшыс песни л песни-со-' вегйких композиторов. Солисты этого са­ модеятельного коллектива разучивают песнп «Вальс дружбы», музыка Дунаев­ ского, «Комсомольский билет», музыка Мокроусова и другие. Активно веается подготовка в самодея­ тельном коллективе санэпидстанции. Тут разучивают г. 1 Мал «Кантату о Сталине», «Песню борцов за мир», песни «Ог Волпі до Дона», «Комсомольцы» и другие. Обновили спой репертуар и соли­ сты тт. Чуркин и Филимонова. Театральный коллектив работает над пьесой «На переднем крае», которая рас­ сказывает о бдительности наших погра­ ничников*. Объединенный хор педагогического училища в составе 200 человек под ру­ ководством тов. Бернацкого в сопровож­ дении оркестра народных инструментов (руководитель тов* Янп) готовит к ис­ полнению «Песню о Сталине» п другие номера. 3. ПИРОГОВА. Директср областного Дома нерод­ ного творчества. ЗѴа 9 0 (7504 ) 18 апреля 1 9 5 3 г.. „ Ш И Лу чше подгйч-опйть о йропсстн шссоіэуш ncpoDosuy пассйншров П я т и д н е в ны й с е м и н а р с е к р е т а р е й к о л х о з н ы х п е р в и ч н ы х о р г а н и з а ц и й В Л К СМ При обкоме ВЛКСМ закончил работу пятидневный семинар секретарей колхоз­ ных комсомольских организаций области. Участники семинара прослушали ряд лекций и докладов о решениях XIX съез­ да КПСС, об участии комсомольских орга­ низаций в хозяйственной жпзнп колхо­ зов, а также по вопросам внутри комсо­ мольской работы. Руководитель лекторской группы обко­ ма КПСС тов. Дрябезгов прочитал на се­ минаре лекцию о международном положе­ нии. С докладом «О мерах улучшения идеологической работы в комсомоле» вы­ ступил секретарь обкома комсомола по пропаганде и агитации тов. Копылов. После семинара с секретарями колхоз­ ных комсомольских организаций было проведено совещание. КниЖная полка В книжные магазины облкнптоторга поступила новая литература: В. И. Лвнин. Что такое «друзья, наро­ да» и как они воюют против сошіал-де- мократов? Госполптпздат. 1953 г. Тираж 200 тысяч экз., стр. 206, цена 2 руб. 70 коп. Четвертая сессия верховного Совета СССР. Шиательгтзо «Правды». 1953 г. Тираж 1 миллион экз., стр. 29, цена 25 коп. В. В. Глухов. Техника па стройках коммунизма. Гостехпздат. 1952 г. Тираж 200 тысяч экз., стр. 64, цена 95 кои. В брошюре подробно рассказывается об устройстве и работе машин, которые при­ меняются па Великих стройках комму­ низма, о передовой советской технике. Н. Доризо. Стихи. Издательство «Моло­ дая гвардия». 1952 г. Тираж 10 тысяч экз.. стр і132, цена 2 руГі. 90 коп. Тема стихов, включенных в сборник — борьба за мир. В сборнике публикуют­ ся стихи о Сталине — знаменосце мира, о борцах за мир в Америке, Франции, Турции и других странах. Читатель най­ дет в книге стихи, посвященные мирному созидательному труду советских людей, героям Отечественной войны, завоевавшим мир во всем мире. В сборник включен цикл стихов о молодых строителях ком­ мунизма, о студентах, молодых моряках Заполярья. Скоро наступит короткое полгрііоѳ ле­ то, Близится время массовых перевозок пассажиров различными видами транспор­ та. Десятки тысяч трудящихся Мурман­ ской области во время отпусков поедут от­ дыхать на юг, в санатории Крыма, Кав­ каза и других курортов Советского Союза. Коммунистическая партия и правитель­ ство всегда уделяли и уделяют особое внимание обслуживанию трудящихся прп ПбрбВозке их Любым видом транспорта. Пассажирские перевозки являются у нас предметом особой мботы партии и прави­ тельства. П это видно на близких для ааь примерах. В Мурманске приступили к строитель­ ству морского вокзала, строится железно­ дорожный вокзал, значительно увеличи­ лось количество электросекцнй -пригород­ ного сообщения, возросло число новых цельнометаллических вагонов в поездах дальнего следования. Принят ряд мер к улучшению обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях и н морских портах Мурманской области. Однако надо отмстить, что по вине от­ дельных работников ряда транспортных предприятий в нашей области имеют Ме­ сто Факты пренебрежительного п бездуш­ ного отношения к пассажирам. В летний период Мурманское отделение Кировской железной дороги (начзльник тов. Струкоз) обслуживает огромное коли­ чество пассажиров, едущих в дома отдыха и санатории, детей, направляющихся в ппопереппе лагеря, п других. Одна из важ­ нейших задач, которую надо решить ра­ ботникам отделения дороги, — это создание максимума удобств для граждан, пользую­ щихся услугами железнодорожного транс­ порта. До настоящего времени дело тут явно неблагополучно. Неудовлетворительно обслуживаются тру­ дящиеся па станциях, где пет соответст­ вующих помещений для отдыха и ожида­ ния поездоз. На станции Оленья не орга­ низована комната матери и ребенка, ка­ мера хранения ручной клади по своим размерам не может удовлетворять потреб­ ностей всех пассажиров, отсутствует ки ­ пяток. Руководство отделения дороги пе при­ няло мер к расширению зала ожидания на станции Апатиты, а сделать это крайне необходимо. На станции Княжая нет помещения для пассажиров, отсутствуют газетные вит­ рины. В пригородной зоне посадочные плат­ формы не отремонтированы. Поезда мест­ ного сообщения, ввиду отсутствия съез­ дов, непосредственно к перрону станции Мурманск не прибывают, а останавли­ ваются вдалеке, вследствие чего пасса­ жиры вынуждены пдтп к поездам через пути. Работники Мурманского отделения доро­ ги не потребовали от руководства треста работы буфетов и ресторанов. Я<> настоя­ щего времени пассажиры в станционных буфетах и вагонных ресторанах своевре­ менно lie ііогут получить горячие блюда. Санйтбрное состояние этих йр&дпрнятйй общественного питания плохое. Исключительно важное значение име­ ет в условиях ношей области морской транспорт. Ведь пйсеаяйрскно суда яв­ ляются основными средствами связи между населенными пунктами побережья Коль­ ского полуострова п других районов с Мурманском. Однако работники предприятий (морско­ го транспорта не добплнсь еще устране­ ния крупных недостатков, которыо имеют­ ся в обслуживании пассажиров й их пере­ возке. В адрес Мурманского пароходства (начальник тов. ЖарКов) поступает много жалоб на то, что пассажнрскйе суда не выдерживают расписания дзиженпя. Так, & ноябре месяце прошлого года пароход «П. Репин» не вошел в портопупкт Рын­ да, пароход «Ястреб» по взял почту и пассажиров в Гаврйлово іі т . д. Диспетчерский аппарат службы экс­ плуатации пароходства (начальник тозк Савочкин) слабо <!. 1 едпт за работой пасса­ жирского флота, не всегда своевременно ставит в известность капитанов о предпо­ лагающихся изменениях в направлениях судов. По вине диспетчеров на морской вокзал не всегда дастся правильная ин­ формация о подходе того пли иного суДна. Пассажирские суда несвоевременно вы­ ходят на линию п потому, что между ра­ ботниками механико-судовой службы (на­ чальник тов. Ипполитов) и судоремонтны­ ми предприятиями пе установлены дело­ вые взаимоотношения. Посадка п высадка пассажиров в Ма­ лом Оленье, Порчнихе, Захребетном п др. производится с помощью гребных беспа­ лубных карбасов прп любом состоянии по­ годы. Из-за отсутствия надзора прп прие­ ме пассажиров карбасы обычно перегру­ жаются. В порту Лнннахамарп л ряде других пунктов из-за того, что нет вокзалов, пас­ сажирам приходится под открытым небом ожидать посадки па суда* Но вине руководителей торгового порта (начальник топ. Косяков), строительного управления (начальник тов. Еанлпев) и Кольского госрыбтреста (начальник тов. Иетрушнхпн) из общего количества Пор- топунктов Кольского полуострова за пол­ тора года для обслуживания пассажиров откпыто только тріі* Водоснабжение Пассажирского флота в порту производится плохо, что ведет К срыву сроков отхода судоз. Работники Мурманского морского вокза­ ла (начальник тов. СаЖенкоз) не при­ нимают решительных мер к улучшению обслуживания пассажиров. Предваритель­ ная продажа бплетоз по-наст^ящ°му не налажена, что создает перед отходом су- же.тезнодорожных ресторанов улучшения доз большие очереди у касс, посадка идет беспорядочно. В помещения гокзала Но п неуютно. Особое 'внимание следует уделіш. г:-л- росу улучшения работы судовых буфетов Й ресторанов, та к кай' Мурманская^ конто­ ра «Торгмортранса» (заведующий тов. Аникин) крайне неудовлетворительно забо­ тится об этих предприятиях общественно­ го шітаййЯ. Часто буфеты п рестораны з первую очередь обеспечиваются не про­ дуктами питания, а випно^водочныма из­ делиями. Били случая, когда по вине «Торпіор- грайса» пассажпрскйе суда уходили з рейсы совершенно без обслуживающего Персонала й без надлежащего ассортимен­ та продуктов в буфетах и ресторанах. Работники «Тсргмортранса» допускают грубое, невнимательное отношение к пас­ сажирам и йе всегда принимают меры для обеспечения йх всем необходимым, а ка ­ питаны судов не требуют от диреКтороа судовых ресторанов составления разнооб­ разных л питательных меню. Судовая администрация недостаточна борется за культурное обслуживание пас­ сажиров, не следит за каютами и местамп общественного пользования. Политотдел Мурманского отделения Ки­ ровской железной дороги (начальник тов* Кириллов), политотдел пароходства (на­ чальник тов. Вакорин), партийные помп- теты, партийные п профсоюзные организа­ ции предприятий железнодорожного п мор­ ского транспорта недостаточно занимались вопросами улучшения перевозок п куль­ турного обслуживания пассажиров, по взяли пх под свой контроль, В Феврале рабогнипамп политотдела па­ роходства было проведепо собрание с пред­ ставителями управления пароходства, тор­ гового порта, судоз пассажирского ф.тота, «Торгмортранса» п других организаций по вопросу улучшения перевозок пассажиров, однако до последнего дня заметных сдви­ гов в лучшую сторону в этом деле но наблюдается» Улучшение, работы пассажирского фло­ та п культурного обслуживания трудя­ щихся, перевозимых морским и Гііелезііодо- рожным путем, — дело большой госудйр- стае-шгой важности. Нм надо заниматься не от с.Тучая к случаю, а поёТоЯННО. Ввиду того, что через Мурманск едут* транзитные пассажпры, работникам же­ лезнодорожного п морского вокзалов необ­ ходимо решить вопрос организации Ігред- варптельной продажи билетов в пассажир­ ских поездах— на морские суда пйа су­ дах — на поезда. Массовые перевозки пассажиров мор­ ским и железнодорожным транспортом но за горами^ Встретить пх во всеоружии — почетный долг моряков, портовиков и же­ лезнодорожников. А. АФАНАСЬЕВ. Инетрунтер транспортного отдела обкоиа КПСС і Почему пайщики недовольны рыбкоопом В становище Дальние Зеленцы для ма­ газина рыбкоопа был выстроен склаа. Строилп его долго, наконец, сдали, по по­ мещение оказалось непригодным. Стены і не проконопатили, между бревпамн — большие щели. Териберскнй рыбкооп, ка к и облрыбо- ловпотребсоюз, не обратили на эти недо­ делки внимания. Тов. Монастырей — председатель обл­ рыболовпотребсоюза — обещал пере­ строить,4расширить и утеплить магазин в становище, однако это так и осталось обещанием. Между тем в магазине зимой работать невозможно. Все продукты про­ мерзают, стеклянная тара лопается, везде дует. Если идет дождь— в магазине лужи» Плохое здесь и помещение пекарни. Тут сыво, мука лежит либо в снегу, ли­ бо в воде. В такой обстановке трудно ис­ печь хороший хлеб. Знают обо всех этих неполадках в облрыболовпотребсоюзе, одначо не прини­ мают мер для наведения должного поряд­ ка. Председатель Тернберпкого рыбкоопа тов. Евсеев редко бывает в становище, не проверяет работу магазина и пекарни. А в магазине до сих нор неполностью про­ изведена переоценка товаров, п некоторых пз нпх нет в продаже. Были случаи за­ вышении цен. Все «то говорит о том, что Терйбёр- екпй рыбкооп длохо следігг за работой продавцов п заведующих магазинами. Сов- сем не работает рыбкооп и с пайщиками. За весь год не было ни одного собрания пайщиков. До спх пор, хотя прошло уже трп с п о л о в и н о й месяца, рыбкооп пе от­ читался перед пайщиками о работе за 1952 год. \ В. КОРОТКИЙ. ст. Дальние Зеленцы. И н т е р е с н Ь і й в е ч е р ‘Во всех школах нашей страны через Полтора месяца кончается учебный год. Перед учащимися выпускных классов от­ крываются двери вузов, техникумов. Перед выпускниками часто встают вопросы: «Кем быть? Куда пойти учиться?» Чтобы помочь нм в выборе Профессии, в конце весенних каникул в Нагориовской семн- летней школе был организован вечер на тему: «Кем быть?», па который были приглашены инженер промкомбината тов. Симаков, инженер кирпичного завода тов. Раков, Фельдшер тов. Симакова, курсан­ ты Мурманского мореходного училища. Каждый нз приглашенных товзрпщей рассказал о своей профессии. Лтот вечер многим учащимся помог выбрать профессию. Л. ПАНКРАТОВА. А, МАЛЁТИНА. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ МАТЕРИАЛЬНО О Б Щ Е С Т В А й жизни Исторический материализм учит, что вещественная жизнь пмеет две стороны: материальную и духовную. Материальная жизнь общества есть объективная реаль­ ность, существующая независимо от созна­ ния и волн люден, а духовная жпзнь обще­ ства есть отражение этой объективной реальности. Каково бытие общества, како­ вы условия материальной жизни обще­ ства,— таковы его идеи, теории, полити­ ческие взгляды, политические учреждения. Это материалистическое решение основного философского вопроса в исторической нау­ ке положило предел всяким идеалистиче­ ским измышлениям идеологов буржуазии, дало руководящую нпть для научного по- пйанпя закономерностей общественного развития. Самой глубокой основой всех обществен­ ных отношений являются отношения, в которые людп вступают в процессе произ­ водства материальных благ. Выделив из всех областей общественной жизни эконо­ мические, производственные отношения людей как основные, первоначальные, определяющие все остальные отношения в .обществе, Маркс и Энгельс ‘ создали тем самым прочную основу для понимания раззптпя общества, ка к естествепно-псто- рйческого процесса. Исторический материализм раскрыл главную , определяющую роль способа про­ изводства в жи зни общества и Тем самым вп ервые дал возможность научно исследо­ в а т ь общественные условия жизни масс, определить решающую роль народных масс в Истории. История общественного разви ­ ти я предстала к а к псторпя самих произво­ дителей м атериальных благ, история тр у ­ дящихся масс, псторпя народов. Материалистическое понимание истории, Дающее единственно правильное, научное обоснование объективных законов разви­ тия общества, является теоретической ос­ новой п о л и т и к и , стратегии п тактики марксистской партии, могучим идейным оружием рабочего класса в борьбе за рево­ люционное преобразование мира, за побе­ ду коммунизма. 1 . Исторический материализм учит, что характер общественного строя, обществен­ ные идеи, теории, политические учрежде­ ния определяются в конечном счете усло­ виями материальной жизни общества. Что же такое условия материальной жпзнп общества? В понятие «условия материальной жпз­ нп общества» входят: 1) географическая среда, т. е. окружающая человеческое пб- щество природа. 2) народонаселение, 3) способ производства материальных блпг. Основоположники научного комму­ низма Маркс и Энгельс и пх великие про­ должатели Ленин и Сталин раскрыли содер­ жание каждого из этих ялементов в систе­ ме материальных условий жпзнп обще­ ства, показали связь между ними, роль КагкдоГо пз них в общественном развитии. Географическая среда является одним пз необходимых И постоянных условий мате­ риальной жизни общества. Опа, несомнен­ но, оказывает большое влияние на разви­ тие общества. Те или иные условия окру­ жающей общество іірйродьі составляют естественную основу процесса производ­ ства, без которой производство вообще не­ мыслимо. Благоприятные географические условия ускоряют развитие общества, не­ благоприятные — замедляют его. Природные условия жизни общества Маркс делил на два больших разряда: 1) естественное богатство средств суще­ ствования — плодородпе почвы, обилие рыбы в водах, дичи в лесах и т. д.; 2) естественное богатство источниками средств труда — водопады, судоходные ре­ ки,, дерево, металлы, уголь, нефть и т. д. На ранних ступенях развития человече­ ского общества наибольшее значение име­ ло первое природное условие. Плодородпе почвы, обилие рыбы в водах, наличие животных, пригодных к приручению,— все это составляло естественную основу общественного разделения труда — появ­ ление земледелия, скотоводства и т. д. Па более высоких ступенях развития обще­ ства все большее значение приобретало вторпе условие — использование энергии водопадов, использование судоходных рек, полезных ископаемых п т. п. Характеризуя роль естественных усло­ вии производства. Маркс писал: «Если мы отвлечемся от большего или меньшего развития общественного производства, то производительность трупа окажется свя­ занной с естественными условиями» (^Ка­ питал», т. 1, стр. 515). Признавая важную роль географической среды как тно го из необходимых и по­ стоянно действующих элементов в систе­ ме материальных условий жизни общест­ ва, марксизм-ленинизм вместе с тем счи­ тает, что географическая среда Не яв­ ляется главной іі определяющей причиной общественного развития. Между тем в буржуазной соцНологіш широко распространено представление о географической среде как основном фак­ торе развития обіцества. Сторонники так называемого географического направления в социологии считают, что условия ок­ ружающей общество природы (климат, почва, рельеф местности, растительность) влияют на Физиологию и психологию лю­ ден, определяют их наклонности и темпе­ рамент, а через них и весь общественно- политический строй. Именно таких взгля­ дов придерживались Монтескье во Фран­ ции, Бокль в Англии и другие. В дореволюционной России представи­ телями географического направления бы­ лп социолог Л. Мечников, историки С. Со­ ловьев. В. Ключевский и другие. Серьез­ ную ошибку в понимании роли географи­ ческой среды допускал Г. Плеханов, кото­ рый оценивал географическое направле­ ние в социологии неправильно, ка к раз­ новидность материалистического взгляда на историю. На самом деле между истори­ ческим материализмом и географическим направлением в социологии нет ничего общего, более тиго — они враждебны ДРУГ Другу. Объяснение общественного развития представителями географическо­ го направления является ненаучным, идеалистическим, — они определяют ха­ рактер общественного строя в зависимо­ сти от сознания, идей, господствующих в обществе. Географическое направлепие в социоло­ гии ненаучно, резкциоиі-о. Оно оправды­ вает эксплуатацию человека человеком кестествеппымп» условиями, стремптся доказать вечность эксплуататорского строй: если географическая среда, являю­ щаяся основой общественного строя, остается на протяжении тысячелетий поч­ ти неизменном, то и эксплуататорский строй должен быть вечным и неизмен­ ным. Несмотря па полную научную несостоя­ тельность географического направления в социологии, империалистическая буржуа­ зия широко использует его для обосно­ вания агрессивных войн. В конце XIX й начале XX века это направление, соеди­ ненное с расовой теорией, выступило под названием «геополитики», или «политиче­ ской географии». Немецкие фашисты по­ пользовали «геополитикуг, для теорети­ ческого обоснования своих планов завое­ вания «жизненного пространства» для немецкой расы, г.умасбрпдных претензий германского империализма на мировое господство. Классики марксизма-ленинизма всета вели непримиримую борьбу против геогра­ фического направления, как одной из раз­ новидностей реакционной буржуазной со­ циологии. Несостоятельность, лженаучность геог­ рафического направления разоблачена в труде И. В. Сталина «О диалектическом и историческим материализме». Товарищ Сталин учит, что географическая среда не может оказывать решающего, определяю­ щего влияния на общественное развитие, так как изменения в развитии общества происходят несравненно быстрее, чем ігаепепня в географической среде. «На протяжении трёх тысяч лет в Ев-І ропе, — ппсал И. В. Сталин, — успели) смениться три разных общественных ;• строя: иервобытпо-общпнный строи, рабо-j! владельческий строй, феодальный стрэп, 3 а в восточной части Европы, в СССР сме­ нились саже четыре общественных строя. Между тем за т іт же период географиче­ ские условия в Европе лпбо не измени­ лись вовсе, лпбо изменились до того незначительно, что география отказы­ вается даже говорить об этом... Ко из этого следует, что географическая среда не может служить главной причи­ ной. определяющей причиной обществен­ ного развития, ибо то, что остаётся почти неизменным в продолжение десятков ты ­ сяч лег, не может служить главной при­ чиной развития того, что переживает ко­ ренные Изменения в продолжение сотеп лет» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 5S8). История свидетельствует, что человече­ ское общество не только подвергается влиянию географической среды, но оно в свою очередь активно воздействует на географическую среду. При гтом характер П силы воздействия общества на іеогра- фическую среду определяются характером общественного строя. Капитализм превра­ тил все доступные ему часТй земного ша­ ра в арену своей хищнической эксплуа­ тации. Хищническое хозяйничанье импе­ риалистов в колониях оказывает губи­ тельное пействпс на земледелие стран Азии и Африкй. В противоположность капитализму со­ циализм создает самые благоприятный возможности для планомерного преобразо­ вания природы иа огромных пространст­ вах. Успехи коммунистнческогЬ Строитель­ ства в СССР, достижения стран народной демократии убедительно доказывают пол­ ную научную несостоятельность географи­ ческого направления В социологии, бур­ жуазной геополитики п подтверждают правильность выводов маркспзма-ленй- низма о роли п месте географической среды в развитии человеческого общества. ОГ*9 В систему условий материальной жиз­ ни общества наряду с географической средой входит также рост народонаселе­ ния, та -пли иная плотность населения. Товарищ Сталин указывает, что лвдн со­ ставляют необходимый элемент условий материальной жпзнп общества, что без палпчия известного минимума люден не может быть никакой материальной жизни общества. Люди, производители матврпалъпых благ, — важнейшая производительная сила общества. От большей плп меПьшеГг плотности и быстроты роста иаргдонасе- ления в значительной мере зависят воз^ можность освоения новых земель, темпы экономического развития, рост народного богатства. Таким образом, рост народо­ населения, та плп ішап плотность насе­ ления, несомненно, влияет, на развитие общества. ОдНако рост народонаселения такйб Не является И не может являться главной, определяющей причиной общестаеИного развития. Если бы рост народонаселения являлся определяющей силой, обществен­ ного развития, указывает ІІ. В. Сталин, то более высокая плотность населения обязательно ідолжиа была бы ввязать к жизни соответственно и более высокий тин общественного строя. Между тем из­ вестно. что плотность населения в Бель­ гии в 26 раз выше, чем в СССР, но от СССР Бельгия отстала на целую истори­ ческую эпоху, ибо в Бельгии господствует капиталистический строй, а в СССР соз­ дан социалистический строй.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz