Полярная правда. 1953, апрель.
I П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д Х КОМСОМОЛЬСКАЯ ж изнь Комсомольская организация судоверфи насчитывает в своих рядах свыше трехсот членов. Она объединяет много цеховых комсомольских организаций. Как же Комсо мольская организация борется за воспнта- і іе молодых рабочих в духе коммунисти ческого отношения к труду, мобилизует пх на борьбу за выполнение производствен ного плана? Эти вопросы и явились, в основном, предметом обсуждения на от четно-выборном собрании. С докладом о деятельности комитета ВЛКСМ выступил секретарь тов. Ерофеев. В своем докладе, отмечая недостатки в ра боте комитета, он сказал, что комсомоль ская организация судоверфи за отчетпый период слабо пополняла своп ряды за счет лучших молодых судоремонтников: было принято в члены ВЛКСМ всего лишь 2D человек. Об этом же затем говорили и вы- ■ ступающие комсомольцы. Комитет ВЛКСМ, указал далее доклад чик» был плохо связан с широкими слоями Молодежи, которой насчитывается на предприятии свыше 500 человек, не на правлял работу цеховых организаций по укреплению их связей с молодежной мас сой и не помогал нм в улучшении воспи тательной работы среди песоюзной моло дежи. Вопрос о росте рядов комсомольских организаций обсуждался па заседании ко митета только один раз и то формально, так как пе было прпнято никакого реше ния. В результате многие комсомольские организации, в том числе литейного цеха (бывший секретарь тов. Новожилов), мед- пицко-трубопроводного цеха (секретарь тов. Шкрябпн) за год не приняли в комсо мол ни одного человека. Выступившие па собрании комсомольцы резко критиковали работу комитета ВЛКСМ. С марта 1D52 гола, говорили они, было проведено всего лишь три закрытых общезаводских собрания и пи одного от крытого. Причем вопросы, вынесенные на обсуждение, касались только постановле нии вышестоящих комсомольских органов. Вопросы же, связанные с производственной жизнью молодежи, не ставились. Собрания в цеховых комсомольских организациях также проводились нерегулярно. Совсем ппое положение в комсомольских организациях' цехпв топливной аппаратуры п механическом. Секретари этих организа ций тт. Клабукова и Дземов выносили на собрания вопросы, связанные с производ ственной жизнью коллектива, с интереса ми и запросами комсомольцев и несоюзной молодежи. Собрания здесь проходили па высоком идейно-политическом уровне, прп активном участии членов ВЛКСМ. Комитет комсомола судоверфи обязан был обобщить опыт подготовки и проведения собраний в этих организациях и сделать его достояни ем других цеховых организаций, но не вы полнил этой своей обязанности. Больше того, учитывая критические замечания комсомольцев, комитет не принимал долж ных мер к ликвидации вскрытых недо статков на производстве. Не было и конт роля за пспплнрнііем своих, ранее приня тых решений. В результате большая часть хороших мероприятий осталась невыпол ненной. Член комитета ВЛКСМ тов. Слесарева, говоря о состоянии политической учебы помсомпльпев, указала: — Большим недостатком в работе ко- П ынтета по идеологическому воспитаний молодежи является то, что мы в текущем году не сумели охватить учебой 78 комсо мольцев, а в шести кружках, работающих в этом году, нет ни одного слушателя пз песоюзной молодежи. В отдельных круж ках были срывы занятий из-за плохой по сещаемости слушателей пли из-за слабой подготовки самих пропагандистов. Пропа гандист коммунист тов. Захаров не всегда добросовестно готовился к занятиям, про водил пх неинтересно, сухо. Знали члены комитета и о том, что про пагандист тов. Вакула с декабря прошлого года сорвал шесть занятий, но мер к нему не принимали. О слабой поддержке новаторов производ ства говорил токарь отдела главного меха ника тов. Дворников. — Когда я предложил, — сказал он, — перевестп свой станок па другую пе редачу, значительно увеличивающую обо роты шпинделя станка, то начальник ста ночной группы тов. Лобанов долгое время выискивал всевозможные причины, чтобы не. делать этого. А внедрение моего пред ложения позволит создать большую мощ ность станка -ft перейти на скоростпое и силовое резанпе металла. Мое стремление работать новыми методами тормозится тем, что у нас нет резцов твердого сплава п пет хорошего инструмента. В разрешении этих вопросов я не получил помощи со стороны комитета комсомола. Комитет комсомола судоверфи очень мало занимается вопросами организации соревнования среди комсомольцев. Выступившие затем тов. Пронин — сек ретарь комсомольской организации кузнеч ного цеха, тов. Минин — заведующий клубом говорили о слабом участии ком сомольцев и несоюзной молодежи в прово димых спортивных мероприятиях и клуб ной работе. Комитет комсомола мало уде лял внимания вопросу организации досуга молодежи судоверфи. Секретарь комсомольской организации механического цеха тов. Дземов, указав на недостатки в своей работе, справедливо от метил, что члены партбюро п бывший сек ретарь тов. Матпевскпн были очень редки ми гостями на комсомольских собраниях. Если бы они побольше и повнимательнее прислушивались к голосу комсомольцев и молодых рабочих, то план по ремонту су дов тралового Флота и «Мурмансельди» выполпялся бы ежемесячно. Члены комитета мало проявляли собст венной инициативы в организации учебы молодежи в вечерней школе. Пз 31 человека записавшихся повышают свой общеобра зовательный уровень только 18. Выступившие на собранпп тт. Пронин, ДзеМов и другие критиковали работников райкома, горкома и обкома комсомола, ко торые Мало бывали в комсомольских орга- нпзапнях цехов и не оказывали должной поѵпщіі в пх практической работе. ■Комсомольцы судоверфи, вскрыв недо статки в своей работе, избрали новый со став комитета п приняли решения, выпол нение которых поможет значительно улуч шить внутрисоюзную и воспитательную работу, а также обеспечить успех в бор'ьбе за безусловно? выполнение государствен ного плана 1953 года. Б. ЗАГЛГЩПКИЙ. М. КИРЮХИН. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ К 1 А Я Коллективы художественной самодея тельности Мурманска активно ведут под готовку к 1 Мая, Дом культуры имени С. М. Кирова го товит праздничные концерты, с которыми выступит на предприятиях рыбной про мышленности города. Хор под руководст вом М. Л* Нечай разучивает песни «Есть такая партия», музыка Новикова, «Песня борцов за мир», музыкз Мурадели и рус скую народную песню «Родина». Вокальный кружок, возглавляемый тов. Хондажевской, исполнит «Песню о пар тии», музыка Александрова, «Партия — наш рулевой»', музыка Мурйдблп, «Летите, голуби, летите», музыка Дунаевского. В репертуаре солистов — песни совет ских композиторов и композиторов стран народной демократии. Новые пляски и танцы готовит тан цевальный коллектив. Среди нпх — та нец «Березка», «Смоленская кадриль», «Метелица» и другие. Театральный коллектив под руковод ством Н. А. Яковлева много и упорно ра ботает над пьесой Райниса «Вей, вете рок». Спектакль по этой пьесе будет вы пущен в первой половине мая. С разнообразной программой выступят в дни-первомайского праздника коллек тивы художественной самодеятельности Дома междурейсового отцыха. Хор испол ни^ русские паросшыс песни л песни-со-' вегйких композиторов. Солисты этого са модеятельного коллектива разучивают песнп «Вальс дружбы», музыка Дунаев ского, «Комсомольский билет», музыка Мокроусова и другие. Активно веается подготовка в самодея тельном коллективе санэпидстанции. Тут разучивают г. 1 Мал «Кантату о Сталине», «Песню борцов за мир», песни «Ог Волпі до Дона», «Комсомольцы» и другие. Обновили спой репертуар и соли сты тт. Чуркин и Филимонова. Театральный коллектив работает над пьесой «На переднем крае», которая рас сказывает о бдительности наших погра ничников*. Объединенный хор педагогического училища в составе 200 человек под ру ководством тов. Бернацкого в сопровож дении оркестра народных инструментов (руководитель тов* Янп) готовит к ис полнению «Песню о Сталине» п другие номера. 3. ПИРОГОВА. Директср областного Дома нерод ного творчества. ЗѴа 9 0 (7504 ) 18 апреля 1 9 5 3 г.. „ Ш И Лу чше подгйч-опйть о йропсстн шссоіэуш ncpoDosuy пассйншров П я т и д н е в ны й с е м и н а р с е к р е т а р е й к о л х о з н ы х п е р в и ч н ы х о р г а н и з а ц и й В Л К СМ При обкоме ВЛКСМ закончил работу пятидневный семинар секретарей колхоз ных комсомольских организаций области. Участники семинара прослушали ряд лекций и докладов о решениях XIX съез да КПСС, об участии комсомольских орга низаций в хозяйственной жпзнп колхо зов, а также по вопросам внутри комсо мольской работы. Руководитель лекторской группы обко ма КПСС тов. Дрябезгов прочитал на се минаре лекцию о международном положе нии. С докладом «О мерах улучшения идеологической работы в комсомоле» вы ступил секретарь обкома комсомола по пропаганде и агитации тов. Копылов. После семинара с секретарями колхоз ных комсомольских организаций было проведено совещание. КниЖная полка В книжные магазины облкнптоторга поступила новая литература: В. И. Лвнин. Что такое «друзья, наро да» и как они воюют против сошіал-де- мократов? Госполптпздат. 1953 г. Тираж 200 тысяч экз., стр. 206, цена 2 руб. 70 коп. Четвертая сессия верховного Совета СССР. Шиательгтзо «Правды». 1953 г. Тираж 1 миллион экз., стр. 29, цена 25 коп. В. В. Глухов. Техника па стройках коммунизма. Гостехпздат. 1952 г. Тираж 200 тысяч экз., стр. 64, цена 95 кои. В брошюре подробно рассказывается об устройстве и работе машин, которые при меняются па Великих стройках комму низма, о передовой советской технике. Н. Доризо. Стихи. Издательство «Моло дая гвардия». 1952 г. Тираж 10 тысяч экз.. стр і132, цена 2 руГі. 90 коп. Тема стихов, включенных в сборник — борьба за мир. В сборнике публикуют ся стихи о Сталине — знаменосце мира, о борцах за мир в Америке, Франции, Турции и других странах. Читатель най дет в книге стихи, посвященные мирному созидательному труду советских людей, героям Отечественной войны, завоевавшим мир во всем мире. В сборник включен цикл стихов о молодых строителях ком мунизма, о студентах, молодых моряках Заполярья. Скоро наступит короткое полгрііоѳ ле то, Близится время массовых перевозок пассажиров различными видами транспор та. Десятки тысяч трудящихся Мурман ской области во время отпусков поедут от дыхать на юг, в санатории Крыма, Кав каза и других курортов Советского Союза. Коммунистическая партия и правитель ство всегда уделяли и уделяют особое внимание обслуживанию трудящихся прп ПбрбВозке их Любым видом транспорта. Пассажирские перевозки являются у нас предметом особой мботы партии и прави тельства. П это видно на близких для ааь примерах. В Мурманске приступили к строитель ству морского вокзала, строится железно дорожный вокзал, значительно увеличи лось количество электросекцнй -пригород ного сообщения, возросло число новых цельнометаллических вагонов в поездах дальнего следования. Принят ряд мер к улучшению обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях и н морских портах Мурманской области. Однако надо отмстить, что по вине от дельных работников ряда транспортных предприятий в нашей области имеют Ме сто Факты пренебрежительного п бездуш ного отношения к пассажирам. В летний период Мурманское отделение Кировской железной дороги (начзльник тов. Струкоз) обслуживает огромное коли чество пассажиров, едущих в дома отдыха и санатории, детей, направляющихся в ппопереппе лагеря, п других. Одна из важ нейших задач, которую надо решить ра ботникам отделения дороги, — это создание максимума удобств для граждан, пользую щихся услугами железнодорожного транс порта. До настоящего времени дело тут явно неблагополучно. Неудовлетворительно обслуживаются тру дящиеся па станциях, где пет соответст вующих помещений для отдыха и ожида ния поездоз. На станции Оленья не орга низована комната матери и ребенка, ка мера хранения ручной клади по своим размерам не может удовлетворять потреб ностей всех пассажиров, отсутствует ки пяток. Руководство отделения дороги пе при няло мер к расширению зала ожидания на станции Апатиты, а сделать это крайне необходимо. На станции Княжая нет помещения для пассажиров, отсутствуют газетные вит рины. В пригородной зоне посадочные плат формы не отремонтированы. Поезда мест ного сообщения, ввиду отсутствия съез дов, непосредственно к перрону станции Мурманск не прибывают, а останавли ваются вдалеке, вследствие чего пасса жиры вынуждены пдтп к поездам через пути. Работники Мурманского отделения доро ги не потребовали от руководства треста работы буфетов и ресторанов. Я<> настоя щего времени пассажиры в станционных буфетах и вагонных ресторанах своевре менно lie ііогут получить горячие блюда. Санйтбрное состояние этих йр&дпрнятйй общественного питания плохое. Исключительно важное значение име ет в условиях ношей области морской транспорт. Ведь пйсеаяйрскно суда яв ляются основными средствами связи между населенными пунктами побережья Коль ского полуострова п других районов с Мурманском. Однако работники предприятий (морско го транспорта не добплнсь еще устране ния крупных недостатков, которыо имеют ся в обслуживании пассажиров й их пере возке. В адрес Мурманского пароходства (начальник тов. ЖарКов) поступает много жалоб на то, что пассажнрскйе суда не выдерживают расписания дзиженпя. Так, & ноябре месяце прошлого года пароход «П. Репин» не вошел в портопупкт Рын да, пароход «Ястреб» по взял почту и пассажиров в Гаврйлово іі т . д. Диспетчерский аппарат службы экс плуатации пароходства (начальник тозк Савочкин) слабо <!. 1 едпт за работой пасса жирского флота, не всегда своевременно ставит в известность капитанов о предпо лагающихся изменениях в направлениях судов. По вине диспетчеров на морской вокзал не всегда дастся правильная ин формация о подходе того пли иного суДна. Пассажирские суда несвоевременно вы ходят на линию п потому, что между ра ботниками механико-судовой службы (на чальник тов. Ипполитов) и судоремонтны ми предприятиями пе установлены дело вые взаимоотношения. Посадка п высадка пассажиров в Ма лом Оленье, Порчнихе, Захребетном п др. производится с помощью гребных беспа лубных карбасов прп любом состоянии по годы. Из-за отсутствия надзора прп прие ме пассажиров карбасы обычно перегру жаются. В порту Лнннахамарп л ряде других пунктов из-за того, что нет вокзалов, пас сажирам приходится под открытым небом ожидать посадки па суда* Но вине руководителей торгового порта (начальник топ. Косяков), строительного управления (начальник тов. Еанлпев) и Кольского госрыбтреста (начальник тов. Иетрушнхпн) из общего количества Пор- топунктов Кольского полуострова за пол тора года для обслуживания пассажиров откпыто только тріі* Водоснабжение Пассажирского флота в порту производится плохо, что ведет К срыву сроков отхода судоз. Работники Мурманского морского вокза ла (начальник тов. СаЖенкоз) не при нимают решительных мер к улучшению обслуживания пассажиров. Предваритель ная продажа бплетоз по-наст^ящ°му не налажена, что создает перед отходом су- же.тезнодорожных ресторанов улучшения доз большие очереди у касс, посадка идет беспорядочно. В помещения гокзала Но п неуютно. Особое 'внимание следует уделіш. г:-л- росу улучшения работы судовых буфетов Й ресторанов, та к кай' Мурманская^ конто ра «Торгмортранса» (заведующий тов. Аникин) крайне неудовлетворительно забо тится об этих предприятиях общественно го шітаййЯ. Часто буфеты п рестораны з первую очередь обеспечиваются не про дуктами питания, а випно^водочныма из делиями. Били случая, когда по вине «Торпіор- грайса» пассажпрскйе суда уходили з рейсы совершенно без обслуживающего Персонала й без надлежащего ассортимен та продуктов в буфетах и ресторанах. Работники «Тсргмортранса» допускают грубое, невнимательное отношение к пас сажирам и йе всегда принимают меры для обеспечения йх всем необходимым, а ка питаны судов не требуют от диреКтороа судовых ресторанов составления разнооб разных л питательных меню. Судовая администрация недостаточна борется за культурное обслуживание пас сажиров, не следит за каютами и местамп общественного пользования. Политотдел Мурманского отделения Ки ровской железной дороги (начальник тов* Кириллов), политотдел пароходства (на чальник тов. Вакорин), партийные помп- теты, партийные п профсоюзные организа ции предприятий железнодорожного п мор ского транспорта недостаточно занимались вопросами улучшения перевозок п куль турного обслуживания пассажиров, по взяли пх под свой контроль, В Феврале рабогнипамп политотдела па роходства было проведепо собрание с пред ставителями управления пароходства, тор гового порта, судоз пассажирского ф.тота, «Торгмортранса» п других организаций по вопросу улучшения перевозок пассажиров, однако до последнего дня заметных сдви гов в лучшую сторону в этом деле но наблюдается» Улучшение, работы пассажирского фло та п культурного обслуживания трудя щихся, перевозимых морским и Гііелезііодо- рожным путем, — дело большой госудйр- стае-шгой важности. Нм надо заниматься не от с.Тучая к случаю, а поёТоЯННО. Ввиду того, что через Мурманск едут* транзитные пассажпры, работникам же лезнодорожного п морского вокзалов необ ходимо решить вопрос организации Ігред- варптельной продажи билетов в пассажир ских поездах— на морские суда пйа су дах — на поезда. Массовые перевозки пассажиров мор ским и железнодорожным транспортом но за горами^ Встретить пх во всеоружии — почетный долг моряков, портовиков и же лезнодорожников. А. АФАНАСЬЕВ. Инетрунтер транспортного отдела обкоиа КПСС і Почему пайщики недовольны рыбкоопом В становище Дальние Зеленцы для ма газина рыбкоопа был выстроен склаа. Строилп его долго, наконец, сдали, по по мещение оказалось непригодным. Стены і не проконопатили, между бревпамн — большие щели. Териберскнй рыбкооп, ка к и облрыбо- ловпотребсоюз, не обратили на эти недо делки внимания. Тов. Монастырей — председатель обл рыболовпотребсоюза — обещал пере строить,4расширить и утеплить магазин в становище, однако это так и осталось обещанием. Между тем в магазине зимой работать невозможно. Все продукты про мерзают, стеклянная тара лопается, везде дует. Если идет дождь— в магазине лужи» Плохое здесь и помещение пекарни. Тут сыво, мука лежит либо в снегу, ли бо в воде. В такой обстановке трудно ис печь хороший хлеб. Знают обо всех этих неполадках в облрыболовпотребсоюзе, одначо не прини мают мер для наведения должного поряд ка. Председатель Тернберпкого рыбкоопа тов. Евсеев редко бывает в становище, не проверяет работу магазина и пекарни. А в магазине до сих нор неполностью про изведена переоценка товаров, п некоторых пз нпх нет в продаже. Были случаи за вышении цен. Все «то говорит о том, что Терйбёр- екпй рыбкооп длохо следігг за работой продавцов п заведующих магазинами. Сов- сем не работает рыбкооп и с пайщиками. За весь год не было ни одного собрания пайщиков. До спх пор, хотя прошло уже трп с п о л о в и н о й месяца, рыбкооп пе от читался перед пайщиками о работе за 1952 год. \ В. КОРОТКИЙ. ст. Дальние Зеленцы. И н т е р е с н Ь і й в е ч е р ‘Во всех школах нашей страны через Полтора месяца кончается учебный год. Перед учащимися выпускных классов от крываются двери вузов, техникумов. Перед выпускниками часто встают вопросы: «Кем быть? Куда пойти учиться?» Чтобы помочь нм в выборе Профессии, в конце весенних каникул в Нагориовской семн- летней школе был организован вечер на тему: «Кем быть?», па который были приглашены инженер промкомбината тов. Симаков, инженер кирпичного завода тов. Раков, Фельдшер тов. Симакова, курсан ты Мурманского мореходного училища. Каждый нз приглашенных товзрпщей рассказал о своей профессии. Лтот вечер многим учащимся помог выбрать профессию. Л. ПАНКРАТОВА. А, МАЛЁТИНА. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ МАТЕРИАЛЬНО О Б Щ Е С Т В А й жизни Исторический материализм учит, что вещественная жизнь пмеет две стороны: материальную и духовную. Материальная жизнь общества есть объективная реаль ность, существующая независимо от созна ния и волн люден, а духовная жпзнь обще ства есть отражение этой объективной реальности. Каково бытие общества, како вы условия материальной жизни обще ства,— таковы его идеи, теории, полити ческие взгляды, политические учреждения. Это материалистическое решение основного философского вопроса в исторической нау ке положило предел всяким идеалистиче ским измышлениям идеологов буржуазии, дало руководящую нпть для научного по- пйанпя закономерностей общественного развития. Самой глубокой основой всех обществен ных отношений являются отношения, в которые людп вступают в процессе произ водства материальных благ. Выделив из всех областей общественной жизни эконо мические, производственные отношения людей как основные, первоначальные, определяющие все остальные отношения в .обществе, Маркс и Энгельс ‘ создали тем самым прочную основу для понимания раззптпя общества, ка к естествепно-псто- рйческого процесса. Исторический материализм раскрыл главную , определяющую роль способа про изводства в жи зни общества и Тем самым вп ервые дал возможность научно исследо в а т ь общественные условия жизни масс, определить решающую роль народных масс в Истории. История общественного разви ти я предстала к а к псторпя самих произво дителей м атериальных благ, история тр у дящихся масс, псторпя народов. Материалистическое понимание истории, Дающее единственно правильное, научное обоснование объективных законов разви тия общества, является теоретической ос новой п о л и т и к и , стратегии п тактики марксистской партии, могучим идейным оружием рабочего класса в борьбе за рево люционное преобразование мира, за побе ду коммунизма. 1 . Исторический материализм учит, что характер общественного строя, обществен ные идеи, теории, политические учрежде ния определяются в конечном счете усло виями материальной жизни общества. Что же такое условия материальной жпзнп общества? В понятие «условия материальной жпз нп общества» входят: 1) географическая среда, т. е. окружающая человеческое пб- щество природа. 2) народонаселение, 3) способ производства материальных блпг. Основоположники научного комму низма Маркс и Энгельс и пх великие про должатели Ленин и Сталин раскрыли содер жание каждого из этих ялементов в систе ме материальных условий жпзнп обще ства, показали связь между ними, роль КагкдоГо пз них в общественном развитии. Географическая среда является одним пз необходимых И постоянных условий мате риальной жизни общества. Опа, несомнен но, оказывает большое влияние на разви тие общества. Те или иные условия окру жающей общество іірйродьі составляют естественную основу процесса производ ства, без которой производство вообще не мыслимо. Благоприятные географические условия ускоряют развитие общества, не благоприятные — замедляют его. Природные условия жизни общества Маркс делил на два больших разряда: 1) естественное богатство средств суще ствования — плодородпе почвы, обилие рыбы в водах, дичи в лесах и т. д.; 2) естественное богатство источниками средств труда — водопады, судоходные ре ки,, дерево, металлы, уголь, нефть и т. д. На ранних ступенях развития человече ского общества наибольшее значение име ло первое природное условие. Плодородпе почвы, обилие рыбы в водах, наличие животных, пригодных к приручению,— все это составляло естественную основу общественного разделения труда — появ ление земледелия, скотоводства и т. д. Па более высоких ступенях развития обще ства все большее значение приобретало вторпе условие — использование энергии водопадов, использование судоходных рек, полезных ископаемых п т. п. Характеризуя роль естественных усло вии производства. Маркс писал: «Если мы отвлечемся от большего или меньшего развития общественного производства, то производительность трупа окажется свя занной с естественными условиями» (^Ка питал», т. 1, стр. 515). Признавая важную роль географической среды как тно го из необходимых и по стоянно действующих элементов в систе ме материальных условий жизни общест ва, марксизм-ленинизм вместе с тем счи тает, что географическая среда Не яв ляется главной іі определяющей причиной общественного развития. Между тем в буржуазной соцНологіш широко распространено представление о географической среде как основном фак торе развития обіцества. Сторонники так называемого географического направления в социологии считают, что условия ок ружающей общество природы (климат, почва, рельеф местности, растительность) влияют на Физиологию и психологию лю ден, определяют их наклонности и темпе рамент, а через них и весь общественно- политический строй. Именно таких взгля дов придерживались Монтескье во Фран ции, Бокль в Англии и другие. В дореволюционной России представи телями географического направления бы лп социолог Л. Мечников, историки С. Со ловьев. В. Ключевский и другие. Серьез ную ошибку в понимании роли географи ческой среды допускал Г. Плеханов, кото рый оценивал географическое направле ние в социологии неправильно, ка к раз новидность материалистического взгляда на историю. На самом деле между истори ческим материализмом и географическим направлением в социологии нет ничего общего, более тиго — они враждебны ДРУГ Другу. Объяснение общественного развития представителями географическо го направления является ненаучным, идеалистическим, — они определяют ха рактер общественного строя в зависимо сти от сознания, идей, господствующих в обществе. Географическое направлепие в социоло гии ненаучно, резкциоиі-о. Оно оправды вает эксплуатацию человека человеком кестествеппымп» условиями, стремптся доказать вечность эксплуататорского строй: если географическая среда, являю щаяся основой общественного строя, остается на протяжении тысячелетий поч ти неизменном, то и эксплуататорский строй должен быть вечным и неизмен ным. Несмотря па полную научную несостоя тельность географического направления в социологии, империалистическая буржуа зия широко использует его для обосно вания агрессивных войн. В конце XIX й начале XX века это направление, соеди ненное с расовой теорией, выступило под названием «геополитики», или «политиче ской географии». Немецкие фашисты по пользовали «геополитикуг, для теорети ческого обоснования своих планов завое вания «жизненного пространства» для немецкой расы, г.умасбрпдных претензий германского империализма на мировое господство. Классики марксизма-ленинизма всета вели непримиримую борьбу против геогра фического направления, как одной из раз новидностей реакционной буржуазной со циологии. Несостоятельность, лженаучность геог рафического направления разоблачена в труде И. В. Сталина «О диалектическом и историческим материализме». Товарищ Сталин учит, что географическая среда не может оказывать решающего, определяю щего влияния на общественное развитие, так как изменения в развитии общества происходят несравненно быстрее, чем ігаепепня в географической среде. «На протяжении трёх тысяч лет в Ев-І ропе, — ппсал И. В. Сталин, — успели) смениться три разных общественных ;• строя: иервобытпо-общпнный строи, рабо-j! владельческий строй, феодальный стрэп, 3 а в восточной части Европы, в СССР сме нились саже четыре общественных строя. Между тем за т іт же период географиче ские условия в Европе лпбо не измени лись вовсе, лпбо изменились до того незначительно, что география отказы вается даже говорить об этом... Ко из этого следует, что географическая среда не может служить главной причи ной. определяющей причиной обществен ного развития, ибо то, что остаётся почти неизменным в продолжение десятков ты сяч лег, не может служить главной при чиной развития того, что переживает ко ренные Изменения в продолжение сотеп лет» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 5S8). История свидетельствует, что человече ское общество не только подвергается влиянию географической среды, но оно в свою очередь активно воздействует на географическую среду. При гтом характер П силы воздействия общества на іеогра- фическую среду определяются характером общественного строя. Капитализм превра тил все доступные ему часТй земного ша ра в арену своей хищнической эксплуа тации. Хищническое хозяйничанье импе риалистов в колониях оказывает губи тельное пействпс на земледелие стран Азии и Африкй. В противоположность капитализму со циализм создает самые благоприятный возможности для планомерного преобразо вания природы иа огромных пространст вах. Успехи коммунистнческогЬ Строитель ства в СССР, достижения стран народной демократии убедительно доказывают пол ную научную несостоятельность географи ческого направления В социологии, бур жуазной геополитики п подтверждают правильность выводов маркспзма-ленй- низма о роли п месте географической среды в развитии человеческого общества. ОГ*9 В систему условий материальной жиз ни общества наряду с географической средой входит также рост народонаселе ния, та -пли иная плотность населения. Товарищ Сталин указывает, что лвдн со ставляют необходимый элемент условий материальной жпзнп общества, что без палпчия известного минимума люден не может быть никакой материальной жизни общества. Люди, производители матврпалъпых благ, — важнейшая производительная сила общества. От большей плп меПьшеГг плотности и быстроты роста иаргдонасе- ления в значительной мере зависят воз^ можность освоения новых земель, темпы экономического развития, рост народного богатства. Таким образом, рост народо населения, та плп ішап плотность насе ления, несомненно, влияет, на развитие общества. ОдНако рост народонаселения такйб Не является И не может являться главной, определяющей причиной общестаеИного развития. Если бы рост народонаселения являлся определяющей силой, обществен ного развития, указывает ІІ. В. Сталин, то более высокая плотность населения обязательно ідолжиа была бы ввязать к жизни соответственно и более высокий тин общественного строя. Между тем из вестно. что плотность населения в Бель гии в 26 раз выше, чем в СССР, но от СССР Бельгия отстала на целую истори ческую эпоху, ибо в Бельгии господствует капиталистический строй, а в СССР соз дан социалистический строй.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz