Полярная правда. 1953, апрель.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ТА 89 (7503) 15 апреля 1 9 5 3 Л П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Справочно-библиографическая работа библиотеки райкома КПСС Дл* оказания помощи коммунистам и беснар. чйному активу, изучающим марк­ систско-ленинскую теорию, а также про­ пагандистам, лекторам, консультантам библиотека Кольского райкома КПСС ши­ роко использует разнообразные формы справочно-библиографической работы. Здесь читателям даются справки, как по­ добрать литературу по тому или иному вопросу, составляются рекомендательные списки литературы, альбомы и тематиче­ ские папки газетных вырезок, расписание периодических изданий, создаются ката­ логи и картотеки, дается также информа­ ция о новых книгах через районную га­ зету. В библиотеке выделен специальный от­ дел, где сосредоточена вся справочная ли­ тература. Сюда вошли Большая Советская и Малая Советская Энциклопедии, Толко­ вый словарь русского языка под редакцией Ушакова, словарь иностранных слов, фи­ лософский словарь, словарь русского язы­ ка, календари, справочники, библиотечка агитатора. Библиотека располагает достаточным количеством экземпляров произведений В. II. Ленина и П. В. Сталина, а также стенограмм публичных лекций Всесоюзно­ го общества по распространению полити­ ческих и научных знаний. Большое место в наглядной пропаганде литературы занимают книжные выставки. В начале учебного года в сети партийного просвещения были организованы книжные выставки под общим заголовком «В по­ мощь изучающим теорию марксизма- ленинизма», подобрана также литература в помощь самостоятельно изучающим марксистско-ленинскую теорию. Для оказания методической помощи про­ пагандистам организован «Уголок пропа­ гандиста», в котором имеется картотека с методической литературой: «Как вести за­ нятия в политшколе», «Как работать с книгой», «Как использовать паглядпые пособия в начальном политкружке», «О культуре речи пропагандиста». В этом уголке сосредоточена картотека для слу­ шателей кружков повышенного типа но изучению истории КПСС, в помощь изу­ чающим диалектический п исторический материализм, оформлены папки газетных вырезок в помощь изучающим историю КПСС: «О произведениях В. П. Ленина п П. В. Сталина», «Страны народной демо­ кратии на пути к социализму», «Народы мила в борьбе за snip». В библиотеке сделан специальный щит, на котором под общим заголовком «По страницам журналов» нарисованы облож­ ки журналов «Коммунист», «Молодой ком­ мунист», «Вопросы экономики», «Блокнот агитатора», художественных журналов. Под обложкой каждого журнала прикреп­ лен блокнот, в котором указаны названия опубликованных в данном журнале статей по вопросам марксистско-ленинской теории и материалы XIX съезда Коммунистиче­ ской партии. В связи с переходом сети партийного и комсомольского просвещения на изуче­ ние материалов XIX съезда партии биб­ лиотека райкома КПСС также перестроила свою работу. От нее потребовалась боль­ шая помощь пропагандистам и слушате­ лям кружков в пзученпп гениальной работы П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» и материа­ лов XIX съезда партии. С этой целью библиотека оформила две содержательные фотовыставки. Одна из них рассказывает о пятом пятилетием плане развития СССР на 1951— 1955 гг. в области промыш­ ленности, сельского хозяйства, повыше­ ния благосостояния советского народа, другая посвящена развитию Мурманской области в пятой сталинской пятилетке. В помощь изучающим материалы XIX съезда партии оформлены панки газетных вырезок о мезцународнои и внутреннем положении Советского Союза. Оформлены газетные вырезки в помощь изучающим работу И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», создана также картотека. Название каждого из 11 разделов этой картотеки соответствует названию разделов книги товарища Сталина «Экономические проблемы социа­ лизма в СССР». Специальный альбом «Техника в пятой пятилетке» рассказы­ вает о достижениях советской науки и техники. Для того, чтобы слушатели кружков и пропагандисты могли увязывать изучае­ мый материал с жизнью своей области и Кольского района, написана и разослана пропагандистам справка о развитии Мурманской области и Кольского района в пятой сталинской пятилетке. Подсобным материалом для создания такой справки явились опубликованные материалы в «Полярной правде», цифры и факты из лекций, докладов ц т. д. В целях оказания помощи пропаганди­ стам и слушателям в изучении выступле­ ний тт. Г. М. Маленкова, Л. П. Берия, В. М. Молотова на траурном митинге 9 марта и решений IV сессии Верховного Совета СССР библиотека оформила выстав­ ку, посвященную эгим историческим до­ кументам, и папку газетных статей «В М У Р М А Н С К С Т Р О И Т С Я помощь пропагандисту». Кроме того, на­ рисованы схемы: «Высшие органы КПСС» и «Высшие органы советской власти». Э ти схемы помогли нашим пропаганди­ стам и слушателям кружков наглядно разобраться в важнейших изменениях ка к в органах государственной власти, та к и в партийных органах. При проведении справочно-библпогра- фпческой работы библиотека райкома КПСС пспользует также районную газету. Через нее она информирует пропаганди­ стов и слушателей о новых книгах. Работники отдела пропаганды и агита­ ции райкома партии, бывая в кружках, советуют слушателям и пропагандистам пользоваться фактическим материалом. Пропагандисты тт. Степанов, Волкова, Сотнпкова, 3. Смирнова при подготовке к занятиям умело попользуют дополни­ тельный материал, рекомендованный биб­ лиотекой, в результате чего занятия про­ ходят у них интересно, слушатели актив­ но участвуют в проводимых беседах. Библиотека оказывает также помощь и агитаторам. С этой целью создан «Уго­ лок агитатора», в котором сосредоточена методическая литература: «Как исполь­ зовать художествепную литературу для проведения бесед», «Как провести бесе­ ду» и т. д. Оформлены папки «В помощь агитатору» по материалам XIX съезда Коммунистической партии и решений IV сессии Верховного Совета СССР. Ежеме­ сячно составляется тематика для прове­ дения бесед и докладов среди трудящихся. В организации справочно-библиографи- чеокой работы библиотеки есть еще су­ щественные нодостатки. Библиотека еще недостаточно информирует пропагандистов и слушателей кружков о своей справочно- библиографической работе, в результате чего не все пропагапдисты используют тот материал, который здесь есть. Не применяется еще такая форма массовой рабогы, особенно на проводимых семина­ рах пропагандистов, как библиографиче­ ские обзоры литературы, недостаточно информируется партийный и советский актив о вновь вышедших книгах и жур­ нально-газетных статьях, особенно по ра­ боте И. В. Сталина «Экономические про­ блемы социализма в СССР». Предстоит сделать еще многое, чтобы помощь библиотеки райкома в политиче­ ском самообразовании коммунистов и бес­ партийного актива стала еще более пол­ ной, более эффективной п разносторонней. А. ЛОУШНИНА. Заведующая библиотекой Кольско­ го райнома КПСС. Строители Мурманского отделения Ки­ ровской железной дороги ведут отделоч­ ные работы в новом здании вокзала. В беседе с нашим корреспондентом строи­ тельный мастер тов. Сухих рассказал: — В этом году мурманчане получат в свое распоряжение новое красивое здание железнодорожного вокзала. В нем не­ сколько десятков различных помещений. Центральную часть первого этажа вокза­ ла занимает кассовый зал — светлый, про­ сторный. Его высота 15 метров. Здесь будут работать четыре кассы для прода­ жи билетов пассажирам, телеграф, почта. В северной части здания находятся боль­ шой и малый залы ожидания — это так­ же большие и светлые помещения. Южную часть 1 -го этажа здания будут занимать ресторан, кухня и другие служебные помещения. В подвальной части нового вокзала разместятся багажный зал, кладовые, ка­ бинет врача, душевые и другие. На вто­ ром этаже отделываются помещения для комнаты матери и ребенка, для парик­ махерской, часовой мастерской, радио­ рубки. Проектом предъявлены особенно высо­ кие требования как к внутренней, так и внешней отделке здания, к его художест­ венному оформлению. Так, многие поме­ щения вокзала будут иметь паркетные и мозаичные полы, лепные украшения, об­ лицовку пз искусственного мрамора. В центральных залах трубы п радиаторы отопительной системы будут скрыты в стенах. Фасад вокзала намечается от­ делать цветной штукатуркой. К бригадам штукатуров, которые ведут сейчас отделочные работы внутри здания, также предъявляются особые требова­ ния: штукатурка должна быть повы­ шенного качества. Одна из лучших строительных бригад на Кировской маги­ страли брпгада штукатуров, руководимая коммунистом тов. Худяковым, успешно выполняет эти требования. Сейчас, всту­ пив в предмайское социалистическое со­ ревнование, этот коллектив перекрывает задания в полтора— два раза. Сдать новый вокзал в эксплоатацпю строители предполагают к 36-й годовщине Великого Октября. В Порт-Владимире не заботятся ©нуждах рыбаков Книга вошла в быт трудящихся Заполярья Собрание партийного актива Кандалакши Состоявшееся в гор. Кандалакше собра­ ние партийного актива обсудило доклад секретаря горкома КПСС тов. Шестерпкова об итогах работы IV пленума Мурманского областного комитета партии. Рассказав о постановлении пленума обкома по вопросу «О практике подбора, расстановки и воспитания руководящих кадров в Мурманской городской партийной организации», докладчик главное внима­ ние сосредоточил на критике недостатков, имеющих место в Кандалакшской город­ ской партийной организации. Па конкрет­ ных фактах и примерах тов. Шестериков дал анализ этих недостатков. В подборе кадров допускаются ошпбки, притупление бдительности. В ряде случаев на руково­ дящие посты принимаются непроверенные люди, не внушающие политического дове­ рия. Еще велика текучесть кадров. Пленум обкома КПСС, — указал далее тов. Шестериков,— обсудил такд;е вопрос о работе редакции областной газеты «Поляр­ ная правда». Докладчик обратил внимание участ­ ников. актива на недостатки и работе городской газеты «Кандалакшский комму­ нист». Редакция медленно перестраивает свою работу в соответствии с решениями XIX съезда партии, слабо развертывает критику, мало обобщает передовой опыт, не'собрала еще вокруг себя широкий автор­ ский актив. Выступившие в прениях коммунисты по-деловому, принципиально вскрыли ряд существенных недостатков в работе с кад­ рами и в деятельности городской газеты. Начальник отдела кадров механического завода тов. Долецкий сказал: — На механическом заводе низка трудо­ вая дисциплина. Особенно неблагополучно обстоит дело с трудовой д и с ц и п л и н о й в механическом цехе и в цехе металлоконст­ рукций. Начальники этих цехов тт. Михеев и Каневская мало работают по воспитанию коллективов. Тов. Михеев нигде не учится. Он не желает работать над повышением свопх знаний. Судья второго участка тов. Рычков на многочисленных примерах показал серьез­ ные недостатки в подборе кадров торгую­ щих работников. Редактор газеты «Кандалакшский ком­ мунист» тов. Спиров сказал, что газета еще слабо освещает партийную жизнь, во­ просы пропаганды, политическую учебу коммунистов. Горком недостаточно помо­ гает своей газете в устранении этих недо­ статков. Ежемесячно на бюро горкома ут­ верждаются планы работы газеты, в кото­ рых указано: кто на какую тему должен написать в газету статьи. Но горком слабо следит за выполнением этих планов. Гор­ ком партии не оказывал редакции помощи в подборе кадров газетных работников. Начальник паровозного деио тов. Веде­ неев говорил о том, что в депо плохо еще работает отдел кадров, много недостатков в деле воспитания железнодорожников. На партийном активе выступили комму­ нисты тт. Воскобойшік, Жуков, Бѵнтов, 1 ’огаиов и другие. В принятом постановлении собрание партийного актива наметило мероприятия но обеспечению безусловного выполнения решении XIX съезда партии, улучшению подбора, расстановки и воспитания кад­ ров и улучшения деятельноеги газеты «Кандалакшский коммунист». Секретарь горкома КПСС тов. Степанов доложил участникам собрания партийного актива о выполнении критических замеча­ ний, высказапиых на собрании городского партийного актива 30 января при обсуж­ дении итогов работы промышленных пред­ приятий и транспортных организаций за 1952 год и задачах па 1953 год. Успешное выполнение послевоенного сталинского пятплетпего плана восста­ новления и развития народного хозяйст­ ва создало в нашей стране все необходи­ мые условия для дальнейшего подъема социалистической экономики и повыше­ ния культурного уровня народа. Наглядным фактором роста культурно­ го уровня рабочих, колхозников и интел­ лигенции в нашей стране является огром­ ное расширение сети школ, учебных заве­ дений и культурно-просветительных уч­ реждений. Намного выросла и продолжает расти сеть книготорговых организаций. Книга вошла в быт каждого рабочего, колхозни­ ка. интеллигента. Взять нашу область. В первом году послевоенной сталинской пятилетки на Кольском полуострове было всего 6 книжных магазинов с общим планом то­ варооборота в 1440 тысяч рублей. Через два года, в 194S году, книжных магазинов у нас стало 7. Пх товарооборот увели­ чился больше чем в два раза. Еще через два года количество книжных магазинов у нас выросло до 13 н появилось шесть стационарных киосков. Если в 1951 году наша ѵобласть рас­ полагала 13 книжными магазинами, то в следующем году их стало 17. В теку­ щем же году У нас имеется 18 магазинов и 9 киосков. В целях лучшего обслуживания насе­ ления книгой и удовлетворения все воз­ растающей потребности трудящихся у нас, в Мурманске, организованы областной от­ дел подписных изданий, открыт отмел «Книга-почтой» и расширен областной библиотечный коллектор. Коллективы книготорговых организа­ ций пополняются специалистами, на под­ готовку которых государство пе жалеет средств. Каждый год с началом весенне-летнего промысла в Порт-Владимире скапливается большое число колхозных судов, сдающих на комбинат уловы. На весенний н лет­ ний период сюда приходят рыболовные корабли Терской, Кандалакшской п По­ лярной МРС, а также колхозный флот Архангельского рыбакколхозсоюза, рыба­ ки Карело-Финской республики. При хо­ роших подходах рыбы здесь базируется до ІІОО судов. Порт-Владимир становится одним из наиболее крупных пунктов приемки рыбы на побережье Баренцова моря. Значение Норт-Владимира с каждым годом возрастаем а поселок остается та­ ким же, как и много лет назад, и рыба- ки-колхозники и рыбообработчики не мо­ гут здесь культурно отдохнуть. Поселку нужно очень многое. Начать хотя бы с торговой сети. Имеющиеся здесь магазин и один ларек нн в коей мере не удовлетворяют потребностей ры- баков-колхозннков и местного населения. Магазин очень мал, в нем работает один продавец, и при скоплении судов рыбаки вынуждены часами простаивать в очере­ ди за необходимыми продуктами и това­ рами. На полках магазина часто не бы­ вает таких товаров, которые в избытке имеются па складах. Это говорит о том, что заведующий магазином тов. Быстриц­ кий не проявляет должной заботы об обеспечении рыбаков и рабочих рыбоком­ бината необходимыми продуктами и про­ мышленными товарами. Дело доходит до смешного: в матазпне совсем не бывает свежей рыбы. Для расширения магазина и улучше­ ния обслуживания покупателей имеются все возможности, но председатель оргбю­ ро' рыбкоопа тов. Шпловскнй пх не ис­ пользует. Еще хуже обстоит дело в столовой (гаведующий тов. Кравец). Она слишком мала, имеет всего пять столов. Чтобы пообедать, рыбаки зачастую вынуждены стоять в очереди. Кушанья здесь готовят­ ся невкусно, маню однообразное, еще за­ долго до закрытия столовой обедов пе- хватает, в буфете нет холодных закусок, часто не бывает чаю. Так же, ка к и для магазина, для столовой нужно другое по­ мещение. Заведующий столовой п председатель оргбюро рыбкоопа не обращают внимания на претензии и жалобы трудящихся. На жалобы, записанные рще в начале февра­ ля п марта, до сего времени не отвечено ни тов. Кравец, ни тов. Шпловским. Работники Полярного районного отде­ ла торговли (заведующий тов. Рохлов) слабо осуществляют контроль за деятель­ ностью торговой сети поселка. Нужно усилить контроль и облрыболовпотреб- союзу. Давно назрела необходимость строитель­ ства нового клуба. К слову сказать, воп­ рос о строительстве клуба ставился перед областными организациями поселковым Советом еще два годя тому назад, но так п не получил разрешения. Рассчитывать же на обслуживание рыбаков иловучей культбазой не всегда можно. Сейчас, например, культбаза уже значительное время используется на промысле для... доставки воды из Норт-Владимира на лихтер «Рыбачий». Рыбаки-колхозники и жители поселка испытывают крайние неудобства из-за от­ сутствия в Порг-Владимнре парикмахер­ ской и мастерских бытового обслужива­ ния. Об этом говорится тоже давно, есть даже решение облисполкома, но поло­ жение не меняется. Для починки обуви II одежды, для того, чтобы постричься, иадо ехать в Полярный или в Мурманск. Недавно для открытия мастерских в Порт-Владимир приезжали работники об­ ластного отгіела местной промышленности. Но их поездка оказалась безрезультатной — ни дирекция рыбокомбината, ни по­ селковый Совет пе моглп предоставить помещения для мастерских. Необходим Порт- 8 лахимяру я nopcwfi вокзал, та® (как здесь часто скапливается большое число пассажиров, которым не* куда деваться. В связи с этим следует сказать о нехо- зяйском отношении к государственный ценностям администрации строительного управления Мурманского морского бассей­ на (начальник тов. Каплиев). Она с осе­ ни оставила недостроенным помещение морского вокзала в Порт-Владимире, не позаботилась даже укрыть столярные из­ делия, предназначенные для вокзала и жилого дона работников портового п ун к­ та. Все это портится сейчас от непо-* годы. Удивляет я поведение хозяйственных руководителей Мурманского торгового порта. Зная, что портового пункта в Порт-Владпмире еще нет, что будет он не скоро, они все же прислали сюда на­ чальником тов. Скребцова, который уже в течение нескольких месяцев изнывает от безделья. Большая помощь нужна поселку от Кольского госрыбтреста и Гдавнурман- рыбпрома в строительстве помещений для детских учреждений. Сейчас детский сад и детские ясли (вопрос о строительстве которых тоже уже дважды ставился сессией поселкового Совета) помещаются в школе. Малышам негде играть, так как помещение сада и яслей очень тесное. Детей некуда вывести гулять, на улице площадки для ппх пет. Многие домашние хозяйки с удовольст­ вием пошли бы работать на рыбокомби­ нат, но им негде оставить детей. Да и работающие матери получают отказ на свои просьбы принять детей в ясли. А если учитывать расширение комбината, предусмотренное пятым пятилетним пла­ ном, и увеличение в связи с sthm числа кадровых рабочих, -то становится ясным, что новые помещения для детских учреж­ дений крайне нужны поселку. Пз-за того, что яслп и сад размеще­ ны в школе, напряженное положение соз­ далось и там. В новом 1953— 1954 учеб­ ном году требуется открыть 8 -й класс, а сделать это невозможно пз-за недостатка классных помещений. Также быстрее надо решать вопросы улучшения пассажирской связи поселка, с Мурманском и побережьем, доставки почты и пассажиров на рейсовые парохо­ ды, установления прямой телефонной связи с Мурманском. Вызывает крайнее удивление такое невнимательное отношение к нуждам ры­ баков и рыбообработчиков Норт-Владими­ ра со стороны руководителей Глазмур- манрыбпрома. За последние несколько лет они почти ничего не сделали для улуч­ шения культурно-бытлвых услоівий тру­ дящихся этого рыбацкого поселка. На очередной сессии поселкового Соѳе- та присутствовал управляющий Кольским трестом тов. Петрушпхин. Депутаты по­ селкового Совета высказывали ему серьезные претензии по строительству жилого фонда, детских и культурно-быто­ вых учреждений. Но тов. Петрушихин ничего конкретного не ответил, а от­ делался туманными обещаниями. Руководители Главмурманрьгбирома и Кольского госрыбтреста, а также облры­ боловпотребсоюза игнорируют указания партии и правительства о необходимости повседпевпо заботиться о нуждах трудя­ щихся, чутко относиться к пх запросам, не на словах, а на деле проводить в жизнь мероприятия по дальнейшему улучшению культурно-бытового обслужи­ вания советских людей. Бурное развитие колхозного рыболовно­ го флота требует, чтобы поселок Порт- Владимир был благоустроен, чтобы рыба­ ки-колхозники и рыбообработчики имели все условия для хорошого отцыха. С. МИХЕЕВА. Председатель поселкового Совета П. УДАЛОВ. Порт-Владішнр. (Наш спец. корр.). ШКОЛЫ НАШЕЙ ОБЛАСТИ НА ПУТИ К ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ Начало большого дела Еще на sape существования Советского государства велпкнй Ленин выдвинул идею политехнического обучения в школе. В своих замечаниях на тезисы Н. К. Крупской о политехническом образовании Владимир Ильич указывал, что политех­ нический кругозор и основы политехниче­ ских знаний приобретаются в связи с изучением применения науки в промыш­ ленности и сельском хозяйстве. Ленинская идея политехнического обу­ чения нашла свое отражение в ряде по­ становлений Центрального Комитета на­ шей партии о школе. В этих постановле­ ниях подчеркивалось, что советская шко­ ла призвана подготовлять всесторонне развитых членов коммунистического об­ щества, что составной частью в воспита­ нии подрастающего поколения является политехническое обучение и что всякая попытка оторвать вопросы политехниза­ ции от систематического и прочного ус­ воения науки, особенно физики, химии и математики, представляет собой грубей­ шее извращение идеи политехнической школы. Особенно яркое воплощение идеи поли­ технического обучения ^получили в ди­ рективах XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза по пятому пяти- летнему плану развития СССР. В дпрект тивах говорится: «В целях дальнейшего повышения социалистического воспита­ тельного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, закан­ чивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обу­ чения в средней школе и провести меро­ приятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению». В свете исторических решений партии и правительства п, в частности, решений XIX съезда КПСС, советская школа, учи­ теля перестраивают преподавание, сосре­ доточивая .свою деятельность на претво­ рении в жизнь идей политехнического обучения. Активную работу в этом деле проводит и педагогический коллектив на­ шей школы. Мы ставим перед собой задачу так построить преподавание основ наук, что­ бы учащиеся моглп своп знания приме­ нять в практической деятельности. С этой целью мы знакомим учащихся с техникой и элементарными приемами тру­ да, с основами промышленного производ­ ства, транспорта и сельского хозяйства. Мне хотелось бы в этой статье поде­ литься опытом работы преподавателей математики железнодорожной средней школы X : 31. Прежде всего, проводя в жизнь принцип связп науки с жпзныо, мы рассказываем ученицам о применении тех или иных математических вычислений в промыш­ ленном производстве, в создании слож­ нейших машин и механизмов. Ученицам сообщаются способы упрощенных вы­ числений и наиболее рациональные методы решений задач, указывается, ка к знание решений того или иного тнча задач необ­ ходимо в практической деятельности на производстве, железнодорожном транспорте и сельском хозяйстве. При прохождении алгебры я, ш*пример, составляю сам и подбираю из математиче­ ской литературы такие задачи, в процессе решения которых ученицы приобретают элементарные позпаппя в обзасти желез­ нодорожного транспорта и различных от­ раслей промышленности, а также в об­ ласти механизации сельскохозяйственного производства. Попутно с этим школьницы узнают о достижениях передовых людей в деле усо­ вершенствования производственных про­ цессов. Так, при вычислении затрат вре­ мени на выполнение каких-либо работ или процессов подчеркивается преподавателем сущность передовых методов труда, пре­ имущество техники перед физическим тру­ дом^. Ученицы из математических отноше­ ний получают яркое ппедставлзнпо о ха­ рактере и прогрессивном значении стаха­ новских методов работы. Задачи, связанные с производственны­ ми процессами, с практикой коммуни­ стического строительства, расширяют кругозор школьниц, знакомят их с много­ образием различных профессий, побужда­ ют пх задуматься о выборе специальности. Мои ученицы, например, хорошо знают, что без применения сложных математи­ ческих расчетов, без знания алгебры, геометрии и тригонометрии невозможны такие отрасли промышленности, как машиностроение, изготовление точнейших приборов, самолетостроение. Онн понима­ ют, что без математики нельзя строить дома, каналы, мосты, корабли, комбайны и т. п. и стараются глубоко и с любовью овладевать той дисциплиной, которую я преподаю. В нашей школе широко практикуется применение наглядных пособии. С по­ мощью их сопровождаются доказательства теорем и решение многих задач из геомет­ рии, с применением тригоиомегрин. В большом почете у нас моделирование. В создании наглядных пособии непо­ средственное участие принимают сами ученицы. Онн вычерчивают графики функциональной зависимоегп н графики решении уравнений. Девочки из 8 -го класса «б» Валерия Матвеева, Эвелина Шерстобитова и другие самостоятельно изготовили пособия для демонстрации рав- новеликости плоских фигур. Каждая пз учениц девятых классов на первых эта­ пах изучения стереометрии изготовила по несколько моделей пространствен­ ных фигур для наглядного доказатель­ ства теорем и для реипнпя задач. Особенно активное участие в изготов­ лении измерительных приборов принима­ ют Пипа Пиликшіа, Н^ля Малышева, Лиля Кейняйнен, Валя Вэлодпиа, Нина фефелова п другие депяттілагсппцы. Пз учениц 10 -го класса деятельно участвуют в этой работе Элла Соколова, Таня Леваіпс- ва, Тамара Цветкова. В изготовлении наг­ лядно-учебных пособий ученицы проявля­ ют творческую изобретательность и свя­ зывают приобретенные на уроке зпонпя с практической работой. Практические работы учащихся в про­ цессе изучения математика пе только приобщают ребят к общественно-полезно­ му труду» но II развивают у них прост­ ранственное представление, что необходи­ мо каждому человеку' в - іго практической деятельности. , В процессе моделирования стереомет­ рических фигур учащиеся выполняют раз­ личные чертежи. Знание же элементар­ ных основ черчения, которое дается в школе, всегда может пригодиться челове­ ку, когда он окажется на производств», в колхозе, совхозе. Каждая ученица 10-го класса изготовила у нас по два альбома чертежей: комбинированных стереометри­ ческих тел н правильных многогранников. Учим этому делу и школьниц девятых классов, которые общими силами вычер­ тили комплект демонстрационных пособий к изучению стереометрии я решению за­ дач на построение. Серьезное внимание обращают мате­ матики школы на изготовление демонст­ рационных моделей и математических приборов. Силами старших школьниц сде­ лано достаточное количество простых стереометрических ящичков, снабженных необходимым комплектом проволочных спиц различной длины. Эти пособия необ­ ходимы для наглядного изучения слож­ ных Фигур. Моделирование — очень полезное дело. Опо прививает ученицам элементарные навыкп в обработке дерева, жести, кар­ тона, бумаги, проволоки и других мате­ риалов и приучает к целенаправленному труду, развивает творческую инициативу, практическую смекалку. Под руководством учителей и с по­ мощью родителей — тт. Кейняйнен, ин­ женеров Матвеева н Цветкова и других учащиеся построили астролябию, эккер, бусоль, вешки, бпркп, мерную цепь. В ближайшее время, вооруженные эти­ ми инструментами, ученицы прове­ дут на местности ряд интересных из­ мерений и съемок. Эта практическая ра­ бота даст свои плоды. Учащиеся подучат ясное представление о том, ка к произво­ дятся съемки на местности, и убедятся на практике, какое значение имеет точ­ ность вычислений па основе данпых, по­ лученных с помощью приборов. Связь преподавания с жизиыо, с прак­ тикой, с общественно-полезным трудом учащихся пробуждает у школьников большой интерес к предмету п является одним из средств повышения усневаемо- сти. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы еще шире, смелее внедрять идеи политехнического обучения в жизнь. Учителя математики предусматривают в своих учебных планах ознакомление учащихся с выдающимися достижениями советской техники в области создания счетиых приборов и с принципами их практического применения. Ведется под-* готовка к работе учащихся с логарифмиче­ ской линейкой п арифмометром, которые широко применяются при различных тех­ нических вычислениях, а также в проект­ ных работах. В нашей работе по претворению в жизнь идей политехнического обучения было бы больше успеха, если бы в школе была оборудована рабочая комната, снаб­ женная необходимыми инструментами и материалами. Желательно было бы, чтобы предприятия и учреждения, шефствую­ щие над школами, помогли нам в атом важном деле. Большая помощь нам тре­ буется и от родителей. Всех советских людей радует, что вме­ сте с ростом материального благосостояния трудящихся растет культурный уровень рабочих, колхозников, интеллигенции. Те­ перь XIX съездом Коммунистической пар­ тии поставлена новая задача — завершить к концу пятилетки переход от семплетпего образования на всеобщее среднее (десяти­ летнее) образование в столицах -респуб­ лик, городах республиканского подчпнп-f нпя, в областных, краевых и крупней­ ших промышленных центрах, а также под­ готовить условия для полного осуществ­ ления в следующей пятплетке всеобщего среднего образования в остальных городах и сельских местностях. Какая большая задача! Сталинская забота Коммунистической партии и Советского правительства о школе, о подрастающем поколении обязы­ вает нас, педагогов, работать лучше, ис­ пользуя в своей деятельности все лучшее, что создано пащеіі передовой советской педагогической наукой, в основе которой лежит учение Ленина—-Сталина. Л. ЧЕРВИНСНИЙ. Преподаватель математини желез­ нодорожной школы № 34. г. Мурманск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz