Полярная правда. 1953, апрель.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ТА 89 (7503) 15 апреля 1 9 5 3 Л П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Справочно-библиографическая работа библиотеки райкома КПСС Дл* оказания помощи коммунистам и беснар. чйному активу, изучающим марк систско-ленинскую теорию, а также про пагандистам, лекторам, консультантам библиотека Кольского райкома КПСС ши роко использует разнообразные формы справочно-библиографической работы. Здесь читателям даются справки, как по добрать литературу по тому или иному вопросу, составляются рекомендательные списки литературы, альбомы и тематиче ские папки газетных вырезок, расписание периодических изданий, создаются ката логи и картотеки, дается также информа ция о новых книгах через районную га зету. В библиотеке выделен специальный от дел, где сосредоточена вся справочная ли тература. Сюда вошли Большая Советская и Малая Советская Энциклопедии, Толко вый словарь русского языка под редакцией Ушакова, словарь иностранных слов, фи лософский словарь, словарь русского язы ка, календари, справочники, библиотечка агитатора. Библиотека располагает достаточным количеством экземпляров произведений В. II. Ленина и П. В. Сталина, а также стенограмм публичных лекций Всесоюзно го общества по распространению полити ческих и научных знаний. Большое место в наглядной пропаганде литературы занимают книжные выставки. В начале учебного года в сети партийного просвещения были организованы книжные выставки под общим заголовком «В по мощь изучающим теорию марксизма- ленинизма», подобрана также литература в помощь самостоятельно изучающим марксистско-ленинскую теорию. Для оказания методической помощи про пагандистам организован «Уголок пропа гандиста», в котором имеется картотека с методической литературой: «Как вести за нятия в политшколе», «Как работать с книгой», «Как использовать паглядпые пособия в начальном политкружке», «О культуре речи пропагандиста». В этом уголке сосредоточена картотека для слу шателей кружков повышенного типа но изучению истории КПСС, в помощь изу чающим диалектический п исторический материализм, оформлены папки газетных вырезок в помощь изучающим историю КПСС: «О произведениях В. П. Ленина п П. В. Сталина», «Страны народной демо кратии на пути к социализму», «Народы мила в борьбе за snip». В библиотеке сделан специальный щит, на котором под общим заголовком «По страницам журналов» нарисованы облож ки журналов «Коммунист», «Молодой ком мунист», «Вопросы экономики», «Блокнот агитатора», художественных журналов. Под обложкой каждого журнала прикреп лен блокнот, в котором указаны названия опубликованных в данном журнале статей по вопросам марксистско-ленинской теории и материалы XIX съезда Коммунистиче ской партии. В связи с переходом сети партийного и комсомольского просвещения на изуче ние материалов XIX съезда партии биб лиотека райкома КПСС также перестроила свою работу. От нее потребовалась боль шая помощь пропагандистам и слушате лям кружков в пзученпп гениальной работы П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» и материа лов XIX съезда партии. С этой целью библиотека оформила две содержательные фотовыставки. Одна из них рассказывает о пятом пятилетием плане развития СССР на 1951— 1955 гг. в области промыш ленности, сельского хозяйства, повыше ния благосостояния советского народа, другая посвящена развитию Мурманской области в пятой сталинской пятилетке. В помощь изучающим материалы XIX съезда партии оформлены панки газетных вырезок о мезцународнои и внутреннем положении Советского Союза. Оформлены газетные вырезки в помощь изучающим работу И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», создана также картотека. Название каждого из 11 разделов этой картотеки соответствует названию разделов книги товарища Сталина «Экономические проблемы социа лизма в СССР». Специальный альбом «Техника в пятой пятилетке» рассказы вает о достижениях советской науки и техники. Для того, чтобы слушатели кружков и пропагандисты могли увязывать изучае мый материал с жизнью своей области и Кольского района, написана и разослана пропагандистам справка о развитии Мурманской области и Кольского района в пятой сталинской пятилетке. Подсобным материалом для создания такой справки явились опубликованные материалы в «Полярной правде», цифры и факты из лекций, докладов ц т. д. В целях оказания помощи пропаганди стам и слушателям в изучении выступле ний тт. Г. М. Маленкова, Л. П. Берия, В. М. Молотова на траурном митинге 9 марта и решений IV сессии Верховного Совета СССР библиотека оформила выстав ку, посвященную эгим историческим до кументам, и папку газетных статей «В М У Р М А Н С К С Т Р О И Т С Я помощь пропагандисту». Кроме того, на рисованы схемы: «Высшие органы КПСС» и «Высшие органы советской власти». Э ти схемы помогли нашим пропаганди стам и слушателям кружков наглядно разобраться в важнейших изменениях ка к в органах государственной власти, та к и в партийных органах. При проведении справочно-библпогра- фпческой работы библиотека райкома КПСС пспользует также районную газету. Через нее она информирует пропаганди стов и слушателей о новых книгах. Работники отдела пропаганды и агита ции райкома партии, бывая в кружках, советуют слушателям и пропагандистам пользоваться фактическим материалом. Пропагандисты тт. Степанов, Волкова, Сотнпкова, 3. Смирнова при подготовке к занятиям умело попользуют дополни тельный материал, рекомендованный биб лиотекой, в результате чего занятия про ходят у них интересно, слушатели актив но участвуют в проводимых беседах. Библиотека оказывает также помощь и агитаторам. С этой целью создан «Уго лок агитатора», в котором сосредоточена методическая литература: «Как исполь зовать художествепную литературу для проведения бесед», «Как провести бесе ду» и т. д. Оформлены папки «В помощь агитатору» по материалам XIX съезда Коммунистической партии и решений IV сессии Верховного Совета СССР. Ежеме сячно составляется тематика для прове дения бесед и докладов среди трудящихся. В организации справочно-библиографи- чеокой работы библиотеки есть еще су щественные нодостатки. Библиотека еще недостаточно информирует пропагандистов и слушателей кружков о своей справочно- библиографической работе, в результате чего не все пропагапдисты используют тот материал, который здесь есть. Не применяется еще такая форма массовой рабогы, особенно на проводимых семина рах пропагандистов, как библиографиче ские обзоры литературы, недостаточно информируется партийный и советский актив о вновь вышедших книгах и жур нально-газетных статьях, особенно по ра боте И. В. Сталина «Экономические про блемы социализма в СССР». Предстоит сделать еще многое, чтобы помощь библиотеки райкома в политиче ском самообразовании коммунистов и бес партийного актива стала еще более пол ной, более эффективной п разносторонней. А. ЛОУШНИНА. Заведующая библиотекой Кольско го райнома КПСС. Строители Мурманского отделения Ки ровской железной дороги ведут отделоч ные работы в новом здании вокзала. В беседе с нашим корреспондентом строи тельный мастер тов. Сухих рассказал: — В этом году мурманчане получат в свое распоряжение новое красивое здание железнодорожного вокзала. В нем не сколько десятков различных помещений. Центральную часть первого этажа вокза ла занимает кассовый зал — светлый, про сторный. Его высота 15 метров. Здесь будут работать четыре кассы для прода жи билетов пассажирам, телеграф, почта. В северной части здания находятся боль шой и малый залы ожидания — это так же большие и светлые помещения. Южную часть 1 -го этажа здания будут занимать ресторан, кухня и другие служебные помещения. В подвальной части нового вокзала разместятся багажный зал, кладовые, ка бинет врача, душевые и другие. На вто ром этаже отделываются помещения для комнаты матери и ребенка, для парик махерской, часовой мастерской, радио рубки. Проектом предъявлены особенно высо кие требования как к внутренней, так и внешней отделке здания, к его художест венному оформлению. Так, многие поме щения вокзала будут иметь паркетные и мозаичные полы, лепные украшения, об лицовку пз искусственного мрамора. В центральных залах трубы п радиаторы отопительной системы будут скрыты в стенах. Фасад вокзала намечается от делать цветной штукатуркой. К бригадам штукатуров, которые ведут сейчас отделочные работы внутри здания, также предъявляются особые требова ния: штукатурка должна быть повы шенного качества. Одна из лучших строительных бригад на Кировской маги страли брпгада штукатуров, руководимая коммунистом тов. Худяковым, успешно выполняет эти требования. Сейчас, всту пив в предмайское социалистическое со ревнование, этот коллектив перекрывает задания в полтора— два раза. Сдать новый вокзал в эксплоатацпю строители предполагают к 36-й годовщине Великого Октября. В Порт-Владимире не заботятся ©нуждах рыбаков Книга вошла в быт трудящихся Заполярья Собрание партийного актива Кандалакши Состоявшееся в гор. Кандалакше собра ние партийного актива обсудило доклад секретаря горкома КПСС тов. Шестерпкова об итогах работы IV пленума Мурманского областного комитета партии. Рассказав о постановлении пленума обкома по вопросу «О практике подбора, расстановки и воспитания руководящих кадров в Мурманской городской партийной организации», докладчик главное внима ние сосредоточил на критике недостатков, имеющих место в Кандалакшской город ской партийной организации. Па конкрет ных фактах и примерах тов. Шестериков дал анализ этих недостатков. В подборе кадров допускаются ошпбки, притупление бдительности. В ряде случаев на руково дящие посты принимаются непроверенные люди, не внушающие политического дове рия. Еще велика текучесть кадров. Пленум обкома КПСС, — указал далее тов. Шестериков,— обсудил такд;е вопрос о работе редакции областной газеты «Поляр ная правда». Докладчик обратил внимание участ ников. актива на недостатки и работе городской газеты «Кандалакшский комму нист». Редакция медленно перестраивает свою работу в соответствии с решениями XIX съезда партии, слабо развертывает критику, мало обобщает передовой опыт, не'собрала еще вокруг себя широкий автор ский актив. Выступившие в прениях коммунисты по-деловому, принципиально вскрыли ряд существенных недостатков в работе с кад рами и в деятельности городской газеты. Начальник отдела кадров механического завода тов. Долецкий сказал: — На механическом заводе низка трудо вая дисциплина. Особенно неблагополучно обстоит дело с трудовой д и с ц и п л и н о й в механическом цехе и в цехе металлоконст рукций. Начальники этих цехов тт. Михеев и Каневская мало работают по воспитанию коллективов. Тов. Михеев нигде не учится. Он не желает работать над повышением свопх знаний. Судья второго участка тов. Рычков на многочисленных примерах показал серьез ные недостатки в подборе кадров торгую щих работников. Редактор газеты «Кандалакшский ком мунист» тов. Спиров сказал, что газета еще слабо освещает партийную жизнь, во просы пропаганды, политическую учебу коммунистов. Горком недостаточно помо гает своей газете в устранении этих недо статков. Ежемесячно на бюро горкома ут верждаются планы работы газеты, в кото рых указано: кто на какую тему должен написать в газету статьи. Но горком слабо следит за выполнением этих планов. Гор ком партии не оказывал редакции помощи в подборе кадров газетных работников. Начальник паровозного деио тов. Веде неев говорил о том, что в депо плохо еще работает отдел кадров, много недостатков в деле воспитания железнодорожников. На партийном активе выступили комму нисты тт. Воскобойшік, Жуков, Бѵнтов, 1 ’огаиов и другие. В принятом постановлении собрание партийного актива наметило мероприятия но обеспечению безусловного выполнения решении XIX съезда партии, улучшению подбора, расстановки и воспитания кад ров и улучшения деятельноеги газеты «Кандалакшский коммунист». Секретарь горкома КПСС тов. Степанов доложил участникам собрания партийного актива о выполнении критических замеча ний, высказапиых на собрании городского партийного актива 30 января при обсуж дении итогов работы промышленных пред приятий и транспортных организаций за 1952 год и задачах па 1953 год. Успешное выполнение послевоенного сталинского пятплетпего плана восста новления и развития народного хозяйст ва создало в нашей стране все необходи мые условия для дальнейшего подъема социалистической экономики и повыше ния культурного уровня народа. Наглядным фактором роста культурно го уровня рабочих, колхозников и интел лигенции в нашей стране является огром ное расширение сети школ, учебных заве дений и культурно-просветительных уч реждений. Намного выросла и продолжает расти сеть книготорговых организаций. Книга вошла в быт каждого рабочего, колхозни ка. интеллигента. Взять нашу область. В первом году послевоенной сталинской пятилетки на Кольском полуострове было всего 6 книжных магазинов с общим планом то варооборота в 1440 тысяч рублей. Через два года, в 194S году, книжных магазинов у нас стало 7. Пх товарооборот увели чился больше чем в два раза. Еще через два года количество книжных магазинов у нас выросло до 13 н появилось шесть стационарных киосков. Если в 1951 году наша ѵобласть рас полагала 13 книжными магазинами, то в следующем году их стало 17. В теку щем же году У нас имеется 18 магазинов и 9 киосков. В целях лучшего обслуживания насе ления книгой и удовлетворения все воз растающей потребности трудящихся у нас, в Мурманске, организованы областной от дел подписных изданий, открыт отмел «Книга-почтой» и расширен областной библиотечный коллектор. Коллективы книготорговых организа ций пополняются специалистами, на под готовку которых государство пе жалеет средств. Каждый год с началом весенне-летнего промысла в Порт-Владимире скапливается большое число колхозных судов, сдающих на комбинат уловы. На весенний н лет ний период сюда приходят рыболовные корабли Терской, Кандалакшской п По лярной МРС, а также колхозный флот Архангельского рыбакколхозсоюза, рыба ки Карело-Финской республики. При хо роших подходах рыбы здесь базируется до ІІОО судов. Порт-Владимир становится одним из наиболее крупных пунктов приемки рыбы на побережье Баренцова моря. Значение Норт-Владимира с каждым годом возрастаем а поселок остается та ким же, как и много лет назад, и рыба- ки-колхозники и рыбообработчики не мо гут здесь культурно отдохнуть. Поселку нужно очень многое. Начать хотя бы с торговой сети. Имеющиеся здесь магазин и один ларек нн в коей мере не удовлетворяют потребностей ры- баков-колхозннков и местного населения. Магазин очень мал, в нем работает один продавец, и при скоплении судов рыбаки вынуждены часами простаивать в очере ди за необходимыми продуктами и това рами. На полках магазина часто не бы вает таких товаров, которые в избытке имеются па складах. Это говорит о том, что заведующий магазином тов. Быстриц кий не проявляет должной заботы об обеспечении рыбаков и рабочих рыбоком бината необходимыми продуктами и про мышленными товарами. Дело доходит до смешного: в матазпне совсем не бывает свежей рыбы. Для расширения магазина и улучше ния обслуживания покупателей имеются все возможности, но председатель оргбю ро' рыбкоопа тов. Шпловскнй пх не ис пользует. Еще хуже обстоит дело в столовой (гаведующий тов. Кравец). Она слишком мала, имеет всего пять столов. Чтобы пообедать, рыбаки зачастую вынуждены стоять в очереди. Кушанья здесь готовят ся невкусно, маню однообразное, еще за долго до закрытия столовой обедов пе- хватает, в буфете нет холодных закусок, часто не бывает чаю. Так же, ка к и для магазина, для столовой нужно другое по мещение. Заведующий столовой п председатель оргбюро рыбкоопа не обращают внимания на претензии и жалобы трудящихся. На жалобы, записанные рще в начале февра ля п марта, до сего времени не отвечено ни тов. Кравец, ни тов. Шпловским. Работники Полярного районного отде ла торговли (заведующий тов. Рохлов) слабо осуществляют контроль за деятель ностью торговой сети поселка. Нужно усилить контроль и облрыболовпотреб- союзу. Давно назрела необходимость строитель ства нового клуба. К слову сказать, воп рос о строительстве клуба ставился перед областными организациями поселковым Советом еще два годя тому назад, но так п не получил разрешения. Рассчитывать же на обслуживание рыбаков иловучей культбазой не всегда можно. Сейчас, например, культбаза уже значительное время используется на промысле для... доставки воды из Норт-Владимира на лихтер «Рыбачий». Рыбаки-колхозники и жители поселка испытывают крайние неудобства из-за от сутствия в Порг-Владимнре парикмахер ской и мастерских бытового обслужива ния. Об этом говорится тоже давно, есть даже решение облисполкома, но поло жение не меняется. Для починки обуви II одежды, для того, чтобы постричься, иадо ехать в Полярный или в Мурманск. Недавно для открытия мастерских в Порт-Владимир приезжали работники об ластного отгіела местной промышленности. Но их поездка оказалась безрезультатной — ни дирекция рыбокомбината, ни по селковый Совет пе моглп предоставить помещения для мастерских. Необходим Порт- 8 лахимяру я nopcwfi вокзал, та® (как здесь часто скапливается большое число пассажиров, которым не* куда деваться. В связи с этим следует сказать о нехо- зяйском отношении к государственный ценностям администрации строительного управления Мурманского морского бассей на (начальник тов. Каплиев). Она с осе ни оставила недостроенным помещение морского вокзала в Порт-Владимире, не позаботилась даже укрыть столярные из делия, предназначенные для вокзала и жилого дона работников портового п ун к та. Все это портится сейчас от непо-* годы. Удивляет я поведение хозяйственных руководителей Мурманского торгового порта. Зная, что портового пункта в Порт-Владпмире еще нет, что будет он не скоро, они все же прислали сюда на чальником тов. Скребцова, который уже в течение нескольких месяцев изнывает от безделья. Большая помощь нужна поселку от Кольского госрыбтреста и Гдавнурман- рыбпрома в строительстве помещений для детских учреждений. Сейчас детский сад и детские ясли (вопрос о строительстве которых тоже уже дважды ставился сессией поселкового Совета) помещаются в школе. Малышам негде играть, так как помещение сада и яслей очень тесное. Детей некуда вывести гулять, на улице площадки для ппх пет. Многие домашние хозяйки с удовольст вием пошли бы работать на рыбокомби нат, но им негде оставить детей. Да и работающие матери получают отказ на свои просьбы принять детей в ясли. А если учитывать расширение комбината, предусмотренное пятым пятилетним пла ном, и увеличение в связи с sthm числа кадровых рабочих, -то становится ясным, что новые помещения для детских учреж дений крайне нужны поселку. Пз-за того, что яслп и сад размеще ны в школе, напряженное положение соз далось и там. В новом 1953— 1954 учеб ном году требуется открыть 8 -й класс, а сделать это невозможно пз-за недостатка классных помещений. Также быстрее надо решать вопросы улучшения пассажирской связи поселка, с Мурманском и побережьем, доставки почты и пассажиров на рейсовые парохо ды, установления прямой телефонной связи с Мурманском. Вызывает крайнее удивление такое невнимательное отношение к нуждам ры баков и рыбообработчиков Норт-Владими ра со стороны руководителей Глазмур- манрыбпрома. За последние несколько лет они почти ничего не сделали для улуч шения культурно-бытлвых услоівий тру дящихся этого рыбацкого поселка. На очередной сессии поселкового Соѳе- та присутствовал управляющий Кольским трестом тов. Петрушпхин. Депутаты по селкового Совета высказывали ему серьезные претензии по строительству жилого фонда, детских и культурно-быто вых учреждений. Но тов. Петрушихин ничего конкретного не ответил, а от делался туманными обещаниями. Руководители Главмурманрьгбирома и Кольского госрыбтреста, а также облры боловпотребсоюза игнорируют указания партии и правительства о необходимости повседпевпо заботиться о нуждах трудя щихся, чутко относиться к пх запросам, не на словах, а на деле проводить в жизнь мероприятия по дальнейшему улучшению культурно-бытового обслужи вания советских людей. Бурное развитие колхозного рыболовно го флота требует, чтобы поселок Порт- Владимир был благоустроен, чтобы рыба ки-колхозники и рыбообработчики имели все условия для хорошого отцыха. С. МИХЕЕВА. Председатель поселкового Совета П. УДАЛОВ. Порт-Владішнр. (Наш спец. корр.). ШКОЛЫ НАШЕЙ ОБЛАСТИ НА ПУТИ К ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ Начало большого дела Еще на sape существования Советского государства велпкнй Ленин выдвинул идею политехнического обучения в школе. В своих замечаниях на тезисы Н. К. Крупской о политехническом образовании Владимир Ильич указывал, что политех нический кругозор и основы политехниче ских знаний приобретаются в связи с изучением применения науки в промыш ленности и сельском хозяйстве. Ленинская идея политехнического обу чения нашла свое отражение в ряде по становлений Центрального Комитета на шей партии о школе. В этих постановле ниях подчеркивалось, что советская шко ла призвана подготовлять всесторонне развитых членов коммунистического об щества, что составной частью в воспита нии подрастающего поколения является политехническое обучение и что всякая попытка оторвать вопросы политехниза ции от систематического и прочного ус воения науки, особенно физики, химии и математики, представляет собой грубей шее извращение идеи политехнической школы. Особенно яркое воплощение идеи поли технического обучения ^получили в ди рективах XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза по пятому пяти- летнему плану развития СССР. В дпрект тивах говорится: «В целях дальнейшего повышения социалистического воспита тельного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, закан чивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обу чения в средней школе и провести меро приятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению». В свете исторических решений партии и правительства п, в частности, решений XIX съезда КПСС, советская школа, учи теля перестраивают преподавание, сосре доточивая .свою деятельность на претво рении в жизнь идей политехнического обучения. Активную работу в этом деле проводит и педагогический коллектив на шей школы. Мы ставим перед собой задачу так построить преподавание основ наук, что бы учащиеся моглп своп знания приме нять в практической деятельности. С этой целью мы знакомим учащихся с техникой и элементарными приемами тру да, с основами промышленного производ ства, транспорта и сельского хозяйства. Мне хотелось бы в этой статье поде литься опытом работы преподавателей математики железнодорожной средней школы X : 31. Прежде всего, проводя в жизнь принцип связп науки с жпзныо, мы рассказываем ученицам о применении тех или иных математических вычислений в промыш ленном производстве, в создании слож нейших машин и механизмов. Ученицам сообщаются способы упрощенных вы числений и наиболее рациональные методы решений задач, указывается, ка к знание решений того или иного тнча задач необ ходимо в практической деятельности на производстве, железнодорожном транспорте и сельском хозяйстве. При прохождении алгебры я, ш*пример, составляю сам и подбираю из математиче ской литературы такие задачи, в процессе решения которых ученицы приобретают элементарные позпаппя в обзасти желез нодорожного транспорта и различных от раслей промышленности, а также в об ласти механизации сельскохозяйственного производства. Попутно с этим школьницы узнают о достижениях передовых людей в деле усо вершенствования производственных про цессов. Так, при вычислении затрат вре мени на выполнение каких-либо работ или процессов подчеркивается преподавателем сущность передовых методов труда, пре имущество техники перед физическим тру дом^. Ученицы из математических отноше ний получают яркое ппедставлзнпо о ха рактере и прогрессивном значении стаха новских методов работы. Задачи, связанные с производственны ми процессами, с практикой коммуни стического строительства, расширяют кругозор школьниц, знакомят их с много образием различных профессий, побужда ют пх задуматься о выборе специальности. Мои ученицы, например, хорошо знают, что без применения сложных математи ческих расчетов, без знания алгебры, геометрии и тригонометрии невозможны такие отрасли промышленности, как машиностроение, изготовление точнейших приборов, самолетостроение. Онн понима ют, что без математики нельзя строить дома, каналы, мосты, корабли, комбайны и т. п. и стараются глубоко и с любовью овладевать той дисциплиной, которую я преподаю. В нашей школе широко практикуется применение наглядных пособии. С по мощью их сопровождаются доказательства теорем и решение многих задач из геомет рии, с применением тригоиомегрин. В большом почете у нас моделирование. В создании наглядных пособии непо средственное участие принимают сами ученицы. Онн вычерчивают графики функциональной зависимоегп н графики решении уравнений. Девочки из 8 -го класса «б» Валерия Матвеева, Эвелина Шерстобитова и другие самостоятельно изготовили пособия для демонстрации рав- новеликости плоских фигур. Каждая пз учениц девятых классов на первых эта пах изучения стереометрии изготовила по несколько моделей пространствен ных фигур для наглядного доказатель ства теорем и для реипнпя задач. Особенно активное участие в изготов лении измерительных приборов принима ют Пипа Пиликшіа, Н^ля Малышева, Лиля Кейняйнен, Валя Вэлодпиа, Нина фефелова п другие депяттілагсппцы. Пз учениц 10 -го класса деятельно участвуют в этой работе Элла Соколова, Таня Леваіпс- ва, Тамара Цветкова. В изготовлении наг лядно-учебных пособий ученицы проявля ют творческую изобретательность и свя зывают приобретенные на уроке зпонпя с практической работой. Практические работы учащихся в про цессе изучения математика пе только приобщают ребят к общественно-полезно му труду» но II развивают у них прост ранственное представление, что необходи мо каждому человеку' в - іго практической деятельности. , В процессе моделирования стереомет рических фигур учащиеся выполняют раз личные чертежи. Знание же элементар ных основ черчения, которое дается в школе, всегда может пригодиться челове ку, когда он окажется на производств», в колхозе, совхозе. Каждая ученица 10-го класса изготовила у нас по два альбома чертежей: комбинированных стереометри ческих тел н правильных многогранников. Учим этому делу и школьниц девятых классов, которые общими силами вычер тили комплект демонстрационных пособий к изучению стереометрии я решению за дач на построение. Серьезное внимание обращают мате матики школы на изготовление демонст рационных моделей и математических приборов. Силами старших школьниц сде лано достаточное количество простых стереометрических ящичков, снабженных необходимым комплектом проволочных спиц различной длины. Эти пособия необ ходимы для наглядного изучения слож ных Фигур. Моделирование — очень полезное дело. Опо прививает ученицам элементарные навыкп в обработке дерева, жести, кар тона, бумаги, проволоки и других мате риалов и приучает к целенаправленному труду, развивает творческую инициативу, практическую смекалку. Под руководством учителей и с по мощью родителей — тт. Кейняйнен, ин женеров Матвеева н Цветкова и других учащиеся построили астролябию, эккер, бусоль, вешки, бпркп, мерную цепь. В ближайшее время, вооруженные эти ми инструментами, ученицы прове дут на местности ряд интересных из мерений и съемок. Эта практическая ра бота даст свои плоды. Учащиеся подучат ясное представление о том, ка к произво дятся съемки на местности, и убедятся на практике, какое значение имеет точ ность вычислений па основе данпых, по лученных с помощью приборов. Связь преподавания с жизиыо, с прак тикой, с общественно-полезным трудом учащихся пробуждает у школьников большой интерес к предмету п является одним из средств повышения усневаемо- сти. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы еще шире, смелее внедрять идеи политехнического обучения в жизнь. Учителя математики предусматривают в своих учебных планах ознакомление учащихся с выдающимися достижениями советской техники в области создания счетиых приборов и с принципами их практического применения. Ведется под-* готовка к работе учащихся с логарифмиче ской линейкой п арифмометром, которые широко применяются при различных тех нических вычислениях, а также в проект ных работах. В нашей работе по претворению в жизнь идей политехнического обучения было бы больше успеха, если бы в школе была оборудована рабочая комната, снаб женная необходимыми инструментами и материалами. Желательно было бы, чтобы предприятия и учреждения, шефствую щие над школами, помогли нам в атом важном деле. Большая помощь нам тре буется и от родителей. Всех советских людей радует, что вме сте с ростом материального благосостояния трудящихся растет культурный уровень рабочих, колхозников, интеллигенции. Те перь XIX съездом Коммунистической пар тии поставлена новая задача — завершить к концу пятилетки переход от семплетпего образования на всеобщее среднее (десяти летнее) образование в столицах -респуб лик, городах республиканского подчпнп-f нпя, в областных, краевых и крупней ших промышленных центрах, а также под готовить условия для полного осуществ ления в следующей пятплетке всеобщего среднего образования в остальных городах и сельских местностях. Какая большая задача! Сталинская забота Коммунистической партии и Советского правительства о школе, о подрастающем поколении обязы вает нас, педагогов, работать лучше, ис пользуя в своей деятельности все лучшее, что создано пащеіі передовой советской педагогической наукой, в основе которой лежит учение Ленина—-Сталина. Л. ЧЕРВИНСНИЙ. Преподаватель математини желез нодорожной школы № 34. г. Мурманск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz