Полярная правда. 1952, январь.
№ 2 0 (7 1 2 6 ) 2 3 января 1Ѳ52 г. ОТЛИЧНО СТРОИТЬ, БЕРЕЖНО плавал ка Балтийском п Черном морях. В эти годы у пего выработался стойкий п мужественный характер. Он стал пе только хорошо знающим свое дело воле вым командиром, но и опытным исследо вателем. ІІеудігвнтельно поэтому, что ког да подбирался состав порвой русской ан тарктической экспедиции, Бслпнсгаузеп был назначеп ее начальником. Летом 1819 года шлюпы «Восток» п «Мирный» покинули Кронштадт и после долгого плавания п невероятно трудных условиях, среди лт.дов и густых туманов, 15 декабря подошли к острову Южная Георгия. Здесь русские моряки открыли много мысов п пазвалн пх именами со отечественников. Затем экспедиция откры ла острова, получившие имена Лескова, Торсона п Завадовского. Далее шлюпы «Во сток» и «Мирный» подошли к Земле Сандвича, ранее названной так англича нином Джемсом Куком. Русские мореплава тели обнаружили, что эта земля состоит из группы небольших островов. Один пз этпх островов был пазван островом Кука, а вся группа — Южнымп Сандвичевыми островами. В сохрапеппп старых названий сказалось обычное для русских моряков уважение к уже сделанным открытиям. Стремясь Есе далее на юг, «Восток» п «Мирный» 1G января 1820 года подошли к покрытым вечпымп льдамп берегам Ан тарктиды. Смелые мореплаватели отметили здесь все прпзиакп земли. Так скромно в летопись великих географических откры тий вошла новая дата — 16 января 1S20 года — день, когда русские морякп от крыли тестой материк земпого шара — загадочную Антарктиду. 21 января п 5 февраля . 1820 года шлюпы «Восток» п «Мирный» еще раз подходплп вплотную к вновь открытому материку. ...Приближалась суровая антарктиче ская зима. Продолжал следовать на во сток, шлюпы в начале весны 1820 года отплыли в порт Джексоп (Сидней). Здесь предстоял ремонт судов, отдых лпчного со става п пополнение запасов экспедиции. В мае того же года «Восток» и «Мир ный» вышли опять в море п направились в южпо-троппческую часть Тихого океа на. В этом плавании русские моряки от крыли ряд островов, присвоив пм имена славных патриотов, отличившихся в боях Отечественной войны 1812 года. 13 до- кабря 1820 года «Восток» п «Мирный» снова пересеклп Южный полярный круг. День 10 января 1821 года был отмечен двумя событиями: корабли достигли самой южной за два года плавания шпроты и вскоре увидели, наконец, остров, назван* пый ими в честь основателя русского военного флота Петра Первого. 17 января 1821 года экспедиция от крыла гористую землю, пазвав ее землей Александра I. Это еще раз подтвердило русский приоритет в открытии Антаркти ческого материка. Экспедиция Беллинсгаузена п Лазарева замечательна не только свопмп географи ческими открытиями, по и важными ме теорологическими, гидрологическими и дру гими научными наблюдениями русских мо реплавателей. Ф. Ф. Беллинсгаузен соста вил точнейшее описание открытой окраи ны южпого континента. Даже зарубежным ученым пришлось дать такой отзыв об этом труде — «нельзя было дать лучшего описания сотпям миль Антарктического ма терика, каким мы теперь его зпаем». В 1831 году вышла работа Беллинсгау зена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг Света в 1819, 1820 и 1821 годах». Кинга эта была переведепа па многие языки и про извела в России н за границей огромное впечатление. Русские морякп вышли победителями в борьбе с тяжелыми невзгодами и лишения ми плавания, льдамп и штормами Южпого Ледовитого океана. В опасном путешествии онп находились в общей сложности 751. день. Небольшие парусные шлюпы «Вос ток» п «Мирный» шесть раз заходили за Южный полярный круг. Первая русская антарктическая экспе диция 1819— 1821 г.г. под руководством Беллинсгаузена п Лазарева не пмеет* рав ных по своей продолжительности и протя женности обследования высокоширотных районов. Она необычайно ярко показала высокое мастерство и мужество русских моряков. f По следам этой зпаменательной экспеди ции спустя десяткп лет двинулись многие европейские п американские экспедншш. Все опп пользовались результатами работ русских моряков, не только открывших Антарктпду, но п паметпвшпх границы нового матерпка. Мировая паука признала бесспорную заслугу отважных русских мо реплавателей, приоритет нашей Родины в открытии Антарктиды. Сто лет прошло со дня смертп Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Советскпо людп свято храпят в памяти пмя этого выдаю щегося русского мореплавателя,свопм тру дом и самоотвержепным служением народу приумножившего славу своей отчпзпы. Н. ЗУБОВ. Профессор, донтор гесграфичоскнх наук. КО Р А Б Л Я Большевистская партия, Советское правительство в лично товарищ Сталин проявляют исключительную заботу о быте тружеников Кольского полуострова, о дальнейшем развитии заполярного края. Эта неустанная за бота выражается во всем. С каждым годом неуклонно увеличиваются асснг- поваіпія на жилищное строительство н на благоустройство городов н посел ков Заполярья. В результате этого в разных уголках Заполярья всюду вид* ны леса новостроек. Вместе с тем в работе строительных организаций до сих пор пе прео долены серьезные недостатки. Жилые дома часто вводятся в вкрплоатацию недостроенными, со множеством недоделок н дефектов. Советские люди хотят жить со всеми удобствами. Долг руководителей строительных организации — создать эти удобства. К сожалению, забывают об этом и в коммунально-жилищных отделах. Здесь еще не везде научились по-советски беречь государственное иму щество, правильно эксплоатировать жилые Дома, чутко и внимательно от носиться к жалобам и заявлениям квартирос’емщиков. Материалы, публикуемые сегодня, свидетельствуют о серьезных недо статках в строительстве и эксплоатации жилого фонда, которые надо устранить. Когда закончился митинг, на котором моряки траулера «Ленин» приняли свое обращешге во воем работникам флота, ра достные, возбужденные, оживленно делясь ѵ друг с другом своими планами на буду щее, промысловики покидали корабль. До отход: в море оставалось еще много вре мени и ’-омандованне разрешило всем, кро ме вахтенных, сойги на берет. Механик Огепая Яковлевич Кнестяппн постоял на палубе, посмотрел вслед удаляющимся по причалу товарищам и отправился к ©еф . в каюту. Быстро одев рабочее платье, он ; спустился в машинное отделение и при- ' соединился к рабочим судоремонтных м а -1 стерских, производящим ремонт механиз мов корабля. Тут его и увидел старший механик. — Ты что ха не на берегу? — уди вился он; — Вчера весь день на корабле пробыл и сегодня с утра в машинном от делении находишься. Когда же отдыхать думаешь? Степан, Яковлевич посмотрел несколько, удивленно на своего начальника. — Так ведь ремонт же идет, — отве тил он, — мало ли что случится. Пока зать нужно, помочь. — Ничего не случится, — возразил старший механик и уже тоном приказа добавил: — Идите отдыхать домой. В крайнем случав я и машинист здесь будем, упра вимся бео вас. Но спустя несколько часов, снова придя в машинное отделение, стаірший механик увидел, как Отепая Яковлевич что-то на стойчиво раз’ясняет бригадиру слесарей. Он строго посмотрел па механика, во уже не стал отправлять его на берег. По все- \ му было видно, что Степан Яковлевич ни куда не уйдет. Пвдаша повелось .так на траулере «Ленпн», что старший механик Семен Ни китич Пыгнков, второй механик Степал Яковлевич Енестяшгн, третий механик Павел Михайлович Кедрин, старший ма шинист Александр Дмитриевич Беаменов — взе члены машинной команды н на бе регу я в море на первое место ставят свои служебные дела. В порту большую часть времени они проводят на корабле, сти раясь по возможности во всех работах принять личное участие или проконтро лировать ход их выполнения. Тем, кто не согласен с таким порядком, они говорят: — «В море работать будем мы, а не су доремонтники», и второе: — • «Механизмы взяты на социалистическую сохранность, ва ними хозяйский глаз всегда нужен». Именно ва такую преданность любимому деду, за подлинное социалистическое от ношение к труду машинная команда траулер* «Ленин» пользуется большим уважением. На корабле можно услышать немало рассказов с то*, ка» благодаря инициативе и смекалке механиков и стар шего машиниста были не рае преодолены трудности, которые могли привести к срыву рейсов и невыполнению заданий по добьгчо рыбы. Траулер находился в море, промысел был в разгаре, когда па корабле вышла из строя износившаяся важная часть траловой ле бедки. Чтобы отремонтировать ее, нужно было на пусковом штоке заново сделать ленточную резьбу, что, как известно, вы полнимо только на станке. Но не срывать же рейс, не иттп же раньше срока в порт! И вот Степан Яковлевич вместе с треть им механиком Еедрнным боялись оа дело. Онн решили заменить ленточную резьбу реоьбой другого типа, которую можно на нести ручным способом. Механики отко вали новую гайку, которой закрепляется поврежденная деталь, потом сняли с де тали старую резьбу и на ее место сделали новую нарезку. До окончания рейса ле бедка действовала безотказно. Безукоризненно ва корабле действуют все судовые механизмы, начиная от глав ной машины и кончая помпами. В порту члены машинной команды при лагают немало усилий, чтобы машинное отделение было в образцовом порядке. Пе пропали даром часы, проведенные на ко рабле Степаном Яковлевичем Кнестяпнным, старшим механиком Пьянковым и другими членами машинной команды. Все онп с честью выполняют свои социалистические обязательства, принятые прн подписании обращения коллективом корабля. Ни днем, нн ночью не прекращают ра боту механизмы. Через каждые два часа приходят в движение массивные барабаны траловой лебедки, ровно гудят судовые ди намо, бесперебойно, словно огромное серд це корабля, работает главная паровая ма шина. Час за часом, день за- днем, с того момента, как корабль отошел от причала, все на нем нахохится в движении. Маши нисты готовы по первому требованию с капитанского мостика прибавить или уба вить число оборотов машины, дать ко раблю нужный ход. Изредка вахтенные смотрят на стрелки манометров и приборов. Все как будто в порядке, но чуткое ухо специалиста варуг улавливает посторонний шум. Этого до статочно, чтобы механик после вахты остался в машинном отделении и один пли вместе с товарищами отыскал причину постороннего шума или дефект и устра нил его. Bo-время замеченный и устра ненный, пусть на первый взгляд самый пустяковый дефект, является гарантией от серьезного повреждения. Ha-днях, на пример, Кнестяппн и Безменов в свобод ное от вахты время, не останавливая машины, сменили начавшие изнаппгваться клапаны воздушного насоса. Потом онн вскрыли и осмотрели рамігаыо подшип ники. Все оказалось в порядке. ' — Но ведь могла быть н какая-нибудь неисправность, — с одобрением говорит старший механик, — мы взяли себе за правило: регулярно производить деталь ный осмотр механизмов. Сам Семен Пнкитнч Пыгаков, пожалуй, работает больше всех. Он не только кон тролирует деятельность подчиненных, но и помогает им советами, дает конкретные указания и сам вникает во все работы, на практике показывает, как нужно производить тот пли иной ремонт. — Сейчас мы особенно тщательно забо тимся о профилактике, — рассказывает Семен Никитич, — мы поставили перед собой задачу пропусти в этом году три стоянкп суляа в порту без ремонта. Это позволит нам сэкономить много времени для вздения промысла, а следовательно, облегчит выполнение принятого коллекти вом обязательства о досрочном выполне нии годового плаца. Для того, чтобы хорошо работать, нужно отлично знать свое дело. По вечерам, сме нившись с вахты, члены машинной команды берутся за книги. Регулярно все, кроме вахтенного, собираются в каюте у старшего механика. Тогда каюта превра щается в класс для занятий. Разбираются схемы паровых машин. Изучается устрой ство сложных агрегатов. Каждый^ из ме хаников траулера «Ленин» уже давно и упорно учится. Каждый пз них, в том числе и машинист Безменов, начинал свой трудовой путь простым кочегаром. Роди на, советская власть дали им возможность окопчнть различные курсы, помогли стать специалистами. Теперь онп сами учат сво их подчиненных. Так, Анатолий Павлович Расторопов еще в апреле прошлого года работал угольщиком, теперь оУ кочегар. Кочегар Илларион Евгеньевич Темляк не давно сдал экзамены на машиниста рыбо- мучптой установки. Гордые тем, что им вьптала честь пла вать на корабле, носяшем имя великого основателя большевистской партии и Со ветского государства В. П. Ленина меха- j нпкп, машинисты и кочегары делают все j от них зависящее, чтобы вместе с экппа- • жем судна выполнить взятые обязательст ва. Слаженна идет работа в машинном от делении, четко действует корабельное серд це — главная машина п все вспомогатель ные механизмы. Мехянпкп Пьянков, Кпе- стяппн, Кедрин, старший машпипст Без менов п другие члены машинной команды несут вахту мпра. С. ДЕМИН. Баренцево море. (Наш спец. корр., по радио). ЭКСПЛОАТИРОВАТЬ ЖИЛЫЕ ДОМА! Счет строителям. Успешно закончив 1951 год, экипаж траулера «Семга» в числе первых от кликнулся на патриотический почин мо рям® траулера «Ленин». Обсуждая обра щение инициатора соревнования за вы соки^ уловы, экипаж нашего корабля го рячо поддержал этот патриотический по чин и принял на себя повое, повышенное обязательство па 1^52 год. Прн годовом плане 40 тысяч центнеров экипаж обя зался выловить 42 тысячи центнеров рыбы. Выходя в свой первый в 1952 году рейс, экипаж едннодушио решил об'явнть его стахавовскнм. С первых дней развер нулось социалистическое соревнование на корабле. Весь коллектив настойчиво бо рется за выполнение своих обязательств, за улучшение режима траления, за уве личение добычи рыбы. Лучших результа тов в работе добивается комсомольско-мо лодежная вахта, руководимая старшим штурманом, заместителем секретаря комсо мольской организации В. Смирновым. Спуск п под’ем трала морякп производят за 35— 37 минут вместо 45 по норме. Второв место занимает вторая вахта штурмана комсомольца тов. Веденеева. Образцы стахаповского труда показывают тралмейстер тов. Безбородов, его помощни ки тт. Турсеп п Точплов, рыбообработчи ки тт. Комиссаров, Москвин. Отлично трудятся матросы-комсомольцы тг. Деров, С каждым годом все краше и лучше становится Мурманск. Тому, кто не был в нем после войны, трудно поверить, что город подвергался ожесточенным налетам Еражеской авиации и был сильно разру шен. На мосте развалин и там, где были пустыри, построены многоэтажные камен ные дома, появились заново спланирован ные улицы. Мурманск строится. П хочется от всего сердца поблагодарить тех, кто делает это, — наших строителей. Тем досаднее становится, когда видишь, что дома по вігне руководителей строи тельных организаций вводятся в эксплоа- тацию с серьезными недоделками и дефек тами. Вот один из многих примеров. Па проспекте имени Ленина восетаноЗ'- лен многоэтажный дом Л? 57. Здесь про изводил работы трест «Мурманскстрой» (управляющий тов. Ошеровнч). С фасад ной стороны здание выглядит красиво, добротно. Часть дома недавно заселена. С первых же дней жильцам пришлось испытать ряд неудобств. Квартиры пятого этажа 28 и 29 к моменту заселения фак тически не были пригодны для эксплоата- цнп. Здесь чор?з крышу вода протекала в комнаты, с потолка обвалилась штукатур ка. П это в повом доме! А причина об’ясняется просто: наруж ная отделка зданпя производилась после того, как были завершены кровельные ра боты. Крышу покоробило, ее долго не красили, а затом покрасили • небрежно, наспех. В результате крыша протекает, штукатурка обваливается, потолок прихо дит в негодность. Но этим не исчерпываются дефекты. Пх много — больших и малых. Смывные бачки, напрпмер, во всем доме ненсправ- пы: в одних квартирах вода течет беспре рывно, а в других но поступает совсем. Только на днях была испытана система центрального отопления п до спх пор пе проверены магистрали холодного водоснаб жения. Трубы холодного и горячего водо снабжения подведены к ваннам, но во всех квартирах они не закреплены. Кра пы в ванных комнатах установлены вы соко. Регулировочных кранов в системе отопления нет. В квартирах 5-го этажа в течение трех месяцев не было холодной воды я до сего времени не бывает горячей. Подобное положение нетерпимо. Необхо. димо дело поставить так, чтобы не засе лять недостроенные жилые дома, а сда вать пх в эксплоатацню со всеми удобст вами. 3. ЧЕХОНИНА. Врач. Плоды бесхозяйственности Крутиков, Кукушкин, Попов, Скородумов, Титов, Бельков. Средп машинной команды первенство удерживают второй механик коммунист тов. Хазов п третий механик тов. Гапо- ненков. Кочегары тт. Цехов, Литовальце®; также показывают образцы труда. Сейчас па счету корабля более двух тысяч цснтііеров рыбы. Промысловая об становка обеспечивает значительное пере выполнение суточных заданий. Большую работу ведут агитаторы, мобилизуя лич ный состав на перевыполнение плапа. С. ПОД’ Я&ЛОНСНИЙ. Помполит траулера «Семга». Барепцово море. (По радио). П о с л е д а м н е о п у б л и к о в а н н ы х п и с е м В редакцию поступило письмо, в кото рой говорилось о плохом бытовом обслу живании молодых рабочих, проживающих в общежитии рыбозавода Сайда-губа. Это письмо было направлено для при нятия мер секретарю партийной органи зации завода тов. Барышеву. Он сообщил редакции, что факты, ука занные в письмо, подтвердились. Приняты меры, направленные, на улучшение быто вого обслуживания молодых рабочих. Жилой фонд в Мурманском морском торговом порту эксплоатпруется очепь плохо. Начальник жилищно-коммунально го отдела тов. Дмитриев не заботится о сохранности жилпш. Для того, чтобы уст ранить неполадки, жильцы вынуждены •приходить в коммунальный отдел по не сколько раз. Тов. Дмитриев п главный ин женер тов. Люмчнков обещают своевремен но произвести необходимый ремонт. Но это — пустые обещания. Технические комиссии по огмотру жи лого фонда пе созданы. А онн могли бы слодпть за тем, как эксплоатпруется жи лой фонд, выявить дефекты, наметить об’окты, которые должны подлежать ре монту в первую очеродь. Такая безответственность прпводит к тому, что жилища подвергаются прежде временному разрушению, а ремонт пх про изводится несвоевременно и недоброкачест венно. Взять, к примеру, дома по Терскому переулку. В доме Л: 8, например, до сих пор электропроводка сделана без. соблюде ния противопожарных правил. У под’езда дома лампочки нет. Примеров бюрократического отноптеппя к жалобам н просьбам жильцов можно привести много. Бывают случаи, когда1 заявления более месяца пе разбираются, а квартирос’ емшик не может узнать о судьбе его. Так, инвалид Огечествепной войны ! тов. Коноплев, проживающий в доме: Л? 28 по улице Челюскпппев, в течение нескольких лет обращается в жилищный отдел с просьбой произвести небольшой ремонт в комнате. Но до сих пор ничего не сделано. А разве столь трудно удовлет ворить эту просьбу? Почему же в жилищно-коммунальном отделе торгового порта могло создаться та кое положение? Причина об’ясняется просто. Жилищ но-коммунальный ‘отдел и управляющие домами пе следят за состоянием жилого Фонда. Собраний квартпрос’емщпков не проводят п пе организуют, чтобы сами жильцы производили часть ре монта. Свою деятельность домоуправы ограничили тем, что они выдают различ ные справки. Нп в жилищном отделе, нп в домоуправлениях никто нп разу пе за думался о том, чтобы провсстп нужную п большую работу по ппредаче жплпш па социалистическую сохранность квартиро- с’емшнкам. В паіпей стране на заводах п Фабриках — всюду стало правилом: выполнять лю бые задания и операции в срок п высоко- качествеипо. Почему же этого нет в рабо те жилищно-коммунального отдела? Поче му-то здесь все делают «па авось» п не торопясь? И. СЕРГЕЕВ. Механик торгового порта. Неоправданная самоуспокоенность Начальник Мурманского горжплуправле- нпя тов. Крылов и инженер по эксплоата- цнп тов. Кузнецов считают, что дело эксплоатации жилого фонда в городе по ставлено хорошо. Под’езды и лестничные клетки освещены, ремонт производится своевременно, работа с жалобами и заявле ниями квартирос’емщпков поставлена- идеально. Правда, есть некоторые непо ладки, но виною тому, как утверждают, тг. • Крылов и Кузнецов, являются, мол, об’ек- тивпые причины. В действительности же это далеко не- так. Жилой фонд городского жилищного’ управления находится в запущенной ео-\ стоянии. Стоит зайти в дома по проспек ту Лепипа, принадлежащие третьему домо управлению (управляющий тов. Редько), и сразу можно убедиться в этом. Во мно гих зданиях не приведены в порядок . под’езды и лестничные клетки. Онн не освещены и не остеклены. Там не делает ся уборка. Плохо налажено в домах горжилуправ- ления отопление и снабжение горячей во^ дой. В доме № 57 по проспекту Сталина система центрального отопления своевре-' менпо не была подготовлена к зиме. В ре зультате в некоторых квартирах холодно. Кроме того, в этом доме не отремонтирова на крыша. В сырую погоду в комнаты верхнего этажа протекает вода. Такое яе положение в доме 42 по проспекту Ленпна. В горжплуправлеппп можно паечнтать более двух * десятков зданий, в которых требуется произвести неотложный реноігг крыш, печей, полов п т. д. В домах 42, 44, 55 и 57 по проспекту Сталина н >5 15 по ул. Самойловой необходимо аамв- ннть внутреннюю электропроводку в глав ные щиты. Но это до сих пор не сделано. Даже там, где были проведены ремонт-- ные работы, онп из:за беспечности работ ников домоуправлений не припеелн ника кой пользы. В доме >5 55, напрпмер, бы ли приведепы в порядок лестничные клет ки. Однако ва ними никто не следил и опп требуют повторного ремонта. К требованиям ' квартнрос’емщиков в горжплуправленпи не прислушиваются, относятся к нпм формально. Тт. Крылов н Кузнецов, очевидно, считают, что стоит на писать ответ на заявление и вопрос исчер пан. Однако жильцы прпдержпвзготся иного мнения. Жильцы дома № 4 по улице Пуш кинской тт. Харламова и Чагина рассказы вают, что пх неоднократные просьбы о ре монте не былп удовлетворены. Работники жилищного управления отделываются обе щаниями. Об этом же рассказывает и ра ботник горводопроводз тов. Сулейманов, проживающий в доме >£ 36 по проспекту Ленпна. — Вот уже в течение двух лет, —* го ворит он, — я добиваюсь ремонта крыши, а результата никакого нет. Вместо оперативного руководства, на правленного на улучшение содержания жплого фонда, тт. Крылов и Кузнецов предпочитают руководить, не выходя из кабинета. Следуя своим начальникам, так же поступают и управляющие домами. Жильцы не привлечены к работе по со хранности жилья. Большая часть жплого фонда горжі&- управленпя требует ремонта. Сейчас, не дожидаясь лета, необходимо точно опреде лить. какие дома будут подлежать ремон ту в этом году, п ремонт следует произ водить комплексно. Однако в горжилуп- равлении собираются поступить по приме ру прошлых лет — пустить дело на само тек, распылить средства п рабочую силу по об’ектам. А. ЕРМОЛОВ. ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ АНТАРКТИЧЕСКОГО МАТЕРИКА Залггра исполняется сто лет со дня смерти Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузе на, выдающегося русского мореплавателя, открывшего совместно с Михаилом Петро вичем Лазаревым шестой материк земного шара —- Антарктиду. Экспедиция Беллинсгаузена — Лазаре ва, продолжавшаяся почти три года (1819 — 1821), была одним из евеньев много численных русских научных изысканий прошлого века. В начале XIX века Россия занимала первое место среди других госу дарств в области исследования морей и океанов. Уже вслед са первым кругосвет ные плаванием экспедиции И. Крузенш терна и Ю. Лисянского (1803— 1806 гг.) было совершено шесть кругосветных плаваний. Русские мореплаватели иссле довали обширные районы Тихого океана и открыли много новых островов. Одновременно со шлюпами «Восток» и «Мирный», отпраівившимися под командой Беллинсгаузена н Лазарева для геопрафп- чес іш открытий в антарктических водах, другие шлюпы под командованием лейте нантов М. Васильева и Г. Шпппіарева искали Северный морской путь пз Тихо го океана в Атлантический. В 1820 году в Петербурге, кроме того, были снаряжены две сухопутных экспе диции. Их задачей было составить карты северного побережья Азии — от устья Лены ДО Берингом пролива. В 1821 —- 1823 годах русские моряки на бриге «Но вая Земля» производили опись берегов Новой Земли, Мурмана и Каниной Земли. ( К столетию со дня смерти Ф. Ф. Беллинсгаузена), + Такой невиданный дотоле размах науч ных исследований, конечно, не был слу чайным. Разгром наполеоновского нашествия в Отечественной войне 1812 года по свопм последствиям, как отмечал В. Г. Белин ский, «был величайшим событием в исто рии России после царствования Петра Ве ликого. Напряженная борьба на смерть с Палолеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе си лы и средства, которых она дотоле сама в себе но подозревала». Победа над Наполеоном пробудила рус ский народ к новой деятельности, послу жила в частности могучим толчком и в развитии отечественной географпп. Зачи нателями и инициаторами в этом деле бы ли передовые русские морские офицеры. Пз всех экспедиций, которые обогатили но только русскую, но и мировую науку, наибольшее значение, несомненно, имела экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, ознаменовавшаяся величайшим географи ческим открытием XIX века. До спх пор в науке точно еще не уста новлено, что именно следует понимать под географическим открытием. Мы говорим, например, что Кук открыл Гавайские ост рова, совершенно упуская пз виду, что па этпх островах в то время было уже около 250.000 жителей. Известно также, что Колумб открыл огромный материк — Америку. По ведь древнее население этого матерпка уже имело свою цивилизацию. Все эти открытия былп лишь «откры тиями» .европейцев и для европейцев. Совершенно пначе обстояло дело с экспедицией русских мореплавателей. Беллинсгаузен и Лаеарез открыли пиком не населенную и никому до этого неиз вестную Антарктиду. Это величайшее гео графическое открытие было сделано рус скими моряками вопреки утверждению ан глийского мореплавателя Джемса Кука, который, совершив в семидесятых годах XVIII столетия плавание в Антарктику, пришел к твердому, убеждению, что оа Южным полярным кругом пет ппкакой земли. Подвиг Беллинсгаузена п Лазарева был высоко оценен географами всех страп как действительно великое географическое открытие в самом строгом смысле этого слова, открытие для всего человечества. Фаддей Фаддеевич Белнпсгаузеп родил ся в 1779 году. Десяти лет он был отдан в Морской корпус п, еще будучи гардема рином, совершил плавание в Англию. Пос ле окончания учебы Беллинсгаузен в те чение трех лет плавал па Балтийском мо ре, а затем участвовал в первой русской кругосветной экспедпцпп, в продолжении которой вел астрономические, географиче ские п гидрологические наблюдения. Вернувшись пз кругосветного путешест вия, Фаддей Фаддеевич в течение 13 лет С Е Р Д Ц Е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz