Полярная правда. 1952, январь.

№ 2 0 (7 1 2 6 ) 2 3 января 1Ѳ52 г. ОТЛИЧНО СТРОИТЬ, БЕРЕЖНО плавал ка Балтийском п Черном морях. В эти годы у пего выработался стойкий п мужественный характер. Он стал пе только хорошо знающим свое дело воле­ вым командиром, но и опытным исследо­ вателем. ІІеудігвнтельно поэтому, что ког­ да подбирался состав порвой русской ан­ тарктической экспедиции, Бслпнсгаузеп был назначеп ее начальником. Летом 1819 года шлюпы «Восток» п «Мирный» покинули Кронштадт и после долгого плавания п невероятно трудных условиях, среди лт.дов и густых туманов, 15 декабря подошли к острову Южная Георгия. Здесь русские моряки открыли много мысов п пазвалн пх именами со­ отечественников. Затем экспедиция откры­ ла острова, получившие имена Лескова, Торсона п Завадовского. Далее шлюпы «Во­ сток» и «Мирный» подошли к Земле Сандвича, ранее названной так англича­ нином Джемсом Куком. Русские мореплава­ тели обнаружили, что эта земля состоит из группы небольших островов. Один пз этпх островов был пазван островом Кука, а вся группа — Южнымп Сандвичевыми островами. В сохрапеппп старых названий сказалось обычное для русских моряков уважение к уже сделанным открытиям. Стремясь Есе далее на юг, «Восток» п «Мирный» 1G января 1820 года подошли к покрытым вечпымп льдамп берегам Ан­ тарктиды. Смелые мореплаватели отметили здесь все прпзиакп земли. Так скромно в летопись великих географических откры­ тий вошла новая дата — 16 января 1S20 года — день, когда русские морякп от­ крыли тестой материк земпого шара — загадочную Антарктиду. 21 января п 5 февраля . 1820 года шлюпы «Восток» п «Мирный» еще раз подходплп вплотную к вновь открытому материку. ...Приближалась суровая антарктиче­ ская зима. Продолжал следовать на во­ сток, шлюпы в начале весны 1820 года отплыли в порт Джексоп (Сидней). Здесь предстоял ремонт судов, отдых лпчного со­ става п пополнение запасов экспедиции. В мае того же года «Восток» и «Мир­ ный» вышли опять в море п направились в южпо-троппческую часть Тихого океа­ на. В этом плавании русские моряки от­ крыли ряд островов, присвоив пм имена славных патриотов, отличившихся в боях Отечественной войны 1812 года. 13 до- кабря 1820 года «Восток» п «Мирный» снова пересеклп Южный полярный круг. День 10 января 1821 года был отмечен двумя событиями: корабли достигли самой южной за два года плавания шпроты и вскоре увидели, наконец, остров, назван* пый ими в честь основателя русского военного флота Петра Первого. 17 января 1821 года экспедиция от­ крыла гористую землю, пазвав ее землей Александра I. Это еще раз подтвердило русский приоритет в открытии Антаркти­ ческого материка. Экспедиция Беллинсгаузена п Лазарева замечательна не только свопмп географи­ ческими открытиями, по и важными ме­ теорологическими, гидрологическими и дру­ гими научными наблюдениями русских мо­ реплавателей. Ф. Ф. Беллинсгаузен соста­ вил точнейшее описание открытой окраи­ ны южпого континента. Даже зарубежным ученым пришлось дать такой отзыв об этом труде — «нельзя было дать лучшего описания сотпям миль Антарктического ма­ терика, каким мы теперь его зпаем». В 1831 году вышла работа Беллинсгау­ зена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг Света в 1819, 1820 и 1821 годах». Кинга эта была переведепа па многие языки и про­ извела в России н за границей огромное впечатление. Русские морякп вышли победителями в борьбе с тяжелыми невзгодами и лишения­ ми плавания, льдамп и штормами Южпого Ледовитого океана. В опасном путешествии онп находились в общей сложности 751. день. Небольшие парусные шлюпы «Вос­ ток» п «Мирный» шесть раз заходили за Южный полярный круг. Первая русская антарктическая экспе­ диция 1819— 1821 г.г. под руководством Беллинсгаузена п Лазарева не пмеет* рав­ ных по своей продолжительности и протя­ женности обследования высокоширотных районов. Она необычайно ярко показала высокое мастерство и мужество русских моряков. f По следам этой зпаменательной экспеди­ ции спустя десяткп лет двинулись многие европейские п американские экспедншш. Все опп пользовались результатами работ русских моряков, не только открывших Антарктпду, но п паметпвшпх границы нового матерпка. Мировая паука признала бесспорную заслугу отважных русских мо­ реплавателей, приоритет нашей Родины в открытии Антарктиды. Сто лет прошло со дня смертп Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Советскпо людп свято храпят в памяти пмя этого выдаю­ щегося русского мореплавателя,свопм тру­ дом и самоотвержепным служением народу приумножившего славу своей отчпзпы. Н. ЗУБОВ. Профессор, донтор гесграфичоскнх наук. КО Р А Б Л Я Большевистская партия, Советское правительство в лично товарищ Сталин проявляют исключительную заботу о быте тружеников Кольского полуострова, о дальнейшем развитии заполярного края. Эта неустанная за­ бота выражается во всем. С каждым годом неуклонно увеличиваются асснг- поваіпія на жилищное строительство н на благоустройство городов н посел­ ков Заполярья. В результате этого в разных уголках Заполярья всюду вид* ны леса новостроек. Вместе с тем в работе строительных организаций до сих пор пе прео­ долены серьезные недостатки. Жилые дома часто вводятся в вкрплоатацию недостроенными, со множеством недоделок н дефектов. Советские люди хотят жить со всеми удобствами. Долг руководителей строительных организации — создать эти удобства. К сожалению, забывают об этом и в коммунально-жилищных отделах. Здесь еще не везде научились по-советски беречь государственное иму­ щество, правильно эксплоатировать жилые Дома, чутко и внимательно от­ носиться к жалобам и заявлениям квартирос’емщиков. Материалы, публикуемые сегодня, свидетельствуют о серьезных недо­ статках в строительстве и эксплоатации жилого фонда, которые надо устранить. Когда закончился митинг, на котором моряки траулера «Ленин» приняли свое обращешге во воем работникам флота, ра­ достные, возбужденные, оживленно делясь ѵ друг с другом своими планами на буду­ щее, промысловики покидали корабль. До отход: в море оставалось еще много вре­ мени и ’-омандованне разрешило всем, кро­ ме вахтенных, сойги на берет. Механик Огепая Яковлевич Кнестяппн постоял на палубе, посмотрел вслед удаляющимся по причалу товарищам и отправился к ©еф . в каюту. Быстро одев рабочее платье, он ; спустился в машинное отделение и при- ' соединился к рабочим судоремонтных м а -1 стерских, производящим ремонт механиз­ мов корабля. Тут его и увидел старший механик. — Ты что ха не на берегу? — уди­ вился он; — Вчера весь день на корабле пробыл и сегодня с утра в машинном от­ делении находишься. Когда же отдыхать думаешь? Степан, Яковлевич посмотрел несколько, удивленно на своего начальника. — Так ведь ремонт же идет, — отве­ тил он, — мало ли что случится. Пока­ зать нужно, помочь. — Ничего не случится, — возразил старший механик и уже тоном приказа добавил: — Идите отдыхать домой. В крайнем случав я и машинист здесь будем, упра­ вимся бео вас. Но спустя несколько часов, снова придя в машинное отделение, стаірший механик увидел, как Отепая Яковлевич что-то на­ стойчиво раз’ясняет бригадиру слесарей. Он строго посмотрел па механика, во уже не стал отправлять его на берег. По все- \ му было видно, что Степан Яковлевич ни­ куда не уйдет. Пвдаша повелось .так на траулере «Ленпн», что старший механик Семен Ни­ китич Пыгнков, второй механик Степал Яковлевич Енестяшгн, третий механик Павел Михайлович Кедрин, старший ма­ шинист Александр Дмитриевич Беаменов — взе члены машинной команды н на бе­ регу я в море на первое место ставят свои служебные дела. В порту большую часть времени они проводят на корабле, сти­ раясь по возможности во всех работах принять личное участие или проконтро­ лировать ход их выполнения. Тем, кто не согласен с таким порядком, они говорят: — «В море работать будем мы, а не су­ доремонтники», и второе: — • «Механизмы взяты на социалистическую сохранность, ва ними хозяйский глаз всегда нужен». Именно ва такую преданность любимому деду, за подлинное социалистическое от­ ношение к труду машинная команда траулер* «Ленин» пользуется большим уважением. На корабле можно услышать немало рассказов с то*, ка» благодаря инициативе и смекалке механиков и стар­ шего машиниста были не рае преодолены трудности, которые могли привести к срыву рейсов и невыполнению заданий по добьгчо рыбы. Траулер находился в море, промысел был в разгаре, когда па корабле вышла из строя износившаяся важная часть траловой ле­ бедки. Чтобы отремонтировать ее, нужно было на пусковом штоке заново сделать ленточную резьбу, что, как известно, вы­ полнимо только на станке. Но не срывать же рейс, не иттп же раньше срока в порт! И вот Степан Яковлевич вместе с треть­ им механиком Еедрнным боялись оа дело. Онн решили заменить ленточную резьбу реоьбой другого типа, которую можно на­ нести ручным способом. Механики отко­ вали новую гайку, которой закрепляется поврежденная деталь, потом сняли с де­ тали старую резьбу и на ее место сделали новую нарезку. До окончания рейса ле­ бедка действовала безотказно. Безукоризненно ва корабле действуют все судовые механизмы, начиная от глав­ ной машины и кончая помпами. В порту члены машинной команды при­ лагают немало усилий, чтобы машинное отделение было в образцовом порядке. Пе пропали даром часы, проведенные на ко­ рабле Степаном Яковлевичем Кнестяпнным, старшим механиком Пьянковым и другими членами машинной команды. Все онп с честью выполняют свои социалистические обязательства, принятые прн подписании обращения коллективом корабля. Ни днем, нн ночью не прекращают ра­ боту механизмы. Через каждые два часа приходят в движение массивные барабаны траловой лебедки, ровно гудят судовые ди­ намо, бесперебойно, словно огромное серд­ це корабля, работает главная паровая ма­ шина. Час за часом, день за- днем, с того момента, как корабль отошел от причала, все на нем нахохится в движении. Маши­ нисты готовы по первому требованию с капитанского мостика прибавить или уба­ вить число оборотов машины, дать ко­ раблю нужный ход. Изредка вахтенные смотрят на стрелки манометров и приборов. Все как будто в порядке, но чуткое ухо специалиста варуг улавливает посторонний шум. Этого до­ статочно, чтобы механик после вахты остался в машинном отделении и один пли вместе с товарищами отыскал причину постороннего шума или дефект и устра­ нил его. Bo-время замеченный и устра­ ненный, пусть на первый взгляд самый пустяковый дефект, является гарантией от серьезного повреждения. Ha-днях, на­ пример, Кнестяппн и Безменов в свобод­ ное от вахты время, не останавливая машины, сменили начавшие изнаппгваться клапаны воздушного насоса. Потом онн вскрыли и осмотрели рамігаыо подшип­ ники. Все оказалось в порядке. ' — Но ведь могла быть н какая-нибудь неисправность, — с одобрением говорит старший механик, — мы взяли себе за правило: регулярно производить деталь­ ный осмотр механизмов. Сам Семен Пнкитнч Пыгаков, пожалуй, работает больше всех. Он не только кон­ тролирует деятельность подчиненных, но и помогает им советами, дает конкретные указания и сам вникает во все работы, на практике показывает, как нужно производить тот пли иной ремонт. — Сейчас мы особенно тщательно забо­ тимся о профилактике, — рассказывает Семен Никитич, — мы поставили перед собой задачу пропусти в этом году три стоянкп суляа в порту без ремонта. Это позволит нам сэкономить много времени для вздения промысла, а следовательно, облегчит выполнение принятого коллекти­ вом обязательства о досрочном выполне­ нии годового плаца. Для того, чтобы хорошо работать, нужно отлично знать свое дело. По вечерам, сме­ нившись с вахты, члены машинной команды берутся за книги. Регулярно все, кроме вахтенного, собираются в каюте у старшего механика. Тогда каюта превра­ щается в класс для занятий. Разбираются схемы паровых машин. Изучается устрой­ ство сложных агрегатов. Каждый^ из ме­ хаников траулера «Ленин» уже давно и упорно учится. Каждый пз них, в том числе и машинист Безменов, начинал свой трудовой путь простым кочегаром. Роди­ на, советская власть дали им возможность окопчнть различные курсы, помогли стать специалистами. Теперь онп сами учат сво­ их подчиненных. Так, Анатолий Павлович Расторопов еще в апреле прошлого года работал угольщиком, теперь оУ кочегар. Кочегар Илларион Евгеньевич Темляк не­ давно сдал экзамены на машиниста рыбо- мучптой установки. Гордые тем, что им вьптала честь пла­ вать на корабле, носяшем имя великого основателя большевистской партии и Со­ ветского государства В. П. Ленина меха- j нпкп, машинисты и кочегары делают все j от них зависящее, чтобы вместе с экппа- • жем судна выполнить взятые обязательст­ ва. Слаженна идет работа в машинном от­ делении, четко действует корабельное серд­ це — главная машина п все вспомогатель­ ные механизмы. Мехянпкп Пьянков, Кпе- стяппн, Кедрин, старший машпипст Без­ менов п другие члены машинной команды несут вахту мпра. С. ДЕМИН. Баренцево море. (Наш спец. корр., по радио). ЭКСПЛОАТИРОВАТЬ ЖИЛЫЕ ДОМА! Счет строителям. Успешно закончив 1951 год, экипаж траулера «Семга» в числе первых от­ кликнулся на патриотический почин мо­ рям® траулера «Ленин». Обсуждая обра­ щение инициатора соревнования за вы­ соки^ уловы, экипаж нашего корабля го­ рячо поддержал этот патриотический по­ чин и принял на себя повое, повышенное обязательство па 1^52 год. Прн годовом плане 40 тысяч центнеров экипаж обя­ зался выловить 42 тысячи центнеров рыбы. Выходя в свой первый в 1952 году рейс, экипаж едннодушио решил об'явнть его стахавовскнм. С первых дней развер­ нулось социалистическое соревнование на корабле. Весь коллектив настойчиво бо­ рется за выполнение своих обязательств, за улучшение режима траления, за уве­ личение добычи рыбы. Лучших результа­ тов в работе добивается комсомольско-мо­ лодежная вахта, руководимая старшим штурманом, заместителем секретаря комсо­ мольской организации В. Смирновым. Спуск п под’ем трала морякп производят за 35— 37 минут вместо 45 по норме. Второв место занимает вторая вахта штурмана комсомольца тов. Веденеева. Образцы стахаповского труда показывают тралмейстер тов. Безбородов, его помощни ­ ки тт. Турсеп п Точплов, рыбообработчи­ ки тт. Комиссаров, Москвин. Отлично трудятся матросы-комсомольцы тг. Деров, С каждым годом все краше и лучше становится Мурманск. Тому, кто не был в нем после войны, трудно поверить, что город подвергался ожесточенным налетам Еражеской авиации и был сильно разру­ шен. На мосте развалин и там, где были пустыри, построены многоэтажные камен­ ные дома, появились заново спланирован­ ные улицы. Мурманск строится. П хочется от всего сердца поблагодарить тех, кто делает это, — наших строителей. Тем досаднее становится, когда видишь, что дома по вігне руководителей строи­ тельных организаций вводятся в эксплоа- тацию с серьезными недоделками и дефек­ тами. Вот один из многих примеров. Па проспекте имени Ленина восетаноЗ'- лен многоэтажный дом Л? 57. Здесь про­ изводил работы трест «Мурманскстрой» (управляющий тов. Ошеровнч). С фасад­ ной стороны здание выглядит красиво, добротно. Часть дома недавно заселена. С первых же дней жильцам пришлось испытать ряд неудобств. Квартиры пятого этажа 28 и 29 к моменту заселения фак­ тически не были пригодны для эксплоата- цнп. Здесь чор?з крышу вода протекала в комнаты, с потолка обвалилась штукатур­ ка. П это в повом доме! А причина об’ясняется просто: наруж­ ная отделка зданпя производилась после того, как были завершены кровельные ра­ боты. Крышу покоробило, ее долго не красили, а затом покрасили • небрежно, наспех. В результате крыша протекает, штукатурка обваливается, потолок прихо­ дит в негодность. Но этим не исчерпываются дефекты. Пх много — больших и малых. Смывные бачки, напрпмер, во всем доме ненсправ- пы: в одних квартирах вода течет беспре­ рывно, а в других но поступает совсем. Только на днях была испытана система центрального отопления п до спх пор пе проверены магистрали холодного водоснаб­ жения. Трубы холодного и горячего водо­ снабжения подведены к ваннам, но во всех квартирах они не закреплены. Кра­ пы в ванных комнатах установлены вы­ соко. Регулировочных кранов в системе отопления нет. В квартирах 5-го этажа в течение трех месяцев не было холодной воды я до сего времени не бывает горячей. Подобное положение нетерпимо. Необхо. димо дело поставить так, чтобы не засе­ лять недостроенные жилые дома, а сда­ вать пх в эксплоатацню со всеми удобст­ вами. 3. ЧЕХОНИНА. Врач. Плоды бесхозяйственности Крутиков, Кукушкин, Попов, Скородумов, Титов, Бельков. Средп машинной команды первенство удерживают второй механик коммунист тов. Хазов п третий механик тов. Гапо- ненков. Кочегары тт. Цехов, Литовальце®; также показывают образцы труда. Сейчас па счету корабля более двух тысяч цснтііеров рыбы. Промысловая об­ становка обеспечивает значительное пере­ выполнение суточных заданий. Большую работу ведут агитаторы, мобилизуя лич­ ный состав на перевыполнение плапа. С. ПОД’ Я&ЛОНСНИЙ. Помполит траулера «Семга». Барепцово море. (По радио). П о с л е д а м н е о п у б л и к о в а н н ы х п и с е м В редакцию поступило письмо, в кото­ рой говорилось о плохом бытовом обслу­ живании молодых рабочих, проживающих в общежитии рыбозавода Сайда-губа. Это письмо было направлено для при­ нятия мер секретарю партийной органи­ зации завода тов. Барышеву. Он сообщил редакции, что факты, ука­ занные в письмо, подтвердились. Приняты меры, направленные, на улучшение быто­ вого обслуживания молодых рабочих. Жилой фонд в Мурманском морском торговом порту эксплоатпруется очепь плохо. Начальник жилищно-коммунально­ го отдела тов. Дмитриев не заботится о сохранности жилпш. Для того, чтобы уст­ ранить неполадки, жильцы вынуждены •приходить в коммунальный отдел по не­ сколько раз. Тов. Дмитриев п главный ин­ женер тов. Люмчнков обещают своевремен­ но произвести необходимый ремонт. Но это — пустые обещания. Технические комиссии по огмотру жи­ лого фонда пе созданы. А онн могли бы слодпть за тем, как эксплоатпруется жи­ лой фонд, выявить дефекты, наметить об’окты, которые должны подлежать ре­ монту в первую очеродь. Такая безответственность прпводит к тому, что жилища подвергаются прежде­ временному разрушению, а ремонт пх про­ изводится несвоевременно и недоброкачест­ венно. Взять, к примеру, дома по Терскому переулку. В доме Л: 8, например, до сих пор электропроводка сделана без. соблюде­ ния противопожарных правил. У под’езда дома лампочки нет. Примеров бюрократического отноптеппя к жалобам н просьбам жильцов можно привести много. Бывают случаи, когда1 заявления более месяца пе разбираются, а квартирос’ емшик не может узнать о судьбе его. Так, инвалид Огечествепной войны ! тов. Коноплев, проживающий в доме: Л? 28 по улице Челюскпппев, в течение нескольких лет обращается в жилищный отдел с просьбой произвести небольшой ремонт в комнате. Но до сих пор ничего не сделано. А разве столь трудно удовлет­ ворить эту просьбу? Почему же в жилищно-коммунальном отделе торгового порта могло создаться та­ кое положение? Причина об’ясняется просто. Жилищ­ но-коммунальный ‘отдел и управляющие домами пе следят за состоянием жилого Фонда. Собраний квартпрос’емщпков не проводят п пе организуют, чтобы сами жильцы производили часть ре­ монта. Свою деятельность домоуправы ограничили тем, что они выдают различ­ ные справки. Нп в жилищном отделе, нп в домоуправлениях никто нп разу пе за­ думался о том, чтобы провсстп нужную п большую работу по ппредаче жплпш па социалистическую сохранность квартиро- с’емшнкам. В паіпей стране на заводах п Фабриках — всюду стало правилом: выполнять лю­ бые задания и операции в срок п высоко- качествеипо. Почему же этого нет в рабо­ те жилищно-коммунального отдела? Поче­ му-то здесь все делают «па авось» п не торопясь? И. СЕРГЕЕВ. Механик торгового порта. Неоправданная самоуспокоенность Начальник Мурманского горжплуправле- нпя тов. Крылов и инженер по эксплоата- цнп тов. Кузнецов считают, что дело эксплоатации жилого фонда в городе по­ ставлено хорошо. Под’езды и лестничные клетки освещены, ремонт производится своевременно, работа с жалобами и заявле­ ниями квартирос’емщпков поставлена- идеально. Правда, есть некоторые непо­ ладки, но виною тому, как утверждают, тг. • Крылов и Кузнецов, являются, мол, об’ек- тивпые причины. В действительности же это далеко не- так. Жилой фонд городского жилищного’ управления находится в запущенной ео-\ стоянии. Стоит зайти в дома по проспек­ ту Лепипа, принадлежащие третьему домо­ управлению (управляющий тов. Редько), и сразу можно убедиться в этом. Во мно­ гих зданиях не приведены в порядок . под’езды и лестничные клетки. Онн не освещены и не остеклены. Там не делает­ ся уборка. Плохо налажено в домах горжилуправ- ления отопление и снабжение горячей во^ дой. В доме № 57 по проспекту Сталина система центрального отопления своевре-' менпо не была подготовлена к зиме. В ре­ зультате в некоторых квартирах холодно. Кроме того, в этом доме не отремонтирова­ на крыша. В сырую погоду в комнаты верхнего этажа протекает вода. Такое яе положение в доме 42 по проспекту Ленпна. В горжплуправлеппп можно паечнтать более двух * десятков зданий, в которых требуется произвести неотложный реноігг крыш, печей, полов п т. д. В домах 42, 44, 55 и 57 по проспекту Сталина н >5 15 по ул. Самойловой необходимо аамв- ннть внутреннюю электропроводку в глав­ ные щиты. Но это до сих пор не сделано. Даже там, где были проведены ремонт-- ные работы, онп из:за беспечности работ­ ников домоуправлений не припеелн ника­ кой пользы. В доме >5 55, напрпмер, бы­ ли приведепы в порядок лестничные клет­ ки. Однако ва ними никто не следил и опп требуют повторного ремонта. К требованиям ' квартнрос’емщиков в горжплуправленпи не прислушиваются, относятся к нпм формально. Тт. Крылов н Кузнецов, очевидно, считают, что стоит на­ писать ответ на заявление и вопрос исчер­ пан. Однако жильцы прпдержпвзготся иного мнения. Жильцы дома № 4 по улице Пуш­ кинской тт. Харламова и Чагина рассказы­ вают, что пх неоднократные просьбы о ре­ монте не былп удовлетворены. Работники жилищного управления отделываются обе­ щаниями. Об этом же рассказывает и ра­ ботник горводопроводз тов. Сулейманов, проживающий в доме >£ 36 по проспекту Ленпна. — Вот уже в течение двух лет, —* го­ ворит он, — я добиваюсь ремонта крыши, а результата никакого нет. Вместо оперативного руководства, на­ правленного на улучшение содержания жплого фонда, тт. Крылов и Кузнецов предпочитают руководить, не выходя из кабинета. Следуя своим начальникам, так­ же поступают и управляющие домами. Жильцы не привлечены к работе по со­ хранности жилья. Большая часть жплого фонда горжі&- управленпя требует ремонта. Сейчас, не дожидаясь лета, необходимо точно опреде­ лить. какие дома будут подлежать ремон­ ту в этом году, п ремонт следует произ­ водить комплексно. Однако в горжилуп- равлении собираются поступить по приме­ ру прошлых лет — пустить дело на само­ тек, распылить средства п рабочую силу по об’ектам. А. ЕРМОЛОВ. ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ АНТАРКТИЧЕСКОГО МАТЕРИКА Залггра исполняется сто лет со дня смерти Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузе­ на, выдающегося русского мореплавателя, открывшего совместно с Михаилом Петро­ вичем Лазаревым шестой материк земного шара —- Антарктиду. Экспедиция Беллинсгаузена — Лазаре­ ва, продолжавшаяся почти три года (1819 — 1821), была одним из евеньев много­ численных русских научных изысканий прошлого века. В начале XIX века Россия занимала первое место среди других госу­ дарств в области исследования морей и океанов. Уже вслед са первым кругосвет­ ные плаванием экспедиции И. Крузенш­ терна и Ю. Лисянского (1803— 1806 гг.) было совершено шесть кругосветных плаваний. Русские мореплаватели иссле­ довали обширные районы Тихого океана и открыли много новых островов. Одновременно со шлюпами «Восток» и «Мирный», отпраівившимися под командой Беллинсгаузена н Лазарева для геопрафп- чес іш открытий в антарктических водах, другие шлюпы под командованием лейте­ нантов М. Васильева и Г. Шпппіарева искали Северный морской путь пз Тихо­ го океана в Атлантический. В 1820 году в Петербурге, кроме того, были снаряжены две сухопутных экспе­ диции. Их задачей было составить карты северного побережья Азии — от устья Лены ДО Берингом пролива. В 1821 —- 1823 годах русские моряки на бриге «Но­ вая Земля» производили опись берегов Новой Земли, Мурмана и Каниной Земли. ( К столетию со дня смерти Ф. Ф. Беллинсгаузена), + Такой невиданный дотоле размах науч­ ных исследований, конечно, не был слу­ чайным. Разгром наполеоновского нашествия в Отечественной войне 1812 года по свопм последствиям, как отмечал В. Г. Белин­ ский, «был величайшим событием в исто­ рии России после царствования Петра Ве­ ликого. Напряженная борьба на смерть с Палолеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе си­ лы и средства, которых она дотоле сама в себе но подозревала». Победа над Наполеоном пробудила рус­ ский народ к новой деятельности, послу­ жила в частности могучим толчком и в развитии отечественной географпп. Зачи­ нателями и инициаторами в этом деле бы­ ли передовые русские морские офицеры. Пз всех экспедиций, которые обогатили но только русскую, но и мировую науку, наибольшее значение, несомненно, имела экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, ознаменовавшаяся величайшим географи­ ческим открытием XIX века. До спх пор в науке точно еще не уста­ новлено, что именно следует понимать под географическим открытием. Мы говорим, например, что Кук открыл Гавайские ост­ рова, совершенно упуская пз виду, что па этпх островах в то время было уже около 250.000 жителей. Известно также, что Колумб открыл огромный материк — Америку. По ведь древнее население этого матерпка уже имело свою цивилизацию. Все эти открытия былп лишь «откры­ тиями» .европейцев и для европейцев. Совершенно пначе обстояло дело с экспедицией русских мореплавателей. Беллинсгаузен и Лаеарез открыли пиком не населенную и никому до этого неиз­ вестную Антарктиду. Это величайшее гео­ графическое открытие было сделано рус­ скими моряками вопреки утверждению ан­ глийского мореплавателя Джемса Кука, который, совершив в семидесятых годах XVIII столетия плавание в Антарктику, пришел к твердому, убеждению, что оа Южным полярным кругом пет ппкакой земли. Подвиг Беллинсгаузена п Лазарева был высоко оценен географами всех страп как действительно великое географическое открытие в самом строгом смысле этого слова, открытие для всего человечества. Фаддей Фаддеевич Белнпсгаузеп родил­ ся в 1779 году. Десяти лет он был отдан в Морской корпус п, еще будучи гардема­ рином, совершил плавание в Англию. Пос­ ле окончания учебы Беллинсгаузен в те­ чение трех лет плавал па Балтийском мо­ ре, а затем участвовал в первой русской кругосветной экспедпцпп, в продолжении которой вел астрономические, географиче­ ские п гидрологические наблюдения. Вернувшись пз кругосветного путешест­ вия, Фаддей Фаддеевич в течение 13 лет С Е Р Д Ц Е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz