Полярная правда. 1952, январь.

2 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА № 8 (7114 ) 1 0 января 1 9 5 2 л В помощь пропагандистам и слушателям кружное по изучению „Кратного курса истории ВКП (б )“ О КНИГЕ В. И. ЛЕНИНА „МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ" Гениальное произведение В. И. Іенииа 1соф-идеалист Нах (1836— 1916 гг.) лпсь выше катерпалнзма я вдеализма. •«Материализм в эмпириокритицизм» пред- в немоцкнй фвлософ-ндеалвст Авенариус "ставляет одно из величайших творений , (1843— 1896 гг.), выступавшие со сво- марксіістской наукп, ознаменовавшее собой ковую эпоху в развитии философии диалектыеского материализма. Одновре­ менно эта книга решила историческую ва- дачу теоретической подготовке большеви­ стской партии. . Книга В. П. Ленина вышла в свет в 1909 году. Это был период столыпинской реакции, период наступления контррево­ люции е а всех фронтах: политическом, экономическом и идеологическом. В области политической наступление реакции проявилось в третьепюньском государственном перевороте 1907 года, разгоне II Государственной думы, распра­ ве с социал-демократической фракцией думы, созыве 111 черносотенной думы, разгроме всех легальных организаций ра­ бочего класса, разгуле черносотенного тер­ рора, уходе большевиков в подполье я т. д. В области экономической наступление іреакции нашло свое выражение в сокра­ щение заработной платы, и удлинении ра­ бочего дня для рабочих, восстановлении штрафной системы. введении «черных ей философией в конце XIX века. Мах поставил перед собой вадачу создать объективную беспартийную философию, заявив, что деление философов на ма­ териалистов и идеалистов устаразо. По мнению Маха каждое из этих направлений односторонне я ограниченно, так как ма­ териалисты все сводят ж материв, а идеа­ листы — к сознанию. Мах возымел же­ лание преодолеть ограниченность того и другого и подняться над материализмом и идеализмом. Свою философию он назвал эмпириокритицизмом (философией крити­ ческого опыта). Таким образом. Мах пытался ликвиди­ ровать различие между двумя линиями в философии, положить конец борьбе ма­ териализма и идеализма, опровергнуть гениальную постановку Энгельсом (во II главе его книги «Людвиг Фейербах и ко­ нец классической немецкой философии») основного вопроса философии — вопроса об отношении мышления к бытию, духа к природе и разделения философов на два больших лагеря в зависимости от того, списков» для активных, сознательных ра- что они считали первичным — бытие бочнх, массовых увольнениях рабочих (локауты), усилении развития капитализ­ ма по империалистическому пути (кон­ центрация промышленности, создание мо­ нополий. рост количества банков и увели­ чение их роли в промышленности, ввоз иностранных капиталов), разрушении об­ щинного пользования вемлей (столыпин­ ская реформа) и т. п. В области идеологической поражетгае или сознание. Мах пытался также реви- устранилв противоположность точки зре­ ния, идущей от вещи и сознанию, и точ­ ки врения обратной, — это пустая пре­ тензия подновленного фихтеанства». (В. И. Ленин. Соч., т. 14, стр. 67). Далее Лепив говорит, что «...вся тео­ рия Маха и Авенариуса, из которой вы­ текает, что земля есть комплекс ощуще­ ний («тела суть комплексы ощущений»), или «комплекс элементов, в коих тожест­ венно психическое с физическим», или «протпвочлен, прп коем центральный член никогда но может быть равен нулю», есть философсний обскурантизм, есть до­ ведение до абсурда суб’ективного идеализ­ ма». (В. И. Ленин. Соч., т. 14, стр. 66). Соответственно и русский махизм, при­ крывавшийся часто левыми фрачамн, имел суб’ектпвно-идеалистическое содержание. Это видно вз того, что Богданов заявлял, что он взял у Маха его учение об опыте, о паличпи двух рядов элементов в опыте (фппическнх и психических) и то, что физическое без-нсихического не суще­ ствует. По мнению Богданова, пз хаоса элементов, т. е. ощущений человека, воз­ никает психика и лишь затем возникает природа как порождение суб’ектнвного сознания человека. Физичоскпй мир Бог- эовать и вторую сторону основного воп-і данов определял ка» социально-организо- роеа философии — о возможности позна­ ния окпужаюшего нас мпра. ванный опыт. Ленин по этому поводу за­ мечает, что «...физический мир сущест­ во вступительной главе «Вместо вве- do вал тогда, когда никакой _«социально- деипя» Ленин разбирает вопрос о телре- [ стн» и никакой «организации» чело- тических корнях махизма и доказывает, і вечгского опыта быть не могло...». что идейными предшественниками Маха и Авенариуса являются по лігаин первич­ ности бытия или сознания суб’ектпвный революции породило распад и разложение 1идеалист епископ Беркли (1684— 1753 ъ среде попутчиков революции, особенно среди интеллигенции. Появилась орава модных писателей, оплевывающих револю­ цию, воспевающих предательство, половой . разврат, издевающихся над марксизмом. Усилились попытки «критики», ревизии марксизма, возникли религиозные тече­ ния, прикрытые «научными» доводами. Ез помощь кнуту и виселице призывался бог. Общей целью реакции в области идео­ логии являлось — отвратить массы от революции. Упадочничество и неверие коснулось также части партийных интеллигентов, развернувших «критику» философско- теоретических основ марксизма. Критика эта лицемерно велась под флагом «заши­ ты», «улучшения» марксизма и пред­ ставляла огромную опасность для партии, так как была рассчитана на об»ман рядо­ вых партийных работников. Кроме того, 'эта «критика» смыкалась с общим похо­ дом--реакции против большевиков и прес­ ледовала цель, иодменмв марксизм махпэ- момг теоретически обезоружить партию. Товарищ Сталин указывает: «Переа . марксистами стояла неотложная задача — дать должную отповедь этим перерожден­ цам в области теории марксизма, сорвать с них маску, разоблачить их до конца и отстоять, таким образом, теоретические основы марксистской партии». (История ВКН(б). Краткий курс, стр. 97). Эту неотложную задачу в выполнил Зіенин в своей знаменитой книге «Ма­ териализм и эмпириокритицизм». Но Ленин не только отстоял и развил в своей книге дальше диалектический и истори­ ческий материализм, составляющий теоре­ тические основы коммунистической пар­ тии, он в то же время гениально обобщил наиболее важное из того, что дала наука н, презкде всего, естествознание за весь исторический период от Энгельса до по­ явления в свет книги Ленина. * * * (В. П. Ленин. Соч., т. 14, стр. 112). * * * Переход капитализма в стадию импе­ риализма на рубеже XIX и XX веков оз­ начал коленное изменение условий клас­ совой борьбы пролетариата, переход от «мирной» борьбы с капитализмом к штур­ му империализма. Рост империализма со- щювождался ростом оппортунизма, стре­ мящегося к ревизии марксизма, & разору­ жению пролетариата перед решающей битвой с- капитализмом. Одновременно ог­ ромные достижения науки, особенно есте­ ствознания, все более подтверждали пра­ воту диалектического материализма. В новых условиях борьбы реакционеры стре­ мились создать и более приспособленное Идейное оружие для зашиты капитализма, чтобы противопоставить его марксизму. Этим об’ясняется появление в конце XIX • и начале XX столетия различных реакционных буржуазных течений в обла­ сти философии и социологии: позитивиз­ ма, неокантиантства, неоюмизма, неоге­ гельянства, махизма и т. п. Целью всех подобных течений являлось идеологиче­ ское воздействие на сознание революцион­ ных масс для отвлечения их от револю­ ционной борьбы.^ Особенно удобным для этого являлся махизм, получивший широ­ кое распространение в Западной Европе. Махизм, таким образом, являлся одной из форм идеологии оппортунизма, ревизио­ низма в русском рабочем движении и представлял собой разновидность реак­ ционной буржуазной, философии, идеоло­ гию мелкой буржуазии и реакционного мещанства, стихийно идущего, в условиях капитализма, за крупной буржуазией. Русские эмттирпокритики (или махисты) — Базаров, Богданов, Юшкевич, Валенти­ нов, Чернов и другие пытались опроверг­ нуть марксистский диалектический мате­ риализм, подменить его суб’ектнвно-ндеа- лнстнческой философией Маха и Авенари­ уса — «эмпириокритицизмом» (махиз- гг.) и по линии возможности познаваемо­ сти мира агностик Юн (1711— 1776 гг.). Аналиппруя фплософпто Махз, Ленин указывает, что ее основное содержание сводится к тому, что «...все существую­ щее об’является ощущением...» а «...ощу­ щения называются элементами...» (В. П. Ленин. Соч., т. 14, стр. 42). Все реально существующие материальные тела, явле­ ния Мах обвалял ощущениями, которые переименовывал в элементы, делящиеся на физические и психические, и называл это «открытием» элементов мира. Исходя из этого «открытия», Мах счи­ тал, что материя, мир представляют собой комплекс ощущений суб’екта, т. е. стано­ вился на позиции субъективного идеализ­ ма. Соответственно он ставил задачу пе­ ред наукой изучать связи между ощуще­ ниями в преістаадениямн суб’екта. а не между телами в яаленштмн об’ективного мора, а это означало, что он стремился не только опровергнуть материализм, но и отвлечь науки о природе от правильно­ го пути их развития. По Маху задачей естествознания явля­ лось изучение связи между элементами (ощущениями), т. е. изучение не реаль­ ного мира, а наших иредставлпнпй, со­ знания. Мах насчитывал два ряда элемен­ тов, из которых состоит мпр. Когда эле­ менты зависят от человеческого организ­ ма, онп называются психическими, когда пе зависят — фпяпчеекпмп. Прп атом оба ряда элементов существуют вместе и неразрывно, что означает невозможность существования физического ряда без психи­ ческого. В применении к реальному миру это означает не что пное, как невозмож­ ность существования об’ектпвного мпра бес познающего суб’екта. А отсюда логи­ чески должен следовать бессмысленный вывод, что земля не ногла существовать до появления существа, обладающего со­ знанием. В этом пункте на выручку Маху при­ ходит Авенарпус со своим «учением» о принципиальной координации, по которо­ му «Я» (носитель сознания) является центральным членом координации, а сре­ да (об’ективный мир) — протігвочленом. Авенариус старается доказать, что среда (об’ектввный мир) без «Я» (т. е. носите­ ля сознания) никогда не существовала. Естествознание же доказывает существо­ вание земли до человека. Спрашивается, кто же был тогда носителем сознания? Авенарпус отвечает: животное. А когда не было животных, носителем сознания были червп, — дополпяет Авенариуса его ученик Вилли. До возникновения же жиз­ ни на земле носителем сознания был по­ тенциальный центральный член, и поэто­ му, заявляет Авенарпус, «Я» никогда не было равно нулю, в всегда больше. Ленин, разоблачая Авенариуса, указы­ вает, что мир существовал и существует независимо от нашего «Я» н от человека вообще, что становление мира в зависи­ мость от нашего сознания представляет собой чистейший идеализм и в корне про­ тиворечит научному естествознанию, так как невозможпо сознание без мозга. И подобная безмозглая философия выдава­ лась Махом, Авенариусом и русскими на- хнеталн, как преодолевшая «ограничен­ ность» диалектического материализма Маркса и Энгельса. Мах и русские махисты в теории по­ знания стоят на позициях агностицнома Канта н Юма, т. е. считают мир непозна­ ваемым. И это логически следует из ос­ новных посылок их философии. Отрица­ ние существования об’ективного мира, подмена его комбинациями элементов (ощущений), становление мпра в зависи­ мость от нашего сознания естественно приводит их к отрицанию возможности Iпознания мира. Разобрав сущность философии махизма. Беспощадно разоблачая махизм, вскры­ вая его реакционную классовую сущ­ ность, прикрытую личиной об’ективпзма и аполитичности, Ленин в своей книге од­ новременно дал развернутое изложение марксистской теории познания — диалек­ тической теории отражения. Ленпп сформулировал три важных вы­ вода, вытекающих из марксистской тео­ рии познапия: «1) Существуют вещи неза­ висимо от нашего сознания, независимо от пашего ощущепия, впе нас... 2) Решительно никакой принципиальной разппцы между явлением и вещью в себе нет и быть пе может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еше не познано... 3) В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуж­ дать диалектически, т. е. не предпола­ гать готовым и неизменным наше позна­ ние, а разбирать, каким образом пз нез­ нания является знание, каким образом неполное, ' неточное знание становит­ ся более полным и более точным». (В. И. Ленин. Соч.. т. 14, стр. 90— 91). Ленин в своей книге дал также имею­ щее огромное значение для марксистской теории познания философское определение материи: «Материя есть философская кате­ гория для обозначения об’ективной ре­ альности, которая дапа человеку в ощу­ щениях его, которая копируется, фотогра­ фируется, отображается нашими ощуще­ ниями, существуя независимо от ппх*». (В. И Ленин. Соч., т. 14, стр. 117). Предпосылками марксистско-ленинской теории отражения являются: 1) призна­ ние существования об’ектпвного мира вне пас п пезавпепмо от пас. 05’ектпвиый мир есть об’ект познанпя: 2) наличие познаю­ щего суб’екта — высок сорганизованной материи, обладающей ощущением и мыш­ лением: 3) практика, в которой осущест­ вляется единство между суб’ектом и об’ек- том. Первым моментом нашего познанпя яв­ ляется чувственное восприятие — дея­ тельность пяти органов наших чувств. Предмет или явление, действуя на пашп органы чувств, вызывает в нас ощуще­ ния плп суб’ектпвный образ об’ектпвного мира. Ощущения непосредственно связы- тю т нас с внешним миром. Но познание не может быть ограничено только ощуще­ нием, так как оно способно иногда вводить нас в заблуждение (например: нам ка­ жется, что восходит солнце, а на деле вертится земля). Кроме того, в ощущеппях не даны закономерности и категории об’ектпвпого мира. И наконец, ощущения имеют дело с единичными предметами и явлениями, а человеческий опыт не спо­ собен охватить все единичное. Ощущения не дают нам обобщений. Отсюда возни­ кает необходимость во втором моменте позпания, которым является абстрактно- логическая деятельность нашего мышле­ ния. класс и подготовить его к новым револю­ ционным боям. Махисты же, «доказывая» невозможность познания об’ективного мн­ ра, в том числе общественного развития, стремилпсь извратить урокн революции, пе допустить использования ее опыта для дальнейшей революционной, борьбы рабо­ чего класса. о о о Излагая марксистскую теорию познания, Ленин особо останавливается на диалекти­ ческом соотношении относительной и аб­ солютной истин, на существовании об’ек­ тивной истины п критикует два метафизи­ ческих направления по вопросу об истине. Метафизик Дюринг утверждал наличие вечных истин в последней инстанции, действительных для всех времен и наро­ дов. С другой стороны, махисты отрицали возможность познания человеком об’ектив- пой истины, а это вело к отрицанию абсо­ лютной истины. Все истины относитель­ ны, — утверждает махизм. Махнет Бог­ данов договаривался даже до того, что считал относительной истину о дате смортп Паполеона. Ленив в своей книге разграничивает вопрос об истинах па два вопроса: 1) существует ли об’ектпвная истина? и 2) если существует, то могут ли челове­ ческие представления выражать ее сразу, целиком абсолютно, плп только относитель­ но? Отвечая на первый вопрос положитель­ но. Ленпп говорит, что наше сознание спо­ собно давать правильные знания о мире, имеющие характер об’ектпвньтх пстпн. Это подтверждается практикой. -Отвечая па второй вопрос, Лепігн устанавливает диа­ лектическое соотношение между абсо­ лютной и относительной истиной. Каждая истина относительна, но в ней заклю­ чается часть абсолютной истины. Из сум­ мы относительных пстпп складывается аб­ солютная истина. «Каждая ступень в раз­ витии наукп прибавляет ноЕые зерна в эту сумму абсолютной истины, но преде­ лы истины каждого научного положения относительны, будучи, то раздвигаемы,то суживаемы дальнейшим ростом знания». (В. П. Ленин Соч., т. 14, стр. 122). В связи с рассмотрением вопроса о тео­ рии познанпя, Ленин в своей книге ре­ шает ряд важных теоретико-познаватель­ ных вопросов о прпчипностп и закономер­ ности в прігроде, о пространстве и време­ ни, свободе и необходимости. Показывая извращение этих вопросов махистами, Лепин защищает и углубляет соответст­ вующие положения Энгельса, изложенные в его классической работе «Антп-Дюринг». 0 * 0 НОВЯТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Стахановцы предприятий Мурманского отделения Кировской железной дороги принимают активное участие в рациона­ лизации в изобретательстве. Новаторы транспорта способствуют вы­ полнен незнании диалектического, мате­ риализма, Ленин писал: «Чтобы поставить вопрос с единственно правильной, т. е. _____L____ - *поліяеяию производственных планов, узе* диалектически-матерпалпстпческой, точки ~ __ _____ „ ’ __ личению выпуска продукции, зрения, надо спросить: существуют ли ^ w ’ электроны, эфир и таи палас вне чело­ веческого сознания, как об’ѳктивная реальность или нет?» (В. И. Ленин. Соч., т. 14, стр. 248). Положительный ответ иа этот вопрос, р , экономшг топлива и материалов. Недавно ва отделении закончился обще­ ственный смотр внедрения рационализа­ торских предложений. За трн последних меелцз поступило 30 таких предложений, т. е. признание того, что материя есть из которых 28 внедрено в производство, объективная реальность, сразу решает і Их годовой экономический эффект состав- проблему кризиса физики и ставит воп- ляет десятки тысяч рублей. Нововведение рос уже в другой плоскости: о пределах j мастера трансформаторно-масляного хозяй- человеческого познанпя. Человеческое4поз- ства 1-го участка энергоснабжения тов. нанпе все время развивается и углубляет- j Гіражданкина, предложившего новый, более ся, «...и если вчера это углубление не | совершенный метод ремонта масляных шло дальше атома, сегодня — дальше выключателей, дает 7.376 рублей экономии в год, а также значительно облегчает и ускоряет ремонт масляных выключателей.- электрона и эфира, то диалектический ма­ териализм настаивает на временном, отно­ сительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрес- «пррощ'В наукой человека. Электрон так , преюомнпЯ Из н и 82 шреп». же неисчерпаем, как н атом, природа бес-1 но в жтзь и Еаходптся в конечна, но она бесконечно существует...» В^его по предприятиям отделения доро­ ги за 1951 год внесено 120 рацпоналнза- 0тройное значение в обосновании и раз­ витии диалектического материализма имеет гениальное обобщение и анализ Лениным достижении науки. До конца XIX и начала XX века абсо­ лютное большинство естествопспытателеЙ стояло на позициях метафизического мате­ риллпзма. С этих позиций п было создано учение о материи и ее свойствах. Счита­ лось, что материя обладчоет раз павссгда данными свойствами (масса, непроницае­ мость, инертность, всс, об’ем п т. д.) п пределом ее делимости является атом («кирпич мироздания»). В конце XIX и начале XX века произошли новые велп- кпе открытия в области естествознания, которые опровергли существовавший ра­ псе взгляд па материю. Был открыт ра- дпп п начато изучение радиоактивности веществ, доказавшее возможность превра­ щения одних химических элементов в дру­ гие. Атом был разложен па электроны и протоны. Выдвинут принцип эквивалент­ ности массы п энергии. Прогресс физики и математики привел к тесному сближе­ нию обеих наук. Период крутой ломки старых теорий в физике при незнанпп диалектического ма­ териализма неизбежно вел к идеализму. Величайшие открытия физики не укла­ дывались в рамкп старых меіафпзпческпх понятий. Среди естествоиспытателей ста­ ли возникать идеалистические школы (в том числе махизм), пытавшиеся идеали­ стически истолкозать новейшие достиже­ ния физики. Так возник кризис в физи­ ке. Па этой основе стала расти идеали­ стическая реакция в науке, утверждаю­ щая, что «материя исчезла», «масса ис­ чезает», остается только энергия без массы. В связи с тем, что старые физи­ ческие теории устарели, махисты стали утверждать, что вообще все вакопы при­ роды и общества являются символами, зпаками, пе имеющими ничего спределен- Паучная абстракция есть отвлечение ного> ном), якобы преодолевшим ограниченность материализма и идеализма. Основоположниками эмпириокритициз­ ма являются австрийский физик и фило- Ленин указывает: «Ничего иного, кроме перефразировки суб’ективного идеализма, нет в разбираемом учении Маха и Авена­ риуса. Претензии их, будто они подня- от несущественных, второстепенных приз­ наков и мысленное выделение и обобще­ ние наиболее существенных особеппостей, свойственных той илп иной группе явле­ ний. Поэтому научная абстракция дает нам более полное и глубокое представле­ ние о действительности, чем непосредст­ венные ощущения. Например: понятия «дерево» или «рыба» дают нам точпое представление об этих предметах, несмот­ ря на огромное разнообразие пород де­ ревьев и видов рыб. Третьим моментом нашего познания яв­ ляется практика, являющаяся , критерием истины. Только практика может подтвер­ дить пли опровергнуть достоверность на­ ших знаний. Марксистско-ленинская тео­ рия познания освещает вопрос о том, как пз незпанпя является знание. Обосновывая и развивая марксистскую теорию познанпя, Ленин разоблачил пря­ мую связь махпстской философии с поли­ тической борьбой. В перпод реакцпп болыпевикп былп за­ интересованы в изучении и теоретическом обобшенпп опыта революции 1905 года, чтобы вооружить этим опытом рабочий Раскрывая суть кризиса в физике, Ленин показал, что пе материя исчезла, а исчез тот предел, до которого знали строе­ ние материн. Цаши знания углубились, наука открыла более мельчайшее строе­ ние материн, но па какпе бы нельчайшие частпцы материя не делилась, она пе перестанет быть об’ектпвной реальностью, существующей впе нас н независимо от нас. «Суть кризиса современной физики состоит в ломке старых законов и основ­ ных прпицппов, в отбрасывании об’ектив­ ной реальности впе сознания, т. е. в за­ мене материализма идеализмом п агности­ цизмом. «Материя исчезла» — так можно выразить основное п типичное по отноше- ппго ко многим частным вопросам затруі- пеппе, создавшее этот кризис». (В. И. Ленпи. Соч.. т. 14, стр. 245). Ленин не огранпчился только указа­ нием причип и сутп кризиса в физике. Оп гениально указал выход из кризиса, пока­ зал безграничные персп°ктпвы дальней­ шего разпптпя естествознаппя па пути іпалектпчгского материализма. Указывая, что попытки доказать исчез­ новение материи лишь свидетельствуют о (В. П. Ленип. Соч., т. 14, стр. 249). Гениальное прѳдвпдение Ленина полу­ чило блестящее подтверждение в дальней­ шем развнтпп естествознания и особенно в развитии советской пауки, не знающей никаких кризисов. О О О Серьезное внимание уделяет Ленин в своей книге вопросам исторического мате­ риализма. Критикуя идеалистическое ут­ верждение Богданова о том, что все прояв­ ления общественной жпзни суть созна­ тельно-психические проявления, а обще­ ственное бытие тождественно с обществен­ ным сознанием, Лепин указывает, что ес­ ли махисты превращали об’ектпвный мпр в комплекс ощущений, то Богданов прев­ ращает общественную жпзнь в комплекс сознательно-психических явлений. Ленин особо подчеркивает, что нельзя отождествлять общественное сознание и общественное бытие. Общественное созна­ ние лишь отражает общественное бытие, так же как сознание вообще отражает бытие. Отождествление Богдановым обще­ ственного бытия и общественного созна­ ния означало, что общественный строй, классовая борьба, эксплуатация и т. Д; су­ ществуют не об’ективно, а только в соз­ нании человека Поэтому нечего стремить­ ся изменять эти якобы не существующие общественные порядки. Таков социальный заказ, выполняемый махистами. В заключение книги Ленин рассматри­ вает вопрос о принципе партийности философии. Оп требует за всякими терми­ нологическими ухпщреппями, эа схола­ стикой эмпириокритицизма уметь видеть борьбу партий в философии,'выражающую интересы н идеологию враждебных клас­ сов. Лепин развивает дальше тезис Эн­ гельса о том, что в философии от ее воз­ никновения до настоящего времени идет борьба двух лагерей — материализма и идеализма. Всякпе попыткп создания бес­ партийных философских систем означают лишь маскировку враждебных материа­ лизму взглядов, стремление скрыть от на­ рода свою поипадлежпость к реакционно­ му лагерю. Беспартийность и об’ективпзм в фплософнп представляют собой лишь форму буржуазной партийности. Ленин категорически отстаивает прин­ цип партийности в фплософпп, указывая что для этого необходимо всегда быть пос­ ледовательным диалектическим материа­ листом и неустанно бороться со всякими отступлениями от материализма. Кппга Ленина «Материализм и эмпирио­ критицизм» сама явлжч’ся величайшим образцом воинствующей партийности и проттпкпута от начала ю конца глубочай­ шей принципиальностью и непримири­ мостью ко всем отступлениям от револю­ ционной теории диалектического материа­ лизма. Вместе с В. П. Лениным в этот перпод над теопетической подготовкой больше­ вистской партпп неустанно работал и товарпш П. В. Сталин. Его замечательное философское произведение «Анархизм илп социализм?» и другие работы имели ог­ ромное значение в деле обоснования и раз­ вития теоретических основ большевистской партии. Великие идеи Ленина, изложенные в его гениальном труде «Материализм и эмпи­ риокритицизм», нашли свое дальнейшее развитие в классических работах П. В. Сталина «О диалектпчгском и историче­ ском материализме», «Марксизм и вопро­ сы языкознания» п др., поднявших фило­ софию марксизма на новую высшую сту­ пень. О О О После выхода в свет книги В. И. Ленина прошло уже более 40 лет. Все последующее развитие революционного движения и наукп, так же как и совре­ менная борьба материализма с идеализмом, полпостью подтверждают все гениальные положения и выводы Ленина. Пытаясь задерікать неминуемый крах капитализма и воспрепятствовать торже­ ству коммунизма, американо-английские империалисты привлекают себе на помощь всякие реакционные идеалистические «тео­ рии», в том числе и махизм. Особенно ши­ роко используется ими буржуазный космо­ политизм п об’ектпвпзм, в осиове которых лежит идеализм. Советский парод, возглавляющий демо­ кратический, антиимпериалистический ла­ герь, ведет непримиримую борьбу со всемп проявлениями буржуазной пдеологпп. ру­ ководствуясь в этой борьбе непобедимой теорией Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Ю. БОБРОВ. внедрения. А. АРКАДЬЕВ. Навстречу весенне-летнему промыслу На Беломорском побережье разверну* лась подготовка к началу ^весенне-летне- го прі&ысла. Коллектив сетевязальной ма­ стерской Терской МРС взял на себя обя­ зательство—-изготовить в январе 21 се­ мужий и 7 сельдяных неводов, ежеднев­ но выполнять нормы не ниже чем на 130 процентов. Первые дни работы в новом году пока­ зали. что слово сетевязов не расходится с делом. Здесь все рабочие перевыполня­ ют нормы. Передовики производства — тт. Евтюкова. Конухина, Нестерова и дру­ гие выполняют нормы на 140— 145 про­ центов, изготовляют невода только хоро­ шего качества. В колхозах имени 1 Мая и «Передовик»’ началось строительство карбасов. Карбасы местной постройки устойчивы на воде, славятся высокими ходовыми качествами. Лесной. (Наш корр., по телефону). К и н о у с т ан о в к и на т р а у л е р а х С каждым годом растет сеть киноуста­ новок на судах тралового флота. В прош­ лом году на траулерах функционировало не­ сколько десятков кишіустановск. Находясь’ на промысле далеко от родных берегов, но- рякп смотрелп фильмы и киножурналы о велпкпх стройках коммунизма, о росте со­ ветских людей, В этом году киноаппараты установлены еще на трех судах. Намечены меронрпя* тпя по дальнейшему увеличению кино* сети. \ Киномеханиками на траулерах являются самп моряки. В свободное от вахт время онп демонстрируют фильмы. Одпнм нз луч­ ших киномехаников является моряк трау­ лера «Семга» тов. Гапоненков. Он каждый месяц демонстрирует по пять новых кино­ картин. Каждую неделю показывает чо^ вые фпльмы киномеханик траулера «Ло* сось» помполпт тов. Сколотпй. Большую практическую и теоретиче­ скую помошь морякам-кпномеханикам ока­ зывает киномеханик тралового флота тов. Тарасенко. Он обучил профессии киноме* ханика многих промысловиков. Дачный поселок для работников рыбного Мурмана Па высоком холме рядом е санаторием Военно-Воздушных Сил СССР «Кудепста» раскинулся дачный поселок. Год назад на этом участке зеленели заросли девствен­ ного леса. А сейчас здесь возвышаются стандартные домики, выкрашенные в го­ лубой цвет. В них живут строители дач­ ного поселка. С нетерпением ждут окончания строи­ тельства труженики рыбного Мурмана. В этом поселке они будут отдыхать я ле­ читься после долгих дней напряженной работы. Для них на площади в двенадцать гек­ таров будет выстроено 28 одно- и двух­ квартирных дач, здание медицинской чат стн, спальный корпус на 60 комнат, зда­ ние клуба, столовая, а также вданне управления дачньгм поселком. 8500 тысяч рублей ассигновано об’едпяенпем «Мур­ манрыба» на строительство дачного по­ селка. Уже выведены под кровлю стены пяти домов, трн дачи выстроены и заселены строителями. Широким фронтом идут ра­ боты на.стройке здания столовой. Брига­ ды бетонщиков тов. Рябова и земленопов тов. Соколенко ежедневно выполняют нор­ мы на 110— 125 процентов. В ближайшие годы строительство дач­ ного поселка будет закончено. » Вл. ДУНАЙСКИЙ. Гор. Сочи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz