Полярная правда. 1952, январь.
2 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА № 8 (7114 ) 1 0 января 1 9 5 2 л В помощь пропагандистам и слушателям кружное по изучению „Кратного курса истории ВКП (б )“ О КНИГЕ В. И. ЛЕНИНА „МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ" Гениальное произведение В. И. Іенииа 1соф-идеалист Нах (1836— 1916 гг.) лпсь выше катерпалнзма я вдеализма. •«Материализм в эмпириокритицизм» пред- в немоцкнй фвлософ-ндеалвст Авенариус "ставляет одно из величайших творений , (1843— 1896 гг.), выступавшие со сво- марксіістской наукп, ознаменовавшее собой ковую эпоху в развитии философии диалектыеского материализма. Одновре менно эта книга решила историческую ва- дачу теоретической подготовке большеви стской партии. . Книга В. П. Ленина вышла в свет в 1909 году. Это был период столыпинской реакции, период наступления контррево люции е а всех фронтах: политическом, экономическом и идеологическом. В области политической наступление реакции проявилось в третьепюньском государственном перевороте 1907 года, разгоне II Государственной думы, распра ве с социал-демократической фракцией думы, созыве 111 черносотенной думы, разгроме всех легальных организаций ра бочего класса, разгуле черносотенного тер рора, уходе большевиков в подполье я т. д. В области экономической наступление іреакции нашло свое выражение в сокра щение заработной платы, и удлинении ра бочего дня для рабочих, восстановлении штрафной системы. введении «черных ей философией в конце XIX века. Мах поставил перед собой вадачу создать объективную беспартийную философию, заявив, что деление философов на ма териалистов и идеалистов устаразо. По мнению Маха каждое из этих направлений односторонне я ограниченно, так как ма териалисты все сводят ж материв, а идеа листы — к сознанию. Мах возымел же лание преодолеть ограниченность того и другого и подняться над материализмом и идеализмом. Свою философию он назвал эмпириокритицизмом (философией крити ческого опыта). Таким образом. Мах пытался ликвиди ровать различие между двумя линиями в философии, положить конец борьбе ма териализма и идеализма, опровергнуть гениальную постановку Энгельсом (во II главе его книги «Людвиг Фейербах и ко нец классической немецкой философии») основного вопроса философии — вопроса об отношении мышления к бытию, духа к природе и разделения философов на два больших лагеря в зависимости от того, списков» для активных, сознательных ра- что они считали первичным — бытие бочнх, массовых увольнениях рабочих (локауты), усилении развития капитализ ма по империалистическому пути (кон центрация промышленности, создание мо нополий. рост количества банков и увели чение их роли в промышленности, ввоз иностранных капиталов), разрушении об щинного пользования вемлей (столыпин ская реформа) и т. п. В области идеологической поражетгае или сознание. Мах пытался также реви- устранилв противоположность точки зре ния, идущей от вещи и сознанию, и точ ки врения обратной, — это пустая пре тензия подновленного фихтеанства». (В. И. Ленин. Соч., т. 14, стр. 67). Далее Лепив говорит, что «...вся тео рия Маха и Авенариуса, из которой вы текает, что земля есть комплекс ощуще ний («тела суть комплексы ощущений»), или «комплекс элементов, в коих тожест венно психическое с физическим», или «протпвочлен, прп коем центральный член никогда но может быть равен нулю», есть философсний обскурантизм, есть до ведение до абсурда суб’ективного идеализ ма». (В. И. Ленин. Соч., т. 14, стр. 66). Соответственно и русский махизм, при крывавшийся часто левыми фрачамн, имел суб’ектпвно-идеалистическое содержание. Это видно вз того, что Богданов заявлял, что он взял у Маха его учение об опыте, о паличпи двух рядов элементов в опыте (фппическнх и психических) и то, что физическое без-нсихического не суще ствует. По мнению Богданова, пз хаоса элементов, т. е. ощущений человека, воз никает психика и лишь затем возникает природа как порождение суб’ектнвного сознания человека. Физичоскпй мир Бог- эовать и вторую сторону основного воп-і данов определял ка» социально-организо- роеа философии — о возможности позна ния окпужаюшего нас мпра. ванный опыт. Ленин по этому поводу за мечает, что «...физический мир сущест во вступительной главе «Вместо вве- do вал тогда, когда никакой _«социально- деипя» Ленин разбирает вопрос о телре- [ стн» и никакой «организации» чело- тических корнях махизма и доказывает, і вечгского опыта быть не могло...». что идейными предшественниками Маха и Авенариуса являются по лігаин первич ности бытия или сознания суб’ектпвный революции породило распад и разложение 1идеалист епископ Беркли (1684— 1753 ъ среде попутчиков революции, особенно среди интеллигенции. Появилась орава модных писателей, оплевывающих револю цию, воспевающих предательство, половой . разврат, издевающихся над марксизмом. Усилились попытки «критики», ревизии марксизма, возникли религиозные тече ния, прикрытые «научными» доводами. Ез помощь кнуту и виселице призывался бог. Общей целью реакции в области идео логии являлось — отвратить массы от революции. Упадочничество и неверие коснулось также части партийных интеллигентов, развернувших «критику» философско- теоретических основ марксизма. Критика эта лицемерно велась под флагом «заши ты», «улучшения» марксизма и пред ставляла огромную опасность для партии, так как была рассчитана на об»ман рядо вых партийных работников. Кроме того, 'эта «критика» смыкалась с общим похо дом--реакции против большевиков и прес ледовала цель, иодменмв марксизм махпэ- момг теоретически обезоружить партию. Товарищ Сталин указывает: «Переа . марксистами стояла неотложная задача — дать должную отповедь этим перерожден цам в области теории марксизма, сорвать с них маску, разоблачить их до конца и отстоять, таким образом, теоретические основы марксистской партии». (История ВКН(б). Краткий курс, стр. 97). Эту неотложную задачу в выполнил Зіенин в своей знаменитой книге «Ма териализм и эмпириокритицизм». Но Ленин не только отстоял и развил в своей книге дальше диалектический и истори ческий материализм, составляющий теоре тические основы коммунистической пар тии, он в то же время гениально обобщил наиболее важное из того, что дала наука н, презкде всего, естествознание за весь исторический период от Энгельса до по явления в свет книги Ленина. * * * (В. П. Ленин. Соч., т. 14, стр. 112). * * * Переход капитализма в стадию импе риализма на рубеже XIX и XX веков оз начал коленное изменение условий клас совой борьбы пролетариата, переход от «мирной» борьбы с капитализмом к штур му империализма. Рост империализма со- щювождался ростом оппортунизма, стре мящегося к ревизии марксизма, & разору жению пролетариата перед решающей битвой с- капитализмом. Одновременно ог ромные достижения науки, особенно есте ствознания, все более подтверждали пра воту диалектического материализма. В новых условиях борьбы реакционеры стре мились создать и более приспособленное Идейное оружие для зашиты капитализма, чтобы противопоставить его марксизму. Этим об’ясняется появление в конце XIX • и начале XX столетия различных реакционных буржуазных течений в обла сти философии и социологии: позитивиз ма, неокантиантства, неоюмизма, неоге гельянства, махизма и т. п. Целью всех подобных течений являлось идеологиче ское воздействие на сознание революцион ных масс для отвлечения их от револю ционной борьбы.^ Особенно удобным для этого являлся махизм, получивший широ кое распространение в Западной Европе. Махизм, таким образом, являлся одной из форм идеологии оппортунизма, ревизио низма в русском рабочем движении и представлял собой разновидность реак ционной буржуазной, философии, идеоло гию мелкой буржуазии и реакционного мещанства, стихийно идущего, в условиях капитализма, за крупной буржуазией. Русские эмттирпокритики (или махисты) — Базаров, Богданов, Юшкевич, Валенти нов, Чернов и другие пытались опроверг нуть марксистский диалектический мате риализм, подменить его суб’ектнвно-ндеа- лнстнческой философией Маха и Авенари уса — «эмпириокритицизмом» (махиз- гг.) и по линии возможности познаваемо сти мира агностик Юн (1711— 1776 гг.). Аналиппруя фплософпто Махз, Ленин указывает, что ее основное содержание сводится к тому, что «...все существую щее об’является ощущением...» а «...ощу щения называются элементами...» (В. П. Ленин. Соч., т. 14, стр. 42). Все реально существующие материальные тела, явле ния Мах обвалял ощущениями, которые переименовывал в элементы, делящиеся на физические и психические, и называл это «открытием» элементов мира. Исходя из этого «открытия», Мах счи тал, что материя, мир представляют собой комплекс ощущений суб’екта, т. е. стано вился на позиции субъективного идеализ ма. Соответственно он ставил задачу пе ред наукой изучать связи между ощуще ниями в преістаадениямн суб’екта. а не между телами в яаленштмн об’ективного мора, а это означало, что он стремился не только опровергнуть материализм, но и отвлечь науки о природе от правильно го пути их развития. По Маху задачей естествознания явля лось изучение связи между элементами (ощущениями), т. е. изучение не реаль ного мира, а наших иредставлпнпй, со знания. Мах насчитывал два ряда элемен тов, из которых состоит мпр. Когда эле менты зависят от человеческого организ ма, онп называются психическими, когда пе зависят — фпяпчеекпмп. Прп атом оба ряда элементов существуют вместе и неразрывно, что означает невозможность существования физического ряда без психи ческого. В применении к реальному миру это означает не что пное, как невозмож ность существования об’ектпвного мпра бес познающего суб’екта. А отсюда логи чески должен следовать бессмысленный вывод, что земля не ногла существовать до появления существа, обладающего со знанием. В этом пункте на выручку Маху при ходит Авенарпус со своим «учением» о принципиальной координации, по которо му «Я» (носитель сознания) является центральным членом координации, а сре да (об’ективный мир) — протігвочленом. Авенариус старается доказать, что среда (об’ектввный мир) без «Я» (т. е. носите ля сознания) никогда не существовала. Естествознание же доказывает существо вание земли до человека. Спрашивается, кто же был тогда носителем сознания? Авенарпус отвечает: животное. А когда не было животных, носителем сознания были червп, — дополпяет Авенариуса его ученик Вилли. До возникновения же жиз ни на земле носителем сознания был по тенциальный центральный член, и поэто му, заявляет Авенарпус, «Я» никогда не было равно нулю, в всегда больше. Ленин, разоблачая Авенариуса, указы вает, что мир существовал и существует независимо от нашего «Я» н от человека вообще, что становление мира в зависи мость от нашего сознания представляет собой чистейший идеализм и в корне про тиворечит научному естествознанию, так как невозможпо сознание без мозга. И подобная безмозглая философия выдава лась Махом, Авенариусом и русскими на- хнеталн, как преодолевшая «ограничен ность» диалектического материализма Маркса и Энгельса. Мах и русские махисты в теории по знания стоят на позициях агностицнома Канта н Юма, т. е. считают мир непозна ваемым. И это логически следует из ос новных посылок их философии. Отрица ние существования об’ективного мира, подмена его комбинациями элементов (ощущений), становление мпра в зависи мость от нашего сознания естественно приводит их к отрицанию возможности Iпознания мира. Разобрав сущность философии махизма. Беспощадно разоблачая махизм, вскры вая его реакционную классовую сущ ность, прикрытую личиной об’ективпзма и аполитичности, Ленин в своей книге од новременно дал развернутое изложение марксистской теории познания — диалек тической теории отражения. Ленпп сформулировал три важных вы вода, вытекающих из марксистской тео рии познапия: «1) Существуют вещи неза висимо от нашего сознания, независимо от пашего ощущепия, впе нас... 2) Решительно никакой принципиальной разппцы между явлением и вещью в себе нет и быть пе может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еше не познано... 3) В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуж дать диалектически, т. е. не предпола гать готовым и неизменным наше позна ние, а разбирать, каким образом пз нез нания является знание, каким образом неполное, ' неточное знание становит ся более полным и более точным». (В. И. Ленин. Соч.. т. 14, стр. 90— 91). Ленин в своей книге дал также имею щее огромное значение для марксистской теории познания философское определение материи: «Материя есть философская кате гория для обозначения об’ективной ре альности, которая дапа человеку в ощу щениях его, которая копируется, фотогра фируется, отображается нашими ощуще ниями, существуя независимо от ппх*». (В. И Ленин. Соч., т. 14, стр. 117). Предпосылками марксистско-ленинской теории отражения являются: 1) призна ние существования об’ектпвного мира вне пас п пезавпепмо от пас. 05’ектпвиый мир есть об’ект познанпя: 2) наличие познаю щего суб’екта — высок сорганизованной материи, обладающей ощущением и мыш лением: 3) практика, в которой осущест вляется единство между суб’ектом и об’ек- том. Первым моментом нашего познанпя яв ляется чувственное восприятие — дея тельность пяти органов наших чувств. Предмет или явление, действуя на пашп органы чувств, вызывает в нас ощуще ния плп суб’ектпвный образ об’ектпвного мира. Ощущения непосредственно связы- тю т нас с внешним миром. Но познание не может быть ограничено только ощуще нием, так как оно способно иногда вводить нас в заблуждение (например: нам ка жется, что восходит солнце, а на деле вертится земля). Кроме того, в ощущеппях не даны закономерности и категории об’ектпвпого мира. И наконец, ощущения имеют дело с единичными предметами и явлениями, а человеческий опыт не спо собен охватить все единичное. Ощущения не дают нам обобщений. Отсюда возни кает необходимость во втором моменте позпания, которым является абстрактно- логическая деятельность нашего мышле ния. класс и подготовить его к новым револю ционным боям. Махисты же, «доказывая» невозможность познания об’ективного мн ра, в том числе общественного развития, стремилпсь извратить урокн революции, пе допустить использования ее опыта для дальнейшей революционной, борьбы рабо чего класса. о о о Излагая марксистскую теорию познания, Ленин особо останавливается на диалекти ческом соотношении относительной и аб солютной истин, на существовании об’ек тивной истины п критикует два метафизи ческих направления по вопросу об истине. Метафизик Дюринг утверждал наличие вечных истин в последней инстанции, действительных для всех времен и наро дов. С другой стороны, махисты отрицали возможность познания человеком об’ектив- пой истины, а это вело к отрицанию абсо лютной истины. Все истины относитель ны, — утверждает махизм. Махнет Бог данов договаривался даже до того, что считал относительной истину о дате смортп Паполеона. Ленив в своей книге разграничивает вопрос об истинах па два вопроса: 1) существует ли об’ектпвная истина? и 2) если существует, то могут ли челове ческие представления выражать ее сразу, целиком абсолютно, плп только относитель но? Отвечая на первый вопрос положитель но. Ленпп говорит, что наше сознание спо собно давать правильные знания о мире, имеющие характер об’ектпвньтх пстпн. Это подтверждается практикой. -Отвечая па второй вопрос, Лепігн устанавливает диа лектическое соотношение между абсо лютной и относительной истиной. Каждая истина относительна, но в ней заклю чается часть абсолютной истины. Из сум мы относительных пстпп складывается аб солютная истина. «Каждая ступень в раз витии наукп прибавляет ноЕые зерна в эту сумму абсолютной истины, но преде лы истины каждого научного положения относительны, будучи, то раздвигаемы,то суживаемы дальнейшим ростом знания». (В. П. Ленин Соч., т. 14, стр. 122). В связи с рассмотрением вопроса о тео рии познанпя, Ленин в своей книге ре шает ряд важных теоретико-познаватель ных вопросов о прпчипностп и закономер ности в прігроде, о пространстве и време ни, свободе и необходимости. Показывая извращение этих вопросов махистами, Лепин защищает и углубляет соответст вующие положения Энгельса, изложенные в его классической работе «Антп-Дюринг». 0 * 0 НОВЯТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Стахановцы предприятий Мурманского отделения Кировской железной дороги принимают активное участие в рациона лизации в изобретательстве. Новаторы транспорта способствуют вы полнен незнании диалектического, мате риализма, Ленин писал: «Чтобы поставить вопрос с единственно правильной, т. е. _____L____ - *поліяеяию производственных планов, узе* диалектически-матерпалпстпческой, точки ~ __ _____ „ ’ __ личению выпуска продукции, зрения, надо спросить: существуют ли ^ w ’ электроны, эфир и таи палас вне чело веческого сознания, как об’ѳктивная реальность или нет?» (В. И. Ленин. Соч., т. 14, стр. 248). Положительный ответ иа этот вопрос, р , экономшг топлива и материалов. Недавно ва отделении закончился обще ственный смотр внедрения рационализа торских предложений. За трн последних меелцз поступило 30 таких предложений, т. е. признание того, что материя есть из которых 28 внедрено в производство, объективная реальность, сразу решает і Их годовой экономический эффект состав- проблему кризиса физики и ставит воп- ляет десятки тысяч рублей. Нововведение рос уже в другой плоскости: о пределах j мастера трансформаторно-масляного хозяй- человеческого познанпя. Человеческое4поз- ства 1-го участка энергоснабжения тов. нанпе все время развивается и углубляет- j Гіражданкина, предложившего новый, более ся, «...и если вчера это углубление не | совершенный метод ремонта масляных шло дальше атома, сегодня — дальше выключателей, дает 7.376 рублей экономии в год, а также значительно облегчает и ускоряет ремонт масляных выключателей.- электрона и эфира, то диалектический ма териализм настаивает на временном, отно сительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрес- «пррощ'В наукой человека. Электрон так , преюомнпЯ Из н и 82 шреп». же неисчерпаем, как н атом, природа бес-1 но в жтзь и Еаходптся в конечна, но она бесконечно существует...» В^его по предприятиям отделения доро ги за 1951 год внесено 120 рацпоналнза- 0тройное значение в обосновании и раз витии диалектического материализма имеет гениальное обобщение и анализ Лениным достижении науки. До конца XIX и начала XX века абсо лютное большинство естествопспытателеЙ стояло на позициях метафизического мате риллпзма. С этих позиций п было создано учение о материи и ее свойствах. Счита лось, что материя обладчоет раз павссгда данными свойствами (масса, непроницае мость, инертность, всс, об’ем п т. д.) п пределом ее делимости является атом («кирпич мироздания»). В конце XIX и начале XX века произошли новые велп- кпе открытия в области естествознания, которые опровергли существовавший ра псе взгляд па материю. Был открыт ра- дпп п начато изучение радиоактивности веществ, доказавшее возможность превра щения одних химических элементов в дру гие. Атом был разложен па электроны и протоны. Выдвинут принцип эквивалент ности массы п энергии. Прогресс физики и математики привел к тесному сближе нию обеих наук. Период крутой ломки старых теорий в физике при незнанпп диалектического ма териализма неизбежно вел к идеализму. Величайшие открытия физики не укла дывались в рамкп старых меіафпзпческпх понятий. Среди естествоиспытателей ста ли возникать идеалистические школы (в том числе махизм), пытавшиеся идеали стически истолкозать новейшие достиже ния физики. Так возник кризис в физи ке. Па этой основе стала расти идеали стическая реакция в науке, утверждаю щая, что «материя исчезла», «масса ис чезает», остается только энергия без массы. В связи с тем, что старые физи ческие теории устарели, махисты стали утверждать, что вообще все вакопы при роды и общества являются символами, зпаками, пе имеющими ничего спределен- Паучная абстракция есть отвлечение ного> ном), якобы преодолевшим ограниченность материализма и идеализма. Основоположниками эмпириокритициз ма являются австрийский физик и фило- Ленин указывает: «Ничего иного, кроме перефразировки суб’ективного идеализма, нет в разбираемом учении Маха и Авена риуса. Претензии их, будто они подня- от несущественных, второстепенных приз наков и мысленное выделение и обобще ние наиболее существенных особеппостей, свойственных той илп иной группе явле ний. Поэтому научная абстракция дает нам более полное и глубокое представле ние о действительности, чем непосредст венные ощущения. Например: понятия «дерево» или «рыба» дают нам точпое представление об этих предметах, несмот ря на огромное разнообразие пород де ревьев и видов рыб. Третьим моментом нашего познания яв ляется практика, являющаяся , критерием истины. Только практика может подтвер дить пли опровергнуть достоверность на ших знаний. Марксистско-ленинская тео рия познания освещает вопрос о том, как пз незпанпя является знание. Обосновывая и развивая марксистскую теорию познанпя, Ленин разоблачил пря мую связь махпстской философии с поли тической борьбой. В перпод реакцпп болыпевикп былп за интересованы в изучении и теоретическом обобшенпп опыта революции 1905 года, чтобы вооружить этим опытом рабочий Раскрывая суть кризиса в физике, Ленин показал, что пе материя исчезла, а исчез тот предел, до которого знали строе ние материн. Цаши знания углубились, наука открыла более мельчайшее строе ние материн, но па какпе бы нельчайшие частпцы материя не делилась, она пе перестанет быть об’ектпвной реальностью, существующей впе нас н независимо от нас. «Суть кризиса современной физики состоит в ломке старых законов и основ ных прпицппов, в отбрасывании об’ектив ной реальности впе сознания, т. е. в за мене материализма идеализмом п агности цизмом. «Материя исчезла» — так можно выразить основное п типичное по отноше- ппго ко многим частным вопросам затруі- пеппе, создавшее этот кризис». (В. И. Ленпи. Соч.. т. 14, стр. 245). Ленин не огранпчился только указа нием причип и сутп кризиса в физике. Оп гениально указал выход из кризиса, пока зал безграничные персп°ктпвы дальней шего разпптпя естествознаппя па пути іпалектпчгского материализма. Указывая, что попытки доказать исчез новение материи лишь свидетельствуют о (В. П. Ленип. Соч., т. 14, стр. 249). Гениальное прѳдвпдение Ленина полу чило блестящее подтверждение в дальней шем развнтпп естествознания и особенно в развитии советской пауки, не знающей никаких кризисов. О О О Серьезное внимание уделяет Ленин в своей книге вопросам исторического мате риализма. Критикуя идеалистическое ут верждение Богданова о том, что все прояв ления общественной жпзни суть созна тельно-психические проявления, а обще ственное бытие тождественно с обществен ным сознанием, Лепин указывает, что ес ли махисты превращали об’ектпвный мпр в комплекс ощущений, то Богданов прев ращает общественную жпзнь в комплекс сознательно-психических явлений. Ленин особо подчеркивает, что нельзя отождествлять общественное сознание и общественное бытие. Общественное созна ние лишь отражает общественное бытие, так же как сознание вообще отражает бытие. Отождествление Богдановым обще ственного бытия и общественного созна ния означало, что общественный строй, классовая борьба, эксплуатация и т. Д; су ществуют не об’ективно, а только в соз нании человека Поэтому нечего стремить ся изменять эти якобы не существующие общественные порядки. Таков социальный заказ, выполняемый махистами. В заключение книги Ленин рассматри вает вопрос о принципе партийности философии. Оп требует за всякими терми нологическими ухпщреппями, эа схола стикой эмпириокритицизма уметь видеть борьбу партий в философии,'выражающую интересы н идеологию враждебных клас сов. Лепин развивает дальше тезис Эн гельса о том, что в философии от ее воз никновения до настоящего времени идет борьба двух лагерей — материализма и идеализма. Всякпе попыткп создания бес партийных философских систем означают лишь маскировку враждебных материа лизму взглядов, стремление скрыть от на рода свою поипадлежпость к реакционно му лагерю. Беспартийность и об’ективпзм в фплософнп представляют собой лишь форму буржуазной партийности. Ленин категорически отстаивает прин цип партийности в фплософпп, указывая что для этого необходимо всегда быть пос ледовательным диалектическим материа листом и неустанно бороться со всякими отступлениями от материализма. Кппга Ленина «Материализм и эмпирио критицизм» сама явлжч’ся величайшим образцом воинствующей партийности и проттпкпута от начала ю конца глубочай шей принципиальностью и непримири мостью ко всем отступлениям от револю ционной теории диалектического материа лизма. Вместе с В. П. Лениным в этот перпод над теопетической подготовкой больше вистской партпп неустанно работал и товарпш П. В. Сталин. Его замечательное философское произведение «Анархизм илп социализм?» и другие работы имели ог ромное значение в деле обоснования и раз вития теоретических основ большевистской партии. Великие идеи Ленина, изложенные в его гениальном труде «Материализм и эмпи риокритицизм», нашли свое дальнейшее развитие в классических работах П. В. Сталина «О диалектпчгском и историче ском материализме», «Марксизм и вопро сы языкознания» п др., поднявших фило софию марксизма на новую высшую сту пень. О О О После выхода в свет книги В. И. Ленина прошло уже более 40 лет. Все последующее развитие революционного движения и наукп, так же как и совре менная борьба материализма с идеализмом, полпостью подтверждают все гениальные положения и выводы Ленина. Пытаясь задерікать неминуемый крах капитализма и воспрепятствовать торже ству коммунизма, американо-английские империалисты привлекают себе на помощь всякие реакционные идеалистические «тео рии», в том числе и махизм. Особенно ши роко используется ими буржуазный космо политизм п об’ектпвпзм, в осиове которых лежит идеализм. Советский парод, возглавляющий демо кратический, антиимпериалистический ла герь, ведет непримиримую борьбу со всемп проявлениями буржуазной пдеологпп. ру ководствуясь в этой борьбе непобедимой теорией Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Ю. БОБРОВ. внедрения. А. АРКАДЬЕВ. Навстречу весенне-летнему промыслу На Беломорском побережье разверну* лась подготовка к началу ^весенне-летне- го прі&ысла. Коллектив сетевязальной ма стерской Терской МРС взял на себя обя зательство—-изготовить в январе 21 се мужий и 7 сельдяных неводов, ежеднев но выполнять нормы не ниже чем на 130 процентов. Первые дни работы в новом году пока зали. что слово сетевязов не расходится с делом. Здесь все рабочие перевыполня ют нормы. Передовики производства — тт. Евтюкова. Конухина, Нестерова и дру гие выполняют нормы на 140— 145 про центов, изготовляют невода только хоро шего качества. В колхозах имени 1 Мая и «Передовик»’ началось строительство карбасов. Карбасы местной постройки устойчивы на воде, славятся высокими ходовыми качествами. Лесной. (Наш корр., по телефону). К и н о у с т ан о в к и на т р а у л е р а х С каждым годом растет сеть киноуста новок на судах тралового флота. В прош лом году на траулерах функционировало не сколько десятков кишіустановск. Находясь’ на промысле далеко от родных берегов, но- рякп смотрелп фильмы и киножурналы о велпкпх стройках коммунизма, о росте со ветских людей, В этом году киноаппараты установлены еще на трех судах. Намечены меронрпя* тпя по дальнейшему увеличению кино* сети. \ Киномеханиками на траулерах являются самп моряки. В свободное от вахт время онп демонстрируют фильмы. Одпнм нз луч ших киномехаников является моряк трау лера «Семга» тов. Гапоненков. Он каждый месяц демонстрирует по пять новых кино картин. Каждую неделю показывает чо^ вые фпльмы киномеханик траулера «Ло* сось» помполпт тов. Сколотпй. Большую практическую и теоретиче скую помошь морякам-кпномеханикам ока зывает киномеханик тралового флота тов. Тарасенко. Он обучил профессии киноме* ханика многих промысловиков. Дачный поселок для работников рыбного Мурмана Па высоком холме рядом е санаторием Военно-Воздушных Сил СССР «Кудепста» раскинулся дачный поселок. Год назад на этом участке зеленели заросли девствен ного леса. А сейчас здесь возвышаются стандартные домики, выкрашенные в го лубой цвет. В них живут строители дач ного поселка. С нетерпением ждут окончания строи тельства труженики рыбного Мурмана. В этом поселке они будут отдыхать я ле читься после долгих дней напряженной работы. Для них на площади в двенадцать гек таров будет выстроено 28 одно- и двух квартирных дач, здание медицинской чат стн, спальный корпус на 60 комнат, зда ние клуба, столовая, а также вданне управления дачньгм поселком. 8500 тысяч рублей ассигновано об’едпяенпем «Мур манрыба» на строительство дачного по селка. Уже выведены под кровлю стены пяти домов, трн дачи выстроены и заселены строителями. Широким фронтом идут ра боты на.стройке здания столовой. Брига ды бетонщиков тов. Рябова и земленопов тов. Соколенко ежедневно выполняют нор мы на 110— 125 процентов. В ближайшие годы строительство дач ного поселка будет закончено. » Вл. ДУНАЙСКИЙ. Гор. Сочи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz