Полярная правда. 1952, сентябрь.
ЛЪ 2 2 5 ( 7 3 3 1 ) 21 сентября 1 0 5 2 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 ------------------------------------------------------------- —----------------------------------------------------- ------ ----- --------с---------------------------------------------------- -- -------- --- ------- 'f- ' "" ’И ' 1 1 ........... ....................... ... . С т а л и н с о л н ц е д л л с а а щ д в е с у л ь в ы В Мурманском краеведческом музее хра нятся документы, свидетельствующие об ужасном положении, в котором находились при царизме малые народности Крайнего Севера. В «Русских ведомостях» находим извлечения из доклада «О рождаемости н смертности среди лопарей (саами. — Прим. Н. 0.) Ловозерского прихода Коль ского (ныне Александровского) уезда за 32-летний период времени с 1864 по 1895 г.». Цифры и факты, приведенные в этом докладе, говорят о том, что даже буржуазные исследователи были вынужде ны констатировать вымирание саамской народности. За 32 года в Ловозерском приходе роди лось в саамских семьях всего лишь 346 детей. За это же врёмя здесь умерло 410 человек. Саами изнывали под гнетом чудовищной *- эксплуатации купцов и факторнстов, вла чили жалкое, полуголодное существование. Часто среди саами вспыхивали различные эпидемии. Никакой борьбы с ними здесь но было — медицинская помощь отсутст вовала. В качестве лекаря тут выступал «шаман», который «лечил» оленеводов заклинаниями. А вот другой документ, свпдетельству- • ющнй о безрадостном прошлом маленькой саамской народности. Это —- протокол сельского схода одного нз саамских пого стов Кольского полуострова. Под эгям до кументом стоят какие-то замысловатые значки. Это — родовые клейма, наследие далекой старины. Так как никто нз саами не был грамотным и не ног расписаться под протоколом, оленеводы поставили ро довые клейма в знак своего согласия с решением схода. Царское правительство не открывало на Севере шкбл, в которых могли бы учиться дети саами. Только Коммунистическая партия, гени альные вождп В. П. Ленин п II. В. Сталин освободили народности Крайнего Севера от векового бесправия, приобщили пх к новой, социалистической культуре. Самые отдаленные тундровые поселки озаряются ныне солнцем радостп и счастья. Саами, ненцы, коми, как и другие на родности Крайнего Севера, объединились в колхозы, где трудятся сообща.' Если раньше саами вымирали, то те перь этого нет. Онн живут зажиточной, І г счастливой жизнью. В заново отстроенных поселках, не в дымных вежах, а в благоустроенных до мах зажили саамские семьи. В квартирах бывших кочевников горят электрпчрскпе лампочки, появились радиоприемники п репродукторы трансляционной сети, во многих домах есть патефоны, швейные машины. Дети оленеводов сели за парты. В ин тернатах при школах онп содержатся на государственный счет. В тундровых поселках открыты клубы н библиотеки. По Ловозерскому я Саам скому районам курсируют передвижные клубы оленеводов — «Красные чумы». В пастушескпр бригады приезжают лекторы и докладчики, концертные бригады. Среди саами появилась своя интелли генция. Представители маленькой север ной народности *работают учителями, оле- нетехниками, заведующими клубами, за нимают ответственныз посты в партийном и советском аппарате. Если раньше над тундрой звучали только печальные песни, то теперь народ ное творчество дает новые радостные про изведения. В Пулозере, например, извест на новая песня «Колхозные пастухи». Вот несколько строк из этой песни, повеству ющих о том, что же поют сейчас пасту хи-саами: « ...И поют онн новые песни, Хорошие песни. Про колхозную славную жизнь поют. Славную жизнь, И про свой счастливый труд поют, * Песни поют»... Так живут саами. Так живут все на родности советского Крайнего Севера. В другом положении находятся индей цы н эскимосы, населяющие Крайний Се вер американского материка. Эти народно сти стали жертвами американского импе риализма. Онп вымирают еще быстрее, чем когда-то вымирали саами. По офици альным данным, в одном из районов Се верной Канады только эа 43 года вымер ло 97 процентов эскимосов. За последние 46 лет число индейцев в Юконе умень шилось более чем в два раза. Все это — результат рабовладельче ской политики американских капитали стов, которые путем насилия и эксплуа тации продолжают истреблять коренное население материка. Индейцы и эскимосы погибают от голо да, находятся в пожизненной кабале у факторпстов. Так жпвут народности американского Севера. Как день от темной ночи отличается счастливая зажиточная жизнь советских людей — саами, коми, ненцев, чукчей — от мрачной, тяжелой, полуголодной жизни народностей американского Севера. К XIX съезду партии народности совет ского Крайнего Севера приходят с новыми успехами в хозяйственной и культурной жизни. Это — замечательная победа пар тпп, одержанная ею на пути к комму низму. К. ОРЛОВ. .......................... ••................................ .................................... ..............■■' \ ■ ■ В одном саамском колхозе За окном сгущались сумерки. В темном, ночном небе заиграли сполохи. — Седьмой десяток вижу я это сияние. — включая в комнате электрический свет, говорит Александра Тихоновна, — а светлая жизнь моя началась лишь про колхозе. Александра Тихоновна Кобелева — саами. Мы просим ее рассказать о прош лом. Прежде чем ответить, она задума лась, видимо,, желая что-то вспомнить. В эти минуты в глззах ее погас огонек, а па лице заметнее выступили морщины. — О чем рассказать — и пе онаю. Нечего. Раньше саами за людей «ѳ счи тали. Жизнц не было, была одна нужда. Гнала она нас от погоста к погосту, от одпого озера к другому... Лишь с приходом советской власти в —й о т глухой заброшенный край земли перед маленьким народом открылась боль шая, настоящая жизнь. Саами объедини лись в колхозы, приобщились к культуре, обрели счастье. Артель «Красное Пулозеро» — один нз саамских колхозов. Па примере жизни егс ярко видны те великие перемены, кото рые произошли в сѵдьбо саамского на рода. Хозяйство колхоза из года в год растет п крепнет. Растут стада оленей. То же самое можно сказать о росте животновод ства и овцеводства. Пе так давно в колхо зе не было ни коров, ни овец. А теперь здесь имеется 25 голов крупного рогатого скота и 55 овец. Вместе с ростом колхозного хозяйства растут доходы артели, a па этой основе повышается' материальное благосостояние колхозников. В минувшем году было по лучено 279.886 рублей дохода и выдано колхозникам на трудодень, кроме мяса, шерсти, молока, по 23 рубля 73 копейки. Доходы, которые намечено получить в этом году, значительно превысят прошло годние. Лишь за восемь прошедших меся цев коліоз ужо имеет на своем счету 243.482 рубля дохода. Благодаря этому колхозники произвели затраты па строи тельство новых колхозных зданий н соо ружении, в частности, на постройку но вого скотного двора, детского сада п дру гие помещения, приобрели минеральные удобрения, семена для посева, купили двух лошадей, племенного быка и др. Помимо отчисления средств на пополнение неделимого фонда артели, колхозники по лучили авансом по 10 рублей на трудо день. Так, папрнмер, доярка Марина Пет ровка Кобелова только авансом получила 5400 рублей. Хорошо живут все колхозпикп-саами. Они не испытывают никакой нужды, как это было в прошлом. — Живем мы сейчас,' — говорит Алек сандра Тихоновна Кобелева, — хорошо, зажиточно. Эти же слова в Пулозере можно слы шать в каждом доме. В <ггпх словах выра жается любовь к В. U. Ленину и II. В. Сталину, давших советским людям счаст ливую жизнь. Пз среды саами выросла своя интел лигенция. Лишь в одном этом поселке бо лее десяти представителей сельской ин теллигенции. Это — секретарь сельскогс Совета Зоя Ивановна Леонтьева, на чальник почты Зоя Даниловна Кобелева, счетовод колхоза Ульяна Даниловна Ко- белева п другие. Многие выходцы из кол хоза учатся пли работают за пределами района п области. Рассказанное выше является 'самым обычным для пашей советской жизни. II именно в этом обычном раскрываются грандиозные изменения в жизни саами, которые стали равноправными членами в единой семье советских народов. Проект директив XIX съезда партіпі по пятому пятилетиему плану развития на родного хозяйства СССР намечает наряду с ростом всех отраслей народного хозяй ства дальнейшее развитие и укрепление колхозного производства. В этом истори ческом документе нашли свое выраже ние сокровенные мысли колхознпков-саа- кп , которым колхоз дал -счастье и радость. А. ЕРМОЛОВ. Пос. Пулозеро. На снимке: саами (слева направо) Александр УСТИНОВ, Павел ДМИТРИЕВ, Любим ДАНИЛОВ и Павел ФЕФЕЛОВ, успешно закончившие Мурманскую областную сельскохозяйственную школу. Фото М. Сергеева. Широкая дорога к знаниям В Мурманской областной сельскохозяй-1 ходимость в квалифицированных олене- меевой в передовом колхозе «Тундра», ственной школе, где готовятся кадры спе- водах и полеводах, которые могли бы по- циалистов заполярного земледелия и оле неводства, обучаются представители ма лых народностей Крайнего Севера. С 1 по 15 сентября в школе проходили выпускные экзамены. Экзаменационная комиссия тщательно проверяла знания учащихся. Хорошо отвечал отличник уче бы оленевод Вениамин Лптусов пз колхо за «Север», Саамского района. Немного взволнованно, но так же уверенно рас сказывал содержание материала Федор Матрехин, саами по национальности, член колхоза «Красная тундра», Ловозерского района. Саами Михаил Захаров нз колхоза «Краснощелье», Ловозерского района, ненка Валентина Вывчий пз колхоза «Красная тундра», карелка Рая Смоленнп- кова, удмуртка Лариса Веретенникова, саамп Павел Дмитриев и многие другие прпехалп в школу пз самых отдаленных уголков Мурманской области. Валентина В ы в ч и й и Федор Матрехин приехали к нам пз колхоза «Красная тундра», который расположен в селе Ива новка, в ISO километрах от районного центра, среди Ловозерской тундры. Дико, уединенно жили здесь саами до Великой Октябрьской революции. Занимались толь ко оленеводством. Совершенно изменился облик этого на селенного пункта п его жителей в совет ское время. Вечерами в домах Ивановки ярко горит электричество, колхозники слушают радио, в селе имеется телеграф; почта сюда доставляется самолетом. Кол хоз постепенно превращается в много отраслевое хозяйство. ІІе только оленевод ство, но п молочно-товарное животновод ство, полеводство становятся источниками зажиточной жизни колхозников. С разви тием отраслей хозяйства появилась необ- мсгать колхозу внедрять новейшие дости жения науки и практики в производство. Вот почему колхоз направил Федора Матрехина на оленеводческое отделение областной сельскохозяйственной школы, а Валентину Вывчий — на полеводческое. С самого начала учебного года Матре хин и Вывчий активно взялись за учебу. Упорство их увенчалось успехом: онн за кончили школу в числе лучших и уехали в свой колхоз с горячим желанием приме нить полученные знания на практике. Не отстал от них и оленевод Павел Фе- фелов нз оленеводческого колхоза «Добро волец», Ловозерского района. Павел ра ботал оленеводом, затем по поручению колхоза в течение года выполнял обязан ности почтальона, доставлял почту в рай онный центр и обратно. Ему только 20 лет, но он уже хорошо знаком с тундрой. Тундра для него, как и для всякого дру гого оленевода, — родной дом. Ознакомившись в школе с особенностя ми растительности Крайнего Севера, с правилами кормления оленей, с новейши ми методами разведения их, с организа цией оленеводческого хозяйства, он едет в колхоз с твердым намерением не оста навливаться на достигнутом, продолжать начатую учебу. • За год, проведенный в школе, заметно выросли Александр Устинов пз колхоза «Пскра», Саамского района, Павел Дмит риев — пз колхоза имени Ворошилова, Тернберского района, и другие. Занимаясь в школе, учащиеся выезжали на практику в колхозы области. Практика группы оленеводов проводилась под руко водством зоотехника областного управле ния сельского хозяйства тов. Шерстобп- това п преподавателя школы тов. Ере- Ловозерского района. Здесь учащиеся ос ваивали технику строительства оленевод ческих сооружений, знакомились с флорой лесотундровой и тундровой зоны, а в пе рерывах — слушали лекции о борьбе с болезнями оленей, об рспользовании оле ней для транспорта. Практические запятая группы полево дов проходили, главным образом, в колхо зах «Тулома», «Ударник», в совхозе «Арктика», в подсобном хозяйстве «Мур- манрыбетроя». В школе учащнеср познакомились с основами 'учения Мичурина, Лысенко, Вильямса и других преобразователей при роды. К услугам наших учеников была предоставлена библиотека нз специальной, политической и художественной литера туры. Находясь в школе, молодежь нп в чем не нуждалась. Колхозы ежемесячно высы лали учащимся денежную помощь, кроме того, им выдавалась государственная сти пендия. За счет государства учащиеся обеспечи ваются бесплатным общежитием, постель ными принадлежностями. Вот наглядные примеры того, какую огромную заботу проявляют Коммунисти ческая партия, Советское правительство, великий Сталин о малых народностях Крайнего Севера, перед которыми откры ты у нас самые широкие возможности для получения образования. П отвечая на эту заботу, труженики заполярного земледелия и оленеводства не пожалеют сил для вы полнения пятой пятилетки, основные за дачи которой изложены в проекте дирек тив XIX съезда нашей родной Коммуни стической партии. Л. ДАЦ. Директор областной сельскохозяй ственной школы. Изучаем документы к XIX съезду партии Колхоз «Красное Пулозеро» состоит в основном нз саамп. Советское государство, наша родная партия, лично товарищ Сталин всегда проявляли и проявляют ог ромную заботу о жителях Крайнего Севе ра. Благодаря этой неустанной заботе на родность саами, угнетенная и забитая в прошлом, теперь живет полнокровной сча стливой жпзиыо в дружной ссмьо народов СССР. За годы советской власти саами приоб щились к культуре. У нас теперь своя интеллигенция. Молодежь, как правило, имеет семплетпее образование. Многие учатся в средних учебных заведениях. Та кую возможность учиться, зажиточно жить нам предоставили Коммунистическая партпп, Советское правительство. Проект директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану еще и еще раз свидетельствует о том, что у партии нет иных интересов, кроме интересов на рода. Горячо поддерживаем и одобрязм ве личественную программу дальнейшего строительства коммунизма и мы, саамп. Как только пришли газеты, в которых опубликованы документы к съезду, агита торы колхоза стали проводить читки и бе седы. Я тоже являюсь агитатором, прово жу беседы среди колхозников. Пз беседу о проекте директив съезда по пятому пятилетнему плану в области развития промышленности и сельского хо зяйства собрались колхозники пз четырех домов. Я им рассказала о том, что 5 ок тября в Москве открывается XIX съезд партии, который обсудит проект директив, затем прочитала газету. Колхозники осо бенно горячо воспринимали все то, что касается дальнейшего развития социали стического сельского хозяйства. Пожилые колхозники-саамп Марина Фадеевна Мош- никова и Прокопий Абрамович Коньков в беседо говорили о том, что наша партия и правительство всегда связаны с народом и отражают его стремления. ■ Колхозники-саамп готовят достойную встречу XIX съезду партпп. Мы взяли обязательство заготовить полный запас кормоз и обеспечить теплую зимовку скоту. Пос. Пулозеро. У. КОВАЛЕВА. Агитатор. В ТУНДРОВЫХ КОЛХОЗАХ Для лучшей организации выпаса оленей колхозники-саами начали при менять специальные сооружения — изгороди и теневые навесы. Число оленеводческих сооружений заметно увеличилось в этом году. Не тше дав но трн теневых навеса построены на пастбищах колхоза «Краснощелье». В колхозе «Тундра», наряду с развитием основной отрасли хозяйст ва — оленеводства, члены артелн за нимаются выращнваинем сельскохо зяйственных культур. Бывшие бесплодными земли тундры сейчас дают высокий урожай карто феля н овощей. В этом году на убор ке картофеля применили окучннкн. ■гг Колхозники оленеводческого кол хоза «Красное Пулозеро» выписыва ют много газет разліпшых названий. В Пулозеро поступают: «Правда», «Известия», «Комсомольская прав да» . В дома колхозников почтальон приносит 3 8 экземпляров областной газеты, 2 2 экземпляра районной га зеты. Выписываются также жур налы: «Огонек», «Крокодил», «Крестьяіша» и другие. В библиотеке колхоза «Красное j Пулозеро» насчитывается около трех : тысяч экземпляров политической, сельскохозяйственной н художествен ной литературы. * В тундровых колхозах Кольского полуострова проходит отбор кандида тов на поступление в областную сель скохозяйственную школу. Сюда пое дут учиться саами, коми, ненцы. СЧАСТЬЕ МОЕЙ НАРОДНОСТИ Кто бы подумал раньше, до установле ния советской власти, что сын саами Агеева станет механиком! Не думали раньше, и о том, что моя двоюродная се стра будет !1 учптбея в Ленинградском педа гогическом институте имени Герцена. О каком образовании могли мечтать сааміі, когда народности Крайнего Севера до Ве ликой Октябрьской социалистической ре волюции влачили жалкое, полуголодное существование, когда царские чиновники и купцы грабплп и притесняли саами. Теперь же у пас совсем другая жизнь. Ведь мы живем в великой советской стра не, где процветает сталинская дружба на родов. Я работаю механиком в Беломорской МРС. Недавно приезжал в Мурманск по служебным делам. В этом городе мне приходилось бывать и раньше. Но то, что я увидел на этот раз, поразило меня до глубины души. Наш заполярный Мур манск изменился до неузнаваемости. Посмотрел я па новый Мурманск и по думал: «Ведь и по всей стране идет та кое грандиозное строительство. Хорошо жить, когда мы приближаемся к комму низму». В Мурманске я встретил своего земляка саами Павла Дмитриева. Он закончил не давно областную сельскохозяйственную школу, учился в ней на оленеводческом отделении. Павел Дмитриев будет Продол жать дело своего отца, который тоже был оленеводом. Но судьба у него совсем дру гая. Отец Павла вынужден был работать на богатого оленевода-кулака, жил в гряз ных вежах. Сын оленевода работает на себя, для себя, для своего родного государства, для социалистического общества. Он'состоит в колхозе. Увидели колхозники, что Павел любит оленей, работает хорошо п решили послать его учиться в областную сельско хозяйственную школу. При встрече в Мурманске Дмитриев рассказал мне, что он собирается в даль нейшем выучиться на ветеринарного вра ча. Я верю, что он выучится. Саамп живо интересуются успехами на стройках коммунизма. Обсуждали онн н документы к XIX съезду партии. В проек те дпректпв съезда по пятому пятилетие-, му плану жители тундры видят новое проявление сталинской заботы о благе на рода. Жить так хорошо, что хочется петь, писать стихи. П я пх пишу. Написал стихотворения о том, как изменилась Те- рпберка в годы сталинских пятилеток, о быстроходной оленьей упряжке, о рыба ках. Одно пз своих стихотворений я по- святпл Москве, великой столице, где жи вет и работает наш • любимый Поснф Внссарионовпч Сталин, откуда к саамп пришло счастье. Вот несколько строк нз , этого стихотворения: «Москва стоит как бастион, Как крепость мнра, счастья всех людей, И потому, везде, со всех \ сторон, •С любовью отзываются о ней»Ѵ П. АГЕЕВ. Механик Беломорской МРС. И жизнь хороша, и жить хорошо Мне хочется рассказать о тон, как жп« ли саами нашей деревни Иоканьга рань те , до революции, и как мы живем в настоящее время, работая в колхозе. До революции саамп кочевали с одного места на другое, каждый жил там, где придется, занимаясь охотой и рыболов ством. Это была не жизнь, а прозябание. Люди тундры былп обречены на вымира ние. Мон отец рассказывал, что в нашей семье было 12 человек и все ютились в землянке, так называемой веже. О школах, больницах, клубах, библио теках саами не имели понятия. В годы советской власти благодаря за боте партии, Советского правительства, лично товарища П. В. Сталина коренным образом изменилась жпзпь саамп. Мы ста ли равноправными гражданами нашей страны. В тридцатых годах жителя нашей деревнп объединились в колхоз. Каждый колхозник живет в своем доме, в котором имеется радио, электрический свет. Почти все колхозники приобрели патефоны, а некоторые пмеют радиоприемники. В деревне построены клуб, больница, школа/ имеются библиотека, киноустанов ка, животноводческая ферма. Пз года в год колхоз увеличивает обще ственное оленеводство, улов рыбы. Прог мысел рыбы производится усовершенст вованными неводами. Животноводческая ферма дает колхозу 250— 300 литров мо лока в сутки. Мы, колхозники-саамп, от всей души благодарим Советское правительство, Ком мунистическую партию, лично товарища II. В. Сталина за заботу о нас, саами. Е. ХАРЛИН. Колхозник колхоза «Иснра», Саам ского района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz