Полярная правда. 1952, сентябрь.

№ 2 1 5 (7321 ) 10 сентября 1952 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 В ы т л ш м о б я з а т е л ь с т в а » д а т ш е т о в а р и щ у М . В о С т а л т ъ у , ☆>. «Поднять массовое движение изобретателей и рационализаторов из инженеров, техников, рабочих и колхозников за дальнейшее техническое усовершен­ ствование и расширение производства, за всестороннюю механизацию, облегчение и дальнейшее оздоровление условий труда». (Из проекта ЦК ВКП(б) «Дирентивы XIX съезда партии по пятому пятилгтнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы»). .■£ ☆ ☆ - »....... . --- СТАХАНОВСКАЯ ШКОЛА j™“ Пр и е мы р а б о т ы на ма л о м рыболовном траулере И з доклада капитана малою рыболовною траулера Судоремонтник“ тов. А . М. БЫКОВА В проекте директив XIX съезда ВКП(б) по пятому пятплетнему плану развития СССР предусматривается дальнейший рост рыбопромыслового флота. Претворение в жизнь этой задачи, поставленной нашей партией, мы видим на примере своего флота. И в прошлом году и нынче к нам прибывали и прибывают малые рыболов­ ные траулеры. В связи с .этим добыча ры­ бы непрерывно возрастает. Если в 1949 году рыбаки-колхозники Териберского рай­ она добыли 49 тысяч центнеров рыбы, то нынче только эа шесть месяцев было до­ быто 38.639 центнеров. Малые рыболовные траулеры — это прекрасные корабли. Если раньше, рабо­ тая на мотоботах, рыбаки-колхозники ло­ вили треску и, в основном, тресковыми се­ тями и ярусом, к тону г е только в лет­ нее время, то сейчас малые траулеры дают возможность вести активный промысел круглый год, и не только вблизи берегов, но и в открытом море. Грузоподъемность этих замечательных судов более' 20 тонн, в рейсе судно может находиться до семи суток. Все трудоемкие процессы до­ бычи рыбы.на налом траулере неханизи- рованы. Чтобы повышать вылов рыбы, необ­ ходимо с каждым днем глубже осваивать малые траулеры, методы промысловой ра­ боты на них н шире распространять но­ вое, наиболее совершенное в этих методах. КАК МЫ ГОТОВИМСЯ К ПРОМЫСЛУ Команда малого рыболовного траулера «Судоремонтник» начала освоение нового метода промысла в 1950 году. На первых порах. мы допускали серьезные ошибки, однако, настойчиво изучая •. дело, поль­ зуясь опытом других промысловиков, по­ мощью инженерно-технических работников МРС, рыбаки уже в прошлом году доби­ лись высоких уловов. В этом году, в ответ на призыв рыба­ ков колхоза «Мурманец», команда малого траулера «Судоремонтник» обязалась го­ довой план выполнить к 35-й годовщине Октября и дать сверх плана 200 центне­ ров рыбы. К промыслу мы готовились тщательно, следили за ходом и качеством ремонта судна и в половине марта уже вышли в море. 16 июля был завершен годовой план, а к 20 августа команда корабля у зе значительно перевыполнила свое со­ циалистическое обязательство, данное нами в письме рыбаков Мурмана товарищу П. В. Сталину. Сверх плана выловлено около 400 центнеров рыбы. Успех на промысле зависит в первую очередь от выбора места лоза п органи­ зации труда. Как мы выбираем место промысла? Чтобы наиболее точно ориентироваться в промысловой обстановке, мы постоянно поддергиваем связь с поисковыми кораб­ лями, пользуемся информацией с других судов. Кроме того, работая в прибрежной полосе, мы широко используем опыт прошлых лет. Зная, в каких местах и в какое время года имеется наибольшая концентрация рыбы, идем на лов туда. Например, в восточной части рыба больше всего концентрируется в районах Харлов- кн, Рынды, Кильдина. В этом году только в районе Рынды мы добыли более 500 •/центнеров рыбы. Так г е активно облав- ~ ливалн рыбные косяки в районе Харловкп. Очень важно при выборе места лова пользоваться дневниками и отметками на путевых картах. Такие дневники и от­ метки на картах мы веден постоянно. Указывая район, время промысла, мы от­ мечаем продолжительность траления, ко­ личество выловленной рыбы, курс, глуби­ ну н грунт. После, если приходится воз­ вращаться через некоторое время в дан­ ный район, мы сличаем свои записи с темн сведениями, которые представляют другие промысловики, анализируем их и принимаем, как правило, наиболее пра­ вильное решение. Особо внимательно в своих промысло­ вых рейсах мы изучаем рельеф морского дна, потому что от этого во многом зави­ сит успех лова, экономия сетематериалов и т / п. Все, даже мелкие сведения о со­ стоянии дна моря мы заносим в свой дневник. Это позволяет наиболее точно выводить корабль на рыбные косяки, успешнее работать, предотвращать аварии орудий лова. Но выбрать место промысла еще не все. Надо детально подготовить механизмы и промысловое снаряжение к рейсу. Эту ра­ боту выполняем заблаговременно, ста­ раясь предупредить всевозможные непо­ ладки на промысле, вооружаем трал в за­ висимости от условий того района, в ко­ торый идем на лов. Если переоснащение тралов делать непосредственно на месте, уловы снизятся, так как будет теряться время, снижаться суточный режим тралн- ровання. Мы взяли себе за правило снаряжать корібль в рейс в строгой зависимости от условий места промысла. Совершенно по­ нятно, что это приносит наиболее благо­ приятные результаты, так как сырьевая база используется наиболее полно. РАБОТА С ТРАЛОМ Место для промысла намечено, судно подготовлено к лову, теперь необходимо добиться, чтобы концентрация рыбы об­ лавливалась наиболее успешно. Обеспечить решение этой задачи можно только при условии высокой организации работы с тралом. Очень важно быстро н без аварий спу­ стить трал. Мы делаем это так. Перед спуском трала в воду с помощью лебедки выводим за борт распорные доски и у к ­ репляем их на стопорные цепи траловых дуг. Потом выбрасываем за борт сетевые части трала и травим кабели. При этом внимательно следим, чтобы сети не затя­ нуло под судно, иначе в них могут по­ пасть бобенцы и это вызовет аварию трала. Если скорость дрейфа хорошая, ка­ бели отдаем при застопоренной машине. Силой волнения и ветра судно быстро от­ несет от сетей. Когда доски отданы, мы кладем руль в сторону трзла, даем пол­ н ы ^ ход машине и разворачиваем судно на намеченный курс. Выводя судно на промысловый курс, начинаем травить ваера. Это — очень ответственный мо­ мент. Здесь надо учитывать направление ветра и силу волнения на море. В тихую погоду, когда судно от трала не относит, то есть судно но дрейфует, сначала спус­ каем за борт сетевые части трала, потом, положив руль в сторону трала, даем ход вперед. При втом корма судна отбрасы­ вается от трала, а ваера начинают раз­ матываться сами по себе. В свежую погоду мы отдаем ваера или по ветру или с наветренной стороны. При этом носовой ваер не должен идти близко к борту, так ка к он может попасть под борт. Чтобы трал находился в воде в раскры­ том виде, ваера следует вытравливать втугую. Надо также учитывать скорость хода судна. Если не делать этого, то трал или будет врезаться- в груит или пойдет поверху. П в том и в другом случае уло­ ва не добьешься. Бывает, что трал цепляется за неров­ ности морского дна. В этом случае важно своевременно обнаружить задержку и при­ нять меры к устранению аварии при подъеме трала. Чтобы не порвать трал, мы, в случае, если трал задел за грунт, лознмся на обратный курс и на. малом ходу выбираем ваера. Капитаны отдельных судов не делают этого и часто рвут пли совсем теряют снасть. В свежую погоду, выбирая трал, чтобы уменьшить бортовую качку и облегчить работу рыбаков на палубе, ставим судно кормой или носом на волну. При работе новым тралом нередко слу­ чаются перекосы сетей, так как узлы снасти еще недостаточно затянулись. Что­ бы избегать перекосов сетей, мы при первых тралениях ходим прямыми кур­ сами, не делаем крутых разворотов. Надо сказать, что перекосов снасти и других аварий орудий лова у нас почти *ет. Для замены на промысле, в случае на­ добности, рабочего трала мы всегда имеем на борту судна два запасных, полностью снаряженных — с поставленными грун- тропамп, с подвязанными кухтылямп и патентами, продетыми гаитянами, подвя­ занными фартуками и т. д. Это позволяет быстро переходить с трала на трал, повы­ шать промысловый резим. Раньше мы спускали и поднимали трал за 30 и больше минут, сейчас эти две операции выполняются в общей сложно­ сти за 15 минут. Улучшения показателей мы добилппь точным соблюдением техни­ ческих условий спуска и подъема трала, четким выполнением всех операций. Ры­ баки на нашем малом траулере расставле­ ны по определенным местам, знают свое дело, отвечают за свой определенный уча­ сток. Это позволило им полностью освоить производственные операции и совершенст­ вовать методы труда. Четкость в работе с тралом дала нам возможность производить в тихую погоду подъем и спуск трала на ходу, без оста­ новки судна, что высвобождает дополни­ тельное время непосредственно для про­ мысла. Быстрота спуска и подъема трала за­ висит также от работы лебедки. Если на норе волнение достигает 5— 6 баллов, мы, выполняя эти операции, останавли­ ваем машину, чтобы лебедка работала на полную мощность. Правильная расстановка рыбаков по от­ дельным операциям, четкая работа меха­ низмов, использование каждого .часа вре­ мени для промысла позволили нам рабо­ тать на две вахты, увеличить режим траления до 17 часов в сутки. Отсюда — высокие уловы, которые мы доставляем из рейсов. Экипаж траулера «Херсон» обязался сверх квартального плана выловить ко дню открь — 5 октября — 2 5 0 0 центнеров рыбы. Со своим обязательством моряки траулера «Херсон» справляются ус- ытия XIX съезда ВКП(б) к ыбы. боцман Фото М. Сергеева. За равномерную работу тралового флота! X * * * Рыбаки малого траулера «Судоремонт­ ник» сейчас несут стахановскую вахту в честь предстоящего XIX съезда партии. Онп стремятся еще больше повысить вы­ лов рыбы, еще лучше эксплоатнровать за­ мечательную промысловую технику. Мы уверены, что, используя передовой опыт других промысловиков, добьемся улучше­ ния показателей, увеличим вылов рыбы в каждом рейсе, возьмем от новой техники еще больше, чем берем сейчас. Шире распространять стахановский опыт Состоялось очередное занятие стаханов­ ской школы «Полярной правды». Занятие проходило в поселке губа Лодейная в Те- риберском районе. На занятии присутство­ вали капитаны, помощники капитанов, механики, тралмейстеры и матросы ма­ лых рыболовных траулеров «Судоремонт­ ник», «Свобода», «Орел», «Стахановец», «Молоков» С докладом о методах тралового лова на малом траулере выступил капитан мало­ го рыболовного траулера «Судоремонтник» колхоза «Зеленцы» Териберского района тов. Быков. Прослушав доклад, присутствующие за­ дали докладчику много вопросов, в вы» ступленнях вскрывали недостатки в пс- пользогпнип новой техники. Выступившие на занятии тралмейстер малого траулера «Молоков» тов. Кожин, капитан малого траулера «Орел» тов.Фо* доров и его помощник тов. Фофанов, капи­ тан малого траулера «Свобода» тов. Улья­ нов, механик малого траулера «Орел» тов. Миленькоз и другие указывали, что руко­ водители колхозного промысла еще мало уделяют внимания освоению новой техни­ ки, что траловый лов еще не получил широкого распространения, дальнейшим развитием его мало занимаются. Все выступающие особенно подчеркива­ ли необходимость постоянно обмениваться опытом работы на траловом лову. Каждое полезное новшество должно становиться достоянием всех рыбаков, обслуживающих малые траулеры. До енх пор это важней­ шее условие совершенно не выполняется. Выступавшие также подчеркивали, что новая техника используется недостаточно еще я потому, что промысловая разведка, слабо занпмзотсл обеспечением колхозных траулеров сырьевой базой. Отсутствует единое руководство малыми траулерами, хотя это крайне необходимо. Рыбаки с малого траулера «Стахано­ вец» колхоза «Мурманец» указывали, что между судами на промысле не обеспечена бесперебойная радиосвязь. Это значитель­ но затрудняет и усложняет работу рыба­ ков, не позволяет своевременно и точно ориентироваться в промысловой обста­ новке, своевременно переключать судно в наиболее благоприятный промысловый район и, тем самым, полнее использовать сырьевую базу. В заключение участники занятия вы­ разили надежду, что руководители при­ брежного промысла обеспечат стаханов­ скую учебу капитанов и рыбаков малых траулеров. В 1952 году траловый флот ведет про­ мысловую работу исключительно неравно­ мерно. В течение месяца происходят зна­ чительные колебания в добыче рыбы: уло­ вы то возрастают, то резко снижаются и затем на протяжении значительного вре­ мени остаются низкими. В чем причины этой неравномерности? Почему траловый флот плохо работал в июле и сорвал выполнение августовского плана? Дело заключается, в первую очередь, в том, что сырьевая база, которая имеет­ ся в Баренцевом море, используется дале­ ко не полностью. Отдельные руководи­ тели стараются затушевать недостатки в организации промысла и выдвигают до­ вольно странные рассуждения о том, что сырьевая база резко изменилась в худ­ шую сторону и якобы не может обеспе­ чить высокие уловы всему флоту. Но практика промысла совершенно опровер­ гает этот досужий вымысел. Стоит только присмотреться к тому, как работает флот, чтобы сказать, что сырьевая база совер­ шенно не причем, что рыбы вполне доста­ точно для того, чтобы выполнять и пере­ выполнять задания и социалистические обязательства. Экипажи десяти кораблей тралового флота план третьего квартала выполнили досрочно, а морякп шестнадцати других кораблей досрочно завершили августовское задание. Эти траулеры работали в одних условиях со всеми другими, пх экипажи пользовались одними и темп же орудиями промысла п методами. Только один этот пример уже показы­ вает, что рыбы вполне достаточно, но вся беда в том, что облавливает ее флот слабо. Причины слабого использования сырьевой базы кроются в низкой органи­ зации труда на отстающих траулерах и в недостаточно оперативном руководстве всем работающим флотом. Очень часто, работая в группе, трауле­ ры получают сообщение от поисковиков о том, что обнаружена новая концентрация рыбы в другом районе. В таких случаях два, три и л и десяток кораблей обязатель­ но переключаются в новый район, — осо­ бенно, если на прежнем месте уловы не­ высоки. Но, переключившись в новый район, получив одинаковую сырьевую ба­ зу, траулеры работают различно. Один траулер, придя па новое место, с первого же трала поднимает 4— 5 тонн рыбы и в дальнейшем увеличивает пли, во всяком случае, не снижает уловы. Другой же ко­ рабль, придя в новый район вместе с первым траулером, «приспосабливается» к новой сырьевой базе и сутки, и двое, и трос. А тут, смотришь, рыбный косяк уходит. Происходит так потому, что на одном корабле, переходя в новый район промыс­ ла, своевременно подготавливают все тра­ ловое снаряжение к условиям этого рай­ она, а на другом не делают этого. Отсюда и разница в результатах работы. Руководители флота на промысле, полу­ чив сообщение поисковиков об обнаруже­ нии новой сырьевой базы, пе стремятся сразу же до конца выяснить, насколько мощна эта сырьевая база и поэтому не знают, сколько же кораблей необходимо туда послать, чтобы использовать ее наи­ более быстро и полно. Весной этого года в одном пз квадратов была обнаружена сырьевая база, но со­ стояние ее до конца не было выяснено. В результате получилось вот что. Сначала на новую концентрацию рыбы послали пять кораблей — они быстро набрали полный груз; видя такое дело, руководи­ тели промысла в этот квадрат послали десять кораблей —- н им хватило рыбы, а еще позднее флот 'на этой банке увели­ чился до 20 единиц и продолжал успеш­ но работать. Но ведь время-то было упу­ щено! Если бы сразу была по-настоящему разведана и оценена обнаруженная сырье­ вая база, то, вероятно, 20 кораблей сразу бы пришли в этот район и быстрее на­ брали бы тот груз, на который они потра­ тили время до прихода в повое место. Подобные случаи не единичны, онп по­ стоянно повторяются и паносят серьезный ущерб делу выполнения плана и социа­ листических обязательств по вылову рыбы. В июле с траулера «Рыбец» сообщили по радио, что ими обнаружена рыба и что на первое время туда необходимо послать не мснео пяти кораблей. База разведана была неполностью, однако, получив бла­ гоприятный сигнал, руководители про­ мысла должны былп немедленно довестп дело до конца — направить в указанный квадрат траулеры, организовать всесто­ роннюю разведку новой сырьевой базы с тем, чтобы принять правильное решение по ее облову. Это было тем более необхо­ димо, что, работая в Северо-Центральном районе, корабли имели уловы 0,5 — 1,5 тонны на одно траление. Но ничего по­ добного сделано пе было. Почти двое суток прошло, а корабли вообще не были посланы в район, где об­ наружена рыба. Затем туда направились пять траулеров — «Северный полюс», «Слава», «Херсон» п другие, капитаны которых попросили разрешение. Онн сра­ зу же сталп поднимать от 5 до 10 тонн рыбы за одно траление. Однако и после этого флот продолжал сидеть «на голодном пайке» в течение 2— 3 суток. Ни один корабль не пришел в квадрат, где обнаружена рыба. Лишь позднее сюда переключился весь флот и почти десять суток работал успешно. Та­ ким обрззон, в течение пяти суток сырье­ вая база использовалась слабо, было недо- выловлено много сотен центнеров рыбы, которая могла быть выловлена, если бы корабли своевременно были направлены на богатую сырьевую базу. Сырьевая база используется слабо и по другим причинам. В первую очередь, далеко не на всех кораблях правильно используют промысловое время. Там, где каждая минута, каждый час направлен непосредственно на лов рыбы, там суточ­ ные уловы всегда гораздо выше, тан по- о обеспечивается выполнение и пе­ ревыполнение суточных н рейсовых за­ даний. Работая в одних и тех же условиях, разные корабли имеют различные суточ­ ные уловы именно потому, что они по- , разному расходуют промысловое время. На одном корабле трал беспрерывно нахо­ дится в воде, после подъема улова он сразу же снова идет в воду, а на другом корабле, подняв улов, трал больше не спускают, потому что не управляются с уборкой рыбы. Корабль лежит в дрейфе, и час, и два, и три. За это время на к о ^ рабле, где тралированне ведется непре­ рывно, успевают поднять еще 4— 5 тонн рыбы. Беда заключается еще и в том, что на некоторых кораблях работают молодые, и притом малоопытные капитаны. Онн, естественно, еще не могут организовать промысел так, как организуют его опыт­ ные капитаны. Поэтому, уловы у этих кораблей значительно ппже. Для устра­ нения этого недостатка руководителям промысла следует в ходе работы внима­ тельно следить за такими кораблями, по­ могать им буквально во всем, чаще ори­ ентировать их, подсказывать правильное решение. Пока что такой заботы о моло­ дых, начинающих капитанах не чувст­ вуется. Наступил сложный осенний промысло­ вый период. Чтобы исправить укоренив­ шиеся недостатки, активнее облавливать рыбные косяки, брать рыбу там, где она появляется, надо обязательно увеличить количество поисковых кораблей. Вторая задача, решение которой серьез­ но поможет флоту в выполнении годового плана и социалистических обязательств, данных товарищу П.- В. Сталину, — это решительное увеличение суточного режи­ ма траления на каждом корабле. До сих пор, особенно в июле и августе, в море находилось, в общем, меньше ко­ раблей, чем было запланировано. Задача состоит в том, чтобы не только обеспе­ чить нахождение на промысле запланиро­ ванного количества траулеров, по п пре­ высить намеченное планом. Требуется провести и еще одно важное мероприятие — обеспечить все промысло­ вые корабли исправными эхолотами и ра­ диопеленгаторами. До сих пор в этом крайне важном деле нет порядка. На ко­ раблях, где нет соответствующих прибо­ ров, людям трудно обеспечить высокое качество промыслового судовогдеппя. В траловом флоте развернулось широкое социалистическое соревнование за достой­ ную встречу Й Х съезда партии. Экипажи многих кораблей успешно выполняют, а некоторые уже выполнили своп повышенные социалистические обя­ зательства, принятые в честь XIX съезда партпп. Д олг руководителей и всего лич­ ного состава тралового флота обеспечить выполнение планов и обязательств экипа­ жами всех кораблей. А. МИХАЙЛОВ, Капитан траулѳра «Херсон», У С П Е Х И С Е Т Е Б Я Трудовые подарки XIX съезду партии готовят сетевязы Тернберской МРС. Кол­ лектив сетевязальной мастерской работает по-стахановски. Августовский план ио из­ готовлению и ремонту орудий лова тут перевыполнили. Сверх, месячного задания изготовлено орудии лова на 20 тысяч рублей. Пример самоотверженного труда показывают сетевязы тт. Титова, Пятыше- ва, Клиповз, Агапитова и многие другие. 3 о в / Производственные нормы они системати­ чески перекрывают в полтора — два раза. Тсриберка. (Наш корр., по телефону).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz