Полярная правда. 1952, сентябрь.
№ 2 1 5 (7321 ) 10 сентября 1952 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 В ы т л ш м о б я з а т е л ь с т в а » д а т ш е т о в а р и щ у М . В о С т а л т ъ у , ☆>. «Поднять массовое движение изобретателей и рационализаторов из инженеров, техников, рабочих и колхозников за дальнейшее техническое усовершен ствование и расширение производства, за всестороннюю механизацию, облегчение и дальнейшее оздоровление условий труда». (Из проекта ЦК ВКП(б) «Дирентивы XIX съезда партии по пятому пятилгтнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы»). .■£ ☆ ☆ - »....... . --- СТАХАНОВСКАЯ ШКОЛА j™“ Пр и е мы р а б о т ы на ма л о м рыболовном траулере И з доклада капитана малою рыболовною траулера Судоремонтник“ тов. А . М. БЫКОВА В проекте директив XIX съезда ВКП(б) по пятому пятплетнему плану развития СССР предусматривается дальнейший рост рыбопромыслового флота. Претворение в жизнь этой задачи, поставленной нашей партией, мы видим на примере своего флота. И в прошлом году и нынче к нам прибывали и прибывают малые рыболов ные траулеры. В связи с .этим добыча ры бы непрерывно возрастает. Если в 1949 году рыбаки-колхозники Териберского рай она добыли 49 тысяч центнеров рыбы, то нынче только эа шесть месяцев было до быто 38.639 центнеров. Малые рыболовные траулеры — это прекрасные корабли. Если раньше, рабо тая на мотоботах, рыбаки-колхозники ло вили треску и, в основном, тресковыми се тями и ярусом, к тону г е только в лет нее время, то сейчас малые траулеры дают возможность вести активный промысел круглый год, и не только вблизи берегов, но и в открытом море. Грузоподъемность этих замечательных судов более' 20 тонн, в рейсе судно может находиться до семи суток. Все трудоемкие процессы до бычи рыбы.на налом траулере неханизи- рованы. Чтобы повышать вылов рыбы, необ ходимо с каждым днем глубже осваивать малые траулеры, методы промысловой ра боты на них н шире распространять но вое, наиболее совершенное в этих методах. КАК МЫ ГОТОВИМСЯ К ПРОМЫСЛУ Команда малого рыболовного траулера «Судоремонтник» начала освоение нового метода промысла в 1950 году. На первых порах. мы допускали серьезные ошибки, однако, настойчиво изучая •. дело, поль зуясь опытом других промысловиков, по мощью инженерно-технических работников МРС, рыбаки уже в прошлом году доби лись высоких уловов. В этом году, в ответ на призыв рыба ков колхоза «Мурманец», команда малого траулера «Судоремонтник» обязалась го довой план выполнить к 35-й годовщине Октября и дать сверх плана 200 центне ров рыбы. К промыслу мы готовились тщательно, следили за ходом и качеством ремонта судна и в половине марта уже вышли в море. 16 июля был завершен годовой план, а к 20 августа команда корабля у зе значительно перевыполнила свое со циалистическое обязательство, данное нами в письме рыбаков Мурмана товарищу П. В. Сталину. Сверх плана выловлено около 400 центнеров рыбы. Успех на промысле зависит в первую очередь от выбора места лоза п органи зации труда. Как мы выбираем место промысла? Чтобы наиболее точно ориентироваться в промысловой обстановке, мы постоянно поддергиваем связь с поисковыми кораб лями, пользуемся информацией с других судов. Кроме того, работая в прибрежной полосе, мы широко используем опыт прошлых лет. Зная, в каких местах и в какое время года имеется наибольшая концентрация рыбы, идем на лов туда. Например, в восточной части рыба больше всего концентрируется в районах Харлов- кн, Рынды, Кильдина. В этом году только в районе Рынды мы добыли более 500 •/центнеров рыбы. Так г е активно облав- ~ ливалн рыбные косяки в районе Харловкп. Очень важно при выборе места лова пользоваться дневниками и отметками на путевых картах. Такие дневники и от метки на картах мы веден постоянно. Указывая район, время промысла, мы от мечаем продолжительность траления, ко личество выловленной рыбы, курс, глуби ну н грунт. После, если приходится воз вращаться через некоторое время в дан ный район, мы сличаем свои записи с темн сведениями, которые представляют другие промысловики, анализируем их и принимаем, как правило, наиболее пра вильное решение. Особо внимательно в своих промысло вых рейсах мы изучаем рельеф морского дна, потому что от этого во многом зави сит успех лова, экономия сетематериалов и т / п. Все, даже мелкие сведения о со стоянии дна моря мы заносим в свой дневник. Это позволяет наиболее точно выводить корабль на рыбные косяки, успешнее работать, предотвращать аварии орудий лова. Но выбрать место промысла еще не все. Надо детально подготовить механизмы и промысловое снаряжение к рейсу. Эту ра боту выполняем заблаговременно, ста раясь предупредить всевозможные непо ладки на промысле, вооружаем трал в за висимости от условий того района, в ко торый идем на лов. Если переоснащение тралов делать непосредственно на месте, уловы снизятся, так как будет теряться время, снижаться суточный режим тралн- ровання. Мы взяли себе за правило снаряжать корібль в рейс в строгой зависимости от условий места промысла. Совершенно по нятно, что это приносит наиболее благо приятные результаты, так как сырьевая база используется наиболее полно. РАБОТА С ТРАЛОМ Место для промысла намечено, судно подготовлено к лову, теперь необходимо добиться, чтобы концентрация рыбы об лавливалась наиболее успешно. Обеспечить решение этой задачи можно только при условии высокой организации работы с тралом. Очень важно быстро н без аварий спу стить трал. Мы делаем это так. Перед спуском трала в воду с помощью лебедки выводим за борт распорные доски и у к репляем их на стопорные цепи траловых дуг. Потом выбрасываем за борт сетевые части трала и травим кабели. При этом внимательно следим, чтобы сети не затя нуло под судно, иначе в них могут по пасть бобенцы и это вызовет аварию трала. Если скорость дрейфа хорошая, ка бели отдаем при застопоренной машине. Силой волнения и ветра судно быстро от несет от сетей. Когда доски отданы, мы кладем руль в сторону трзла, даем пол н ы ^ ход машине и разворачиваем судно на намеченный курс. Выводя судно на промысловый курс, начинаем травить ваера. Это — очень ответственный мо мент. Здесь надо учитывать направление ветра и силу волнения на море. В тихую погоду, когда судно от трала не относит, то есть судно но дрейфует, сначала спус каем за борт сетевые части трала, потом, положив руль в сторону трала, даем ход вперед. При втом корма судна отбрасы вается от трала, а ваера начинают раз матываться сами по себе. В свежую погоду мы отдаем ваера или по ветру или с наветренной стороны. При этом носовой ваер не должен идти близко к борту, так ка к он может попасть под борт. Чтобы трал находился в воде в раскры том виде, ваера следует вытравливать втугую. Надо также учитывать скорость хода судна. Если не делать этого, то трал или будет врезаться- в груит или пойдет поверху. П в том и в другом случае уло ва не добьешься. Бывает, что трал цепляется за неров ности морского дна. В этом случае важно своевременно обнаружить задержку и при нять меры к устранению аварии при подъеме трала. Чтобы не порвать трал, мы, в случае, если трал задел за грунт, лознмся на обратный курс и на. малом ходу выбираем ваера. Капитаны отдельных судов не делают этого и часто рвут пли совсем теряют снасть. В свежую погоду, выбирая трал, чтобы уменьшить бортовую качку и облегчить работу рыбаков на палубе, ставим судно кормой или носом на волну. При работе новым тралом нередко слу чаются перекосы сетей, так как узлы снасти еще недостаточно затянулись. Что бы избегать перекосов сетей, мы при первых тралениях ходим прямыми кур сами, не делаем крутых разворотов. Надо сказать, что перекосов снасти и других аварий орудий лова у нас почти *ет. Для замены на промысле, в случае на добности, рабочего трала мы всегда имеем на борту судна два запасных, полностью снаряженных — с поставленными грун- тропамп, с подвязанными кухтылямп и патентами, продетыми гаитянами, подвя занными фартуками и т. д. Это позволяет быстро переходить с трала на трал, повы шать промысловый резим. Раньше мы спускали и поднимали трал за 30 и больше минут, сейчас эти две операции выполняются в общей сложно сти за 15 минут. Улучшения показателей мы добилппь точным соблюдением техни ческих условий спуска и подъема трала, четким выполнением всех операций. Ры баки на нашем малом траулере расставле ны по определенным местам, знают свое дело, отвечают за свой определенный уча сток. Это позволило им полностью освоить производственные операции и совершенст вовать методы труда. Четкость в работе с тралом дала нам возможность производить в тихую погоду подъем и спуск трала на ходу, без оста новки судна, что высвобождает дополни тельное время непосредственно для про мысла. Быстрота спуска и подъема трала за висит также от работы лебедки. Если на норе волнение достигает 5— 6 баллов, мы, выполняя эти операции, останавли ваем машину, чтобы лебедка работала на полную мощность. Правильная расстановка рыбаков по от дельным операциям, четкая работа меха низмов, использование каждого .часа вре мени для промысла позволили нам рабо тать на две вахты, увеличить режим траления до 17 часов в сутки. Отсюда — высокие уловы, которые мы доставляем из рейсов. Экипаж траулера «Херсон» обязался сверх квартального плана выловить ко дню открь — 5 октября — 2 5 0 0 центнеров рыбы. Со своим обязательством моряки траулера «Херсон» справляются ус- ытия XIX съезда ВКП(б) к ыбы. боцман Фото М. Сергеева. За равномерную работу тралового флота! X * * * Рыбаки малого траулера «Судоремонт ник» сейчас несут стахановскую вахту в честь предстоящего XIX съезда партии. Онп стремятся еще больше повысить вы лов рыбы, еще лучше эксплоатнровать за мечательную промысловую технику. Мы уверены, что, используя передовой опыт других промысловиков, добьемся улучше ния показателей, увеличим вылов рыбы в каждом рейсе, возьмем от новой техники еще больше, чем берем сейчас. Шире распространять стахановский опыт Состоялось очередное занятие стаханов ской школы «Полярной правды». Занятие проходило в поселке губа Лодейная в Те- риберском районе. На занятии присутство вали капитаны, помощники капитанов, механики, тралмейстеры и матросы ма лых рыболовных траулеров «Судоремонт ник», «Свобода», «Орел», «Стахановец», «Молоков» С докладом о методах тралового лова на малом траулере выступил капитан мало го рыболовного траулера «Судоремонтник» колхоза «Зеленцы» Териберского района тов. Быков. Прослушав доклад, присутствующие за дали докладчику много вопросов, в вы» ступленнях вскрывали недостатки в пс- пользогпнип новой техники. Выступившие на занятии тралмейстер малого траулера «Молоков» тов. Кожин, капитан малого траулера «Орел» тов.Фо* доров и его помощник тов. Фофанов, капи тан малого траулера «Свобода» тов. Улья нов, механик малого траулера «Орел» тов. Миленькоз и другие указывали, что руко водители колхозного промысла еще мало уделяют внимания освоению новой техни ки, что траловый лов еще не получил широкого распространения, дальнейшим развитием его мало занимаются. Все выступающие особенно подчеркива ли необходимость постоянно обмениваться опытом работы на траловом лову. Каждое полезное новшество должно становиться достоянием всех рыбаков, обслуживающих малые траулеры. До енх пор это важней шее условие совершенно не выполняется. Выступавшие также подчеркивали, что новая техника используется недостаточно еще я потому, что промысловая разведка, слабо занпмзотсл обеспечением колхозных траулеров сырьевой базой. Отсутствует единое руководство малыми траулерами, хотя это крайне необходимо. Рыбаки с малого траулера «Стахано вец» колхоза «Мурманец» указывали, что между судами на промысле не обеспечена бесперебойная радиосвязь. Это значитель но затрудняет и усложняет работу рыба ков, не позволяет своевременно и точно ориентироваться в промысловой обста новке, своевременно переключать судно в наиболее благоприятный промысловый район и, тем самым, полнее использовать сырьевую базу. В заключение участники занятия вы разили надежду, что руководители при брежного промысла обеспечат стаханов скую учебу капитанов и рыбаков малых траулеров. В 1952 году траловый флот ведет про мысловую работу исключительно неравно мерно. В течение месяца происходят зна чительные колебания в добыче рыбы: уло вы то возрастают, то резко снижаются и затем на протяжении значительного вре мени остаются низкими. В чем причины этой неравномерности? Почему траловый флот плохо работал в июле и сорвал выполнение августовского плана? Дело заключается, в первую очередь, в том, что сырьевая база, которая имеет ся в Баренцевом море, используется дале ко не полностью. Отдельные руководи тели стараются затушевать недостатки в организации промысла и выдвигают до вольно странные рассуждения о том, что сырьевая база резко изменилась в худ шую сторону и якобы не может обеспе чить высокие уловы всему флоту. Но практика промысла совершенно опровер гает этот досужий вымысел. Стоит только присмотреться к тому, как работает флот, чтобы сказать, что сырьевая база совер шенно не причем, что рыбы вполне доста точно для того, чтобы выполнять и пере выполнять задания и социалистические обязательства. Экипажи десяти кораблей тралового флота план третьего квартала выполнили досрочно, а морякп шестнадцати других кораблей досрочно завершили августовское задание. Эти траулеры работали в одних условиях со всеми другими, пх экипажи пользовались одними и темп же орудиями промысла п методами. Только один этот пример уже показы вает, что рыбы вполне достаточно, но вся беда в том, что облавливает ее флот слабо. Причины слабого использования сырьевой базы кроются в низкой органи зации труда на отстающих траулерах и в недостаточно оперативном руководстве всем работающим флотом. Очень часто, работая в группе, трауле ры получают сообщение от поисковиков о том, что обнаружена новая концентрация рыбы в другом районе. В таких случаях два, три и л и десяток кораблей обязатель но переключаются в новый район, — осо бенно, если на прежнем месте уловы не высоки. Но, переключившись в новый район, получив одинаковую сырьевую ба зу, траулеры работают различно. Один траулер, придя па новое место, с первого же трала поднимает 4— 5 тонн рыбы и в дальнейшем увеличивает пли, во всяком случае, не снижает уловы. Другой же ко рабль, придя в новый район вместе с первым траулером, «приспосабливается» к новой сырьевой базе и сутки, и двое, и трос. А тут, смотришь, рыбный косяк уходит. Происходит так потому, что на одном корабле, переходя в новый район промыс ла, своевременно подготавливают все тра ловое снаряжение к условиям этого рай она, а на другом не делают этого. Отсюда и разница в результатах работы. Руководители флота на промысле, полу чив сообщение поисковиков об обнаруже нии новой сырьевой базы, пе стремятся сразу же до конца выяснить, насколько мощна эта сырьевая база и поэтому не знают, сколько же кораблей необходимо туда послать, чтобы использовать ее наи более быстро и полно. Весной этого года в одном пз квадратов была обнаружена сырьевая база, но со стояние ее до конца не было выяснено. В результате получилось вот что. Сначала на новую концентрацию рыбы послали пять кораблей — они быстро набрали полный груз; видя такое дело, руководи тели промысла в этот квадрат послали десять кораблей —- н им хватило рыбы, а еще позднее флот 'на этой банке увели чился до 20 единиц и продолжал успеш но работать. Но ведь время-то было упу щено! Если бы сразу была по-настоящему разведана и оценена обнаруженная сырье вая база, то, вероятно, 20 кораблей сразу бы пришли в этот район и быстрее на брали бы тот груз, на который они потра тили время до прихода в повое место. Подобные случаи не единичны, онп по стоянно повторяются и паносят серьезный ущерб делу выполнения плана и социа листических обязательств по вылову рыбы. В июле с траулера «Рыбец» сообщили по радио, что ими обнаружена рыба и что на первое время туда необходимо послать не мснео пяти кораблей. База разведана была неполностью, однако, получив бла гоприятный сигнал, руководители про мысла должны былп немедленно довестп дело до конца — направить в указанный квадрат траулеры, организовать всесто роннюю разведку новой сырьевой базы с тем, чтобы принять правильное решение по ее облову. Это было тем более необхо димо, что, работая в Северо-Центральном районе, корабли имели уловы 0,5 — 1,5 тонны на одно траление. Но ничего по добного сделано пе было. Почти двое суток прошло, а корабли вообще не были посланы в район, где об наружена рыба. Затем туда направились пять траулеров — «Северный полюс», «Слава», «Херсон» п другие, капитаны которых попросили разрешение. Онн сра зу же сталп поднимать от 5 до 10 тонн рыбы за одно траление. Однако и после этого флот продолжал сидеть «на голодном пайке» в течение 2— 3 суток. Ни один корабль не пришел в квадрат, где обнаружена рыба. Лишь позднее сюда переключился весь флот и почти десять суток работал успешно. Та ким обрззон, в течение пяти суток сырье вая база использовалась слабо, было недо- выловлено много сотен центнеров рыбы, которая могла быть выловлена, если бы корабли своевременно были направлены на богатую сырьевую базу. Сырьевая база используется слабо и по другим причинам. В первую очередь, далеко не на всех кораблях правильно используют промысловое время. Там, где каждая минута, каждый час направлен непосредственно на лов рыбы, там суточ ные уловы всегда гораздо выше, тан по- о обеспечивается выполнение и пе ревыполнение суточных н рейсовых за даний. Работая в одних и тех же условиях, разные корабли имеют различные суточ ные уловы именно потому, что они по- , разному расходуют промысловое время. На одном корабле трал беспрерывно нахо дится в воде, после подъема улова он сразу же снова идет в воду, а на другом корабле, подняв улов, трал больше не спускают, потому что не управляются с уборкой рыбы. Корабль лежит в дрейфе, и час, и два, и три. За это время на к о ^ рабле, где тралированне ведется непре рывно, успевают поднять еще 4— 5 тонн рыбы. Беда заключается еще и в том, что на некоторых кораблях работают молодые, и притом малоопытные капитаны. Онн, естественно, еще не могут организовать промысел так, как организуют его опыт ные капитаны. Поэтому, уловы у этих кораблей значительно ппже. Для устра нения этого недостатка руководителям промысла следует в ходе работы внима тельно следить за такими кораблями, по могать им буквально во всем, чаще ори ентировать их, подсказывать правильное решение. Пока что такой заботы о моло дых, начинающих капитанах не чувст вуется. Наступил сложный осенний промысло вый период. Чтобы исправить укоренив шиеся недостатки, активнее облавливать рыбные косяки, брать рыбу там, где она появляется, надо обязательно увеличить количество поисковых кораблей. Вторая задача, решение которой серьез но поможет флоту в выполнении годового плана и социалистических обязательств, данных товарищу П.- В. Сталину, — это решительное увеличение суточного режи ма траления на каждом корабле. До сих пор, особенно в июле и августе, в море находилось, в общем, меньше ко раблей, чем было запланировано. Задача состоит в том, чтобы не только обеспе чить нахождение на промысле запланиро ванного количества траулеров, по п пре высить намеченное планом. Требуется провести и еще одно важное мероприятие — обеспечить все промысло вые корабли исправными эхолотами и ра диопеленгаторами. До сих пор в этом крайне важном деле нет порядка. На ко раблях, где нет соответствующих прибо ров, людям трудно обеспечить высокое качество промыслового судовогдеппя. В траловом флоте развернулось широкое социалистическое соревнование за достой ную встречу Й Х съезда партии. Экипажи многих кораблей успешно выполняют, а некоторые уже выполнили своп повышенные социалистические обя зательства, принятые в честь XIX съезда партпп. Д олг руководителей и всего лич ного состава тралового флота обеспечить выполнение планов и обязательств экипа жами всех кораблей. А. МИХАЙЛОВ, Капитан траулѳра «Херсон», У С П Е Х И С Е Т Е Б Я Трудовые подарки XIX съезду партии готовят сетевязы Тернберской МРС. Кол лектив сетевязальной мастерской работает по-стахановски. Августовский план ио из готовлению и ремонту орудий лова тут перевыполнили. Сверх, месячного задания изготовлено орудии лова на 20 тысяч рублей. Пример самоотверженного труда показывают сетевязы тт. Титова, Пятыше- ва, Клиповз, Агапитова и многие другие. 3 о в / Производственные нормы они системати чески перекрывают в полтора — два раза. Тсриберка. (Наш корр., по телефону).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz