Полярная правда. 1952, сентябрь.

Совсем недавно траулера «Херсон» не было в списке промысловых судов трало­ вого флота. Это — новый траулер, он сделал только четыре промысловых рейса. Для всякой новой техники предусмат­ ривается какой-то перпод освоения. Моря­ кп траулера «Херсон», следуя примеру строителен Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, никаких ски­ док на период освоения себе не делали. Онн, получив новый корабль, решили сра­ зу взять от пего все, что он может дать. Первый промысловый рейс-траулера про­ шел не хуже, чем у многих других, дав­ но работающих судов; второй рейс был стахановским: морякп доставили в порт 284 тонны рыбы; третий рейс — •ѵ» снова стахановский, скоростной. В четвер­ том рейсе экипаж также перевыполнил задание. . Новый траулер вступил в новую пяти­ летку стахановским. Стахановские результаты достигаются только тогда, когда каждый в коллективе со всей душой, с высокой сознатель­ ностью относится к порученному делу. На траулере «Херсон» все морякп считают выполнение и перевыполнение 8аданнй де­ лом чести, своим первейшим долгом перед Родиной, перед партией. Здесь не ориен­ тируются на малое н никогда ни не до­ вольствуются. Как. правило, отправляясь в рейс, экипаж берет повышенные обяза­ тельства и выполняет их. Слово, дан­ ное коллективом, служит на корабло зако­ ном для каждого до тех пор, пока коллек­ тив не скажет: «Слово сдержали!» Ваять, например, четвертый рейс. Если говорить о кадрах, то в четвертом рейсе траулер находился относительно в хоро­ ших условиях: в предыдущих рейсах, осо­ бенно в двух первых, промысел вела мо­ лодежь, а к четвертому рейсу из неуме­ лых новичков выросли стахановцы. Заботясь о том. чтобы сделать весь эки­ паж стахановским коллективом, коммуни­ сты траулера — капитан тов. Михаилов, помполит тов. Капотов, старший механик тов. Кузнецов и второй штурман тов. Ма­ каров развернули работу по организации ^стахановской учебы. П вот семь матросов уже повысили свою квалификацию на разряд, два матроса достигли высшего разряда квалификации. Растут умелые по­ мощники тралмейстера: матрос второго класса тов. Слуцкий за короткое время СТ 2 Л засольщиком; научились держать пар «на-марке» молодые кочегары — вче­ рашние ученики... С кадрами дело нала­ дилось, но промысловая обстановка была сложная — гораздо сложнее, нежели в предыдущих рейсах. Но, как всегда, эки­ паж п на этот раз обязался перевыпол­ нить рейсовое задание. В самый разгар промысла морякп по ра­ дио узнали о предстоящем созыве XIX съезда ВКП(б) п услышали проект дирек­ тив съезда по пятому пятилетнему плану развития СССР. На море ходила крутая волна, обдавая работающих моряков каскадами горько- соленых брызг, гулял холодный ветер, но никто не замечал этого. Слушая проект директив, морякп как бы поднимались на новую высоту н видели перед собой.луче­ зарное завтра своей Родины. Сознание то­ го, что они являются непосредственными участниками строительства светлого буду­ щего Родины, придавало теперь еще боль­ шую значимость пх собственному труду. Вскоре радист принял сообщение о том, что на кораблях флота моряки становятся на стахановские вахты в честь XIX съез­ да ВКП(б), берут повышенные обязатель­ ства по вылову рыбы, выработке- субпро­ дуктов. — Мы в стороне не останемся, — ска­ зали на траулере «Херсон» и приняли со­ циалистическое обязательство досрочно, к 27 августа, выполнить план третьего квартала н к 5 октября выловить еще 2.500 центнеров рыбы. Коммунисты обсудили пути выполне­ ния обязательства. Было решено увели­ чить выработку консервов — за счет улучшения эксплоатации техники, улуч­ шить промысловый режпм —- за счет ускорения обработки уловов, работать в шторм. Агитаторы повелп разъяснительную ра­ боту в коллективе. Воодушевляя людей словом большевистской правды, онп тут же показывали пример стахановского труда. Так работали стАрший штурман тов. Румянцев, матросы тт. Псаев и Лю­ бавин. На уборку рыбы былп мобилизованы все силы, и нередко на мостике по суткам стоял одни капитан. Хотя и мелкая была рыба, но с уборкой ее вахты справлялись. Больше того, морякп успевали заготов­ лять рыбу высшего сорта. Рыба держалась на большой площадп, густых косяков не было. Требовалось как можно активнее использовать орудия ло­ ва, тралить беспрерывно. П эту задачу решили моряки траулера «Херсон». Трал­ мейстер тов. Безбородов со своими помощ­ никами не допустил нп одной, даже ми­ нутной задержки промысла из-за неисправ­ ности снастей. Используя замечательные качества корабля, капитан тов. Михайлов приказал спускать трал даже против вет­ ра. На этом также сберегалось время непосредственно для промысла. И, несмот­ ря на редкие косяки рыбы, за каждое тра­ ление моряки поднимали ее от трех до шести тонн. В прошлых рейсах на корабле выраба­ тывалось но 8 — 10 тысяч банок консер­ вов. Приняв повышенное обязательство в честь XIX съезда ВКІІ(б), консервный ма­ стер тов. Зарубин и мастер по жиротопле­ нию тов. Бугаков решили улучшить пока­ затели. За счет круглосуточной, беспере­ бойной эксплоатации механизмов онн дали 12 тысяч банок консервов. В ходе промысла моряки вынуждены были иногда переходить в другой район. Неприятная это вещь для промысловиков — переходы, но если обстановка вынуж­ дала, они шли на это, чтобы не терять времени, чтобы успевать брать рыбу там, где она найдена поисковыми или рабо­ тающими промысловыми кораблями. Все дело заключалось в стремительности. Это слово как нельзя брлее подходит к той скорости, какую обеспечивали кораблю на переходах механики и кочегары траулера «Херсон». / — В новой пятилетке п скорость долж­ на быть новая: выше прежней! — гово­ рили в машинном отделении. * 25 августа, на два дня досрочно про­ ти в / обязательства, экппаж траулера «Херсон» завершил план третьего кварта­ ла п затем, до конца рейса добыл еще сотни центнеров рыбы. В счет обязатель­ ства — выловить ко дню открытия съез­ да 250Q центнеров рыбы— было добыто 700 центнеров рыбы. Обязательство по выработке рыбьего жпра было выполнено, сверх квартального плана выработано 8,5 тысячи банок консервов. Стахановцы нового траулера доказали, что новая техника, предоставленная Роди­ ной, находится в надежных руках. П. 3AXAPQ3. ОСВАИВАЯ НОВЫЕ ТРАУЛЕРЫ Экипаж б о льш е гр у зно го траулера „ РоССІІЯ и д о бы л за восемь месяцев 48.076 центнеров рыбы , выработал 152.800 банок консервов. Экипаж траулера „ З С е р С О Ь і * з а четыре рейса до бы л 16.980 центнеров ры бы и выработал і| банок консервов. Экипаж среднего траулера „Аміа“ прн годовом плане 6.745 центнеров года 7.566 центнеров рыбы.- Команда малого траулера „ С в о б о Д С і " прн годовом плане 2.250 центнеров добыла за восемь ме сяце в 3.486 центнеров ры бы . вы л о в и л с начала Новая пловучая база «Памяти Ильича», обслуживающая промысловиков лову в Северной Атлантике. «Мурмансельди» на сельдяном Фото М. Сергеева. На просторах Северной Атлантики Вот уже третье лето работают на про­ сторах Атлантики суда сельдяной экспе­ диции. Это — все новые средние рыбо­ ловные траулеры с замечательными море­ ходными качествами. Если в 1950 году было добыто всего 125 тысяч с лишним центнеров рыбы, то в прошлом году ее выловлено уже в несколько раз больше. Возрос средний годовой вылов на одно ра­ ботающее судно. В этом году, как п в прошлом, «Мур- максетьдь» получила дополнительно к имеющимся значительное количество но­ вых средних траулеров. Онп сразу же бы­ лп направлены на промысел. Моряки, ра­ ботающие на новых кораблях, стремятся взять от техники как можно больше. Именно от умения, от возросшего мастер­ ства моряков завпепт повышение уловов на средних траулерах. Сейчас уже девять судов сельдяной экспедиции близки к вы­ полнению экспедиционного плана: все онн в ы л о в и л и за короткое время больше чем по 3 т ы с я ч и центнеров сельди. Ини­ циатор социалистического соревнования за высокие уловы, экппаж среднего трау­ лера «Медуза» перевыполнил годовой план, дал 7.896 центнеров рыбы. В проекте директив XIX съезда ВКП(б) по пятому пятнлетнему плану предусмат­ ривается дальнейшее значительное увели­ чение вылова рыбы. Это выдвигает перед моряками «Мурмансельди» задачу еще лучше использовать новую технику, ак­ тивнее облавливать, сельдяные косяки. В этом отношении сделано далеко*не все. Надо обязательно освоить сельдяной трал; Надо бороться с непроизводительными простоями кораблей и с ненужными, необоснованными перебежкамп кораблей пз одного района промысла в другой. Ре­ шив этп задачи, мы сможем увеличить вылов сельди не менее, чем в полтора раза. Г. НОРОЛЬНОВ. Заместитель начальника сельдя- 4 ной экспедиции, лауреат Сталин­ ской премии. На прибреЖнолѵ п р о м ы с л е Широким потоком идет в рыболовецкие колхозы новая техника — малые рыбо­ ловные траулеры. С каждым годом они становятся все совершеннее. Нынче, на­ пример, мы получили малые траулеры, мощность которых значительно больше тех, которые поступили раньше. Новая техника, прочно вошедшая в на­ шу жизнь, произвела переворот на при­ брежном промысле. Она принесла с собой облегчение тяжелого труда, ускорение производственных процессов, возможность применять активные методы промысла, вести его круглый год и лучше исполь­ зовать богатства Баренцова моря. Успешно ведем' промысел на своем ма­ лом траулере «Свобода» п мы, рыбаки колхоза «Северное сияние», хотя трало­ вый лов мы применяем впервые. Прн го­ довом плане 2.250 центнеров мы дали к 1 сентября 3.486 центнеров рыбы. Чтобы выловить такое количество рыбы, помор в дореволюционное время должен был про­ мышлять не менее десяти лет. * Высокие уловы обеспечивают рыбаки и других малых траулеров. Но это еще не значит, что мы уже полностью оседлали новую технику. В эксплоатации ее есть серьезные недостатки. Малые траулеры зачастую без всяких причин простаивают в порту, на лов выходят не каждый день, нз рейса возвращаются раньше срока. Внимание рыбаков-колхознпков должно быть направлено также на повышение режима тралнрованпя, на улучшение культуры промыслового судовождения,, ва выполнение и- перевыполнение суточных заданий. Воодушевленные грандиозной програм­ мой мирного строительства, намеченной в проекте директив XIX съезда партпи по пятому пятплетнему плану развития СССР, мы будем настойчивее бороться с недо­ статками в использовании новой техники, добиваться дальнейшего повышения уловов с тем, чтобы внести свой вклад в осуще­ ствление пятого пятилетнего плана, в строительство коммунизма. П. УЛЬЯНОВ. . Капитан малого траулера «Свобода». Териберка. Максимально использ овать промысловую технику Созданная -в годы советский власти рыбная промышленность Мурмана являет­ ся детищем сталинских пятилеток. Не­ прерывно шло ее развитие, ее оснащение : / вовой, наиболее совершенной техникой, пополнение высококвалифицированными кадрами. Наш Мурманский рыбный бассейн бы­ стро завоевал себе почетное место как по количеству добываемой рыбы, так п по высокому удельному весу выпускаемых рыбных товаров улучшенного ассортимен­ та — охлажденных и мороженых. Основой рыбного промысла на Мурмане является траловый флот, высоко механи­ зированный, оперативный, способный ма­ неврировать в зависимости от изменения промысловой обстановки. / Особенно бурный рост рыбной промыш­ ленности на Мурмане начался после Вели­ кой Отечественной войны, в четвертой сталинской пятилетке. За годы прошедшей пятилетки промысловый флот пополнился значительным количеством прекрасных по своим качествам кораблей, пловучих баз, орудиями лова новых систем. В связи с этим в 1951 году — первом году пятой пяти­ летки — вылов рыбы на Мурмане зна­ чительно превзошел вылов в довоенные годы, в выработка консервов возросла в 3,5 раза. В связп с оснащением рыбной промыш­ ленности Мурмана судамп нового типа — средними рыболовными траулерами— ос­ воен промысел сельди в Северной Атлан- ^ т н к е . Широкое внедрение на сельдяном промысле новой замечательной техники позволит повысить добычу сельди по срав­ нению с довоенным уровнем в 2,7 раза. Понятно, что достигнутое не является пределом в развития рыбного промысла в Баренцовом море н в Северной Атлантике. Партия и Советское правительство поста­ вили перед рыбаками Мурмана задачу поднять вылов рыбы в 1955 году в пол­ тора раза по сравнению с 1950 годом. Ка­ кими путямп возможно осуществить эту задачу? В проекте директив XIX съезда ВКП(б) по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы указывается: «На основе внедрения во все отрасли народного хозяйства передовой техники, улучшения организации труда и повыше­ ния культурно-технического уровня тру­ дящихся повысить производительность труда за пятилетие в промышленности, примерно, на 50 процентов, в строитель­ стве — на 55 процентов, в сельском хо­ зяйстве — на 40 процентов. Завершить в осповном в течение пятой пятилетки ме­ ханизацию тяжелых и трудоемких работ в промышленности п строительстве». Таким образом, дальнейший рост рыб­ ной промышленности Мурмапа, осущест­ вление задач, намеченных в проекте ди­ ректив в области рыбной промышленно­ сти, возможны только прн условии быст­ рейшего освоения имеющейся техники, разумного п полного использования новой техники. За прошлый и нынешни» годы промыс­ ловый флот на Мурмане получил большое количество замечательных кораблей — большегрузные, обычные и средние трау­ леры, пловучис базы, рефрижераторы, ос­ нащенные новейшими устройствами и приборами, мощные средства механизации и другое оборудование. Вся эта техника пущена в ход, она работает н на промысле, и на береговых предприятиях. В связи с этим растет производительность трѵда, снижается се­ бестоимость продукции. Беем известны стахановские корабли тралового флота — «Ленин», «Сталин», «Киров», «Семга», «Лосось», «Херсон», «Россия» и многие другие. Промысловики этих кораблей из года в год, из рейса в рейс перевыполняют задания, реализуют свои социалистические обязательства, да­ ют сотни тысяч рублей сверхплановых прибылей. Значительно возрос за последние два го­ да средний вылов рыбы на одно работаю­ щее судно в «Мурмансельди». Кольский госрыбтрест в этом году на­ правил группу сейнеров иа промысел в Северную Атлантику. Выйдя в открытое море, экппажп сейнеров получили воз­ можность актпвнео эксплоатировать свои замечательные корабли. Чтобы взять от техники как можно больше, в рыбной промышленности нашей области ведется рационализаторская и изобретательская работа по дальнейшему совершенствованию механизмов п прибо­ ров, по улучшению методов применения техники. В 1951 году было принято и осуществлено до 200 ценных рационали­ заторских предложений, применение кото­ рых ежегодно сберегает государству сотни тысяч рублей. В частности, на кораблях тралового флота установлены сажесдувате- лн новой конструкции, экономический эффект от применения которых составляет 300 тысяч рублей в год. Ценнейшее пред­ ложение внедряется сейчас на поисковых судах «Мурмансельди». Оно позволит улучшить разведку сельдяных косяков в Северной Атлантике, повысит обеспечен­ ность промысловых судов сырьевой базой. Но все этп достижения — пройденный этап. Как указывается в проекте дирек­ тив XIX съезда партпп по пятому пятп­ летнему плану, необходимо еще полнее использовать технику, всячески содейство­ вать повышению ее производительности. В этом отношении у рыбодобывающих предприятий Мурмана имеются огромные резервы. Они таятся в дальнейшем совер­ шенствовании методов эксплоатации про­ мысловых кораблей/ в улучшении обслу­ живания механизмов, сокращении пх про­ стоев, в механизации трудоемких процес­ сов, которые выполняются вручную пли механизированы только частично. Примером умелой эксплоатации техники служат результаты. работы механизато­ ров — строителей Волго-Донского судо­ ходного канала имени В. И. Ленина. Там каждый нз механизмов загружался на полную силу и потому давал наибольшую производительность. В траловом флоте, в «Мурмансельди» и в Козьском іосрыбтресте, имея псе воз­ можности, не всегда правильно организу­ ют эксплоатацию промысловых кораблей. Пх мощность используется подчас еще не в полную меру. Еще велпкп простоп траулеров и среднпх траулеров в порту, пе на каждом корабле достаточно высок режим тралігровання и не всегда промыс­ ловые суда заняты в море производитель­ ной работой. Каждый траулер имеет достаточную мощность для того, чтобы рейсовое зада­ нно по вылову рыбы не только выполня­ лось, но и перевыполнялось. Однако, вви­ ду низкой организации труда, на некото­ рых кораблях промысловых флотов эта за­ дача не выполняется. Следовательно, мощ­ ное предприятие, каким является трау­ лер, отдает далеко не все, что может дать. Чтобы полнее использовать технику, необходимо постоянно заботиться о созда­ нии условий для этого. Если, например, наряду с дрифтерным промыслом сельди внедрить активный вид сельдяного лова — траловый, корабли будут заняты произ­ водительной работой больше времени, чем онн заняты сейчас. Однако сельдяной трал до снх. пор не внедрен на промысле. Надо добиться, чтобы в ближайшее время это орудие лова нашло себе широкое примене­ ние на кораблях «Мурмансельди» и тем самым еще больше уменьшить зависимость моряков от промысловой обстановки. Надо также внедрить новые орудия лова для напшх большегрузных траулеров. Это поз­ волит значительно поднять производи­ тельность этих замечательных кораблей, улучшить их эксплоатацию. Повышение производительности промыс­ ловых судов, особенно тралового флота, зависит также от быстрейшей механиза­ ции очень трудоемкого и кропотливого процесса обработки рыбы на промысле. Сейчас весь этот процесс выполняется вручную, кроме выработки субпродуктов. Инженеры п техники, рационализаторы и изобретатели рыбной промышленности Мурмана должны направить свое внима­ ние и усплпя на решение этой важней­ шей задачи, что позволит высвободить значительное дополнительное время для промысла. > За последнее время в траловом флоте ведется настойчивая борьба за безремонт­ ные междурейсовые стоянки. Это — очень важный резерв повышения производи­ тельности кораблей. Использование его позволит ускорить оборачиваемость трау­ леров, а значит — повысить н вылоз. На каждом корабле необходимо система­ тически* вестп работу по повышению культурно-технического уровня моряков. Постоянная учеба позволит улучшить экс- плоатацшо техники, продлить срок ее службы и тем самым помочь государству в деле осуществления пятого пятилетнего плана. Взять от техники все, что она может дать, использовать се по-стахановски — такова одна пз важнейших задач моряков промыслового флота. Шпре развертывая социалистическое соревнование за улуч­ шение эксплоатации техники, механизи­ руя трудоемкие процессы, совершенствуя имеющееся оборудование, рыбаки тралово­ го флота, «Мурмансельди», Кольского гос­ рыбтреста добьются дальнейшего нараста­ ния добычи рыбы, выполнят задачи, на­ меченные нашей большевистской партией в проекте директив по пятому пятплетне- му плану. А. КУРОЧКО. Главный инженер объединения «Мурманрыба». № 2 1 3 ( 7 3 1 9 ) 7 септября 1 9 5 2 г. «Повысить в 1955 году по сравнению с 1950 годом выпуск... судов для рыбопромыслового флота — в 3,8 раза». * «Увеличить к концу 1955 года по сравнению с 1950 годом... холодильных ёмкостей и рефрижераторного флота по заморозке рыбы — на 70 процентов». (Из проекта ЦК ВКП(б) «Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951— 1р55 годы»). П Е Р В Ы Е Р Е Й С Ы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz