Полярная правда. 1952, сентябрь.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Лз 2 0 8 (7S14) 2 сентября 1 952 г. г. Гениальный ленинским труд о государстве І^ндцать пять лет назад, в августе — сентябре І917 года, великпй вождьи учи­ тель трудящихся всего мира В. П. Ленин наПйСІт Свое бессмертное произведение «Государство и революция». Это был пе­ риод, когда Россия находилась наканугіе социалистической революции. Революцион­ ная ситуация назревала іі в рядедругИх европейских стран. Первая мировая йойна, явнвпш. я отражением общего кризиса ка­ питализма обострила и углубила этот кри­ зис, ослаблла мировой капитализм, созда­ ла благощ иятные условия для іірорыва Фронта • империализм?, для победы Проле­ тарской революции в отдельных странах. В этих условиях вопрос о государств*?, об отношении к Нему Со стороны борющегося пролетариата приобретал первостепенное не только теоретическое, но и иолитнчс- скн-практическое значение. Вождіі п теоретики I I ИйтернацИонала, изменившие рабочему классу и перешед­ шие в лагерь защитников империализма, стремились выхолостить из марксизма ег: революционное содержание, превратить ве­ ликой учение Маркса — Энгельса в мерт­ вую догму. Соцпал-шовпніісты пройоведо-. валп классовый нир пролетариата с бур­ жуазией, утверждали, вопреки Марксу, что Переход от капитализма к социализму возможен-без классовой борьбы, без Проле­ тарской революции и диктатуры пролета­ риата. Они усиленно пропагандировали пеігіЛую либерально-буржуазную теорию надклассовое™ государства, утверждая, что буржуазное государство якобы при­ звано служить делу примирения эксПЛуа- таторез с эксплуатируемыми и охранять интересы всею общества. В России со­ циал-шовинисты — меньшевики и эсеры — после Февральской буржуазно-демокра­ тической революции вошли в состав контрреволюционного Временного прави­ тельства и активно помогали буржуа** j в укреплении ее диктатуры. Необходимо было разоблачить буржуаз­ ную сущность социал-реформистских «тео- . рий» государства* вскрыть до конца вели­ чайшую опасность их для дела освободи­ тельной борьбы пролетариата. В своем гениальном труде «Государство и революциям б. U. Ленин восстановил истинные взгляды основоположников науч­ ного социализма Маркса и Энгельса на го­ сударство и нанес сокрушительный удар по оппортунистическим, социал-шовнни- стическим теориям государства. Обобщая опыт классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, Ленин всесторонне обосновал и развил учение марксизма о диктатуре пролетариата как главном ору­ дии революционного преобразования капи­ талистического общества в коммунистиче­ ское: “Книга В. П Ленина «Государство и ре­ волюция:) —- классический образец твор­ ческого развития марксизма. В ней В. И. Ленин глубоко вскрыл причины возникно­ вения государства, показал, что государ­ ство является продуктом непримиримости классовых противоречий з обществе. «Государство возникает там, топа и по­ стольку, — писал Ленин, — где, когда и поскольку классовые противоречия об’ек- тивно не мсгут быть примирены. II нао­ борот: существование государства доказы­ вает, что классовые противоречия непри­ миримы» (Соч.* т. 25, стр. 358— 359). В. И. Ленин показал, что все формы го­ сударства старого, эксплуататорского ти­ па (рабовладельческого, феодального, бур­ жуазного) являлись не чем иным, как орудием классового господства эксплуата­ торов над эксплуатируемыми. Развивая и конкретизируя этот вывод маркеіізма-ленннизма, товарищ Сталин указывает, что деятельность государства старого типа_ характеризуется двумя ос­ новными функциями; внутренней (глав­ ной) — держать эксплуатируемое боль­ шинство в узде и внешней Сне главной) — расширять территорию своз го государ­ ства за счет территории других стран или же защищать территорию своего государ­ ства от нападения со стороны других го­ сударств. Поэтому важнейшими и неот'емлеМыми атрибутами буржуазного государства явля­ ются громадная масса привилегированных чиновников, полиция, Постоянная армия, тюрьмы и т. п. II чем сильнее обостряют­ ся классовые противоречия в оСщсстве, тем большим становится аппарат угнете­ ния эксплуатируемых касс. Особенно невыносимым становится гнет буржуазного государства в эпоху империа­ лизма, характерной особенностью которого является господство Капиталистических монополий И финансовой олигархии. Им­ периализм означает усиление реакции но всей линии, яростное наступление капи­ тала На жизненные права трудящихся. Империалистическая буржуазия создает огромную бюрократическую и военную ма­ шину для беспощадного подавления тру­ дящихся масс и ведения захватнических, грабительских войн. В крупнейших капиталистических стра­ нах, прежде всего в США, вся государст­ венная машина поставлена на службу миллиардерам и миллионерам. Государст­ венный аппарат используется здесь для охраны прибылен капиталистических мо­ нополии, для подготовки новой мировой войны. Империалистическая буржуазия США ликвидирует последние остатки бур­ жуазно-демократических свобод, насажда­ ет полицейско-фашистские методы управ­ ления. ч В. И. Ленин в книге «Государство и ре боліоц ИЯ* разоблачил насквозь лицемер­ ные и лживые измышления социал-демо­ кратических прислужников империализма о так называемой «чистой» демократии, якобы существующей в странах буржуаз­ ного парламентаризма. Буржуазная демо­ кратия есть лиінь политическая оболочка, прикрывающая всесилие монополистиче- Cfcnro капитала. «Всевластие <богатства», — указывал Ленин, — потому вернее при демократи­ ческой республике, что оно не зависит от плохой политической оболочки капитализ­ ма» (там же. сгр. 365). Капитал, овладев этой оболочкой, обос­ новывает свою власть настолько надежно, что никакая сМеНа лиц, учреждений, пар­ тии в буржуазно-демократической респуб­ лике Не ко.іеОлет этоП власти. В капиталистическом Обществе, подчер­ кивал Ленин, мы имеем демократию уре­ занную, убогую, фальшивую, демократию лишь для богатых, для меньшинства. В любой парламентской стране — от Аме­ рики до Швейцарии, от Франции до Анг­ лин — настоящую «государственную» работу, указывал Ленин, делают за кули­ сами, ее выполняют департаменты, кан­ целярии, штабы. В парламента^ же толь­ ко болтают со специальной целью надувать «простонародье». Эта замечательная ле­ нинская характеристика буржуазного пар­ ламентаризма как нельзя более метко изобличает современную «западную демо­ кратию» США и Англии, где за ширмой парламентов орудуют финансовые зіпра* вплы — злейшие враги мира и свободы народов.. Последыши заживо сгнившего II Интер­ национала — правые социалисты с пеной у рта защищают буржуазное государство, изображая его в качестве некоей надклас­ совой силы. Правосоциалистические лиде­ ры, выслуживаясь перед американским им­ периализмом, проповедуют реакционную идею «всемирного государства», которое якобы должно быть создано под эгидой США. Нетрудно видеть, что идея «всемир­ ного государства» является лишь ширмой для прикрытия разбойничьей политики им­ периалистов США, стремящихся к завое­ ванию мирового господства, ведущих кро­ вавую войну в Корее. Правые социали­ сты пытаются выдать нынешнее военно- иолиЦейское государство США, Англии, Франции и других капиталистических стран за образец «демократии». Но кто не знает теперь, что эта «демократия» дер­ жится силой полицейской дубинки и сол­ датского штыка. 1 Буржуазное государство является ору­ дием поддержания и укрепления капи­ талистического рабства, орудием реак­ ционных' захватнических войн империали­ стической буржуазии. Без своей государ­ ственной машины буржуазия не смогла бы эксплуатировать миллионные массы трудящихся, не смогла бы удержать свое­ го господства. Это значит, что освобожде­ ние трудящихся от ига капитала невоз­ можно бе? уничтожения буржуазного го­ сударства. п . В. И. Ленин глубоко обосновал гениаль­ ный* вывод Маркса и Энгельса о том, что рабочий класс в ходе социалистической революции не можеі просто овладеть ап­ паратом старой государственной В.іастн, он должен сломать, разбить этот аппарат и создать свой, новыЛ государственный ап­ парат, свой, новый орган государственной власти. Ленин подверг уничтожающей кри­ тике как реформистов, утверждающих, что переход от капитализма к социализму воз­ можен без слоМа буржуазной государст­ венной Машины, так и анархистов, кото­ рые отрицают государство вообще. Ленин показал, что главным в марк­ сизме является учение о диктатуре про­ летариата, о революционной власти рабо­ чего класса, необходимой для подавления буржуазии и для организации победонос­ ного социалистического строительства. Ленин подчеркивал, что тот, кто только признает борьбу классов, еще не марк­ сист. Марксист тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. Развивая это тложение ленинизма, товарищ Сталин указывает, что победить буржуазию, свергнуть ее власть револю­ ция сможет и ueJ диктатуры Пролетариа­ та. Но подавить сопротивление буржуа­ зии, закрепить победу и обеспечить по­ строение социализма можно только с по­ мощью специального органа в виде дикта­ туры пролетариата. Период перехода от капитализма к со­ циализму является периодом самой оже­ сточенной классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Поэтому и государство этого периода должно быть ио-новому де­ мократическим для трудящихся, ио-иовому диктаторским в отношении буржуазии. ‘ В книге «Государство и революция» В. И. Ленин особо подчеркивал значение марксистской партии в борьбе рабочего класса за власть. Партия — это боевой штаб пролетариата, руководящая и на­ правляющая сила диктатуры пролета­ риата. , «Воспитывая рабочую партию, — пи­ сал Ленин, — марксизм воспитывает авангард Пролетариата, способный взять власть н вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строП, быть учителем, руководителем, пож­ дем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства свосП общественной жизни без буржуазии и против буржуа­ зии» (там Же, сгр. 376). В своем труде В. И. Ленин развивает дальше идею о республике Сокетов как наИлучшей политической форме диктату­ ры пролетариата, впервые выдвинутую им в знаменитых «Апрельских тезисах». Победа Великой Октябрьской социали­ стической революции и создание Совет­ ского государства явились лучшим под­ тверждением этого гениального ленинского вУвода. ЛеИИН считал также, что возможны и неизбежны и другие политические формы диктатуры пролетариата. «Переход от ка­ питализма к коммунизму, — писал он, — конечно, не может но дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно од­ на: диктатура пролетариата» (там лее, стр. 385). Этот ленинский прогноз полностью Под­ твердился. Победа в ряде стран режима народной демократии, выполняющей функ­ ции диктатуры пролетариата, — нагляд­ ное тому доказательство. Диктатуру пролетариата Ленин вслед за Марксом и Энгельсом рассматривал как переходную ступень в общество без клас­ сов, без государства. После того, как ком­ мунизм одержит Полную победу, когда ис­ чезнут классы, государство станет ненуж­ ным, оно отомрет. Однако путь к отмира­ нию государства лежит через всемерное его усиление. В специальной главе «Экономические основы отмирания государства» В. И. Ленин рассмотрел вопрос о различных эта­ пах развития диктатуры пролетариата: в переходный период от капитализма к со­ циализму, а также в Период социализма. В этой главе В. II. Ленин развивает и конкретизирует теоретические положения марксизма о двух Фазах коммунистическо­ го общества — низшей — социализм и высшей — собственно коммунизм. Ленин подчеркивает, что социализм и коммунизм как две различные Фазы одной и той же общественно-экономической Формации раз­ личаются между собой лишь по степени экономической зрелости. В первой своей фазе, на первой ступени коммунизм, или, точнее говоря, социализм, не может еще быть экономически вполне зрелым, впол­ не свободным от традиций пли следов капитализма. Лишь на высшей Фазе комму­ нистического общества, когда вместе с все­ сторонним развитием людей вырастут н гигантски разовьются и производитель­ ные силы, когда труд на пользу общест­ ва превратится в первую лишенную пот­ ребность, возможен будет переход к ком­ мунистическому принципу: «от каждого — по его способностям, каждому — но его потребностям». В. И. Ленин доказал, 4to для полного отмирания государства Нужен полный коммунизм. ІІрн этом Ленин оставлял в стороне вопрос о конк­ ретных условиях отмирания государства. Он рассматривал этот вопрос в общей фор­ ме, исходя из предпосылки, что комму­ низм победил уже во всех странах. III. Конкретное решение вопроса о судьбах государства при коммунизме было даио в новых исторических условийх гениальным продолжателем дела Ленина— товарищем Сталиным. Известно, чТо В. И. Ленин со­ бирался написать вторую часть своего труда «Государство и революция», где он рассчитывал подвести главные итоги опы­ та русских революции 1905 и 1917 го­ дов. Но смерть помешала ему. это сделать. То, чего не успел сделать Ленин, сделал товарищ Сгалнч. С именем товарища Сталина связана высшая ступень в раз­ витии марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата, о государстве, в творческом развитии марксизма-ленинизма в целом. На основе обобщения всемирно-историче­ ского опыта Великой Октябрьской социа­ листической революции и строительства социализма в СССР товарищ Сталин все­ сторонне развил марксистско-ленинскую теорию диктатуры пролетариата. Кму при­ надлежит классическое определение трех основных сторон диктатуры пролетариата, дающих полное и законченное понятие пролетарской диктатуры: использование власти пролетариата для подавления экс­ плуататоров, для обороны страны, для уп­ рочения связей с пролетариями других стран, для развития и победы революции во всех странах: использование власти пролетариата для окончательного отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролета­ риата с этими массами, для вовлечения их в дело социалистического строительства, для государственного руководства этими массами со стороны пролетариата: исполь­ зование власти пролетариата для органи­ зации социализма, для уничтожения клас­ сов. для перехода в общество без классов. Товарищ Сталин развил дальше ленин­ ское положение с диктатуре пролетариата, как высшей форме демократии, Которая в условиях победившего социализма являет­ ся развернутой, до конца последовательной демократией, демократией для всех. В тру­ дах товарища Сталина всесторонне раз­ работан вопрос о роли партии, как руко­ водящей силы в системе диктатуры про­ летариата, раскрыты место и значение «приводов», «рычагов» в системе проле­ тарской диктатуры — Советов, профсою­ зов. Союза молодежи и других обществен­ ных организаций. Опираясь на огромный опыт строитель­ ства Советского государства в условиях капиталистического окружения, товарищ Сталин создал цельное и законченное уче­ ние о социалистическом государстве. В историческом докладе на XVIII с'сзде ВКІІ(б) товарищ Сталии дал развернутый анализ главных фаз развития социалисти­ ческого государства и его функций. Он показал, что со времени Октябрьской ре­ волюции Советское государство в своем развитии прошло две главные Фазы, соот­ ветственно которым изменялись его Функ­ ции. Первая фаза — от Октябрьской ре­ волюции до ликвидации эксплуататорских классов. В этот период Советское государ­ ство осуществляло две основные функции: подавление свергнутых классов внутри страны и оборона страны от нападения извне. Была у Советского государства и третья функция — хозяйственни-органи- заторская и культурно-воспитательная ра­ бота, имевшая целью развитие ростков но­ вого, социалистического хозяйства и пере­ воспитание людей в духе социализма. Од­ нако в то время эта функция не получила еще серьезного развития. Вторая Фаза — период от ликвидации капиталистических элементов города и де­ ревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Кон­ ституции. В этот период функция военно­ го подавления внутри страны отмерла, от­ пала, поскольку эксплуатация была унич­ тожена, эксплуататоров не стало и по­ давлять больше некого. Вместо функции подавления эксплуататоров появилась функция охраны социалистической собст­ венности от воров и расхитителей народ­ ного добра. Сохранилась полностью Функ­ ция военной защиты страны от нападения извне. Сохранилась и получила полное развитие Функция хозяйственно-организа­ торской и культурно-воспитательной ра­ боты государственных органов. «Теперь, — указывал товарищ Сталин, — основная задача нашего государства внутри страны согтонт в мирной хозяйст­ венно-организаторской и культурно-вос­ питательной работе. Что касается нашей армии, карательных органов и разведки, то онп своим острием обращены уже не по .внутрь страны, а во вне ее, против внешних врагов» (Вопросы ленинизма, изд. І1 -е , стр. 606). Товарищ Сталии отметпл, что Мы имеем теперь совершенно новое, социалистиче­ ское государство, невиданное еще в исто­ рии. Советское государство — главное ору­ дие построения коммунизма. В огромных масштабах оно осуществляет хозяйствен­ но-организаторскую и культурно-воспита- тсльную работу, обеспечивает выполнение народнохозяйственных планов, неуклон­ ный рост материального благосостояния и культуры трудящихся. Одной из важнейших задач Советского государства является воспитание трудя­ щихся в духе коммунизма, преодоление пережитков капитализма в сознании лю­ дей. Наше государство крепнет н развивает­ ся. Мы идем вперед, к коммунизму. Сох­ ранится ли государство в период ком­ мунизма? Давая научно обоснованный от­ вет на этот вопрос, товарищ Сталин ука­ зал, что государство сохранится и при коммунизме, если не будет ликвидирова­ но капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военных на­ падений извне. Но, разумеется, формы нашего государства вновь будут изменены в соответствии с изменениями внутренней и внешней обстановки. Государство не со­ хранится и отомрет, если капиталистиче­ ское окружение будет ликвидировано и заменено окружением социалистическим. До тех пор. пока существует капитали­ стическое окружение и стране социализма угрожает опасность военного нападения извне, необходимо всемерно укреплять со­ циалистическое і осударство. В своем труде «Марксизм и вопросы языкознания» товарищ Сталин пишет, что «...страна победившей революции должна не ослаблять, а всемерно усиливать своё государство, органы государства, органы разведки, армию, если эта страна Не хо­ чет быть разгромленной капиталистиче­ ским окружением» («Марксизм и вопросы языкознания». Госиолнтнздат, 1951 г., стр. 50). Усиление мощи социалистического госу­ дарства является важнейшим условием обеспечения мирного созидательного труда советского народа, успешного 'строитель­ ства коммунизма. Исторический опыт по­ казал, что только могучее социалистиче­ ское государство способно отражать восн- ныо нападения империалистических хищ­ ников и наносить им сокрушительные удары, вылавливать и уничтожать шпио­ нов и диверсантов, засылаемых в нашу страну империалистами. В современных условиях, когда крова­ вый американский империализм сколачи­ вает агрессивные блоки, стремится разви­ сать новую мировую войну, организует ди­ версии, шпионаж н провокации против стран демократического лагеря, особенно необходимо кренить могущество социали­ стического государства, повышать бдитель­ ность трудящихся нашей страны. В известном ответе корреспонденту «Правды» насчет атомного оружия товарищ Сталин указывает: «Конечно, агрессоры хотят, чтобы Со- ветскнй Союз был безоружен в случае их нападения на него. Но Советский Союз с этим не согласен и думает, что агрессора надо встретить во всеоружии». $ * Г- Бессмертный труд В. И. Ленина «Госу­ дарство и революция» — могучее идей­ ное оружие партии большевиков и комму­ нистических партий всех стран. Гениаль­ ные идеи этого ленинского произведения, развитые дальше и обогащенные товарищем Сталиным, вооружают советский народ в борьбе за торжество коммунизма. Эти идеи служат путеводной звездой для трудящих­ ся стран народной демократии, идущих пи пути строительства социализма, для всего прогрессивного человечества, борющегося за мир, демократию и социализм. С. ТИТАРЕНКО. ВЧЕРА В ШКОЛАХ НАЧАЛСЯ • , УЧЕБНЫЙ ГОД Дети оленеводов сели за парты Вчера во всех школах Ловозерского рай­ она начался новЬій учебный ГОД. СоТНИ детей сели за нарты. Значительную часть учащихся здесь составляют дети корен­ ных жителей тундры — саами и комн. Вот что сообщил нашеМу Корреспонден­ ту председатель исполкома районного Cd-' •вета депутатов трудящихся тов. Кузги- нов: • — Общественность Ловозерского района проявила большую заботу о подготовке школ к новому учебному году. В * всех школах, оше задолго до 1 сентября, был закончен 'ремонт* В течение долгой запо­ лярной зимы дети будут заниматься в теплых благоустроенных помещениях. Многие школьники поселились на- днях в заново отремонтированном интер­ нате. Дети саами и коми содержатся здесь на полном государственном обеспечении. В интернате создана уютная обстановка. Детские спальни хорошо оштукатурены. В интернат доставлены новые одеяла, матра­ цы, подушки, простыни и другой инвен­ тарь. Свободное время школьники будут проводить в хорошо оборудованной пио­ нерской комнате. Питомцы нашего интерната приехали в Ловозеро в последних числах августа. Ле­ том они находились у своих родителей. К новому учебному году матери сшили де­ тям обновки — ; меховые пимы, шапки И др. Для доставки детей в школу колхозы выделили оленьи упряжки. В назначенный Мае прозвенел звонок* Детвора разошлась ііо классам и стала слушать первые уроки своих учителей. Начался учебный год U в стДа.іеНны)с тундровых Поселках. В Ивановке іі КраС- нощелье детн получили учебники, тСтра- дИ и другие принадлежности, доставлен­ ные туда на самолете. Вместе с другими учиТелЯМИ наЧйл но­ вый учебный год заведующий Школой се­ ла Воронье тов. Яковлев. ОН— местный житель, саами. Получив Образование, тов. Яковлев передает знании детям своей на­ родности. * Здесь, в отдаленном тундровом районе, как и во всей нашей счастливой совет­ ской стране, ярко проявляется теП.іая сталинская забота о просвещении народа. Успехи народного просвещения будут еіце большими. Ведь проект ЦК ВІѵІІ(б) «Ди­ рективы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану., развития СССР На 1951— 1955 годы» предусматривает Даль­ нейшее повышение культуриого ‘ уровня народа, подготовку условий для перехода к всеобщему обучению В деейтИЛетКе. Ловозеро. (По тбгійфОНу). На первых уроках В школе рыбацкого поселка Белокамен- Ка, Полярного района, на первых уроках присутствовали все ребята, подлежащие обучению в семилетней школе. Здесь так­ же созданы все условия для плодотворной работы школьного коллектива. Школьное здание отремонтировано, в нем создан уют. За лето школьники хорошо отдохнули. Онн соверпіали походы для изучения род­ ного края, проводили лето в лагере юных туристов. Дети рыбаков, окончившие седьмой класс сельской школы, продолжают свое образование. Одни поступили в Мурман­ скую мореходную школу, в педагогическое училище, другие, учатся в восьмом классе средней школы гор. Полярного. Бслокаменка. (По телефону). Счастливый д е н ь . Над входом в здание Мурманской жбіі ^ ской средней школы Зй 12 ярко выде­ ляется красное полотнище с надписью:; «Добро пожаловать!» В просторном коридоре выстроились девочки. Учениі* поздравляет t началом учебного Тодй директор школу тов. Линд- стрем. і— Скоро в Москве, — говорит она, откроется ХІХ съезд'большевистской пар­ тии. В газетах опубликован проект дирек­ тив съезде по пятому пятилетнему плану» О наших детях в нём проявляется боль­ шая забота. Для подрастающих строите­ лей коммунизма "будут открыты новые Школы, высшие и средние учебные заве­ дения. Учитесь же так, девочки, чтобы люби­ мый Сталин сказал вам спасибо! ...Начались уроки. Сели за Парту и первоклассницы. . Знакомятся е девочками новые учителя, тоже впервые пришедшие в Школу, Шесть новых преподавателей! • недавНо закончивших институты и уни­ верситеты, будут нынЧе учить детей трудящихся Мурманска в этой школе. Среди них выпускница университета Карело-Финской ССР биолог той.. Капусти­ на, географ из Архангельского педагоги­ ческого института тов. Россомйхііна, прс-: Подавательннца рисования и черчения, выпускница Московскою художественного училища тов. Сиикина и другие. К новому учебному году Подготовлены все кабинеты. Сюда завезли СоЛьіпое Ко­ личество наглядных пособий. В хИМгіче-- cKtiff н физический кабинеты поступили ноВые реактивы, приборы д.ія опытов*' различное оборудование. В мурманской Школе X: 2 уче-. ницы пришли На занятие с бу^ё- таМн Цветов. У всех приподнятое нрЗЗдппЧйое настроение. С началом учебного года школьниц поздравил от Имени шефов заместитель 4 директора судоверфи тов. Рожков. ІПефы хорошо от­ ремонтировали школу. Сверкают белизной стены, блестит лакированная поверхность парт. 3. ЧИРКОВА. В школах Кировека Организованно начался учебный год в школах Кировека. Нынче в Кировском районе село за парты около G тысяч школьников. Только в средней Шко.іе У& 1 будет учиться более тысячи Человек. В первый день занятий Школьные зда­ ния выглядели нарядно. С.. особой Ліобовыо отнеслись к ремонту Подшефной Школы 11 рабочие дереВооЗделоЧИого Комбина­ та, городской конторы электросети И строительной конторы. Среднюю школу X: 1 готовили к учеб* ному году в основном работники комби-, пата «Апатит». Онн отремонтировали водопровод, канализацию, систему цент­ рального отопления, заменили электриче­ скую проводку, поставили дополнитель­ ные электроточки в классах, произвели побелку помещений. Вчера в вестибюле этой школы собра­ лись учащиеся разных классов с пер­ вого по десятый. Малыши пришли с роди* телямп. Старшеклассники, собравшись группа­ ми, наперебой рассказывают Друг другу, как провели лето. Где отдыхали, какие за лето прочитали книжки. За несколько минут до звонка дежур­ ный учитель призвал к тишине. Дирек­ тор школы Александр Николаевич Коре* шонков поздравил детей с наступлением нового учебного года и пожелал им от­ личных успехов в учебе. Ровно в 8 часов прозвучал звонок. Учащиеся разошлись ио Классам* К). БЁЛЙКОВ. Кировск. (По телефону). С новЬімй силами Вчера в 34-й железнодорожной Школе г. Мурманска, как и во всех школах На­ шей страны, был большой праздник — первый день учебы. Здесь все выглядело по-праздничному: светлые Просторные классы, широкие, украшенные плакатами И лозунгами, корндорьі. Раздался звонок, ц началась традицион­ ная «линейка». Директор школы тов. Ли­ патов рассказывает ученицам о событиях, которые произошли в нашей стране за последние два с половиной месяца, о пред­ стоящем съезде партии, поздравляет дево­ чек с наступлением учебного года и желает им ’плодотворной учебы. Старшеклассниц с началом учебного года пришел • поздравить представитель шефской организации заместитель началь­ ника политотдела железной дороги тов* Исаев. !..Первый урок. Светлые, хорошо обору­ дованные классы заполнили девочки, опрятно одетые в ученическую форму.- Для них созданы все условия, чтобы хоро­ шо учиться и итдыхать. В этом году, как и раньше, шефы —і коллектив железнодо­ рожников *-*- своевременно и образцово за­ вершили ремонт, привели в порядок школьную мебель и т. д. У десятиклассниц первым был урок литературы. Преподаватель тов. Шашкове' рассказала ученицам о роли В. И. Ленина и II. В. Сталина в создании социалисти­ ческой культуры национальной но форме и социалистической по содержанию. Снова в родной школе \ Не было восьми часов утра, а у ЗДаНИя Умбской средней школы собралось ЯНого детей. Веселые, жизнерадостные, хорошо отдохнувшие за лето, — все они с нетерпе­ нием ждали этого счастливого дня. Раздает­ ся первый звонок. Педагоги тепло и при­ ветливо встречают учащихся. Школа хоро­ шо отремонтирована, в коридорах и классах чисто и светло. Директор школы тов. Коган и преподаватели поздравляют детей — будущих строителей коммунизма с ' наступившим новым учебным годом. В среднюю школу прпехали учиться детн поморов из сел побережья Оленпцы, Кузреки, Порья-губы, а также детвора с отдаленных лесоучастков Педунпхи, Мо- сеево. Здесь они получат семплетнее и среднее образование. Часть учеников бу­ дет жить в интернате. Советское госу­ дарство отпустило большие средства на содержание детей в интернате. Вместе со старыми опытными препода­ вателями начали учебный год и молодые учителя. Однако преподавательский состав ряда школ района укомплектован ,нсполностыо. Нет учителей но русскому языку, англий­ скому языку и физкультуре в Умбской средней школе. Нет преподавателя мате­ матики в Кузоменской семилетией школе. Областной отдел народного образования должен быстро направить и эти школы недостающих преподавателей. Лесной. (Наш корр., по телефону).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz