Полярная правда. 1952, сентябрь.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Лз 2 0 8 (7S14) 2 сентября 1 952 г. г. Гениальный ленинским труд о государстве І^ндцать пять лет назад, в августе — сентябре І917 года, великпй вождьи учи тель трудящихся всего мира В. П. Ленин наПйСІт Свое бессмертное произведение «Государство и революция». Это был пе риод, когда Россия находилась наканугіе социалистической революции. Революцион ная ситуация назревала іі в рядедругИх европейских стран. Первая мировая йойна, явнвпш. я отражением общего кризиса ка питализма обострила и углубила этот кри зис, ослаблла мировой капитализм, созда ла благощ иятные условия для іірорыва Фронта • империализм?, для победы Проле тарской революции в отдельных странах. В этих условиях вопрос о государств*?, об отношении к Нему Со стороны борющегося пролетариата приобретал первостепенное не только теоретическое, но и иолитнчс- скн-практическое значение. Вождіі п теоретики I I ИйтернацИонала, изменившие рабочему классу и перешед шие в лагерь защитников империализма, стремились выхолостить из марксизма ег: революционное содержание, превратить ве ликой учение Маркса — Энгельса в мерт вую догму. Соцпал-шовпніісты пройоведо-. валп классовый нир пролетариата с бур жуазией, утверждали, вопреки Марксу, что Переход от капитализма к социализму возможен-без классовой борьбы, без Проле тарской революции и диктатуры пролета риата. Они усиленно пропагандировали пеігіЛую либерально-буржуазную теорию надклассовое™ государства, утверждая, что буржуазное государство якобы при звано служить делу примирения эксПЛуа- таторез с эксплуатируемыми и охранять интересы всею общества. В России со циал-шовинисты — меньшевики и эсеры — после Февральской буржуазно-демокра тической революции вошли в состав контрреволюционного Временного прави тельства и активно помогали буржуа** j в укреплении ее диктатуры. Необходимо было разоблачить буржуаз ную сущность социал-реформистских «тео- . рий» государства* вскрыть до конца вели чайшую опасность их для дела освободи тельной борьбы пролетариата. В своем гениальном труде «Государство и революциям б. U. Ленин восстановил истинные взгляды основоположников науч ного социализма Маркса и Энгельса на го сударство и нанес сокрушительный удар по оппортунистическим, социал-шовнни- стическим теориям государства. Обобщая опыт классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, Ленин всесторонне обосновал и развил учение марксизма о диктатуре пролетариата как главном ору дии революционного преобразования капи талистического общества в коммунистиче ское: “Книга В. П Ленина «Государство и ре волюция:) —- классический образец твор ческого развития марксизма. В ней В. И. Ленин глубоко вскрыл причины возникно вения государства, показал, что государ ство является продуктом непримиримости классовых противоречий з обществе. «Государство возникает там, топа и по стольку, — писал Ленин, — где, когда и поскольку классовые противоречия об’ек- тивно не мсгут быть примирены. II нао борот: существование государства доказы вает, что классовые противоречия непри миримы» (Соч.* т. 25, стр. 358— 359). В. И. Ленин показал, что все формы го сударства старого, эксплуататорского ти па (рабовладельческого, феодального, бур жуазного) являлись не чем иным, как орудием классового господства эксплуата торов над эксплуатируемыми. Развивая и конкретизируя этот вывод маркеіізма-ленннизма, товарищ Сталин указывает, что деятельность государства старого типа_ характеризуется двумя ос новными функциями; внутренней (глав ной) — держать эксплуатируемое боль шинство в узде и внешней Сне главной) — расширять территорию своз го государ ства за счет территории других стран или же защищать территорию своего государ ства от нападения со стороны других го сударств. Поэтому важнейшими и неот'емлеМыми атрибутами буржуазного государства явля ются громадная масса привилегированных чиновников, полиция, Постоянная армия, тюрьмы и т. п. II чем сильнее обостряют ся классовые противоречия в оСщсстве, тем большим становится аппарат угнете ния эксплуатируемых касс. Особенно невыносимым становится гнет буржуазного государства в эпоху империа лизма, характерной особенностью которого является господство Капиталистических монополий И финансовой олигархии. Им периализм означает усиление реакции но всей линии, яростное наступление капи тала На жизненные права трудящихся. Империалистическая буржуазия создает огромную бюрократическую и военную ма шину для беспощадного подавления тру дящихся масс и ведения захватнических, грабительских войн. В крупнейших капиталистических стра нах, прежде всего в США, вся государст венная машина поставлена на службу миллиардерам и миллионерам. Государст венный аппарат используется здесь для охраны прибылен капиталистических мо нополии, для подготовки новой мировой войны. Империалистическая буржуазия США ликвидирует последние остатки бур жуазно-демократических свобод, насажда ет полицейско-фашистские методы управ ления. ч В. И. Ленин в книге «Государство и ре боліоц ИЯ* разоблачил насквозь лицемер ные и лживые измышления социал-демо кратических прислужников империализма о так называемой «чистой» демократии, якобы существующей в странах буржуаз ного парламентаризма. Буржуазная демо кратия есть лиінь политическая оболочка, прикрывающая всесилие монополистиче- Cfcnro капитала. «Всевластие <богатства», — указывал Ленин, — потому вернее при демократи ческой республике, что оно не зависит от плохой политической оболочки капитализ ма» (там же. сгр. 365). Капитал, овладев этой оболочкой, обос новывает свою власть настолько надежно, что никакая сМеНа лиц, учреждений, пар тии в буржуазно-демократической респуб лике Не ко.іеОлет этоП власти. В капиталистическом Обществе, подчер кивал Ленин, мы имеем демократию уре занную, убогую, фальшивую, демократию лишь для богатых, для меньшинства. В любой парламентской стране — от Аме рики до Швейцарии, от Франции до Анг лин — настоящую «государственную» работу, указывал Ленин, делают за кули сами, ее выполняют департаменты, кан целярии, штабы. В парламента^ же толь ко болтают со специальной целью надувать «простонародье». Эта замечательная ле нинская характеристика буржуазного пар ламентаризма как нельзя более метко изобличает современную «западную демо кратию» США и Англии, где за ширмой парламентов орудуют финансовые зіпра* вплы — злейшие враги мира и свободы народов.. Последыши заживо сгнившего II Интер национала — правые социалисты с пеной у рта защищают буржуазное государство, изображая его в качестве некоей надклас совой силы. Правосоциалистические лиде ры, выслуживаясь перед американским им периализмом, проповедуют реакционную идею «всемирного государства», которое якобы должно быть создано под эгидой США. Нетрудно видеть, что идея «всемир ного государства» является лишь ширмой для прикрытия разбойничьей политики им периалистов США, стремящихся к завое ванию мирового господства, ведущих кро вавую войну в Корее. Правые социали сты пытаются выдать нынешнее военно- иолиЦейское государство США, Англии, Франции и других капиталистических стран за образец «демократии». Но кто не знает теперь, что эта «демократия» дер жится силой полицейской дубинки и сол датского штыка. 1 Буржуазное государство является ору дием поддержания и укрепления капи талистического рабства, орудием реак ционных' захватнических войн империали стической буржуазии. Без своей государ ственной машины буржуазия не смогла бы эксплуатировать миллионные массы трудящихся, не смогла бы удержать свое го господства. Это значит, что освобожде ние трудящихся от ига капитала невоз можно бе? уничтожения буржуазного го сударства. п . В. И. Ленин глубоко обосновал гениаль ный* вывод Маркса и Энгельса о том, что рабочий класс в ходе социалистической революции не можеі просто овладеть ап паратом старой государственной В.іастн, он должен сломать, разбить этот аппарат и создать свой, новыЛ государственный ап парат, свой, новый орган государственной власти. Ленин подверг уничтожающей кри тике как реформистов, утверждающих, что переход от капитализма к социализму воз можен без слоМа буржуазной государст венной Машины, так и анархистов, кото рые отрицают государство вообще. Ленин показал, что главным в марк сизме является учение о диктатуре про летариата, о революционной власти рабо чего класса, необходимой для подавления буржуазии и для организации победонос ного социалистического строительства. Ленин подчеркивал, что тот, кто только признает борьбу классов, еще не марк сист. Марксист тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. Развивая это тложение ленинизма, товарищ Сталин указывает, что победить буржуазию, свергнуть ее власть револю ция сможет и ueJ диктатуры Пролетариа та. Но подавить сопротивление буржуа зии, закрепить победу и обеспечить по строение социализма можно только с по мощью специального органа в виде дикта туры пролетариата. Период перехода от капитализма к со циализму является периодом самой оже сточенной классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Поэтому и государство этого периода должно быть ио-новому де мократическим для трудящихся, ио-иовому диктаторским в отношении буржуазии. ‘ В книге «Государство и революция» В. И. Ленин особо подчеркивал значение марксистской партии в борьбе рабочего класса за власть. Партия — это боевой штаб пролетариата, руководящая и на правляющая сила диктатуры пролета риата. , «Воспитывая рабочую партию, — пи сал Ленин, — марксизм воспитывает авангард Пролетариата, способный взять власть н вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строП, быть учителем, руководителем, пож дем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства свосП общественной жизни без буржуазии и против буржуа зии» (там Же, сгр. 376). В своем труде В. И. Ленин развивает дальше идею о республике Сокетов как наИлучшей политической форме диктату ры пролетариата, впервые выдвинутую им в знаменитых «Апрельских тезисах». Победа Великой Октябрьской социали стической революции и создание Совет ского государства явились лучшим под тверждением этого гениального ленинского вУвода. ЛеИИН считал также, что возможны и неизбежны и другие политические формы диктатуры пролетариата. «Переход от ка питализма к коммунизму, — писал он, — конечно, не может но дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно од на: диктатура пролетариата» (там лее, стр. 385). Этот ленинский прогноз полностью Под твердился. Победа в ряде стран режима народной демократии, выполняющей функ ции диктатуры пролетариата, — нагляд ное тому доказательство. Диктатуру пролетариата Ленин вслед за Марксом и Энгельсом рассматривал как переходную ступень в общество без клас сов, без государства. После того, как ком мунизм одержит Полную победу, когда ис чезнут классы, государство станет ненуж ным, оно отомрет. Однако путь к отмира нию государства лежит через всемерное его усиление. В специальной главе «Экономические основы отмирания государства» В. И. Ленин рассмотрел вопрос о различных эта пах развития диктатуры пролетариата: в переходный период от капитализма к со циализму, а также в Период социализма. В этой главе В. II. Ленин развивает и конкретизирует теоретические положения марксизма о двух Фазах коммунистическо го общества — низшей — социализм и высшей — собственно коммунизм. Ленин подчеркивает, что социализм и коммунизм как две различные Фазы одной и той же общественно-экономической Формации раз личаются между собой лишь по степени экономической зрелости. В первой своей фазе, на первой ступени коммунизм, или, точнее говоря, социализм, не может еще быть экономически вполне зрелым, впол не свободным от традиций пли следов капитализма. Лишь на высшей Фазе комму нистического общества, когда вместе с все сторонним развитием людей вырастут н гигантски разовьются и производитель ные силы, когда труд на пользу общест ва превратится в первую лишенную пот ребность, возможен будет переход к ком мунистическому принципу: «от каждого — по его способностям, каждому — но его потребностям». В. И. Ленин доказал, 4to для полного отмирания государства Нужен полный коммунизм. ІІрн этом Ленин оставлял в стороне вопрос о конк ретных условиях отмирания государства. Он рассматривал этот вопрос в общей фор ме, исходя из предпосылки, что комму низм победил уже во всех странах. III. Конкретное решение вопроса о судьбах государства при коммунизме было даио в новых исторических условийх гениальным продолжателем дела Ленина— товарищем Сталиным. Известно, чТо В. И. Ленин со бирался написать вторую часть своего труда «Государство и революция», где он рассчитывал подвести главные итоги опы та русских революции 1905 и 1917 го дов. Но смерть помешала ему. это сделать. То, чего не успел сделать Ленин, сделал товарищ Сгалнч. С именем товарища Сталина связана высшая ступень в раз витии марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата, о государстве, в творческом развитии марксизма-ленинизма в целом. На основе обобщения всемирно-историче ского опыта Великой Октябрьской социа листической революции и строительства социализма в СССР товарищ Сталин все сторонне развил марксистско-ленинскую теорию диктатуры пролетариата. Кму при надлежит классическое определение трех основных сторон диктатуры пролетариата, дающих полное и законченное понятие пролетарской диктатуры: использование власти пролетариата для подавления экс плуататоров, для обороны страны, для уп рочения связей с пролетариями других стран, для развития и победы революции во всех странах: использование власти пролетариата для окончательного отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролета риата с этими массами, для вовлечения их в дело социалистического строительства, для государственного руководства этими массами со стороны пролетариата: исполь зование власти пролетариата для органи зации социализма, для уничтожения клас сов. для перехода в общество без классов. Товарищ Сталин развил дальше ленин ское положение с диктатуре пролетариата, как высшей форме демократии, Которая в условиях победившего социализма являет ся развернутой, до конца последовательной демократией, демократией для всех. В тру дах товарища Сталина всесторонне раз работан вопрос о роли партии, как руко водящей силы в системе диктатуры про летариата, раскрыты место и значение «приводов», «рычагов» в системе проле тарской диктатуры — Советов, профсою зов. Союза молодежи и других обществен ных организаций. Опираясь на огромный опыт строитель ства Советского государства в условиях капиталистического окружения, товарищ Сталин создал цельное и законченное уче ние о социалистическом государстве. В историческом докладе на XVIII с'сзде ВКІІ(б) товарищ Сталии дал развернутый анализ главных фаз развития социалисти ческого государства и его функций. Он показал, что со времени Октябрьской ре волюции Советское государство в своем развитии прошло две главные Фазы, соот ветственно которым изменялись его Функ ции. Первая фаза — от Октябрьской ре волюции до ликвидации эксплуататорских классов. В этот период Советское государ ство осуществляло две основные функции: подавление свергнутых классов внутри страны и оборона страны от нападения извне. Была у Советского государства и третья функция — хозяйственни-органи- заторская и культурно-воспитательная ра бота, имевшая целью развитие ростков но вого, социалистического хозяйства и пере воспитание людей в духе социализма. Од нако в то время эта функция не получила еще серьезного развития. Вторая Фаза — период от ликвидации капиталистических элементов города и де ревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Кон ституции. В этот период функция военно го подавления внутри страны отмерла, от пала, поскольку эксплуатация была унич тожена, эксплуататоров не стало и по давлять больше некого. Вместо функции подавления эксплуататоров появилась функция охраны социалистической собст венности от воров и расхитителей народ ного добра. Сохранилась полностью Функ ция военной защиты страны от нападения извне. Сохранилась и получила полное развитие Функция хозяйственно-организа торской и культурно-воспитательной ра боты государственных органов. «Теперь, — указывал товарищ Сталин, — основная задача нашего государства внутри страны согтонт в мирной хозяйст венно-организаторской и культурно-вос питательной работе. Что касается нашей армии, карательных органов и разведки, то онп своим острием обращены уже не по .внутрь страны, а во вне ее, против внешних врагов» (Вопросы ленинизма, изд. І1 -е , стр. 606). Товарищ Сталии отметпл, что Мы имеем теперь совершенно новое, социалистиче ское государство, невиданное еще в исто рии. Советское государство — главное ору дие построения коммунизма. В огромных масштабах оно осуществляет хозяйствен но-организаторскую и культурно-воспита- тсльную работу, обеспечивает выполнение народнохозяйственных планов, неуклон ный рост материального благосостояния и культуры трудящихся. Одной из важнейших задач Советского государства является воспитание трудя щихся в духе коммунизма, преодоление пережитков капитализма в сознании лю дей. Наше государство крепнет н развивает ся. Мы идем вперед, к коммунизму. Сох ранится ли государство в период ком мунизма? Давая научно обоснованный от вет на этот вопрос, товарищ Сталин ука зал, что государство сохранится и при коммунизме, если не будет ликвидирова но капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военных на падений извне. Но, разумеется, формы нашего государства вновь будут изменены в соответствии с изменениями внутренней и внешней обстановки. Государство не со хранится и отомрет, если капиталистиче ское окружение будет ликвидировано и заменено окружением социалистическим. До тех пор. пока существует капитали стическое окружение и стране социализма угрожает опасность военного нападения извне, необходимо всемерно укреплять со циалистическое і осударство. В своем труде «Марксизм и вопросы языкознания» товарищ Сталин пишет, что «...страна победившей революции должна не ослаблять, а всемерно усиливать своё государство, органы государства, органы разведки, армию, если эта страна Не хо чет быть разгромленной капиталистиче ским окружением» («Марксизм и вопросы языкознания». Госиолнтнздат, 1951 г., стр. 50). Усиление мощи социалистического госу дарства является важнейшим условием обеспечения мирного созидательного труда советского народа, успешного 'строитель ства коммунизма. Исторический опыт по казал, что только могучее социалистиче ское государство способно отражать восн- ныо нападения империалистических хищ ников и наносить им сокрушительные удары, вылавливать и уничтожать шпио нов и диверсантов, засылаемых в нашу страну империалистами. В современных условиях, когда крова вый американский империализм сколачи вает агрессивные блоки, стремится разви сать новую мировую войну, организует ди версии, шпионаж н провокации против стран демократического лагеря, особенно необходимо кренить могущество социали стического государства, повышать бдитель ность трудящихся нашей страны. В известном ответе корреспонденту «Правды» насчет атомного оружия товарищ Сталин указывает: «Конечно, агрессоры хотят, чтобы Со- ветскнй Союз был безоружен в случае их нападения на него. Но Советский Союз с этим не согласен и думает, что агрессора надо встретить во всеоружии». $ * Г- Бессмертный труд В. И. Ленина «Госу дарство и революция» — могучее идей ное оружие партии большевиков и комму нистических партий всех стран. Гениаль ные идеи этого ленинского произведения, развитые дальше и обогащенные товарищем Сталиным, вооружают советский народ в борьбе за торжество коммунизма. Эти идеи служат путеводной звездой для трудящих ся стран народной демократии, идущих пи пути строительства социализма, для всего прогрессивного человечества, борющегося за мир, демократию и социализм. С. ТИТАРЕНКО. ВЧЕРА В ШКОЛАХ НАЧАЛСЯ • , УЧЕБНЫЙ ГОД Дети оленеводов сели за парты Вчера во всех школах Ловозерского рай она начался новЬій учебный ГОД. СоТНИ детей сели за нарты. Значительную часть учащихся здесь составляют дети корен ных жителей тундры — саами и комн. Вот что сообщил нашеМу Корреспонден ту председатель исполкома районного Cd-' •вета депутатов трудящихся тов. Кузги- нов: • — Общественность Ловозерского района проявила большую заботу о подготовке школ к новому учебному году. В * всех школах, оше задолго до 1 сентября, был закончен 'ремонт* В течение долгой запо лярной зимы дети будут заниматься в теплых благоустроенных помещениях. Многие школьники поселились на- днях в заново отремонтированном интер нате. Дети саами и коми содержатся здесь на полном государственном обеспечении. В интернате создана уютная обстановка. Детские спальни хорошо оштукатурены. В интернат доставлены новые одеяла, матра цы, подушки, простыни и другой инвен тарь. Свободное время школьники будут проводить в хорошо оборудованной пио нерской комнате. Питомцы нашего интерната приехали в Ловозеро в последних числах августа. Ле том они находились у своих родителей. К новому учебному году матери сшили де тям обновки — ; меховые пимы, шапки И др. Для доставки детей в школу колхозы выделили оленьи упряжки. В назначенный Мае прозвенел звонок* Детвора разошлась ііо классам и стала слушать первые уроки своих учителей. Начался учебный год U в стДа.іеНны)с тундровых Поселках. В Ивановке іі КраС- нощелье детн получили учебники, тСтра- дИ и другие принадлежности, доставлен ные туда на самолете. Вместе с другими учиТелЯМИ наЧйл но вый учебный год заведующий Школой се ла Воронье тов. Яковлев. ОН— местный житель, саами. Получив Образование, тов. Яковлев передает знании детям своей на родности. * Здесь, в отдаленном тундровом районе, как и во всей нашей счастливой совет ской стране, ярко проявляется теП.іая сталинская забота о просвещении народа. Успехи народного просвещения будут еіце большими. Ведь проект ЦК ВІѵІІ(б) «Ди рективы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану., развития СССР На 1951— 1955 годы» предусматривает Даль нейшее повышение культуриого ‘ уровня народа, подготовку условий для перехода к всеобщему обучению В деейтИЛетКе. Ловозеро. (По тбгійфОНу). На первых уроках В школе рыбацкого поселка Белокамен- Ка, Полярного района, на первых уроках присутствовали все ребята, подлежащие обучению в семилетней школе. Здесь так же созданы все условия для плодотворной работы школьного коллектива. Школьное здание отремонтировано, в нем создан уют. За лето школьники хорошо отдохнули. Онн соверпіали походы для изучения род ного края, проводили лето в лагере юных туристов. Дети рыбаков, окончившие седьмой класс сельской школы, продолжают свое образование. Одни поступили в Мурман скую мореходную школу, в педагогическое училище, другие, учатся в восьмом классе средней школы гор. Полярного. Бслокаменка. (По телефону). Счастливый д е н ь . Над входом в здание Мурманской жбіі ^ ской средней школы Зй 12 ярко выде ляется красное полотнище с надписью:; «Добро пожаловать!» В просторном коридоре выстроились девочки. Учениі* поздравляет t началом учебного Тодй директор школу тов. Линд- стрем. і— Скоро в Москве, — говорит она, откроется ХІХ съезд'большевистской пар тии. В газетах опубликован проект дирек тив съезде по пятому пятилетнему плану» О наших детях в нём проявляется боль шая забота. Для подрастающих строите лей коммунизма "будут открыты новые Школы, высшие и средние учебные заве дения. Учитесь же так, девочки, чтобы люби мый Сталин сказал вам спасибо! ...Начались уроки. Сели за Парту и первоклассницы. . Знакомятся е девочками новые учителя, тоже впервые пришедшие в Школу, Шесть новых преподавателей! • недавНо закончивших институты и уни верситеты, будут нынЧе учить детей трудящихся Мурманска в этой школе. Среди них выпускница университета Карело-Финской ССР биолог той.. Капусти на, географ из Архангельского педагоги ческого института тов. Россомйхііна, прс-: Подавательннца рисования и черчения, выпускница Московскою художественного училища тов. Сиикина и другие. К новому учебному году Подготовлены все кабинеты. Сюда завезли СоЛьіпое Ко личество наглядных пособий. В хИМгіче-- cKtiff н физический кабинеты поступили ноВые реактивы, приборы д.ія опытов*' различное оборудование. В мурманской Школе X: 2 уче-. ницы пришли На занятие с бу^ё- таМн Цветов. У всех приподнятое нрЗЗдппЧйое настроение. С началом учебного года школьниц поздравил от Имени шефов заместитель 4 директора судоверфи тов. Рожков. ІПефы хорошо от ремонтировали школу. Сверкают белизной стены, блестит лакированная поверхность парт. 3. ЧИРКОВА. В школах Кировека Организованно начался учебный год в школах Кировека. Нынче в Кировском районе село за парты около G тысяч школьников. Только в средней Шко.іе У& 1 будет учиться более тысячи Человек. В первый день занятий Школьные зда ния выглядели нарядно. С.. особой Ліобовыо отнеслись к ремонту Подшефной Школы 11 рабочие дереВооЗделоЧИого Комбина та, городской конторы электросети И строительной конторы. Среднюю школу X: 1 готовили к учеб* ному году в основном работники комби-, пата «Апатит». Онн отремонтировали водопровод, канализацию, систему цент рального отопления, заменили электриче скую проводку, поставили дополнитель ные электроточки в классах, произвели побелку помещений. Вчера в вестибюле этой школы собра лись учащиеся разных классов с пер вого по десятый. Малыши пришли с роди* телямп. Старшеклассники, собравшись группа ми, наперебой рассказывают Друг другу, как провели лето. Где отдыхали, какие за лето прочитали книжки. За несколько минут до звонка дежур ный учитель призвал к тишине. Дирек тор школы Александр Николаевич Коре* шонков поздравил детей с наступлением нового учебного года и пожелал им от личных успехов в учебе. Ровно в 8 часов прозвучал звонок. Учащиеся разошлись ио Классам* К). БЁЛЙКОВ. Кировск. (По телефону). С новЬімй силами Вчера в 34-й железнодорожной Школе г. Мурманска, как и во всех школах На шей страны, был большой праздник — первый день учебы. Здесь все выглядело по-праздничному: светлые Просторные классы, широкие, украшенные плакатами И лозунгами, корндорьі. Раздался звонок, ц началась традицион ная «линейка». Директор школы тов. Ли патов рассказывает ученицам о событиях, которые произошли в нашей стране за последние два с половиной месяца, о пред стоящем съезде партии, поздравляет дево чек с наступлением учебного года и желает им ’плодотворной учебы. Старшеклассниц с началом учебного года пришел • поздравить представитель шефской организации заместитель началь ника политотдела железной дороги тов* Исаев. !..Первый урок. Светлые, хорошо обору дованные классы заполнили девочки, опрятно одетые в ученическую форму.- Для них созданы все условия, чтобы хоро шо учиться и итдыхать. В этом году, как и раньше, шефы —і коллектив железнодо рожников *-*- своевременно и образцово за вершили ремонт, привели в порядок школьную мебель и т. д. У десятиклассниц первым был урок литературы. Преподаватель тов. Шашкове' рассказала ученицам о роли В. И. Ленина и II. В. Сталина в создании социалисти ческой культуры национальной но форме и социалистической по содержанию. Снова в родной школе \ Не было восьми часов утра, а у ЗДаНИя Умбской средней школы собралось ЯНого детей. Веселые, жизнерадостные, хорошо отдохнувшие за лето, — все они с нетерпе нием ждали этого счастливого дня. Раздает ся первый звонок. Педагоги тепло и при ветливо встречают учащихся. Школа хоро шо отремонтирована, в коридорах и классах чисто и светло. Директор школы тов. Коган и преподаватели поздравляют детей — будущих строителей коммунизма с ' наступившим новым учебным годом. В среднюю школу прпехали учиться детн поморов из сел побережья Оленпцы, Кузреки, Порья-губы, а также детвора с отдаленных лесоучастков Педунпхи, Мо- сеево. Здесь они получат семплетнее и среднее образование. Часть учеников бу дет жить в интернате. Советское госу дарство отпустило большие средства на содержание детей в интернате. Вместе со старыми опытными препода вателями начали учебный год и молодые учителя. Однако преподавательский состав ряда школ района укомплектован ,нсполностыо. Нет учителей но русскому языку, англий скому языку и физкультуре в Умбской средней школе. Нет преподавателя мате матики в Кузоменской семилетией школе. Областной отдел народного образования должен быстро направить и эти школы недостающих преподавателей. Лесной. (Наш корр., по телефону).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz