Полярная правда. 1952, сентябрь.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 2 1 2 (7318 ) в сентября 195 2 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО -ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ Познаваемость мира и его В своеЗ классической работе «О диа лектическом п историческом материализ ме» товарищ Сталин указывает: «В противоположность идеализму, кото рый оспаривает возможность познавая мира и его закономерностей, ве вервт в достоверное, ъ наших знаний, не признает объективной истины, и считает, что мир полон «вещеЗ в себе», которые не могут быть нвкогда Познаны наукой, — маркси стский философский материализм исходит из того, что мпр и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о за конах природы, проверенные опытом, прак тикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не позванные, ко торые будут раскрыты п познаны спламп науки и практики» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 543). Учение философского материализма о познаваемости мира и 'его закономерно стей находит подтверждение во всей мно говековой общественной практике челове чества и в истории развития наук. Оно наносит сокрушительный удар по идеа лизму и религии, оспаривающим возмож ность познания мпра и его закономерно стей. Марксистско-ленинская философия, все сторонне обосновывая научное положение о познаваемости мира и его закономер ностей, вооружает рабочий класс в трудя щихся всего мпра могучим теоретическим оружием для революционного преобразова ния капиталистического общества. Она является теоретической основой передовой советской науки, стремящейся глубже познать мир, природу, поставить силы природы ва службу человеку. Руководствуясь марксизмом-ленинизмом, партия большевиков под водительством товарища Сталина уверенно ведет совет* скнй народ вперед, в коммунизму. Буржуазная философия, выполняя соци альный заказ эксплуататорских классов, отрицает возможность познания мпра и его закономерностей. Она проникнута духом агностицизма, который утверждает, что человеческий разум ограничен, что за пределами ощущения рн ничего не может знать. Наиболее видными представителями агностицизма были английский фнлософ- идеалпст Юм и немецкий философ-идеалист Кант. 4 Субъективный идеалист Юм считал, что реально существуют только наши ощуще- ппя, которые не дают ответа на вопрос о том, имеется лп объективная реальность за пределами ощущений. По Юму, человек не только не в состоянии ответить на вопрос о том, что собой представляют предметы, но он дажо не может сказать, существуют лп предметы на самом деле. Еант допускал, что нашим представле ниям соответствует нечто существующее вне нас, что мир полон «вещей в себе» Но он считал, что человек не в состоянии познать этп «вещп в себе», которые вечно остаются для него «потусторонними», не разгаданными. В. П. Ленин писал: «Мы, материали сты, вслед оа Энгельсом, называем кан тианцев и юмистов агностиками за то, что они отрицают объективную реальность ка к источник наших ощущений... Агно стик говорит: не знаю, есть ли объектив ная реальность, отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невоз можным знать это... Отсюда — отрицание объективной истины агностиком и терпи мость, мещанская, филистерская, трусли вая терпимость к учению о леших, до мовых, католических святых и тому по добных вещах» (Соч., т. 14, стр. 115). Антинаучно, идеалистически решал во прос о познаваемости мира и немецкиі философ-идеалист Гегель. Он утверждал что познание пира состоит в самопозна нии «абсолютной пден», «мирового Духа» Свозя мир к проявлению «абсолютно! идеи», которая есть лишь псевдоним бога, Гегель отрицал независимое от сознания бытие, природу, мпр и тем самым отри цал возможность его познания. Агностицизм является характерной чер той разлагающейся буржуазной философии эпохи империализма. В. П. Ленин и И. В. Сталин до конца разоблачили реакционную сущность агностицизма, онп непримиримо относились к малейшим уступкам агно стицизму, кантианству. В условиях углубления общего кризиса мировой капиталистической системы и обострения борьбы между двумя лагерями - на международной арене значительно ак тивизировалась деятельность империали стической реакции. Центр борьбы протпв марксизма переместился в Америку и Англию. На службу борьбы против марк систской теории сейчас поставлены все силы мракобесия. Современная буржуазная философия и социология возрождают агно стицизм, усиленно проповедуют непозна ваемость мпра, общественной жизни, упа дочничество, пессимизм. Активно высту пают против марксистского положения о познаваемости мира, против теории науч ного коммунизма правые социалисты — злейшие враги рабочего класса. Реакционные буржуазные ученые пз кожи лезут вон, чтобы доказать бессилие науки и всесилие религии. Матерый враг марксизма, философствующий лакей Уолл стрита прагматист Дьюи пишет, что в .науке пет никакого объективного содержа ния, что наука — это всего лишь «способ эффективного ведения дела», «форма практнки», понимая под «практикой» дея тельность бвзвесмевов. Отъявлеввый реакцвовер, космополит, главарь неореалвзма в логического пози тивизма Бертран Рассел также является ревноствым проповедником агностицвзма. «Фвзические события, — утверждает он в своей книжке «Человеческое знание, его цель и границы», — известны нам толь ко в отвошеввв вх пространственно-вре- менвой структуры. Качества, которые со ставляют эти события, — непознаваемы, онп совершенно нам неизвестны, так что мы пе можем сказать, существуют они плп нет, отличаются они пли нет от качеств, постигаемых нами как умственные собы тия». Реакционная проповедь непознаваемости мира нужва прислужникам американского империализма для того, чтобы скрыть от трудящихся действительные причины их нищеты, голода, классового и националь ного гнета, внушить пролетариату мысль о бесполезности революционной классовой борьбы за социализм. Но как бы нп старались философствую щие лакеи буржуазии — идеалисты всех мастей, правые социалисты, пм не остано вить прогрессивного развития общества. Исторические победы советскою народа в борьбе за коммунизм, строительство основ социализма в народно-демократических странах, усиление революционной клас совой борьбы трудящихся протпв капи тала в буржуазных и колониально-зависи мых странах — яркое свидетельство пра вильности марксистского учения о позна ваемости мира и его закономерностей. II. . Марксистский философский материализм учит, что мир по природе своей материа лен, что он развивается по законам дви жения материи. Материя первична, так как она является источником ощущений, представлений, понятий. Сознание же вто рично, производив, пбо оно является отоб ражением материи, отображением . бытия. Существующий вне и независимо от соз нания объективный материальный мир, действуя на органы чувств, отражается, копируется в сознании человека. Так соз дается реальная возможность познания мира. Марксистская теория познания исходит из признания независимо от нас сущест вующего внешнего мира в отражения его в человеческой голове. Познание возмож но лишь благодаря воздействию предметов п явлений материального мпра на органы чувств Человека, наши представления и понятия являются отражением внешних условий. Положение марксистского философского материализма о познаваемости мира под тверждается открытиями науки и практи ческой деятельностью людей. Естественные науки, в особенности пе редовое советское естествознание, успешно раскрывают закономерности природы. В областп физики, химип, биологии совет ские ученые, руководствуясь диалектиче ским методом, сделали мнгіго ценных от крытий, позволивших поставить на служ бу человеку силы прпроды. Достижения мичуринской биологии уве личивают власть человека над природой, позволяют сознательно переделывать ее в интересах строительства коммунизма. Из меняя условия жизни организма, мичу ринцы воздействуют на его развитие, соз нательно направляют переход одной ор ганической формы в другую, создают та ким образом новые виды животных и сор та растенпй. Успехи мичуринской биоло гии сыграли огромную роль в разгроме реакционного вейсманизма-морганизма, проповедующего невозможность познания законов развития прпроды. Осуществление сталинского плана пре образования природы свидетельствует об огромных успехах советских людей в по знании закономерностей развития мате риального мира. Новейшие исследования советских ученых О. Ю. Шмидта, В. А. Амбарцумяна п других в области космо гонии способствуют научному решению сложного вопроса о возникновении звезд, планет п пх спутников. Марксистский философский материализм доказал, что человек вполне может познать и познает мир и что наши знания о зако нах развития природы являются достовер ными знаниями, имеющими значение объективных истин. Отсюда следует, что общественная жпзнь также познаваема, а данные науки о законах развития обще ства являются достоверными данными, имеющими значение объективных истин. «Значит, наука об истории общества, несмотря на всю сложность явлений обще ственной жизни, — учит товарищ Сталин, — может стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной исполь зовать законы развития общества для практического применения. Значит, в своей практической деятель ности партия пролетариата должна руко водствоваться не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества, практическими выводами пз этпх законов» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 544 — 545). Ленинская теория о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, показавшая на практике свою жпзнепность, является неоценимым вкладом в познанпе закономерностей развития общества. Товарищ Сталин развил дальше ленинскую теорию социалистической революции. Кон- шел к выводу о возможности построения коммунизма в нашей стране и в том слу чае, если сохранится капиталистическое окружение. Этот вывод товарища Сталина обогащает ленинизм, вооружает рабочий класс могучим идейным оружием, дает пар тпп велпкую перспективу борьбы за победу коммунизма, двигает вперед марксистско- ленинскую теорию. . В гениальных произведениях товарища Сталина с позиций творческого марксизма всесторонне разработана научная теория социалистического общества; в этих про изведениях нашли глубокое освещение во прос об индустриализации страны и кол лективизации сельского хозяйства, о со циалистическом государстве, движущих силах развития нашего общества п ряд других важнейших вопросов. Работы П. В. Сталина свидетельствуют о величайших успехах марксистской пауки в раскрытии новых закономерностей общественного раз вития. Домарксовскпе материалисты понимали отражение * предметов и - явлений мате риального мпра в сознании неправильно, упрощенно, метафизически. Онп сводили все дело к пассивному отражению вещей и процессов в сознании человека. Классики марксизма-ленинизма, приме нив диалектику к познанию, впервые под линно научно раскрыли процесс познания материального мпра. Исчерпывающее опре деление диалектического пути познания объективной реальности дал В. Н. Ленин: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него н практине, — ука зывал он, — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (философские тетради, Госпо- литпздат, 1947 г., стр. 14В— 147). Познанпе материального мпра начинает ся с живого созерцания, с чувственных восприятий. Прп помощп органов чувств человек в процессе своей практической деятельности устанавливает непосредствен ный контакт с окружающей действитель ностью. Предметы и явления объективного мпра, действуя на наши органы чувств вызывают разнообразные ощущения. На пример, при помощп зрения человек раз личает разнообразные цвета, форму пред метов, прп помощп слуха различает зву ки и т. д. Па основе показаний свопх ор ганов чувств человек создает картину мп ра, ориентируется в нем. Но одних чувственных восприятий недостаточно для глубокого и всесторонне го познания объективного мпра. Чувствен ное познание, жпвое созерцание, являясь первой и обязательной ступенью процес са познания, имеет своп слабые стороны. Прп помощи ощущений человек постигает единичные предметы, явления, их отдель ные черты, свойства, пх внешние связп. Сущность же явленпй, пх внутренняя связь, закономерности развития предметов познаются благодаря абстрактному, логи ческому мышлению, которое неразрывно связано с чувственной ступенью позна ния. Абстрактное мышление глубже п полнее отражает явленпя и процессы материального мира. «Мышление, восходя от конкретного абстрактному, — писал В. П. Ленин, — не отходит — если оно правильное... • от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона прпроды, абстракция стоимости и т. д., одним словом все науч ные (правильные, серьезные, пе вздор ные) абстракции отражают природу глуб же, вернее, п о л н е е » (там же, стр. 146) Логическое, абстрактное мышление пе рерабатывает, анализирует, обобщает дан ные об окружающем мире, полученные посредством органов чувств. Оно выявляет коренные, существенные черты, призна ки, связи предметов и явлений и создает научные понятия, открывает законы. До стоверность, объективная пстпнность на учных понятий, теорпй, законов прове ряется практикой, которая является ос новой познания и объективным крите рием истины. Абстрактное мышление имеет огромное ’Значение для познания материального мира и закономерностей его развития. Ге ниально применяя метод научной абстрак ции, Маркс на основе глубокого анализа общественной ж и з н и вскрыл закономер ности развптпя капиталистического спосо ба производства, открыл тайну прибавоч ной стоимости, предсказал неизбежность краха капитализма и победы социализма. С помощью абстрактного мышления, опи рающегося на богатейшую историческую практику человечества, созданы такие по нятия, как материя, движение, развитие, производство, классовая борьба, созданы законы геометрии, физики, химии, астро номии и т. д. В своем гениальном труде «Марксизм и вопросы языкознания» товарищ Сталин поднял на новую, высшую ступень тео рию познания диалектического материа лизма, раскрыл непосредственную связь языка с мышлением, показал огромную роль абстрактного мышления и значение языка в процессе познания. Товарищ Сталин учит, что язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мыш ления, успехи познавательной работы че ловека и, такпм образом, делает возмож ным обмен мыслями в человеческом об ществе. Труд товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» вооружает наши философские кадры сильнейшим оружием спческая работа товарища Сталина яв ляется могучим оружием для разоблаче ния так называемой семантической фило софии, являющейся разновидностью субъективного идеализма и получившей широкое распространение в США, Англии и других буржуазных странах. Семантики отрицают объективное содержание слов, они пытаются выхолостить пз языка вся кое реальное содержание, проповедуют идею беспомощности человеческого мышле ния, невозможность познания мпра. В угоду американским монополистам семан тики пытаются уверить трудящихся, что слова «мпр», «демократия», «социализм» лишены-де всякого реального содержания, являются лишь фикцией, а поэтому, мол, борьба за мир, за демократию, за социа лизм — бесполезное занятие. Проповедни ки семантической философии выступают в качестве активных защитников империа лизма и его политики угнетения пародов. Вот почему решительная борьба с реак ционной идеалистической философией яв ляется боевой насущной задачей всей про грессивной науки. III. Марксистско-ленинская философия глу боко, научно разработала проблему исти ны. Псходя из того, что материя, объек тивная реальность составляет единствен ный источник ощущений, диалектический материализм признает существование объективной истины. В наших представ лениях, понятиях имеется такое содержа ние, которое не зависит от субъекта, не зависит от сознания человека и всего че ловечества. Это объективное содержание сознания составляет объективную истину. Например, положония Естествознания о том, что Земля существовала до появления человека, чтэ она вращается вокруг Солн ца, что человек мыслит при помощп моз га, соответствуют действительности, яв ляются объективной истиной. Марксистско- ленинское учение об обществе подтверж дено практикий и является объективной истиной. Товарищ Сталин учит, что нашп знания о законах прпроды, проверенные опытом, практикой, являются достоверны ми знаниями, имеющими значение объек тивных истин. Признавая существование объективной истины, марксистско-ленинская философия тем самым прпзнает и существование аб солютной истины. «Быть материали стом, — ппсал В. П. Ленин, значит прпзнавзть объективную истину,, откры ваемую нам органами чувств. Цризнавать объективную, т. е. не зависящую от че ловека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Соч., т. 14, стр. 120). Абсолютная истина — это такая исти на, которая не может быть опровергнута ни в настоящее время, ни в будущем. В ней содержится безусловно верное отражение явленпй п процессов объективного мира. Познанпе человека отражает абсолютную истину, практика человечества, проверяя пашп представления, подтверждает в них то, что соответствует абсолютной истине. Домарксовскпй метафизический мате риализм оказался не в состоянии разре шить вопрос об истине, и этой его сла бостью пользовался идеализм в борьбе с материалистическим мировоззрением. Ме тафизики исходят пз того, что знанпя че ловека об окружающем мире неизменны, постоянны, что истина есть раз навсегда данный продукт познания. - Метафизики, рассматривая природу как состояние по коя и неподвижности, застоя и неизменяе мости, объявляют н истину постоянной, неизменяемой, раз навсегда данной. Марксистский философский материализм учит, что познанпе является процессом диалектическим, что это исторический процесс. «В теории познания, как и во всех другпх областях науки, — указывал В. П. Ленпн, — следует рассуждать диа лектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разби рать, каким образом пз незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным» (Соч., том 14, стр. 91). В этом ленинском положении глубоко выражен творческий характер револю ционной марксистской теории. , Марксистская философия учит, что че ловеческое мышление по своей природе может давать п действительно дает нам абсолютную истину, которая складывается пз суммы относительных истин. Диалектический материализм рассматри вает абсолютную и относительную истину в неразрывном единстве, как моменты еди ного процесса познания мпра. Изучая и анализируя явленпя прпроды и общест венной жизип, люди не в состоянии рас крыть объективную истину в один прием, сразу. Объективная истина постигается постепенно, шаг за шагом. В процессе раз вития познания и общественной практи ки нашп представления о природе стано вятся более глубокими, более совершен ными. Поэтому научные истины в данный конкретный период не могут считаться исчерпывающими, окончательными. Они являются относительными в том смысле, что этп истины в ходе дальнейшего раз вития науки уточняются, совершенст вуются, обогащаются. Однакс в каждой научной истине, несмотря на се относи тельность, указывал В. II. Ленин, есть элемент абсолютной нстпны. Например, раньше естествопспытателп для борьбы со всеми видами идеализма, с крстпзпруя теорию о возможности построе-1 попытками вульгаризации марксизма, с і считали, чю материя состоит пз мельчай- ния социализма в одной стране, он п р п -1начетничеством и догматизмом. Эта клас-• гних неделимых частиц — атомов, свой ства которых неизменны, постоянны» В этом выводе была частица абсолютной истины, ибо атом действительно является составвой, частью материв. Но это была отвоевтельвая истина, так как знания то* го времена о строеввв матервв, о ев свой ствах былп несовершенны, они развива лись, углублялись. В конце XIX столетня было доказано, что атом в свою очередь делится на электроны. Так, на основе прогресса наукп и практики ’ возникла электронная теория строения материи, со держащая в себе абсолютную истину. Однако электронная теория в то же время представляет собой относительную истину, пбо нашп звавня о физическом строения материн, ев свойствах разви ваются дальше, углубляются. Известно, что естествоиспытатели открыли новые мельчайшие частицы материн, обнаружи ли ядро атома, постигли тайны расщепле ния ядра и использования -энергии, со держащейся внутри атома. Прогресс нау кп и практики раскрывает все новые н новые свойства материи, наглядно под тверждая положение марксистской филосо фии о познаваемости мпра и его законо мерностей. Объективная истина является птогом общественно-исторической и познаватель ной деятельности многих поколений. Дпалектпко-матерпалнстнческое учение об истине создавалось классиками марк сизма-ленинизма в непримиримой борьбе с идеализмом, а такжо с метафизическим материализмом. Маркс и Энгельс разобла чили идеализм Канта, Гегеля, высмеяли догматизм и метафизику непоследователь ного материалиста Дюринга, который вы ступал с путанными утверждениями, на зывая своп взгляды «окончательной исти ной в последней Инстанции». Ленпн вскрыл идеалистическую, реак цпонную сущность философии махистов. Подделываясь под науку, под достижения естествознания и сознательно ' извращая их, махисты отрицали объективный мир, не призиавалп объективной истины, счи тали истину субъективной. Ленпн пока1 зал, что если следовать за махистами, то все фантастические ^учения религии, все выдумки о леших п т. п. также нужно признать истиной. В борьбе с марксизмом махисты пыта лпсь козырять тем, что онп релятивисты, т. е. сторонники принципа относительно сти наших эваний. Но это только лишний раз обнаруживает идеалистический, реак ционный характер махистской философии ибо положить релятивизм в основу теории познания — значит неизбежно обречь се бя на скептицизм, агностицизм, пдеалнвм. Выступая за относительность человече ских знаний об окружающем мире, махи сты отрицают абсолютную истину, не признают ь наших знаниях никакого безусловного, абсолютного, объективного содержания. Марксистско-ленинская философия не отрицает относительности наших знаний, не отрицает принципа релятивизма, но не сводится к нему. «Материалйстпчоская дпалектпка Маркса п Энгельса, — ппсал Ленин, — безусловно включает в себя ре лятивизм, но не сводится в нему, т. е прпзнает относительность всех наших зна ний пе в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической услов ности пределов приближения наших зна ний к этой истине» (Соч., т. 14, стр^ 124). Современные реакционные буржуазные философы п социологи — прагматисты инструменталисты, персоналисты, «крити ческие реалисты», — состоящие на служ бо у американских империалистов, созна тельно искажают ученпе об истине, пыта ются опровергнуть науку в пользу релп гип. Главарь американского прагматизм; Джон Дьюи пытается доказать, что объек тивной истины нет, чтэ пстпна субъектпв на. Прагматисты считают истиной то, что приносит «непосредственную пользу», «прибыль». Прибыльно для американских монополпстов вести разбойничью войну в Корее — значит это истина. Так бур жуазная философия пытается оправдать бредовые планы американских империали стов, стремящихся к мировому господству. Беспощадно разоблачая идеалистов, бол тающих о бессилии разума человека, мар ксистско-ленинская философия обосновы вает силу, жизненность, могущество объек тивного, абсолютного человеческого позна ния и тем самым открывает широкие пер спективы для творческого познания мате риального мира и революционного его преобразования. Марксизм-ленинизм реши тельно выступает протпв мертвых, sa- стывшпх схем, против попыток превра тить науку в догму. Товарищ Сталин учит нашп кадры твор ческому подходу к теории, предостерегает пх от догматизма, талмудизма, начетниче ства. «Марксизм, как наука, — указывает товарищ Сталин, — не может стоять на одном месте, — он развивается и совер шенствуется. В своём развитии нарксизм не может не обогащаться новым опытом, новыми знаниями, — следовательно, от дельные его формулы и выводы не могут пе изменяться с течением времени, не мо гут не заменяться новымп формулами п выводами, соответствующими новым исто рическим задачам. Марксизм не признаёт неизменных выводов п формул, обязатель ных для всех эпох и периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма» («Марксизм и вопросы языкознания». Госиолптиздат, 1951 г., стр. 55). Материалистическая диалектика учвт, что нет абстрактной истины, нстнны вообще, — Встива всегда конкретна. .Іиалектика требует всестороннего анали за предметов в явлений природы и обще ства, вонкретвего подхода к нх изучению. Марксистско-ленинское положение о конкретности истины имеет огромное тео ретическое и практически-полптическое значение. Партия большевиков при выра- Іотке своей стратегии и тактики всегда исходит нз положения марксистской фило софии о том, что все зависит от условий, места и времени, что решение той или иной задачп определяется конкретно-исто рическими условиями. IV. «* Домарксовскнй материализм рассматри вал познавве в отрыве от общественной враКтвкв, поэтому он оказался не в силах найтп действительный объективный кри терий истины. Научное решение вопроса об объективном критерии .истины при надлежит Марксизму. Маркс и Энгельс ввели критерий практпкп в основу теорпй познания и тем Самым вооружили рабочий класс могучим оружием в борьбе с Идеа лизмом, агностицизмом, совершили велИ- кпн подвиг в науке. На основе опыта, практики, т. е. в хо де материальной производственной дея тельности, людп в состоянии проворить объективную истинность свопх знаний, отделить иллюзию от действительности. Жизненность п сила естественно-науч ных теорий, их способность содействовать человеку подчинять природу проверяются путем практического осуществления этпх теорий, испытываются на дело. Прогрес сивность плп реакционность обществен ных теорий, взглядов наиболее ярко обна руживается в практической революцион*' ной деятельности. Вот почему В. П. Ленин указывал, что тбчка зрения жпзнп, практпкп должна быть первой и основной точкой зрения теорпп познания. Практика является основой познаватель ной деятельности людей, могучим стиму лом развития наукп и техники. В про цессе труда, в производстве материаль ных благ для своего 'существования людп обогащают знания о предметах а явлениях природы, постигают ваконы ее развития. В практике классовой борьбы растет само сознание рабочею класса, все яснее п от четливее он убеждается в закономерности своей борьбы против капитализма, га со циализм. Построив под руководством пар тпп Ленина — Сталина социалистическое общество п развернув строительство ком мунизма, рабочий класс п вгр трудящие ся Советского Союза на практике доказали правильность в велпкую преобразующую силу теории научного коммунизма. Современные буржуазные философы, ду шой и телом продавшиеся разбойничьему американскому империализму, в искаже нии смысла практики перещеголяли всех прежнпх реакционеров. Для них практи ка — это способ выжпманпя империали стами максимальной капиталистической прибыли, способ зверской эксплуатации и угнетения трудящихся масс. Презренные врагп рабочего класса, пра вые социалисты сознательно отрывают теорию от практпкп. На словах правые социалисты демагогически обещают трудя щимся массам демократические свободы, улучшение пх иатериальноЬ положения, на деле же онп выступают прямыми сообщ никами разбойничьего амерпканского им периализма. душптелямп демократических прав и свобод народов, активными побор никами дальнейшего наступления монопо лий на жизненный уровень рабочего класса. Марксистско-ленинская философия рас сматривает теорию и практику в дпалек- тпческом единстве. Практике принадлежит первенство над Теорией, но это не означа ет, что к теории, к разработке теоретиче ских вопросов можно проявлять беззабот ное, беспечное отношенве. Ленвн и Сталин всегда боролись протпв недооценки тео рии. Она подчеркивают величайшую моби лизующую, организующую и преобразую-' щую силу марксистской теории. Теории дает практикам силу ориентировки, яс ность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела. Вот почему неразрывная связь наукв в практической деятельности, связь теорпп и практики, учит товарищ Сталин, должна стать путе водной звездой партпи пролетариата. Марксистско-ленинская теория, пра вильно отражающая потребности развития материальной жпзнп общества, освещает трудящимся путь к коммунизму. Воору женная этой теорией, партпя болыпецп- ков познает объективные законы общест венного развптпя, сознательно применяет пх в интересах строительства коммуни стического общества, успешно осуществля ет руководство историческим творчеством миллионных народных масс. Руковод ствуясь марксизмом-ленинизмом и его фи лософской основой — диалектическим п историческим материализмом, партия боль шевиков познает не только то, как разви ваются события в настоящем, но и то, как онп будут развиваться в будущем. Марксизм-ленинизм является боевым знаменем трудящихся всего земного шара в пх борьбе протпв империалистического рабства, 8а мпр, демократию, зз социа лизм. ѵ А. ВИШНЯКОВ. • Кандидат философских наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz