Полярная правда. 1952, сентябрь.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 2 1 2 (7318 ) в сентября 195 2 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО -ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ Познаваемость мира и его В своеЗ классической работе «О диа­ лектическом п историческом материализ­ ме» товарищ Сталин указывает: «В противоположность идеализму, кото­ рый оспаривает возможность познавая мира и его закономерностей, ве вервт в достоверное, ъ наших знаний, не признает объективной истины, и считает, что мир полон «вещеЗ в себе», которые не могут быть нвкогда Познаны наукой, — маркси­ стский философский материализм исходит из того, что мпр и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о за­ конах природы, проверенные опытом, прак­ тикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не позванные, ко­ торые будут раскрыты п познаны спламп науки и практики» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 543). Учение философского материализма о познаваемости мира и 'его закономерно­ стей находит подтверждение во всей мно­ говековой общественной практике челове­ чества и в истории развития наук. Оно наносит сокрушительный удар по идеа­ лизму и религии, оспаривающим возмож­ ность познания мпра и его закономерно­ стей. Марксистско-ленинская философия, все­ сторонне обосновывая научное положение о познаваемости мира и его закономер­ ностей, вооружает рабочий класс в трудя­ щихся всего мпра могучим теоретическим оружием для революционного преобразова­ ния капиталистического общества. Она является теоретической основой передовой советской науки, стремящейся глубже познать мир, природу, поставить силы природы ва службу человеку. Руководствуясь марксизмом-ленинизмом, партия большевиков под водительством товарища Сталина уверенно ведет совет* скнй народ вперед, в коммунизму. Буржуазная философия, выполняя соци­ альный заказ эксплуататорских классов, отрицает возможность познания мпра и его закономерностей. Она проникнута духом агностицизма, который утверждает, что человеческий разум ограничен, что за пределами ощущения рн ничего не может знать. Наиболее видными представителями агностицизма были английский фнлософ- идеалпст Юм и немецкий философ-идеалист Кант. 4 Субъективный идеалист Юм считал, что реально существуют только наши ощуще- ппя, которые не дают ответа на вопрос о том, имеется лп объективная реальность за пределами ощущений. По Юму, человек не только не в состоянии ответить на вопрос о том, что собой представляют предметы, но он дажо не может сказать, существуют лп предметы на самом деле. Еант допускал, что нашим представле­ ниям соответствует нечто существующее вне нас, что мир полон «вещей в себе» Но он считал, что человек не в состоянии познать этп «вещп в себе», которые вечно остаются для него «потусторонними», не­ разгаданными. В. П. Ленин писал: «Мы, материали­ сты, вслед оа Энгельсом, называем кан­ тианцев и юмистов агностиками за то, что они отрицают объективную реальность ка к источник наших ощущений... Агно­ стик говорит: не знаю, есть ли объектив­ ная реальность, отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невоз­ можным знать это... Отсюда — отрицание объективной истины агностиком и терпи­ мость, мещанская, филистерская, трусли­ вая терпимость к учению о леших, до­ мовых, католических святых и тому по­ добных вещах» (Соч., т. 14, стр. 115). Антинаучно, идеалистически решал во­ прос о познаваемости мира и немецкиі философ-идеалист Гегель. Он утверждал что познание пира состоит в самопозна­ нии «абсолютной пден», «мирового Духа» Свозя мир к проявлению «абсолютно! идеи», которая есть лишь псевдоним бога, Гегель отрицал независимое от сознания бытие, природу, мпр и тем самым отри­ цал возможность его познания. Агностицизм является характерной чер­ той разлагающейся буржуазной философии эпохи империализма. В. П. Ленин и И. В. Сталин до конца разоблачили реакционную сущность агностицизма, онп непримиримо относились к малейшим уступкам агно­ стицизму, кантианству. В условиях углубления общего кризиса мировой капиталистической системы и обострения борьбы между двумя лагерями - на международной арене значительно ак­ тивизировалась деятельность империали­ стической реакции. Центр борьбы протпв марксизма переместился в Америку и Англию. На службу борьбы против марк­ систской теории сейчас поставлены все силы мракобесия. Современная буржуазная философия и социология возрождают агно­ стицизм, усиленно проповедуют непозна­ ваемость мпра, общественной жизни, упа­ дочничество, пессимизм. Активно высту­ пают против марксистского положения о познаваемости мира, против теории науч­ ного коммунизма правые социалисты — злейшие враги рабочего класса. Реакционные буржуазные ученые пз кожи лезут вон, чтобы доказать бессилие науки и всесилие религии. Матерый враг марксизма, философствующий лакей Уолл­ стрита прагматист Дьюи пишет, что в .науке пет никакого объективного содержа­ ния, что наука — это всего лишь «способ эффективного ведения дела», «форма практнки», понимая под «практикой» дея­ тельность бвзвесмевов. Отъявлеввый реакцвовер, космополит, главарь неореалвзма в логического пози­ тивизма Бертран Рассел также является ревноствым проповедником агностицвзма. «Фвзические события, — утверждает он в своей книжке «Человеческое знание, его цель и границы», — известны нам толь­ ко в отвошеввв вх пространственно-вре- менвой структуры. Качества, которые со­ ставляют эти события, — непознаваемы, онп совершенно нам неизвестны, так что мы пе можем сказать, существуют они плп нет, отличаются они пли нет от качеств, постигаемых нами как умственные собы­ тия». Реакционная проповедь непознаваемости мира нужва прислужникам американского империализма для того, чтобы скрыть от трудящихся действительные причины их нищеты, голода, классового и националь­ ного гнета, внушить пролетариату мысль о бесполезности революционной классовой борьбы за социализм. Но как бы нп старались философствую­ щие лакеи буржуазии — идеалисты всех мастей, правые социалисты, пм не остано­ вить прогрессивного развития общества. Исторические победы советскою народа в борьбе за коммунизм, строительство основ социализма в народно-демократических странах, усиление революционной клас­ совой борьбы трудящихся протпв капи­ тала в буржуазных и колониально-зависи­ мых странах — яркое свидетельство пра­ вильности марксистского учения о позна­ ваемости мира и его закономерностей. II. . Марксистский философский материализм учит, что мир по природе своей материа­ лен, что он развивается по законам дви­ жения материи. Материя первична, так как она является источником ощущений, представлений, понятий. Сознание же вто­ рично, производив, пбо оно является отоб­ ражением материи, отображением . бытия. Существующий вне и независимо от соз­ нания объективный материальный мир, действуя на органы чувств, отражается, копируется в сознании человека. Так соз­ дается реальная возможность познания мира. Марксистская теория познания исходит из признания независимо от нас сущест­ вующего внешнего мира в отражения его в человеческой голове. Познание возмож­ но лишь благодаря воздействию предметов п явлений материального мпра на органы чувств Человека, наши представления и понятия являются отражением внешних условий. Положение марксистского философского материализма о познаваемости мира под­ тверждается открытиями науки и практи­ ческой деятельностью людей. Естественные науки, в особенности пе­ редовое советское естествознание, успешно раскрывают закономерности природы. В областп физики, химип, биологии совет­ ские ученые, руководствуясь диалектиче­ ским методом, сделали мнгіго ценных от­ крытий, позволивших поставить на служ­ бу человеку силы прпроды. Достижения мичуринской биологии уве­ личивают власть человека над природой, позволяют сознательно переделывать ее в интересах строительства коммунизма. Из­ меняя условия жизни организма, мичу­ ринцы воздействуют на его развитие, соз­ нательно направляют переход одной ор­ ганической формы в другую, создают та­ ким образом новые виды животных и сор­ та растенпй. Успехи мичуринской биоло­ гии сыграли огромную роль в разгроме реакционного вейсманизма-морганизма, проповедующего невозможность познания законов развития прпроды. Осуществление сталинского плана пре­ образования природы свидетельствует об огромных успехах советских людей в по­ знании закономерностей развития мате­ риального мира. Новейшие исследования советских ученых О. Ю. Шмидта, В. А. Амбарцумяна п других в области космо­ гонии способствуют научному решению сложного вопроса о возникновении звезд, планет п пх спутников. Марксистский философский материализм доказал, что человек вполне может познать и познает мир и что наши знания о зако­ нах развития природы являются достовер­ ными знаниями, имеющими значение объективных истин. Отсюда следует, что общественная жпзнь также познаваема, а данные науки о законах развития обще­ ства являются достоверными данными, имеющими значение объективных истин. «Значит, наука об истории общества, несмотря на всю сложность явлений обще­ ственной жизни, — учит товарищ Сталин, — может стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной исполь­ зовать законы развития общества для практического применения. Значит, в своей практической деятель­ ности партия пролетариата должна руко­ водствоваться не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества, практическими выводами пз этпх законов» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 544 — 545). Ленинская теория о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, показавшая на практике свою жпзнепность, является неоценимым вкладом в познанпе закономерностей развития общества. Товарищ Сталин развил дальше ленинскую теорию социалистической революции. Кон- шел к выводу о возможности построения коммунизма в нашей стране и в том слу­ чае, если сохранится капиталистическое окружение. Этот вывод товарища Сталина обогащает ленинизм, вооружает рабочий класс могучим идейным оружием, дает пар­ тпп велпкую перспективу борьбы за победу коммунизма, двигает вперед марксистско- ленинскую теорию. . В гениальных произведениях товарища Сталина с позиций творческого марксизма всесторонне разработана научная теория социалистического общества; в этих про­ изведениях нашли глубокое освещение во­ прос об индустриализации страны и кол­ лективизации сельского хозяйства, о со­ циалистическом государстве, движущих силах развития нашего общества п ряд других важнейших вопросов. Работы П. В. Сталина свидетельствуют о величайших успехах марксистской пауки в раскрытии новых закономерностей общественного раз­ вития. Домарксовскпе материалисты понимали отражение * предметов и - явлений мате­ риального мпра в сознании неправильно, упрощенно, метафизически. Онп сводили все дело к пассивному отражению вещей и процессов в сознании человека. Классики марксизма-ленинизма, приме­ нив диалектику к познанию, впервые под­ линно научно раскрыли процесс познания материального мпра. Исчерпывающее опре­ деление диалектического пути познания объективной реальности дал В. Н. Ленин: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него н практине, — ука­ зывал он, — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (философские тетради, Госпо- литпздат, 1947 г., стр. 14В— 147). Познанпе материального мпра начинает­ ся с живого созерцания, с чувственных восприятий. Прп помощп органов чувств человек в процессе своей практической деятельности устанавливает непосредствен­ ный контакт с окружающей действитель­ ностью. Предметы и явления объективного мпра, действуя на наши органы чувств вызывают разнообразные ощущения. На­ пример, при помощп зрения человек раз­ личает разнообразные цвета, форму пред­ метов, прп помощп слуха различает зву­ ки и т. д. Па основе показаний свопх ор­ ганов чувств человек создает картину мп­ ра, ориентируется в нем. Но одних чувственных восприятий недостаточно для глубокого и всесторонне­ го познания объективного мпра. Чувствен­ ное познание, жпвое созерцание, являясь первой и обязательной ступенью процес­ са познания, имеет своп слабые стороны. Прп помощи ощущений человек постигает единичные предметы, явления, их отдель­ ные черты, свойства, пх внешние связп. Сущность же явленпй, пх внутренняя связь, закономерности развития предметов познаются благодаря абстрактному, логи­ ческому мышлению, которое неразрывно связано с чувственной ступенью позна­ ния. Абстрактное мышление глубже п полнее отражает явленпя и процессы материального мира. «Мышление, восходя от конкретного абстрактному, — писал В. П. Ленин, — не отходит — если оно правильное... • от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона прпроды, абстракция стоимости и т. д., одним словом все науч­ ные (правильные, серьезные, пе вздор­ ные) абстракции отражают природу глуб­ же, вернее, п о л н е е » (там же, стр. 146) Логическое, абстрактное мышление пе­ рерабатывает, анализирует, обобщает дан­ ные об окружающем мире, полученные посредством органов чувств. Оно выявляет коренные, существенные черты, призна­ ки, связи предметов и явлений и создает научные понятия, открывает законы. До­ стоверность, объективная пстпнность на­ учных понятий, теорпй, законов прове­ ряется практикой, которая является ос­ новой познания и объективным крите­ рием истины. Абстрактное мышление имеет огромное ’Значение для познания материального мира и закономерностей его развития. Ге­ ниально применяя метод научной абстрак­ ции, Маркс на основе глубокого анализа общественной ж и з н и вскрыл закономер­ ности развптпя капиталистического спосо­ ба производства, открыл тайну прибавоч­ ной стоимости, предсказал неизбежность краха капитализма и победы социализма. С помощью абстрактного мышления, опи­ рающегося на богатейшую историческую практику человечества, созданы такие по­ нятия, как материя, движение, развитие, производство, классовая борьба, созданы законы геометрии, физики, химии, астро­ номии и т. д. В своем гениальном труде «Марксизм и вопросы языкознания» товарищ Сталин поднял на новую, высшую ступень тео­ рию познания диалектического материа­ лизма, раскрыл непосредственную связь языка с мышлением, показал огромную роль абстрактного мышления и значение языка в процессе познания. Товарищ Сталин учит, что язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мыш­ ления, успехи познавательной работы че­ ловека и, такпм образом, делает возмож­ ным обмен мыслями в человеческом об­ ществе. Труд товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» вооружает наши философские кадры сильнейшим оружием спческая работа товарища Сталина яв­ ляется могучим оружием для разоблаче­ ния так называемой семантической фило­ софии, являющейся разновидностью субъективного идеализма и получившей широкое распространение в США, Англии и других буржуазных странах. Семантики отрицают объективное содержание слов, они пытаются выхолостить пз языка вся­ кое реальное содержание, проповедуют идею беспомощности человеческого мышле­ ния, невозможность познания мпра. В угоду американским монополистам семан­ тики пытаются уверить трудящихся, что слова «мпр», «демократия», «социализм» лишены-де всякого реального содержания, являются лишь фикцией, а поэтому, мол, борьба за мир, за демократию, за социа­ лизм — бесполезное занятие. Проповедни­ ки семантической философии выступают в качестве активных защитников империа­ лизма и его политики угнетения пародов. Вот почему решительная борьба с реак­ ционной идеалистической философией яв­ ляется боевой насущной задачей всей про­ грессивной науки. III. Марксистско-ленинская философия глу­ боко, научно разработала проблему исти­ ны. Псходя из того, что материя, объек­ тивная реальность составляет единствен­ ный источник ощущений, диалектический материализм признает существование объективной истины. В наших представ­ лениях, понятиях имеется такое содержа­ ние, которое не зависит от субъекта, не зависит от сознания человека и всего че­ ловечества. Это объективное содержание сознания составляет объективную истину. Например, положония Естествознания о том, что Земля существовала до появления человека, чтэ она вращается вокруг Солн­ ца, что человек мыслит при помощп моз­ га, соответствуют действительности, яв­ ляются объективной истиной. Марксистско- ленинское учение об обществе подтверж­ дено практикий и является объективной истиной. Товарищ Сталин учит, что нашп знания о законах прпроды, проверенные опытом, практикой, являются достоверны­ ми знаниями, имеющими значение объек­ тивных истин. Признавая существование объективной истины, марксистско-ленинская философия тем самым прпзнает и существование аб­ солютной истины. «Быть материали­ стом, — ппсал В. П. Ленин, значит прпзнавзть объективную истину,, откры­ ваемую нам органами чувств. Цризнавать объективную, т. е. не зависящую от че­ ловека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Соч., т. 14, стр. 120). Абсолютная истина — это такая исти­ на, которая не может быть опровергнута ни в настоящее время, ни в будущем. В ней содержится безусловно верное отражение явленпй п процессов объективного мира. Познанпе человека отражает абсолютную истину, практика человечества, проверяя пашп представления, подтверждает в них то, что соответствует абсолютной истине. Домарксовскпй метафизический мате­ риализм оказался не в состоянии разре­ шить вопрос об истине, и этой его сла­ бостью пользовался идеализм в борьбе с материалистическим мировоззрением. Ме­ тафизики исходят пз того, что знанпя че­ ловека об окружающем мире неизменны, постоянны, что истина есть раз навсегда данный продукт познания. - Метафизики, рассматривая природу как состояние по­ коя и неподвижности, застоя и неизменяе­ мости, объявляют н истину постоянной, неизменяемой, раз навсегда данной. Марксистский философский материализм учит, что познанпе является процессом диалектическим, что это исторический процесс. «В теории познания, как и во всех другпх областях науки, — указывал В. П. Ленпн, — следует рассуждать диа­ лектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разби­ рать, каким образом пз незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным» (Соч., том 14, стр. 91). В этом ленинском положении глубоко выражен творческий характер револю­ ционной марксистской теории. , Марксистская философия учит, что че­ ловеческое мышление по своей природе может давать п действительно дает нам абсолютную истину, которая складывается пз суммы относительных истин. Диалектический материализм рассматри­ вает абсолютную и относительную истину в неразрывном единстве, как моменты еди­ ного процесса познания мпра. Изучая и анализируя явленпя прпроды и общест­ венной жизип, люди не в состоянии рас­ крыть объективную истину в один прием, сразу. Объективная истина постигается постепенно, шаг за шагом. В процессе раз­ вития познания и общественной практи­ ки нашп представления о природе стано­ вятся более глубокими, более совершен­ ными. Поэтому научные истины в данный конкретный период не могут считаться исчерпывающими, окончательными. Они являются относительными в том смысле, что этп истины в ходе дальнейшего раз­ вития науки уточняются, совершенст­ вуются, обогащаются. Однакс в каждой научной истине, несмотря на се относи­ тельность, указывал В. II. Ленин, есть элемент абсолютной нстпны. Например, раньше естествопспытателп для борьбы со всеми видами идеализма, с крстпзпруя теорию о возможности построе-1 попытками вульгаризации марксизма, с і считали, чю материя состоит пз мельчай- ния социализма в одной стране, он п р п -1начетничеством и догматизмом. Эта клас-• гних неделимых частиц — атомов, свой­ ства которых неизменны, постоянны» В этом выводе была частица абсолютной истины, ибо атом действительно является составвой, частью материв. Но это была отвоевтельвая истина, так как знания то* го времена о строеввв матервв, о ев свой­ ствах былп несовершенны, они развива­ лись, углублялись. В конце XIX столетня было доказано, что атом в свою очередь делится на электроны. Так, на основе прогресса наукп и практики ’ возникла электронная теория строения материи, со­ держащая в себе абсолютную истину. Однако электронная теория в то же время представляет собой относительную истину, пбо нашп звавня о физическом строения материн, ев свойствах разви­ ваются дальше, углубляются. Известно, что естествоиспытатели открыли новые мельчайшие частицы материн, обнаружи­ ли ядро атома, постигли тайны расщепле­ ния ядра и использования -энергии, со­ держащейся внутри атома. Прогресс нау­ кп и практики раскрывает все новые н новые свойства материи, наглядно под­ тверждая положение марксистской филосо­ фии о познаваемости мпра и его законо­ мерностей. Объективная истина является птогом общественно-исторической и познаватель­ ной деятельности многих поколений. Дпалектпко-матерпалнстнческое учение об истине создавалось классиками марк­ сизма-ленинизма в непримиримой борьбе с идеализмом, а такжо с метафизическим материализмом. Маркс и Энгельс разобла­ чили идеализм Канта, Гегеля, высмеяли догматизм и метафизику непоследователь­ ного материалиста Дюринга, который вы­ ступал с путанными утверждениями, на­ зывая своп взгляды «окончательной исти ­ ной в последней Инстанции». Ленпн вскрыл идеалистическую, реак цпонную сущность философии махистов. Подделываясь под науку, под достижения естествознания и сознательно ' извращая их, махисты отрицали объективный мир, не призиавалп объективной истины, счи­ тали истину субъективной. Ленпн пока1 зал, что если следовать за махистами, то все фантастические ^учения религии, все выдумки о леших п т. п. также нужно признать истиной. В борьбе с марксизмом махисты пыта лпсь козырять тем, что онп релятивисты, т. е. сторонники принципа относительно­ сти наших эваний. Но это только лишний раз обнаруживает идеалистический, реак­ ционный характер махистской философии ибо положить релятивизм в основу теории познания — значит неизбежно обречь се­ бя на скептицизм, агностицизм, пдеалнвм. Выступая за относительность человече­ ских знаний об окружающем мире, махи­ сты отрицают абсолютную истину, не признают ь наших знаниях никакого безусловного, абсолютного, объективного содержания. Марксистско-ленинская философия не отрицает относительности наших знаний, не отрицает принципа релятивизма, но не сводится к нему. «Материалйстпчоская дпалектпка Маркса п Энгельса, — ппсал Ленин, — безусловно включает в себя ре­ лятивизм, но не сводится в нему, т. е прпзнает относительность всех наших зна­ ний пе в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической услов­ ности пределов приближения наших зна­ ний к этой истине» (Соч., т. 14, стр^ 124). Современные реакционные буржуазные философы п социологи — прагматисты инструменталисты, персоналисты, «крити­ ческие реалисты», — состоящие на служ бо у американских империалистов, созна тельно искажают ученпе об истине, пыта­ ются опровергнуть науку в пользу релп гип. Главарь американского прагматизм; Джон Дьюи пытается доказать, что объек­ тивной истины нет, чтэ пстпна субъектпв на. Прагматисты считают истиной то, что приносит «непосредственную пользу», «прибыль». Прибыльно для американских монополпстов вести разбойничью войну в Корее — значит это истина. Так бур­ жуазная философия пытается оправдать бредовые планы американских империали­ стов, стремящихся к мировому господству. Беспощадно разоблачая идеалистов, бол­ тающих о бессилии разума человека, мар­ ксистско-ленинская философия обосновы­ вает силу, жизненность, могущество объек­ тивного, абсолютного человеческого позна­ ния и тем самым открывает широкие пер­ спективы для творческого познания мате­ риального мира и революционного его преобразования. Марксизм-ленинизм реши­ тельно выступает протпв мертвых, sa- стывшпх схем, против попыток превра­ тить науку в догму. Товарищ Сталин учит нашп кадры твор­ ческому подходу к теории, предостерегает пх от догматизма, талмудизма, начетниче­ ства. «Марксизм, как наука, — указывает товарищ Сталин, — не может стоять на одном месте, — он развивается и совер­ шенствуется. В своём развитии нарксизм не может не обогащаться новым опытом, новыми знаниями, — следовательно, от­ дельные его формулы и выводы не могут пе изменяться с течением времени, не мо­ гут не заменяться новымп формулами п выводами, соответствующими новым исто­ рическим задачам. Марксизм не признаёт неизменных выводов п формул, обязатель­ ных для всех эпох и периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма» («Марксизм и вопросы языкознания». Госиолптиздат, 1951 г., стр. 55). Материалистическая диалектика учвт, что нет абстрактной истины, нстнны вообще, — Встива всегда конкретна. .Іиалектика требует всестороннего анали­ за предметов в явлений природы и обще­ ства, вонкретвего подхода к нх изучению. Марксистско-ленинское положение о конкретности истины имеет огромное тео­ ретическое и практически-полптическое значение. Партия большевиков при выра- Іотке своей стратегии и тактики всегда исходит нз положения марксистской фило­ софии о том, что все зависит от условий, места и времени, что решение той или иной задачп определяется конкретно-исто­ рическими условиями. IV. «* Домарксовскнй материализм рассматри­ вал познавве в отрыве от общественной враКтвкв, поэтому он оказался не в силах найтп действительный объективный кри­ терий истины. Научное решение вопроса об объективном критерии .истины при­ надлежит Марксизму. Маркс и Энгельс ввели критерий практпкп в основу теорпй познания и тем Самым вооружили рабочий класс могучим оружием в борьбе с Идеа­ лизмом, агностицизмом, совершили велИ- кпн подвиг в науке. На основе опыта, практики, т. е. в хо­ де материальной производственной дея­ тельности, людп в состоянии проворить объективную истинность свопх знаний, отделить иллюзию от действительности. Жизненность п сила естественно-науч­ ных теорий, их способность содействовать человеку подчинять природу проверяются путем практического осуществления этпх теорий, испытываются на дело. Прогрес­ сивность плп реакционность обществен­ ных теорий, взглядов наиболее ярко обна­ руживается в практической революцион*' ной деятельности. Вот почему В. П. Ленин указывал, что тбчка зрения жпзнп, практпкп должна быть первой и основной точкой зрения теорпп познания. Практика является основой познаватель­ ной деятельности людей, могучим стиму­ лом развития наукп и техники. В про­ цессе труда, в производстве материаль­ ных благ для своего 'существования людп обогащают знания о предметах а явлениях природы, постигают ваконы ее развития. В практике классовой борьбы растет само­ сознание рабочею класса, все яснее п от­ четливее он убеждается в закономерности своей борьбы против капитализма, га со­ циализм. Построив под руководством пар­ тпп Ленина — Сталина социалистическое общество п развернув строительство ком­ мунизма, рабочий класс п вгр трудящие­ ся Советского Союза на практике доказали правильность в велпкую преобразующую силу теории научного коммунизма. Современные буржуазные философы, ду­ шой и телом продавшиеся разбойничьему американскому империализму, в искаже­ нии смысла практики перещеголяли всех прежнпх реакционеров. Для них практи­ ка — это способ выжпманпя империали­ стами максимальной капиталистической прибыли, способ зверской эксплуатации и угнетения трудящихся масс. Презренные врагп рабочего класса, пра­ вые социалисты сознательно отрывают теорию от практпкп. На словах правые социалисты демагогически обещают трудя­ щимся массам демократические свободы, улучшение пх иатериальноЬ положения, на деле же онп выступают прямыми сообщ­ никами разбойничьего амерпканского им­ периализма. душптелямп демократических прав и свобод народов, активными побор­ никами дальнейшего наступления монопо­ лий на жизненный уровень рабочего класса. Марксистско-ленинская философия рас­ сматривает теорию и практику в дпалек- тпческом единстве. Практике принадлежит первенство над Теорией, но это не означа­ ет, что к теории, к разработке теоретиче­ ских вопросов можно проявлять беззабот­ ное, беспечное отношенве. Ленвн и Сталин всегда боролись протпв недооценки тео­ рии. Она подчеркивают величайшую моби­ лизующую, организующую и преобразую-' щую силу марксистской теории. Теории дает практикам силу ориентировки, яс­ ность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела. Вот почему неразрывная связь наукв в практической деятельности, связь теорпп и практики, учит товарищ Сталин, должна стать путе­ водной звездой партпи пролетариата. Марксистско-ленинская теория, пра­ вильно отражающая потребности развития материальной жпзнп общества, освещает трудящимся путь к коммунизму. Воору­ женная этой теорией, партпя болыпецп- ков познает объективные законы общест­ венного развптпя, сознательно применяет пх в интересах строительства коммуни­ стического общества, успешно осуществля­ ет руководство историческим творчеством миллионных народных масс. Руковод­ ствуясь марксизмом-ленинизмом и его фи­ лософской основой — диалектическим п историческим материализмом, партия боль­ шевиков познает не только то, как разви­ ваются события в настоящем, но и то, как онп будут развиваться в будущем. Марксизм-ленинизм является боевым знаменем трудящихся всего земного шара в пх борьбе протпв империалистического рабства, 8а мпр, демократию, зз социа­ лизм. ѵ А. ВИШНЯКОВ. • Кандидат философских наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz