Полярная правда. 1952, ноябрь.
Письма трудящихся Мурманской области о соревновании за выполнение пятой сталинской пятилетки Осваивая новую т е х н и к у В директивах, по пятому пятплетнрму плану XIX съезд нашей родной Коммуни стической партии уделил большое внима ние росту нашего рыболовного флота. Сейчас, в дин новой пятилетки, это про водится в жизнь. Мы, промысловики со ветского Заполярья, чувствуем на себе повседневную заботу советского прави тельства, Коммунистической партии, лич но товарища Сталина, направляющих пас на решение великих задач пятилетки. В наше распоряжение даются оснащенные современной техникой рыболовные трау леры. За примерами далеко ходить > jic нужно. В настоящее время в состазг тра- ^ѵлового флота имеется группа мощных дизельных траулеров, обладающих высо кими мореходными качествами, имеющих больіпой радиус ^плавания. К числу таких кораблей относится И траулер «Сталинград». Экипаж этого ко рабля имеет возможность вести активный лов рыбы в любое время года и в самых отдаленных районах моря, за много миль от родных берегов. Используя современную технику, мы имеем* возможность умножать свои вклады в дело новой пятилетки, сокращать поте рн времени, затрачиваемые на обычных кораблях на переходы в порт и обратно. Промыслозая обстановка используется экипажами больших кораблей более ра ционально. Весь коллектив траулера «Сталинград» трудится не жалея сил на благо Родины. За семь месяцев работы мы не имели ни одного случая выхода пз строя или повреждения механизмов. Каждый член экипажа корабля стремится как можно лучше овлздеть своим делом, настойчиво изучает сложные механизмы. На корабле регулярно «проводится техническая учеба. Морякп сочетают практическую работу с повышенп?м своих теоретических знаний. Если в первые рейсы на спуск и подъем трала у нас затрачивался час и больше времени, то сейчас на эти же операции мы тратим в среднем только 38 минут. Экипаж траулера «Сталинград» обя зался в честь XIX партийного съезда до срочно выполнить план третьего кварта ла. Свое слово морякн сдержали с честью. 25 сентября квартальный план был вы полнен. Сверх него мы дали Родине ты сячу >вести центнеров рыбы. Морякн ■«Сталинграда» уже выполнили годовой план по -выпуску субпродуктов. Воодушевленные речью великого вождя народов товарища П. В. Сталина, произ несенной, пм на XIX съезде партпи, эки паж лорабля еще шире развернул социа листическое -соревнование. В честь Зб-й годовщины Великого Октября мы обя зуемся досрочно выполнить годовой план по добыче рыбы и социалистические обя зательства, принятые в письме товарищу И. В. Сталину. Моряки, работающие на больших ко раблях, могли бы еще лучше справляться со своими обязанностями, если бы руко водство траловым флотом обеспечило нам повседневную помощь. Отмечая 35-ю годовщину Великой Ок тябрьской социалистической революции высокими уловами рыбы, экипаж трауле ра «Сталинград» не остановится на до стигнутом, сделает все от него зависящее, чтобы еще лучше использовать совершен ную промысловую технику, которую до верила нам Родина. Г. КАЛИНИН. >; Капитан траулера «Сталинград». Баренцово море. (По радио). Стахановцы пАтой сталинской шггнлеткн. В 1952 году замечательный трудовой вклад внесли в дело выполнения пятой сталинской пятилетки мо рякн траулера <Семга>. Они досрочно выполнили годовой план и свои годовые социалистические обязательства. ____ і На снимке: лучшие люди трау.-.ера «Семга» (слева направо): кочегар тов. "JI. КОЛОМИЧЕВ, матрос тов. Е. СОЛОВЬЕВ, второй штурман тов. МУСИЕНКО, боцман • тов. Ф. ПОТАШОВ. старший механик тоз. С. ШИТАРЕВ и тралмейстер тов. В. ТОЧИЛОВ» 1 Фото. М. Сергеева. Мощный поток грузов Вся многомиллионная армия советских железнодорожников работает сейчас «ад претворением в жизнь сталинского пя- тплетнего плана. Коллектив эксплоатацнонннков Канда лакшского электровозного депо, вдохнов ленный историческими решениями XIX съезда партпп и речью товарища П. В. Сталина на заключительном засе дании съезда, с честью выполнил при нятые на^ себя предоктябрьские социали стические обязательства. Это — один из наших вкладов в дело выполнения новой пятилетки. Электровозные бригады перекрыли в октябре все основные технические изме рители. Машпппсты нашего .депо достаг вили в течение месяца тысячи тонн гру зов сверх нормы. 1 Вот уже три месяца первенство в со ревновании элентровознпков занимает кол лектив бригады старшего машиниста Ива на Ивановича Адамова. В октябре при успешном выполнении всех технических измерителей этот коллектив провел 27 тя желовесных поездов и перевез сверх пла на много тонн груза. Хорбшо трудятся и подготовили к празднику трудовые подарки бригады старшего машиниста тов. Янпцкого п другие. Кандалакшские электровозники готовы отдать все силы и знания на выполне ние новой пятилетка, для торжества коммунизма. Первые успехи в деле выполнения новой пятилетки уже достигнуты. Они будут умножены. Наш железнодорояшый транспорт получит в ближайшие годы новое, невиданное еще развитие. Будет улучшена организация труда локомотив ных бригад, предприятия транспорта сс- діастятся новым оборудованием, как это предусмотрено директивами XIX съезда партпп по пятому пятплетнему плану. И. МИХЕЕВ. Заместитель начальника электровоз ного депо ст. Кандалакша. На стройках Мурманска Широкие горизонты открыты перед со ветским народом историческими решения ми XIX съезда нашей партии. Читаешь материалы съезда и видишь — страна идет вперед, к коммунизму. Грандиозные работы, которые наметил съезд, под силу нашему народу. Под руководством Комму нистической партии, любимого товарища И. В. Сталина советскпе люди сумеют преодолеть любые трудности и препятст вия. В новой пятилетке очень много надо сделать и нам, строителям Мурманска. Растет и хорошееі наш город. Тому, кто был здесь несколько лет назад, теперь не узнать наших проспектоз, наших улиц. Десятки новых добротных и прочных до мов возведены тут руками строителей. Мы научились строить быстрее, ■лучше, чем это было до войны, но жизнь движется вперед. Рыбакам Мурмана нужны сотни новых домоз. Фронт наших работ расши рился еще больше. Тов. Маленков в своем докладе на XIX съезде партия, говоря о росте производи тельности труда в пашей стране, указы вал на необходимость широкого внедрения в производство новой техники, на меха низацию трудоемких работ. В нашей стране, говорится в докладе, машчны не только сберегают труд, но онп вместе с тем облегчают труд работников. Советское государство снабжает отлич ными машинами и механизмами и нас, строителей. Взять, например, трест «Мур- манрыбетрон». У нас имеются экскавато ры, бульдозеры, мощные башенные кра ны, камнедробилки, автопогрузчики, транспортеры, скоростные подъемники и , много другой техники. Государство каж дый год дает нам все больше новых ма шин отечественного производства. Наша задача — лучше использовать технику, брать от нее все возможное. Вот уже третий год я работаю в тресте «Мурманрыбстрой» машинистом автокра на. За это время приходилось работать почти на всех участках, выполнять са мые разнообразные операции: укладывать тяжелые канализационные трубы, уста навливать колодцы в траншеях, подни мать железобетонные плиты и балки, по давать па первые этажи раствор и мате риалы, участвовать в монтаже башенных кранов. Везде, где требовалось выполнить трудоемкие тяжелые операции, — вызы вались мы с автокранами. П еще пи разу машина не подвела меня. Уход за машиной — важное дело. Поэ тому никогда не выезжаю на участок, не осмотрев всех узлов автокрана, не смазав опорных винтов, пли, как мы называем их, стабилизаторов. Прежде, чем присту пить к работе, продумываю, как можно быстрее выполнить ту или иную опера цию, как подготовить для этого рабочее место. Правильное использование машин зазн- сит не только от нас, механизаторов. Большую роль играет подготовка фронта работ для наших автокранов, экскавато ров, башенных кранов. А с этим у нас в тресте дела обстоят неблагополучно, ч В отчетпом докладе ЦК партии XIX съезду КПСС тов. Маленков говорит о том, что надо «решительно устранять недо статки в деле использования имеющейся у нас богатой техники, настойчиво прово дить в жизнь программу комплексной ме ханизации и автоматизации производст венных процессов, шире внедрять во все Отрасли народного хозяйства новейшие до стижения науки и техники, систематиче ски совершенствовать формы и методы организации труда и производства, улуч шать использование рабочей силы». Об этом нельзя забывать ни на одну минуту. Строители, и в том числе механизаторы нашего треста, полны решимости сдержать слово, данное в пнсьме вождю народов товарищу П. В. Сталину, полны решимо сти досрочно осуществить грандиозные задачи пятого пятилетнего плана. Л. СКРЫЛЬНИК. Машинист автокрана машинопро катной базы треста «Мурманрыб строй». • над тундрой В темную осеннюю ночь особенно ярко горят в Ловозерской тундре электрические огни. В тундре нет больше глухих забы тых погостов с жалкими дымными лачу гами, с вежами, чумами и куваксами, освещавшимися сестрами. Счастливой, за житочной жизнью живут колхозники-оле неводы саами. В самом далеком колхозном поселке Краснощелье, расположенном в, глубине Ловозерской тундры, оленеводы живут в добротных бревенчатых домах. Колхоз имеет свою электростанцию, радиоузел. В селе есть школа, клуб, библиотека, метео станция, агрозооветучасток. ‘ Огромные изменения произошли в жиа- ни колхознпков-оленеводов в послевоен ные годы. Расширилось и окрепло обще ственное хозяйство колхозов. По сравне нию с довоенным 1940 годом поголовье оленей увеличилось в колхозных стадах на 56 процентов. В пятой сталинской пятилетке широко внедряются в оленеводческих колхозах новые методы выпаса оленей с примене нием оленеводческих сооружений. В дни работы XIX съезда партии па стухи-оленеводы в новых домах на про межуточных базах слушали у радио приемников голос родной Москвы. С ог ромным интересом следили они за рабо той XIX съезда Коммунистической пар тии,„слушали по радио речь любимого товарища И. В. Сталина. Саами колхозники знают, кто дал пм счастливую жизнь. Солнце ч счастье да ла им Советская власть, Коммунистиче ская партия, редпой отец великий Сталин. 35-ю годовщину Великого Октября ко.ъ хозникп-оленеводы Ловозерского района встречают выполнением и перевыполнени ем заданий по развитию оленеводства, по вышением культуры этой важнейшей от расли хозяйства. М. КРЫЛОВ. Заместитель председателя исполкома Ловозерского районного Совета де путатов трудящихся. По пути техническог о прогресса Промысловики «Мурмансельди», вклю- в социалистическое соревнова ние, охватившее мощной волной всю на шу Родину, отмечают 35-го t годовщину Великого Октября значительными трудо выми успехами по осуществлению пятой сталинской пятилетки. Онп досрочно вы полнили годовой план по добыче рыбы п наращивать темпы промысла. Всех этих успехов коллектив нашего предприятия добился благодаря повседнев ной заботе Коммунистической партпп, Со ветского правительства, лично тозарища Сталина о советских рыбаках, благодаря тому, что Родина дала в наше распоря жение совершенную промысловую тех нику. • • В пятой сталинской пятилетке про мысловый флот «Мурмансельди» уже по полнился новыми кораблями.- Мы сейчас имеем обладающие вы сок им и мореходными качествами средние траулеры. Этн кораб ли оснащены совершенными приборами. На таких рыболовных траулерах экипажи ведут добычу рыбы в течение круглого года, неуклонно расширяют промысловые районы. ' В этом году промысловики «Мурмап- сельди» получили от государства лучшие в мире плозучие рыбообрабатывающие и рыбоприемные базы, такие, как пароход «П ам я т и Ильича» и рефрижератор >5 4. Морякп имеют возможность сдавать улов непосредственно на месте промысла. Они ведут активный лов рыбы в далеких рай онах Северной Атлантики, не тратя вре-' менп на пзлпшнпе переходы- в порт. Большая работа проделана в этом году по усовершенствованию механизмов, при способлений орудий лова. Так, для облег чения выборки дрифтерного порядка все наши средние траулеры были снабжепы усовершенствованными ролами. На ряде средних траулеров применяется • новый привод рола, использование которого по вышает производительность судовых ме ханизмов. Наша советская промышленность дала в этом году промысловикам советского Заполярья высокоуловнстые капроновые сети. Применение этих сетей позволило значительно повысить вылов рыбы. На основе опыта моряков тралового флота, на средних траулерах намечается использовать такие ценные приспособле ния, как замок для открытия кутка тра ла на весу, автоматический рычажной стопор-блок и многие другие. Перед коллективом «Мурмансельди» стоит задача еще шире внедрять в произ водство современную технику. Предстоит большая работа' по использованию сельдя ного трала, по улучшению конструкции ряда промысловых механизмов. Грандиозные задачи, поставленные пе ред советские народом в пятом пятилет ием п.іане, не могут быть решены без дальнейшего технического прогресса.** Помня об этом, морякп и инженерно-тех нические работники управления «Мур мансельдь» под руководством коммунисти ческой партіпі будут и впредь неустанно работать над внедрением в производство новой техники, над дальнейшим усовер шенствованием механизмов и процессот добычи рыбы. И. АХЛЫНОВ, П. МИЩЕНКО. Инженеры производственно-техни ческого отдела управления «Мур мансельдь». Лз 204 (7370) в ноября 1952 г. f — П о л Когда траулер «Семга» отходит от при чала порта, иа м«тнк поднимается капитан Несколько минут корабль разво рачивается на заливе, а затем капитан уверенно переводит машинный телеграф: «Полный вперед!» Эта команда, переданная перезвоном телеграфа, радостно отдается в сердце каждого моряка. «На простор!» — зовет она. — «К новым победам!» *■ * * Заместитель секретаря партийной орга низации трзулера «Семга» боцман Пота- шов, половину своей жизни отдавший мо рю, в часы досуга приходил в матросский кубрик \или спускался к механикам и начинал беседу. Говорил он спокойно, не торопливо, как бы внутренне оценивая каждое слово. — нужно оно или нет? — а начинал всегда с одного. — Работаем! — говорил он. — П неплохо работаем, Федор Михай лович, — отвечали ему. — Согласен, неплохо... А можно и лучше.. — Да куда же лучше, Федор Михайло вич: мы — стаханозаы! — Согласен, стахановцы... А надо первыми быть среди стахановцев! Вот как я понимаю работу. — Мы первые, Федор Михайлович, в , первом десятке кораблей флота! Своей славы не роняем. Рекорды ставили. Ми ровые рекорды! — Ну, рекорд и есть рекорд. А по мне так: поставил рекорд — закрепи его, другим покажи свое умение, а потом сам же и побей рекорд. Вперед смотреть надо! Какая линия у нас? Не успокаиваться, не зазнаваться... Правильно говорю? — Правильно! < — Да, не зазнаваться. Поработал сего дня, скажем, очень хорошо, а завтра по старайся еще лучше поработать... Пра вильно говорю? — Безусловно! — подтверждали. мо ряки. — Да-a, еще лучше. А вы как рас суждаете? «Мы — первые!», «Мы в первом десятке!» Конечно, гордиться сво ей трудовой славоД. — дело хорошее, та кая гордость еще выше поднимает чело века, но эту славу надо... ум-но-жатьі Морякн ждали: куда клонит Поташов? За что пробирает? Кажется, не зазнава лись, не успокаивались, не кичились. Годовой план перевыполнили, обязатель ство выполняется. Но Поташов не «про бирал», а нацеливал моряков па постоян ное движение вперед. Это побуждало мо ряков вскрывать резервы. Лучшие люди траулера — мастер по рыбообработке Комиссаров, тралмейстер Точилоз, матросы Зорин, Соловьев, Деров, Алфимов, старший механик Шнтарев, ко чегары Коіомичев. Ддтовальпев. садист р е д! — j Самков и многие другие подсчитывали возможности и делали вывод, что исполь зуется еще не вое. В один нз июльских дней 1952 года после собрания экипажа в кают-компа- нни корабля появилась «Молния». Вот она: «Новое обязательство моряков «Сем ги». Товарищи моряки! Помните, что вы дали слово в честь открытия вели кой стройки коммунизма — Волго- Донского канала имени В. П..Ленина до конца года сделать еще 5,5 рейса и выловить не менее 17.000 центне ров рыбы-сырца. Выработать сверх плана: консервов — 6.000 банок, рыб ной муки — 10 тонн, вытопить рыбь его жира — 320 центнеров. Дать эко номию материалов и средств до 5 про центов». Все это шло в дополнение к ранее взя тому обязательству. Поташов и другие коммунисты корабля считали, что повое обязательство поможет использовать все резервы. Так оно и было. С начала года морякам корабля плани ровалось выловить 33 тысячи центнеров рыбы, потому что траулер необходимо бы ло поставить в ремонт, примерно, в сере дине лета. Механики посмотрели на дело иначе. «Если уж отправлять судно в ремонт, то с победой», — решили они и поставили себе цель обеспечить беспе ребойную работу механизмов, дать моря кам возможность вести промысел круглый год. П добились своего. Механизмы про должали работать безотказно. Это и поз волило принять новое обязательство. В сентябре, собираясь в очередной рейс, Поташов узнал, что помполнт Бределев отзывается на другую работу п он, По ташов, остается за помполита. Его вызвали в политотдел. П тут он услышал сообще ние о предстоящем созыве XIX съезда партпп, на котором будут обсуждаться задачи повой, пятой пятплетки. Поташов пришел нз политотдела па корабль со свежей газетой в руках, и все обратили Ениманпо па его липо: такое лило бывает у человека, душа которого, словно весен ним ливнем, омыта огромной радостью. — Праздник, товарищи! — воскликнул он и, волнуясь, стал читать проект ди ректив съезда по пятому пятплетнему плану развития СССР. Каждое слово вызы вало новые мысли, каждая цифра звучала, как музыка, невиданные просторы откры вались перед нашим народом... Когда чтение было закончено, Поташов встал и сказал: — Что ж, товарищи, падо принять в честь съезда новыо обязательства. Работы предстоит много... Я думаю, советские люди справятся с пей! П застегнул свою форменную шинель на все пуговицы. * * * В первый депь ноября в кают-компа нии траулера был митинг. Здесь стояли в первом ряду кочегары Ллтовальпез а Ко- ломпчев, мастер по обработке рыбы Ко миссаров, механики Шнтарев н Гапопеп- ков, матросы Гужвепко и Соловьев. . По- ташов без фуражки стоял у почетного Красного знамени впереди собравшихся и слушал своих товарищей. Онп говори ли о том, что, второй раз в этом году по лучая за успехи в труде переходящее Красноо знамя обкома партии и облис полкома, онп обязуются работать еще лучше, удержать знамя в 1953 году, дать Родине “'больше рыбы, чем давали до спх пор. Мастер по рыбообработке Комиссаров ловпл каждоо слово. Ему все казалось, что некоторые товарищи должны говорить поскромнее. А то только п слышно, что «перевыполнили», да «победили». А где недостатки? — Мы хорошо поработали, товарищи, — говорил матрос Соловьев. — Задания Родины морякп «Семги» всегдз выпол няют... — Выполняют! — прогудел Комисса ров. — Правильно! Но, вместе с тем, поглядеть надо, кзк это умудряются «шкерпть» в минуту только два окуня?.. — ...Мы приложим все силы, чтобы удержать это Красное знамя, — продол жал Соловьев, — всеми силами будем содействовать выполнению новых задач, стоящих перед Родиной... — ...А мы ее имеем права «шкерить» по два окуня в минуту, потому как — новая пятилетка! — вставил Комиссаров. — Не имеем права!. Никто на корабле не обрабатывал по дѵд окуня в минуту, расцедывали по 10— 12 штѵк, но Комиссаров считал, ; чті «развинчивать» людей нельзя, надо мобилизовать нх. Пет таких, фактов — •нельзя допускать, чтоб онп'были! А дру гие факты есть. Мало их, а есть. Об этом он и сказал в своем выступлении. Поташоз, когда пришла очередь гово рить, тронул алый бархат знамени, огля дел собравшихся и взволнованно сказал: — Товарищи моряки! Да, слово, кото рое когда-либо дают морякп «Семги» люби мой Родине, великому товарищу Сталину, — крепкое слово! В прошлом году наш экипаж перевыполнил годовой плап ' н свое обязательство! Нынче мы вы п о л н и л и годовой план в июле. Взяли обязательст во дополнительно к плану — выполнили его, взяли обязательство в честь съезда — выполнили его досрочно, взяли обяза тельство в честь 35-й годовщины Вели кого Октября — выполнили его досроч но... Мы идем в погу со всем народом, осуществляя пятую сталинскую пятилет ку. П будем пттн вперед сквозь все преграды, как учат пас партия, наш лю бимый и дорогой вождь товарищ Сталин! ...Спустя сутки, траулер отходил от причала в новый рейс. На мостик поднял ся капитан. После прощальных гудков корабля он уверенно положил руку, дер жавшую вчера почетное Красное знамя, на машинный телеграф, п перезвон его пере дал волнующую команду: — Полный вперед! П. ЗАХАРОВ. ’ р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz