Полярная правда. 1952, ноябрь.
Л *2 262 (73G8) 4 ноября 1052 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А * 9 И 1 \ 6 h «ПОДНЯТЬ МАССОВОЕ ДВИЖЕ НИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНА ЛИЗАТОРОВ ИЗ ИНЖЕНЕРОВ, ТЕХ НИКОВ, РАБОЧИХ И КОЛХОЗНИКОВ ЗА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАСШИ РЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ЗА ВСЕСТО РОННЮЮ МЕХАНИЗАЦИЮ, ОБЛЕГ ЧЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОЗДОРОВ ЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА. ОСУДИТЬ ПРАКТИКУ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГА НИЗАЦИЙ, НЕДООЦЕНИВАЮЩИХ ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИ КИ И МЕХАНИЗАЦИИ ТРУДА И ДО ПУСКАЮЩИХ НЕПРАВИЛЬНОЕ ИС ПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. НЕОБХОДИМО ОКАЗАТЬ ВСЕМЕР НУЮ ПОДДЕРЖКУ НОВАТОРАМ ПРОМЫШЛЕННОГО И КОЛХОЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПЕРЕДОВИКАМ ТРАНСПОРТА И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В ИХ СТРЕМЛЕНИИ УВЕЛИЧИТЬ ПРОИЗ ВОДСТВО, ПОВЫСИТЬ ПРОИЗВОДИ ТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, СНИЗИТЬ СЕБЕ СТОИМОСТЬ». ☆*= (Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы) -- ^ Ъ Ъ Іг 4г— ...... .... Д л я бл а га Родины Однажды зпмоЗ в нашем депо вышел пз строя постовой кран. А без крана, как •без рук: не разберешь п пе соберешь ни ’ одною узла электровоза, не прітаесешь к станкам тяжелых деталей, а для ремонта требуются обычно как раз тяжеловесные детали. В это время в депо стоял на ре монте электровоз. Авария с краном про изошла как раз в разгар работы, у крана вышли пз строя фарфоровые пзоляторы, запасных в депо нн одного не было. Перед памп, работнпкамп электросило вого хозяйства (я был тогда бригадиром слесарсй-электрпков), стояла задача найти выход пз создавшегося положения, возоб новить работу крана п обеспечить свое временный выпуск пз ремонта электрово за. У меня родилась- мысль изготовить изоляторы пз другого матернала-легно- фола, который в избытке имелся в іепо. Я припомнил все, что изучал в технику ме об изоляционных материалах,- Свойства легнофоля я внал неплохо, поэтому не сомневайся в успехо задуманного, хотя до этого в депо в качестве изоляторов этот материал не применялся. Время терять было некогіа, без задержки приступил к осуществлению своси мысли. Изготовлен ный образен выдержал все испытания. Мы заменили полностью все дефектные пзоляторы на кране новымп. Вот уже в течение года онп безотказно служат. Та ким образом, благодаря смекалке ны не только ликвидировали аварию с краном, но п обеспечили безотказную работу это го механизма на будущее. Более года работаю я после окончания Ленинградского техникума железнодорож ного транспорта в электровозном депо. З-і ЯЕТ перпод‘.я хорошо познакомился с призводством, научился творчески решать практические заіачп. Своей главной за дачей всегда считаю не только выполнять ремонтную программу, но и повседневно заботиться об усовершенствовании стан ков и электрических машпп, внедрять в к производство вер повое, передовое, способ ствующее улучшению качества ремонта электровозов. По журналам «Техника мо лодежи» п «Энергетик» внимательно слежу за позиккамз техники и электрч- кп, извлекаю полезное п стараюсь приме нять на производстве. С мастером силового хозяйства, ныне старшим инженером технического бюро депо, в течение пяти месяцев разра ботали конструкцию реле ваіцвты электродвигателей от работы на двух фаззх. Необходимость устанозкп реле была вызвана тем, что моторы, работающие без постоянного надзора, часто сгорали. Успех пришел пе сра?у. Мы менялп конструк цию, пробовали разные принципы рабо ты, изготовляли действующие модели, проверяли пх. Было немало разочарова ний. Например, первый опытный образец совершенно но выдержал испытания, вто рой образец не работал пз-.за чрезмерной сложности конструкции. Но мы не пре кращали езопх исканий. Настойчивость п упорство помогли осуществить намечеи- ное. Ыы нашли правильное решение тех нической задачп. Сейчас реле нашей кон струкции работает уже более полугоза на моторе компрессорной установки п пока зало себя вполне прптодным к эксплоа- тацпп. Перед коллективом депо стоят задачи оборудовать все моторы, работающие без наблюдения, этим реле. Однако руковод ство электровозного депо не учитывает важности этого и не приняло конкретных мер по широкому внедрению в производ ство нашего предложения. Сейчас я работаю над улучшением электрической схемы скатоподъемнлка. Нужно создать схему самую экономную и вполне обеспечивающую безопасность ра боты обслуживающего персонала. В своей творческой работе нахожу под держку у пнженероз технического бюро и мастеров цехов. Часта советуюсь с масте рами и стахановцами производства, де люсь с пени своими мыслями. Онп помо гают мне находить правильные решения. Новшества, способствующие росту про изводительности труда и повышению ка чества ремонтных работ, внедрены у нас в производство и по инициативе других рационализаторов нашего депо. Токарь тоз. Хроменков сделал приспособление для вырезкп кожуховых воротничков. По предложению кузнеца тоз. Пвакіша и ма стера тоз. Истомина в кузнечном цехе применяется несколько штампоз, повысив ших выработку при изготовлении гаек, болтов разных видов п пробок в несколь ко раз. Мастер тов. Челей применил при способление для снятия малых шестерен. Заместитель начальника депо по ремонту тов. Даннлпч предложил для ускорения покраёкп попользовать специальный пульверизатор. Ценные предложения внесли тт. Чуракоз, Аношпп, Стозба п другие. За первое полугодие рационализа торы нашего депо внесли 22 предложе ния, от внедрения которых получен эко номический эффект в сумме 26.900 руб лей. Директивы XIX съезда партпп, в кото рых намечен путь дальнейшего роста и развития рационализаторской работы, 0 ш ог ат ь рационализаторам Ярким, выраженном заботы созетскнх людей об интересах Родины является дея тельность рационализаторов и изобретате лей, которые настойчиво вскрывают ре зервы пропзводства. В директивах XIX съезда партип по пятой сталинской пятилетке особо подчер кивается важность работы рационализа торов п изобретателен. В директивах XIX съезда партпп по пятому пятилстиему плану говорится: «поднять массовое дви жение изобретателей и рационализаторов пз инженеров, техников, рабочих и кол хозников за дальнейшее техническое усо вершенствование и расширение производ ства, за всестороннюю механизацию, об легченно и дальнейшее оздоровление ус ловии труда». Это указание съезда воодушевляет нас на достижение нозых успехов. I' ':&• ... . .. . . ......... ... ' ■ - ....■.Ѵѵѵ- Ѵ .......... •, - — 1 • - - і ■ • ................................................• . . • • • - ч * " з й \ ■ ; щ . ■ ' ..................................... • *• . * , j Машинист тралового флота Иван ЗАГИРОВ у разработанной им рыборазделочной машины. Фото М. Сергеева. ние машины Этот невысокого роста паренек с тем ными живыми и веселыми глаза ми — Иван Загиров — появил ся па мурманских траулерах почти трп года тому назад. Сначала он плавал на «Ерше», а потом на «Лосо се». Все для него было ново, привлекало его внимание, интересовало его. Обо всем он расспрашивал у своих новых товарищей, с удовольствием вдыхая солоноватый воз дух, напоенный запахом водорослей. И на «Ерше» п на «Лососе» он иаблю- Я работаю несколько лет машинистом дал °*но п то сразу же после подъема на Умбском лесозаводе. В течение этого! трала матросы занимают своп места у времени внес ряд предложений по усовер- !•рыборазделочных столов п начинают лов- шенстзованпю машинного хозяйства лесо-і кп^ орудовать ножами. Один отрубают завода, от внедрения которых комбинат рыбам головы, другпе вспарывают треске получил значительную экономию. В конце прошлого года много было раз работано предложение по установке регу лятора на машине Николаевского завода. До этого машина работала без регулятора, что не обеспечивало равномерность и мог ло привести к быстрейшему выводу ме ханизма пз строя. Установка регулятора облегчила труд машинистов и обеспечила более разномерную работу машин и гене ратора, а также большую пх сохранность. Внбсены и другие предложения, кото рые также применены на практике. Конечно, мною сделано еще недоста точно. Нужно больше проявлять творче ства п новаторство. Рационализаторы п изобретатели должны повседневно полу чать всемерную помощь. С этой целью у нас прп клубе был организован технический кабинет. По, к брюшко и очищают ее от внутренностей, отделяя печень. Когда в трал попадало много рыбы Са так бывало довольно часто), то на палубу корабля пз сетей лился могучий живой поток. Трепещущая, пахнущая мо рем, лоснящаяся на солнце рыба до краев заполняла специальные отсеки на палубе. Матросы специальными пиками подцепляли треску и кидали се на рыбо- дел, где она, как на конвейере, перехо дила пз рук в руки. В конце концов, обезглавленная и выпотрошенная рыба попадала в трюм к засольщику и там узе с порцией соли укладывалась в «чердак». В таком виде она совершала путешест вие до рыбного порта, до цехов рыбоком бината, где ее убирают d бочкп и от правляют потребителю. Пока пад рыборазделочными столами сверкают ножи и матросы соревнуются друг с другом на быстроту разделки сожалению, в нем не проводится нп од ного мероприятия, ^котороо способствовало трески, огромный сетяной мешок — трал бы улучшению работы рационализаторов: тт<г огромных колесах-бобпниах — катится и изобретателей. Консультации по.вопро-і ц 0 2Ну морскомѵ, захватывая все новый и в л п л п в н о в а т о р о в н а ш е г о д е п о н о в у ю с я - І с ' ^ Р Э Д п о . і а л і ш д ч п п п з о С р и а т м ь с т в а ] „ с в ы і і у л о в . лу и энергию. Еще активнее заработала не °Ргашгз>30/гся» декціга на производст-j Tj acT0 слуТ1аекп тап чт0 матросы не ! венно-технические темы пс читаются.! ѵг,пояяѵѵг ^ naKn(r!1Tt ѵ , пв яппогл рационализаторская мысль. Sa третий квартал коллектив внес 38 рационализа торских предложении, внедрение которых позволит Ее только позыспть производи тельность труда, добиться повышепия ка чества ремонта, по п обеспечить безопас ность работы н снижение себестоимости. Творчество, смекалку, изобретательность мы направляем па дело осуществления пятой сталинской пятилетки. Н. БУРОВ. Техник технического бюро Канда лакшского электровозного депо. Полмиллиона рублей экономии С каждым годом Мурманская судоверфь пополняется новой техникой, с каждым годом у нас совершенствуются методы труда, внедряется передовая технология ремонта промысловых кораблей. Значи тельный вклад в повышение культуры производства вносят паши рационализато ры пз чпела инженерно-технических ра ботников и стахановцев. Рационализаторы и изобретатели судо верф и езопм активным участием в совер шенствовании пропзводства стремятся как можЕо лучше выполнить указания еашей партпп о всемерном рззвертыванпи дви жения рационализаторов и изобретателей в повой пятилетке. Нас радует, что XIX съезд Коммунистической партии Совет ского Союза записал в своих директивах по пятому пятплетнему плану развития СССР задачи по* рационализации и изоб ретательству. Указания Коммунистиче ской партпп, словно прожектор, освещают нам путь в борьбе за дальнейший техни ческий прогресс. Рационализаторы п нзоблетателп судо верфи уже внесли свой вклад в новую сталинскую пятилетку. За 10 месяцев текущего года в технический совет судо верфи было внесено 158 предложении. Из лнпх 137 предложений приняты и 85 уже внедрены в пронзвохство. В большинстве своем предложения направлены на то, чтобы познять еще выше производитель ность труда судоремонтников, облегчить - ЕХ труд. В этпх предложениях, как в зеркале, " ; ярко отражаются глубокие патриотиче ские стремления судоремонтников, их же лание всеми силами помочь Родппе вы полнить величественные задачп по строи тельству коммунизма. Инженеры, техни ки, стахановцы ззботятся о том, чтобы каждый день вносить новое в производ ство. Рационализаторы — это люди с острым глазом. Онн ищут и находят «узкие» места в производстве и затем направляют свои усилия на то, чтобы расширить эти «узкие» места. Так, за меститель начальника цеха Л : б тов. Милозанов внес серьезное рационализа торское предложение по отливке предохра нительных клапанов в изложницы. Мастер цеха тоз. Чередниченко п слесарь этого цеха тов. Михайлов внесли совмест но предложение, которое направлено на улучшение технологии изготовления важ ных деталей. Вагранщик цеха № 5 тов. Козлов дал предложение по изготовлению кварцевой Футеровки вагранок и печей. Старший мастер цеха X: 9 тоз. Гусаров предложил прпспособленпе для обработки коленчатых валиков питательных* насосов средних траулеров. Только от внедренных предложений государство получит более полумиллиона рублей' экономил. Инженерно-технические работники су доверфи помнят, что партия требует от нас сделать движение рационализаторов и изобретателей массовым. Мы будем рабо тать на і тем, чтобы путем дальнейшего поднятия культурно-технического уровня сузоремонтнпков непрерывно пополнять отряд рационализаторов. В. МАЛЮКОВА. Инженер бюро рационализации и изобретательства судоверфи. ! успевают обработать улов до нового Технический совет комбината ие про-! подъема трала, несмотря на то, что стре- воднт совещаний рационализаторов. ! нятся обогнать друг друга, мобилизуют А ведь оп инженер... Iобсуждение. Оно завершилось принятием —- Инженер... — повторил за штур- j решения в котором сказало: технический маном Загиров. — Думаю тут не диплом проект рыборазделочной машины одобрить, решает, а смекалка да желание обяза- немедленно приступить к изготовлеппго тельно сделать машину. И потом, заду- опытного экземпляра машины. мать — н уже не отступать... Не может быть, чтобы в нашей стране нельзя было Пван Загиров ликовал. Он проникся величайшим уважением к специалистам, сделать токую машину. Делают же п о -j так хорошо решившим вопрос. «И, глав- сложнее веши... |ноо, — думал он, — умно рассудили — Разговор со штурманом не расхолодил немедленно приступить в делу. Даже н молодого моряка. мастерские указали, где будет лзготоз- Во время стоянки траулера в порту !деться машина». Пван Загиров зашел в отдел рыбообработ- ( Немедленно, так немедленно! Ужо па ки тралового флота и там рассказал о оавтра Загиров был в эксперименталкных Среди умбскнх лесозаготовителей ра ционализаторов и изобретателей было бы значительно больше, еслп бы о них луч ше заботились руководители предприятий, инженерно-технические работники, еслп бы чувствовалась направляющая рука технического совета. Но беда в том, что этому важному делу на лесокомбинате не уделяется должного внимания. Техниче ский совет, возглавляемый главным ин женером комбината тоз. Быковым, по су ществу бездействует. Он плохо связан с лесопунктами. всю свою ловкость, все свое умение. Тогда вызывается таг. называемая «под- вахта». На «подвахту» выходят механи ки, машинисты, штурманы... Но бывают такие моменты, что и «подвахта» не мо жет решить дело: все равно не удается управиться с обработкой рыбы до очеред ного подъема трала. Это бывает при осо бенно высоких уловах плп в том случае, еслп попадает очень мелкая треска. Что же делать? Есть два выхода: со лить неразделаннуго рыбу плп, как гово рят моряки, «ложиться» в дрейф. В пер- Вот уже 6 месяцев технический совет | вом случае явно снижается качество про пс собирался, п поступающие предложе ния рабочих лежат нерассмотренными. Па нашем лесокомбинате имеются ог ромные возможности для развертывания массозого движения рационализаторов и изобретателей. Здесь поле деятельности для них широкое. С каждым годом па лсспых делянках появляется все больше и больше техни ки, механизируется труд лесорубов и воз чиков. Чтобы поступающая техника ис пользовалась полностью, чтобы от нее взять все, что она может дать, техниче ский совет должен вести большую работу среди механизаторов, нацеливая их на рационализацию, изобретательство, нова торство. Однако ничего подобного здесь не делается. В повои пятилетке Умбский леспром- комбипат должен значительно увеличить заготовку и вывозку леса, лесозавод — повысить выработку пиломатериалов. Чтобы справиться с этими ответственны ми задачами, нужно шире развернуть движение рационализаторов и изобретате лен. Необходимо полнее использовать нз производственных участках внутренние резервы, дсбиться реконструкции оборудо вания и улучшить технологические про цессы. Для успешного осуществления пя той пятплеткп мы, новаторы и рациона лизаторы, можем сделать многое. Руково дители леспромкомбината должны помо гать нам. И. БУЛЫГИН. Машинист Унбснсго лесозавода. дукции, а во втором — теряется драго ценное время, повышается себестоимость улова, ибо во время дрейфа рыба не ловится. Иван Загиров пристально наблюдал за работой матросов и о чем-то думал. После вахты молодой промысловик по дошел к штурману и с жаром заговорил: — Да разве нельзя ручной труд заме нить машиной? Сколько времени мы сбе регли бы. А рыбы сколько наловили бы дополнительно? Ведь проще простого при думать машину. Раз, раз — вспорото брюшко! Раз, раз — п внутренностей нет! Каково? А? Штурман, казалось, заинтересованно слушал моряка, даже как будто с неко торым удивлением. А потом расхохотался. Сквозь хохот он выкрикивал: — Раз, раз — и внутренностей пет! Ха-ха-ха! Ну п чародей же ты! Молодой промысловик обиделся. И тогда штурман, немного успокоившись, строго сказал: — Ведь и я этим болел, когда впер вые пришел на траулер... Мне тоже ка залось, что очень просто можно сделать такую машину, которая будет разделы вать улов... Да только ли я? Многие ду мали о такой машине, да и сейчас ду мают... — Ну вот и хорошо, — повеселел За гиров. — Хорошо-то хорошо, да не так про- свопх мыслях. Его внимательно выслу шали, показа.ти ему очень сложную рыбо разделочную машину, сконструированную инженером Никитиным. Загпров вначале опешил перед этой машиной — в ней было столько деталей, что ему трудно было разобраться что к чему. — Пока она еще недоделана, залп ему. Молодой промысловик смущенно про говорил: — У меня задумана не такая... Действительно Иван Загпров хотел ре шить задачу гораздо проще, чем это делал инженер.- В машине Никитина четыре тысячи деталей, а в машине Загирова намечалось едза лп сто деталей... Работники отдела рыбообработки, на чальник флота ободрплп новатора, посо ветовали ему пзготовпть модель. Пван Загпров весь отдался творчеству. Оп стал продумывать схему машины, ее детали, своп мысли переносил па бумагу в виде простых рисунков. Он пе мог исполнить чертеж во всех тонкостях и решил, что на модели сможет весьма наглядно пока зать принцип действия машины. Ради нее Загпров перевелся с траулера в бере говую бригаду. Все свободное время он отдавал работе аіад машиной. Тут он вспомнил о разговоре со штурманом и убедился, что действительно все это пе таг. просто, как казалось вначале. Для изготовления модели потребовалпсь дорогостоящие детали. Он решил об ратиться оа помощью в управление «Мур манрыба». Там его вежливо встретили, вниматель но выслушали и сказали: — Мы денег дать не можем. Работайте, конструируйте, а потом приносите модель па заседание технического совета. Еслп это будет что-пибудь подходящее, то все ваши расходы окупятся... Холодком веяло от такого назидания, по у Ивана Загирова руки по опустились. Он ведь старался но для личной выгоды, а для общего дела, для Родины, для пя тилетки. Шутка ли сказать: еслп удастся решить задачу, то траловый флот сумеет дать огромный дополнительный улов ры бы, а труд моряков облегчится. Мысль об этом придавала силы изобретателю, помо гала преодолевать муки творчества. Наконец, модель была приготовлена. С некоторой робостью и смущением про мысловик понес свое детище на заседа ние технического совета «Мурианрыбы». «А вдруг забракуют, — думал он с тре вогой, — а вдруг посмеются, как штур ман тогда... Да нет, все верно у меня...» И вот Пван Загпров предстал перед большой группой специалистов пз трало вого флота и объединения сМурмалры- ба». Пх кителя поблескивали золотом на шивок п форменных пуговиц. Обстановка была сугубо официальная, п промысловик по ожидал пикакого снисхождения. Загиров продемонстрировал модель, объяснил принцип ео .действия. Члены техніпіеского совета слушали вниматель но, только иногда задавая вопросы. Наконец, специалисты стали выска зывать свое мнение. Один сказал: — Примитив! Вряд ли что пз этого выйдет... Другой не согласился: — А по-моему успеха надо ждать именно потому, что здесь все очень про сто устроено. — Идея совершенно оригинальна н сто все это делается, — говорил штур- нова. Еще никто не пытался так решить май. — Вон один московский изобрета тель уже лет івадцить возится с такой машиной, но все никак не получается. эту сложную задачу... Большинство высказалось за оказание поддержки новатору. Долго продолжалось мастерских рыбокомбината. Здесь Загиров услышал знакомые, на водившие тоску слова: «такие вещи, ба тенька, годами делаются». Такой прием огорчил изобретателя, по он полагал, что с помошыо решения, з ска- котором сс<гь золотое слово: «немедленно» ' — стена недоверия будет проломлена. Но в мастерской медлплп, отдавая предпоч тение другим, ранее поступившим зака зам. Загпров был в отчаянпп. Кто теперь поможет? «Есть такая сила, — с радостью подумал,- — Партия! Паша могу чая партия. Она пас п па творчество вдох новляет, она и поможет». Так Загпров пришел в Мурманский горком партип оа помощью. В горкомо партип не просто оказали эпизодическую помощь новатору, а установили контроль за ходом работ. У Ивана Загирова появились хоро шие друзья — инженеры Юрпй Ва сильевич Рассолов и Петр Александро в а Борисов. Между ними и изобретате лем установилось пастояшес творческое содружество. Они помогли ему воплотить мысль в стройный и простои механизм. В канун открытия XIX съезда партпп Иван Загиров вместо со своей машиной отправился на траулере «Треска» в море. Штормило. Волна была от трех до 5— б баллов. Вода захлестывала на палубу п порой залипала машину, по все разно механизм действовал. В акте отмечено, что машшіа Загирова быстро обрабатыва ла треску разных размеров. В мпнуту опа -пропускала 24 рыбы, а лучший матроа может обработать в два раза меньше. Ноу машины есть ещо большой реоерз. Вместо трех теперешних «захватов» у нес можно поставить пять «захватов» п тог да опа заменит целую вахту матросов. Это лп но замечательная перспектива! Прощай «дрейфы», «авралы», «подвах- ты»! Миллионы рублей будут сохранены для государства. Сейчас Пвач Загпров вместо с ппже- перами Юрием Васильевичем Рлссоловым и Петром Александровичем Борисовым устраняют у машпиы пекоторыѳ погреш ности. Ну, а дальше? Опять выплывет пре словутое: «годами дело делается»? Пи в косм случао зтого допускать нельзя. Уже нынче можно и нужно изготовить не сколько экземпляров еамечательпой маши ны и установить пх для практических испытаний па траулерах п па факто риях побережья. Матросы на траулере «Треска» сказали Загирову: — Твоя машина нам нравится. Оставь ее у пас, мы доделаем, чего нехватает... Очень хорошо сказали мзтросы. И в самом деле, к совершенствованию машины надо привлечь самих моряков, которые внесут мцого дельных предложений. Иван Загиров полон творческих планов. — Вы знаете, какпо я переживаю сейчас дпп, — говорпт оп. — После XIX съезда партип нашо содружество (он име ет в виду свое содружество с инженерами тт. Рассоловым и Борисовым) внесло несколько предложений. Так что к празд нику мы идем не с пустыми руками... Коммунистическая партия вдохновила на творчество, на смелое дерзание сотнп и тысячи таких, как Иван Загпров. Неис числимая армия рационализаторов и изо бретателей поможет успешно осуществить пятилетку. И. ПОРТНЯГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz