Полярная правда. 1952, май.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 127 (7233) 3 0 мая 1952 ?. Ir'l:__ =д&аиыаян ИВИН— л а д і э к с и з м а * ' л е в и и и з м а і Классические труды товарища П. В. Сталина- по вопросам языкознания отнднсь новым выдаюпшмся вкладом в сокровищ- и щ наршізаіа-лешшязна, з з л о ж е л е фун даментальные теоретические основы совет ского языкознания. Товарищ Огалші развивает в етих тру пах вдксвстско-ленЕЕские положения о базЕса к надстройке, о производительных садах, о советской социалистическом госу дарство, развивает далее закон единства іт борьбы противоположностей, как суть Диалектики,. о форнах перехода от одного сачествз в другому, о соотношении н свя зи эволюции н революции, развивает ос новные положения о путяг постепенного перехода от социализма к коммунизму, о перспективах развития наций, нацио нальных языков — в коммунистическом обществе, об огромной ролл критики и са мокритики в развитии советского социа листического общества. Д-о пзгвденпя в свет гениальных про- гаедений товарища Сталина по вопросам япккосшання язык рассматривали, как идеологическую надстройку над экономи ческим базисом. ‘Марр, который особенно рьяно проводил эту теорпю, выдвинул Формулу о «классовости» языка, отрицал единый общенациональный, общенародный язык. Это приводило к смешению языка с '.палектами .и жаргонами. Антинаучные измышления Марра искажают марксист ско-ленинское учение о происхождении языка в процессе трудовой деятельности .людей, из необходимости общения. П. В. Сталин дает ярчайшую характе ристику языка при описании четырех ко ренных отличий языка от надстройки. Если всякий базис имеет свою соответ ствующую ему надстройку, то язык по рожден пе тем пли иным базисом, а всем ходом истории базисов в течение веков, п е й ходом истории общества. Бела надстройка не может безразлично относиться к судьбе своего базиса, к судьбе классов, то язык, созданный как единый для общества, одинаково^обслужи- взет все классы общества. Если надстройка еоть продукт одной снохи, энохи, в которой живет породив ший ее экономический базис, то язык яв ляется продуктом целого ряда эпох, когда сп оформляется, обогащается, шлифуется. П, наконец, если надстройка связана с производством лишь косвенно, через по средство базиса, то язык связан непосред ственно с производственной деятельностью п всякой другой человеческой деятельно стью; сфера действия языка шире, чем сфера действия надстройки. Если базис обслуживает общество экономически, над стройка обслуживает общество политиче скими, юридическими, эстетическими п дру гими идеями и создает для общества соот ветствующие политические, юридические п другие учреждения, то основная функ ция языка — быть средством общения людей вогвеех сферах человеческой дея тельности как в области производства, экономических отношений, так и в обла сти политики, культуры, общественной жизни и в быту. Л . В. Сталин в своих классических тру дах по языкознанию разрешил вопрос о соотношении языка и мышления. Он разо блачил идеалистов, которые отрывали мы шление от языка. Товарищ Сталин под черкивает, что мысли могут возникнуть лишь на базе языкового материала. Этн 'гениальные положения товарища Сталина углубляют марксистско-ленинское учение о языке и мышлении. Марр же смешивал общечеловеческое мышление в его развитии с общественным мировоззре нием, с идеологией, а это привело его к антимарксистскому взгляду на язык, как на надстройку над экономическим базисом. Тозарищ Сталин учит отличать язык от классовых диалектов или жаргонов, кото рые не имеют собственного грамматическо го строя и основного словарного фонда и обслуживают не народные массы, а уз кую социальную верхушку. Марр н его ученики сделали нз наличия «классовых» диалектов или жаргонов неправильный вывод, что еоть лишь «классовые^ языки, а общенациональный язык — фикция. Классические положения товарища Сталина -о местных («территориальных») диалектах имеют неоценимое значение для 'советских языковедов. «Диалекты местные («территориаль ные»), наоборот, обслуживают народные массы и имеют свой грамматический строй и основной словарный фонд. Ввиду этого некоторые местные диалекты впро- ' цеоое образования наций, — учит И. В. Сталин, — могут лечь в основу нацио нальных языков и развиться в самостоя тельные национальные языки». Вульгаризаторы марксизма нз правиль ного марксистского положения, что нацио нальный язык есть форма национальной культуры, сделали неправильный, ан тимарксистский вывод — раз культура в классовом обществе ноент классовый ха рактер, то и язык должен носить классо вый характер и но может быть общенаци онального языка. Товарищ Сталин в своем труде «Относительно марксизма в языко знании» учит, что нельзя отождествлять и смешивать язык с культурой, таг. как ■культура может быть и буржуазной и со циалистической, а язык, как средство об щения, является всегда общенародным языком и он может обслуживать и бур жуазную и социалистическую культуру. П. В. Сталин в своем классическом тру де «Ответ товарищам» показал закономер ности скрещивания п слияния языков в различные впохп, нарисовал взаимоотно шение между нациями и их языками до победы социализма в мировом масштабе и после победы социализма во всемирном масштабе. В эпоху до победы социализма в мировом масштабе, когда есть ошѳ на циональные и колониальный гнет, когда нет еще условий для мирного и дружест венного сотрудпнчества наций к языков, скрещивание языков происходит в поряд ке борьбы за господство одного из язы ков, что приводит к ассимиляции одпнх п победе других языков. Само собой разу меется, что в данном случае могут быть лишь победившие и побежденные"языки. В эпоху же после победы социализма во всемирном масштабе, «...когда мирового империализма не будет ужо в наличии, эксплуататорские классы будут низверг нуты, национальный и колониальный гнёт будет ликвидирован, национальная обособ ленность и взаішное недоверие наций бу дут заменены взаимным доверием и сбли жением нацнй, национальное равноправие будет претворено в жизнь, политика по давления н ассимиляции языков будет ликвидирована, сотрудничество нации бу дет налажено, а национальные языки бу дут иметь возможность свободно обогащать Друт друга в порядке сотрудничества. По пятно, что в этих условиях не может быть н речи о подавлении и поражении одних н победе других языков. Здесь мы будем иметь дело не с двумя языками, из которых один терпит поражение, а другой выходит из борьбы победителем, а с сот нями национальных языков, пз которых в результате длительного экономического, политического и культурного сотрудниче ства наций будут выделяться сначала наиболее обогащённые единые зональные языки, а потом зональные языки сольют ся в один общий международный язык, са или изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый бвзве, то вслед за пин рождается соответствую щая ему надстройка». Товарищ Сталин подробно останавли вается на закономерностях смены старого базиса и старой надстройки новым бази сом и лозой надстройкой. Он в своем клас сическом произведении «О диалектическом и историческом материализме», характери зуя третью особенность производства, показал, как возникают новые производи тельные силы и соответствующие нм про изводственные отношения. И. В, Сталин учит, что возникновение новых произво дительных сил и соответствующих пи производственных отношений происходит не отдельно, пе после исчезновения ста рого строя, а в недрах старого строя, про исходит пе в результате преднамеренной сознательной деятельпосга людей, а сти хийно и независимо от воли людей. Третья особенность производства характеризует процесс зарождения нового экономического базиса и его надстройки. Новые произво дительные силы, возникшие в недрах ста рого .строя,-вступают d конфликт с уже отжившими производственными отноше ниями. Именно несоответствие производ ственных отношении характеру производи тельных сил вызывает появление нового базиса в недрах старого строя, который живет некоторое время со старым еще гос подствующим базисом. Этот старый ба зис с его носителями —* господствующими классами превращается в ту «непреодоли мую» преграду, которую можно ~ уничто жить лишь путем революции, путем на сильственных действии новых классов. В процессе же социальной революции унич тожаются старые учреждения, создаются новые, о новые передовые идеи .превра щаются в господствующие. Смена одного способа производства дру гим происходила в результате развития противоречий между производительными национальных и зональных', языков». В советском социалистическом обществе установлены впервые в истории истинно товарищеские взаимоотношения между на циями. Дружба народов СССР, пх сотруд ничество и социалистическая взаимопо мощь в выполнении политических, эконо мических, культурных и военных задач обеспечивают социалистическому обще ству неодолимую, могучую жизненную си лу. Нации Советского Союза в братском сотрудничестве, единенип и взаимопомощи строят коммунистическое общество. который, конечно, не^оудет ни немецким, силами и производственными отпошенпя- ни русским, ни английским, а новым ялы-1 ШІ> Противоречие между пропзводствонны- ком, вобравшим в себя лучшие элементы MJI отношениями и производптсльпымп си лами в капиталистическом общество яв ляется антагонистическим, т. е. неприми римым. Противоречие между обществен ным характером производства и частной формой присвоения продуктов производст ва в капиталистическом обществе являет ся экономической основой революции. За дачей последней является уничтожение капиталистического базиса и создание со циалистического базиса, нового экономи ческого строя общества, который бы соот ветствовал общественному характеру про изводительных СЕЛ. Возникновение и развитие социалисти ческого базиоз происходит па основе иных закономерностей, чем прошлых антагони стических базисов. Специфика закономер ностей возникновения социалистического базиса обусловлена природой социалисти ческой революции. Социалистическая ре волюция, указывает И. В. Сталин в своем произведении «К ьспросам лениниз ма», начинается прн отсутствии пли по чти при отсутствии готовых Форм социа листического уклада, а буржуазная рево люция начинается при наличии более или менее готовых форм капиталистического уклада, выросших еще в недрах феодаль ного общества. Отсюда основная задача буржуазной революции сводилась к захва ту власти и приведению ее в соответствие II. * ) Сокращенная стенограмма лек ции, прочитанной кандидатом фило софских наук И. В . Малышевым на областном семинаре лекторов. Товарищ Сталин в своих классических трудах по языкознанию, являющихся продолжением его философских произведе ний «Анархизм или социализм?», «О диа лектическом и историческом материализ ме», далее развивает марксистско-ленин ское учение о базисе и надстройке. «Базис, — учит И. В. Сталин, — есть экономический строй общества на данном этапе его развития». Отдельные философы ошибочно отожде ствляли базис с понятием способа произ водства. Это смешение понятий могло при вести к пагубному представлению о том, что при смене одного общественного строя другим ликвидируется не только базис, но и разрушаются производительные силы. Другие товарищи рассматривают базпе в полном огрыве от производительных сил. Этим они извращают положение марксиз ма-ленинизма о том, что изменение п раз витие производства начинаются всегда с изменений и развития производительных спл, сначала изменяются производитель ные силы, а соответственно с ними изме няются экономические отношения людей. Необходимо рассматривать базис и произ водительные силы в диалектической свя зи и взаимообусловленности, по производи тельные силы в базис общества не вхо дят. Это доказывает, что способ производ ства понятие болео широкое чем базис общества, как экономический строй обще ства. Важнейшей особенностью базиса яв ляется то, что он обслуживает общество экономически. Базис охватывает экономи ческие отношения людей, в результате ко торых люди производят необходимые для себя материальные блага. Базис характе ризуется также определяющей ролью по отношению к надстройке. Если производительные силы являются наиболее подвижным и революционным элементом производства, то это не значит, что бззис общества не влияет на развитие производительных сил, базис оказывает активное воздействие на развитие произ водительных спл, ускоряя или замедляя развитие производительных сил. Гениаль ная характеристика базиса, как экономи ческого строя общества иа данном этапе его развития, направлена против вульга ризаторов и упрощенцев в марксизме, ко торые занимаются лишь чистым определе нием понятии, по вникая в их существо. Товарищ Сталин вслед за определением базиса дает классическое определение над стройки: «Надстройка — это политиче ские, правовые, *религиозные, художест венные, философские взгляды общества и соответствующие нм политические, право вые и другие учреждения. Всякий базис имеет свою, соответст вующую ему надстройку. Базис Феодаль ного строя имеет свою надстройку, своп политические, правовые и иные взгляды и соответствующие пм учреждения, капи талистический базис имеет свою надстрой ку, социалистический — свою. Если из меняется и ликвидируется базис, то вслед кя, соответствующей соцпзлиг» :“ :с::о:.іу базису, не кратковременный, моменталь ный процесс, а процесс, который проис ходил с а протяжении последних 30 дет, когда в России был ликвидировал старый базис н создан новый базис, а соответст венно с этим была ликвидирована старая капиталистическая надстройка и создана соответствующая социалистическому бази су новая надстройка. П. В. Сталии, охарактеризовав взаимо отношение базиса и надстройки, указы вает, что надстройка порождается бази сом, «ло это вовсе не значит, что она только отражает базис, что она пассивна, нейтральна, безразлично относится к судьбе своего базиез, к судьбе классов, в характеру строя. Наоборот, появившись на свет, она становится величайшей ак тивной силой, активно содействует своему базису оформиться и укрепиться, прини мает все иеры а тому, чтобы помочь но вому строю доконать и ликвидировать старый базис и етарыо классы». В классовом обществе государству, кал; политической (надстройке, принадлежит особая рать. В. П. Ленин писал, что поли тические учреждения являются надстрой кой над экономическим основанием, раз ные политические формы современных ев ропейских государств служат укреплению господства буржуазии над пролетариатом. Буржуазия широко использует с целью сохранения своего господства не только средства государственного принуждения, но также н средства идеологического воз действия на массы. Особенно это относит ся к современной американской идеоло гии, которая выражает интересы самой реакционной буржуазии. Умирающий класс империалистической Америки цепляется са идеологические тормозы общественного развития. Философия, социология, литера тура, кино в Америке переживают ужас ное пздение. Реакционеры с пеной у рта (защищают самую кровавую диктатуру им периализма — американскую и ее основу — частную собственность. Качественно изменяется активная роль надстройки в условиях социализма. Вели чайшая активная роль надстройки ярко проявляется в социалистической револю ции, в переходный период и особенно ярко в процессе постепенного перехода от соци ализма к коммунизму. Нпкогда надстройка не решала столь больших и грандиозных задач, какие она решает в советском об ществе.' Надстройка в советском обществе решает экономическую садачу по созданию полного изобилия материальных благ, по литическую — по преодолению всех клас совых различий и идеологическую — по коммунистическому воспитанию народа. Говоря о могучей преобразующей роли социалистической надстройки, необходимо отметить, прежде всего, руководящую и направляющую силу — большевистскую партию, «которая вносит единство в дея тельность социалистической надстройки. Политика большевистской партии осно вана на вовлечении в строительство ком мунизма самых широких масс трудящихся. Политика большевистской партии, как жизненная основа советского строя, опре деляет всю деятельность Советского госу дарства. Большевистская партия и Советское го сударство всегда уделяли большое внима ние вопросам коммунистического воеппта- іо общеот :1 г--решайте;; з з :сзе г:. • ства общественных сил, осле: 1 коте . : является п о л ео э соответс ргго с-тзалвст;:- ческзіх проБЗЕодственЕГ’т. отношений с стог.нек I і ’7 оизс;дятел ъ ::ы:: с~".. НедитігЬвяетп ческие противоречия в развитии социалистического общества преодолеваются борьбой между-.новым л старым, победой нового лад старым. Товарищ Сталии, характеризуя еакон перехода от старого • качества к новому, показывает различие между скачком и взрывом. Ворыз,. как специфическая' Лор ка скачка, характеризуется внезапностью и разовым уничтожением старого и по строения яового. Скачок 'же хзрактери- оуется длительностью и постепенностью отмирания элементов старого качества и накопления элементов (нового качества. Скачки лосят закономерный, а ле случай ный характер. И. В. Огалпн ещо в своей работе «Анархизм илп социализм?» под черкивал: «Эволюция подготовляет рево люцию и создаёт для лее почву, а рево люция завершает эволюцию и содей ствует её дальнейшей работе». Скачкп подготовляются всем предшествующим по степенным количественным развитием, изменением. П. В. Сталин характеризует различного рода скачкп — скатай со взрывом и скачкп без взрывов: «Вообще нужно оказать к сведению то варищей., увлекающихся взрывами, что закон перехода от старого качества к но вому путём взрыва неприменим не только к истории развития языка, — он ие всег да прпмеяпм также и к другим общест венным явлениям базисного или надстро ечного порядка. Он обязателен для обще ства, разделённого на враждебные классы. Но он вовсе не обязателен для общества, ее имеющего враждебных классов». Специфику совершенно еового перехода от старого качества к новому товарищ Сталии показывает е а классическом прп- - марке; ».. м ;т г 'Л l • оп! ., лоз: • знІт: ш, - е- д: льно, г.тел , е . форм ь? и л не могу: • •ззкс./г.лся с з- ег гремели, не г не : r.zsn > еынн формулами л выводами, соответст вующими новым историческим задачам. Наркспвм - Ее признаёт неизменных выво дов л формул, обязательных для всех эпох и перводов. Марксизм является вра гом, всякого догматизма»... - Товарищ Сталин выступает против талмудизма, начетлпчествз •и догматизма, еа творческий марксизм. , 0 н указы вает, что Маркс и Энгельс в 40-х годах прошлого века,' когда не было ещо моно полистического. иапвталЕЗма и г : :інта:п~м развивался более или менео плавно по’ восходящей линии, пришли к выводу, что социалистическая революция не может, победить в одном -какой-либо стразе, что' она может победить ‘лишь при одновремен-' ном ударе во всех или в большинстве ци вилизованных .стран. В начале жо XX ве-: ка, £огда капитализм перерос в имиериа-'. лизм и закон .неравномерности развития', предопределил рззнаврененность созрева ния пролетарской революции в разных' странах, В. И. Лёнин сделал в это врсцл новый гениальный вывод о соцвалЕСтиче-к свой революции, о возможности .победы, социализма первоначально в одной, о т дельно взятой стране. Товарищ Сталин учит, что оба.зтн вы вода правильны, сто не абсолютно, а .каж дый для своего времени. А талмудисты и ; начетчики, не вникая в существо дела,, цнтпруя формально в отрыве от историче ских условии, утверждают, что один илп другой вывод должен быть отброшен. этого видно, глкое плштское- сиачсигз играет творческий подход к марксизму. Гигантское значение имел и имеет ге ниальный ленинский вывод о возможности победы социализма первоначально и од ной, отдельно взятой стране. Болынсвн- мере пэ развития советского оощееггва. В __ _ 1 о 1 п ______ -««„л__ _ стекая партия, руководствуясь зтпм вы- течение 8— 10 лет в сельском хозяйстве | ................ V . __________ ___________ советского общества был совершен переход і от буржуазного индпвпдуально-крестьяп- ского строя к социалистическому, колхоз- о наличной буржуазной экономикой, бур- пил, пдейно-по.тптнческой закалке совет- жуазным базисом и завершению создания капиталистической надстройки. Буржуаз ная революция завершается захватом вла сти, а захват масти является лишь на чалом пролетарской революции. Революци онная власть используется для перестрой ки старой э к о н о м и к и и создания новой. Вот почему необходим революционный переходный период от капитализма к со циализму. Переходпый период от капита лизма к социализму в СССР явился пе риодом упорной организационной работы и скнх люден. Идеологическая работа огром ное, особое значение приобрела в период постепенного перехода от социализма к коммунизму. Воепитанпо советских людей в духе коммунизма является одним из ре шающих условий постепенного перехода от социализма к коммунизму. Дальнейшее развитие социалистической идеологической надстройки играет огромную роль в строи тельстве коммунизма. Социалистическая идеология выражает интересы и исторические- задачи рабочего хозяйственного строительства. С экономп- класса, как могильщика капитализма и ческой точки зрения переходный период представляет собой период формирования социалистического базпеа. Такіш образом, в недрах капитализма социалистический базпо не возникает. Со вершенно закономерно возникает вопрос: на какой же основе .возникает в недрах капиталистического общества марксист ская партия, пдеп научного социализма? На какой же основе в России родились Советы -рабочих депутатов? На основе про тиворечий капиталистического способа производства, как отражеппя назревших задач развитая материальной жнзип обще ства, появились пдеп научпого социализ ма, приведшие пролетарпат па борьбу против господствующих классов. Пролета риат организуется, возникает марксист ская партия, высшая форма классовой ор ганизации пролетариата. В ходе классовой борьбы пролетариата против защитников умирающего, сгнив шего капиталистического бззнса, возника ют Советы рабочих депутатов в России. По в недрах капитализма пролетариат еще не имеет власти в своих руках, нп эконо мические, пи политические устои общест ва еще пе в его руках. Поэтому пролета риат создает в недрах капитализма лишь элементы новой рождающейся надстройки. Товарищ П. В. Сталин характеризует над стройку, как единое целое, которая вклю чает в себя «с только политические, пра вовые, художественные, философские и другие взгляды общества, по и соответст вующие пм политические, правовые и другие учреждения и организация. Отсюда становится ясным, что социалистическая надстройка в целом создается в процессе строительства социализма после свержения капитализма. И. В. Сталин подчеркивает, что создание социалистической падстрои- создателя коммунистического общества. Социалистическая идеология является научным выражением интересов рабочего класса, научно доказывает неизбежность гибели капитализма и победы социализма. Классические труды товарища И / В. Сталина «Относительно марксизма в язы кознании», «К некоторым вопросам язы кознания». «Ответ товарищам» являются дальнейшим глубоко научным, творческим развитием марксистской диалектики на основе обобщения ' современного общест венного развития и достижений науки о природе. Товарищ Сталин далее развивает суть диалектики. В. П. Ленин в своей онаменитой статье «К вопросу о диалекти ке» писал, что раздвоение единого и по- ананпо противоречивых частей его яв ляется сутью диалектпкп. Отдельные фи лософы закон единства н борьбы противо положностей св о д и л и в основном ік борьбе противоположностей и забывали важней шую черту сути диалектики — единство. И. В. Сталин учит, что, говоря о борь бе противоположностей, не следует забы вать и об нх единстве. Это развитие марк систской диалектики имеет большое зна чение. Это гениальное указанно поможет глубоко рассмотреть специфику развития советского социалистического общества, характер разрешения неантагонистических противоречий советского общества. Тозарищ Сталин говорит о новом единстве советского общества — социалистическом единстве. Сталинское развитие марксист ской диалектики показывает новый ха рактер разрешения иропгворечнй общест венного развития. Неантагонистпческие противоречия советского социалистическо - ному строю. Эта революция была осущест влена не путем взрыва, но путем сверже ния существующей власти и создания но вой власти, а путем постепенного перехо да от старого, буржуазного строя в деров но к новому. Этот революционный перево рот в деревне удалось осуществить не пу тем взрыва потому, что это была револю ция сверху, совершенная по инициативе существующей власти прн поддержке ос новных масс крестьянства. Специфика пе рехода от старого качества к новому .в антагонистическом (классовом общество со стоит в том, что скачки по законам клас совой борьбы направлены против сущест вующего строя и совершают их снизу эк сплуатируемые классы против господству ющих классов, а последние оказывают упорное и отчаянное сопротивление. Ска чок совершается в антагонистическом об щество путем взрыва, когда происходит уничтожение старого строя и возникнове ние нового общественного строя. Сталинскио положения о законе пере хода от старого качества к новому учат своеобразию глубоких качественных изме нений' в советском общество, которые осу ществляются но путем взрыва, а посте пенно. Постепенный переход от социализ ма к коммунизму означает огромные ка чественные изменения. Переход.к комму низму совершается путем всестороннего развития основ социализма. Величайшее общественное развитие при социализме, прп постепенном переходе от социализма к коммунизму не носило п но носит ха рактера социальной революции потому, что это развитие но связано со сменой об щественного строя, а происходит нз осно ве социалистического п будет происходить на основе (коммунистического обществен ного строя, без социальных революции, без взрывов. Товарищ Сталин далее развивает марк систскую диалектику по вопросу соотно шения п связи эволюции л революции. До появления в свет трудов П. В. Сталина о языкознании отдельныо философы под черкивали л е ш ь один иомеЕТ развития, вопрос о скачке, но не освещали вопроса о связи одной общественно-экономической формации с другой. П. В. Сталин в своих классических трудах о марксизме в язы кознании подчеркивает, что скачкообраз ное, революционное уничтожение *базиса и соответствующей ому надстройки- но озна чает уничтожение всех общественных яв лений прошлого. При смене базиса и со ответствующей ему надстройки сохраняет ся техника, прогрессивные завоевания науки и культуры, язык нации, который обогащается новым словарным сапасом. П. В. Сталии нарисовал этпм самым связь одной общественно-экономической форма ции с другой, показал соотношение эво люции п революции. Развитие диалектики П. В. Сталиным в своих классических трудах о марксизме в языкознании показывает блестящпй при мер творческого применения марксистской диалектики к изучению общественной жизни и природы. IV. Товарищ Сталин в своем произведении «Ответ товарищам» дает классическое оп ределение марксизма как науки: «Марксизм есть наука о сазонах разви тия природы и общества, наука о револю ции угнетённых и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех стра нах, наука о строительство коммунистиче ского обществз. Марксизм, как наука, не может стоять на одном месте., — он разви вается и совершенствуется. В своём развн- водом, добилась блестящей победы социа лизма в СССР, доказав, что победа социа лизма с успехом может быть осуществле на и в других отдельных страпаз. П. В. Сталии в качество примера т в о ческого характера марксизма е арисовал, разработку вопроса о судьбах социалисти ческого государства. «...Советские марксисты, . —- говорит товарищ .Сталии, — ла ссновллпл изуче ния мировой обстановки в наша время, пришли б оыводу, что при лзличпп капи талистического окружения, когда победа социалистической революции имеет место только в одной стране, а е о всех других странах господствует капитализм, «грана победившей революции должна из ос лаблять, а всенерпо усиливать своё госу-ѵ- дарство, органы государства, органы раз ведки, армию, если эта страна но хочет быть разгромленной капиталистическим окружением». Талмудисты и начетчики, опираясь на формулу Энгельса из сАпти Дюринга», ратовали за отмирание Советского госу дарства после победы социалистической реБолюцпп. •Но русские марксисты указы вали, что формула Энгельса имеет в виду победу социализма во всех странах или в большинство стран и неприменима к слу чаю, когдз социализм побеждает в одной, отдельно взятой стране, а во всех дру гих странах еще существует еапитализм. Таким образом, имеются двэ различные формулы о судьбах социалистического го сударства. «Пачётчики и тзлиудпеты могут ска зать, что это обстоятельство создаёт не выносимое положение, что нужно одну из формул отбросить, как безусловно ошибоч ную, а другую, как безусловно правиль ную, — распространить на все периоды развития социалистического государства. Но марксисты ие могут не знать, что на чётчики и талмудисты ошибаются, — учит П. В. Сталии, — ибо обо эти фор мулы правильны, по ие абсолютно, а каждая для своего времени: формула со ветских марксистов — для периода побе ды социализма в одной ели несиояывз странах, а формула Энгельса — для того периода, когда последовательная победа еоцпалпзнз в отдельных странах приведёт к победе социализма в большинстве стран и когдз создадутся, таким образом, необ ходимые условия для применения форму лы Энгельса». Гениальный сталинский вывод о Совет ском государстве в ныпешних условзсХ вдохновляет советский народ иа ого все мерное усиление, на его дальнейшее ук репление, как главного орудия построения коммунизма. Коммунистические и рабочие партпп народно-демократических стран, опираясь, на гениальный сталинский вы вод о советском социалистическом госу дарстве, ведут борьбу за укрепление р> жима народной демократии, выполняюще го Функции диктатуры пролетариата. П. В. Сталин учит, что могучим, сред ством для развития науки, является кри т и к а ^ самокритика — ярый враг догма тиков и талмудистов. Догматики-языкове ды, создавшие аракчеевский режим в язы кознании, образовали замкнутую группу непогрешимых руководителем, выступали против критики и самокритики, самоволь ничали и бесчинствовали. Товарищ Сталин учит, что никакая наука не мо жет развиваться и преуспевать без борь бы мнений, без свободы критики. Гениальные работы И. В. Сталина име ют попстпно огромное значеипе для твор ческого развития всей советской науки. Классические труды товарища Сталина по вопросам языкознания имеют большое зна чение для дальнейшего развития всех наук — общественных и естественных; для развития марксистско-ленинской фи лософии. - ' А '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz