Полярная правда. 1952, май.
ЛЬ 1 2 4 (7 2 3 0 ) 2 7 пая 1 9 5 2 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Н О Т Ы С О В Е Т С К О Г О П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А ПРЯВИТЕЛЬСТВЯМ СШЯ, ЯНГЛИИ И ФРЯНЦИИ О МИРНОМ ДОГОВОРЕ С ГЕРМЯНИЕЙ 13 кая "с. г. Министерство Пнострсн- пых Дел СССР получило от посольств ОПТА, Великобритании и Фра д р а в Мо- спвз аааж яетіьм лоты правительств СШАЦВеликобритании л.Фрсицпн в ответ ва ноты Совзтсзого Правительства от 9 апреля с. г. относительно нироого до говора с Героиней. 24 гая Министерство Иностранных Дел СССР направило посольствам США, Вели кобритании я Франции ответные поты Со ветского Правительства. Ниже публикуется текст ноты Прави тельства США от 13 пая 1952 года л текст ответной ноты Советского Правл- тельства от 24 мая 1952 года. Н о т а П р а в и т е л ь с т в а США о т 13 м а я 1 95 2 г о д а «Временный поверенный в делах Соеди ненных Штатов Америки свидетельствует свое уважение Млннегру Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик н, согласно указанию своего Правительства, имеет честь сообщить сле дующее. 1. В ответ на ноту Советского Прави тельства от 9 апреля Правительство Сое диненных Штатов желает сделать следую щие замечания в отношении единства Гер мании, избрания свободного общегерман ского правительства и заключения мирно го договоре с этим правительством. Поли тика Правительства Соединенных Штатов лопрвхяеыу заключается в том, чтобы до стигнуть этих целен иа условиях, кото рые обеспечат единство со свободой и мир с безопасностью. 2. Правительство Соединенных Штатов готово начать переговоры с Советским •Правительством по этим вопросам л же лает это сделать как только будет ;ясно. что Советское Правительство также наме рено избегать бесплодных дискуссии, ко торые имели- место в прошлом. По Прави тельство Соединенных Штатов п прави тельства Соединенного королевства и .Франции, а также Советское Правитель ство должны сначала достичь ясной дого воренности по отводу рамок переговоров л но поводу основных подлежащих рассмот рению проблем. Для успеха л для того, чтобы избежать длительной затяжки, необ ходима надлежащая подготовка. Нота Со ветского Правительства от 9 апреля про ливает мало нового света па вопрос о том, каковы, по мнению Советского Правитель ства, должньГбыть средства для обеспече ния успеха любых таких переговоров. 3. В своей последней ноте Советское Правительство теперь выдвигает условие, что Германия не должна быть включена «в ту пли иную группировку держав, на правленную против какого-либо миролюби вого государства». ' . Предполагаемое вступление Германии в члены 05’едппенных Наций должно, ко нечно, сделать ненужным любое такое ус ловие. Ео всяком случае, 'Правительство Соединенных Штатов не могло бы принять кепие-либо положения, запрещающие Гер мании вступать в об’единенпе с другими ■государствами, которое . одна из сторон, подписавших мирный договор, когла бы произвольно счесть, как «направленное рротнв какого:лнбо миролюбивого государ ства».- Оно не может допустить, чтобы Терманля 'была лишена основного прису щего свободной н равной нации права об’единяться с другими нациями в мирных целях. Оно должно предполагать, что Со ветское Правительство также не сможет возражать против права Германии жту- пать в оборонительные соглашения. 4. В своей ноте от 25 марта Прави тельство Соединенных Штатов' указало, что оно оказывает полную поддержку усилиям, предпринимаемым свободными государствами Западной Европы, включая Германскую федеральную республику, с целью создать мирное европейское сооб щество и тем самым положить начало новой эре, в которой международные от ношения будут основываться на сотрудни честве, а не па соперничестве и недове- рнлі Правительство Соединенных Штатов приветствует создание такого европейско го сообщества, в котором будет принимать участие Германия. Германия разделена, ваг» как разделена Европа. Эта политика европейского единства но может угрожать интересам Советского Союза или какой- либо страны, политика которой посвящена поддержанию мнра. Поэтому Правительст во Соединенных Штатов пе отклонится от поддержки, оказываемой им этой политике. Оно более чем когда-либо убеждено в том, что эта политика представляет собою дей ствительный путь к миру. 5. Правительство Соединенных Штатов не несет ответственпости за то, что не удается распространить это сотрудничест во за его нынешние пределы. Оно по- прежнему готово рассмотреть с искрен ностью и доброй волей любые практиче ские п конкретные предложения, которые предназначены для уменьшения напряже ния и устранения существующих раско лов. 6. Германский мирный договор может быть разработай лишь в том случае, если будет существовать общегерманское пра вительство, образоваігное в результате свободных выборов и имеющее возмож ность участвовать с полной свободой в обсуждении такого договора. Поэтому в настоящее время невозможно вести пере говоры о положениях германского мирного договора. Правительство Соединенных. Штатов уже заявило о своих взглядах по поводу некоторых предложений Совет ского Правительства, в особенности по поводу ошибочного толковаіпгя террито риальных постановлений Потсдамского протокола и по поводу намерения Совет ского Правительства поставить Германию в положение постоянной изоляции от За падной Европы, обязав ее в то же время обеспечить свою оборону исключительно средствами, ее 'собственных национальных вооруженных сил. Советские предложения означали бы наложение постоянных оков на права Германии вступать в междуна родные об’еднненпя п вызвали бы состоя ние постоянного напряжения и неуверен ности в центре Европы. 7. Общегерманское правительство, об разованное в результате свободных выбо ров, должно быть само свободным. Необ ходимо, нгобы такой свободой оно облада ло как до, так н после подготовки лирно го договора в ;юде переговоров. Оно долж но быть в состоянии сохранить свой под линно представительный характер, при нять на себя обязанности как правитель ство воссоединенной Германии и сыграть свою полную роль в обсуждении мирного договора. Этот вопрос о свободе поэтому неотделим от проблемы выборов. Советг ское Правительство все еще не сообщило о 'своих взглядах по этому поводу. Прави тельство Соединенных Штатов должно в особенности спросить, считает ли Совет ское Правительство, что общегерманское правительство, образованное в результате свободных выборов, шходнлось бы под контролем четырех держав впредь до за ключения лирного договора, или же Со ветское Правительства согласно с тем, что общегерманскоо правительство должно об ладать необходимой свободой действий и полномочиями, присущими правительству. 8 . Правительство Соединенных Штатов счастливо отметить, что Советское Прави тельство теперь согласно в принципе с тем, что должны иметь место свободные выборы по всей Германии. Однако такие свободные выборы могут состояться лишь в том случае, если во всех частях Герма нии будут существовать необходіиые ус ловия л если эти условия будут сохра няться не только в день голосования и до него, но также и впоследствии. Поэтому необходимый первый щат должен иметь своей целью обеспечение таких условий. Пначе не ножет быть достигнуто никакого прогресса. В последние годы восточная часть Германии развивалась в направле нии, все более отклоняющемся от основно го пути развития Германии. Это является одной из главных .причин того, почему требуется беспристрастное расследование, прежде чем могут иметь место выборы. 9. Одиако Советское Правительство не согласно с тем, чтобы международная ко миссия, созданная Генералыіой Ассамб леей Об’еднненных Наций, провела такое расследование по всей Германии. Оно ос новывает этот отказ на своем толковании статьи 107 Устава Объединенных Наций. По эта статья гласит: '«Настоящий Устав, ли в какой мере, пе лишает юридической силы действия, предпрігнятые или санкционированные в .результате второй мировой войны несущи ми ответственность за такие действия правительствами в отношении любого го сударства, которое в течение второй ми ровой войны было врагом любого из госу дарств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям». Эти слова явно но препятствуют Объе диненным Нациям рассматривать эти ас пекты германских дел. Это толковаіше бы ло поддержано Генеральной Ассамблеей Об’едпненных Наций подавляющим боль шинством. Однако, даже если принять ошибочное толкование, даваемое Советским Правительством Уставу, то и в этом слу чае ничто не мешает четырем державам воспользоваться комиссией Об’едннеппых Наций для определения условий, в кото рых могли бы быть проведены подлинно свободные выборы по всей Германии. 10. Вместо этого, Советское Правитель ство выдвигает положения о том, что от ветственность по проведению. расследова ния могла бы быть возложена на комис сию, образованную четырьмя оккупирую щими державами. Прежде чем Правитель ство Соединенных Штатов могло бы чув ствовать уверенность в том, что это пред ложение обеспечит беспристрастное рас следование, ему необходимо было бы знать, каковы были бы состав и функции такого органа. Комиссия, составленная исключительно ігз членов, несущих пря мую ответственность в Германии, была бы одновременно и судьей и заинтересованной стороной. Опыт того периода, в течение которого четыре державы осуществляли совместный контроль над Германией, гово рит о том, что комиссия не смогла бы прігггн к полезному решению. Таким обра зом, это привело бы ік значительной от тяжке' выборов. Правительство Соединен ных Штатов не может пройти мимо того факта, что назначение комиссии четырех держав могло бы быть истолковано как шаг в направлении восстановления конт роля четырех держав над Германией. Это был бы шаг назад, который не соответст вовал бы конституционным переменам в федеральной республике. 11. По этой причине Правительство Соединенных Штатоз отдает свое предпо чтение комиссии Об’единенных Наций: она ужо существует, ее функции определены и она может начать действовать без про медления. Тем не менее Правительство Соединенных Штатов готово изучить лю бую возможность для выяснения того, су ществуют ли условия свободы на терри тории всей Германии для проведения под линно свободных выборов. Правительство Соединенных Штатов в согласии с прави тельствами Соединенного королевства и Франции и после консультации с прави тельством Германской федеральной рес- пуб.пгки и германскими властями в Бер лине, соответственно вносит следующие предложения. I. Беспристрастная комиссия должна немедленно установить, существуют ли в советской зоне Германии, а также в Гер манской федеральной республике и во всех секторах Берлшта условпя, необходимые для проведения свободных выборов и, ес ли пет, доллпіа рекомендовать для рас смотрения четырьмя державами, несущи ми ответственность в Германии, шаги, ко торые должны быть предприняты для соз дания таких условий. Четыре державы должны обеспечить необходимые условия для проведения такой комиссией расследо вания в Германской федеральной респуб лике, в советской зоне л во всех секторах Берлина. Три западные державы н прави тельство Германской федеральной респуб лики уже заявляли о своей готовности сделать это. И. Четыре державы должны использо вать для этой дели комиссию Об’едипеп- ных Наций, которая уже имеется. Это явится, п о вп д им о ііу , самым быстрым и наиболее практичным способом действия. Ш. Несмотря на то, что Правительство Соединенных Штатов определенно предпо читает процедуру, изложенную в пункте П выше, оно готово рассмотреть любые другие практические и конкретные пред ложения относительно беспристрастной ко миссии по расследовапіпо, которые Совет ское Правительство может пожелать сде лать при одном условии, что они будут способствовать скорейшему проведению свободных выборов по всей Германии. IV. Как только будет подготовлен до клад такой беспристрастной комиссии, представители правительств Соединенного королевства, Соединенных Штатоз, Фран- цігп и Советского Союза встретятся, чтобы рассмотреть его с целью достижения со глашения о: а) проведенігн в скором времени свобод ных выборов по всей Германии, включая создаппс там, где это необходимо, соответ ствующих условий; п б) о заверениях, которые должны быть даны четырьмя державами в том, что об щегерманское правительство, образованное в результате этих свободных выборов, бу дет обладать необходимой свободой дейст вий в течение периода до вступления в силу мирного договора». Нота Советского Правительства от 24 мая 1952 года В связи с нотой Правительства. США Ьт 13 мая с. г. Советское Правительство считает необходимым заявить следующее. 1. 0 неотложности решения германского кспрсса и о затягивании западными дер жавами нотной псрописки по этому оопросу. В ноте от 10 марта с. г. Совет ское Правительство предложило прави тельствам США, Великобритании и Фран ции совместно обсудить вопрос о заклю чении -мирного договора с Германией и об образовании общегерманского правитель ства. Чтобы облегчить и ускорить подго товку мирного договора с Германией, Со ветское Правительство представило свой проект этого договора, выразив вместе с тем готовность рассмотреть и другие воз можные предложения по этому вопросу. Советское Правительство считало и счи тает необходимым безотлагательно разре шить этот вопрос, руководствуясь интере сами укрепления мира в Европе и необ ходимостью удовлетворения законных на циональных' требований германского на рода. Поскольку в ответной ноте Правитель ства США от 25 марта было выдвинуто, в связи с вопросом об образовании обще германского правительства, предложение об обследовании условий ировэденпя все общих выборов в Германии, Советское Правительство в нбте от 9 апреля согла силось с ‘таким предложением, настаивая, однако, на' том, чтобы указанное обследо вание было проведено не комиссией Орга низации Об’едпненных Наций, к компе тенции которой не относятся вопросы нпрного урегулирования с Германией, а беспристрастной комиссией четырех дер жав, выполняющих оккупационные функ ции в Германии. Вместе с тем. Советское Правительство вторично предложило Пра вительству США, а рзвным образом и правительствам Великобритании и Фран ции, не откладывать дальше рассмотрение зпгрного договора с Германией, а также вопроса об об’еднненпи Германии и о соз дании общегермаиского правительства. Несмотря на то, что Советское Правитель ство приняло предложение Правительства США о проверке наличия условий для проведения в Германии свободных всеоб щих выборов и что предложение Совет ского Правительства о назначении комис сии для проведения такой проверки по соглашению между четырьмя державами обеспечивает об’ективность и бесприст растность указанной комиссии, решение вопроса о мирном договоре с Германией и об об’единении Германии, как свидетельст вует нота Правительства США от 13 мая, вновь откладывается на неопределенное время. Пэ указанной ноты видно, что Правительство США отказывзетсл и от того, чтобы четыре державы приступили, наконец, к обсуждению эпгх вопросов бсо дальнейших отлагательств. Вместо этого Правительство США в своей ноте от 13 мая выдвинуло целый ряд новых предварительных условий, ко торых оно не выдвигало в ноте от 25 мар та и о которых оно- теперь предлагает договориться путем продолжения нотной •переписки, прежде чем приступить к непосредственным переговорам. Так, в но те от 13 мая Правительство США предла гает до начала непосредственных пере говоров договориться «по поводу ранок переговоров и по поводу основных подле жащих рассмотрению проблем», а также продолжить нотную переписку по поводу состава и функций комиссии но про верке в Германии условий всеобщих вы боров и т. п. Все эти факты свидетельствуют о том, что Правительство США продолжает оття гивать заключение мирного договора с Германией и решение вопроса об об*едігне- ипи Германии и об образовании общегер манского правительства. Только этим можно об’ясннть то обстоятельство,, что в ноте от 13 мая Правительство США вновь выдвинуло ряд вопросов для продолжения потной переписки, которая и без того за тянулась иа несколько месяцев, вместо того, чтобы четыре державы приступили к непосредственным переговорам и нача ли совместное рассмотрение мирного до говора с Германией и всех связанных с этим вопросов. При таком паложенин как в Германии, так и за ее пределами, не может не ук репиться мление, что Правительство США в действительности не стремится к тому, чтобы был заключен мирный договор с Германией и чтобы был положен конец расколу Германии. Между тем без заклю чения мирного договора и об’единения Германии ие может быть восстановлено независимое и полноправное германское государство, выражающее подлинную во лю всего германского народа. 2 ..0 сепаратных соглашениях западных держав с Западной Германией и об их по пытках уклониться от заключения мир ного договора с Германией. Советское Правительство считает необходимым об ратить особое вииманио на то, что одно временно с продолжающейся нотной пе репиской Правительство США вместе с правительствами Великобритании и Фран ции ведет сепаратные переговоры с бонн ским правительством Западной Германии о заключении так яаз. «общего» договора. В. действительности это никакой не «об щий» договор, а сепаратный договор, ко торый фальшиво назван «общим» для обмана парода. Таким образом грубо нару шается ІІотсдамскоо соглашение, которым иа четыре державы — США, Великобри танию, Францию и С€€Р возложена под готовка мирного договора с Германией. Несмотря на секретный характер пере говоров, ведушихся с боннским прави тельством, и несмотря на то, что полный текст этого сепаратного соглашения до сих пор не опубликован, из появившихся в печати данных содержание этого сепа ратного договора стало уже известно. Из этих данных видно, что подготовленный правительствами США,. Великобритании и Франции указанный сепаратный договор с Западной Германией отнюдь не ставит целью предоставление самостоятельности и независимости Западной Германии. Вме сто с формальной отменой оккупационного статута этот договор сохраняет режим фактической военной оккупации, оставляя Западную Германию в зависимом и под чиненном положении по отношению к Правительству США. а также Великобри тании и Франции. Вместе с тем, путей заключения этого сепаратного договора с Западной Герма нией правительства США, Великобритании и Франции легализуют восстановление германской армии, возглавляемой гитле ровскими генералами, а, значит, откры вают путь к восстановлению агрессивного западногерманского милитаризма. На дело этот договор является открытым военным союзом США, Великобритании и Франции с правительством Западной Германии, при помощи которого германский парод вовле кается боннским правительством в подго товку повой войны. Наряду с этим правительства США, Великобритании и Франции добиваются включения Западной Германии в созда ваемую ими под названием «европейское оборонительное сообщество» группировку государств — Франции, Западной Герма нии, Пталии, Бельгии, Голландии и Люк сембурга. Это самозванное «европейское сообщество» дол:кно стать составной ча стью* Северо-Атлантического блока и соз дать так паз. «европейскую армию», ку да должны войти восстанавливаемые пыпе в Западной Германии немецкие во оруженные силы.' Совершенно очевидно, что цель создания «европейского сообще ства» и «европейской армии» заключает ся не только в том, чтобы легализовать ремилитаризацию Западной Германии, как это уже и осуществляется фактически, но и включить Западную Германию в агрес сивный Северо-Атлантический блок. Всем известно, что именно в последнее время Правительство США добивается то го, чтобы всемерно ускорить как заклю чение указанного сепаратного договора с Западной Германией, так и включение Западной Германии в «европейское сооб щество». Тем самым стремятся не только окончательно оторвать, по н противопо ставить одну часть Германии другой ча сти Германии. Это означает, что Прави тельство США заинтересовано но воб’едп- ненин Германии и не в мирном договоре с Германией, а в том, чтобы путем новых сепаратных соглашений ещо крепче, чем до сих нор, связать Западную Германию и восстанавливаемую западногерманскую армию с Северо-Атлантическим блоком держав, что несовместимо с перспективами мирного развития в Европе. Все это показывает, что в настоящее время происходит сговор между реван шистскими правящими кругами Западной Германии и Северо-Атлантической груп пировкой держав. Этот сговор может быть основан только иа условии поддержки ре ваншистских стремлений боннского пра вительства Аденауэрз, подготовляющего развязку новой войны в Европе. Только агрессивным целям германских реванши стов может служить восстанавливаемая теперь западногерманская армия во главе с фашистско-гитлеровскими генералами. С другой стороны, включение такой западно- германской армии в так паз. «европей скую армию», а, следовательно, и в ар мию Северо-Атлантического блока еще больше подчеркивает агрессивный харак тер всей Северо-Атлантической группи ровки. " В свете этих фактов ипкто ие поверит тому, что подготовляемое ныне созданпе «европейского сообщества» и «европей ской армии» может представлять собой «путь к миру»,, как это говорится в аме риканской ноте от 13 мая. Действитель ный смысл указанного сговора Северо- Атлантического блока с Правительством Аденауэра может заключаться лишь в дальнейшем усилении агресснвиого харак тера Северо-атлантической группировки держав, стремящейся ныио к прямому об’сдинению с германскими реваншистами, которые представляют собой наиболее аг рессивные круги в Европе. Заключение с боннским правительством Западной Германии соглашений вроде уже названного сепаратного договора или сог лашения о «европейском сообществе» на кладывает на эту часть Германии новые обязательства, усиливая ее зависимость от оккупирующих держав и создавая новые затруднения для об’единепня с восточной частью Германии, которая не связана та кими обязательствами и развивается в условиях, благоприятствующих нацио нальному об’единешпо Германии в единое, независимое, демократическое и миролюби вое государство. Стремление Правительст ва США как можно скорее заключить ука занные выше сепаратные соглашения с За падной Германией, в то время как пере говоры о мирном договоре и об’единеини Германии все снова л снова отклады ваются, означает, что имеется намерение путем указанных сепаратных соглашений поставить германский народ перед совер шившимися фактами: германский народ будет поставлен перед фактом ремилита ризации Западной Германии и перед фак том оставления оккупационных войск в Западной Германии, а на пути заключе ния мирного договора и об’единения Гер мании будут воздвигнуты непреодолимые в настоящее время препятствия. лять о признании необходимости мирного договора и об’единения Германии, а, с другой стороны, делать все для того, чтобы затруднить и помешать заключе - 0 ншо мирного договора о Германией и вос становлению единого германского госу дарства. Это ведет к подрыву лсякото до верия к двойственной политике таких держав и ставит германский народ перед необходимостью искать своп пути к мир ному договору и национальному об’единс- нпю Герзаннн. 3. Предложение Советского Правитель ства. Несмотря на наличие разногласий по вопросу о мирном договоре о Германией, п. также по вопросу об об’едпнении Гер мании и образовании общегермаиского правительства, Советское Правительство вновь предлагает Правительству США, а также правительствам Великобритании и Франции приступить к ' совместному об суждению этих вопросов и не допускать дальнейших оттяжек в этом деле. Продолжение рассмотрения этих вопро сов в порядке дальнейшей нотной пере писки не может дать тех результатов, какие могут быть достигнуты прй непос редственных переговорах, а может лишь осложнить достижение соглашения. к Меж ду тем, дальнейшее затягивание решения вопроса о мирном договоре и об*едннонли Германии не может по вызывать законноп> недовольства германского народа, не гово ря ужо о том, что такого 'рода затяжки в этом деле противоречат интересам уста новления нормальных и прочных отноше ний между Германией и соседними госу дарствами. а также интересам укрепления всеобщего мира. Советское Правительство исходит при этом пз того положения, что при выра ботке мирного договора с Германией как Правительство СССР, так н правительства США, Великобритании и Франции будут руководствоваться постановлениями Пот сдамского соглашения, в частности в воп росе о границах Германии, как на это уже указывало Советское Правительство в но те от 9 апреля. Что касается общегерманского прави тельства и его полномочий, то, разумеет ся, это правительство также должно ру ководствоваться Потсдамскими постановле ниями, а после заключения лирного до говора — постановтенпями мирного до говора, который должен служить уста новлению прочного мира в Европе. При этом Советское Правительство продолжает считать неот’емлемым правом германского народа иметь свои национальные воору женные силы, необходимые для обороны страны, без чего вопрос о полномочиях общегерманского правительства нельзя решить справедливым-и “ -достойный--об разом. г Предлатая безотлагательно приступить к непосредственным переговорам о мир ном договоре с Германией и об образова нии общегермаиского правительства. Со ветское Правительство исходит также из того, что никакие сепаратные соглашения той или другой части Германии с прави тельствами других государств не будут накладывать каких-либо обязательств на общегерманское правительство и что об- щегерманское правительство, подписавшее мирный договор, будет обладать ясени правами, какими обладают правительства других независимых, суверенных госу дарств. Аналогичные ноты Министерством Ино странных Дел СССР направлены в поеоль- Однако- нельзя, с одной стороны, заяв- етва Великобритании и Франции. -О- Иностранные отклики на ноту Советского правительства правительствам GHIA, Англии п Франціш о глирногл договоре с Германией ГЕРМАНИЯ БЕРЛПН, 25 мая. (ТАСС). Агентство АДН передало оегодня текст ответной ноты Советского правительства на ноты запад ных держав правительству СССР по гер манскому вопросу от 13 мая 1952 года. Все радиостанции Германской Демокра тической Республики передавали сегодня полный текст ноты правительства СССР западным державам по вопросу о мирном договоре с Германией. ЧЕХОСЛОВАКИЯ * ПРАГА, 25 еая. (ТАСС). Сегодня вече ром чехословацкое радио передало текст ноты Советского правительства правитель ствам США, Англии и Франціш о мирном договоре г. Германией. Этот новый доку мент советской вьешпей политики вос принят чехословацким народом как доку мент, полностью выражающий мнение всех миролюбивых людей, стремящихся к успешному решению германского вопроса и создают единого, демократического, ми ролюбивого н независимого германского государства. ФРАНЦИЯ ПАРПЖ, 25 мая. (ТАСС). Под крупным заголовком «С-ССР требует прямых и немедленных переговоров по германскому вопросу» газета «Суар-димаіпп» публикует на первой странице» сообщение о послед ней советской ноте правительствам США, А н г л и и и Франции о «ирном договоре с Германией. Газета подчеркивает, что новая совет ская нота о мирном договоре с Германией направлена правительствам трех западных держав накануне предстоящего подписания в Бонне «военного договора, официально закрепляющего создание нового вермахта, разделение Германии на две части, вклю чение Западной Германии в атлантическую ского правительства. коалицию и союз правительства Пинал — Шумана с немецкими мплнтарпстани; ко торые мучили и терзали оккупированную Францию». Газета подчеркивает стройное значение для Франции содержащихся в советской ноте конкретных предложений, направлен ных на созданпе единого, независимого, демократического я миролюбивого герзіан- ского государства. • , АНГЛИЯ - / ЛОНДОН, 25 мая. (ТАСС). Агентство Рейтер распространило изложение ноты Советского правительства правительствам западных держав о мирном договоре с Гер манией. Лондонское радио Несколько рзз передавало сообщение о новой поте Совет ского правительства. Лондонское радио подчеркивает тс те сто в советской ноте, где говорится, что сепаратный договор, которьгіі обсуждается сейчас в Бонне, является нарушением Потсдамского соглашения, что он направ лен не на предоставление независимости Западной Германии, а на то, чтобы про длить военную оккупацию н оставить За падную Германию в зависимом от трех западных держав положении и легализу ет восстановление германской армии, возглавляемой гитлеровскими генералами, и таким образом открывает пучь для вос становления агрессивного западногерман ского милитаризма. США НЬЮ-ЙОРК, 25 мая. (ТАСС). Как со общает нью-йоркское радио, министерства' иностранных дел США, Англии и Франции изучают новую поту Советского прави тельства о мирном договоре с Германией. Государственный департамент США пока официально не комментировал ноту Совет-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz