Полярная правда. 1952, май.

ЛЬ 1 2 4 (7 2 3 0 ) 2 7 пая 1 9 5 2 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Н О Т Ы С О В Е Т С К О Г О П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А ПРЯВИТЕЛЬСТВЯМ СШЯ, ЯНГЛИИ И ФРЯНЦИИ О МИРНОМ ДОГОВОРЕ С ГЕРМЯНИЕЙ 13 кая "с. г. Министерство Пнострсн- пых Дел СССР получило от посольств ОПТА, Великобритании и Фра д р а в Мо- спвз аааж яетіьм лоты правительств СШАЦВеликобритании л.Фрсицпн в ответ ва ноты Совзтсзого Правительства от 9 апреля с. г. относительно нироого до­ говора с Героиней. 24 гая Министерство Иностранных Дел СССР направило посольствам США, Вели­ кобритании я Франции ответные поты Со­ ветского Правительства. Ниже публикуется текст ноты Прави­ тельства США от 13 пая 1952 года л текст ответной ноты Советского Правл- тельства от 24 мая 1952 года. Н о т а П р а в и т е л ь с т в а США о т 13 м а я 1 95 2 г о д а «Временный поверенный в делах Соеди­ ненных Штатов Америки свидетельствует свое уважение Млннегру Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик н, согласно указанию своего Правительства, имеет честь сообщить сле­ дующее. 1. В ответ на ноту Советского Прави­ тельства от 9 апреля Правительство Сое­ диненных Штатов желает сделать следую­ щие замечания в отношении единства Гер­ мании, избрания свободного общегерман­ ского правительства и заключения мирно­ го договоре с этим правительством. Поли­ тика Правительства Соединенных Штатов лопрвхяеыу заключается в том, чтобы до­ стигнуть этих целен иа условиях, кото­ рые обеспечат единство со свободой и мир с безопасностью. 2. Правительство Соединенных Штатов готово начать переговоры с Советским •Правительством по этим вопросам л же­ лает это сделать как только будет ;ясно. что Советское Правительство также наме­ рено избегать бесплодных дискуссии, ко­ торые имели- место в прошлом. По Прави­ тельство Соединенных Штатов п прави­ тельства Соединенного королевства и .Франции, а также Советское Правитель­ ство должны сначала достичь ясной дого­ воренности по отводу рамок переговоров л но поводу основных подлежащих рассмот­ рению проблем. Для успеха л для того, чтобы избежать длительной затяжки, необ­ ходима надлежащая подготовка. Нота Со­ ветского Правительства от 9 апреля про­ ливает мало нового света па вопрос о том, каковы, по мнению Советского Правитель­ ства, должньГбыть средства для обеспече­ ния успеха любых таких переговоров. 3. В своей последней ноте Советское Правительство теперь выдвигает условие, что Германия не должна быть включена «в ту пли иную группировку держав, на­ правленную против какого-либо миролюби­ вого государства». ' . Предполагаемое вступление Германии в члены 05’едппенных Наций должно, ко­ нечно, сделать ненужным любое такое ус­ ловие. Ео всяком случае, 'Правительство Соединенных Штатов не могло бы принять кепие-либо положения, запрещающие Гер­ мании вступать в об’единенпе с другими ■государствами, которое . одна из сторон, подписавших мирный договор, когла бы произвольно счесть, как «направленное рротнв какого:лнбо миролюбивого государ­ ства».- Оно не может допустить, чтобы Терманля 'была лишена основного прису­ щего свободной н равной нации права об’единяться с другими нациями в мирных целях. Оно должно предполагать, что Со­ ветское Правительство также не сможет возражать против права Германии жту- пать в оборонительные соглашения. 4. В своей ноте от 25 марта Прави­ тельство Соединенных Штатов' указало, что оно оказывает полную поддержку усилиям, предпринимаемым свободными государствами Западной Европы, включая Германскую федеральную республику, с целью создать мирное европейское сооб­ щество и тем самым положить начало новой эре, в которой международные от­ ношения будут основываться на сотрудни­ честве, а не па соперничестве и недове- рнлі Правительство Соединенных Штатов приветствует создание такого европейско­ го сообщества, в котором будет принимать участие Германия. Германия разделена, ваг» как разделена Европа. Эта политика европейского единства но может угрожать интересам Советского Союза или какой- либо страны, политика которой посвящена поддержанию мнра. Поэтому Правительст­ во Соединенных Штатов пе отклонится от поддержки, оказываемой им этой политике. Оно более чем когда-либо убеждено в том, что эта политика представляет собою дей­ ствительный путь к миру. 5. Правительство Соединенных Штатов не несет ответственпости за то, что не удается распространить это сотрудничест­ во за его нынешние пределы. Оно по- прежнему готово рассмотреть с искрен­ ностью и доброй волей любые практиче­ ские п конкретные предложения, которые предназначены для уменьшения напряже­ ния и устранения существующих раско­ лов. 6. Германский мирный договор может быть разработай лишь в том случае, если будет существовать общегерманское пра­ вительство, образоваігное в результате свободных выборов и имеющее возмож­ ность участвовать с полной свободой в обсуждении такого договора. Поэтому в настоящее время невозможно вести пере­ говоры о положениях германского мирного договора. Правительство Соединенных. Штатов уже заявило о своих взглядах по поводу некоторых предложений Совет­ ского Правительства, в особенности по поводу ошибочного толковаіпгя террито­ риальных постановлений Потсдамского протокола и по поводу намерения Совет­ ского Правительства поставить Германию в положение постоянной изоляции от За­ падной Европы, обязав ее в то же время обеспечить свою оборону исключительно средствами, ее 'собственных национальных вооруженных сил. Советские предложения означали бы наложение постоянных оков на права Германии вступать в междуна­ родные об’еднненпя п вызвали бы состоя­ ние постоянного напряжения и неуверен­ ности в центре Европы. 7. Общегерманское правительство, об­ разованное в результате свободных выбо­ ров, должно быть само свободным. Необ­ ходимо, нгобы такой свободой оно облада­ ло как до, так н после подготовки лирно­ го договора в ;юде переговоров. Оно долж­ но быть в состоянии сохранить свой под­ линно представительный характер, при­ нять на себя обязанности как правитель­ ство воссоединенной Германии и сыграть свою полную роль в обсуждении мирного договора. Этот вопрос о свободе поэтому неотделим от проблемы выборов. Советг ское Правительство все еще не сообщило о 'своих взглядах по этому поводу. Прави­ тельство Соединенных Штатов должно в особенности спросить, считает ли Совет­ ское Правительство, что общегерманское правительство, образованное в результате свободных выборов, шходнлось бы под контролем четырех держав впредь до за­ ключения лирного договора, или же Со­ ветское Правительства согласно с тем, что общегерманскоо правительство должно об­ ладать необходимой свободой действий и полномочиями, присущими правительству. 8 . Правительство Соединенных Штатов счастливо отметить, что Советское Прави­ тельство теперь согласно в принципе с тем, что должны иметь место свободные выборы по всей Германии. Однако такие свободные выборы могут состояться лишь в том случае, если во всех частях Герма­ нии будут существовать необходіиые ус­ ловия л если эти условия будут сохра­ няться не только в день голосования и до него, но также и впоследствии. Поэтому необходимый первый щат должен иметь своей целью обеспечение таких условий. Пначе не ножет быть достигнуто никакого прогресса. В последние годы восточная часть Германии развивалась в направле­ нии, все более отклоняющемся от основно­ го пути развития Германии. Это является одной из главных .причин того, почему требуется беспристрастное расследование, прежде чем могут иметь место выборы. 9. Одиако Советское Правительство не согласно с тем, чтобы международная ко­ миссия, созданная Генералыіой Ассамб­ леей Об’еднненных Наций, провела такое расследование по всей Германии. Оно ос­ новывает этот отказ на своем толковании статьи 107 Устава Объединенных Наций. По эта статья гласит: '«Настоящий Устав, ли в какой мере, пе лишает юридической силы действия, предпрігнятые или санкционированные в .результате второй мировой войны несущи­ ми ответственность за такие действия правительствами в отношении любого го­ сударства, которое в течение второй ми­ ровой войны было врагом любого из госу­ дарств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям». Эти слова явно но препятствуют Объе­ диненным Нациям рассматривать эти ас­ пекты германских дел. Это толковаіше бы­ ло поддержано Генеральной Ассамблеей Об’едпненных Наций подавляющим боль­ шинством. Однако, даже если принять ошибочное толкование, даваемое Советским Правительством Уставу, то и в этом слу­ чае ничто не мешает четырем державам воспользоваться комиссией Об’едннеппых Наций для определения условий, в кото­ рых могли бы быть проведены подлинно свободные выборы по всей Германии. 10. Вместо этого, Советское Правитель­ ство выдвигает положения о том, что от­ ветственность по проведению. расследова­ ния могла бы быть возложена на комис­ сию, образованную четырьмя оккупирую­ щими державами. Прежде чем Правитель­ ство Соединенных Штатов могло бы чув­ ствовать уверенность в том, что это пред­ ложение обеспечит беспристрастное рас­ следование, ему необходимо было бы знать, каковы были бы состав и функции такого органа. Комиссия, составленная исключительно ігз членов, несущих пря­ мую ответственность в Германии, была бы одновременно и судьей и заинтересованной стороной. Опыт того периода, в течение которого четыре державы осуществляли совместный контроль над Германией, гово­ рит о том, что комиссия не смогла бы прігггн к полезному решению. Таким обра­ зом, это привело бы ік значительной от­ тяжке' выборов. Правительство Соединен­ ных Штатов не может пройти мимо того факта, что назначение комиссии четырех держав могло бы быть истолковано как шаг в направлении восстановления конт­ роля четырех держав над Германией. Это был бы шаг назад, который не соответст­ вовал бы конституционным переменам в федеральной республике. 11. По этой причине Правительство Соединенных Штатоз отдает свое предпо­ чтение комиссии Об’единенных Наций: она ужо существует, ее функции определены и она может начать действовать без про­ медления. Тем не менее Правительство Соединенных Штатов готово изучить лю­ бую возможность для выяснения того, су­ ществуют ли условия свободы на терри­ тории всей Германии для проведения под­ линно свободных выборов. Правительство Соединенных Штатов в согласии с прави­ тельствами Соединенного королевства и Франции и после консультации с прави­ тельством Германской федеральной рес- пуб.пгки и германскими властями в Бер­ лине, соответственно вносит следующие предложения. I. Беспристрастная комиссия должна немедленно установить, существуют ли в советской зоне Германии, а также в Гер­ манской федеральной республике и во всех секторах Берлшта условпя, необходимые для проведения свободных выборов и, ес­ ли пет, доллпіа рекомендовать для рас­ смотрения четырьмя державами, несущи­ ми ответственность в Германии, шаги, ко­ торые должны быть предприняты для соз­ дания таких условий. Четыре державы должны обеспечить необходимые условия для проведения такой комиссией расследо­ вания в Германской федеральной респуб­ лике, в советской зоне л во всех секторах Берлина. Три западные державы н прави­ тельство Германской федеральной респуб­ лики уже заявляли о своей готовности сделать это. И. Четыре державы должны использо­ вать для этой дели комиссию Об’едипеп- ных Наций, которая уже имеется. Это явится, п о вп д им о ііу , самым быстрым и наиболее практичным способом действия. Ш. Несмотря на то, что Правительство Соединенных Штатов определенно предпо­ читает процедуру, изложенную в пункте П выше, оно готово рассмотреть любые другие практические и конкретные пред­ ложения относительно беспристрастной ко­ миссии по расследовапіпо, которые Совет­ ское Правительство может пожелать сде­ лать при одном условии, что они будут способствовать скорейшему проведению свободных выборов по всей Германии. IV. Как только будет подготовлен до­ клад такой беспристрастной комиссии, представители правительств Соединенного королевства, Соединенных Штатоз, Фран- цігп и Советского Союза встретятся, чтобы рассмотреть его с целью достижения со­ глашения о: а) проведенігн в скором времени свобод­ ных выборов по всей Германии, включая создаппс там, где это необходимо, соответ­ ствующих условий; п б) о заверениях, которые должны быть даны четырьмя державами в том, что об­ щегерманское правительство, образованное в результате этих свободных выборов, бу­ дет обладать необходимой свободой дейст­ вий в течение периода до вступления в силу мирного договора». Нота Советского Правительства от 24 мая 1952 года В связи с нотой Правительства. США Ьт 13 мая с. г. Советское Правительство считает необходимым заявить следующее. 1. 0 неотложности решения германского кспрсса и о затягивании западными дер­ жавами нотной псрописки по этому оопросу. В ноте от 10 марта с. г. Совет­ ское Правительство предложило прави­ тельствам США, Великобритании и Фран­ ции совместно обсудить вопрос о заклю­ чении -мирного договора с Германией и об образовании общегерманского правитель­ ства. Чтобы облегчить и ускорить подго­ товку мирного договора с Германией, Со­ ветское Правительство представило свой проект этого договора, выразив вместе с тем готовность рассмотреть и другие воз­ можные предложения по этому вопросу. Советское Правительство считало и счи­ тает необходимым безотлагательно разре­ шить этот вопрос, руководствуясь интере­ сами укрепления мира в Европе и необ­ ходимостью удовлетворения законных на­ циональных' требований германского на­ рода. Поскольку в ответной ноте Правитель­ ства США от 25 марта было выдвинуто, в связи с вопросом об образовании обще­ германского правительства, предложение об обследовании условий ировэденпя все­ общих выборов в Германии, Советское Правительство в нбте от 9 апреля согла­ силось с ‘таким предложением, настаивая, однако, на' том, чтобы указанное обследо­ вание было проведено не комиссией Орга­ низации Об’едпненных Наций, к компе­ тенции которой не относятся вопросы нпрного урегулирования с Германией, а беспристрастной комиссией четырех дер­ жав, выполняющих оккупационные функ­ ции в Германии. Вместе с тем. Советское Правительство вторично предложило Пра­ вительству США, а рзвным образом и правительствам Великобритании и Фран­ ции, не откладывать дальше рассмотрение зпгрного договора с Германией, а также вопроса об об’еднненпи Германии и о соз­ дании общегермаиского правительства. Несмотря на то, что Советское Правитель­ ство приняло предложение Правительства США о проверке наличия условий для проведения в Германии свободных всеоб­ щих выборов и что предложение Совет­ ского Правительства о назначении комис­ сии для проведения такой проверки по соглашению между четырьмя державами обеспечивает об’ективность и бесприст­ растность указанной комиссии, решение вопроса о мирном договоре с Германией и об об’единении Германии, как свидетельст­ вует нота Правительства США от 13 мая, вновь откладывается на неопределенное время. Пэ указанной ноты видно, что Правительство США отказывзетсл и от того, чтобы четыре державы приступили, наконец, к обсуждению эпгх вопросов бсо дальнейших отлагательств. Вместо этого Правительство США в своей ноте от 13 мая выдвинуло целый ряд новых предварительных условий, ко­ торых оно не выдвигало в ноте от 25 мар­ та и о которых оно- теперь предлагает договориться путем продолжения нотной •переписки, прежде чем приступить к непосредственным переговорам. Так, в но­ те от 13 мая Правительство США предла­ гает до начала непосредственных пере­ говоров договориться «по поводу ранок переговоров и по поводу основных подле­ жащих рассмотрению проблем», а также продолжить нотную переписку по поводу состава и функций комиссии но про­ верке в Германии условий всеобщих вы­ боров и т. п. Все эти факты свидетельствуют о том, что Правительство США продолжает оття­ гивать заключение мирного договора с Германией и решение вопроса об об*едігне- ипи Германии и об образовании общегер­ манского правительства. Только этим можно об’ясннть то обстоятельство,, что в ноте от 13 мая Правительство США вновь выдвинуло ряд вопросов для продолжения потной переписки, которая и без того за­ тянулась иа несколько месяцев, вместо того, чтобы четыре державы приступили к непосредственным переговорам и нача­ ли совместное рассмотрение мирного до­ говора с Германией и всех связанных с этим вопросов. При таком паложенин как в Германии, так и за ее пределами, не может не ук­ репиться мление, что Правительство США в действительности не стремится к тому, чтобы был заключен мирный договор с Германией и чтобы был положен конец расколу Германии. Между тем без заклю­ чения мирного договора и об’единения Германии ие может быть восстановлено независимое и полноправное германское государство, выражающее подлинную во­ лю всего германского народа. 2 ..0 сепаратных соглашениях западных держав с Западной Германией и об их по­ пытках уклониться от заключения мир­ ного договора с Германией. Советское Правительство считает необходимым об­ ратить особое вииманио на то, что одно­ временно с продолжающейся нотной пе­ репиской Правительство США вместе с правительствами Великобритании и Фран­ ции ведет сепаратные переговоры с бонн­ ским правительством Западной Германии о заключении так яаз. «общего» договора. В. действительности это никакой не «об­ щий» договор, а сепаратный договор, ко­ торый фальшиво назван «общим» для обмана парода. Таким образом грубо нару­ шается ІІотсдамскоо соглашение, которым иа четыре державы — США, Великобри­ танию, Францию и С€€Р возложена под­ готовка мирного договора с Германией. Несмотря на секретный характер пере­ говоров, ведушихся с боннским прави­ тельством, и несмотря на то, что полный текст этого сепаратного соглашения до сих пор не опубликован, из появившихся в печати данных содержание этого сепа­ ратного договора стало уже известно. Из этих данных видно, что подготовленный правительствами США,. Великобритании и Франции указанный сепаратный договор с Западной Германией отнюдь не ставит целью предоставление самостоятельности и независимости Западной Германии. Вме­ сто с формальной отменой оккупационного статута этот договор сохраняет режим фактической военной оккупации, оставляя Западную Германию в зависимом и под­ чиненном положении по отношению к Правительству США. а также Великобри­ тании и Франции. Вместе с тем, путей заключения этого сепаратного договора с Западной Герма­ нией правительства США, Великобритании и Франции легализуют восстановление германской армии, возглавляемой гитле­ ровскими генералами, а, значит, откры­ вают путь к восстановлению агрессивного западногерманского милитаризма. На дело этот договор является открытым военным союзом США, Великобритании и Франции с правительством Западной Германии, при помощи которого германский парод вовле­ кается боннским правительством в подго­ товку повой войны. Наряду с этим правительства США, Великобритании и Франции добиваются включения Западной Германии в созда­ ваемую ими под названием «европейское оборонительное сообщество» группировку государств — Франции, Западной Герма­ нии, Пталии, Бельгии, Голландии и Люк­ сембурга. Это самозванное «европейское сообщество» дол:кно стать составной ча­ стью* Северо-Атлантического блока и соз­ дать так паз. «европейскую армию», ку­ да должны войти восстанавливаемые пыпе в Западной Германии немецкие во­ оруженные силы.' Совершенно очевидно, что цель создания «европейского сообще­ ства» и «европейской армии» заключает­ ся не только в том, чтобы легализовать ремилитаризацию Западной Германии, как это уже и осуществляется фактически, но и включить Западную Германию в агрес­ сивный Северо-Атлантический блок. Всем известно, что именно в последнее время Правительство США добивается то­ го, чтобы всемерно ускорить как заклю­ чение указанного сепаратного договора с Западной Германией, так и включение Западной Германии в «европейское сооб­ щество». Тем самым стремятся не только окончательно оторвать, по н противопо­ ставить одну часть Германии другой ча­ сти Германии. Это означает, что Прави­ тельство США заинтересовано но воб’едп- ненин Германии и не в мирном договоре с Германией, а в том, чтобы путем новых сепаратных соглашений ещо крепче, чем до сих нор, связать Западную Германию и восстанавливаемую западногерманскую армию с Северо-Атлантическим блоком держав, что несовместимо с перспективами мирного развития в Европе. Все это показывает, что в настоящее время происходит сговор между реван­ шистскими правящими кругами Западной Германии и Северо-Атлантической груп­ пировкой держав. Этот сговор может быть основан только иа условии поддержки ре­ ваншистских стремлений боннского пра­ вительства Аденауэрз, подготовляющего развязку новой войны в Европе. Только агрессивным целям германских реванши­ стов может служить восстанавливаемая теперь западногерманская армия во главе с фашистско-гитлеровскими генералами. С другой стороны, включение такой западно- германской армии в так паз. «европей­ скую армию», а, следовательно, и в ар­ мию Северо-Атлантического блока еще больше подчеркивает агрессивный харак­ тер всей Северо-Атлантической группи­ ровки. " В свете этих фактов ипкто ие поверит тому, что подготовляемое ныне созданпе «европейского сообщества» и «европей­ ской армии» может представлять собой «путь к миру»,, как это говорится в аме­ риканской ноте от 13 мая. Действитель­ ный смысл указанного сговора Северо- Атлантического блока с Правительством Аденауэра может заключаться лишь в дальнейшем усилении агресснвиого харак­ тера Северо-атлантической группировки держав, стремящейся ныио к прямому об’сдинению с германскими реваншистами, которые представляют собой наиболее аг­ рессивные круги в Европе. Заключение с боннским правительством Западной Германии соглашений вроде уже названного сепаратного договора или сог­ лашения о «европейском сообществе» на­ кладывает на эту часть Германии новые обязательства, усиливая ее зависимость от оккупирующих держав и создавая новые затруднения для об’единепня с восточной частью Германии, которая не связана та­ кими обязательствами и развивается в условиях, благоприятствующих нацио­ нальному об’единешпо Германии в единое, независимое, демократическое и миролюби­ вое государство. Стремление Правительст­ ва США как можно скорее заключить ука­ занные выше сепаратные соглашения с За­ падной Германией, в то время как пере­ говоры о мирном договоре и об’единеини Германии все снова л снова отклады­ ваются, означает, что имеется намерение путем указанных сепаратных соглашений поставить германский народ перед совер­ шившимися фактами: германский народ будет поставлен перед фактом ремилита­ ризации Западной Германии и перед фак­ том оставления оккупационных войск в Западной Германии, а на пути заключе­ ния мирного договора и об’единения Гер­ мании будут воздвигнуты непреодолимые в настоящее время препятствия. лять о признании необходимости мирного договора и об’единения Германии, а, с другой стороны, делать все для того, чтобы затруднить и помешать заключе - 0 ншо мирного договора о Германией и вос­ становлению единого германского госу­ дарства. Это ведет к подрыву лсякото до­ верия к двойственной политике таких держав и ставит германский народ перед необходимостью искать своп пути к мир­ ному договору и национальному об’единс- нпю Герзаннн. 3. Предложение Советского Правитель­ ства. Несмотря на наличие разногласий по вопросу о мирном договоре о Германией, п. также по вопросу об об’едпнении Гер­ мании и образовании общегермаиского правительства, Советское Правительство вновь предлагает Правительству США, а также правительствам Великобритании и Франции приступить к ' совместному об­ суждению этих вопросов и не допускать дальнейших оттяжек в этом деле. Продолжение рассмотрения этих вопро­ сов в порядке дальнейшей нотной пере­ писки не может дать тех результатов, какие могут быть достигнуты прй непос­ редственных переговорах, а может лишь осложнить достижение соглашения. к Меж­ ду тем, дальнейшее затягивание решения вопроса о мирном договоре и об*едннонли Германии не может по вызывать законноп> недовольства германского народа, не гово­ ря ужо о том, что такого 'рода затяжки в этом деле противоречат интересам уста­ новления нормальных и прочных отноше­ ний между Германией и соседними госу­ дарствами. а также интересам укрепления всеобщего мира. Советское Правительство исходит при этом пз того положения, что при выра­ ботке мирного договора с Германией как Правительство СССР, так н правительства США, Великобритании и Франции будут руководствоваться постановлениями Пот­ сдамского соглашения, в частности в воп­ росе о границах Германии, как на это уже указывало Советское Правительство в но­ те от 9 апреля. Что касается общегерманского прави­ тельства и его полномочий, то, разумеет­ ся, это правительство также должно ру­ ководствоваться Потсдамскими постановле­ ниями, а после заключения лирного до­ говора — постановтенпями мирного до­ говора, который должен служить уста­ новлению прочного мира в Европе. При этом Советское Правительство продолжает считать неот’емлемым правом германского народа иметь свои национальные воору­ женные силы, необходимые для обороны страны, без чего вопрос о полномочиях общегерманского правительства нельзя решить справедливым-и “ -достойный--об­ разом. г Предлатая безотлагательно приступить к непосредственным переговорам о мир­ ном договоре с Германией и об образова­ нии общегермаиского правительства. Со­ ветское Правительство исходит также из того, что никакие сепаратные соглашения той или другой части Германии с прави­ тельствами других государств не будут накладывать каких-либо обязательств на общегерманское правительство и что об- щегерманское правительство, подписавшее мирный договор, будет обладать ясени правами, какими обладают правительства других независимых, суверенных госу­ дарств. Аналогичные ноты Министерством Ино­ странных Дел СССР направлены в поеоль- Однако- нельзя, с одной стороны, заяв- етва Великобритании и Франции. -О- Иностранные отклики на ноту Советского правительства правительствам GHIA, Англии п Франціш о глирногл договоре с Германией ГЕРМАНИЯ БЕРЛПН, 25 мая. (ТАСС). Агентство АДН передало оегодня текст ответной ноты Советского правительства на ноты запад­ ных держав правительству СССР по гер­ манскому вопросу от 13 мая 1952 года. Все радиостанции Германской Демокра­ тической Республики передавали сегодня полный текст ноты правительства СССР западным державам по вопросу о мирном договоре с Германией. ЧЕХОСЛОВАКИЯ * ПРАГА, 25 еая. (ТАСС). Сегодня вече­ ром чехословацкое радио передало текст ноты Советского правительства правитель­ ствам США, Англии и Франціш о мирном договоре г. Германией. Этот новый доку­ мент советской вьешпей политики вос­ принят чехословацким народом как доку­ мент, полностью выражающий мнение всех миролюбивых людей, стремящихся к успешному решению германского вопроса и создают единого, демократического, ми­ ролюбивого н независимого германского государства. ФРАНЦИЯ ПАРПЖ, 25 мая. (ТАСС). Под крупным заголовком «С-ССР требует прямых и немедленных переговоров по германскому вопросу» газета «Суар-димаіпп» публикует на первой странице» сообщение о послед­ ней советской ноте правительствам США, А н г л и и и Франции о «ирном договоре с Германией. Газета подчеркивает, что новая совет­ ская нота о мирном договоре с Германией направлена правительствам трех западных держав накануне предстоящего подписания в Бонне «военного договора, официально закрепляющего создание нового вермахта, разделение Германии на две части, вклю­ чение Западной Германии в атлантическую ского правительства. коалицию и союз правительства Пинал — Шумана с немецкими мплнтарпстани; ко­ торые мучили и терзали оккупированную Францию». Газета подчеркивает стройное значение для Франции содержащихся в советской ноте конкретных предложений, направлен­ ных на созданпе единого, независимого, демократического я миролюбивого герзіан- ского государства. • , АНГЛИЯ - / ЛОНДОН, 25 мая. (ТАСС). Агентство Рейтер распространило изложение ноты Советского правительства правительствам западных держав о мирном договоре с Гер­ манией. Лондонское радио Несколько рзз передавало сообщение о новой поте Совет­ ского правительства. Лондонское радио подчеркивает тс те­ сто в советской ноте, где говорится, что сепаратный договор, которьгіі обсуждается сейчас в Бонне, является нарушением Потсдамского соглашения, что он направ­ лен не на предоставление независимости Западной Германии, а на то, чтобы про­ длить военную оккупацию н оставить За­ падную Германию в зависимом от трех западных держав положении и легализу­ ет восстановление германской армии, возглавляемой гитлеровскими генералами, и таким образом открывает пучь для вос­ становления агрессивного западногерман­ ского милитаризма. США НЬЮ-ЙОРК, 25 мая. (ТАСС). Как со­ общает нью-йоркское радио, министерства' иностранных дел США, Англии и Франции изучают новую поту Советского прави­ тельства о мирном договоре с Германией. Государственный департамент США пока официально не комментировал ноту Совет-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz